Основные цели и принципы государственной научно-технической политики. Фундаментальные исследования

Научно-технический прогресс - категория историческая. Наука на всех этапах своего развития оказывала влияние на технику и материальное производство. При этом степень, характер и формы этого влияния существенно изменялись в зависимости от уровня развития производительных сил и характера общественных отношений. В XIX в. с развитием машинного производства наука стала приобретать производительную силу и находить свое воплощение в технике. С этого времени прогресс науки и развитие техники переросли в научно-технический прогресс, стала формироваться единая система «наука - техника-производство-потребление». Поскольку научно-технический прогресс охватывает две сферы - духовное и материальное производство, закономерности его развития также двойственны. С одной стороны, они обусловлены экономическими потребностями общества, развитием техники исследований, с другой - внутренней логикой развития научно-технической мысли. При таком подходе наука выступает как система знаний человечества об объективных законах развития природы и общества и одновременно деятельности людей по накоплению, систематизации и использованию этих знаний. А главной закономерностью развития техники признана цикличность, смена периодов эволюции (модернизации) качественными скачками. Поэтому объективно изменяются экономические свойства технического прогресса. При первичной механизации экономия живого труда сопровождалась увеличением затрат овеществленного. При обновлении поколений и направлений техники снижается ресурсоемкость конечного продукта. Поэтому, разрабатывая меры по совершенствованию форм и методов управления научно-техническим прогрессом, важно учесть объективные закономерности его развития, в частности, инновационного процесса на разных уровнях управления (макро, мезо, микро) и его цикличность. Для анализа теорий стратегического планирования на макро- и мезоуровне управления экономикой необходимо рассмотреть теории конъюнктурного развития. Основы теории циклических (конъюнктурных) колебаний зародились в период завершения промышленной революции. В основе циклической теории лежит концепция кризисов. Сложность проблемы циклического развития обусловила множество разных концепций. В первую очередь это связано с определением конкретных объективных и субъективных факторов, которые вызывают кризисные ситуации и распространяют их на территории множества стран. Систематизация конъюнктурных волн показала, что выбор критериев систематизации весьма широк. Основными критериями систематизации (повторяющимися в большинстве теорий цикличности) выступают: внешние (экзогенные) помехи; случайные процессы; экономические явления; монетарные аспекты экономики; факторы реальной экономики; психологические факторы. Естественно, что сложно распределить факторы очень четко по предложенной систематизации. В чистом виде такая классификация состояться не может. Еще в 1939 г. в книге «Циклы деловой активности. Теоретический, исторический и статистический анализ капиталистического процесса» Й. Шумпетер предложил концепцию «трехцикличной схемы» экономической динамики, где на один цикл накладывается другой. Поэтому на цикличность экономического развития оказывает влияние комплекс всех вышеперечисленных групп факторов. Необходимо отметить, что в зависимости от условий конкретной территории (страны, региона) можно выделить превалирующее значение некоторого ряда факторов из всей совокупности теорий. В современных условиях, когда XXI в. признан веком инновационного развития, появляется еще один критерий систематизации - технологическое обновление. Но в той же работе Й. Шумпетера выявлено, что широкое распространение инноваций вызывает рост производства, а следующий за ним спад (депрессия) является своеобразной адаптацией хозяйственной жизни к изменившимся условиям, порожденным экономическим бумом. Исходя из вышесказанного развитие научно-технического прогресса должно не столько прогнозироваться, сколько очень достоверно планироваться на долгосрочный период. В этом состоит одна из главных задач государственного регулирования в области развития науки и технических инноваций. Для реализации такого процесса следует использовать подходы стратегического планирования, которые выгодно отличаются от долгосрочного планирования. Отличия, в первую очередь, заключаются в четком определении комплекса целей развития территории. И уже потом, по логической цепочке стратегического планирования, определяются задачи, условия, точки воздействия, механизмы реализации стратегии в области научно-технического развития территории. Для определения целевых показателей необходимо ориентироваться не только на амбиции и условия территории, но и предполагать использование возможностей технологического уклада. В виде организации инновационной активности применять горизонтальную интеграцию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование производства и обучения промышленного и инженерного персонала, подготовку специалистов нового поколения. При этом важная роль отводится государственной поддержке развития новых технологий и построению логической цепочки коммерциализации технических разработок. Стремление России стать не только высокоразвитой страной, но и выйти в технологические лидеры, будет определять стратегический выбор развития национальной экономики. Рассматривая теории стратегического планирования, которые характерны на макро- и мезоуровнях управления экономикой, можно выделить следующие сценарии макроразвития: - сырьевой консервативный сценарий (предполагает усиление политической роли и представительства в международном бизнесе); - сырьевой либеральный сценарий (предполагает инерционное развитие при активизации бизнеса за счет облегченного доступа к ресурсам развития); - патерналистский сценарий (предполагает максимальное участие государства); - инновационный сценарий (предполагает существенную модернизацию экономической системы в целом). Стратегическое развитие России определено в «Стратегии 2020» как инновационное развитие, поэтому на уровне управления государством должна быть проведена существенная модернизация всей экономической системы с использованием современных инновационных подходов и технологий во всех сферах общественного хозяйства. При этом инновационный тип развития экономики предполагает постоянное обновление и разнообразие форм деятельности предприятий и организаций различных сфер производства и услуг. Инновационные процессы, которые должны выступать основой системы управления, будут иметь свои особенности. Рассматривая обобщенные подходы к формированию инновационного поведения предприятия, можно выделить четыре направления, которые определяют качество управления в целом. Эти направления используются при применении ССП (системы сбалансированных показателей - Balanced Scored Card, - авторы Norton, Kaplan): финансы, клиенты, бизнес–процессы, персонал. В зависимости от сферы деятельности значимость этих направлений будет различна. Основные типы инновационных стратегий развития предприятий по отношению к научно-техническому процессу можно подразделить на следующие типы: - технические (обеспечение лидерства путем самостоятельной разработки и внедрения технических новшеств высокой степени радикальности); - технологические (разработка и применение технологических новшеств, дающих преимущества в качестве, стоимости и времени производства продукта); - продуктовые (обеспечение лидерства путем разработки и внедрения новых продуктов, предупреждающих потенциальный спрос); - управленческие (самостоятельная разработка и внедрение новшеств в систему управления и формирования кадрового потенциала); - имитационные (динамичное воспроизведение достижений технических, технологических, продуктовых лидеров и эффективное освоение свободных сегментов рынка). Отдельно не выделен финансовый тип инновационной стратегии, но это связано с субъективными факторами. Основной стратегической целью в финансовой стратегии предприятий Дальнего Востока выступает рост прибыльности и рентабельности. Практически ни одна наша компания (предприятие, организация) не ставит своей целью рост стоимости компании. Вследствие этого функции финансовых департаментов предприятий и организаций декларируются как текущее бюджетирование. В центральной части России и в компаниях естественных монополий финансовый тип инновационной стратегии уже давно учитывает данный аспект. Стоимость компаний в электроэнергетике, добыче природного газа, железнодорожных перевозках грузов выросла за последние десять лет многократно. Также необходимо учесть, что для собственников важно обеспечение максимальных доходов в течение длительного времени. Поэтому цели финансовой стратегии принимаются в виде показателей эффективности деятельности предприятия с учетом их влияния на будущие доходы. В табл. 1 для каждого типа стратегий представлены базисные условия, методы либо подходы, которые возможно применять при каждом типе, и результаты влияния типа инновационной стратегии на научно-технический прогресс. Далее спроецируем направления ССП для каждого типа инновационных стратегий и определим базовые показатели для каждого направления (см. табл. 2). Приведенные показатели являются обобщающими, независящими от характеристик компании и отраслевой принадлежности. Для более конкретного применения такая система показателей должна учитывать все особенности компаний: внешнее окружение, внутренний потенциал, амбиции компании на рынке, существующие альтернативные варианты, склонность данной компании к определенному уровню риска и многое другое. Следует отметить, что применение системы сбалансированных показателей относится к инновациям в управлении, и соответственно, более качественно может регулировать все управленческие и производственные процессы. Основными стратегиями развития предприятий, по Портеру, которые в основном адаптированы к российской экономике (чаще применяемые), являются: стратегия минимизации издержек; стратегии диверсификации; стратегии дифференциации и стратегии инновационных разработок. На первый взгляд, кажется, что использование условий научно-технического прогресса относится только к стратегиям инновационных разработок. Это действительно та стратегия, которая в основе развития деятельности организации опирается на новые технические и технологические подходы, учитывает инновационные аспекты в управленческой деятельности. В современной экономике инновационная стратегия, при ее успешной реализации, может дать организации возможность получения сверхприбыли, что является для организации весьма привлекательным. Но в тоже время эта стратегия и самая рискованная - необходимо четко определить возможности будущего спроса на разрабатываемый вид продукции или услуг, а также иметь достаточный капитал для финансирования текущей деятельности, финансирования разработок и доведения их до потребителя. То есть негативными моментами этой стратегии является отвлечение крупных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности организации (предприятия) с неизвестным (или очень длительным) периодом их возвратности, а также очень высокий риск.

Государственная научно-техническая политика

Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Научно-техническая политика стала важным элементом внутренней и внешней политики государства. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входит большинство развитых капиталистических стран, в целях выработки научно-технической стратегии проводятся обследования практики организации НИОКР.

Целями научно-технической политики являются: государственная поддержка национальной науки; стимулирование развития ее приоритетных направлений, имеющих общенациональное значение; обеспечение условий для внедрения и эффективного использования научных достижений в сфере производства.

Конечной целью научно-технической политики является обеспечение экономического роста и конкурентоспособности страны на мировом рынке, решение социальных проблем, обеспечение экономической безопасности.

Степень и формы государственного вмешательства в развитие науки, прикладного ее использования зависят от многих факторов: стадии экономического развития; социально-экономических внутренних и внешних условий экономической политики, проводимой правительством в целом.

Отдельные проявления государственного регулирования научно-технического развития наблюдались еще в XIX веке, когда правительства развитых стран законодательно защищали свою науку, помогали университетам в проведении научных исследований, заботились о росте научных кадров. В современных условиях, когда углубляется международное разделение труда, происходит интернационализация хозяйственной жизни и в то же время - усиление конкурентной борьбы между странами, проблема развития национального научно-технического потенциала выходит на первый план. И государственная поддержка в сфере НИОКР становится одним из решающих факторов его развития.

По мнению американских экспертов, без соответствующей государственной поддержки научной сферы в XXI веке экономическая безопасность страны может подвергнуться серьезным испытаниям в таких областях, как вычислительная техника особо высокой мощности, биотехнология и генная инженерия, новые виды вооружений.

В рамках интеграционных союзов начинает разрабатываться межгосударственная научно-техническая политика. Характерной является политика ЕС в области фундаментальных исследований, прикладных разработок, в частности технической стандартизации, технологий, информации и т.д.

Государственная научно-техническая политика может выступать как:

Активная, умеренная или пассивная;

Сдержанная, дающая простор рыночным процессам;

Протекционистская по отношению к отечественному научному комплексу или предельно открытая для зарубежной науки и техники;

С опорой на собственный научный потенциал или на заимствование иностранных идей и технологий;

Высокоселективная или фронтальная, всеохватывающая;

С выраженным приоритетом фундаментальных и стратегических прикладных исследований или с приоритетом прикладных НИОКР и внедренческих работ.

Реальная государственная научно-техническая политика сочетает указанные альтернативные формы в зависимости от складывающейся ситуации, фактического состояния экономики и активности научного сообщества .

Примером высокоэффективной научно-технической политики могут служить меры принятые правительством Японии для восстановления экономики после второй мировой войны.

Развитие науки и техники своими силами требовало колоссальных затрат и, главное, многих лет, что грозило серьезным экономическим отставанием. За 30 лет, с 1949 г. Япония приобрела, в общей сложности 34 тыс. лицензий и патентов у западных коллег, которые были творчески доработаны японцами и, что самое главное, быстро внедрены в производство.

В результате создание научно-технического потенциала обошлось Японии всего в 78 млрд. долларов, причем ученые уложились в кратчайшие сроки. Эффективность такой стратегии оценивается от 400% - в целом, до 1800% - в отдельных отраслях .

На сегодняшний день, наука Японии занимает передовые позиции в области новых технологий. Учтя опыт прошлого, страна использует большинство своих разработок для улучшения качества жизни людей и защиты окружающей среды. Создаются и совершенствуются новые, экологически чистые двигатели для автомобилей, роботы и эффективные медикаменты, облегчающие жизнь недееспособных граждан, экономятся и повторно используются энергоносители и ценные металлы.

Необходимость государственного регулирования науки связана с особенностями научного «производства» и его продукции. В их числе - непредсказуемость экономических результатов научных исследований, сложность получения прибыли даже от коммерчески эффективных проектов при существующих системах защиты авторских прав. Главное же рынок не способен обеспечить адекватное вложение ресурсов в науку - так называемый «провал рынка». Главная задача государства в такой ситуации - разработка и реализация мер для компенсации «рыночного провала», уменьшения риска, связанного с проведением научных исследований и другими фактами инновационного процесса.

На практике реализуются три основные схемы преодоления отмеченной «слабости» рыночного механизма:

Прямое участие государства в производстве знаний путем организации крупных лабораторий, находящихся на бюджетном финансировании и бесплатно предоставляющих полученные результаты широкому кругу потенциальных пользователей. Обычно такие лаборатории заняты решением проблем обороны, энергетики, здравоохранения, сельского хозяйства. Разновидностью данной формы участия можно считать финансирование государством исследований в лабораториях или научных центрах частного сектора в случае выполнения ими государственного заказа (как правило, на производство систем вооружений или космической техники).

Предоставление безвозмездных субсидий на проведение фундаментальных научных исследований ученым, находящимся вне государственных лабораторий (в основном в университетах). Условием получения субсидий является полная отчетность о ходе исследований, открытая публикация полученных результатов, т.е. отказ от особых прав на полученное знание.

Предоставление налоговых льгот или субсидий частному бизнесу, вкладывающему средства в научные разработки.

В первых двух случаях объем, и структура расходов на науку являются непосредственным результатом государственной политики, в третьем - экономическая ответственность за развитие науки, их масштабы и приоритеты полностью лежит на компаниях частного сектора и государство прямо не претендует на эти результаты .

Использование средств госбюджета - главный финансовый инструмент научно-технической политики развитых стран. За счет госбюджета практически полностью финансируется фундаментальная наука в университетах, исследования оборонного характера и по контрактам в частном секторе, а также создание наиболее сложных и дорогостоящих экспериментальных установок «большой науки» (ускорители, телескопы, космические станции и т.д.).

Доля затрат на науку в общей сумме бюджетных расходов в последние 20 лет довольно стабильна: 6-7% в США, 4-5% во Франции, Германии, Великобритании, Италии, 3-3,5% в Японии .

Основными получателями бюджетных средств могут быть не только государственные лаборатории или университеты, что характерно для Японии, Германии, Канады, но и компании частного сектора, как это имеет место в США.

Взаимодействие частного и государственного секторов, перелив средств из бюджета в корпорации обеспечены рядом организационных механизмов, в разработке и реализации которых участвуют законодательная и исполнительная ветви власти, аппараты министерств, агентств и специальных ведомств. Основной инструмент размещения госзаказа на научно-исследовательские работы, являющиеся обычно составной частью федеральных программ - контракты и проекты. Оба эти инструмента в США, например, являются частью федеральной контрактной системы.

Федеральная контрактная система выполняет функцию главного инструмента организации и управления государственным рынком товаров и услуг, регулируя хозяйственную деятельность более 22 тыс. различных органов государства или его представителей, выступающих заказчиками этих товаров и услуг. Именно через этот экономико-хозяйственный, предельно конкурентный механизм американское государство оказывает решающее воздействие на регулирование экономики, ускорение темпов НТП и обновление основных средств корпораций - государственных подрядчиков, на государственную поддержку НИОКР и подготовку кадров, формирование равномерной «географии» промышленного, военно-технического и научно-технического потенциала и проведения единой патентно-лицензионной политики государства.

Повышение эффективности использования бюджетных средств идет по разным направлениям. Одним из них, популярным во многих развитых странах, является перераспределение научного бюджета в пользу мелких инновационных компаний. Исторически сложившаяся концентрация бюджетных средств в ограниченном круге крупных корпораций рассматривается как фактор торможения НТП.

Налоговое стимулирование как вид государственной поддержки науки используется относительно недавно. Повышение удельного веса льгот, обеспечивающих благоприятный инновационный климат, является общей тенденцией. Главное преимущество налоговой поддержки состоит в том, что льготы предоставляются не авансом, а в качестве поощрения за реальную инновацию.

Главный принцип западной системы состоит в том, что налоговые льготы предоставляются не научным организациям, а предприятиям и инвесторам. Льготы плюс конкуренция обеспечивают высокий спрос на исследования и инновации. Регулярный пересмотр льгот позволяет государству целенаправленно стимулировать инновационную активность в приоритетных отраслях, влиять не только на структуру и численность научных и инновационных организаций, но главное - на структуру производства .

Важное значение для разработки и осуществления эффективной государственной научно-технической политики имеет теория цикличности экономического развития, включающая теорию цикличности технологических переворотов, разрабатываемую многими отечественными и зарубежными специалистами. В современной обстановке среди целостной совокупности факторов экономическая наука выделяет инновационные факторы (новая техника, новые материалы, новые технологии, новая организация производства и труда, новая мотивация). Их наиболее полное и эффективное использование позволяет хозяйственной системе достигать максимального совокупного результата.

Данные факторы проявляют наибольшие преобразующие возможности, когда они используются в хозяйственной системе любого уровня в определенном соотношении и их действие подкрепляется другими факторами (инвестиционный, интеллектуальный, предпринимательский и кадровый ресурсы, инновационный менеджмент, нормативно-правовая база и т.д.). Анализ различных состояний результатов научно-технической деятельности показывает, что все они могут быть подразделены по основным фазам научно-воспроизводственного цикла .

В последнее время в ведущих индустриально развитых странах активно формируется новая научно-техническая (или технологическая) политика, включающая согласованный комплекс действий со стороны государства, частного бизнеса и системы образования по совершенствованию механизма и ускорению темпов разработки и распространения критических технологий как основы экономической и национальной безопасности.

Наиболее характерными чертами этой политики являются:

Усиление государственного регулирования НИОКР в области критических технологий и создания в этой связи единых министерств, координирующих вопросы развития науки, промышленности и внешней торговли с целью более тесной увязки научно-технического и промышленного развития;

Разработка общих технологических принципов критических технологий как ключевого в современных условиях этапа инновационного процесса;

Стабильное или возрастающее государственное финансирование фундаментальных исследований как основы долгосрочного технологического и экономического развития. Приоритетное финансирование направлений, определяющих развитие критических технологий;

Переход к все более равномерному распределению научно-исследовательских учреждений по всей территории страны с целью содействия региональному экономическому развитию и широкому распространению критических технологий. Использование при этом таких организационных форм, как технополисы, научные парки и др.;

Ориентация системы военных НИОКР на разработку технологий «двойного применения». Замена военных стандартов на стандарты «двойного применения», используемые при создании как военной, так и гражданской продукции;

Совершенствование системы обучения с целью удовлетворения потребностей промышленности в квалифицированных инженерных и технических кадрах.

Важным направлением научно-технической политики является меры, направленные на стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) .

Таким образом, можно сделать вывод что научно-техническая политика является составной частью политики государства, необходимая для реализации проектов по регулированию и развитию научной деятельности государства. Существуют три основных механизма воздействия государства на науку: прямое участие в создании научных знаний, финансирование научной деятельности, налоговые льготы.

Анализ механизмов научно-технической политики стран Запада не позволяет сделать однозначных выводов о том, практика какой из них является наиболее эффективной. Каждое государство, используя набор инструментов, решает свои, нередко уникальные задачи, спектр которых очень широк - от укрепления оборонной мощи страны до повышения конкурентоспособности отдельных отраслей. Общим же является поиск рационального сочетания бюджетных субсидий и налоговых льгот.

Обобщая вышесказанное в первой главе можно определить сущность науки и научной деятельности в государстве. Наука важная составляющая развития общества и экономики государства, ее развитие напрямую влияет на развитие производства, способствуя экономическому росту в стране. Являясь производительной силой общества, наука формирует технологические уклады, которые составляют совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства. Изменение технологических укладов происходит циклически, при изменении уровня развития технологий, этот фактор определяет цикличность экономики в долгосрочном аспекте.

Совокупность средств производства и использования новых знаний формирует национальный научный потенциал. Эффективность функционирования научного потенциала определяет качество научной деятельности в государстве. Само государство воздействует на науку в стране посредством научно-технической политики. Данная политика государства крайне важна для развития национальной экономики.

Государство имеет комплекс различных мер по регулированию научного потенциала, но основными являются бюджетная и налоговая политика в сфере науки.

Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.

Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:

Признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;

Гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;

Гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;

Интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций академий наук, имеющих государственный статус, а также научных организаций министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

Поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;

Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;

Стимулирование научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;

Развитие научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;

Стимулирование научно-технической и инновационной деятельности субъектов Российской Федерации и интеграция их научно-технического потенциала;

Развитие международного научного и научно-технического сотрудничества Российской Федерации.

1.4 Основные направления научно-технического развития в России

“Переход России к инновационному пути развития – это единственная возможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти в мировое сообщество на равных” - говорится в “Основах политики Российской Федерации в области развитии науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу”. Переход к инновационному развитию страны определён в этом документе как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий - формирование развития национальной инновационной системы.

Политика, формируемая Министерством образования и науки Российской Федерации, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно – техническая программа: определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России; а также содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др.

Управление программой осуществляется Научно-координационным советом под руководством Министра. По шести основным научно – техническим направлениям сформированы приоритеты:

Наноиндустрия и перспективные материалы;

Энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии;

Технологии живых систем;

Информационно-телекоммуникационные системы;

Экология и рациональное природопользование;

Безопасность и противодействие терроризму.

В новой редакции программы следует отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.

Первый блок – генерация знаний

В рамках этого блока реализуется около 250 проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка научно–организационного и методического обеспечения интеграции научной и образовательной деятельности, поддерживаются плотные проекты в этой сфере, создаются научно-образовательные комплексы.

Второй блок разработка технологий

Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно–конструкторских, технологических и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем около 10 млн. рублей. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.

Третий блок программы – коммерциализация технологий

В первую очередь, здесь следует говорить о создании и развитии эффективных механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошими примерами в этой связи могут стать реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшие инновационные проекты государственного значения, которые были поддержаны еще Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации и очень успешно продолжают развиваться при поддержке Федерального Агентства науки и инноваций, фактически при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

Важнейший элемент – это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно – технической сфере; российский фонд технологического развития (РФТР).

РФТР - внебюджетный фонд, который формируется из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных научно – технических, инновационных проектов.

    Государственная научно-техническая и инновационная политика

    Формы регуляции научно-технической деятельности

    Государственная регуляция инновационных процессов

Ключевые понятия и сроки:

научно-техническая политика, научно-технический потенциал, инновационная политика, инновационная деятельность; приоритетные направления научно-технического развития, научно-технические программы; тех-нополіси, технопарки; венчурные предприятия, инкубаторы бизнеса.

После изучения темы студенты должны

знать: суть научно-технической и инновационной политики, влияние научно-технического развития на макроэкономические показатели, государственную политику в сфере научно-технической и инновационной деятельности, критерии формирования приоритетных направлений научно-технической деятельности, источника финансирования научно-технической и инновационной деятельности.

уметь: дать оценку современному состоянию научно-технической политики государства, определять средства государственного влияния на научно-техническое и инновационное развитие.

1. Государственная научно-техническая и инновационная политика

Государственная научно-техническая политика - это составляющая социально-экономической политики государства относительно формирования условий эффективного научно-технического развития страны, определения целей, направлений, форм ее осуществления.

Научно-техническая и инновационная политика государства имеют решающее влияние на социально-экономическое развитие, поскольку выступает как ведущий фактор повышения производительности общественного труда, влияет на структуру экономики, способствует конкурентоспособности национальной экономики, облегчает и оздоровляет условия труда.

Законом Украины "О научной и научно-технической деятельности" (1991) научно-техническая деятельность рассматривается как интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний во всех отраслях техники и технологий. ее основными видами являются научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, технологические, поисковые и проектно-поисковые работы, изготовления опытных образцов или партий научно-технической продукции, а также другие работы с доведения научно-технических знаний до стадии их практического использования.

Государство формирует и реализует научно-техническую политику, обеспечивает социально-экономические, правовые и организационные условия для формирования и использования научно-технического потенциала, создает инфраструктуру науки, осуществляет подготовку научных кадров, государственное финансовое обеспечение, способствует созданию рынка научно-технической продукции, оценивает уровень исследований, проводит экспертизу проектов, устанавливает связи с другими государствами в научно-техническом сотрудничестве.

Научно-техническая политика осуществляется на основе таких принципов: демократизации и децентрализации управления в сфере научно-технического развития; обеспечение экологической безопасности; збалансування развития фундаментальных и прикладных исследований; поддержки конкуренции в научно-технической сфере; содействие созданию рынка научно-технической продукции.

Функции формирования и реализации государственной научно-технической политики выполняют органы государственной власти и управления на всех иерархических уровнях управления: И уровень - Верховная Рада и Президент Украины; II уровень - Кабинет Министров Украины; III уровень -министерства, ведомства и другие центральные органы управления; IV уровень - местные органы государственной власти и управления; V уровень - организации, учреждения и предприятия, которые принимают участие в осуществлении научно-технической политики.

Верховная Рада Украины определяет основные принципы, мету, направления и правовую основу научно-технической деятельности; утверждает объемы бюджетного финансирования научных исследований, отчислений средств в Государственный Инновационный фонд; утверждает приоритетные направления развития науки и техники и перечень национальных программ; создает систему кредитно-финансовых и таможенных регуляторов в научно-технической политике.

Президент Украины содействует научно-техническому развитию с целью обеспечения технологической независимости страны, материального достатка общества. Он определяет систему органов власти в сфере научно-технической деятельности, обеспечивает контроль за управлением этой сферой, создает консультационно-совещательный совет по вопросам научно-технической политики и тому подобное.

Кабинет Министров Украины предоставляет предложения относительно приоритетных направлений научно-технической деятельности, обеспечивает организацию разработки национальных научно-технических программ, механизм их реализации и контроль за выполнением; определяет средства бюджета, Государственного инновационного фонда и других государственных фондов; осуществляет координацию работ относительно создания современной инфраструктуры научно-технической деятельности; способствует заключением международных соглашений в сфере научно-технического сотрудничества; разрабатывает механизмы стимулирования научно-технической деятельности.

Министерства и ведомства реализуют научно-техническую политику в отдельной отрасли. Центральными органами государственного управления в сфере науки и техники является Государственный комитет развития техники, Министерство образования и науки Украины, а также службы сертификации, экспертизы, информации и тому подобное.

Они разрабатывают принципы научно-технического и инновационного развития страны; обеспечивают развитие научного и научно-технического потенциала Украины; организуют и координируют информационную, инновационную деятельность; осуществляют руководство системой научно-технической экспертизы; обеспечивают интеграцию отечественной науки в мировое научное пространство с сохранением и защитой национальных приоритетов.

Другие органы власти (министерства, комитеты) осуществляют управление в сфере научно-технической и инновационной деятельности в соответствующих отраслях; определяют направления развития научно-технологического потенциала отрасли; формируют отраслевые научно-технические программы; организуют выпуск современной конкурентоспособной продукции; формируют механизм обеспечения научно-технического развития соответствующих отраслей.

Основными целями государственной научно-технической и инновационной деятельности является:

    приумножение национального богатства на основе использования научно-технических достижений;

    создание условий для достижения высокого уровня жизни каждого члена общества, его интеллектуального развития;

    укрепление национальной безопасности на основе использования научно-технических достижений;

    создание условий для развития научно-технического творчества.

Достижения отмеченных целей и заданий осуществляется путем:

1. Создание благоприятных организационно-экономических и правовых условий для эффективного использования научно-технического потенциала.

    Развитию приоритетных направлений науки и техники, концентрации ресурсов для их реализации.

    Формирование и реализации долгосрочных научно-технических программ.

    Разработка действенных механизмов интеграции науки и производства.

    Подготовки научных кадров и их социально-экономической защиты.

    Создание современной инфраструктуры науки.

    Установление эффективного международного сотрудничества в сфере научно-технической деятельности.

Формы и методы государственной регуляции научно-технической и инновационной деятельности зависят от уровня научно-технического потенциала страны.

Научно-технический потенциал страны - это совокупность национальных ресурсов, необходимых для осуществления научно-технической деятельности, и результаты от их использования.

Составляющими научно-технического потенциала выступают:

    мматериально-техническая база науки (научные организации, лаборатории, экспериментальные производства, информационные центры, оборудование и тому подобное);

    научные кадры (ученые, исследователи, конструкторы, изобретатели, научно-технический персонал и др.);

    результаты научно-технической деятельности (изобретения, открытия, научная информация, патенты, научные проекты, авторские свидетельства и тому подобное);

    организационно-управленческая структура научной сферы (объемы финансирования, планы научно-технической деятельности, задания из подготовки кадров, система управления и тому подобное).

Украина принадлежит к государствам с высоким научным потенциалом. Это, прежде всего, признанные в мире научные школы, весомые и уникальные достижения во многих сферах - разработке новых материалов, біо-технології, радиоэлектронике, физике низких температур, ядерной физике, электросварке, информатике и тому подобное. Государство должно создать такие условия, которые смогут обеспечить приумножение этого потенциала, в первую очередь его максимальную отдачу. Государство должно стать непосредственным проводником инновационного развития, заказчиком и организатором разработок и исследований в самых современных, самых перспективных направлениях научно-технического прогресу-

Хоть позиции Украины в научно-технической деятельности достаточно высокими, в последнее десятилетие в этой сфере имеют место негативные тенденции во всех подсистемах научно-технического потенциала: но-ваційному менеджменте (научные кадры, исследовательские разработки); инновационном менеджменте (внедрение и рыночное освоение нововведений); функционально-ресурсном менеджменте (организация, управление, обеспечение финансовое, материально-техническое, информационное).

Да, если в начале 90-х гг. обеспеченность научно-инженерными кадрами в Украине составляет 6,7 лица на 1000 население (в США - 3,8, в Швеции - 3,0, у Франции - 2,2 лица), то в настоящее время она сократилась втрое. Технологические исследования выполняют не больше 100 тыс. лиц (в 1990 г. - 313 жал). Отечественная наука "стареет" - каждый четвертый научный работник - пенсионер, частица ученых в возрасте до 40 годов не превышает 15 % .

Заостряются структурные изменения в інноватиці - большая часть докторов и кандидатов наук занятые во внерыночном секторе науки - образовании. В производственной сфере задействовано лишь 0,3 % научных работников высшей квалификации. Значительная частица ученых работает на заграничный интеллектуальный рынок: ежегодно до 200 специалистов эмигрируют, до 10 тыс. ученых выезжает за пределы страны на работу за контрактами, стажировки. Преобладает подготовка научных кадров в отраслях общественных наук (экономических, политических, юридических, филологических), что не отвечает потребностям страны.

Объем научно-технических работ в Украине уменьшился в 4 разы. В лицензионной торговле сложилось негативное сальдо, которое растет. На 10 тыс. население приходится 0,5 % охранительных документов на интеллектуальную собственность (патентов) (в США - 3,5 %, Японии - 27%).

Приведены данные свидетельствуют о необходимости формирования действенных рычагов государственной регуляции научно-технической и инновационной деятельности, направленной на технологические смены, инновационную синергетику (самоорганизацию, самовоспроизведение).

7.2. Формы регуляции научно-технической деятельности

Достижения целей и заданий научно-технической политики осуществляется государством путем применения форм прямой и непрямой регуляции.

К рычагам прямой регуляции в сфере научно-технической деятельности принадлежат: - определение государственных приоритетов развития науки и техники;

    формирование государственных научно-технических программ;

    доведение государственных заказов на научно-технические разработки;

    бюджетное финансирование фундаментальных исследований и реализации научно-технических программ;

    проведение государственной научно-технической экспертизы;

    подготовка научно-технических кадров высшей квалификации;

    осуществление патентной и лицензионной деятельности.

К рычагам непрямой регуляции научно-технической деятельности принадлежат:

Создание благоприятных условий для осуществления науково-техніч-

ної деятельности всеми субъектами предпринимательства;

    правовая защита интеллектуальной собственности;

    освобождение от налогообложения, введения льготного режима

налогообложение субъектов ведения хозяйства в сфере научно-технической деятельности;

    введение льготного кредитования;

    установление взаимовыгодных международных связей;

    пропаганда научно-технических достижений;

    стимулирование научно-технического творчества.

Заданием регуляции научно-технической деятельности является создание оптимального механизма сочетания рыночных и государственных рычагов влияния на научно-технические процессы, их ориентация на экономический рост и интеграцию в мировую экономику.

Рыночный и государственный механизмы регуляции по-разному влияют на эффективность научно-технической деятельности, предопределяют разные действия и политику в этой сфере (рис. 17).

Рыночные механизмы развития научно-технической деятельности предопределяют потребность в политике содействия активизации частного бизнеса, создания одинаковых правовых условий защиты интеллектуальной собственности, ведения хозяйства, конкуренции.

Государственная регуляция связана с выделением приоритетных направлений научно-технической деятельности, формированием программ и госзаказов, их финансированием.

В регуляции научно-технической деятельности важно обеспечить оптимальное сочетание рыночных механизмов и государственного влияния на функционирование и развитие этой важной сферы экономики. Механизм регуляции научно-технической деятельности в целом предусматривает:

    правовое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности;

    создание экономически благоприятных условий для эффективного осуществления научно-технической деятельности путем применения налоговых и финансово-кредитных рычагов;

обеспечение бюджетным, базовым и программно-целевым финансированием научно-технической деятельности в размере не меньше 1,7 процента ВВП. Базовое финансирование предоставляется для проведение фундаментальных исследований, развития приоритетных отраслей науки, инфраструктуры научно-технической деятельности, сохранения научных учреждений, которые являются национальным достоянием, подготовки научных кадров. Программно-целевое финансирование осуществляется на конкурсной основе и обеспечивает реализацию научно-технических программ, разработок за государственным заказом и программами международного сотрудничества;

    определения приоритетных направлений научно-технической деятельности, их поддержку и поощрение;

    формирование научно-технических прогнозов и программ;

    мобилизацию средств на научно-техническую деятельность и стимулирование их поступлений;

    стимулирование развития предпринимательства в сфере науки и техники;

    подготовку научных кадров высшей квалификации.

Рис. 17. Условия рыночной и государственной регуляции научно-технической деятельности

Государственное финансирование научно-технических процессов и программ осуществляется на основе их отбора за такими критериями:

  • направленности на решение первоочередных проблем национальной безопасности государства;

    обеспечение прорыва или сохранение передовых позиций в научно-техническом развитии;

    соответствия требованиям современного мирового уровня;

    наличию условий для реализации;

    многоцелевого назначения;

    обеспечение социального эффекта от реализации;

    экономической целесообразности, окупаемости.

Государственные научные и научно-технические программы являются важным средством реализации приоритетных направлений развития науки и техники путем концентрации научно-технического потенциала страны (рис. 18).

Государственные научные и научно-технические программы формируются Министерством образования и науки Украины, Национальной академией наук, другими центральными органами управления на основе целевых проектов и разработок, отобранных на конкурсных принципах с учетом приоритетных направлений развития науки и техники.

Рис. 18. Виды государственных научных и научно-технические

программ

При выборе научно-технических приоритетов учитывается:

    состояние, уровень и возможности развития науки и техники в обществе на определенный период времени;

    национальный спрос на научно-техническую продукцию, ее экспортный потенциал;

    согласованность с приоритетными и реальными возможностями социально-экономического развития;

    комплексность и взаимоувязанность элементов научно-технической деятельности, ранжованість заданий та согласованность действий на стадии "наука->виробництво";

    экономические, социальные и экологические последствия внедрения результатов научно-технической деятельности в производство.

Исходя из приоритетных направлений, разрабатываются государственные научно-технические программы, которые включают плановые задания государственным учреждениям, государственные заказы частным научно-исследовательским и проектным организациям и ряд прогнозов развития научно-технических исследований.

На основе перечня важнейших разработок, направленных на создание новейших технологий и продукции, ежегодно формируется государственный заказ, который обеспечивает экономически выгодные условия

для участия научных, опытных и проектных организаций в развитии фундаментальных исследований.

Для обеспечения развития науки и содействия научно-техническому творчеству государство создает систему научно-технической информации, обеспечивает стандартизацию, сертификацию и метрологию, проводит экспертизу научно-технических разработок.

С целью постоянного возобновления интеллектуального потенциала общества, развития научно-технической культуры, новаторства, содействия творчеству государство обеспечивает престиж научного труда, организует подготовку и повышение квалификации научно-технических кадров, обеспечивает отбор талантливой молодежи, внедряет систему аттестации кадров, устанавливает государственные стипендии, премии и почетные звания для лиц, которые сделали значительный вклад в развитие науки.

Государственная политика в сфере патентов и лицензий направлена на регуляцию отношений относительно приобретения и использования права на объекты интеллектуальной собственности. Авторы прав получают доходы от использования их продукта в предпринимательской деятельности. Тем самым создается эффективная система мотиваций к научно-технической деятельности, ее практической направленности, повышению качества разработок.

Важным средством государственной регуляции в сфере научно-технической деятельности является государственная поддержка международного научно-технического сотрудничества. Государство создает необходимые правовые и экономические условия для осуществления свободных и равноправных отношений с международными организациями, обществами, объединениями. Научно-техническое сотрудничество осуществляется путем проведения общих исследований, технических разработок на основе кооперации, реализации общих программ, обмена научно-технической информацией, проведение международных конференций, конгрессов, симпозиумов, обмена кадрами, общую подготовку специалистов и тому подобное.

3. Государственная регуляция инновационных процессов

Закон Украины "Об инновационной деятельности" определяет правовые и организационно-экономические принципы государственной регуляции инновационной деятельности, устанавливает формы стимулирования государством инновационных процессов. Он дает определение инноваций - как ново-созданных или усовершенствованных конкурентоспособных технологий, продукции или услуг, а также организационно-технических решений производственного , административного, коммерческого или другого характера, что существенно улучшают структуру и качество производства или социальной сферы.

А инновационная деятельность - это деятельность, которая направлена на использование и коммерциализацию научных исследований и разработок , которая предопределяет выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг.

Закон Украины "Об инвестиционной деятельности" определяет инновационную деятельность как форму инвестиционной, которая осуществляется с целью внедрения достижений научно-технического прогресса в производство и социальную сферу.

Инновационная деятельность включает:

г

    выпуск и распространение принципиально новых видов техники и технологии;

    прогрессивные межотраслевые структурные сдвиги;

    реализацию долгосрочных научно-технических программ с большими сроками окупаемости расходов;

    финансирование фундаментальных исследований для осуществления качественных изменений в состоянии производительных сил;

    разработку и внедрение новой, ресурсозберігаючої технологии, предназначенной для улучшения социального и экологического положения.

Государственная инновационная политика - это комплекс правовых, организационно-экономических и других мероприятий государства, направленных на создание надлежащих условий для развития инновационных процессов в экономике, стимулирования внедрения результатов инновационной деятельности в производство. Государственная инновационная политика осуществляется за такими направлениями:

    содействие росту инновационной активности;

    ориентация на приоритетную поддержку инноваций, которые составляют основу современного технологического процесса;

    согласование государственной инновационной политики с эффективной конкуренцией в этой сфере;

    иззащита интеллектуальной собственности и интересов национального инновационного предпринимательства;

    содействие региональному, межрегиональному и международному сотрудничеству в инновационной деятельности.

Головною-метой государственной инновационной политики является созданием надлежащих условий для эффективного воссоздания, развития и использования научно-технического потенциала страны, обеспечения внедрения современных экологически чистых, безопасных, энерго- и ресурсозберігаючих технологий, производства и реализации новых видов конкурентоспособной продукции.

Государственная регуляция инновационной деятельности осуществляется путем:

    определения и поддержки приоритетных направлений инновационной деятельности государственного, отраслевого, регионального и местного уровней;

    формирование и реализации государственных, отраслевых и региональных инновационных программ;

    создание нормативно-правовой базы и экономических механизмов для поддержки и стимулирования инновационной деятельности;

    защите прав и интересов субъектов инновационной деятельности;

    финансовой поддержки выполнения инновационных проектов;

    стимулирование коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений относительно кредитования инновационных проектов;

    установление льготного налогообложения субъектов инновационной деятельности;

    поддержки функционирования и развития современной инновационной инфраструктуры;

    государственной регистрации инновационных проектов.

Приоритетные направления инновационной деятельности - это законодательно и научно обґрунтовані направления инновационной деятельности, направленные на обеспечение потребностей общества в високотехнологічніи конкурентоспособной продукции, высококачественных услугах и увеличение экспортного потенциала страны (рис. 19).

Формирование стратегических приоритетных направлений инновационной деятельности осуществляется центральным органом исполнительной власти в сфере инновационной деятельности с привлечением Национальной и

Рис. 19. Характеристика приоритетных направлений инновационной деятельности

отраслевых академий наук Украины на основе ґрунтовних прогнозно-аналитических исследований тенденций мирового научно-технологического развития, мониторинга инновационной деятельности в стране, инновационного потенциала и инновационной культуры общества.

Кабинет Министров Украины проводит экспертизу разработанных стратегических приоритетных направлений инновационной деятельности, организует их публикацию и обсуждение в общественных научно-технических организациях, средствах массовой информации и передает на утверждение Верховной Раде Украины (до 1 марта последнего года действия предыдущего аналогичного документа).

Аналогично формируются среднесрочные приоритетные направления инновационной деятельности, которые на государственном уровне утверждаются вместе со стратегическими направлениями, а изменения к ним вносятся вместе с формированием проекта закона о Государственном бюджете; на отраслевом уровне - разрабатываются отраслевыми органами власти и утверждаются коллегиями отраслей; на региональном уровне - разрабатываются исполнительными органами местного самоуправления и утверждаются областными советами.

Государство обеспечивает реализацию стратегических приоритетных направлений инновационной деятельности через систему общегосударственных (национальных) программ, экономического, научно-технического, социального , национально-культурного развития, охраны окружающей среды.

Реализация среднесрочных инновационных приоритетов общегосударственного уровня осуществляется через государственные прогнозы и программы экономического и социального развития Украины, на конкурсных принципах через государственный заказ; на отраслевом и регіо горючему уровнях - через инновационные программы и проекты, инновационные проекты технопарков.