Как расположить к себе модель на съемке? Учимся фотографировать людей. Будьте готовы сделать немалое количество кадров, чтобы получить один-единственный удачный портрет

«В фокусе» - поток о фотографии, в котором два профессиональных фотографа рассказывают о фотоискусстве, жанрах современной фотографии и на собственных примерах раскрывают секреты мастерства и владения компактной полупрофессиональной камерой Olympus PEN .

Портрет и психология

Портрет является моим любимым жанром фотографии. Если вы откроете первый попавшийся совет на первом попавшемся сайте, который предлагает научить фотографировать, то в самом начале вы прочтете, что портретному фотографу, кроме того, что просто хорошо снимать, необходимо быть психологом. Учась делать портреты, вы cможете позволить себе сделать несколько сотен кадров со своей подругой и после выбрать всего один. Когда же стоит задача сделать как минимум три кадра, и предоставить их на выбор редактору, но времени минут десять и тот, кого вы снимаете, не только совершенно незнакомый человек, но еще и раздражен очередном фотографом, отнимающим у него драгоценное время, вы поймете, насколько важно находить общий язык. Навыки в психологии и в том, как располагать к себе героев съемок, действительно необходимы. Но помимо них вам понадобятся и другие.

В тот момент, когда фотография еще не была доступной всем подряд, но уже достаточно распространилась, стали появляться фотографические ателье. Заведения были очень разными, и те, кто раньше заказывал парадный портрет художнику, теперь стали приходить сниматься семьями, делать групповые портреты или фотографироваться в одиночестве. Это было дешевле и быстрее. Сейчас это звучит дико, но порой портретируемый сидел до получаса в неподвижной позе для того, чтобы фотография получилась резкой. Вот что тогда люди понимали под словом «быстрее». Моя любимая деталь заключается в том, что в ателье были специальные кресла с привинченной к ним металлической стойкой с зажимами, чтобы фиксировать голову человека на нужное время. Они удивительным образом похожи на орудия пыток. Современный вариант этого приспособления использует немецкая пара фотографов Уте Малер (Ute Mahler) и Вернер Малер (Werner Mahler) в съемке своей серии Mona Lisas of the Suburbs.

Фотографии из серии Mona Lisas of the Suburbs Фотографии из серии Mona Lisas of the Suburbs Фотографии из серии Mona Lisas of the Suburbs Фотографии из серии Mona Lisas of the Suburbs Фотографии из серии Mona Lisas of the Suburbs Фотографии из серии Mona Lisas of the Suburbs Фотографии из серии Mona Lisas of the Suburbs Фотографии из серии Mona Lisas of the Suburbs


Видео о съемке Уте и Вернера Малеров на камеру большого формата

Если вы хотите попробовать стилизовать свою работу под первые фотографии, то попробуйте сделать портрет, где лицо человека будет будто выпавшим из времени. Для этого оставьте свою модель неподвижной какое-то время. Сделав кадр, вы сможете поймать расфокусированный взгляд человека. При этом хорошо соблюсти всю технологию: не использовать вспышку и дополнительный искусственный свет, дать что-то в руки человеку, на что он как будто бы облокачивается, или просто попросить его подпирать подбородок рукой.

История с классическими живописными мотивами невероятно популярна. Многие авторы часто пробуют себя в этом жанре, но только в некоторых случаях получается что-то, что притягивает взгляд и заслуживает фразы зрителя «да, именно так выглядит современная Венера». Некоторые фотографы говорят, что стараются уложить руки портретируемого так, как это выглядит на живописных портретах или фотографиях начала века. На это стоит обратить внимание, если вы не хотите получать бесконечные куриные лапки на фотографиях, потому как даже профессиональные модели не знают, куда девать руки.

Фотографии Rineke Dijkstra Фотографии Rineke Dijkstra Фотографии Rineke Dijkstra Фотографии Rineke Dijkstra Фотографии Rineke Dijkstra

На мой вкус, от немецкой фотографии веет техничностью и холодом. Так получилось, что за бесчисленные портреты моделей, облаченных в голубые джинсовые или простые белые рубашки, на белом фоне все издания, которые боготворят эту эстетику, обязаны немецкому довоенному фотографу Августу Зандеру (August Sander). Он сделал, отснял и каталогизировал профессии, да и немецких людей вообще. Все фотографии сняты немобильной камерой и с длинной выдержкой. Фотограф выстраивал весь кадр до того, как нажать на спуск, потому как у него была возможность сделать всего лишь несколько дублей.

Фотографии August Sander Фотографии August Sander Фотографии August Sander Фотографии August Sander Фотографии August Sander Фотографии August Sander Фотографии August Sander

Есть такое упражнение, которое буквально заставляла делать свою группу фотограф Хелен ван Мин (Helen van Meen), чей летний семинар я посещала в Санкт-Петербурге. Мы снимали портреты совершенно незнакомых людей в парке. Делать такие вещи для фотографа, который хочет научиться снимать портрет, предельно важно. Общение с незнакомыми людьми позволяет более трепетно подходить к чувствам другого человека, и при этом проявляются полезные навыки: как объяснить человеку, зачем ему необходимо позировать, уговорить его расслабиться, не улыбаться так, будто это фото для семейного архива, и - что самое главное - научиться эмпатии. Понять на уровне интуиции, что важно сказать человеку, чтобы он сразу был готов сниматься и стал расположен к тебе.


Фотографии Хелен ван Мин
Фотографии Хелен ван Мин
Фотографии Хелен ван Мин
Фотографии Хелен ван Мин
Фотографии Хелен ван Мин
Фотографии Хелен ван Мин
Фотографии Хелен ван Мин

Самый важный совет, который нам дала Хелен, заключался в том, что даже если вы не знаете, что делать, не давайте почувствовать модели ни на секунду то, что вы неуверенны. Человек просто перестанет вам доверять. Если вы научитесь располагать к себе людей, то даже при ограниченном времени вы сможете делать необходимые снимки. Хотя существует и прямо противоположное мнение. Прием, который я использую, когда мне необходимо раскрыть человека и сделать интимное изображение. В этом случае лучше всего притвориться, что ты не знаешь, что делать, и человек будет помогать сделать интересный кадр порой самыми необычными способами.


Фотографии Antoine D’agata
Фотографии Antoine D’agata
Фотографии Antoine D’agata
Фотографии Antoine D’agata

Количество времени, дублей и то, как это влияет на снимок, зависит от вашей цели. Есть авторы, которые специально отбирают неудачные дубли.

Фотографии из серии Anouk Kruithof «Blue» Фотографии из серии Anouk Kruithof «Blue» Фотографии из серии Anouk Kruithof «Blue» Фотографии из серии Anouk Kruithof «Blue» Фотографии из серии Anouk Kruithof «Blue» Фотографии из серии Anouk Kruithof «Blue» Фотографии из серии Anouk Kruithof «Blue» Фотографии из серии Anouk Kruithof «Blue» Фотографии из серии Anouk Kruithof «Blue»

Признаться честно, я никогда не видела портретиста, который бы кричал или грубил своей модели. Если это обнаженный или полуобнаженный портрет, то не стоит раздевать человека сразу же, как только он к вам пришел (если это, конечно, не профессиональная модель, позирующая каждый день голой, и вы ей платите поминутно). Билет на интимность и доверие человека для изображения в мельчайших подробностях его тела надо заслужить. Давить нельзя ни в коем случае, важно всегда оставаться деликатным. Иногда в качестве психологической игры фотограф может уйти из комнаты, доверив портретируемому автоспуск. Что, безусловно, также является способом коммуникации.

Фотографии Adam Broomberg & Oliver Chanarin Фотографии Adam Broomberg & Oliver Chanarin Фотографии Adam Broomberg & Oliver Chanarin Фотографии Adam Broomberg & Oliver Chanarin Фотографии Adam Broomberg & Oliver Chanarin Фотографии Adam Broomberg & Oliver Chanarin Фотографии Adam Broomberg & Oliver Chanarin Фотографии Adam Broomberg & Oliver Chanarin Фотографии Adam Broomberg & Oliver Chanarin

Снимая на цифровую камеру, можно позволить себе делать более динамичные кадры и, что называется на языке документальных фотографов, «бомбить», то есть делать почти серийную съемку. Потом делая выбор, использовать, например, промежуточные кадры, когда человек еще не принял позу (при условии если позволяете ему делать все, что хочет он, а не поворачиваете его на три сантиметра влево). Что является интересным ходом, когда вам надо сделать не официальный портрет, а тот, которому поверят.



Фотографии Марго Овчаренко, снятые на Olympus PEN
Фотографии Марго Овчаренко, снятые на Olympus PEN
Фотографии Марго Овчаренко, снятые на Olympus PEN
Фотографии Марго Овчаренко, снятые на Olympus PEN
Фотографии Марго Овчаренко, снятые на Olympus PEN

Если вы хотите сделать портрет человека, который бы не позировал вам, чтобы получиться так, как они видит себя сам, стоит использовать бесшумную камеру. Именно этим мне понравился Olympus PEN. По сравнению с аналоговыми камерами, которые я обычно использую, мне нужно меньше времени, чтобы человек перестал вести себя так, как будто он «фотографируется», а просто расслабился и получился естественно красивым.

Наладив контакт, вы cможете сделать любое изображение, играя с помощью тонких эмоций: попросив вспомнить, как в последний раз модель порезалась бумагой или пережила печальное происшествие. Вы сможете получить любую отрицательную эмоцию самой разной глубины. Воспоминания - самый легкий способ вызвать эмоции и в лице, и в позе. Если вам нужен загадочный и томный портрет девушки, попросите ее смотреть не на вас, а за вас, вспоминая о романтическом приключении.

При съемке портрета на Olympus PEN вам пригодится:

Конкурс для читателей потока «В фокусе» (Приём работ на конкурс завершен).

Воплоти теорию на практике, создай работу, используя данные автором советы и выиграй компактную камеру со сменными объективами Olympus PEN .

Для участия в конкурсе необходимо:

  • правильно ответить на два вопроса о камере Olympus PEN;
  • создать работу в соответствии с творческим заданием;
  • ответы на вопросы и творческую работу прислать по адресу olympus@сайт с темой «Olympus - Портрет» не позднее 5 декабря 2011 г.

Победителей определит выбор жюри в январе 2012 года.

Вопросы:

  1. Каких цветов бывают кожаные чехлы CS-31B для Olympus PEN?
  2. С помощью чего возможно передать фотографии с Olympus PEN на смартфон, ПК или другую камеру Olympus PEN, не используя кабель?

Творческое задание для портрета: «Человек и среда, которая описывает его» от Марго Овчаренко :

Сфотографируйте близкого вам человека таким образом, чтобы были понятны ваши чувства к нему. Портрет должен быть выполнен при естественном освещении в любой среде (квартира, парк, свободное пространство) и показывать его эмоциональное состояние на данный момент.

Хорошая портретная фотография передает сущность человека, будь то ребенок, сосед или знаменитость.

Людям испокон веков хотелось получить свои парадные портреты, на которых они были бы изображены красивыми и представительными. Неважно, что на таких портретах они весьма отдаленно походили на самих себя: парадный костюм, особая прическа. Встретишь на улице - не узнаешь.

За это были готовы платить деньги. Портреты писались долго. Услуги именитых художников предполагали серьезные гонорары. До изобретения фотографии портрет был привилегией только очень богатых людей.

Вряд ли сейчас можно представить себе, как на самом деле выглядел Наполеон. Художники, как правило, льстили заказчику. Придворный художник всегда подстраивался под правителя. То же самое было и с фотографией в момент ее изобретения. Фотограф создавал образ, и этому образу верили. Вспомним портреты известных политических деятелей: Ленина с добрым прищуром, Сталина с доверительным взглядом, Горбачева с заретушированным родимым пятном на голове. Повторяя один и тот же образ на многочисленных фотографиях, можно создать имидж человека. Соответственно, портреты могут по-разному интерпретироваться. Один и тот же человек может быть снят мужественным, добрым, застывшим правителем, живым человеком.

Ко мне как-то обратился психолог, клиентуру которого составляли стареющие жены новых русских. Попросил снять его более взрослым, с доброй улыбкой человека, которому можно довериться. Перед этим его снимали в студии - и сняли героическим мачо. Этот образ совершенно не соответствовал тому, что ему было нужно. Наша с ним фотосессия началась сразу по окончании рабочего дня. Ко мне он вышел усталый, с пустым взглядом. Ему очень хотелось, чтобы я побыстрее все отсняла. А мне хотелось по-честному отработать свои деньги. Мы начали разговаривать. Я усадила его, стала выставлять свет, одновременно с этим задавала вопросы, рассказывала про себя. И между делом нажимала на кнопку. Через час мы закончили.

Он выглядел отдохнувшим. Глаза сияли.

«Знаете, что вы со мной сделали? - спросил он. - Вы провели сеанс психотерапии. Уже неважно, что получится, - продолжал он, - вам нужно продавать атмосферу, которая царит на съемке». Потом, когда он рассматривал свои снимки, интересовался, что я говорила ему в тот момент и почему у него такие добрые глаза отличного парня.

Когда мы снимаем портреты, то зачастую снимаем реакцию фотографируемого человека на себя, снимающего. И тут уж смотря какая перед вами стоит задача… Чаще всего хочется получить психологический портрет, хочется поймать ту самую эмоцию, которая лучше всего отражает то, что внутри, то, что называется душой.

Бывает, что на съемке, как только направляешь объектив на человека, он выдает тебе заученную улыбку со словами: «Снимайте быстрее, у меня мало времени». Эта заученная улыбка свойственна людям-знаменитостям, тем, кто привык к частым фотосессиям в гламурных журналах и всегда готов к дежурной сияющей улыбке, так, чтобы было видно максимальное количество зубов. В результате получается технически безупречная фотография - при условии, что вы умеете работать со светом, - но совершенно неинтересная с точки зрения эмоций.

Хорошо, когда тебе удается добиться того, чтобы человек при тебе вел себя естественно, как он ведет себя в кругу друзей. Большинство людей при виде объектива напрягается. Ваша задача - стать фотографом-невидимкой или тем самым, которому доверяют.

В кадре одного фотографа человек выглядит раскованным и веселым, в кадре другого у него напряженный, серьезный вид. В третьем случае он может показаться гламурным, пафосным. В четвертом - человек вписан в фотографию как арт-объект, и фотография рассматривается как набор символов.

  • - Многие думают, что фотографии на обложках российских журналов - яркие примеры современного портрета. Посмотрев историю мировой фотографии, мы поймем, что это нафталин двадцатилетней давности. А что же сейчас востребовано в мире? Каков современный фотопортрет? Разберемся в этом вместе
  • - Известно, что для многих фотографов, общение с клиентами или моделью на съемке видится непреступной крепостью. Мастер-класс поможет Вам решить эту проблему навсегда, и покажет, как легко найти ключ к любому человеку на съемке
  • - Мы знаем, что у многих не только начинающих фотографов, все фотографии похожи друг на друга или все люди на фотографиях похожи друг на друга. На мастер-классе Вы узнаете, как находить индивидуальность в каждом человеке и индивидуальность в себе как фотографе, научитесь новым выразительным средствам, которые помогут Вам эту индивидуальность передать на фотографии
  • - Многие начинающие фотографы пугаются снимать в студии, потому что много оборудования и не понятно. На мастер-классе Вы поймете, что для хорошего портрета не нужно все это устрашающее многообразие и отработаете на практике основные схемы для женских, мужских, детских и семейных портретов
  • - У нас есть "Пятьдесят способов улучшить портреты" и мы хотим поделиться с Вами этими наработками, чтобы Вы сделали качественных скачок в своей фотографической практике
  • - Мы хотим, чтобы Вы увидели, что снимать людей - это легко и интересно. Вы сможете в этом убедиться на мастер-классе

2. Главные вопросы мастер-класса

  • - Как снимать современный портрет?
  • - Как отличаться от других фотографов?
  • - Как улучшить свои фотографии с людьми?
  • - Как находить контакт с моделью?
  • - Как разрушить психологический барьер?
  • - Как передать суть человека?
  • - Как делать хорошие портреты без фотошопа?
  • - Как быстро научиться снимать в студии?

3. Для кого этот мастер-класс?

Этот мастер-класс для профессиональных фотографов, снимающих людей — для свадебных, семейных, детских, жанровых, глянцевых и коммерческих фотографов, а также для начинающих фотографов и любителей, желающих снимать естественные, живые, настоящие портреты.

4. Вы научитесь

5. Программа мастер-класса

Первая часть. Теория современного психологического портрета

  • - Современный психологический портрет. История, тенденции, цели и задачи
  • - Средства выразительности в современном психологическом портрете
  • - Как найти контакт с незнакомым человеком. Психология работы с моделью на съемке. Десять советов как расположить к себе людей
  • - Просмотр фотографий. Обсуждение
  • - Ответы на вопросы

Также в этот день мы поговорим с Вами на темы, которые помогут по-новому взглянуть на Ваш «путь фотографа»

  • - Фотограф как художник. Высказывание художника через искусство.
  • - Открытье новое как цель любого вида искусства
  • - Творческий путь современного фотографа как художника. Внутренняя свобода. Как соединить работу на заказчика и собственный внутренний рост
  • - Многоуровневое восприятие зрителем произведения искусства
  • - Цвет и ч/б в фотографии. Два разных подхода к фотографии

Вторая часть. Практика фотосъемки и портфолио-ревью

6. Фишка мастер-класса

Вы сможете не только поснимать и посмотреть, как работает на съемке Алексей, но и самим побыть моделью и получить фотографии от Алексея Никишина! А еще в конце второго дня Вас ждет портфолито-ревью, на котором Вы сможете показать свои работы, обсудить их с Алексеем и задать все интересующие вопросы.

Хороший психологический (жанровый) портрет – это не зафотошопленный в дорогом туалете и макияже, которая стремится показать свою гламурность. Хороший портрет показывает человека таким, какой он есть 99% своей жизни, показывает характер и немного приоткрывает занавес над внутренним миром человека.

Людям почему-то хочется всегда украсить свою внешность на фотографии искусственной улыбкой, неестественной позой или какими-то вещами… Между тем, на таких фотографиях людей почти невозможно узнать. Это же касается и классических художественных портретов – художник всегда хотел приукрасить внешность портретируемого, чтобы тому понравился его портрет.

Но есть люди, которым нужны реальные лица и эмоции. Пусть такой портрет не будет выглядеть как фото с обложки модного журнала, зато этот портрет будет нравится, и человеку, и фотографу. Если внешность человека со временем меняется, то внутренний мир почти нет, и по нему можно будет узнать личность.

Опытный фотограф, создавая портреты не для обложек журналов, а для клиентов, или, что еще более вероятно, для себя самого, всегда сможет найти те слова, которые успокоят портретируемого и в процессе съемки полностью раскроют его настоящее лицо. Разговор во время фотосессии способен создать невидимые связи между фотографом и его моделью. Процесс съемки может быть отличным сеансом психотерапии и временем отдыха. Про это так же писал Алексей Кучер, он даже запатентовал свой метод «фотокоррекции» личности, при котором человек становится более уверен в себе, легче побеждает комплексы, ранимость и тревожность.

Вспомните, разве вы уютно себя чувствуете перед камерой профессионального фотографа? Разве вас не начинает мучать мысль «а как я выгляжу» ? Так вот, найдет подход к человеку, с помощью которого получатся отличные портреты и хороший психотерапевтический разговор, при котором портретируемого не будут волновать чисто визуальные аспекты фотографии.

Зачастую фотограф, которого заметили с готовой для съемок камерой, запечатлевает на снимках реакцию на фотоаппарат. У многих людей эта реакция заучена – одни начинают улыбаться, другие отворачиваются. Поэтому если снимаете в повседневной жизни, старайтесь чтобы люди или не замечали вас как фотографа, или же привыкли к вам и вашей фотокамере и тоже не замечали момента вашего нажатия на спуск.

Конечно, есть люди, которые стремятся предстать на фотографии совсем другими личностями, чем есть на самом деле. Ну что ж, и такое желание должно быть удовлетворено. Тут уж на первый план выходят не разговоры, не « », а умение работать со светом, камерой и фотошопом. И в таком портрете тоже есть смысл, но уже не психология…