Каллиграфия для новичков. Что такое техника искусственной каллиграфии и как правильно обращаться с инструментами

Студия Dotorg знает, чем вдохновить своего шрифтового друга. Экспериментально или красиво — третьего не дано, и не надо. В этот раз в референсах — Доялд Янг. Где-то внутри затрубили фанфары: будем делать красоту!

Слева направо: два референса — работы Эммели Лора и Доялда Янга (1926-2011); ещё одна работа любимого дизайнера и он сам.

Инструменты для эскизов

Иногда я начинаю с карандашных эскизов скелета, иногда сразу работаю тру-инструментами. Есть и третий подход, когда тру-инструменты имитируются инструментами попроще (карандашом, линером). Я его не очень люблю: зная наизусть поведение пера или кисти, его можно убедительно воспроизвести, но интересные случайности и находки пройдут мимо.

Мне был нужен сильный контраст, и я взяла брашпен.

Нетривиальная кириллица

Вечная проблема любой надписи на русском: как сохранить ритмичность и не получить забор. Многие дизайнеры считают кириллицу невыносимой — действительно, в ней не так много букв с выносными элементами и особенно не хватает верхних. Чтобы глазу было за что зацепиться, я стараюсь делать выносные элементы у всех букв, которые это позволяют: ж, я в конце слова, иногда выношу за пределы основных линий г. Там, где есть выбор: д, р — выношу вверх.

Отрисовка

Отсканированные и выровненные эскизы я ещё немного дорабатываю, увеличиваю и печатаю крупно. Перевожу на тонкую бумагу и карандашом начинаю отрисовывать всё в деталях. Отдельные фрагменты прорабатываю ещё раз на кальке.

С карандашом и любым другим живым инструментом в руке я чувствую себя живописцем, бросающим краски на холст. Но эмоции — враг всех чистовиков:) Поэтому с бумагой я заканчиваю, когда о надписи, местами грязной и размытой, можно сказать: «Она мне нравится!». В векторе я буду многое менять, сравнивать варианты. Там мой внутренний перфекционист возьмёт своё.

Готовые шрифты от сомнений

Я люблю рисовать буквы с нуля, но иногда готовые шрифты помогают проработать некоторые детали. В этот раз я стала сомневаться в том, как нарастить толщину в д, на какой высоте закончить первый штрих в букве з. Я нашла кириллическую версию прекрасного шрифта — Roundhand, посмотрела, как эти буквы выглядят там, и получила много ценных советов. Спасибо, Паратайп!

Ортодоксальный векторинг

Беру перо и рисую кривые. Точки в экстремумах: запад, север, восток, юг. Усы лежат горизонтально, или вертикально, или параллельно направляющим. А теперь двигаю, двигаю, двигаю. Отражаю по вертикали, отражаю по горизонтали. Чёрно на белом, белое на чёрном. Двигаю, двигаю, двигаю.

При первых признаках обсессивно-компульсивного расстройства вспоминаю Джеймса Викторе и его Feck Perfuction: https://youtu.be/SVw5e6EYFUg

Финал

Печатаю, нюхаю, смотрю издалека.

Смотрю на распечатку свежим взглядом, делаю заметки. Возвращаюсь в файл, исправляю кое-какие детали. Покруглее тут, поострее там… где ты, Джеймс?!

Сдаю финальную версию . Сегодня мне не будут сниться скачущие с шагом в полпикселя точки. Если, конечно, вам срочно не понадобится какая-нибудь красивая или экспериментальная надпись! ;)

Каллиграфия шариковой ручкой не считается искусством, но освоение ее основ позволяет выработать красивый, аккуратный почерк. Научиться писать каллиграфическим почерком можно самостоятельно. Для этого достаточно регулярно выполнять необходимые упражнения и соблюдать определенные правила.

Искусство каллиграфии

Опытные каллиграфы не признают шариковую ручку пригодной для этого вида искусства. Тем не менее каллиграфия шариковой ручкой в последнее время довольно широко используется. В такой технике часто создаются пригласительные билеты, открытки, оформляются блокноты или фотоальбомы. Подобные занятия также помогут научиться писать красивым, каллиграфическим почерком.

Бывает, человеку не нравится то, как он пишет или же родители недовольны почерком своего ребенка. Это легко исправить самостоятельно. Больших временных затрат процесс не потребует, а результат будет заметен спустя буквально несколько дней тренировок.

Такая «поддельная каллиграфия» позволяет исправить недостатки почерка в любом возрасте, а кроме того, дает возможность освоить базовые навыки для дальнейших занятий этим древним искусством.

Как научиться писать красиво?

Чтобы изменить свой почерк, нужно запастись терпением и усидчивостью. Речь идет не о том, что на это потребуется много времени, а о том, что сами упражнения требуют кропотливой, монотонной работы, неспешности, на которую способны не все. Прежде всего, нужно определить, насколько свободны движения руки при письме. Для этого надо посмотреть на следующие особенности:

  • наличие украшений букв (всевозможных завитушек, подчеркиваний и тому подобное);
  • интервалы между буквами и строками;
  • грифельные штрихи.

Если рука во время писания слишком напряжена, буквы будут получаться разного размера, угловатые, расстояние между ними тоже будет неравномерным, да и рука устанет достаточно быстро. Чтобы рукописный текст выглядел красиво и изящно, буквы должны быть ровными, округлыми, плавными, интервалы – одинаковыми. Для этого нужно стараться работать не только кистью и пальцами, но и всей рукой, включая плечо.

Гимнастика для рук – первый и очень важный этап. Памятное с детства «мы писали, мы писали, наши пальчики устали» позволит размять пальцы. Не стоит забывать и обо всей кисти руки целиком, запястье, плече.

После того как руки «приведены в боевую готовность», можно приступать непосредственно к упражнениям.

  • Для начинающих хорошо подойдут обычные школьные прописи. Представленные там буквы надо не просто механически копировать. Их разбивают на отдельные составляющие с тем, чтобы проще было понять, какие из элементов вызывают наибольшие трудности для написания, и уделить им особое внимание.
  • Выписывать буквы нужно плавно, не торопясь, добиваясь наиболее точного воспроизведения. Не переходя к словам, а тем более – целым предложениям, нужно сначала научиться красиво писать алфавит, уделить внимание заглавным буквам.
  • Как только воспроизведение букв на маленькой скорости начнет получаться, нужно увеличить темп письма – это позволит добиться автоматизма в движениях. Человек, занимающийся письмом, не задумывается над тем, как он пишет и какие действия производит. Для того чтобы новый почерк «прижился», приобретенные навыки должны быть отточены до такого же уровня.
  • Выполняя упражнения, нужно следить за размером букв (он должен быть одинаковым), их наклоном, окончаниями слов (которые так и норовят «съехать» вверх или вниз), расстоянием между словами, а также за знаками препинания. Их тоже необходимо будет научиться выводить по-новому.
  • Во время тренировок можно пользоваться обычной шариковой ручкой, гелевой или перьевой, можно взять простой карандаш – кому что больше по душе. Инструменты выбираются самостоятельно исходя из личных предпочтений.

Основные правила

Чтобы сделать свой почерк красивым, нужно следовать определенным правилам:

  • правильная посадка: спина прямая, руки (за исключением локтей) лежат на столе, голова слегка наклонена вперед, так, чтобы между глазами и бумагой было не менее 30 см;
  • ручку следует держать тремя пальцами не ближе (и не дальше) чем за полтора сантиметра до стержня;
  • регулярные тренировки: 10-30 минут каждый день;
  • повторять упражнения медленно, без спешки.

Соблюдение этих несложных требований позволит выработать изящный каллиграфический почерк в любом возрасте.

Несмотря на тотальную компьютеризацию, спрос на каллиграфические, сделанные вручную надписи не уменьшается, а, наоборот, растет. Может быть, дело в том, что русский язык «живет» только в рукописных текстах, которые передают его душу? Возможно. Так или иначе, искусство каллиграфии не только не сдает своих позиций, но и завоевывает все новых фанатов, которые готовы учиться писать заново, только бы освоить эту древнюю технику.

Базовые упражнения по каллиграфии смотрите в следующем видео.

Каллиграф - художник, владеющий искусством красивого письма. Профессия подходит тем, кого интересует рисование (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Каллиграфия - искусство красивого письма, вид изобразительного искусства.

Если специалист не только владеет каллиграфическим почерком, но и искусством рисовальщика, иллюстратора, может сам разработать шрифт, его называют художником-каллиграфом, художником шрифта. Обычно каллиграфию как одно из оформительских средств используют художники-графики, оформители.

До распространения книгопечатания искусство каллиграфии имело особое значение и в европейской, и в восточной культуре. Переписчики книг стремились, чтобы буквы получались не только удобочитаемыми, но и красивыми. Разрабатывали и осваивали шрифты, выверенные до мелочей. Выразительность литер придавала текстам дополнительную эстетическую ценность. И даже компенсировало отсутствие иллюстраций.

Например, в исламских странах, где изображение человека было под запретом, на основе каллиграфии создавались богатейшие орнаментные композиции, включающие растительные, геометрические и даже изобразительные элементы.

Когда появились типографии, каллиграфия оставалась востребована при переписывании и оформлении документов, а также как декоративный приём.

Со временем документы стали печататься на печатной машинке, а потом и на компьютере. В обыденной жизни важна не красота почерка, а умение писать быстро и разборчиво. Каллиграфия утратила практическое значение и окончательно перешла в разряд декоративного искусства.

Каллиграфией по-прежнему владеют гравёры, художники-оформители, иллюстраторы и т.д.

В чистом виде каллиграфия применяется всё реже, её вытесняет оперативная компьютерная печать с возможностью выбрать любой понравившийся шрифт. Правда, разрабатывают эти шрифты, опять-таки, художники-каллиграфы.

Также каллиграфы оформляют списки, гостевые карточки для торжественных приёмов и пресс-конференций, оформляют приглашения, поздравительные адреса и пр.

Надпись, выполненная каллиграфом, всегда уникальна, т.к. существует в единственном экземпляре. Поэтому, получив по почте свадебное приглашение, искусно написанное от руки, вы сразу понимаете, что торжество планируется незабываемое.

Так что по-прежнему есть немало ценителей этого искусства.

При всей редкости профессии, многие люди, и не обязательно художники, стремятся овладеть каллиграфией. Почему? Видимо, потому, что каллиграфия - одна из форм медитации, самосозерцания.

Существуют различные техники каллиграфии, художественные стили и шрифты.

Например, китайская каллиграфия предполагает использование кисти. А в европейской каллиграфии чернила наносятся пером.

При написании букв важно всё: и наклон пера, и нажим, и правильное положение тела.

Начинающий каллиграф изучает эти тонкости, осваивает штрихи, элементы, простейшие буквы, законы пропорции шрифтов и страниц, затем переходит к изучению буквиц, монограмм, шрифтов различных стилей.

Рабочее место

Художники-каллиграфы могут работать в дизайн-студиях, работать самостоятельно, продавая свои работы, сотрудничать с издательствами, службами протокола государственных структур и т.д.

Важные качества

Профессия каллиграф предполагает художественный вкус, способность к рисованию, глазомер, развитую мелкую моторику, склонность к кропотливому труду, аккуратность.

Знания и навыки

Каллиграф должен в совершенстве владеть выбранной техникой письма, принципы изобразительно-шрифтовой композиции.

Обучение на каллиграфа

Искусству каллиграфии можно учиться на платных курсах каллиграфии. В Москве действуют курсы каллиграфии различных направлений: от европейской до китайской, японской и пр.

Работа по формированию каллиграфически правильного письма.

Одной из главных задач начальной школы является планомерная и систематическая работа по формированию каллиграфически правильного письма. «Каллиграфия. Искусство писать чётким, ровным и красивым почерком». (Словарь русского языка. В 4 томах, М., «Русский язык», 1986, т.II , с. 21).

Каллиграфически правильное письмо воспитывает у учащихся старательность, трудолюбие, желание аккуратно выполнять любую работу. Дети должны хорошо овладеть техникой каллиграфического письма, т.е. умением чётко (по возможности красиво) и быстро вести записи в любых условиях (при списывании, письме под диктовку, по памяти, изложении собственных мыслей и т.п.), а также не менять качества письма при увеличении скорости письма. От того, какие навыки учитель заложит в самом начале обучения грамоте, будет зависеть дальнейшее совершенствование почерка учащихся, их орфографическая грамотность. Следовательно, чистописание тесно увязывается с содержанием занятий по русскому языку.

Психологи отмечают, что процесс письма с полным основанием можно отнести к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности (психолог А.Р.Лурье). От ученика требуется умение воспринимать образец, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать и только потом осуществлять нужные движения. При обучении письму учитываются возрастные особенности детей, разный уровень подготовки детей к школе.

Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребёнка в школу. Сложность обучения письму определяется тем, что процесс выполнения письма связан с тонкой и совершенной координацией движений пальцев, кисти, предплечья, плеча, требует длительной фиксации суставов. Письмо вызывает значительное напряжение мышц не только руки, но и туловища, т.к. удержание относительно неподвижной позы при письме - это очень трудная и непривычная для ребёнка статическая нагрузка. У первоклассников ещё слабо развиты мелкие мышцы кисти, на которые падает основная нагрузка при письме, ещё не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, крайне низка выносливость к статическим нагрузкам. Период наиболее интенсивного приспособления, связанного со значительным напряжением всех систем организма сравнительно легко преодолевается. Дети приспосабливаются ко всем требованиям, поэтому без особых осложнений справляются с затруднениями, возникающими при обучении письму. Преодоление трудностей, связанных с обучением письму в начальной школе очень важно, т.к. письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.

Занятия по чистописанию должны сформировать навыки письма, которые при переходе на скорое письмо помогли бы сохранить чёткость почерка. При обучении каллиграфии в период обучения грамоте ставятся следующие задачи:

  1. работа над соблюдением установленного наклона букв;
  2. работа над соблюдением равного расстояния между элементами букв, между буквами в слове, между словами на строке;
  3. работа над соблюдением одинаковой высоты букв в слове, на строке;
  4. работа над параллельностью одинаково направленных штрихов и элементов букв;
  5. работа над правильным начертанием форм всех букв алфавита;
  6. знакомство с разными вариантами соединений букв, включающих в свой состав овальные элементы;
  7. работа над развитием ритмичности и плавности письма.

Нельзя забывать о правилах гигиены письма. Наблюдения за пишущими учащимися, показывают, что желание написать букву красиво заставляет ребёнка крепко сжимать ручку и старательно выводить элементы букв, забывая в этот момент и о правильном положение ручки, и о правильном положении тетради, и об осанке. Обязательным является повторение и отработка правильной посадки, положения тетради, руки и ручки при письме. На первом же уроке письма учитель знакомит детей с правилами, которые необходимо соблюдать при письме.

1. Посадка при письме. Учащийся должен глубоко сидеть на стуле, спина прямая. Ребёнок не опирается на спинку стула, обе ноги всей ступнёй опираются на пол или подставку. Руки лежат на парте: на тетради лежит правая рука и кисть левой (кончики локтей на 1-2 см могут свисать с края парты). Стул задвигается так, чтобы между грудью и партой помещалась ладонь. Расстояние от глаз до тетради должно равняться приблизительно 30 см.

2. Положение ручки во время письма.

Ручка держится тремя пальцами: большим, средним и указательным. Она находится между большим и средним пальцами, а указательный палец придерживает её сверху. Пальцы слегка вытянуты. Указательный палец не должен выгибаться вверх острым углом. Расстояние от шарика пасты до пальцев 1,5-2 см. Дети свободно держат ручку, указательный палец можно легко поднять вверх. Свободный конец шариковой ручки при письме в начале строки направлен вправо от пишущего ученика. По мере заполнения строки он всё больше становится направленным на пишущего.

3. Положение тетради во время письма.

Тетрадь лежит с наклоном влево (у леворуких детей - вправо). Угол наклона нижнего края страницы по отношению к линии парты составляет примерно 25 ; нижний левый угол страницы, на которой пишет ученик, должен находиться напротив середины груди пишущего. По мере заполнения страницы тетрадь передвигается вверх влево.

Также вводятся правила, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыком письма, улучшению его качества. Правила складываются из тех задач, которые ставит перед учениками учитель в процессе письма. Правила сформулированы очень кратко.

  • Буквы надо писать с одинаковым наклоном.
  • Необходимо писать буквы в словах на одинаковых расстояниях друг от друга.
  • Писать надо красиво.

Эти правила вводятся постепенно. Соблюдая все правила, учащиеся научаться писать красиво, т.е. чисто, без помарок, так как в прописи, ровно и наклонно, не обводя буквы дважды.

После проведения анализа буквы, учитель пишет образец изучаемой буквы на доске. Затем учащиеся ставят локоть на парту, поднимают ручку вверх (чуть ниже уровня глаз) и пишут элементы в воздухе, следуя за движением указки. У первоклассников работает лишь кисть руки и пальчики. Этот приём развивает мышцы кисти, закрепляет умение держать правильно ручку, укрепляет двигательную, слуховую, зрительную память, учит работать в коллективе. Второй раз эти упражнения выполняются под счёт и в более быстром темпе.

Начиная работать в прописи, учащиеся ищут письменную букву на табло (крупный образец), анализируют элементы, из которых состоит буква, пишут эти элементы, проговаривают последовательность написания буквы, обводят по светлым линиям, пишут буквы. На строке пишут под свой счёт, учитель помогает считать.

Ученикам предлагается найти лучшую, в большей степени похожую на образец букву, обвести её овалом. Написав букву, ребёнок сравнивает написанную им букву с образцом, находит отклонения, устанавливает причины и пишет повторно. Зрительный контроль, развиваемый при работе по каллиграфии, помогает формированию навыка самоконтроля при обучении грамотному письму, особенно в условиях его ускорения. Нередко у детей возникает трудность в «переводе» звука, печатной буквы в письменную. Комбинированные уроки чтения и письма помогут избежать этого. При изучении новых букв ученики сравнивают печатные и письменные буквы, затем читают слоги. Причём слоги напечатаны на доске, рядом с каждым печатным слогом дан письменный образец.

С 1 класса осуществляется знакомство учащихся с разными вариантами соединений букв: верхнее, нижнее. Под руководством учителя дети учатся писать оба соединения, далее сами избирают наиболее удобный в каждом конкретном случае вариант соединений букв в слове.

Соблюдение учащимися одинаковой высоты букв на строке достигается при помощи списывания с готового образца в прописи. При списывании с образца проводится зрительный анализ образца и сравнение его с воспроизведённым. Также помогает копирование (обведение образца). Ученик упражняется в выполнении правильного движения: размер, направление, форма.

Учитель осуществляет постоянный контроль над действиями учащихся. Пока дети пишут, учитель проверяет, есть ли ошибки в соединениях, нарушения пропорций букв, наклона. Внимание таких детей обращается на образец. При оценке письменной работы принимаются во внимание чистота и опрятность работы; ровные, одинаковой высоты буквы; чётко воспроизведённая форма; правильный наклон основных штрихов;

равное расстояние между элементами букв, между буквами в слове.

Прежде чем начинать работу в прописи необходимо помнить о создании условий для свободного письма детей, для формирования письма как двигательного навыка. - Приведите в порядок рабочее место, уберите лишнее.

  • Покажите, как правильно нужно положить тетрадь.
  • Покажите, правильно ли взяли ручку. Проверьте.

Вспомните, как мы должны сесть при письме. Какой должна быть ваша осанка.

Требования при штриховке просты: не переходить границ предметов, сохранять расстояние между штрихами примерно одинаковым. Данные требования необходимо выполнять, потому что

  • интервал между линиями - будущее расстояние между буквами при письме;
  • контуры штрихуемых предметов - это будущие тетрадные линейки.

Цель таких занятий заключается в том, чтобы вырабатывать стереотипы движений руки сверху вниз, слева направо, развивая при этом глазомер.

Штриховка - одно из важнейших специальных упражнений. Штриховка укрепляет мелкую мускулатуру пальцев и кисти рук ребёнка, активизирует творческие способности, логическое мышление ребёнка, способствуют развитию и укреплению мелкой мускулатуры кисти руки, отработке координации движений. Штриховка выполняется в разных вариантах.

Важное условие работы: карандаш или ручку ученик должен держать как орудие письма. Штрихуя ребёнок не чувствует усталости, он делает это свободно, хотя рука его проделывает те же движения, что и при письме букв. Поскольку это действие не затрудняет ученика, он может сосредоточить свои усилия на отработке гигиенических правил письма.

Этим же целям соответствует и раскрашивание рисунков, т.к. выполняется в виде штриховки наклонно, а не в виде набрасывания штрихов в разных направлениях. Штрихи должны послужить как бы скрытым упражнением к изображению элементов букв.

После рисунков появляются элементы, способствующие отработке нужного наклона, одинакового расстояния между буквами, одинаковой высоты букв.