Военная реформа второй половины ХIХ века. Военная реформа в России в конце XIX века

Российская империя во второй половине XIX века переживала период постепенного отмирания феодального строя и становления капиталистических отношений. Кризис феодально-крепостнической системы усугубило поражение в Крымской войне 1853-1856 гг.

Перед страной остро встала необходимость в проведении коренных реформ – общественных, экономических, военных.

Нарастание революционной ситуации заставило царизм стать на путь отмены крепостного права и осуществить реформу 1861 года. Освобождение от крепостной зависимости и связанные с этим экономические реформы, коренным образом изменили социальное положение граждан.

Появилась возможность реформировать армию. План всеобъемлющих военных преобразований был разработан военным министром Д. А. Милютиным и в начале 1862 года одобрен Александром II.

Главной задачей реформ было создание массовой армии европейского типа, компактной в мирное время и способной к быстрой мобилизации в случае войны. Поэтому первыми мерами стали уменьшение срока солдатской службы до 15 лет, из которых 6 лет действительной службы для сухопутных войск, 9 в запасе; на флоте 10 лет – 7 лет действительной, 3 года в запасе, а также сокращение всякого рода вспомогательных войск. Солдаты дореформенной армии призывались практически пожизненно, поэтому войско не имело обученного запаса. В результате же реформ за несколько лет запас удалось увеличить более чем вдвое.

Для повышения эффективности системы управления войсками в 1864 году вся территория Российской империи была разделена на 15 военных округов, как бы копировавших структуру военного министерства на местах.

С целью разделения боевого и административно-хозяйственного управления войсками в рамках военного министерства был создан Главный штаб, которому на уровне округов по своим функциям соответствовали окружные штабы. Кроме того, была упорядочена и упрощена система управления армией, устранены дублирующие друг друга структуры, сокращен управленческий штат и вместе с ним расходы.

Другой важной задачей преобразования армии являлось ее перевооружение, острая необходимость в котором возникла в связи с растущей милитаризацией передовых держав Западной Европы и техническим прогрессом в военной сфере. Переоснащение войск и флота нарезным, казнозарядным и дальнобойным оружием, а также другой новой военной техникой повлекло за собой ряд реформ во всех отраслях военного дела.

Возникла необходимость предоставления солдатам и матросам элементарного образования. Изменились и тактические принципы ведения боевых действий.

На протяжении 60-х годов были разработаны и изданы новые воинские уставы, во многом изменившие систему боевой подготовки войск. Основные ее положения наиболее полно были раскрыты в учебнике тактики проф. Драгомирова, в основу которого были положены три условия обучения: 1. учить войска в мирное время только тому, что необходимо на войне; 2. учить солдат боевому делу необходимо в той последовательности, чтобы они получали ясное понятие о назначении предмета обучения; 3. учить преимущественно примером.

Успех обучения войск зависел в первую очередь от качества подготовки офицерского и унтер-офицерского состава. В связи с этим реформы коснулись и программы обучения офицерских кадров в военных училищах и академиях.

Следует отметить, что переход армии на новые образцы вооружения был бы невозможен без должного развития отечественной военной промышленности. К концу XIX в. крупные предприятия, производившие оружие, боеприпасы и военные суда, заняли ведущее место в экономике страны. Рост военного производства стимулировал развитие научно-технической мысли. Разработки и изобретения отечественных ученых устранили угрозу военно-экономической зависимости России от стран Западной Европы.

Также, весьма значимыми были социальные последствия реформы. В армии было введено обязательное обучение солдат грамоте (а по статистике, около 80% призывников не умели читать и писать), в результате чего средний образовательный уровень солдат значительно вырос.

Успех военных реформ Милютина был обусловлен глубоким пониманием взаимосвязи между процессами, происходившими в обществе и армии, а также системностью проведения преобразований, одновременной нацеленностью на конкретные быстрые результаты и на постепенное, глубокое улучшение военной сферы. В результате реформ Россия получила дешевые и компактные вооруженные силы, формирование которых не ложилось тяжким бременем на плечи населения, и которые полностью восстановили военный престиж страны.

Крымская война показала коренные пороки феодальной организации вооруженных сил, оказавшихся неспособными в военном столкновении с буржуазными государствами обеспечить оборону страны. Так, хотя Россия по численности населения превосходила Францию и Англию, вместе взятые, у России не оказалось обученных резервов, и в ходе войны русскую армию нечем было пополнять. Это объяснялось тем, что русская армия комплектовалась на основе рекрутского набора из податных сословий (крестьян и мещан). Солдаты служили по 25 лет, то есть практически пожизненно. Поэтому армия, как в мирное, так и в военное время имела фактически одну и ту же численность. Военно-обученного резерва для развертывания армии во время войны и восполнения боевых потерь практически не было.

Офицерский корпус комплектовался из дворян, то есть назначения на командные должности производились не за заслуги и знания, а по принципу сословной принадлежности по протекции. Отсюда крайне слабая общая и боевая подготовка командного состава, особенно высшего.

Запутанная, хаотическая система военного управления, устаревшее вооружение (как следствие отсталости промышленности), крайне слабая маневренность войск, вынужденных передвигаться к месту боевых действий пешим порядком, подчас тысячи километров из-за неразвитости сети железных дорог - все это дополняло общую неприглядную картину состояния армии. Необходимость военной реформы была ясна даже самодержавному правительству. Ее подготовка началась с 1862 г., когда военным министром был назначен генерал (в будущем фельдмаршал) Д. А. Милютин, либерально настроенный профессор Военной академии. Новый Устав о воинской повинности был введен в действие с 1 января 1874г.

Существо военной реформы заключалось прежде всего, в изменении системы комплектования армии и флота. Вместо набора рекрутов из числа податных сословий была введена всеобщая бессословная воинская повинность. Сроки действительной службы были установлены следующие: в армии 6 лет и 9 лет в запасе; во флоте - 7 лет и 3 года в запасе. Таким образом, новая система комплектования давала возможность создать резерв военнообученных вооруженных сил во время войны. Однако этот резерв был сравнительно небольшим из-за слишком длительных сроков действительной службы (6 и 7 лет). Армия не в состоянии была принять всех, подлежавших ежегодному призыву. Поэтому призывники тянули жребий. Тот, кому досталось по жребию, зачислялся на действительную службу, а остальные - в ополчение II разряда, которое практически на службу не созывалось.

Слишком длительные сроки действительной службы в армии сокращали число военнообученного резерва, отрицательно сказывались на обороноспособности страны. Но армия предназначалась царским правительством не только для обороны страны, но рассматривалась и как мощное орудие внутренней политики, вооруженная опора государственной власти. Для подавления крестьянских бунтов нужен был вымуштрованный солдат, покорно выполняющий любой приказ офицеров.


Как уже говорилось выше, Крымская война показала слабую подготовку офицеров. В ходе войны обнаружилась острая нехватка офицерских кадров, особенно младших офицеров, из-за потерь в боях и отсутствия подготовленных резервов. Поэтому важной задачей реформы явилось укрепление и обновление офицерских кадров, создание резерва офицеров на случай войны. Была создана широкая сеть военных училищ. В мирное время в офицеры, как правило, производились лица, окончившие военные училища и сдавшие соответствующие государственные экзамены. Для подготовки офицерского резерва на случай войны был учрежден институт "вольноопределяющихся". Лица с высшим образованием призывались на действительную службу на 6 месяцев, а со средним - на 1,5 года, затем держали экзамен на офицерский чин и увольнялись в запас младшими офицерами.

Реформа открыла дорогу в офицерский корпус разночинной интеллигенции, но только на должности младших офицеров. Генералы и старшие офицеры по-прежнему были в основном родовитыми дворянами.

Реорганизован был аппарат военного управления, все отрасли которого стали подчиняться военному министру (а по флоту морскому министру). Тогда как ранее во главе ряда отраслей военного управления (командующий гвардией, артиллерией, и т. д.) стояли великие князья, которые как члены императорской фамилии имели право непосредственного доклада царю, подчинялись министру и действовали бесконтрольно. Территория страны была разделена на 15 военных округов, во главе которых были поставлены командующие войсками военных округов. Таким образом, была создана стройная, единообразная система военного управления.

Проведена была военно-судебная реформа и отменены в армии телесные наказания. Однако избиение солдат офицерами продолжалось, по-прежнему между привилегированным офицерским составом и бесправной солдатской массой сохранялась пропасть, отделявшая "барина" от "мужика".

Важной составной частью военной реформы явилось перевооружение армии современным по тем временам оружием и строительство парового броненосного флота. Введены были новые военные уставы и перестроено обучение войск.

Введение

Тема военных реформ выбрана неслучайно, так как сейчас в нашей стране происходит реформа армии. В связи с этим изучение опыта военных реформ середины XIX века представляет практический и научный интерес.

Тема военных реформ 60-70х гг. освещена в общей литературе по отечественной истории: в многотомной истории СССР с древнейших времен до наших дней том 5, в общей историко-правовой литературе Лепихов М.И. История государства и права России. 1996, Исаев И.А. История государства и права России. 1996, Чистяков О.И., Новицкая Т.Е. Реформы Александра II,1998, Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М.,2004., в общих трудах по военной истории Леонов, Харичкин. Военные реформы в истории Российского государства (XIX-начало XX): опыт и уроки. Выпуск 3. М.,1994. , в монографиях посвященных истории царствования царя-реформатора Александра II Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце ХIХ столетия. М.: Мысль,1970. Гл. 5-8, Чистяков О.И., Новицкая Т.Е. Реформы Александра II,1998. . Военным реформам посвящена отдельная монография Зайончковского - Военные реформы 1860-1870 годов в России.

Основным историческим компонентом изучаемой темы стали законодательные акты, по осуществлению военных реформ, опубликованные в сборниках законодательных материалов. Полное собрание законов Российской империи, 1874. Собрание 2-е.Т. 49. Отд. № 52983, 1874.

Цель: раскрыть причины, содержание, последствия и значение военных реформ.

Для достижения этой цели ставятся задачи: рассмотреть суть нового порядка комплектования армии, изменения в её организации и управлении, охарактеризовать меры по перевооружению войск и изменения в подготовке и обучении войск.

военная реформа россия войско

Предпосылки и причины военных реформ середины XIX века

Первая половина XIX века характеризовалась все усиливавшимся кризисом феодально-крепостнической системы в результате развития в недрах её новых капиталистических отношений. Этот процесс разложения феодально-крепостнической системы обусловливал рост классовых противоречий и возникновение новой буржуазной идеологии.

Боязнь революционного взрыва и стремление упрочить систему государственного управления вызывали необходимость отдельных мелких реформ, рассчитанных на сохранение основ феодально-крепостнического строя. Мероприятия эти обусловливались также и экономическими изменениями, происходившими под влиянием развития капитализма.

Однако эти незначительные реформы не могли внести какие-либо существенные изменения в условиях кризиса всей системы феодально-крепостнического государства.

В области внешней политики царизм выступал в роли всеевропейского жандарма, ставя своей задачей сохранить феодально-крепостнические порядки и в Западной Европе.

Отсталость крепостнической экономики, загнивание всей системы самодержавно-дворянского государства в целом, все это обусловливало состояние одного из основных орудий государственной власти - армии. Военное поражение в Крымской войне не оставило ни у кого сомнений в необходимости преобразований в военной области.

Снабжение войск стрелковым оружием осуществлялось тремя заводами: Тульским, Сестрорецким и Ижевским, производительность которых была рассчитана на изготовление сто тысяч ружей в год. Вследствие примитивного оборудования этих заводов и низкой производительности крепостного труда изготовлялось в среднем лишь 52000 ружей. Не в лучшем состоянии находилось и производство пороха. Пороховые заводы - Казанский, Охтенский и Шостенский изготовляли ежегодно немногим более пятидесяти тысяч пудов пороха, что составляло около 50% их производственных возможностей.

Стрелковое вооружение состояло почти исключительно из гладкоствольных ударных и кремневых ружей. Дальность стрельбы из этих ружей не превышала трехсот шагов при весьма незначительной точности попадания.

Вооружение артиллерии состояло из гладкоствольных, заряжающихся с дула пушек, чугунных и медных. Прицельная дальность из орудий как полевой, так и тяжёлой артиллерии не превышала 400-500 сажен.

В силу этого вооружение армии было крайне несовершенным и недостаточным в количественном отношении.

К началу 50-х годов русская армия состояла и регулярных и иррегулярных войск, общей численностью в 1084700 человек.

Особенность дореформенной армии заключалась в том, что численный состав её почти не изменялся в военное время, то есть армия не имела возможностей для развёртывания во время войны; это объяснялось спецификой её комплектования.

Комплектование армии рядовым составом производилось по рекрутскому уставу 1831 г. Военная служба являлась обязательной лишь для податных сословий. Срок службы был установлен в двадцать пять лет. Призывной возраст от двадцати до тридцати пяти лет. Ежегодный контингент рекрутов составлял в среднем восемьдесят тысяч.

Рекруты, зачисленные в армию, освобождались от крепостной зависимости. Следовательно, в условиях существования крепостного права нельзя было увеличить количество призываемых и создать кадры обученного запаса.

С 1834 года солдаты, прослужившие в армии 15-20 лет, увольнялись во временные отпуска, что имело своей целью обеспечить развёртывание армии в случае войны. Однако эта мера не принесла каких-либо существенных результатов.

Комплектование армии офицерами производилось из числа окончивших кадетские корпуса и специальные военные училища, из "недорослей из дворян", не получивших никакого образования и поступавших в армию добровольно юнкерами, и унтер-офицеров общих сроков службы, то есть призываемых по рекрутскому набору.

Всё обучение характеризовалось подготовкой войск к смотрам и парадам, а не к действиям на войне. Боевая подготовка осуществлялась в духе прусской фронтовой муштры, ставившей своей задачей превращение солдата в бездушного манекена, лишённого какой бы то ни было инициативы и способного лишь механически выполнять команду начальства.

Эта система обучения войск целиком соответствовала классовым интересам феодально-крепостнического государства в период его разложения.

Анализируя состояние русской армии накануне реформ можно сделать следующие выводы:

Отсталость феодально-крепостнической экономики обусловливала несовершенство вооружения русской армии.

Недостатки комплектования, методов обучения войск и организации армии, также определялись всей системой феодально-крепостнического государства, и никакие, даже частные, улучшения не были возможны в условиях существования этой системы.

Общее состояние армии отражало в себе, как в фокусе, процесс загнивания всей системы самодержавно-крепостнического государства.

Третий параграф. В нем речь идет о реформах русской армии в 19 веке. Реферат легко оформить ка доклад, эссе, контрольную или творческую работу. Уникальность текста 80%. Можно приобрести весь реферат за 150 р. на сайте Автор 24 . Параграфы 4 – 5 и Заключение будут выложены отдельно.

В начале 19 в. в России были проведены серьезные военные реформы. Это обуславливалось процессом разложения феодализма и переходом к новым капиталистическим отношениям. Дворянская элита страны активно противодействовала изменениям в армии и флоте, поэтому радикальные реформы военной сферы были отодвинуты во времени до второй половины 19в.

Александр I, вступив на престол в 1801 г. провозгласил курс на реформирование всех сторон жизни, государства, в том числе и в военной области. В 1802 г. проведена реорганизация центрального военного управления. Вместо Военной и Адмиралтейской коллегий, создаются Военные и Морские министерства. Проведены реформы в организации войск.

В пехоте и кавалерии постоянным войсковым соединением стала дивизия, состоявшая из 2-3 бригад двух полкового состава и артиллерийской бригады. Дивизии сводились в корпуса – высшие соединения, как в пехоте, так и в коннице. Корпус имел, как правило, две дивизии и две артиллерийских бригады. Корпуса объединялись в армии.

Так, в начале 1812 г., войска были сведены в 8 пехотных, 4 кавалерийских корпуса и два казачьих отряда и распределялись между 1- й и 2- й Западными, 3- й Резервной и Дунайскими армиями. Увеличилось число егерских полков, способных вести бой в рассыпном строе.

Русская армия 1809г, получила на вооружение более совершенное 7-линейное кремневое ружье, что позволило ввести обучение войск прицельной стрельбе. При участии генерала П. И. Багратиона и военного министра. М. Б. Барклая-де-Толли были разработаны и введены новые уставы и наставления. Некоторое усовершенствование получила система подготовки офицерских кадров, расширена сеть военно-учебных заведений.

Эти изменения положительно сказались на русской армии, которая во время Отечественной войны 1812 г под командованием М.И. Кутузова разгромила сильнейшую в мире того времени армию Наполеона.

Поражение в Крымской войне 1853 – 1856 гг. заставило руководство страны предпринять более радикальные преобразования системы вооруженных сил. В 1861г. на должность военного министра был назначен генерал Д. А. Милютин (1816-1912 гг.) – сторонник реформ в армии, сумевший при скромных экономических возможностях государства поднять мощь русской армии. В 1862 г. он представил царю, проект военной реформы, который одобрил его. Россия вступила в полосу военных реформ, которые продолжались до 1874г.

Цель этих реформ состояла в создании массовой армии, в ликвидации военной отсталости России, выявленной в Крымской войне 1853-1856 гг.

Основные мероприятия реформы:

замена рекрутских наборов всесословной воинской повинностью. Согласно принятому Уставу о воинской повинности (1874г.) к службе привлекались все мужчины, достигшие 20-летнего возраста. Срок действительной службы в сухопутных войсках определялся в 6 лет и затем 9 лет в запасе, на флоте – 7 лет и 3 года в запасе.

Устав освобождал от военной службы служителей религиозного культа, преподавателей, врачей, народов Средней Азии и Казахстана, Крайнего Севера и Дальнего Востока, Кавказа. Освобождались от призыва в армию по семейному положению (единственный сын, если он был кормильцем семьи).

В целом по стране число ежегодно призываемых в армию не превышало 30%, от лиц призывного возраста. Люди, имевшим образование, получали льготы: для окончивших высшие учебные заведения срок действительной службы сокращался до шести месяцев, гимназии – до- полутора лет.

Переход к всеобщей воинской повинности позволил государству сократить численность армии в мирное время и значительно увеличить контингент военно-обученного запаса. Его численность к концу века составила около 3 млн. человек.

Реформа военного образования

Поведена реформа военного образования, подготовки и переподготовки офицерских кадров. В 60 -х годах 19 в. проведены преобразования военно-учебных заведений. Их цель заключалась в том, чтобы готовить преданные Отчизне, хорошо образованные и обученные военному делу кадры офицеров.

Были открыты две новые академии; Военно-юридическая и Морская. В конце века в России насчитывалось шесть военных академий (Генерального штаба, Медико-хирургическая, Артиллерийская, Инженерная, Юридическая и Морская). Но количество слушателей в них было небольшим. Например, в Артиллерийской академии число слушателей не превышало 60 человек.

Средняя военная школа была серьезно реформирована. Вместо кадетских корпусов создавались военные гимназии, которые давали общее среднее образование и готовили юношей к поступлению в военные училища, и прогимназии с четырехлетним сроком обучения для подготовки к поступлению в юнкерские училища.

В начале 60-х годов создаются военные и юнкерские училища. В военных училищах срок обучения был три года, туда принимались юноши, закончившие военные гимназии. В военных училищах внутренний распорядок был основан на выполнении строжайшей воинской дисциплине.

Юнкерские училища готовили офицеров из лиц, не имевших общего среднего образования, а также из армейских низших чинов, вышедших из дворянских и обер-офицерских семей. качество военных знаний, даваемых юнкерам, было боле низким, чем в военных училищах.

Для подготовки технических специалистов были созданы оружейные, технические, пиротехнические, топографические, фельдшерские и другие школы. В целях усовершенствования военных знаний и переподготовки офицеров учреждались одногодичные школы.

Итоги реформы:

  • В итоге реформы военной школы заметно улучшилась подготовка командных и инженерно-технических кадров, увеличилось их число. К концу 19в. в год в среднем выпускалось 2 тысячи офицеров, что позволяло обеспечивать до 80% вакансий в армии и на флоте.
  • В 1882 году военные гимназии были ликвидированы. Одновременно правительство восстановило кадетские корпуса как закрытые дворянские учебные заведения.
  • В итоге реформы военной школы значительно улучшилась подготовка командных, и инженерно технических кадров, увеличилось их численность.

К концу 19в. ежегодно обучалось:: в кадетских корпусах около 12 тыс. человек, – в военных училищах 5,5 тыс. человек, – в юнкерских 2,8 тыс. человек, – в академиях 850 человек.

Глубокие реформы были произведены в области военного управления и организации войск. Центральное управление по-прежнему осуществляло Военное министерство, которое состояло из:

  • 1) Военного совета;
  • 2) Канцелярии;
  • 3) Главного штаба;
  • 4) Главных управлений.

Полномочия министерства увеличивались: теперь вся армия находилась в его подчинении, включая гвардию и действующую армию.

Была создана военно-окружная система

Страна была разделена на 15 военных округов во главе с командующими, которые подчинялись императору. Контроль над командующими округами осуществляло военное министерство. Верховное командование над всеми вооруженными силами осуществлял император, его ближайшим помощником был военный министр.

Перевооружение армии

Важная составная часть военных реформ – перевооружение армии и флота. На вооружение русской пехоты стало поступать нарезное стрелковое оружие – винтовка системы Бердана, а затем трехлинейная винтовка системы Мосина (1891 г.).

Берданка - однозарядная винтовка калибра 4,2 линии (10,67 мм) под металлический патрон. Заряжалась с казны. Разработана командированными в США русскими инженерами полковником А.П. Горловым и капитаном К.И. Гуииусом при содействии американского полковника X. Бердана. На вооружение были приняты винтовки Бердана № 1 (1868), № 2 (1870). Имелось 3 типа № 2 - пехотная, драгунская и казачья винтовки.

Мосин Сергей Иванович (1849-1902) - русский конструктор стрелкового оружия, генерал-майор с 1900 г. В 1890 г. создал «трехлинейную» винтовку - калибр 7,62 мм, магазинную пятизарядную. Винтовку модернизировали в 1910, 1930 и 1933 гг. Ее боевая скорострельность - 10-12 выстрелов в минуту, прицельная дальность - до 2 тыс. метров, масса со штыком - 4,5 кг, без штыка - 4 кг.

В артиллерийские части поступали стальные нарезные орудия. Во второй половине 19 в. парусный флот уступил место паровому броненосному флоту. К концу века Россия занимала в Европе третье место по количеству боевых судов: Великобритания имела 355 кораблей, Франция – 204, Россия – 107.

Реформаторы попытались улучшить материальное положение офицеров, повысить престиж военной службы. В 1859 г. были установлены более высокие оклады денежного содержания офицеров. В 1886 г. на 10-40% были увеличены оклады строевым офицерам. В результате годовое жалование составляло: у командиров корпусов – 10950 руб., начальников дивизий 5256 руб., командиров полков – 3711 руб., командиров батальонов – 1380 руб., командиров рот -1032 руб. Тем не менее, жалование русских офицеров в сравнении с жалованием французских или немецких офицеров было низким, порой уступало в два и даже три раза.

Военные реформы второй половины 19 в. имели прогрессивное значение. Боеспособность российской армии и флота возросли, что показала русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Комплекс мер по преобразованию русской армии, проведенный в 60-70-х гг. 19-го в. министром Милютиным.

Предпосылки военной реформы

Необходимость реформы русского войска назревала достаточно давно, однако очевидной она стала после поражения России в Крымской войне . Русская армия не только проиграла войну, но также показала свою полную несостоятельность и слабость, обнажились все недостатки - плохое оснащение, плохая подготовка солдат и недостаток человеческих ресурсов. Проигрыш сильно ударил по престижу правительства, и Александр 2-й решил, что необходимо срочно менять политику государства и провести полную реформу армии.

Изменения в армии начались еще в 50-х гг., сразу после войны, однако самые заметные реформы были проведены в 60-х выдающимся военным деятелем, тогдашним военным министром В.А. Милютиным, который хорошо видел все недостатки системы и знал, как от них избавиться.

Основная проблема армии заключалась в том, что она требовала слишком много денег на свое содержание, однако на войне себя не окупала. Целью Милютина было создать армию, которая была бы весьма малочисленна в мирное время (и не требовала бы много денег на содержание), но при этом могла быстро мобилизоваться в случае войны.

Главное событие всей военной реформы - Манифест о всеобщей воинской повинности. Именно это позволило создать армию нового типа, которая бы не страдала от недостатка солдат, но при этом не требовала огромных денег на содержание. Была отменена рекрутская система, теперь каждый гражданин России в возрасте старше 20 лет, не имеющий судимости, обязан был отслужить в армии.

Срок службы в большинстве войск составлял шесть лет. Откупиться от службы в армии или избежать ее другим способом было нельзя, в случае войны все население, прошедшее военную подготовку, мобилизовалось.

Однако, прежде чем вводить всеобщую повинность, необходимо было существенно изменить систему военного управления, чтобы в ней могли служить граждане всех категорий. В 1864 г. Россия была разделена на несколько военных округов, что значительно упрощало управление огромной державой и ее армией. На местах во главе сидели местные министры, которые подчинялись военному министерству в Петербурге.

Разделение на округа позволило сложить с военного министра дела, которые не касались всего государства, и передать их в ведение округов. Теперь управление было более систематизированным и эффективным, так как каждый военный чиновник имел определенный круг обязанностей на своей территории.

После упразднения старой системы управления было проведено полное перевооружение армии. Солдаты получили новое современное оружие, которое могло конкурировать с оружием западных держав. Военные заводы были реконструированы и теперь сами могли производить современное вооружение и технику.

Новая армия получила и новые принципы воспитания солдат. Были отменены телесные наказания, солдаты стали более подготовленными и образованными. По всей стране начали открываться военные учебные заведения.

Закрепить преобразования могли лишь новые законы, и они были разработаны. Кроме того, появился военный суд и военная прокуратура - это позволило улучшить дисциплину в армии и ввести ответственность офицеров за свои действия.

И, наконец, благодаря всеобщей повинности армия стала более привлекательной для крестьян, которые могли рассчитывать на неплохую военную карьеру.

Результаты и значение военной реформы

В результате проведения преобразований появилась совершенно новая армия, а также система военного управления. Солдаты стали более образованными, их численность значительно возросла, армия стала хорошо вооруженной и подготовленной. Благодаря мобильности новой системы государство могло тратить значительно меньше денег на содержание военных, но при этом рассчитывать на лучший результат.

Страна была готова к возможной войне.