IX.7. Научно-техническая революция, ее технологические и социальные последствия

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Со второй половины XX века человечество вступило в этап научно-технической революции (НТР). Что такое НТР, каковы ее особенности? НТР - это коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в непосредственную производительную силу и соответствующее этому революционное изменение материально-технического базиса общественного производства, его содержания и формы, характера труда, структуры производительных сил, общественного разделения труда.

НТР - это сложное общественное явление, для которого характерны следующие особенности: 1) глобальный характер (охватывающий в той или иной мере все страны мира); 2) комплексный характер (в ней органически сливаются и взаимодействуют радикальные изменения, происходящие в области науки и техники, наука становится непосредственной производительной силой, происходит как бы материализация научных знаний); 3) переход от экстенсивных к интенсивным факторам роста; 4) всеобъемлющий характер (т. е. воздействие на все сферы жизни общества).

В контексте изложения четвертой особенности НТР необходимо отметить, что она влечет за собой не только качественные изменения технологической базы, орудий и средств труда, но является также и социальным процессом. Она приводит к существенному изменению места и роли человека в производственном процессе, его трудовых функций; развертываются процессы, ведущие к изменениям социальным.

Большинство развитых капиталистических стран сумели быстро адаптироваться к условиям НТР и сделали заметный рывок вперед. Экономика Запада в 60-е г. развивалась в 2 раза быстрее, чем до войны. Со второй половины 70-х г. там начинается структурная перестройка экономики: понижается доля добывающих отраслей и, наоборот, растут наукоемкие производства, сфера обслуживания.

Если капиталистическим странам удалось «оседлать» НТР и ускорить развитие производительных сил, то странам социалистического лагеря, где нарастали внутренние трудности и обострились межгосударственные отношения, вступление в НТР далось значительно сложнее. Причинами этого были тоталитарные политические режимы, стремление навязывать универсальную советскую модель общественного развития, решительное неприятие всего, что происходило в мире капитализма. В начале 1950-х годов Советский Союз, несмотря на ряд несомненных достижений, продолжал отставать от Запада в области науки, техники, новейших технологий. Война усугубила отставание, затормозив все научно-исследовательские работы, непосредственно не связанные с требованиями фронта.

В первое послевоенное десятилетие успешно развивались науки, главным образом работавшие на оборонный комплекс, на создание ракетно-ядерного щита. Вслед за ликвидацией атомной монополии США 27 июня 1954 г. под г. Обнинском была пущена первая в мире атомная электростанция . В эти годы атомная энергетика, несмотря на предостережения отдельных ученых (П. Л. Капицы), представлялась единственной альтернативой тепловым и гидравлическим электростанциям, совершенно безвредным и экологически чистым. Поэтому в разных районах страны началось сооружение еще более мощных атомных электростанций - Новосибирской, Воронежской, Белоярской и др. Одновременно с этим создавались атомные силовые установки для промышленных и транспортных целей. В декабре 1957 г. был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин», строились атомные подводные лодки.

С конца 1940-х гг. берет начало отечественная вычислительная техника. В 1951 г. группа ученых под руководством академика С. А. Лебедева и С. А. Брука создает первую в СССР ЭВМ, получившую название МЭСМ - малая электронная счетная машина. На МЭСМ был решен ряд важных задач: проведен расчет линии электропередач Куйбышев - Москва, решены некоторые задачи по ядерной физике, ракетной баллистике и т. д.

Во второй половине 50-х г. в СССР развивается серийное производство вычислительной техники, что открывает путь к магистральному направлению НТР - автоматизации производственных процессов и управлению ими. Эти достижения научно-технической мысли стали возможны благодаря предельной концентрации усилий советского общества на ряде узких направлений: ядерной энергетике, космической технике, квантовой электронике. Большой оборонный потенциал этих направлений в условиях «холодной войны» обеспечил им приоритетный режим развития, в том числе для формирования совершенно новых направлений фундаментальных исследований в области физики, математики, химии. На эти направления привлекались наиболее талантливые ученые. В системе военно-промышленного комплекса были созданы хорошо оснащенные закрытые научно-технические организации - «почтовые ящики» и целые научные городки: «Арзамас-16», «Челябинск-70» и др.

В 1950-е гг. в приоритетных областях знаний советская наука значительно углубила и расширила фронт фундаментальных научных исследований. Электронные микроскопы, мощные радиотелескопы, синхрофазотроны значительно расширили возможности науки, позволили проникнуть в самые сокровенные и глубокие процессы в космосе, микромире, в органической клетке и человеческом мозге.

В области физики атомного ядра советская наука смогла занять одно из ведущих мест в мире. Советскими учеными были созданы новые типы ускорителей, которые позволяли получать потоки частиц высоких энергий. В 1957 г. в СССР был запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц - синхрофазотрон. В ходе исследования реакции ядерного синтеза сформировалось новое направление в науке - физика высоких и сверхвысоких энергий. Ее основоположниками стали Д. И. Блохинцев, Б. М. Понтекорво. Советские ученые в эти годы успешно вели исследование теории относительности и квантовой механики, заняли ведущее место в изучении проблем управления реакцией ядерного синтеза. Большой вклад в разработку теории цепных химических реакций, который внес академик Н. Н. Семенов, был признан мировой общественностью и отмечен в 1956 г. присуждением ему Нобелевской премии. Нобелевские премии получили также академик Л. Д. Ландау за создание теории сверхтекучести Н. Г. Басов и А. М. Прохоров (совместно с американцем Ч. Таунсом) - за разработку и исследование молекулярных квантовых генераторов.

Реализация новых открытий в ядерной физике, математике вызвала к жизни новые отрасли науки и техники, способствовала решению крупных технологических проблем.

1950-е годы ознаменованы появлением реактивные пассажирских самолетов. Реактивный лайнер ТУ-104 первым в мире стал регулярно эксплуатироваться на авиалиниях, конструкторские бюро С. В. Ильюшина, О. К. Антонова и другие создали целую серию пассажирских самолетов мирового класса.

Триумфом советской науки и техники явилось создание под руководством С. П. Королева, М. В. Келдыша первого в мире искусственного спутника Земли и выведение его 4 октября 1957 г. на околоземную орбиту. Предварительно был решен ряд проблем, связанных с созданием мощных ракетоносителей, оборудования для предстартовой подготовки. В короткий срок на территории РСФСР и Казахстана возникли три космодрома: Плесецк, Капустин Яр и Байконур. В период подготовки и осуществления первых космических стартов решались важные научные вопросы. Запуск в космос 12 апреля 1961 г. первого в мире человека Ю. А. Гагарина принес ответ на многие из них, в том числе на главный: человек может жить и работать в космосе.

Но это были в основном фрагментарные достижения, ставшие возможными благодаря способности командно-административной системы к концентрации усилий на главных направлениях. В несвязанных с «оборонкой» отраслях происходили иные процессы: старело импортированное в годы первых пятилеток промышленное и научное оборудование, крайне медленно осваивались новые типы машин, новые технологии, передовые методы труда. К 1955 г. лишь около 7% всех станков в машиностроении были автоматическими и полуавтоматическими. Непомерно велика была доля ручного труда. Из более чем 4 тыс. научных учреждений страны лишь единицы имели оборудование мирового класса.

После смерти Сталина в научной политике также начались перемены, были критически пересмотрены многие аспекты ее развития. В борьбу за восстановление генетики включились физики, химики, математики. Осенью 1955 г. в ЦК КПСС было направлено знаменитое «письмо трехсот» ученых против президента ВАСХНИЛ Т.Д. Лысенко, его монополии, против мракобесия в науке. Начали пересматриваться некоторые догмы в общественных и гуманитарных науках.

Опасность дальнейшего технического отставания была замечена новым руководством страны. На «закрытых» совещаниях резко говорилось о нашем отставании от Запада в области науки и техники, производительности труда, о тенденциях к технической стагнации, об отсутствии внутренних стимулов для саморазвития экономики. На необходимость широкого внедрения отечественной и зарубежной науки и техники было обращено серьезное внимание еще в 1953 г. Однако и тогда и много позже не был точно поставлен диагноз. По традиции отставание от мирового уровня объяснялось исторической отсталостью России и послевоенной разрухой.

НТР требовала глубоких структурных преобразований во всем народном хозяйстве, изменения места науки в системе общественного разделения труда, создания новых отраслей знаний и производства, требовала инициативного, грамотного, самостоятельного работника. Но ни на Всесоюзных совещаниях строителей, конструкторов и технологов, работников промышленности, проведенных по инициативе руководства страны в Кремле в 1954 - 1955 гг., ни на июльском (1955 г.) Пленуме ЦК КПСС, наметившем основы технической политики, несмотря на обилие критики недостатков, действительные причины отставания советской науки и техники от мирового уровня так и не были названы. Всемирно известный ученый, академик П. Л. Капица в своих письмах к Н. С. Хрущеву, Г. М. Маленкову прямо говорил об общем неблагополучии в советской науке, называл важнейшие причины ее глубокого отставания. Для успешного развития науки, считал великий физик, необходимо изменить отношение руководства к науке, «научиться уважению к ученым», провести серьезные преобразования в организации научных исследований. Голос крупного ученого так и не был услышан. В докладе Председателя Совмина СССР Н. А. Булганина на июльском (1955 г.) Пленуме хотя и было впервые упомянуто о вступлении страны в период научно-технической революции, но на руководящем уровне процессы НТР не были глубоко осмыслены, и радикальной смены характера развития страны не произошло. Науке, главному инструменту НТР, «мозгу общества», по-прежнему отводилась второстепенная роль.

Для руководства «внедрением» в народное хозяйство передовой науки, техники и технологии в мае 1955 г. был восстановлен Государственный комитет по новой технике (Гостехника СССР). Его руководителем был назначен В. А. Малышев, ранее осуществлявший общее руководство созданием ядерного и ракетного оружия. Создавались новые научные учреждения, расширялась сеть Академии наук СССР. С 1951 по 1957 г. было создано свыше 30 новых институтов и лабораторий: Институт полупроводников во главе с А. Ф. Иоффе, Институт физики высоких давлений, Институт электронных управляющих машин и др. В Российской Федерации расширилась сеть высших учебных заведений на Урале, в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. Новые университеты были открыты в Новосибирске, Уфе, Дагестане, Мордовии, Якутии. С середины 50-х годов вузы страны получили возможность вести крупные теоретические исследования. Так в 19 университетах РСФСР с 1958 по 1965 гг. появилось 14 научно-исследовательских институтов, отделов, станций и 350 лабораторий.

С середины 1950-х годов были сделаны попытки преодолеть научный монополизм Москвы и Ленинграда, где было сосредоточено около 90% институтов АН СССР. НТР требовала формирования гибких структур организации исследований и управления ими, более равномерного территориального размещения научных учреждений. По предложению академиков М. А. Лаврентьева и С. А. Христиановича, с мая 1957 г. в районе Новосибирска началось строительство научного городка. В Сибирь на новое место работы переехали известные академики, а вместе с ними целые лаборатории. Через несколько лет Академгородок превратился в крупнейший исследовательский центр - Сибирское отделение АН СССР с филиалами в Красноярске, Иркутске, Якутске, Улан-Удэ, Томске. Уже в 1958 г. 16 его институтов развернули экспериментальные и теоретические работы в области математики, физики, биологии, экономики.

В целом организационные меры середины 50-х годов способствовали оживлению научной деятельности, ускорению технического прогресса в стране. За десятилетие почти в 4 раза увеличились расходы на науку. Более чем вдвое выросла численность научных работников (с 162,5 тыс. в 1950 г. до 354,2 тыс. в 1960 г.).

Министерство образования и науки российской федерации

министерство образования московской области

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

московский государственный областной

социально-гуманитарный институт

Реферат по истории

Научно-техническая революция и ее влияние на ход

общественного развития

Коломна – 2011


Научно-техническая революция в 50е-60е годы 20 века

Влияние НТР на ход общественного развития

Литература

научный технический революция


Научно-техническая революция в 50е-60е годы 20 века

Коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. В ходе Н.-т. р., начало которой относится к середине 20 в., бурно развивается и завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. Н.-т. р. изменяет весь облик общественного производства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественного разделения труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой, ведёт к резкому ускорению научно-технического прогресса.

Н.-т. р. является закономерным этапом человеческой истории, характерным для эпохи перехода от капитализма к коммунизму. Она представляет собой мировое явление, но формы её проявления, её течение и последствия в социалистических и капиталистических странах принципиально различны.

Н.-т. р. - длительный процесс, который имеет две главные предпосылки - научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке Н.-т. р. сыграли успехи естествознания в конце 19 - начале 20 вв., в результате которых произошёл коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Этот переворот В. И. Ленин назвал «новейшей революцией в естествознании» (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 264). Она началась открытием электрона, радия, превращения химических элементов, созданием теории относительности и квантовой теории и ознаменовала собой прорыв науки в область микромира и больших скоростей. Под влиянием успехов физики в 20-х гг. 20 в. существенным изменениям подверглись теоретические основы химии. Квантовая теория объяснила природу химических связей, что, в свою очередь, открыло перед наукой и производством широкие возможности химического преобразования вещества. Началось проникновение в механизм наследственности, развивается Генетика, формируется хромосомная теория.

Революционный сдвиг произошёл и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистические государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта согласованное взаимодействие науки и промышленности. Это послужило школой для осуществления последующих общенациональных научно-технических исследовательских программ. Но, возможно, ещё большее значение имел психологический эффект использования атомной энергии - человечество убедилось в колоссальных преобразующих возможностях науки и её практического применения. Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследовательских учреждений. Научная деятельность стала массовой профессией. Во 2-й половине 50-х гг. под влиянием успехов СССР в изучении космоса и советского опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегосударственных органов планирования и управления научной деятельностью. Усилились непосредственные связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве. В 50-е гг. создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом Н.-т. р. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения логических функций человека, а в перспективе - переход к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ - принципиально новый вид техники, изменяющий положение и роль человека в процессе производства.

В 40-50-е гг. под влиянием крупнейших научных и технических открытий происходят коренные сдвиги в структуре большинства наук и научной деятельности; возрастает взаимодействие науки с техникой и производством. Так, в 40-50-е гг. человечество вступает в период Н.-т. р.

На современном этапе своего развития Н.-т. р. характеризуется следующими основными чертами. 1) Превращением науки в непосредственную производительную силу в результате слияния воедино переворотов в науке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до её производственного воплощения. 2) Новым этапом общественного разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу экономической и социальной деятельности, приобретающей массовый характер. 3) Качественным преобразованием всех элементов производительных сил - предмета труда, орудий производства и самого работника; возрастающей интенсификацией всего процесса производства благодаря его научной организации и рационализации, снижению материалоёмкости, капиталоёмкости и трудоёмкости продукции: приобретаемое обществом новое знание в своеобразной форме «замещает» затраты на сырьё, оборудование и рабочую силу, многократно окупая расходы на научные исследования и технические разработки. 4) Изменением характера и содержания труда, возрастанием в нём роли творческих элементов; превращением процесса производства «... из простого процесса труда в научный процесс...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2, с. 208). 5) Возникновением на этой основе материально-технических предпосылок преодоления противоположности и существенных различий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, между непроизводственной и производственной сферой. 6) Созданием новых, потенциально безграничных источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами. 7) Огромным повышением социального и экономического значения информационной деятельности как средства для обеспечения научной организации, контроля и управления общественным производством; гигантским развитием средств массовой коммуникации. 8) Ростом уровня общего и специального образования и культуры трудящихся; увеличением свободного времени. 9) Возрастанием взаимодействия наук, комплексного исследования сложных проблем, роли общественных наук и идеологической борьбы. 10) Резким ускорением общественного прогресса, дальнейшей интернационализацией всей человеческой деятельности в масштабе планеты, возникновением так называемых «экологических проблем» и необходимостью в связи с этим научного регулирования системы «общество - природа».

Наряду с основными чертами Н.-т. р. можно выделить её главные научно-технические направления: комплексная автоматизация производства, контроля и управления производством; открытие и использование новых видов энергии; создание и применение новых конструкционных материалов. Однако сущность Н.-т. р. не сводится ни к её характерным чертам, ни, тем более, к тем или иным даже самым крупным научным открытиям или направлениям научного и технического прогресса. Н.-т. р. означает не просто применение новых видов энергии и материалов, ЭВМ и даже комплексной автоматизации производства и управления, а перестройку всего технического базиса, всего технологического способа производства, начиная с использования материалов и энергетических процессов и кончая системой машин и формами организации и управления, отношением человека к процессу производства.

Н.-т. р. создаёт предпосылки для возникновения единой системы важнейших сфер человеческой деятельности: теоретического познания закономерностей природы и общества (наука), комплекса технических средств и опыта преобразования природы (техника), процесса создания материальных благ (производство) и способов рациональной взаимосвязи практических действий в процессе производства (управление).

Превращение науки в ведущее звено в системе наука - техника - производство не означает низведения двух других звеньев этой системы до пассивной роли лишь воспринимающих импульсы, идущие от науки. Общественное производство является важнейшим условием существования науки, и его потребности по-прежнему служат главной движущей силой её развития. Однако, в отличие от предшествующего периода, к науке перешла наиболее революционизирующая, активная роль. Это находит выражение в том, что она открывает новые классы веществ и процессов, и особенно в том, что на основе результатов фундаментальных научных исследований возникают принципиально новые отрасли производства, которые не могли бы развиться из предшествующей производственной практики (атомные реакторы, современная радиоэлектронная и вычислительная техника, квантовая электроника, открытие кода передачи наследственных свойств организма и др.). В условиях Н.-т. р. сама практика требует, чтобы наука опережала технику, производство, а последнее всё больше превращалось в технологическое воплощение науки.

Усиление роли науки сопровождается усложнением её структуры. Этот процесс находит выражение в бурном развитии прикладных исследований, проектно-конструкторских и опытно-конструкторских работ как звеньев, связывающих фундаментальные исследования с производством, в возрастании роли комплексных междисциплинарных исследований, усилении взаимосвязи естественных, технических и общественных наук, наконец, в возникновении специальных дисциплин, изучающих закономерности развития, условия и факторы повышения эффективности самой научной.

Научно-технический переворот революционизирует сельскохозяйственное производство, превращая с.-х. труд в разновидность индустриального труда. Одновременно деревенский уклад жизни всё более уступает место городскому. Рост науки, техники и промышленности способствует интенсивной урбанизации, а развитие средств массовой коммуникации и современного транспорта способствует интернационализации культурной жизни.

В процессе Н.-т. р. в новую фазу вступают отношения общества и природы. Неконтролируемое воздействие технической цивилизации на природу приводит к серьёзным вредным последствиям. Поэтому человек из потребителя природных богатств, каким он был до последнего времени, должен превратиться в подлинного хозяина природы, заботящегося о сохранении и умножении её богатств. Перед человечеством во весь рост встала так называемая «экологическая проблема», или задача сохранения и научного регулирования среды своего обитания.

В условиях Н.-т. р. возрастает взаимосвязь различных процессов и явлений, что усиливает значение комплексного подхода к любой крупной проблеме. В связи с этим стало особенно необходимо тесное взаимодействие общественных, естественных и технических наук, их органическое единство, которое способно во всё возрастающей мере влиять на повышение эффективности общественного производства, улучшение условий жизни и рост культуры, обеспечивать всесторонний анализ Н.-т. р.

Изменение содержания труда, постепенно происходящее в ходе Н.-т. р. в различных сферах общества, существенно изменило требования к трудовым ресурсам. Наряду с увеличением объёма обязательного общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их периодической переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда.

Масштабы и темпы изменений в производстве и общественной жизни, которые несёт с собой Н.-т. р., с небывалой до сих пор остротой вызывают необходимость своевременного и как можно более полного предвидения совокупности их последствий, как в сфере экономики, так и в социальной сфере, их влияния на общество, человека и природу.

Подлинным носителем Н -т. р. выступает рабочий класс, ибо он является не только главной производительной силой общества, но и единственным классом, заинтересованным в последовательном, полном развитии Н.-т. р. При капитализме, борясь за своё социальное освобождение, за ликвидацию капиталистических отношений, рабочий класс одновременно открывает путь для полного развития Н.-т. р. в интересах всех трудящихся.

Н.-т. р. создаёт предпосылки для коренного изменения характера производства и функций главной производительной силы - трудящихся. Она предъявляет возрастающие требования к профессиональным знаниям, квалификации, организационным способностям, а также к общему культурному и интеллектуальному уровню работников, повышает роль моральных стимулов и личной ответственности в труде. Содержанием труда постепенно станет контроль и управление производством, раскрытие и использование законов природы, разработка и введение прогрессивной технологии, новых материалов и видов энергии, орудий и средств труда, преобразование среды жизни людей. Необходимым условием этого является социальное освобождение трудящихся, развитие человеческого фактора Н.-т. р. - повышение образования и общей культуры всех членов общества, создание неограниченного простора для всестороннего развития человека, которое может быть обеспечено только в процессе построения коммунизма.

Успехи науки и техники в 1-й половины 20 в. могли перерасти в Н.-т. р. лишь при определённом уровне социально-экономического развития общества. Н.-т. р. стала возможной благодаря высокой степени развития производительных сил и обобществления производства.

Н. -т. р., как и предшествовавшие технологические перевороты в истории общества, обладает относительной самостоятельностью и внутренней логикой своего развития. Подобно промышленной революции конца 18 - начала 19 вв., которая в одних странах началась после буржуазной революции, а в других - до неё, Н.-т. р. в современную эпоху одновременно происходит как в социалистических, так и в капиталистических странах, а также втягивает в свою орбиту развивающиеся страны «третьего мира». Н.-т. р. обостряет экономические противоречия и социальные конфликты капиталистических системы и, в конечном счёте, не может уместиться в её пределах.

В. И. Ленин подчёркивал, что за каждым коренным техническим переворотом «... неизбежно идет самая крутая ломка общественных отношений производства...» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 3, с. 455). Н.-т. р. преобразует производительные силы, но их коренное изменение невозможно без соответствующего качественного преобразования общественных отношений. Как промышленная революция конца 18 - начала 19 вв., заложившая основы материально-технической базы капитализма, нуждалась для своего осуществления не только в коренном техническом преобразовании производства, но и в глубоком преобразовании социальной структуры общества, так и современная Н.-т. р. требует для собственного полного развития не только преобразования технологии производства, но и революционного преобразования общества. Глубоко обнажив несовместимость свободного развития современных производительных сил с капиталистическим способом производства, Н.-т. р. усилила объективную необходимость перехода от капитализма к социализму и тем самым стала важным фактором мирового революционного процесса. Напротив, в социалистических странах создание материально-технической базы и др. предпосылок перехода к коммунизму предполагает органическое соединение достижений Н.-т. р. с преимуществами социалистической системы. В современных условиях Н.-т. р. «... стала одним из главных участков исторического соревнования между капитализмом и социализмом... « (Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 303).

Всемирный характер Н.-т. р. настоятельно требует развития международного научно-технического сотрудничества, в том числе и между государствами с различным социальным строем. Это диктуется главным образом тем обстоятельством, что целый ряд последствий Н.-т. р. выходит далеко за национальные и даже континентальные рамки и требует объединения усилий многих стран и международного регулирования, например борьба с загрязнением окружающей среды, использование космических спутников связи, разработка ресурсов Мирового океана и т.д. С этим связана взаимная заинтересованность всех стран в обмене научно-техническими достижениями.

Для мировой социалистической системы Н.-т. р. является естественным продолжением коренных социальных преобразований. Мировая система социализма сознательно ставит Н.-т. р. на службу социальному прогрессу. В условиях социализма Н.-т. р. способствует дальнейшему совершенствованию социальной структуры общества и общественных отношений.

Капиталистическое применение достижений Н.-т. р. подчинено, прежде всего, интересам монополий и направлено на укрепление их экономических и политических позиций. Развитые капиталистические страны располагают высокоорганизованным производственным механизмом и солидной научно-исследовательской базой. В 50-е гг. значительно усилилось стремление монополистического капитала путём государственного вмешательства найти организационные формы, позволяющие преодолеть препятствия росту производительных сил. Распространение получают программирование и прогнозирование технического прогресса и научных исследований.

Современная наука и техника могут эффективно развиваться лишь при условии скоординированной экономики, планового распределения ресурсов в масштабе государства или, по крайней мере, целой отрасли, требуют управления всей сложной системой социально-экономических процессов в интересах всего общества. Однако капиталистический способ производства не может создать таких условий, необходимых для реализации возможностей науки и техники. Масштабы научно-технического прогресса в наиболее развитых капиталистических странах далеко не соответствуют имеющемуся научно-техническому потенциалу. Движущей силой научно-технического прогресса в условиях капитализма остаётся конкуренция и погоня за прибылью, что противоречит потребностям развития науки и техники. Капитализм нуждается в науке, но в то же время сдерживает её развитие. Отношения людей в сфере науки превращаются в отношения между трудом и капиталом. Учёный оказывается в положение лица, продающего свой труд капиталисту, который монополизирует право на эксплуатацию его результатов. Научные исследования используются как важнейшее орудие ожесточённой конкурентной борьбы между монополиями.

В рамках отдельных крупных капиталистических фирм достигнута серьёзная постановка научно-исследовательской и опытно-конструкторской работ, эффективное внедрение новой техники и технологии, продиктованное необходимостью конкурентной борьбы. Объективные потребности обобществления и интернационализации производства в условиях Н.-т. р. вызвали значительный рост так называемых «наднациональных корпораций», которые по объёму занятых превзошли многие капиталистические государства.

Известное расширение функций капиталистического государства в результате его срастания с монополиями, попытки государственного программирования и регулирования позволяют временно ослаблять наиболее острые противоречия, которые в результате лишь накапливаются и углубляются. Поддержка государством тех или иных направлений науки и техники способствует их успехам, но, поскольку такое вмешательство преследует интересы монополий, военно-промышленного комплекса, научно-технический прогресс приобретает в капиталистических странах одностороннее направление, а его результаты часто противоположны интересам общества и провозглашенным целям, приводят к огромному расточительству научно-технического потенциала. Капитализм не может преодолеть стихийный характер общественного производства и использовать огромную силу кооперации, планирования и управления в масштабах всего общества, устранить основное противоречие - между производительными силами и производственными отношениями, общественным характером производства и частным характером присвоения.

Капиталистическое общество резко ограничивает возможности, открываемые Н.-т. р. для развития самого человека, а зачастую обусловливает их реализацию в уродливой форме (стандартизация образа жизни, «Массовая культура«, отчуждение личности). Напротив, при социализме Н.-т. р. создаёт условия для повышения общекультурного и научно-технического уровня трудящихся и тем самым является важнейшим средством всестороннего развития личности.

Истолкование сущности и социальных последствий Н.-т. р. является полем острой борьбы марксистско-ленинской и буржуазной идеологий.

Первоначально буржуазно-реформистские теоретики пытались истолковать Н.-т. р. как простое продолжение промышленной революции или же как её «второе издание» (концепция «второй промышленной революции»). По мере того как своеобразие Н.-т. р. становилось очевидным, а её социальные последствия необратимыми, большинство буржуазно-либеральных и реформистских социологов и экономистов встали на позиции технологического радикализма и социального консерватизма, противопоставляя в своих концепциях «постиндустриального общества», «технотронного общества» технологическую революцию социальной, освободительному движению трудящихся. В качестве ответной реакции многие «новые левые» на Западе заняли противоположную позицию - технологического пессимизма в сочетании с социальным радикализмом (Г. Маркузе, П. Гудмен, Т. Роззак - США, и др.). Обвиняя своих противников в бездушном Сциентизме, в стремлении поработить человека посредством науки и техники, эти мелкобуржуазные радикалы называют себя единственными гуманистами, призывают к отказу от рационального знания в пользу мистики, религиозного обновления человечества. Марксисты отвергают обе эти позиции как односторонние и теоретически несостоятельные. Н.-т. р. не в состоянии разрешить экономические и социальные противоречия антагонистического общества и привести человечество к материальному изобилию без радикальных социальных преобразований общества на социалистических началах. Наивными и утопичными являются также левацкие представления, согласно которым можно якобы построить справедливое общество посредством одних лишь политических средств, без Н.-т. р.

Обострение противоречий капитализма в связи с Н.-т. р. вызвало на Западе широкое распространение так называемой «технофобии», т. е. враждебности к науке и технике как среди консервативно настроенной части населения, так и среди либерально-демократической интеллигенции. Несовместимость капитализма с дальнейшим развитием Н.-т. р. получила превратное идеологическое отражение в социально-пессимистических концепциях «пределов роста», «экологического кризиса человечества», «нулевого роста», воскрешающих мальтузианские взгляды. Многочисленные социальные прогнозы такого рода свидетельствуют, однако, не о наличии каких-то объективных «пределов роста», а о пределах экстраполяции как метода предвидения будущего и о пределах капитализма как общественной формации.

Основоположники марксизма-ленинизма неоднократно указывали, что коммунизм и наука неотделимы, что коммунистическое общество будет обществом, обеспечивающим полное раскрытие способностей всех своих членов и полное удовлетворение их высокоразвитых потребностей на основе высших достижений науки, техники и организации. Как для победы коммунизма необходимо максимальное использование возможностей Н.-т. р., так и Н.-т. р. нуждается для своего развития в дальнейшем совершенствовании социалистических общественных отношений и их постепенном перерастании в коммунистические.


Влияние НТР на ход общественного развития

Исследование технического прогресса невозможно в отрыве от общественного прогресса. В свою очередь,полную картину общественного прогресса как органического целого нельзя получить не изучив все части этого целого и, прежде всего, не исследовав технический прогресс как социальный феномен.

Если вести более конкретный разговор, то диалектика общественного и технического прогресса заключается в следующем. С одной стороны, существует связь, идущая от общественного прогресса к технике (главная структурная связь). С другой - связь, идущая от техники к общественному прогрессу (обратная структурная связь).

Эти две линии взаимосвязи общественного и технического прогресса реализуются при относительной самостоятельности развития и функционирования общества и техники друг от друга.

Эта диалектика проявляется, прежде всего, в социальной обусловленности развития техники. Не существует технических задач, которые бы не касались общества. Именно общество формулирует задачи технике в виде социальных заказов, определяет финансовые возможности, общую направленность технического прогресса, его перспективы. Технологическая необходимость есть способ проявления общественной необходимости. "Ведь цели техники имеют внетехническую природу, - пишет Х.Закесе. - Постановка надлежащих целей функционирования техники - не проблема техники, а проблема общественной структуры и формирования политической воли" (6,420).

Мы уже отмечали, что, безусловно, существует определенная самостоятельность в развитии техники, которая может опережать, а может (что чаще) отставать от социальных запросов в силу наличия в ней своих специфических законов развития и функционирования. Но как социальный феномен техника подчиняется и общесоциологическим закономерностям. Поэтому в целом, в главной своей тенденции технический прогресс, его темпы, результативность и направленность определяются обществом.

Необходимо отметить не только зависимость технического прогресса от общественного, не только определенную самостоятельность в развитии техники, но и то, что технический прогресс оказывает обратное воздействие на развитие общества, является одной из могучих движущих сил этого развития. Ускорение технического прогресса заставляет нас умножать усилия для ускорения решения ряда социальных проблем, а замедление темпов технического прогресса заставляет людей прилагать огромные усилия для решения возникающих проблем, ликвидации негативных сторон общественной жизни.

Необходимо отметить амбивалентный характер воздействия техники на общественный прогресс. Непосредственная цель достигается с помощью определенной техники, однако эта техника может вызвать не ожидаемые и не желательные последствия. Каждое воскресное издание газеты "Нью-Йорк Таймс" поглощает несколько гектаров леса. Повышение количества вырабатываемой энергии с огромной скоростью уничтожает невосполнимые запасы нефти, газа, угля.

Средства защиты древесины приводит к отравлению организма. Химические удобрения отравляют пищевые продукты. АЭС несут радиоактивные заражения. Подобный перечень можно было бы продолжить. Технический прогресс имеет свою цену, которую должно платить общество.

Особую противоречивость воздействия на общество оказывает современный этап научно-технической революции. Так, возникновение "гибких рабочих мест", т.е. работы на дому в результате компьютеризации информационной сферы, имеет ряд преимуществ.

К их числу можно отнести экономию времени и горючего при переездах, лучшее использование времени работника путем самостоятельности ее планирования и рационального чередования труда и отдыха, более полное использования рабочей силы за счет вовлечения в процесс труда домохозяек и пенсионеров и улучшения территориального распределения рабочей силы, укрепление семьи, снижение расходов на содержание контор. Но эта работа имеет и отрицательные последствия: нераспространение на работающих на дому систем социального страхования, потеря социального контакта с коллегами, усиление чувства одиночества, появление отвращения к работе.

В целом развитие техники вызывает качественные измения в обществе, рево люционизирует все сферы деятельности человека, все элементы общественной системы, способствует формированию новой культуры. Ж.Кантен пишет, что под воздействием технического развития происходит переход "от этапа цивилизации, на котором доминировала технокультура, к новому этапу на котором ведущей уже становится социокультура... Инновация будет иметь тем больше шансов на успех, чем гармоничнее и теснее она соединит технический аспект с социальным" (Цит. по:11,209).


Литература

1.Научно-техническая революция и общественный прогресс, М., 1969

2.Современная научно-техническая революция. Историческое исследование, 2 изд., М., 1970

3.Современная научно-техническая революция в развитых капиталистических странах: экономические проблемы, М., 1971

4.Иванов Н. П., Научно-техническая революция и вопросы подготовки кадров в развитых странах капитализма, М., 1971

5.Гвишиани Д. М., Микулинский С. Р., Научно-техническая революция и социальный прогресс, «Коммунист», 1971, № 17

6.Афанасьев В. Г., Научно-техническая революция, управление, образование, М., 1972

7.Научно-техническая революция и социальный прогресс. [Сб. ст.], М., 1972

8.Урбанизация, научно-техническая революция и рабочий класс, М., 1972

9.Научно-техническая революция и социализм, М., 1973

10.Человек - наука - техника, М., 1973

11.Борьба идей и научно-техническая революция, М., 1973

12.Марков Н. В., Научно-техническая революция: анализ, перспективы, последствия, М., 1973

13.Научно-техническая революция и общество, М., 1973

14.Гвишиани Д. М., Научно-техническая революция и социальный прогресс, «Вопросы философии», 1974

15.Глаголев В. Ф., Гудожник Г. С., Козиков И. А., Современная научно-техническая революция, М., 1974

16.Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978

Научно-техническая революция (НТР) - это период времени, в течение которого происходит качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительные силы общества. Начало НТР приходится на середину XX века, и уже к 70-м годам она увеличила экономический потенциал в несколько раз. Достижениями НТР в первую очередь воспользовались экономически , которые превратили их в ускоритель научно-технического прогресса.

Составными частями НТР являются наука, техника, технология, производство, управление.

Наиболее важными чертами, характеризующими научно-техническую революцию, являются следующие.

  1. Исключительно бурное развитие науки, превращение ее в непосредственную производительную силу. Чрезвычайно важным экономическим показателем эпохи НТР становятся затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Огромная доля их приходится на развитые страны: , . При этом расходы США значительно превышают расходы других стран. В России расходы на НИОКР значительно ниже, чем не только в США, но и в других странах, что, естественно, является следствием низкого технического уровня производства. Очевидно, что развитие науки не может происходить без современной системы образования. Значительные успехи Японии в развитии наукоемких производств и во внедрении результатов НТР в промышленность напрямую связаны с системой образования - одной из лучших в мире.
  2. Коренные преобразования в технической базе производства. Речь идет о широком применении ЭВМ, роботов, внедрении новых технологий и интенсификации старых методов и технологий, открытии и использовании новых источников и видов энергии, повышении эффективности труда за счет высококвалифицированной рабочей силы.
  3. НТР влияет на отраслевую структуру материального производства, при этом в ней резко увеличивается доля промышленности, так как от нее зависит рост производительности труда в других отраслях хозяйства. Сельское же хозяйство в эпоху НТР приобретает индустриальный характер. В самой промышленности возрос удельный вес обрабатывающей отрасли, на которую приходится 9/10 стоимости всей продукции.Среди отраслей промышленности стали выделяться химическая, электроэнергетика, от которой в первую очередь зависит научно-технический прогресс, и машиностроение. О современном состоянии НТР обычно судят по тому, какова доля продукции наукоемкого в общем объеме производства. НТР внесла большие изменения в . Доля железнодорожного в общем объеме перевозок сократилась, так как уменьшилась его роль. Большую часть международной торговли обеспечивает морской транспорт, но он почти не участвует в пассажирских перевозках, которые «передоверены» воздушному.
  4. Особое значение в эпоху НТР приобретает проблема управления современным производством. Управление производством необыкновенно усложнилось и связано с координацией развития науки, техники и технологии и производства. Управление в эпоху НТР требует специальной подготовки. Особенно широко они представлены в США и Японии. Выпускники этих школ - руководители производства — называются менеджерами. Подготовка их в последние годы начата и в России.

1. Ресурсный фактор .

Он определял размещение производства с конца XIX века до начала XX века. Многие ресурсные бассейны стали центрами промышленности. Например, Урал - первая база индустриализации России. В эпоху НТР такая «привязка» промышленности к минерально-сырьевым базам проявляется гораздо реже, но для размещения отраслей добывающей промышленности ресурсный фактор продолжает оставаться главным. Так как многие старые бассейны и месторождения сильно истощены, именно в добывающей промышленности в первую очередь наметился сдвиг в районы нового освоения, зачастую с экстремальными условиями.

В ресурсный фактор до сих пор продолжает играть важную роль в индустриализации и оказывает влияние на размещение производства.

2. Фактор наукоемкое .

Одним из важных факторов размещения производства в эпоху НТР становится тяготение к центрам науки и образования. Прежде всего это обстоятельство определяет наукоемких отраслей, а они тяготеют к научным центрам, к учебным заведениям. Для некоторых стран характерна сильная территориальная концентрация научных исследований, для других, наоборот, рассредоточение их. В эпоху НТР для многих стран Запада характерна интеграция науки и производства. В результате возникают научно-промышленные комплексы или технополисы. Так, в Японии в 80-х годах начали создавать технополисы, отобрав для них наукоемкие направления: авиакосмическую технику, роботостроение, производство ЭВМ. Подобные технополисы встречаются и в США.

3. Фактор тяготения к квалифицированной рабочей силе .

Этот фактор всегда влиял и продолжает влиять на размещение производства. Сейчас любой стране нужны не просто , а высококвалифицированные люди, способные управлять современной техникой.

4. Экологический фактор .

Он существовал и ранее, но в период НТР приобрел особое значение. Учет экологического фактора при сооружении хозяйственных объектов стал обязательным. Законодательством предусмотрены серьезные санкции в отношении лиц, пренебрегающих этим фактором.

В эпоху НТР не потеряли своего значения и такие факторы, как потребительский, энергетический, территориальный. Существенную роль продолжает играть и отдельных государств.

Влияние НТР на мировое хозяйство. Современное мировое хозяйство существенно изменяется под влиянием

бурного развития науки и техники. Это проявляется в трех основных направлениях: ускорении темпов производства, изменениях в отраслевой структуре экономики и сдвиги в размещении хозяйства.

Изменения в отраслевой структуре хозяйства в период НТР имеют глубокий характер.

  • Во-первых, изменилось соотношение между производственной и непроизводственной сферами. Количество работников в сфере услуг стремительно растет и уже достигла 1/3 всех работающих. Вместе сокращается занятость в производственной сфере.
  • Во-вторых, в сфере материального производства изменяются пропорции между ее отраслями: стабилизируется численность работников в промышленности и транспорте, сокращается - в сельском хозяйстве, растет - в торговле.
  • В-третьих, существенные сдвиги происходят также в структуре каждой из отраслей. В промышленности уменьшается занятость в добывающей отрасли и растет в обрабатывающей. Однако в последнее время быстрыми темпами растет роль «авангардной тройки» отраслей: машиностроение (в период НТР обеспечивает хозяйство машинами и механизмами), электроэнергетики (без которой не будет ни одна машина) и химической промышленности (дает производству новые материалы). На эти три отрасли приходится половина всего промышленного производства мира.

При этом на первый план выходят новейшие наукоемкие отрасли: микроэлектроника, приборостроение, робото-строения, авиаракетокосмична промышленность, химия органического синтеза. Одновременно значение старых отраслей промышленности (черная металлургия, текстильная и лесная промышленность) уменьшается.

В сельском хозяйстве уменьшается количество занятых в растениеводстве и несколько возрастает в животноводстве. В растениеводстве произошла «зеленая революция», которая заключалась во внедрении высокопродуктивных сортов растений, механизации хозяйства и мелиорации земель. В животноводстве произошел переход некоторых видов производства (птицефабрики, комплексы по разведению крупного рогатого скота) на индустриальные технологии. На этих производствах вводится не только механизация, а автоматизация, т.е. управление при помощи машин и механизмов.

В эпоху НТР возрастает роль перевозок пассажиров и грузов. Несколько уменьшается значение старых видов транспорта (речного, морского, железнодорожного) и возрастает роль новейших (воздушного, автомобильного, трубопроводного, электронного). Значительно упростила перевозки контейнеризация грузов. Однако и старые виды транспорта претерпят существенных изменений. Появляются новые транспортные средства: поезда на воздушной подушке и магнитной подвеске, суда на подводных крыльях, суда-атомоходы и др. На киевском заводе «Авиант» разработан исследовательский экземпляр новейшего транспортного средства, который сочетает в себе лучшие свойства автомобиля и вертолета. Ему дали рабочее название «аероавто».

Научно-техническая революция изменила товарную структуру торговли. Растет покупка и продажа готовых товаров, сокращается - сырья и продовольствия. Возникла новая форма торговли - технологиями: лицензиями, патентами, техническим опытом. Главным продавцом технологий на мировом рынке являются США, а покупателем - Япония.

Происходят существенные сдвиги в размещении производства: роль одних факторов, к которым тяготеют предприятия, уменьшается, других - возрастает. Когда-то определяющий сырьевой фактор, теперь имеет второстепенное значение. Зато растет роль транспортного фактора. Экономика высокоразвитых стран сейчас работает преимущественно на импортном сырье, поэтому хозяйственные объекты перемещаются в морских побережий.

Влияние такого фактора, как трудовые ресурсы, тоже увеличивается. Особенно это касается размещения трудоемких и наукоемких отраслей. Повышается роль квалифицированных кадров. При размещении предприятий все больше учитывается экологический фактор. Все чаще «грязные» производства переносятся в районы с меньшей концентрацией населения. Высокоразвитые страны выносят филиалы своих экологически опасных производств (в частности цветную металлургию) в развивающихся. Таким образом мы живем в период научно-технической революции, которая существенно влияет на все сферы человеческой деятельности.

3. Влияние научно-технической революции на мировую экономику

К рубежу XIX-XX вв. кардинально изменились основы научного мышления; переживает расцвет естествознание, идет создание единой системы наук. Этому способствовало открытие электрона и радиоактивности

Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки. Ее представляют М. Планк, создавший квантовую теорию, и А. Эйнштейн, создавший теорию относительности, ознаменовавшие прорыв в область микромира.

В конце ХIХ-начале XX вв. связь науки с производством приобрела более прочный и систематический характер; устанавливается тесная взаимосвязь науки с техникой, обусловливающая постепенное превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Если до конца ХIХ в. наука оставалась «малой» (в этой сфере было занято небольшое число людей то на рубеже XX в. способ организации науки изменился - возникли крупные научные институты, лаборатории, оснащенные мощной технической базой. «Малая» наука превращается в «большую» - численность занятых в этой сфере увеличилась, возникли специальные звенья научно-исследовательской деятельности, задачей которых стало скорейшее доведение теоретических решений до технического воплощения, в их числе - опытно-конструкторские разработки, производственные исследования, технологические, опытно-экспериментальные и др.

Процесс революционных преобразований в области науки охватил затем технику и технологию.

Первая мировая война вызвала огромное развитие военной техники. Таким образом вторая научно-техническая революция охватила различные сферы промышленного производства. Превзошла она предыдущую эпоху по темпам технического прогресса. В начале XIX в. порядок изобретений исчислялся двузначным числом, В эпоху второй НТР - четырехзначным, т. е. тысячами. Наибольшее число изобретений запатентовано американцем Т. Эдисоном (более 1000).

По своему характеру вторая НТР отличалась от промышленного переворота XVIII-XIX вв. Если промышленный перс-ворот привел к становлению машинной индустрии и изменению социальной структуры общества (формированию двух новых классов - буржуазии и рабочего класса) и утверждению господства буржуазии, то вторая НТР не затронула тип производства и общественную структуру и характер социально-экономических отношений. Ее результаты - изменения в технике и технологии производства, реконструкция машинной индустрии, превращение науки из малой в большую. Поэтому ее называют не промышленной революцией, а научно-технической.

Происходила не только диверсификация отраслей, но и подотраслей. Это можно видеть на структуре, например, машиностроения. В полную силу заявило о себе транспортное машиностроение (производство локомотивов, автомобилей, самолетов, речных и морских судов, трамваев и др.). В эти годы наиболее динамично развивалась такая отрасль машиностроения, как автомобильная. Первые автомобили с бензиновым двигателем начали создавать в Германии К. Бенц и Г. Даймлер (ноябрь 1886 г.). но вскоре у них уже появились зарубежные конкуренты. Если первый автомобиль на заводе Г. Форда в США был выпущен в 1892 г., то уже к началу XX столетия это предприятие производило в год 4 тыс. автомобилей.

Бурное развитие новых отраслей машиностроения вызвало изменение структуры черной металлургии - повысился спрос на сталь и темпы ее выплавки значительно превзошли прирост производства чугуна.

Технические сдвиги конца XIX-начала XX вв. и опережающее развитие новых отраслей предопределили изменение структуры мирового промышленного производства. Если ДО начала второй НТР в общем объеме выпускаемой продукт-преобладала доля отраслей группы «Б» (производство предметов потребления), то в результате второй НТР повысился удельный вес отраслей группы «А» (производство средств производства, отраслей тяжелой промышленности). Это привело тому, что усилилась концентрация производства, стали преобладать крупные предприятия. В свою очередь крупное производство нуждалось в крупных капитальных вложениях и вызывало необходимость объединения частных капиталов, которое осуществлялось образованием акционерных обществ. Завершением этой цепочки изменений стало создание, образование монополистических союзов, т.е. монополий как в области производства, так и в области капиталов (финансовых источников).

Таким образом, в результате произошедших изменений в технике и технологии производства и развитии производительных сил, вызванных второй НТР, были созданы материальные предпосылки для образования монополий и перехода капитализма от промышленной стадии и свободной конкуренции к монополистической стадии. Способствовали процессу монополизации и экономические кризисы, регулярно происходившие в конце XIX в., а также начале XX в. (1873,1883,1893, 1901- 1902 и др.). Поскольку в ходе кризисов гибли прежде всего мелкие и средние предприятия, то это способствовало концентрации и централизации производства и капитала.

Монополия как форма организации производства и капитала в конце XIX-начале XX вв. заняла господствующие позиции в социально-экономической жизни ведущих стран мира, хотя степень концентрации и монополизации по странам была неодинаковой; были различными преобладающие формы монополий. В результате второй НТР вместо индивидуальной формы собственности основной становится акционерная, в сельском хозяйстве - фермерская; развивается кооперативная, а также муниципальная.

На этом историческом этапе ведущее место в мире по промышленному развитию занимают молодые капиталистические страны - США и Германия, значительно продвигается Япония, тогда как бывшие лидеры - Англия и Франция отстают. Центр мирового экономического развития при переходе к монополистической стадии капитализма перемещается из Европы в Северную Америку. Первой державой мира по экономическому развитию стали Соединенные Штаты Америки.


Бурное развитие науки, начиная с конца XIX века, привело к значительному числу открытий принципиального характера, положивших начало новым направлениям научно-технического прогресса.

В 1867 г. в Германии В. Сименс изобрел электромагнитный генератор с самовозбуждением, которым при помощи вращения проводника в магнитном поле можно получать и вырабатывать электрический ток. В 70-е гг. была изобретена динамо-машина, которую можно было использовать не только как генератор электроэнергии, но и как двигатель, превращающий электрическую энергию в механическую. В 1883 г. Т. Эдисон (США) создал первый современный генератор. В 1891 г. Эдисоном создан трансформатор. Самым удачным изобретением стала многоступенчатая паровая турбина английского инженера Ч. Парсонса (1884)

Особенное значение получили двигатели внутреннего сгорания. Модели таких двигателей, работавших на жидком горючем (бензине), создали в середине 80-х годов немецкие инженеры Даймлер и К. Бенц. Эти двигатели использовались моторным безрельсовым транспортом. В 1896-1987 гг. немецкий инженер Р. Дизель изобрел двигатель внутреннего сгорания с большим коэффициентом полезного действия.

Изобретение лампы накаливания принадлежит русским ученым: А.Н. Лодыгину (лампа накаливания с угольным стерженьком в стеклянной колбе.

Изобретатель телефона - американец А. Г. Белл, получивший первый патент в 1876 г Одно из важнейших достижений второй НТР - изобретение радио

В начале XX в. родилась еще одна отрасль электротехники -электроника. В металлургии вводились технические новшества, техника металлургии достигла огромных успехов.

Характерно проникновение и организация химических методов обработки сырья практически во все отрасли производства.

Перед Первой мировой войной был получен синтетический бензин

Среди важнейших изобретений этого времени – швейная машина Зингера, ротационная типографская машина, телеграф Морзе, револьверный, шлифовальный, фрезерный станок, косилка Маккормика, комбинированная молотилка-веялка Хейрема.

В конце XIX-начале XX вв. произошли структурные изменения в промышленности:

Структурными изменениями в хозяйствах отдельных стран: создании большого машинного производства, преимущественно тяжелой промышленности над легкой, предоставление преимущества промышленности над сельским хозяйством;

Возникают новые отрасли промышленности, модернизируются старые;

Увеличивается часть предприятий в производстве валового национального продукта (ВНП) и национального дохода;

Происходит концентрация производства - возникают монополистические объединения;

Завершается формирование мирового рынка в конце ХІХ - в начале ХХ ст.;

Углубляется неравномерность в развитии отдельных стран;

Заостряются межгосударственные противоречия.

НТР привела к появлению многих новых отраслей промышленного производства, которых история не знала. Это электротехническая, химическая, нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая, автомобильная промышленность самолетостроение, производство портландцемента и железобетона и др.


Список литературы

1. Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. / Под ред. Б.А. Райзберга: – М.: ИНФРА – М., 2001. – 716 с.

2. Курс экономической теории: Учебн. пособие /Под ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - М.: Изд. “АСА”, 1996. - 624 с.

3. История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.:ЮНИТИ, 1999. –727с

4. Основи економічної теорії: політекономічний аспект. Підручник. /Г.Н.Климко, В.П.Нестеренко. – К., Вища школа, 1997.

5. Мамедов О.Ю. Современная економика. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1998.-267с.

6. Экономическая история: Учебное пособие/ В.Г. Сарычев, А.А. Успенский, В.Т. Чунтулов- М., Высшая школа, 1985 г.-237 –239с.


... – в постиндустриальном. В современной общественно-экономической литературе история рассматривается на этапах первобытной эпохи, рабовладельческого общества, средневековья, индустриального и постиндустриального общества. Экономической истории зарубежных стран посвящены многочисленные работы, среди которых одни носят обобщающий характер и рассматривают развитие какой-либо отрасли хозяйства в...

...) - процесс сосредоточе­ния населения, промышленности и культуры в крупных городах; присущий круп­ному городу. Сопровождается появлением урбанистической массовой культуры.2. Своеобразие русской живописи конца XIX- начала XX века С кризисом народнического движения, в 90-е годы, «аналити­ческий метод реализма XIX в.», как его называют в отечественной науке, себя изживает. Многие из художников- ...

Общество - это общество постэкономическое, поскольку в перспективе в нем преодолевается господство экономики (производство материальных благ) над людьми и основной формой жизнедеятельности становится развитие человеческих способностей. Становление постиндустриального общества представляет собой глубочайшую социальную, экономическую, технологическую и духовную революцию. Ее ядром, сердцевиной...

Его сторонников. Без их поддержки эта игра, безусловно, развивалась бы менее эффективно. 3. Дореволюционный этап становления футбола на Ставрополье, при всех проблемах его развития, достиг определенных успехов. В целом же деятельность футбольных клубов и кружков в начале XX веков явилась фундаментом для современного ставропольского футбола. Научное осмысление итогов данного этапа способствует...