Виды страхов человека – социальные, пространственные. Страх: виды, лечение, симптомы

Всему живому, будь то животное или человек, присуще испытывать страх в тех или иных ситуациях. Первое, что хочется сделать, когда мы боимся, - закричать, убежать и т.п. Какова же природа страха, и какие его виды можно выделить? Обо всем этом вы узнаете, прочитав данный материал.

Что такое страх?

Он представляет собой эмоцию, возникающую в ситуациях, когда имеется угроза социальному или биологическому существованию индивида, и направленную на источник как действительной, так и воображаемой опасности.

Функционально страх является предупреждением о наступлении опасной ситуации. Это чувство позволяет человеку сосредоточиться на ее источнике, эпицентре, и побуждает к поиску путей ее избегания. В том случае, когда страх достигает стадии аффекта (ужаса, паники), он навязывает нам такие поведенческие стереотипы, как оцепенение или, наоборот, бегство, крик, защитная агрессия.

Причины страха

Когда мы боимся, нашим гипоталамусом начинает выделяться особый нейросекрет, стимулирующий гипофиз на то, чтобы тот выделял адренокортикотропный гормон - именно им и вызывается синдром страха.

Что такое страх: симптомы страха

Данное чувство влияет как на нашу психику, так и на физическое тело, что может проявляться в виде повышенного сердцебиения, дрожания конечностей, резкого повышения уровня сахара в крови, сухости во рту и др. Эта эмоция оказывает сильное воздействие на все органы нашего организма и может привести к гипертоническому кризу, язве, инфаркту, инсульту. У некоторых индивидов следствиями испытанного страха являются следующие: учащенное мочеиспускание, поносы или, наоборот, запоры.

Что такое страх: основные виды

Принято выделять такие типы, как реальный и невротический (фобии и комплексы). При этом первый является для индивидов чем-то понятным и рациональным - это стандартная реакция на внешнюю опасность. Реальный страх является выражением заложенного в нас самой природой. Мы с оружием в руке, боимся во время пожара и т.п. Страх дает нам сигнал - опасность близко, приготовьтесь к бегству или обороне.

Невротические страхи могут быть как беспредметными, так и, наоборот, связанными с конкретными объектами, ситуациями. Принято говорить, что люди, которые боятся чего-то или кого-то определенного (высоты, собак, крыс, замкнутых пространств, летать на самолете, плавать), страдают теми или иными фобиями, коих на сегодняшний день существует много. От реального этот вид страха отличается не столько проявлением, сколько интенсивностью.

Беспредметные (свободные) страхи - это наши с вами комплексы, которые могут сопровождать нас с самого детства либо появляться в силу тех или иных жизненных обстоятельств. Ниже рассмотрим более подробно, чего боятся современные индивиды чаще всего.

Что такое страх: самые распространенные примеры

1. Страх самоотдачи проявляется тогда, когда человек открывается кому-то и очень при этом боится быть непонятым. К примеру, некоторые люди, у которых за плечами уже был какой-то опыт несчастной любви, могут достаточно долгое время быть закрытыми для новых отношений, опасаясь, что их предадут, обманут, отвергнут.

2. Страх смерти в той или иной степени присущ каждому из нас. Правда, для некоторых это чувство порой перерастает в настоящую фобию.

3. Страх одиночества вытекает из социальных потребностей индивида в том, чтобы его уважали, любили, ценили. Человеку просто необходимо общение, чтобы ощущать себя полноценной личностью. Конечно, иногда нам хочется побыть наедине с собой, и одиночество тут приходится очень кстати. Но когда оно начинает носить затяжной характер и превращается в изоляцию, это может привести в социопатии и другим психическим проблемам.

4. Все в нашей жизни течет, все меняется. И мы боимся этой неопределенности, которую подразумевает будущее. Очень часто опасность грядущего трактуется человеком как опасность, поскольку влечет за собой хоть и временную, но потерю стабильности.

5. Страх обязательств. Мы боимся потерять свою свободу, независимость и нередко воспринимаем в штыки, что необходимо зависеть от некоторых окружающих людей, вещей, обстановки.

Выше были перечислены лишь немногие страхи, которые в той или иной степени присущи людям. Следует понимать, что отрицательное значение этого чувства намного шире, нежели положительное. Помните, что многие страхи заставляют нас пребывать в постоянном нервном напряжении, порождая неуверенность в своих силах и не позволяя нам реализовать себя.

В новом пособии профессора Ильина подробно изложены все основные вопросы психологии страха. Тема раскрыта максимально полно. Особое внимание уделено многообразным разновидностям и проявлениям страха. В конце книги приведены подробный список литературы, полный список фобий, а также многочисленные методики изучения страха. Книга ориентирована на преподавателей, студентов, а также представителей различных специальностей – психологов, педагогов, врачей, спортивных тренеров, работников силовых ведомств, сотрудников МЧС. Допущено Учебно-методическим объединением по направлению «Педагогическое образование» Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 44.03.01/44.04.01 «Педагогическое образование».

Из серии: Мастера психологии

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология страха (Е. П. Ильин, 2017) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Глава З. Виды состояния страха

3.1. Различные подходы к классификации страхов

Существует множество оснований для классификации состояний страха.

Так, по способу возникновения А. И. Захаров [ПО] делит страхи на ситуационные и личностные. Ситуационные страхи возникают в необычной, крайне опасной или шокирующей людей обстановке, например при стихийном бедствии, нападении собаки и т. д. Часто они появляются в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач. Личностно обусловленные страхи предопределены характером человека, например его повышенной мнительностью, и способны появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Ситуативно и личностно обусловленные страхи часто дополняют друг друга.

Имеется много и других подходов к выделению видов страха.

По предмету переживания страхи делят на предметные (объектные, тематические) и беспредметные. Объектные страхи имеют своим предметом какой-либо объект, человека, ситуацию. Страхи, не связанные ни с чем конкретным, переживаются как беспредметные.

По типам переживания выделяют два вида страхов: рациональные и иррациональные. Первые основаны на понимании реальной опасной ситуации, вторые же безотчетны и не поддаются рационализации. При переживании иррациональных страхов человек не может сказать, чего он боится или же где именно, в какой ситуации появится данный страх.

По характеру протекания переживания страх делят на острый и хронический. Острый страх чаще предопределен ситуацией, а хронический – особенностями личности.

По уровню адаптированности различают обычные (естественные, или возрастные) и патологические страхи. На обычный страх указывает его кратковременность, обратимость, он сам исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. На патологический страх указывают его крайние, драматические формы выражения (ужас, эмоциональный шок, непроизвольность, полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное воздействие на межличностные отношения и адаптированность человека к социальной действительности). В данной классификации не понятно отнесение ужаса непременно к патологическим страхам.

Зигмунд Фрейд в своих лекциях по введению в психоанализ уделил особое внимание проблематике страха. Одна из лекций (двадцать пятая) так и называлась – «Страх». В ней Фрейд провел различие между реальным и невротическим страхом, рассмотрел отношения между ними и обсудил различные формы страха, наблюдаемые в жизни человека.

Реальный страх представляется человеку вполне рациональным и понятным, поскольку он является инстинктивной реакцией самосохранения на восприятие внешней опасности. Однако если он приобретает чрезмерную силу, выходящую за рамки обычной реакции на опасность, состоящей из аффекта страха и защитного действия, то считать его целесообразным уже нельзя.

В отличие от реального, невротический страх сопровождается аффектом. Он может проявляться в различных формах.

Первая форма заключается в том, что у человека может наблюдаться состояние боязливого ожидания. Страдая подобного рода страхом, человек предвидит наихудшую возможность из всех имеющихся, и у него наблюдается склонность к ожиданию несчастья. Крайняя степень выражения подобного рода страха имеет отношение к нервному заболеванию, названному Фрейдом неврозом страха.

Вторая форма невротического страха – ананкастический страх. Он проявляется в различного рода фобиях, в навязчивых мыслях и действиях. Фобии связаны с боязнью животных, свободного пространства, темноты, закрытых помещений, поездок на общественном транспорте, полетов на самолете и т. д. Некоторые из внушающих страх объектов и ситуаций имеют отношение к опасности и поэтому вызывают соответствующую негативную реакцию у ряда нормальных людей, как это происходит, например, при встрече со змеей. Но у невротиков подобного рода фобии столь интенсивны, что вызывают парализующий их ужас. Фрейд относил такие фобии к истерии страха.

Третья форма невротического страха характеризуется проявлением спонтанных приступов. Без каких-либо явных причин больного охватывает пароксизм страха. При этом человек не может соотнести так называемые эквиваленты страха с какой-либо явной опасностью. Здесь страх выступает как бы в концентрированной форме. У человека появляются отдельные ярко выраженные симптомы в виде головокружения, сердцебиения, одышки, подергивания пальцев рук. Такой приступ продолжается от нескольких минут до нескольких часов. Ощущение страха во время невротического приступа нередко гораздо сильнее, чем в случае реальной опасности, например опасности смерти. Человеку кажется, что в любую минуту с ним случится что-то страшное, что он умрет или сойдет с ума; любые попытки убедить себя, что ничего страшного не происходит, напрасны.

Пол Экман говорит о реальном, но беспочвенном страхе . В качестве примера он ссылается на переживания пациентов, тревожащихся (боящихся) по поводу снятия у них электрокардиограммы, не подозревающих, что электрокардиограф только регистрирует биотоки сердца и не генерирует удары током. Отсюда можно было бы предположить, что есть нереальные страхи, а также «почвенные», т. е. вызванные реальной угрозой. Что касается обоснованных и необоснованных страхов, то сомневаться в их наличии не приходится. А вот в то, что страхи могут быть нереальными, трудно поверить. Нереальными могут быть опасности.

Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты, неудачи, поражения и т. д.).

3.2. Внушенные страхи

Источник внушенных страхов – взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений и др.), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит», «Не открывай дверь – там чужой дядя» и т. д. Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и у него возникает реакция страха как регулятор его поведения. Однако важно не переборщить: если запугивать без нужды, «на всякий случай», то ребенок полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе.


К числу внушенных можно также отнести страхи, которые возникают у чрезмерно беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, несчастьях и болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике.

3.3. Социальные и общественные страхи (боязни)

П. А. Амбарова пишет об общественных страхах (боязнях), отделяя их от социальных страхов. Хотя, пишет она, общественные и социальные страхи очень близки, однако это не идентичные категории.

Понятие социальных страхов используется в социологии, социальной психологии и антропологии. Социальные страхи в широком смысле можно трактовать как способ адаптации к социальной ситуации или социальной среде, обладающей для индивида или группы той или иной степенью неопределенности. В социальной психологии сложились два понимания социальных страхов, отмечает П. А. Амбарова.

В первом случае социальные страхи трактуются как страхи, источниками которых служат социальные отношения и объекты. Например, выделяют страхи руководства и подчинения, страх ответственности, страх успехов и неудач, страх социальных контактов (одиночества, оценок, влияния другого человека, невнимания со стороны других людей). С позиции социальной психологии специфика социальных страхов заключается в их опосредованном характере (когда объекты, вызывающие страх, не могут непосредственно сами по себе нанести вред человеку) и чрезвычайной распространенности.

Такое понимание страха, пишет П. А. Амбарова, слишком узко, так как источниками массовых страхов, фобий и паник в современном обществе служат не только человеческие отношения, но и явления неживой природы, экологические, промышленные риски, опасности и катастрофы, которые могут нанести прямой и ощутимый вред. Кроме того, массовые социальные страхи могут быть вызваны иррациональными явлениями или верой в них, нарушениями стабильности социальной жизни, отсутствием полной и позитивной информации, неуверенностью в будущем. Таким образом, природа социальных страхов имеет технологические, природные, биологические, психологические и социальные корни.

Согласно второму пониманию, социальными являются страхи, приобретаемые внебиологическими способами – в ходе социализации, социального конструирования действительности и накопления личного опыта.

Понятие общественных страхов, по мнению П. А. Амбаровой, имеет несколько иное содержание, нежели понятие социальных страхов. И связано это прежде всего с их субъектом. Этимологически слово «общественный» означает «принадлежащий всему обществу», «связанный с деятельностью людей в обществе», «организованный коллективом» и используется для отграничения общественных феноменов от явлений индивидуального, частного порядка. Носителями общественных страхов являются социальные группы и общности, в которых благодаря схожим условиям жизнедеятельности, формированию коллективной деятельности и группового сознания возникают основания для типичных социальных страхов, разделяемых всеми членами социальной группы. Таким образом, общественные страхи являются подвидом социальных страхов.

Как социальное явление общественные страхи типичны и распространяются на всю социальную группу или общество в целом. Например, страх потерять работу в период экономического кризиса становится типичным для целых групп населения.

Общественные страхи характеризуются не только массовостью проявления, но и коллективным, согласованным и осознанным характером. Они, в отличие от паники, имеют рациональный характер: люди осознают страх, его образы и источники, формулируют его в виде смысложизненных проблем, над которыми размышляют и которые разрешают способами, предлагаемыми социальным опытом предыдущих поколений и современников. Человек «приобретает», интериоризирует страх и отношение к нему в процессе социализации.

Общественные страхи, отмечает П. А. Амбарова, проявляются также на индивидуальном уровне, однако природа их обусловлена жизнью не индивида, а социальной группы или общности.

3.4. Ночные страхи

Эти страхи обусловлены кошмарными снами и особенно сильно выражены у детей двух – четырех лет, как, например, это было у великого немецкого композитора Рихарда Вагнера. Он писал в автобиографии, что в его детстве (вплоть до позднего школьного возраста) не проходило ни одной ночи, чтобы он после страшного сна не просыпался с криком, который не прекращался, пока его не успокаивал человеческий голос. Обычно ночные страхи сопровождаются плачем или всхлипыванием при отсутствии пробуждения, приступами двигательного беспокойства, беспорядочным криком, иногда снохождением (лунатизмом).


Как пишет А. И. Захаров, «ребенок что-то видит, взволнованно говорит, чаще кричит, испытывая безотчетный ужас, приходит в состояние двигательного возбуждения, может сесть, встать, идти и бежать, при этом далеко не всегда отдает отчет в своих действиях, утром отсутствуют воспоминания на происшедшее ночью. Подобные эпизоды чаще происходят в определенное время ночи. От ужаса и страха ребенок может даже обмочиться» .

А. И. Захаров со слов родителей установил, что частым ночным страхам подвержены 10 % мальчиков и 15 % девочек. Однако более точные данные получены им при непосредственном, утреннем опросе детей о виденном ими ночью, в том числе и о «кошмарных» снах. В течение десяти дней опрашивались 79 детей от трех до семи лет в детских садах. Оказалось, что за данное время 37 % детей видели кошмарный сон, 18 % видели его неоднократно, иногда «сериалами», практически каждую ночь.

Более детальное изучение А. И. Захаровым страхов «кошмарных» снов показало следующее (табл. 3.1).


Таблица 3.1 . Возрастное распределение страхов «кошмарных» снов


Количество страхов «кошмарных» снов достоверно больше в дошкольном возрасте как у мальчиков, так и у девочек. В свою очередь, страхи «кошмарных» снов (как и все страхи в целом) достоверно чаще наблюдаются у девочек, отражая природный более выраженный инстинкт самосохранения.

Максимальные значения страхов «кошмарных» снов у мальчиков наблюдаются в шесть лет, у девочек – в пять, шесть лет и у дошкольников – в семь лет. Это далеко не случайно, поскольку именно в старшем возрасте наиболее активно представлен страх смерти. Как раз данный страх и присутствует в ночных кошмарах детей, лишний раз подчеркивая лежащий в его основе и более выраженный у девочек инстинкт самосохранения. Девочки начинают видеть подобные сны раньше мальчиков, с пяти, а не с шести лет, и продолжают их видеть дольше – с двенадцати до тринадцати лет.

Уникальное сравнение можно провести у дошкольников и школьников семи лет. Вроде бы возраст один, а тенденция к уменьшению страхов «кошмарных» снов заметна у первоклассников. Объяснение аналогично уменьшению среднего балла всех страхов в школьном возрасте, обусловленному новой, социально значимой позицией школьника. Это своего рода левополушарный сдвиг в сознании ребенка, когда правополушарный, спонтанный, интуитивный тип реагирования (к коему можно отнести и страхи) должен уступить рациональному восприятию левополушарной школьной информации.

В возрасте двух – четырех лет, пишет А. И. Захаров, «главным персонажем страшных сновидений чаще всего оказывается Волк. Его зловещий образ часто появляется после слушания сказок, в том числе о Красной Шапочке. Волк снится чаще детям, боящимся наказания со стороны отца. Кроме того, Волк ассоциируется с физической болью, которая возникает при воображаемом укусе острыми зубами. Последнее весьма существенно, если учесть характерный для детей данного возраста страх перед уколами и болью. Ближе к четырем годам в „кошмарных“ снах начинает фигурировать и Баба-яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, которая недостаточно ласкова, часто грозит наказаниями. Уносящая к себе „плохих“ детей и расправляющаяся с ними Баба-яга приходит из мира, где царят насилие, несправедливость и бессердечие. Вот почему двухлетние и трехлетние дети всерьез просят иногда родителей убить Бабу-ягу и Волка, чтобы защитить от ночных кошмаров. Обычно роль защитника поручается отцу, если он достаточно сильный в представлении ребенка. Подобные просьбы нельзя считать пустым капризом и игнорировать, так как Волк и Баба-яга, живущие в подсознании ребенка, всегда свидетельствуют о каких-то тревожащих обстоятельствах его жизни ‹…› Перенесенный и не осознаваемый ужас превращает ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами, порождаемыми фактически родителями. Если ребенок просыпается ночью от страха и его удается успокоить, убаюкать, то травмирующее влияние кошмарных сновидений выражено меньше. Заметим, что уже со второго полугодия жизни некоторые эмоционально чувствительные и беспокойные дети нуждаются в том, чтобы их иногда перед сном укачивали, убаюкивали, нежно пели песни, ласково гладили и обнимали» .

Родителям не всегда удается быстро успокоить ребенка ночью, тем более что они сами нередко впадают в состояние паники; тогда невозможно понять, кто больше находится в возбужденном состоянии и кто требует большего успокаивания. Поэтому таким родителям следует заняться саморегуляцией или лечением, чтобы не травмировать лишний раз ребенка ночью.


«Кошмарные» сны могут дублироваться, повторяться, приобретать иной раз навязчивый характер. У детей это не растянуто на многие годы, как у взрослых; по несколько недель, а то и месяцев ребенок может находиться в непонятном для взрослых напряжении перед сном. Чего только не выдумывает, чтобы вовремя не лечь спать, дополнительные меры безопасности принимает – поближе к родителям; свет, после засыпания, должен гореть: дверь лучше всего полуоткрыть – так, на всякий случай. Да и сам сон становится беспокойным – говорит неясно что, вскрикивает, с кровати может свалиться, бегает в туалет или к родителям, иногда может даже обмочиться… Успокаивающие беседы перед сном не всегда помогают. Телевизор же категорически противопоказан, как и ссоры родителей, от которых еще больше возникает внутреннее напряжение и беспокойство. Если ребенок возбужден, испытывает тревогу перед сном, грустит, печалится, то «кошмарные» сны следуют все чаще и чаще, с пугающей неизбежностью, как наваждение. Самое неприятное заключается в ожидании «кошмарного» сна, когда все труднее уложить детей вовремя спать, нервничают и родители; тут уж недалеко и до нервных срывов, наказаний; угроз хватает, но ничего кардинального, положительного не происходит. Расплата утром – вялость, капризность, чувство «разбитости», беспричинные упрямство и негативизм днем. Все больше становится ссор, раздражений в отношениях с детьми. У них уже нет спокойствия, нормального самочувствия, бодрости духа и уверенности в себе. Вечером все повторяется с нарастающими эмоциональными потерями и напряжением. И так изо дня в день, из ночи в ночь.

Когда же чаще снятся повторные «кошмарные» сны? Несомненна генетическая подоплека этого явления. Если один из родителей испытывал подобное в детстве, то вероятность повторяющихся «кошмарных» снов у детей будет более весомой. Если оба родителя предрасположены к обильным снам вообще, «кошмарным» в частности, и тем более к их повторам, то не надо ждать лишний раз исключения из этого правила. Необходимы и впечатлительность, развитая долговременная или эмоциональная память и, какуже отмечалось, некоторая неуверенность в себе, пусть в виде излишней зависимости от родителей, не говоря уже о повышенном уровне беспокойства и страхов. Большая частота «кошмарных» снов относительно чаще наблюдается и у детей, перенесших психологическую травму, эмоциональный шок. потрясения, след от которых проявляется не столько днем, сколько ночью.

Захаров А. И.

Каждая третья мать и каждый пятый отец, отмечает А. И. Захаров, неоднократно видели «кошмарные» сны в своем детстве. При этом ночные страхи матери легче передаются детям, чем страхи отца. Наиболее сильная связь «кошмарных» снов отмечается между матерями и дочерями. Поэтому, если удается выяснить наличие «кошмарных» снов у матери в детстве и сейчас, то вероятность их появления у дочерей будет выше, у мальчиков подобная взаимосвязь носит характер тенденции. О последней можно говорить и при наличии «кошмарных» снов у отцов в детстве, когда они склонны затем передавать страхи прежде всего мальчикам. Следовательно, родитель того же пола, прежде всего мать, способен в большей степени провоцировать появление «кошмарных» снов, чем родитель другого пола. Объясняется это психологическим механизмом полоролевой идентификации – отождествлением с ролью родителя того же типа, стремлением подражать ему, следовать поведению, характеру, привычкам.

А. И. Захаров пишет, что родители, испытавшие в детстве ночные страхи в любом их виде, нередко со страхом реагируя на ночные страхи своих детей, лишь закрепляют их по принципу условного рефлекса. С тревогой ожидая появления следующего ночного приступа страха, они напутствуют ребенка: «Ложись лучше, а не то опять приснится», «Чуть что, зови нас», «Не бойся, сна больше не будет» и т. д. Результат достигается противоположный – подобная профилактика только способствуют закреплению ночных страхов.

Что такое страх для взрослого человека, почему он возникает и чем может быть опасен. Причины и разновидности фобий, влияние их на жизнь. Как побороть свой страх.

Влияние страхов и фобий на жизнь


Сам по себе страх у взрослых - нормальная реакция человеческой психики на фактор опасности, он очень часто играет защитную роль. Иногда заложенные в психике рефлексы могут спасти жизнь как самому человеку, так и людям, которые вокруг.

Вместе с тем страх - это один из симптомов тревожно-депрессивных и панических расстройств, разных фобий. Эти нозологии представляют собой патологические реакции на причинные факторы и способны значительным образом влиять на качество жизни человека. Когда страхи устойчивы, человек ограничивает из-за них свою жизнь, отказывается от многих возможностей.

Невротический страх, который находит привязку во времени, к ситуации или предмету, обретает форму фобии. Она может постоянно заставлять человека ощущать симптомы страха, или это может выражаться в виде приступов. Независимо от этого, фобия значительно ухудшает нормальный режим жизни человека, влияет на рабочие взаимоотношения, понимание в семье.

Мир человека со страхом значительно сужается и ограничивается. Обыватель сам ставит рамки, запрещая себе что-либо. Например, страх выйти на улицу (агорафобия), ездить в лифте (клаустрофобия), находиться на высоте (акрофобия) и другие фобии значительно ограничивают возможности людей.

Не привязанный к конкретной ситуации страх представляет собой постоянное ощущение тревоги. Человек находится в ожидании неминуемой опасности все время. Естественно, что при таком раскладе о качестве жизни и говорить не стоит, так как жизнь находится полностью во власти тревожных ощущений.

Основные причины страхов у взрослых


В современном мире рассматривается мультифакторная теория происхождения страхов. Это значит, что несколько причин могут сообща вызывать формирование той или иной фобии. Не исключается и возникновение подобных расстройств только из-за одной причины, но это бывает значительно реже.

Причины страхов у взрослых могут быть такими:

  • Органическая патология . Разного рода травмы, инфекции и повреждения головного мозга, которые привели к изменению его структуры и видимые на томографических снимках, могут вызвать формирование фобии у человека.
  • Генетический фактор . Страхи, несомненно, передаются по наследству. Это было неоднократно доказано исследователями в этой области. Если в роду наблюдались характерные неврозы страха, значит, у младшего поколения есть склонность к развитию фобий, как в детском, так и во взрослом возрасте.
  • Мощный стрессовый фактор . Однократная ситуация, которая имела значительное влияние на человека, может спровоцировать формирование страха. Длительные стрессы, которые сопровождались страхом, тоже могут привести к формированию стойкого расстройства.
Модели формирования страха или фобии отличаются в зависимости от течения психического заболевания, которое объясняет этот процесс. Если рассматривать нейрофизиологическую модель, следует указать, что причиной развития страха является возбуждение некоторых нейронных центров в головном мозге. Затем активируется ретикулярная формация, которая передает волокнами информацию коре головного мозга.

Любая мотивация организма в порядке очереди удовлетворяется корой головного мозга. Страх же способен блокировать эту очередность. Он становится единственным переживанием человека, полностью охватывая сознание. В таких случаях описывается ступор или наоборот паническая реакция.

Саму стрессовую реакцию способны вызывать колебания гормонов в крови. Выброс катехоламинов провоцирует соматическую реакцию на стресс в виде страха. Непосредственно при воспоминании или наличии стрессового фактора гипоталамус выбрасывает в кровь гормон кортикотропин. Он способствует активации надпочечников, выбросу норадреналина и адреналина. Эти гормоны могут сужать сосуды, повышать уровень артериального давления, вызывать дрожь конечностей.

Признаки развития страхов и фобий


Психическая и физическая составляющая синдрома страха у взрослых вместе дают довольно подробную картину. Чего бы ни боялся человек, эти признаки похожи между собой. Самыми схожими считают физические проявления, их нельзя контролировать, и они возникают вне зависимости от желания человека.

Физические или соматические признаки страха:

  1. учащенное сердцебиение;
  2. комок в горле или сухость;
  3. постоянное двигательное беспокойство;
  4. кожа покрыта холодным потом;
  5. дрожь;
  6. частые позывы к мочеиспусканию;
  7. диарея.
Эти признаки могут проявляться частично или полностью в зависимости от организма человека и особенностей его реагирования на стрессовые факторы.

Психические проявления страха разнообразны и могут принимать различные формы. В зависимости от того, реальный страх или невротический (нет видимой причины), симптомы наблюдаются либо в конкретной ситуации, либо постоянно.

В первом случае человек испытывает неприятные соматические проявления и психологическое напряжение, ощущение приближения чего-то плохого практически сразу после столкновения с фактором воздействия или даже при воспоминании о нем. Например, страх перед выступлениями на публике проявляется как при воспоминании, что предстоит выйти на сцену, так и непосредственно перед выходом.

Во втором случае невротический страх не привязан к какому-либо месту или ситуации, но от этого он не легче. Такие люди испытывают постоянное ощущение опасности, живут в тревоге и ожидают неминуемого. Знаменитый психиатр Зигмунд Фрейд называл это состояние «неврозом страха».

Также проявить себя страх может в разнообразных кратковременных реакциях. Чаще всего это панический синдром, который развивается за считанные секунды. На некоторое время человек принимает необратимость происходящего и неминуемый фатальный исход. Потере самоконтроля и чувству беспомощности на смену приходят мобилизация внутренних ресурсов и ускоренная двигательная реакция. Человек пытается как можно скорее оградить себя от возникшей ситуации, если она есть.

Вторым вариантом кратковременной реакции страха является аффективный ступор. Это эмоциональное притупление всех возможностей человека двигаться или предпринимать какие-либо действия из-за эмоциональной встряски. Проявляется это ощущением «ватных ног» и невозможностью пошевелиться.

Разновидности страхов и фобий у взрослых


В зависимости от возникновения и характера представляемой угрозы различают три виды страхов:
  • Экзистенциальный страх . Боязнь человека кроется в его внутренних переживаниях, отражающих мир. В зависимости от того, как он воспринимает реальность, будут формироваться те или иные страхи. К экзистенциальным относят страх смерти, неминуемости времени и другие подобные фобии.
  • Социальный страх . Он связан с отражением и реакцией общества на самого человека. Если он боится быть непринятым, испортить себе репутацию, значит, он расположен к формированию социального страха. К наиболее ярким примерам социальных фобий относят страх сцены, эрейтофобию, скоптофобию.
  • Биологический страх . Этот вид базируется на боязни физического поражения или угрозы для жизни человека. Сюда относят все категории страха перед болезнями (ипохондрические фобии), те фобии, которые предусматривают боль, страдания или соматические повреждения. Примерами этой группы служат кардиофобии и канцерофобии.
В каждом отдельном случае страх рассматривается индивидуально с учетом характерологических особенностей личности, генетических факторов и условий внешней среды. Именно поэтому одна фобия может проявляться по-разному у разных людей.

Следует рассмотреть подробней несколько самых распространенных фобий, которые развиваются во взрослом возрасте:

  1. Страх перед открытым пространством (агорафобия) . Это довольно распространенная фобия, принцип которой лежит в патологической боязни открытых пространств и мест, где есть большое скопление народа. Это своеобразный защитный механизм, который позволяет пациенту отгородиться от возможных негативных последствий контакта с публикой. Проявления в случае пребывания в открытом пространстве чаще всего ограничиваются панической атакой.
  2. Страх перед закрытым пространством (клаустрофобия) . Это противоположная предыдущей фобия. Человек ощущает дискомфорт и даже невозможность дышать в закрытом помещении, выказываются и другие соматические проявления страха. Чаще всего симптомы обнаруживаются в маленьких помещениях, кабинках, примерочных, лифтах. Человек испытывает значительное облегчение, если просто открыть дверь. Страх включает саму перспективу быть запертым одному.
  3. Страх смерти (танатофобия) . Может касаться как самого человека, так и его знакомых и близких. Часто развивается у матерей, дети которых серьезно болеют или болели. Проявляется в навязчивой и неконтролируемой боязни внезапно умереть, даже если на это нет никаких причин. Может быть связан с религиозными убеждениями или просто боязнью неизвестности, которая не поддается контролю.
  4. Страх выступать на публике (глоссофобия) . Это расстройство довольно распространено среди взрослого населения. В большинстве случаев объясняется низкой самооценкой, страхом быть непонятым аудиторией и строгим воспитанием. Так снижается уверенность в себе, и человек панически боится выступить перед публикой.
  5. Страх покраснеть перед людьми (эритрофобия) . Это боязнь возникновения красных пятен на лице вследствие стрессовой ситуации. По своей сути, это замкнутый круг для человека, который стесняется и смущается при людях. Он боится покраснеть потому, что боится быть перед публикой, потому что боится покраснеть.
  6. Страх остаться одному (аутофобия) . Проявляется в патологической боязни человека остаться наедине с собой. Страх связан с боязнью вероятности совершения суицида. Следует сказать, что статистика показывает негативную динамику суицидов среди аутофобов. Проявляется беспокойством, потоотделением и приступами паники, если человека оставили одного в помещении.
  7. Боязнь заболевания сердца (кардиофобия) . Это патологическое состояние, которое предусматривает соматические проявления без наличия самого заболевания. Человек жалуется на неприятные ощущения в области сердца, сильное сердцебиение, тошноту. Часто эти симптомы способны мешать тому, чем он занимается, и воспринимаются врачами как болезнь сердца, но после необходимых обследований она не обнаруживается.
  8. Боязнь заболеть раком (канцерофобия) . Это панический страх заболеть злокачественными онкологическими нозологиями. По своей природе он тесно связан со страхом смерти и развивается вследствие стрессовой ситуации. Это может быть заболевание кого-то из близких, знакомых или же просто увиденные проявления рака на незнакомых людях. Огромную роль может сыграть наличие ипохондрической личности и присутствие пары косвенных симптомов.
  9. Страх испытать боль (алгофобия) . Основополагающий для многих других видов фобий, включая визиты к врачу и даже медицинские манипуляции. Человек под любым предлогом пытается избежать малейших проявлений физической боли, иногда злоупотребляет болеутоляющими. Проявляется беспокойством и опасениями касательно предстоящего испытания болевых ощущений.

Важно! Чувство страха сковывает человека и может привести к фатальным последствиям, как для себя, так и для окружающих.

Как побороть страхи у взрослого человека


Страхи могут быть составляющей гораздо большего синдрома или нозологии, которую может диагностировать только специалист. Именно поэтому при наличии симптомов страха следует обратиться к врачу. Болезнь, проявлением которой он выступает, может быть как из психиатрического регистра, так и из соматического.

Страхи часто входят в структуру шизофрении, тревожных и невротических расстройств, панических атак, ипохондрии, депрессии. Часто он наблюдается при бронхиальной астме, сердечно-сосудистых заболеваниях, сопровождающихся стенокардией. Правильно поставленный диагноз будет диктовать тактику лечения. Именно поэтому только врач компетентен в вопросе, как лечить страхи у взрослых.

Каждому человеку, который боится чего-либо, нужно осознать, что страх - это далеко не навсегда. Существует множество приемов и методов психотерапии, которые смогут помочь с этой проблемой. Препятствием на пути к выздоровлению стоит человеческая реакция - стыд за свои фобии. Обычно в обществе не принято говорить о своих страхах, признание в ущербности и уязвимости задевает человека за живое. Но смело взглянув своим фобиям в лицо и приняв необходимые меры, можно избавиться от них раз и навсегда.

Одним из самых распространенных методов, как вылечить страхи у взрослых, является смирение. Никто не заставляет человека бороться со своими фобиями или отрицать их, убеждать в их несущественности - бесполезно. Поэтому психологи рекомендуют не стыдиться своих ощущений и параллельно делать то, что необходимо, даже если страшно. Человек, который осознает, что он боится (ведь такова его сущность), но все равно должен сделать что-то, легко преодолеет этот барьер со временем.

Например, страх выступлений на публике часто приводит в ужас тех, кто должен сейчас выйти на сцену. Человек, который уверенно решил избавиться от своей фобии, должен выйти вместе со своим страхом. Бояться и выступать одновременно - вот настоящее решение для этого случая.

Также хороший эффект лечения страхов у взрослых может дать визуализация достигаемого результата. Если фобия мешает добиться высокого роста карьеры или семейному благополучию, следует представить себе жизнь без нее, каково было бы не бояться. Затем преодолеть свои страхи будет гораздо легче, ведь зная, за что боретесь, легче сражаться.

Как побороть страх у взрослого - смотрите на видео:


Страхи человека - его защита до тех пор, пока они не перестают действовать во благо. Фиксируясь на негативных переживаниях, они способны рушить семьи, карьеры и даже жизни, поэтому так важно вовремя осознать патологичность своих фобий.

Проблемы классификации экзистенциальных страхов личности

В настоящее время существуют различные классификации страхов. Согласно одной из них, все многообразие данных эмоциональных состояний можно разделить на природные, социальные и внутренние страхи . Дальнейший анализ человеческих страхов позволил прийти к мнению, что более точным является разделение на три группы: биологические, социальные и экзистенциальные. К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни или здоровья человека, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с глубинной сущностью человека и характерна для всех людей вне зависимости от конкретных ситуаций.

Исходя из этого принципа, страх перед агрессивной собакой относится к первой категории, страх публичных выступлений - ко второй, а страх смерти - к третьей. Между тем имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней. С одной стороны — болезнь имеет биологический характер (боль, повреждение, страдание), но с другой — социальную природу (выключение из нормальной деятельности, отрыв от коллектива, снижение доходов, увольнение с работы, бедность и т. д.). Поэтому данный страх находится на границе 1 и 2 группы страхов, страх глубины (при купании) - на границе 1 и 3 группы, страх потери близких — на границе 2 и 3 группы и т. д.

Экзистенциальные страхи - это особая группа страхов, связанная не с какими-то конкретными жизненными событиями определенного индивида, а с самой сущностью человека. Экзистенциальные страхи можно разделить на четыре основные групп:

· Страх перед пространством.

· Страх перед временем.

· Страх перед непознаваемостью жизни.

· Страх перед собой.

Страх перед пространством может принимать различные формы, из которых основными являются страх перед замкнутым или открытым пространством и страх темноты.

Страх перед временем может принимать форму страха перед неизвестностью будущего и страха перед смертью.

Страх перед жизнью может принимать форму страха перед непонятностью и огромностью окружающего мира, в котором приходится жить, страха перед таинственными и загадочными явлениями, а также страха перед бессмысленностью жизни.

Страх перед собой может принимать различные формы: непонимания себя, своих подсознательных мыслей, страх перед своими возможными поступками или страха потерять контроль над собой, сойти с ума.

В принципе, можно выделить пятую группу экзистенциальных страхов - страх перед порядком и хаосом жизни, который может выражаться или в навязчивом стремлении раз и навсегда установить определенный порядок вещей (при этом бояться новизны и беспорядка) или, наоборот, в желании разрушать определенность жизни (испытывая страх от необходимости следовать жестко определенному порядку). Однако эти страхи так тесно связаны со страхами пространства, что мы считаем целесообразным выделение только четырех групп страхов.

Например, страх перед новизной и необходимостью выйти за пределы обжитого пространства имеет общие корни с такой чертой психики человека, как стремление к неизменности и порядку. Как отмечал немецкий психолог Фриц Риман, некоторые люди так планируют свое будущее, как будто их жизнь безгранична, мир стабилен, а будущее предвидимо, что на самом деле является чистой иллюзией . Эта тенденция к порядку и неизменности у личностей такого типа сопровождается беспокойством, обусловленным страхом перед риском, перед всем новым и неизведанным, перед неопределенностью планов и вечной изменчивостью нашей жизни. Данное чувство близко к тому, которое Карен Хорни обозначила как страх нарушения сложившегося равновесия . Как отмечают некоторые психологи, источником подобных страхов является априорное представление, что новая, неизвестная нам ситуация, как правило, оказывается неприятной . Таким образом, мы можем выделить целый комплекс близких по своей природе страхов, который объединяет в себе страх перед новизной, страх перед изменениями в жизни и страх перед открытым пространством.

Личности, «помеченные» подобными страхами, боятся всего нового, неизвестного. Им комфортней в уже обжитом замкнутом мирке, среди привычных вещей и узкого круга знакомых людей. Таких людей пугает неизведанное, а свобода воспринимается ими как тяжелая ноша, от которой хочется поскорее избавиться. В крайнем случае, данная тенденция принимает форму агорафобии — боязни открытого пространства. Человек, страдающий агорафобией, боится выходить на улицу, переходить площадь, оказаться в людном месте и т. д. В обозначенных местах у такого рода людей могут возникать приступы паники, учащенного сердцебиения, приступы удушья и даже временная потеря сознания. Ф. Риман пишет: «Когда что-либо изменяется, они расстраиваются, становятся беспокойными, испытывают страх, пытаются отделаться от изменений, уменьшить или ограничить их, а если они происходят — помешать им или преодолеть их. Они противостоят тем изменениям, которые с ними происходят, занимаясь при этом сизифовым трудом, так как все мы находимся в потоке событий, и «все течет и все изменяется» в непрерывности возникновения и исчезновения, и никто не может остановить этот процесс» .

Люди другого типа, наоборот, испытывают страх перед ограничением их свободы, которая является для них главной жизненной ценностью. Такие люди легко меняют места работы, брачных партнеров и обожают путешествовать. Их пугает любое ограничение их независимости, жесткие обязательства и тесные комнаты. Этот вид страха характерен для самостоятельных и энергичных личностей. Такие люди, наделенные определенными амбициями и воображением, плохо переносят известную наперед рутину будней. Они никогда не будут работать бухгалтером, налоговым инспектором или рабочим на конвейере, какую бы зарплату им не сулили. Они плохо переносят различные регламенты, инструкции и предписания и в любое дело стараются внести собственные нововведения. Их пугает одна мысль о том, что им нужно будет делать какое-то дело одним и тем же образом в течение длительного времени. К счастью, такие люди интуитивно или осознанно выбирают себе такую работу и таких начальников, которые предоставляют им тот минимальный уровень свободы, который исключает развитие этой формы страха.

Если такой человек попадает в замкнутое пространство, из которого по воле обстоятельств какое-то время не может выйти, у него может развиться клаустрофобия. Дополнительным фактором, провоцирующим развитие данной фобии, может быть удушье, сердечный приступ или обострение другого заболевания, которое совпало с временным нахождением в замкнутом пространстве. К распространенным вариантам развития клаустрофобии относится длительное нахождение в застрявшем лифте, последствия ДТП (если пострадавшего долго не могли извлечь из поврежденной машины), обвал в шахте, снежная лавина и т. д. По мнению Ф. Римана страх перед ограничением стремления к свободе чаще встречается у людей с истерической структурой личности, которые стремятся к переменам и свободе, жаждут всего нового и рискованного. Они избегают и боятся всяких ограничений, традиций, закономерностей и порядка, которые так значимы для лиц с навязчивым развитием. Такие люди испытывают внутренний страх перед любыми жестко установленными границами и ограничениями и стремятся играть все роли, которые предусмотрены в человеческом коллективе, и избегают всяческих предписаний и законоположений. При этом Ф. Риман подчеркивает, что страх этих людей перед необходимостью, как правило, не осознан и заменяется другими страхами. Он пишет: «При страхе замкнутого пространства в лифте или страхе высоты на мосту, лифт и мост служат средством бегства от страха, уклонением от него. По существу, страх перед ограничением свободы или перед ситуацией искушения при этом не усиливается, а напротив, может быть снят, так как рискованные желания, овладевающие истериками или создающие внутренний конфликт, переносятся на внешние объекты страха, которые способствуют «разрешению» конфликта» .

С другой стороны, можно отметить, что, хотя клаустрофобия и агорафобия являются формой проявления экзистенциальных страхов, вытекающих из самой сущности человека, они могут активироваться при определенных обстоятельствах и формироваться по принципу условного рефлекса . Соответственно, для лечения данных страхов может применяться не только психоаналитический подход, но и методы, основанные на условно-рефлекторной теории И.П. Павлова, в частности — нейро-лингвистическое программирование .

1. Айке Д. Страх /Тревога и тревожность. — СПб.: Питер, 2001.

2. Риман Ф. Основные формы страха. — М.: Алетейа, 1999.

3. Хорни К. Наши внутренние конфликты. — М.: Апрель; ЭКСМО, 2000.

4. Щербатых Ю.В. Психология страха. — М: ЭКСМО, 2000.

5. Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. - Воронеж: Истоки, 1998.

Ю.В. Щербатых. Проблемы классификации экзистенциальных страхов личности // Нац. проекты как фактор созидания современной России: Сб. научн. трудов регион. межвуз. научн. конф. — Воронеж: ВФ МГЭИ, 2006. С. 176-178.

***

Гл. 3.5 Исследование страхов у студентов и связь их с уровнем тревожности.

(Из докторской диссертации Ю.В.Щербатых «Вегетативные проявления экзаменационного стресса». СПб. 2001.)

В ходе исследования возникла необходимость выявить, во-первых, насколько значим был страх экзаменов для студентов, во-вторых, какое место занимает этот страх среди других, актуальных для молодых людей страхов, и, в-третьих, каким образом связаны страхи людей и вегетативные реакции, их сопровождающие. Для выяснения этих вопросов был разработан опросник для выявления иерархической структуры актуальных страхов (тест ИСАС), который охватывал 24 темы, из числа наиболее часто вызывающих тревогу и беспокойство. Данная анкета явилась модификацией ранее опробированного опросника (Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И., 1998в), специально адаптированного для студентов ВУЗов. Часть вопросов носила “общебиологический” характер и фиксировала страхи здоровых людей; другая часть носила клинический характер и была нацелена на выявление пограничных с фобическими состояний. Всего с помощью этой анкеты было обследовано 235 студентов 1-5 курсов. Субъективная интенсивность каждого страха оценивалась по 10-бальной шкале. Кроме того студенты отвечали на 7 дополнительных вопросов, имеющих непосредственное отношение к экзамену. Баллы, набранные студентами по первым 24 вопросам суммировались, образуя “интегральный показатель страха” (ИПС), отражающего суммарный уровень актуальных страхов индивидуума. Для более показательного представления полученных результатов, выявленные ранги страхов в общей иерархии (R ) переводились в так называемый “коэффициент актуальности страха” (kA С ) по формуле: kA = 24 - R

Таким образом наиболее выраженный страх, имевший ранг 1, набирал 23 балла, страх, стоявший на втором месте, набирал 22 балла и т. д. Полученные результаты для студентов разного пола представлены на Табл. 3.3:

Табл. 3.3 Коэффициенты актуальности разных страхов для мужчин и женщин

номер

тематика страха

kA С

Муж

Жен

страх пауков и змей

страх темноты

страх психических заболеваний

страх за близких людей

страх преступности

страх начальства

страх изменений в личной жизни

страх ответственности

страх перед старостью

страх за свое сердце

страх перед бедности

страх неизвестности

страх экзамена

страх перед снижением своего социального статуса

страх смерти

страх замкнутых пространств

страх высоты

страх перед конкретными событиями в будущем

страх, связанный с возможной потерей или болезнью близких людей

страх заболеть самому

сексуальные страхи

страх самоубийства

страх публичных выступлений

страх своей агрессии по отношению к близким людям

Средняя величина суммы всех индексов страха, которая определяет так называемый интегральный показатель страха (ИПС) по всей обследованной популяции студентов равнялась 94.8±3.4 балла. Частотная гистограмма распределения величины ИПС по всем студентам, изображена на Рис. 3.5.

Показатель ИПС для мужчин равнялся 77.9±4.7 баллов, для женщин — 104.0±2.5 баллов (р<0.001), таким образом общий уровень актуальных страхов был большим у женщин по сравнению с мужчинами. Уровень личностной тревожности был тесно связан с интегральным показателем страха (r=0.49; р<0.001). Величина ИПС, практически, не коррелировала с уровнем ситуативной тревожности, измеренной у студентов во время обычного учебного занятия (r