Рекомендуемые цветы для средней группы детского сада. Конспект НОД в средней группе: Комнатные растения

Конспект занятия для дошкольников «Зелёный островок»

Цель: закрепить полученные знания детей о комнатных растениях, как о живых организмах.
Задачи:
1. развивать внимание, логическое мышление, творческие, познавательные способности;
2. закреплять умение узнавать знакомые растения, называть их части;
3. пополнять словарный запас детей;
4. формировать у детей интерес к растительному миру;
5. подвести детей к пониманию того, что комнатные растения – это живые;
6. организмы, требующие определенного ухода;
7. умение находить комнатное растение по перечисленным признакам;
8. дать детям представления о жизни цикламена;
9. закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;
10. воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать и заботиться о них;
11. воспитывать интерес к познанию окружающего мира; формированию коммуникативных навыков.
Предварительная работа: рассматривание комнатных растений в уголке природы; беседы о комнатных растениях, разучивание стихотворений о растениях; рассматривание иллюстраций на тему «Комнатные растения».
Оборудование: комнатные растения, почта цветов, карточки с загадками, схема развития цикламена, рисунки-схемы для дидактических игр, цветная гофрированная бумага, клей, кисточки, ножницы, лейки, пульверизаторы, влажные салфетки, фартуки.
Методические приемы: Сюрпризный момент, эксперимент, наблюдение, беседа.

Ход занятия

Игровой сюрпризный момент.
В гости к детям приходит Белочка.
Белочка: - Ребята, а вы знаете, как называется это растение? Кто мне подскажет? (ответы детей).
- Правильно! Это растение называется бегония. А чем оно отличается вот от этого растения? (Показывает герань).
Дети повторяют название растения и объясняют, чем оно отличается от бегонии.
Воспитатель: - Ребята, а какие ещё комнатные растения вы знаете?
(ответы детей).
Загадки о комнатных растениях.
Воспитатель: - Дети, давайте проверим нашу почту цветов, нет ли там писем? (дети проверяют почву и находят там конверт с загадками).
- Белочка прочитает загадки, а вы внимательно послушайте и попробуйте
их отгадать.
Белочка:
1. Не подушка для иголок,
И не ежик, и не елка,
Но не даст себя в обиду,
Потому что весь в иголках.
(Кактус).
2. На окошке растёт,
Круглой шапкой цветёт.
Это - журавлиный нос,
Нам духи свои принёс.Расцвела в такую рань
На моём окне …
(Герань).
3. Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
(Комнатные растения).
Беседа
Воспитатель: - Ребята, а попробуйте отгадать и мою загадку:
«Рук нет, ног нет, а двигается.
Носа нет, а дышит.
Рта нет, а пьет и ест».
(Растение).
- Правильно, это растение!
- Как растение двигается, ведь у него ни рук, ни ног нет? (растет,
поворачивается к свету)
- Как дышит растение? (через листья, корни)
- Как пьет и ест? Так же как и мы? (корнями)
- Правильно, ребята, именно корни кормят растение.
- А где же хранится пища для растения? (в земле, почве)
- Растения питаются совсем не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений содержится в земле, в которой они растут. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет.
- Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.
- Ребята, посмотрите внимательно на все эти растения и скажите, какое из них здесь лишнее? (одуванчик) Почему? (ответы детей)- Правильно! Одуванчик растет на улице, а все остальные растения живут
только в помещении. Поэтому их называют.… Как? (комнатные растения)
- Сейчас я расскажу вам об одном из наших растений в группе, а вы отгадаете, о каком растении я говорила. Слушайте: «У него вместо стебля – клубень, похожий на картошку. Листья имеют форму сердечка. Цветет
крупными ярко-розовыми цветами».
- Догадались, что это за растение? (цикламен)
- Правильно! Это цикламен! Вот он (показ)
- Яркие красивые цветы появились не сразу. Сначала будущий цветок спал и набирался сил в своей растительной колыбельке-семечке, укутанный в свои растительные пеленки, совсем как маленький ребенок. Семечко-колыбельку я спрятала в питательную землю и поливала. (показ схем) В теплой влажной земле малыш-цветок начал пробуждаться и расти, расти, расти… И вот он уже слегка подрос и пеленки ему стали малы. Малыш-цветок начал вылезать из них. Но это еще не цветок, это только росток с маленьким корешком.
Росток продолжал расти, стебель-клубень его креп, увеличивался в размерах и на нем появился первый листок. Постепенно листьев становилось все больше и больше. И вот появились первые бутоны, в которых спят сами
цветы. Наконец бутоны распустились и открыли нам свою неповторимую красоту. Мы любуемся ими и восхищаемся ею. Рождение цветка – это настоящее чудо! Вы со мной согласны?
Динамическая пауза
Я прошу тебя, цветок:
Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка.А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе!
(дети выполняют действия согласно тексту)
Игра «Что растениям нужно для роста?»
- Давайте выберем из этих рисунков-схем только то, что нужно для жизни наших растений.
- Правильно! Лейкой мы поливаем растения. Без солнечного света, тепла растения не растут. Растениям нужны земля, воздух, вода. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно их подкармливать
специальными удобрениями. И обязательно им нужна наша забота и любовь!
Дидактическая игра «Покажи и назови части растения»
Воспитатель показывает части растения: корень, стебель, листья, цветок.
Затем каждый ребенок самостоятельно показывает части растения.
Стихи о цветах
Воспитатель: - Белочка, а сейчас ребята прочитают тебе стихотворения,
которые они сами сочинили о своих любимых цветочках.
1. «Фиалка»
Я люблю цветочек свой,
Фиолетовый такой.
Его я не срываю
И часто поливаю.
2. «Кактус»
Кактус расцвёл
У меня на окне
Яркий цветок,
Словно солнечный лучик Храбро горит
Между острых колючик.
3 .«Фикус»
Маленький росточек
Фикус на окне,
Тропиков кусочек
Подарили мне.
На окошке быстро
Фикус подрастал,
Каждый день его я
Щедро поливал.
4 .«Фиалка»
Цветёт фиалка на окне
А за окном всё в серебре
На улице трещит мороз
За зиму мой цветок подрос.
Психогимнастика «Я – растение!»
Представьте, что вы маленькие комнатные растения. Вас посадили в теплую мягкую землю. Вы еще маленькие ростки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот чьи-то добрые руки поливают вас, рыхлят землю, чтобы
ваши корни дышали, моют вас. Вы начинаете расти, стебель становится крепче, вы тянетесь к свету. Вам так хорошо жить на подоконнике рядом с другими красивыми цветами…
- Мы с вами будем продолжать ухаживать за нашими зелеными друзьями, чтобы им хорошо жилось в нашей группе.
Рефлексия: Понравилось вам занятие? Что запомнилось больше всего? Во что бы вы хотели поиграть? О чём можете рассказать дома?

Тематическая неделя «Комнатные растения»

План индивидуальной работы

Познавательное развитие

Пирумов А.

Руднев Т.

Середенко И Аскеров И.

    Д/и : «Собери растение» - закреплять знание детей о строении растения, его частях и их значение для жизни растений.

    Д/и математика «Найди на ощупь» игрушки- учить детей сопоставлять результаты зрительного осязательного обследования формы предмета.

    Д/и «Сложи из палочек» -упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.

Художественно-эстетическое развитие

Птиченко П.

Пидай А.

Беликова Л.

    Рисование «Обведи по точкам» - учить рисовать рисунок по точкам, доводить задуманное до конца.

    «Обведи трафарет»- развивать мелкую моторику, умение работать с трафаретом.

    Рисование «Раскрась цветочки» - развитие творческих навыков и мелкой моторики.

Социально-коммуникативное развитие

Кузнецов К.

Бибаев Д.

Харитонов С.

Коропов А.

    Игра Вежливые слова - развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

    Игра Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся - развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

    Игра «Изобрази пословицу»- развить умение использовать невербальные средства общения.

    Игра «Разговор через стекло» - развить умение мимику и жесты.

Развитие речи

Карабашева Р.

Хайлацидис К.

Середенко И.

Сендых Ю.

Курбанова А.

    Упражнение «Назови одним словом» - учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

    Рассматривание иллюстраций на тему: «Комнатные растения» - развивать речь и память.

    Д/и словесная «Назови одним словом» - закрепить представления детей об обобщающих словах.

    Дидактическая игра «Подбери слова»- упражнять детей в подборе определений к существительному, учить находить разнообразные характеристики одного и того же понятия.

Физическое развитие

Гостев Д.

Буланов М.

Пичугина М.

Ильясова М.

    Развитие движений. «Кузнечики » - упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.

    Игра ««Успей поймать» - развивать общую координацию движений; умение выдерживать направление при броске.

    Развитие движений. «Ходьба по бревну»- закреплять умение ходить по бревну в позе медвежонка, держать равновесие.

    Перешагивание через снежные кирпичики (перепрыгивание) -учить перешагивать, перепрыгивать через снежные кирпичики, развивать ловкость.

    Ходьба и бег по извилистой дорожке - учить выполнять задание воспитателя.

    Ходьба и бег высоко поднимая колени «лошадки» - продолжать учить ходить и бегать, высоко поднимая колени.

План работы с родителями:

    Консультация «Комнатные растения в вашем доме»

Цель: предложить родителям полезную информацию о мерах безопасности содержания дома комнатных растений.

    «Конкурс на лучшее комнатное растение, выращенное для детского сада.

    Папка-передвижка «Польза комнатных растений».

ПОНЕДЕЛЬНИК

УТРО:

    Работа в уголке природы : закрепить процесс ухаживания за комнатными растениями (схема).

    Беседа: «Утро радостных встреч» - развивать речь детей; умение делиться своими впечатлениями.

    Формирование КГН: чтение произведения «Девочка – чумазая» - обращать внимание на качественное мытье рук.

    Сюжетно - ролевая игра: «Садовник» - формирование представлений о роли комнатных растений в жизни человека.

    Д/и «Что в чем?» - учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.

    П/игра: П/ и «Садовник и цветы» - знакомить детей с новой игрой, развивать умения детей действовать по сигналу

НОД:

9.00-9.20 познание (кругозор ): «Что на окошке растёт?» - расширять знания детей о комнатных растениях, воспитывать бережное отношение к ним; развивать речь, память, внимание, мышление, умение находить сходства и различия, стр._____

9.50-10.10 музыка: .

ПРОГУЛКА (УТРО):

Наблюдение за березой и рябиной - формировать знания о жизни растений зимой. Учить отвечать на поставленный вопрос. Воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Осмотреть участок, найти знакомые деревья: березку, рябину.

По каким характерным особенностям можно узнать березку, рябину?

Для чего нужен снег деревьям?

Что может произойти, если много снега на ветках деревьев?

В морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу, не наезжать на них санками.

Художественное слово:

Деревья зимою, деревья зимою

Пронизаны ветром и стужей самою,

И стройные сосны, и острые ели

Встают, как солдаты, навстречу метели.

Подвижные игры «Птичка и кошка», «Цветные автомобили» - учить двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

Дидактическая игра «Где лежит снег?» - отработать употребление предлога на в предложениях.

Труд : покормить птиц, насыпать корм в кормушку - воспитывать желание заботиться о птицах.

ПРОГУЛКА (ВЕЧЕР):

Наблюдение за елью - учить находить и называть ель. Развивать наблюдательность, память. Обогащать и активизировать словарь детей.

Предложить найти елочку среди других деревьев.

Чем она отличается от других деревьев?

Ель похожа на пирамидку, веточки ее короткие вверху, книзу длинные, покрыты короткими зелеными иголками.

Какого она цвета? (Ель зимой и летом зеленая).

Вспомнить песенку про елочку, зимой ее украшают разными игрушками, бусами, гирляндами.

Выучить загадку : Зимой и летом, одним цветом. (Ёлка.)

Художественное слово:

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдешь гулять и встретишь:

Стоит, колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придет

Под Новый год -

Ребята будут рады.

Хлопот веселых полон рот:

Готовим ей наряды.

Подвижная игра : «Раз, два, три к дереву беги» - закреплять знание деревьев, учить находить заданное дерево на участке.

Дидактическая игра : «Измени слово» - учить образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных и уменьшительно- ласкательную форму существительных.

Труд: расчистить от снега дорожки - прививать трудолюбие, учить работать лопатками.

ВЕЧЕР:

Настольно-печатная игра «Парные картинки» - воспитание способности детей сравнивать предметы, находить признаки сходства, активизировать словарь, речь

Работа в уголке физ. воспитания: учить детей находить себе занятие и самостоятельно организовывать двигательную деятельность, использовать атрибуты для активных действий и движений. Поощрять самостоятельность, творчество, активность, целеустремленность.

рассказывание экологической сказки Л. Ф. Воротниковой «Как человек приручил растения» - расширять знания детей о комнатных растениях.

Музыкальные игры: « Зайцы » - у пражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного.

ВТОРНИК

УТРО:

Хозяйственно-бытовой труд: «Спасение игрушек» - приучать детей поддерживать чистоту и порядок в групповой комнате; обучать простейшим трудовым умениям и навыкам: вытирать пыль; мыть игрушки; вытирать игрушки полотенцем, аккуратно расставлять их на полки.

Коррекционно-развивающая игра(пальчиковая): «Бегония» - упражнять в согласованности движений рук с текстом.

Самообслуживание: дидактическая игра «Уложи куклу Машу спать» - продолжать учить детей аккуратно складывать перед сном.

Работа в уголке природы: «Посадим цветочки» - привлечение детей к труду взрослых.

Ситуативный разговор «Как люди выращивают комнатные растения»» - развитие мышления и умение рассуждать на данную тему.

Дидактическая игра: «Найди отличие»- развитие мышления, зрительного восприятия, умение видеть разницу.

Хороводная игра «Затейник» - упражнять в умении сохранять круг вовремя движения; развивать лидерские качества.

НОД:

9.00-9.20 развитие речи: «Цветик–семицветик» - составление описательного рассказа о цветике с опорой на наглядный материал; накопление опыта фантазийного сочинительства, развитие диалогической речи, стр.______

9.30-9.50 физкультура: 10.10-10.20 психокоррекция: по плану психолога.

ПРОГУЛКА (УТРО):

Наблюдение за погодой - продолжать знакомство с различными природными явлениями. Учить отличать погоду, связывая ее с состоянием неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи).

Беседа по вопросам.

Какое время года наступило? (зима)

На улице тепло или холодно? (холодно, мороз)

Как мы узнали, что на улице мороз? (щиплет нос, щеки)

Обратить внимание на солнце, небо. Какое солнце? Какое небо?

Солнце светит ярко, но не греет как летом.

Назвать признаки зимы: выпал снег; на улице мороз; люди надели теплые шапки, шубы; замерли лужи, реки.

Художественное слово:

Он к бровям моим прирос,

Он залез мне в валенки.

Говорят, он – Дед Мороз,

А шалит, как маленький.

Подвижная игра «Зайцы и волк» - продолжать развивать двигательную активность детей; приучать к самостоятельному выполнению правил.

Дидактическая игра: «Подбери слово» - учить называть прилагательные обозначающие признаки. Развивать мышление, память, связную речь.

Труд : слепить снеговика - учить катать комок разного размера, трудиться дружно, сообща.

ПРОГУЛКА (ВЕЧЕР):

Наблюдение за снегом - продолжать знакомить детей с природным явлением – снегом. Учить называть свойства снега. Развивать наблюдательность, память.

Предложить детям рассмотреть снег, потрогать его руками . Какой снег? (белый, пушистый, холодный, легкий).

Предложить сжать снег рукой, что произошло с ним? (он рассыпается).

Когда на улице мороз снег рассыпается, из него лепить нельзя. Предложить детям походить по снегу и спросить, что они слышат. Отметить, что снег хрустит под ногами.

Художественное слово:

Падал снег, сыпал снег, а потом устал…

Чем же снег, снег-снежок, на земле ты стал?

Для озимых стал я теплою периною,

Для осинок – кружевною пелериною,

Для зайчишек стал подушкою пуховою,

Для детишек – их любимою игрой.

Подвижная игра: « Зайка беленький сидит» - приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, научить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста.

Дидактическая игра: «Один, много» - учить детей называть один предмет и много предметов на участке; развивать внимание, память.

Труд: собрать на участке сухие веточки, палочки - прививать желание поддерживать порядок на участке, помогать взрослым.

ВЕЧЕР:

Беседа по этике и культуре поведения: «С кем бы ты хотел дружить?» - формировать дружеские взаимоотношения в коллективе детей, создать атмосферу взаимного доверия.

Ознакомление с худ. литературой: чтение А. Барто «Уехали» - учить проявлять чуткость к художественному слову при знакомстве со стихотворением А. Барто.

Сюжетно-ролевая игра: «Магазин цветов» - расширяем знания детей о работе сотрудников цветочного магазина.

Дидактическая игра (целостная картина мира): «Дерево, кустарник, цветок» - закрепить знание растений, расширять кругозор детей.

Музыкальная игра «По тропинке » - разучивать с детьми способы звукоизвлечения на бубнах, маракасах, ложках; развивать ритмический слух детей.

СРЕДА

УТРО:

Подготовка к завтраку, завтрак: « Навыки культурной еды» - обращать внимание, как дети относятся к хлебу (повторить им, что хлеб не крошить, не бросать на пол.), (пословица « Когда хлеба нет.»).

Настольно- печатная игра: Когда это бывает? - закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания, выдержки

Коррекционно-оздоровительная игра: «Фикус» - развивать согласованность движений рук с текстом.

Наблюдения в уголке природы: рассматривание комнатных растений, которые есть в группе - развитие наблюдательности и умение видеть комнатные растения.

Сюжетно-ролевая игра: «Шоферы». Сюжет «Починка машины» - учить детей объединяться в игре, распределять роли, выбирать удобное место для игры. Предложить детям обыграть различные ситуации

Подвижная игра: «Автомобили» - упражнять в беге врассыпную; развивать зрительное внимание.

Художественный труд: аппликация (коллективная) «Наше комнатное растение» - учить детей умению передавать в аппликации свои впечатления от наблюдений за комнатными растениями, закрепить название и строение растения (ФИКУС), цвет величину, форму его частей.

НОД:

9.00-9.20 познание ФЭМП: «Посадим цветочки» - закрепить представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5), стр.____

9.30-9.50 физкультура (прогулка): «Веселая прогулка» - продолжать учить ходьбе и бегу между предметами; повторить задание в равновесии; воспитывать целеустремленность; упражнять в беге и прыжках вокруг снеговика, Пензулаева Л.И. с. 60 (N16-17).

ПРОГУЛКА (УТРО):

Наблюдение за растительностью - формировать знания о жизни растений зимой; воспитывать бережное отношение к природе.
После снегопада обойти посаженные осенью деревья и кустарники . Напомнить, как бережно их сажали, какие они еще тоненькие,маленькие. Спросить детей, не закрыть ли их снегом потеплее, ведь под снегом даже трава не мерзнет. Показать, как это сделать.

Художественное слово.

Сразу тихо-тихо стало,

Снег лежит, как одеяло.

Подвижные игры « Найди свой цвет»- формировать умение ориентироваться в пространстве, различать основные цвета спектра.

«С кочки на кочку » - развивать у детей умение прыгать на двух ногах с продвижением в перёд. Действовать по сигналу, упражнять в прыжках в глубину, с места в длину, в быстром беге.

С.Р.И «Куклы » - з акрепление знаний о разных видах посуды, формирование умения использовать посуду по назначению. Воспитание культуры поведения во время еды. Закрепление знаний о названиях одежды. Закрепление у детей навыка правильно в определенной последовательности раздеваться и складывать свою одежду.

Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом

Выносной материал : лопаты, метлы, скребки, формочки для снега, санки.

Катание на санках

ПРОГУЛКА (ВЕЧЕР):

Наблюдение за работой дворника зимой - расширять знания о труде взрослых; воспитывать уважение к их труду.
Воспитатель задает детям вопросы.

Какие орудия труда нужны для работы дворника зимой? (Метла, лопата,

скребок, ведро.)

Какую работу выполняет дворник зимой? (Чистит дорожки ко входам в группы, собирает мусор.)

Для чего нужна работа дворника? (Чтобы было чисто на территории д\с.)

Подвижные игры «У медведя в бору».- учить бегать, не наталкиваясь друг на друга.

«Лохматый пес » - развивать умение у детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь

С.Р.И «Шоферы» - ознакомление детей с профессией шофера. Научить детей устанавливать взаимоотношения в игре. Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер-пассажир). Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.

Самостоятельно-игровая

Выносной материал: лопатки, метлы, скребки, санки, клеенки для катания с горки.

Катание с горки на санках - воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

ВЕЧЕР:

Игра со строительным материалом: « Ворота городского сада » - закрепить умение делать постройку соразмерную игрушке (ворота, соразмерные матрёшке0; уточнить понятие «высокий», «низкий».

Работа в уголке муз. воспитания: игра «Веселый колокольчик» - развивать ритмический слух детей, умение правильно извлекать звук на колокольчике.

Работа в книжном уголке: чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» рассказывание в обр. О. Капицы - знакомить с русскими народными сказками, понимать тему, образное содержание и идею сказки, развивать внимание и речь.

Театрализованное представление сказки «Дюймовочка» (настольный театр) - привлечение детей к осуществлению помощи и рассказывании сказки и участие в роли героев.

П/и «Где мы были» - развивать двигательные навыки и умения; развивать наблюдательность.

ЧЕТВЕРГ

УТРО:

Показ фильмов познавательного характера «Аленький цветочек», «Каменный цветок» - в любых даже самых сложных ситуациях он учит никогда не терять дух, даже если это и не правда.

Поручения при подготовке к занятиям: обучение трудовым навыкам по самостоятельному размещению на столах альбомов для рисования, красок, наполнение водой стаканчиков.

Коррекционно-оздоровительная игра (зрение, дыхание):

Сюжетно-ролевая игра: «Больница». Сюжет «Доктор заболел» -на правах участника игры предложить детям обыграть различные ситуации, связанные с данным сюжетом, формировать умение считаться с интересами товарищей.

Работа в уголке природы: приведение в порядок цветов, взрыхление земли, опрыскивание- учить трудиться на общее благо.

Д/и «Весной, летом, осенью, зимой» - расширить и уточнить знание детей о времени цветения отдельных комнатных растений.

НОД:

9.00-9.20 музыка : по плану музыкального руководителя .

9.30-9.50 рисование : « Цветущая фиалка» - вызвать желание нарисовать цветущую фиалку в горшке, формировать умение рисовать цветы на основе знаний о внешнем виде растений (стебель, листья, цветы); упражнять в пальчиковой технике для рисования цветов фиалки; продолжать учить самостоятельно выбирать цвет и размер кисточек; воспитывать заботливое отношение к объектам природы.

ПРОГУЛКА (УТРО):

Наблюдение за проезжей частью дороги - знакомить с проезжей частью дороги - шоссе, правилами дорожного движения.

Пройти к проезжей части дороги и понаблюдать за движением автомобилей. Объяснить, что детский сад находится рядом с большой дорогой - шоссе.

Художественное слово

Как река, проспект широк,

Здесь плывет машин поток.

Спросить, какие машины движутся по шоссе. Пусть дети назовут знакомые им автомобили. Обратить внимание на то, что по шоссе движется много легковых и грузовых машин, и никто никому не мешает. Это потому, что водители соблюдают правила дорожного движения. Машины движутся медленно, потому что на дороге снег.

Подвижные игры « С кочки на кочку» - развивать у детей умение прыгать на двух ногах с продвижением в перёд. Действовать по сигналу, упражнять в прыжках в глубину, с места в длину, в быстром беге.

«Птички в гнездышках» - учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг над друг, приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

С.Р.И «Поезд» - учить детей использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины). Усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек. Воспитывать дружелюбие.

Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.

Игры со снегом –

ПРОГУЛКА (ВЕЧЕР):

Наблюдение за снегом - продолжать знакомство с природным явлением - снегом.

Предложить детям молча походить по снегу и послушать, как он скрипит. Может, он «возмущается», что мы по нему ходим, топчем его? А может, он о чем-то рассказывает? О чем снег может рассказать? Выслушать рассказы детей.

Художественное слово

Падал снег, сыпал снег, а потом устал...

Чем же снег, снег-снежок, на земле ты стал?

Для озимых стал я теплою периною,
Для осинок - кружевною пелериною,
Для зайчишек стал подушкой пуховою,
Для детишек - их любимою игрой.

Подвижные игры «Бегите к флажку» - учить выполнять действия строго по сигналу

«Наседка и цыплята» - развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и в подлезании.

С.Р.И «Семья» - побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (мама- дочка). Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом.

Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом

Выносной материал: лопатки, ведерки, формочки для снега, клеенки для катания с горки

Катание с горки на скатах - воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Игры со снегом – поддерживать бодрое настроение детей.

ВЕЧЕР:

Беседа на тему: «Профессии людей занятых цветоводстве » - познакомить детей с профессией цветовод.

Музыкальная игра: «Не зевай» - учить детей воспринимать и ритмично воспроизводить несложный ритмический рисунок, совершенствовать умение различать структуру музыкального произведения.

Ознакомление с худ. литературой : чтение С. Есенин «Поёт зима, аукает» чтение - познакомить детей с поэтом С. Есениным, приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух.

Работа в уголке сенсорики: « Учимся сравнивать предметы» - упражнять детей в умении группировать предметы по величине, учить использовать эталоны измерения, закреплять умение фиксировать свои впечатления в речи.

Дидактическая игра: «Угадай растение по описанию» - развивать умения детей находить цветы по перечисленным признакам.

ПЯТНИЦА

УТРО:

Беседа на тему: «Комнатные растения – наши верные друзья» - расширять знания детей о цветах.

Ознакомление с искусством: рассматривание репродукции картины Д.Александрова «Зимняя сказка»- продолжать знакомить детей с различными видами пейзажей, воспитывать интерес к явлениям природы и их отображению в различных видах искусства (поэзии, музыке, изобразительном искусстве).

Детское экспериментирование: « Угадай-ка» - понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.

Д\и ОБЖ ««Поводырь» - воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Работа в уголке природы: уход за крупнолистными растениями (влажное протирание листьев) - у чить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами: протирать крупные листья растений влажной тряпочкой, соблюдая осторожность.

Сюжетно-ролевая игра: « Большая стирка» - развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду прачки, бережного от ношения к чистым вещам - результату ее труда.

Игровое упражнение «Автобус » - закрепить знание ПДД; отрабатывать навыки правильного общения, речь, социальное поведение.

НОД:

9.00-9.20 аппликация/ лепка : « Цветик-семицветик» - закреплять умение наносить пластилин на картон тонким слоем; развивать мелкую моторику рук и аккуратность; уточнить знание частей цветка (стебель, серединка, лепестки), стр._____

9.30-9.50 физкультура: по плану воспитателя по физической культуре. 10.00-10.20 социализация: по плану социолога

ПРОГУЛКА (УТРО):

Наблюдение за небом - продолжать знакомство с различными природными явлениями; учить отличать погоду, связывая ее с состоянием неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи).

Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно. (Чистое, голубое.)

Значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами? Тогда оно - хмурое, серое, не радостное. Какая погода? (Пасмурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.)

Художественное слово

Дуют ветры,

Ветры буйные.

Ходят тучи,

Тучи ясные.

Подвижные игры «Поймай комара» - развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом, упражнять детей в прыжках (подпрыгивание на месте).

«Воробышки и кот» - развивать у детей умение размещаться в пространстве и двигаться в коллективе, не задевая друг друга. Действовать по сигналу, упражнять в прыжках в глубину, с места в длину, в быстром беге.

С.Р.И «У врача»- ознакомление детей с деятельностью врача, закрепление названий медицинских инструментов. Обучение детей реализации игрового замысла. Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (врач - больной); в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку.

Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом

Выносной материал: лопатки, совки, ведерки.

Игры со снегом – поддерживать бодрое настроение детей.

ПРОГУЛКА (ВЕЧЕР):

Наблюдение за синицей - закреплять представление о названии птицы, характерных признаках внешнего вида; воспитывать желание ухаживать за птицами.

Обратить внимание детей на птицу с черной шапочкой на голове, белыми щечками, желтой грудкой - это синичка. Понаблюдать, как она будет клевать сало, крошки хлеба.

Напомнить детям, что птицам зимой трудно добыть корм, их надо подкармливать. Синички любят сало, семечки. Вспомнить о других прилетевших к кормушке птицах. Как их называют и чем они питаются?

Художественное слово

Маленькая птичка

Желтогрудая синичка,

По двору гуляет,

Крохи собирает

Подвижные игры «Бегите к флажку» -учить выполнять действия строго по сигналу

воспитателя. Развивать у детей внимание, умение различать цвета. Упражнять в беге и ходьбе.

« Наседка и цыплята » - развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях.

С.Р.И «Семья» - побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (мама- дочка). Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом.

Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом

Выносной материал : лопатки, ведерки, формочки для снега, куклы, одетые по сезону, санки для кукол, печатки, клеенки для катания с горки.

Игры со снегом – поддерживать бодрое настроение детей.

ВЕЧЕР:

Развлечение: «Дружба» - формировать умение детей управлять своими чувствами и эмоциями, расширять представление о дружбе.

Ознакомление с худ. литературой: чтение русской народной сказки «Мороз и заяц» - знакомить с русскими сказками, слушать внимательно.

Конструктивные игры: « Кормушка для птиц» чить детей изготавливать кормушки для птиц из бросового материала. Прививать любовь к птицам.

Дидактическая игра: «Покажи части растения» - закрепление знаний о строении комнатного растения

П/и «Гори, гори ясно! » - развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве; упражнять в быстром беге.

Утренняя гимнастика «На дворе у нас мороз…»

I.вводная часть.

Построение в колонну по одному. Ходьба обычная в чередовании с ходьбой, корригирующей: с высоким подниманием колен, руки за спину, скользящим шагом, махи прямыми руками. Легкий бег, бег по диагонали. Ходьба, с восстановлением дыхания. Ходьба с перестроением в три колонны по ориентирам.

ОРУ основная часть с гимнастическими палками.

«Ветер раскачал деревья»

И.П. ш.с. руки с палкой внизу.

1. поднять руки вверх, наклон в правую сторону.

2.вернуться в и.п.

«На санках с горки»

И.П. у.с. руки с палкой в низу.

1. присесть руки вперед.

2. вернуться в и.п.

«Дотронься коленом»

И.П. сед с прямыми ногами, руки с палкой перед собой.

1. поднять прямую ногу, руки вперед.

2. вернуться в и.п.

«Прогибаемся назад»

И.П.лежа на животе, руки с палкой перед собой.

1. поднять прямые руки вверх, прогнуться.

2. вернуться в и.п.

«Ножки разомнем сейчас»

ИП. Стоя перед палкой, руки на пояс.

1-10. прыжки через палку в чередовании с ходьбой.

III. Заключительная часть .

Ходьба обычная с выполнением задания для рук: махи назад на каждый шаг, с поворотами туловища в стороны.

НАШ НОВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ДРУГ

(с элементами ФЭМП)

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с новым растением – Бальзамином. Дать его бытовые названия (Огонек, Ванька мокрый). Учить детей описывать растение, отмечая при этом его характерные признаки. Учить рассматривать растение в определенной последовательности, работать с сенсорными эталонами и графическими моделями. Развивать речь. Закрепить счет, знание геометрических фигур. Формировать интерес и заботливое отношение к комнатным растениям.

МАТЕРИАЛ: Фотография нового комнатного растения и записка, комнатные растения за пределами группы. Сенсорные эталоны поверхности (гладкая, бархатистая), формы (овал, круг, треугольник), края листа (ровного, не ровного), эталоны цвета (розовый, красный)

ХОД: Перед занятием педагог незаметно кладет конверт с фотографией нового растения и запиской под горшок с любым цветком. Предлагает навестить одного из зеленых друзей. Называет знакомое детям растение, дети находят его. Под ним конверт – письмо от Дюймовочки, в котором она сообщает, что дарит новый цветок (на фото, название). Предлагает найти цветок за пределами группы (в фойе, раздевалке, где кроме данного цветка стоят другие).

Педагог вместе с детьми идут искать нового зеленого друга. По пути им встречаются другие растения (2-3), дети останавливаются около них, сравнивают их с фотографией. Находят нужный цветок, радуются, приветствуют и приглашают его в группу знакомиться.

П.: Это растение называется – Бальзамин. Так же его называют Ванька мокрый за то, что он очень любит пить воду. А за то, что у цветка такие красивые яркие цветы иногда его называют Огонек. Покажите, где цветки у Бальзамина? Какие они по величине? Выберите среди цветных карандашей такие, которые по цвету напоминают цветки бальзамина. Так какого же цвета цветки Бальзамина: красного или розового? (Если дети называют цветки красными, педагог уточняет их окраску и вводит в активный словарь детей название оттенков: розовый, ярко-розовый. Для этого дети сравнивают цвет красного карандаша с окраской цветка Бальзамина.)П.: В чем растет наш новый цветок? (в горшке, в земле) Что у цветка находится в горшке, в земле? (в земле находятся корни

Педагог показывает черенок Бальзамина с корнями.

П.: В земле у Огонька корни, как и у всех других растений: фикуса, герани, березы. Корни удерживают растения в земле, а еще корнями они пьют воду из почвы. Мы тоже с вами пьем воду Чем? Чем пьет воду Бальзамин? (мы пьем воду ртом, а Бальзамин пьет воду корнями)

П.: Верно, а какой по форме стебель у Бальзамина? (прямой) Покажите на карточке. Что еще вы можете сказать о стебле? Какого он цвета? (стебель зеленый) А что располагается на стебле? (на стебле есть веточки, листья, цветки) Найдите и сосчитайте веточки (счет) Сколько листьев у Бальзамина? (Много) А цветочков? (мало) Какого цвета листья у цветка? (листья зеленого цвета) А какой они формы? Выберите из геометрических фигур (модели) ту, которая больше всего подходит к листу бальзамина. (Дети выбирают овал) У Бальзамина листья действительно похожи на овал (повторить название геометрической фигуры с детьми) А какой величины листья? Крупные или мелкие, большие или маленькие? Сравните, что больше: ваши ладошки или листья Бальзамина?

Дети сравнивают, и выясняют, что лист Бальзамина маленький, меньше ладошки.
П.: Осторожно погладьте листочки цветка пальчиками. Какая поверхность у листьев: гладкая или шершавая? Подберите нужную тряпочку или лист бумаги, у которой такая же поверхность.
Дети выбирают и объясняют свой выбор. (Тряпочки или бумага гладкие, как лист цветка, пальцы по нему легко скользят, ни за что не цепляются.)

Педагог обобщает полученные детьми знания о листе Бальзамина: «Он зеленый, гладкий, овальный» Дети повторяют описание, используя модель.

П.: Где же будет жить наш новый зеленый друг?

Дети вместе с воспитателем определяют место расположения Бальзамина в уголке природы. Уточняют, как будут за ним ухаживать.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ НОВОГО КОМНАТНОГО РАСТЕНИЯ

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с новым комнатным растением (хлорофитумом, кливией). Отметить характерные особенности цветка. Учить рисовать с натуры, передавать в рисунке характерные особенности растения (строение, направление стеблей, листьев, форму цветочного горшка). Закреплять навыки рисования кистью и красками, учить располагать изображение на листе бумаги. Воспитывать интерес к комнатным растениям.

МАТЕРИАЛ: Дюймовочка, комнатное растение, игрушки-заместители фотоаппаратов, краски, бумага, образец.

ХОД: Дюймовочка приносит ребятам новое комнатное растение – хлорофитум. Дети рассматривают его. Педагог предлагает найти похожие растения в уголке природы (Зеферантес, кливия). Дети вместе с педагогом описывают растение, выделяя его характерные особенности (нет стебля, длинные узкие листья, их много) Сравнивают листья хлорофитумаи зеферантеса (или кливии). Педагог говорит о пользе данного растения для человека – оно очищает воздух.

Педагог предлагает сфотографировать растение и сделать фотографии цветка. Имитирует фотографирование и показывает свой образец рисунка. Дети сравнивают образец рисунка и само растение. Обращает внимание на форму горшка, расположение на листе.
Далее следует показ с комментарием последовательности и способов рисования растения.
Педагог предлагает детям сфотографировать растение (используя игрушки-заместители) и нарисовать фотографию. (Дети встают и фотографируют растение с удобной позиции)
После рисования выбираются самые точные фотографии, отмечаются самый лучший фотограф.
Педагог предлагает поставить растение в уголок природы, уточняет с детьми, как будут за ним ухаживать.

СРАВНЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ

(с элементами ФЭМП)

ЦЕЛЬ: Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая при этом различия и сходства между ними, и наиболее характерные признаки внешнего вида. Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения (сравнивать по величине, форме листа, размеру). Формировать умение различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал). Развивать речь, учить составлять описательные рассказы, опираясь на карту-модель.

МАТЕРИАЛ: Комнатные растения (бальзамин и герань), графические модели, отражающие характерные признаки внешнего вида цветка, для составления рассказа о комнатном растении, карты модели (по типу карточки лото) с изображением растений, полоски цветной бумаги

ХОД: На столе стоят два растения - бальзамин и герань.

П.: Что стоит у меня на столе? (комнатные растения). Как они называются? Чем нравятся бальзамин и герань? (они очень красиво цветут). Что есть у каждого из этих растений? (стебель, листья…). Сколько стеблей у бальзамина? У герани? Посчитайте. (У герани один стебель, а у бальзамина четыре). Отложите слева столько полосок бумаги, сколько стеблей у бальзамина, а справа, – сколько стеблей у герани. У какого растения стеблей больше и на сколько? Как это можно определить?
(Дети берут по одной полоске слева и справа и считают, сколько осталось справа.Могут выложить полоски одни под другими). Выставляется картинка-модель строения стебля растения.
П.: Какого цвета стебли герани и бальзамина? (У бальзамина стебель светло-зеленый, а у герани стебель снизу темный, а выше зеленый.) Что находится на стебле? (На стебле находятся листья, цветки, бутоны, веточки.) Сравните по форме листья герани и бальзамина. Обведите их пальчиками. (У бальзамина овальные листочки с острым концом, а у герани листочки круглые.) лист бальзамина похож на огурец (яйцо) – он овальный, лист герани похож на круг (зонтик). Выбирается модель, заполняется карточка моделями формы листьев.

Как определить, какая поверхность у листочков? (Надо осторожно погладить листья пальчиком.)
Дети гладят листья, определяют какая поверхность у листьев герани и бальзамина. Педагог предлагает рассмотреть лист герани в лупу.

П.: Лист герани покрыт маленькими волосками, поэтому он шершавый, пушистый. Выбирают соответствующую картинку-модель. (У герани лист шершавый, а у бальзамина лист гладкий.)
Посмотрите внимательно на края листьев герани и бальзамина. Потрогайте их осторожно, обведите пальчиком. Пальчик скользит или цепляется? (Пальчик цепляется, края листьев растений неровные.)
А чем все-таки отличаются края листьев бальзамина и герани?
Педагог вместе с детьми уточняет форму края листа у герани (волнистый) и бальзамина (зубчиками). Выбирается соответствующая модель-картинка.

П.: Понюхайте растения и определите, у какого цветка листья имеют запах.Дети осторожно трогают листочки, принюхиваются, определяют, что листья герани имеют запах (модель).П.: Сравните цветки герани и бальзамина. Посчитайте количество лепестков у цветов герани и бальзамина. Осторожно погладьте их, ощутите бархатистость и нежность лепестков. У герани пять лепестков, у бальзамина тоже пять лепестков у цветка. Чем же цветки этих растений отличаются? Они разные по цвету: у герани они красные, у бальзамина – розовые, ярко-розовые. Они разные по форме. У герани они похожи на маленькие цветочки, образующие один большой цветок – «шар», «помпончик», у бальзамина цветочки растут отдельно. Выставляется картинка-модель в карточку-описание.

Проводится физкультминутка.

Педагог обобщает знания детей, составляя описательный рассказ о растениях по заполненной карточке-модели, еще раз напоминая, что обозначает каждый символ.

Затем карточки-описания оставляются в уголке природы. В свободное время педагог индивидуально с детьми составляет описательный рассказ о знакомых растениях, опираясь на карточки-модели.

ПОМОЖЕМ ЗЕЛЕНЫМ ДРУЗЬЯМ

ЦЕЛЬ: Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям, закрепить знания о строении растения, о функциональной значимости его частей. Формировать понятие, что растение – это живой организм (оно пьет, растет, питается). Продемонстрировать пересадку растения с посильным участием детей.

МАТЕРИАЛ: Комнатные растения, новая земля, тазик для старой земли, горшки, лейка, прочий инвентарь для пересадки.

ХОД: Педагог заранее готовит послание от зеленых друзей и незаметно кладет его рядом с одним из них.
П.: Посмотрите на наших зеленых друзей. (Называет комнатные растения.) Мне показалось, что наши растения немного загрустили, они о чем-то нас хотят попросить. Давайте подойдем к ним поближе, приглядимся и прислушаемся.Дети подходят к растениям и около одного из них находят послание, в котором говориться, что растениям стало голодно, а некоторым и тесно в своем горшочке. Растения просят о помощи: накормить их и пересадить. А если им никто не поможет, то они начнут болеть, увядать – и не будет тогда красивых листьев и цветов.

Педагог получает от детей согласие помочь растениям, интересуется - как они поняли их жалобу о том, что им стало голодно. (Высказывания детей)

П.: Чем можно накормить растения? Где они хранили свою пищу раньше? Ведь они не просили их покормить, значит, где-то хранили свое питание и потихоньку брали его?
Все наши растения живут в своих домиках-горшочках. Но горшочки не пустые. Что находится в них? (Ответы детей) Наши зеленые друзья обязательно должны питаться (как и дети), и питание им нужно, для того чтобы расти.

Все, что необходимо нашим зеленым друзьям, содержится в земле. Именно из земли растения берут свою пищу.

Педагог интересуется, наполнялись ли чем-нибудь цветочные горшки раньше; напоминает, что растениям всегда давали воду, их поили. А, теперь наступил такой момент (именно весной), когда растения необходимо подкармливать. А для этого надо поменять в горшочках … (землю).
Педагог сообщает, что все необходимое для пересадки и подкормки растений готово: предлагает рассмотреть землю, горшки, инвентарь для работы. В процессе рассматривания каждого предмета дети говорят, что это за предмет, каковы его внешние характеристики и детали, для чего он нужен.
Далее педагог начинает пересадку одного из растений. Все вои действия педагог комментирует, задает вопросы, предлагает оказать посильную помощь.

П.: Сначала растение надо аккуратно вынуть из горшка со старой землей. Что значит – аккуратно? Смотрите: я осторожно тяну, растение за основной стебель, но растение почему-то легко не вытаскивается. Его что-то держит.

Педагог бережно вытаскивает растение вместе с комом земли и бережно отряхивает старую землю в тазик, при этом начинают оголяться корни растения.

П.: Вот что так прочно держит растение в земле и не дает ему упасть, с помощью корней растение забирает свою пищу из земли. Именно поэтому корни растения располагаются в источнике питания и влаги – пища растений в земле, и корни в земле. Куда дальше от корней идут питательные вещества? (в стебель, листья, цветы).

Далее дети сравнивают старую и новую землю (по цвету, запаху, рыхлости и т.п.). Отмечают, что она разная.
Затем педагог просит ребенка, заполнить горшок свежей землей. Наполнив горшок примерно на одну треть, педагог опускает в горшок растение, дети помогают присыпать корни землей, слегка поливают землю, после этого насыпают еще земли, покрывая полностью корни, и снова поливают.
Все любуются выполненной работой. Педагог благодарит детей, говорит о том, что без их помощи растения могли бы погибнуть, обращает внимание на то, что сегодня они помогли только одному растению. В следующий раз надо будет помочь другим.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ .

«УЗНАЙ РАСТЕНИЕ»

Дидактическая задача. Найти растение по названию

Игровые действия. Соревнование, кто быстрее найдет растение.

Правила. Найдя растение, нужно объяснить, как узнал его.

Ход игры. Растения (несколько видов одного семейства) стоят на своих постоянных местах. Воспитатель говорит всем детям: «Я назову комнатное растение, а вы должны найти его, показать и рассказать, по какому признаку определили. Кто быстрее это сделает, получит фишку.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Дидактическая задача. Запомнить расположение, найти изменения в их расположении.
Игровые действия. Поиски изменений в расположении растений.

Правило. Смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.

Оборудование. 4-5 растений.

Ход игры. Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Воспитатель просит рассмотреть и запомнить расположение растений, закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами. «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, какие растения переставлены? Покажите, где они стояли раньше?

«НАЙДИ ПО ОПИСАНИЮ РАСТЕНИЕ»

Дидактическая задача . Найти растение по описанию.

Игровые действия . Поиск растения по описанию отличительных признаков.
Правило .Назвать растение можно только после его описания.
Оборудование. 5 – 6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов (пеларгония душистая и зональная)

Ход игры . 1. Воспитатель расставляет растения так, чтобы дети хорошо видели особенности каждого растения. Затем описывает общие признаки растений одного и того же названия (скажем, традесканции), после чего называет отличительные признаки каждого растения. Дети внимательно слушают рассказ, затем показывают загаданное растение.

2. Воспитатель предлагает кому-либо из детей выбрать и описать комнатное растение. Педагог напоминает последовательность описания: прежде надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затем вспомнить какие они (прямо стоят, вьются, свисают, тонкие, толстые), описать листья, их форму, поверхность (гладкий, негладкий, мохнатый), окраску (темно-зеленый, светло-, пестрый, с полосками и т.п.)

«МАГАЗИН ЦВЕТОВ»

Дидактическая задача . Описать, найти и назвать предметы по характерным признакам.
Правило . Назвать отдел и описать растение, не говоря, как оно называется.
Ход игры . На столе расставляют комнатные растения так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это «Магазин цветов». Покупатели не называют растение, а только описывают его. Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку.

«ГДЕ РАСТУТ ЦВЕТЫ»

Дидактическая задача . Сгруппировать растения по месту произрастания, описать, сравнить их внешний вид.

Оборудование. Живые цветы разного произрастания или картинки с их изображением.
Ход игры . Дети рассматривают все предложенные растения и определяют, к какому виду они относятся. Сравнивают по внешнему виду, описывают, группируют.

«НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»

Дидактическая задача . Найти предметы по сходству.

Игровые действия . Поиск похожего предмета.

Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.
Оборудование. Одинаковые растения, расставленные на двух столах или фотографии с изображением растений.
Ход игры . Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов (фото), описывает его характерные особенности, а затем предлагает ребенку найти такое же растение в группе.

«ГДЕ СПРЯТАЛАСЬ МАТРЕШКА»

Дидактическая задача . Найти предмет по перечисленным признакам.

Игровое действие . Поиск спрятанной игрушки.

Правило . Нельзя подсматривать.

Оборудование . На столе расставляют 4 – 5 растений.

Ход игры. Детям показывают матрешку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? – сейчас, я расскажу вам, куда спряталась матрешка. Педагог рассказывает на что похоже растение (на дерево, травку), описывает его стебель, листья, цветы. Дети отгадывают, где спряталась матрешка.

«ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Дидактическая задача . Назвать растение по памяти (без зрительного контроля)

Игровое действие . Отгадать, какого растения не стало.

Правило . Не подглядывать.

Оборудование. На столе 2 – 3 хорошо знакомых растения.

Ход игры . Воспитатель предлагает детям посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает: «Какого растения не стало?»

«НАЙДИ, О ЧЕМ РАССКАЖУ»

Дидактическая задача . Найти растение по описанию взрослого.
Игровые действия . Угадывание растений по загадке-описанию.
Правило. Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать.
Ход игры. 1. Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в группе. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо, то назвать.
При описании следует использовать общепринятые термины: форма листа, окраска цветов и т.д.
2. воспитатель предлагает одному ребенку описать какое-нибудь растение, стоящее на столе. Остальные должны узнать растение по рассказу, показать и назвать его.

В средней группе необходимо формировать у детей умение видеть разнообразные свойства и качества предметов и их частей. Дети овладевают более сложными приёмами сравнения, учатся устанавливать различия и сходства предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.

Уголок в средней группе пополняется новыми растениями. Растения в уголке природы должны иметь разную форму и величину листьев.

Дети данной группы должны:

Различать особенности растений;

Знать условия, необходимые для жизни растений;

С помощь воспитателя поддерживать растения в чистоте, правильно поливать их;

Уметь опрыскивать пульверизатором растения с мелкими листьями;

Отбирать пыль сухой кисточкой с опушенных листьев;

Определять зависимость способа ухода за растениями от характера листьев.

Кроме растений младшей группы, в средней группе помещают другие растения. Одновременно в уголке природы может быть до 6-8 видов растений. Следует отметить, что в средней группе хорошо иметь разные виды растений одного семейства. Это поможет учить детей находить различия и сходства.


Тип растения : суккулентное

Отношение к свету : светолюбивое

Отношение к влаге : засухоустойчивое

Сроки цветения : весна, лето

Высота

Ценность в культуре

Тип растения : суккулентное

Отношение к свету : светолюбивое

Отношение к влаге : предпочитает умеренное увлажнение, засухоустойчивое

Сроки цветения : лето

Высота : высокое (выше 100 см), низкое (10-50 см)

Ценность в культуре : декоративнолиственное, лекарственное

«Бегония-рекс»

Тип растения : кустарник, травянистое

Отношение к свету

Отношение к влаге : влаголюбивое

Сроки цветения : весна, лето, осень

Высота : высокое (выше 100 см), среднее (50-100 см), низкое (10-50 см), ампельное

Ценность в культуре : красивоцветущее, декоративнолиственное

«Аспарагус»

Тип растения : кустарник, лиана или ампельное, травянистое

Отношение к свету : теневыносливое, светолюбивое

Отношение к влаге : влаголюбивое

Сроки цветения : лето

Высота : высокое (выше 100 см), среднее (50-100 см), ампельное

Ценность в культуре : декоративнолиственное



«Душистая герань»

Тип растения : полукустарник

Отношение к свету : светолюбивое

Отношение к влаге : предпочитает умеренное увлажнение

Сроки цветения : лето

Высота : до 1 метра

Ценность в культуре : красивоцветущее, декоративнолиственное, лекарственное, ароматное

Морфо – биологическая характеристика комнатных растений уголка природы в средней группе.

Фикус

Семейство тутовых. Это одно из самых распространенных комнатных растений. Первое почетное место среди различных видов фикусов занимает Фикус каучуконосный или Фикус эластика. Также очень популярны Фикус Бенджамина, Фикус лировидный, Фикус бенгальский, Фикус карликовый и др.

Все фикусы не переносят сквозняков, переувлажнения почвы и прямого солнца (фикусы пестролистных форм более светолюбивы, переносят прямое солнце, но притенение нужно в самые жаркие часы).

Зимой фикус также нуждается в свете, поэтому горшки с растениями переставляют ближе к окну. А пестролистные формы, например фикуса бенджамина могут всю зиму стоять даже на южном окне. При недостатке освещения зимой образуются слабые и искривленные побеги и листья.

Размножаются фикусы черенками. Из побега можно получить столько черенков, сколько на нем листьев. Черенок для размножения должен состоять из одного листа с неповрежденным глазком и половины нижнего междоузлия без глазка. После срезания черенка его опускают в теплую воду для прекращения выделения млечного сока. Для лучшего укоренения внизу черенка делают разрез или расщеп (у черенка с твердой древесиной крестообразно, у черенка с мягкой древесиной один надрез). Черенки лучше укоренять с почвенным подогревом и укрыв черенок полиэтиленовым пакетом.

Для всех фикусов лучше всего подойдет такая почвенная смесь - 2 части листовой, 1 часть торфяной земли и 1 часть перегноя. Фикусы не любят когда их сажают в посуду значительно большую, чем их корневая система, поэтому пересаживают их тогда, когда предположительно корни заполнят весь горшок или кадку. При этом растут довольно быстро, следовательно, почва при пересадке должна быть питательной, кроме того, весной и летом проводят удобрительные подкормки (хорошо отзываются на подкормку органическими удобрениями, хорошо подойдет для этого перепревший коровий навоз или магазинное удобрение "Исполин"). Так же фикусы можно подкармливать такими удобрениями, как "Радуга" и "Пальма". Старые экземпляры крупных фикусов пересаживают очень редко - через 5-6 лет. Но ежегодно можно заменять верхний слой земли на новый. Так же следует заменить верхний слой земли, если на нем появилась белая корка - солевой налет.

Температура: предпочтительно умеренная, не ниже 18 °С. Любят "держать ноги в тепле" - не ставьте горшок с фикусом на холодный подоконник, мраморный или кафельный пол и т.п. В комнате с температурой выше умеренной, листья начинают свисать вниз.

Освещение: Все разновидности фикуса каучуконосного предпочитают светлое место, с защитой от прямых солнечных лучей. Пестролистные формы нуждаются в более светлом и теплом месте, чем формы с темными листьями.

Полив: Умеренный, не любит переувлажнения почвы. Вода комнатной температуры, хорошо отстоянная. Подкормки удобрениями с марта по август через две недели.

Влажность воздуха: Листья необходимо регулярно протирать влажной губкой.

Пересадка: Проводят весной, тогда, когда корни оплетут весь земляной ком, молодые растения через год-два, старые через несколько лет.

Размножение: Верхушечными черенками, для лучшего укоренения с подогревом почвы и укрывании черенка полиэтиленовым пакетом.

Фуксия

Семейство ослинниковых. Родина Центральная и Южная Америка, Новая Зеландия. Это вечно зеленые кустарники, которых в природе насчитывается около 100 видов.

Фуксия изящная Fuchsia gracilis - кустарник с красноватыми стеблями. Листья супротивные овально-ланцетной формы, 4-5 см длиной, заостренные на конце и слегка зубчатые по краю. Цветки поникающие на длинных цветоножках. Плоды - черные ягоды. Цветение начинается весной, причем цветки фуксии недолговечны, но довольно многочисленны и цветение при благоприятных условиях обильное.

В культуре существует и продолжает появляться множество разных сортов фуксий, которые затруднительно все описать. Фуксии отличаются формой и строением цветков - простые, махровые, полумахровые и их цветовой гаммой - белые, розовые, красные, пурпурные, фиолетовые и т.д. К сожалению, фуксия довольно недолговечное растение, так как очень требовательна к температурным условиям и по окончании цветения начинает сбрасывать листья.

СОВЕТЫ ПО УХОДУ

Температура: Умеренная или прохладная в течение всего года, при температуре выше 18-20°С, фуксия сбрасывает цветки и листья, вплоть до гибели растения. Зимой не ниже 6°С, фуксии предпочитают прохладную перезимовку при температуре 8-10 °С.

Освещение: Фуксия очень светолюбива, при этом свет должен быть рассеянным, от прямых солнечных лучей фуксия может получить ожоги. Хорошо фуксия будет расти на восточных окнах.

Полив: Летом обильный, почва должна быть все время слегка влажноватой. Зимой полив умеренный или ограниченный, в зависимости от температуры. При недостаточном поливе фуксия сбрасывает бутоны и цветки.

Удобрение: С марта по сентябрь фуксию подкармливают минеральным удобрением для цветущих комнатных растений.

Влажность воздуха: Летом фуксию периодически опрыскивают. В жаркие летние дни можно разместить растение на поддоне с мокрой галькой.

Пересадка: Ежегодно весной. Почва - 3 части глинисто-дерновой и 2 части торфяной земли с добавлением 1 части песка. В горшке или кадке лучше сделать дренаж.

Размножение: Стеблевыми черенками весной или летом, которые укореняют с применением стимуляторов корнеобразования (гетероауксин, корневин).

Бегония вечноцветущая

Семейство бегониевых. Существует много видов бегоний и все они по-своему прекрасны. Среди бегоний есть как декоративно-лиственные, так и декоративно-цветущие виды. Бегонии это красивые комнатные растения с сочными листьями, имеющими несколько кособокую форму. На цветоножках имеются как мужские, так и женские цветки. У женских цветков над лепестками образуется трехгранная семенная коробочка. Большинство бегоний цветут все лето, однако при создании им хороших условий, они могут цвести и осенью, и даже зимой. Все бегонии делят на две основные группы: бегонии декоративно-лиственные и бегонии декоративно-цветущие.

Бегонии декоративно-цветущие

Ценятся за красоту и обильность своих цветков. Среди декоративно-цветущих бегоний есть вечнозеленые растения, которые можно содержать в комнатных условиях в течении всего года, например, бегония вечноцветущая. Одними из самых эффектных цветущих бегоний являются клубневые бегонии, это горшечные культуры, такие как например, гибриды бегонии Лоррен и гибриды бегонии Элатиор. Эти растения после цветения заканчивают свой срок выращивания и их, как правило, выбрасывают. Цветут клубневые бегонии летом и осенью (при хорошем уходе с весны по декабрь), на зиму они теряют листья. Осенью, когда клубневые бегонии начинают переходить в состояние покоя, полив сокращают, а после опадания листьев прекращают совсем. Клубни освобождают от земли и хранят в ящиках в песке, в прохладном помещении. При зимовке клубней в комнате, в горшках, их время от времени поливают, но, не допуская сырости.

Уход за декоративно-цветущими бегониями

Температура: Умеренная, температура выше 20°С нежелательна для этих бегоний. Зимняя температура около 17-18°С, но не ниже 15°С.

Освещение: Яркое освещение, с обязательной защитой от прямых солнечных лучей в жаркое время дня. Во время цветения бегонии должны стоять на окнах не скученно, так чтобы один цветок не загораживал другой. Для сохранения правильного роста их периодически поворачивают на окнах.

Полив: Весной и летом обильный, но не заливать, т.к. бегонии не любят застоя воды, как впрочем и пересыхания земляного кома. Вода должна быть мягкой, отстоянной. Клубневые горшечные бегонии зимой не поливают, хранят в сухом торфяном субстрате.

Влажность воздуха: Бегонии любят высокую влажность воздуха, но не терпят опрыскивания. Практика показала, что практически все виды бегоний на попадание влаги на листья реагируют появлением коричневых пятен. Поэтому, в жаркую сухую погоду можно поместить горшки с бегониями на поднос или ящик с мокрым торфом или мхом.

Пересадка: Ранней весной клубни сажают в свежую землю. Корневищные бегонии пересаживают по необходимости, когда горшок станет уже тесноват. Почва питательная - смесь перегнойной, листовой и дерновой земли с добавлением небольшого количества хвойной земли и речного песка. При этом землю засыпают не доверху, чтобы потом, когда образуются дополнительные корни, можно было бы досыпать земли. Растения помещают на солнечное окно, и они быстро покрываются новыми листьями, а примерно через 40-50 дней появляются бутоны.

Удобрение: Декоративно-цветущие бегонии полезно удобрять с момента формирования цветочных бутонов жидким комплексным удобрением для цветущих комнатных растений 1 раз в две недели. Не используйте азотистые удобрения для декоративно-лиственных растений, так как это приведет к росту листьев и подавлению цветения.

Размножение: Размножают стеблевыми черенками и семенами. Клубневые бегонии кроме этого размножаются делением пророщенных клубней. Клубень разрезается пополам, так, что бы каждая часть имела ростки и корни, срезы на клубне присыпаются углем или серой. Сажают клубеньки так, что бы его верхушка не много возвышалась над уровнем почвы.

Уход за декоративно-лиственными бегониями

Температура: Умеренная, оптимально 18-20°С, зимой не ниже 16°С. Гибриды бегонии королевской предпочитают температуру чуть выше оптимально 22-25°С.

Освещение: Яркое освещение, с обязательной защитой прямых солнечных лучей. Желательно чтобы освещение было равномерным круглый год. Для этого летом бегонии несколько отодвигают от окна (но место должно быть очень светлым), а зимой придвигают как можно ближе к окну.

Полив: Весной и летом обильный, но не заливать, т.к. бегонии не любят застоя воды, как впрочем, и пересыхания земляного кома. Зимой полив умеренный, в пасмурные, хмурые дни, когда очень мало света полив прекращают совсем. Поливают бегонии очень осторожно, так чтобы струя воды не попадала на листья, иначе на них остаются бурые пятна. Вода должна быть мягкой, отстоянной. В период с октября по март бегонии поливают более умеренно. С марта по октябрь проводят подкормку удобрениями 1 раз в неделю, используя для этого жидкие комплексные удобрения для декоративно-лиственных растений.

Влажность воздуха: Бегонии требуют высокой влажности воздуха. Но кустовые бегонии, в большинстве своем с пушением листьев не переносят попадания воды на листья, поэтому можно поместить горшки с бегониями на поднос, или в ящик с мокрым торфом или мхом.

Пересадка: Ежегодно или через год, весной. В тесном горшке листья бегоний бледнеют и теряют свою декоративность. Почва питательная - смесь перегнойной, листовой и дерновой земли с добавлением небольшого количества хвойной земли и речного песка. Бегонии предпочитают почвы, имеющие слабо кислую реакцию, когда рН = 5,5 - 6,5. После пересадки растения обрезают.

Размножение: Стеблевыми черенками, листьями, частью листа, делением и семенами. Стебли разрезают на кусочки по 2 см длиной и укладывают для укоренения в плошки, желательно с почвенным подогревом.

Бальзамин («огонек»)

Семейство бальзаминовых. Родина бальзамина - тропическая и субтропическая Азия и Африка. В природе известно более 500 видов этих травянистых, кустовидных растений. В переводе с латинского impatiens переводится как "не переносящий", поэтому Бальзамин получил название недотрога. Связано это с тем, что созревшие плоды этого растения при малейшем прикосновении к ним раскрываются и из них разлетаются семена.

Бальзамин имеет много названий. В народе его называют Лиззи хлопотунья или Ванька мокрый. Первое название появилось в связи со способностью этого растения цвести практически круглый год. Ванькой мокрым бальзамин окрестили за его влаголюбие, при недостатке влажности в почве у растения сразу поникают стебли и листья.

Импатиенс Валлера Impatiens walleriana - до 55-60 см высотой, с прямостоячими сочными стеблями. Листья очередно расположенные, широкоовальной формы, заостренные на конце, светло-зеленого цвета и мелкозубчатые по краю. Листья до 10 см длиной, цветки около 4см диаметром одиночные или в малоцветковых соцветиях с длинными цветоножками. Цветки могут быть красными, розовыми, белыми, красновато-оранжевыми или красно-белые. Этот вид является исходным для множества гибридов и сортов, которые могут иметь разную окраску листьев, цвет и строение цветка (простые или махровые, одно или двухцветные).

Импатиенс Петерса Impatiens petersiana - от 60 см и выше, с прямостоячими красными стеблями. Отличается быстрым ростом. Листья ланцетной формы, пурпурно-красной окраски, мелкозубчатые по краю, на длинных черешках.

Импатиенс линейнолистный Impatiens linearifolia - быстрорастущие растения, размеры куста до 1 м, с прямостоячими красноватыми стеблями. Листья узко овальной формы, заостренные на конце, мелкозубчатые по краю. Поверхность листа зеленая с широкой кремовой полосой по центру и красноватой центральной жилкой.

Импатиенс Холста Impatiens holstii - от 60 см и выше, с прямостоячими стеблями. Листья яйцевидной формы, заостренные на конце, мелкозубчатые по краю. Поверхность листа коричневато-зеленая.

У всех выше перечисленных видов, цветки могут быть самых разнообразных цветов и окрасок, белые, розовые, красные, фиолетовые, белые, лиловые, сиреневые, пурпурные, однотонные или двухцветные, простые или махровые.

СЕКРЕТЫ УСПЕХА:

Температура: Умеренная, зимой

не ниже 12 °С. Для цветения зимой температура нужна не ниже 15 °С.

Освещение: Светолюбиво, но летом от прямых солнечных лучей нужно притенять.

Для цветения зимой необходимы несколько часов прямого солнечного света ежедневно.

Полив: Обильный, почва всегда должна оставаться влажной. Зимой полив уменьшают.

Влажность воздуха: Время от времени листья полезно опрыскивать, избегая попадания воды на цветки.

Пересадка: Хорошо цветет только в том случае, когда корни заполняют горшок.

При необходимости пересаживают весной.

Размножение: Стеблевыми черенками в любое время года или семенами весной.

Китайский розан

Семейство мальвовых. Вечнозеленый кустарник, в домашних условиях от 70 до 1,2 м высотой. Довольно легко зацветает при хорошем уходе крупными, до 12 см в диаметре цветками. Цветение может быть очень обильным и долгим - с весны до осени, хотя цветки не держатся долго - около двух дней. Цветки бывают разных оттенков - оранжевые, желтые красные, розовые или белые, а так же разной формы - простые или махровые. Есть сорта с пестрыми листьями. На лето растение лучше вынести в сад, но место должно быть защищенным от ветра и немного притемненным.

СОВЕТЫ ПО УХОДУ

Температура: Гибискус довольно теплолюбив. Летом содержат при температуре около 20-25°С. Зимой при 15-20 °С, минимум 13°С.

Освещение: Светолюбиво, предпочитает яркий рассеянный свет, с небольшим количеством солнечных лучей. Зимой нужно светлое помещение. Лучшее место для гибискуса на восточном или западном окне. На южном окне понадобится притенение в самые жаркие часы дня.

Полив: Обильный с весны до осени. Почва должна быть все время влажной. Зимой умеренный. Избегайте переувлажнения или пересушки земляного кома. Не поливайте холодной водой.

Удобрение: С апреля по август гибискус подкармливают специальными комплексными удобрениями для цветущих комнатных растений, через каждые 3 недели. Можно использовать "Радугу", "Идеал" и т.п.

Влажность воздуха: Регулярно опрыскивают.

Пересадка: Почва - 1 часть дерновой, 1 часть листовой, 1 часть торфяной земли, 1 часть песка. Пересадка в марте - апреле. Обрезают после пересадки. А летом можно неоднократно прищипывать. Посуда предпочтительна просторная. Весной растение укорачивают, и пересаживают в свежую землю.

Размножение: Стеблевыми черенками, которые лучше укоренять в июле-августе.

Аспарагус

Семейство аспарагусовых. Родина тропические и субтропические районы Старого Света. Делится на полу-вьющиеся виды - аспарагус перистый и ампельные виды - аспарагус Шпренгери. Как комнатные растения распространены похожие на папоротники аспарагусы с шиловидными "листьями". Аспарагус перистый Asparagus plumossus - компактное растение с изящными, раскидистыми в молодом возрасте ветвями, которые со временем оголяются внизу. Самый маленький сорт Asparagus plumossus Nanus. У Аспарагуса Шпренгера Asparagus densiflorus sprengery свисающие побеги с ярко-зелеными "листьями" и красные ягоды. Менее распространен, но более декоративен Аспарагус Мейера Asparagus meueri. Прямые и жесткие, густоопушенные "листьями" побеги достигают 40-55см в длину и эффектно оттеняют в композициях растения с крупными листьями. Аспарагус серповидный Asparagus falcatus совсем не похож на папоротник. У него большие сердцевидные "листья" и достигающие одного метра в длину колючие стебли. Аспарагус спаржевидный Asparagus asparagoides представляет собой ветвистый кустарник со стелющимися стеблями, которые достигают 1,7м в длину. Два распространенных аспарагуса - перистый и густоцветковый ценят за изящные ажурные ветви. Несмотря на распространенное мнение, они не относятся к папоротникам, а их шелковидные "листья" на самом деле - видоизмененные стебли.

В целом аспарагус - неприхотливое растение.

СОВЕТЫ ПО УХОДУ

Температура: Умеренная или прохладная, для большинства аспарагусов около 15-18°C. Зимний минимум 10°C, идеально 10-14°C.

Освещение: Светолюбиво, лучшее место подоконник северо-восточного или северо-западного окна. Если растение помещено в комнате, за тюлевой занавеской, то его место около восточного или западного окна; если окно южное, то в комнате на некотором расстоянии от окна. Зимой нужно больше рассеянного света, растения переставляют ближе к окну.

Полив: Зимой (с ноября по февраль) полив умеренный, с весной его увеличивают. Летом можно оставлять в поддонах воду.

Влажность воздуха: Любит влажный воздух, иногда аспарагус не зацветает только от того, что слишком сухой воздух. Если растение стоит близко к батарее центрального отопления или камину, то мелкие листочки начинают желтеть и осыпаться, и опрыскивание тут не поможет, придется переставить растение подальше от источника жаркого воздуха.

Пересадка: Аспарагус требует просторной посуды и легкой питательной почвы из листовой, парниковой и глинисто-дерновой земли с песком. Молодые растения пересаживают ежегодно весной, старые раз в 2-3 года. При пересадке не следует без необходимости повреждать корневой системы, но если корни разрослись очень буйно, то нужно аккуратно оборвать клубеньки руками, так, чтобы корневая система уменьшилась раза в три. В период активного роста проводят удобрительные подкормки.

Размножение: Посевом (март-апрель) семян, которые легко вызревают и делением куста. При делении растение осторожно выбивают из горшка. Делят на 3-4 части так, чтобы каждая имела хотя бы один надземный побег. Удобрительные еженедельные поливки летом способствуют сильному росту и обильному цветению. Старые растения с подсохшими побегами лучше всего омолодить делением корневища, предварительно проведя обрезку.

Аспидистра

Семейство лилейных. Родина Япония. В природе распространено 8 видов. В культуре выращивают Аспидистру высокую Aspidistra elatior - многолетнее травянистое растение. У нее подземное ползучее корневище, глянцевидные листья на длинных черешках широкоовальной или ланцетной формы, около 50 см длиной и 15 см шириной. В основании листа можно увидеть 1 или 2 редуцированных листа обхватывающих черешок. Цветки мелкие, пурпурного цвета, появляются под листьями на коротких ножках.

СОВЕТЫ ПО УХОДУ

Температура: Хорошо развивается в умеренных условиях. Зимой требует прохлады, лучше не выше 15°C, оптимальная температура 10-12 °C, минимум 5 °C. При содержании зимой при температуре выше 20°C требуется регулярное опрыскивание.

Освещение: Летом притенение от прямых солнечных лучей, легкая полутень. Зимой аспидистре нужно хорошее освещение.

Полив: Обильный с весны до осени, зимой умеренный или редкий, в зависимости от температуры.

Удобрение: С апреля по сентябрь через каждые две недели подкармливают специальным жидким удобрением для комнатных растений.

Влажность воздуха: Аспидистра переносит сухой воздух, только если не слишком жирко. Однако регулярное опрыскивание и обмывание листьев только благоприятно сказываются на растении.

Пересадка: Так как аспидистра плохо переносит пересадку, то пересаживают ее по необходимости - через 3-4 года, весной. Почва - смесь дерновой земли (2 части), листовой (1 часть), перегнойной (1 часть), торфяной (1 часть) и песка (1часть).

Размножение: Весной, делением куста при пересадке. Аспидистру можно размножать и листом, по особой технологии. Она заключается в том, что у аспидистры срезают здоровый лист без черешка, так, чтобы был сохранен толстый мясистый наплыв в основании листа (образованный редуцированными листьями на подобии влагалища). Затем срез листа подсушивают и помещают в бутылку с водой (бутылка с широким горлышком, как кефирная). Бутылку закрывают крышкой и замазывают пластилином, чтобы туда не попадал воздух. Бутылку помещают в теплое и светлое место. Когда на срезе листа появятся корешки, его вынимают и сажают в рыхлую (лучше листовую) почву и накрывают банкой или помещают в комнатную тепличку. Если корни не появились, а конец листа начал портится и загнивать, то можно срезать его до здоровой ткани (только в месте утолщения листа) и в чистой воде снова помещают в бутылку.

Душистая герань

Семейство: Гераниевые, Geraniaceae.

Происхождение: Южная Африка, некоторые виды из Средиземноморья.

Время цветения: Май-октябрь, некоторые виды круглогодично.

Род пеларгоний (герань) охватывает около 250 видов. Со временем в нем вычленились пять больших групп: декоративно-лиственные; душистые; благородные или английские; плющелистные, или балконная герань; зональные или стоячая герань. Пеларгония душистая обладает целебными свойствами.

Освещение: Светлое и солнечное.

Полив: Обильный, по мере подсыхания почвы. Переувлажнения следует избегать. Зимой полив реже. В период роста еженедельная подкормка.

Температура: Умеренная, летом желательно на открытом воздухе. Зимой не ниже 10 °C.

Размножение: Черенками.

Вредители, болезни: Белохвостка, тля; зональные или "стоячая герань" - тля, паутинный клещ, серая гниль, "ржавчина"

  1. Фикус
  2. Фуксия
  3. Бегония вечноцветущая и крапчатая
  4. Бальзамин (огонек)
  5. Китайский розан
  6. Аспарагус
  7. Аспидистра
  8. Герань душистая