Цитаты фридриха ницше. Афоризмы и цитаты фридриха ницше
Доброго всем времени суток! И у нас продолжается линейка цитат великих людей. Сегодня мы поговорим о Фридрихе Вильгельме Ницше.
Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше - мыслитель, филолог, композитор. Философия Ницше включает в себя особую оценки настоящего времени, поставившую под сомнение базовые принципы существующих форм морали, религии, культуры и обще-принятых форм общения, которые впоследствии отразились в философии жизни. Большинство писаний Ницше не поддаются однозначному пониманию, в связи с чем вызывают много споров.
Если Бог хотел стать предметом любви, то ему следовало бы сперва отречься от должности судьи, вершащего правосудие: судья, и даже милосердный судья не есть предмет любви.
Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!
Сражающемуся с чудовищами следует позаботиться о том, чтобы самому не превратиться в чудовище. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.
Надо учиться любить себя - любовью здоровой и святой, чтобы оставаться верным себе и не терять себя.
Независимость — удел немногих. Она — привилегия сильных
Мы более искренни по отношению к другим, чем по отношению к самим себе.
Лучше враг из цельного куска, чем друг приклеенный слегка.
Истина не многословна, для лжи слов всегда недостаточно.
Либо вы поднимитесь вверх на одну ступень сегодня, или соберитесь с силами, чтобы подняться на эту ступень завтра.
С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину - ко злу.
То, что не убивает меня, делает меня сильнее.
В стадах нет ничего привлекательного, даже если они бегут вслед за тобой.
Между религией и настоящей наукой нет ни родства, ни дружбы, ни вражды: они на разных планетах.
Мужество есть лишь у тех, кто ощутил сердцем страх; кто смотрит в пропасть, но смотрит с гордостью в глазах.
Самые умные люди, как и самые сильные, находят счастье в том, где другие нашли бы только катастрофу: в лабиринте, в суровости по отношению к себе и другим, в трудностях. Они наслаждаются властью над собой: для них аскетизм становится второй натурой, необходимостью, инстинктом.
Ни один победитель не верит в случайность.
Его книги пережили свою эпоху, а его мысли давно разобрали на цитаты
Об истине и разуме
1. И вы говорите мне, друзья, что не может быть споров о вкусах и взглядах? Но вся жизнь – это спор о вкусах и взглядах.
2. Убеждения являются более опасными врагами истины, чем ложь.
3. В конце концов, никто не может из вещей, в том числе и из книг, узнать больше, чем он уже знает.
О книгах
4. Общепринятые книги - всегда зловонные книги: запах маленьких людей пристаёт к ним.
5. Книгу, что вы любите, не надо занимать, ее нужно иметь.
О времени и истории
6. Тот, у кого нет две трети времени для себя, есть раб.
7. Мы - наследники совершавшихся в течение двух тысячелетий вивисекции совести и самораспятия.
8. Мы живём не ради будущего. Мы живём, чтобы хранить своё прошлое.
9. Время маленькой политики заканчивается. Уже следующее столетие приведёт к борьбе за господство на земле.
О человеке
10. Люди находят свою собственную жизнь намного приятнее, если перестают сравнивать ее с жизнью других людей.
11. Бог умер: теперь хотим мы, чтобы жил сверхчеловек.
12. Я искал великих людей, а находил всегда лишь обезьян их идеала.
13. В добропорядочных людях меня в последнюю очередь отталкивает зло, которое они в себе носят.
О власти
14. Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.
15. Быть великим - значит давать направление.
16. Господство добродетели может быть достигнуто только с помощью тех же средств, которыми вообще достигают господства, и, во всяком случае, не посредством добродетели.
17. Где бы я не находил жизнь, я находил также волю к власти.
О добре и зле
18. Самые ошибочные умозаключения людей суть следующие: вещь существует, следовательно, она имеет право на это.
19. Я ненавижу людей, не умеющих прощать.
О любви
20. Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.
21. «Возлюби ближнего своего» - это значит, прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» - И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.
22. Требование взаимности – это не требование любви, а тщеславия.
23. Хороший брак основывается на таланте к дружбе.
Обыкновенно прекрасная поверхность таит в себе непредсказуемую глубину.
Зачатие без греха? Эта догма порочит само зачатие. – Фридрих Ницше
Если кто-нибудь, хотя бы мысленно преодолевал грань, за которой находится мистическое, по возвращении его мысли были покрыты стигматами.
Человек, который претерпел длительные и сильные страдания, обязательно станет тираном.
Ф. Ницше: С помощью философии человек находит укрытие, в которое нет хода тирании, мир внутри себя, витиеватые душевные ходы, и это обстоятельство ужасно злит тиранов.
Догмы религии. Без них невозможно жить! Однако ещё никому не удалось их аргументировать. Наше существование отнюдь не доказательство, поскольку в череду его условий запросто могла прокрасться ошибка.
Понятие «христианство» таит в себе некое ошибочное понимание, ведь первый христианином был Иисус, а он погиб за веру. – Ницше
Истинный мужчина по природе своей малыш, которого интересуют только игры.
Церковь, какой бы она ни была, всегда обрезает крылья Сверхчеловеку, препятствуя всячески его воскрешению.
Продолжение лучших афоризмов и цитат Ф. Ницше читайте на страницах:
Очень умным людям начинают не доверять, если видят их смущение.
Человек – это канатный трос, протянутый между животным миром и сверхчеловеком, – канат провисает над бездной. В человеке драгоценно то, что он проложенная соединительная дорога, а не цель.
Факты не существуют – есть только интерпретации.
Все что не убивает меня, делает только сильнее.
В моей голове нет ничего, кроме личной морали, и сотворить себе право на нее составляет смысл всех моих исторических вопросов о морали. Это ужасно трудно – сотворить себе такое право.
Величественные натуры страдают от сомнений в собственном величии.
Кто хочет оправдать существование, тому надобно еще и уметь быть адвокатом Бога перед дьяволом.
Добродетель только тем дает счастье и некоторое блаженство, кто твердо верит в свою добродетель, – отнюдь не тем более утонченным душам, чья добродетель состоит в глубоком недоверии к себе и ко всякой добродетели. В конце концов и здесь вера делает блаженным! – а не, хорошенько заметьте это, добродетель!
Основатель христианства полагал, что ни от чего не страдали люди сильнее, чем от своих грехов: это было его заблуждением, заблуждением того, кто чувствовал себя без греха, кому здесь недоставало опыта.
Странно! Стоит лишь мне умолчать о какой-то мысли и держаться от нее подальше, как эта самая мысль непременно является мне воплощенной в облике человека, и мне приходится теперь любезничать с этим ангелом Божьим!
Идешь к женщине – бери плетку.
Для глупого лба по праву необходим, в виде аргумента, сжатый кулак.
Факт всегда глуп.
Совершенное познание необходимости устранило бы всякое долженствование, – но и постигло бы необходимость долженствования, как следствие незнания.
Есть степень заядлой лживости, которую называют чистой совестью.
Кто хочет быть управляющим для людей, должен в течение длительного периода времени обладать в их среде репутацией – найопаснейшего врага.
Одухотворяет сердце; дух же сидит и вселяет мужество в опасности. О, уж этот язык!
Кто чувствует несвободу воли, тот душевнобольной; кто отрицает ее, тот глуп.
Кому свойственно отвращение к возвышенному, тому не только да, но и нет кажется слишком патетическим, – он не принадлежит к отрицающим умам, и, случись ему оказаться на их путях, он внезапно останавливается и бежит прочь – в заросли скепсиса.
Верховный тезис: Бог прощает кающемуся, – то же в переводе: прощает тому, кто покорствует жрецу.
Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать – вверх.
Учение и апостол, который не видит слабости своего учения, своей религии и т.д., ослепленный авторитетом учителя и благоговением к нему, обыкновенно обладает большей силой, чем учитель. Никогда еще влияние человека и его дела не разрастались без слепых учеников.
Геройство – желание человека направляющегося к своей цели, все остальное в жизни он попросту перестает замечать и видеть. Героизм – это добровольный акт собственной гибели.
Мы хвалим то, что приходится нам по вкусу: это значит, когда мы хвалим, мы хвалим собственный вкус – не грешит ли это против всякого хорошего вкуса?
Мистические объяснения считаются глубокими. Истина в том, что они даже и не поверхностны.
В каждой религии религиозный человек есть исключение.
Чистый дух – чистая ложь.
По ту сторону Севера, по ту сторону льда, по ту сторону сегодня – наша жизнь, наша счастье.
Кровь – самый худший свидетель истины; кровью отравляют самое чистое учение до степени безумия и ненависти сердец.
Больные лихорадкой видят лишь призраки вещей, а те, у кого нормальная температура, – лишь тени вещей; при этом те и другие нуждаются в одинаковых словах.
В пылу борьбы можно пожертвовать жизнью: но побеждающий снедаем искусом отшвырнуть от себя свою жизнь. Каждой победе присуще презрение к жизни.
Вера спасает, – следовательно, она лжет.
Ни один победитель не верит в случайность.
Нужно гордо поклоняться, если не можешь быть идолом.
Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести.
Без музыки, жизнь была бы ошибкой.
Женщина – вторая ошибка Бога.
Когда благодарность многих к одному отбрасывает всякий стыд, возникает слава.
Буддизм не обещает, а держит слово, христианство обещает все, а слова не держит.
Сам Бог не может существовать без мудрых людей, – сказал Лютер, и с полным правом; но Бог еще менее может существовать без неумных людей – этого Лютер не сказал!
Смеяться – значит быть злорадным, но с чистой совестью.
Мы охладеваем к тому, что познали, как только делимся этим с другими.
Мученики только вредили истине.
Нужны новые уши для новой музыки.
Человек, ни разу не размышляющий о деньгах, почестях и влиятельных знакомствах, – да разве может он познать человечество?
Злой бог нужен не менее доброго – ведь и своим собственным существованием ты обязан отнюдь не терпимости и филантропии. Какой прок от бога, которому неведомы гнев, зависть, хитрость, насмешка, мстительность и насилие?
Филолог – это учитель медленного чтения.
Нечистая совесть – это налог, которым изобретение чистой совести обложило людей.
Человек забывает о своей вине, когда раскаивается в ней другому, но этот последний, как правило, всегда помнит ее.
Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.
Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов: в инстинкте мести.
Будь тем, кто ты есть!
Когда спариваются скепсис и томление, возникает мистика.
Кто в состоянии сильно ощутить взгляд мыслителя, тот не может отделаться от ужасного впечатления, которое производят животные, чей глаз медленно, как бы на стержне, вытаращивается из головы и оглядывается вокруг.
Источники
(кни-ги, филь-мы, про-из-ве-де-ни-я и т.п.) с ци-та-та-ми Фридриха Ницше
Об авторе
Фри?дрих Ви?льгельм Ни?цше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche, МФА: [?f?i?d??? ?v?lh?lm ?ni?t??]; 15 октября 1844(18441015), Рёккен, Пруссия - 25 августа 1900, Веймар, Германия) - немецкий философ, поэт, композитор, культуролог, представитель иррационализма. Он подверг резкой критике религию, культуру и мораль своего времени и разработал собственную этическую теорию. Ницше был скорее литературным, чем академическим философом, и его сочинения носят афористический характер. Философия Ницше оказала большое влияние на формирование экзистенциализма и постмодернизма, и также стала весьма популярна в литературных и артистических кругах. Интерпретация его трудов довольно затруднительна и до сих пор вызывает много споров.
Родился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813-1849). Во время обучения в гимназии проявил значительные способности к филологии и музыке. В 1864-69 Ницше изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В этот же период познакомился с сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии. На развитие Ницше также благоприятно повлияла дружба с Рихардом Вагнером, продолжавшаяся многие годы. В возрасте 23 лет был призван в прусскую армию и зачислен в конную артиллерию, но, получив травму, демобилизовался. Через три года он с воодушевлением воспримет начало Франко-прусской войны (1870-1871 гг.) и добровольцем уйдёт на фронт.
Ницше был блестящим студентом и приобрёл прекрасную репутацию в научных кругах. Благодаря этому он уже в 1869 году получил должность профессора классической филологии Базельского университета (в возрасте всего 25 лет). Там он проработал около 10 лет, несмотря на многочисленные болезни. Вопрос о гражданстве Ницше до сих пор вызывает острые разногласия. Согласно одним источникам, он оставался лицом без гражданства после отказа от гражданства Пруссии в 1869 году; однако другие источники утверждают, что Ницше стал гражданином Швейцарии.