Какие нормы нужно использовать при списании гсм. Какие нормы нужно использовать при списании гсм Учет гсм на предприятии рф г

Если у организации есть автомобиль, но автотранспортной она не является, то для целей налогообложения и бухгалтерского учета израсходованных ГСМ каких-либо ограничительных нормативов нет. Поэтому затраты на ГСМ плательщики налога на прибыль могут списывать исходя из фактического расход аподп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ ; Письма Минфина от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875 , от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097 , от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12 .

Однако многие приходят к тому, что подобные нормативы нужны прежде всего для себя - чтобы понимать, сколько реально тратится бензина на деловые поездки, а что «сгорает» в угоду каким-то иным целям водителей. Да и экономическую обоснованность расходов на топливо при общении с проверяющими проще подтвердить с помощью нормативов.

Мы посмотрим, как установить нормативы расходов на бензин для легковых автомобилей с учетом изменений, внесенных прошлым летом Минтрансом в Методические рекомендации.

Упрощенцы на «доходно-расходной» УСН списывают расходы на приобретенное топливо на день оплаты поставщику независимо от даты его фактического расходования (списания его в производств о)подп. 5 п. 1 ст. 346.16 , подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ .

Однако их расходы тоже должны быть экономически обоснованн ып. 1 ст. 252 , п. 2 ст. 346.16 НК РФ ; Письмо Минфина от 23.12.2009 № 03-11-09/413 . Поэтому и упрощенцам нужно следить за целевой направленностью расходования автомобильного топлива.

Разрабатываем топливные нормы

Сначала лучше определить базовую норму расхода топлива для конкретного автомобиля. А затем в зависимости от условий эксплуатации автомобиля применять те или иные корректирующие/поправочные коэффициенты.

ШАГ 1. Определяем базовую норму

Базовая норма расхода топлива - его расход в условиях, приближенных к идеальным (без пробок и прочих факторов, препятствующих движению).

Для этого есть несколько способов:

  • <или> по минтрансовским норматива мМетодические рекомендации, утв. Распоряжением Минтранса от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее - Методические рекомендации); Письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12 ;
  • <или> исходя из данных о расходе топлива, указанных заводом-изготовителем в технической документации на автомобиль;
  • <или> на основании самостоятельных контрольных замеров. Важно обратить внимание на условия, в которых они проводятся. Чтобы результаты таких замеров показывали именно базовую норму расхода топлива, их надо проводить при хорошей плюсовой погоде, без использования кондиционера или системы климат-контроля, при отсутствии пробок и т. д. Результаты таких замеров должны быть зафиксированы в акте или другом внутреннем документе. Понятно, что подобные замеры и разработки - дело не бухгалтерии. Руководство должно это кому-то поручить.

Чтобы не напрягаться, часто руководство поручает бухгалтерии взять базовую норму из минтрансовских Рекомендаций. Это проще, чем самостоятельно проводить замеры и изыскания.

ШАГ 2. Устанавливаем коэффициенты/надбавки

В этом случае также проще ориентироваться на Рекомендации Минтранса. Если же указанные в них значения повышающих коэффициентов по каким-то причинам не устраивают вашу организацию, можно делать самостоятельные замеры расхода топлива при движении автомобиля в различных условиях.

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Использовать данные о среднем расходе топлива из внутреннего компьютера автомобиля невыгодно, потому что подсчитанный машиной расход не всегда соответствует реальному. Зачастую он бывает сильно занижен.

Учтите, что если вы установили нормы расхода топлива и применяемые коэффициенты по минтрансовским Рекомендациям в 2015 г. или ранее, то их можно пересмотреть, поскольку летом 2015 г. Минтранс внес изменения в свои Рекомендации. В частности, увеличились некоторые повышающие коэффициенты, причем существенно.

Мы посмотрим наиболее востребованные коэффициенты:

  • «городской» - зависит от численности населения в населенном пункте. К примеру, при численности свыше 5 млн человек возможно применение коэффициента до 35% включительн оп. 5 Методических рекомендаций , от 1 до 5 млн человек - до 25%;
  • «возрастной» - к примеру, для автомобилей старше 5 лет или с пробегом более 100 тыс. км можно применить коэффициент до 5%;
  • «зимний» - может составлять от 5 до 20% в зависимости от климатического район априложение № 2 к Методическим рекомендациям . Так, в Москве и Московской области срок действия зимних надбавок - с 1 ноября по 31 марта (5 месяцев). Предельный зимний коэффициент - 10%;
  • коэффициент для кондиционера - до 7%, такой же коэффициент предусмотрен и при использовании системы «климат-контроль»;
  • чрезвычайные погодные коэффициенты - к примеру, при сильном снегопаде и гололедице можно использовать коэффициент до 35%;
  • коэффициенты за сложность - например, можно применить повышающий коэффициент для поездок с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, опасных грузов, грузов в стекле и т. п.) в диапазоне: 20- 40 км/ч - до 15%, со средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.

ШАГ 3. Считаем итоговую (рабочую) норму

Для этого надо взять базовую норму и учесть применяемые коэффициенты. Если их несколько, то надо их суммировать:

Учтите, что, если базовая норма установлена в организации путем самостоятельных контрольных замеров, применение некоторых повышающих коэффициентов может быть неоправданно. К примеру, применение возрастного коэффициента, если контрольный замер сделан на конкретном автомобиле в том же году, или зимнего коэффициента, если замер расхода топлива был сделан в зимний период.

Документируем утвержденные нормы и коэффициенты

Посмотрим на примере, как организация может установить норматив расхода топлива, если она решила самостоятельно провести базовые контрольные замеры, но использовать корректирующие коэффициенты, рекомендованные Минтрансом (в тех случаях, когда их применение обоснованно). Условия следующие:

  • автомобиль - Lexus RX 300, оснащен кондиционером;
  • пробег - более 110 тыс. км;
  • используется на территории Москвы (численность населения свыше 5 млн человек);
  • замер сделан летом в хорошую погоду, при отключенном кондиционере.

Общество с ограниченной ответственностью «Организация»

Акт установления норматива расхода топлива

г. Москва

Комиссия в составе:
- председатель комиссии Иванов А.С. - директор ООО «Организация»;
- члены комиссии:
– Петров В.С. - начальник транспортного цеха;
– Сидоров О.И. - водитель

1. Произвела контрольный замер расхода топлива по автомобилю Lexus RX 300, гос. номер Н878КК177, по ровной свободной городской дороге с асфальтовым покрытием, без пробок.

2. На основании проведенного замера утвердила для автомобиля Lexus RX 300 базовую норму расхода топлива - 16 л/100 км.

3. Утвердила применение следующих повышающих коэффициентов из Методических рекомендаций Минтранса:

О. В. Фуцай , эксперт журнала "Учет в казенных учреждениях"

Для того чтобы списать затраты на бензин, они должны быть экономически обоснованы. В статье пойдет речь об особенностях учета топлива в будущем году от приобретения до списания…

Учет топлива в госучреждении

Варианты приобретения бензина каждое учреждение выбирает самостоятельно. Как правило, его покупают за наличный расчет или по специальным талонам и топливным картам.

Если топливо приобретают за наличный расчет, приказом руководителя учреждения должен быть утвержден список водителей, которые имеют получать наличные деньги под отчет на эти цели. Кроме того приказом руководителя определяют сроки, на которые можно выдавать подотчетные суммы.

Получив деньги из кассы, водитель обязан отчитаться по расходованию полученных сумм. Отчет об израсходованных подотчетных суммах должен быть не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы. Например, если приказом установлено, что денежные средства подотчет выдают сроком на одну неделю, то в течение 3-х рабочих дней по истечении недели со дня выдачи водитель представляет авансовый отчет в бухгалтерию. Следующий момент, который нужно прописать в учетной политике - это списание бензина. В учете стоимость израсходованного топлива нужно списывать на затратные счета 109 00.

Рассмотрим на примере, какие проводки нужно сделать в бюджетном учете.

Пример .

Приказом руководителя учреждения культуры установлено, что выдача денежных средств на топливо за счет субсидии на выполнение госзадания производится еженедельно. Водителю Сомову И.И. выдали 9 ноября подотчет 1500 руб. на приобретение ГСМ. 17 ноября работник составил авансовый отчет, к которому приложил чеки с АЗС:

Бухгалтер в учете записал:

Когда топливо приобретают по безналичному расчету с использованием топливных карт и талонов для отражения операций в бюджетном учете следует учитывать момент перехода права собственности на ГСМ: после передачи талонов и карт или после заправки машины. Данный момент должен быть определен в условиях договора с поставщиком.

В целях контроля и сохранности выданных топливных карт учреждениям нужно выдавать их водителям под роспись в ведомости учета приема и выдачи то пливных карт. В ней фиксируют реквизиты карты, дата ее выдачи (возврата), Ф.И.О. водителей.

Топливные карты отражают на забалансовом счете в условной оценке 1 руб. за 1 карту или по стоимости приобретения карты (если она предоставляется учреждению за плату).

При перечислении денежных средств учреждение оформляет заявку на кассовый расход для перечисления платы за изготовление топливных карт и оговоренной договором суммы поставки бензина.

При отпуске топлива на заправочной станции водителю выдают чек, в котором указывают наименование, количество топлива, дата и время заправки. Эти чеки работник должен приложить к путевым листам автомобиля, для которого предназначено полученное топливо.

Пример .

Колледж приобрел топливную карту за счет субсидии на госзадание в сумме 1000 руб. Месячный лимит расхода топлива по топливной карте составляет 100 л. Водитель образовательного учреждения заправил машину в течение ноября на 90 л. Расход топлива подтвержден чеками с АЗС. Оплата топлива была произведена в конце месяца. В день перечисления денег стоимость топлива составляла 39 руб./л. В учете учреждения отразил операции следующим образом:

Сумма, руб.

Отражены затраты на приобретение топливной карты

Перечислены деньги поставщику в оплату топливной карты

Принята к учету топливная карта и отражена на материально ответственном лице

Передана топливная карта водителю

Отражена стоимость приобретенного топлива и перед поставщиком

3510 (39 руб. х 90)

Перечислены средства на топливную карту на оплату бензина с лицевого счета

Отражена стоимость топлива в составе материальных запасов

Списана стоимость израсходованного топлива (на основании путевых листов).

Как списать топливо по нормам

Чтобы списать затраты на бензин, они должны быть экономически обоснованы. Под этим понимают ситуацию, когда фактический расход топлива не превышает нормы расхода, утвержденные в учреждении.

Для большинства марок автомобилей уже есть базовые нормы расхода ГСМ. Они утверждены распоряжением Минтранса России своим от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. Они разработаны для прямой трассы и качественного дорожного покрытия. Поэтому учреждения сталкиваются с необходимостью постоянной корректировки базовой нормы на коэффициенты, которые также утверждены в данном документе. Напомним, что если маки автомобиля учреждения нет в списке Минтранса, нормы можно утвердить самостоятельно. Для этого нужно провести контрольный заезд и зафиксировать результаты актом произвольной формы.

В письме ФНС России от 21 сентября 2015 г. № АС-4-10/16581@ налоговики напомнили, что в нормы внесли изменения Распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 № НА-80-р. Оно действует с 14 июля 2015 года. Некоторые надбавки и коэффициенты теперь скорректировали в сторону увеличения, а значит и топлива можно списать больше.

Базовые нормы

Отметим, что базовые нормы расхода любого вида топлива остались без изменений.

Рассмотрим, какие базовые виды норм ГСМ существуют для автомобилей общего назначения (см. табл.).

Таблица 1.

Вид транспортного средства (ТС)

Расчет нормы

ТС в загруженном состоянии

Базовая норма в литрах на 100 км пробега (л/100 км)

ТС при проведении транспортной работы

Транспортная норма в литрах на 100 км пробега (л/100 км);

Учитывают нормируемую по назначению автобуса номинальную загрузку пассажиров и снаряженную массу

Самосвал

Учитывают норму загрузки (коэф. 0,5) и снаряженную массу

Грузовой автомобиль при транспортной работе, а также автопоезд с грузом или без него

1) Транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм);

2) Использование установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа - до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км;

3) Использование точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа ТС.

Базовые нормативы топливного расхода зависят от типа и назначения транспортного средства (грузовой, автобус, легковой), конструктивных особенностей ТС, вида топлива, маршрута и режима движения, массы машины. Транспортная норма включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.

Рассмотрим единицы измерения ГСМ (см. табл. 2)

Таблица 2.

*А для газодизельных машин, сжатый природный газ измеряют в. м. куб, а дизельное горючее - в литрах.

Также применяют при расчетах эксплуатационный норматив. Его определяют по месту эксплуатации ТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации.

Поправочные коэффициенты

Особые климатические условия или дорожно-транспортные факторы требуют применения поправочных коэффициентов. Они рассчитываются исходя из исходных нормативных показателей путем повышения или понижения базовой нормы.

Разберем, какие повышающие надбавки можно применять при расчете (табл. 3).

Таблица 3

Предельная величина коэффициента в процентах

в зимнее время, в зависимости от климата определенного района

на трассах общего пользования (в зависимости от категории) со сложным планом

на дорогах в горной местности (в зависимости от высоты местности над уровнем моря)

в городских условиях, в зависимости от количества населения

при наличии в маршруте частых остановок для погрузки/выгрузки

при транспортировке негабаритных и тяжеловесных грузов с пониженной скоростью (в зависимости от диапазона скоростей)

в процессе выполнения обкатки нового ТС

при эксплуатации системы климат-контроля или кондиционера

при перегоне ТС (в зависимости от вида перегона)

для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс. км

для автомобилей, находящихся в эксплуатации более восьми лет или с общим пробегом более 150 тыс. км

при работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы

при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия

при работе специальных автомобилей выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п.

при работе в карьерах (кроме специальных карьерных АТС), при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий: для ТС в снаряженном состоянии без груза с полной или частичной загрузкой автомобиля

(без груза до 20)

при работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях, лесных пожаров и других стихийных бедствиях (в зависимости от категории дорог)

при учебной езде (в зависимости от того где эксплуатируется ТС: на специальном полигоне или дорогах общего пользования)

При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где запрещено выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем можно применить надбавку до 10 процентов от базовой нормы за один час простоя.

А в зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 °C) время года на стоянках при необходимости прогрева (например, на стоянках в ожидании пассажиров или скорой в ожидании врача с больным) устанавливают нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем - до 10 процентов от базовой нормы.

Пример .

В образовательном учреждении г. Новосибирск, для обучения вождению используется автомобиль 111730 "Калина" (ВАЗ-21114). Базовая норма расхода топлива на него составляет 8,3 л/100 км. Пробег ТС менее 100 000 км. Для езды по городу установлен поправочный коэффициент - 20 процентов, а для езды на автодроме - 40 процентов.

При расчете зимней нормы применяют коэффициент 12 процентов. Данная надбавка действует ежегодно с 1 ноября по 15 апреля.

Летняя норма для данного автомобиля составит:

При учебной езде по городу - 9,96 л/100 км (8,3 л/100 км + 20 процентов);

При учебной езде на автодроме - 11,62 л/100 км (8,3 л/100 км + 40 процентов).

Зимняя норма для данного автомобиля составит:

При учебной езде по городу - 10,96 л/100 км (8,3 л/100 км + 20 процентов + 12 процентов);

При учебной езде на автодроме - 12,62 л/100 км (8,3 л/100 км + 40 процентов + 12 процентов).

Надбавки, которые действовали в летнее время отменять не нужно. Исключение - надбавка для автомобилей с кондиционерами. Ее нельзя применять одновременно с зимней надбавкой. Поэтому ее нужно отменить. А когда применяют семипроцентную надбавку, введенную для машины с системой «климат-контроль», этого делать не надо. То есть для расчета базовую норму умножают на сумму коэффициентов. Надбавку для ТС с установкой "климат-контроль" применяют независимо от времени года.

Норма расхода топлив может снижаться. Например при работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) коэффициент снижения может достигать 15 процентов.

А, когда авто эксплуатируют в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяют.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

Нормы расхода смазочных материалов

Данные нормы устанавливают из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для автомобиля. Причем масло - в литрах, а смазка - в килограммах.

Для автомобилей, прошедших капитальный ремонт и находящихся в эксплуатации более пяти лет, норматив расхода масел увеличивается до 20%.

Значения норм расхода смазочных материалов для автомобилей рекомендуется устанавливать на основании химмотологической карты смазки автомобиля или по рекомендациям завода-изготовителя.

При отсутствии данных из вышеперечисленных источников рекомендуется устанавливать значения норм расхода смазочных материалов установленных Распоряжением № АМ-23-р. Рассмотрим некоторые из них. Кстати их ввели как раз в 2015 году (см. табл. 4)

Таблица. 4

Марка, модель автомобиля

Моторные масла, л

Трансмиссионные и гидравлические масла, л

Специальные масла и жидкости, л

Пластичные смазки, л

Легковые автомобили бензиновые

Автомобили зарубежного производства, произведенные в РФ и "АвтоВАЗа" всех моделей и модификаций

Автомобили семейства ГАЗ всех моделей и модификаций

Автомобили семейства УАЗ всех моделей и модификаций

Легковые автомобили дизельные

Автомобили зарубежного производства, произведенные в РФ и отечественного производства

Пример .

В учреждении на праве оперативного управления находится автомобиль 111840 "Калина" (ВАЗ-11194). Согласно путевым листам за ноябрь он прошел 980 км. Кроме того машина подвергалась ремонту. Базовая норма расхода моторного масла составляет 0,6 л на 100 км. Таким образом, нормативный расход масла за ноябрь составит 7,1 л (0,01 х 980 л х 0,6 л (1 + 0,01 х 20).

Расчет расходов

Для легковых автомобилей значение расхода топлива рассчитывают по следующему соотношению:

Qн = 0,01 x Нs x S x (1 + 0,01 x D),

где Qн - нормативный расход топлива, литры;

Нs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

S - пробег автомобиля, км;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

Пример.

На балансе администрации учреждения сельского поселения числится автомобиль ГАЗ-3110 (двигатель ЗМЗ-4026.10). Согласно путевому листу он проехал 120 км, из них:50 км - по селу, 70 км - за пределами села.

Автомобиль эксплуатировался в зимнее время. Приказами руководителя учреждения утверждены:

Базовая норма расхода топлива - 13,0 л/100 км;

Надбавка за эксплуатацию автомобиля в зимнее время - 10%;

Надбавка за эксплуатацию автомобиля в поселении - 3%.

Нормативный расход топлива составит:

7,35 л (0,01 x 13 x 50 км x (1 + 0,01 x 13)) - по селу;

10,01 л (0,01 x 13 x 70 км x (1 + 0,01 x 10)) - за пределами села.

Таким образом, согласно путевому листу было израсходовано 17,36 л (7,35 + 10,01) бензина.

Данные по нормативному расходованию бензина суммируют по всем путевым листам, и бензин списывают на общую сумму

Для автобусов норма расчета горюче-смазочных материалов расчитывают по другой формуле:

Qн = 0,01 x Нs x S x (1 + 0,01 x D) + Нот x T,

где Qн - нормативный расход топлив, л;

Нs - транспортная норма расхода топлив на пробег автобуса, л/100 км (с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузкой пассажиров);

S - пробег автобуса, км;

Нот - норма расхода топлив при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя, л/ч;

T - время работы автомобиля с включенным отопителем, ч;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Пример .

Согласно данным путевого листа городской автобус НефАЗ-5299-20-22 НефАЗ-5299-20-22 (гор. 114 мест) в зимнее время совершил пробег 190 км с включенным отоплением при времени работы на линии 8 ч. Транспортная норма расхода топлива на пробег для автобуса составляет 39,2 л/100 км. Установлены такие надбавки:

За работу в зимнее время - 10 процентов;
- норма расхода топлива на работу отопителя по данным завода-изготовителя - 4,0 л/ч;

Надбавка за работу в городе с населением от 250 тыс. до 1 млн. человек - 15 процентов.

Нормативный расход топлива составляет:

Qн = 0,01 х 39,2 л/100 км х 190 км х (1 + 0,01 х (10 + 15)) + 4 л/ч х 8 ч = 125,1 л.

Вопрос

У нас автотранспортная организация. Обязательны ли для нас нормы Минтранса для автомобилей

Ответ

Минфин указывает: следовать рекомендациям или нет — право налогоплательщика. Большинство арбитражных судов разделяют мнение ведомства о том, что НК РФ не содержит требования нормировать расходы на содержание транспортного средства, и признают за налогоплательщиками право учитывать затраты на приобретение ГСМ в полном объеме. Ранее Минфин считал рекомендации Минтранса обязательными, а значит, сверхнормативные затраты на топливо организации не должны были включать в расходы по налогу на прибыль.

Поскольку налоговые органы не всегда разделяют точку зрения финансового ведомства, налогоплательщикам при учете затрат на топливо для автотранспорта безопаснее принимать во внимание нормы, рекомендованные Минтрансом.

Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153 утверждена Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте. Согласно данному документу положения Инструкции необходимо применять при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль с учетом требований гл. 25 НК РФ (п. 2 Инструкции). Пунктом 40 разд. 3 Инструкции установлено, что расходы на топливо для автотранспортных средств учитываются в пределах Норм, утверждаемых Минтрансом России, что указывается в учетной политике организации.

Эти Нормы были утверждены Минтрансом России 29.04.2003 со сроком действия до 1 января 2008 г. В период с 01.01.2008 по 14.03.2008 нормирование установлено не было. Новые нормы введены в действие 14.03.2008 (Распоряжение Минтранса России N АМ-23-р «О введении в действие Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»). Указанные Рекомендации предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории России (п. 1 указанных Рекомендаций).

Однако Налоговый кодекс РФ не содержит условия о нормировании расходов на содержание транспортного средства. Нормируются только расходы на выплату компенсации за использование личного транспорта в служебных целях (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Минтранс России не относится к органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела. Поэтому согласно п. 1 ст. 4 НК РФ он не может издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами.

Возникает вопрос: должен ли налогоплательщик нормировать расходы на приобретение ГСМ в соответствии с нормами, утвержденными Минтрансом России?

По данному вопросу есть три точки зрения.

Согласно разъяснениям Минфина России при определении расходов на ГСМ налогоплательщик вправе учитывать Нормы расхода топлив, введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.

Также есть письма Минфина России и УФНС России по г. Москве, согласно которым при определении расходов на ГСМ налогоплательщику необходимо учитывать указанные Нормы (ранее — Нормы расхода топлив, утвержденные Минтрансом России 29.04.2003). Аналогичное мнение высказано в судебных актах и авторской консультации.

В то же время ранее УФНС России по г. Москве придерживалось иной точки зрения: затраты на приобретение ГСМ можно учитывать исходя из пробега автомобиля с учетом фактического расхода топлива в производственных целях. Есть судебные акты с выводами о том, что нормирование расходов на приобретение ГСМ не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Некоторые авторы придерживаются такой же точки зрения.

Смежные вопросы:


  1. Генеральный директор организации использует личный легковой автомобиль в служебных целях ежедневно. Можно ли оформить использование автомобиля директором в рамках договора аренды с ним же самим (директором)? Какой договор аренды…...

  2. как отражается в бухгалтерском учете условная корректировка таможенной стоимости? можно ли уменьшить прибыль на эту сумму?
    ✒ Корректировка ТС на увеличение таможенных пошлин и сборов Для целей бухгалтерского учета…...

  3. Продаем ОС. в 2014г. перешли на УСН (доход-расход)с ОСНО ОС внесли по ост.стоимости. (срок полез. использ. до 15лет) в 2014г. списали в расход 50% стоимости в 2015г.…...

  4. ИП на УСН 15 %х очет сдать в аренду свое помещение организации. 1.Может ли он включить с расходы содержание жилья, именно коммунальные платежт, свет. 2. Пришлите пожалуйста заявление…...

Минтранс РФ установил нормы расхода топлива на 2016 год. Последняя редакция этих рекомендаций оговаривает, сколько топлива можно списывать в расходы по налогу на прибыль.

Налоговики считают, что компания обязана соблюдать нормы расхода топлива на 2016 год. А чиновники из Минфина выпустили новое письмо от 19.08.16 № 03-03-06/1/48789, где рассказали, что компания при компенсации сотруднику расходов на ГСМ вправе придерживаться нормативов. Вправе, но не обязана.

Разберемся, какие нормы расходов топлива на 2016 год применять компании, где найти эти нормативы, выясним, сколько может тратить на топливо компания, заправляя свой автопарк. Какие на этот счет есть разъяснения из налогового ведомства. А готовить отчетность за 3 квартал поможет Таблица опасных изменений в работе бухгалтера на осень 2016 года .

В этой статье вы найдете:

  • Какие нормы расхода топлива на 2016 год установил Минтранс РФ
  • Как компенсировать работнику расходы на ГСМ за использование личной машины
  • В каком размере компания может учесть расходы на ГСМ в 2016 году

См. также:

Акт на списание ГСМ в 2016 году

Как применять нормы расхода топлива на 2016 год по мнению Минфина

Если компания использует в деятельности личные автомобили сотрудников, то работнику выплачивается компенсация за использование и возмещение расходов, связанных с обслуживанием. К ним в частности относятся расходы на топливо.

Чиновники в последнем письме разъяснили, что расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, компания учитывает в прочих расходах, связанных с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Компания вправе применять нормы расхода топлива на 2016 год , которые утвердило правительство РФ в постановлении от 08.02.02 № 92.

Это еще не все! Глобальные изменения по налогам и страховым взносам только начинают принимать. Основной пакет поправок запланирован на осень. Поэтому с 1 сентября мы начинаем публиковать подробные инструкции для подготовки к новым правилам работы. , чтобы не пропустить важные изменения и новые способы экономии налогов. Проверьте, какой сегодня мы дарим подарок каждому

Чтобы не терять время, платите (доступ к журналу откроется уже через 2 часа!).

Где найти нормы расхода топлива на 2016 год

Нормы расхода топлива на 2016 год утв. распоряжением Минтранса РФ ( ) от 14.03.08 № АМ-23-р. Официально они называются Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".

Сейчас действуют нормы расхода ГСМ на 2016 год ( ), которые были утверждены в 2015 году. Эти нормативы предназначены изначально для автотранспортных компаний, которые занимаются перевозками и имеют свой автопарк.

В документе прописаны нормы расхода ГСМ по каждому автомобилю в зависимости от его марки, модели, класса. С помощью этих данных компания может вести учет потребленных ГСМ в количественном и стоимостном выражении. Это позволяет рассчитать себестоимость перевозок и контролировать расходы.

Чем рискует компания при списании топлива

Фактические затраты на содержание автопарка компания учитывает в составе прочих или материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 254 и подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 10.06.11 № 03-03-06/4/67). Минфин России в своих письмах каждый раз напоминает, что для этого организация вправе применять нормы Минтранса России. Вроде бы не обязывает, но очень-очень рекомендует. Рассмотрим, когда компания рискует, списывая топливо.

Некоторые суды и сейчас поддерживают налоговиков в необходимости списания ГСМ по нормам Минтранса

Ситуация: компания разработала собственные нормативы списания ГСМ исходя из фактического расхода.

Когда возникает риск по налогу на прибыль: если стоимость топлива уменьшает налогооблагаемую прибыль в полном объеме.

Налоговики раньше настаивали на списании горючего в пределах норм, которые установлены (письма УФНС России по г. Москве ). Напомним, что нормы на списание ГСМ в прошлом году увеличились ().

Минфин России в свою очередь сделал вывод, что компании не обязаны нормировать израсходованные ГСМ. Чиновники исходили из того, что в Налоговом кодексе нет прямого указания на нормирование расходов на содержание служебного транспорта (). Главное, документально подтвердить и экономически обосновать «бензиновые» затраты (письма Минфина России ).

Однако финансовый департамент все же настойчиво рекомендует руководствоваться распоряжением Минтранса России для обоснования списанного количества ГСМ (письма , Минфина России ). И наличие свежей судебной практики доказывает, что инспекторы на местах по-прежнему придерживаются своей позиции относительно необходимости нормирования.

Таким образом, списывая топливо по факту, организация должна быть готова к спорам с налоговиками. Есть судебные решения в пользу компаний (постановления ФАС (оставлено в силе ).

А вот ФАС Северо-Кавказского округа в решил, что нельзя уменьшить прибыль на сумму сверхнормативных расходов на ГСМ. Даже если лимиты подтверждены внутренними актами компании (оставлено в силе ).

В другом деле ФАС Западно-Сибирского округа согласился с тем, что компания не обязана нормировать ГСМ, однако счел, что она не смогла экономически обосновать повышенный расход топлива. Несмотря на наличие внутренних актов и приказов. В итоге суд поддержал инспекцию ( , оставлено в силе ). Поэтому риск претензий по-прежнему высок.

А в электронном журнале эксперты рассказали, чем рискует компания, если:

Компания списывает солярку по данным системы ГЛОНАСС,

Организация установила на большегрузы устройство системы «Платон» и пробег согласно их данным не совпадает с пробегом, подтвержденным путевыми листами,

Организация продала автомобиль с полным баком топлива,

Организация списала топливо по автомобилю директора, потраченное после 18.00,

При покупке ГСМ представитель компании заплатил НДС на территории другого государства, к примеру Финляндии, а при пересечении границы подал документы на возврат налога по системе Тax free,

Компания возмещает сотрудникам стоимость ГСМ при использовании личного автомобиля.

Будет полезно!

КБК по налогу на прибыль в 2016 году для юридических лиц

Новые штрафы за ошибки в бухучете с апреля 2016 года

Отказ от летних норм ГСМ подтвердят контрольные замеры

Размер зимних надбавок к расходу ГСМ варьируется от 5 до 20% в зависимости от региона ( к распоряжению Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р). Несмотря на необязательность утвержденных норм, чиновники настойчиво рекомендуют применять именно их (письма Минфина России и ,).

Если компания следует совету контролеров, то летом она вправе признать меньше расходов на бензин и дизтопливо, чем зимой. Такое положение может заставить ее перейти на нормы, утвержденные самостоятельно, или вовсе отказаться от норм. Ведь Кодекс не требует нормировать расходы на содержание автотранспорта ().

Какими документами обосновать.

Расход бензина по факту подтвердит путевой лист. Но налоговики обяжут компанию доказывать обоснованность расходов, которые превышают нормы Минтранса.

Безопаснее использовать собственные нормы. Для этого создайте комиссию из числа сотрудников компании. Она проведет несколько контрольных замеров по каждой машине и зафиксирует результаты в акте. Усредненные показатели таких замеров директор утверждает приказом в качестве норм.

Но если компания списывает бензин выше собственных нормативов, налоговики могут снять расходы. Суды в некоторых регионах соглашаются с мнением проверяющих (постановления и округов). Объяснить причины перерасхода водитель может в служебной записке, приложив еe к путевому листу. Например, из-за пробок на дорогах, тяжелого груза, технических проблем с машиной.

Как компенсировать расходы на ГСМ сотруднику

За использование личного транспорта во время командировки сотруднику положена компенсация. Здесь берутся не нормы расхода топлива на 2016 год, а фиксированная максимальная сумма. Компания может это сделать только в пределах норм, которые устанавливает Правительство РФ (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В соответствии с этими нормативами (постановление от 08.02.2002 № 92) месячная выплата сотруднику составит:

  • для автомобилей с объемом двигателя до 2л. включительно – 1200руб.;
  • для автомобилей с объемом двигателя свыше 2л. – 1500руб.;
  • для мотоциклов – 600руб.

Эти статьи избавят вас от штрафов:

1.Штраф за несдачу СЗВ-М: как накажут компанию

2.Штрафы за отчетность в 2016 году

3.Размер штрафа за несвоевременную сдачу отчетности в налоговую

4.Штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом в 2016 году

5.Штрафы за несвоевременную сдачу РСВ-1 в 2016 году

Как безопасно платить работникам компенсацию за личное имущество

За использование в работе личного имущества сотрудника компания платит компенсацию. Это выгодно. Выплату можно учесть в расходах по налогу на прибыль, и она освобождена от страховых взносов и НДФЛ.

Как компании нормировать свои расходы на ГСМ

На практике, большие затраты на ГСМ в компании, для которой перевозки не являются основным видом деятельности, несомненно привлекут внимание контролеров. Налоговики обязательно поставят вопрос об экономической целесообразности таких трат и попросят документально их подтвердить (п. 1 ст. 252 НК РФ).

И в этом компании могут помочь нормы расхода топлива на 2016 год, таблица на израсходованное количество ГСМ с учетом этих нормативов. Здесь очень пригодятся , а также положение или расхода ГСМ (см. рисунок).

В одном из последних писем чиновники подтвердили, что компания вправе, но не обязана руководствоваться данными нормативами (письмо Минфина России от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875).

По каким нормам учесть расходы на ГСМ в 2016 году

В законе нет положения, которое бы обязывало компанию соблюдать нормы расхода топлива. В нем лишь указано, что эти расходы можно отнести на прочие производственные (реализационные) расходы (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Напоминаем, что стоимость топлива израсходованного за месяц, компания включает в расходы на последнее число месяца (письмо Минфина России от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12). А предъявить НДС к вычету можно только при наличии счет-фактуры от продавца или АЗС (письмо Минфина от 03.08.2010 № 03-07-11/335).

Как учесть расходы на проезд по платным дорогам и плату в систему «Платон»

Любая компания, у которой есть служебные машины или которая использует личный транспорт сотрудников для служебных целей, может столкнуться с расходами на платные дороги (см. врезку ниже). Не говоря уже об организациях, которые занимаются перевозками, в том числе грузовиками максимальной массой более 12 т, - для них ввели отдельную плату по системе «Платон». В статье « » рассмотрим, как отражать такие расходы в налоговом учете.

Какими документами подтвердить расходы на топливо

Расходы на приобретение ГСМ для собственных и арендованных автомобилей учитываются одинаково. Для учета стоимости ГСМ в налоговых расходах нужны документы, которые подтвердят, что вы купили ГСМ и использовали транспорт и топливо в служебных целях.

Покупка топлива

Перечень документов зависит от способа приобретения топлива:

Служебное назначение

Список документов будет зависеть от того, если ли в машине электронная система контроля:

Готовимся к отчетности за 3 квартал

Подписчики журнала «Российский налоговый курьер» готовят отчетность по В ней есть все, что нужно для успешной сдачи отчетности по любому налогу: формы, примеры на цифрах, подробный порядок и удобные образцы.

Статьи сайта, которые вам помогут:

1.Сдача отчетности за 3 квартал 2016 года: сроки

2.Расчет авансового платежа по налогу на имущество за 3 квартал 2016 года

4.Отчетность в ПФР за 3 квартал 2016 год: новая форма

5.Срок сдачи НДС за 3 квартал 2016 года

6.Новая форма 4-ФСС за 3 квартал 2016 года: заполняем быстро и без ошибок

7.Срок сдачи 6-НДФЛ за 3 квартал 2016 года: какие даты нельзя нарушать

8.6-НДФЛ с 2016 года: пример заполнения за 3 квартал

9.Образец заполнения 6-НДФЛ за 3 квартал 2016 года

10.Новая форма РСВ-1 за 3 квартал 2016 года

11.Бланк отчета ФСС за 3 квартал 2016 года: скачать бесплатно

На сегодняшний день, те категории предприятий, которые имеют на собственном счету транспортные средства определенного типа, в любом случае имеют расходы на топливо и горюче-смазочные материалы. Согласно законодательной базе РФ, предприятие обязано закупать указанную категорию товаров, исходя из специальных объемов расходования ГСМ, по рекомендательным указаниям Минтранса России. Как правило, в качестве основной базы заложены линейные нормы расходов на топливо для автотранспорта.

Что такое нормы расхода топлива?

Норма расхода топлива – это особая величина, которая рассчитывается на основании базовых линейных норм расходования ГСМ и утверждается для каждого автомобиля в индивидуальном порядке. В первую очередь нормы расхода горючего зависят от:

  • частоты и степени эксплуатации указанного автомобиля;
  • указанной работы, которую выполняет тот или иной автомобиль;
  • условий езды, а также климатических условий, сезонности.

Причиной для списания горюче-смазочных веществ является путевой лист, в котором в обязательном порядке должны быть указаны показания спидометра на текущий момент времени. Само списание топлива и ГСМ происходит, согласно специальному акту списания ГСМ. Указания Минтранса РФ носят в первую очередь рекомендательный характер. Таким образом, руководство компании, вправе разработать собственные индивидуальные первичные документы для списания топлива.

Как производятся расчеты?

Чтобы предоставить в налоговую полную сводку нормы расхода топлива по предприятию, необходимо воспользоваться поправочными коэффициентами, которые зависят от следующих факторов:

  • дорожные условия;
  • климатические факторы;
  • загруженность и категория транспортного средства.

В случае, если решение руководителя о применении поправочного коэффициента было утвердительно, издается соответствующий приказ о введении в использование данной величины. Для того чтобы снизить величину поправочного коэффициента, следует использовать дороги общего пользования 1, 2 категорий.