Земля - роль почвы в природе и жизни человека. Занятие в старшей группе ДОУ «Знакомство с почвой Ее свойства и функции далеко не банальны

Почва- это природная кладовая с удивительными свойствами., источник жизни растений, животных и чеовека... Почва на земле создаётся миллионы лет. есть удивительные животные, которые создают питательный слой почвы - перегной. О свойствах почвы дети узнают из опытов. Размышляют вместе с презентацией профессора всезнайкина о её строении, потаённом мире творцов почвы и других подземных обитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ ЦРР д/с №6 «Синяя птица» ___________________________________________________________________

Конспект открытого НОД в подготовительной группе

на тему: «Почва-живая земля. Кто создаёт почву?»

Подготовила: воспитатель

Данилова Татьяна Юрьевна

г.Малоярославец 2013г.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ : Почва-живая земля. Кто создаёт почву?

ЦЕЛЬ : ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли;

ЗАДАЧИ: 1) познавательно-исследовательские: формировать навык опытнической деятельности;

2)коммуникативные: учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом

3) речевые и игровые: учить общаться в процессе экологической игры, побуждать развитие фантазии, формировать умение выражать свои мысли; прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;

4) двигательные: давать возможность активно двигаться посредством чередование видов деятельности: беседа, опыты, физминутка, работа с моделью «почва- взаимосвязь с окружающим», сюжетно-ролевая игра, трудовая деятельность;

5) восприятие фольклора: пословиц о земле

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК и презентация «Состав почвы», схема-плакат «состав почвы»; для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, образцы листьев; пословицы, для игры: листья, стаканчики с землей (по количеству детей)наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт.,обруч-4 шт., 8 леек для полива, сюрприз- яблоки с волшебного дерева.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В: Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. Как выдумаете, ребята, что это? (ответ: земля, почва)

Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.

Что же такое почва?

Как вы думаете дети? (ответы детей).

Мультимедийная презентация. Состав почвы.

Конечно же, вы правы, почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты –Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва- это её правильное название. Она поит и кормит растения в теплое время года(а напомните нам, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды(весна, лето), но это теплый период сменяется прохладным временем года которое приносит нам дары- осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу–землю (или как правильно её называют - почву)толстым покрывалом сухих листьев желтых, красных, оранжевых…, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю, желуди, орехи, яблоки, груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили и им одна дорога, как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю и уйдут»

А что это означает? (ответы детей)

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.

Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой.

Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух

Сейчас мы с вами проверим это на опытах.

ОПЫТ 1: В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира (презентация)

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.

Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: М ы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

ОПЫТ 2. Состав почвы

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ОПЫТ 3. Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения .

Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.

Вывод : На стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит, что в почве есть вода..

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

Кто живет под землей? (ответы детей)

Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, - осень, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле(рассказ о переработке листьев), так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.

Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке зовёт нас с вами немного отдохнуть!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: « Солнышко лучистое».

Молодцы! А как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей) Подойдем к плакату и посмотрим, чем же важна почва и для кого?

Беседа у плаката.

Пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.

ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»

Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей,которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.

Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает?(ответы детей)

Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве.

Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)

А вы знаете, ребята, нас с вами 2 дня не было в Зимнем саду, и почва за эти дни высохла, потому что вон какие большие растения здесь растут, они выпили всю влагу, и я предлагаю вам сделать доброе дело – полить почву, а она напоит растения. Как вы думаете, что бы нам сказали почва, и растения зимнего сада, если бы они умели говорить? Ведь мы о них заботимся?

Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва:

Без хозяина земля - круглая сирота.

В землю не положишь - и с земли не возьмешь.

Где нет земли, там нет травы.

Земля - кормилица.

Нет земли краше, чем страна наша. А эта пословица не только про страну нашу, но и про нашу Калужскую землю, в нашем краю почва щедра, здесь леса богатые на почве этой растут, а поля, сады и огороды дают щедрый урожай. Давайте назовем, что родит калужская земля: картофель, морковь, свёклу тыкву…

Я предлагаю вам зарисовать в группе, кого-то из «подземных жителей», который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ.

Марина Судовская
Занятие с детьми старшей группы по теме: «Удивительная почва»

Цели :

Продолжать знакомить детей с почвой , ее компонентами, которые входят в ее состав, используя опыты-эксперименты.

Закреплять умения выделять свойства почвы , выяснять, что в почве есть для жизни живых организмов.

Развивать навыки исследовательской деятельности, наблюдательность, мыслительную активность, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать доказательную речь (умение анализировать, обобщать, делать вывод) .

Воспитывать познавательный интерес детей к природе.

Предварительная работа :

Игры детей с песком, лепка из глины.

Труд на огороде, в цветнике.

Уход за растениями в уголке природы.

Чтение :

Н. Сладкова "Земля солнечного огня"".

Н. Рыжова "Почва - живая земля ".

Материал :

Комочки сухой почвы .

Емкости с песком, глиной, черноземом, водой. Семена фасоли.

Белый лист бумаги, палочки, лупы.

Свечка, стеклышко, сковорода.

Таблица "Почва ".

Активизация словаря : почва , чернозем.

Литература :

1. М. Костюченко "Экспериментируем". - Ж-л «Дошкольное воспитание» 2006, № 8. с. 27.

2. «Дети экспериментируют» . - Ж-л «Дошкольное воспитание» 2004, № 8, с. 29;

2007, №6, с. 13.

3. «Опыты с почвой » . - Ж-л «Дошкольное воспитание» . 1998, № 4, с. 57.

4. «Знакомство с подземным царством» . - Ж-л «Дошкольное воспитание» , 1997, № 7, с. 23.

5. «Опыты с песком и глиной» . - Ж-л «Обруч» , 1998, № 2, с. 18.

Ход занятия

В. - Отгадайте загадку :

Меня бьют, колотят, ворочают, режут - Я все терплю и всем добром плачу.

Д. - Это - земля.

В. - Сегодня на занятии мы будем говорить о почве .

В. - Нашу обычную землю называют волшебной, как вы думаете почему?

Д. - Земля кормит и поит растения.

Д. - Земля нас кормит.

В. - Как она нас кормит?

Ответы детей.

В. - А как нас земля радует?

Д. - Земля нас радует цветами, зеленой травой.

В. - Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой . Она везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной . В другом месте больше глины.

В. -Как называется такая почва ? Д. - Почва называется глинистая.

В. - Почву богатую перегноем называют чернозем. Что такое перегной? Почему почву называют чернозем ?

В. - Посмотрим на картинку "Строение почвы ".

В. - Какого цвета верхний слой земли?

Д. - Верхний слой земли темного (черного) цвета.

В. - Это плодородный слой земли. Как он называется? (чернозем)

В. - Какого цвета следующий слой земли?

Д. - Желтого.

В. - Как вы думаете, что это? Д. - Это - песок.

В. - Каким цветом изображена вода?

Д. - Вода изображена голубым цветом.

В. - Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина?

Д. - Глина изображена оранжевым цветом.

В. - На таблице еще изображены подземные жители.

В. - Кто живет в земле?

Д. - В земле живут черви, кроты, жуки.

В. - Мы с вами сейчас побудем жителями подземной страны.

Физкультминутка.

Под землей червяк ползет,

Делает он узкий ход,

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем жилось,

Чтоб растеньям на земле

Лучше всем рослось.

Под землею крот живет

Роет ямки, ищет ход.

Чтоб земля дышала

Пищу нам давала.

(Слова стихотворения сопровождаются движениями.)

В. - Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок - три мешочка волшебной земли. Мы поближе познакомимся с землей - матушкой.

Ребята, у каждого из вас на белых листах комочки земли (чернозем, песок, глина) . Вы хотите узнать, что спрятано в каждом комочке?

В. - Подвиньте к себе бумагу, на которой лежит комочек, который темнее.

В. - Какого она цвета?

Д. - Земля черная.

В. - Посмотрите на комочек через увеличительное стекло.

В. - Скажите, что вы увидели?

Д. - В комочке есть трещинки.

В. - Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке?

Д. - Корешки, травинки, палочки, сухие листья, камешки и т. д.

Опыт № 1. В земле есть воздух.

В. - В Подземном царстве обитает много жильцов. Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Как вы думаете, есть ли в земле воздух? Выразите свое мнение с тов : да - красный, нет - синий. Давайте проверим. Возьмите в руки комочек он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой.

В. - Что вы наблюдаете?

Д. - Из комочка побежали маленькие пузырьки.

Д. - Это воздух поднимается из воды.

В. - Где же был воздух?

Д. - Воздух был в комочке земли.

В. - Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.

В. - Ребята, сделайте вывод : что мы установили при проведении опыта.

Д. - В земле есть воздух.

В. - Обозначьте магнитом результат опыта. Многие ребята оказались правы, молодцы.

Опыт № 2. Есть ли в земле вода?

В. - Итак, мы убедились, что в земле есть воздух. А как вы думаете, есть ли в земле вода?

Выразите свое мнение с помощью магнитов.

В. - Предлагаю ваше мнение проверить с помощью опыта.

В. - В чистую сухую сковородку я положила комочек? Сейчас я зажгу свечку, и буду держать сковородку с землей на огне.

В. - Что происходит?

Д. - Она согревается.

В. - Подержу над сковородкой чистое сухое стеклышко. Через некоторое время показываю стеклышко детям.

В. - Что произошло со стеклышком?

Д. - Стеклышко запотело.

В. - Подержу стеклышко еще немножко. Что это за капельки появились на стеклышке?

Д. - Это вода.

В. - Сделайте вывод - есть вода в земле или нет?

Д. - Вода в земле есть.

В. - Изменяется ли цвет земли после дождя?

Д. - Изменяется.

В. - Каким становится цвет?

Д. - Темным, черным.

В. - Покажите на картинке, какой слой земли мы рассмотрели? (чернозем) . Почему он нужен растениям? (в земле есть разные частички и вода, - это питательные вещества для растения, в земле есть воздух, чтобы растение дышало). Правильно, это мы увидели при проведении опытов.

А теперь отдохнем. Физкультминутка.

В. - Исполним хоровод "Земелюшка - чернозем".

В. - Подвиньте к себе бумагу, на которой лежит более светлая земля. Возьмите лупу и внимательно рассмотрите, из чего она состоит.

Д. - Из очень мелких зернышек-песчинок.

В. - Какие песчинки?

Д. - Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (белые, желтые - в зависимости от разновидности песка) .

В. - Похожи ли песчинки друг на друга? Чем похожи или чем отличаются?

В. - Песчинки лежат отдельно или они между собой склеились?

Д. - Лежат отдельно.

В. - Пересыпьте землю в стаканчик. Легко ли она сыплется? О чем говорят «сыпучий» ? (о песке) . Покажите на картинке, какой слой земли мы рассмотрели?

В. - Рассмотрите третий комочек. Видны ли отдельные частички?

В, - Можно ли сказать, что частички прилипают друг к другу?

Д. - Можно.

В, - Возьмите в руки комочек. Что с ним можно делать?

Д. - Лепить, похож на пластилин.

В. - Это - глина. Покажите на картинке, какой слой земли мы рассмотрели.

Практическая деятельность детей.

В. - Ребята, подойдите к столам (по три человека) . На каждом три стаканчика с разной землей. Что в стаканчиках?

Д. - В одном стаканчике - песок, в другом - глина, в третьем - чернозем.

В. - Вам нужно посадить фасоль в стаканчики. Как вы это будете делать? Аня, расскажи, как ты будешь сажать фасоль?

Д. - Я сделаю луночку с помощью палочки, положу фасоль в землю, закопаю, а потом полью.

В. - Приступайте к работе. Молодцы, все справились, полили фасоль. А кто из вас был внимательным и заметил, как проходит вода через песок, глину, чернозем.

В. - Где быстрее впиталась вода?

Д. - Песок сразу намок (хорошо пропускает воду, чернозем пропустил воду не сразу (хуже, чем песок, а глина совсем не пропустила воду.

В. - Значит, песок пропускает воду лучше. А почему? Кто может объяснить? Ответы детей.

В. - Да, это потому, что частички песка не прилипают друг к другу, а частички чернозема и глины прилипают, а значит плохо, пропускают воду.

В. - Теперь мы поставим стаканчики на окно и будем ухаживать за посадками. Что будем делать? (поливать, рыхлить) . А как будет расти фасоль в разной земле, мы с вами будем наблюдать и делать зарисовки. Я думаю, что результат будет разный.

В. - Народ придумал о земле пословицы и поговорки. Вспомните их.

Дети называют :

Поле труд любит.

Кто не сеет, тот не жнет.

Земелька черная, а хлеб белый родит.

Землю пахать не в бабки играть.

Земля любит навоз, а лошадь овес.

Земля не родит - никто не наградит.

В. - Да, ребята, а еще народ говорит «земля-матушка» , сравнивая с мамой - самым дорогим для каждого человеком.

Итог занятия . Вам понравилось сегодня заниматься? Что нового вы узнали на занятии ? О чем бы вы рассказали своим родителям?

Цель: ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений; при помощи опытов показать, из чего состоит почва (в почве есть воздух, влага), как происходит её загрязнение.

Оборудование: микроскоп, баночки с водой, плодородная почва, мешочек, белые листы бумаги, жестяная банка, спиртовка, шапочки червяка, дерева.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям подарок от , предлагает угадать, что в нём спрятано.

Игра «Да-Нет».

Воспитатель (В.). Этот ценный подарок - мешочек волшебной земли со своей тропинки. Эта волшебная земля называется почвой - самым верхним слоем земли, который пронизан корнями растений, в котором живут разные животные.

Ребята, где мы встречаем почву? (Ответы детей.) А хотите узнать, как образовалась почва?

Рассказ воспитателя.

Когда-то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.

Ветер же приносил с собой , самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, они разрастались, а отмирая, увеличивали слой чернозёма.

Теперь вы знаете, как образовалась почва. На это ушло тысячи лет, но, к сожалению, разрушить это очень легко. Кому нужна почва? (Ответы детей.) Кто живёт в почве? (Ответы детей.) Кто почву делает питательной?

В. Куда исчезают опавшие листья? (Ответы детей.) Все опавшие листья и даже превращаются в почву. Она становится богатой, в ней появляется новая «пища» для растений. Так происходит всегда: земля-почва кормит растения, а потом они её.

Воспитатель предлагает детям превратиться в маленьких учёных и при помощи опытов узнать, из чего состоит почва.

Опыт № 1.

Показать, из чего состоит почва.

На лист бумаги кладём немного почвы, рассматриваем, определяем цвет, запах, растираем комочки земли, находим остатки растений. Рассматриваем в микроскоп.

В. В почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни).

Опыт № 2.

Показать, что в почве есть воздух. Напомнить детям, что в ней обитает много жильцов. Чем они дышат? Как и все животные - воздухом.

Опускаем в банку с водой немного почвы и наблюдаем, появятся ли в ней пузырьки воздуха.

Опыт № 3.

Показать, что если вытаптывать почву, то ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их станет меньше.

Опыт № 4.

При сжимании комочка земли показать, как из него «уходит» воздух.

Опыт № 5.

Показать, что в почве есть влага.

В жестяную банку насыпать почву, поставить на спиртовку для прокаливания. Над почвой подержать пластинку стекла. Что на ней появилось?

Конспект занятия на тему «Почва»

Программное содержание:

Уточнить знания детей о почве, как о среде обитания организмов и необходимом условии жизни растений.

Закрепить знания детей о видах почв: песчаная, глинистая, чернозем и ее основном свойстве – плодородие.

Дать детям понятие о том, что почва явилась результатом превращения тепла и света, формировать основы понимания необходимости бережного отношения к почве и ее обитателям.

Развивать познавательный интерес у детей, смысловую деятельность, рассуждать, делать выводы.

Словарная работа: песчаная, глинистая, чернозем, плодородие, лаборатория.

Предшествующая работа: Игры с песком, лепка из глины, чтение сказки “Лежач-Камень”; “Волшебная кладовая”. Посев овса в разные виды почв, наблюдения. Уход за комнатными растениями. Опыт на выявление воздуха в почве.

Оборудование: фартуки, клеенка, совки воронки, лейки, лупы.

Ход занятий

Сегодня мы с вами поиграем в игру, научных сотрудников (ученых). Мы проведем научный совет (это когда ученые люди собираются и все вместе обсуждают одну тему), по итогам, проведенной работы, т.е. о почве.

Что такое почва? Почва – это вертикальный слой земной коры, главное свойство –плодородие, т.е. способность обеспечивать рост и развитие растений, снабжать водой и минеральными слоями.

У нас с вами три лаборатории, мы уже в них работали.

Лаборатория – занималась с песчаной почвой, (больше песка в почве).

Лаборатория – с глинистой (глины).

Лаборатория – с черноземом (больше перегноя). Попросим 1 лабораторию рассказать о своих наблюдениях, о результатах посева овса.

2 лаб. и 3 лаб.

На какой день пророс овес?

Как ухаживали?

Почему результат ростков не одинаков?

От чего это зависит? (от почвы)

Сделаем небольшой перерыв. Физкультминутка.

Возвращаемся в лабораторию и переходим к практической работе. Теперь необходимо выяснить, почему в почвах в разное время взошли ростки.

Что необходимо для роста растения? (тепло, влага, свет). Давайте проведем опыт.

Три стеклянные банки в каждой одинаковое количество почвы. Налить одинаковое количество воды и засечь время (песочные часы). Сделать вывод: почему вода быстро прошла через песчаную почву и не прошла через глиненную и медленно через чернозем. Чернозем – это комочки земли (больше перегноя). Песок – мелкие песчинки. Глина – плотная, пластичная. Взять комочки почв и бросить в воду, в какой баночке больше пузырьков. Что это?

Воздух. А сейчас с помощью волшебной палочки мы превращаемся в гномов, и посмотрим каких обитателей можно встретить.

Загадка: Он носит поясок,

Хотя без рук, без ног.

В земле живет

Когда ползет

Рыхлит ее и удобряет,

Так плодородье повышает.

(дождевой червяк).

Красивый темный жук -

Помощник он и друг.

(жужелица).

Дождевые червяки они рыхлят и обогащают почву кислородом.

Жужелица – рыхлит почву.

Бактерии – это маленькие организмы, которых можно рассмотреть под микроскопом, они делают почву плодородной. Как передвигаются – показать.

А теперь снова становимся большими и возвращаемся в нашу лабораторию.

Все растения приспосабливаются к разным почвам. Например: Сосна, ель – растут в песочной почве, потому что у них длинный корень, уходящий глубоко в землю, что бы добывать влагу и минеральные вещества и что бы удерживаться в этой песочной почве.

На огороде сажаем овощи в черноземную почву – так как у этих растений корни небольшие и все питание находится рядом.

В глинистой почве растут растения, но очень плохо, они чахлые, долго прорастают и такого урожая, как на черноземе не дают.

Черноземная почва – самая плодородная, но она истощается. А что нужно для того, чтобы она была плодородной? Удобрять. Чем удобряют почву? (навозом)

Нужно беречь и ценить чистоту земли – матушки, которая без всяких химических добавок веками отзывалась на труд крестьянина и кормила людей.

Вспомним народные изречения.

Земля – заботу любит.

Без хозяина земля – сирота.

Возвращая земле долг – будет толк.

Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.

Накорми землю – она покормит тебя.

В поле свез навоз – с поля хлеба воз.

Посмотрите, вы узнали это дерево! (плакат)

Береза. Она сейчас одинокая. Давайте совершим небольшое волшебство.

У меня есть листочки каждый, кто возьмет их в руки сразу придумает доброе слово и пожелает березке (полить, окопать, обрезать сухие ветки…)

Сухое деревце (береза) от заботы и доброты стало “счастливым” зазеленело, повеселело.

Вот так и в природе вокруг нас: цветы, деревья, наши питомцы в уголке природы будут хорошо себя чувствовать, если мы будем о них заботиться и проявлять доброту.

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Почва и её состав». В ходе этого занятия вы сможете познакомиться с главным свойством почвы - плодородием. Учитель расскажет о составе почвы, благодаря которому растения могут получать из нее элементы, необходимые для своего роста.

Если в стакан с водой опустить кусочек сухой почвы, как объяснить появление пузырьков воздуха в воде? Этот опыт показывает, что в состав почвы входит воздух.

После того как опустить почву в стакан с водой, нужно размешать и дать ей отстояться. С помощью пипетки берется несколько капель этой воды и помещается на предметное стекло. Теперь нужно нагреть стекло над огнем свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет, это минеральные соли. Этот опыт показал, что почва содержит минеральные соли, которые могут растворяться в воде.

Можно положить почву в крышечку, затем следует ее нагреть над пламенем свечи. Над почвой держится стекло. Стекло сначала становится влажным, а потом на нем появляются капельки воды. Это вода, которая содержится в почве, при нагревании она испаряется. Водяной пар поднимается вверх, встречает на своем пути холодное стекло, охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды (рис. 2).

Рис. 2. Опыты над почвой ()

Этот опыт показывает, что в почве присутствует вода. Если продолжать нагревать почву, то вскоре появится дым и неприятный запах. Это сгорает часть почвы, которая состоит из перегнивающих остатков растений и мелких животных. Это составная часть почвы - перегной. Если очень долго прокаливать почву на огне, то перегной полностью сгорит и почва приобретет серый цвет. Это доказывает, что перегной придает почве темный цвет.

Если вы опустите немного почвы в стакан с водой, перемешаете и дадите отстояться, то увидите, как на дно осядет слой песка, поверх него - слой глины, а сверху слой темного цвета - это перегной. Это доказывает, что в почве содержится песок и глина (рис. 3).

Рис. 3. Опыты над почвой ()

Каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений? Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.

В почве всегда есть и живая природа: корни растений, бактерии, дождевые черви, муравьи, жуки-навозники и многие другие. Они грызут корни растений, что-то измельчают, перетаскивают, собирают.

Что же получают растения из почвы? Во-первых, воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Во-вторых, воду. Растения вместе с водой поглотают питательные вещества. Остатки погибших растений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так, почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее, и в почву лучше проникают воздух и вода.

Когда говорят, что земля - кормилица, имеют в виду почву. Растения берут из почвы воду и растворенные в ней питательные вещества. Растениями питаются очень многие животные. Насекомые едят корни растений, стебли, листья (рис. 4), зерноядные птицы лакомятся плодами. Растительный корм поедают коровы, лошади, лоси.

Растительноядные животные становятся добычей для хищников. Следовательно, хищные животные зависят от плодородия почв.

Человек на земле выращивает зерновые, овощные, бобовые, плодово-ягодные и декоративные растения. Плодородная почва обеспечивает людей одеждой из хлопка и льна, домашних животных - кормом, а они дают человеку молоко, мясо, яйца, мед, шерсть и многие другие продукты. Почва - это важнейшее богатство страны, поэтому земледельцы заботятся о повышении ее плодородия и охраняют ее.

Как люди заботятся о почве? Для того чтобы почва лучше пропускала воздух и удерживала воду, ежегодно ее перекапывают и рыхлят. При осенней перекопке после сбора урожая комья земли не разбиваются, зимой между ними задерживается снег, поэтому весной почва лучше пропитывается водой. Рыхлят почву весной, перед самым посевом (рис. 5). В рыхлой земле лучше прорастают семена, быстрее пробиваются наружу ростки, хорошо развивается корневая система.

Рис. 5. Рыхление почвы ()

В почве очень мало растворенных солей, поэтому необходимо ежегодно пополнять запасы солей. На заводах производят удобрения, которые содержат все необходимые для роста растений минеральные соли. Но есть и очень хорошие природные удобрения, это торф и навоз. Их наносят на почву осенью. Чем богаче почва перегноем, тем она плодороднее. Благодаря темному цвету, почва лучше прогревается под солнечными лучами.

Что наносит вред почве? Вред почве причиняют овраги (рис. 6), сильные ветры, ливневые дожди, колеса проезжающих автомобилей, бытовой мусор. Но люди научились бороться с оврагами, например, их склоны распахивают не вдоль, а поперек.

Ростки задерживают воду, и она не стекает вниз по склону и не размывает почву. Еще, чтобы остановить рост оврагов, высаживают кустарники и деревья на вершинах и склонах оврага. В тех местах, где сильные ветры частые, люди высаживают лесозащитные полосы и сеют травы.

Сегодня на уроке вы получили знания о составе почвы. Также вы узнали значение почвы для жизни человека.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Krugosvet.ru ().
  2. Zaiko-mich.narod.ru ).
  3. Схемо.РФ ().

Домашнее задание

  1. Каково главное свойство почвы?
  2. Состав почвы?
  3. Как люди заботятся о почве?