Что входит в обязанности преподавателя вуза. Требования к квалификации

Во многом профессия преподавателя схожа со школьным учителем и связана с обучением, с разницей лишь в уровне учебного заведения: один обучает студентов, другой — школьников.

Однако задачи преподавателя, как правило, значительно шире. Помимо обучения преподаватель занимается ведением научно-исследовательской работы, пишет статьи по своей специализации, помогает в создании учебных пособий, участвует в научных мероприятиях и многое другое. Также он может заниматься административной деятельностью.

Места работы

Должность преподавателя имеется во всех вузах, учебных заведениях профессионального образования — колледжах, училищах, техникумах, а также в коммерческих учебных центрах. Немало преподавателей занимается и подготовкой абитуриентов к вступительным экзаменам, то есть репетиторством.

Обязанности преподавателя

Как правило, должностные обязанности преподавателя выглядят просто:

  • чтение лекций;
  • проведение лабораторных и практических занятий;
  • тестирование учеников (в том числе создание тестов);
  • проведение промежуточных и итоговых аттестаций (прием зачетов и экзаменов).

Также в функции преподавателя может входить проведение семинаров, участие в конференциях в качестве докладчика, а также некоторые задачи методиста — составление учебных планов, методических пособий. Ведение научной деятельности не является требованием, но сильно влияет на положение и карьеру преподавателя.

Требования к преподавателю

Стандартные требования к преподавателю таковы:

  • высшее профессиональное образование по специальности;
  • знание современных методик обучения;
  • опыт преподавательской деятельности;
  • умение ладить с людьми, корректность в общении;

В некоторых учебных заведениях требуется знание иностранных языков, нормативных актов и положений. Наличие ученой степени и (или) звания рассматривается как сильное преимущество.

Образец резюме преподавателя

Как стать преподавателем

Стать преподавателем можно только при наличии законченного высшего профильного образования, хотя иногда к проведению занятий допускают и студентов последних курсов. Однако хочется сказать, что хорошим преподавателем становятся, а не рождаются. На этом пути потребуется опыт обучения, создания своих методик и их оттачивания, постоянного самообучения и создания из себя эксперта высшей категории.

Зарплата преподавателя

В настоящее время заработная плата преподавателя высокой не является и колеблется от 20 до 40 тысяч рублей в месяц. Ее уровень зависит от типа учебного заведения, его государственного или негосударственного статуса, стажа работника, наличия у него ученого звания или степени и прочих факторов. При этом средняя зарплата преподавателя по стране составляет около 22 тысяч рублей в месяц, что существенно ниже среднероссийского уровня.

Разумеется, многие специалисты берут дополнительную нагрузку, включая административную и репетиторскую. Благодаря этому преподаватели зарабатывают больше, но как это влияет на качество их работы неизвестно.

I. Общие положения

1. Преподаватель ВУЗа относится к профессорско-преподавательскому составу.
2. На должность преподавателя ВУЗа назначается лицо, имеющее высшее образование (без предъявления требования к стажу работы; стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет - на должность старшего преподавателя) и ученую степень кандидата наук.
3. Назначение на должность преподавателя ВУЗа и освобождение от нее производится приказом ректора по представлению _______________.
4. Преподаватель ВУЗа должен знать:

4.1. Конституцию Российской Федерации.
4.2. Законы Российской Федерации, постановления и решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования.
4.3. Требования государственных образовательных стандартов.
4.4. Содержание и принципы организации обучения по преподаваемому предмету.
4.5. Основные технологические процессы и приемы работы по профилю специальности.
4.6. Педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения.
4.7. Современные формы и методы обучения и воспитания студентов.
4.8. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

5. Преподаватель ВУЗа подчиняется непосредственно (заведующему кафедрой; иному должностному лицу)
6. На время отсутствия преподавателя ВУЗа (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом (ректора; проректора по учебной части) Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности преподавателя ВУЗа

Преподаватель ВУЗа:

1. Проводит обучение студентов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.
2. Обеспечивает высокую эффективность педагогического процесса, развивает у студентов самостоятельность, инициативу, творческие способности.
3. Использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые педагогические технологии, способствующие лучшему усвоению студентами необходимых теоретических и практических знаний по специальности, а также формированию навыков аналитической работы.
4. Формирует у студентов профессиональные умения, подготавливает их к применению полученных знаний в практической деятельности.
5. Участвует в разработке образовательных программ, несет ответственность за их реализацию в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество подготовки выпускников.
6. Осуществляет:

6.1. Чтение лекций.
6.2. Проведение практических занятий, семинаров, итоговых собеседований, коллоквиумов, имитационных игр, тестирования, самостоятельных занятий.
6.3. Прием и проверку курсовых работ, рефератов, письменных контрольных работ, структурированных проблемных сочинений, эссе, выпускных квалификационных (дипломных) работ.
6.4. Прием зачетов, дифференцированных зачетов, экзаменов.
6.5. Планирование самостоятельной работы студентов и руководство такой работой.

7. Дает консультации студентам в специально отведенные часы.
8. Принимает участие в разработке программ производственной и преддипломной практики.
9. Несет ответственность за качество подготовки выпускников.
10. Организует научно-исследовательскую работу, обеспечивающую высокий научный уровень образования, осуществляет руководство этой работой и вовлекает в нее студентов.
11. Принимает участие в собраниях преподавателей и в других формах учебно-методической деятельности.
12. Принимает участие в подготовке программ и необходимых учебных и методических материалов.
13. Поддерживает учебную дисциплину, контролирует режим посещения занятий.
14. Соблюдает Устав и правила внутреннего трудового распорядка.
15. Бережно относится к духовным и материальным ценностям (института, университета.) и его подразделений
16. Повышает свой научно-теоретический уровень.
17. Совершенствует практический опыт, профессиональную квалификацию, педагогическое мастерство.
18. Соблюдает права и свободы студентов, уважает права и личное достоинство будущих специалистов, проявляет заботу об их культурном развитии.
19. Следует общепринятым нравственным и этическим нормам.

III. Права преподавателя ВУЗа

Преподаватель ВУЗа имеет право:

1. Определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами.
2. Самостоятельно определять педагогически оправданные методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие его индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса.
3. Выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие мерам безопасности.
4. Избирать и быть избранными в Ученый совет (института; университета;факультета)
5. Участвовать в обсуждении и решении вопросов деятельности (института, университета)
6. Занимать выборные должности заведующего кафедрой, декана, а также должности заместителя декана, заведующего отделением, аспирантурой, практикой, начальника учебного отдела и др.
7. Запрашивать от руководителей структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
8. Бесплатно пользоваться услугами библиотек, вычислительных центров, информационных фондов учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых, лечебных (института, университета) и других структурных подразделений (института, университета)
9. Требовать от администрации (института, университета) организационного и материально-технического обеспечения своей деятельности, а также оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
10. Требовать от администрации юридического закрепления (института, университета) авторства на объекты промышленной и интеллектуальной собственности
11. Обжаловать приказы и распоряжения администрации в установленном (института, университета) законодательством порядке.

IV. Ответственность преподавателя ВУЗа

Преподаватель ВУЗа несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция преподавателя ВУЗа разработана в соответствии с ____________________________.

Если вы были студентом, слова "ректор", "декан", "профессор", "доцент" гарантированно вызовут у вас ностальгию и трепет. А объяснить эти термины «человеку-нестуденту» весьма трудно. Однако многие забывают еще об одной должности, которая есть в каждом вузе, - старшем преподавателе. Разобраться в его функциях непросто. Чем отличается старший преподаватель от преподавателя? А как он связан с доцентом? Попробуем ответить на все эти вопросы.

Кого берем?

Должность старшего преподавателя может занять человек с высшим профессиональным образованием и стажем научной и педагогической работы 3 года и более. Если же соискатель уже обладает степенью кандидата наук, стаж может быть меньше - 1 год.

Любой старший преподаватель вуза прикреплен к определенной кафедре, в зависимости от своей специализации. Соответственно, вся его деятельность связана с ее работой.

Теоретические знания и подготовка старшего преподавателя

  1. Как и всякий государственный работник, преподаватель должен ориентироваться в Конституции своей страны, основных законах и нормативно-правовых актах, связанных с образованием и воспитанием.
  2. Знать теорию и практические методы управления системами образования (как потенциальный декан или даже ректор); государственные стандарты среднего профессионального и высшего образования.
  3. Преподаватель обязан владеть знаниями о планировании и ведении учебной документации, организации методической и научной работы.
  4. Каждый работник образования должен быть в курсе текущего состояния научной отрасли своей кафедры, изучать инновации и актуальные теории.
  5. Знание и применение на практике методов педагогики, психологии и культуры общения обязательно для старшего преподавателя.
  6. Владение основной информацией по физиологии, оказание первой помощи и гигиены необходимо каждому, кто в процессе работы общается с большим количеством людей. Старший преподаватель - одна из таких должностей.
  7. Основы административного законодательства, правила пожарной безопасности и охраны труда - неотъемлемая часть того, о чем никогда не должен забывать любой добросовестный работник, в том числе и сотрудник вуза.

Таким образом, в своей профессиональной деятельности старший преподаватель вуза руководствуется законодательством своей страны, законом об образовании, образовательными стандартами и учебными программами по предмету. Университетский устав и коллективный договор напрямую влияют на его должностные обязанности. Любые положения о факультете и кафедре, равно как и распоряжения ректора и проректоров, также определяют деятельность старшего преподавателя.

Служебная иерархия

Старший преподаватель кафедры по своей должности находится между преподавателем и доцентом. Отсюда проистекают и его обязанности - координация работы преподавателей, их консультация по учебным и научным вопросам, распределение мелких обязанностей и поручений. Вместе с тем он является ближайшим помощником заведующего кафедрой, берет на себя решение организационных вопросов, научные работы и организацию практики студентов. То, что предлагает доцент, старший преподаватель уполномочен развить и углубить.

Основные должностные обязанности

Их определяют должностные инструкции старшего преподавателя в каждом конкретном вузе. Однако существуют общие требования ко всем специалистам, вне зависимости от их места работы.

  • Старший преподаватель обязан организовывать и проводить учебно-методическую работу в соответствии с индивидуальным планом.
  • Активно участвовать в научной своей кафедры.
  • Составлять и разрабатывать для кафедры учебные планы и программы.
  • Обеспечивать формирование всех необходимых компетенций студентов, обеспечивающих их высокий уровень как специалистов.
  • На должном уровне преподавать материал и контролировать качество занятий, проводимых преподавателями кафедры.
  • Решать вопросы с студентов.
  • Контролировать качество методического обеспечения на кафедре, разрабатывать собственные пособия.
  • Вести активную научно-исследовательскую работу, курировать студентов, пишущих курсовые и дипломные работы на базе кафедры.
  • Принимать участие в абитуриентов.
  • Консультировать и оказывать методическую помощь молодым преподавателям кафедры.

  • Обеспечивать работу научно-методической комиссии по той или иной специализации.
  • Совершенствовать и обновлять материально-техническую базу кафедры.
  • Пропагандировать всестороннее обучение, приобретение научно-технических, общесоциальных, гуманитарных, экономических и юридических знаний.
  • Контролировать выполнение студентами домашних заданий, лабораторных и практических работ.
  • Контролировать соблюдение учащимися правил поведения и противопожарной безопасности.
  • Проводить воспитательные мероприятия среди студентов.
  • Принимать активное участие при подготовке учебных, учебно-методических пособий, рабочих программ.

Если старший преподаватель в рамках выполнения должностных обязанностей создал объект интеллектуальной собственности (учебное пособие, монографию), университет имеет полное право на его использование. Плоды умственного труда всегда оцениваются по достоинству.

На что имеет право старший преподаватель?

Стаж и достаточный объем научно-педагогической работы позволяют преподавателю баллотироваться в Ученый совет вуза или отдельного факультета.

Также он может предлагать заведующему кафедрой поправки плана работы кафедры, изменение учебной документации и пособий.

Совершенствование всех видов работ кафедры (от учебной до исследовательской) также находится среди прав этого специалиста.

При возникновении конфликтных ситуаций старший преподаватель, как и любой сотрудник, может запросить у руководителей или в иных инстанциях документы, регулирующие его права и обязанности. Защита своих идей и интересов - неотъемлемая черта работы в любом вузе.

Старший преподаватель волен выбирать оптимальные методики преподавания, учебные пособия и материалы, методы оценки знаний. Однако все это должно быть утверждено деканатом и ректоратом вуза.

Безусловно, использование всех библиотечных фондов, обслуживающих подразделений вуза также является правом любого преподавателя.

При веских причинах и способности подкрепить свою точку зрения фактами, старший преподаватель может оспорить приказ либо распоряжение заведующего кафедрой, декана либо ректора вуза.

Груз ответственности

Многообразие обязанностей навлекает на старшего преподавателя большую ответственность по нескольким пунктам:

  • Недостаточный уровень организации и выполнения учебной и учебно-методической работы на кафедре.
  • Меньший объем проведенных занятий по сравнению с планированием.
  • Недостаточно высокие требования к подготовке студентов при выполнении ими контрольных, курсовых и дипломных работ.
  • Несоответствие учебных занятий расписанию, утвержденному ректоратом.
  • Административные и уголовные правонарушения в пределах действующего законодательства.
  • Причинение материального ущерба как кафедре, так и студентам.
  • Невыполнение обязанностей, прописанных в Уставе вуза, действующих правовых актах и должностной инструкции преподавателя.

Перспективы развития

При активной работе и серьезном отношении к своему непростому делу старший преподаватель вполне может рассчитывать на должность доцента. Чтобы ее занять, сотруднику необходимо иметь необходимую квалификацию, подтвержденную научными публикациями, опытом научно-педагогической работы в вузе, рекомендациями сотрудников кафедры. Вопрос о таком назначении решает руководитель кафедры - он рекомендует кандидата Ученому совету и ректорату. Заседание Ученого совета вуза решает, стоит ли продвигать старшего преподавателя вверх по непростой карьерной лестнице.

Непростая и многогранная должность в разных учреждениях имеет свою специфику. В учреждениях образования, физкультуры и спорта основная деятельность старшего преподавателя совмещается с его тренерскими обязанностями. Организация учебного процесса неразрывно связана с организацией плодотворных тренировок. Для старшего тренера-преподавателя обязательно профессиональное образование и стаж не менее двух лет. Также к списку требований относится дееспособность, отсутствие судимостей и проблем со здоровьем.

Старший тренер-преподаватель должен знать методику изложения материала, а также особенности физического развития разных возрастных групп учащихся. Также он должен быть в курсе новейших методов спортивной подготовки, диагностики конфликтных ситуаций. Обоснование своей позиции и работа с родителями воспитанников - важный навык успешного тренера-преподавателя.

Главные обязанности включают в себя:

  • Отбор наиболее перспективных воспитанников.
  • Их дальнейшее спортивное совершенствование.
  • Учебно-тренировочная и
  • Проведение теоретических занятий.
  • Анализ достижений каждого воспитанника.
  • Обеспечение повышения уровня общефизической, теоретической, моральной, волевой и технической подготовки воспитанников.
  • Профилактическая работа против допинга.
  • Обеспечение охраны жизни и здоровья во время образовательно-тренировочного процесса.
  • Общая координация консультации и методическая помощь.

Права старшего тренера-преподавателя совпадают с отмеченными ранее.

А как у них?

В странах Западной Европы аналогом должности старшего преподавателя является Senior Lecturer (старший лектор). В США эта должность называется Associate Professor. В целом, права и обязанности старшего лектора совпадают с описанными ранее. Многие западные университеты делают упор на творческий характер работы старшего преподавателя, его активное служение обществу в целом.

Коротко о главном

Наставник, воспитатель, куратор, научный руководитель - старший преподаватель действительно должен быть мастером на все руки. Талант к преподаванию должен совмещаться в таком человеке с огромным энтузиазмом и работоспособностью. Плох тот старший преподаватель, у которого в мечтах нет пункта «стать доцентом», а потом и «стать профессором».

Добавлен на сайт:

Должностная инструкция преподавателя ВУЗа [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Преподаватель ВУЗа относится к профессорско-преподавательскому составу и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность преподавателя ВУЗа принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательной организации не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук - без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность преподавателя ВУЗа в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

Не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

Не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

Не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

Не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

Не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Преподаватель ВУЗа должен знать:

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования;

Локальные нормативные акты образовательной организации;

Образовательные стандарты по соответствующим программам высшего образования;

Теорию и методы управления образовательными системами;

Порядок составления учебных планов;

Правила ведения документации по учебной работе;

Основы педагогики, физиологии, психологии;

Методику профессионального обучения;

Современные формы и методы обучения и воспитания;

Методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;

Требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах;

Основы экологии, права, социологии;

Правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Преподаватель ВУЗа назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

Преподаватель ВУЗа:

2.1. Организует и проводит учебную и учебно-методическую работу по всем видам учебных занятий, за исключением чтения лекций.

2.2. Участвует в научно-исследовательской работе кафедры, иного подразделения образовательной организации.

2.3. Обеспечивает выполнение учебных планов и программ.

2.4. Под руководством профессора, доцента или старшего преподавателя разрабатывает или принимает участие в разработке методических пособий по видам проводимых занятий и учебной работы, организует и планирует методическое и техническое обеспечение учебных занятий.

2.5. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников.

2.6. Принимает участие в воспитательной работе с обучающимися (студентами, слушателями), в организации их научно-исследовательской работы, в профессиональной ориентации школьников, в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению, развитию, обеспечению и совершенствованию материально-технической базы учебного процесса, обеспечению учебных подразделений и лабораторий оборудованием. Контролирует и проверяет выполнение обучающимися (студентами, слушателями) домашних заданий.

2.7. Контролирует соблюдение обучающимися (студентами, слушателями) правил по охране труда и пожарной безопасности при проведении учебных занятий, выполнении лабораторных работ и практических занятий.

2.8. Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, иных мероприятиях образовательной организации.

2.9. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Преподаватель ВУЗа имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

На сокращенную продолжительность рабочего времени;

На дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

На ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

На длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

На предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

На предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

На предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Самостоятельно определять педагогически оправданные методы и средства обучения, наиболее полно обеспечивающие высокое качество учебного процесса.

3.3. Участвовать в обсуждении вопросов деятельности [института, университета] и вносить на рассмотрение администрации предложения по совершенствованию работы, предусмотренной настоящей инструкцией.

3.4. Занимать выборные должности (заведующего кафедрой, декана, а также должности заместителя декана, заведующего отделением, аспирантурой, практикой, начальника учебного отдела и др.).

3.5. Запрашивать у руководителей структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.6. Требовать от администрации [института, университета] организационного и материально-технического обеспечения своей деятельности, а также оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.7. Обжаловать приказы и распоряжения администрации [института, университета] в установленном законодательством порядке.

3.8. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством ].

4. Ответственность

Преподаватель ВУЗа несет ответственность:

4.1. За нарушение устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]