Игры с водой: Море удовольствия. Летние развлечения с водой для детей

Жаль только, что мы, взрослые, уже забыли чувство радости и наслаждения от игр с водой, шлепания по теплым лужам босиком, громкие вопли при обливании друг друга, восторг от прыжков под «грибным» дождиком и другие приятные впечатления от встречи с водной стихией.

Наши «ворчалки-бурчалки» по поводу мокрых рукавов, платьев, маек надолго портят настроение малышей. Но ведь одежда высыхает быстрее, чем исчезает грусть и обида из детских глазок. Только совсем лишенные чувства юмора воспитатели и родители заставляют своих «утят» сидеть на «сухом» пайке.

Не отнимайте у детей возможность наслаждаться играми с водой, которые они любят в любом виде. Установите правила:
— нельзя играть там, где мокрый скользкий пол;
— лучшие игры с водой на улице в теплую погоду;
— в любое время дня вода нужна детям не только для игр;
— ребенок должен иметь возможность пить воду всегда, когда ему хочется;
— на летней прогулке нужно иметь поднос с индивидуальными стаканчиками, покрытыми красивой салфеткой, яркий кувшин или чайник с водой.

В жаркие летние дни организуйте с детьми игры с водой, или, как назвала их одна маленькая девочка, «мокрые игры».

В самых укромных уголках площадки, под тенистыми деревьями, удобно разместить столы, скамейки, оборудование для игр с водой: небольшие надувные бассейны, ванночки, тазики, лейки и пластмассовые баночки разной формы, плавающие и легко моющиеся игрушки, водные пистолеты, бутылочки-обливалочки и другие забавные, милые детскому сердцу предметы. Приобрести все это «богатство» помогут мамы и бабушки, а выносить их на прогулку удобно в ярких, легких пластмассовых корзинках или тазиках.

Примерные темы занятий по рисованию, конструированию из бумаги, проводящиеся до развлечения.

Радужные рыбки

Рисование с детьми 3-4 лет.

Ложкой положить краску 4-5 цветов на газету.

Приложить ладонь к краске, потом к бумаге (вертикально).

Повернуть листочек (ладошка оказалась в горизонтальном положении).

Нарисовать глазки и яркие пятнышки.

Рыбки-подвески

Конструирование из бумаги с детьми 5-6 лет.

  • Нарисовать на блестящей бумаге тело рыбки.
  • Вырезать и приклеить глаз.
  • Нарезать полоски из цветной бумаги, приклеить.
  • Наклеить на рыбку бумагу разной формы. Все лишнее обрезать.
  • Вырезать бумажные зубчики для плавника, наклеить на спинку рыбке.
  • Нарезать полоски из гофрированной бумаги для хвостика. Приклеить.
  • Липкой лентой приклеить ниточку, на которой будет висеть рыбка.

Подводный мир

Коллективная игра.

  • Нарисовать рыбку с узорами.
  • Вырезать, наклеить на общий лист.
  • Сделать много рыбок разной формы и узоров.
  • Нарисовать вокруг них волны, раковины, водоросли.

Как приятно почувствовать запах лета под струйками воды, обсыхая под лучами солнышка!

Ой-ей! Ой-ей-ей-ей!

Кто тут мокренький такой?

Кто тут голенький,

Да веселенький?

Эх, водичка хороша,

Хороша водичка!

Мокрые игры (игры с водой на улице)

1. Из пустого в порожнее.

Дети любят переливать воду из одного сосуда в другой, туда и обратно. Для этого нужны бутылочки из-под шампуней, баночки разных форм и размеров, кувшинчики, воронки. Во время игр с водой дети повторяют потешки о водичке.

2. Тонет-не тонет.

Дети рассматривают группу игрушек. В игре «отгадалки» называют, какие из этих игрушек плавают, а какие тонут. Раскладывают их в два ведерка разного цвета. Игра «Проверялка»: опускать игрушки в воду. Угадали - молодцы, а ошиблись - не беда: еще раз разложите игрушки в ведерки.

3. Тонущий кораблик.

Оборудование: большой таз, пластмассовые мыльницы или мисочки, лейки.

В большой таз, наполовину наполненный водой, дети опускают мыльницу или мисочку. Затем один ребенок наливает в нее из лейки немного воды, другие дети по очереди подливают туда воду так, чтобы кораблик не утонул. Все с интересом наблюдают, сколько времени удастся продержаться кораблику на воде.

4. Поиск сокровищ под водой.

Оборудование: большой прозрачный сосуд, мелкие предметы, игрушки, платочек.

Наполнить сосуд водой, положить туда тонущие предметы. Дети должны их увидеть, пощупать. Завязать глаза одному ребенку, который опускает руку в воду. Нащупав игрушку, называет ее. Эти же действия выполняют остальные дети.

5. Веселые пузырьки (водный оркестр).

Дети получают пластмассовые баночки с водой, пластмассовые соломинки. По сигналу начинают дуть в соломинки, опущенные в воду. Шум пузырьков можно сопровождать игрой воспитателя на металлофоне.

6. Водный ловишка.

Дети с зонтиками стоят в углу, в середине - воспитатель-дождик.

Дети. Где ты, дождик, побывал?

Что ты, дождик, поливал?

Дождик.

Побывал в саду,

Поливал ягоду.

Дети.

А какую ягоду

Ты полил в саду?

И клубнику, и малину,

И смородину!

Дети.

А крыжовник ты полил?

Дождик.

Не полил, забыл!

Дети.

Ой, вернись назад,

Да полей весь сад!

Дождик.

Раз, два, три, убегай,

Да под дождь не попадай.

Дети убегают, ловишка догоняет, стараясь облить каждого из бутылочки-обливалочки. Затем все вместе сохнут на солнышке.

Игры водяного

Летние развлечения для детей 4-5 лет.

Оборудование:

  • надувной бассейн или большой таз для Водяного;
  • костюм Водяного (дайте волю своему воображению), шапочки лягушек, рыбок для детей;
  • для оформления площадки - воздушные шары, детские работы с изображением подводного мира;
  • купальные шапочки;
  • яркие пластмассовые баночки, бутылочки, лейки и другие емкости, шланг для воды;
  • махровые полотенца;
  • цветные губки, мыльные пузыри;
  • для фокусов - пластмассовые чашки, салфетки;
  • «Мокрые угощения»: минеральная вода, соки, соломинки.

З.Котляр

«Познание»:
- ознакомление детей со свойствами воды (прозрачная, чистая, течет, льется, капает);
- развитие тактильных ощущений детей (сухое - мокрое, легкое - тяжелое);
- развитие познавательно-исследовательской деятельности (Почему мы видим свои ручки под водой? Сначала губка была легкой, а потом стала тяжелой, почему?).

«Социализация»:
- поддержание интереса к совместным играм; формирование умения играть вместе с другими детьми.

«Коммуникация»:
- обогащение и активизация словарного запаса детей (плывет, цветная, прозрачная, кораблик, отжимаю);
- развитие свободного общения детей и взрослых;
- формирование связной речи (помогать детям отвечать на вопросы).

«Здоровье»:
- закаливание организма ребенка через игры с водой.

«Чтение художественной литературы»
- формирование восприимчивости к чтению художественных произведений.

«Труд»:
- привлечение детей к выполнению простейших трудовых действий (предложить убрать после игры раздаточный материал на место).

«Безопасность»:
- знакомство детей с элементарными правилами обращения с водой (нельзя пить грязную воду).

Что нужно приготовить для игр с водой

Пластиковые стаканчики, поролоновые губки, пластиковые крышки, кисточки с краской, стаканчики с чистой и грязной водой, фартук, полотенце, куклу. И, конечно, воду.

Игры с водой в детском саду (3-4 года)

Вступление

Воспитатель и дети входят и здороваются с куклой, которая их встречает. Рассматривают куклу. Говорит, что кукла Юля приглашает всех поиграть с водичкой. Подводит к столу, на котором стоят два стакана с чистой и грязной водой (берет стакан с чистой водой).

В-ль: Посмотрите, какая вода в этом стаканчике, грязная или чистая? Правильно, чистая, прозрачная. Из чистой водички что можно приготовить? (ответы детей: суп, компот, чай и др.)

В-ль (берет стакан с грязной водой): А в этом стакане какая вода, чистая или грязная? Конечно, грязная. Где мы встречали такую грязную водичку? (на улице в луже)

В-ль: Ребята, Юля, скажите, какую воду можно пить, грязную или чистую? (чистую) Почему нельзя пить грязную воду? (ответы детей: там микробы, живот заболит, можно в козленочка превратиться и др.)

В-ль: А вы знаете, какую песенку поёт водичка? Послушайте и вместе с водичкой спойте её (берет кувшин и наливает воду в пластиковые прозрачные стаканчики по количеству детей). Ш-ш-ш, поет водичка (дети подражают).

Игра «Окрашивание воды»

В-ль: А ещё чистую, прозрачную водичку можно покрасить в разные цвета (берёт кисточку с краской на ворсе и окунает её в стаканчик с водой, размешивает).

Посмотрите, что стало с водичкой? (окрасилась, стала цветной) А вы хотите раскрасить свою водичку в стакане? (дети берут каждый по стакану с водой и кисточке, размешивают краску) Алиса, у тебя водичка стала какого цвета? Юле понравилось так играть, красивая у вас получилась водичка! (предлагает детям собрать свои кисти и стаканы на поднос)

Игра «Потрогаем водичку»

Воспитатель предлагает детям опустить руки в тазик. В-ль: Какая водичка, холодная или теплая? (ответы детей) Ребята, а вы видите свои ручки через водичку? Почему мы их видим! Правильно, потому что водичка прозрачная, чистая.

Игра «Кораблики»

В-ль: Ребята, давайте превратим наш таз с водой в море, по которому будут плавать кораблики! Посмотрите, что принесла нам Юля. (показывает поднос с пластиковыми крышками) Эти крышки на что похожи? (ответы детей: на кораблики). Я возьму один кораблик и осторожно опущу его на водичку, в море (воспитатель берёт одну крышку и показывает действия с ней). А теперь я подую на него, как ветер. Что делает мой кораблик? (плавает по воде)

Воспитатель предлагает детям взять себе по кораблику и опустить их в тазик с водой.

Я кораблик смастерил,
По воде его пустил.
Ты плыви кораблик мой,
А потом вернись домой!
(Р. Бикметова)

Плывет, плывет кораблик
В далекие края.
Кто капитан кораблика?
Конечно, это я!
(Е. Арс)

(после игры дети достают свои кораблики, убирают их на поднос)

Игра «Наберем губкой воду»

В-ль: Ребята, посмотрите, что нам ещё принесла Юля! (показывает поднос с поролоновыми губками) Вы знаете, что это? (ответы детей) Губки одного цвета или разного? (разного) Давайте потрогаем губку, какая она на ощупь? Правильно, губка мягкая, она мнется. Губка тяжелая или легкая? (легкая) А зачем нужна губка? Что ею можно делать? (ответы детей)

В-ль: А ещё губки умеют плавать. Давайте опустим их на воду и посмотрим, что с ними будет. Да, они плавают, как кораблики! А теперь снова возьмем губку в ручки, что вы чувствуете? Какая губка стала, лёгкая или тяжёлая? (тяжелая) Давайте сильно сожмем губку, что у нас получилось? Да, полилась водичка, как будто сильный дождь пошел! (после игры дети убирают губки на поднос, вытирают руки)

Заключение

В-ль: Ребята, Юля вас спрашивает, понравилось ли вам играть с водичкой? (ответы детей) Давайте пригласим Юлю к нам в группу, споем ей песенку про дождик и тучку и напоим вкусным чаем с пряниками.

Консультация для родителей ДОУ. Игры с водой с детьми младшего дошкольного возраста.

Цель мастер – класса: формирование познавательного интереса к окружающему миру путем организации совместной экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста и родителей.
Задачи:
- продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с водой и предметами;
- развивать познавательный интерес к окружающему;
- укреплять взаимоотношения детей и родителей через совместную экспериментальную деятельность.

Дети очень любят экспериментировать. Экспериментирование является особым видом деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их собственная активность, направленная на получение новых знаний, на получение собственного творчества, что поддерживает детскую инициативность и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально – познавательной активности.
Не только в детском саду, но и дома необходимо продумать деятельность детей так, чтобы у них всегда была возможность познавать свойства и качества предметов, сравнивать их между собой. Кухня – это место, где ребенок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Но это может быть подходящее место для проведения интересных экспериментов.
Предлагаю вам посмотреть интересные и познавательные эксперименты, которые можно делать с детьми на кухне:
1.«Мыльные пузыри»
Оборудование: шампунь, емкость для воды, венчик, трубочки.
При помощи венчика ребенок взбивает пену. Потом берет пену на ладони и пытается из нее, что ни будь слепить. Родитель может предложить в пышной белой массе пальчиком сделать дырочки – глазки, нарисовать ротик или носик, так же можно из пены совместно сделать сугробы снега или облака.
2. «Прелей воду»
Оборудование: бутылка, воронка, ковш, емкость для воды.
Предложить ребенку перелить воду в бутылку через воронку, подведя к итогу, что через воронку вода переливается аккуратно, не разливаясь.
3.«Волшебная водичка»
Оборудование: гуашь, формочки, кисти, емкость для воды.
Красим воду при помощи гуаши, потом можно разлить окрашенную воду по формочкам и заморозить в морозилке, получиться цветной лед для рисования.
4. «Поймай яйцо»
Оборудование: яйца, емкость для воды, ложка, шумовка, форма для яиц.
Ребенок при помощи ложки или шумовки достает из воды яйца и кладет их в форму для яиц.
5.«Выжми губку»
Оборудование: губка поролоновая, емкость с водой и без воды, спринцовка.
Одну емкость заполнить водой, другая пустая. Показать ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Если ребенок будет легко справляться, можно попробовать со спринцовкой.
6. «Налил – вылил»
Оборудование: емкость с водой, один большой и один маленький стакан.
Поставить перед ребенком тазик с водой, показать, как можно зачерпывая одним стаканом переливать в другой, дать ребенку свободу действий.
7. «Варим суп»
Оборудование: емкость с водой, горох (или другая крупа), пустая емкость, сито.
Высыпать крупу в емкость с водой, перемешать ее руками (помыть), затем с помощью сита достать из воды и переложить в чистую емкость.
8. «Шумелки»
Оборудование: яйца (киндер сюрприза), крупы, сахар, чай.
Насыпать в пустые яйца различные крупы. Предложить поиграть ребенку с ними, угадывания на слух, что как звенит.
Любите своих детей, играйте с ними!


«Луковая грядка»

Необходимый инвентарь: стаканчики из под йогурта, вода, луковицы.

Ребёнок с вашей помощью или самостоятельно разливает воду в йогуртовые стаканчики, затем «сажает» в них луковицы. Стаканчики выставляются на подоконник.

В течение нескольких дней, ведётся наблюдение за луковицами. Фиксируется появление корней и листьев.

«Поливаем цветы»

Необходимый инвентарь: детская лейка.

Возьмите на прогулку лейку с водой. Найдите клумбу и объясните ребёнку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть малыш сам польёт клумбу. Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Поливать можно траву, деревья, кустарники, рассказывая при этом как растения пьют воду. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях, замечайте, что струйки воды из лейки похожи на дождик. Спойте песенку или прочитайте стишок.

Лейку, леечку возьмём

и воды в неё нальём.

Мы польём цветочки лейкой,

Вырастайте поскорей-ка

Игра способствует развитию воображения, моторики. Ребёнок изучает свойства и назначения предметов, знакомится с растительным миром.

«Капли»

Необходимый инвентарь: контейнер для кубиков льда, часка с слегка подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка.


С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда.

Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку.

«Выжми мочалку»

Необходимый инвентарь: две ёмкости, поролоновая губка.

Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое.

Игра развивает мелкую моторику.

«Кораблики»

Необходимый инвентарь: тазик, бумага.

Налейте в тазик немного воды. Покажите ребёнку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Скорее всего, ребёнок повторит ваши действия.

Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

«В час по чайной ложке»

Необходимый инвентарь: 2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.

Налейте воду в один стакан. Покажите ребёнку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно.

Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия, пустой, полный.

«Налил – вылил»

Необходимый инвентарь: ёмкость с водой, 1 большой стакан и 1 маленький стакан.

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, покажите, как можно зачерпывать воду одним стаканом и переливать её в другой. Предоставьте ребёнку свободу действий.

Игра способствует развитию координации движений, расширяет представления о свойствах вещества.

«Шарики в воде»

В такой игре – эксперименте тренируется мелкая моторика.

Необходимый инвентарь: две глубоких тарелки или два небольших тазика, несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой, салфетка или губка.

Поставьте на стол две глубоких тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в неё шарики. Ребёнок с помощью ситечка достаёт шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается в дырки ситечка, и что пластмассовые шарики не тонут в воде.

«Моет трубочиста»


Необходимый инвентарь: небольшая пластмассовая или резиновая кукла, поролоновая губка.

Попросите малыша вымыть испачканную куклу. Называйте части тела, которые надо вымыть: « А теперь вымой ей ножку, посмотри, как она испачкалась ». Губку можно намылить, обратите внимание ребёнка НАТО, как скользит в руках намыленная кукла.

Игра способствует развитию моторику, речи.

«Дождик»

Необходимый инвентарь: лейка.

Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребёнку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте малышу сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.

Дождик, дождик!

Лейся пуще!

Пусть растёт

Пшеница гуще!

Лейся, лейся,

Как река!

Будет белая мука!


Г. Лагздынь

Игра способствует развитию речи.

«Тонет – не тонет»

Необходимый материал: тазик с водой, несколько предметов из разных материалов: пёрышко, гвоздик, пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, бумажка.

В ходе эксперимента ребёнок должен распределить предметы по признаку «Тонет – не тонет»

    Тонет сразу

    Тонет после намокания

    Не тонет.


«Волшебное свойство воды»

Необходимый инвентарь: резиновая перчатка, надувной шарик, шарик, кувшин с водой, бутылка, губка.

Ребёнок в ходе эксперимента получает знание о том, что вода принимает форму заполняемого предмета.

«Умываемся»

Умывая малыша, читайте весёлое стихотворение, сопровождая соответствующими действиями:

Аккуратные зайчата?

Лапки?

Мыли!

Ушки?

Мыли.

Хвостик?

Мыли.

Всё помыли.

И теперь мы чистые,

Зайчики пушистые.

Г. Лагздынь

В игре ребёнок запоминает названия частей тела.

«Разлить поровну»

Необходимый инвентарь: три прозрачных стакана, кувшине или чайник с водой, салфетка.


Ребёнок должен разливать воду из кувшина поровну во все три стакана. Когда стаканчики наполнены, вы проверяете результат.

Работу можно повторить, вылив воду из стаканчиков обратно в кувшин.

«Взбивание пены»

Необходимый инвентарь: тазик с водой, венчик, пена для ванны или жидкое мыло, губка или салфетка.

Ребёнок наливает немного мыла или пены в ванну и помощью венчика взбивает пену. Смотрит, достаточно мыла добавлено в тазик. Если нет, ещё немного добавляет.


Когда эксперимент закончен, он выливает воду в ведро. Капли воды на столе и мокрый тазик вытирает с помощью губки или салфетки.

Этот эксперимент также полезен для развития мускулатуры кисти руки.

«Свойства солёной воды»

Необходимый инвентарь: два стакана с водой, два яйца, поваренная соль (4ст. ложки.), ложка.

Ребёнок с помощью ложки опускается яйцо в один стакан, наблюдает, что оно тонет.

Во втором стакане он растворяет соль, тщательно размешивая её ложкой. Опускает второе яйцо. Наблюдает, что в этом стакане яйцо плавает на поверхности.

«Сквозь сито»

Необходимый инвентарь: стакан, сито.


Поставьте перед ребёнком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества.

«Поплывёт или утонет»

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, дайте ему пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, металлическую или деревянную ложку. Пусть малыш кидает все предметы в воду и наблюдает за ними. Объясните, почему одни вещи тонут, а другие остаются на поверхности.

В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.

«Прыгающий шарик»

Необходимый инвентарь: пластмассовый шарик для настольного тенниса.


Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребёнку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе воды, не выскакивая из неё.

«Я и река»

Необходимый инвентарь : бутылка для воды, салфетка – фильтр, два пустых стакана, стакан с проточной водой.

На прогулке наберите воду из реки. Дома проведите эксперимент.

Налейте воду из бутылки в один из пустых стаканов, рядом поставьте стакан с проточной водой. Пусть ребёнок сравнит цвет воду в обоих стаканах.

Затем с помощью салфетки – фильтра очистите воду в стакане с речной водой. Снова сравните. Если одного фильтрования оказалось не достаточно, повторите процедуру. Удастся ли вам добиться очищения речной воды?

Параллельно поговорите с ребёнком о проблемах загрязнения окружающей среды.

Очищенную воду можно «вернуть реке». В конце опыта скажите ребёнку, что благодаря его усилиям речка выздоровела.


Объясните, что есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реках с заводов. Пусть вспомнит, как крокодил Гена в мультфильме закрывал собой отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода. А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться.

В игровой форме закрепить знания детей о свойствах воды и воздуха.

Игры на ознакомление со свойствами воды и воздуха.

Тема: «Капелька»

Цель: закрепить знания детей о том, что вода это жидкость и может принимать разную форму.

Ход игры :

Педагог предлагает детям «превратиться» в капелек. Представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные (дети хаотично гуляют по залу).

Но вот капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек, (дети разбиваются на пары и берутся за руки, пары двигаются друг за другом).

А теперь ручеек течет и впадает в море, (дети берутся за руки и образуют большой круг).

Наш круг может менять форму, как и вода (дети берутся за руки и образуют большой круг).

Наш круг может менять форму, как и вода (круг из детей вытягивается в овал).

А теперь представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет?

(вода будет нагреваться)

Итак, каждый из вас – частичка воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара, (дети бегают по залу).

А теперь вас замораживают. Вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее, (дети обнимают друг друга).

Посмотрите, теперь вашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по – разному.

Педагог вместе с детьми делают выводы:

  1. В парообразном состоянии связей между частичками воды нет, и каждая частица движется сама по себе.
  2. В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.
  3. Вода в твердом состоянии – лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом.

Тема: «Твердое - жидкое»

Цель : закрепить знания детей о воде, что она бывает в разных состояниях, (твердом, жидком, газообразном); развивать воображение, эмпатию; умение делать выводы.

Материал : карточки со схематическим изображением воды в твердом, жидком, газообразном состоянии по ТРИЗу., картинки.

Ход игры:

Педагог показывает детям картинки с водой в разных состояниях (снег, пар, лед и т.п.). В каких состояниях бывает вода? (твердых, жидких, газообразных). Педагог предлагает детям встать в круг и взяться за руки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал).

А теперь переставьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться, (дети бегают по группе). А теперь вас замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делает? (становимся ближе друг к другу).

Конечно, надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам стало теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частица льда. Наша группа – это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по – разному. Расскажите мне, как связаны частицы друг с другом.

Педагог вместе с детьми делают выводы: (во время выводов педагог показывает схемы), когда вода нагревается, она превращается в пар. Связей между частицами воды нет, и каждая движется как – будто сама по себе. В жидком состоянии связи между частицами воды более сильные, но они очень гибкие эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет своей формы, а когда вода находится в твердом состоянии, ее частички прочно связаны друг с другом. Вода в твердом состоянии – лед, имеющий свою форму.

Тема: «Тело, жидкость, газ»

Цель: развивать эмпатию, воображение, закрепить знания об агрегатных состояниях воды.

Материал: схемы по ТРИЗу

Ход игры:

Педагог предлагает поиграть в игру и выяснить, чем же отличаются друг то друга твердое вещество, жидкость и газ. Все, что есть вокруг нас, состоит из маленьких – маленьких частичек. Эти частички ведут себя по- разному в твердых телах, жидкости (воде) и газе (воздухе).

Дети и изображают частички в твердом веществе. Они соединяют свою ладошку с ладошкой соседа. При этом нужно стоять неподвижно: частички в твердых телах почти не движутся, они свободны.

Изображая жидкость, дети поодиночке медленно передвигаются по комнате, кружатся, некоторые из них могут взяться за руки (руки вытянутые) – жидкость течет.

Изображают газ, дети быстро бегают на расстоянии друг от друга. При этом им не будет хватать места в комнате, и они начнут сталкиваться друг с другом.

Тема: «Разрезные картинки»

Цель: развивать мыслительную деятельность, закрепить знания о разных водоемах,

воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: фотографии разных водоемов, разрезные картинки водоемов, флажки.

Ход игры:

Педагог обращается к детям. Какие водоемы вы знаете? (моря, океаны, реки, озера и т.д.). Показ картин разных водоемов. Обращает внимание на стол, посмотрите, у меня все карточки перепутались, (показ разрезных картинок). Вы не поможете их сложить?

Возьмите по две карточки одного цвета. Дети с карточками синего цвета должны подойти, к столу с синим треугольником, желтого цвета к столу с желтым треугольником, фиолетового цвета к столу с фиолетовым треугольником и т. п.

А теперь самое интересное, переверните эти карточки и соедините их между собой. Дети выполняют задание. Педагог проверяет качество выполненного задания. Каждая группа рассказывает, что она сложила (озеро, море, реку и т. п.). Педагог предлагает посмотреть внимательно на все картинки и сказать что у них общее? (на всех картинках изображены водоемы).

Тема: «Мы - капельки»

Цель: закрепить представление о круговороте воды в природе, развивать эмпатию. воображение, мыслительную деятельность, связную речь (подбор эпитетов); умение делать выводы; воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: бумажные короны с рисунками капелек, шляпа мамы Тучи. Схема круговорота воды в природе.

Ход игры:

1-й вариант

Провести с детьми беседу и рассмотреть схему круговорота воды в природе. Объяснить детям, что капельки воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегут в ручейках, поят растения, а затем, под лучами солнца, снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда - то пришли на землю в виде дождя. Педагог предлагает детям превратиться в капельки дождя.

Дети получают бумажные короны с рисунками капельки. Педагог, или ребенок, превращается в маму Тучку.

Педагог читает стихотворение Б. Заходер «Дождик»

Каждый раз после слов «кап- кап», дети прыгают и хлопают в ладоши.

Дождик песенку поет:

Кап, кап…

Только кто ее поймет-

Не поймем ни я, не ты.

Да зато поймут цветы,

И весенняя листва,

И зеленая трава.

Лучше всех поймет зерно:

Прорастать начнет оно!

Задание детям – капелькам: полететь на Землю, полить растения, напоить животных, людей (каждый ребенок сам выбирает свой вариант), а когда пригреет солнышко, вернуться к маме Тучке и рассказать о своем путешествии. Дети разбегаются в стороны, бегают по комнате, «поливая» комнатные цветы (звучит спокойная музыка), потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки (ручейков должно быть несколько). Затем по команде педагога ручейки соединяются вместе, (дети берут друг друга за руки и образуют два ручейка). Ручейки соединяются в реку, речка впадает в море (дети образуют широкий круг). Тут пригревает солнышко, и мама Тучка просит, капелек вернуться домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к тучке. Круг замкнулся. Мама Тучка радуется их возвращению, а затем спрашивает, что они делали на земле, кому помогли. Дети фантазируют, например: наполнил речку водой, полила растение, напоил верблюда и т. п.

2-й вариант

педагог читает стихотворение А.Стойло «Капелька дождя»

Эта капелька дождя

В землю теплую упала.

Не пропала, не пропала

Эта капелька дождя:

Вышел гриб - дождевик,

Вышел гриб - боровик,

Их сестричка – гриб лисичка,

Их подружка - гриб волнушка,

Вышла тонкая травинка,

Вышла тонкая рябинка…

Обсуждение стихотворения. Кому помогла вырасти капелька дождя?

Педагог предлагает детям превратиться в капелек и рассказать, что они сделали в этой роли: кого напоили, спасли от засухи т. п. как они путешествовали по земле? Дайте образец начала рассказа «Я маленькая капелька дождя…?» (и дальше следует рассказ о ее путешествии и делах). В конце сделать выводы: всем живым существам на земле нужна вода, есть растения, животные, которым для жизни, развития нужно много воды, и есть такие, которые довольствуются небольшим количеством воды.

Тема: «Животные водоемов»

Цель : закрепить представление о жителях водоемов, об их приспособляемости к среде обитания; развивать мыслительную деятельность.

Материал: набор карточек жителей водоемов и суши, макет водоема.

Ход игры:

Предложите детям внимательно рассмотреть рисунки животных на карточках и отметить их приспособляемость к обитанию именно в воде. При рассматривание карточек выделите характерные признаки каждого животного. Например, у гуся, утки, лягушки, бобра - на лапках есть перепонки. Хвост у бобра- это и весло, и руль одновременно.

Предложить детям подумать, почему говорят: «Как с гуся вода?». Что это значит? Почему именно с гуся, а не с курицы?

Предложите детям набор карточек различных животных и рисунок водоема. Водные жители заблудилась и никак не найдут свою реку, а дети могут помочь им. Задание детям: выбрать из набора карточек водных жильцов и поместить их на рисунок водоема. По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде?

Тема: «Цепочки реки»

Цель: расширять представления об обитателях водоема. Познакомить с пищевыми связями обитателей водоема. Закрепить представления о приспособляемости животных к условиям жизни в воде.

Материал: карточки с изображением обитателей реки по типу «Домино».

Игровые действия: Игроки по очереди выкладывают пищевые цепочки. Например комар – лягушка – цапля; ряска – рыба – выдра – человек.

Тема: «Этажи реки»

Цель: закрепить представление об обитателях реки, их образе жизни. Дать элементарное представление о ярусах и нишах в экосистеме «река». Развивать любознательность, интерес к природе родного края.

Материал : цветная схема ярусов реки: желтый (дно), синий (вода), зеленый (берег); изображения обитателей реки (моллюски – беззубка, катушка, прудовик; насекомые – личинки ручейника, стрекозы, жук – плавунец, водомерка, комар, стрекоза; земноводные – лягушка; рыбы; млекопитающие – бобр, выхухоль; птицы - цапля, утка, чайка, крачка; растения – ива, тростник, кувшинка, кубышка, ряска).

Игроки из цветных полосок выкладывают «этажи реки» и размещают на них обитателей.

Тема: «Кому нужна вода»

Цель: закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому, развивать связную речь, воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: большие карты с изображением воды. маленькие карточки с изображение животных, человека, растений.

Ход игры:

Дети по очереди выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужна вода.

Тема: «Летающие семена»

Цель: закрепить представление детей о ветре и его ролью в жизни растений на примере семян, которые он разносит. Развивать тактильную память, мышление; умение соблюдать правила игры.

Материал : семена растений: одуванчика, клена, ясеня, березы, сосны, и т.д. лупы, а также семена гороха, фасоли, подсолнечника. Ящик ощущений, комплект карточек «Одуванчик».

Ход игры:

1-й вариант

Игра начинается с «ящика ощущений». Положите в него семена с крылышками, шишки, ели, сосны. Предложите детям по очереди определить на ощупь семена растений. При этом никто не сообщает о своих открытиях до тех пор, пока последний участник не ознакомится с содержимым. Свой секрет каждый должен держать в тайне. Затем дети рассказывают, что они обнаружили в ящике и по каким признакам они это сделали. Покажите детям, что в действительности скрывалось внутри ящика.

2-й вариант

Педагог разлаживает перед детьми летающие семена в один ряд. Рассмотреть все семена с крылышками - клена, липы, березы, ели, сосны. Какие у них крылышки? У одних большие, у других- маленькие. Но все они тонкие прозрачные. Для чего нужны эти крылышки? Сравним их с крыльями бабочек, стрекоз, которые умеют летать. Значит и крылышки семян помогают им летать по воздуху, путешествовать. А для чего семенам нужно летать? Ведь не из любопытства же они отправляются на воздушные прогулки? Обсудите предположения детей, напомните им, для чего вообще нужны семена, как из них появляются маленькие растения.

Тема: «Дерево - семена»

Цель: закрепить знания детей о деревьях и их роли в окружающей жизни. Познакомить детей с семенами, имеющими разнообразные «крылышки» для переноса ветром. Развивать воображение, память, мышление.

Ход игры:

Педагог изображает дерево, дети – летающие семена. Сначала дети – семена растут на дереве,- стоят рядом с педагогом. Затем налетел ветер (звучит музыка), семена падают. Летят. Дети машут руками, разбегаются в стороны. Затем летающие семена падают на землею – дети приседают, закрыв голову руками. Звучит «весенняя» музыка (капель) – приходит весна, светит солнышко, идет дождик. Из семян вырастают маленькие деревца: дети медленно поднимаются, руками- ветками тянутся к солнцу, вырастают. В ответ дерево- мама, приветствуя их, тоже машет руками. Педагог комментирует происходящее.

Можно заучить песенку о дереве или использовать стихи.

Педагог:

Я - дерево-мама, а вы – мои детки,

Качала я вас в колыбели на ветке,

Но время прошло, вам пора улетать,

Пора вам большими деревьями стать.

Дети:

На дереве - маме мы долго висели,

Но ветер примчался, и мы полетели,

Нас ветер подхватит, и мы улетим!

Нам крылышки наши летать помогают,

Где мы приземлимся, лишь ветер узнает.

На землю родную мы все упадем,

Земля нас накормит, земля - это дом,

Весною нас солнце лучами согреет,

А дождик напоит водой, как сумеет.

Тогда прорастем мы зеленым листом.

Нам дерево - мама помашет в ответ.

Как стать нам большими, не дашь ли совет?

И дерево - мама, качаясь, шумит.

Советы, давая, листвой шевелит.

Тема: «Пищевые цепочки водоемов»

Цель: закрепить знания детей о пищевых цепочках водоема.

Материал: карточки животных и растений.

Ход игры:

Педагог предлагает картинки обитателей водоема и просит детей выложить, кто кому необходим для питания.

Дети выкладывают карточки.

Комар – лягушка - цапля

Червяк – рыба - чайка

Водоросли – улитка - рак

Ряска – малек - хищная рыба.

Тема: «Воздух, вода, ветер»

Цель: развивать мышление, память, воспитывать внимание, сообразительность, быстроту реакции. Соблюдать правила игры.

Играющие становятся в круг, водящий, стоит в середине. Подойдя к кому-нибудь из играющих, водящий говорит одно из четырех слов - «воздух», «вода», «земля», «ветер» - считает до пяти.

Играющий должен за это время назвать (в зависимости от слова, которое ему задано) птицу, рыбу. Зверя или покружиться на месте (ветер). Кто не успел дать ответ, выходит из круга, потом водящий обращается к другому и т. д. Неожиданно вместо четырех указанных слов водящий говорит кому-нибудь «огонь» при том все играющие должны поменяться местами, а водящий становится на чье-нибудь место в кругу, последний, не успевший в круг, становится водящим.