Самодельные музыкальные инструменты для детей. Как познакомить дошкольников в детском саду с музыкальными инструментами

Огромный вклад в развитие детей делается в стенах детского сада. И немаловажной его составляющей является музыка. На музыкальных занятиях дошколята учатся распознавать звуки, петь и танцевать, узнают о новых музыкальных инструментах. Возвращаясь в группу, они чаще всего занимаются своими делами: рисуют, играют в куклы или машинки, собирают пирамиды или конструкторы. Но почему бы вам не сделать музыкальные инструменты своими руками для детского сада? Дети смогут поиграть в настоящий инструментальный ансамбль, а заодно разовьют свою .

Немного теории о самодельных музыкальных инструментах

Процесс создания своими руками музыкальных инструментов достаточно кропотлив и требует иногда не совсем обычных для детского сада материалов: пластиковые бутылки, консервные банки, резинки для денег, пуговицы и прочее-прочее. Привлеките родителей – наверняка, в каждом доме есть подобные вещи, которые уже не нужны. Поясните, что ребята буду развиваться творчески в процессе рукоделия и потом похвастаются на очередном утреннике своими изобретениями.

Отметим основные моменты, которые стоит учесть:

  • Звуки, воспроизводимые самодельными музыкальными инструментами, чаще всего не имеют ничего общего с теми, что дают реальные. Ваша задача – показать, что извлекать разные звуки можно из подручных средств. Вы будете импровизировать. И внешний вид настоящих инструментов тоже передать не помешало бы: декор, форма, аксессуары вроде ремешка через плечо.
  • Игрушки из подручных средств часто ломаются. Музыкальные инструменты своими руками для детского сада – не исключение. Сразу расскажите ребятам о хрупкости изделий, их особой ценности для вашей группы (ведь они останутся как память о каждом из воспитанников детского сада).
  • Все материалы должны быть гипоаллергенными и безопасными.
  • Старайтесь придумать такие инструменты, которые смог бы сделать ребенок самостоятельно, особенно если речь идет о подготовительной группе. Концепцию тоже лучше определить изначально: это будут одинаковые изделия у каждого ребенка, или дошкольники будут группами мастерить инструменты своими руками – каждая группа свой инструмент.

Игра в музыку и ее воспроизведение даже в таком виде пойдет детям на пользу. Возможно, в ком-то из них откроется настоящий талант или проснется желание поступить после детского сада в и уже там серьезно заниматься своим увлечением.

Музыкальные инструменты своими руками для детского сада

Приведем несколько небольших мастер-классов по созданию интересных и уникальных музыкальных инструментов. Вот увидите, все гениальное очень просто.

Барабан

Любая металлическая или пластиковая банка, полая внутри, может стать барабаном. В детском саду такие вряд ли найдутся. А вот у родителей можно попросить принести старые пластиковые банки от майонеза, джема или шашлыка. Для разнообразия звуков можно взять и банки разного размера и толщины стенок.

В качестве палочек тоже подойдут абсолютно любые. Важно, чтобы дерево (если вы выбрали его) не могло травмировать руки детей, то есть его стоит покрыть специальным лаком. Например, эту роль могут сыграть палочки, предназначенные для употребления блюд из японской кухни.

Деревянный ксилофон

Музыкальные инструменты своими руками для детского сада делаются из самых разных материалов! Если есть лишний плинтус, то можно сделать инструмент даже из него. Достаточно порезать его на равные отрезки длиной 10-15 см и шурупами прикрутить неплотно к дочке-основанию. Основу обязательно нужно обработать, чтобы дети не получили занозы. Куски плинтуса размещаются в одинаковом положении друг под другом.

Ребенок для извлечения звука из этого музыкального инструмента, сделанного своими руками, проводит любой деревянной палочкой сверху вниз. Чем солиднее будет палочка, тем громче и насыщеннее будет извлекаться звук.

Гусли

Основой может стать обувная коробка, в крышке которой аккуратно вырезан круг чуть со сдвигом от центра. Вокруг нее обматываются резинки для денег или прикручиваются так, чтобы все «струны» проходили над отверстием. Чтобы резинки не лежали на поверхности и смогли издавать звук, их необходимо чем-то подпереть.

В качестве опоры может стать карандаш. Однако, если вам хочется поднять «струны» повыше, то лучше своими руками сделать треугольную конструкцию, ведь, как известно, она самая надежная. Теперь можно играть.

Кугикл

Этот духовой инструмент делается из обыкновенных трубочек, которые детям обычно предлагаются для напитков. Те трубочки, что прикрепляются к сокам, лучше не брать, поскольку он маленькие и имеют пружинку для сгиба в самом не подходящем месте. И так, берется несколько одинаковых в диаметре трубочек (их можно заменить на что угодно: «футляры» от ручек, палочки от воздушных шариков и прочее).

Далее с одного из краев вторая по счету трубочка отпиливается снизу на 1-1,5 см. Третья по счету трубочка отпиливается на удвоенное расстояние. Каждая последующая аналогично отпиливается так, чтобы получилась некая равномерная лесенка. Затем берется широкий скотч, и на него ровно по краю кладутся одна к другой трубочки. Затем скотчем нужно обклеить с обратной стороны.

Если музыкальный инструмент у вас получается большой, то лучше для начала маленьким скотчем обклеить по 2-3 трубочки отдельно, а уже потом все вместе. Нижние отверстия музыкального инструмента своими руками для детского сада нужно закрыть. Это можно сделать пластилином, отрезанными кусочками ластика или даже жвачкой.

Аналог треугольника

Чтобы воссоздать тонкий звук от соприкосновения металлической палочки к другому металлическому предмету, подвешенному в воздухе, можно взять и з этого музыкального инструмента идею. Для изготовления потребуются 2 металлические трубочки, одна из которых будет подвешена на любую импровизированную ручку за прочные ниточки. Другой ребенок будет ударять и извлекать приятный звук.

Маракасы

Для изготовления своими руками для детского сада маракасов может подойти любая полая продолговатая емкость, которую можно наполнить гранулами, крупой или более крупными предметами. Самый простой вариант – взять простой карандаш, проткнуть им пластиковое яйцо от Kinder Surprise и закрепить его. Внутрь кладется горох или рис, в зависимости от желаемого звука на выходе.

Другой вариант – пластиковые бутылки на 0,5 мл. Внутрь можно положить ненужные пуговицы или ту же крупу. Конечно, для придания реалистичности музыкальному инструменту бутылки следует покрасить, лучше акриловой краской, чтобы наверняка. С наполненными пластиковыми яйцами можно поступить и иначе: взять небольшие пластиковые ложки и приложить их с обеих сторон так, чтобы кончики основания соприкасались. В принципе ложки можно посадить на клей, но для красоты их вполне можно обклеить по периметру цветным скотчем.

Те музыкальные инструменты, что дети сделают для детского сада своими руками, позволят им научиться импровизировать со звуками, понимать мир через игру. Ведь даже в магазине детей привлекают больше те игрушки, которые способны издавать какие-то звуки, слова, светиться. Запомните, что почти все, что нас окружает, способно стать музыкальным инструментом.

Например, возьмем обычную пустую картонную коробку. Достаточно постучать по ней руками или палочками – и это уже барабан. Все то, что можно наполнить чем-то и подвигать из стороны в сторону – потенциальный маракас. Музыкальные инструменты своими руками для детского сада - потенциальный источник отдельных звуков для постановки сказок. Громкий стук – раскат грома или рев дикого зверя. Шуршит бумага – это дует ветер или падают осенние листья. Музыка вокруг нас.

Наверняка вы, уважаемые родители, со своими малышами в различные музыкальные игры, читаете им музыкальные сказки, слушаете красивую музыку. А пока ваш малыш еще не ходит в музыкальную школу и не играет на настоящем музыкальном инструменте, вы можете дома сами сделать простые детские музыкальные инструменты своими руками из самых подручных материалов.

Детское музицирование является активным видом деятельности, в котором совершенствуется мышление малыша; развивается способность проявлять инициативу, самостоятельность. А самое главное, обогащается его эмоциональная сфера – своеобразный иммунитет от жизненных неудач. Ведь эмоции дают возможность оценивать происходящие события с точки зрения значимости их для каждого из нас.

В процессе игры на инструментах ярко проявляются индивидуальные черты каждого: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенность, воображение. Для многих этот вид деятельности помогает раскрыть духовный мир, преодолеть застенчивость и скованность.

Сейчас в магазинах огромный выбор детских музыкальных инструментов. Но приобрести эти игрушки удается далеко не каждому. Да и необходимости в этом нет. Ведь ребенок так быстро растет, развивается, а прежние игрушки перестают удовлетворять познавательным потребностям малыша. И необходимость в их обновлении растет с каждым днем. Есть хороший выход. Можно самостоятельно конструировать игрушки и со временем их обновлять, видоизменять. Сделанный своими руками инструмент поможет вам приучить малыша к совместному труду. Для конструирования нужно не так уж много – желание и чуть-чуть выдумки! Так что давайте проявим немножко фантазии и посмотрим, что же можно придумать.

Погремушка (шумелка)


В качестве шумелок могут быть использованы любые маленькие коробочки, пластмассовые баночки, бутылочки (из-под «киндер-сюрпризов», из-под кремов и шампуней, йогурта), заполненные на одну треть рисом, фасолью, горохом и другими материалами, способными шуметь.

Так как дети любят всё необычное и интересное, то мы представляем вашему вниманию яркие, красочные игрушки-шумелки. Для них потребуется дополнительный материал: цветная самоклейка для глаз, щёчек, ротика, носика, различных элементов одежды (галстука, шляпки, рубашки, бантиков и т. д.); тонкая пряжа для волос; крышки от бутылок для ножек.

Барабан

Его можно смастерить из пустых майонезных баночек или коробок из - под лапши, либо натянуть смоченную в воде плотную бумагу на маленькое ведёрко или банку, крепко перевязать резинкой или тесьмой и дать бумаге просохнуть.

Колокольчик

Для него потребуются, ленточка для украшения, баночка (бутылочка) из-под йогурта, цветные пуговицы, бусинки. Они нанизываются на нитки. Концы ниток закрепляются вверху баночки (бутылочки) – колокольчик готов. Можно изготовить такой музыкальный инструмент из одноразового стаканчика и коробочки из-под бахил, наполненной бусинками.

Бубен

Для изготовления данного инструмента нам понадобится: металлическая или пластмассовая круглая коробка из-под конфет. Внутрь выкладываем различный материал (крупы, бисер, горох, бобы, маленькие пуговицы и т.д.) Плотно закрываем крышку и украшаем.

Звук бубна совершенно будет иным, если вместо перечисленного наполнителя, прикрепить к коробке бубенчики или колокольчики.

Трещотка


Материал – дерево. Изготовляется по аналогии с инструментами, но из бросового материала (любые виды дерева, ламината и т. д.). Можно сделать из пластмассовых банок из-под какао, прищепок, фломастеров и шнура. Очень интересная трещотка получается из старых пластинок. Для этого нужно через каждую из них продеть тесьму или шнур с одной или несколькими бусинками.

Румба

Нам потребуется: рогатка, леска или металлическая проволока, и материал для нанизывания (шашки, ключи, и.т.д.). Можно изготовить румбу из деревянного небольшого бруска и крышек от бутылок.

Шейкеры


Можно сделать из банок от чипсов, детского чая: внутрь насыпать мелкую крупу или горох, сверху раскрасить или обклеить цветной самоклеющейся бумагой.

Шумовые браслетики



Можно изготовить из цветных резинок для волос и бубенчиков, а также из скорлупы от фисташек, грецких орехов и толстой лёски. А если украсить браслетики полосками гофрированной бумаги, то это придаст возможность дополнительного звукоизвлечения - шуршания.

С помощью браслетов можно создать музыкальную картину зимнего леса, тройки с бубенцами и. т. Музыкальные браслеты можно использовать и при исполнении различных танцев: с ними могут танцевать озорные петрушки, сказочные зайчики и другие персонажи новогоднего карнавала, участники сказочного представления и т. д. Игра на этом «инструменте» отлично развивает чувство ритма, творчество, моторику.

Т акие необычные, можно сказать, загадочные музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей. Дошкольники познают мир через игру, поэтому дайте им в руки музыкальные инструменты, пусть даже самые простые: погремушки, барабаны, бубны, трещотки, колокольчики. Ведь самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.

Желаем удачи!

Как сделать музыкальные инструменты дома своими руками?

Вся прелесть самодельных музыкальных инструментов в том, что стоят они копейки, а процесс от их изготовления придется по душе не только взрослым, но и детям. Только представьте, сколько восторга будет у малыша, который самостоятельно изготовит маракасы, китайский барабан, кастаньеты или свирель! Конечно, самодельные инструменты не издают идеальный звук, но главное не в этом. Подобный опыт нельзя ни с чем сравнить. Занятия по изготовлению самодельных музыкальных инструментов очень полезные хотя бы тем, что ребенок учится различать их виды, понимает принцип действия каждого из них, знает, из каких деталей они состоят. И главное – совместный труд сближает, а это полезно и для родителей, и для их малышей. Так какие музыкальные инструменты можно изготовить своими руками? Рассмотрим наиболее интересные и простые варианты.

Маракасы

Это, пожалуй, один из инструментов, с которым малыш знакомится, будучи еще в пеленках. Маракасы – шумовой инструмент. Погремушки и прочие шумовые игрушки для младенцев являются прототипом маракасов. Сделать их в домашних условиях проще простого, причем вариантов может быть несчетное множество. Так, маракасы можно сделать из:

  • пластиковых бутылок;
  • тыквы;
  • баночек от кофе;
  • яиц от киндера-сюрприза;
  • картонных цилиндров от пергамента или бумажных полотенец и пр.

Схема изготовления маракасов достаточно проста: в подготовленную емкость нужно в небольшом количестве насыпать наполнитель в виде бусин, гороха, пуговиц, бисера, мелких камушков, песка или дроби. Все отверстия в емкости нужно надежно закрыть (если это картонный цилиндр – закройте его с обеих сторон плотным картоном), чтобы наполнитель не высыпался и инструмент издавал звонкий шум. Сами маракасы можно украсить, нарисовав на них яркий орнамент акриловыми красками или наклеив симпатичные наклейки. К круглым емкостям можно приделать ручки для удобного пользования инструментом. Например, если для маракасов вы взяли яйца от «киндеров», закрепите их между двумя пластиковыми ложками и надежно зафиксируйте бечевкой.

Тамбурин

Для изготовления этого инструмента понадобятся деревянные пяльцы для вышивания, 10 металлических крышек от лимонада, 5 металлических прутиков длиной 2-2,5 см, изолента и 5 пластинок из плотного картона, дерева или металла толщиной 2-5 мм и размерами 1,5х1,5 см. Между пяльцами на одинаковом расстоянии располагаем пластинки и фиксируем их изолентой – они будут удерживать круги пяльцев. Крышки по две соединяем друг с другом плоской частью и пронизываем их по центру металлическими прутиками. В итоге у нас должно получиться 5 элементов, которые при помощи изоленты нужно надежно прикрепить между пластинами на одинаковом расстоянии. Как только последний элемент будет прикреплен, инструмент можно использовать по назначению.

Флейта Пана (панфлейта)

Этот музыкальный инструмент очень прост в изготовлении. Для него понадобится скотч, 7 соломинок для коктейля и 2 кусочка плотного картона шириной 3 см, а длина будет зависеть от ширины сложенных вместе трубочек.

Каждую из трубочек нужно немного надрезать, чтобы они издавали разный по тональности звук. Разница между ними может быть в 1-1,5 см. Пусть самая длинная трубочка будет 15,5 см, тогда самая короткая – 5,5-6 см. Когда трубочки обрезаны, выкладываем их на полоске скотча так, чтоб с одной стороны их концы оставались на одном уровне. Фиксируем такое положение трубочек скотчем, обмотав ряд в 2 слоя. Далее на этот скотч крепим картон, чтобы панфлейта выглядела более презентабельно. Концы инструмента нужно залепить пластилином, чтобы он в процессе игры мог издавать звуки.

Китайский барабан

Для этого музыкального инструмента понадобится консервная банка (примерно 5 см в высоту) без крышки и дна. Вместо них на банку можно надеть пластиковые крышки, плотно прилегающие к ее стенкам. Далее нужно взять ленточку или крепкую веревку длиной около 20 см. Стенки банки нужно проткнуть между крышками на одном расстоянии так, чтобы воображаемая линия диаметра проходила четко по центру банки. Через полученные два противоположных отверстия нужно протянуть веревку, оставив концы одинаковой длины с двух сторон, завязав узлы у стенок банки и отступив от края веревки пару сантиметров. На края веревки нанизать по деревянной бусине и зафиксировать их крепким узелком. Инструмент готов.

Колокольчики «музыка ветра»

Если у вас где-то завалялась старая китайская подвеска, именуемая «музыкой ветра», пора дать ей новую жизнь. Для этого разберите ее на составные части – для колокольчиков нам понадобятся только трубочки. Прикрепите эти трубочки на кусочек палки диаметром 0,5-1 см, используя крепкую веревку. Располагайте трубочки на одинаковом расстоянии в порядке от длинной трубочки к наиболее короткой. Теперь этот инструмент можно использовать, как оркестровые колокольчики.

Барабаны разной высоты и диаметра

Для изготовления барабанов понадобится несколько жестяных банок, например, от чая или печенья. Вместо крышки натяните крепкую бумагу, закрепив ее резинками, фольгу или кожу. Музицировать на подобном инструменте лучше карандашами, на одном из концов которых есть резинка. Имейте в виду, что от размеров самодельного барабана зависит звучание инструмента. Поэтому, немного потрудившись вместе с ребенком, можно создать целую барабанную установку.

Колокольчики на картонной трубке или колотушка

Для этого инструмента понадобятся:

  • картонная трубка (например, от фольги или пергамента);
  • 12 бубенчиков (купить их можно в магазине рукоделия или отпороть от старых игрушек);
  • толстая игла;
  • плотные нитки.

В бумажном рулоне с одного конца нужно проколоть дырочки по количеству бубенчиков. Важно, чтобы эти дырочки находились на одинаковом расстоянии друг от друга, располагались в два ряда по всему диаметру трубки. Аккуратно, но надежно крепим бубенцы к трубке при помощи нитки. В итоге инструмент должен выглядеть так:

Кастаньеты

Этот музыкальный инструмент – прекрасный помощник в изучении ритма. Сделать кастаньеты своими руками очень просто: возьмите две металлические крышки, например, от жестяной банки с чаем. К тыльной стороне каждой крышки прикрепите по кусочку ткани так, чтобы ребенок мог надеть кастаньеты себе на пальцы. Итог работы может выглядеть так:

Губная гармошка

Возьмите две одинаковые по размеру расчески и вощеную бумагу. Сложите расчески вместе так, чтобы зубья оставались в одном направлении. Расчески нужно по краям примотать бумагой, скрепив конструкцию бечевкой. Играть на гармошке нужно, дуя между зубьев конструкции.

Флейта дождя

Для этого инструмента понадобится длинная картонная трубка (например, от пищевой фольги, но она коротковата, лучше поискать в строительном магазине аналогичную трубку длиной порядка 70 см). Внутрь этой трубки нужно вставить спираль, сделанную из фольги. Спираль должна соответствовать длине трубки – это важно. Плотно заклеив один торец трубки, внутрь конструкции нужно всыпать горсть бусин, крупы или песка. Далее нужно надежно заклеить второй торец трубки. Все, флейта дождя готова. Теперь, переворачивая ее, можно будет услышать, как медленно спускается наполнитель по трубке, издавая шум дождя.

Проявив немного фантазии, в домашних условиях с детьми можно делать гитары, свистульки, колокольчики, шейкеры, водные ксилофоны, бубны, цимбалы и прочие музыкальные инструменты. Такие предметы будут особенно любимы детьми, ведь сделаны они собственными руками. Но главная польза заключается в том, что ребенок на несколько шагов становится ближе к миру музыки.

Игрушки-самоделки для музыкального уголка

Когда в детском саду был объявлен конкурс на лучшее оформление музыкальной зоны в группе, появилась необходимость изготовить плоскостные самодельные музыкальны инструменты. Долго думала из чего же их сделать, чтобы они были прочными, легкими, удобными для детей и несложными для изготовления.

Балалайки выпилила из фанеры, обклеила самоклейкой и украсила аппликацией из цветной бумаги. Сверху заклеила все скотчем, для прочности.

А вот аккордеоны вырезала из плотного картона. Меха заклеила цветной тканью, линии сгибов прорисовала маркером, остальное бумажная аппликация. Для прочности так же заклеила полностью игрушку скотчем. Жаль, что во время изготовления не было с собой фотоаппарата, но зато могу показать результат моих трудов. Районной конкурсной комиссии очень понравились поделки, дети тоже в восторге. Посмотрите и вы.

5. Музыкальные игрушки:

Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, погремушки, дудки, волынки, музыкальные шкатулки (в том числе электронные) и др.;

сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль), наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей;

Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением.

Их значение:

предназначены для развития музыкального слуха;

используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх, в музыкальных дидактических играх;

ребенок подчиняет ритму свои движения;

совершенствуются музыкальный слух, чувство ритма.

Благозвучность;

высокое качество изготовления;

эстетичность оформления;

при конструировании и подборе музыкальной игрушки особенно важно учитывать - возрастные возможности и сформированные умения детей.

6. Театрализованные игрушки:

куклы бибабо, куклы-марионетки;

наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок;

костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.;

все виды театров.

Их значение:

используются в детских театрах при организации театрализованных игр, развлечений на праздниках, при проведении обучающих сюжетных игр и в самостоятельной игре детей, включающей элементы театрализации, при постановке спектаклей, в развлечениях;

не являются предметами повседневного использования;

сохраняют для ребёнка атмосферу праздничности, эмоциональной приподнятости.

вызывают у детей желание вспомнить и проиграть их содержание;

выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей.

Основные требования к музыкальной игрушке:

смысловая, эмоциональная и скульптурная выразительность;

высокая художественность исполнения;

удобство использования в самостоятельной и совместной деятельности детей;

комплектность тематических наборов и серий;

сомасштабность театральных приспособлений игровому действию и театральным персонажам (куклам).

Нет более веселого и увлекательного занятия для ребенка, чем игра на музыкальном инструменте, созданном своими руками. Сделать инструмент можно даже с помощью аппликации из бумаги. Это будет интересно и для вас, и для ребенка.

Для создания инструмента вам с колокольчиками вам понадобятся:

    ремешок длиной 22 см;

    22 см простой ленты;

    4 см липучки;

    4 средних колокольчика;

    иголки и нитки.

Заломите верхний конец ремешка на 1,25 см и прострочите его с помощью швейной машинки. Стежки лучше делать в форме зигзага.

Затем положите сверху ленту и приколите ее к ремешку булавками. Затем пришейте ленту и пристрочите две части липучки к ремешку так, чтобы он мог потом застегиваться вокруг запястья. Для этого одна часть липучки должна находиться на внешней стороне, а вторая – на внутренней.

Теперь пришейте к ремешку колокольчики. Обратите внимание на то, что края колокольчика могут быть достаточно острыми. Чтобы они не поранили вашего ребенка, заломите края внутрь.

Лучше сделать сразу два инструмента, чтобы игра на них была более ритмичной.

Теперь нужно сделать палочки на игры на вашем инструменте. Для этого вам нужны:

    деревянные палочки;

    наждачная бумага;

    акриловая краска;

    полиуретановый лак;

    бумажная лента.

Одну пару палочек обклейте бумажной лентой, а вторую пару покрасьте краской.

Пока краски не обсохнут, палочки нужно держать вертикально. А потом можно положить палочки на горизонтальную поверхность и раскрасить другими цветами.

Вооружив малышей такими палочками и инструментами, можно основывать новую музыкальную группу.

Вы можете пополнить эту коллекцию музыкальных инструментов и другими шедеврами. Главное – не бойтесь фантазировать.

Самодельный свисток из ветки


Инструкция

Это сейчас, если вы хотите сделать подарок своему ребенку, достаточно просто дойти до магазина игрушек - и вот оно, огромное разнообразие всего, что только можно вообразить, на все возрасты и вкусы.

Нашим предкам было тяжелее. Чтобы порадовать ребенка, зачастую приходилось обходиться простенькими самодельными игрушками. Но каждая из этих самодельных игрушек - была поистине гениальным изобретением.

Как ни крути, но если вы проследите историю развития любой самой навороченной современной фирменной игрушки, вы непременно убедитесь в том, что у ее истоков стоит какая-нибудь древняя «деревянная» поделка, столь же простая, сколь и гениальная.

Как и все гениальное - древние игрушки не стареют и всегда могут составить конкуренцию самым успешным своим потомкам.

Помнится, как-то на даче я сделал маленькому сыну простейшую деревянную свистульку, которую научил меня делать мой отец в далеком детстве. И видели бы вы, какая очередь из его приятелей мгновенно выстроилась ко мне с просьбой сделать им такую же. А место моего сынишки в иерархии мальчишеской стаи резко поднялось вверх.

Так что не стоит пренебрегать богатым опытом предков и упирать на современные технологии. Незатейливая и простенькая игрушка, которая доставляла радость многим поколениям наших предков, еще способна доставить счастье и нашим детям. Причем, поверьте, не меньше счастье, чем дорогая фирменная игрушка из супермаркетов.

А чтобы убедиться в этом, мы сейчас попробуем сделать с вами самую что ни на есть простую деревянную свистульку. Своими руками, в присутствии ребенка. И даже позволим ему немного принять участие в процессе. Поверье, для него наблюдать процесс рождения игрушки - это будет настоящее чудо!

Итак, нам потребуется ровный ивовый прут, толщиной 7-10 миллиметров. Почему ивовый? Потому что с ивового прута - очень легко можно снять кору, не повредив ее. А это, как мы увидим в дальнейшем, для нас очень важно.

Кроме того - ива растение с ломкими ветвями, а значит - вам не придется портить живое растение. Достаточно просто прогуляться после свежего ветерка под ивовым деревом, чтобы собрать пучок веток, именно таких, какие нам требуются.

Отбираем ветку с неповрежденной и ровной корой (это - очень важное условие), по возможности, - без сучков. Теперь нам надо отыскать на этой ветке ровный участок длинной 4-7 сантиметров. На этом участке могут быть почки (это обычное дело для ивы), но ни в коем случае не должно быть никаких сучков.

Теперь обрезаем ветку по границе ровного участка. На другом конце участка делаем кольцевой надрез, так как это показано на рисунке 1. Надрез должен быть достаточно глубоким и слегка (именно слегка) цеплять древесину. Чтобы убедиться, что весь слой коры действительно прорезан, можно снять колечко 1-2 миллиметра толщиной.

После этого начинаем слегка «обстукивать» кору маленьким молоточком по кругу во всех местах. Вместо молоточка можно использовать рукоятку ножа (рисунок 2). Вместо простукивания можно также «прокатать» веточку. Делается это с той целью, чтобы кора впоследствии легче ослаивалась от древесины.

Делаем на веточке вырез, такой формы, как это показано на рисунке 3. После этого аккуратно, вращательными движениями пытаемся снять кору с веточки, не повредив ее. Торопиться не стоит, если кора не снимается, надо постучать по ней еще раз и попробовать снова. В конце-концов она обязательно снимется (рисунок 4).

Не старайтесь срезать его абсолютно ровно, все равно не получится. Да нам это, собственно, и не надо. Если срез получится клинообразным, как на нашем рисунке - это только к лучшему, - регулировать звук будет проще.

Вставляем обрезаный кругляшок на прежнее место, срезом кверху. Если срез у нас получился косым, то узким местом ставим его к отверстию.

Внимание! Наша свистулька дает довольно громкий свист. Поэтому самое лучшее место для упражнений - дача или загородный дом, но не городская квартира.

Ну и напоследок один совет. Если вам удастся отыскать ивовый прут с достаточно длинным участком ровной коры, сантиметров 10-15, то вместо свистульки вы можете сделать простейшую самодельную свирель. Делается она точно так же как свистулька, только вместо того чтобы подбирать тембр звука просто заткните открытый конец деревянной пробкой, а на оставшемся пространстве проделайте в коре 3-4 отверстия, так, чтобы их можно было одновременно заткнуть пальцами руки. Открывая поочередно те или иные отверстия, мы сможем воспроизвести простейшие мелодии. Разумеется, наши ноты не будут соответствовать натуральному звукоряду, но нам оно и не нужно. Главное, чтобы мелодия была приятной.

И гвозди петь умеют....
Гвоздики становятся музыкальными, если вбить их в дощечку размером 10 x 20 см полукругом на расстоянии 1 см друг от друга.
Звук извлекается при помощи еще одного большого гвоздя: им нужно проводить по ножкам вбитых гвоздей или стучать по их шляпкам. Чтобы гвоздь-палочка не потерялся, его привязывают к шнурку, а шнурок прикрепляют к дощечке.


Погремушка
Для изготовления погремушки используются пластмассовые бутылочки из-под йогуртов. для одной погремушки потребуется четыре-шесть бутылочек. надо проткнуть иглой дно каждой бутылочки и протянуть сквозь нее прочную нитку. за один конец нити бутылочка подвешивается на деревянную палочку. на внутренней части нити закрепляются пуговицы (деревянные или металлические), косточки от хурмы (с заранее сделанными отверстиями), абрикосов и т.п. играют погремушкой, поочередно встряхивая то один, то другой конец палочки

деревянная трещотка

трещотка изготовлена из остатков плинтуса, напиленного на равные части. заготовки прикручиваются на цельный кусок дерева шурупами, но не плотно, чтобы извлекаемый звук был звонче. звук можно извлекать деревянной палочкой (громкий, звонкий) или метелочкой для коктейля (шуршащий, легкий), проводя ее по трещотке сверху вниз.

стукалка

стукалка изготовлена из двух деревянных брусков, соединенных оконной петлей. с внешних сторон к брускам прикручены деревянные ручки от тумбочки, чтобы инструмент было удобнее держать. звук производится при ударе брусков друг о друга. динамика звука зависит от силы удара.

металлические трубочки

одна металлическая трубочка подвешивается на предмет, выполняющий функции ручки. ручку должно быть удобно держать пальцами. звук извлекается легкими ударами по трубочке другой металлической трубочкой.

мини-маракасы
для изготовления инструмента используют пластмассовое яйцо от «киндер-сюрприза», металлические крышки, карандаш, шурупы. наполнителем служит крупная крупа. четыре бутылочные металлические крышки предварительно пробиваются гвоздем. (края пробитого отверстия должны быть направлены внутрь, чтобы не порезать играющего.) затем крышки попарно приставляются друг к другу и надеваются на шурупы таким образом, чтобы они могли свободно двигаться. в пластмассовом яйце по бокам горячим шилом делаются отверстия, в них вкручивают шурупы с крышками. снизу в яйце таким же образом делается отверстие побольше, в которое вставляется карандаш. это ручка, за которую ребенок будет держать инструмент во время игры. две половинки яйца соединяют, предварительно наполнив крупой. звук извлекается при встряхивании игрушки.

Барабанчик на ручке

сделайте каркас барабанчика, согнув в кольцо плотный картон. с двух сторон наклейте картон потоньше. соединить все детали поможет двойной скотч. Не забудьте прикрепить ручку, ее можно сделать из старого фломастера. Раскрасьте барабанчик вместе с ребенком.

Водный звукоряд

Инструмент из стеклянных банок и бутылок различного размера звучит приятно и звонко. Для настройки подливайте воду до тех пор, пока тон, издаваемый бутылкой или банкой, не будет точным по отношению к общему звучанию инструмента.

Трещотка из пластинок

возьмите старые пластинки, проденьте в каждую шнур с бусиной.

Бигуди-шумелка

на вешалку прикрепите железные бигуди (на фото это сделано при помощи старых железных прищепок от штор и железного кольца). Играть можно железной палочкой, проводя по всем бигуди или ударяя по одной. Музыкальное воспитание детей нужно начинать с познания элементарной музыкальной импровизации, доступной каждому человеку. Чтобы импровизировать в звуках не надо ничего специально знать и уметь.

шумовые браслетики можно изготовить из резинок для волос и бубенчиков

маракасики можно изготовить из боксов от киндер-сюрприза. Насыпать крупу, украсить наклейками - и инструмент готов!


вот такие красивые шейкеры можно сделать из банок от чипсов: внутрь насыпать мелкую крупу,

сверху раскрасить или обклеить цветной самоклеющейся бумагой.
для изготовления подобных кастаньет вам понадобятся каштаны. просверлите сквозное отверстие,

вденьте шнурок, закрепите. шнурок одевается на средний и указательный пальцы, каштаны располагаются

на ладони. Сжимая пальцы вы получите очень приятный звук. такой инструмент очень полезен для

развития мелкой моторики, массажа. Это шумовые конфетки - киндеры с крупой внутри.

Оборачиваются блестящей бумагой, завязываются с двух сторон - вот и конфетки. Их очень любят малыши.

Кастаньеты

сделать кастаньеты очень просто. Возьмите половинки скорлупок от грецких орехов, картон, клей.

Наклейте скорлупки на продолговатое основание, вырезав его из картона. Согните пополам – кастаньеты

готовы. Сжимая кастаньету орешки бьются друг об друга - получается прекрасный звук!

Тамбурин
Понадобится старый CD-диск, рыболовные бубенчики, прищепки канцелярские.
обклейте диск с двух сторон, закрепите бубенчики на прищепках и прикрепите их по краям диска.

Сделайте ребенку погремушку на ручке.
понадобятся пробки от кока-колы, деревянные брусочки, гвозди, изоляционный провод.

Для тех, кто умеет вязать! Вязанная погремушка.

для такой погремушки нужны разноцветные х/б нитки целофан для наполнения ручки-кольца (он хорошо

держит форму) футляр от киндер-сюрприза с крупой, цветной сутаж, небольшой кусок бахромы

Погремушка - собачка из носка

примечание: для того, чтобы собачка была звучащей игрушкой-погремушкой, при набивании вложите

контейнер от киндера, наполненный рисом.

Трещетка "веселая прищепка"
Такую трещетку может сделать самостоятельно даже малыш. Легко, интересно, полезно!

Для изготовления барабана нам понадобятся:
металлическая коробка из-под печенья или чая;
манная крупа;
атласная лента (можно заменить любой широкой тесьмой);
корпус от двух использованных гелевых ручек;
капсула от бахил (или пластиковое яйцо от киндер-сюрприза);
наполнитель для палочек - погремушек (бусинки, мелкие пуговки, бисер или любая крупа).

Корпус барабана
Возьмите металлическую коробку - это будет корпус барабана. Шилом проколите 2 отверстия друг напротив друга ближе к верхнему краю стенки и два отверстия в крышке.
Внутрь коробки насыпьте слой манной крупы в 1 см (чтоб чуть приглушить звук барабана).
Соедините концом ленты пары отверстий
Плотно закройте крышку, затяните ленту узлом и обмотайте скотчем стык крышки с коробкой, чтобы не высыпалась манная крупа.

Изготовление палочек-погремушек

Возьмите 2 корпуса от использованных гелевых ручек:
открутите от корпуса наконечник;
раскройте капсулу от бахил;
в крышечке капсулы ножом прорежьте отверстие диаметром чуть меньше резьбы корпуса ручки.
ставьте в отверстие корпус от ручки и плотно прикрутите к нему наконечник.
Теперь капсулу можно закрыть. Эту капсулу, кстати, можно наполнить маленькими пуговками, крупой, бисером и тогда барабанные палочки превратятся в веселые погремушки.

Барабан готов к использованию.

Через некоторое время барабан можно обновить. Просто оформите его цветной самоклеющейся бумагой. Изменится не только внешний вид инструмента, но и его звук.

Еще одна новогодняя идея - снеговичок со звуковым эффектом "шаги по снегу".

Сшейте для ребенка снеговичка. Вариантов его исполнения может быть великое множество, но чтобы наш снеговик был музыкальным, добавим эффект "шаги на снегу". Вся хитрость в том, что внутри снеговика нужно положить... крахмал! Не забудьте положить крахмал в полиэтиленовый пакет. При нажатии на такого снеговичка ребенок услышит своеобразный скрип, очень похожий на шаги по снегу.

Снеговик маракасик

Посмотрите, как просто и оригинально! Соединяем белую и красную баночки от йогуртов, внутрь насыпаем крупу. Украшаем - снеговик-маракасик готов!

Уголка природы. Вместе с воспитателем... материала, бумаги и картона игрушки -самоделки для сюжетно-ролевых игр (флажки... , врача, медсестры, завхоза), залами для музыкальных и физкультурных занятий, кухней, прачечной...

  • «Что должно быть в музыкальных уголках в каждой возрастной группе»

    Документ

    Среда «Что должно быть в музыкальных уголках в каждой возрастной группе» "При... музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр); портреты композиторов; иллюстрации из «Музыкального букваря»; музыкально -дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное ...

  • Игрушки и пособия для детей дошкольного возраста

    Документ

    Домашнего обихода; «Уголки нарядов» (с юбками... театры-самоделки из бросового... Для развития музыкально -творческой деятельности: музыкальные инструменты, музыкальные игрушки (шкатулки, открытки, микрофоны, музыкальные инструменты, озвученные игрушки ...

  • Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)

    Программа

    Дополнительным освещением каждого рабочего уголка , каждого центра. В... темам. 9. Книжки-самоделки . 1 Стихи для чтения детям и заучивания... синтезатор). 2. Музыкальные игрушки (балалайки, гармошки, пианино). 3. Звучащие игрушки -заместители. 4. Ложки...

  • Предмет методики развития речи детей Сущность методики и ее методологическая основа

    Документ

    П. Короткова разработала подобные занятия с заводными и музыкальными игрушками . Чрезвычайно полезны аналогичные занятия с раздаточным... Выделение «речевых зон». Состояние книжных уголков . Игрушки -самоделки для активизации связной речи (телевизор, радио...

  • Детское музицирование открывает ребёнку волшебный мир музыкальных звуков, помогает окунуться в мелодичную красоту звучания инструментов, пробудить творческую инициативу. В малыше важно развивать всё ценное, чем так щедро одарила его природа, создавая благоприятную среду для формирования музыкальной культуры, основываясь на врождённых способностях ребёнка, раскрывая и совершенствуя заложенные в нём наклонности и задатки.

    Цели проведения занятий о музыкальных инструментах в детском саду, конкретные задачи и приёмы

    Эстетическое удовольствие, получаемое от игры на разнообразных инструментах, сопутствующие творческие и подвижные игры способствуют расширению набора музыкальных впечатлений, личностному развитию ребёнка, стимулируют творческую активность, развивают мышление, внимание, память и волевые качества. Именно поэтому так важно работу по музыкальному воспитанию проводить систематично и целенаправленно, внимательно изучая методы и приёмы обучения.

    На любом инструменте легко играть: нужно всего лишь в нужный момент тронуть нужную клавишу, и инструмент сам зазвучит.

    И. С. Бах

    Цели и задачи занятий, методические приёмы, актуальные для разных групп

    Цели: развитие музыкальных и творческих способностей, воспитание любви к музыке и художественного вкуса.

    • развивать ритмический слух;
    • знакомить с классификацией и звучанием музыкальных инструментов;
    • обучать игре на простейших ударных, шумовых, струнно-щипковых инструментах.

    Общие приёмы обучения:

    • словесные:
      • познавательная беседа;
      • практические пояснения;
      • наводящие и проблемные вопросы;
      • загадки;
      • стихотворения;
    • наглядные:
      • демонстрация и рассматривание инструментов;
      • обсуждение тематических иллюстраций;
      • показ способов и приёмов игры;
    • практические:
      • воспроизведение детьми приёмов игры на различных музыкальных инструментах;
      • совершенствование приобретённых навыков;
      • изготовление музыкальных инструментов и игровых пособий из подручного и бросового материала;
    • игровые:
      • дидактические игры;
      • подвижные музыкальные игры.

    Видео: игра «Весёлый бубен»

    Занятие музыкой предполагает грамотное чередование фронтального, группового, индивидуального формата работы педагога с детьми. Такой подход позволяет детям глубже познакомиться с выразительными возможностями каждого инструмента, стимулирует интерес к музицированию, творческой импровизации, пробуждает вдохновение к сочинительству.

    Методические приёмы работы с разными возрастными группами

    Каждый возрастной период обладает своими особенностями и требует своего педагогического подхода. Отличаются также и методические рекомендации.

    Возраст: 2–3 года (первая младшая группа)

    Игровые приёмы: знакомство детей с музыкальными инструментами происходит во время обыгрывания сюрпризной ситуации. Например, мишка принёс мешочек с какими-то удивительными предметами (дудочки, погремушки, барабаны, кубики), малыши рассматривают инструменты, пробуют извлечь звуки. Затем под музыкальное сопровождение выполняют погремушкой ритмические движения разной силы, позволяющие добиваться то тихого, то громкого звучания. Занятие превращается в небольшое исследование, познание нового, и дарит свои открытия. Так создаётся атмосфера непринуждённого радостного удивления и наслаждения от общения с музыкой. На следующем занятии общение с лесным другом продолжается, косолапый мишка предлагает потанцевать с ним под звуки бубна. Малыши с удовольствием будут подражать полюбившемуся герою, передвигаясь медленным шагом с ноги на ногу, ковыляя вперевалочку и стараясь соблюдать ритмический рисунок танцевальных движений. В игровых забавах дети также учатся:

    • различать звучание разных музыкальных инструментов;
    • определять звуки по высоте;
    • развивать чувство ритма.

    Возраст: 4 года

    Малыши четвёртого года жизни дополнительно знакомятся с музыкальным молоточком и металлофоном, с радостью принимают участие в ритмических играх с инструментами. Например, малышам предлагают передать ускоряющийся или замедляющийся звук стука колёс движущегося поезда или цоканье копыт бегущей лошади. В игровых дидактических заданиях дети этого возраста без особых затруднений могут:

    • воспроизводить быстрый и медленный звуковой ритм на одном инструменте (шустрый зайчик быстро скачет, большой неуклюжий слон медленно и тяжело шагает);
    • различать высокое и низкое звучание колокольчика;
    • передавать элементарный ритмический рисунок мелодии;
    • узнавать известный им музыкальный инструмент по «голосу».

    Дети среднего дошкольного возраста осваивают искусство игры на металлофоне

    Возраст: 5 лет

    Дети этого возраста осваивают искусство игры на металлофоне. Этот инструмент помогает развить музыкальный слух, чувство ритма, а также музыкальную память. Педагог уделяет большое внимание показу и синхронному объяснению правильного положения корпуса, движений рук. Первичное знакомство с техникой игры на металлофоне происходит на занятии, а тренировка и закрепление навыков продолжается во время индивидуального общения с детьми - например, когда ребёнка просят изобразить ритмический рисунок собственного имени с одновременным голосовым сопровождением. Для верного изображения ритма воспитатель предлагает сначала прохлопать, а затем воспроизвести ритмический рисунок на бубне или музыкальных молоточках. Большое значение приобретают воспроизведение мелодической линии, соблюдение темпа, слаженность движений.

    Игра на струнно-щипковых инструментах к тому же развивает мелкую моторику

    Возраст: 6 лет

    Дети знакомятся с новыми и довольно сложными струнно-щипковыми (арфа, цитра, гусли) и клавишными (аккордеон, баян) инструментами. Освоение умения игры на цитре проводится в индивидуальной форме. Важнейшее значение приобретают дидактические игры музыкальной направленности, пробуждающие детскую фантазию и воображение и развивающие сенсорные способности. Во втором полугодии дети приступают к освоению музыкальной грамоты. Изучение нотного стана и названия нот проходит с помощью игровых ситуаций, вызывающих живой эмоциональный отклик и познавательный интерес; активно используются стихотворения, песенки, сказочные сюжеты.

    Этапы знакомства с музыкальными инструментами

    Приёмы игры:

    1. Младший дошкольный возраст:
      • погремушка: удары инструментом по ладошке или твёрдой горизонтальной поверхности (стол, пол); встряхивание;
      • бубен: инструмент фиксируется в одной руке, ладошкой или кулачком другой руки наносится удар; встряхивание;
      • колокольчики: инструмент держат в вертикальном положении, наносят удар палочкой, толкают пальчиком или свободно потряхивают;
      • барабан: синхронные, поочерёдные ритмичные удары палочками или дробь;
      • деревянные ложки: приём «ладушки», удары «пяточкой» по «пяточке»;
      • металлофон: уверенное вождение молоточком в воздухе, удар с отскоком по одной пластиночке.
    2. Средний дошкольный возраст:
      • бубен: новый приём - удар подушечками пальцев;
      • металлофон: отработка приёма глиссандо (медленное скольжение от звука к звуку);
      • ложки: новый приём - «блинчики» (поочерёдные удары по «пяточке» левой ложки, затем по «пяточке» правой ложки).
    3. Старший дошкольный возраст:
      • металлофон:
        • свободно разворачивая кисть, исполнять приём «удар-отскок»;
        • добиваться правильного движения молоточка вверх-вниз;
        • учиться передавать звуковой ритмический рисунок с помощью выстукивания;
      • ксилофон, румба: приём «Бурдон» (непрерывный звук);
      • знакомство с приёмами игры на ударно-шумовых инструментах:
        • колотушки,
        • маракасы,
        • кастаньеты,
        • бубенцы.

    Видео: концертный номер (средний и старший дошкольный возраст)

    Организация занятия по знакомству с музыкальными инструментами

    Структура занятия:

    1. Вводная, мотивационная часть:
      • музыкальное приветствие,
      • просмотр презентационного ролика,
      • познавательная беседа,
      • обсуждение темы.
    2. Основная часть:
      • творческие задания и упражнения,
      • игра на детских музыкальных инструментах,
      • музыкально-дидактические игры.
    3. Итоговая часть:
      • итоговая беседа педагога с детьми,
      • благодарность за активную работу и интерес, проявленный к занятию.

    Интерес к музицированию помогут пробудить профессиональный подход и личная фантазия воспитателя, который для активизации творческого потенциала своих воспитанников может использовать в работе:

    • стихотворения;
    • загадки;
    • игры;
    • костюмированные представления;
    • демонстрацию иллюстраций;
    • прослушивание фрагмента музыкального произведения;
    • просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов.

    Вдумчивый подход воспитателя к организации занятия, комплексная предварительная подготовка создадут неформальную, живую обстановку, повысят заинтересованность и эмоциональную отдачу детей.

    Таблица: идеи для вводной части занятия

    Тема занятия Содержание вводной части
    «Путешествие с Емелей в музыкальную сказочную страну» Под звуки русской народной плясовой мелодии появляется Емеля.
    Емеля: Здравствуйте, ребята, я очень люблю на своей печке путешествовать по миру, предлагаю вам составить мне компанию и отправиться в далёкое путешествие!
    Воспитатель: Емеля, мы с удовольствием принимаем твоё приглашение, но сначала отгадай нашу загадку (читает загадку о ложке).
    Емеля: Это же ложка, ух ты, как это я сам не догадался? Верно, перед дальним волшебным путешествием не мешало бы основательно подкрепиться, а есть я люблю!
    Воспитатель: Емеля, это не просто ложка, а народный музыкальный инструмент.
    Емеля: Это как? По чайникам да кувшинам?
    Воспитатель: Нет, конечно, исполнитель ударяет ложку об ложку, вот так.
    Емеля: Это всё очень интересно, но какое это имеет отношение к нашим планам?
    Воспитатель: Ребята, давайте покажем нашему гостю подсказку. (Дети исполняют народную мелодию на ложках)
    Емеля: Я понял, нас ожидает путешествие в удивительную страну русских народных инструментов!
    «Город музыкальных мастеров» Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебное путешествие, малыши рассматривают карту сказочного королевства, находят на ней изображение музыкального ключа, который символизирует город мастеров музыкальных инструментов. Взмах волшебной палочки переносит детей в сказочную реальность. Воображение помогает представить город, в котором много красивых домов, но площадь города пуста, город безлюдный, будто заколдован. Нужно разгадать загадки, выполнить упражнения и догадаться, мастерами каких инструментов (ложки, бубен, погремушка и т. д.) являются жители. Затем исполнить мелодию, станцевать, спеть, тогда город оживёт, наполнится весёлым смехом, звучанием музыкальных инструментов, песнями и танцами.
    «В гости скрипку позовём» На занятие приглашается учитель детской музыкальной школы по классу скрипки. В исполнении профессионального музыканта звучит пьеса, которая открывает знакомство с удивительно красивым инструментом. Рассказ учителя музыки сопровождается показом настоящего инструмента: «Посмотрите, какой у корпуса скрипки гибкий стан, тонкая, изящная талия. Часть инструмента, которая заканчивается завитком, называется гриф, на него натянуты струны, от соприкосновения со струнами получается звук. Красивое протяжное звучание скрипки зависит от смычка. Прикоснитесь к смычку, и вы убедитесь, что на трость натянут настоящий тончайший конский волос. Теперь зацепите струну пальцами и услышите глухой, короткий звук. Только смычок помогает скрипке по-настоящему запеть протяжным и нежным голосом. Попробуйте провести смычком по струне, слышите, скрипка будто заговорила».
    «Страна музыкальных инструментов» Педагог рассказывает детям, что в распахнутое окно влетела ласточка и принесла письмо. Текст письма: «Дорогие ребята, я знаю, что вы очень любите слушать музыку, петь и танцевать. Королева нашей Страны музыкальных инструментов приглашает вас в гости. Девочка Флейточка». Дети решают принять приглашение и собираются отправиться в путь, но тут в комнату вбегает Буратино, поёт песенку и при этом сильно фальшивит. Воспитатель предлагает детям взять с собой Буратино, чтобы он научился петь и познакомился с музыкальными инструментами. Дети двигаются под музыку, отстукивая ритм с помощью погремушек.

    Видео: знакомство с музыкальными инструментами (НОД - направленная образовательная деятельность, средняя группа, автор И. В. Тярина)

    Темы для развивающей беседы:

    • «Можно ли прожить без музыки?»
    • «Город клавишных инструментов»
    • «В гостях у духовых инструментов»
    • «Тайны и загадки русских народных инструментов»

    Рассказы о разных инструментах для вводной части занятия по музыке

    Можно также использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), дополняя текст записями соответствующего инструмента и картинками:

    1. С первых мгновений жизни человека окружают звуки. В мире природы музыка повсюду. Прислушайтесь - и вы услышите мелодию пения птиц, шелест осенних листьев под ногами, раскатистый шум морской волны, тихое дуновение весеннего ветерка, стрекотание цикад в жаркий летний день. Нас повсюду окружает музыка, надо только научиться её слышать. Люди придумали множество разнообразных инструментов, изобрели специальное музыкальное письмо, с помощью нот научились записывать мелодии. Сегодня мы прикоснёмся к удивительному миру музыкальных инструментов.

      В мире природы музыка звучит повсюду

    2. Ударные инструменты - громкая, шумная команда инструментов. Самый известный, мощный и важный её участник - это барабан. Ребята, как вы думаете, почему барабан имеет круглую форму, а не треугольную? (Только круг позволяет добиться необходимой силы натяжения кожи). С помощью палочек можно получить разные по силе звуки - от шороха лёгких шагов до грозного громыхания. Барабанная дробь - самый сложный исполнительский приём и требует настоящего виртуозного мастерства от музыканта.

      Ударные инструменты - самая громкая, шумная, команда инструментов

    3. Семья духовых инструментов (медные) - возглавляет парадные шествия, являясь желанным участником торжественных событий: ликующие голоса блестящих красавцев (труба, флейта, саксофон) исполняют мелодии в честь победителей спортивных состязаний, приветствуют самых дорогих и важных гостей. Возможно, название связано с тем, что волшебные звуки, радующие слушателей, извлекут только те музыканты, которые вкладывают душу во время игры.

      Семья духовых инструментов (медные) возглавляет парадные шествия, желанный участник торжественных событий

    4. Содружество струнных инструментов (скрипка, гитара, виолончель) – было всегда очень любимо даже самой требовательной и строгой публикой благодаря нежному и мягкому звучанию. Своей формой эти инструменты очень напоминают человеческое тело, звуки извлекаются смычком или подушечками кончиков пальцев. Струнные инструменты занимают самые важные места в симфоническом оркестре - перед дирижёром и зрителями.

      Своей формой эти инструменты очень напоминают человеческое тело, звуки извлекаются смычком или подушечками кончиков пальцев

    Видео: «Как звучат клавишно-духовые музыкальные инструменты» (мультфильм)

    Музыкально-дидактические игры для младшей группы

    Варианты игровых упражнений и заданий для малышей двух-четырёх лет:

    • игра под фонограмму любой популярной детской песни, выстукивание «в такт»;
    • звуковой аккомпанемент к стихотворениям;
    • звуковые картины на предложенную тематику (например, изобразить явление природы - дождь, шум ветра, снегопад);
    • сказочная история в звуке (звукоподражание сказочным героям).

    «История бельчат»

    Осенью бельчата бегали по лесным тропинкам, старательно собирая грибы и орешки на зиму (побарабанить пальчиками). Но вот на землю стали тихо опускаться пушистые белые снежинки (металлофон), постепенно они укутали озябшую землю красивым белоснежным покрывалом, на котором стали заметны следы шустрых бельчат (треугольник). В своих уютных и тёплых домиках на деревьях бельчата грызли орешки (ложки). Тепло их домиков хранил коврик из сухих листьев (шуршим шумовыми инструментами). А снаружи было холодно, дул ледяной ветер (флейта).

    «На полянке»

    На солнечную полянку прибежали погреться лесные животные - звучит разнохарактерная музыка, передающая образы животных: медленно переваливающегося медведя, быстро прыгающего зайчика, осторожно крадущейся лисички. Малышам нужно догадаться, кто есть кто и показать в движении и звуке.

    Малышам нужно изобразить образ животного в движении и звуке

    «Капельки и лучики»

    Дети внимательно слушают музыку, изображающую шум дождя. Малышам нужно отстучать хлопками дождик, передать на музыкальном инструменте плавные движения ласковых солнечных лучиков. Дети самостоятельно выбирают подходящий инструмент, придумывают танцевальные движения.

    «Музыкальные цветочки»

    Игра на распознавание характера мелодии.

    Картинки лежат на столе. Дети прослушивают фонограмму, по очереди определяют характер музыки, выбирают соответствующий цветок и показывают.

    У каждого малыша один цветок, если звучит мелодия, совпадающая по настроению с выражением лица его цветка, то ребёнок поднимает свою карточку.

    Серединка цветка изображает варианты эмоционального состояния

    Серединка цветка изображает варианты эмоционального состояния:

    • нежная, ласковая, спокойная, умиротворяющая;
    • печальная, грустная, меланхоличная;
    • задорная, радостная, озорная.

    Игры для среднего и старшего школьного возраста

    В среднем и старшем дошкольном возрасте дети могут уже справиться с задачами посложнее.

    «Ритмические орнаменты»

    Игра развивает представление о высоких и низких, долгих и коротких, плавных и резких звуках. Дидактический материал: картинки с графическим изображением ритмического рисунка.

    Игра развивает представление о высоких и низких, долгих и коротких, плавных и резких звуках

    Детям предлагается прохлопать, воспроизвести на инструментах, показать с помощью голоса или пластики движений музыкальный рисунок, изображённый на карточке.

    «Ритмический заборчик»

    Игра закрепляет понятие сильной доли, развивает чувство ритма. Педагог прохлопывает мелодии разных жанров (полька, вальс, марш) с акцентом на сильной доле, демонстрируя соответствующую карточку.

    Игра закрепляет понятие сильной доли, развивает чувство ритма

    «Подбери картинку»

    Упражнение на закрепление понятия музыкального темпа. Дети прослушивают музыкальное произведение, определяют темп (быстрый, медленный, очень быстрый, очень медленный) и выбирают картинку с изображением животного, характер и темперамент которого соответствует музыкальному темпу.

    Упражнение на закрепление понятия музыкального темпа

    «Угадай музыкальный инструмент»

    Звучат музыкальные фрагменты в исполнении музыкального инструмента, дети распознают его по звуку и указывают на соответствующую карточку.

    Дети распознают инструмент по его звуку и указывают на соответствующую карточку

    «Волшебный экран»

    Игра расширяет музыкальный кругозор, развивает память и внимание. Дети должны узнать песенку, вспомнить название, подобрать картинку, изображающую эпизод из популярного мультфильма. По картинке ребёнок определяет мультфильм, вспоминает и исполняет песенку.

    По картинке ребёнок определяет мультфильм, вспоминает и исполняет песенку

    «Лото для маленьких музыкантов»

    Игра тренирует способности звуковысотного слуха. В ней используются две группы карточек:


    Ребёнок выбирает инструмент и исполняет мелодию восходящую, нисходящую или на одном звуке: вверх с первой по пятую, вниз с пятой по первую, на одной линейке.

    «Четвёртый лишний»

    Игра закрепляет знания об ударных, струнных, духовых и клавишных инструментах. Ребёнку предлагается лист с изображениями 4 музыкальных инструментов, где три относятся к одному типу, а четвёртый нет. Картинку, которая выпадает из логического ряда, ребёнок закрывает карточкой.

    Скрипка не относится к группе клавишных

    «Кубик-музыкант»

    Для игры потребуется кубик большого размера, его можно изготовить из упаковочной коробки или из элемента модульного конструктора, на грани кубика приклеиваются изображения детских музыкальных инструментов. Кубик должен быть лёгким, привлекательным. Игроки под музыкальное сопровождение перебрасывают его по кругу, музыка останавливается, дети прекращают играть. Ребёнок, у которого в руках оказался кубик, называет инструмент, нарисованный на верхней грани, подходит к столу, берёт соответствующий музыкальный инструмент и наигрывает мелодию, повторяя ритмический рисунок за педагогом.

    Ребёнок называет инструмент, нарисованный на верхней грани, подходит к столу, берёт соответствующий музыкальный инструмент и наигрывает мелодию

    «Лесенка»

    Предметы для игры: пятиступенчатая лесенка из элементов строительного конструктора, игрушки, детские музыкальные инструменты. Первый игрок наигрывает мелодию, второй игрок определяет направление звукового движения и перемещает игрушку на верхнюю ступеньку, нижнюю или оставляет на прежней ступеньке.

    Игрок определяет направление звукового движения мелодии и перемещает игрушку по ступенькам

    Видео: играем на музыкальных инструментах (старшая группа)

    Таблица: загадки о музыкальных инструментах

    Загадка Ответ
    Вот клавиши, как на рояле,
    Но чтобы они заиграли,
    Чтобы песня была неплоха,
    Растягивать надо меха.
    Аккордеон
    Три струны, играет звонко
    Инструмент тот - «треуголка».
    Поскорее узнавай-ка,
    Что же это?
    Балалайка
    Со мной в поход легко идти,
    Со мною весело в пути,
    И я крикун, и я буян,
    Я звонкий, круглый…
    Барабан
    У него рубашка в складку,
    Любит он плясать вприсядку,
    Он и пляшет, и поёт -
    Если в руки попадёт.
    Сорок пуговиц на нём
    С перламутровым огнём.
    Весельчак, а не буян
    Голосистый наш…
    Баян
    Звенит струна, поёт она,
    И песня всем её слышна.
    Шесть струн играют что угодно,
    А инструмент тот вечно модный.
    Он никогда не станет старым.
    Тот инструмент зовём…
    Гитарой
    В лесу вырезана,
    Гладко вытесана,
    Поёт-заливается.
    Как называется?
    Дудочка
    Инструмент музыкальный,
    Он духовой,
    С тростью он одинарной,
    Красивый такой.
    И изящней его,
    Видно, в музыке нет.
    Всем понятно, о чём я?
    Это…
    Кларнет
    За обедом суп едят,
    К вечеру «заговорят»
    Деревянные девчонки,
    Музыкальные сестрёнки.
    Поиграй и ты немножко
    На красивых ярких…
    Ложках
    Он похож на погремушку,
    Только это не игрушка!
    Маракас
    Очень музыку любили
    Две сестры, Наташа с Ниной,
    И поэтому купили
    Им большое…
    Пианино
    Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,
    Мотив журчит издалека, поёт про ветер лунный.
    Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка.
    Звучит мечтательный мотив, его играет…
    Скрипка
    Сделаны они из меди.
    Вовремя нужно руками взмахнуть,
    Звонко ударить, потом отдохнуть.
    Партия их не пустяк, не безделка,
    В музыке тоже бывают…
    Тарелки
    На концерте выступала
    Наша милая Татьяна,
    Как звезда, она играла
    Целый час на…
    Фортепьяно

    Видео: музыкально-дидактическая игра «Угадай музыкальный инструмент»

    Алгоритм разработки проекта

    Творческий проект по знакомству с музыкальными инструментами - комбинированный и расширенный вариант реализации познавательно-творческой деятельности, объединяющий несколько разнонаправленных художественно-эстетических и практических занятий (музыкальное развитие, художественная литература, рисование, аппликация, изготовление детских музыкальных инструментов, концертные выступления и т. д.), имеющих общую тему.

    Виды проектов:

    • краткосрочным - от одного занятия до одной недели;
    • долгосрочным - от месяца до года.

    Алгоритм разработки проекта:

    • подготовительная работа;
    • основная часть;
    • итоговый этап.

    Направления и формы реализации:

    • интеллектуально-познавательное развитие:
      • просветительские беседы с родителями и воспитанниками;
      • викторины и музыкально-дидактические игры;
      • домашние задания;
      • демонстрационный материал и наглядные пособия (игры-презентации, информационные стенды, папки-передвижки, музыкальный музей или уголок, альбомы, выставка детских рисунков и т. д.);
      • праздничные музыкально-театрализованные мероприятия;
      • экскурсии, посещение музейных экспозиций и концертов;
    • развивающие игры (музыкально-дидактические, артистические, ролевые).
    • практическая деятельность по изготовлению музыкальных инструментов;
    • словесные приёмы, направленные на активизацию внимания и развитие памяти (стихотворения, скороговорки, загадки, фольклорные материалы, сказки);
    • костюмированное музыкальное развлечение, концерт, музыкальная гостиная (с участием музыкального работника).

    Таблица: музыкальный проект «Русские чудо-инструменты»

    Название Русские чудо-инструменты
    Характеристика Долгосрочный проект в подготовительной группе
    Цели Создать условия для расширения и обогащения знаний у детей об истории происхождения русских народных инструментов, воспитывая любовь и уважение к русской народной культуре.
    Задачи
    1. Формировать у детей опыт собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать и реализовывать, применяя и приобретая новые знания.
    2. Развивать интерес у детей к русской народной культуре.
    3. Познакомить детей с музыкально-выразительными особенностями русских народных инструментов.
    4. Формировать мотивацию к музыкальной деятельности через игру, пение, движение и исполнительство на народных инструментах.
    5. Развивать творческие и музыкальные способности детей.
    6. Поощрить у детей и родителей потребность к совместной познавательной и творческой деятельности.
    7. Создать благоприятную развивающую среду для формирования у детей интереса игры в фольклорном ансамбле.
    Участники
    • Дети подготовительной группы,
    • музыкальный руководитель,
    • хореограф,
    • воспитатели,
    • родители.
    Содержание Этапы осуществления проекта:
    1. Подготовительный этап:
      1. Сбор и изучение материала об истории происхождения музыкальных инструментов.
      2. Написание программы фольклорного ансамбля «Сколько музыкантов - столько и талантов».
      3. Организация предметно-пространственной среды (музыкальные инструменты, элементы костюмов, художественные игрушки, атрибуты, музыкально - дидактические игры).
      4. Подбор музыкального материала (песни, танцы, музыкальные произведения для слушания и музицирования).
      5. Подбор художественной литературы (сказки, загадки, стихи, пословицы).
    2. Основной этап:
      1. Исследования по реализации проекта: «О чём нам расскажет ложка, гусли, свирель и гармошка?», «Почему музыкальные инструменты могут стучать, бренчать, свистеть?», «Народ играет, сам себя забавляет». Организация развивающей, познавательной, предметной среды (совместные работы детей и родителей, детей и воспитателей):
        • совместный поиск информации;
        • проведение экскурсий;
        • рассматривание иллюстраций;
        • чтение литературы;
        • разучивание частушек, песен, игр, танцев.
        • проведение бесед;
        • музыкально-дидактические игры;
        • практические исследования;
        • проведение непосредственно образовательной деятельности и развлечений;
        • занятия в кружке;
        • прослушивание аудиозаписей и просмотр видеофильмов;
        • создание фольклорного ансамбля.
      2. Продукты деятельности: картотеки русских народных инструментов, шумовых инструментов, книжки-малышки со сказками о музыкальных инструментах.
      3. Проведение развлечения с родителями, праздника «Путешествие русской ложки», участие в краевом конкурсе «Маленькая страна».
    3. Заключительный этап:
      1. Диагностика полученных знаний детей в ходе проекта.
      2. Представление продукта проектной деятельности (оформление выставки поделок, шумовых инструментов).
      3. Оформление итоговой презентации проекта.
      4. Круглый стол с участниками проекта.
      5. Анализ проделанной работы, рефлексия.

    Таблица: музыкальный проект «Русские народные инструменты», автор Е. А. Глушко

    Название Русские народные музыкальные инструменты, автор Е. А. Глушко
    Характеристика Краткосрочный проект в старшей группе
    Цели Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её историческим истокам, способствующим их музыкальному и общекультурному развитию.
    Задачи
    1. Познакомить детей с историей русских народных музыкальных инструментов.
    2. Познакомить со звучанием русских народных инструментов.
    3. Формировать эстетический вкус детей.
    4. Найти сведения о русских народных музыкальных инструментах в литературных источниках и детской мультипликации.
    5. Развивать музыкально-игровые импровизации, ритмическое чувство, моторику рук, динамический слух.
    6. Закреплять навыки звукоизвлечения с помощью музыкальных инструментов (ложки, трещотки, гусли, колокольчики).
    7. Побудить детей обратиться к родителям с просьбой о посещениях выступлений казачьего хора, оркестра народных инструментов.
    8. Воспитывать интерес и любовь к русской народной музыке.
    9. Создавать условия для знакомства ребёнка с музыкальными русскими народными произведениями в домашней обстановке.
    10. Родителям побуждать детей к прослушиванию и исполнению на детских музыкальных инструментах знакомых народных произведений, и участвовать в музыкальной деятельности вместе с детьми.
    Участники
    • Дети старшей группы,
    • музыкальный руководитель, хореограф,
    • воспитатели,
    • родители.
    Содержание Этапы осуществления проекта:
    1. Подготовительный этап:
      1. Создание технической базы для знакомства с русскими народными музыкальными инструментами (создание презентации, запись звучания этих инструментов).
      2. Беседы «Какие русские народные музыкальные инструменты мы знаем», «Где можно найти нужную информацию?».
      3. Слушание произведений оркестра народных инструментов.
      4. Формулирование проблемных вопросов.
      5. Выдвижение гипотез.
    2. Практическая часть:
      1. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, словари, рассказы взрослых, самостоятельные суждения, интернет).
      2. Показ презентации «Русские народные музыкальные инструменты».
      3. Беседы (русские народные музыкальные инструменты в сказках, загадки о русских народных музыкальных инструментах).
      4. Игра на музыкальных инструментах.
      5. Проведение музыкально-дидактических игр для развития ритмического чувства и тембрового слуха.
      6. Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук.
      7. Игра на детских музыкальных инструментах в оркестре.
    3. Заключительный этап:
      1. Обобщение и систематизация полученных знаний.
      2. Фиксирование результатов полученных знаний (фотографии, слушание оркестра народных инструментов).
      3. Подготовка и проведение презентации.

    Видео: День музыки в детском саду

    Детские музыкальные инструменты своими руками

    Такие поделки легко и просто изготавливать вместе с детьми.

    Маракасы «Ёлочка» и «Цветочек», «Шумельчик» из коробочки

    Материалы и инструменты:

    • большая бутылка из-под детского шампанского,
    • бутылочка поменьше из-под сока,
    • коробочка,
    • наборы цветной и гофрированной бумаги,
    • лист бумаги стандартного формата,
    • фломастеры,
    • простой карандаш,
    • ножницы,
    • клей ПВА,
    • крупа, горох, соль.

    Для шумовых музыкальных инструментов нужны ёмкости, наполнитель и бумага для обклейки

    Пошаговая инструкция:

    1. Подготовить длинную полоску цветной гофрированной бумаги шириной четыре-пять сантиметров, нанести клей и оформить корпус бутылки из-под сока.

      Подготовить длинную полоску цветной гофрированной бумаги шириной четыре-пять сантиметров, нанести клей и оформить корпус бутылки из-под сока

    2. Нарезать из гофрированной бумаги ленточки двух цветов шириной 8 и 10 см, длина зависит от диаметра бутылок. Надрезать с одной стороны ленты полоски.

      Нарезать из гофрированной бумаги полоски двух цветов шириной 8 и 10 см

    3. Нанести полоску клея по краю широкой полоски и приклеить к ней узкую полоску другого цвета.

      Нанести полоску клея по краю широкой полоски и приклеить к ней узкую полоску другого цвета

    4. Подготовить ещё одну полоску для горлышка шириной около шести сантиметров и сделать надрезы аналогичным образом.

      Подготовить ещё одну полоску для горлышка шириной около шести сантиметров и сделать надрезы аналогичным образом

    5. Обклеить корпус большой бутылки начиная с основания, спиралевидным движением обклеить горлышко.

      Обклеить основную часть корпуса бутылки, начиная с основания, спиралевидным движением обклеить горлышко

    6. На бумаге формата А4 нарисовать круг тринадцать-четырнадцать сантиметров (циркулем или обвести готовый шаблон).

      На бумаге формата А-4 нарисовать круг тринадцать-четырнадцать сантиметров (циркулем или обвести готовый шаблон)

    7. Разделить круг на восемь частей, закруглить края внутренних треугольников в форме лепесточков.

      Разделить круг на восемь частей, закруглить края внутренних треугольников в форме лепесточков

    8. Вырезать цветок, нарисовать круглую серединку по размеру горлышка и сделать надрезы по линиям.

      Вырезать цветок, нарисовать круглую серединку по размеру горлышка и сделать надрезы по линиям

    9. Разрисовать две заготовки цветными карандашами или фломастерами (по желанию).

      Разрисовать две заготовки фломастерами или цветными карандашами

    10. Надеть заготовки на горлышко бутылки, насыпать шумовой материал в бутылки.

      Надеть заготовки на горлышко бутылки, насыпать крупу в бутылки

    11. Подготовить яркие цветные полоски шириной три-пять сантиметров и два квадратика, оклеить коробку; одну из тыльных сторон не заклеиваем, оставляем возможность для засыпания крупы в коробочку. Засыпать наполнитель в коробочку.

      Подготовить яркие цветные полоски шириной три-пять сантиметров и два квадратика, оклеить коробку

    12. Закрутить крышки, заделать коробочку: музыкальные игрушки готовы!

      Музыкальные игрушки готовы

    Инструкция:

    1. Майонезные баночки оклеить заготовками из цветной бумаги.
    2. В боковые отверстия продеть яркие ленточки.