Что нравится ребенку 6 7 месяцев. Поведение ребенка в возрасте шести-семи месяцев

В этой статье:

Чтобы понять, насколько правильно протекает развитие ребенка от 6 до 7 месяцев, необходимо провести оценку его основных реакций.

Оцениваем зрительные реакции малыша

Для определения степени развития зрительного восприятия ребенка необходимо выяснить, насколько он способен узнавать людей, выделять знакомых и незнакомых. Важно понять, как малыш реагирует на появление людей, которых знает и которых видит впервые.

В качестве эксперимента можно предложить человеку, которого малыш знает, взять его на руки в то время, как второй знакомый будет дружелюбно к нему обращаться и улыбаться. То же попросите сделать и незнакомых людей. Правильная реакция - доверие и улыбка в ответ на обращение знакомых людей и отворот головы и даже защитные жесты руками в случае с незнакомцами.

Оцениваем эмоциональное поведение

Для оценки эмоционального поведения малыша можно обратить его внимание на яркие игрушки, расположенные в зоне его досягаемости. На протяжении получаса следует наблюдать за реакцией крохи. Нормальным будет считаться, если малыш будет проявлять интерес к игрушкам, тянуться к ним, пробовать схватить, укусить, бросить.

Двигательная активность

Оценить общую картину двигательной активности можно следующим способом. Положите кроху на живот и перед ним на расстоянии примерно 50 см расположите яркую игрушку. Как только кроха ее заметит, спрячьте ее за его спиной. Повторите манипуляции дважды.
Правильным двигательное развитие ребенка от 6 до 7 месяцев считается в случае, если кроха следит за перемещениями игрушки, поворачивая голову в направлении ее исчезновения.

Можно точно так же выложить кроху на живот и установить перед ним красивую яркую игрушку, но затем, как только ребенок сфокусирует на ней взгляд, нужно начать ее двигать, постепенно увеличивая расстояние. В 6-7 месяцев развитие позволит малышу добраться до цели ползком.

Оценивание моторики рук и предпосылок к развитию речи

Для оценки движения рук малыша положите недалеко от него несколько ярких игрушек. Если ребенок сам не проявит к ним интерес, увлеките его, покажите, какие интересные действия можно с ними делать. Здоровый малыш, развитие которого идет своим чередом, сможет в этом возрасте взять игрушки, рассмотреть, подержать в каждой руке, а также попробовать совершить с ними некоторые манипуляции:

  • постучать;
  • бросить;
  • покусать;
  • помять, потянуть и пр.

Что касается оценивания предпосылок развития речи, то здесь нужно будет немного понаблюдать за крохой в период его бодрствования, создав определенные условия. Попробуйте произнести простые слоги таким образом, чтобы малыш уловил движение губ. Если развитие протекает нормально, то ребенок потянется к губам руками и попробует повторить услышанное.

В это же время можно оценить и то, насколько хорошо малыш понимает услышанную речь. Достаточно будет показать крохе игрушку, назвать ее по имени и немного поиграть с ней в его присутствии. После чего игрушку можно спрятать за спину и спросить у малыша, где она, упомянув ее имя или название. Если ребенок поймет содержание вопроса, он обязательно сделает попытку заглянуть за спину в поисках пропавшей игрушки.

Оценивая развитие крохи в 6-7 месяцев, не забывайте о том, что речь идет об общих показателях, которые не могут быть одинаковыми во всех случаях.
Наблюдайте за развитием своего малыша, фиксируя его достижения, и советуйтесь с педиатром при обнаружении значительных отклонений от нормы.

Ползать - значит быть ближе к цели

В 6-7 месяцев малыш способен освоить два основных крайне важных для него навыка: он учится сидеть и ползать. И если сидеть каждый ребенок способен научиться самостоятельно, то развитию навыку ползания родители должны уделить особе внимание. Важно научить малыша не просто ползать, а достигать поставленных целей, менять направление, оценивать расстояние. Для детей, которые только начинают осваивать навыки ползания, это непростые задачи, потому поддержка и помощь родителей на этом этапе для них будут играть особую роль.

Ускорить развитие малыша в этом направлении можно опять же с помощью игрушек. Разложите несколько самых ярких и интересных для крохи игрушек по волнистой линии на небольшом расстоянии друг от друга. Привлеките внимание ребенка к первой игрушке так, чтобы ему захотелось ее потрогать. Как только кроха позанимается первой игрушкой и потеряет к ней интерес, привлеките его внимание ко второй игрушке, далее к третьей, четвертой и пр. Так вы подтолкнете малыша менять направление, оценивать расстояние и достигать поставленный целей.

Вариацией этой игры может стать развлечение с деревянными или пластмассовыми шариками (желательно с музыкальным наполнением). Положите перед ребенком шарик и покажите
ему, как можно его откатить, а потом догнать на четвереньках. Обычно такая игра детям очень нравится. Со временем ее можно усложнить, предлагая крохе догонять уже не один, а несколько шариков.

Также интересным вариантом игры для ребенка в этом возрасте станет игрушка, лежащая на небольшом от него расстоянии и накрытая платком. Малышу нужно будет не только доползти до игрушки, но и освободить ее от платка для того, чтобы лучше рассмотреть, потрогать и даже попробовать на вкус.

Как развивать моторику рук малыша в полгода?

Для развития мелкой моторики малыша во втором полугодии первого года также разработан целый комплекс эффективных упражнений и игр. Например, над кроваткой малыша можно повесить «бусы» из колец, брусков разного цвета и размера на таком расстоянии, чтобы ребенок мог их касаться, передвигать, слушать издаваемые при соприкосновении деталей звуки.

Вместе с полугодовалым крохой можно играть пирамидкой, отдавая предпочтение игрушкам, кольца которых легко снимаются и надеваются. Опять же, в этом возрасте особое внимание ребенка привлекут пирамидки с кольцами, издающими звук.

Как только кроха научиться без помощи взрослых снимать кольца с пирамидки, можно предложить ему поиграть тарелками из пластика или дерева. Суть задачи – оттачивание навыка выбора одной тарелки из общей стопки. Это движение
отлично развивает мелкую моторику рук у крохи, тренирует терпение.

Огромную радость малышу доставит яркая машина-игрушка с деревянными кубиками или кольцами в кузове. Вместе с ним можно покатать машину за веревочку, опустить и поднять кузов, загружая и разгружая груз, показать, как можно складывать кубики и бруски в машину так, чтобы они не падали. Запоминая действия взрослых, дети в этом возрасте уже способны на аналогичные целенаправленные действия с предметами.

Первая речь - как развивать

Полугодовалый ребенок уже знает, как называются окружающие его предметы, способен понимать речь взрослых людей. Учитывая, что память в этом возрасте носит непроизвольный характер, можно отметить, что запоминает кроха пока лишь названия тех предметов, которые произвели на него особое впечатление. Чаще всего это игрушки и предметы, издающие какой-либо звук.

Чтобы уже в этом возрасте приучать ребенка понимать
обобщающий характер слов, можно показывать ему один и тот же предмет в нескольких вариантах, например разного цвета или размера.

Также развивает понимание речи в этом возрасте игра с предметами, которые «спрятались». Малыши любят искать исчезнувшие предметы – интерес к происходящему у них в это время не пропадает.

Малышу в этом возрасте уже можно читать, отдавая предпочтение забавным и коротким стихам с четко выдержанным ритмом, делая акцент на интонации, многократно повторяя самые интересные для ребенка слоги. Читать нужно негромко, делая необходимые паузы между строками и словами. Можно сопровождать чтение жестикуляцией.

Пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

Физическое развитие

Каковы антропометрические показатели ребенка к концу шестого месяца жизни? Вес малыша увеличивается приблизительно на 600–650 граммов, а рост на 2,5–3 сантиметра. На этом этапе длина в сантиметрах окружности головы и грудной клетки, как правило, сравнивается. Возможно, что длина окружности груди сейчас превышает длину окружности головы. Дело в том, что пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

Показатели ребенка от 6 до 7 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

66.60-67.95 см

7.975-8.770 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Постепенно нарастает двигательная активность

Лежа на животе, ребенок перестает опираться на предплечья. Подняв грудную клетку и руки, двигая ногами, он совершает раскачивающиеся движения на животе, напоминающие движения пловца. Малыш пытается ползать, активно переворачивается со спины на бок, на живот и обратно на спину; сидит с небольшой поддержкой. Возросшая активность ребенка заставляет вас теперь заботиться о безопасности малыша, если он находится в комнате один, без присмотра взрослых. Не оставляйте крошку одного на диване или кровати без бортика, с которых он может упасть, если будет переворачиваться.


Поддерживаемый под мышки, малыш опирается на опору кончиками пальцев ног, держит голову прямо, поворачивает ее из стороны в сторону. В положении сидя ребенок уверенно держит голову и отворачивает ее, когда взрослые пытаются вытирать ему нос. Движения рук становятся более уверенными и координированными, формируется ладонное хватание предмета всей поверхностью ладони и вытянутым большим пальцем.

Совершенствуются движения пальцев: малыш может держать игрушки разного размера одинаково успешно и правой, и левой рукой, стучать ими, бросать, играть с несколькими игрушками одновременно.

Ребенок получает немалое удовольствие от изменения положения тела. Это стимулирует его вестибулярный аппарат. Ему нравится, когда вы держите его на руках, поднимаете в воздух, опускаете вниз, качаете, прижимаете к себе, приседаете, кружитесь по комнате.

Рекомендуется такая игра для развития вестибулярного аппарата малыша, в которой участвует вся семья (мама, малыш и папа). Возьмите одеяло и положите чадо на него спиной. Поднимите одеяло за кончики и легонько раскачайте из стороны в сторону, а потом медленно опустите на пол. Повторяйте раскачивания. Если крохе не понравится это, возьмите его на руки и успокойте. Если же малышу доставляют удовольствие такие раскачивания, изменяйте направления: покачивайте вверх-вниз и из стороны в сторону. Не забывайте разговаривать с ребенком и рассказывать о том, какие ощущения он получает от раскачиваний на одеяле.

Психическое развитие

Поведение ребенка становится более осмысленным. Малыш явственно показывает родителям свое недовольство и радость. Он может кричать и раздражаться, если ему не дают игрушку, и наоборот, весело лепетать и улыбаться, когда подходят родители и когда с ним играют.

Теперь родители с большей уверенностью могут определить самочувствие малыша — когда ребенок доволен, возбужден, спокоен, могут назвать причины этих состояний.


Лепет в этом возрасте приобретает тональную окрашенность, может быть размеренным или быстрым, тихим или громким, иметь разные значения: «я хочу к тебе на руки, возьми меня», «обрати на меня внимание, посмотри на меня, я здесь», «убери это, мне это не нравится». Заметив приближение взрослых и детей, ребенок начинает лепетать активнее и громче, пытаясь привлечь их внимание.

Продолжают развиваться зрительный и слуховой анализаторы малыша

Ребенок подолгу держит в руках предметы и игрушки, ощупывает, рассматривает и изучает. Пытаясь получить информацию о свойствах материалов, он засовывает игрушки в рот, лижет и покусывает их. Ребенок опытным путем исследует, какие игрушки издают звуки, и с удовольствием трясет ими или стучит. Малыш прислушивается к окружающим бытовым звукам, поворачивает голову к источнику звучания, например, услышав звук открываемой двери или шаги приближающейся матери. Ребенок поворачивает голову и реагирует даже на очень тихие звуки: шуршание бумаги, лязганье ножниц, ласковый шепот мамы.

Малыш внимательно следит за передвижениями и действиями взрослых

Внимательно смотрит в лицо родителям, которые с ним разговаривают, начинает понимать их мимику, по-разному реагируя на улыбающееся, сердитое или удивленное лицо взрослого. Он с удовольствием включается в эту игру, копируя выражение лица мамы, и пытается подражать звукам, которые та произносит.

Какие игры и упражнения с крохой полезны на этом этапе?

Малыш хочет получать новый тактильный опыт. Давайте ему прикасаться к разным поверхностям: теплым и холодным, мягким и твердым, гладким и шершавым. Это могут быть не только игрушки, но и бытовые предметы: ложки, чашки, махровые полотенца, шелковые халаты. Рассказывайте ему об ощущениях, которые он испытывает.

Возьмите из холодильника кусочек льда и прикоснитесь к его ручке или щечке. Понаблюдайте, как ребенок будет реагировать. Поднесите его к вентилятору. Сделайте теплую струю воздуха, а затем выключите вентилятор. Через несколько секунд повторите все сначала.

Вместо вентилятора сделайте ветерок при помощи листа бумаги или платочка. Помашите им перед лицом малыша так, чтобы на него попадала струя воздуха.

Наполните несколько тканевых мешочков разной крупой и крепко завяжите, чтобы крупа случайно не просыпалась. Мешочки сделайте разного размера, но такого, чтобы ребенку можно было держать их. Положите их вместе с другими игрушками, и малыш будет их тоже изучать. Вместо мешочков вы можете использовать любые лоскутки ткани, которые имеются в доме. Заполните их так же, как мешочки, крупой и завяжите их узлом.

Маленькому человеку нужен новый зрительный опыт

Он уже с интересом может рассматривать не только близкие, но и удаленные предметы. Расскажите чаду о том предмете, на который он смотрит, но не может до него дотянуться. Если можно, дайте его малышу в руки или поднесите поближе, чтобы его можно было лучше рассмотреть.

Давайте крохе игрушки разного цвета, однотонные и пестрые, светлых и темных тонов. Вы обратите внимание, что яркие игрушки больше привлекают мое внимание. Возьмите две-три игрушки одного цвета и одну игрушку сильно отличающуюся от остальных - контрастного цвета. Положите их рядом с ребенком и понаблюдайте за его действиями. Через некоторое время повторите эксперимент с игрушками другого цвета.

Как стимулировать «говорение» малыша?

Когда кроха произносит не только отдельные звуки, но и некоторые звукосочетания: «ыги», «гхы», «угу» и другие, слушайте их и повторяйте за ним. Когда ребенок произнесет очередные звуки, опять повторяйте их за ним. Вскоре вы сможете играть в «разговор» по очереди. Разговаривайте с малышом всегда, когда держите на руках, когда кормите, одеваете, укладываете спать.

Рассказывайте о том, что вы делаете. Говорите с маленьким короткими фразами и простыми словами, повторяйте слова. Пропевайте гласные звуки и цепочки повторяющихся слогов (ге-ге-ге, дей-дей-дей, ма- ма-ма, ба-ба-ба). Произносите звуки, надувая щеки и округляя губы.

Не забывайте менять интонацию, делайте ее выразительной и яркой. Оставляйте паузы в своей речи, тогда малыш успеет что-то произнести. Играйте с крохой в разговор, пока он не устал и ему не надоело. Если он перестал говорить по очереди, прекратите это занятие и дайте малышу игрушки.

Ведущую роль в развитии малыша приобретает предметная деятельность. Окружающие ребенка яркие предметы, игрушки побуждают его ползком преодолевать пространство, чтобы завладеть ими. Любопытство малыша огромно. В его основе лежит врожденная ориентировочная активность, например, в том числе - реакция "на новизну".

В этот период появляется и ярко проявляется направленность на результат своих действий. Ребенок замечает те изменения, которые он сам производит. Он чувствует эффект собственных действий и следовательно чувствует самого себя.

Координация рук уже достаточно развита, до того, что Ваш малыш уже переходит от одного-двух действий с игрушками к манипулятивной игре, состоящей из цепи простых, взаимосвязанных действий, носящих ознакомительный характер, например, перекладывания из руки в руку, постукивания, отбрасывания, притягивания. Теперь крохотная ручка способна выполнять более сложные двигательные задачи.

На седьмом месяце жизни происходят значительные изменения в развитии понимания речи. Например, на вопрос: "где матрешка?", ребенок легко находит взглядом хорошо знакомую ему игрушку, если она у него на виду.

Малыш подолгу громко лепечет (подготовка к активной речи), повторяя в лепете одни и те же слоги. И это не случайно. С помощью повторов малыш "закрепляет", запоминает свои новоприобретенные речевые навыки.

Ошибочно считать, что все этапы развития приходят к крохе спонтанно, то есть сами собой. Кто же ему поможет, если не Вы: малыш завоевывает окружающий мир в активном взаимодействии с Вами. Если он в чем-то отстает, ему следует помочь достигнуть соответствующей возрастной "планки". Однако делать это надо осторожно, ненавязчиво, помня известное педагогическое правило Марии Монтессори – «Помоги мне сделать это самому».

Раннее развитие малыша так же должно быть под контролем специалистов, как и его задержка. Тормозить искусственно развитие ребенка не стоит. Следует принять во внимание "золотое" правило педагогики: целесообразно "идти" за ребенком, не форсируя его развитие, но чутко откликаясь на его индивидуальные особенности в физическом и психическом развитии, давая ему, необходимые материалы для «пищи разума». Ведь каждому маленькому человечку необходима интересная, насыщенная событиями и впечатлениями жизнь, которая научит его эмоционально откликаться на окружающее.

Физическое развитие ребенка на 7-ом месяце первого года жизни.

Двигательные навыки ребенка в семимесячном возрасте.
Часто именно на 7 месяце ребенок впервые начинает самостоятельно преодолевать пространство, перемещаться без помощи взрослого, и это помогает ему в познании окружающего мира. Такие движения способствуют укреплению вестибулярного аппарата, умению ориентироваться в пространстве, активизируют обмен веществ, рост и развитие малютки. К концу 7-го месяца жизни ребенок начинает ползать подолгу и в разных направлениях. Это значительнейшее событие в жизни малыша!

Причем, все дети ползают по-разному: одни ползают, лежа на животе и отталкиваясь руками и ногами. Другие перемещаются, упираясь коленями. А случается, что малыш, будучи достаточно развитым, не может сдвинуться с места. Если перед таким ребенком положить игрушку, он будет стремиться достать ее. Однако его попытки продвинуться вперед, отталкиваясь изо всех сил ногами, остаются безуспешными, и, в конце концов, младенец даже отодвигается назад от цели. Таким образом – он пятится назад как рак!

Некоторые родители, гордятся тем, что их ребенок не ползал, а сразу пошел, при этом они убеждены в том - что это хороший знак, но это их большое заблуждение. В первую очередь необходимо создавать ребенку условия именно для ползания. Это не только необходимое, но и очень полезное умение.

Ползание способствует нормальному физическому развитию крохи, в том числе, правильному развитию его ножек, ручек, мышц спины и так далее, и является важным моментом в подготовке к ходьбе. Ползание развивает даже ближнее зрение.

Как подготовить ребенка к самостоятельному ползанию:
Оборудуйте место на полу, чистое и безопасное для малыша, где бы малыш мог ползать в свое удовольствие.
Ниже в этой статье мы приводим игры, развивающие навыки ползания;
Не стоит удерживать малютку все время на руках - не лишайте его радости движения и познания окружающего мира, позвольте нормально развиваться его локомоторным потребностям.
В идеале, чтобы ваш ребенок вначале овладел ползанием, а только потом уже научился самостоятельно садиться. Сидение - статический акт, не требующий двигательной активности, его не желательно начинать практиковать раньше, чем ребенок сам овладеет разнообразными двигательными (локомоторными) навыками и сумеет самостоятельно садиться без вашей помощи. Раннее усаживание ребенка в подушках исключительно вредно для его неокрепшей опорно-двигательной системы - позвоночника, конечностей, мышц и связок. Не стимулируйте сидение крохи, он сам порадует вас в нужное время. Не торопите события.

Чего не следует делать ни в коем случае:

Бывают факты, когда родители такого маленького ребенка (4-6-мес. и старше) большую часть времени, когда он бодрствует - держат его усаженным в подушки, перед ним включают телевизор, а вокруг него раскладывают море игрушек. Ребенок не беспокоит, уход сводится к тому - чтобы покормить, поменять штанишки. Это удобно, но... Ребенок привыкший сидеть, увлеченный и зомбированный часто меняющимися кадрами в телевизоре, затормаживается в развитии - он значительно позднее начинает ползать, интересоваться игрушками, физически и умственно развиваться. Это факт. Остерегайтесь пожалуйста этого.

Исследованиями доказано, что дети, сначала научившись сидеть и поняв все прелести и возможности свободных рук, начинают «лениться» ползти, и чаще всего отстают от сверстников в этом умении.

В общем развитии надо следить и за другими моторными достижениями:

  • поворачивание (на один бок, на живот, со спины на живот, с живота на спину),
  • "вращение" вокруг оси, опираясь на одну или обе верхние конечности.

Игрушки для ребенка:

  • Погремушки.
  • Мобили и подвески.
  • Пирамидки
  • Сенсорные коврики.
  • Вкладыши.
  • Игрушки с сюрпризом.
  • Образные игрушки.

Обеспечьте малышу условия, способствующие динамическому сенсомоторному развитию. Подберите набор игрушек, побуждающих к двигательной активности: шарики, колечки, мячи. А также необходимо обеспечить достаточную площадь двигательного пространства.

Побуждайте кроху к выполнению игровых действий более сложного содержания. Несколько примеров.

Еще недавно ваш малыш был крохотным и беспомощным человечком, но время пролетело быстро и сегодня вы отмечаете его первый юбилей – полгода со дня рождения. Кроха уже достиг определенных успехов и продолжает непрерывно совершенствовать свои навыки. Так какой он, шестимесячный ребенок?

Физиологическое развитие ребенка в 6 месяцев – вес и рост малыша в полгода

За шестой месяц дети в среднем прибавляют 600-700 грамм веса и подрастают на 2-2,5 см.

Средние физиологические показатели полугодовалого малыша:

Шестимесячный малыш уже многому научился благодаря непрерывному развитию и совершенствованию его физиологических параметров.

У малыша в полгода режутся зубки

Для многих родителей период прорезывания первых зубов становится достаточно тяжелым временем. Малыш ощущает физический дискомфорт. Он капризничает, плохо спит, у него может подниматься высокая температура и нарушаться стул.

Основные симптомы, сопровождающие прорезывание зубов:

  • Повышается слюноотделение.
  • Набухают и краснеют десны.
  • Снижается аппетит, ухудшается сон.
  • Увеличивается потребность держать во рту разные предметы.
  • Повышается температура.
  • Появляется кашель и насморк.
  • Может появиться понос или запор.

У многих деток зубы могут вылезать попарно, что является для малыша еще более тяжелым испытанием.

Родители должны быть особенно внимательны к малышу, чаще брать его на руки, ласково напевать и разговаривать с крохой и отвлекать его с совместными играми.

Для облегчения симптомов, посоветовавшись с врачом, можно применять медикаментозные средства.

Слух и зрение у полугодовалого ребенка

Малыш хорошо слышит, если источник звука находится на расстоянии не более 6-6,5 метров от него. Он уже откликается на свое имя, различает голосовые интонации тех, кто с ним разговаривает. Малыш с большой радостью откликается на мамин голос. Ребенок чутко прислушивается к звукам, поворачивает голову к его источнику. Он различает шум шагов, звук открывающейся , журчание воды. Кроме того, он способен услышать шепот, легкое шуршание и другие тихие звуки.

В 6 месяцев развитие зрительных центров головного мозга полугодовалого малыша достигло значительного прогресса.

Ребенок видит предметы четче, чем раньше, следит за двигающимися предметами более быстрым и точным взглядом. Он уже хорошо различает все цвета, острота зрения улучшается. Более точная координация между глазами и руками позволяет быстро находить предмет, хватать его и тащить в ротик.

Достижения Вашего малыша в 6 месяцев

Двигательные навыки

К полугоду движения ребенка становятся более уверенными и целенаправленными.

В этом возрасте кроха:

  • Свободно переворачивается со спины на живот или на бочок и обратно
  • Отрывает тело от кровати или пола с помощи вытянутых ручек, которые ладошками опираются о поверхность
  • Делает попытки ползти , что в 6 месяцев у многих малышей достаточно хорошо получается
  • Достаточно долго , имея за спинкой точку опоры
  • Перекладывает игрушки и другие вещи из руки в руку
  • Тянется вытянутой ручкой за далеко расположенным предметом
  • Одновременно пользуется обеими руками , держа в каждой по игрушке
  • Некоторые малыши приподнимаются и пытаются встать на ножки, держась за опору.
Речь малыша Когда малыша ничего не беспокоит, он, как и раньше, подолгу гулит, а в его лепете отчетливо проскакивают согласные звуки («а-ма, ба-бя и т. п.».) В 6 месяцев активно формируются и развиваются речевые реакции ребенка . То есть, он уверенно связывает предмет с его озвученным названием.

Слушая речь взрослых, ребенок старается подражать им не только звучанием, но и интонацией. Кроху забавляют новые звуки, теперь он с удовольствием болтает, даже когда находится в комнате один . Ребенок в 6 месяцев овладевает артикуляцией языка, а звуки становятся более разнообразными.

Мелкая моторика Пальчики крохи становятся еще подвижней, он уверенно берет и удерживает в руках не только удобные для захвата игрушки, но и мелкие предметы. Малыш лучше координирует движения, пытаясь достать или поднять маленькие игрушки .
Использование жестов Малыш научился выражать свои желания с помощью жестов. Он настойчиво тянет руки, когда хочет чтобы его забрали из кроватки, указывает на предметы, которые непременно хочет заполучить. Теперь он старается копировать действия взрослых, внимательно наблюдая за ними . К примеру, если вы похлопаете в ладоши, малыш тоже начнет играть в ладушки.

Психоэмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев

Любознательность и стремление к познанию окружающего мира у полугодовалого ребенка не знает границ. Малышу интересно все, что его окружает – предметы, звуки, люди, события и явления. Малыш взрослеет прямо на глазах. Он уже показывает свой характер, становится более целеустремленным, проявляет настойчивость и упорство в достижениях желаемой цели.

Полугодовалый ребенок уже понимает, каким образом можно манипулировать близкими людьми, чтобы добиться желаемой цели. Это связано с осознанием того, что именно окружающие его люди являются причиной тех или иных действий.

С неодушевленными игрушками он проявляет гораздо меньшую эмоциональность, чем с людьми. В 6 месяцев ребенок способен самостоятельно занимать себя от получаса до 40-45 минут. У него уже имеются любимые игрушки и развлечения.

У ребенка совершенствуется понимание причинно-следственных связей . Пока что это освоение простых взаимосвязей – если выпустить игрушку из рук, то она упадет, если потрясти погремушку – раздастся характерный звук, если нажать на кнопочку музыкальной игрушки – зазвучит музыка, а если он захнычет, к нему подойдет мама.

В 6 месяцев ребенок не только изучает новые предметы, но и старается найти им «достойное» применение, показывая деловой подход к знакомым и незнакомым вещам.

У малыша расширяется пассивный словарный запас, он кроме своего имени понимает названия многих предметов, игрушек и действий.

Игры для ребенка шести месяцев, способствующие развитию

Занятия с детьми способствуют:

  • Расширению звуковых и зрительных образов.
  • Гармоничному развитию , как эмоциональному, так и физическому.
  • Увеличению пассивного запаса слов и получению новых знаний и навыков.
Игры Порядок действий Польза от занятия
Ладушки Берем ладошки ребенка и начинаем хлопать ими в такт известному стишку «ладушки-ладушки». При этом хлопок делаем в момент произношения первого слога в словах. Произнося фразу «полетели, полетели, на головку сели» помашите ладошками малыша и опустите их ему на голову.
  1. Развивается чувство ритма.
  2. Тренируется память.
  3. Улучшается координация движений.
  4. Укрепляется эмоциональная связь с мамой.
Звучащие

чашки

Ставим в ряд несколько чашек разного объема. Берем первую из них, подносим ближе ко рту и говорим какое-либо слово, например, имя ребенка. Повторяем действие со всеми чашками. Малыш обратит внимание, что одно и то же слово может звучать по-разному, хотя и не сможет сказать об этом . Но если вы повторите свои действия, произнося всего один слог, а потом поднесете чашки к ротику малыша, он попытается повторить слог, внимательно прислушиваясь к происходящему. Малыш знакомится со свойствами предметов и развивает слух.
Поищи игрушку Играть можно как в кроватке, так и на полу. Рядом с малышом кладем несколько игрушек и каждую накрываем кусочком ткани. Затем просим кроху поискать то, что вы спрятали. Малыш начнет стаскивать лоскутки с игрушек, проявляя огромную радость при их обнаружении . После этого отвлекаем ребенка и перепрятываем предметы так, чтобы он не заметил. Просим малыша вновь заняться поисками. При игре тренируется память, развивается наблюдательность и увеличивается подвижность ребенка.
Музыкальные бутылочки Возьмем несколько бутылочек из пластика (лучше 7 – по количеству нот) и нальем в них разное количество воды. Постучим по ним ложкой, вместе с малышом послушаем, какие звуки они издают . Пусть малыш постучит по бутылочкам самостоятельно. Он охотно будет извлекать звуки, и прислушиваться к ним. Развивается музыкальный слух ребенка.

Чтобы малыш не потерял интереса к развивающим играм, заниматься с крохой одним и тем же делом нужно не более 5-10 минут.

Физические упражнения с малышом в 6 месяцев

В дополнение к упражнениям, которые вы делали с малышом в 5 месяцев, можно добавить несколько новых.

Они должны способствовать укреплению сердечно — сосудистой системы ребенка, улучшать кровообращение, стимулировать укрепление опорно-двигательного аппарата и развивать координацию движений.

  • Сидение по-турецки . Малыша усаживают на ровную поверхность или на колени к маме. Поддерживая спинку, сгибают ножки в коленях так, чтобы стопы ребенка соприкасались. Можно слегка потереть подошвы друг о друга. После того как малыш освоится с такой позой, уменьшайте поддержку спины, чтобы малыш учился держать равновесие. Упражнение укрепляет мышцы туловища и позвоночник.
  • Низкие приседания . Малыша берут подмышки спиной к себе и ставят на ножки. Обеими руками сгибают ноги ребенка в коленях, чтобы он присел на корточки. Кроха попытается встать, после чего вновь усадите его. Следите, чтобы стопы малыша стояли ровно, не подворачиваясь внутрь или наружу. Повторить 5-6 раз. Упражнение укрепляет ножки и способствует освоению вертикальной позы.
  • Подъем ног . Положив ребенка на спину, ладонями обхватываем его колени, попутно выпрямляя ножки. Сначала по очереди, а потом одновременно, поднимаем ноги малыша вертикально вверх. Повторить плавными, медленными движениями 8-10 раз. Упражнение укрепляет тазобедренные мышцы и нормализует тонус ног.

Режим и питание ребенка в 6 месяцев

Режим дня полугодовалого ребенка мало чем отличается от распорядка в 5 месяцев. Единственное изменение – небольшое увеличение времени бодрствования и уменьшение сна.

Если в 4-5 месяцев детям вводился выборочно, то к 6 месяцам расширение рациона является обязательным для всех малышей.

Чтобы малыш рос здоровым и интеллектуально развитым человечком, уделяйте ему как можно больше времени. Читайте книжки, рассказывайте стихи, пойте песенки.

Рассказывайте малышу обо всем, что вызывает у него интерес. Только любовь и забота близких поможет крохе вырасти гармонично развитой личностью.

Ребенок переступил границу долгожданного экватора – первого полугодия жизни. Этот период особенный: в ближайшие недели малыш многому научится, впервые попробует взрослую пищу, попробует самостоятельно сидеть. Другими словами, кроха упорно стремится к самостоятельности, и вполне оправданно – время пришло! Многие его попытки увенчаются успехом. Главное все делать не спеша, шагами Дюймовочки — спешка никогда не приносила пользу, тем боле в столь важных делах.

Остановимся подробнее на метаморфозах маленького человечка в возрасте 6 месяцев.

Что должен уметь ребенок в возрасте полугода?

В период от 6 до 7 месяцев, ребенок должен уметь:

· Уверенно переворачиваться со спины на живот и обратно;
· В положении на животе опираться на выпрямленные ручки;
· В положении на животе опираться на одну руку, другой захватывая интересующий предмет;
· Крепко держаться за пальцы взрослого, при подъеме со спинки в положение сидя;
· Задерживаться в положении сидя, крепко держась за пальцы взрослого;
· Уверенно ползать, иногда на четвереньках (обычно следуя какой-то цели, пытаясь дотянуться до игрушки);
· Отталкиваться от опоры, когда взрослый поддерживает за подмышки;
· Брать предмет одной рукой;
· Перекладывать предмет из одной руки в другую;
· Заиграться на четверть часа, без участия взрослых;
· Произносить слоги, повторять их много раз кряду («Та-та-та», «Да-да-да» и др.);
· Трясти, бить, мять игрушку, тянуть ее в рот;
· Громко смеяться.

Мама обязательно заметит, что в ручках и ножках практически нету первоначального, выраженного напряжения (гипертонуса). Обычно он полностью уходит к началу седьмого месяца жизни. Малыш активен, и неоднократно делает попытки подняться на ножки, держась за опору.

Несмотря на то, что кишечные колики все реже дают о себе знать (либо полностью «ушли»), ребенок может проявлять беспокойство, в связи с прорезыванием первого зубика, нижнего резца. Сегодня нередко можно столкнуться с тем, что первый зуб появляется гораздо раньше (в 4-5 месяцев), или напротив, на месяц или два позже. В этом также нет ничего страшного.

Психоэмоциональное развитие ребенка в возрасте полугода

В 6 месяцев малыш поглощает уйму информации. Причем, старается анализировать ее. Теперь его интересует не весь мир в целом, а какие-то конкретные объекты, события, процессы. Родители называют свое чадо взрослым, так как начинают отслеживать осознанные действия крохи, ощущают его заинтересованность там, где еще недавно было непричёсанное, безсловесное «хочу!», видят неоспоримо очевидное разграничение эмоций, связанное с положительными и отрицательными переживаниями ребенка.

Обычно, мамы замечают в детях что-то, напоминающее «взрослость»: более осознанный взгляд, более разграниченные эмоции, более четкое осознание и предъявление потребностей.

Что умеет делать ребенок в 6 месяцев, с точки зрения психоэмоционального развития?

· Много лепечет, нередко, таким образом, проявляя эмоции радости или восхищения;
· Делает попытки имитировать слова взрослых («случайные» слова родного языка не являются осознанными);
· Крик и плач привязан к реальному дискомфорту, недовольству;
· Внимательно наблюдает за губами взрослого, который говорит;
· Пытается узнать, указать на предмет, о котором идет речь;
· Узнает голос родителей, даже если они находятся в другой комнате;
· Просится на руки, протягивая руки вперед;
· Более эмоционально активен в присутствии близких, менее – в присутствии посторонних людей;
· Формируется понимание причинно-следственных связей: «Если я кричу, мама идет ко мне», «Если я поползу, дотянусь до этой игрушки» и т.д.;
· Ребенок способен вовлечь взрослого для познания какого-либо предмета (привлечь внимание, указать на объект, рассмотреть, имитировать эксплуатацию предмета, повторяя за взрослым).

Как создать оптимальные условия для полноценного развития малыша?

Несомненно, успехи малыша радуют папу и маму. Но важно помнить о следующем: они приносят не только пользу для растущего организма, но, при отсутствии адекватного режима, могут ему вредить. Даже по комнатному цветку, или домашнему питомцу можно предположить, насколько добросовестно за ним ухаживает хозяин. Ведь от этого напрямую зависит их внешний вид и «самочувствие». Что уж говорить о маленьком ребенке, возможности которого, напрямую зависят от условий, созданных для него родителями.

Ничего сверхъестественного: для того, чтобы малыш развивался в соответствии с возрастной нормой, важно позаботиться о следующих условиях:

Соблюдение режима сна и бодрствования

1)Активное познание мира, автоматически расширяет границы дневного бодрствования, сокращая часы ночного и дневного сна. Теперь ребенок спит ночью около 10 часов, а днем – 3-4 часа, в 2-3 подхода. Важно то, что в эти часы ребенок должен полноценно отдыхать, иначе избыток новых впечатлений и эмоций может привести не только к собственно нарушению сна (порочный круг), но и к полному нарушению режима дня, плохому самочувствию малыша.
2)Перед сном комната должна проветриваться, ребенка одевают в комфортную одежду (так как укрываться, обычно, дети не любят). В комнате не должно быть душно, при необходимости, уместно использование увлажнителя воздуха. Тишина и приглушенный свет – существенные условия полноценного отдыха.
Важно! С целью профилактики синдрома внезапной детской смерти , рекомендовано, до года ребенка, спать со включенным светом. Это может быть ночник: освещение должно позволять оценить цвет кожи ребенка.

Правильное, своевременное введение прикорма

От питания ребенка, также зависит его развитие. Полгодика – оптимальный возраст для введения прикорма для доношенного ребенка. Прикорм должен вводиться постепенно, небольшими количествами, с выдержанными временными промежутками, и обязательно, в первой половине дня. Ферментативная система младенца еще проходит свое становление, потому, каждый новый продукт питания – испытание на «умение» переваривать именно эту конкретную пищу. Однако, развивающийся организм требует поступления определенных питательных веществ уже в этом возрасте, потому, чрезмерная осторожность с нововведениями также не всегда оправдана.

Прогулки на свежем воздухе и проветривание помещения

1)Головной мозг, пожалуй, больше других развивающихся органов, нуждается в кислороде. Многие родители боятся жары, переохлаждения, сквозняка, или инфекций.
2)Важно помнить! Лучшая профилактика инфекционных заболеваний – частые проветривания и прогулки на свежем воздухе. Практически в любую погоду можно гулять на улице: жарко – выбираем утренние и вечерние часы + избегаем прямых солнечных лучей; сильный мороз – выходим на 30-40 минут 2 раза в день. Проветривания осуществляются ежедневно, главное избегать сквозняков и одевать ребенка в соответствии с температурой в комнате.
3)Непроветренное помещение увеличивает риск инфекционных заболеваний, препятствует полноценному отдыху, восстановлению организма, а значит, и нормальному развитию малыша.

Профилактика формирования синдрома гипервозбудимости

1)В возрасте от 6 до 7 месяцев мозг младенца, подобно губке, впитывает множество новой информации, что приводит к изобилию сильных эмоций. Даже если они будут исключительно положительными, нервная система еще не способна адекватно «переключаться» из режима «активен», в режим «покой».
2)Нередко, малыш не может остановиться, и центральная нервная система попросту истощается. Проявляется это сильным возбуждением, сопровождающимся негативными эмоциями и плохим самочувствием: крик, плач, нарушение аппетита, засыпания, собственно сна.
3)Во избежание таких последствий, родителям стоит целенаправленно дозировать потоки новых впечатлений. Не стоит играть в активные игры, включать телевизор и музыку громко, особенно во второй половине дня, ближе к ночному сну. Также, папа и мама должны понимать, что гости – потребность родителей, но никак не полугодовалого ребенка . Даже эмоциональные разговоры в присутствии малыша или громкие «сюсюканья», могут истощить нервную систему крохи.
4)Ко всему, прорезывание первого зубика, отнюдь не способствует спокойному поведению ребенка. Болевой синдром достаточно выражен, потому, не надо бояться обезболивающих средств. В крайних случаях, допустимо ставить ректальную свечу, с действующим веществом парацетамолом (на ночь). Помним, полноценный отдых – залог хорошего развития и самочувствия ребенка!

Развивающие занятия с малышом, в соответствии с возрастом

1)Организм ребенка 6-ти месяцев будет развиваться в любом случае. Но правильные развивающие игры, занятия, помогают задействовать все нужные структуры головного мозга. Много ли надо в этом возрасте? Последовательность действий, осознанные движения, выбор того или иного предмета – этого достаточно для оптимальной стимуляции развития.
2)Большим злом является не только пассивность родителей, но и чрезмерное желание воспитать гения. Развивающие игры не по возрасту только перегружают незрелый мозг и вызывают раздражение у малыша, так как ему еще тяжело запомнить или выполнить ту или иную задачу. Всему свое время. Всему свой возраст!

О чем важно помнить родителям!

Ввиду некоторых особенностей организма младенца, негативные последствия тяжелых родов, непростой адаптации в периоде новорожденности (и ряда других причин), могут проявиться именно к 6-7 месяцам жизни ребенка. Поэтому, нередко назначается консультация детского невропатолога именно в этот возрастной период. Игнорировать ее категорически нежелательно.

Мало кто из родителей знает о том, что неврологические расстройства проявляются не только сразу, после влияния негативного фактора на организм ребенка, но и спустя несколько месяцев. Именно сейчас можно более объективно оценить наличие/отсутствие каких-либо отклонений от нормы и провести адекватную коррекцию этих самых нарушений.

Субъективная родительская оценка развития малыша может привести к неблагоприятным эффектам. Проигнорированное своевременное вмешательство специалиста может обернуться целым рядом проблем со здоровьем и развитием малыша в будущем.

Трудно поверить, но несколько недель приема назначенного лекарства или курс массажа могут оказать существенное благотворное влияние на состояние ребенка в ближайшем и отдаленном будущем. Если те же процедуры будут совершаться, к примеру, в возрасте 2-3 лет, эффект от них будет не столь выраженным, а возможно, эффекта и вовсе не будет (будут использоваться более агрессивные подходы). Именно поэтому, участковый врач наблюдает за малышом каждый месяц (это не его инициатива или прихоть).

Как известно, не всегда можно профилактировать то или иное заболевание, но своевременно начать лечить можно в подавляющем большинстве случаев (особенно, что касается детей).

Каждый родитель должен помнить о том, что ребенок пока не может самостоятельно принимать решения, и напрямую зависит от сознательности и ответственности своих мамы и папы.

Материал подготовила,

Скавинская В.