Старт в науке. Почему человек становится левшой или правшой? Что у левшей получается лучше всего

  • Кто такие левши?
  • Леворукость: наследственность или болезнь?
  • Леворукость и здоровье
  • Преимущества леворукости

13 августа — Международный день левшей. Когда-то, в 1992 году, британский Клуб левшей предложил отмечать эту дату, демонстрируя окружающим секреты «левосторонней» жизни. Праворукие люди иногда даже не представляют, что это такое — быть левшой в «правостороннем» мире. MedAboutMe поздравляет всех леворуких людей и разбирается в причинах и последствиях их природного дара.

Кто такие левши?

В современном мире лишь 42% людей — ярко выраженные правши. 48% — амбидекстры, изначально готовые к работе обеими руками. И, наконец, самая редкая категория людей — левши, которых в среднем насчитывается 10%. Известно также, что среди мужчин левши встречаются чаще.

Интересно, что и левши, и правши не всегда пользуются исключительно ведущими руками — все зависит от целого ряда факторов: от конкретной поставленной задачи, а также от социальных или религиозных общественных установок. Например, когда считалось, что левшой быть неправильно (как когда-то в Китае, России), детей переучивали еще на ранних этапах развития, что приводило к значительному падению доли левшей в обществе — в отношении письма и приема пищи. Но многие другие задачи, на которые общество не обращало внимания, левши выполняли так, как им было удобнее. Поэтому, если ориентироваться по пишущей руке, то частота встречаемости левшей в разных странах находится в пределах от 2,5 до 12,8% (по данным других исследований, ориентированных на другие параметры — 7-11,8%, 3,3-26,9% и т. д.).

Леворукость: наследственность или болезнь?

10% — это много, очень много. Левши уже существовали 35 тысяч лет назад, еще во времена неандертальцев. И раз леворукие дети так часто рождаются и в наши дни, значит, они зачем-то нужны человечеству. Теорий на эту тему существует множество. Например, простое объяснение: леворукость дает преимущество в драке — если конечно противник праворукий. Теория посложнее: сохранение полиморфизма функциональности рук — это еще один способ эволюции поддерживать разнообразие нашего вида. Наконец, есть теория, объясняющая праворукость, как результат развития речи, которая связана с жестами, что привело к разделению функций головного мозга. Ну а леворукость, в таком случае, остаточное явление, так сказать.

Какие факторы сегодня выделяют ученые?

  • Наследственность.

Совершенно точно, что значимую роль играет наследственность. У праворуких родителей намного реже рождаются дети-левши. А вот если оба родителя — леворукие, то вероятность того, что у них появится дите-левша, составляет 30-40%. Причем чаще леворукие дети рождаются, если отец — правша, а мать — левша, но не наоборот. Это значит, что наследование сцеплено с полом, и влияние материнских генов — сильнее.

  • Особенности внутриутробного развития.

Есть версия, что некоторые факторы могут определять доминирующую сторону ребенка еще в утробе матери. Известно, что в 9-10 недель плод уже демонстрирует одиночные движения рук с «правильной» стороны. То есть, 75% будущих младенцев двигают правыми конечностями, 12,5% — левыми, а оставшиеся 12,5% — то левыми, то правыми (будущие амбидекстры, не иначе). С 15-й недели плод начинает сосать большой палец доминирующей руки. А с 38-й недели голова ребенка повернута в доминирующую сторону, относительно его тела.

По мнению некоторых ученых, пренатальные гормоны оказывают существенное влияние на ЦНС плода, а значит, и на здоровье ребенка. Например, если у матери повышен уровень тестостерона, то это увеличивает риск аномального доминирования — то есть, леворукости. Объясняется это следующим образом: левое полушарие ребенка созревает чуть позже, чем правое, и поэтому оно дольше находится под влиянием повышенного тестостерона. Это приводит к замедлению роста нейронов в нем и ослаблению его способностей. Существует даже теория Гешвинда-Бехана-Галабурда (недоказанная), связывающая высокий тестостерон у матери, леворукость, а также дислексию, нарушения иммунной системы и иногда встречающуюся необычную талантливость таких детей — как компенсаторный механизм.

Наконец, есть версия, согласно которой, если ребенок — левша в силу наследственности, то он просто более чувствителен к тестостерону во время внутриутробного развития. А уже это является причиной различных нарушений нервной и иммунной систем.

  • Многоплодная беременность.

Среди близнецов левши встречаются чаще, причем независимо от того, являются они однояйцевыми или нет. Возможно, это связано с особенностями внутриутробных условий в данном случае.

  • Заболевания центральной нервной системы.

Существует спорное утверждение, что люди могут становиться левшами при некоторых патологиях нервной системы, развившихся в раннем детстве. Данная теория основана на статистике, которая гласит, что среди пациентов с эпилепсией, шизофренией, задержкой в развитии, умственной отсталостью и другими патологиями ЦНС, левши встречаются в 2 раза чаще, чем в среднем по популяции. Такие болезни рассматриваются как «переключатель» организма на леворукость — в некоторых случаях.

Не удалось доказать следующие теории:

  • причиной леворукости являются стрессовые события, перенесенные матерью во время беременности.
  • леворукость может развиваться в результате родовой травмы и гипоксии головного мозга;
  • левши чаще рождаются у первородящих матерей в возрасте 39 лет и старше.

Леворукость и здоровье

В целом, левши чаще встречаются среди людей со следующими патологиями:

  • низкий вес при рождении;
  • врожденные пороки развития плода: дефекты развития нервной трубки, волчья пасть;
  • расстройства психики: аутизм, шизофрения;
  • неврологические нарушения: дислексия, заикание, синдром гиперактивности;
  • расстройства иммунной системы: экзема, разного рода аллергии, атопическая бронхиальная астма и др.

Но большинство исследований показывают, что леворукость, скорее, можно считать побочным, параллельным эффектом перечисленных процессов. Это значит, что леворукость не является причиной тех или иных болезней и сама по себе не влияет на здоровье. Но можно утверждать, что она говорит о повышенном риске некоторых заболеваний, так как является, своего рода, маркером, то есть, нередко сопровождает их. Это важное различие.

Левши в среднем чуть позже достигают половой зрелости, чем правши — на 4-5 месяцев.

Согласно наблюдениям, левши обладают более слабой нервной системой. Их страхи более выражены, чем у правшей, они чаще чувствуют себя неуверенно. Правда, учитывая, что еще не так давно леворукость обществом не признавалась, возможно, такая реакция левшей — результат уже неявного, но еще существующего давления со стороны общества.

Левши чаще гибнут в результате несчастных случаев — и это неудивительно. Наш мир ориентирован на правшей. В процессе приспособления к этому миру дети-левши даже переживают так называемый декстра-стресс. Подавляющее большинство механизмов разной степени опасности для человека создано для людей с доминирующими правыми руками. И это, кстати, является причиной того, что продолжительность жизни леворуких людей в среднем чуть ниже, чем у правшей.

Преимущества леворукости

  • У левшей, видимо, в силу необходимости жить в «праворуком» обществе, намного ниже асимметрия в умениях, навыках. Они более эффективно работают недоминирующей рукой, чем правши.
  • У левшей выше так называемая интермануальная координация — умение координировать одновременные действия обеих рук. Это связано с лучшей межполушарной передачей информации, чем у правшей.
  • Левши нередко демонстрируют превосходное владение устной речью, благодаря более развитому мозолистому телу, а также могут дать фору правшам в некоторых видах памяти.
  • Левши-мужчины чаще оказываются творческими личностями.
  • Среди одаренных детей с IQ более 131 доля левшей также выше. Правда, данный эффект нивелируется тем, что левшей вообще довольно мало. Также не доказано, но утверждается, что среди левшей чаще встречаются талантливые музыканты и математики.
  • Левши-мужчины в среднем зарабатывают больше правшей. Ненамного, всего на 4%. А левши-женщины наоборот, почему-то проигрывают по деньгам своим хиральным соперницам. Причем образование дополнительно усиливает финансовый успех леворуких мужчин, а на женщин не оказывает никакого эффекта.
  • Левши часто оказываются в числе лидеров в теннисе, бейсболе, фехтовании, единоборствах — в интерактивных видах спорта они имеют явное преимущество. А там, где нет взаимодействия с противником — плавание, гимнастика, боулинг и др. — леворукость не дает никаких преимуществ.
  • Левши лучше читают тексты для слепых, написанные шрифтом Брайля, так как информация попадает в правое полушарие, а оно эффективнее работает с пространственным восприятием.

Выводы

  • Левши составляют достойную конкуренцию правшам в большинстве областей жизни.
  • Не стоит переучивать левшей в правшей. Это может спровоцировать различные психические и нервные расстройства. Король-левша Георг VI в результате подобных попыток получил заикание — фильм «Король говорит» демонстрирует, каких трудов ему стоило справиться со своим недугом.
  • Если ребенок-левша, следует внимательно наблюдать за его здоровьем, чтобы при необходимости отследить начало проблем с нервной и иммунной системой на самых ранних стадиях.
  • Для полноценного развития головного мозга и максимальной адаптации к миру правшей специалисты рекомендуют вводить в обучение ребенка дополнительные занятия по математике, музыке, а также спорт.

Мы живем в асимметричном мире, не замечая этого. Многие вещи видишь, только когда они начинают причинять тебе неудобства. Левши, оказавшись в мире, приспособленном для правшей, вынуждены смириться с тем, что рычаг коробки передач автомобиля, школьная пропись, клавиатура компьютера созданы словно специально для того, чтобы подпортить им, левшам, жизнь. Станки и швейные машинки, замки и ножницы - все служит исключительно праворуким людям. Асимметричность мироздания болезненно напоминает о себе левшам и во время спортивных соревнований, и в армии, и даже при обычном рукопожатии.

И тем не менее именно леворуким принадлежат многие (слишком многие, чтобы это было случайностью) гениальные творения человечества - работы Рафаэля, Микеланджело, Дюрера, Родена, Леонардо да Винчи, Рубенса, Пикассо. Левшами были Александр Македонский, Цезарь, Карл Великий, Наполеон, Жанна д’Арк. Левой рукой записывали свои прозрения Аристотель, Ньютон, Эйнштейн, Тесла, Павлов, Максвелл, Пуанкаре…

Но с леворукостью часто связывают не только творческую активность, но и странности поведения и даже психические болезни. Среди людей, страдающих шизофренией, аутизмом, синдромом дефицита внимания, тоже много левшей. И даже, говорят, среди гомосексуалистов. Расплата за талант? Неправильные, в общем, какие-то эти левши. И не только в руках тут дело - у них что-то с головой. К левшам издавна относились подозрительно: левая сторона ни с чем хорошим никогда не ассоциировалась - «ходить налево», «встать с левой ноги», «левые доходы»… То ли дело «правый» - правильный, правовой, правдивый, праведный…

Доминирование одной руки свойственно не только людям. У многих обезьян одна рука играет ведущую роль, а вторая - подчиненную. Но у приматов праворукость и леворукость распространены примерно одинаково, а у нас - в соотношении 9 к 1. Кстати, это соотношение меняется: у нового поколения один левша приходится уже на пять правшей. Кто же они, эти левши, действительно ли они «не такие, как все» и почему их меньше, чем правшей?

Почему одни люди - левши, а другие - правши?

На этот вопрос пока никто не ответил. Существует масса гипотез, мифов, предположений - от генетической пред­определенности до социальных факторов.

Дело осложняется тем, что левши бывают разные. Одни рождаются леворукими (хотя мы пока не можем найти закон наследования в семьях, где много левшей) - это генетический вариант.

Второй вариант - компенсаторный: ребенок становится левшой в результате какой-то неизвестной пока дисфункции в развитии мозга. Таких детей почти столько же, сколько с генетической леворукостью. Хотя во многих странах с хорошей системой родовспоможения доля компенсаторного варианта леворукости - всего около 10%.

Строго говоря, леворукость и праворукость имеют еще и степень выраженности. Есть сильно выраженные левши, которые ничего не могут делать правой рукой. Есть более умеренные варианты. То же и у правшей. Есть и амбидекстры - люди, которые одинаково хорошо владеют обеими руками. Поэтому понятия «левша» и «правша» очень относительны.

В народе распространено мнение, что у левшей правое полушарие мозга больше развито, чем у других людей. Насколько оно справедливо?

Представление о том, что леворукие люди правополушарны, а праворукие левополушарны, - это миф, причем достаточно старый, ему лет 200. Раньше думали, что деятельность правой руки регулируется только левым полушарием мозга. Считалось, что если как-то нарушается работа левого полушария, то ребенок может стать леворуким. В этой гипотезе есть доля правды, но впоследствии выяснили, что такой жесткой привязки руки к противоположному полушарию нет. Деятельность каждой руки регулируется и контролируется обоими полушариями.

В одних видах деятельности ведущую роль играет одно полушарие, в других больше участвует другое, но они всегда работают вместе. Любая сколько-нибудь сложная деятельность человека включает в себя и внимание, и восприятие, и память, и мышление - нет деятельности, которую мы могли бы «привязать» к одному полушарию. Возьмем процесс чтения: там нужен и вербальный анализ, и зрительно-пространственный, и смысловой, то есть обязательно участвуют оба полушария. Причем чем младше человек и чем менее сформирована деятельность, тем больше в нее вовлечены оба полушария. Лишь в привычной, хорошо освоенной деятельности может сильно доминировать одно из них.

А вот еще один, скорее всего, миф: что у левшей чаще, чем у правшей, обнаруживаются творческие наклонности, или, в другом варианте, что среди творческих людей больше леворуких.

«Среди творческих людей больше леворуких» - это некорректная формулировка. Еще в 1924 году был такой доктор Капустин, который обследовал больных в неврологической клинике и обнаружил, что среди них больше леворуких, чем праворуких. И сделал вывод, что все леворукие - дегенераты. Но некорректно делать вывод обо всей совокупности леворуких по такой специфической выборке. Это лишь один вариант нарушения развития, возможно, приводящий к леворукости. Если использовать такие некорректные выборки, очень легко заключить, что левши особенно талантливы или, наоборот, что они ущербны.

Так ведь никто еще не посчитал, никто этого пока не сделал. И потом, вопрос: как считать? Художники - это одно, а математики - совсем другое… Вот среди журналистов много леворуких: им ведь не надо работать за станком, с инструментами. Леворукому действительно трудно стать летчиком и, по-видимому, легче - журналистом.

Ну а помимо мифов - есть ли на самом деле какие-то различия между правшами и левшами?

Мы на основании исследований, которые ведем уже 20 лет, считаем, что ребенок с генетическим вариантом леворукости ничем не отличается от праворукого, по крайней мере в области умственных способностей. А вот дети с компенсаторным вариантом леворукости, как и праворукие дети, подвергшиеся тем или иным рискам в развитии, в общей массе немного отстают от левшей и правшей с нормальным вариантом развития.

В ваших исследованиях сравнивалась успешность выполнения заданий правшами и левшами, но, может быть, есть какие-то различия не в результатах, а в том, как дети выполняют эти задания - в их когнитивных стилях или даже в личностных качествах?

Нет. Есть множество различий в стилях выполнения заданий и внутри группы правшей, и внутри группы левшей, но значимых различий между группами нет. Что же касается личностного развития, то оно связано в большей мере с социокультурными условиями жизни, а не с генами и природными особенностями.

А вообще сколько их, левшей?

В 70–80-е годы в школьном возрасте их выявляли 3–5%, а сейчас 20%. Их просто перестали переучивать. А раньше «перевоспитывать» начинали еще до школы. Это была достаточно жесткая система, но все равно оставалось 3% левшей, которые никакому переучиванию не поддавались. Хотя писали практически все правой рукой. Такая же жесткая система требований была практически во всех европейских странах. Но там стали отходить от нее начиная с 1950-х, а мы порвали с ней только в 90-х.

А может, имеет смысл все-таки хоть немного переучивать левшей? Ведь это тоже развитие для мозга.

Любое насилие над природой оборачивается очень печальными последствиями. А переучивание - не просто насилие над природой, а ситуация, в которой человек должен с большим трудом выполнять какие-то действия, постоянно испытывая при этом неудачу. Причем запланированную неудачу! Попробуйте бить по гвоздю молотком не ведущей рукой - вы будете все время попадать по пальцам. И вот в эту ситуацию «попадания по пальцам» мы ставим ребенка, например, когда заставляем его писать не той рукой. Он не может писать качественно, он постоянно будет испытывать психологический дискомфорт.

Человек в такой ситуации долго нормально существовать не может. Ребенок каждый день пишет, выполняя свои задания, но им недовольны и учителя, и родители. Из-за того что он плохо пишет, он получает плохие оценки - не только по письму, но и по математике и так далее.

Мозг очень пластичен и может постепенно перестроиться. Но постоянный стресс из-за собственной неуспешности ведет к возникновению тяжелейших неврозов. Врачам очень хорошо известны неврозы леворуких детей при переучивании. Поэтому переучивать нельзя ни в коем случае, в этом нет никакого смысла.

С какими трудностями чаще всего сталкиваются леворукие дети в наше время?

Дети с генетическим вариантом леворукости, как я уже говорила, ничем особенным от праворуких не отличаются, у них те же самые трудности, что и у всех детей, никакой специфики нет.

Правильно ли я понимаю, что сейчас принято говорить не просто о леворукости - праворукости, а о профиле латерализации, включающем «левоногость - правоногость», «левоглазость - правоглазость»?

Действительно, наряду с ведущей правой рукой у ребенка могут быть ведущими левая нога, левое ухо, левый глаз. Это интересная проблема, мы тоже ей занимаемся последние десятилетия.

А что, кстати, значит «ведущий глаз»?

Когда вы смотрите в подзорную трубу или в микроскоп, вы всегда прикладываете окуляр к ведущему глазу. Ведущее ухо лучше различает оттенки звуков. Даже наши ноздри имеют разную чувствительность. Причем человек может быть не только амбидекстром, у него и ноги, и глаза могут одинаково хорошо работать.

Так вот, людей, у которых ведущими являются левая рука, нога, ухо и глаз, лишь около 1%. Людей, у которых все признаки правые, больше - 40%. Остальные - смешанные варианты сочетаний левых и правых признаков.

С этой точки зрения «левша» и «правша» - несколько устаревшие понятия?

Если учитывать профиль латерализации, получается, что чистых левшей не больше 1%. И это еще без учета чувствительности к боли или к холоду, которая тоже разная у левой и правой половины тела. А какое отношение это имеет к полушариям мозга, пока вопрос.

А есть ли в изучении леворукости какие-то нерешенные вопросы, которые вас особенно волнуют?

Все вопросы, о которых мы говорим, нерешенные. Мне бы, конечно, хотелось понять мозговые механизмы организации деятельности у праворуких и леворуких детей. По нашей гипотезе, деятельность полушарий мозга у них организована по-разному: у праворуких более жесткие связи между полушариями, а у леворуких - внутри каждого полушария. Получается, что у леворуких детей полушария более разобщены, каждое из них работает больше по-своему, чем у праворуких.

Я читал - кажется, у того же Голдберга, - что между мужчинами и женщинами наблюдается такое же различие.

Это тоже миф. Больше того, говорят, что женщины левополушарны, а мужчины правополушарны. А до 70-х годов все было наоборот: говорили, что мужчины левополушарные, потому что считалось, что левое полушарие - «наше все», доминантное, а правое - подсобное. А в 70-е годы начали понимать, что без правого полушария никакая деятельность невозможна, и постепенно именно правому полушарию стали приписывать те функции, которые очень хотелось иметь мужчинам. И теперь мужчины стали считать себя правополушарными.

На самом деле здесь ситуация такая же, как с левшами и правшами: разница в когнитивном развитии между женщинами и мужчинами в целом гораздо меньше, чем разница внутри группы женщин или внутри группы мужчин.

Вернемся к леворукости: что может значить это различие между леворукими и праворукими в межполушарных и внутриполушарных связях?

Есть данные, согласно которым у сильно леворуких и у сильно праворуких более низкий коэффициент интеллекта, чем у людей со слабо выраженной леворукостью и праворукостью. Мы предполагаем, что у сильно леворуких полушария слишком разобщены, связь между ними недостаточна, а у сильно праворуких недостаточна дифференциация, им сложно организовать какие-то новые варианты взаимодействия.

Но если наиболее успешны люди, у которых более или менее развиты обе руки, получается, что с детьми все-таки стоит заниматься, чтобы они развивались в эту сторону?

Вы меня уже не в первый раз пытаетесь подтолкнуть к одной мысли, противником которой я являюсь. Мысль эта хорошо известна: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача», как говорил Мичурин. Но мозг любого человека, как бы он ни был организован, обладает фантастическими возможностями. Его не нужно переделывать. Мозгу можно помогать. Любое насилие, любые неадекватные требования приведут не к развитию ребенка, а к торможению. Если мы этого не хотим, нам не стоит следовать мичуринскому тезису.

Марьяна Безруких - директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, доктор биологических наук, профессор. Автор около 350 научных и популярных работ, среди которых «Ребенок идет в школу», «Почему учиться трудно», «Леворукий ребенок в школе и дома», «Ребенок-непоседа» и др. Она первой в нашей стране разработала прописи для леворуких детей.

Как известно, существует такое понятие, как левша. Откуда оно пошло, кто такие левши, а кто такие, соответственно, правши и чем они отличаются - этим вопросам посвящена данная статья.

Ранее считалось, что асимметрия полушарий головного мозга проявлялась исключительно в доминировании правой или левой руки. И поэтому левшами называли тех людей, у которых ведущей оказывалась левая рука, а не правая, как у большинства людей. Но в последнее время выяснилось, что все не так просто: левши и правши различаются и по другим признакам. Доминирование распределяется по-разному и между парными органами человека - глазами, ногами, ушами. Иными словами, человек может считать себя праворуким, но при этом быть левоногим, левоглазым. В результате комбинации таких соотношений доминирования парных органов образуется профиль асимметрии.

Российские ученые Н.Брагина и Т.Доброхотов установили, что существуют четыре профиля асимметрии, из них полные правши составляли всего 40%, но не нашлось ни одного полного левши. Среди таких частичных левшей подавляющее их большинство имело только одно проявление левшества, с двумя признаками левшества людей в три раза меньше, а с тремя - совсем мало.

Правши и левши - доминирование рук и ног

Частота леворукости связана с другими характеристиками человека. Так, чаще всего леворукими бывают мужчины. Также чаще левшество встречается у транссексуалов и гомосексуалистов, чем у людей с обычной сексуальной ориентацией. В спорте левшей совсем нет среди штангистов и стрелков, а вот среди спортсменов игровых видов спорта их много, особенно среди борцов и каратэистов.

Левшество ног проявляется в более частом использовании левой ноги, в скорости, точности, длине шага левой ноги. Чтобы определить свою ведущую ногу, можно совершать простые движения: прыжки на одной ноге, вставание на колени и с колен, поочередные шаги вперед и назад. Ведущей будет нога, которая совершает эти движения первой. Кстати, почти всегда при закидывании ноги на ногу ведущая нога оказывается сверху.

Длина шага левой ноги у левоногих больше, засчет чего они больше отклоняются вправо при движении без ориентиров и совершают круг по часовой стрелке, в то время, как правши - против часовой стрелки. Именно с этой характеристикой связывают хождение заблудившегося в лесу или степи человека по кругу.

В старшем возрасте встречается чаще левоногость, а леворукость - наоборот, реже. Может быть, это обстоятельство связано с практикой переучивания в прошлом маленьких левшей.

Правши и левши - доминирование зрения и слуха

В зрении доминантность обычно устанавливается лабораторным способом, но можно определить и простыми способами. К примеру, мы прицеливаемся всегда ведущим глазом, в подзорную трубу или в калейдоскоп рассматриваем тоже ведущим глазом, а если попросить поморгать одним глазом, закрываем рукой неведущий глаз.

Слуховая асимметрия мжет проявляться в восприятии звуковой информации. Во время долгого телефонного разговора человек прикладывает телефонную трубку к доминирующему уху, особенно когда плохо слышно. Чтобы послушать, как тикают часы, правша будет , а левша - к левому. Доминирование левого уха встречается намного более часто, чем леворукость, часто сочетается с праворукостью и может являться единственным признаком левшества человека.

Различие левшей и правшей в эмоциональном плане

В познавательных способностях у правшей и левшей практически нет различий. А вот в стрессовых ситуациях левши совершают больше ошибок восприятия. Есть данные, что левши более эмоциональны, чем правши, а также левши обладают большими творческими способностями. Многие гении, исторические личности и люди искусства были левшами. Левшами были Микеланджело, Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Юлий Цезарь, Наполеон, писатель Николай Лесков (написавший знаменитую повесть «Левша»), ученый Иван Павлов, музыкант Пол Маккартни.

Левшество - это один из вариантов развития организма, связанное с особенностями работы головного мозга. У левшей в первую очередь не сформировано межполушарное взаимодействие и и специализация полушарий.

У каждого полушария головного мозга своя роль.

Левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует логическим, аналитическим, абстрактным мышлением. обрабатывает информацию последовательно, поступательно, перебирая все возможные варианты. Левое полушарие в основном отвечает за правую сторону тела: принимает информацию о правого глаза, уха, правой руки, ноги. Правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, воображение. Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно, мгновенно воспринимая целостный образ, на него опираются наша способность к эмоциональному восприятию, синтетическому мышлению, интуиции, зрительно-пространственные функции. Правое полушарие обслуживает левую сторону тела.

Обычно уже к 4-5 годам у детей формируется ведущая рука, глаз, ухо . Ведущая левая рука (ухо, глаз) указывают на активность правого полушария. До этого момента дети могут брать предметы, держать ложку, рисовать, вырезать и т.п. то одной рукой, то другой. Доминантность полушария у них еще не установилась. Важно в это время не настаивать, на том, чтобы ребенок выполнял действия какой-то одной рукой, когда доминантность установится, это произойдет естественным путем.

Леворукость и левшество

Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой.

Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха (наблюдение, что ребенок использует чаще).

При обучении в школе, конечно, самой важной является характеристика ведущей руки, так как малышу предстоит освоить письмо.

Причины левшества

Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка.

  • Генетическое левшество .

леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей

  • "Компенсаторное" левшество , связанное с каким-либо поражением мозга, чаще -его левого полушария в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка
  • "Вынужденное" левшество . Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
  • псевдолеворукость у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук.

Особенности левшей

Левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой - более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.

Исследование эмоциональной сферы : праворукие обнаруживают большую чувствительность к положительным эмоциям, а для леворуких и амбидекстров характерно преобладание отрицательных эмоций, т. е. они более пессимистичны.Исследования, проведенные в Мичиганском университете (по И. Макарьеву), выявили, что у левшей преобладают такие показатели темперамента, как гнев (эмоциональная несдержанность), страх (боязливость), низкий фон настроения, комфортность, совестливость, робость, эстетическая впечатлительность, чувственность, повышенный уровень тревожности.

По данным ряда психологов , левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.

Привычные проблемы ребенка-левши - стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении "лево", "право", иногда - "выше", "ниже".

В мире левши прочитать или написать букву или цифру можно равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны (в том числе и снизу вверх). При рисовании, например, ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги: рисунки его наползают друг на друга, хотя вокруг достаточно свободного места. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие.

Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  1. восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
  2. формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
  3. выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник);
  4. копирования;
  5. неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
  6. зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
  7. очень медленный темп письма.

С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма (ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается слово, потом пишет предпоследнюю и т.д., таким образом, если вы приложите зеркало к написанному слову, то увидите в зеркальном отражении традиционным способом написанное слово), но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.

Если после 10 лет проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверки.

Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности.

Огромные трудности стоят перед левшой и при определении времени по циферблату. Они не только зеркально воспринимают одну или обе стрелки, но и делают метрические ошибки - определяют время с разницей в 10-15 минут (это относится и к часовой стрелке).

Обычно у большинства левшей наблюдаются искажения и задержки в развитии речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций.

Важно, что все эти диспропорции усиливаются при неквалифицированном переобучении детей.

Практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над своей психической деятельностью . Во многих случаях они достигают нужных результатов обходным путем, находя иногда самые немыслимые внешние или внутренние средства. Причем каждый раз этот процесс просто непредсказуем.

Ребенок-левша как бы всякий раз изобретает свой способ овладения миром правшей. При этом ему все приходится "пропускать через голову". А нейропсихологам известно, что мозг человека - удивительно совершенный и тонкий инструмент, но и он располагает в каждом конкретном случае конечным количеством энергии. Чем больше энергии требуется на высшие психические процессы (мышление, речь, счет), тем больше вероятность "обкрадывания" базальных структур психики (эмоциональных, соматических и прочих).

Как раз этот механизм и наблюдается зачастую у левшей. Если любой ребенок требует к себе внимания в этом смысле, то левша - втрое больше.

Стоит ли переучивать леворуких детей?

Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга . Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка.

Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие.

Поэтому следствиями переучивания могут стать: нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.

У переученных левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение аппетита и сна, страхи, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения, раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в транспорте.

Отдельно изучались проявления неврозов у леворуких детей :

  1. Астенический невроз. Симптомы этого вида невроза проявляются в следующем: повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Физически дети активно могут работать только на первых двух уроках, а потом пробудить их внимание очень трудно, но зато возникает двигательная расторможенность. Приготовление уроков дома обычно затягивается, а результаты бывают неудовлетворительными. С особыми трудностями выполняются письменные задания. Почерк неустойчивый (буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений).
  2. Невроз навязчивых состояний. Этот вид невроза проявляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, те обычно слушаются и стараются, хоть это плохо получается. Родители очень часто видят в этом непослушание, каприз, упрямство и наказывают. У таких детей появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем - навязчивые мысли о своей неполноценности . Таких детей довольно часто беспокоят школьные страхи перед неудачами, перед письменными работами.
  3. Невротический энурез. В большинстве случаев отмечается только ночной энурез, но он может проявляться и днем. Энурез вызывает чувство вины, страх перед наказанием. Еще больше снижается работоспособность, ребенок не может сосредоточиться, образуется замкнутый круг.
  4. Невротические тики. К тикам относят: мигание, облизывание губ, сморщивание лба, подергивание носом. Такие явления редко вызывают волнение и беспокойство родителей. Ребёнок не контролирует эти движения. Тики непосредственно не связаны с выполнением заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребёнок устает, нервничает.

Помощь

  1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо. Действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку за почерк, неправомерны. Существуют методические рекомендации Министерства здравоохранения (от 1985г.), где говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей. Допустимым является вертикальное написание или наклон букв влево
  3. Категорически противопоказано требовать от ребенка-левши безотрывного письма.
  4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.
  5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.
  6. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

При обучении для леворуких детей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Поэтому, для лучшего понимания и запоминания учебного материала используйте рисунки, наглядные пособия.

Для левшей очень трудна работа в больших группах при жестком регламенте и строгом подчинении. Поэтому, следует очень хорошо подумать, перед тем, как отдавать ребенка-левшу в детский сад, военные школу и училище.

Левши очень ранимы и чувствительны, берегите ребенка от излишних нагрузок, чаще хвалите его даже за маленькие достижения.

Родителям хотелось бы дать совет: не говорите малышу, что левая рука - плохая. Левша никогда не должен чувствовать ваше негативное отношение. Не сравнивайте вашего малыша с другими (правшами и левшами), не ждите от него таких же успехов, как у других детей. Если вам уж очень захочется сравнить - то сравнивайте его только с самим собой: "Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!" Помните, что он у вас очень необычный и неординарный маленький человек.

Центр Психологические Консультации.

В ученой среде существует гипотеза, что в очень древние времена каменного века соотношение людей, совершающих основные действия рукой правой (правшей) и рукой левой (левшей) было одинаковым. В животном мире, например, это соотношение является таковым и сегодня.

Однако в процессе развития человечества у большинства людей постепенно основной рукой становилась рука правая, в бронзовом веке, например, левшей среди всех людей было уже только одна треть. А сколько процентов левшей в мире сегодня?

В разных статистических источниках указывается, что в наше время левшей в мире 10-17 процентов.

При этом необязательно левша все делает левой рукой, например, писать он может и левой, потому что в школе его заставили этому научиться. Но большинство действий левша, все равно, предпочитает совершать левой рукой.

Если говорить, сколько процентов левшей в мире среди мужчин и женщин по отдельности, то среди мужчин их заметно больше. А если поинтересоваться распределением левшей «по странам и континентам», то самый большой их процент в странах Южной, Юго-Восточной Азии и Восточной Европы.

От 75% до 90% населения мира являются правшами. Но если вы левша, вы не одиноки в этом правостороннем мире. Миллиарды людей живут на земном шаре. Таким образом, там есть сотни миллионов левшей! Что делает человека левшой или правшой?

Известно, что склонность пользоваться преимущественно правой или левой рукой определяется генетически, однако до сих пор ученым не удавалось выяснить, какой именно ген участвует в этом процессе.

Левшой также можно стать в следствии получения травмы. Например, если правша повреждает правую руку, то он вынужден использовать левую. Этот же принцип работает и наоборот. При желании, можно и самостоятельно принять решение какую руку вы хотите использовать и развивать ее. К примеру, некоторые родители могут переучивать своего ребенка писать левой рукой. Правда ли что левши являются более творческими людьми?

Нет, это не правда. Рембрандт и Ван Гог два хороших примера. Что же дало начало этой теории? Мы знаем, что у всех людей мозг разделен на два полушария – правое и левое. Правое полушарие контролирует движения на левой половине тела, которая включает в левую руку. Левое полушарие контролирует движения с правой стороны. Творческая деятельность такая как, например, написание песни, рисование картины, зарождается в основном на левой стороне мозга. Так что если вы левша, то теория гласит, что вы, скорее всего, очень творческая личность. Но мыслительные процессы в вашем мозгу слишком сложны и не ограничиваются только одним полушарием. Когда вы думаете, оба полушария работают одновременно. И только потому, что вам больше нравится использовать левую руку, совсем не означает, что вы думаете только при помощи одной стороны вашего мозга.

Удобно ли вам жить в мире правшей?

Некоторые продукты, как, например, ножницы, сделаны с учетом того что бы комфортно ложиться в вашу руку. Так как большинство людей правши, эти продукты предназначены для использования чьей-то правой руки. Левши, конечно, могут научиться пользоваться либо правой рукой либо держать эти же «правосторонние» инструменты левой рукой, но это приводит к постоянному дискомфорту. К счастью многие компании в настоящее время производят специальные продуктов, ориентированные на левшей. Такие товары включают в себя не только самые необходимые вещи, как, например, ножницы, инструменты для письма и спортивный инвентарь, но и даже музыкальные инструменты.

Одним из мест, где левше для удобства может потребоваться дополнительная помощь это школа. К примеру, многие столы предназначены для правшей и не оставляют места левше для отдыха его руки поле длительной работы. К сожалению, если у ребенка возникает проблема с школьным инвентарем, решать ее приходится родителям. Это включает в себя как покупку ручек и тетрадей, так и парт.

Почерк может представлять большие проблемы, так как по мере того как ребенок-левша учится писать, он часто задевает уже написанную строчку, тем самым размазывая чернила по странице или мел по доске.

Учится писать будет проще если вы:

Избегайте тетради с левой спиралью.

Покупайте блокноты с отрывными страницами или со спиралью, расположенной с верху.

Постарайтесь найти специальную ручку для левшей или хотя бы, просто не маркую ручку. Так когда вы пишите, вы не будите разводить грязь на странице. Если есть возможность, используйте карандаш.

Левши в спорте.

Это правда, что левши преуспевают в спорте. Не смотря на то, что левши сталкиваются с некоторыми трудностями, они получают реальное преимущество на игровом поле. В бейсболе или футболе, леворукий нападающий стоит на несколько шагов ближе к первой базе, что дает ему больше шансов на победу.

В баскетболе и других видах спорта, игрок-левша может легко удивить соперника, изменяя свою стратегию. Например, левша баскетболист будет использовать левую руку и подойдет к корзине с левой стороны. С такой преимуществом, не удивительно, что некоторые супер спортсмены были левшами. К там спортсменам можно отнести бейсболиста Теда Уильямса и звезду тенниса Рафаэлья Надалья. Так же ученый Альберт Эйнштейн, основатель Microsoft Билл Гейтс, и мультипликационный персонаж Барт Симпсон тоже были левшами. Другими словами, если вы левша, вы находитесь в хорошей компании!

Пересмотрены: Чарльз Б. Брилл, MD Дата отзыва: Сентябрь 2012

Как левша, я всегда чувствовал себя немного «другим». Часто я испытывал трудности, пытаясь «вписаться в правосторонний мир». Представьте себе, когда я учился в школе, мне пришлось постоянно контролировать себя, чтобы я мог нормально писать, нормально есть, не толкая рядом сидящего человека, даже дома, большая часть предметов обихода (открывашки, секаторы) сделаны для правшей.

Я часто задавался вопросом, на самом ли деле я такой уникальный? Примерно 10 процентов населения — левши, и это почти 30 миллионов человек только в США, так что быть левшой не такая уж редкость, как я думал. Помимо чувства отличия от других, у меня складывается ощущение что даже история скрывает дискриминацию по отношения к левшам:

Некоторые общие английские фразы олицетворяют «лево», как отрицательное качество – например — Во многих европейских языках слово «право» не только является синонимом правильности, но также употребляется как «власть» и «правосудие»: в немецком инидерландском языках - recht (право, правовой, юридический), во французском - droit (прямо, право, правовой), в испанском - derecho (право, правовой); в большинстве славянских языков корень «прав» используется в словах, несущих значения правильности и правосудия. Исторически сложилось, что быть правшой также означает «быть квалифицированным, умелым, ловким»: латинское слово «dexter» («правый») обозначает правшу как ловкого; испанский термин «diestro» имеет два значения: «правша» и «квалифицированный». На ирландском языке «deas» означает «правильную сторону» и «хороший», а слово «Ciotog», левая рука, связано со словом «ciotach», «неуклюжий, неловкий, неудобный».

Английское слово «sinister» («зловещий») происходит от латинского «sinister, -tra, -trum». Оно первоначально означало «левый, левосторонний», а затем, в Классическом латинском веке, приняло смысл «зло, злой» и «неудачный, несчастливый». В то же время слово «sinister» («зловещий») происходит от латинского слова «sinus», означающего «карман»: традиционная римская тога имела только один карман, предназначенный для правшей и для удобства пользования расположенный на левой стороне. Современное итальянское слово «sinistra» имеет два значения: зловещий и левый. Испанское «siniestra» также имеет два значения, хотя его значение «левый» используется редко - для этого обычно применяется баскское слово «izquierda (на баскском - esker). Немецкое слово «links» обозначает «слева», прилагательное «link» имеет значение «хитро, лукаво, украдкой, окольным путем», а глагол «linken» - «обманывать». (Википедия)

Одна из вещей, которые я также слышал всю свою жизнь, это то что я неуклюжий и у меня совершенно отсутствует координация. Но, как я узнал, это, вероятно, никак не связано с дефектом в моих природных способностях, а дело в том, что мне приходится использовать правосторонние инструменты, которые выглядят для меня задом на перед.

Учитывая все это негатив, окружающий нас, трудно не чувствовать себя немного обделенным, но существует множество отличных вещей, которые присущи левшам исходя из статистики: Быть левшой — иметь преимущество во многих видах спорта.

Левши имеют больше шансов быть гениями — или имеющих высокую IQ. Леворукие мужчины зарабатываю больше денег, чем праворукие. Левши лучше видят под водой. Как правило, левши лучше играют в видеоигры, чем правши. Левши, легче переносят и восстанавливаются после инсульта, чем правши. Левша-водители более успешны при обучении вождению, чем правши.

С давних пор способность некоторых людей пользоваться левой рукой в тех ситуациях, где большинство использует правую, привлекала внимание и вызывала много споров. В темном средневековье левшей считали приспешниками нечистой силы и жгли на кострах. В XX веке, вплоть до 80-х годов, детей-левшей старались переучить и превратить в правшей.

Во многих языках слово «правый» означает «правильный», а «левый» — «ложный», «фальшивый». Некоторые специалисты, интересовавшиеся проблемой леворукости, в том числе итальянский психиатр Чезаре Ломброзо, пытались доказать, что левшество является отклонением, которое, в частности, свойственно умственно неполноценным преступникам. Такое негативное отношение не могло не вызывать протеста в обществе и попыток доказать, что быть левшой вовсе не плохо, а, даже наоборот, очень хорошо. В последнее время принято «доказывать» особую одаренность левшей, обнаруживая их среди известных личностей. Правды ради надо заметить, что поиском знаменитых людей-правшей почему-то никто не занимается. Вероятно, это никому не интересно.

А кто такие левши?

Во всем мире левшой называют человека, у которого левая рука более ловкая, чем правая (не более того). Таких людей в популяции около 10%. Среди людей можно встретить чистых левшей, чистых правшей и смешанные варианты. Смешанные левши/правши это либо амбидекстры, которые любые действия могут выполнять как правой, так и левой рукой с одинаковым эффектом, и «двурукие», которые одни действия (например, письмо, пользование ложкой и ножницами) выполняют правой рукой, а другие (например, забивание гвоздей, продевание нитки в игольное ушко) – левой.

В 70-80 годах прошлого века разразился целый научный «бум», преследующий цель выяснить, чем левши отличаются от правшей. Часть исследователей находила левшей более креативными, творческими, музыкально и математически одаренными. Другая часть утверждала, что среди левшей высок процент лиц с отклонениями психического развития (задержка умственного развития и трудности обучения) и нервно-психическими заболеваниями, такими как шизофрения и эпилепсия. Также были попытки утверждать, что мозг левшей отличается от мозга правшей тем, что у левшей доминантным, более активным является правое полушарие (в некоторых версиях – оба полушария и они теснее друг с другом связаны). Отличиями в деятельности мозга и пытались объяснить большую одаренность, интеллектуальность и креативность левшей.

Современные исследования, имея существенно большую материальную оснащенность и возможность изучения огромных масс людей (в том числе, с помощью социальных сетей), к сожалению, не подтверждают более ранних выводов. Ни по поведению, ни по умственным способностям, ни по частоте встречаемости разных болезней и отклонений левши не отличаются от правшей. Единственным преимуществом левшей оказывается преимущество в некоторых видах спорта, таких как бокс, теннис, да и то по причине вполне банальной – спортсменов тренируют сражаться с противником-правшой, просто потому, что правшей намного больше.

Интересно, что некоторые отличия ученым удалось обнаружить при сравнении чистых левшей и правшей со смешанными вариантами. Оказывается, чистые левши и правши более авторитарны и эгоцентричны, а «смешанные» больше склонны к магическому мышлению (верят в мифы, приметы, гороскопы, колдунов и прочее) и более креативны.

Мозг левшей мало отличается от мозга правшей и по своему строению и по функции. Это выясняется благодаря современным методам исследования, таким как функциональная магнитно-резонансная томография, позволяющая изучать работу мозга в процессе решения разных задач. Контроль ведущей руки у большинства левшей осуществляется действительно правым полушарием (а у правшей – левым), однако эта истина не абсолютна. Так, например, при некоторых патологических состояниях (в частности, после инсульта в двигательную зону коры), контроль за движениями руки может перейти к противоположному полушарию. «Речевым» у большинства (60%) левшей, также как и у правшей, является левое полушарие, и только у 10% — правое. Еще труднее говорить о мозговой организации у левшей других функций, таких как восприятие, память и т.д. Поэтому по ведущей руке (а также по ведущему глазу и уху) нельзя судить о том, как функционально организован мозг человека. Миф о так называемом «скрытом левшестве», которое некоторые психологи находят у ряда детей, всего лишь миф. С его помощью пытаются объяснить особенности развития ребенка и часто, в результате, оставляют без внимания реальные проблемы и реальные способы их решения.

Откуда берется леворукость?

Многие исследователи ищут объяснение в наследственности. Показано, что если родители ребенка левши, то вероятность, что он также будет левшой выше (21,4-27%), чем в тех случаях, когда оба родителя правши (8,5-10,4%). Однако стопроцентной вероятности нет ни там, ни там. У матерей-левшей дети-левши рождаются чаще, чем у отцов-левшей, а среди мальчиков левшей несколько больше, чем среди девочек. Один из самых существенных доводов в пользу генетического происхождения левшества – очень раннее проявление ведущей руки. Уже 10-недельные плоды сосут преимущественно правый или левый палец, и после рождения зачастую выбранная рука оказывается ведущей. Однако есть и контраргументы. Один из них (и очень веский) – частая встречаемость (18%) среди однояйцовых близнецов отличий по ведущей руке (один — правша, а другой – левша).

Определенную роль играет и культурологический аспект. Переучивание приводит к тому, что доля чистых левшей в обществе сокращается.

Также продолжают говорить о патологическом аспекте левшества. Оказывается, оно может развиться вследствие влияния на организм ребенка неблагоприятных факторов. К таким факторам, в частности, относится неблагоприятное состояние ребенка сразу после родов (низкий балл по шкале Апгар) и курение матери во время беременности. И то и другое связано с повышенной частотой повреждений мозга у новорожденного.

Как определить, левша ребенок или правша?

Существует масса методов, с помощью которых определяется склонность ребенка быть правшой или левшой. Особой популярностью пользуются так называемые «деятельностные» анкеты. Ребенку предлагается выполнить ряд действий: порисовать, разрезать ножницами бумагу, просунуть шнурок в отверстие, кинуть мячик, показать, как он ложкой ест суп, как он причесывается, чистит зубы. О результате судят по преимущественному использованию в бытовых действиях правой или левой руки. Еще один метод – оценка ловкости руки. С этой целью можно взять, например, узкий пенал в виде открытой коробочки и десяток карандашей. Сначала пенал кладут справа от центра, а карандаши слева на столе перед ребенком и просят ребенка как можно быстрее переложить карандаши в пенал по одному. Затем пенал кладут слева, а карандаши справа и просят сделать то же самое левой рукой. Сравнивают скорость и точность движений рук ребенка.

С помощью этих несложных приемов можно предположить, какой рукой лучше ребенка учить писать, если он никак не может определиться самостоятельно.

Если у родителей есть сомнения по поводу того, какого происхождения у ребенка леворукость, не связана ли она с изменениями в работе головного мозга, особенно если у него отмечаются проблемы с обучением или отклонения в поведении, лучше всего обратиться за консультацией к специалисту-нейропсихологу.

Все мы знаем, что левшей на свете гораздо меньше, чем правшей, однако далеко не всем известно, как достоверно определить, является ли человек лево- или праворуким, какие особенности личности психологи связывают с данными группами и насколько достоверны расхожие мнения о специфике характера право- и левополушарных. Именно эти понятия, явления и процессы я решила сделать объектом своего исследования.

В связи с этим в своей работе я решила рассмотреть типы мышления под несколько нетрадиционным углом — с точки зрения право- и левополушарности. Вследствие этого, тема моего исследования, на первый взгляд, может показаться не вполне корректной: с типами мышления у психологов, как правило, ассоциируется конвергентность, дивергентность, логика, интуитивность, интровертность, экстравертность и ряд других понятий. Однако, с моей точки зрения, доминирование одного из полушарий человеческого мозга оказывает на формирование личности, характера и темперамента человека влияние, глубину которого сложно переоценить, и одной из целей моего исследования является обоснование и доказательство данного тезиса.

Из остальных задач моей работы следует отметить определение соотношения между правшами, левшами и амбидекстрами, а также определение зависимости между функциональной ассиметрией головного мозга и некоторыми особенностями восприятия и реакции методом тестирования.

Из истории

На нашей планете, вне зависимости от национальности и расовой принадлежности, больше правшей. Так было всегда. Закрепление функции речи за левым полушарием, доминирующем у правшей, произошло еще во времена верхнего палеолита. На наскальных рисунках, сделанных около 30 тысяч лет назад, копье или дубинку охотники держат в правой руке. Французский ученый Джерре Леви объясняет это явление принципами естественного отбора: мужчины всегда выполняли роль охотников и руководителей переселений, и те из них, кто обладал хорошими зрительно-пространственными способностями (а подобные свойства психология приписывает, в основном, праворуким), имели преимущество.

Но человечество никогда не состояло исключительно из правшей. На древнегреческих вазах нередко встречаются изображения воинов, которые правой рукой прикрываются щитом, а левой наносят удар. В войске Александра Македонского имелась специальная «левая дивизия» — семьсот отборных воинов-левшей.

В древние времена леворуких людей считали «нечистыми». В Японии муж мог развестись с женой, узнав, что она левша. В фольклоре многих народов и в Библии слово «левый» означает все плохое, а слово «правый» — все хорошее. По-английски левый — еще и «зловещий», «скверный», по-французски — «неуклюжий», «нечестный», по-итальянски — «дефектный», а по-русски — «некачественный».

В Италии каждый ребёнок знает, что дьявол — левша. На иконах, изображающих страшный суд, праведники стоят справа от Спасителя, а слева — грешники. О традиционном отношении к левшам говорят и народные поговорки и приметы: «Встал с левой ноги — весь день пойдёт наперекосяк», «Родинка на левом плече — останешься старой девой», если кто-то протягивает для приветствия левую руку — значит, недолюбливает, желает зла. Существует убеждение, что чёрная кошка перебегает дорогу исключительно слева направо.

В средние века, охотясь на ведьм, леворукость связывали с дьяволом. Возможно, тот факт, что Жанна д’Арк была левшой, помог инквизиторам приговорить ее к сожжению на костре. Император Петр Первый запрещал свидетельствовать в суде кривым, рыжим и леворуким, «понеже Бог шельму метит». А в Советском Союзе левшей переучивали вплоть до 1985 года.

Но леворукость отнюдь не всегда и не везде считалась дефектом. Так, древние египтяне считали хорошей приметой войти в дом с левой ноги, ацтеки делали операции на почках левой рукой, древние инки считали, что быть левшой — большое счастье, а эскимосы по сей день верят, что каждый левша — колдун, а значит человек, пользующийся уважением и многочисленными привилегиями.

Если говорить о более современных примерах, то левша Наполеон Бонапарт был изображен своим современником на картине верхом на лошади и держа телескоп у левого глаза. При работе над Сикстинской Часовней Микеланджело рисовал обеими руками — он, как и президент США, Джеймс Гарфилд, который одной рукой мог писать по-латински, а другой — по-гречески, был амбидекстром.

Нейл Армстронг свой знаменитый «маленький шаг одного человека — и огромный шаг всего человечества» сделал левой ногой. Все кандидаты на президентских выборах 1992 года в США — Билл Клинтон, Росс Пэрот и Джордж Буш — были левшами.

Разделение функций между полушариями

Из-за особенностей строения головного мозга большинство людей пишет, рисует, перелистывает страницы книги, держит телефонную трубку, нажимает кнопки в лифте и так далее какой-нибудь одной рукой, вследствие чего мы разделяем мир на правшей и левшей.

Вышеупомянутые особенности строения мозга заключаются в его функциональной ассиметрии: левое полушарие контролирует сокращения мышц правой части тела, а правое — левой.

В упрощенном виде это явление характеризуют термины «правополушарность» и «левополушарность», обозначающие, соответственно, правшей и левшей; разделение же функций между гемисферами получило название функциональной ассиметрии.

Изучение принципов «разделения труда» между большими полушариями головного мозга началось в середине XIX века на пациентах с очаговыми поражениями головного мозга, обусловленных кровоизлияниями и черепно-мозговыми травмами. К примеру, у правшей при поражении правого полушария выявлялись обонятельные галлюцинации, нарушение образного мышления, топографической памяти; при поражении левого полушарие наблюдалось нарушение речи, сознания, вербальной памяти; у левшей же были отдельные, только им присущие синдромы — такие, как состояние сумеречного сознания, зеркальность, кожно-оптическое чувство, нарушение сна с последующим развитием эндогенной депрессии и нарушение речи (в 85% случаев), что впервые было установлено английским ученым Э. Броком.

Исходя из этого, легко предположить, что задачи правого и левого полушарий различны. Более того, современные медики с уверенностью могут сказать, что нет такой функции, за которую были бы ответственны как правая, так и левая гемисфера.

Однако, исследователями были зафиксированы факты «обмена» функциями между полушариями. В частности, широко известен случай с двухмесячного возраста британским подданным Брайаном Бертеном, попавшим в автокатастрофу. Мальчику удалили левое, сильно травмированное полушарие и создали самые благоприятные условия для развития, после чего, вопреки прогнозам, он стал нормально говорить (т.е. функции речи взяло на себя оставшееся у него правое полушарие). Врачи и нейрофизиологи наблюдали за Брайаном в течение многих лет. Пять лет спустя после операции коэффициент интеллекта у него составлял 164 пункта из 200, а к 26 годам Бертен окончил университет и получил ученую степень.

Но, по мнению ученых, этот случай должен оставаться исключением, не переходящим в правило. Считается, что причиной невротизации детей независимо от их функциональной ассиметрии полушарий является нарушение межполушарного взаимодействия: блокирование активности ведущего и перегрузки менее активного полушария. Прямым следствием этого являются различные невротические расстройства — истерия, психастения, шизофрения и т.п.

В 30-40 годах началось изучение функциональной асимметрии на здоровых людях. Выявленные асимметрии разбили на три основных вида: психическая, моторная и сенсорная.

Моторная асимметрия — асимметрия функционирования ног, рук, мышц лица. Например, у правшей левая рука более вынослива, чем правая к статичному усилию; мышцы левой части лица сильнее правой, в результате левая половина лица кажется более мужественной.

Сенсорная асимметрия — асимметрия функционирования органов чувств. Различают асимметрию органов зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Информация, воспринимаемая сенсорными системами, поступает в правое и левое полушарие, а ее обработка и хранение происходит в гемисфере, адаптированной к данному виду информации.

Наиболее выражена асимметрия функционирования органов зрения и слуха. Известно, что ведущий глаз первый «ловит» предмет, поэтому быстрее происходит его аккомодация. Объект ведущим глазом воспринимается как больший по размеру и более и контрастный. В опытах по изучению асимметрии осязания установлено, что болевой порог выше на ведущей руке, а температурная чувствительность — у неведущей.

На данный момент времени не существует убедительных данных, доказывающих существование функциональной асимметрии органа вкуса и обоняния.

Распределении высших нервных функций между полушариями (мышление, сознание, эмоции, восприятие пространства и времени, речь) определяется как психическая асимметрия. Известно, что в формировании отрицательных эмоций принимает участие правое полушарие: состояние отрицательного эмоционального напряжения проявляется активацией теменно-височной области правой гемосферы: в результате выработки некоторых веществ в данной зоне в крови повышается уровень кортизола, наблюдается сдвиг болевого порога, повышение частоты и сила сердечных сокращений.

Психическая асимметрия полушарий мозга проявляется также в отношении речевых функций. Центр речи лишь в 15% случаев локализуется справа, что чаще обусловлено перемещением центра речи из левого в правое полушарие в результате травмы левой гемисферы головного мозга в период детства и полового созревания.

Правши, левши и оберукие

Исходя из анализа трех типов функциональной ассиметрии, составляется профиль ассиметрии человека, который позволяет условно разделить людей на правшей и левшей. При этом лишь наличие 75—100% «левых» или «правых» признаков позволяет говорить о том, что человек является так называемым истинным левшой или правшой.

Всех остальных относят к людям «смешанного типа», способным пользоваться обеими руками, ногами, глазами и так далее в равной степени. Их называют оберукими или амбидекстрами, и они, в свою очередь, делятся на «чистых» и «смешанных». «Чистые» оберукие одинаково хорошо работают и правой, и левой рукой. Но чаще амбидекстры одной рукой хорошо пишут, а другой, например, держат ложку — это «смешанный» тип.

Французы для большей ясности даже ввели понятие «графический левша, но бытовой правша» — для тех, кто все делает правой, а левой только пишет или рисует.

Оберукость — явление не столь редкое, как может показаться. Так, с точки зрения физиологии, у детей до двух лет обе руки развиты совершенно одинаково — из-за этого, кстати, возникло предположение, что праворукость мы создаем у себя сами, соответствующим образом воспитывая наших детей. Еще древнегреческий философ Платон считал, что по глупости матерей и нянек, приучающих нас все делать правой рукой, мы приобретаем эту скверную привычку и из гармонически развитых детей, превращаемся в калек-взрослых.

Медики утверждают, что распознать в человеке правшу или левшу можно только на четвертом-пятом году жизни. С этим утверждением, правда, не согласны психологи, которые заявляют, что леворукость дает о себе знать уже на третьем месяце. Народные приметы говорят о том, что если, лежа на спине, ребенок принимает «позу фехтовальщика», значит, он, скорее всего, станет левшой; если же младенец все время норовит повернуть голову вправо, значит, будет правшой.

Почему человечество разделилось на правшей и левшей неясно.

Так, З. Фрейд полагал, что леворукость — это эмоциональное следствие чего-то негативного, что было в жизни человека; генетики утверждают, что лево-/праворукость передается по наследству, а некоторые совсем уж фантастические теории говорят о том, что когда-то на нашей планете побывала экспедиция из «параллельной Вселенной». У пришельцев, внешне не отличавшихся от людей, были еще и необыкновенные психические способности. Наши предки восприняли их как богов, спустившихся с неба. Позже земные женщины родили от этих «богов» детей — левшей, обладавших удивительными способностями и талантами.