Какие виды игр используются в практике доу. Использование элементов современных игровых технологий в доу

Целеп Марина Викторовна, воспитатель,

МДОУ – детский сад № 48 «Ласточка», г. Серпухов.

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Исследователи (Л. С. Выготский, Д. В. Эльконин, А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, Л.А. Венгер, И.Я. Михайленко и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В теории игра рассматривается с различных позиций. С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоения мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности.

К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей. В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д.В. Менджерицкой, следующие положения: игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств; игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности (труд, учеба, быт).

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Выделяют следующие функции игры:

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Одним из важнейших элементов данной технологии является организация игровой деятельности. Можно выделить несколько видов игровой деятельности: свободная игра - ничем не ограниченная игра в игрушки, кубики, куклы, лошадки, прятки и т. д. В такой игре ребенок проявляет и развивает свою индивидуальность и навыки общения с другими детьми, а кроме того, такая игра является продолжением его домашней детской жизни и помогает снимать противоречия между жизнью ребенка в саду и дома. Другой вид игры - подвижные игры, которые сочетают в себе как свободу, так и руководство со стороны педагогов. Это состязания в беге, силе, а также плавание, лыжи, катание на санках, коньках и т. д. И работа в мастерских тесно связана с игровой деятельностью: изготовление игрушек, украшений для елки, костюмов и декораций для спектаклей. Н.И. Попова отмечала важную деталь: «При постановке спектакля с разучиванием текста важно, чтобы он не был самодовлеющим, чтобы подготовка не перешла в дрессировку; необходимо, чтобы для детей он остался «игрой». А это достигается очень осторожным выбором темы, которая должна совпадать с детскими переживаниями». Можно скатать, что игровая деятельность использовалась и в обучении, и в организации жизнедеятельности вообще. Считалось, что «чем больше игры в работе, тем ближе она ребенку, тем более она сливается с его жизнью». На игру как важнейший элемент рассматриваемой технологии необходимо обратить особое внимание, так как в дальнейшем, в ходе борьбы за утверждение новых подходов к воспитанию он будет практически утрачен.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.

Для детей З-х лет возможна организация игровой ситуации типа “Что катится?” - воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания).

Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы. Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения.

Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада, которое пока еще развито недостаточно.

Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Таким образом, игровые технологии в образовательно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения, можно сформулировать следующее: результат игровой деятельности является не целью, а средством обучения и формирования личностных качеств играющих; в игре заключена возможность удовлетворения в воображаемой деятельности неосознанных или подсознательных влечений и потребностей ребенка; игра позволяет приобрести внутреннюю свободу; соотношение импровизации, свободы поведения воспитуемого и правил, регламентирующих действия участников игровой деятельности – это диалектическое единство, оно не нарушается и создает у дошкольников ощущение естественности и непринужденности своего поведения в учебных ситуациях.

Список использованной литературы:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624с.

2. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие. - М.:Мозаика-Синтез, 2006-2010.

3. Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. Кукушина В.С. Серия «Педагогическое образование». Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002. –320 с.

4. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 80 с.

Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности - в игре.

Что такое игровые технологии в детском саду

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

Макаренко А. С., советский педагог и писатель

Период дошкольного детства уникален тем, что именно в этом возрасте ребёнок впитывает информацию, как губка, получает первичные представления об окружающем мире и своём месте в нём. Одной из важнейших форм познавательной активности для дошкольника является игра. Эта деятельность, правильно организованная педагогом, способствует эффективному получению информации и навыков детьми, мотивирует их на самостоятельное исследование, облегчает социализацию обучающихся в детском коллективе.

Игровая педагогическая технология предусматривает отбор, разработку и подготовку игр, включение в них воспитанников ДОУ, контроль хода игры, подведение итогов

Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ:

  • делает ребёнка более активным;
  • повышает познавательный интерес;
  • развивает память, мышление и внимание;
  • способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.

Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время. Помимо этого, по ФГОС, обучение в такой форме:

  • развивает логическое и критическое мышление;
  • формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
  • воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
  • поощряет проявление инициативы;
  • способствует физическому развитию.

Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать её средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации сделать её способом обучения, возможностью для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала.

Цели и задачи игровых технологий

Для всего дошкольного периода цель игровых технологий можно сформулировать примерно одинаково: дать ребёнку возможность в игре прожить детство перед зачислением в школу, формируя при этом знания, основанные на мотивации. Однако задачи можно конкретизировать, отталкиваясь от возрастной группы обучающихся. Общие же задачи игровых технологий, согласно ФГОС, можно свести к следующему:

  • Мотивация ребёнка. Процесс обучения дошкольника в игровой форме пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в занимательное путешествие в мир новой информации и навыков.
  • Самореализация. Именно через игру ребёнок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.
  • Развитие коммуникативных навыков. В игре дошкольник учится общению со сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и исполнителя, тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта, развивает речь.
  • Игротерапия. Игру по праву можно считать проверенным способом для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер.

В игре дошкольники учатся взаимодействовать со сверстниками и осваивают новые социальные роли

Для воспитанников младших групп (2–4 года) основная задача педагога состоит в формировании эмоциональной связи ребёнка с воспитателем, создании атмосферы доверия и доброжелательности. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы эвристического подхода к получению знаний детьми: именно игра активизирует любознательность дошкольников, подталкивает их задавать вопросы, поощряет стремление находить на них ответы.

В средней группе (4–5 лет) игровая деятельность усложняется, появляются игры с правилами, сюжетом и распределением ролей. Воспитатель всё больше направляет поисковый запрос детей к внешним источникам информации: вместо того, чтобы дать готовый ответ на вопрос, предлагает ребятам сыграть в увлекательную игру и найти ответ самим. Например, по ходу прогулки ребёнок задаёт вопрос о том, откуда берётся уличная грязь. Воспитатель советует вылить в песочницу немного воды и что-нибудь слепить. На этом примере дошкольнику объясняется, что грязь образуется от смешения песка/земли с водой. В этом состоит основная важность игр с воспитанниками средней группы: организовать их обучение, играя.

В старшей и подготовительной группах (5–7 лет) сюжетно-ролевая игра заметно усложняется. Посредством всем известных игр, как «Дочки-матери», «Магазин», «Больница», можно реализовывать задачи по освоению детьми элементов культуры труда и быта взрослых, воспитывать чувство взаимопонимания и уважения к чужому труду, обучать разделению обязанностей.

Ролевая игра помогает детям осознать социальную важность многих профессий и занятий

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А., советский педагог, писатель, публицист

По целевым ориентациям выделяют следующие виды игр:

  • Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование и применение знаний, умений и навыков на практике.
  • Воспитывающие: воспитание самостоятельности и воли, формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, общительности, коммуникативности, развитие навыков командной работы.
  • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, придумывать оптимальные решения; развитие мотивации к учебной деятельности.
  • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, контроль стресса и саморегуляция, обучение общению.

Приёмы игровых технологий

Применяемые в детском саду приёмы принято условно делить на 3 основных группы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.

Суть первых в том, что все игровые действия воспитатель должен объяснить и описать детям максимально понятно, ярко и красочно. Педагог проговаривает воспитанникам правила доступным языком без использования громоздких предложений и непонятных слов. При знакомстве детей с играми воспитатель может использовать загадки или короткие истории, вводящие в сюжет игры.

Наглядные приёмы обучения опираются на зрительное восприятие мира дошкольниками. Дети буквально живут в мире ярких картинок, образов, интересных предметов. Для иллюстрации рассказа об играх (а также для демонстрации самого процесса игры) воспитатель может использовать разные средства наглядности: видеоролик, где показано, как дети играют, картинки, карточки, на которых красиво записаны правила и т. д.

При выполнении нового игрового задания педагог всегда объясняет и показывает на своём примере, как и что нужно делать

Практические приёмы отчасти можно связать с наглядными. Например, свои впечатления от игр дети могут выражать в поделках, аппликациях и рисунках. Кроме того, по итогам игры воспитанники могут сами создавать лэпбук с основной информацией, о правилах игры и о том, чему они научились играя. Практические приёмы обучения позволяют малышам самим создавать реквизит для будущих игр: лепить фрукты и овощи, рисовать зверюшек, мастерить макеты знакомого окружения.

Виды игровых технологий в ДОУ

Педагогическую игровую технологию стоит рассматривать как систему, покрывающую некоторую часть процесса обучения, обладающую общим содержанием и сюжетом. Ключевое отличие от развлекательных игр заключается в том, что педагогическая игра обладает чётко сформулированной целью обучения и прогнозируемым результатом. По мере взросления обучающихся и роста их возможностей в игровую технологию постепенно включаются:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их (подходит для младших групп);
  • группы игр на обобщение предметов по определённым признакам (подходит для средней и старшей групп);
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных (подходит для старшей и подготовительной групп);
  • группы игр, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. (подходит для старшей и подготовительной групп).

Существуют разные классификации игр, которые воспитатель может использовать в работе с детьми.

Таблица: классификация игр по характеру педагогического процесса

Виды игр Примеры игр
Направленные на обучение и тренировку, а также обобщение изученного
  • «Цветик-семицветик». Можно использовать на занятии по английскому языку: берётся цветок со съёмными лепестками, детям нужно по очереди называть цвет каждого на английском. Если кто-то ошибается, начинают с начала.
  • На занятии по измерению длины для закрепления дети могут пытаться помочь игровому персонажу - мышонку, которому нужно выбрать самый короткий путь до норки, чтобы спастись от кота. Ребятам даётся условная мерка, а также рисунок, где изображены 3 маршрута до норки, которые нужно измерить и сравнить.
Направленные на развитие познавательных процессов ребёнка, а также воспитывающие его Игры с использованием счётных палочек Кьюизенера, логических блоков Дьенеша, квадрата Воскобовича.
Развивающие творческие способности ребёнка, а также обучающие его работе по образцу
  • «На что похожа клякса». Детям нужно придумывать предметные ассоциации к кляксам на листе бумаги. Выигрывает тот ребёнок, который увидит больше предметов.
  • «Нарисуй по описанию». Воспитатель зачитывает описание предмета (композиции, пейзажа), а дети должны это быстро изобразить.
  • «Дорисуй вторую половину». У детей есть раздаточный материал, на котором у каждого предмета нарисована только его половина, а дошкольникам нужно закончить рисунок.
Развивающие коммуникативные способности «Поводырь для слепого». Дети делятся на пары, в которых один ребёнок закрывает глаза, а второй водит его за руку по комнате, помогает обследовать разные предметы, рассказывает о маршруте их передвижения. Затем дети меняются ролями. Игра помогает установить контакт, создать атмосферу доверия в группе.
Диагностические игры Игры можно использовать для диагностики не только знаний и умений, но и различных реакций и психических функций. Например, музыкальные и подвижные игры («Море волнуется раз») помогают отследить уровень двигательной координации и развития внимания у воспитанников.

По виду деятельности принято делить игры на:

  • физические (двигательные);
  • умственные (интеллектуальные);
  • психологические.

Современные подходы к воспитанию и обучению всё больше насыщают игровыми технологиями различные виды деятельности, и именно в ДОУ закладывается умение и желание ребёнка играть. Для взрослеющего индивида в его всё более усложняющейся деятельности элементы игры не вытесняются, а лишь обрастают новыми правилами, условиями, компонентами и способствуют формированию умения решать всё более сложные задачи. Таким образом, обучение в игре, закладываемое с дошкольной скамьи, в современных подходах актуально на протяжении всей жизни человека.

Немаловажно использование игровых компьютерных технологий в обучающих целях. Мир не стоит на месте, и сегодня использование информационно-технологических инноваций в образовательных учреждениях обретает всё большую популярность (хотя многое здесь зависит от финансовых возможностей организации). Разработано немало компьютерных игр и онлайн-сервисов по обучению детей навыкам письма, счёта, решению логических задач и многому другому. Например, обучающий сервис «По складам» предоставляет множество бесплатных заданий для дошкольников.

Пример упражнения на развитие техники речи и логики: ребёнку нужно определить, какое изображение больше подходит к предложенному слову

Видео: коммуникативная игра «Море волнуется раз» с подробным описанием

https://youtube.com/watch?v=3Xgn2RkK9fU Video can’t be loaded: Утренний эфир / Игра «Море волнуется раз» (https://youtube.com/watch?v=3Xgn2RkK9fU)

Ещё один вид игровой технологии, который нельзя не упомянуть, - это проблемно-игровая. Ребёнок от природы любопытен, ему интересно экспериментировать, находить ответы на свои вопросы. Наиболее эффективен данный вид технологий для детей старшей и подготовительной групп, но для младших дошкольников такие игры также доступны. Суть в том, чтобы перед ребёнком была поставлена задача, решить которую он сможет, пройдя игру, и тем самым удовлетворив свой познавательный интерес. Дошкольнику должна быть предоставлена свобода в способах решения проблемы, однако у воспитателя должен быть заготовлен набор небольших подсказок, которые помогут юному исследователю встать на правильный путь.

Игрушка «Домик» помогает младшим дошкольникам развивать мелкую моторику, навыки счёта, логическое мышление

Для старших дошкольников в рамках этой технологии можно предложить игру «Детская поликлиника». Её главная цель состоит в том, чтобы показать детям, как важна профессия врача.

Примеры проблемных ситуаций:

  1. Ребёнок уезжал к бабушке в деревню на месяц. Чтобы пойти в детский сад, ему нужна справка.
    • Для поступления в садик нужна справка о состоянии здоровья. Где её можно получить? (В больнице).
    • Эта больница для взрослых или для детей? (Для детей).
    • Такая больница называется «детская поликлиника». В ней работает один врач или много? (Много).
    • А какой врач может дать справку? (Педиатр).
    • Больница находится далеко? (Да).
    • Как нам до неё добраться? (На автобусе).
    • На каком номере маршрута поедем или на любом номере? (На конкретном).
  2. Посадка в автобус. Много ожидающих на остановке. (Организация очереди на посадку).
  3. Проверка билетов. В автобусе один пассажир не заплатил за билет. (Выяснение отношений, разъяснительная работа, выписка штрафа).
  4. Приехали на остановку «Детская поликлиника». Перед ней большая проезжая часть. Как правильно перейти дорогу? Как обходим автобус? (На разрешающий цвет светофора. Автобус обходим сзади).
  5. В очереди на приём к врачу много посетителей. Вновь приходящие занимают очередь. Очередь запуталась. (Выяснений отношений между посетителями, мирное разрешение конфликта).
  6. Маленький ребёнок стал капризничать, бегать по коридору больницы и кричать. (Беседа с ребёнком, развлечение его чтением стихотворений).
  7. Педиатр не может поставить правильный диагноз. (Прохождение осмотра всех врачей-специалистов, сдача анализов, выдача справки в садик).

Использование игровых технологий в ДОУ, методы работы

Игровые технологии обладают одной важной особенностью: их можно использовать в любой деятельности обучающихся, будь то НОД, режимные моменты, досуг, бытовое самообслуживание и др. Игра - незаменимый элемент любого занятия в ДОУ независимо от того, проводит ли его воспитатель или узкий специалист. Общим здесь будет то, что для эффективного овладения методами работы с игровыми технологиями педагог должен быть не только профессионалом в своём деле, но и обладать такими личностными качествами, как дружелюбие, умение расположить к себе детей, создать атмосферу доверия в группе. Ведь в игре дети должны раскрываться, получать мотивационный толчок к исследованию нового, совершенствовать свои знания и умения и делать это добровольно, без чувства, что игру им навязывают. Рассмотрим возможности применения игровых технологий на разных видах занятий.

Игровые технологии в работе психолога

Дошкольный возраст - чрезвычайно важное время для формирования детской личности, и участие психолога в воспитательно-образовательном процессе необходимо для соответствия учебному процессу условиям ФГОС ДО. Основной же задачей педагога-психолога в ДОУ является развитие личности ребёнка. В работе этого специалиста игра выполняет следующие функции:

  • коммуникативную, освоение ребёнком умения общаться;
  • игротерапевтическую, помогает преодолевать трудности;
  • диагностическую, помогает выявить отклонения от нормального поведения, а также способствует процессу самопознания ребёнка в процессе игры;
  • социальную, помогает ребёнку усвоить общественные нормы и включиться в систему социального взаимодействия;
  • коррекционную, что выражается в положительных изменениях личностных показателей (доброта, отзывчивость, честность и др.).

Игры с песком помогают дошкольникам преодолеть свои страхи, расслабиться и стать увереннее в себе

Тактика работы психолога с воспитанником ДОУ должны выстраиваться так, чтобы ребёнок в игре мог воспроизвести те действия и ситуации, которые являются объектом его волнения (например, проблемы в семье). В статье Шведовской А. А. Игра как диагностическое средство в психологическом консультировании можно познакомиться с интересным исследованием, которое будет полезно педагогам-психологам в ДОУ для практического применения. Также интересную картотеку игр составила педагог-психолог из Санкт-Петербурга Суханова М. А.

Игровые технологии в работе логопеда

Это может быть динозаврик Звукоежка, медвежонок Умка, умеющий играть на барабане, ослик, играющий на балалайке, кукла, рассказывающая детям о частях тела, бельчонок, который ищет друзей, старик со старухой из сказки и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Умке выучить его любимый звук У и т. п.

Ягольник А. А. Игровые технологии в работе логопеда

https://kopilkaurokov.ru/logopediya/prochee/ighrovyie_tiekhnologhii_v_rabotie_loghopieda

Видео: игровые приёмы в работе логопеда

https://youtube.com/watch?v=R_O3aJ2pbDw Video can’t be loaded: Игровые приемы в работе логопеда. (https://youtube.com/watch?v=R_O3aJ2pbDw)

Игровые технологии в работе дефектолога

На занятиях педагога-дефектолога игра также является неотъемлемой частью обучающей деятельности. Она помогает провести диагностику нарушений детей: значительные выводы о здоровье ребёнка можно сделать, наблюдая за его поведением в игре, отношением к игрушкам и другим детям. Для интеллектуального развития ребёнка крайне важны умения следовать правилам, использовать различные игрушки по назначению (и придумывать для них новые возможности), в старшем дошкольном возрасте - умение играть заданную роль и выстраивать сюжет игры. Желательно, чтобы в кабинете дефектолога были возможности для использования элементов Монтессори-педагогики: игры на развитие сенсорного восприятия свойств предметов (цвет, форма, размер и т. п.), игры на развитие зрительного и слухового анализаторов, игры, имитирующие исполнение трудовых функций, конструирующие игры с сюжетом и др.

Персонажи сказки «Колобок» могут быть собраны из конструктора в процессе изучения темы домашних и диких животных

Видео: игровые приёмы в работе с «неговорящими» детьми

https://youtube.com/watch?v=OROmbj6Qwjw Video can’t be loaded: Игровые приемы в работе с «неговорящими» детьми (https://youtube.com/watch?v=OROmbj6Qwjw)

Игровые технологии по экологии в детском саду

Экологическое образование в работе с дошкольниками стало крайне важным после появления постановления «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации». Особенно интересны здесь ролевые игры, формирующие у старших дошкольников понимание социальной важности заботы об экологии. Например, игра «Строим город», по итогам которой дошкольники приходят к пониманию, что любое строительство возможно только при соблюдении экологических норм.

Игровой набор позволяет детям формировать городскую среду, продумывать расположение объектов, а также придумывать приключения для жителей городка

Для старших дошкольников интересны игры-викторины, позволяющие продемонстрировать знания об экологии, в которых элемент соревновательности является мотивационным стимулом для проявления активности. Больше значение также имеют дидактические игры «Кто где живёт» и «У кого какой дом» (об экосистемах и средах обитания), «Что сначала, что потом» (о стадиях развития живых организмов), «Что не так на картинке» (о правилах поведения на природе).

В моей практике интересные результаты показала игра «Помоги малышу вернуться домой». Цель игры: развить знания детей о местах обитания различных животных. Игровое условие: животное попало в чужую для него среду обитания. Дети должны выбрать карточки с теми существами, для которых эта среда родная, чтобы они помогли малышу. Выбирать одни и те же карточки несколько раз нельзя. Например, щенок оказался в реке. Для кого эта среда обитания родная? Дети выбирают картинки с разными видами пресноводных рыб (щука, ёрш, карась). Игра была предложена подготовительной группе детей. Любопытным наблюдением было то, что многие ребята проявляли сочувствие и симпатию к попавшему в чужую среду малышу, переживали за его возвращение домой.

Игровые технологии в патриотическом воспитании

Воспитание любви к Отечеству является одной из значимых задач в системе образования. Для дошкольников это чувство проявляется в познавательном интересе к национальным праздникам и традициям, уважении культуры своей страны, желании беречь достижения и ценности своего народа. Для этого можно применять дидактические игры на разучивание фольклора, изучение истории своей улицы и города, а также природы родного края.

Со старшими дошкольниками проводили интересную игру «Собери из фрагментов Герб Санкт-Петербурга» для закрепления знаний о символах города и развития логического мышления. Картинка состояла из 16 кусочков. По итогам сбора ребятам нужно было кратко описать словами элементы герба и рассказать об их значении.

Частью патриотического воспитания дошкольников является проведение творческих, театральных и интеллектуальных мероприятий, посвящённых важным датам отечественной истории.

Видео: театральная постановка «На привале» к празднику 9 Мая

https://youtube.com/watch?v=DgOB5zPplAc Video can’t be loaded: Театральная постановка На привале МАДОУ 364 (https://youtube.com/watch?v=DgOB5zPplAc)

Игровые технологии в театрализованной деятельности

Именно театральная деятельность в детском саду наиболее органично вмещает в себя элементы игры, более того, практически целиком состоит из игры. Использование театрально-игровых технологий в обучении дошкольников во многом служит развитию их коммуникативной компетентности, воображения, умения осознавать свои эмоции и контролировать их. Театрализованная деятельность в детском саду может выражаться в:

  • просмотре спектаклей и беседе по ним;
  • участии детей в играх-драматизациях;
  • коротких сценках на закрепление материала в конце занятия;
  • отдельных упражнениях на формирование выразительности исполнения.

Постановка сказки помогает детям не только лучше запомнить содержание, но и прочувствовать эмоции и характер персонажей

Видео: музыкально-театрализованная деятельность в детском саду

https://youtube.com/watch?v=uqQgvymLr3o Video can’t be loaded: Музыкально -театрализованная деятельность в детском саду (https://youtube.com/watch?v=uqQgvymLr3o)

Проведение занятия с использованием игровых технологий в ДОУ

Продолжительность занятия в детском саду зависит от возраста воспитанников и может составлять от 10–15 минут в младших группах до 25–30 минут в старшей и подготовительной.

Временной план занятия

Для всех видов непрерывной образовательной деятельности (НОД) временной план занятия можно разделить на 4 основных блока:

  1. Введение (до 3 минут). На данном этапе можно использовать игрушки или короткие игры в качестве мотивационного начала занятия. Хорошо подходит мотив помощи: задание детям даёт воспитатель от имени игрушки или сказочного персонажа, который попал в сложную ситуацию. Например, в начале художественного занятия к ребятам приходит Иван Царевич и рассказывает, что ему необходимо раздобыть чудесную птицу, но он понятия не имеет, как она выглядит. Дети должны помочь ему её отыскать. Далее воспитатель предложит рассмотреть картинки с птицами, изображёнными в разных стилях живописи и самим нарисовать их. Другой пример: на занятии по теме «Пара» (цель - уточнить понимание детьми понятия пары как двух предметов, имеющих общие признаки) детям предлагается помочь кукле Маше собраться на прогулку. Воспитатель выводит на слайд картинки с одним носком, одной варежкой, одним ботинком и спрашивает детей, чего же не хватает, чтобы Маша пошла гулять. Малышам нужно догадаться, что у изображённых предметов не хватает пары.
  2. Основной блок (до 15 минут). Во время подачи нового материала также не стоит пренебрегать играми. На занятии по развитию речи можно дать воспитанникам подготовительной группы задание по составлению слов из фишек с буквами. Также короткие игры стоит использовать во время физкультминуток для разминки (например, пальчиковые игры или подвижная игра «Третий лишний»).
  3. Закрепление (до 10 минут). Благодаря разнообразным играм на отработку изученного навыка материал урока намного лучше откладывается в памяти ребёнка. Например, для подготовительной группы хорошо подойдёт игра «Обратный счёт» на занятии по формированию элементарных математических представлений: дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч ребёнку, при этом называя число (например, 10). Этот ребёнок должен назвать число меньше на один и передать мяч другому обучающемуся.
  4. Заключение (до 2 минут). На этапе подведения итогов занятия важно похвалить детей за их активность и любознательность, проговорить итоги игр, вклеить детям в дневники достижений (если таковые ведутся) поощряющие наклейки, ведь для дошкольников это во многом заменяет оценивание за счёт игровой формы.

В завершении занятия можно выполнить игровой ритуал дружбы, что способствует сплочению воспитанников

Таблица: пример конспекта занятия по игровым технологиям «Поможем гномам» в средней группе (фрагмент)

Автор Захарова Н., воспитатель МАДОУ ДСКН №6, г. Сосновоборск, Красноярский край.
Цель Обобщение полученных знаний по ФЭМП.
Задачи
  • Учить классифицировать по трём признакам: цвет, форма, величина;
  • закрепить счёт до четырёх;
  • развивать умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
  • формировать и развивать умение работать сообща в командах;
  • формировать навыки взаимоконтроля и самоконтроля;
  • воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Ход занятия Упражнение на рабочий настрой «Мы стоим рука в руке…». Дети становятся в круг, взявшись за руки.
  • Мы стоим рука в руке,
    Вместе мы - большая сила.
    Можем мы большими быть, (Поднимают руки вверх)
    Можем маленькими быть, (Приседают)
    Но никто один не будет. (Исходное положение).
  • Что вам понравилось?
  • Что было труднее всего выполнить?

С введением ФГОС ДО 1 одной из форм непосредственно образовательной деятельности является игра. Следует выделить, что особенно важное различие дошкольного образования от общего образования состоит в том, что в детском саду развитие детей происходит в игре, а не в учебе. Роль воспитателя состоит в создании .

Термин «игровые технологии» охватывает большое количество методов и приемов, которые организуются в виде разнообразных педагогических игр в ДОУ. Разница педагогической игры от просто игры состоит в том, что в ней ясно обозначены цель обучения, педагогический результат, . Ярким примером педагогических игр являются в детском саду.

Игровые технологии в ДОУ: классификация игр

Трудность систематизации игр заключается не только в различии их правил, но, в первую очередь, целей. Игры со схожими инструкциями могут быть неодинаковыми, так как применяются в разных целях: для развлечения, обучения, получения навыка принятия решений, развития общительности, диагностики.

  • По месту выполнения: за столом, в комнате, на улице, во дворе.
  • По количеству участников: один, в паре, в группе (более двух соперников, преследующих в ситуации состязания одну цель), в команде (соревнование между командами игроков).

При организации командной или групповой игры воспитателю нужно учитывать: как сформировать состав игроков, круг их интересов, интеллектуальное развитие, физическую подготовку, кто как друг к другу относится, дружит.

  • По времени проведения:
  • по сезону (зима, весна, лето, осень);
  • по затратам времени (длительные, протяженные, короткие, игры-минутки).
  • Необходимо стремиться к регулярной периодичности проведения игровых технологий в ДОУ, так как при длительных интервалах дошкольники теряют интерес, забывают инструкции.
  • По предметно-игровой среде:
  • с предметами (с мячом, веревкой и т.д.);
  • без предметов
  • со средствами передвижения;
  • с ТСО;
  • игры-автоматы (кнопочные);
  • компьютерные игры;
  • игры-аттракционы.
  • По виду деятельности:
  • физические (с движением): эстафеты, соревнования, состязания.
  • Творчески-интеллектуальные игры: сюжетно-интеллектуальные; предметные забавы; дидактические (познавательные, учебно-предметные, обучающие); строительные, конструкторские, трудовые, технические; компьютерные, электронные.
  • Трудовые.
  • Социальные игры: деловые (ролевые, организационно-деятельностные, организационно-мыслительные, организационно-коммуникативные, подражательные), творческие сюжетно-ролевые (режиссерские, подражательные, игры-драматизации, грезы); психологические.

Дидактические игры как вид игровых технологий в ДОУ

Дидактические игры развивают память, мышление, внимание, познавательные способности, сообразительность, воображение. Особое внимание уделяется сложному психическому процессу - воображению, без которого невозможно творчество у дошкольников.

Существуют следующие типы дидактических игр.

  • Игры-упражнения совершенствуют способности детей. Примеры: кроссворды, ребусы, викторины. Для развития воображения применяют словесные игры (целую методическую систему таких игр-упражнений разработал еще Джанни Родари в книге «Грамматика фантазии»).
  • Игры-путешествия помогают осмыслить и закрепить изученную тему. Активность дошкольников в этих играх выражается в виде рассказов, обсуждений, высказывания своих мнений, творческих работ. Примеры: придумать дополнения к картинке, к рассказу, к сказке; сочинить что-то, придумать движения; изобразить это - развивается воображение.
  • Игры-соревнования объединяют все типы дидактических игр. Дошкольники состязаются, поделившись на команды.

Игровые технологии в ДОУ у детей дошкольного возраста

У детей в возрасте от 3-х до 8-ми лет доминируют подвижные и сюжетно-ролевые игры. Подвижные - дают возможность дошкольникам реализовать свою лишнюю энергию. Сюжетная-ролевая игра считается простой: в ней нет точных правил, ограничивающих свободу действий, имеет детальную направленность, используются игрушки. Здесь нужно определить какую-то узкую игровую ситуацию и роль, в которую надо войти ребёнку для решения проблемы. Развивают творческую фантазию, личностные качества, эмоциональность, дошкольники получают навыки общения в коллективе (в т.ч. как мириться при ссорах). Формы выполнения: обсуждения по распределению ролей, воображение путешествия; пресс- конференции.

Игровым технологиям в образовательном процессе в ДОУ присущи следующие особенности:

  • произвольное поведение (игра начинается ребенком по его желанию для развлечения);
  • творческий характер (импровизация в игре);
  • эмоциональная активность (основывается на переживаниях ребенка и чувственной основе игры).

1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) вступил в силу с 1 января 2014 года.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Игровые технологии в детском саду» «МДОБУ Сурокский детский сад «Солнышко» Подготовила: Воспитатель Иванова Н.Г.

2 слайд

Описание слайда:

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский

3 слайд

Описание слайда:

В свете ФГОС личность ребенка находится на первом плане и все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений.

4 слайд

Описание слайда:

Игровые технологии Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, воспитывающих умение владеть собой. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс; осваивать ряд учебных элементов.

5 слайд

Описание слайда:

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. Её задачи: Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

6 слайд

Описание слайда:

Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно: Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их. Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам. Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных.

7 слайд

Описание слайда:

Требования к игровой технологии Технологическая схема - описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы. Научная база - опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей. Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью. Управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам. Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях

8 слайд

Описание слайда:

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях». Особенности игровых технологий

9 слайд

Описание слайда:

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе. Воспитательное и обучающее значение игры зависит от: - знания методики игровой деятельности; - профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр; - учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

10 слайд

Описание слайда:

Отличие игровой технологии от игры В отличие от игр вообще, игровая технология обладает существенным признаком четкого обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма ООД создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности.

11 слайд

Описание слайда:

Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Его значение: - активизирует воспитанников; - повышает познавательный интерес; - вызывает эмоциональный подъём; - способствует развитию творчества; - максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры; - позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

12 слайд

Описание слайда:

Целевые ориентации игровых технологий: Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитие трудовых навыков. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества,коллективизма, коммуникативности. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция.

13 слайд

Описание слайда:

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя! Цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким - то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность « прожить » в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Сюжетно - ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Основной источник, питающий сюжетно - ролевую игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно - ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

16 слайд

Описание слайда:

Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно - мотивационными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно - ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

17 слайд