Политика конца 20 века. Самые знаменитые политики

2 мая 2018

У каждого человека свои герои, но если речь идет о самых знаменитых политиках 20 века, то для всех это практически одни и те же люди. Две мировые войны, крушение империй и создание нескольких десятков новых государств выявили выдающихся политиков, навсегда оставшихся в истории человечества.

Ленин навсегда!

Неудачи в Первой мировой войне и плохая внутренняя политика России в начале 20 века, поставили на грань уничтожения великое государство. Владимир Ильич Ленин (Ульянов) сумел на обломках Российской империи создать первое в мире "государство рабочих и крестьян". Революция и гражданская война навсегда изменили историю человечества. Всем простым людям мира он дал надежду на социальную справедливость в реальной жизни. Жесткими и кровавыми методами, под его руководством была одержана победа над внутренними противниками и интервенцией.

Во внешней политике в начале 20 века молодая страна стремилась распространить социалистические идеи. Ленин показал себя выдающимся теоретиком марксизма и прагматичным политиком. Он ввел в мировую политическую практику военный коммунизм и новую экономическую систему, отступив от идеалов марксизма, когда нужно было восстановить страну после войны. Ленин навсегда останется величайшим политиком 20 века в России.

Сталин: победитель или палач?


Кем останется в истории России Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили), пока никто не может сказать. Для многих стран мира, которые считают, что во Второй мировой войне победили США, он несомненно кровавый тиран, который развязал массовый террор в стране и поработил народы Европы. По его приказу десятки народов России были переселены из родного края в Центральную Азию, сотни тысяч людей погибли в ходе довоенных репрессий.

С другой стороны, невозможно замалчивать реальные достижения лидера: в кратчайшие сроки была проведена индустриализация и коллективизация, давшие стране товарное сельское хозяйство. Сталин взял руководство над аграрной страной, разрушенной гражданской войной, и сделал ее промышленно развитой державой с ядерным оружием. Страна победила в самой страшной войне в истории человечества. Можно ли было действовать по-другому? Обойтись без страшных человеческих жертв? Этого никто не знает. Мао Цзэдун сказал про Сталина: "70 % успехов и 30 % ошибок".

Гитлер - повелитель Европы

Не секрет, что Адольф Гитлер, который воспринимается, как несомненное чистое зло для многих народов Европы и постсоветского пространства, является самым знаменитым немецким политиком 20 века. Он прошел большой путь от ефрейтора в Первой мировой до канцлера Германии. К власти он пришел в результате демократических выборов 1932 -1933 годов. Его можно назвать инициатором Второй мировой войны, когда Германия легко завоевала почти всю Европу и только Советский Союз оказал решающее сопротивление. Тотальный геноцид против евреев, цыган и народов постсоветского пространства, которые оказались на оккупированных Германией территориях, сделали его величайшим злодеем 20 века. Сегодня считается, что его настоящая фамилия звучит как Гюттлер, однако по ошибке священника он стал Гитлером.

Победитель американской депрессии и японцев


Для нас Франклин Делано Рузвельт - это американский политик 20 века, который был президентом страны, входящей в антигитлеровскую коалицию. Но для американцев Рузвельт, наверное, прежде всего - президент, который преодолел Великую депрессию и победил японцев в Тихоокеанской войне. Он единственный американский политик 20 века, а скорее всего и последний, кто избирался на пост президента США четыре раза. Рузвельт после своего избрания привел в порядок банковскую систему страны, сельскохозяйственный и промышленный сектор, установил минимальную заработную плату, создал условия для привлечения иностранных инвестиций. В годы Второй мировой войны он максимально долго сумел избегать непосредственного участия американских войск в боевых действиях.

Франклин Рузвельт сделал США великой страной. Находясь на посту президента США, он выпустил в 1945 году продолжение повестей о Шерлоке Хомсе. Рузвельт был инициатором создания ООН.

Ненасилие - сила


Среди людей, которые прямо или косвенно ответственны за тысячи загубленных человеческих жизней, Мохандас Карамчанд (Махатма) Ганди, останется единственным политиком 20 века, который ставил человеческую жизнь выше материальных благ. Получив юридическое образование в Великобритании, он посвятил свою жизнь борьбе с несправедливостью. Первого большого успеха Махатма добился в ЮАР, где благодаря его усилиям были отменены дискриминационные законы против работающих в стране индусов. Народу Индии его представил нобелевский лауреат Рабиндранат Тагор, который первым назвал его Махатма, что означает Великая душа. Он боролся за права женщин и против индийской кастовой системы. Махатма призвал индийский народ к борьбе ненасильственными методами (сатьяграха), которая в итоге привела к независимости Индии.

Товарищ Мао


Памятники Мао Цзэдуну в Китае никто не сносит, равно как и не клеймят его кровавым тираном и убийцей, хотя в результате политики, проводимой под его руководством, пострадали миллионы китайцев. Он остается одним из самых уважаемых китайских политиков 20 века. В 1921 году Мао принял участие учредительного собрания Коммунистической партии Китая, которой потом руководил 33 года. Мао Цзэдун начал партизанскую войну в 1927 году, которая закончилась провозглашением Китайской Народной Республики в 1949 году, когда вооруженные отряды китайской компартии победили в гражданской войне, как до этого японцев.

Современный Китай признает ошибки Мао в ходе строительства государства, в том числе "Большой рывок" и "Культурную революцию". Но и признаются заслуги: из аграрной страны с неграмотным населением, к середине 20 века, Китай стал индустриальным государством с уровнем грамотности в 80 % (начинали с 7 %). Теоретическое наследие Мао Цзедуна - маоизм (социализм с опорой на собственные силы) - до сих пор популярно в некоторых развивающихся странах.

Первый чернокожий


Самый знаменитый борец за права чернокожего населения против апартеида (расовой дискриминации) не только в Южно-Африканской Республике, но и во всем мире. Нельсон Мандела родился в семье мелкого племенного вождя, имевшего четыре жены. Его мать была третьей женой. Начав движение, как сторонник ненасильственных методов борьбы, он возглавил партизанские отряды Африканского национального конгресса, которые взрывали правительственные и военные объекты. За что был приговорен к пожизненному заключению. Всего он просидел 27 лет -сначала в одиночной камере, а потом в домике во дворе тюрьмы. Пока он находился в заключении, закончил Лондонский университет.

В 1993 году Мандела получил Нобелевскую премию мира как политик второй половины 20 века, ликвидировавший апартеид. В 1994 году он стал первым черным президентом своей страны.


Китай - теперь самая большая экономика мира, благодаря реформам, которые начал Дэн Сяопин. Он учился во Франции и Советском Союзе, где увлекся коммунистическими идеями. В Москве он учился под фамилией Дозоров, а Дэн Сяопином стал в 1924 году, когда вступил в Коммунистическую партию Китая, при рождении он был Дэн Сяньшэн. Он воевал против японцев в гражданской войне. Потом был долгий путь к руководству партией, несколько раз он был репрессирован за несогласие с генеральной линией партии.

Возглавив Китай, Дэн Сяопин начал экономическую реформу. Прежде всего были отменены сельскохозяйственные коммуны, промышленность получила большую свободу и стали создаваться свободные экономические зоны. С этого начался бурный рост экономики страны, особенно производство потребительских товаров и экспорт. Китайская внешняя политика в 20 веке стала более открытой. Китайские студенты появились во всех развитых странах мира. Китай стал страной с рыночной экономикой, но реформы Дэн Сяопина никогда не затрагивали политическое устройство страны. В конце 80-х он добровольно ушел со всех руководящих постов, став духовным лидером страны, продолжая влиять на внешнюю и внутреннюю политику Китая.

Разрушитель империи


Он разрушил одну страну, Советский Союз, и много сделал чтобы разрушить вторую. Борис Николаевич Ельцин - самый яркий советский и российский политик 20 века. Достигнув высоких постов в руководстве коммунистической партии, он начал бороться за власть с ее генеральным секретарем - Горбачевым. Это противостояние закончилось распадом СССР, когда по инициативе Ельцина было подписано "Беловежское соглашение" о создании Содружества независимых государств.

Под его руководством, "справедливо" поделили активы, доставшиеся России как правопреемнице советской империи и провели "шоковую терапию" над страной.

Российская внутренняя политика 20 века была абсослютно антисоциальной. В стране были проведены рыночные реформы, приняты все основные законы, по которым живет сейчас Россия. В государстве появился частный сектор и негосударственные средства информации.

Борису Ельцину три раза пытались объявить импичмент, причем в 1993 году были проведены все формальные процедуры, но после вооруженного противостояния с парламентом ему удалось остаться у власти. Ельцин руководил страной с 1991 по 1999 годы, но всем, наверное, первый президент Российской Федерации больше запомнится по телевизионным кадрам в момент передачи власти.

30 декабря 1922 г. В основу создания Советского Союза легла идея пролетарского интернационализма. Эта марксистская концепция подчеркивала единство пролетариев (угнетенного класса) во всем мире и, соответственно, важнейшей называла классовую задачу освобождения от эксплуататоров. Знаменитый лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» был призван подчеркнуть второстепенность любых национальных различий перед классовыми. Однако с течением времени стало ясно, что мировой революции не последует.

Страна, ослабленная Первой мировой войной , пережившая Октябрьскую революцию и Гражданскую войну , находилась в тяжелейшей экономической ситуации. Большевики столкнулись с серьезной угрозой потери власти. На Тамбовщине и в Поволжье, а также в Западной Сибири начались массовые крестьянские восстания. Причиной их начала стало сохранение продразверстки, несмотря на окончание Гражданской войны. Власть не выполнила своих обещаний. Армия также показала, что на нее нельзя положиться полностью - весной 1921 г. произошло восстание кронштадтских моряков.

Все это привело к введению в 1921 г. Новой экономической политики (НЭПа) . Важнейшими мероприятиями в ее рамках стала замена продразверстки натуральным налогом, который объявлялся заранее и был ниже в два раза. С 1925 г. налог стал взиматься деньгами. К этому времени он составлял не более 10% урожая. Был разрешен наемный труд и отменена трудовая повинность, появилась свобода труда. Пошли большевики и на денационализацию мелкой и средней промышленности, разрешение частной торговли. В стране была проведена финансовая реформа.

Эти и некоторые другие меры позволили в достаточно короткий срок стабилизировать ситуацию в народном хозяйстве. Однако в 1929 г. политика НЭПа была отменена в силу несоответствия партийной идеологии, нарастанию противоречий в экономике. Повлиял на отмену НЭПа и внешнеполитический кризис. Угроза войны со стороны капиталистических держав привела к необходимости скорейшей индустриализации страны, остававшейся к началу 30-х гг. по преимуществу аграрной. Первоначально (1927) на 15-м съезде ВКП(б) было объявлено о проведении постепенной коллективизации на добровольной основе. Однако с 1929 г. началось насильственное объединение в колхозы и раскулачивание зажиточных крестьян. К 1937 г. в стране были коллективизированы практически все хозяйства.

Проведение коллективизации обеспечило базу для быстрой индустриализации страны. Но при этом, по различным подсчетам, погибло от 3 млн до 5 млн человек, поголовье скота уменьшилось более чем в два раза, а сборы зерновых сократились на 20%.

Важнейшей задачей в 1930-1940 гг. стало развитие военного производства. Рост напряженности в мире,а также усиление германской агрессии привели к началу строительства военных заводов - дублеров восточных регионов. В 1939 г. принят закон о всеобщей воинской повинности. За несколько лет перед войной численность армии выросла в три раза. Однако профессиональных кадров было мало. В том же году страна перешла при семидневной неделе на восьмичасовой рабочий день. Максимально ужесточалась трудовая дисциплина.

Важнейшей задачей на период окончания Великой Отечественной стало восстановление экономики и разрушенного хозяйства страны. В 1946 г. был принят план восстановления и развития народного хозяйства. Темпы восстановления СССР поразили весь мир. К концу 50-х довоенный уровень был не только восстановлен, но и превзойден. В 1947 г. отменили карточную систему. Была проведена денежная реформа для увеличения покупательной способности рубля. В тот же период в стране началась новая волна репрессий. Наиболее громкими стали «Ленинградское дело» (1949), «Дело врачей» (1952). Утверждается культ личности Сталина . Усиливается давление на представителей культуры (поэтов, писателей, художников).

Смерть Сталина в 1953 г. спровоцировала борьбу за лидерство между Хрущевым , Берией и Маленковым . В результате вся полнота власти сконцентрировалась в руках Хрущева. Период его правления (до 1964 г.) характеризуется попытками преобразований в социально-экономической сфере. В 1954 г. началось освоение целины. Но непоследовательность и некомпетентность в сфере сельского хозяйства привели к серьезному продовольственному кризису, разразившемуся в 1962-1963 гг. В то же время период правления Хрущева ознаменовался увеличением жилищного строительства и введением пенсий для колхозников.

Серьезное финансирование науки, особенно тех отраслей, что связаны с космонавтикой и обороной, привело к настоящему прорыву - запуску первого искусственного спутника Земли (1957), а потом и первого космического корабля с человеком на борту ( в 1961 г.). Запомнился период правления Хрущева и оттепелью в культурной и духовной жизни СССР.

Малая эффективность командно-административной системы, гонка вооружений, подрывавшая экономику СССР, дефицит многих товаров народного потребления (часто искусственно созданный), незаинтересованность работников в результатах труда привели во 2-й половине 70-х к резкому падению темпов экономического роста. В период правления Андропова (1982-1984) были предприняты попытки реформ, направленные на ужесточение трудовой дисциплины и производительности труда. В стране началась борьба с коррупцией (на самом высшем уровне). Но скоро от этого курса руководство страны отказалось из-за тяжелой болезни Ю.В. Андропова. Тем не менее негативные тенденции удалось приостановить.

В марте 1985 г., после смерти Черненко, к власти пришел Горбачев . С его именем связан один из наиболее спорных, противоречивых периодов в истории России, известный как перестройка . Это время ознаменовалось серьезными реформами, которые были призваны оздоровить экономику и устранить застойные явления. Однако на деле эти реформы оказались недостаточно продуманными. Граждане СССР отнеслось к большинству нововведений (хозрасчет, обмен денег, ускорение) с пониманием. Но борьба с пьянством и введение сухого закона вызвали у всего населения страны полнейшее неприятие. Именно в этот период практически повсеместно распространилась практика самогоноварения.

Уровень жизни большинства граждан значительно упал. Этот период ознаменовался и межнациональными конфликтами (Грузия, Нагорный Карабах). Республики Прибалтики взяли курс на отделение от СССР. Итогом набиравших силу кризисных тенденций в политике и экономике стал развал СССР после событий августа 1991 г. Горбачев объявил о своей отставке с поста президента СССР 25 декабря 1991 г. Либерализация цен в 1992 г. привела к резкому увеличению стоимости жизненно необходимых продуктов и обнищанию населения страны. Власть перешла к первому президенту России - . Радикальные реформы и «шоковая терапия» в экономической сфере усугубили и без того сложную ситуацию. 90-е стали периодом разгула преступности, ознаменовались глубочайшим кризисом во всех сферах: экономике, производстве, культуре.

МОУ Увельская СОШ №3

Тема: Внешняя политика России в начале XX века


Введение

1.Дальневосточная политика

2. Русско-японская война

3.Внешняя политика в 1906-1914 гг

Заключение

Список литературы


Введение

дальневосточный политика война японский

В конце XIXв. международные отношения в Европе казались стабильными, Россия последние 22 года не воевала, и Александр III получил титул «миротворца». Но подспудно назревали противоречия, которые русская дипломатия должна была решать незамедлительно.

Наиболее болезненным был вопрос о проливах Босфор и Дарданеллы, через которые шел на экспорт основной поток русского хлеба и других продуктов сельского хозяйства, приносивший солидные валютные доходы казне. Россия не могла захватить проливы, так как здесь сталкивались интересы всех крупных европейских держав. Но она не могла равнодушно относиться к тому, что в Турции усиливалось влияние Австро-Венгрии и Германии, которые по существу подчинили себе Болгарию, и с ней смогли установить более тесные экономические связи. Не имея достаточно средств для противодействия проникновению этих государств на Балканах, русское правительство стремилось сохранить существующее положение дипломатическим путем. «Нам надо бы поставить Балканы под стеклянный колпак», - говорил министр иностранных дел М.Муравьев. В мае 1897г. удалось заключить русско-австрийское соглашение о сохранении «статус-кво» на Балканском полуострове.

Германия к этому договору не присоединилась, потому что форсировала в эти годы политику проникновения в Турцию и на Ближний Восток. В 1899 г., после визита Вильгельма II в Османскую империю, Немецкий банк заключил концессию с Турцией на Багдадскую железную дорогу. Это открывало путь широкой экономической и политической экспансии немцев на Восток.

Россия предприняла попытки договориться с Германией о признании германской экономической экспансии в Малой Азии, если Германия даст обещание поддержать решение вопроса о проливах в желательном для России духе. Но канцлер Бюлов поставил такие условия, что соглашение не могло состояться. Тогда России удалось заключить в 1900 г. договор с Турцией, чтобы в случае строительства железных дорог в северной и северо-восточной Анатолии концессии могли быть выданы только турецкому или российскому капиталу. Этим была предотвращена возможность прорыва Германии к границам России. Но угроза усиления немецкого влияния в Турции осталась.

Решая с разной степенью успеха частные задачи на Ближнем и Среднем Востоке, российское правительство не могло не видеть нагнетания угрозы большой войны в Европе в связи с ростом франко-германских противоречий из-за Эльзаса и Лотарингии и подспудно зреющими англо-германскими противоречиями из-за колоний и соперничества на море, проявившегося в ускоренном строительстве немецкого военного флота. Россия к такой войне не готовилась. Николай II считал необходимым проводить миротворческую политику своего отца и предложил созвать международную конференцию для заключения соглашений об ограничении вооружений, о мирном решении конфликтов и создании международных организаций которые бы могли содействовать урегулированию столкновений, имели бы право принудительного арбитража в разрешении острых ситуаций. Было положено начало организациям объединенных наций. Разработав соответствующие проекты, русское правительство от имени императора обратилось в 1898 г. ко всем государствам с предложением созыва международной мирной конференции по ограничению вооружений и принятию конвенций о сохранении мира.


1.Дальневосточная политика

В конце XIX в. обострилась борьба великих держав за раздел Китая. Наиболее прочные позиции имела в Китае Англия. Она владела Бирмой, господствовала на китайском рынке. Франция завоевала Индокитай и стремилась к новым захватам. Активизировали политику на Дальнем Востоке США. Под лозунгом «открытых дверей» в Китае американский капитал стремился к проникновению в эту страну. Но наиболее агрессивно действовала Япония, где после «революции Мэйдзи» 1868г. сравнительно быстро развивался капитализм, нуждающийся в колониях. Прежде всего японский капитал устремился в Корею и Маньчжурию. Министр иностранных дел Японии маркиз Ито заявил, что претензии Китая на Корею носят лишь сентиментальный характер, а Япония имеет экономическую потребность в Корее. Ито был сторонником полюбовного договора с Россией о разделе Китая.

В 1900г. Россия вместе с другими великими державами участвовала в подавлении восстания в Китае, поднятом обществом «Ихэтуань». Восстание было жестоко разгромлено, на Китай наложена большая контрибуция. Российское Министерство иностранных дел обратилось ко всем державам с предложением вывести войска из Пекина. В циркуляре МИД России было указано, что она лишь временно оставит войска в Маньчжурии для охраны КВЖД, пострадавшей от повстанцев, а в дальнейшем выведет их, чтобы сохранить «вековую дружбу Китая». Русский отряд генерала Линевича уже в августе 1900г. был отведен из Пекина на север и не участвовал в карательных действиях войск остальных интервентов.

В течение 1903г. шел обмен нотами между Россией и Японией. Японская сторона требовала вывода русских войск из Маньчжурии и признания своих исключительных прав на Корею, а ответы России были уклончивы. Проведение дальневосточной политики целиком оказалось в руках «безобразовцев». В июле 1903г. на Дальнем Востоке было образовано наместничество и наместником в Порт-Артуре был назначен адмирал Е. Алексеев - ставленник этой клики. «Безобразовцы» получили подкрепление в лице министра внутренних дел Плеве, заявлявшего, что «маленькая победоносная война» необходима для отвлечения масс от революции. Витте был снят с поста министра финансов и переведен на другую должность, где он не мог влиять на внешнюю политику. Во второй половине 1903г. Япония заняла более жесткую позицию и 31 декабря 1903г. по существу предъявила ультиматум в расчете на то, что отказ России будет использован как повод для начала войны. Царское правительство перед непосредственной угрозой войны пошло на значительные уступки в Корее. Но телеграмма с ответом была послана лишь 22 января 1904г., когда японское правительство уже приняло решение начать войну. Япония объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией под предлогом, что российское правительство не отвечает на японскую ноту, хотя в этот день - 24 января 1904г. - телеграмма была уже получена в Нагасаки, но задержана японцами на сутки и передана российскому посланнику на другой день.

2. Русско-японская война

Военные силы России в целом были значительно мощнее, чем у Японии. К 1904г. она имела 1135-тысячную армию и 3,5 млн. чел. запасных и ополченцев.

Царское правительство не верило, что «маленькая» Японии первой нападет на Россию, и поэтому держало основную массу сухопутной армии у западных и южных границ. Даже сделав ставку на войну с Японией, царь не принял мер к посылке на Дальний Восток воинских контингентов.

Япония подготовилась к войне значительно лучше. Военная программа к 1904г. ею была перевыполнена. В действующей армии насчитывалось 143 тыс. солдат и 8 тыс. офицеров, а вместе с Флотом и резервом - 200 тыс. из полумиллиона человек, подлевших призыву. Армия была обучена немецкими инструкторами и хорошо вооружена. Войска имели тяжелую и горную артиллерию. Каждая японская дивизия имела 6 тыс. носильщиков (кули), что делало ее более мобильной, чем русские дивизии.

В ночь на 27 января 1904г. отряд японских миноносцев внезапно атаковал русский флот на внешнем рейде Порт-Артура. Из 16 выпущенных мин три попали в броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич» и в крейсер «Паллада». Русская эскадра находилась в состоянии боевой готовности, через несколько минут открыла ответный артиллерийский огонь. Японский отряд, потеряв два миноносца, спешно отошел к своим. Броненосец «Ретвизан» приткнулся на мель V входа в гавань, а «Цесаревич» и «Паллада» держались на плаву и были отбуксированы во внутреннюю гавань. Наутро японский флот в полном составе атаковал эскадру Порт-Артура, но был отбит огнем кораблей и береговой артиллерии. У русских было повреждено еще три корабля, но у японцев - больше и они отошли на юг.

Поражение при Вафангоу произвело тяжкое впечатление в России, и А. Куропаткин вновь получил указание дать сражение японцам. Будучи снова вынужденным отказаться от своих планов, он пошел на это неохотно и вполсилы; имея под Ляояном 148 тыс. штыков и 673 орудия, он в передовых позициях держал только 94 тыс. солдат и 338 орудий, в то время как японские войска насчитывали 110 тыс. штыков при 484 орудиях. Битва под Ляояном началась 17 августа наступлениями трех японских армий, которые были отброшены с огромными потерями, но Куропаткин, преувеличивая силы японцев, 21 августа отдал приказ отступать. Японцы, потерявшие в кровопролитных боях свыше 24 тыс. чел., такой удачи не ждали. Русские потеряли около 17 тыс., но отступили.

В сентябре 1904г. Куропаткин предпринял наступление на реке Шахэ. Обстановка здесь была еще более благоприятной для русских, чем под Ляояном, поскольку под Порт-Артуром были скованы значительные силы противника. Героическая борьба защитников Порт-Артура, отбивших успешно два мощных штурма, заставляла японцев посылать туда большие резервы, артиллерию и снаряды. Но Куропаткин использовал только часть сил и в результате потерпел поражение.

В 1905г. в район военных действий прибыли 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры и 14-15 мая вступили в бой у острова Цусима. Против 30 боевых кораблей русских японцы выставили 120. Адмирал 3. Рожественский ставил единственную задачу - прорыв во Владивосток, но он не верил в это, так как японская армада двигалась со скоростью 18-20 морских миль в час, русская - 12-14. При равном числе броненосцев японцы имели в 6 раз больше крейсеров и миноносцев. Русский флот только что успешно завершил беспримерный по трудности переход в 33 тыс. км из Прибалтики к месту боев. В самом начале боя Рожественского контузило, адмирал Небогатов по существу боем не руководил. Русские корабли отстреливались и шли вперед, иногда отрываясь в тумане от противника. Один за другим тонули в упор расстреливаемые японцами русские броненосцы -11 кораблей, в том числе 5 броненосцев, затонули. Ночью японцы двинули на русскую эскадру 60 быстроходных миноносцев - от торпед затонули еще 2 броненосца. Команды кораблей яростно отбивались от превосходящих их сил, даже начавшие погружаться в воду броненосцы «Князь Суворов» и «Адмирал Ушаков» вели огонь сквозь дым и пламя. Утром остатки эскадры во главе с Небогатовым были обнаружены японскими кораблями, которые с расстояния 60 кабельтовых (10,8 км) стали вести прицельный огонь. Русские орудия стреляли в пределах только 50 кабельтовых. Небогатов поднял белый флаг; в плен было взято 4 броненосца и один миноносец - с раненым адмиралом Рожественским на борту. Всего было потоплено 19 кораблей, 3 крейсера прорвались в нейтральные порты, 2 крейсера и 2 миноносца дошли до Владивостока. Из 14 тыс. чел. команды погибло более 5 тыс. Поражение было полным.

Главной причиной поражения русских в Цусимском проливе был количественный и качественный перевес японского флота, перевес в живой силе и технике.

Условия Портсмутского мира, заключенного в августе 1905г. США, были для России не столь обременительны, как рассчитывала Япония. Исчерпав все людские и материальные ресурсы далее воевать Япония уже не могла. Англия и США отказывали ей в новых займах, поддержки не стало. Российской делегации во главе с С. Витте лишь удалось избежать выплаты огромной контрибуции японцам, полной уступки острова Сахалина, выдачи русских военных судов, укрывшихся в нейтральных портах, ограничения военно-морского флота на Дальнем Востоке. Согласно договору, Россия передавала Японии Ляодунский полуостров, южную часть Сахалина и ветку железной дороги от Порт-Артура до станции Чанчунь. Японские рыбаки получили право рыбной ловли у русских берегов.

Таким образом, война с Японией закончилась поражением России, потерей половины Сахалина и единственного незамерзающего порта на Дальнем Востоке. Главное же заключалось в том, что был поставлен крест на «большой азиатской программе», которую Николай II считал в начале XX в. основной в своей внешней политике. Должен был решиться важнейший вопрос о выходе к незамерзающим морям Тихого океана. Без этого, по словам американского историка русско-японской войны С.Тайлера, «великая сибирская империя осталась бы гигантским тупиком». Царь понимал историческое значение получения незамерзающих портов в Азии и настойчиво осуществлял продвижение России в нужном направлении. Дело тормозили некоторые министры. Витте «изыскивал» огромные средства из бюджетных «остатков» для оборудования «своего» торгового порта в Дальнем, но несколько урезал расходы на военный порт «чужого» ведомства в Порт-Артуре. Он ошибочно полагал, что военное столкновение с Японией можно оттянуть на много лет, сделав ей уступки в Корее.

3.Внешняя политика в 1906-1914 гг.

Направление внешней политики России в этот период определялось прежде всего внутренними факторами. Важнейшими из них были, во-первых, поражение в войне с Японией и, во-вторых, внутренняя смута 1905г. Война вскрыла недостатки в вооружении армии и в подготовке офицерского корпуса, а также выявила техническую отсталость в ряде отраслей военно-промышленного производства. Кроме того, страна понесла огромные людские и материальные потери, была уничтожена лучшая часть флота. Резко возрос государственный долг. Все это диктовало необходимость мирной передышки в течение длительного времени.

Если первый фактор был обычным для любой страны, пережившей крупную войну, то второй впервые возник в Российской империи в таких колоссальных масштабах. Массовые забастовки рабочих промышленности вызывали весьма ощутимые сбои в развитии всех отраслей народного хозяйства. Разгромы имений нанесли серьезный ущерб наиболее товарным помещичьим хозяйствам. Революционный взрыв вызвал временный паралич власти, падение ее престижа, рост недовольства значительной части населения, вооруженные восстания в городе и деревне, в том числе в армии и на флоте. Царизм получил наглядное свидетельство того, что неудачная война была явным детонатором этого взрыва. Многие представители правящих кругов после 1905 г. сделали вывод о том, что Россия ни в коем случае не должна воевать. Особенно решительно на этом настаивал П. Столыпин, который считал, что война не только приведет к революции, но и сорвет выполнение программ реформ. «Дайте государству, - говорил он в 1909 г., - двадцать дет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России!» Но внешнего покоя оставалось только пять лет.

Второй была проблема традиционной защиты славянских государств на Балканах. Именно последний вопрос и стал камнем преткновения накануне первой мировой войны во внешней политике России.

В начале XX в. приближение большой войны чувствовали многие политики. Соперничество Англии и Германии из-за передела колоний и рынков сбыта приобрело острейший характер. Оно переросло рамки гонки вооружений и вступило в полосу открытых столкновений. Одновременно между Англией и Францией возникли противоречия по поводу колоний в Африке, а между Германией и Францией - из-за Эльзаса и Лотарингии, захваченных Германией после франко-прусской войны, и также из-за колоний. Английская дипломатия сделала решающие шаги для урегулирования отношений сначала с Францией, а затем и с Россией.

В такой сложной обстановке России приходилось сделать выбор: на чью сторону встать - либо сохранить франко-русский союз, и, следовательно, пойти на сближение с Англией, либо встать на сторону Германии, а это неизбежно должно было означать и заключение союза с Австро-Венгрией. Правительство надеялось соблюдать нейтралитет - хотя бы в обозримом будущем. Министерство иностранных дел предполагало заключить с той и другой стороной соглашения, не носящие военных обязательств, но улучшающие международное положение России. И такие соглашения удалось вскоре заключить. Но одновременно происходило обострение противоречий с другими странами, прежде всего с Германией и Австро-Венгрией. Русская дипломатия предпринимала усилия для мирного решения конфликтных ситуаций, но далеко не все зависело от нее.

Новым фактором во внешней политике страны после 1905г. стало влияние Государственной Думы и политических партий. В условиях отмены цензуры им помогали формировать общественное мнение многочисленные газеты. Германофильское направление отстаивали правые группировки, которым импонировал монархический строй Германии, наличие там сильной власти кайзера при подчиненной роли рейхстага, строгий порядок в этой стране и мощная индустрия. Их газеты отмечали, что оба государства не воевали 150 лет, имеют традиционно дружественные дипломатические и династические связи, развивают торговлю, в то время как Англия показала себя врагом России в период русско-японской войны. В пронемецкую группировку вошли отдельные министры, члены Госсовета и Думы, значительная часть помещиков и буржуазии, связанных с немецким рынком и немецким капиталом, «немецкая партия», сильная своим влиянием в генералитете армии гвардии и при дворе.

Внутренняя социальная неустойчивость и военная слабость заставляли Россию искать как перспективные, так и временные соглашения с целью сохранения мира. За период 1906- 1914 гг. Россия заключила такие соглашения Англией, Германией, Италией, Японией и некоторыми другими державами.

Наибольшее значение в международных соглашениях приобрел англо-русский договор 1907г., по которому Россия присоединялась к Антанте. Это соглашение не предусматривало союза против какой-либо державы, но по существу было направлено против Германии. Заинтересованность в сближении с Англией усиливалась рядом обстоятельств. Англия имела соглашение с союзной России Францией и приняла участие в займе, который в 1906 г. был предоставлен царскому правительству французскими банками. Большую роль играло огромное влияние Англии на Японию, в которой не угасали агрессивные антирусские стремления. Царизм боялся новых осложнений на дальневосточных рубежах и надеялся с помощью Англии избежать их путем соглашения с Японией

Переговоры с Англией тянулись около года, сначала тайно, а с весны 1907г. о них заговорили в газетах. Перед их завершением в июле 1907г. Николай II впервые после свидания в Бьерке встретился с Вильгельмом II в Свинемюнде и попытался его убедить, что предстоящее соглашение не будет носить Антигерманского характера.

Англо-русское соглашение было подписано в августе 1907г. Оно касалось позиций двух стран по отношению к Персии, Афганистану и Тибету. Северная Персия признавалась зоной влияния России; юго-восточная, примыкающая к Афганистану и Индии - влияния Англии. Между ними оставалась нейтральная полоса, включавшая почти все побережье Персидского залива. Россия признавала Афганистан «находящимся вне сферы русского влияния», но по настоянию Извольского в соглашение было включено обязательство Англии не занимать и отторгать какой-либо части афганской территории, не вмешиваться во внутренние дела Афганистана. Английская сторона признала также принципы торгового равноправия в Афганистане. По соглашению 1907г. обе стороны признали суверенитет Китая над Тибетом и обязывались не вмешиваться в его внутренние дела. Англо-русским договором 1907г. завершилось создание Тройственного союза согласия - Антанты.

За 1906-1914 гг. России удалось улучшить свои отношения с Францией, Англией, Японией, Сербией, Черногорией, частично с Румынией и Италией, так что теперь ей не грозила дипломатическая изоляция и был обеспечен тыл. Но русской дипломатии так и не удалось усилить свое влияние в Болгарии и Турции. Отношения же с Германией и Австро-Венгрией обострились до крайней степени, так что неизбежность войны стала реальностью. Внутреннее экономическое положение России значительно укрепилось в годы промышленного подъема 1909-1914 гг. Усилилось экономическое могущество российской буржуазии и ее политические позиции. Однако по поводу оценки внутриполитического положения страны, характеризующегося новым мощным революционным подъемом и возникновением революционной ситуации, в среде господствующих классов единства не было. Наиболее дальновидные их лидеры полагали, что может оправдаться столыпинское предвидение и война повлечет за собой революцию. Большинство же считало, что война будет способствовать стабилизации внутренней ситуации, отвлечет рабочий класс от борьбы, а введение военного положения облегчит подавление) революции.


Заключение

В заключение сказанного можно подвести итоги, сформулировать выводы.

Тема внешней политики России в первые годы XX века особенно важна для понимания последующей государственной катастрофы, разразившейся в два этапа: 1905-1907 и 1917 годы. Без рассмотрения ошибок, совершенных Николаем I и его окружением в начале века, невозможно адекватно оценить последствия революции 1917 года и развитие в течение последующего столетия.

В конце XIX в. обострилась борьба великих держав за раздел Китая. Наиболее прочные позиции имела в Китае Англия. В 1900г. Россия вместе с другими великими державами участвовала в подавлении восстания в Китае, поднятом обществом «Ихэтуань».

Направление внешней политики России в этот период определялось прежде всего внутренними факторами. Важнейшими из них были, во-первых, поражение в войне с Японией и, во-вторых, внутренняя смута 1905г.


Список литературы

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. XX век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений. М.: Новый учебник, Веди-принт, 2001.

2. Дейниченко П.Г. Полный энциклопедический справочник, 2001. С. 245.

3. Жарова Л.Н., Кредер А.А., Мишина И.А. Россия и мир в XX веке. Ч. II (2000). С. 112.

4. Короленков А.В., Гуленков К.Л. Готовимся к экзамену по истории России. Пособие для поступающих в вузы. М.: Айрис, 2001. С. 37.

5. Шестаков В.А., Горинов М.М., Вяземский Е.Е. История Отечества. XX век. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2000. С.127.

ПЛАН


Введение.

1. Российская политика на Западном направлении.

2. Развитие российско-американских отношений.

3. Отношения со странами ближнего зарубежья.

Заключение.

Литература.

Введение


Постсоветский политический переход России отмечен неустойчивостью и борьбой за власть. Институционально борьба велась между исполнительной и законодательной ветвями власти; идеологическое противостояние сводилось к борьбе между либералами и коммунистами; территориальная борьба за власть происходила между центром и регионами. Корни этих конфликтов обнажились на последнем этапе советской истории, когда реформы Горбачева выявили и политизировали взгляды различных групп старой политической элиты. Российский парламент, избранный в марте 1990, разделился на два враждебных политических блока: демократов и коммунистов. Элита не смогла достичь согласия по двум принципиальным вопросам политического развития России: о распределении власти и о стратегии постсоветской трансформации. В декабре 1993 вступила в действие новая конституция, которая обеспечивала относительную стабильность и порядок в течение почти пяти лет. Однако неудачи реформ и финансовый кризис середины 1998 обострили политическую борьбу и поставили вопрос о пересмотре статей конституции 1993, особенно в части полномочий и ответственности президента.


1. Российская политика на Западном направлении


Основной расчет российской политики делался на общеевропейскую солидарность трех крупнейших европейских держав в противовес Соединенным Штатам - именно в этом направлении с благословения президента работает российская дипломатия. Но не нужно заниматься самообманом: в нынешних условиях европейская безопасность просто невозможна без американского участия. И конечно же, это участие будет расширяться. Свидетельством тому - подписание в Вашингтоне Хартии “США-Балтия”. Одни аналитики рассматривают ее как возможный противовес складывающейся оси Москва-Париж-Бонн, другие - как декларацию, заменяющую для этих стран реальное членство в Североатлантическом альянсе.

Проамериканская ориентация Прибалтики, на мой взгляд, - явление закономерное и соответствующее всей стратегии действий американцев на Европейском континенте. Другое дело, что Россия в очередной раз упустила инициативу, направляя свои усилия не на минимизацию существующих разногласий, а на их пропагандистское использование. Хотя о намерении восточноевропейских и прибалтийских стран связать свое будущее с Североатлантическим союзом было известно с момента их политического образования.

Поразительно, но факт: в результате неудержимого стремления в НАТО “исчез”, по крайней мере на официальном уровне, и ряд застарелых европейских территориальных претензий. Например, Румынии к Украине по поводу острова Змеиный, а также к Венгрии по поводу Трансильвании. Так что в этом плане расширение вполне можно рассматривать как позитивный процесс.

Нельзя не учитывать и то, что главным аргументом претендентов на вступление в НАТО было и остается желание как можно скорее приобщиться к европейским экономическим институтам и таким образом смягчить социальные последствия перехода к рыночным отношениям в экономике, привлечь инвестиции. Вместе с тем, по сообщениям восточноевропейской прессы, натовские военные базы рассматриваются не только и не столько в плане защиты от возможной агрессии, но и как возможность создания рабочих мест, ускоренного развития всей инфраструктуры.

В политическом плане - это еще и перспектива создания единой политической структуры, сочетающей как национальные особенности государственных образований, так и возможности общеевропейской интеграции.

Сегодня, на мой взгляд, нашей внешней политике необходимо определиться, как и на каких принципах строить отношения с вновь принятыми членами Североатлантического союза. Заклинаниями о негативном отношении к свершившемуся факту Россия, по сути, ставит под сомнение их право на выбор методов обеспечения собственной национальной безопасности, что является неотъемлемой частью всего международного права.

Для российских политиков достаточно неприятны итоги референдума по вопросам расширения НАТО, например, в Венгрии, где 85% населения высказалось за вступление страны в Североатлантический альянс. Итоги недавних президентских выборов в Литве также свидетельствуют о росте пронатовских настроений в этой стране.

На мой взгляд, уже давно пора переходить от заклинаний к реальной политике в этом направлении. И прежде всего - проанализировать ближайшие перспективы, уже рассмотренного мной раньше, Основополагающего Акта Россия-НАТО. Ряд влиятельных аналитиков США считают, что Россия, подписав Акт, получила в политическом плане больше, чем претенденты на вступление в альянс. Лукавство? Но, рассматривая Акт как составляющую всего общеевропейского политического процесса, нельзя не признать, что Россия получила и серьезные преимущества. Но реализовать их можно, только четко определившись, чем станет Совет Россия-НАТО: дискуссионным политическим клубом или международным органом, рекомендации которого смогут оказывать влияние на принятие решений всего альянса. По сути, не став членом альянса, Россия сможет реализовать свое “особое положение” достаточно эффективно. Но только в том случае, если проявит больше гибкости в отношениях как с кандидатами на вступление в НАТО, так и с самим Североатлантическим союзом.

В российской внешней политике - достаточно безликой и прямолинейной - отсутствует понимание многомерной игры за отстаивание национальных интересов. Только недавно, например, стал учитываться такой фактор, как неоднородность натовского сообщества и возможность игры на существующих противоречиях, прежде всего между Соединенными Штатами и европейскими странами. Можно прогнозировать, что ко времени второй волны расширения НАТО эти противоречия будут углубляться. Готова ли российская дипломатия использовать это без ущерба для всей системы европейской безопасности?

С уходом в прошлое глобального противостояния Россия - США потребность в новом образе Североатлантического союза становится очевидной. Американским налогоплательщикам сегодня достаточно сложно объяснить необходимость содержать структуру, являющуюся порождением “холодной войны”. А нервная реакция со стороны России на расширение НАТО помогает убедить сомневающихся американцев, что безопасность США действительно начинается с Балтии и восточных воеводств Польши.

А вот наша система “аргументации” для собственного населения не выдерживает никакой критики. По-прежнему апеллируем к чувству страха перед надвигающейся агрессией с Запада. Но прошла первая волна расширения НАТО, а враждебных полчищ американоевропейцев, жаждущих рвануться к границам России и ее союзников, не обнаружено. Объявлять балтийские государства зоной особых российских интересов? Но Россия до сих пор не в состоянии четко определить, в чем состоит этот интерес, и прежде всего в политическом плане.

Не лучше и с чисто военной аргументацией. Миф о том, что блок наращивает свою военную мощь за счет новых членов, как это пытается представить оппозиция, мифом и остается. Хотя бы уже потому, что вооруженные силы как новых членов НАТО, так и претендентов уже давно ориентированы на Запад - и в плане перевооружения, и в плане оперативной подготовки. Их совместимость с войсками НАТО обеспечивается все возрастающим участием в международных учениях и маневрах на двусторонней основе.

Таким образом, увеличение численности натовских войск де-факто уже состоялось, если следовать логике противостояния и рассматривать НАТО и его новых членов как потенциальных противников.

Но военная составляющая имеет и свою обратную сторону. По мнению ряда американских политиков, вновь принятые члены будут обязаны нести расходы по модернизации своих вооруженных сил и участвовать в операциях за пределами территорий членов НАТО. Если состояние экономики Польши, Чехии и Венгрии позволяет хотя бы вести дискуссию по этому поводу, то со следующими претендентами дело обстоит гораздо сложнее. Проигравшие в натовский военно-экономический покер обречены и на политическое поражение внутри страны, а следовательно - и на новый виток политической борьбы и противостояния. Вот это обстоятельство тоже совершенно не учитывается российской дипломатией.

Какие же опасности несет России вторая волна расширения НАТО? Уместно вспомнить в этой связи о трех “нет”. Нет - намерениям размещать ядерное оружие на территориях новых членов, нет - намерениям использовать бывшие военные базы Варшавского договора, нет - размещению натовских войск на территориях новых стран-участниц альянса. Пока НАТО придерживается принятых на себя обязательств в отношении военных вопросов.

Мы знаем позицию нынешнего президента на счет такого вопроса как мнение на счет вступления России в НАТО. Владимир Путин, наверное, недалек был от истины, когда на вопрос журналиста Дэвида Фроста о том, считает ли он, что Россия может быть членом НАТО, ответил: почему бы нет. Во всяком случае, такую позицию полностью разделяет генсек НАТО Джордж Робертсон. Но в настоящий момент она не входит в повестку дня, заключает высокопоставленный шотландец, потребуется лет 10-20 для того, чтобы идея могла быть реализована.

Генсек НАТО считает, что за время, прошедшее после его встречи с российским президентом Владимиром Путиным в феврале, проделана серьезная работа, в результате чего отношения между Североатлантическим блоком и Москвой "сейчас набирают обороты". Состоялось несколько заседаний Постоянного Совета. На них рассматривался целый ряд новых вопросов, в том числе стратегические концепции НАТО и России. Кроме того, обсуждены проблемы инфраструктуры в новой стране НАТО - Польше. Обсуждались также проблемы контроля над вооружением, в том числе состояние переговоров, которые сейчас ведутся. В перспективе диапазон обмена мнениями все более будет расширяться.

«В любом случае Россия и НАТО - это основные стратегические партнеры, и совместная работа принесет ощутимые результаты для мира в целом, - утверждает Джордж Робертсон. - Мы будем продолжать развивать наши отношения во взаимных интересах шаг за шагом и главным планом этого развития является Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора».

В Основополагающем Акте Россия-НАТО продекларированы намерения сторон консолидировать усилия по созданию тактической системы противоракетной обороны. Вот чем надо форсированно заниматься! Ведь общеевропейская система ПРО заложит первый камень в фундамент обеспечения военной безопасности Старого Света. О каком внезапном нападении может идти речь, если будет создана единая система обнаружения и оповещения о старте тактических ракет?

В той же плоскости и вопрос о совместных разработках вооружений. Если мы всерьез думаем о военной составляющей системы общеевропейской безопасности и возвращении на европейский рынок оружия, то закладывать основы унификации вооружения нужно уже сейчас.

На мой взгляд, сценарий отношений с Западом по поводу расширения НАТО при всей парадоксальности этого сравнения напоминает метания России в отношении Чечни: от заигрывания до угрозы силового давления. Причем колебания эти находятся в прямой зависимости от состояния системы сдержек и противовесов в президентском окружении.

В российской политической элите реформаторского направления существует расхожее мнение, что в “обмен” на расширение НАТО Россия получила допуск в Парижский и Лондонский клубы кредиторов, а также реальные гарантии на вступление во Всемирную таможенную организацию. Однако такая взаимосвязь видится достаточно упрощенной. Попытка представить размен реальной военно-политической карты на будущие дивиденды от членства в авторитетных международных финансовых организациях - опять-таки из области подходов старого времени, “когда утром - стулья, вечером - деньги”.

Экономическое признание - свидетельство определенных достижений в области рыночных преобразований, но никак не военно-политических уступок. При всей нашей привычке представлять внешнюю политику как последовательную служанку экономики от расширения НАТО до экономической конфронтации с Россией - дистанция огромного размера. Политически продавливать экономические преимущества уже нельзя - не те времена.

И все же, как может повлиять вторая волна вступления в НАТО на экономическую ситуацию в Европе, развитие интеграции общеевропейского дома? Прогноз говорит о том, что “подводные камни” здесь находятся совсем в другом месте. Произойдет ли прорыв в области инвестиций на уровне крупного и среднего бизнеса, изменится ли структура экспорта и импорта, в каком направлении будут развиваться финансовые и фондовые рынки? Сумеем ли мы “завязаться” на крупные проекты в области машиностроения, как решим проблемы транзита? Ответы на эти вопросы, по моим оценкам, отнюдь не связаны столь жестко с политическими последствиями второй волны расширения НАТО на Восток.

Нам не нужно обманывать себя: вторая волна расширения НАТО на Восток, скорее всего, станет реальностью мировой политики в начале XXI века. Расценит его Россия как вызов своей безопасности и суверенитету или отнесется как к политическому решению, обусловленному уже давно идущими в мире процессами? Параметры ответа - политические, экономические, военные - определяются уже сегодня. Пока, к сожалению, в русле староватых подходов.

2. Развитие российско-американских отношений

Главное событие рассматриваемого периода заключается в том, что посткоммунистическая Россия вступила в состояние системного кризиса, который, по всей видимости, будет затяжным. Пути выхода из этого кризиса пока не просматриваются, но очевидно, что его исход - каким бы он ни был - не только задаст рамки развития страны на очередной исторический этап, но и заставит признать то, что блестящий имперский период отечественной истории подошел, наконец, к концу. Все эти внутренние российские перемены имеют, разумеется, существенные международные последствия.

На первый взгляд, трудно представить себе более благоприятные условия для обеспечения преемственности внешней политики, чем ситуация, когда президент сохраняет свои полномочия, министр иностранных дел становится премьером, а его первый заместитель занимает пост министра. Между тем российско-западные отношения явно находятся на пороге перехода количественных изменений в качественные. В последнее десятилетие XX в. и Россия, и Запад вступили с большими и, как выяснилось, сильно завышенными ожиданиями относительно друг друга. Сейчас, спустя семь лет, происходит фундаментальная переоценка и неизбежная "уценка" перспектив взаимоотношений. Другая сторона проблемы - в том, что очередной послевоенный период в истории международных отношений окончился, и сформировалась их новая иерархическая структура.

Все это имеет самую непосредственную связь с отношениями России и США. В конце 1991 г. считалось, что генератор мировой конфронтации может быть превращен в ядро глобального сотрудничества двух мировых гигантов. К концу 1998 г. сотрудничество еще не сменилось конфронтацией, но значение российско-американских отношений, их "профильность" существенно снизились. И, главное, в наличии имеется только один гигант.

Администрация Клинтона начинала свою деятельность как самая русофильская в истории США. В основе ее политики на российском направлении лежало стремление закрепить и обеспечить устойчиво демократическое развитие России, которое исключало бы как откат в коммунистическое прошлое, так и скос в сторону авторитаризма с националистической окраской. Вашингтон приложил немалые усилия для демонстрации преимуществ либерально-демократического правления и открытого общества.

На практике, однако, не обошлось без серьезных издержек. Нарождавшейся демократии требовался гарант. Гарант же, в свою очередь, нуждался в поддержке Америки, что делало неизбежным вовлеченность Вашингтона во внутреннюю российскую политику. На протяжении семи лет поддержка американцами Президента Ельцина была практически безусловной. Конкретные антидемократические действия кремлевского руководства регулярно игнорировались во имя политической целесообразности. В итоге Белый дом оказался настолько прочно связанным с Ельциным, что ограничил собственную свободу маневра. То, что было огромным приобретением на заре новых российско-американских отношений, превратилось в мельничный жернов, который не просто сбросить.

Президентство Ельцина начиналось на сильной проамериканской ноте: США выступали не только главным другом молодой российской демократии, но и моделью для нее. Демократизация, однако, оказалась процессом гораздо более сложным, чем виделось при сломе авторитарного режима. Как выяснилось, демократизирующееся государство может применять насилие против сторонников оппозиции и даже вести войны, как Россия в Чечне. Необходимость для населения сосредоточиваться на ежедневном выживании по-прежнему оставляет слишком мало времени и сил на формирование основ гражданского общества. Существование элементов политической демократии в условиях углубляющегося экономического кризиса создает условия для укрепления недемократической оппозиции, усиления ее влияния на власть. Внешнеполитические акты, прежде всего подлежащие ратификации международные договоры, иногда на годы становятся заложниками политического противостояния. Дальнейшее функционирование электоральной демократии в России может привести к власти людей, гораздо менее дружественно настроенных по отношению к США, чем Ельцин.

Наряду с поддержкой демократии другим важнейшим постулатом американской политики являлось всемерное содействие развитию свободно-рыночных отношений в России, интеграции страны в мировое экономическое пространство и его институты - такие как "восьмерка", Лондонский и Парижский клубы кредиторов, Азиатско-Тихоокеанский экономический совет (АТЭС) , Всемирная торговая организация (ВТО) и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) . Главным инструментом помощи российским реформам стал Международный валютный фонд, действовавший на основе "вашингтонского консенсуса" о методах помощи переходным экономикам и негласно позволявший российскому руководству регулярно не выполнять взятые на себя обязательства. Многолетний дефицит российского бюджета, доминирование в экономике бартерных отношений по существу игнорировались Вашингтоном опять во имя высшей политической целесообразности.

Посткоммунистическая Россия ожидала нового плана Маршалла, но дождалась иного. С ростом суммы российской задолженности Западу обострялось раздражение не столько по поводу обещанной, но неполученной помощи, сколько по поводу беспрецедентной финансовой зависимости России от США. Такая зависимость опасна как для должника, так и для кредитора: она не способна вызвать ни благодарность, ни даже лояльность, а только обиду и гнев. В Америке вскоре отметили, что финансовые вливания в Россию не помогли реструктуризации ее экономики, которая в лучшем случае научилась выживать, защищаясь от наступления рынка, зато способствовали концентрации огромных богатств в руках так называемых "олигархов" и насквозь коррумпированной государственной бюрократии. Вывод очевиден: экономические системы России и Америки, формально однотипные (капиталистические), реально несовместимы.

Падение коммунизма, прежде всего падение железного занавеса, отгораживавшего "реальный социализм" от соседей. Сразу же после холодной войны Запад выступил с идеей построения единого трансатлантического сообщества, включающего Россию. Российские же лидеры провозгласили целью возвращение России в лоно мировой цивилизации - то есть западного мира, - откуда она была якобы похищена большевиками в 1917 г. и удерживалась в заложниках вплоть до начала 90-х годов. Взрыв контактов между людьми, наступивший на рубеже 90-х, поднял в США высокую волну добрых чувств к России, породивших ожидания столь же большие, сколько наивные. В обеих странах желаемое искренне выдавалось за действительное.

Происшедший чуть позже настоящий широкомасштабный контакт традиционной русской и современной американской культур означал столкновение разных, отчасти противоположных начал. Миф времен холодной войны о якобы близком сходстве американцев и русских был окончательно развеян. Разумеется, американизация современной русской массовой культуры продолжается, но она в лучшем случае приведет к модернизации последней, но никак не к реидентификации россиян, как это произошло после Второй мировой войны с немцами.

3. Отношения со странами ближнего зарубежья

В результате распада СССР образовалось 15 новых независимых государств. Эти государства представляют собой новую внешнеполитическую зону, называемую «ближним зарубежьем». Некоторые российские политики до сих пор не могут примириться с распадом Советского Союза и рассматривают ближнее зарубежье как территорию, принадлежащую России. Более умеренная позиция заключается в том, что ближнее зарубежье рассматривается как сфера влияния России.

По своим границам Россия вернулась к началу 19 в. в азиатской части и на Кавказе и к началу 18 в. в европейской части. Доступ к морям существенно сократился, и Россия все больше превращается в континентальную державу.

Существовала надежда, что Содружество независимых государств (СНГ) созданное 8 декабря 1991 в Минске по инициативе руководителей России, Украины и Белоруссии, даст основу для укрепления отношений с ближним зарубежьем. Но все три прибалтийских государства отказались войти в это содружество.

Возникли противоречия и внутри СНГ. Россия и Казахстан рассматривали СНГ как способ реинтеграции в новой форме, а Украина считала его временным инструментом для облегчения процесса «развода». Несмотря на огромное количество подписанных соглашений, к 1998 встал вопрос о роспуске СНГ как структуры, не способной эффективно решить ни одну из серьезных экономических, политических, социальных и военных проблем. В пределах СНГ возникли группировки стран («Союз» двух; «Союз» Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии; «Союз» центральноазиатских государств), из которых наиболее жизнеспособным является «Союз» двух – России и Белоруссии, получивший оформление в договоре о союзе двух государств, заключенном в декабре 1999.

К концу 1990-х годов влияние России в странах Закавказья и Средней Азии ослабло, а влияние США, Турции и сырьевых монополий развитых стран усилилось.

Прибалтийским государствам (Литве, Латвии и Эстонии) удалось вырваться из сферы советского влияния, переориентировать экономику на связи с Западной Европой и избежать последствий экономического спада, который поразил остальную часть бывшего СССР. К концу 1990-х годов Эстония была включена в список из четырех стран второй очереди на вступление в Европейский союз, Латвия также ждет своей очереди, чтобы присоединиться к Европейскому союзу.

Заключение

Распад СССР стал концом продолжительной эпохи мировой политики, которая называлась «холодной войной». За исключением периода Второй мировой войны, отношения между Советским Союзом и Западом носили характер соперничества во всех сферах жизни. Горбачев и Ельцин стремились создать новую систему отношений между СССР (Россией) и Западом, базирующуюся на сотрудничестве и взаимных интересах. Они полагали, что Запад компенсирует усилия России по демонтажу советской военной машины, и надеялись получить обширную экономическую помощь и войти в состав международного клуба великих держав. Однако Запад не помог демократическим силам в России, НАТО передвинула границы своей зоны влияния на восток, а с началом конфликта в Югославии отношения между Россией и Западом в какой-то момент оказались на грани войны. Резкая негативная позиция западных стран в отношении войны в Чечне еще более обострила отношения России и Запада.

Изменилась внешняя политика России на Дальнем Востоке. Продолжается сближение России с Китаем, начатое еще при Горбачеве. Закончились работы по делимитации протяженной российско-китайской границы. Позиции России и КНР в области внешней политики особенно сблизились после бомбардировок Югославии США и их союзниками по НАТО.

Отношения России с Японией также изменяются. Россия стремится укрепить экономические связи с соседом и получить его экономическую помощь. Однако руководители Японии придерживаются твердой позиции, что расширение сотрудничества с Россией зависит от решения территориальной проблемы. Япония требует возвращения Южно-Курильских о-вов и южной части о-ва Сахалин. Ее позиция подкрепляется отсутствием мирного договора между странами. Тем не менее с середины 1990-х годов Япония увеличила объемы экономической помощи России.


Литература

1. Внешняя политика России: Источники и историография. - М., 2001.

2. Иоффе А.Е., Сиполс В.Я. Разработка истории внешней политики СССР // Очерки истории исторической науки в СССР. М., 1985. Т. V.

3. Итоги и задачи изучения внешней политики России: Советская историография. М., 2000.

4. Кубышкин А.И. Проблемы историографии международных отношений в новое и новейшее время. - Саратов, 1999.

5. Международные отношения в Центральной и Восточной Европе и их историография. М., 2006.

6. Рыбоченок И.С. Русско-французский союз: сто лет изучения // Россия и Франция ХVIII ХХ вв. М., 1995.

Внутренняя политика

Сословия:

Дворянство

Духовенство

Крестьяне

Социальная структура:

Высший государственно-бюрократический аппарат

Генералитет

Помещики

Крупные и средние предприниматели

Архиереи церкви

Академики

Профессора

Мелкие предприниматели

Гражданская и военная интеллигенция

Священнослужители

Мелкие чиновники

Крестьяне

Пролетарии

1894 – Николай 2 вступил на престол. НЕ твердый характер!!!

Проблемы при нем были гораздо сложнее из-за социально-экономического и политического кризиса. è Двойственная политика: лавировал, шел на уступки «духу времени».

Яростно защищал существующий строй, как отец.

1895 – заявил об этом публично, в Зимнем дворце, принимая депутации от дворянства, земств и городов.

Начал решительную борьбу с противниками самодержавия:

W Совершенствовал политическую полицию – отделения по охране общественного порядка и безопасности (охранки) во всех губернских городах России. Они пользовались противозаконными методами: внедряли своих людей везде, где только можно.

W Царские суды. 1894 – 1912: количество рассмотренных дел по государственным преступлениям возросло в 12 раз. Политические дела рассматривались военными судами (нарушение Судебного устава 1864 г.). но военные судьи (подобранные офицеры) не «либеральничали» при вынесении приговоров.

W Использовал для борьбы с массовыми беспорядками не только полицию, но и войска.

Все это говорит о кризисе власти (что ты за царь, если страной по-человечески управлять не можешь?).

Царь понимал, что единственная опора самодержавия – поместное дворянство, он финансировал его, объявлял, что против конфискации помещичьих земель, но оно к началу 20 века перестало быть однородным. Помещики становились либералами и уходили в оппозицию самодержавию.

С притязаниями буржуазии на политическую власть государство боролось, но в экономической поддерживало. Протекционизм, кредиты, льготы. Министр финансов – Витте . Он помог развитию капитализма в России.

1897 – введен золотой рубль, стабилизировавший курс рубля и гарантировавший стабильную прибыль предпринимателям.

Витте – один и организаторов строительства транссибирской магистрали, по его инициативе Россия начала проникновение в Северный Китай.

è Буржуазия не была достаточно сильной, чтобы соперничать с самодержавием. Фабрикантам был нужен кто-то, кто мог навести порядок (рабочие много бастовали).

Витте также за разрушение крестьянской общины и за собственность крестьян на землю. Считал, что деревне нужен крепкий, предприимчивый хозяин.

Плеве (министр внутренних дел) против этого. Хотели решать крестьянский вопрос старыми методами: поддерживать общину, сохранять сословную обособленность крестьян, усилит надзор за деревней.

Плеве победил.

26.2.1903 – манифест о том, что по любому общину надо сохранять, как бы ни пересматривали законодательство.

Исключалась возможность серьезных преобразований, è рост революционных настроений среди крестьян.

«Зубатовщина»

В центре внимания царя – рабочий вопрос. Самые дальновидные поняли, что рабочие угрожают существующему строю.

Традиционные полицейско-административные методы уже не катят. Наоборот, они еще больше заводят народ.

Зубатов : основная задача правительства – удержать рабочее движение в рамках экономической борьбы. Для этого надо взять рабочее движение под контроль, если надо – поддерживать их в борьбе с предпринимателями. Так он хотел укрепить в рабочих веру в «ДОБРОГО ЦАРЯ», который поможет все наладить.

Одно время Зубатова поддерживали Плеве и великий князь Сергей Александрович (дядя Николая), генерал-губернатор Москвы. Там и начали проводить эксперимент. Кроме Москвы – на западных окраинах России. Создана Независимая еврейская рабочая партия для решения не только рабочего, но и национального вопроса. Сначала зубатовщина имела успех, ей не удавалось противостоять. Но это все было временно. Московские предприниматели начали раздражаться.

Начало 1902 – конфликт между владельцем крупной текстильной фабрики Ю. П. Гужоном и зубатовскими организациями. Гужон пожаловался на Зубатова в Минфин. Витте встал на сторону предпринимателя: он с самого начала не одобрял зубатовщину, считая ее опасной и противозаконной демагогией.

Короче, Зубатов всех промышленников так достал, что растерял всех своих покровителей, включая Плеве.

1903 – всеобщая стачка на юге России. Независимая еврейская рабочая партия не сумела удержать рабочих в рамках экономического движения. Тогда Плеве решил похерить зубатовщину и распустил Независимую партию. В Москве рабочие тоже кинули Зубатова.

Зубатовщина стала демагогией, так как правительство НЕ желало принимать конкретные меры по решению рабочего вопроса. Рабочий вопрос еще больше обострился. Они стали надеяться на революцию.

Внешняя политика

Конец 19 века – противостоящие блоки европейских держав.

1882 – Тройственный союз:

\ Германия

\ Австро-Венгрия

Агрессивный характер. Особенно Германия стремилась к усилению своего влияния в Юго-Восточной Европе, в Северной Африке, на Ближнем Востоке.

15.8.1891 – Соглашение Гирса – Рибо (министры иностранных дел России и Франции): совместные действия при угрозе нападения на одну из сторон.

5.8.1892 – секретная военная конвенция начальников русского и французского генштабов: если Тройственный союз нападает, все друг друга защищают.

4.1.1894 – Антанта (от франц. еntente cordiale – сердечное согласие). Русско-французский союз. Пытались сдержать экспансию Тройственного союза.

Германия пыталась вытеснить Россию с Ближнего Востока. Монополизируют ж/д Ближнего Востока. Растет политическая зависимость Турции от Германии (Босфор и Дарданеллы!!!). Австро-Венгрия – борьба с Россией за влияние на Балканах.

В конце 19 века Россия все время вела политику на Дальнем Востоке. Китай – богатый, но военно-слабый, Корея от него зависела. Но неожиданно Россия столкнулась с Японией.

Сначала – осторожная политика (Витте).

1895 – грабительский мир Японии с Китаем, Россия добилась его пересмотра, заставила Японию вернуть большую часть завоеванных территорий.

Потом Россия заключила с Китаем оборонительный союз, право строить Транссиб через Китай (КВЖД) – должна была стать основой экономического влияния России в Северном Китае.

Но тут стали лезть Япония и США и европейские державы.

3.1898 – Россия получила от Китая в аренду Ляодунский п-ов на 25 лет. Лявань (Дальний) – торговый незамерзающий порт. Порт-Артур (незамерзающий) с правом постройки военно-морской базы.

«Безобразовская клика» – АО по эксплуатации естественных богатств Маньчжурии и Кореи. Вели дело к войне на Дальнем Востоке. Заставили Витте подать в отставку.

1903 – ультиматум Японии о невмешательстве России в Корею. Русские в принципе согласились на уступки, но японский телеграф задержал официальный ответ, и это послужило поводом для нападения в Порт-Артуре.

9.2.1904 – японские военные корабли атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре.

России пришлось воевать с Японией в обстановке внешнеполитической изоляции. Франция, Германия – нейтральные, Великобритания и США оказывали Японии открыто помощь.

Япония была лучше подготовлена к войне технически, чем Россия. Командный состав у японцев тоже был лучше. Русские генералы – пассивные, безынициативные. Русские не понимали, зачем нужна эта гребаная война и что надо делать.

3-я японская армия осадила Порт-Артур, а 1, 2, и 4 теснили русских в глубь Маньчжурии.

8.1904 – японцы попытались окружить и разгромить русскую армию под Ляояном, но наши сопротивлялись, японцы потеряли 24 тысячи, а русские – только 15. русские получили возможность для контрнаступления, но Куропаткин, дурак, ее не использовал. Стал отступать дальше на север.

10.1904 – Куропаткин попытался переломить ход войны, но у него ничего не вышло (потому что не вошлоJ, оно и правильно, на войне надо думать о войне, а не о всяких глупостяхJ) è «шахэйское сидение»: русские заняли прочное оборонительное положение на р. Шахэ.

1904 – японцы 3 раза штурмовали Порт-Артур, но не достигли нужного результата.

12.1904 – японцы захватили гору Высокую (господствовала над крепостью). Бой шел 9 дней, японцы потерли 7.5 тысяч человек.

Погиб генерал Кондратенко (сухопутные войска П.-А.)

Вскоре после этого Стессель сдал П.-А.

2.1905 – поражение Маньчжурской армии под Мукденом.

13.4.1904 – погиб броненосец «Петропавловск» и адмирал С. Макаров.

Осень 1904 – в помощь П.-А. Послана 2 и 3 Тихоокеанская эскадра, но прибыли на место только через 5 месяцев после сдачи крепости. 2-я разгромлена в Цусимском проливе, 3-я сдалась без боя.

9.1905 – Портсмутский мир. США тоже не понравилось чрезмерное усиление Японии на Дальнем Востоке. Русских в Портсмуте (США) представлял Витте. Он добился минимальных территориальных потерь со стороны России: южную часть острова Сахалин, Порт-Артур. Зато Витте уломал японцев не требовать контрибуции.

Война – национальный позор: бездарность и безответственность верхов.


Похожая информация.