Политическая социализация. Политическая культура выступает важным фактором социализации личности, ибо социализация – это процесс

Понятие социализации было введено в научный оборот к конце XIX в. американским социологом Ф. Гиддингсом и французским социопсихологом Г. Тардом. Они понимали под ним «процесс развития социальной природы человека и формирования личности под влиянием социальной среды». На рубеже 50-60-х гг. XX в., по аналогии с этим понятием было сформулировано и понятие «политической социализации», под которой понимается процесс восприятия и усвоения индивидами соответствующих политических ценностей, норм и правил поведения в данном обществе и активного воспроизводства ими политических знаний и опыта, осуществляемых в общении и деятельности.

Политическая социализация это процесс усвоения определенных политических знании, ценностей и норм, передачи и приобретения политического опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, позволяющих личности стать полноправным участником политической жизни общества, ориентироваться в сложных общественных процессах, делать сознательный выбор в политике.

Политическая социализация- процесс приобщения и освоения индивидом в течении своей жизни политических знаний, норм и ценностей общества, в рамках которого он существует.

- Продолжается всю жизнь

Может приобретать формы как открытого, так и скрытого влияния на человека (передача опыта) Политическая социализация может принимать форму явной или скрытой передачи опыта. Она явная, если включает непосредственную передачу информации, чувств или ценностей. Пример - изучение общественных дисциплин. Скрытая политическая социализация - это передача неполитических установок, которые влияют на политические отношения, на принятие политических решений или поведения.

- Двусторонний процесс . Связывается с одной стороны с приобретением нового опыта, а с другой- с утратой или отказом от определенных ценностей, норм и представлений, которые были для него основными определенное время.

Процесс политической социализации имеет объектов и субъектов

Субъект политики всегда активно действует, распространяя своё влияние на объект.

Функции процесса социализации: информационная, ценностно-ориентированная, нормативная

Этапы процесса политической социализации ПО ВОЗРАСТНОМУ КОЭФФИЦИЕНТУ – 3 - 16 (18) – 40- 60

1. 3-4 года- семья.

2. Школьные годы- государственная система воспитания (+газеты, журналы, литература)

3. После окончания школы до 25-30 лет. Формальные и неформальные молодежные объединения имеют приоритетное влияние. На тех, кто учится, влияют традиции учебных заведений, студенческие организации, изучение социально- политических дисциплин.

4. Человек, наконец-то, занимает какое-то стабильное место в жизни. Четкий круг занятий, семья, определенная профессия, постоянная работа. Если деловые и профессиональные интересы прямо не связаны с политикой, а условия жизни вполне удовлетворительные, полит.активность индивида падает. Если жизненные условия не устраивают человека, то именно это становится фактором политической активизации. Индивид присоединяется к политическим движениям, политическим партиям.

5. Пожилой возраст. У пенсионеров появляется много свободного времени, которое они часто посвящают политике. Полит.взгляды этого периода скорее консервативные.

Гражданское созревание человека или приобщение его к политике происходит поэтапно. Оно наминается уже в раннем возрасте, когда через семью, ближайшее окружение, СМИ, ребенок приобретает первые сведения о политике. На этапе первичной социализации дети получают начальные представления о правильном или неправильном поведении, поступках. Считается, что ребенок проходит четыре подэтапа первичной социализации: политизация - осознание детьми существования внешней (по отношению к семье) власти; персонализация - понимание детьми политической власти через персонализирующие их фигуры; идеализация - приписывание политическим деятелям исключительно положительных качеств; институциализация - поворот в сознании детей к более безличному, деперсонифицированному представлению о власти.

ЭТАПЫ ПО ХАРАКТЕРНЫМ ЧЕРТАМ

    ПЕРСОНИФИКАЦИЯ - этап, когда процесс социализации связывается с конкретными политическими акторами. Билл Клинтон- Америка, Пиначет- диктатура. Система, режим, идеология представляется только личностью.

    ИДЕАЛИЗАЦИЯ определенные образцы, политические мифы, образы человека- American smile, россияне- матрешки. Действуют на эмоциональном уровне. Главным является эмоциональный фактор восприятия политики.

    ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ процесс, этап, когда оформляется определенная система знаний, целостная мировоззренческая концепция, самостоятельные политические ориентации.

Истины от родителей, моральные принципы с детства.

Социализация- первичная и вторичная

Первичная непосредственно приобретение политических знаний и установок

Ресоциализация (вторичная) - проекция собственных черт характера, детского опыта, своего окружения на политические ценности и ориентации

ТИПЫ и модели политической социализации:

    гегемонистский тип негативное отношение личности ко всему за границами своей политической системы; характеризующийся негативным отношением человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей»;

    плюралистский тип - признание человеком равноправия с другими гражданами,их прав и свобод и характеризующий его способность менять свои политические пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам; характеризуется высоким уровнем политической активности масс, мобильностью общественных ценностей, взглядов, провозглашение равноправия всех людей мира.

    Конфликтный тип- формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов и потому усматривающей цель собственной политизации и сохранении лояльности к своей группе и ее поддержке; лояльность к собственной группе и нетолерантность по отношению к другим

    Гармонический – характеризуется психологически нормальными отношениями человека с институтами власти, которые порождают его рациональное и уважительное отношение к правопорядку, государству, своим гражданским обязанностям;компромисс между властью и человеком, где первая защищает интересы человека во всех сферах, а вторая признает и выполняет гражданские обязанности.

Под политической социализацией следует понимать всю совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Это понятие шире, чем политическое воспитание или просвещение, так как включает не только целенаправленное воздействие на личность господствующей идеологии и политической линии, не только стихийное влияние, но и собственную политическую активность субъекта.

В результате процесса политической социализации индивидуум приобщается к политической культуре, формирует свою политическую ориентацию и позицию. Изменения в модели политической культуры такая осуществляются посредством политической социализации.

Политическая социализация имеет место в любой стране и при любых формах правления, поскольку правящие круги стремятся популяризировать среди граждан благоприятные для руководства нормы политического поведения и участия в политике.

Процесс политической социализации нацелен на решение следующих основных задач: передачу новым членам общества основных элементов его политической культуры и сознания; создание благоприятных условий для накопления членами сообщества необходимого политического опыта, для политической деятельности и творчества всех желающих; преобразование соответствующих элементов политической культуры как необходимое условие изменений.

Особый интерес к содержанию и возможным последствиям процесса политической социализации обусловлен двумя новыми явлениями. Во-первых, процесс социализации стал более заметным и определенным за счет расширения системы школьного образования во всем мире. Технологическая революция, открывая возможность создания современной системы школьного образования, одновременно сделала функционально необходимым относительное выравнивание опыта социализации, которой подвергаются дети самых различных слоев населения. В силу этого политические лидеры имеют возможность передачи политических ценностей широким слоям молодежи с помощью определенного числа каналов, которыми можно манипулировать. Во-вторых, это служит распространению «духа участия» в общественной жизни среди членов всех современных политических систем. Независимо от реального распределения фактической власти, лидеры вынуждены теоретически обосновывать свое право на руководство поддержкой со стороны тех, кто оказывается в зависимости от принимаемых ими решений. Символически, распространение «духа участия» знаменует собой изменение статуса индивидуума, лишенного официальных должностей: из «субъекта» он превращается в «гражданина».

Процесс политической социализации протекает непрерывно на пройтяжении всей жизни индивидуума. По мере накопления социально-политического опыта происходит постоянное видоизменение или упрочение соответствующих позиций и деятельности индивидуума.

Процесс политической социализации имеет исторический характер, который определяется спецификой цивилизационного развития, расстановкой социальных и политических сил, особенностями политической системы, а также своеобразием восприятия всех этих факторов каждым индивидуумом. Политическая социализация имеет определенную классовую, политическую, моральную, эстетическую и этическую направленность, ставит своей задачей формирование «избирателя» с определенной политической культурой и направленностью.

Содержание и особенности политической социализации зависят от многих факторов, вих числе влияние макросреды (характера эпохи, международных отношений, государства, нации, класса, других социальных групп, политической культуры общества); микросреды (институциональных и неформальных общностей, школы, семьи, отдельных личностей); внутренних генетически заданных факторов; самовоспитания.

Процесс политической социализации осуществляется благодаря различным посредникам: учреждениям (семье, школе, институту, предприятию), группам общения (родственникам, знакомым, группам по интересам), средствам массовой информации (печати, радио, телевидению, компьютерным информационным системам).

Целесообразно выделять политические факторы социализации: характер и тип государственного устройства, политические институты, партии и движения, а также неполитические: семья, группы сверстников, учебные заведения, работа, культура, наука, искусство, национальные традиции, средства массовой информации (в целом, как инструмент коммуникации). В реальной жизни политические и неполитические факторы переплетены, оказывают сложное, многостороннее и многофакторное воздействие на человека.

Рассматривая процессы политической социализации, необходимо обращать внимание на возраст и индивидуальные особенности каждого человека, на окружающую его социальную среду, на политику, проводимую государственными учреждениями, на деятельность общественно-политических партий и организаций, а также на уровень и особенности политической культуры.

Процесс и учреждения политической социализации

Итак, с самого раннего возраста человек испытывает воздействие процесса социализации, который тем эффективнее, чем свободнее его поле деятельности. Ребенок открывает для себя роль власти; в семье и школе - это отец, мать, учитель; он на опыте узнает о конфликтах и способах их разрешения; он учится повиноваться или восставать; он пытается приобщиться к нормам функционирования той группы, которой принадлежит или отходит от нее. Этот своеобразный «дополитический» опыт пополняется возрастающей информацией об истории его страны, о политических деятелях, об активных периодах политической жизни. Наблюдения показывают, что политическая социализация может пойти различными путями, в зависимости от социокультурной среды (системы), принадлежности к тому или иному поколению, классовой принадлежности и даже анкетных данных индивидуума. Под воздействием настроений и взглядов, преобладающих в семье, политические предпочтения, нормы, ценности «закладываются» часто на всю жизнь, отличаются стойкостью.

Значительная часть политического воспитания и обучения детей протекает в школе, период прохождения в которой составляет вторичный этап политической социализации. За это время происходит изучение и усвоение учащимися в той или иной мере основных общепринятых политических ценностей и взглядов, получение ими начального опыта социальной практики, особенно через участие в деятельности молодежных организаций.

Очередной этап политической социализации приходятся на возраст от 16 до 30 лет. Вступая в этот период своего развития, молодые люди получают право участвовать в выборах и быть избранными в различные представительные органы, что влияет на их отношение к политике. Они также получают более глубокие познания в области политики благодаря учебе в институте, последующей профессиональной деятельности и т.д.

Политическая социализация продолжается и в зрелом возрасте. На их политическое поведение, кроме общих факторов, в значительной степени влияют жизненный опыт, наличие детей, устоявшиеся политические ориентации. Они могут глубоко понимать изменчивые и противоречивые общественные события, вносить необходимые корректировки в свои политические взгляды и поведение.

Социализирующие факторы воздействуют и на людей пенсионного возраста. Некоторые из них начинают живее, чем прежде, интересоваться политическими событиями. Многие пенсионеры получают определенное удовлетворение от возможности хотя бы минимального участия в общественной жизни, передачи своего политического, жизненного опыта молодежи.

В процессе политической социализации возрастает роль средств массовой информации. Современные СМИ способны воздействовать на максимальное число людей в короткий промежуток времени. В известном смысле СМИ - кратчайший путь политической социализации.

В политической социализации важны все составляющие, все посредники. В то же время в различных странах эти посредники могут различаться по степени воздействия на данный процесс. Так, повсеместно наблюдается тенденция к повышению роли телевидения и компьютерных технологий в политической социализации; в ряде стран уменьшается число лиц, состоящих в партиях; в некоторых государствах из-за возросших цен газеты становятся недоступными для определенных слоев населения.

      Политическое поведение и деятельность человека в политике

Ежи Вятр (польский политолог) : «Разные люди идут своими путями, формируют свой имидж».

    Активисты – хорошо проинформированные люди, которые стремятся к власти и активно действуют для этого

    Компетентные наблюдатели- интересуются политикой, понимают ход политических процессов, но занимаются другими делами (писатели, ученые)

    Компетентные критики – отличаются исключительно негативным отношением к политическим процессам

    Пассивные граждане- иногда участвуют в политических процессах, относятся к политике нейтрально или негативно.

    Отчужденные аполитичные люди- принципиально не интересуются политикой и не участвуют в политических процессах.

Абсентеизм - избегание политического участия, политическая апатия.

Политическое поведение - совокупность реакций на деятельность политической системы.

Политическое участие не равно политической деятельности

Политическое участие- политическая активность. Характеризует формы деятельности личности независимо от их мотиваций и условий осуществления, политическое участие - конкретное влияние граждан на функционирование полит.системы, на формирование определенных политических институтов и процесс принятия политических решений.

Политические действия = политическому поведению, только если они теологичны, целенаправлены, осознаны и специально реализованы в политическом пространстве.

Каждый актор имеет свою определенную политическую роль, которая обусловлена принуждением или интересом.

По характеру политическое участие может быть автономным и мобилизационным.

Автономное- свободная деятельность индивидов для достижения собственных или групповых интересов.

Мобилизационная - всегда принужденная, осуществляется под давлением определенных полит.сил и стимулов.

Антонимом политической деятельности является политическая иммобильность (исключение из действия)

Из-за низкого уровня собственного развития

Как результат организованности политической системы (отчуждение)

Политическая апатия как неприятие политической системы, политический бойкот.

Условия политического участия:

    Макропричины- способность государства к принуждению, профессия, иногда возраст

    Микропричины- ощущение угрозы своему обществу, рациональность, угроза утраты социального статуса, желание жизненного успеха и всеобщего признания, осознание гражданских обязанностей, реализация собственных прав, собственные мотивации (уровень интеллекта, религиозная принадлежность, психологический тип субъекта)

Мотивы политической деятельности: корыстный, бескорыстный, компенсаторный

Типы политического участия .

    Делегирование полномочий – процесс распределения электората на определенные группы интересов

    Активистская деятельность, направленная на поддержку определенных полит.партий и их кандидатов на выборах

    Участие в деятельности полит.партий

    Политический протест- появляется там, где действия государства «неэффективны» и есть «материал»- недовольные общественным положением группы населения, оппозиция государственной власти, террористические объединения, угроза толпы.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОТЕСТ-

Конвенсиональный (санкционированный)

Демонстрации, митинги, забастовки, если легализированны

Неконвенсиональный (несанкционированный)

    Теневая власть (криптократия)

    Политический терроризм- оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных индивидов, целью которых является систематическое (или единичное) использование насилия (или угрозы) для устрашения правительств и населения.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ АКТОРЫ, которые были занесены в книгу рекордов Гинесса:

Яйе Джамме Самый молодой президент мира. В возрасте 31 года Был избран президентом Гамбии в сентябре 1996.

Педро Ласкурайн Президент Мексики – 1 час. 18 февраля 1913 назанчил преемника и пошел в отставку

Беназир Бхутто премьер-министр Пакистана, которая была избрана 98,48% голосов

Джордж Буш-старший Самая дорогая инагурация 30 млн.$

Валдус Адамкус Президент Литвы 1998, который прожил в своей стране до избрания меньше года (Илинойс, Чикаго)

Борис Ельцин Президент, который чаще всех лежал в больнице с 1991 по май 1999 официально 13 раз.

Набор задач для проверки достижения конкретных целей обучения

Понятие «социализация» встречается уже в Оксфордском словаре 1828 г. Там оно определяется как «приобщение к социальному, адаптация к жизни в обществе». Почти спустя 70 лет (1895 г.) этот термин уже встречается в статьях Симмела и учебниках по социологии Ф. П. Гиддингса и Э. У. Берджеса. А в широкий научный оборот он был включен в конце 30-х - начале 40-х гг. XX в. Тогда же он вошел в концептуальный аппарат психологии, в частности в теорию обучения и личности. В политическую науку термин «политическая социализация» был введен американским политологом Г. Хайменом в 1959 г. Под политической социализацией понимается процесс усвоения политических ценностей и политических ори-ентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к определенной политической культуре, что, в свою очередь, способствует обеспечению и поддержанию стабильности политической системы. Содержанием политической социализации является приобщение человека к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.

Выделяются различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация - это непосредственное приобретение политических знаний и установок. Косвенная социализация - это своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, например, установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т. п.).

Политическая социализация личности осуществляется в несколько этапов. Уже Хаймен выделил в социализации два этапа: латентной и прямой социализации. На стадии латентной социализации индивид усваивает неполитические нормы и ценности, оказывающие в дальнейшем влияние на политическое поведение. Некоторые особенности раннего воспитания ребенка в семье могут сказываться на особенностях поведения личности во взрослом возрасте. Б. Вейс совместно с коллегами установил, что авторитарное воспитание в детстве коррелирует с агрессивным поведением во взрослом возрасте и нарушениями восприятия социальной и политической информации. Частые наказания в детстве могут быть связаны с поддержкой во взрослом возрасте смертной казни, консерватизмом и милитаризмом. Этап прямой социализации включает знакомство с основными политическими идеями и политическими символами. На этапе же прямой социализации индивид обучается основным формам поведения в политической жизни. Исследователи выделяют несколько этапов политической социализации. На первом из них - этапе политизации - у детей под влиянием оценок родителей, их отношений и реакций формируются первые представления о мире политики.

Второй этап - персонализация. В этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского.

На третьем этапе - этапе идеализации - важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества, и на этой основе образуются устойчивые эмоциональные отношения к политической системе.

Четвертый этап, получивший название институционального, характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываются представления об институтах власти.

Изучение особенностей политического мышления у детей позволило выделить неравномерность политического развития личности. Так, с 11 до 13 лет происходит стремительное развитие политических представлений, в период же с 16 до 18 лет этот процесс заметно замедляется. Мышление 15-летних подростков отличается значительно большей степенью абстракций (используются такие понятия, как «власть», «свобода», «права человека»), нежели мышление 11-летних детей (имеющее сугубо персонифицированный характер). Именно в подростковый период начинают складываться представления о некоторых коллективных, надындивидуальных целях действий отдельных политических институтов. В отроческий период жизни закладываются мировоззренческие принципы личности. К наиболее распространенным чертам политического мышления относятся скептицизм, осторожность, трезвость оценок.

Первоначально политологи полагали, что сформированные в детские и юношеские годы политические предпочтения и установки являются наиболее устойчивыми. Продолжающаяся в течение всей жизни социализация не оказывает сколь-нибудь серьезного влияния на трансформацию базовых ценностей, сложившихся в ранние периоды жизни. Процесс же радикального изменения ценностей, сформировавшейся политической культуры (получивший название ресоциализа-ции) является весьма болезненным и может сопровождаться острыми внутрилич-ностными конфликтами и даже разрушением структуры личности. Однако уже в 1990-е гг. многие исследователи перестали разделять эту точку зрения. Они указывали на то, что политические нормы и ценности могут значительно меняться в течение жизни. Стабильности и устойчивости политических установок, усвоенных в детстве, была противопоставлена открытость к переменам в течение всей жизни. В качестве подтверждающего этот взгляд аргумента приводится опыт бывших коммунистических стран, где после крушения тоталитарных режимов политические ориентации большинства граждан претерпели значительные изменения.

В процессе социализации участвуют и взаимодействуют несколько субъектов: социализант, или собственно тот, на кого направлен процесс социализации; агентуры социализации, или институты, ее осуществляющие (образовательные учреждения, партии, общественные организации, средства массовой информации и т. п.); агенты социализации (социализаторы), или непосредственные проводники социализирующего воздействия (преподаватели, активисты общественных движений, общественные деятели, журналисты и т. п.). Исследователи традиционно подчеркивали значительную роль семьи в политической социализации личности. Однако в последнее время значение семьи переосмысливается. Подчеркивается, что изменение семейной структуры, перераспределение семейных ролей, возрастание занятости женщин приводит к снижению роли семьи в процессе политической социализации. Вместе с тем возрастает значение таких агентур социализации, как молодежные и этнические движения, отличающиеся специфической субкультурой, средства электронной коммуникации. Ученые подчеркивают, что в гетерогенных обществах на результаты политической социализации особое влияние оказывает принадлежность к определенной субкультуре, в то время как в гомогенных обществах решающую роль начинает играть образование.

Первоначально процесс социализации мыслился как сугубо вертикальный, в котором политические нормы и ценности как бы транслировались сверху вниз - от властных субъектов к менее властным. Однако по мере возрастания открытости общества, развития информационных технологий и коммуникаций процесс политической социализации постепенно утрачивает свой вертикальный характер. Р. Мерелман показал, что процесс социализации может иметь горизонтальный характер, т. е. представлять собой выбор из широкого набора альтернативных образов мира и моделей поведения, возникающий в результате взаимодействия участников политического процесса. Отношения между социализантом и агентом социализации в таком процессе имеют временный, добровольный и равный характер.

Существует несколько моделей политической социализации. Американский политолог Р. М. Мерелман выделяет четыре такие модели.

Первая - системная - характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. Важнейшими агентурами социализации являются школа и семья, а также окружение личности, ее сверстники.

Вторая модель, обозначаемая как гегемонистская, формирует молодежь, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме «своей». Ведущими агентурами в этой модели являются средства массовой информации.

В третьей модели, названной плюралистической, целями социализации являются формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участия в их реализации, высокого уровня гражданской активности. В результате граждане становятся привержены определенным политическим группам и могут их свободно менять в зависимости от результатов политики и степени реализации своих интересов. Агентурами являются школа, родители, средства массовой информации, партии и группы интересов.

Четвертая модель - конфликтная - сводится к формированию лояльности к определенной группе и готовности поддержать ее в борьбе против других групп. Агентурами социализации являются органы пропаганды и агитации, представляющие интересы группы.

Первая модель социализации в большей степени характерна для англо-американской культуры. Вторая - для стран незападной цивилизации. Третья присуща континентально-европейской культуре. И наконец, последняя модель характерна для закрытых (авторитарных) политических систем.

Многими исследователями был подмечен тот факт, что, несмотря на сохранение моделей политической социализации и воспроизводства ее традиционных структур, в современном обществе происходят значительные межпоколенческие сдвиги в структуре ценностей. Некоторые ученые объясняют этот феномен, опираясь на теорию К. Маннгейма, согласно которой молодежь в условиях быстрых социальных и политических перемен ищет ответы, адекватные новой ситуации. Таким образом, по их мнению, формируются очаги политической субкультуры, являющиеся «ростками» новой политической культуры. Р. Инглхарт, объясняя сдвиг в сторону постматериальных ценностей, ссылается на изменение обстоятельств. По его мнению; системы ценностей каждого поколения зависят от обстоятельств их формирования.

Политическая культура выступает важным фактором социализации личности, ибо социализация – это процесс, с помощью которого политическая культура передается, а также приобретается и изменяется. Под политической социализацией понимается также совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Иными словами, под социализацией понимается процесс обучения человека нормам, отношениям и поведению, предпочтительным для существующей политической системы.

Политическая социализация может быть представлена и как способ регулирования и воспроизводства политических отношений. В процессе социализирующих действий через ее агентов задаются и легитимируются определенные образцы политического поведения и политической активности, политической культуры и политического сознания. Короче говоря, политическая социализация – это вступление личности в политику: формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков политического участия, врастание в определенную политическую культуру.

Почему в демократическом обществе политической социализации придается большое значение? Это связано, прежде всего, с тем, что при нормальном процессе политической социализации в обществе обеспечивается преемственность в передаче от поколения к поколению политических установок и ценностных ориентаций. Американские политологи называют этот процесс "культурной трансмиссией". Далее, при нормальном процессе политической социализации осуществляется подготовка к реализации прав и обязанностей гражданина, к плавному вхождению человека в общественно-политическую жизнь. Как уже отмечалось, благодаря политической социализации, в конечном счете, ставится цель обеспечить политическую стабильность, равновесие и устойчивость политической системы.

Наконец, что касается роли социализации в регулировании и воспроизводстве политических отношений, то последнее действительно формируется под воздействием социализирующих факторов, прежде всего культуры. Однако выделение элемента культуры в социализации есть лишь одна сторона этого процесса. Другая сторона состоит в том, что в ходе социализации индивиды не просто адаптируются к среде и усваивают образцы политического поведения и политической активности. Они учатся сохранять и трансформировать унаследованный опыт, преобразуя тем самым себя и окружающий мир.

Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что социализация человека в сфере политики представляет двусторонний процесс. С одной стороны, она включает передачу индивиду существующих норм, ценностей, традиций, знаний, образцов политического поведения и ролей, с другой – преобразование их в свои собственные ценностные ориентации и установки. В итоге формируется социально-политическая зрелость индивида и способность участвовать в политических процессах.


Таким образом, в результате политической социализации индивидуум приобщается к политической культуре, формирует свою политическую ориентацию, усваивает правила и нормы политического поведения. Они становятся для него той самой опорой, которая формирует стиль его политической деятельности. В этом смысле социализация выступает как процесс политического формирования и политического воспитания человека.

Подытоживая все сказанное, политическую социализацию можно определить как процесс вовлечения личности в политику и функционирования в ней. В этом процессе человек обретает познания, представления, связанные с существующей политической системой, вырабатывает свое отношение к ней. Различные формы политической ориентации вплетаются в сознание индивидуума и его эмоциональную сферу по мере того, как он приобретает опыт из области политики и государственной деятельности. Такая ориентация может складываться постепенно, под воздействием сознательных усилий других членов политического сообщества или же незаметно, под влиянием различных событий в жизни индивида.

Социализация как процесс может осуществляться напрямую посредством участия в политических акциях, мероприятиях, кампаниях и косвенно, например, невольное подражание детей родителям в политических предпочтениях. Как уже отмечалось, в социализации индивид не является полностью пассивным объектом, но он и не единственно действующий субъект. Индивиды и социализируют себя, и социализируются извне.

Каждому историческому типу политической социализации соответствует определенный идеал "политического человека", степень вовлеченности его в политику, степень активности, развитости политического сознания, идентификации с политическими партиями, группами, организациями и т.д. Этот идеал отражается в теоретических концепциях политологов и в практике вовлечения людей в политическую жизнь.

Итак, социализация ставит перед собой две главные задачи. Первая – привить людям устойчивые образцы поведения, что способствует укреплению власти, порядка в обществе, его интеграции и предотвращению отклонений от признанных обществом норм и образцов. В таком понимании политическая социализация предполагает жесткую зависимость индивидов от социальных стандартов. В свою очередь, это несет в себе потенциальную угрозу самостоятельному развитию личности, ведет к подчинению ее власть имущим. Это характерно для тоталитарных и авторитарных обществ.

Однако социализация предполагает и другую установку, которая также вытекает из объективной потребности общества в объединении политических субъектов, но уже на основе согласования и единства их политических интересов и целей. Это характерно для развития демократических политических систем.

Американские политологи различают социализацию горизонтальную и вертикальную. Под вертикальной политической социализацией они подразумевают передачу политико-культурных ценностей от старшего поколения к младшему, от дедов к отцам и сыновьям. Горизонтальная социализация осуществляется в пределах одного поколения – братьев, сестер, одноклассников, среди равных, среди друзей. Иными словами, представители одного поколения тоже влияют друг на друга.

Люди, живущие в обществе, должны уметь приспособиться к политическим, культурным и социальным институтам, которые они унаследовали (по вертикали), а также уметь приспособиться друг к другу в настоящее время (по горизонтали). Говорят, человек "хорошо подготовлен" к жизни, если он приспосабливается ко всеобщей модели гармонично, и "плохо подготовлен", если он отклоняется от определенных стандартов.

Все это говорит о том, что если политическая система хочет сохранить себя, существующее поколение должно повториться в младшем поколении. Это вертикальная стабилизация устойчивости политической системы. В стабильном обществе у членов правящей верхушки существует сходство взглядов. Функция социализации – движение к гармонии взглядов и поведения данного поколения.

Существуют два уровня политической социализации. Первичный – уровень ближайшего окружения, в первую очередь семья, круг знакомых и т.д. И вторичный уровень политической социализации, на котором человек включается в систему политических отношений, – это его взаимодействие с себе подобными в рамках государственных структур и различных негосударственных организаций.

Принято считать, что политическая социализация осуществляется на трех уровнях личности: биологическом, психологическом и социальном. Биологический уровень личности оказывает немаловажное воздействие на сознание человека и его политическое поведение. Среди элементов этого уровня следует выделить наследственность, темперамент, пол, возраст, состояние здоровья и т.д. Например, свойства нервной системы, темперамент придают индивидуальное своеобразие политическому поведению не только отдельной личности, но и масс в целом.

Такие элементы, как эмоции, воля, память, способности, мышление, характер составляют психологический уровень в структуре личности и оказывают влияние на политического сознание и поведение человека. Скажем, без воли как наиболее осознанного психологического элемента невозможно личности добиться целей в любой сфере деятельности. В политике же воля – это не просто упорство в достижении поставленных целей, но и способность встать над личными пристрастиями, симпатиями и антипатиями, а также групповыми интересами.

Социальный уровень социализации человека характеризуется мировоззрением, его интересами, целями, ценностными установками и ориентациями. Они усваиваются индивидом в процессе воспитания и непосредственно определяют его политическое поведение.

Общеизвестно, что социализация сопутствует человеку всю сознательную жизнь. Приобретенные политические представления и установки не остаются неизменными, они видоизменяются и корректируются под воздействием личного политического опыта.

Нынешний переломный период в развитии нашей республики оказывает на политическую социализацию весьма противоречивое воздействие. С одной стороны, в целях стабильности общество нуждается в усилении интеграционных связей, в том числе между поколениями, с другой – рушатся многочисленные стереотипы и догмы прошлого, происходит отрицание норм тоталитарно-авторитарной политической культуры.

Через какие стадии происходит процесс политической социализации? Некоторые политологи выделяют четыре этапа: дошкольный, школьный, трудовой и посттрудовой периоды, другие – три: начальный этап, этап зрелости и пенсионный.

На начальном этапе, в детском возрасте, происходит первое знакомство с такими понятиями, как власти, закон, государство, права и обязанности и др. Естественно, что это знакомство происходит в кругу семьи, в школе, в соответствующих возрастных группах. Своеобразие данного этапа состоит в том, что образное восприятие политической действительности преобладает над рациональным, поскольку воспитание детей обращено преимущественно к чувствам. Американские политологи Истон и Деннис выделяют на этом этапе четыре периода в социализации детей:
1) политизация , то есть восприимчивость к политике; 2) персонализация , когда какие-нибудь авторитетные фигуры служат как бы точкой соприкосновения ребенка и системы; 3) идеализация политических властей: ребенок воспринимает их как идеально доброжелательные (или злонамеренные) и учатся их любить (или ненавидеть); 4) институциализация : ребенок переходит от персонализированного представления к институционному, обезличенному представлению о политической системе (Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. 1. Пер. с французского. – М., 1992. – С. 160).

Следующий этап – это период сложившихся политических представлений и предпочтений индивида. Это также наиболее деятельностный этап. Человек стремится выразить, реализовать себя в различных видах деятельности, в том числе и политической. В этот период еще возможна корректировка взглядов и убеждений личности под влиянием среды или изменившихся условия жизни.

Третья стадия связана чаще всего с отходом индивида от активной политической и иной деятельности, с мировоззренческой косностью и негибкостью мышления. На этом этапе процесс политической социализации замедляется, усиливается критическое отношение к политическим новациям и реформам.

Каковы же основные средства политической социализации личности? В рамках любой политической системы действуют специальные институты, целью которых является формирование определенного типа личности, в том числе политическая социализация. Одним из таких институтов является, прежде всего, семья. Семья – это первое для ребенка окно во внешний мир, первый контакт с политикой и властью. В западной политологии семья называется "ключевым агентом", через который политическая культура передается от одного поколения к другому (Dawson R.E., Prewitt K. Political Socialization. – Boston, 1969. – Р. 107). В силу своей интимности, доверительности социализирующая роль семьи огромна. Благодаря этому она способна "перекрыть" все другие виды социализирующего воздействия на личность. Вместе с тем необходимо отметить некоторую консервативность семейного влияния в деле социализации. Семья может передавать политические установки, которые уже не соответствуют изменившимся условиям, мешают пластичности в политических ориентациях.

Другим важным средством политической социализации является школа и иные учебные заведения. Они оказывают влияние на процесс социализации через обучение, воспитание и неформальные связи, которые там устанавливаются. Своеобразие этого "агента" социализации состоит в том, что учебные заведения могут осуществлять политическое воспитание целенаправленно через учебные программы и соответствующий подбор педагогов. Короче говоря, в процессе образования проще всего осуществляется целенаправленная передача накопленных прошлыми поколениями знаний и культурных ценностей, и создается возможность свободного отбора индивидами сообщаемой информации.

Значительное влияние на политическую социализацию молодежи оказывают сверстники, или "родственные группы", как их называют на Западе. К ним относятся школьные друзья, коллеги, приятельские "кланы" и т.д. Сила социализирующего влияния этих групп вытекает из тех же факторов, которые определяют социализирующее влияние семьи, а именно: тесные контакты и доверительные отношения.

В качестве важного средства политической социализации выступают партии и политические организации, которые ведут значительную пропагандистскую работу и тем самым способствуют политическому образованию граждан.

Наконец, эффективным "агентом" политической социализации являются средства массовой информации. Во всех технологически развитых странах они играют большую непосредственную, а еще больше – косвенную роль в формировании политических взглядов и умонастроений людей. Они же чаще всего используются властью в качестве средств манипуляций политическим сознанием и поведением граждан. Отличительной особенностью данного средства политической социализации является то, что СМИ способны воздействовать на огромное количество людей в максимально короткий промежуток времени (см.: Шаран П. Сравнительная политология. Пер. с англ. Ч. 2. – М., 1992. –
С. 173).

Могут быть и другие средства политической социализации. При этом важно иметь в виду: если воздействия от различных средств социализации совпадают, то процесс социализации развивается гармонично. В обществе наблюдается политическая стабильность. И наоборот, если граждане воспринимают противоречивую информацию и сомнительные установки, исходящие от разных "агентов" политической социализации, в таком случае могут возникать политические волнения, конфликты и кризисы.

Таким образом, политическая культура и политическая социализация неразрывно связаны и взаимообусловливают друг друга. С одной стороны, политическая культура выступает важным фактором социализации человека, с другой – социализация является необходимым средством повышения политической культуры как отдельных граждан, так и всего общества в целом.

Контрольные вопросы и задания по лекции №11:

1. Раскройте понятие "политическая культура".

2. Какова структура политической культуры?

3. Перечислите основные функции политической культуры.

4. Опишите известные вам типы политической культуры.

5. Что такое "политическая социализация" и каковы особенности ее протекания?

6. Опишите стадии политической социализации и факторы, влияющие на данный процесс.

7. На основании каких показателей вы бы оценивали политическую культуру, имеющую место в Республике Беларусь?

Для обеспечения непрерывности политического развития и сохранения целостности общества при смене поколений осуществляется передача политических ценностей и стандартов политической жизни от одного поколения к другому, происходит становление политического субъекта. Процесс усвоения определенных политических знаний, ценностей и норм, передачи и приобретения политического опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, позволяющих лицу стать полноправным участником политической жизни общества, ориентироваться в сложных общественных процессах, делать сознательный выбор в политике, называется политической социализацией.

Благодаря политической социализации происходит регуляция политического поведения личности и социальных групп, производятся базовые политические ценности относительно власти, государства, политических лидеров, обеспечивается стабильность политической системы, поддерживается определенный уровень легитимности власти в обществе. Политическая социализация существенно влияет на формирование и развитие личности. Она охватывает весь процесс становления человека как субъекта политических отношений и политической деятельности, ее результатом является формирование у человека определенного состояния политической культуры, отношение лица к существующим политических процессов, ее социально-политическая активность. Причем этот процесс непосредственно влияет на политическую культуру как самого человека, так и общества в целом.

Поощрение человека к политике делятся на определенные возрастные стадии (этапы). На этапе первоначальную социализации в возрасте 3-4 лет через семью,

ЗМ1. ближайшее окружение ребенок приобретает первых знаний о политике. Под влиянием настроений и взглядов, господствующих в семье, часто закладываются политические нормы и ценности жизни, которые характеризуются большой устойчивостью. Поэтому масштабные преобразования социальных и политических отношений в обществе требуют определенных изменений и в модели семейных отношений.

Вторичная социализация происходит в школе, период пребывания в котором связан с тем, что ребенок изучает основные, общепризнанные в обществе ценности и взгляды, приобретает первоначального опыта социальной практики, особенно через участие в деятельности детских организаций (например, "Пласт").

Третий этап политической социализации целесообразно связывать с периодом жизни от 16-18 до 40 лет. В 16-летнем возрасте человек получает паспорт, в 18-летнем возрасте - юридическое право на участие в политической деятельности. В то же время она приобретает основательные знания в общественной сфере благодаря учебе и работе.

Четвертый этап политической социализации продолжается с достижением человеком зрелого возраста (40-60 лет). На их политическое поведение значительной степени влияют жизненный опыт, наличие взрослых детей, постоянство воззрений. Однако и в этот период люди совершенствуются в политике, лучше и глубже оценивают общественно-политические события, благодаря чему могут вносить коррективы в свои политические взгляды и поведение.

Институтами политической социализации £ семья, дошкольные учреждения, школы, колледжи, техникумы, вузы, различные общественные объединения и организации, трудовой коллектив, С МИ, государство.

На процесс политической социализации влияют: нормы что существуют в обществе и корректируют все сферы общественных отношений, тем самым предопределяя весь процесс социализации. Они определяют меру возможного поведения человека, предоставляя гражданам свободу творческой деятельности, гарантируют участие лица в формировании условий своей деятельности, устанавливают одновременно меру должного поведения, которой каждый гражданин должен соблюдать для нормального функционирования общества и каждого его члена. Огромную роль в политической социализации играют средства массовой информации, они способны влиять на огромное количество людей в максимально короткое время. Однако чаще всего СМИ используются властями как средство манипуляции политическим сознанием и поведением граждан.

Не последнюю роль в процессе политической социализации играют стихийные факторы: войны, революции, политические и экономические кризисы. Если политическая система находится в состоянии кризиса, происходят нарушения и серьезные сбои в процессе политической социализации. В случае несостоятельности общества решить насущные политические и другие проблемы в нем возникают силы оппозиционной социально-политической и культурной деятельности, которые влияют на процесс политической социализации.

Политическая социализация существенно влияет на формирование и развитие личности. Она охватывает весь процесс становления человека как субъекта политических отношений и политической деятельности, ее результатом является формирование у человека определенного состояния политической культуры, отношение лица к существующим политических процессов, ее социально-политическая активность. Причем этот процесс непосредственно влияет на политическую культуру как самого человека, так и общества в целом.

Политическая социализация обеспечивает выработку и воспроизведение политических ориентаций, которые соответствуют типу, который сложился, и создает предпосылки для творческого процесса формирования ценностей нового типа политической культуры. Однако в зависимости от характера объективных, субъективных и некоторых других факторов функции политической социализации реализуются по-разному. В условиях стабильной демократии процесс политической социализации обеспечивает преемственность функционирования политической культуры общества в рамках заданной политической системы устойчивой модели. В условиях же перехода общества от тоталитаризма к демократии политическая социализация выступает как способ адаптации граждан к новой социально-политической ситуации как на индивидуальном, так и на общественном уровнях.

Под политической социализацией понимается совокупность тех общественных процессов, в результате которых индивид принимает определенную политическую роль. Политическая социализация происходит во многих сферах жизни: в семье, группе ровесников, школе, политической организации. Ее инструментами являются непосредственное воспитательное воздействие, косвенный пример, воздействие политической пропаганды и, наконец, собственный политический опыт.

В обществе, строящем социализм, процессы политической социализации развиваются как часть идеологического политического воспитания, в котором социалистические силы противостоят силам, открыто или скрыто социализму. И если в сфере общественной жизни социалистическое направление политической социализации обеспечивает себе превосходство или даже полное господство, то в непосредственных, личных воздействиях, в особенности в рамках семьи, возможно по явление других тенденций, не совпадающих с социалистическими принципами. Поэтому проблематика политической социализации является проблематикой, по существу, идеологической, в которой идет борьба за будущие формы массового политического поведения в социалистическом обществе.

Политическая социализация начинается в семье как составная часть общего процесса воспитания. Родители и старшие члены семьи передают ребенку не только определенные политические взгляды, но и образцы политического поведения. От родителей и других членов семьи ребенок впервые получает примеры участия и уклонения от участия в политической жизни, первые эмоциональные и рациональные оценки. Все это можно назвать непосредственной политической социализацией в семье. Одновременно протекает процесс косвенной политической социализации, представляющий собой побочное следствие жизни в семье и воспитательных процессов в целом. Авторитет родителей, который они сумеют себе создать, косвенно воздействует на то, как будет формироваться отношение индивида к большим авторитетам, в том числе к политическим. , царящая в доме родителей, формирует те черты личности индивида, вступающего в самостоятельную жизнь, которые в будущем будут иметь большое значение для его политического поведения, как например, способность к согласованным действиям, умение обсуждать вопросы, не совпадающие с собственной позицией, проявление или отсутствие агрессивных тенденций. В целом можно сказать, что уже в семье происходит кристаллизация основных черт будущего политического поведения индивида. Однако одновременно следует помнить о том. что семья действует не в социальной пустоте и ее воздействие разными способами связано с воздействием других инструментов политической социализации. Если эти воздействия совпадают, то процесс социализации развивается гармонично. Столкновение воздействий несет в себе зародыш будущих конфликтов и угрозу не приспособления индивида к социальному окружению.

Наряду с семьей большое значение для формирования будущего политического поведения индивида имеет воздействие группы ровесников. Она выполняет важную роль в деле политической социализации по двум причинам. Во-первых, эта группа является первым форумом, на котором ребенок сопоставляет взгляды, усвоенные в семье, со взглядами других индивидов. Тем самым группа ровесников впервые создает возможность для формулирования и выражения собственных взглядов вне сферы контроля старших. Во-вторых, группа ровесников создает свои формы игрового взаимодействия, имеющие определенные параполитические черты. Группы ровесников имеют свою иерархию власти, создают собственные нормы солидарности и образцы поведения, которые, с одной стороны, являются отражением определенных образцов, почерпнутых из жизни старших, а с другой - автономными образцами, идеализирующими такие принципы поведения, которые считаются ценными в группе. Иллюстрацией такого воздействия групп ровесников на политическую социализацию является известный роман Ференца Мольнара «Мальчишки с улицы Пала» (1907 год), в котором две группы подростков ведут между собой сложную «политическую борьбу», отличающуюся высокими этическими качествами лояльности, мужества и чести.

Воздействие семьи и групп ровесников на политическую социализацию происходит вне сферы деятельности институтов, создаваемых политической системой для осуществления социализации. Тем не менее это воздействие имеет большое, часто определяющее для всей жизни значение.

В рамках политической системы действуют специальные институты, целью которых является развитие процессов патетической социализации. Ими являются (перечисляем их в той последовательности, в которой индивид в нормальных условиях оказывается под их воздействием): а) школа, б) молодежная организация, в) армия, организация или политическая партия. Одновременно уже с детских лет каналом политической социализации являются средства массовой коммуникации (в особенности телевидение, радио, несколько позже - печать), а также литература и искусство. Посредством этих институтов происходит передача определенной политической , которая должна способствовать формированию политического поведения, соответствующего интересам социалистической системы. Воздействие общественно-политической системы на социализацию осуществляется двояким способом: непосредственно путем пропаганды определенных сведений, несущих познавательную и эмоциональную нагрузку, популяризации образцов личностей, которые могут служить примером для других, и т. п., а также косвенно - путем создания условий деятельности, в которых возникает склонность поступать таким, а не иным образом. Так, например, воспитание дисциплинированности осуществляется не только путем пропаганды достоинств дисциплины выдвижения в качестве образцов высокодисциплинированных людей, но и в результате приведения в действие общественных механизмов, которые прививают методом наказаний и поощрений - дисциплинированное поведение.

Огромное значение для процессов политической социализации в каждом обществе, и в особенности в социалистическом обществе, где эти процессы происходят на основе определенных, четко сформулированных идеологических принципов, имеет образец личности, пропагандируемый в процессе воспитания. Социалистический образец личности изменяется в процессе преобразовать социалистического общества, хотя определенные его черты остаются постоянными. В интересующей нас в данном случае области к таким постоянным чертам социалистического образца личности относятся готовность внести личный вклад в защиту социалистического строя и его национальных интересов, интернационализм и социалистический патриотизм, активная позиция по отношению к явлениям политической жизни, готовность как к личному участию в политической жизни на основе принципов социализма, так и активизация других индивидов в этом духе. Однако одновременно можно констатировать, что в области патетической социализации образец человека социалистического общества проявляется как бы в двух видах - образец максимум и образец минимум. Образец максимум - это образец человека политически активного, глубоко сознательного, хорошо подготовленного идеологически, посвящающего политической деятельности значительную часть своего времени и энергии. Другими словами, это образец социалистического политического деятеля. Наряду с этим образцом функционирует образец минимум, в соответствии с которым гражданин социалистического государства, даже если он особенно не интересуется политикой и посвящает основную часть своей энергии другим проблемам, все же должен ориентироваться в основных вопросах политики социалистического государства, активно поддерживать ее в формах и степени, соответствующих его месту в обществе, прежде всего в своей трудовой деятельности. Наконец, он должен быть готовым к мобилизации всех своих сил в случае, если чрезвычайная политическая обстановка этого потребует. Существование этих двух образцов личности не свидетельствует о противоречивости процесса социализации, а лишь отражает простой факт, что не все граждане могут и даже должны быть политическими деятелями, хотя каждый гражданин социалистического государства должен развивать в себе черты активного и убежденного участника политической жизни.

В условиях социалистического строя на первый план выдвигается политическое участие граждан в организованных формах политической жизни, то есть их принадлежность к партиям и политическим организациям, деятельность в выборных органах государственной власти, в особенности на разных уровнях местной власти (народные советы и т. п.), их участие в политических собраниях (например, в предвыборных собраниях, во встречах с депутатами верховных и местных советов и т. п.), а также в выборах. Массовым участием в политической жизни можно считать чтение периодической печати и ознакомление с политическими передачами радио к телевидения, хотя последнее - это уже другая, пассивная форма участия в политической жизни. Наконец, особой формой политического поведения является обращение к государственным и партийным органам, а также в редакции газет, журналов, на радио и телевидение с инициативами об улучшении существующего положения, в том случае, если такие обращения выходят за рамки личных проблем и носят характер действий, затрагивающих общественные интересы.

Активное участие граждан в управлении в значительной степени является следствием социальных преобразований, осуществляемых в ходе социалистического строительства, а в особенности экономического Развития и повышения культурного уровня населения. Исследования польских ученых показали, что существует прямая зависимость между уровнем экономического развития и темпами экономического роста, с одной стороны, и общественно-политической активностью - с другой. Характер этой взаимосвязи заслуживает тщательного анализа. Здесь могут проявляться двусторонние взаимосвязи. С одной стороны, более высокий уровень политической активности способствует ускорению экономического развития. С другой стороны, прогресс, достигнутый в экономическом развитии, а следовательно, и в повышении жизненного уровня населения, может способствовать высвобождению дополнительных сил и энергии для развития общественно-политической активности. Подобным же образом более высокий уровень развития культуры и просвещения создаст условия для расширения сознательного участия в политической жизни.

Подчеркивая связь между общественными преобразованиями и уровнем политической активности граждан следует, однако, иметь в виду, что эта связь далеко не исчерпывает всей проблемы. Уровень политической активности граждан не является лишь следствие общественных преобразований, о которых шла выше. В значительной степени он результат изменам классового характера политики, а также сознательных действий, направленных на усиление политической активности масс.

Массовое выдвижение рабочих и крестьян вызвало изменение отношения этих самых многочисленных классов к государству и нации в целом. На основе анализа дневников молодых крестьян Юзеф Халасиньский пишет о двух видах изменений. «Один аспект - это врастание народных масс в национальную культуру, рост национального сознания. Другой аспект - это автономизация личности представителей крестьян и рабочих, то есть тех классов, которые до революции были несвободны, полусвободны, зависимы и духовно подчинены привилегированным слоям».

Рост национального сознания и «автономизация личности» народных масс охватывает ряд проблем. Начнем с простейшей: крестьянин и рабочий (в особенности первый из них, так как позиция подчиненности была более распространенной среди крестьян, чем среди рабочих) перестали мыслить в категориях разделения на сферы крестьянских (или рабочих) проблем и сферы проблем «господ». Это видно на примере пользования такими формами культуры, как театр, в прошлом почти неизвестный для этих общественных слоев. Крестьянин и рабочий до войны не посещали театры не только потому, что это было для них слишком дорого. Театр был принадлежностью культуры других общественных слоев, он был в отличие от кино элитарным, «господским» развлечением. Речь идет, однако, не только о потреблении культуры. Только после войны народные массы начали пользоваться такими, в прошлом «господскими», привилегиями, как отдых за пределами постоянного места жительства.

«Господскими» перестали быть не только определенные формы культурной жизни. Перестала быть «господской» и сфера политики. Положение в этой области начало меняться уже в конце XIX века, когда возникло организованное рабочее и крестьянское движение. Но еще в межвоенный период были широко распространены - и не только среди привилегированных классов и прослоек - стереотипы, в соответствии с которыми политика была «господским» делом, а рабочие и крестьяне не должны были ею заниматься. Ныне в этом отношении произошли принципиальные изменения.

Наряду с этими последствиями социальных изменений большое значение для развития политической активности широких масс граждан имеет сознательная деятельность партии и государственных властен. Одним из основополагающих принципов марксистско-ленинской политической теории стало требование широкой активизации народных масс в политической жизни. В. И. Ленин говорил: «И теперь впервые наступает в истории человечества переворот, который может привести « полной победе социализма, - и это лишь при условии, что новые громадные массы возьмутся за дело управления самостоятельно».

Это направление деятельности коммунистических и рабочих партий является важным рычагом массового участия граждан в политической жизни социалистических государств.