Макар чудра читать в сокращении. Анализ рассказа «Макар Чудра» (Горький)

Небольшой рассказ Максима Горького «Макар Чудра» – это большое произведение о любви и безволии.

Макар Чудра – старый цыган. Он сидит на берегу уже холодного осеннего моря у костра и рассказывает свою историю о том, что любить опасно, любовь – это безволие и оковы, уничтожающие свободу. Один писатель слушает этот долгий и интересный рассказ. Его история о некогда известном в Восточной Европе ловком конокраде Лойко Зобаре. Зобар был красив, молод, горяч и свободен. Его ничто не могло свести с ума, ни девушки, ни деньги, ну разве что лошади. Он любил лошадей, обожал их свободу и страсть.

В тот год табор стоял в Буковине. Жили цыгане хорошо, рядом бескрайние поля, красоты, тепло и радостно на душе. Там жила Радда, девушка неземной красоты. Ее отцом был солдат Данила. Не счесть мужчин, что покорила Радда, не счесть их израненных сердец. Ее звали в жены, предлагали озолотить, но красавица была непреклонна. Всем она отвечала отказом. Она часто проводила время с людьми. Вот и в тот день, когда в табор заехал Лойко Зобар, Радда была там.

Молодой цыган был красив и телом, и лицом, приехал он на прекрасном коне, улыбаясь во весь рот так, что и другие, глядя на него, невольно начинали улыбаться. Зобар достал скрипку и заиграл на ней. Игра его была такой проникновенной, что многие заплакали. И тут Радда похвалила игру цыгана. Он ответил ей, что струны скрипки сделаны из сердца молоденькой девушки, на что Радда сказала, что цыган глуп. Их короткая перепалка дала свои плоды – Лойко обратил внимание на девушку, остановил на ней свой взгляд.

Гостил цыган в доме Радды у ее отца Данилы, и вот вдруг утром появился он перед всеми с перевязанной головой. Сказал, что конь его нечаянно, но народ сразу понял: Радда зашибла парня, чтоб не лез. Пошли разговоры, пересуды. Все говорили только об одном: хорош Лойко для девки, а она слишком уж узколоба.

Зобар был любимцем цыган, умен, красив, а как пел! Однажды спел он песню, всем она пришлась по душе, и только Радда засмеялась, не найдя в ней ничего особенного. Попросил тогда цыган отца девушки отдать ее ему в жены. Данило согласился, если девушка скажет «да», и сможет цыган ее приручить. Открылся тогда Зобар Радде, рассказал ей о своих чувствах, а вместо ответа был повален на землю кнутом за ноги у всех на глазах. Все ахнули. Радда будто смеялась над ним и над его чувствами, потом отошла спокойно и легла в траву. Улыбка красила ее губы. Ей было все нипочем, а Лойко побагровел от злости.

Парень вскочил и со всех ног бросился в степь, там несколько часов просидел неподвижно, пока не подошла к нему Радда. Наставил на нее молодой влюбленный нож, но она достала пистолет, направила на него и сообщила, что не хочет ругаться и пришла поговорить, помириться. Пообещала девушка любить его, но при одном условии. Оно, это условие, было для цыгана унижением, пыткой, но он принял его. Завоевала она его душу своей неприступностью, гордостью и красотой, перестал Лойко быть самим собой. В сердце его больше не было ни вольных просторов степей, ни величавых коней, а только одна чернявая девушка, сводившая с ума мужчин вокруг.

Решился Лойко Зобар исполнить волю Радды, а просьба ее заключалась вот в чем: нужно было ему встать перед ней, как перед старшей, на колени и поцеловать ее правую руку. Сделать это нужно было при всех. Для свободолюбивых цыган на колени можно было встать только как в унизительное положение. Раз в жизни, например, на свадьбе, они становились на колени перед старшими, но в ином случае – это был позор.

Перед всеми Лойко вышел к Радде и сказал, что выполнит сейчас ее просьбу ради любви к ней, а заодно проверит, так ли крепко ее сердце, как она говорит. На этих словах цыган вынул свой острый нож и всадил его в сердце красавицы Радды. Все произошло так быстро, что никто и подумать не успел о том, что может произойти трагедия. После встал Зобар на колени перед своей возлюбленной и поцеловал ее правую руку, исполнив указ.

Увидев, что его дочь убита, Данило бросился к Лойко и также всадил ему нож в грудь. Так трагично закончилась история двух влюбленных, принимающих высокое чувство за стальные оковы или цепи. Гордость – это опасное чувство, которое в крови у цыган.

Закончил свой рассказ старик Макар. Холодно было уже в степи, рядом бродил уставший табун лошадей, тлел костер. Писатель, что слушал рассказ, был под впечатлением. Он все никак не мог заснуть, смотрел на море, а перед глазами у него были Радда и Лойко. Вот он Лойко плывет в морской пучине, а впереди него тело Радды. Оба они молоды и красивы, и все никак не может цыган нагнать свою возлюбленную.

«Макар Чудра» – тот самый рассказ, что прославил Алексея Пешкова под псевдонимом Максим Горький. Он впервые попал на страницы газеты «Кавказ» в 1892 году. История эта была написана по мотивом рассказанной ему в Тифлисе истории неким Александром Калюжным. Горький говорил, что Калюжный сам предложил ему эти сказания записывать и публиковать. С этой истории и началась творческая деятельность великого писателя.

В котором он обращается к жизни восточноевропейских цыган.

В центре внимания - жизнь «вольных людей». Свободных от привычных нам моральных устоев и правил. Начинается рассказ описанием дикой природы, рассуждением о бескрайних просторах степи и бушующего моря.

Макар Чудра - это старый цыган, которого встречает рассказчик. Автор загляделся на его дочь, но Макар говорит, что «не стоит доверять любви». В подтверждение своих слов он рассказывает историю, произошедшую как бы на самом деле.

Лойко и Радда

Был в давние времена некий табор, стоявший в Буковине. Вместе с цыганами жил в нём солдат Данило, у которого была красивая, но своенравная дочь Радда. И жил в те же времена вольный цыган Лойко Зобар, который также был весьма красив, а вдобавок проникновенно пел песни и играл на скрипке. Ничего не ценил Лойко, кроме коней, даже денег не имел и не пытался заработать.

Заприметил он Радду и влюбился. Говорил ей тёплые слова, играл на скрипке но она только потешалась над ним. В то же время к девушке имел чувства и некий богатый магнат, который предлагал Даниле выкупить её. Но отец был человек гордый и ни за что не согласился, сказав, что только пастухи могут продавать своих свиней, но не отцы - дочерей. Магнат попытался добиться своего угрозами и оружием, но его прогнали. Ещё долго он умолял отца отдать ему дочь, сулил любые богатства, но всё было тщетно.

Лойко Зобар снова попытался просить руки дочери у Данилы. На это отец ответил - забирай, если сможешь. Тогда цыган пошёл к Радде и заявил, что она должна пойти с ним, но жить он будет так, как сам захочет, и никаких обязательств перед ней иметь не будет. Ведь для него, цыгана, воля дороже всего. Посмеялась над ним Радда, нагайкой сбила его с ног и прогнала.

Лойко убежал в степь и долго сидел на камне совершенно неподвижно. Там его и увидел Макар, которого отправили на поиски. Видит он, что к Лойко пришла Радда. Цыган хотел было её ударить ножом, но она приставила к его голове пистолет. Девушка заявила, что тоже его очень любит и даже готова стать его женой. Однако воля ей тоже дорога. Если он хочет стать её мужем, то должен пройти испытание: в назначенный день перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать ей руку. Лойко взревел, запротестовал, однако вынужден был согласиться. Настал условленный день, собрались люди, и Лойко подошёл к Радде, которая уже «подставила ножки». И захотел цыган проверить, так ли крепко её сердце. Он выхватил нож и воткнул ей в грудь - прямо в сердце. Девушка вытащила нож из раны и заткнула её волосами. Она сказала, что ожидала такой смерти. Нож она отбросила. Его подобрал Данило и, не долго думая, зарезал Лойко. Зобар и Радда умирали вместе, молодой цыган распростёрся на груди гордой девушки.

Произведение заканчивается так же, как и начиналось - описанием моря, бушующего в ночную погоду. Рассказчик, не в силах заснуть, вспоминает историю Макара Чудры, и ему кажется, что Лойко и Радда кружатся на волнах, цыган бежит за девушкой и не может её догнать.

Мысли старого цыгана

Смысл рассказа имеет несколько пластов:

1. С одной стороны, он показывает «цыганскую мораль» - правила, по которым издавна живёт кочевой народ;

2. С другой стороны, он изображает гуманистические идеалы, свойственные Горькому-романтику.

Макар Чудра, как и герои других рассказов Горького, считает, что человек должен жить только для себя. Никому другому человек в этой жизни не нужен, «ведь он не палка и не хлеб». Старый цыган прожил бурную жизнь, полную приключений, сидел в тюрьме, и он нисколько не жалеет о прошлом. По его мнению, не нужно спрашивать, зачем жить, надо просто жить. И та история, которую он поведал, является своеобразной иллюстрацией к его словам.

Радда и Лойко - два свободолюбивых цыгана, которые противятся всякой попытке лишить их воли, даже если это происходит по любви. Если любовь лишает свободы, то они предпочитают не жениться и жить в одиночестве, они согласны даже умереть, но не проявить слабость. Повествование заканчивается трагически, но для Макара его персонажи - настоящие герои, достойно прожившие свою жизнь и так же достойно с ней расставшиеся.

История создания

Рассказ «Макар Чудра» был опубликован в тифлисской газете «Кавказ» от 12 сентября 1892 года. Впервые автор подписался псевдонимом Максим Горький. Этим рассказом начинается романтический период в творчестве писателя. К романтическим произведениям М. Горького можно отнести также: рассказ «Старуха Изергиль», «Песню о Соколе» и «Песню о Буревестнике», поэму «Девушка и смерть» и другие произведения писателя.

В одном из писем к А.П. Чехову Горький писал: «Право же, - настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше ее, лучше, красивее. Обязательно нужно, чтобы теперешняя литература немножко начала прикрашивать жизнь, и, как только она это начнет, - жизнь прикрасится, то есть люди заживут быстрее, ярче».

Название рассказа связано с именем главного героя. Макар Чудра - старый цыган, вдумчивый философ, знающий суть жизни, табор которого странствует по югу России.

Род, жанр, творческий метод

Цикл романтических произведений М. Горького сразу привлек к себе внимание критиков и читателей прекрасным литературным языком, актуальностью темы, интересной композицией (включение в повествование легенд и сказок). Для романтических произведений характерно противопоставление героя и действительности. Так построен и рассказ «Макар Чудра», жанровой особенностью которого является «рассказ в рассказе». Макар Чудра выступает не только в роли главного героя, но и в роли рассказчика. Такой художественный прием придает повествованию большую поэтичность и своеобразие, помогает в большей степени раскрыть представления о ценностях жизни, идеалы автора и рассказчика. Действие рассказа разворачивается на фоне бурлящего моря, степного ветра, тревожной ночи. Это атмосфера свободы. Рассказчик отводит себе роль мудрого созерцателя жизни. Макар Чудра - скептик, разочаровавшийся в людях. Много пожив и повидав, он ценит лишь свободу. Это единственный критерий, которым Макар мерит человеческую личность.

Тема

Тема романтических произведений писателя - стремление к свободе. О воле и свободе рассказывает и «Макар Чудра». В основу произведения положена поэтическая история любви Лойко и Радды, рассказанная Макаром Чудрой. Герои красивой легенды не могут сделать выбор между гордостью, вольнолюбием и любовью. Страсть к свободе определяет их помыслы и поступки. В результате оба погибают.

Идея

В небольшом по объему рассказе заложены идеи свободы, красоты и радости жизни. Рассуждения Макара Чудры о жизни свидетельствуют о философском складе ума старого цыгана: «Разве ты сам - не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому...». Макар Чудра говорит о стремлении к внутренней свободе, свободе без ограничений, так как только свободный человек может быть счастлив. Поэтому старый мудрый цыган советует собеседнику идти своим путем, чтобы не «загинуть.даром». Единственная ценность на земле - свобода, ради нее стоит жить и умереть, - так считают герои этого рассказа. Именно этим продиктованы поступки Лойко и Радды. В рассказе Горький выступил с гимном прекрасному и сильному человеку. Стремление к подвигу, поклонение силе, прославление свободы нашло отражение в рассказе «Макар Чудра».

Характер конфликта

Для старого цыгана самое главное в жизни - личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы. Его стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую рассказывает Макар Чудра. Молодые и красивые Лойко Зобар и Радда любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев. ,

Основные герои

В рассказе одним из основных героев является старый цыган Макар Чудра. Мудрость цыгана раскрывается через переданную им легенду о влюбленных Лойко и Радде. Он считает, что гордость и любовь несовместимы. Любовь заставляет смириться и покориться любимому человеку. Макар рассуждает о человеке и свободе: «Ведома ему воля? Ширь степная понятии? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб - как только родился, и все тут!» По его мнению, человек, рожденный рабом, не способен совершить подвиг. Макар восхищается Лойко и Радцой. Он полагает, что именно так должен воспринимать жизнь настоящий человек, достойный подражания, и что только в такой жизненной позиции можно сохранить собственную свободу. Как настоящий философ, он понимает: невозможно человека научить чему-нибудь, если он сам не захочет учиться, поскольку «всякий сам учится». Вопросом на вопрос отвечает он своему собеседнику: «А ты можешь научиться сделать людей счастливыми? Нет, не можешь».

Рядом с Макаром присутствует образ слушателя, от лица которого ведется повествование. Этот герой занимает в рассказе не так уж много места, но для понимания авторской позиции, замысла и творческого метода значимость его велика. Он мечтатель, романтик, чувствующий красоту окружающего мира. Его видение мира вносит в рассказ романтическое начало, радость, дерзновенность, обилие красок: «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов; ...окружающая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева - безграничную степь, справа - бесконечное море...».

Безусловно, романтическое начало заключено в героях красивой легенды - молодых цыганах, с молоком матери впитавших дух вольной жизни. Для Лойко высшей ценностью является свобода, откровенность и доброта: « Он любил только коней и ничего больше, и то недолго - поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. У него не было заветного - нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было». Радда настолько горда, что ее не может сломить любовь к Лойко: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя». Неразрешимое противоречие между Раддой и Лойко - любовью и гордостью, по мнению Макара Чудры, может разрешиться только смертью. И герои отказываются от любви, счастья и предпочитают погибнуть во имя воли и абсолютной свободы.

Сюжет и композиция

Путник встречает на берегу моря старого цыгана Макара Чудру. В разговоре о свободе, смысле жизни Макар Чудра рассказывает красивую легенду о любви молодой цыганской пары. Лойко Зобар и Радда любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе превыше всего на свете. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев. Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает ее. И сам погибает от рук ее отца.

Особенностью композиции этого рассказа является его построение по принципу «рассказ в рассказе»: автор в уста главного героя вкладывает романтическую легенду. Она помогает глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Лойко и Радда - идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться.

Другой особенностью композиции этого рассказа является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но в нем легко угадывается сам автор.

Художественное своеобразие

В романтических произведениях Горький обращается к романтической поэтике. В первую очередь это касается жанра. Легенды и сказки становятся излюбленным жанром писателя в этот период творчества.

Многообразна палитра изобразительных средств, которые использовал писатель в рассказе. «Макар Чудра» полон образных сравнений, точно передающих чувства и настроение героев: «... улыбка - это целое солнце», «Лойко стоит в огне костра, как в крови», «... сказала, точно снегом в нас кинула», «Он был похож на старый дуб, обожженный молнией...», «... зашатался, как сломанное дерево» и т.д. Особенностью рассказа является необычная форма диалога Макара Чудры и повествователя. В нем слышится только один голос - голос главного героя, и только из реплик этого одного говорящего мы догадываемся о реакции и ответных репликах его собеседника: «Учиться и учить, говоришь ты?» Такая своеобразная форма фраз служит автору для того, чтобы сделать свое присутствие в рассказе менее заметным.

Горький большое внимание уделяет речи своих героев. Так, например, Макар Чудра по цыганской традиции перебивает свой рассказ обращением к собеседнику, называя его соколом: « - Эге! Было, сокол...», « - Вон он какой был, сокол!..», « - Вот она какова была Радда, сокол!..», «Так-то, сокол!..» В обращении «сокол» мы видим образ, близкий цыганскому духу, образ свободной и смелой птицы. Чудра свободно видоизменяет некоторые географические названия тех мест, по которым кочевали цыгане: «Галичина» - вместо Галиция, «Славония» -- вместо Словакия. В его рассказе часто повторяется слово «степь», так как степь была основным местом жизни цыган: «Плачет девушка, провожая добра молодца! Добрый молодец кличет девушку в степь...», «Ночь светлая, месяц серебром всю степь залила...», «На всю степь гаркнул Лойко...».

Автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только «влажный, холодный ветер» разносит «по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов». Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган. Вообще в природе Горький любит все сильное, порывистое, беспредельное: беспредельную ширь моря и степи; бездонное синее небо, то игривые, то сердитые волны, вихрь, грозу с ее раскатистым грохотом, с ее сверкающим блеском.

Характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. «О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

Значение произведения

Роль М. Горького в литературе XX в. трудно переоценить. Его сразу заметили JI.H. Толстой и А.П. Чехов, В.Г. Короленко, одарив молодого автора своим дружеским расположением. Значение художника-новатора было признано новым поколением писателей, широкой читательской массой, критикой. Произведения Горького всегда находились в центре полемики между сторонниками разных эстетических направлений. Горького любили люди, чьи имена внесены в священный список создателей русской культуры.

Истоки романтических произведений будто ясны. Отсутствующее в реальности воспето в легендах. Не совсем так. В них писатель вовсе не отказался от главной для себя сферы наблюдений - за противоречивой человеческой душой. Романтический герой включен в среду несовершенных, а то и трусливых, жалких людей. Мотив этот усилен от лица сказителей, которых слушает автор: цыгана Макара Чудры, бесса-рабки Изергиль, старика татарина, передающего сказание «Хан и его сын», крымского чабана, поющего «Песню о Соколе».

Романтический герой впервые задуман как спаситель людей от их же слабости, никчемности, сонного прозябания. О Зобаре сказано: «С таким человеком ты и сам лучше становишься». Вот почему возникают образы-символы «огненного сердца», полета, битвы. Величавые сами по себе, они еще укрупнены «участием матери-природы». Она украшает мир голубыми искрами в память о Данко. Реальное море внимает «львиному реву» легендарных волн, несущих призыв Сокола.

Встреча с небывалой гармонией чувств и деяний зовет к постижению сущего в каких-то новых измерениях. Таково подлинное влияние легендарного героя на личность. Об этом нужно помнить и не подменять содержание романтических произведений Горького однозначным призывом к социальному протесту. В образах Данко, Сокола, как и в гордых возлюбленных, молодой Изергиль, воплощены духовный порыв, жажда красоты.

Горького больше волновали раздумья, каков есть и каким должен стать человек, чем тот реальный путь, который лежит к будущему. Грядущее рисовалось полным преодолением исконных духовных противоречий. «Верю, - писал Горький И.Е. Репину в 1899 г., - в бесконечность жизни, а жизнь понимаю как движение к совершенствованию духа. Нужно, чтобы интеллект и инстинкт слились в гармонии стройной...» Жизненные явления воспринимались с высоты общечеловеческих идеалов. Потому, видимо, Горький сказал в том же письме: «...я вижу, что никуда не принадлежу пока, ни к какой из наших «партий». Рад этому, ибо - это свобода».

Макар Чудра

Романтическая ночь у моря, горит костер, старый цыган Макар Чудра рассказывает писателю историю про вольных цыган. Своему молодому собеседнику Макар говорит: "Ты славную долю выбрал себе, сокол... ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай - вот и все!"

Макар советует беречься любви, ибо полюбив, человек теряет волю. Подтверждением этого является быль, рассказанная Чудрой.

"Был на свете Зобар, молодой цыган, Лойко Зобар. Венгрия, Чехия и Словения знали его". Ловкий был конокрад, многие хотели убить его. Любил он только коней, деньги не ценил, мог отдать любому нуждающемуся. В Буковине стоял цыганский табор. У Данилы-солдата, воевавшего с Кошу-том, была дочь Радда - красавица, словами не сказать, только на скрипке сыграть о той красоте можно.

Много сердец разбила Радда. Один магнат любые деньги кидал к её ногам, просил её выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньем гнезде.

Однажды в табор приехал Зобар. Красивый он: "Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка - целое солнце. Точно его ковали из одного куска железа с конем. Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь! С таким человеком ты и сам лучше становишься. Мало, друг, таких людей!"

Заиграл Лойко на скрипке, и многие заплакали. Радда похвалила скрипку Лойко, хорошо он играет. А тот ответил, что скрипка его сделана из груди молодой девушки, а струны из её сердца свиты. Радда отвернулась, сказав, что врут люди, утверждая, что Зобар умен.

Лойко подивился острому языку девушки. Зобар загостил у Данилы, легли спать, а наутро он вышел с тряпкой, повязанной на голове, говорил, что конь его зашиб. Но все поняли, что это Радда, подумали, что разве не стоит Лойко Радды? "Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, все равно, лучше того, какова она есть, не быть ей!"

Жил в то время табор хорошо. И Лойко с ними. Мудр был, как старик, а на скрипке играл так, что сердце замирало. Если бы Лойко захотел, то люди бы жизни за него отдавали, так его любили, только Радда не любила. А он полюбил её крепко. Окружающие смотрели только, знали, "коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя - изувечат". Однажды спел Зобар песню, всем понравилась. Только Радда посмеялась. Данило хотел проучить её кнутом. Но Лойко не позволил, просил отдать ему в жены. Данило согласился. "Да возьми, коли можешь!" Лойко подошел к Радде и сказал, что полонила она его сердце, что берет он её в жены, но она должна не перечить его воле. "Я свободный человек и буду жить так, как хочу". Все подумали, что смирилась Радда. Она обвила кнутом ноги Лойко, дернула, и упал Зобар как подкошенный. А она отошла и легла на траву, улыбаясь. Убежал в степь Зобар, а Макар за ним следил, как бы парень над собой что не сделал вгорячах. Но Лойко лишь сидел неподвижно три часа, а потом к нему пришла Радда. Лойко хотел ударить её ножом, но она приставила к его лбу пистолет и сказала, что мириться пришла, любит его. Радда еще сказала, что волю любит больше, чем Зобара. Она обещала Лойко жаркие ласки, если он согласится перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать правую руку, как у старшей. "Вот что захотела чертова девка!" Крикнул Зобар на всю степь, но согласился на условия Радды. "Слышу... сделаю!" Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в свое сердце и не увидел там прежней вольной жизни. "Одна Радда там живет". И он решил исполнить её волю, поклониться ей в ноги, поцеловать правую её руку, а потом сказал, что проверит, верно ли у Радды такое крепкое сердце, как она утверждает. Все и догадаться не успели, а он воткнул в её сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож и заткнула рану своими волосами, потом сказала, что предполагала такую смерть. Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину против сердца Лойко. Все смотрят, что лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног её Лойко. Рассказчику показалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывет Лойко Зобар. "Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой".

Макар Чудра

Романтическая ночь у моря, горит костер, старый цыган Макар Чудра рассказывает писателю историю про вольных цыган. Своему молодому собеседнику Макар говорит: "Ты славную долю выбрал себе, сокол... ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай - вот и все!"

Макар советует беречься любви, ибо полюбив, человек теряет волю. Подтверждением этого является быль, рассказанная Чудрой.

"Был на свете Зобар, молодой цыган, Лойко Зобар. Венгрия, Чехия и Словения знали его". Ловкий был конокрад, многие хотели убить его. Любил он только коней, деньги не ценил, мог отдать любому нуждающемуся. В Буковине стоял цыганский табор. У Данилы-солдата, воевавшего с Кошу-том, была дочь Радда - красавица, словами не сказать, только на скрипке сыграть о той красоте можно.

Много сердец разбила Радда. Один магнат любые деньги кидал к её ногам, просил её выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньем гнезде.

Однажды в табор приехал Зобар. Красивый он: "Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка - целое солнце. Точно его ковали из одного куска железа с конем. Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь! С таким человеком ты и сам лучше становишься. Мало, друг, таких людей!"

Заиграл Лойко на скрипке, и многие заплакали. Радда похвалила скрипку Лойко, хорошо он играет. А тот ответил, что скрипка его сделана из груди молодой девушки, а струны из её сердца свиты. Радда отвернулась, сказав, что врут люди, утверждая, что Зобар умен.

Лойко подивился острому языку девушки. Зобар загостил у Данилы, легли спать, а наутро он вышел с тряпкой, повязанной на голове, говорил, что конь его зашиб. Но все поняли, что это Радда, подумали, что разве не стоит Лойко Радды? "Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, все равно, лучше того, какова она есть, не быть ей!"

Жил в то время табор хорошо. И Лойко с ними. Мудр был, как старик, а на скрипке играл так, что сердце замирало. Если бы Лойко захотел, то люди бы жизни за него отдавали, так его любили, только Радда не любила. А он полюбил её крепко. Окружающие смотрели только, знали, "коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя - изувечат". Однажды спел Зобар песню, всем понравилась. Только Радда посмеялась. Данило хотел проучить её кнутом. Но Лойко не позволил, просил отдать ему в жены. Данило согласился. "Да возьми, коли можешь!" Лойко подошел к Радде и сказал, что полонила она его сердце, что берет он её в жены, но она должна не перечить его воле. "Я свободный человек и буду жить так, как хочу". Все подумали, что смирилась Радда. Она обвила кнутом ноги Лойко, дернула, и упал Зобар как подкошенный. А она отошла и легла на траву, улыбаясь. Убежал в степь Зобар, а Макар за ним следил, как бы парень над собой что не сделал вгорячах. Но Лойко лишь сидел неподвижно три часа, а потом к нему пришла Радда. Лойко хотел ударить её ножом, но она приставила к его лбу пистолет и сказала, что мириться пришла, любит его. Радда еще сказала, что волю любит больше, чем Зобара. Она обещала Лойко жаркие ласки, если он согласится перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать правую руку, как у старшей. "Вот что захотела чертова девка!" Крикнул Зобар на всю степь, но согласился на условия Радды. "Слышу... сделаю!" Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в свое сердце и не увидел там прежней вольной жизни. "Одна Радда там живет". И он решил исполнить её волю, поклониться ей в ноги, поцеловать правую её руку, а потом сказал, что проверит, верно ли у Радды такое крепкое сердце, как она утверждает. Все и догадаться не успели, а он воткнул в её сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож и заткнула рану своими волосами, потом сказала, что предполагала такую смерть. Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину против сердца Лойко. Все смотрят, что лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног её Лойко. Рассказчику показалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывет Лойко Зобар. "Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой".