Количество проходов катка при уплотнении щебеночного основания. Устройство щебеночных слоев

Для отвода воды с поверхности того или иного участка, на котором планируется возведение дома, по периметру площадки устраивается электродренажная емкость либо водоотводная емкость.

В настоящий период времени применяют разные типы подушек под фундамент: песчаную, щебеночную, бетонную.

Их распределение и система обусловливается планом-проектом с целью возведения фундамента каждого определенного вида. Помимо этого особое внимание здесь уделяется таком у процессу, как устройство щебеночного основания под фундамент того или иного сооружения.

Основные требования, предъявляемые к гравийно-щебеночным основаниям

  1. Поверхность площадки должна быть в одной плоскости, с уклоном в пределах 0,6-0,8%, правильнее это осуществлять с длинного края, тогда и больший уклон будет допустим.
  2. Минимальный уклон обязательно приведет к большому количеству луж на площадке.
  3. Для укладки щебеночной подушки используется двухслойный битум с крупнозернистой и мелкозернистой фактурой.
  4. Уплотнение щебеночного слоя должно быть не менее 95%.
  5. Вознесения, ряби, ямки, борозды не позволительны в процессе укладки основания.
  6. По периметру асфальта должен быть уложен окантовочный камень (гравий или щебень) в 2-3 мм немного ниже асфальта.
  7. Содержание гудрона (битума) не должно быть слишком большим (излишки должны быть ликвидированы в пределах 2 недель после того, как все уже будет уложено).
  8. Щебеночное основание не должно содержать на своей поверхности солярку, механические масла и т.п. неприемлемо.
  9. Обычно укладывать новый асфальт или начинать заливку фундамента можно спустя 14 суток после укладки щебня.

Залогом преуспевания в постройке считается правильная герметизация основания. Таким образом, подушка под основание из щебня обязательно должна быть уложена, ведь именно такой первый ряд, несомненно, поможет сделать его устойчивым и надежным.

Вернуться к оглавлению

Технологическая карта устройства основания

Типовые основания РВС: а) насыпь; б) насыпь в сочетании с песчанной подушкой; в) железобетонное кольцо под стенкой; 1 — щебеночная или песчанная насыпь; 2 — основание; 3 — песчаная подушка; 4 — слабый грунт; 5 — железобетонное кольцо; 6- стенка РВС; 7 — днище РВС

В настоящий период времени применяют разные типы подушек под фундамент:

  • песчаную;
  • щебеночную;
  • бетонную.

Естественно, каждый из приведенных выше типов обладает плюсами и минусами.

Для того чтобы организация той или иной подушки была как можно более точной, нужно принять к сведению количество этажей в жилом помещении, вид почвы, уровень пролегания грунтовых вод, климатические условия в районе сооружения, устройство веществ, которые используются в период строительства постройки, и многое другое.

Вернуться к оглавлению

Инструменты и вещества, которые пригодятся с целью осуществления данной деятельности:

  • крупный речной песок;
  • щебень;
  • виброплита;
  • тачка с целью транспортировки использованных материалов;
  • самосвал.

Щебеночное основание под фундамент является наилучшим вариантом его оформления. Оно не считается таким сильным, как бетонированное, однако значительно правильнее и прочнее, чем песочное. Щебень представляет собой результат разделения высоких пород, валунов и гравия, с этой целью в зависимости от типа фундамента применяются разные типы щебеночного основания под фундамент. Так, например, под деревянный дом можно уложить основание из мелких камней размером не более 5 мм. Тогда как на более массивный и понадобится материал гораздо больших размеров. Имеется некоторое количество его типов:

  • гравийный;
  • гранитный;
  • известняковый;
  • вторичный;
  • шлаковый.

Характеристика щебня находится в зависимости от его физических и химических характеристик. На них, в свою очередь, влияют размер щебня, его жизнеспособность и устойчивость к высоким температурам, радиоактивность. Что касается объема подушки, то с целью сооружения зданий малых и средних габаритов будет достаточно щебня небольшой фракции (3х8, 5х10, 10х20 и 5х20 мм). Наилучшим материалом, согласно показателям температурной стойкости и выносливости, считается гранитная щебенка. Данный тип наряду с некоторыми остальными (гравийный, шлаковый) позволяет использовать материал для без применения каких-то особенных инструментов. Это оказывается возможным благодаря тому, что мелкий материал утрамбовывается сам по себе. Достаточно будет пройтись пару раз по уложенной подушке. В этом-то в основном и заключается особенность фундамента, под которым устроена щебеночная подушка.

Гранит является наиболее сильным материалом. Его закупают точно такой же породы, как известняк. В большинстве же случаев используется материал, образовавшийся в результате разделения известняка (осадочной высокой породы). Чаще только с целью изготовления фундамента применяют гравийную щебенку. Если проходит организация постройки обычного одноэтажного либо двухэтажного жилого помещения, гравийную подушку нужно будет укладывать только в 1 слой. Этот вариант оказывается достаточно сильным и недорогим, если соотносить его с гранитным щебнем. Плюсом гравийного щебня считается его недостаточно сильный радиоактивный фон.

Вернуться к оглавлению

Щебеночное основание для организации дренажа фундамента

Чтобы сделать щебеночную подушку, нужно заранее соорудить траншею, куда и будет насыпаться материал. Ручным способом сделать это весьма трудно. Поэтому в зависимости от размеров будущего строения вы можете прибегнуть к использованию таких инструментов, как экскаватор или земляной бур (если вы намерены возвести монолитный плитный фундамент). Правильнее только с целью исследования траншеи около основания использовать более современное оборудование, так как оно сбережет бесценное время, и котлован появится достаточно быстро, согласно необходимым требованиям, без каких-либо неровностей и шероховатостей. Уже после этого можно будет точно выровнять траншею, установить дощечки опалубки и начинать уплотнять землю как под щебеночную подушку, так и около самого будущего фундамента.

Если грунтовые воды прибывают к поверхности земли в достаточно больших количествах, то в таком случае около подушки нужно будет обязательно соорудить дренажный ряд. Если сделать это нельзя, первый ряд фундамента в весенний период (во время паводка) будет размыт.

Дренажом основания дома считается техническая система, которая защищает его от избытка воды, действующей на сооружение отрицательно. Хорошо спроектированное и хорошо подобранное щебеночное основание способно предотвратить деструкцию постройки и такие неприятности, как:

  • образование плесени, инея и гнили внутри помещения;
  • подтопление погребов жилья;
  • сырость на основном этаже;
  • образование луж около постройки.

При выполнении дренажные трубы необходимо уложить в ту часть, которая сможет хорошо открывать выход воде так, чтобы она не накапливалась на поверхности земли около фундамента. Таким веществом способна стать все та же щебенка. С целью облегчения и сохранения собственных сил допустимо положить 1 трубу в траншеи для дренажа так, чтобы она оказалась составной частью еще и ливневой канализации. При этом высшая точка трубы должна находиться пониже подошвы фундамента (подошвой считается самая нижняя его область). В днище ранее отделанной траншеи нужно засыпать щебенку, чтобы образовался слой высотой около 12 см. Его, как и другие слои, необходимо разровнять и спрессовать, используя соответствующее оборудование. Далее нужно положить на этот слой трубу. При этом стоит учесть, что труба должна быть наклонена, потому что в противном случае вода стекать не будет. Соответственно, и щебенку нужно насыпать и утрамбовывать так, чтобы поверхность ее оказалась наклонной.

Однако своими руками осуществить данную дренажную систему сможет не каждый. Поэтому для того, чтобы получить хорошее дренажное устройство основания под фундамент, которое прослужит вам в течение долгих лет и даже десятилетий, правильнее обратиться к специалистам, которые готовы сделать все, чего требует строительный план — вплоть до монтажа дренажной системы даже около фундамента.

Основание — является несущим слоем дорожной одежды. Основание распределяет нагрузку от движущихся автотранспортных средств и уменьшает воздействие нагрузки на нижележащие слои и грунт. Основание снижает напряжение от нагрузок, возникающее в покрытии. Основные эксплуатационные свойства основания это прочность и сдвигоустойчивость.

Для устройства основания из щебня используют два вида щебня:

  1. Щебень трудноуплотняемый из изверженных пород и из некоторых видов шлаков. Марка по прочности у такого материала составляет не менее 1000.
  2. Щебень легкоуплотняемый. Марка по прочности менее 1000. Щебень из изверженных, метаморфических и осадочных пород. Кроме того в эту группу входит щебень из шлаков пористой структуры.

Толщина слоя, при устройстве основания из щебня трудноуплотняемого не должна превышать 18-24 см. в зависимости от вида уплотняющих катков. Максимальная толщина слоя допускается при использовании катков массой более 16 тонн.

Толщина, при устройстве основания из щебня легкоуплотняемого не должна превышать 22-30 см.

Самая распространенная схема обустройства щебеночного основания – это способ расклинки. Устройство оснований из щебня предусматривает следующие виды работ:

  1. Распределение основной фракции щебня. После распределения щебня необходимо произвести предварительное уплотнение. В процессе предварительного уплотнения осуществляют добавку и подсыпку материала в местах просадок. Перед предварительным уплотнением, для усиления эффекта взаимозаклинивания, щебень следует поливать водой, с введением в технологический процесс поливомоечных машин. Расход воды составляет до 25 литров на квадратный метр
  2. Второй этап состоит из распределения, так называемого, расклинивающего щебня. Распределение производится при помощи автогрейдера или распределителя щебня. Распределение расклинивающего щебня для устройства щебеночного основания, производиться в один, два или три захода с уплотнением каждого слоя. Перед уплотнением необходим полив водой (до 12 литров на 1 кв.м.). Предварительное уплотнение производиться виброплитой.

Распределение щебня желательно производить самоходным щебнераспределителем, который обеспечивает необходимую ровность слоя. Данную работу возможно также производить автогрейдером, оборудованным специальной профилировочной системой.

В случае, если щебеночный слой укладывается на песчаный, для распределения допускается использовать бульдозер.

Уплотнение щебеночного слоя основания на первом этапе производиться катками на пневмошинах массой 16 тонн и более. Допускается также использовать прицепные вибрационные катки и гладковальцовые самоходные.

На этапе уплотнения, при осуществлении полива слоя щебня водой, важно не допустить переувлажнения слоя. В случае, выпадения обильных осадков, уплотнение следует временно прекратить.

Уплотнение расклинивающего слоя следует осуществлять катками значительной массы динамического типа. После уплотнения основания из щебня, разрешается открытие дороги для дорожно-строительной техники.

Работы по устройству щебеночных оснований и покрытий методом заклинки следует производить в два этапа:

распределение основной фракции щебня и его предварительное уплотнение (обжатие и взаимозаклинивание);

распределение расклинивающего щебня (расклинцовка двух-, трехразовая) с уплотнением каждой фракции. Для оснований допускается одноразовая расклинцовка. При применении щебня осадочных пород марки по прочности менее 600 при устройстве оснований работы можно выполнять в один этап.

Доуплотнение при необходимости следует осуществлять регулированием движения построечного транспорта по ширине основания (покрытия).

На первом и втором этапах основание уплотняют катками на пневматических шинах массой не менее 16 т с давлением воздуха в шинах 0,6 - 0,8 МПа прицепными вибрационными катками массой не менее 6 т, решетчатыми массой не менее 15 т, самоходными гладковальцовыми - массой не менее 10 т и комбинированными - массой более 16 т. Общее число проходов катков статического типа должно быть не менее 30 (10 на первом этапе и 20 на втором), комбинированных типов - не менее 18 (6 и 12) и вибрационного типа - не менее 12 (4 и 8).

Основания из щебня марок по прочности менее 600 и по пластичности Пл2, Пл3 уплотняют катками на пневматических шинах массой не более 16 т не менее чем за 20 проходов или виброплитами.

Для уменьшения трения между щебенками и ускорения взаимозаклинивания укатку следует производить, поливая щебень водой (ориентировочно 15 - 25 л/м2, при уплотнении шлакового щебня - 25 - 35 л/м2 на первом этапе и 10 - 12 л/м2 по расклинивающей фракции).

На втором этапе следует производить расклинцовку слоя щебня фракциями мелкого щебня с последовательно уменьшающимися размерами.

При использовании трудноуплотняемого щебня слой щебня перед распределением расклинивающего материала следует обрабатывать органическим вяжущим материалом из расчета 2 - 3 л/м 2 .

Расход расклинивающих фракций щебня следует принимать по табл. 2.5.

Таблица 2.5

Размер основной фракции щебня, мм

Расход расклинивающих фракций, м 3 , на 1000 м 2 при их размерах, мм

20 - 40

10 - 20

40 – 70

70 - 120

Примечание. При строительстве оснований из щебня фракции 40 - 70 мм методом заклинки допускается применять одноразовую расклинку смесью щебеночных и песчано-щебеночных фракций 5 - 20, 0 - 20, 0 - 10 мм, а при применении щебня 70 - 120 мм использовать фракции 5 - 40 мм. Расход смесей должен соответствовать суммарным требованиям табл. 6.

После окончания уплотнения покрытия по его поверхности следует распределять каменную мелочь из изверженных пород марки по прочности не ниже 800 (из осадочных пород - не ниже 600) в количестве 1 м 3 на 100 м 2 и уплотнять ориентировочно за 4 - 6 проходов катка.

По окончании уплотнения шлакового слоя из активных и высокоактивных шлаков в случае, если сразу не устраивается вышележащий слой, следует производить поливку его водой в течение 10 - 12 дней из расчета 2 - 2,5 л/м 2 .

ыпи земляного полотна высотой 1,5 м при разработке грунта II группы экскаваторами типа ЭО-4225 и перевозке грунта автомобилями-самосвалами устраиваем щебеночное основание из щебня фракции 40-70 мм, обработанного в верхней части пескоцементной смесью по способу пропитки, с использованием для уплотнения самоходного катка на пневмошинах ДУ-100.В технологической карте принята толщина основания в плотном теле 18 см (см.рис.1.5) при глубине обработки пескоцементной смесью 6 см, толщина поверхностного слоя из чистого пескоцемента 2 см, ширина основания 9 м. Пескоцементную смесь из песка и цемента М 400 готовят в грунтосмесительной установке (при расходе цемента 8-12% от массы смеси и расходе воды 6-10%) .

При устройстве щебеночного основания, обработанного в верхней части пескоцементной смесью, выполняют следующие операции:

Подвозку и распределение щебня;

Подготовку щебня к обработке пескоцементной смесью;

Обработку щебня пескоцементной смесью по способу пропитки;

Уплотнение основания;

Уход за основанием;

Рисунок 1.5 Схема щебеночного основания, обработанного в верхней части пескоцементной смесью по способу пропитки

Перед устройством основания из щебня, обработанного пескоцементной смесью, необходимо выполнит

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
190629.КР.1544.ПЗ.
ь следующие технологические операции:

Обеспечить готовность земляного полотна (нижележащего слоя дорожной одежды) в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил;

Подготовить временные подъездные пути для подачи материалов к месту производства работ;

Произвести плановую и высотную разбивку основания, обеспечивающую соблюдение его проектной толщины, ширины и поперечных уклонов;

Обеспечить водоотвод;

Работы по устройству щебеночного основания, обработанного в верхней части пескоцементной смесью, ведутся в разработанной технологической последовательности на трех захватках длиной по 200 м каждая.

На первой захватке выполняются следующие операции:

Доставка щебня фракции 40-70 мм для устройства основания;

Распределение и разравнивание щебня автогрейдером;

Профилирование слоя щебня автогрейдером;

В данной технологической карте щебень доставляют на участок автомобилями-самосвалами КамАЗ-55118 в объеме, необходимом для устройства конструктивного слоя заданной толщины с учетом коэффициента запаса на уплотнение 1,25-1,3, и выгружают на подготовленный нижележащий подстилающий или морозозащитный слой. Щебень выгружают двумя рядами параллельно продольной оси основания. Разравнивание и планировку щебня производят автогрейдером ДЗ-122 за 4 прохода по одному следу, выполняя проходы по челночной схеме с рабочим ходом в одном направлении.

При первом и втором проходах по одному следу выполняют распределение и грубое разравнивание щебня, при третьем проходе - окончательное разравнивание. Во время четвертого прохода производят окончательное профилирование и планировку щебеночного слоя по проектным отметкам с учетом осадки слоя при уплотнении. Первый, второй и третий проход автогрейдера по одному следу начинают от краев основания, двигаясь вдоль обочин и ориентируясь по высотникам разбивки, с постепенным перемещ

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
190629.КР.1544.ПЗ.
ением к середине основания, перекрывая предыдущий след на 0,7-1,3 м. Образовавшиеся излишки щебня используют для заполнения пространства на поверхности основания. Четвертый проход по одному следу начинают с середины основания, двигаясь вдоль оси с постепенным перемещением к обочинам. Излишки щебня также используют для заполнения углублений и пустот. Каждый последующий проход по одному следу начинают после завершения проходов по всей ширине основания. На каждом проходе устанавливаются следующие положения отвала:

При первом и втором проходах по одному следу: угол захвата 40-50°, угол резания до 40°, угол наклона 3-5°;

При третьем проходе: угол захвата 55-60°, угол резания 45-60°, угол наклона по проектному поперечному уклону основания;

При четвертом проходе: начинают планировку с углом захвата отвала 90°, затем угол захвата устанавливают на 60-65°, а угол резания до 40°, угол наклона соответствующим поперечному уклону основания;

На второй захватке выполняются следующие технологические операции:

Увлажнение слоя щебня поливомоечной машиной;

Подкатку щебеночного слоя легким катком;

Для выявления неровностей щебеночного слоя и для обеспечения проезда построечного транспорта щебень подкатывают легким вальцовым катком за 2-4 прохода по одному следу. В карте принята прикатка самоходным гладковальцовым катком ДУ-96. Первый проход катка осуществляют с захватом обочин для обеспечения упора основания. После уплотнения производится увлажнение основания поливомоечной машиной из расчета 3-10 л/ . В качестве поливомоечной машины принята МД 433-03.

На третьей захватке выполняются следующие технологические операции:

Доставка пескоцементной смеси на участок автомобилями-самосвалами;

Распределение пескоцементной смеси автогрейдером;

Вдавливание пескоцементной смеси в щебеночный слой пневмокатками;

Уплотнение основания катком на пневмошинах;

Окончательное уплотнение

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
190629.КР.1544.ПЗ.
основания гладковальцовым катком;

Нанесение пленкообразующего материала на поверхность слоя основания;

Уход за готовым слоем основания;

Пескоцементную смесь доставляют в необходимом количестве автомобилями-самосвалами (принят КамАЗ 55118) и выгружают на щебеночный слой двумя рядами. После выгрузки на поверхность основания пескоцементную смесь разравнивают автогрейдером ДЗ-122 за 3-4 прохода по одному следу. Пескоцементную смесь, распределенную ровным слоем по поверхности щебня, вдавливают в пустоты верхней части щебеночного слоя за 2-3 прохода пневмокатка по одному следу по челночной схеме.

Вдавливание смеси осуществляют немедленно после ее распределения во избежание высыхания тонкого слоя смеси. Эту операцию выполняют самоходным катком на пневматических шинах ДУ-100.Вдавливание пескоцементной смеси начинают от краев основания с постепенным смещением проходов катка к середине основания и перекрытием предыдущего следа на 0,25-0,40 м. При этом скорость катка должна быть 1,5-2 км/ч и движение должно происходить плавно, без рывков.

Для достижения стандартной плотности основания его уплотняют катком ДУ-100 (на пневматических шинах) за 12-16 проходов по одному следу и доуплотняют легким гладковальцовым катком ДУ-96. Для создания упорной части по краям основания делают на 2 прохода больше по одному следу. Укатку щебня начинают также от краев основания с постепенным смещением к середине по челночной схеме, перекрывая предыдущий след на 0,25-0,4 м.

При первых 4-5 проходах каток двигается со скоростью 2-4 км/ч. Последующие проходы выполняют со скоростью 8-10 км/ч. Давление воздуха в шинах при этом должно быть постоянным (0,6-0,8 МПа).Окончательное количество проходов уточняют путем пробной укатки. Отсутствие следа от катка и волны на основании перед ним свидетельствует о необходимой плотности слоя.

Для доуплотнения верхней части основания и ликвидации неровностей от колес пневмокатка производят окончательное уплотнение самоходным гладковальцовым катком за 3-5 проходов по одному следу по челночной схеме. Необходимо учитывать,

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
190629.КР.1544.ПЗ.
что уплотнение основания, включая доставку, разравнивание и вдавливание пескоцементной смеси, ограничено сроками схватывания цемента и не должно превышать 3 ч, а при температуре менее 10°С - не более 5 ч после введения в смесь воды. Для увеличения сроков схватывания в пескоцементную смесь вводят добавки ПАВ.

Сразу после уплотнения основания на поверхность наносят пленкообразующие материалы - помароль, лак-этиноль или битумную эмульсию при норме розлива 0,6-0,8 л/


В конструкциях дорожных одежд применяют щебеночные основания различных типов: из фракционированного щебня, щебня рядового, укрепленного малыми дозами цемента, холодного, теплого и горячего черного щебня, обработанного битумом в установке или смешением на месте. Основание может состоять из одного или нескольких слоев, устраиваемых из условий обеспечения общей толщины одежды, установленной расчетом, и необходимости разделения на слои по условиям технологии производства работ. В городском дорожном строительстве наибольшее распространение получили одно- и двухслойные основания из фракционированного щебня и щебня, обработанного вязким битумом в установке. Для устройства дорожных оснований применяют известняковый щебень прочностью 600 кгс/см2 (60 МПа) и выше.
Технологический процесс устройства двухслойных оснований толщиной 25 см из фракционированного щебня включает следующие операции: погрузку щебня размером 40-70 мм экскаватором в автомобили-самосвалы; подвозку щебня к месту укладки; распределение щебня нижнего слоя основания автогрейдером, щебнеукладочной машиной ДС-8 (Д-337) или универсальным укладчиком ДС-54 (Д-724); подвозку воды поливомоечной машиной ПМ-130Б; подкатку распределенного слоя легкими катками; проверку поперечного профиля нижнего слоя основания и исправление дефектов; уплотнение нижнего слоя основания средними и тяжелыми катками с поливкой водой; подвозку щебня фракции 40-70 мм для устройства нижнего слоя основания; распределение нижнего слоя основания с подкаткой легкими и укаткой средними и тяжелыми катками с поливкой водой; подвозку щебня фракции 20-40 мм для расклинивания; распределение щебня навесным распределителем и разметание механической щеткой на поливомоечной машине с поливкой расклиниваемого слоя щебня водой; уплотнение расклиниваемого слоя средними и тяжелыми катками.
При устройстве однослойного основания щебень фракции 40-70 мм укладывают на полную толщину, уплотняют катками и расклинивают более мелкой фракцией 20-40 мм.
Устройство щебеночных оснований автогрейдерами является сравнительно сложным и длительным процессом. В этом случае на спланированное и укатанное песчаное основание из автосамосвалов разгружают щебень и распределяют автогрейдером слоем, на 30% большим проектной толщины, выравнивают и таким образом создается основной скелет нижнего слоя, после чего производят его укатку легкими катками. В этот период работы поливка водой не требуется, так как щебень сравнительно легко перемещается и распределяется. После укатки легкими катками, когда исчезнут волны перед вальцами катка, можно применять тяжелые катки и увлажнять щебеночное основание. Вода в этот период укатки облегчает уплотнение. Проверив правильность продольных и поперечных уклонов и ликвидировав неровности, можно приступать к укладке второго слоя щебеночного основания. Уплотнять щебеночное основание следует до образования поверхностной корки.
Весь цикл уплотнения разбивается на три периода: осадка россыпи щебня, уплотнение россыпи, создание поверхностной корки. Преждевременное окончание укатки может привести к недостаточному уплотнению основания, чрезмерная укатка - к перегрузке основания, т. е. разрушению щебня, нарушению целостности и устойчивости всей конструкции. Период осадки россыпи щебня практически определяют по значительному уменьшению волн перед вальцами катка, а период уплотнения россыпи - по раздавливанию отдельных щебенок размером 35-50 мм, подложенных под валец катка. В начале укатки скорость катка не должна превышать 1,5 км/ч, в последующие периоды может быть увеличена и достигать 3 км/ч. Первые проходы катков нужно производить от обоих краев проезжей части. Далее катки переходят на вторую полосу укатки, ближе к оси, перекрывая след предыдущего прохода на 25-30 см. После окончания первого периода уплотнения катки должны снова начинать укатку с краев и уплотнение происходит в той же последовательности во второй и третий периоды укатки. Для качественного уплотнения щебеночного основания нужно произвести около 50 проходов катка по одному следу: при первом периоде укатки - 10-12 проходов, при втором - 20-25, при третьем - 10-15. Количество проходов катка по щебеночному основанию фиксируется в специальном журнале, который является необходимым документом при сдаче работ. Для предварительного уплотнения следует применять легкие катки массой 5-6 т, для окончательного уплотнения россыпи средние катки - 7-8 т, для создания поверхностной корки тяжелые катки - 10-12 т.
Количество воды для поливки при укатке щебеночного основания зависит от прочности каменных материалов, времени года, температуры и влажности воздуха. При недостаточной поливке увеличивается время уплотнения основания, а избыток воды может привести к переувлажнению подстилающего слоя.
В настоящее время во многих городах для устройства щебеночного основания применяют щебнеукладчик ДС-8 (Д-337), который выполняет операции по распределению, разравниванию и уплотнению щебня. Укладка щебеночного основания ведется от борта к оси дороги. Из автомобилей-самосвалов щебень подается в приемный бункер щебнеукладчика, который, продвигаясь вперед, оставляет за собой ровную уплотненную полосу из щебеночного материала толщиной до 25 см и шириной 3,1 м. На щебнеукладчике ДС-8 установлены два площадочных вибратора для уплотнения укладываемого щебня. Длину укладываемой за смену полосы назначают в зависимости от ширины проезжей части и количества слоев с таким расчетом, чтобы к концу смены полностью было построено основание на заданном отрезке проезжей части улицы.
Технико-экономические расчеты показывают, что использование машины ДС-8 для устройства основания вместо автогрейдера снижает строительные затраты почти в 3 раза. Комплексная бригада, состоящая из мотористов щебнеукладчика ДС-8 и катков, шофера поливомоечной машины ПМ-130Б и шоферов машин-самосвалов МАЭ-503 или ЗИЛ-555 (количество которых зависит от дальности возки щебня к объекту строительства), может уложить в смену до 1500 м2 двухслойного щебеночного основания толщиной до 25 см. На рис. 100 приведена технологическая схема потока при устройстве двухслойного щебеночного основания распределителем щебня ДС-8.

Технологический процесс устройства оснований из черных щебеночных смесей, приготовленных в установке, состоит из следующих операций: доставки к месту работ щебеночной смеси; распределения смеси по подготовленному основанию слоем заданной толщины (с учетом коэффициента уплотнения); уплотнения слоя смеси. Черные щебеночные смеси приготовляют в асфальтосмесительных установках с принудительным и свободным перемешиванием. Качество смеси зависит от однородности исходных минеральных материалов, точного соблюдения запроектированных составов и заданного температурного режима перемешивания минеральных материалов с вяжущими.
Для устройства оснований применяют три вида черных щебеночных смесей, приготовляемых путем смешения в установках: холодные, теплые и горячие смеси.
Холодные смеси получают путем смешения в установке щебеночных материалов с жидкими битумами и дегтями повышенной вязкости с нагревом до температуры 80-100° С, теплые - путем смешения щебеночных материалов с вязким битумом марки БНД 200/300 или жидкими, битумами и дегтями повышенной вязкости с нагревом до температуры 70-120° С, горячие - путем смешения щебеночных материалов с вязкими битумами или вязкими дегтями с нагревом до 120-170° С. Горячие и теплые черные щебеночные смеси из смесителя непосредственно после приготовления поступают к месту укладки и должны иметь температуру соответственно 80-140 и 50-80° С при положительной температуре наружного воздуха. Холодные смеси после приготовления могут храниться на складе до 6-8 месяцев, а укладывать их необходимо при температуре смеси 15-50° С. Доставляют черные щебеночные смеси к месту укладки автомобилями-самосвалами.
Горячие, теплые или холодные черные щебеночные смеси распределяют, как правило, асфальтоукладчиком и только при малых объемах работ допускают распределение вручную. Холодные щебеночные смеси слоем более 4 см можно распределять грейдерами. Уплотняют черную щебеночную смесь катками. Горячие и теплые крупнозернистые смеси из прочных горных пород уплотняют тяжелыми катками. Среднезернистые, мелкозернистые и песчаные горячие, теплые смеси из прочных горных пород уплотняют сначала легкими катками, 3-5 проходами по одному следу, а затем тяжелыми -12-20 проходами по одному следу. Укатывают от краев к середине, перекрывая соседнюю полосу на 20-30 см. При укатке вальцы катков необходимо смачивать, чтобы избежать прилипания к ним смеси. Укатывают смеси до полного уплотнения укатываемого слоя. Уплотнение считается достаточным, когда при проходе тяжелого катка от его задних вальцов не остается следа на уплотненном слое.
Черные щебеночные смеси, укладываемые в холодном состоянии, рекомендуется укатывать самоходными катками на пневматических шинах (6-10 проходами катка по одному следу в зависимости от его массы). При отсутствии катков на пневматических шинах холодные щебеночные смеси уплотняют моторными катками с гладкими вальцами. Черные щебеночные смеси можно уплотнять также вибрационными катками массой 5 т. Горячие и теплые смеси уплотняют 2-3 проходами по одному следу виброкатка с выключенным вибратором, а окончательное уплотнение выполняют 4-6 проходами по одному следу с включенным вибратором.
Уплотнение холодных смесей должно начинаться с укатки 3-4 проходами виброкатка по одному следу с выключенным вибратором и заканчиваться 5-6 проходами с включенным вибратором. После окончания укатки основания катками открывают движение и организуют уход в процессе его формирования. Продолжительность ухода за основанием, если предварительное уплотнение велось моторными катками с гладкими вальцами и окончательное уплотнение движением автотранспорта, составляет 7-10 сут.
При уплотнении вибрационными катками или катками на пневматических шинах время ухода за основанием сокращается до 3-5 сут в зависимости от степени его уплотнения. Во время ухода за основанием исправляют обнаруженные дефекты (отдельные просадки, наплывы и т. п.). В процессе уплотнения основания проверяют его ровность и поперечный профиль. Ровность проверяют трехмой рейкой, укладываемой на поверхность основания параллельно оси дороги. Просвет под рейкой должен быть не более 10 мм. Поперечный профиль проверяют шаблоном, при этом допускаемое отклонение поперечного уклона должно быть не более ±5%. После окончательного уплотнения проверяют толщину основания, делая пробные вскрытия. Отклонение толщины основания от заданной допускается в пределах 10%. Степень уплотнения готовых оснований из обработанных органическими вяжущими минеральных материалов способом смешения в установке проверяют по величине объемной массы образцов из покрытия, которые вырубают при проверке толщин покрытия. Объемная масса вырубки после уплотнения катками должна быть у основания из холодных смесей не менее 0,9, из теплых смесей - 0,95 и из горячих - 0,97 объемной массы образца, переформованного из вырубки и уплотненного под нагрузкой 400 кгс/см2 (40 МПа) для холодных и теплых черных смесей и под нагрузкой 300 кгс/см2 (30 МПа) - для горячих.