Сечение шины гзш. Ящик главной заземляющей шины гзш

Главная заземляющая шина – это важная часть элементов заземляющего устройства, предназначенная для систем электроснабжения, мощностью до 1 кВ, выполняющая соединительную функцию нескольких проводников и служащая для организации работы системы заземления, а так же уравнивания потенциалов. При помощи главной шины реализуется разделение проводника, обеспечивающего защиту, и соединяются элементы, имеющие способность проводить ток:

  • коммуникационные системы, выполненные из металла (водопроводы горячей и холодной воды, газовые трубы, металлические элементы системы отопления, канализационные колодцы и подводки к ним);
  • металлические составляющие каркасов домов и технических строений;
  • элементы вентиляционных систем и систем кондиционирования строений;
  • устройства, обуславливающие защиту от перепадов напряжений при грозах;
  • частей основного заземляющего проводника.

Основным материалом для изготовления главной заземляющей шины считается медь, но имеются и стальные аналоги. Алюминий не может использоваться в качестве материала. В своем сечении ГЗШ не должна превышать сечение защитного проводника, а так же нулевого рабочего питающей линии. Конструктивно она должна быть расположена так, чтобы обслуживающий персонал имел беспрепятственный доступ для подключения или отключения защитных проводников. В зависимости от схемы электрических цепей в здании, главная шина должна иметь не менее 5 присоединений.

По своему месту дислокации, заземляющая шина может находиться как внутри самого вводного устройства, так и обособленно (но недалеко) от него. В том случае, если она расположена внутри, целесообразно использовать РЕ-шину. К ней должен быть подключен РЕ-проводник , и посредством этой шины соединен с главной заземляющей. Проводимость проводника при этом должна быть не меньше, чем проводимость РЕ-проводника линии питания.

При любом расположении ГЗШ (при установке в водном устройстве и при обособленном расположении), все ее соединения, отвечающие за уравнивание потенциалов , должны подходить под систему ГОСТов 10434, в части, касаемой контактных соединений 2-го класса.

Конструирование шины должно предусматривать индивидуальное подключение к ней проводников. Как один из вариантов присоединение, рассматривается монтаж проводника при помощи сварочного аппарата. Открепление их, для производства работ по измерению сопротивления и прочих, должно быть возможным только при наличии специального набора инструментов.

Возможно установление главной заземляющей шины в специальном шкафу. Он представляет собой ящик, изготовленный из гнутых стальных профилей, который вмещает в себя ГЗШ. С фасадной стороны этой металлической конструкции имеется доступ к шине через специальную дверь, а на ее поверхности размещается паспортная табличка. Для повышения безопасности окружающих, такие шкафы снабжены запорными устройствами, которые закрываются на ключ.

Если доступ к шине позволен ограниченному количеству людей (персонал по обслуживанию), и проникновение к ней посторонними людьми исключено, то она может быть установлена и открытым способом. Такой вариант размещения возможен при строительстве индивидуальных домов или небольшой коммерческой недвижимости.

В том случае, если электрические цепи в здании имеют более двух, обособленных между собой, выводов электропитания, то заземляющая шина должна быть в составе каждой цепи из имеющихся вводных устройств. Если имеются несколько встроенных трансформаторов, то ГЗШ должна быть завершающей каждого из них, то есть устанавливаться возле каждой подстанции. Соединителем этих шин служит проводник, предназначенный для уравнивания потенциалов. Сечение его не может быть меньше сечения РЕ-проводников, которые отходят от подстанции, от щитов наиболее низкого напряжения. При этом выбирается проводник, имеющий максимальное сечение, и относительно него, подбирается сечение заземляющей шины.

При необходимости соединения между собой нескольких главных заземляющих шин, можно использовать иные (сторонние) проводящие части, в том случае, если они удовлетворяют требованию непрерывности цепи и электрической проводимости.

На современном рынке присутствуют ГЗШ для любого количества подключений. Наиболее востребованным вариантом является ГЗШ 10, предназначенная для 10 соединений. Все эти изделия имеют определенные условия эксплуатации, при которых обеспечивается безопасная и бесперебойная работа:

  • предназначены для эксплуатации при температурном режиме от -45 градусов, до + 50;
  • влажность воздуха должна быть не более 80%, при сопутствующей температуре +20 градусов;
  • максимальная высота – не более 2000 метров над уровнем моря;
  • безопасная окружающая среда, исключающая возможность воспламенения;
  • в месте расположения отсутствует пыль, способная проводить электрический ток;
  • удаление от паров и газов, носящий агрессивный характер и способных разрушать металлические конструкции и изоляцию.

Пишите комментарии, дополнения к статье, может я что-то пропустил. Загляните на , буду рад, если вы найдете на моем еще что-нибудь полезное. Всего доброго.

Главная шина заземления — элемент распределительных щитов, который служит для подключения проводников PE, рабочего нуля N и внешнего заземляющего контура. Основное назначение ГЗШ — составляющая системы заземления, которая в свою очередь предназначена для защиты человека от поражения электрическим током в результате утечки. В этой статье мы рассмотрим устройство, назначение и правила установки главной заземляющей шины в щитке.

Требования к устройству

ГЗШ (на фото ниже) может быть изготовлена из медной или же стальной полосы. Применение алюминия не допускается.

Располагается ГЗШ внутри распределительных щитов и имеет электрический контакт с корпусом, а также, может быть, как самостоятельное устройство установлено отдельно вблизи распределительной установки. Обязательно ее отмечают «заземление».

На главную заземляющую шину подключают PEN проводники, а также провод с . Количество мест для крепления должно соответствовать количеству подсоединенных проводов, то есть обеспечивать возможность индивидуального отключения на ГЗШ. Присоединение проводов производится таким образом, чтобы снятие с нее возможно было только с помощью инструмента, как правило, это болтовое соединение под шайбу.

Согласно правилам ПУЭ 1.7.119 в качестве ГЗШ внутри вводного устройства до 1 кВ, можно использовать шину РЕ.

Маркировка изделия выглядит следующим образом:

Нюансы установки

Установка главной шины заземления производится в легко доступном для обслуживания месте. Если к месту монтажа возможен доступ посторонних лиц (подъезды, подвалы), то ее устанавливают в ящик под замок, а на дверцу наносят знак заземления.

В том случае, если здание имеет несколько вводов, ГЗШ необходимо установить для каждого устройства и соединить их уравнителями потенциала, сечение которых не должно быть меньше половины сечения РЕ (PEN) той, что имеет большее сечение.

Также возможно соединение их сторонними проводящими частями, если они соответствуют требованиям правил и обеспечивают целостность и непрерывность.

Важно! Не стоит путать ГЗШ с шинами PE и N. Они соединены электрически, но назначение у них разное. Что такое шина PEN и в щитке мы рассказывали в соответствующей статье.

Согласно ПУЭ (п.1.7.37.): Главная Заземляющая Шина (ГЗШ) — это шина, являющаяся частью электроустановки и предназначенная для присоединения нескольких проводников с целью заземления и .

Как следует из определения ГЗШ должна быть заземлена путем ее присоединения к заземляющему устройству, а к ГЗШ, в свою очередь, присоединяются заземляющие проводники, а так же проводники .

2. Требования к главной заземляющей шине (ГЗШ) (п. 1.7.119. ПУЭ):

1) Материал и сечение ГЗШ:

  • Главная заземляющая шина должна быть, как правило, медной. Допускается применение главной заземляющей шины из стали. Применение алюминиевых шин не допускается .
  • Сечение главной заземляющей шины должно быть не менее сечения РЕ (pen )-проводника питающей линии.

2) Конструкция ГЗШ:

  • Конструкция шины должна обеспечивать возможность индивидуального отсоединения присоединенных к ней проводников. При этом отсоединение должно быть возможно только с использованием инструмента.

3) Место установки ГЗШ

Пример открыто установленной ГЗШ:

Пример ГЗШ установленной в отдельном ящике (щите):

Примечание: Если здание имеет несколько обособленных вводов, главная заземляющая шина должна быть выполнена для каждого вводного устройства. Эти шины должны соединяться проводником уравнивания потенциалов, сечение которого должно быть не менее половины сечения РЕ (pen )-проводника той линии среди отходящих от щитов низкого напряжения подстанций, которая имеет наибольшее сечение. Для соединения нескольких главных заземляющих шин могут использоваться сторонние проводящие части, если они соответствуют требованиям п.1.7.122 ПУЭ. (п.1.7.120. ПУЭ)

Была ли Вам полезна данная статья? Или может быть у Вас остались вопросы ? Пишите в комментариях!

Не нашли на сайте статьи на интересующую Вас тему касающуюся электрики? . Мы обязательно Вам ответим.

В прошлом, для того, что бы подключить электричество к жилым домам и зданиям использовались различные кабели, состоящие из двух жил. Обеспечивая подачу электричества, таким образом, даже и речи не шло о каких – либо мерах безопасности. В таких домах было обычным, что батарея отопления пробивает током. Но в настоящее время, использование заземляющих элементов при подключении электричества, способствует наиболее безопасное пользование им.

ГЗШ в электрике: что это такое и для чего нужно

Важнейшей частью заземляющих устройств , является ГЗШ (главная заземляющая шина). Она предназначается для различных систем электроснабжения, модность которых не превышает 1000 Вт (1 кВт). При помощи шины, выполняется соединение нескольких проводников, что обеспечивает организацию работ заземления и выравнивание потенциалов в цепи.

Заземляющая шина используется:

  • В различных системах коммуникаций с применением металлических труб и материалов (водопровод, газовое оборудование, система отопления);
  • Каркасы домов и строений с использованием металлических элементов;
  • Вентиляционные и системы кондиционирования;
  • Защитные устройства от прямых попаданий молний при грозе;
  • В качестве составной части основных проводников заземления.

Материал, который используют для изготовления заземляющих шин, это медь, в некоторых случаях используют шины из металла. Применение алюминия для изготовления недопустимо. Важным условием является то, что сечение шина для определенных коммуникаций, не должно быть больше сечения токоведущих проводников.

Расположение шины, должно обеспечивать прямой доступ к ней обсуживающего персонала, для проведения монтажных работ.

Монтаж заземляющих шин, производится непосредственно в корпусе вводного шкафа, а так же может располагаться неподалеку от него. Шина, располагающаяся в щитке должна быть стандарта (РЕ), в свою очередь, к ней подключается (РЕ) проводник, а саму шину соединяют с ГЗШ.

К любым видам заземляющих шин правилами ПУЭ, должно быть обеспечено раздельное подключение не менее пяти проводников, и проводимость шины не должна быть меньше проводимости токоведущих проводников.

ГЗШ, должна монтироваться таким образом, что бы доступ к ней был только у рабочего персонала, для исключения касания сторонних лиц.

Монтаж шины заземления: общие правила

Заземлением называют непосредственное соединение различных металлических частей оборудования и приборов с землей, которые не находятся под напряжением.

Последовательность работ при монтаже шины заземления:

  • Монтаж заземлителей;
  • Прокладывание и соединение проводников заземления;
  • Подключение заземления к оборудованию.


В первую очередь, производиться монтаж заземляющих элементов в землю. Для этого используются металлические уголки, катанка или трубы из металла. Выбирается место, визуально или при помощи рулетки чертится равносторонний треугольник со сторонами 3 метра, и по углам в землю монтируются заземляющие элементы. Для этой работы используют специализированные механизмы или вручную забивают в грунт.

Глубина монтажа заземлителей в грунт, должна быть не менее 3,5 метра. Что обеспечить наилучшее качество заземления.

Затем, все три заземлителя соединяются между собой металлической полосой. Далее, производится монтаж заземляющей полосы, которую прокладывают путем крепления к стенам и соединяют между собой сваркой. Для прямых поверхностей крепеж производят дюбелями на расстоянии до одного метра. Размеры заземляющей полосы составляют: ширина 30 мм, толщина 4мм.

Затем производится подключение к «земле» оборудования, установок и металлических частей. Соединение осуществляется при помощи перемычек, болтовых соединений и сваркой.

Шина заземления: монтаж в щитке

Заземляющая шина, которая монтируется в ящик – медная пластина, которая оснащена отверстиями для крепления наконечников кабелей болтовым соединением.

Длина, ширина и количество отверстий шины, зависит от нескольких параметров:

  • Размеры щитка;
  • Количество подключаемых элементов.

Так же, к этим параметрам можно отнести и диаметр отверстий для монтажа кабелей, так как соединение осуществляется при помощи наконечников различного диаметра.

Шина заземления монтируется в шкаф следующим образом. Расположив ее горизонтально, шину прикрепляют к корпусу при помощи болтов на специальные изолированные подставки, которые обычно находятся в нижней его части. Данный вид расположения шины обеспечивает удобство монтажа кабелей. Обусловлено это тем, что между шиной и корпусом щитка образуется свободное пространство.

Если места между шиной и корпусом щитка недостаточно, крепежные болты рекомендуется заменить более длинными. Главное, что это не препятствовало закрыванию дверцы щитка.

Данное пространство дает возможность, беспрепятственно используя два гаечных ключа (с обеих сторон) затягивать болтовые соединения, для обеспечения надежного контакта. Монтируемые проводники имеют желто – зеленую расцветку.

После монтажа шины, в первую очередь к ней подсоединяется проводник от заземляющего контура здания. Затем к шине монтируется провод, идущий от ТП. И только потом, производится подключение заземляющих элементов от конструкций самого здания.

Для чего нужна нулевая шина: правила монтажа

Для надежного соединения нулевых проводов (N), используется нулевая шина. Она представляет собой токопроводящую клемму, которая устанавливается непосредственно на корпус пластикового щитка или на DIN рейку.


Нулевая шина используется для:

  • Создание подключения нескольких точек нагрузок нулевого проводника;
  • Повышения эффективности работы защитных устройств;
  • Обеспечение неразрывного контакта для каждого участка цепи.

Токопроводящий элемент шины изготавливается из меди или латуни. Оборудуется отверстиями и прижимными ботами для надежной фиксации проводников в клеммах. Количество отверстий зависит от длины самой шины.

Так же стоит учитывать, что данные шины производятся двух типов: с пластиковым корпусом и без него. Пластиковый корпус, позволяет монтировать шину непосредственно к корпусу щитка без контакта с его металлическими частями, а так же устанавливается на DIN рейку, на которой производиться монтаж защитных автоматов. Монтаж шины без корпуса производится только на изолированные подставки на корпусе щитка с дальнейшим подключением проводников.

Для того, что бы осуществить правильную работу дифференциальных защитных устройств, нулевые проводники подключаются отдельно на нулевую шину.

Как и в случае с шинами заземления, недопустимо превышение сечения токопроводящего элемента шины по отношению к сечению подключаемых проводов. Предусмотренные для монтажа изолированные подставки, располагаются в нижней части щитка, что обеспечивает удобное обслуживание оборудования.

Прежде чем перейти к выбору: ГЗШ (главная заземляющая шина), шине заземления РЕ и нулевой (рабочей) шине N, разберемся с обозначением системами заземления: ТN-С, ТN-S, ТN-С-S, ТТ; а так же с обозначениями PE и N — проводниками, в .

Главная заземляющая шина (определение по ПУЭ):

1.7.119. Главная заземляющая шина может быть выполнена внутри вводного устройства электроустановки напряжением до 1 кВ или отдельно от него.
Внутри вводного устройства в качестве главной заземляющей шины следует использовать шину РЕ.
При отдельной установке главная заземляющая шина должна быть расположена в доступном, удобном для обслуживания месте вблизи вводного устройства.
Сечение отдельно установленной главной заземляющей шины должно быть не менее сечения РЕ (pen)-проводника питающей линии.
Главная заземляющая шина должна быть, как правило, медной. Допускается применение главной заземляющей шины из стали. Применение алюминиевых шин не допускается.
В конструкции шины должна быть предусмотрена возможность индивидуального отсоединения присоединенных к ней проводников. Отсоединение должно быть возможно только с использованием инструмента.

В местах, доступных только квалифицированному персоналу (например, щитовых помещениях жилых домов), главную заземляющую шину следует устанавливать открыто. В местах, доступных посторонним лицам (например, подъездах или подвалах домов), она должна иметь защитную оболочку — шкаф или ящик с запирающейся на ключ дверцей. На дверце или на стене над шиной должен быть нанесен знак рис. 1 .

Назначение главной заземляющей шины (ГЗШ):

ГЗШ - шина, являющаяся частью заземляющего устройства (см. примечание ниже)
электроустановки до 1 кВ и предназначенная для присоединения нескольких проводников с целью
заземления и уравнивания потенциалов в каждой электроустановке здания, которая соединяет между собой следующие проводящие части:

Рис. 1 Общий вид щита ГЗШ

  • Заземляющий проводник, присоединенный к естественному или искусственному заземлителю (если заземлитель имеется).
  • Металлические трубы коммуникаций, входящих в здание (трубы горячего и холодного водоснабжения, канализации, отопления, газоснабжения и т.п.).
  • Металлический каркас здания.
  • Металлические части централизованных систем вентиляции и кондиционирования.
  • При наличии децентрализованных систем вентиляции и кондиционирования металлические воздуховоды следует присоединять к шине РЕ шкафов питания кондиционеров и вентиляторов.
  • Систему молниезащиты.
  • Заземляющий проводник функционального (рабочего) заземления, если такое имеется и если отсутствуют ограничения на присоединение цепей функционального заземления к заземляющему устройству защитного заземления.

А так же ГЗШ может быть использована для разрыва цепи заземляющего устройства, с целью измерения сопротивления растеканию тока.

Структура условного обозначения ГЗШ – ХХ – УХЛ4 ТВ:

Общий вид ГЗШ:

Как уже отмечалось ранее, ГЗШ может быть выполнена внутри вводного устройства и отдельно от него, может устанавливаться как открыто (при условии доступа только квалифицированному персоналу), так и закрыто, выполнена из меди или из стали (см. Рис.2). Применение алюминиевых шин не допускается. При этом предусматривается обязательная возможность индивидуального отсоединения присоединенных к ней проводников (т.е. каждый проводник крепится отдельно, отсоединение должно быть возможно только с использованием инструмента).

Рис. 2 (а) ГЗШ из меди

Рис. 2 (б) ГЗШ из стали

Рис. 2 (в) ГЗШ из горячеоцинкованной стали


Шины заземления РЕ И N:

Шины применяются в производстве щитового оборудования для присоединения нулевых рабочих проводников (N) и проводников заземления защиты (PE) из меди, латуни и алюминия.