Традиционное жилище бурят. Конспект «Юрта — традиционное жилище бурят» по изобразительной деятельности

Деревянная юрта - традиционное жилище бурят, проживающих в горных, лесостепных и лесных зонах. Обычно юрты строили шести- или восьмиугольными, хотя в восточных районах буряты строили и прямоугольные, и квадратные юрты.

Стены возводили в 10-15 бревен, обычно используя сосну, считавшуюся «теплым» деревом. Кровлю настилали из лиственницы, но в богатых домах закаменских бурят нижний слой покрытия делали из кедра. Из тех же деревьев старались сколачивать дверную колоду. Крыша куполообразная, со светодымовым отверстием.

Буряты возводили два основных типа деревянных юрт. Первый имел опорные столбы - тээни. Второй тип не имел столбов, крыша в нем поддерживалась специальными короткими кронштейнами, соединяющими разные скаты.

Пол делался деревянный - устилался досками или плахами, но посредине, между столбами юрты, выкладывалось из кирпичей или глины квадратное основание для очага - гуламта.

Окна не делались, но иногда между бревнами вырезалось небольшое продолговатое отверстие для обзора - такие щели называли шагаабари. В холода их закрывали специальными вставками. Настоящие окна типа сонхо в бурятских юртах появились относительно поздно и, как считается, их появление было связано с русским влиянием.

Пол деревянной юрты устилался досками или плахами. Внутри деревянных юрт зажиточные хозяева сооружали деревянную перегородку, отделяющую спальню от остального пространства. В такой стене устраивали две двери для мужской и женской половины. Еще одна перегородка хабшилга устанавливалась напротив входа, защищая очаг от порывов ветра при открытии двери. Кроме того, хабшилга дифференцировала вход для мужчин и женщин. Юрты с разделением внутренними перегородками строились в основном эхиритскими бурятами.

На протяжении XIX-XX веков деревянная юрта непрерывно эволюционировала, буряты стали строить навесы перед входом, развивавшиеся во входной тамбур или сени, с восточной (женской) половины пристраивали хозяйственные помещения. Постепенно появились соединенные переходами юрты, образуя нечто вроде многокомнатного дома.

В начале XXI века такие свойства деревянной юрты, как легкость постройки, потенциальная просторность, хорошая освещенность оказались востребованными в коммерческом строительстве. Деревянные юрты начали строить в качестве помещений под магазины, кафе, гостиницы.

Бурятская деревянная юрта, построенная в Парке народов Сибири и Дальнего Востока, также может быть использована в качестве ремесленной мастерской, этножилища или сувенирного магазина - ЭТНОМИР приглашает партнеров для развития малого бизнеса на территории этнодвора

Наталья Спиридонова
Конспект «Юрта - традиционное жилище бурят» по изобразительной деятельности. Приобщение детей к культуре бурятского народа

Конспект «Юрта – традиционное жилище бурят »

по изобразительной деятельности , приобщение детей к культуре бурятского народа .

Воспитатель :Спиридонова Н. Н.

Цель :

расширить представление о кочевниках- буряты издавна жили в юртах (гэр) ;

развивать творческую активность, эстетический вкус, умения различать цветовой колорит;

воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Задачи :

развивать интерес к культуре бурятского народа очень важный оберег бурятской юрты – порог (принято снимать головной убор при входе, то гость, посетивший юрту, обязан был оставить за порогом ружье и нож. Никогда буряты не станут разговаривать между собой через порог. По их верованиям это обязательно приведет к раздору в семье.) ;

воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества .

Вызвать у детей активный интерес , эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать их, любоваться красотой.

Оборудование :

для воспитателя : компьютерная презентация о юрте;

для детей : краски, кисточки, ёмкости с водой, тряпочки, лист А4

Словарная работа :

- юртах (гэр)

Головные уборы (малгай) -верхняя одежда (зимняя – дэгэл; летняя – терлиг) -обувь (гутал) -матерчатый пояс (бэhэ)

Предварительная работа : Беседа -занятие «Юрта » ,

презентации по теме «Бурятская юрта »

Знакомство с репродукциями художественных произведений по теме Бурятская юрта .

Методическое обеспечение :

o презентации «Бурятская юрта »

o Репродукции художественных произведений :

Г. Эрдынийн. «Бурятский улус » , «Буряты кочуют на зимник » , «На летней стоянке кочевника бурят » , , «Улус в степи» , «Цагалган» ;

Р. С. Мэрдыгеев. «Рождение Гэсэра» ;

Ц. С. Сампилов. Картины из серии «Свадебные обряды хоринских бурят » ;

Ч. Б. Шенхоров. Из серии «Земля монголов» . «Кочевье» .

Орг. момент.

Звучит бурятская мелодия «Цветок Байкала»

Воспитатель (в национальном бурятском костюме ) :

Вы сейчас послушайте музыку, посмотрите на меня и скажите, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети : О Бурятии и о бурятских национальных костюмах,о бурятском орнаменте .

Воспитатель : Почему вы так подумали?

Ответы детей .

Воспитатель : Молодцы!

А что у нас на доске? (Разные дома где живут люди)

А есть ли здесь жилище бурят ?.Да -это юрта .

А вот и тема нашей сегодняшней НОД- показ презентации. «Бурятский юрта »

Давайте вспомним, какие народности проживают на территории нашей республики.

В группе развешены репродукции художественных произведений и работы детей , где нарисован Бурятские юрты .

(Дети под тихую музыку «Цветок Байкала» рассматривают картины сначала нарисованные и сделанные (аппликации, объемные работы) руками детей и воспитателей , а затем художников).

Кочевники буряты издавна жили в юртах (гэр) . На картинах Г. Эрдынийна «Бурятский улус » , «Буряты кочуют на зимник » , «На летней стоянке кочевника бурят » , «Перекочевка из зимника в летник» , «Улус в степи» , «Цагалган» вы видите, как выглядит юрта бурят . Войлочная юрта представляет собой универсальное воплощение природного опыта и прикладного творчества народа . По своей форме, конструктивным особенностям и функциональным качествам юрта экологична и оптимально приспособлена к кочевому образу жизни, природно-климатическим условиям Забайкалья.

Юрта легко ставится и разбирается. Остов юрты цилиндрической формы состоит из нескольких (шести, восьми, реже – десяти) разборных стен (хана, выполненных в виде складных решеток из березовых или ивовых прутьев, скрепляемых кожаными тесемками (удээри) . Смежные секции соединяются шерстяными веревочками (хагсарга) . Высота стенных решеток около полутора метров.

Сборку стен начинают с установки дверного блока (дэн) . К правой верхней части дверной рамы привязывается длинная волосяная веревка (уути) и натягивается по всей окружности стен, делая их более устойчивыми. Второй конец веревки крепится к левой стороне рамы.

В бурятских юртах вход , как правило, ориентирован на юг или юго-восток. Дверь также выступает центральной композиционной частью эстетического оформления юрты. Для ее украшения используются орнаментальные мотивы, выполненные в технике декоративной росписи, а также резьбы по дереву.

Очень важный оберег бурятской юрты – порог . Двери отведена функция границы между внешней реальностью и внутренним миром семьи. Ее пересечение всегда сопровождалось соблюдением определенных обрядов или традиций . Если в славян принято снимать головной убор при входе, то гость, посетивший юрту, обязан был оставить за порогом ружье и нож. Никогда буряты не станут разговаривать между собой через порог. По их верованиям это обязательно приведет к раздору в семье.

В верхней конусообразной кровельной части архитектурной конструкции располагается тооно - дымовое отверстие диаметром около метра, служащее одновременно окном, через которое в юрту проникает свет.

Деревянный круг тооно, венчающий юрту, делается из цельного куска березы и имеет около 60-70 отверстий-гнезд для крепления уняа - кровельных жердей из сосны, нижние концы которых соединяются со стенными решетками с помощью волосяных петель.

Круг тооно принято окрашивать в красный и оранжевый цвета. Деревянная конструктивная основа юрты покрывается войлоками.

Покрытая войлоком юрта опоясывается веревками (бhэ, свитыми из волос, или плоскими ремнями (хошлон, сшитыми из тонких волосяных бечевок. Они протягиваются горизонтально по верху, середине и низу войлочных стен и привязываются концами к дверным рамам.

Устройство юрты

В центре юрты помещают очаг (гуламта, с которым у бурятского народа связаны особые представления и многие обряды. Например, переезжая, семья переносила огонь на новое место. Дым от очага выходил через отверстие наверху. Свето-дымовое отверстие закрывается квадратной (в другом варианте - шестиугольной) войлочной крышкой (рхэ) .

Юрта традиционно делится на мужскую - западную (баруун тала, женскую - восточную (зн тала) половины и переднюю почетную часть - хоймор. В мужской части юрты находились конская сбруя , седла, оружие, инструменты, в левой – домашняя утварь, продукты.

Роль и значение войлочной юрты не умаляется и в нынешних условиях Бурятии . Этот национальный тип жилища незаменим в жизнедеятельности людей , связанных с передвижным характером труда, а также находится в обиходе сельских жителей, использующих юрту в своем бытовом укладе для проживания и хозяйственных нужд в летний сезонный период.

Внутреннее устройство юрты можно рассмотреть на картинах

Р. С. Мэрдыгеева «Рождение Гэсэра» ,

Ц. С. Сампилова из серии «Свадебные обряды хоринских бурят » .

Кто видел настоящую юрту?

Почему юрта круглая ?

Кто хочет провести летние каникулы в юрте?

Внутреннее устройство юрты можно рассмотреть на чьих картинах?

Р. С. Мэрдыгеева «Рождение Гэсэра» ,

Ц. С. Сампилова из серии «Свадебные обряды хоринских бурят » .

Есть ли на выставке произведения художников Бурятии ?

Как вы думаете, о чем хотели рассказать нам художники Бурятии в этих картинах ? О том, где живут буряты . Как называется их дом.

По бурятской традиции она делилась на две половины : правая – женская, левая – мужская (это если стоять лицом к ее северной части) .

В мужской половине лежали сбруя, орудия труда и т. п., а в женской – различная домашняя утварь, продукты.

Северная сторона юрты (хоймор) считалась почетной, в ней принимали гостей.

В самом центре располагался очаг, а вверху было специальное отверстие, чтобы дым выходил. Традиционно ставилась она входом на юг.

А вы можете показать портрет Ц. С. Сампилова?

А его работы (серия акварельных работ «Свадебные обряды хоринских бурят »

Кто из художников Бурятии рисовал открытки ? Анатолий Цыденов

А это что за художник?

Балдаев Филипп Ильич –художник Бурятии . Художник специально ездит по районам республики, собирает и изучает фольклор бурятского народа , делает многочисленные зарисовки национальных орнаментов с предметов народного быта . Многие из собранных им орнаментов вошли в его альбом «Бурятский народный орнамент » ,

Ребята, посмотрите, что вы видите? (На доске прикреплены фигуры мальчика и девочки в национальных костюмах) . Да, правильно, это мальчик и девочка в бурятских национальных костюмах. Давайте дадим им имена. Какие бурятские имена вы знаете ?

Дети придумывают имена.

В степи дует ветер, а наши детки без дома. Как называется дом у бурят - юрта . Предлагаю стать мастерами, и нарисовать дом-юрту этим детям.

Но для того, чтобы вы стали настоящими мастерами, давайте вспомним, что что символизируют цвета в бурятских орнаментах .

Зеленый – трава, рост.

Красный – огонь;

желтый – солнце, золото;

черный – земля;

синий – Байкал;

голубой – небо (на доске вывешиваются варианты бурятских орнаментов для украшения юрты).

Практическая работа.

Пока работают дети, звучит бурятская мелодия «Цветок Байкала»

Выполнение работы с изображением юрты , степи, солнца и т. д.

Эстетическая оценка работы.

У кого самая большая и красивая юрта ?

Рефлексия.

А сейчас, давайте подарим друг другу голубые облака и яркие солнышки.

Если вам понравилась ваша работа, вы выполнили ее хорошо, поднимите яркое лучистое солнышко.

Если вам что- то удалось не так хорошо как бы вам хотелось, поднимите солнышко с облачком.

Домашнее задание. Нарисовать юрту своей мечты.

Кочевая жизнь на протяжении многих веков способствовала эволюции переносного компактного жилища народов Бурятии. Утвердились четкие пропорции, формы жилища; правила его сборки и демонтажа; способы мебелировки и варианты приукрашивания. Бурятская юрта может быть войлочной (hэеы гэр) или деревянной (модон гэр). Все элементы легкой конструкции унифицированы под рост человека и без проблем транспортируются вьючными животными.

Конструкция жилища

Вместимость и размеры юрты определяются количеством складных деревянных решеток, составляющих основу кочевого жилья. Каждый компонент стенки изготовлен из плоских реек, которые пересекаются под острым углом и связаны между собой волосяными веревками.
Благодаря подвижности боковых решеток, можно регулировать высоту и диаметр жилища, уменьшая или увеличивая их растяжение. Шарнирная конструкция сейсмически устойчива, что немаловажно для жителей этого региона. Кочевой дом состоит из девяти основных элементов:

  1. уняа – струганные жерди, из которых строится свод юрты бурят. Используются исключительно гибкие породы деревьев: это увеличивает срок службы элементов. Их число достигает шестидесяти;
  2. тооно – специальный круг на вершине юрты. Он образует отверстие, которое служит для вывода дыма и освещения жилища днем. Диаметр «окна» составляет около метра. Обод делают из березы. По периметру в нем высверлены отверстия, в которые устанавливаются жерди свода;
  3. тээнги – опорные столбы конструкции. Их всего два и своим верхним краем они упираются в тооно;
  4. дааган – распорки верхнего обода, служащие для придания ему жесткости. С бурятского языка это слово переводится как «нести на себе»;
  5. урхэ – покрытие юрты. К каждому его углу привязывались длинные веревки, которые доходили до нижнего края решетчатого основания. При необходимости можно было приподнять урхэ, потянув за веревку. Тогда в юрту образовывалось дополнительное отверстие для поступления свежего воздуха и света;
  6. туургэ – войлок, покрывающий боковые части жилища. Каждый рулон в длину достигает трех метров. Его поверхность обязательно обрабатывается специальным антисептическим раствором из табака, кислого молока и соли;
  7. зээг – волосяные веревки, крепящиеся по верхнему краю покрытия. Войлоком сначала закрывают юго-западную часть юрты, затем – юго-восточную и только после этого закрывают остальные части жилища. Такой порядок продиктован необходимостью максимальной защиты от холодных северо-западных ветров;
  8. дээбэри накидываются после туургэ. Они представляют собой два огромных куска войлочного покрытия, узкого вверху и широкого снизу. Наиболее толстый и плотный войлок всегда располагается на северо-западной части юрты;
  9. хошлон – пояса из конского волоса, которыми юрта перетягивается сверху войлочного покрытия. Они удерживают верхние и средние части утепления. Внизу покрытие перетягивалось войлочными лентами, а при необходимости накрывались сухим навозом.

Среди конструктивных элементов бурятской юрты особое отношение вызывает веревки, изготовленные из конского волоса. Принято было считать, что именно на конском волоске с небес на землю боги спускают счастье и благодать. Эти поверья сохранились до наших дней. С практической точки зрения такие веревки никогда не размокали и не изменяли свою длину. А значит, веревки всегда оставались натянутыми и хорошо завязанными.

Разделение юрты

Юрта устанавливается только на солнечном месте. В своей хозяйственной деятельности ее обитатели ориентируются по Солнцу. В меру того, как светило выполняло свой круг, затенялись кончики разных жердей (их всего 60). Точно определить текущее время не составляет особого труда. И не только снаружи жилища. Утром лучи солнца падают у изголовья кровати, а днем оставляют самую короткую тень.


Внутреннее пространство организовано рационально, а интерьер представляет общую целостную композицию. Тем не менее, жилище четко разделено на функциональные зоны, а расположение предметов предопределено. Самое почитаемое место – бурханай тала – расположено в северо-западной стороне жилья. Оно отведено под обиталище божеств и здесь устроен домашний алтарь, который называется божницей или гунгарбаа.
Место поклонения буддийским богам оформлено весьма скромно. На столике или полочке размещались выполненные в разной технике живописи изображения божеств. Литые скульптуры завозятся из Монголии или Тибета и встречаются очень редко. Являясь объектом поклонения, они одновременно подчеркивали статус владельца юрты бурят. Позволить себе такое могли только состоятельные люди. Бедняк мог получить статую только в наследство или в дар.
Мужской в юрте традиционно считается левая от входа сторона, западная часть конструкции. Однако в бурят она считается правой, поскольку сторона определялась человеком, стоящим лицом на юг. Получалось, что женская часть была левой, а мужская – правой. Это очень важный нюанс, поскольку все, что связано с понятием «левый» считалось чужеродным и потусторонним.
Запрещается принимать гостей в левой половине юрты. Непозволительно подносить им напиток или еду левой рукой: это считается пожеланием смерти. Женщинам, проживающим в левой части юрты, вовсе не запрещалось находиться в мужской половине. Запрет не касался дочерей и жены, но он был и относился к невесткам. Так подчеркивалось, что в доме есть «чужая кровь».

Очаг

Гал гуламта – центр бурятской юрты, вокруг которого протекает жизнь многих поколений. Это точка отсчета и одновременно оберег, который отгораживает семейную вселенную от неприятностей остального мира. В то же время это связующий элемент между мудростью предков и жизненной энергией потомков, символ единения и преемственности поколений.
Огонь издавна считался живым существом. Его оберегали, с ним разговаривали, ему угождали. С костром принято было обсуждать текущие дела, сетовать на беды, делиться радостью, просить совета в трудной ситуации. В ночное время очаг должен гореть постоянно. Он оберегает жилище от нечистой силы и злых помыслов; освещает дорогу душам обитателей юрты, странствующим во время сна.
С очагом семьи связано множество запретов, соблюдение которых напрямую связано с благополучием семьи. Строго запрещается:

  1. любым способом осквернять очаг. Это равнозначно оскорблению хозяйки огня и неизбежно приведет к угасанию рода;
  2. лить воду на огонь. Этот запрет также существует во многих народов Якутии, Монголии, Таджикистана, России. Две взаимоисключающие стихии – вода и огонь – почитались одинаково. Поэтому костер в степи или в лесу предпочитали тушить землей – третьей умиротворяющей стихией;
  3. касаться огня ножом или другим острым предметом. Нельзя рубить возле костра;
  4. сидеть с вытянутыми в сторону очага ногами. Это может оскорбить духа огня;
  5. бросать в костер волос, мусор или грязь. Не разрешалось даже подкидывать подгнившие дрова.

Об уважительном отношении народов Бурятии к огню говорит тот факт, что у них по сей день сохранился обычай гасить костер водой (!), когда дом продают за долги или сыновья уходят от родителей. Огонь должен угаснуть, чтобы «не видеть» этого позора.

Дверь и порог

Еще один очень важный оберег бурятской юрты – порог. Двери отведена функция границы между внешней реальностью и внутренним миром семьи. Ее пересечение всегда сопровождалось соблюдением определенных обрядов или традиций. Если в славян принято снимать головной убор при входе, то гость, посетивший юрту, обязан был оставить за порогом ружье и нож.


Это был признак добрых намерений и выражение почитания хозяину жилья. Если же оно, выходя, споткнулся о порог, то был обязан вернуться и разжечь щепку или полену у костра. Только так можно было сохранить благодать внутри дома. Никогда буряты не станут разговаривать между собой через порог. По их верованиям это обязательно приведет к раздору в семье.
Как порог не пускает злых духов, так и сердце кочевника не раскроется человеку с недобрыми намерениями. Жизнь по соседству с Природой научила этих людей отличать добро и зло на уровне интуиции. Но если бурят увидел в путешественнике друга, то он сделает все, чтобы добрый человек вспоминал его семью и очаг его дома с благодарностью.

—Формирование толерантности —Формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира —Владение речью как средством общения и культуры. —Развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания народного искусства

Просмотр содержимого документа
«Презентация бурятской юрты»

«Наши традиции»

Информация для педагогического совета.

Подготовил классный руководитель:

Дамбаев Чингис Лазаревич



Выполнение требований ФГОС ДО \р 2. п 2.6; р3 п 3.3.4

1. Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие» (ЦКМ)
  • «Речевое развитие» (связная речь)
  • «Художественно – эстетическое развитие»
  • «Социально – коммуникативное развитие»

  • Формирование толерантности
  • Формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира
  • Владение речью как средством общения и культуры.
  • Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания народного искусства

ФГОС ДО \п 2.8; п 3.3.4. Аспекты образовательной среды

  • Содержательно - насыщенной
  • Обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую активность детей.
  • Отражать национально – культурное наследие Родины

Учет национально – культурного наследия.

Вариативный модуль дополнительного образования:

  • Быт и жилище
  • Народный костюм
  • Бурятская культура: вековые традиции и обычаи

Музейная педагогика:

1. Ориентационные центры:

2.Мини – музеи искусства

3.Центры бурятской национальной одежды

4.Тематические фотовыставки








Пословицы о бурятском народе.

  • Как олень гордо несет голову, так же высоко держи имя свое.
  • Обижать своих соседей – то же, что дразнить медведей.
  • Слово, что лжет, далеко не уйдет.
  • Не будь жадным – и не останешься одиноким.
  • Не дразни старого человека, а то вырастешь глупым.

Культура и быт бурят

дипломная работа

1.2 Юрта - традиционное жилище бурят

Традиционным жилищем бурят является юрта. В ее устройстве отразились не только практичность кочевников, сумевших из имеющихся у них материалов создать удобное, в условиях кочевой жизни достаточно совершенное жилище, но и их эстетические, этические и философские представления. Кочевой образ жизни издавна определил тип герметически замкнутого компактного жилища - сборно-разборного сооружения из решетчатого каркаса и войлочного покрытия, круглого в основании и с полусферическим верхом, приспособленного к транспортировке на вьючных животных.

Круглая юрта - оригинальный, исторически сложившийся образец жилища, идеально приспособленная для кочевого образа жизни. Транспортабельность (небольшой вес), мобильность (быстро собирается и разбирается), универсальность (в ней жили круглый год), достаточно устойчивая против ветров за счет полусферической формы и небольшой высоты, возможности варьировать площадью, доступность материала, всегда чистый воздух - эти и многие другие свойства складывались в течение 2500-3000 лет.

Многовековая эволюция кочевой юрты выработала ее чёткие пропорции, правила сборки и разборки, формы и способы ее украшения и меблировки.

Размеры юрты соответствуют масштабу человека, внутренняя планировка учитывает интересы и вкусы ее обитателей, обеспечивает потребности их хозяйственной и бытовой деятельности.

Форма юрты символизирует мироздание. Она символизирует также солнце и полную луну. Кроме того, - это символ вечности, в которой все процессы идут по кругу.

Крыша юрты соотносилась с небесной сферой. Дымовое отверстие служит своеобразной "дверью" в запредельное пространство - время.

Так как в юрте нет углов, в ней нет мест, где собираются злые силы, поэтому жизнь в юрте защищает людей от их влияния. Ее форма стимулирует гармоничное общение между людьми.

Юрта органично вписывается в окружающую среду, формой повторяя небесный купол над ней, полукруглые сопки и холмы. В летний зной и жару в ней сохраняется спасительная прохлада, в холод - живой огонь в очаге создает равномерный обогрев и особый микроклимат, устраняющий патогенную, вредную для здоровья человека энергетику, характерную для строений с прямыми углами.

Все детали юрты унифицированы. Она состоит из 9 основных частей.

Остов стен составляется из связанных между собой складных деревянных решеток, которые определяют размеры и вместимость жилища. Каждая решетка, составляющая общую стенку, состоит из плоских реек, наложенных друг на друга косой клеткой и скрепленных волосяными веревками. Благодаря тому, что эта конструкция сжимается или растягивается гармошкой, можно было уменьшать или увеличивать до необходимой высоты юрту или складывать ее во время перекочевок. Шарнирная конструкция решеток стен обеспечивала также немаловажное свойство юрты - сейсмоустойчивость, что в условиях жизни у Байкала, где нередки землетрясения, было весьма актуально.

Остов крыши юрты образует свод. Сверху юрта плотно покрывается войлоком. При установке юрты в качестве всех связок используются веревки из конского волоса. У бурят и монголов считалось, что именно по конскому волосу с верхнего мира духи предков спускают с небес благодать и счастье. Но это имело и практическое значение - промокая от дождя или снега, веревка не изменяла своей длины, поэтому она в любом состоянии плотно закрепляла покрытие юрты.

Юрта всегда ставится на открытом солнцу пространстве, даже в лесистой местности выбирается солнечная поляна. Это связано, прежде всего, с тем, что вся хозяйственная и бытовая деятельность кочевника была связана по времени с круговоротом солнца.

Отсчет времени суток, месяца, года буряты, как и некоторые тюркоязычные народы вели обычно по солнцу, а именно по углу падения солнечного луча через верхнее отверстие юрты - дымник. По мере того, как луч солнца скользил по окружности дымника, затем по кончикам жердей (а их количество равнялось 60), поддерживающим свод юрты, далее по поверхности полукружия войлочного покрытия, по определенным частям мебели, кочевник определял точное время и строил повседневный распорядок рабочего времени. Поэтому пропорции дымника, количество жердей, высота решетчатых стен и всей юрты, а также традиция устанавливать дверь на юг, были подчинены ритмике движения солнца.

Существовало несколько бытовых способов определения дневного времени: утро, когда лучи солнца падали на западную сторону - "солнце в изголовье кровати" - было временем утреннего чая, доения скота. Полдень - когда солнце находилось в зените, когда падала самая короткая тень. Это время называлось "молочным". Хозяйка занималась обработкой молока, приготовлением всевозможных молочных блюд. Вечернее время - "солнце в изножье кровати" - время пригона скота, дойки коров, приготовления ужина.

Ориентация в ночном времени осуществлялась по наблюдениям за движением звезд по небосклону, особенно по движению Плеяд. В ясные ночи, когда дымоход не закрывали, время определяли по привычным, стоящим над дымоходом звездам. Солнечные часы не зависели от размеров юрты и от места ее расположения (в степи, в лесу, на горе, под горой), но они зависели от сезона. Зимой световой день был намного короче, и расстояние между каждыми точками луч пробегал быстрее, чем летом.

Буряты использовали монгольскую систему счета времени, по которой один час равнялся двум часам, т.е. 120 минутам.

Заяц - в летний период это время приближения восхода солнца с 4 до 6 часов утра;

Дракон - время восхода солнца - с 6 до 8 часов;

Овца - послеполуденное время - с 12 до 14часов;

Обезьяна - с 14 до 16 часов;

Солнце идет к закату - с 16 до 18 часов;

Собака - наступают сумерки с 18 до 20 часов;

Свинья - с 20 до 22 часов;

Мышь - полуночное время - с 22 до 24 часов;

Бык - время после полуночи - с 24 до 2 часов;

Тигр - время рассвета, с 2 до 4 часов

Одной из важных особенностей юрты является рациональная и целесообразная организация ее внутреннего пространства. При этом пространство юрты имеет несколько знаков - символов, с помощью которых оно осваивается, отгораживается от остального мира и которые выступают как обереги, как сакральные объекты. Хотя планировка интерьера представляет единое архитектурно-художественное целое, она разделена на четкие функциональные зоны. Расположение предметов в юрте было строго фиксированным.

На северо-западной стороне находится - почетное место, место обитания божеств, где устраивается домашний алтарь - божница. Наиболее популярными персонажами считались божества, дарующие долголетие - Аюша, богатства - Намсарай, милосердие - Арьябала, покровитель - хозяин всего живого на земле -Сагаан Убгэн.

Западная, правая сторона юрты (левая при входе) считалась "мужской" стороной, а противоположная ей - "женской". Правая сторона считалась почетной, здесь принимали гостей, мужчин, но это не значит, что женщины не имели права проходить на мужскую половину. Этот запрет относился только к невестке, но не касался дочерей.

Именно с невесткой была связана левая сторона как символ чужеродности. Согласно традиционным представлениям, "левое" значило, в частности, потусторонний мир; подать кому-либо чашку чая, тем более архи (молочной водки), левой рукой считалось верхом оскорбления, воспринималось как пожелание смерти этому человеку.

На правой части хранились конская сбруя, охотничий инвентарь -т.е. предметы, имеющие отношение к специфике мужского труда. На правой стороне юрты вдоль стены стояли друг за другом несколько деревянных кроватей. В богатых домах кровати были сделаны из древесины кедра. Иногда устанавливали просто лежанки - широкие плахи на круглых чурках, на которых спали члены большой семьи. Постельные принадлежности готовились для холодного и теплого времени года. Для зимы шили овчинное одеяло. Летнее одеяло изготавливалось из короткошерстной, хорошо выделанной шкуры жеребят или телят. В качестве матрасов использовали толстую валяную кошму. Старикам, чтобы было мягче, стелили 2-3 слоя кошмы, молодежь предпочитала пользоваться одной кошмой - спать на твердом считалось полезным для здоровья, ибо войлок из натуральной овечьей шерсти обладал хорошей гидроскопичностью. Зимой толстая кошма снизу и овчинное одеяло сверху надежно защищали от холода.

Восточнее от алтаря (почти напротив входа) находились поставленные уступами сундуки, в которых хранились ценности семьи, праздничная одежда. Лицевая сторона ящиков, сундуков украшалась орнаментом. Наиболее популярными были узоры в виде двух концентрических кругов или кругов с радиальными спицами - символизирующими Солнце и Луну. Иногда встречались геометрические, растительные и зооморфные орнаменты.

На левой "женской" стороне (правая от входа) размещались предметы, относящиеся к кухне, так как домашним хозяйством занимается женщина. Если северная часть считалась почетной, то южное пространство, примыкающее к двери, - самая "низшая" часть жилища. При приеме гостей строго соблюдались сословные и возрастные особенности человека: почтенные по возрасту и рангу люди рассаживались выше на почетной стороне, молодежь и люди победнее оказывались "ниже" - ближе к двери.

Монгольский ученый Б.Даажав считает, что планировка юрты обусловлена календарем 12-летнего цикла.

Мышь, с которой начинается 12-летний цикл, соотносится с севером, под ее знаком хранится сундук с наиболее ценными предметами.

Год коровы, символом достатка, пищи, - под её знаком - шкаф с готовыми продуктами питания.

Год тигра - символ силы и мужества - под его покровительством находится кровать супругов - хозяев.

Заяц - символ слабости, пугливости. Этот символ указывает местонахождение детей в изножье кровати родителей.

Дракон - властитель небесной сферы - под его знаком размещаются сосуды с водой и дрова для огня очага.

Змея - символ низшего существа, ползающего по земле, - место расположения людей низкого социального положения.

Лошадь - символ подвижности - под ее охраной находится вход в жилище.

Год овцы - под её знаком в холодное время года содержат новорожденных телят, ягнят.

Обезьяна часто ассоциируется и совмещается с созвездием Плеяды - под этим знаком место для конского снаряжения.

Курица - символ плодородия и молодости - под ее знаком место для гостей - мужчин.

Собака - страж юрты, постоянный спутник мужчины-охотника, чабана, табунщика, пастуха.

Последний год 12-летнего цикла - год свиньи, символизирующей сытость и достаток, под ее знаком находится домашний алтарь. В далеком прошлом дикий кабан почитался как один из тотемных животных предков монголоязычных народов.

Центром юрты является очаг, от которого организуется ее пространство, и вокруг которого протекает вся жизнь семьи. Очаг - это связующее звено между предками и потомками, символ преемственности поколений. Эта идея передавалась в древности с помощью трех камней, которые назывались "три опорных камня", символизирующие предков, ныне живущих и потомков. На месте очага мелкие камешки смешивали с глиной и из этого раствора делали площадку на 5-10 см выше земли. На этом месте устанавливали железный треножник или таган на четырех ножках, на который ставился чугунный котел для варки пищи. С очагом и огнем связан ряд важных запретов, от соблюдения которых зависит благополучие семьи. Цель их - ни в коем случае не допускать осквернения очага и оскорбления хозяйки огня, ибо это может привести к распаду семьи, гибели ее членов, угасанию рода. Один из древнейших и строго соблюдавшихся запретов - запрет гасить огонь в очаге. Погашенный огонь - символ упадка рода, распада семьи. Огонь может догореть и погаснуть сам, хотя, вероятно, в более ранние времена огонь в очаге должен был гореть постоянно.

Важная часть юрты - дверь, и особенно порог. Дверь отделяет юрту от окружающего неосвоенного, "дикого" пространства; дверь - граница внешнего и внутреннего, освоенного и неосвоенного миров. Пересечение этой границы как в ту, так и в другую сторону было сопряжено с соблюдением ряда правил, которые вошли в народный этикет.

Вход в юрту обычно располагался "на полдень", т.е. на южной стороне, однако если юрта находилась на западном склоне, дверь смотрела на восток, на восточном склоне - на запад, т.е. ориентир двери подчинялся движению Солнца на небосклоне. Хорошим признаком считали ориентацию двери (вход в жилище) на гору - гора будет служить как бы заслоном, препятствовать утечке счастья. Благодаря такому ориентиру дом был изолирован от холодных северных ветров и снежных заносов зимой и открыт живительным солнечным лучам весной и летом.

При пересечении порога с улицы вовнутрь гость оставлял за пределами юрты оружие, должен был вынуть из ножен нож. Не принято было разговаривать через порог. Не менее важно пересечение порога в обратную сторону. Споткнуться при выходе о порог до сих пор считается плохой приметой; это значит, что благодать может уйти из дома. Чтобы этого не произошло, споткнувшийся должен вернуться, взять щепку или полено и кинуть их в огонь и если они не загорят, то разжечь их. Это умилостивит хозяйку очага и убережет семейную благодать.

Порог оберегает от злых духов, препятствует проникновению их извне. В Бурятии над дверью вывешивали пучки верблюжьей колючки, куски ткани с написанными текстами молитв. У некоторых народов в качестве оберега над дверью прибивали конскую подкову. Часто встречаются подковы, прибитые на пол перед порогом.

Войлок - один из сакральных элементов юрты. Это изобретение кочевников, вошедшее в общемировую культуру. Из войлока делали многие вещи. Покрытие для юрты, одежду, ковры, матрасы, детали седла, чепрак и попону для коня, большие войлочные сумки для перевозки грузов. У кочевников июнь - пора стрижки овец, обработки шерсти и катания войлока. Это был настоящий праздник труда, участниками которого были в основном женщины. Перед тем как приступить к работе, полагалось дать "угощение" шерсти, идущей на изготовление войлока. Её кропили молоком, что означало очищение её от всяческой скверны.

Овечьей шерсти приписывались магические свойства, поэтому верили, что войлок не всегда скатывается, если какой-то элемент ритуала не соблюден. В частности, при катании войлочной подстилки четыре угла его "разваливаются", не поддаются катанию в том случае, если к нему притронулась женщина, у которой нет "гармонии с шерстью". Считалось, что в войлоке заключается нечто сверхъестественное. В ряде сакральных ситуаций использовался только белый войлок без примесей других оттенков. Для придания особой белизны шерсть выдерживали в специальном растворе. Особо следили за качеством и цветом при изготовлении войлока для юрты молодоженов и их постельных принадлежностей.

При изготовлении войлока производились следующие операции: сначала собранную и рассортированную шерсть взбивали ивовым прутиком, при этом предпочитали сухую солнечную погоду, чтобы она не пропиталась атмосферной влагой. Затем шерсть, хорошо просушенную на солнце, раскладывали слоями один на другой до получения нужной толщины на мешковину. Разложенная шерсть перед катанием освящалась: её кропили молоком и произносили благопожелание. Для уплотнения и "схвачивания" шерсть обильно поливали горячей водой или молочной сывороткой, после этого свертывали в рулон на круглый деревянный валик. Рулон при помощи веревки, прикрепленной к выступающим концам валика, катали вручную от одной группы людей к другой. С целью выявления возможных изъянов и их заделки рулон периодически разворачивали. Изготовление больших по размерам войлоков для юрт требовало большой физической нагрузки. Ее прокатывали (валяли) по земле путем буксировки на лошади (в среднем 10-15 раз на расстоянии 1 км). После завершения всех операций участники произносили благопожелания хозяину, а тот устраивал обильное пиршество, где обязательно подавали ритуальную пищу - саламат.

Войлочная юрта по конструкции была однотипной. Вместе с тем буряты, живущие в лесных, горных, лесостепных районах строили и деревянные юрты, конструкции которых также были однотипными. У баргузинских и тункинских бурят изредка встречались берестяные юрты.

С 19 века у забайкальских бурят стали строить срубные бревенчатые избы, конструкции которых были заимствованы у русских, но юрта, как традиционное жилище встречается и в наши дни. В Закаменском, Тункинском, Окинском районах жилища строили в основном из лиственницы, возводить стены из кедра не полагалось, ибо считалось, что кедр (как ель, сосна) - вечнозеленое растение, вырубка его в большом количестве равносильна сокращению годов собственной жизни. В прошлом буряты остерегались строить большие дома, ибо для этого приходилось срубать много деревьев. Буряты верили, что долголетие человека напрямую зависело от количества срубленных или посаженных им деревьев. Бытовало также поверье, что выстроенный дом обладает также величием, мощью, и если величие дома окажется сильнее мощи, заложенной природой в жильцах этого дома, то они будут плохо жить, начнут болеть, умирать, потому что мощь дома подавляет их величие. Для благополучной жизни в большом доме необходимо было, чтобы "жизненная сила" человека была сильнее "величия" дома.

В наши дни до конца не решены проблемы мобильной архитектуры, создания удобных передвижных жилищ на уровне современных требований. Конструкция юрты в определенной мере решает эти проблемы. Поэтому кочевая юрта тюрко-монгольских народов (бурят, монголов, калмыков, казахов, киргизов, тувинцев, туркмен) была использована при разработке российско-финского проекта первого поселения на Луне - "Луна - 2022 года".