Зиккурат Ленина: Тайны Мавзолея на Красной площади. Что осталось от тела ленина - знания исцеляют

СССР и КПСС нет вот уже 25 лет, а тело вождя пролетариата все еще покоится в мавзолее на Красной площади. К нему давно уже не выстраиваются километровые очереди желающих почтить память Ильича. Предложения похоронить его тело в земле звучит все чаще. Пока официальные власти России не решаются этого сделать. До сих пор есть много оправданий тому, почему труп Ленина остается в сердце столицы, где кипит жизнь, гуляют дети и проходят торжественные празднования.

Сторонники коммунистических идей против

После развенчания коммунистической диктатуры во времена Перестройки впервые прозвучало предложение убрать тело главного идеолога революции 1917 года с Красной площади. Это произошло в 1989 году. Тогда предложение произвело эффект взорвавшейся бомбы. Верные идеям социализма партийцы не могли допустить такого «кощунства».

Поколение «нулевых» мало знает о вожде мирового пролетариата. Но коммунистическая партия все еще имеет много последователей, а в условиях многопартийности уважать их мнение просто необходимо. Это один из законов демократического существования общества. По разным опросам 1911-2016 годов около 36-40% россиян против выноса останков Ленина из мавзолея. Эта ситуация пока не меняется.

Депутат Госдумы от фракции коммунистов Николай Харитонов во время политических дебатов с Владимиром Жириновским (ЛДПР) в 2011 году сказал, что нельзя уничтожать память о Ленине. Многие россияне уважительно относятся к личности Владимира Ильича (основная часть тех самых 36-40%). Оскорбление их чувств может привести к серьезной дестабилизации политической ситуации в стране.

В память о прошлом

О том, что вынос из мавзолея и последующее перезахоронение останков Ленина может привести к «разделению российского общества», высказался в начале 2016 года и президент Владимир Путин. Многие россияне считают, что нельзя каждому последующему поколению подчистую уничтожать памятники предыдущих эпох. Иначе никогда не будут сделаны выводы, которых требует переосмысление трагедий и кровавых революций прошлого.

Плохой знак

Существует также много легенд и преданий, почему тело Ленина до нынешнего времени лежит в мавзолее и на его сохранение тратится более 13 миллионов рублей в год. В разные годы православные сподвижники и даже отцы церкви делали плохие предсказания относительно этого факта. Блаженная Алипия Киевская предвидела, что после перезахоронения трупа Ленина в России начнется война.

Старец Иоанн, монах-схимник при Храме Святителя Николая Угодника, что в Ярославской области, предвещал полное разрушение Москвы после выноса тела Ленина с Красной площади: «В апреле, когда вынесут «лысого» из Мавзолея, произойдёт провал Москвы в соленые воды и мало что от Москвы останется. Грешники будут ещё долго плавать в соленой воде, но спасать их будет некому. Они все погибнут. Поэтому тем из вас, кто работает в Москве, рекомендую работать там до апреля месяца.Будет затоплена Астраханская, Воронежская область. Будет затоплен Ленинград. Город Жуковский (Московская обл., 30 км. от столицы) будет частично разрушен. Господь хотел сделать это ещё в 1999 году, но Богородица его упросила дать ещё время. Теперь времени не осталось совсем. Только те, кто из городов (Москвы, Ленинграда) уедет жить в деревню, будут иметь шанс выжить. Начинать строить дома в деревнях не стоит, не осталось времени, не успеете. Лучше покупайте готовый дом. Наступит большой голод. Не будет ни электричества, ни воды, ни газа. Только те, кто будет выращивать продукты сам, будет иметь шанс выжить. Китай пойдёт войной на нас 200 миллионной армией и займет всю Сибирь до Урала. Японцы будут хозяйничать на Дальнем Востоке. Россию начнут рвать на части. Начнется страшная война. Россия останется в границах времён Царя Иоанна Грозного. Придет Преподобный Серафим Саровский. Он объединит все славянские народы и государства и приведёт с собою Царя... Будет такой голод, что принявшие «печать антихриста» будут поедать мертвых. И главное - молитесь и поторопитесь изменить жизнь свою, чтобы не жить в грехе, так как времени уже совсем не осталось...».

Городские легенды

Вокруг факта существования мавзолея и сохраняющегося в нем тела бытует множество необычных городских легенд. По одной из них бальзамирование было проведено с проведением обряда черной магии. На место изъятого мозга вождя якобы поместили какие-то оккультные знаки, начертанные на золотой пластине. Они-то и сохраняют тело в мавзолее вот уже много десятилетий, несмотря на смену политического строя и другие изменения в стране.

По другой легенде в мавзолее хранится тайное психотропное оружие. Вынос тела покойного якобы может привести к его активации. Бытуют истории и о том, что мавзолей – негативно заряженная пирамида-зиккурат, высасывающая из проходящих по Красной площади людей их энергию и транслирующая в окружающую среду нечто негативное.

Последняя версия берет начало от теории нацистского врача Пауля Кремера, который полагал возможным влиять на генотип человека путем направленного из мертвого тела излучения. Он даже проводил засекреченные исследования на эту тему. По легенде чекисты как-то завладели результатами его экспериментов и применяли их в мавзолее.

Так или иначе, но тело Ленина все еще находится на Красной площади. Споры о его перезахоронении ведутся, но пока однозначное решение не принято.

Сегодня 85-я годовщина со дня смерти первого руководителя Советского государства, теоретика марксизма, основателя и лидера большевизма Владимира Ленина (Ульянова). 21 января 1924 года вождь большевистской партии и председатель СНК умер, после чего его тело было подвергнуто специальной обработке и помещено в Мавзолей на Красной площади.

Тело Ленина находится в Мавзолее вот уже более 80 лет, и с каждым годом у идеи захоронения вождя большевистской партии появляется все больше сторонников, в то же время значительно растет доля тех, кто затрудняется выразить свое отношение к этой проблеме.

По словам депутата, в дальнейшем содержании тела Ленина в Мавзолее нет никакого смысла. "Нахождение идеологического артефакта в центре столицы является аморальным актом, бессмысленным с точки зрения бюджетных трат, вредным с идеологической точки зрения и жестоким, как по отношению к родственникам Ленина, так и по отношению к людям, не разделяющим коммунистической идеологии", - сказал он.

Стоит отметить, что еще в 1924 году против идеи бальзамирования тела Ленина вдова Владимира Ильича - Надежда Крупская и его брат Дмитрий Ульянов. Между тем, против переноса тела Ленина с Красной площади сегодня выступает племянница Ленина Ольга Ульянова.

Среди сторонников перезахоронения тела Ленина по христианским традициям выступают первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска , президент Российского фонда культуры Никита Михалков, полпред президента в Центральном Федеральном округе Георгий Полтавченко.

Среди противников идеи перезахоронения, занимающих очень жесткую позицию, председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов, заявивший, что "инициатива о выносе тела Ленина - это еще одно проявление либерального фашизма".

Пирамида на Красной площади

В день смерти Ленина - 21 января 1924 года - в ЦК партии и Совнарком стали поступать телеграммы и письма с просьбой не предавать тело вождя большевистской партии земле.

Уже через несколько дней - 27 января 1924 года - возле Сенатской башни Кремля на Красной площади появился Мавзолей по проекту Алексея Щусева. По словам коллег архитектора, Щусев был знаком с архитектурой египетских пирамид. На разработку проекта по принципу трехступенчатой пирамиды у него ушло полночи, а на строительство - менее трех дней.

В результате, Щусев представил на суд высокопоставленных чиновников деревянное здание в виде куба со сторонами три метра и двумя последовательно уменьшающимися кубами наверху, сообщает egypt.kp.ru .

Тайна бальзамирования Ленина

Бальзамирование останков Ленина было начато только через два месяца после его смерти - в конце марта 1924 года. К этому времени посмертные изменения тканей тела, особенно лица и кистей рук Ленина, достигли критической точки.

Задачу "сохранения тела Ленина" взял на себя химик Борис Збарский и харьковский анатом Владимир Воробьев. Последний, кстати, впервые увидев тело Ленина, хотел отказаться от сложнейшей задачи, но коллеги убедили его остаться в столице.

Перед Збарским и Воробьевым стояла непростая задача - создать свой особый метод для сохранения тела вождя, поскольку замораживание для этого не подходило - в то время любая случайность могла привести к размораживанию тканей с последующей безвозвратной их порчей, пишет "Фармацевтический вестник" .

Кроме того, не подходила и древнеегипетская разработка - мумификация, поскольку при этой процедуре не только теряется 70 процентов веса, но и искажаются черты лица.

Тогда ученые решили применить бальзамирование. В создании своего метода они опирались на ранние исследования Николая Мельникова-Разведенкова, который еще в 1896 году предложил оригинальный способ изготовления анатомических препаратов с сохранением их естественной окраски с помощью пропитывания тканей спиртом, глицерином и ацетатом калия.

Ученые на протяжении четырех месяцев трудились, не покладая рук. В итоге Забарскому и Воробьеву удалось решить действительно уникальную задачу - бальзамирование целого тела с полным сохранением объемов, форм и всей клеточной и тканевой структуры.

Перед открытием мавзолея, 26 июля, Воробьев и его команда провели ночь в траурном зале. Харьковский ученый сомневался в своей работе, и непрестанно бранил Збарского, который когда-то уговорил его решиться на это рискованное дело.

Опасения ученых оказались беспочвенными - правительственная комиссия, появившаяся в Мавзолее на следующий день, признала результаты бальзамирования вполне удавшимися.

Стоит отметить, что успех Збарского и Воробьева зависел от работы еще одного человека - архитектора Константина Степановича Мельникова, который создал первый саркофаг для тела Ленина.

Первоначальный проект Мельникова был признан технически трудным. Тогда архитектор в течение месяца разработал еще восемь новых вариантов, один из которых был утвержден. Саркофаг Мельникова стоял в мавзолее вплоть до окончания Великой Отечественной войны.

Эвакуация тела Ленина

Строительство окончательного, каменного варианта Мавзолея началось в 1929 году. В плане он практически повторял деревянный мавзолей, построенный по проекту Щусева. Монументальное сооружение было выполнено в красно-черных тонах из гранита, порфира и черного лабрадора. Над входом буквами из красного кварцита выложена надпись: ЛЕНИН. По обеим сторонам здания вдоль кремлевской стены были сооружены гостевые трибуны на 10 тысяч человек.

Почти семьдесят лет у входа в Мавзолей стоял караул, учрежденный приказом начальника Московского гарнизона.

Тело Ленина оставалось в Мавзолее до июля 1941 года. На период Великой Отечественной войны его пришлось эвакуировать в Тюмень, а по возвращении в Москву в 1945 году для Ленина был построен новый саркофаг, выполненный по проекту Алексея Щусева и скульптора Бориса Яковлева, пишет "Википедия" .

"Покушения" на Мавзолей

Еще в 30-х годах в обществе находились люди, не принимающие и не одобряющие идею сохранения Ленина в Мавзолее. В марте 34-го года Митрофан Никитин, рабочий одного из совхозов в Московской области, пытался выстрелить в забальзамированное тело вождя. Ему помешали быстро среагировавшая охрана. Никитин на месте застрелился, пишет газета "Тихоокеанская звезда" .

При Никитине было обнаружено письмо протестного содержания на имя партии и правительства. В нем были следующие строчки: "Эту весну 1934 года опять очень много людей умрет на почве голода, грязи, от эпидемических болезней… Неужели наши правители, засевшие в Кремле, не видят, что народ не хочет такой жизни, что так жить дальше невозможно, не хватает сил и воли…"

Впоследствии инциденты в Мавзолее повторились. В ноябре 1957 года А. Н. Романов, житель Москвы без определённых занятий, бросил в Мавзолей бутылку с чернилами, но саркофаг не пострадал. Через два года один из посетителей бросил в саркофаг молоток и разбил стекло, однако тело Ленина не было повреждено.

В июле 1960 года произошел гораздо более серьезный инцидент: житель города Фрунзе К.Н. Минибаев вспрыгнул на барьер и ударом ноги разбил стекло саркофага. В результате, осколки стекла повредили кожу забальзамированного тела Ленина. Как показало следствие, намерение разрушить саркофаг Минибаев вынашивал с 1949 года, специально для этого он прилетел в Москву в 1960 году.

Поступок Минибаева стал первым в цепочке инцидентов, произошедших в Мавзолее в 60-х. Через год после него Л. А. Смирнова, проходя мимо саркофага, плюнула в саркофаг, а затем бросила в стекло камень, разбив саркофаг. В апреле 1962 года житель города Павловский Посад пенсионер А. А. Лютиков также бросил камень в саркофаг.

В Мавзолее имел место и террористически акт. В сентябре 67-го года некий Крысанов, житель литовского города Каунас, взорвал начинённый взрывчаткой пояс около входа в Мавзолей. В итоге погиб террорист и еще несколько человек.

В 70-х годах Мавзолей оснастили новейшими приборами и аппаратурой для управления всеми инженерными системами, укрепили конструкции и заменили более 12 тысяч мраморных блоков, пишет cominf.ru .

Однако и после этого инциденты в усыпальнице Ленина не прекратились. В сентябре 1973 года, когда саркофаг Ленина уже был закрыт пуленепробиваемым стеклом, внутри Мавзолея неизвестным было взорвано самодельное взрывное устройство. Преступник и еще одна супружеская пара погибли.

Кто следит за останками Ленина?

За поддержанием прижизненного облика Владимира Ленина в надлежащем состоянии следят сотрудники Учебно-методического центра биомедицинских технологий, входящего во Всероссийский научно-исследовательский институт лекарственных и ароматических растений (НПО ВИЛАР). Перед сотрудниками центра стоит задача регулярно осматривать тело Ленина.

Раз в полтора года специалисты опускают останки в ванну со специальным раствором, используя для этого уникальные стереофотоустановки и приборы. По данным ученых, за последние 20 лет приборы не зарегистрировали каких-либо изменений.

В этом году эта процедура будет проводиться в течение двух месяцев - с 16 февраля по 16 апреля. Все это время Мавзолей работать не будет, пишет "Вечерняя Москва" .

Специалисты “Мавзолейной группы” считают, что тело Ленина сегодня находится в прекрасном состоянии благодаря новейшим достижениям науки, чего не скажешь от костюма на вожде, который время от времени приходится менять.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

Основатель движения методологов Георгий Щедровицкий незадолго до своей смерти, в начале 1994 года прогнозировал, куда движется "Новая Россия". Перестройку он называл "переворотом номенклатуры", но эта номенклатура на способна на создание современного государства. Удел России - быть сырьевым, дискриминируемым придатком Запада.

Однако в отношении постсоветского пространства РФ продолжит играть роль "малого империалиста". Запад оставил РФ как "остаточную империю" для автономного поддержания устойчивости на территории б.СССР Существующая номенклатура не умеет работать с системами, обладающими мышлением и рефлексией. Верно предугадал он и контуры "нового мира": "гражданское общество" и "правовое государство" постепенно уходят, уступая место организованностям иного типа - "интеллектуальным программам", корпорациям и "регионам".

Георгий Щедровицкий с начала своей научной деятельности исповедовал экономический детерминизм, или "классический марксизм" - примат экономики над политикой, базиса и надстройки. После 1991 года он также оставался верен этому принципу, и в 1994 году в своей работе "Поисках форме", вышедшей в сборнике "Иное", говорил о настоящем и будущем России, исходя из такого марксистского анализа.

Блог Толкователя уже писал, что такое методология и на каких принципах она базируется . После смерти Щедровицкого методологи оказались не востребованы властью. Положение изменилось с приходом в администрацию президента таких видных методологов, как глава АП Антон Вайно и первого замглавы АП Сергея Кириенко. Технократический, "моделированный" подход к управленческим системам вновь стал востребованным. А потому ещё более важно посмотреть на идеи основателя методологии Георгия Щедровицкого, чтобы понять, каким видят будущее России последователи его теории и практических методов управления.

Как будет выглядеть Новый Дивный Мир

Щедровицкий ещё в 1994 году - напомню, это пик разрухи России, когда почти никому тут не было дела до визионерства - весьма точно предсказал, как будут выглядеть социально-политические отношения в новом глобализированном мире:

Существенные изменения произошли на рынке труда, где рост значения подготовительных работ (программирования, проектирования, планирования, сценирования), по сравнению с исполнительскими, и общая интеллектуализация мыследеятельности привели к сдвигу от стратегии "продажи" к принципам "аренды" (лизинга) рабочего времени.

Существенно трансформировались отношения между обществом и государством. Роль государственных институтов и концепций государственного суверенитета в решении внутристрановых и межстрановых проблем уменьшилась. Отдельные функции традиционного государства стали передаваться на надгосударственный уровень (уровень коалиций государств и сверхрегионов), а также на уровень территорий (местных органов власти, коммун, муниципий, земель). "Гражданское общество" и "правовое государство", как ведущие персонажи европейского исторического процесса, постепенно "уходят со сцены", уступая место организованностям иного типа: "интеллектуальным программам", корпорациям (сплочённым группам и ассоциациям, использующим корпоративные формы организации) и "регионам". В этих условиях усиливается конкуренция между тремя (по крайней мере) концепциями государственности: правовой, бюрократической и программно-целевой.

Буквально в течение одного столетия изменился ведущий тип политической культуры: от лидерской к партийной и от неё - к программной.

Что такое перестройка

Перефразируя К.Маркса, можно утверждать, что изменения в СССР были вызваны глобальным противоречием между уровнем развития производительных сил, характерных для мирового хозяйства, и уровнем производственных отношений, сложившихся на территории Советского Союза. Грубо говоря, необходимость перестройки диктовалась глубоким отставанием системы производства и потребления, сложившихся в СССР, от образцов, стандартов и форм организации, характерных для мирохозяйственной кооперации конца ХХ века.

Протосубъектом культурно-исторической трансформации выступила отечественная "номенклатура". Именно эта социальная прослойка, уже "почувствовав вкус приватизации" процессов и системы управления (включая существующий государственный аппарат), увидела возможности для реализации своих классовых интересов. Говоря социологическим языком, т.н. "перестройка" представляет собой "переворот", который производится "номенклатурой" (мечтающей стать бюрократией) в целях усиления самой современной бюрократии, и уже в силу этого носит верхушечный характер.

Место России в мире

В современном мировом хозяйстве нет определённого и подготовленного места для России; там нет "пустоты", которую можно было бы заполнить существующей хозяйственно-социальной морфологией. Все рыночные ниши (как актуально существующие, так и потенциальные) уже заняты, все виды непосредственного встраивания в Мировое хозяйство (МХ) через специализацию уже спроектированы и реализуются другими странами и транснациональными корпорациями (ТНК) с опережением на пять-семь, а иногда и более лет. В МХ всё есть и (без России).

Мировые процессы, обретя своего ситуативного представителя-носителя в лице отечественной "номенклатуры" и будучи реализованы в ткани существующей (сложившейся на территории б.СССР за последние 100-150 лет) культурной, социальной и хозяйственной организации, без сомнения, приобретут совершенно новую форму, удивительную и непредсказуемую, которая будет продуктом мутаций.

Существует гигантский адаптационный потенциал постсоветской социальной структуры.

Почему у России не будет места в этом мире

Место" идеологических рамок, обеспечивающих консолидацию властных групп и реализацию самих властных отношений (по отношению к другим социальным группам), сегодня занимает плохо отредактированный набор социал-патриотических и имперских идеологем. Последнее является:

а) закономерным ответом на внешнеполитические вызовы (в том числе, стремлением развитых стран сохранить Российскую Федерацию как "остаточную империю" для автономного поддержания устойчивости на территории б. СССР),

б) результатом осознания гибельности чисто националистических лозунгов для сформировавшейся за последние 300-400 лет транснациональной (мульти-национальной) социальной структуры,

в) а также эффектом рефлексии существующей пространственной организации хозяйственной и политической деятельности на территории России (в частности, значения процессов "освоения" Сибири и Дальнего Востока не только для самой России, но и в геополитической и геоэкономической перспективе).

Сегодня уже достаточно ясно обозначены претензии культурной, хозяйственно-экономической "колонизации" территорий бывшего СССР со стороны США, Европы и стран АТР. Если Россия не сможет в ближайшей перспективе (15-20 лет) стать центром новой (как по форме, так и по содержанию) континентальной консолидации (на Евразийском материке), то она станет ареной действия других континентальных и мировых империй (протоимперий).

Будучи по своему историческому происхождению результатом территориальной экспансии и колонизации, Российская Федерация сегодня не имеет устойчивых границ. Вокруг России формируется новый контур геополитических и геоэкономических напряжений; эти напряжения несут опасность серьёзных и затяжных региональных конфликтов.

Будучи дискриминированной вовне, Россия по отношению к ближайшей периферии и "внутренним колониям" ведет себя как "акула" международной конкуренции.

В конце 1960-х - начале 70-х существовала возможность занять место "новых индустриальных стран", однако она была упущена. Правящая группировка лелеяла надежду, что вторая волна индустриализации в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР) не состоится, а чуть позже - что можно будет проскочить в "клуб" влиятельных стран на гребне мирового сырьевого (и прежде всего энергетического) кризиса. Однако и эти возможности были использованы крайне неэффективно. Сегодня в МХ реально входят только газовая отрасль и некоторые сегменты производства вооружений. Нефтяные ресурсы России в среднесрочной перспективе утратили роль ценности мирового значения (хотя и составляют важный сектор внутреннего хозяйственного комплекса и экономики СНГ), большая часть производств не способна выйти на мировой рынок с конкурентоспособной продукцией. Но даже если это произойдет и российские экспортные отрасли "выйдут" на мировой рынок, это ещё не будет означать полноценного "включения" (участия) в МХ.

Как преодолеть отсталые системы управления Россией

Быть "элитой" сегодня, это ещё не значит контролировать основные каналы и потоки движения "ресурсов"; это значит - целенаправленно включать их в различные мировые и страновые процессы, добиваясь максимально эффективного использования и приращения самой ресурсной базы.

К сожалению, существующая "номенклатура" не имеет необходимой культуры (прежде всего и в основном социально-гуманитарной и философской), соответствующей интеллектуальной и технологической подготовки, не имеет представления о типе протекающих в обществе процессов и не может придать им необходимую скорость и направление.

В частности, это проявляется в неумении работать с массовыми политическими процессами в условиях межпрофессиональной коммуникации, неполной информации, неопределенности и коллективного действия, в условиях инноваций, кризиса; это проявляется в непонимании современных требований к научно-исследовательской и проектной работе, неумении использовать сетевые формы организации, информационные технологии, мобильные корпорации и многофокусные системы управления, характерные для "высоких" форм деятельности и мышления. Существующая "номенклатура", к сожалению, не умеет работать с системами, обладающими мышлением и рефлексией.

Грубо говоря, она попросту неграмотна в социально-гуманитарной области, и "экономизм" (как особая инъекция гуманитарного подхода) не может компенсировать радикального отсутствия комплекса социально-гуманитарного знания и современных антропотехник.

Столкнувшись с описанной выше задачей: вписать распадающуюся и вновь складывающуюся системную целостность России в системную целостность мирохозяйственного и культурного развития мышления и деятельности, номенклатура пасует и стремится подменить эту задачу целым рядом псевдоцелей: поддержкой (стабилизацией) производства, разработкой инвестиционных проектов, "восстановлением" империи или её хозяйственно-политических аналогов, сохранением идеологического контроля над процессами обучения и развития человека.

Кто придёт на смену российской номенклатуре

Кто, какая социальная и профессиональная группа придет на смену номенклатуре, мечтающей стать "бюрократией" и финансово-промышленной олигархией? Какая группа придёт на смену современной бюрократии, приватизировавшей государственный аппарат и финансовую систему в качестве субъекта воспроизводства и развития систем деятельности? Какой ресурс может быть сопоставим по мощности влияния с монополией над распределением финансов и прав? Какова динамика смены ведущего субъекта развития в мировом контексте и в специфических условиях России?

Во-первых, в мировом контексте такая социальная группа (потенциированный субъект развития и воспроизводства) должна владеть наиболее современными технологиями коллективного мышления и решения проблем новыми методами производства и использования знаний; именно "знания" (в широком смысле слова), а не капитал будет играть роль ключевого (замыкающего) ресурса для всей становящейся формации мыследеятельности.

Во-вторых, в России эту миссию сможет взять на себя только та группа, которая одновременно с решением "внутренних" (собственно российских) проблем, сможет поставить и решить мировые проблемы (поставить российские проблемы как мировые).

Для внутренней ситуации это означает, что параллельно с постсоветской "номенклатурой" и финансовой "олигархией" формируется слой свободных профессионалов, создающих рынок имён и рынок квалификаций в различных сферах деятельности. Мы уверены, что на рубеже ХХI столетия сложится популяция "интерлокеров" - стратегических посредников между различными типами знаний и типами (сферами) деятельности. Специфическим способом существования и воспроизводства для данной группы оказывается форма рамочных групп, интенциональных ассоциаций, интеллектуальных корпораций и деловых сетей.

Смена формы (или распад формы) в вышележащем этаже (управления) происходит раньше (в физическом и деятельностном времени), чем в нижележащем.

Чего только не предлагали архитекторы, участвующие в конкурсе на проект гробницы: и маяк в виде Эйфелевой башни, и гигантский глобус со статуей Ленина, и каменный корабль, и мраморную глыбу, по которой ходил паровоз, и даже гигантский небоскреб. Но победила идея Щусева.

Владимир Ильич вечен. Имя его навсегда, на вечные времена вошло в историю России, в историю человечества. Как нам почтить его память? Чем отметить его надгробие? У нас в зодчестве вечен куб. От куба идет все многообразие архитектурного творчества. Позвольте и Мавзолей, который мы будем сейчас воздвигать в память Владимира Ильича, сделать производным от куба.

Правда, этот первый мавзолей был временным и простоял лишь до весны 1924 года. Ко второму временному деревянному Мавзолею уже были пристроены с двух сторон трибуны. Эти формы воссоздали при проектировании третьего и последнего зиккурата. Но построили его уже из железобетона и кирпича, а облицевали гранитом, мрамором, лабрадором, порфиром.

Щусев также стал автором и первого саркофага для тела Ленина. Но его проект признали технически трудным, и архитектор К.С. Мельников в течение месяца разработал и представил 8 новых вариантов.

Выбрали один из саркофагов Мельникова. Он стоял в мавзолее до окончания Великой Отечественной войны. Кстати, на время войны, в июле 1941 года, тело Ленина эвакуировали в Тюмень. Сопровождал русскую мумию академик Збарский с женой и сыном. Им дали отдельное купе, где Збарский с супругой заняли верхние полки, а сын и тело Ленина - нижние.

В Тюмени тело вождя хранилось в нынешнем здании главного корпуса Тюменской государственной сельскохозяйственной академии, на втором этаже в аудитории 15. В апреле 1945 года тело Ленина вернулось в Москву. Но оно плохо перенесло путешествие и покрылось плесенью. Возможно, это случилось потому, что сопровождающие обменивали спирт, выделенный на уход за телом, на маргарин.

Однако мумию восстановили. Тогда же обновили интерьер Мавзолея, и заменили саркофаг Мельникова саркофагом по проекту А.В. Щусева.

В то время казалось, что вскоре наука сделает прорыв, и Ленина оживят. Поэтому для сохранения его тела в конце 1939 года в составе Минздрава СССР появилась научно-исследовательская лаборатория при Мавзолее.

Вопросы температуры и влажности атмосферы саркофага и тела, состав пропитывающих растворов, содержание профилактических мер, цветность кожных покровов, фоторегистрация объемов и рельефа лица и кистей рук, исследование процессов разрушения тканей - вот далеко не полный список задач лабораторией. При этом, чтобы «принять работу» пригласили Надежду Крупскую и брата В.И. Ленина. Увиденное вызвало у них шок: покойный выглядит так, будто умер вчера, а не несколько месяцев назад.

Сотрудники лаборатории также бальзамировали Георгия Димитрова (1949 год, Болгария), маршала Хорлогийна Чойбалсана (1952 год, Монголия), Иосифа Сталина (1953 год, СССР), Клемента Готвальда (1953 год, Чехословакия), Хо Ши Мина (1969 год, Вьетнам), Агостиньо Нето (1979 год, Ангола), президента Кооперативной Республики Гайана Линдон Форбс Бернхема (1985 год, Гайана), Ким Ир Сена (1995 год, КНДР). Сохранились тела лишь четырех забальзамированных вождей - Ленина, Хо Ши Мина, Ким Ир Сена и Мао Цзэдуна.

Способ бальзамирования тела Ленина постоянно совершенствуется: сначала ученые предполагали, что тело вождя будет храниться без изменений всего 20-30 лет, сейчас - уже более 100. Известно, что мумия требует особой вентиляции и температурного режима. Периодически ее обновляют, погружая в специальный раствор, и каждые несколько лет сменяют костюм Ильича. Мало кто из прошлого поколения помнит, что некогда на вожде был не гражданский костюм, а военный френч.

После смерти Иосифа Сталина его тело тоже забальзамировали и поместили в Мавзолей.

Так как плиту необходимого для Мавзолея размера было непросто найти, на уже установленной гранитной плите в 1953 году поверх надписи «Ленин» краской нанесли «Ленин» и «Сталин». По свидетельствам очевидцев, в сильные морозы старая надпись «проступала» сквозь верхний слой. А в 1958 плиту заменили на новую с расположенными друг над другом надписями: «ЛЕНИН» и «СТАЛИН».

Но недолго лежал Сталин в Мавзолее: после развенчания «культа личности» в 1961 году его захоронили в некрополе у Кремлевской стены, а гранитная плита с именем Ленина вернулась на место.

В 1970-х годах в Мавзолее появился пуленепробиваемый саркофаг.

Такие меры предосторожности были неслучайны - на тело Ленина покушались несколько раз. Например, 19 марта 1934 года Митрофан Михайлович Никитин пытался выстрелить в забальзамированное тело вождя, но ему помешали охрана и посетители. Никитин застрелился.

20 марта 1959 года один из посетителей бросил в саркофаг молоток и разбил стекло. Пострадал саркофаг и 14 июля 1960 года, когда житель города Фрунзе К.Н. Минибаев вспрыгнул на барьер и ударом ноги разбил стекло. Тогда осколки повредили кожу забальзамированного тела Ленина.

9 сентября 1961 года Л.А. Смирнова, проходя мимо саркофага, плюнула в него и затем бросила камень, завернутый в носовой платок, сопроводив свои действия ругательствами. Стекло саркофага тогда разбилось, но тело Ленина не пострадало.

В сентябре 1967 года житель Каунаса по фамилии Крысанов взорвал начиненный взрывчаткой пояс около входа в Мавзолей. Террорист и еще несколько человек погибли. А 1 сентября 1973 года неизвестный взорвал самодельное взрывное устройство внутри Мавзолея.

Путеводитель по архитектурным стилям

В обществе нередко поднимают вопрос о захоронении останков Ленина.

Например, в 1994 году под лозунгом «Похороним дело и тело Ленина» на Красной площади проводила несанкционированную акцию партия «Демократический союз». А 20 января 2011 года Владимир Мединский поднял вопрос о выносе тела Ленина из Мавзолея.

Это какая-то нелепая, язычески-некрофильская миссия у нас на Красной площади. Никакого тела Ленина там нет, специалисты знают, что сохранилось порядка 10% от тела, все остальное оттуда уже давно выпотрошено и заменено. Но главное не тело - главное дух. Ленин является предельно спорной политической фигурой и наличие его как центральной фигуры в некрополе в сердце нашей страны - крайняя нелепость. Многих оскорбляют рок-концерты на , но мы даже не задумываемся о том, что в этом двойное кощунство - концерты проходят на территории кладбища. Это уже какой-то сатанизм. И ходим мы по кладбищу.

Представители КПРФ называют свои аргументы в защиту Мавзолея:
- Ленин уже похоронен (тело покоится в гробе-саркофаге на глубине трех метров под землей);
- в других странах также есть мавзолеи известных персон и захоронения в открытом для обозрения саркофаге (например, саркофаг русского хирурга Николая Пирогова, гробница маршала Пилсудского, мавзолей Гранта в Манхеттене, мавзолей Ататюрка в светской Турции, гробница Наполеона);
- не существует указания самого Ленина о том, чтобы его похоронили на Волковском кладбище, но он покоится рядом с вдовой, Надеждой Крупской, и сестрой, прах которых находится в некрополе у Кремлевской стены;
- мавзолей и некрополь героев советской эпохи являются историческими «державными захоронениям» на Красной площади (как и захоронения на территории собора ).

Сейчас Мавзолей открыт для посещения. Доступ в музей и к захоронениям у кремлевской стены бесплатный и осуществляется через контрольно-пропускной пункт у , где производится проверка металлодетектором.
При посещении Мавзолея запрещается иметь при себе фото- и видеоаппаратуру, мобильные телефоны с фотокамерой. Также нельзя проносить с собой сумки, рюкзаки, пакеты, крупные металлические предметы и бутылки с жидкостью.

Говорят что...

...когда спешно готовили котлован для первого Мавзолея, саперы ночью произвели 40 взрывов мерзлой земли у Кремлевской стены. Москвичи тогда сутки гадали, не начался ли переворот в стране. Дальше - больше! Прорвало канализационные трубы, и место для будущего траурного зала затопило фекалиями. Патриарх Тихон тогда глубокомысленно заметил: «По мощам и елей». По иронии судьбы с трех сторон от мавзолея находились общественные туалеты.
...в середине 2011 года в интернете появилось видео, где Ленин приподнялся в саркофаге, затем лег обратно. Сначала никто не воспринял запись всерьез, относя ее к разряду шуток с использованием монтажа. Однако она попала в руки исследователей из Америки по паранормальным явлениям. Запись тщательно исследовали, и ученые сообщили, что не нашли фальсификации.
При этом посетители не раз уже встречали призрак Ленина в Мавзолее. Иногда привидение выходит наружу - прогуляться к могиле жены. А когда на Красной площади проходил концерт Пола Маккартни, призрак Ленина испугался ревущей музыки, присел на корточки и закрыл уши руками.
...Ленин убивает и после смерти: от саркофага из пуленепробиваемого стекла отскакивают пули и ранят тех, кто покушается на тело вождя.
...под саркофагом Ленина замурована голова расстрелянного императора Николая II .
...после строительства трибуны на Мавзолее конструкцию в народе назвали «Пятнадцать человек на сундук мертвеца» .
...Хрущев решил, что на XXII съезде КПСС с предложением о выносе из мавзолея тела Сталина обязательно должен выступить грузин. Это дело поручили Мжаванадзе, но он сразу же «заболел» и на заседание не явился. Тогда с предложением выступил Джавахарнадзе, и вскоре в Грузии сожгли его дом.

Едва ли найдется еще одно такое общество, чьи идеалы воплощены в человеческом прахе. Однако, в Советском Союзе нетленное тело Владимира Ильича Ленина было предназначено для того, чтобы увековечить основной советский идеал: обещание гражданам, что они находятся на верном пути к светлому коммунистическому будущему.

Некоторые верили в это, другие – нет, но, бальзамируя его тело (причем, против его желания), преемники стремились навсегда закрепить его место в центре Москвы и в сердцах советских граждан.

Впервые открытый для посещения 1 августа 1924 года, Мавзолей Ленина стал ключевым символом советской власти, начиная от ауры святости, окружающей останки Ленина, и заканчивая традицией Политбюро представать перед своим народом на вершине этого сооружения в дни важнейших государственных праздников.

Сегодня это непогребенное тело остается одним из сохранившихся элементов советского наследия, воплощая собой неспособность или нежелание России похоронить, наконец, свое коммунистическое прошлое.

Был ли Ленин преступником, идеологом, или он так давно умер, что это уже не имеет значения? Более 20 процентов россиян (и, вероятно, многие из тех, кто эмигрировал из России) считают, что справедлива первая из характеристик, причем некоторые выражают свое мнение в радикальной форме.

В январе 2015 года двое мужчин окропили мавзолей жидкостью, которую они называли «святой водой», утверждая, что необходимо избавить Россию от советского прошлого. Позже в том же 2015 году еще один человек разделся донага и улегся на ледяных булыжниках перед мавзолеем, требуя, чтобы тело Ленина «поделилось своим жильем».

Тем не менее, для большинства россиян это является чем-то отвратительным или чем-то таким, о чем они вообще не думают, за исключением случаев, когда их об этом спрашивают социологи. На основе данных ВЦИОМ, опубликованных в 2017 году, можно сделать вывод, что 38 процентов опрошенных считают неправильным и неестественным, что тело остается в Мавзолее, 39 процентов воспринимают его как обычный туристический объект, и лишь 18 процентов заявляют, что тело лидера по праву находится на Красной площади. Что же касается судьбы тела, 32 процента хотели бы, чтобы Ленин был немедленно похоронен, 31 процент также хотят, чтобы его похоронили, но лишь после того, как уйдет поколение, для которого Ленин дорог, и еще 31 процент полагают, что тело должно оставаться в Мавзолее всегда.

Ленин вызывает у россиян определенную ностальгию, но он не привлекает их повседневного внимания. Так, опрос Левада-центра в 2017 году показал, что большинство россиян (34 процента) безразлично относятся к этой фигуре, еще 26 процентов заявили, что воспринимают его с уважением и 14 процентов испытывают симпатию.

Хотя 56 процентов сказали, что Ленин сыграл абсолютно или в основном позитивную роль в российской истории (в 2006 году таких респондентов было 40 процентов), гораздо меньше оказалось таких, кто смог дать конкретные ответы о том, в чем именно эта роль заключалась.

Тем не менее, для тех русских, кто сохранил позитивное отношение к Ленину, его память обладает определенной идеологической силой, как и сама советская доктрина.

В советские годы ученые, которые отвечали за сохранение тела Ленина, назывались «комиссией по увековечению памяти Ленина». Иными словами, бессмертие памяти Ленина фактически приравнивалось к сохранению его внешнего вида.

В то время как бальзамирующие средства предотвращали физическое разложение, поддерживая внешнюю форму тела, пропаганда, со своей стороны, неустанно стремилась доказать, что его идеалы также оставались незыблемыми. Будущее рассматривалось из 1924 года, то есть с момента его смерти.

Эта канонизация началась еще до того, как он был забальзамирован. Похоронные ритуалы были призваны объединить население в трауре, который стал для многих русских первым участием в политике нового государства.

Поскольку преобладающие чувства нынешних россиян по отношению к Ленину – безразличие и ностальгия, а относительно его похорон мнение населения почти поровну разделилось на «сейчас», «позже» и «никогда», скорее всего, следующий шаг Кремля – не делать ровным счетом ничего. Это вполне соответствует политике правительства, которое использует прошлое, чтобы показать неизменное величие России.

Наилучшим примером этого является вовсе не Ленин. Это Сталин, который остается более живым в культурной памяти россиян. Хотя его тело в 1961 году было перенесено со своего места в Мавзолее рядом с Лениным, в постсоветские годы многие граждане страны стали вспоминать его с все более теплыми чувствами. Этот процесс достиг исторического максимума в прошлом году, когда он возглавил список самых выдающихся исторических деятелей России.

Возвращение популярности Сталина согласуется с растущей помпезностью и пышностью церемоний, связанных с победой во Второй мировой войне, которая стала любимым инструментом Кремля, предназначенным для поощрения патриотических настроений. Масштабы жертв и гордость победы остаются важнейшими факторами в культурной памяти россиян. Соответственно, в глазах многих из них восприятие Сталина как победителя фашизма вытесняет образ диктатора, убившего миллионы сограждан.

Исключительно жестокий правитель, и в то же время тот, кто принес военную победу и обеспечил беспрецедентное величие России, является с точки зрения нынешнего руководства более безопасной фигурой для популяризации, чем отец-основатель большевизма.

Ведь политика Ленина не только угрожала порой тому, что является святая святых для Путина, то есть единству России и ее территориальной целостности, как утверждал заместитель директора Института Кеннана Уильям Померанц. Более того, как один из самых известных в истории сторонников революции, Владимир Ленин вряд ли подходит в качестве образца для президента, чья популярность зиждется на идее, что он восстановил стабильность в России после революционного хаоса девяностых годов.

Тем не менее, Путин признает символическое значение сохранения тела Ленина для многих россиян, в том числе, как это ни парадоксально, тех, кто с ностальгией относится к советскому прошлому. Как пишет автор книги «Путинизм» Анна Арутюнян, «такая эмоциональная акция, как захоронение, могла бы нанести ущерб власти, спровоцировав рост поддержки коммунистической партии, вместо ее сокращения.

Перенос тела Ленина с большей вероятностью способен вызвать волнения в обществе, нежели его дальнейшее присутствие в Мавзолее. Таких людей, кто кропит его святой водой или требует, чтобы их пустили туда жить, в конце концов, единицы. И накануне президентских выборов, которые состоятся в 2018 году, Путин хочет избежать любых общественных потрясений. Позволяя Ленину оставаться на Красной площади, Путин никого не отталкивает от себя и сохраняет статус-кво, от которого для него столь многое зависит.

Продолжающаяся опора Кремля на советскую символику порождает двусмысленное восприятие этого периода, отмеченного, с одной стороны, массовыми репрессиями, а с другой – мировым влиянием и превосходством.

Используя в своих целях чувство скорби об утраченном величии, присущее многим россиянам, нынешнее правительство не позволяет народу на самом деле расстаться со своим прошлым. Отказ от недвусмысленного прощания с советскими «иконами», даже с трупом 93-летней давности, показывает, что хотя политика, возможно, изменилась после распада Советского Союза, лидеры полагаются не на политику, а на символы, которые остаются одним из инструментов сохранения их власти.

В истории России редко случалось так, что власть передавалась мирным путем. Сегодня правительство Путина, используя тело вождя революции как символ преемственности и стабильности, обеспечивает себе место на вершине власти в России, где царят пассивность и безразличие.

Сохраняя бессмертные останки Ленина в центре Москвы, нынешние лидеры позволяют обществу испытывать ностальгию по Ленину, однако ленинизм и революционные идеи в целом они держат в таком же забальзамированном и безопасном состоянии, как и тело вождя мирового пролетариата.


Подпишитесь на нас