Уголок по экологии в 1 младшей группе. Уголок природы в младших группах
Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Оформление детского сада – это современный дизайн групповых и раздевальных комнат, эстетично оформленные стенды, тематические уголки, прогулочные участки, спортивные и музыкальные залы. Для того, чтобы обучение было результативным, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Одно из условий, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы.
Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.
Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за животными и растениями.
У каждой группы детского сада есть свой уголок природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.
Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.
Все обитатели уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.
Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения:
- В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами. Например, фикус, примула, бальзамин, колеус, герань.
- В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Например, аспарагус, агава, хлорофитум.
- В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы. Например, традесканции, плющ, амариллис и другие.
- В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.
Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:
- Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала.
- Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.
- Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.
Для кратковременного наблюдения можно принести в группу рыбку в банке, хомячка, птичку в клетке. Конечно, если позволяют площади детского сада, то можно организовать экологическую комнату . В ней разместятся растения и животные, птицы и пресмыкающиеся, наблюдения за которыми предполагает Программа воспитания.
Можно сделать «сухой» аквариум .
Для этого нужно наполнить аквариум цветными камешками, на заднюю стенку приклеить обои с изображением подводного мира, на дно поместить игрушечных обитателей моря (черепаху, рака, краба и других), на заднюю стенку изнутри аквариума приклеить объёмные наклейки-рыбы, на камешки – наклейки-улитки, морские звёздочки. Дополнить морской пейзаж искусственными водорослями. Аквариум готов.
- В младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.
- В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.
- В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с условными знаками для обозначения погоды. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде.
Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:
- Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.
- Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.
- Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.
- Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.
- Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе.
- Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки). Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.
- Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» и другие.
Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания.
Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.
Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.
НА ЗАМЕТКУ. Методическая литература по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru .
ПАСПОРТ
1 МЛАДШЕЙ
ГРУППЫ № 3
«ГНОМИКИ»
РАЗДЕВАЛКА
Цель: формирование навыков самообслуживания, умения одеваться и раздеваться; формирование навыков общения, умения приветствовать друг друга, прощаться друг с другом; привлечение к процессу воспитательной работы родителей, сплочение педагогов и родителей.
1. Информационный стенд для родителей;
2. Информационный стенд «ПДД»;
3. Информационный стенд «Объявления»;
5. Советы воспитателей (консультации);
6. Стенд «Мы художники»;
7. Папка-передвижка для родителей;
8. Индивидуальные шкафчики для раздевания.
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ
УГОЛОК
Цель: развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость и координация); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
1. Мячи резиновые, мячи пластмассовые (разного размера);
2. Бубен большой и маленький;
3. Скакалки, гантели детские;
4. Кегли; кольцеброс;
5. Кубики, флажки, «косички», погремушки, ленты;
6. Дидактический материал «Спорт»;
7. Мячи массажные;
8. Мешочки с песком;
9. Шапочки для подвижных игр;
10. Султанчики;
11. Обручи разных размеров;
12. Массажные дорожки и коврик;
13. Каталки;
УГОЛОК ПРИРОДЫ
Цель: знакомство детей с доступными явлениями природы, с домашними животными и их детёнышами, с овощами и фруктами; наблюдения за комнатными растениями.
1. Комнатные растения;
2. Природный материал;
3. Календарь природы, паспорт комнатных растений;
4. Инвентарь для ухода за комнатными растениями;
5. Ящики для рассады, вазы для цветов;
6. Фигурки домашних и диких животных;
7. Дидактические игры по экологии;
8. Альбом «Времена года»;
УГОЛОК ТРУДА
Цель: воспитывать потребность трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим, радоваться результатам коллективного труда.
1. Фартуки.
2. Инвентарь для ухода за комнатными растениями: тряпочки, палочки для рыхления, лейки, салфетки для протирания пыли, кисточки, пулевизаторы, клеёнки большие и маленькие;
3. Инвентарь для мытья игрушек и стирки кукольной одежды: тазики, бельевая верёвка, прищепки, мыло, фартуки клеёнчатые.
ПАТРИОТИЧЕСКИЙ УГОЛОК
Цель: знакомство детей: с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города; развитие интереса и уважения детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.
1. Символы государства;
2. Набор открыток «Моя родина»;
3. Дидактический материал «Защитники Отечества», «9 мая - день победы», «Великая Отечественная война»- военные машины;
4. Флаг России.
УГОЛОК ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Цель: развитие продуктивной деятельности детей; развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
Материал для рисования: альбомы, акварельные и гуашевые краски, цветные карандаши, баночки для воды, трафареты для рисования;
Материал для лепки: пластилин, стеки, индивидуальные клеёнки;
Материал для ручного труда: клей, кисти для клея, ёмкость под клей, салфетки, цветная бумага и картон, белый картон, гофрированная бумага;
Образцы по аппликации и рисованию;
Нетрадиционная техника рисования: печатки, рисование ватными палочками, пальчик-палитра, трафарет.
Виды живописи: иллюстрации к сказкам;
КНИЖНЫЙ УГОЛОК
Цель: формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем.
Книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки.
Тематические альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад».
УГОЛОК СЕНСОРИКИ
Цель: развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.
1. Матрешки;
2. Пирамидки;
3. Мозаика;
4. Грибочки по цвету и размеру;
5. Шнуровка;
6. Лото;
7. Предметные сюжетные картинки;
8. Пособие на липучках;
9. Рамки - вкладыши (различные по размеру, цвету, форме).
10. Блоки Дьенеша;
11. Дидактические и развивающие игры для развития и восприятия свойств размера, формы: «Лото», «Формы», «Домик-формы».
УГОЛОК СТРОИТЕЛЬНО - КОНСТРУКТИВНЫХ
ИГР
Цель: развитие пространственных представлений, мелкой моторики, творческого воображения.
1. Конструктор мелкий и крупный «Лего»;
2. Пластмассовый напольный конструктор;
3. Пазлы;
4. Игрушки со шнуровками и застёжками;
5. Небольшие игрушки для обыгрывания построек: фигурки людей и животных, макеты деревьев;
6. Транспорт мелкий, средний, крупный: машины легковые и грузовые.
7. Образцы построек.
УГОЛОК «МЫ ИГРАЕМ»
Цель: создание условий для творческой деятельности детей, развития фантазии; формирование игровых навыков и умений; воспитание дружеских взаимоотношений между детьми.
Наборы игрушек и предметов, отражающих доступные малышам операции труда и социального быта: "Магазин", "Доктор", "Шоферы", "Парикмахерская", "Семья".
Предметы одежды, аксессуары, обозначающие ролевую принадлежность.
Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»:
Накидки пелерины для кукол и детей;
Набор парикмахера;
Журналы причёсок.
Заколки, ободки, браслеты, бусы.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»:
Касса;
Кондитерские изделия;
Корзины;
Овощи, фрукты .
Сюжетно-ролевая игра «Шофёр»:
Рули; нагрудные машины;
Разнообразные машины;
Светофор;
Гараж.
Сюжетно-ролевая игра «Больница»:
Медицинские халаты и шапочки;
Таблица для проверки зрения;
Ростомер;
Телефон.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»:
Комплект кукольной мебели;
Набор крупной чайной и кухонной посуды;
Куклы, одежда для кукол;
Коляски;
Комплект пастельных принадлежностей для кукол;
Гладильная доска, утюги.
Набор крупногабаритной мебели, соразмерной росту ребенка "Комната", "Кухня".
Сюжетно-ролевая игра «Моряки»:
Бескозырки, накидки;
Штурвал;
Мачта;
Флажки;
МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК
Цель: развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков.
1. Дудочки;
2. Погремушки;
3. Гитара;
4. Гармонь;
5. Бубен;
7. Деревянные ложки;
8. Дидактический материал «Музыкальные инструменты»;
9. Атрибуты для ряженья: шляпы, бусы, сарафаны, юбки, косынки.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ УГОЛОК
Цель: формирование навыков слушания; развитие творчества детей на основе литературных произведений.
1. Ширма маленькая для настольного и кукольного театра;
2. Кукольный театр;
3. Настольный театр;
4. Театр на фланелеграфе;
5. Шапочки-маски различных персонажей к сказкам о животных;
6. Театр - фартуки;
7. Пальчиковый и перчаточный театр;
8. Дисковый театр;
9. Театр на палочках и на резиночках;
10. Элементы костюмов и украшений для ряжений: косынки, фартуки, жилеты, бусы, веночки, браслеты, платья, юбки .
УГОЛОК «НАША ЛАБОРАТОРИЯ»
Цель: формирование познавательной деятельности, наблюдательности, развитие любознательности.
1. Баночки;
2. Мыльные пузыри;
3. Мерные стаканчики и ложки, мячики, разноцветные стёкла;
4. Часы песочные;
5. Центр «Песок-вода»;
6. Набор резиновых и пластиковых игрушек;
7. Резервуары с крупами.
8. Фартуки;
9. Совки, разнообразные формочки, не крупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и др. геометрические формы разных размеров и цветов);
10. Палочки, грабельки, сито, ведерки;
11. Набор игрушек из разных материалов (для игры «Что плавает - что тонет?»), водяные мельницы, лейки, воронки, сито;
12. Прищепки, трубочки, губки, крупы(рис, гречка, манка, пшено).
13. Картотека опытов.
Татьяна Захарова
В этом году я решила расширить свой экологический уголок . Добавить цветов, картинок с изображением птиц и растений. На занавеску закрепила ветерок из самодельных птичек. Вместе с ребятами посадили зеленый лук, теперь они сами за ним ухаживают. На стене зимнее дерево превратилось у нас в весеннее, легкой, зеленоватой тканью мы покрыли наш снежок. Из цветной бумаги вырезали травку и подснежники. На коре сплели паутину и посадили паука, получилось очень красиво и необычно. Попросила родителей принести фото своего ребенка, где они на природе отдыхают и проводят свое время и получился у нас фотоальбом, ребята могут часами сидеть и просматривать его. Они сами стараются поливать цветы и им очень это нравится. Купили контейнеры одного размера и положили туда природный материал (шишки, ракушки, каштаны, желуди) . На занятиях мы все это рассматриваем. Сделали вазу в виде березы и поставили веточки. От тепла в группе они распустились . А самое главное моя коллега мне помогла сделать домашний "птичий дворик". Она связала мне двух гусей и двух утят, петушка и курицу. Взяв не высокую картонку я положила на нее зеленую ткань, получилась зеленая полянка. Ребята помогли мне расставить наших животных, также мы поставили домик где живут у нас бабушка и дедушка. В уголочке посадили петушка с курочкой, сделали озеро, из палочек сделали забор и также его украсили цветами, вязаным крючком. Рядом ходит большой, красивый индюк (его нам связала родительница) . Так у нас получился красивый "птичий дворик". Ребята могут теперь поиграть.
Публикации по теме:
Цель: обеспечение и регулирование двигательной активности детей в режиме дня. Физкультурный уголок - это еще один способ развитие ребенка.
Праздник осени в первой младшей группе «Вот и осень наступила»(экологический) Цель Приобщение малышей к необычным для будничных дней обстановке,.
Название: "Уголок познания и творчества" И Составитель: Горбунова Анна Николаевна, МДОУ №20, Ивановская область, город Шуя Цель: формирование.
Проектная деятельность в первой младшей группе - познавательно-экологический проект «Мир лесных животных» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской.
Составная часть общей предметно-игровой среды – центр физического развития. Пособия, оборудование центра стимулирует двигательную активность.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию уголок художественно-эстетического развития нашей первой младшей группы. Для.
Значительное место в эстетическом развитии детей принадлежит изобразительному искусству. Красивое в жизни и искусстве вызывает у ребенка.
Игра «Разноцветные замочки»
Развитие мелкой моторики рук с помощью молний для одежды, а также цветового восприятия, т.к. все молнии разноцветные.
Программное содержание.
Развитие цветового восприятия и мелкой моторики рук.
Возраст детей.
2-4 года.
Оборудование.
Доска с разноцветными замочками.
Ход игры.
Воспитатель:
Посмотри какая у нас яркая досочка.
— А каким она цветом?
Ребенок:
Красная.
-А что у нас есть на досочке?(Ответы детей)
-Какого цвета вот этот замочик? (Ответы детей)
-Покажи замочик жёлтого цвета.
-А какого цвета этот?(Ответы детей)
Воспитатель:
Попробуй расстегнуть замочик.
— А теперь застегнуть.
-Получилось?(Ответы детей)
Самостоятельная игровая деятельность.
Театрализованная игра по русской народной сказке «Репка».
Программное содержание.
Познакомить с новой сказкой, предложить следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации, учить называть персонажей и их действия, эмоционально воспринимать действия героев. Предложить детям обыграть сказку на фланелеграфе.
Возраст детей.
2-4 года.
Оборудование.
Фланелеграф, картинки героев сказки, книжка с иллюстрациями, маленькая игрушка- мышь.
Ход игры.
Дети посмотрите какая крошечная гостья сегодня к нам пришла
(показываю мышку).
-Какая мышка? (Ответы детей)
-Как её можно ещё назвать? (Ответы детей)
-Эта мышка хвастает, что она сумела вытащить самую большую репку. Даже принесла нам такую «сказку». Давайте послушаем сказку.
По ходу рассказывания показываю иллюстрации. Беседа после рассказывания сказки:
-Дети, мышка сама вытащила репку? (Ответы детей)
-Назовите тех, кто ей помогал.(Ответы детей)
-Почему ей помогали? (Ответы детей)
А кто хочет поиграть в эту сказку? (Раздать картинки из театра-фланелеграфа)
Давайте повторим сказку вместе. (Обратить внимание на последовательность действий персонажей и интонацию, с которой они говорят). Дети последовательно выставляют свои картинки.
-Не хвастай, мышка, ведь мы трудились все вместе, дружно!
Игра « Осенние листочки».
Программное содержание.
Учим находить и правильно называть цвет, согласовывать существительное с прилагательным.Развиваем координацию движений рук. Формируем пространственные представления и воспитываем правильно физиологическое дыхание, длительный ротовой выдох.
Оборудование.
Набор осенних листьев. (красные, жёлтые, зелёные, ораньжевые).
Игра на развитие речевого дыхания.
Воспитатель.
У меня есть осенние листочки, какого они цвета?(ответы детей)
Давайте подуем на листики так, чтобы они разлетелись. (дети дуют)
Мы — осенние листочки,
Разлетелись из кружочка.
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок,
Мы присели все в кружок.
Дидактическая игра «Найди пару»
Предложить детям взять по одному листочку со стола.
-Найдите пару своему листочку. По цвету.
-Найдите пару листочку. По форме.
Дидактическая игра «Собирай урожай»
Программное содержание.
Обогащаем представление детей об овощах. Знакомим с обобщающим понятием овощи. Развиваем зрительную память, зрительное внимание.
Оборудование.
«Грядка»(коробка с кармашками), картинки овощей.
Ход.
Воспитатель показывает «грядку» с овощами.
-Как вы думаете, что это? (Ответы детей)
Мы пришли на огород.
Что же там у нас растёт?
Есть морковка, кабачок,
Репка есть и чесночок.
Мы корзиночки возьмём,
Урожай наш соберём!
-Что на нашей грядке растёт?(Ответы детей)
-Какого цвете репка?(Ответы детей)
-Какого цвета морковка?(Ответы детей)
-А какой она формы?(Ответы детей)
Игра «Собери целое».
Программное содержание.
Учим собирать целый предмет из отдельных частей;
развиваем мышление, внимание; учим восприятию целостного изображения предмета.
Оборудование.
Картинка с изображением предмета, набор деталей разрезанной на части картинки(4 части).
Ход.
Разложить на столе детали картинки. Предложить детям рассмотреть целостное изображение картинки.Попросить малышей найти эти детали на столе и собрать картинку.
Игровые уголки группы
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР».
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ.
НАБЛЮДЕНИЯ: ПОЛИВ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ, «УМЫВАНИЕ РАСТЕНИЙ», «КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ» (ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ).
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ», «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ», «ЖИВОТНЫЕ ЗООПАРКА», «ОВОЩИ», « ФРУКТЫ».
ЦЕНТР «МАЛЕНЬКИЙ ПЕШЕХОД».
ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ОСНОВАМИ БЕЗОПАСНОСТИ.
Дидактическая игра: «Светофор» , «тротуар для пешехода, а дорога для машин», «Грузовые машины».
ЦЕНТР «ХОЗЯЮШКА».
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ К СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ. УЧИТЬ БРАТЬ НА СЕБЯ РОЛЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ СО СВЕРСТНИКАМИ.
Сюжетно-ролевая игра: «Дом», «Дочки-матери», «Напоим кукол чаем», «Встречаем гостей».
Дидактическая игра: «Посуда» (Чайная, столовая); «Мебель», « Чего не стало?»; «Назови предмет».
Игровая ситуация: «Приготовим обед для кукол», «Мама кормит малыша»
ЦЕНТР «ЗДОРОВИЧОК».
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ В ПОТРЕБНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.
Подвижная игра: «Достань игрушку», «Через ручеёк», «Весёлый мяч», «Воробышки и автомобиль».
Ходьба по дорожкам для профилактики плоскостопия.
ЦЕНТР «ГРИБОК-ТЕРЕМОК».
ФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ УМЕНИЕ ВЫПОЛНЯТЬ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ РОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ПЕРЕДАВАТЬ ХАРАКТЕР ПЕРСОНАЖЕЙ, ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ, ПЕРЕДВИЖЕНИЯ. РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К ТЕАТРАЛЬНОЙ ИГРЕ.
Настольный театр, кукольный театр, варежковый театр, игры-драматизации.