Кто написал белую гвардию. Белая гвардия

Роман «Белая гвардия» создавался около 7 лет. Первоначально Булгаков хотел сделать его первой частью трилогии. Писатель начал работу над романом в 1921 г., переехав в Москву, к 1925 г. текст был практически закончен. Ещё раз Булгаков правил роман в 1917-1929 гг. перед публикацией в Париже и Риге, переработав финал.

Варианты названий, рассматриваемые Булгаковым, все связаны с политикой через символику цветов: «Белый крест», «Жёлтый прапор», «Алый мах».

В 1925-1926 гг. Булгаков написал пьесу, в окончательной редакции названную «Дни Турбиных», сюжет и герои которой совпадают с романными. Пьеса поставлена во МХАТе в 1926 г.

Литературное направление и жанр

Роман «Белая гвардия» написан в традициях реалистической литературы 19 в. Булгаков использует традиционный приём и через историю семьи описывает историю целого народа и страны. Благодаря этому роман приобретает черты эпопеи.

Произведение начинается как семейный роман, но постепенно все события получают философское осмысление.

Роман «Белая гвардия» исторический. Автор не ставит перед собой задачу объективно описать политическую ситуацию в Украине в 1918-1919 гг. События изображены тенденциозно, это связано с определённой творческой задачей. Цель Булгакова – показать субъективное восприятие исторического процесса (не революции, но гражданской войны) определённым, близким ему кругом людей. Этот процесс воспринимается как катастрофа, потому что в гражданской войне нет победителей.

Булгаков балансирует на грани трагедийности и фарса, он ироничен и акцентирует внимание на провалах и недостатках, упуская из виду не только положительное (если оно было), но и нейтральное в жизни человека в связи с новыми порядками.

Проблематика

Булгаков в романе уходит от социальных и политических проблем. Его герои – белая гвардия, но к этой же гвардии принадлежит и карьерист Тальберг. Симпатии автора не на стороне белых или красных, а на стороне хороших людей, которые не превращаются в бегущих с корабля крыс, не меняют под влиянием политических перипетий своего мнения.

Таким образом, проблематика романа философская: как в момент вселенской катастрофы остаться человеком, не потерять себя.

Булгаков создаёт миф о прекрасном белом Городе, засыпанном снегом и как бы защищённом им. Писатель задаётся вопросом, от его зависят исторические события, смена власти, которых Булгаков в Киеве в гражданскую войну пережил 14. Булгаков приходит к выводу, что над человеческими судьбами властвуют мифы. Мифом, возникшим на Украине «в тумане страшного восемнадцатого года», он считает Петлюру. Такие мифы порождают лютую ненависть и заставляют одних, поверивших в миф стать его частью без рассуждения, а других, живущих в другом мифе, до смерти бороться за свой.

Каждый из героев переживает крушение своих мифов, а некоторые, как Най-Турс, умирают даже за то, во что уже не верят. Проблема утраты мифа, веры – важнейшая для Булгакова. Для себя он выбирает дом как миф. Жизнь дома всё-таки длиннее, чем человека. И действительно, дом дожил до наших дней.

Сюжет и композиция

В центре композиции – семья Турбиных. Их дом с кремовыми шторами и лампой с зелёным абажуром, которые в сознании писателя всегда ассоциировались с покоем, домашним уютом, похож на Ноев ковчег в бурном житейском море, в вихре событий. В этот ковчег со всего мира сходятся званые и незваные, все единомышленники. В дом вхожи боевые товарищи Алексея: поручик Шервинский, подпоручик Степанов (Карась), Мышлаевский. Здесь они находят морозной зимой кров, стол, тепло. Но главное не это, а надежда, что всё будет хорошо, так необходимая и самому молодому Булгакову, который оказывается в положении своих героев: «Жизнь им перебило на самом рассвете».

События в романе разворачиваются зимой 1918-1919 гг. (51 день). За это время в городе меняется власть: бежит вместе с немцами гетман и входит в город Петлюра, правящий 47 дней, а в конце бегут и петлюровцы под канонаду красноармейцев.

Символика времени очень важна для писателя. События начинаются в день Андрея Первозванного, покровителя Киева (13 декабря), а заканчиваются Сретеньем (в ночь со 2 на 3 декабря). Для Булгакова важен мотив встречи: Петлюры с красной армией, прошлого с будущим, горя с надеждой. Себя же и мир Турбиных он ассоциирует с позицией Симеона, который, взглянув на Христа, не принял участия в волнующих событиях, а остался с Богом в вечности: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко». С тем самым Богом, который в начале романа упоминается Николкой как печальный и загадочный старик, улетающий в чёрное, потрескавшееся небо.

Роман посвящён второй жене Булгакова, Любови Белозерской. У произведения два эпиграфа. Первый описывает буран в «Капитанской дочке» Пушкина , в результате которого герой сбивается с пути и встречается с разбойником Пугачёвым. Этот эпиграф объясняет, что вихрь исторических событий подробен снежному бурану, так что легко запутаться и сбиться с верного пути, не узнать, где хороший человек, а где разбойник.

Зато второй эпиграф из Апокалипсиса предостерегает: все будут судиться по делам. Если ты выбрал неверную дорогу, заблудившись в жизненных бурях, это тебя не оправдывает.

В начале романа 1918 г. называется великим и страшным. В последней, 20 главе Булгаков отмечает, что следующий год был ещё страшней. Первая глава начинается с предзнаменования: высоко над горизонтом стоят пастушеская Венера и красный Марс. Со смерти матери, светлой королевы, в мае 1918 г. начинаются семейные несчастья Турбиных. Задерживается, а потом уезжает Тальберг, появляется обмороженный Мышлаевский, приезжает из Житомира нелепый родственник Лариосик.

Катастрофы становятся всё более разрушительными, они грозят уничтожить не только привычные устои, покой дома, но и сами жизни его обитателей.

Николка был бы убит в бессмысленном сражении, если бы не бесстрашный полковник Най-Турс, сам погибший в таком же безнадёжном бою, от которого защитил, распустив, юнкеров, объяснив им, что гетман, которого они собираются защищать, ночью убежал.

Ранен Алексей, подстреленный петлюровцами, потому что ему не сообщили о роспуске защитного дивизиона. Его спасает незнакомая женщина Юлия Рейсс. Болезнь от ранения переходит в тиф, но Елена вымаливает у Богородицы, Заступницы жизнь брата, отдавая за неё счастье с Тальбергом.

Даже Василиса переживает набег бандитов и лишается своих сбережений. Эта неприятность для Турбиных вообще не горе, но, по словам Лариосика, «у каждого своё горе».

Горе приходит и к Николке. И оно не в том, что бандиты, подсмотрев, как Николка прячет кольт Най-Турса, воруют его и им же угрожают Василисе. Николка сталкивается со смертью лицом к лицу и избегает её, а бесстрашный Най-Турс погибает, и на Николкины плечи ложится обязанность сообщить о гибели его матери и сестре, найти и опознать тело.

Роман заканчивается надеждой на то, что и новая сила, вступающая в Город, не разрушит идиллии дома на Алексеевском спуске 13, где волшебная печка, которая грела и растила детей Турбиных, теперь служит им взрослым, а единственная оставшаяся на её изразцах надпись сообщает рукой друга, что для Лены взяты билеты на Аид (в ад). Таким образом, надежда в финале смешивается с безнадёжностью для конкретного человека.

Выводя роман из исторического пласта во вселенский, Булгаков даёт надежду всем читателям, потому что пройдёт голод, пройдут страдания и муки, а звёзды, на которые и нужно смотреть, останутся. Писатель обращает читателя к истинным ценностям.

Герои романа

Главный герой и старший брат - 28-летний Алексей.

Он слабый человек, «человек-тряпка», а на его плечи ложится забота обо всех членах семьи. Он не имеет хватки военного, хотя и принадлежит к белой гвардии. Алексей – военный врач. Его душу Булгаков называет сумрачной, такой, которая любит больше всего женские глаза. Этот образ в романе автобиографичен.

Алексей рассеянный, за это чуть не поплатился жизнью, сняв с одежды все отличия офицера, но забыв о кокарде, по которой его и узнали петлюровцы. Кризис и умирание Алексея приходится на 24 декабря, Рождество. Пережив смерть и новое рождение через ранение и болезнь, «воскресший» Алексей Турбин становится другим человеком, глаза его «навсегда стали неулыбчивыми и мрачными».

Елене 24 года. Мышлаевский называет её ясной, Булгаков зовёт рыжеватой, её светящиеся волосы подобны короне. Если маму в романе Булгаков называет светлой королевой, то Елена больше похожа на божество или жрицу, хранительницу домашнего очага и самой семьи. Булгаков писал Елену со своей сестры Вари.

Николке Турбину 17 с половиной лет. Он юнкер. С началом революции училища прекратили своё существование. Их выброшенные ученики называются искалеченными, не детьми и не взрослыми, не военными и не штатскими.

Най-Турс представляется Николке человеком с железным лицом, простым и мужественным. Это человек, который не умеет ни приспосабливаться, ни искать личной выгоды. Он умирает, исполнив свой долг военного.

Капитан Тальберг – муж Елены, красавец. Он старался подстроиться к быстро меняющимся событиям: как член революционного военного комитета он арестовывал генерала Петрова, стал частью «оперетки с большим кровопролитием», выбирал «гетмана всея Украины», так что должен был убежать с немцами, предав Елену. В конце романа Елена от подруги узнаёт, что Тальберг предал её ещё раз и собирается жениться.

Василиса (домовладелец инженер Василий Лисович) занимал первый этаж. Он – отрицательный герой, стяжатель. По ночам он прячет в тайник в стене деньги. Внешне похож на Тараса Бульбу. Найдя фальшивые деньги, Василиса придумывает, как он их пристроит.

Василиса, в сущности, несчастный человек. Ему самому тягостно экономить и наживаться. Жена его Ванда крива, волосы её желты, локти костлявые, ноги сухие. Тошно жить Василисе с такой женой на свете.

Стилистические особенности

Дом в романе – один из героев. С ним связана надежда Турбиных выжить, выстоять и даже быть счастливыми. Тальберг, не ставший частью семьи Турбиных, разоряет своё гнездо, уезжая с немцами, поэтому сразу теряет защиту турбинского дома.

Таким же живым героем выступает Город. Булгаков умышленно не называет Киев, хотя все названия в Городе киевские, немного переделанные (Алексеевский спуск вместо Андреевского, Мало-Провальная вместо Малоподвальной). Город живёт, дымится и шумит, «как многоярусные соты».

В тексте много литературных и культурных реминисценций. Город у читателя ассоциируется и с Римом времён заката римской цивилизации, и с вечным городом Иерусалимом.

Момент подготовки юнкеров к защите города связывается с Бородинской битвой, которая так и не наступает.

«Белая гвардия»

(Роман)

Пересказ.

Страшный 1918 г. Умерла мать Алексея, Елены и Ни­колки. Алексей Васильевич Турбин — молодой врач, 28 лет. Его сестра Елена замужем за капитаном Тальбергом, а Николке — семнадцать с половиной лет. Старший Турбин раз­говаривает о жизни со священником Александром, кото­рый читает ему книгу Откровений, описания апокалипсиса.

Елена ждет своего мужа, но появляется Виктор Мыш­лаевский. Он рассказывает о беспорядках в городе, о появ­лении Петлюры. Приезжает Тальберг, предлагает бежать, уезжает. Елена отлично его знала. Он был первым из членов революционного военного комитета. Затем после цепи зна­менательных событий он называет все происходящее опере­ткой. Елена остается в городе, Тальберг уезжает.

Василий Иванович Лисович (Василиса) вскрывает свои тайники.

В гостях у Турбиных подпоручик Степанов, он же Ка­рась. Он, Шервинский, Турбин разговаривают о смерти им­ператора. Елена переживает разлуку с мужем.

Почти все дома оккупированы новой властью — боль­шевиками. Большевиков все ругали и боялись, ненавидели их. В городе были офицеры с бывшего фронта и юнкера. Из­бирают гетмана. Город стоит между двумя силами — немца­ми и большевиками.

Появляется третья сила. С Лысой Горы спускается вой­ско Петлюры. «Петлюра, Петлюра — запрыгало со стен. Го­род застыл в незнании».

Мышлаевский и Турбин поступают в распоряжение полковника. Мышлаевский подготавливает юнкеров Алексеевского училища. Немцы в городе поддерживают комен­дантский час.

Полковник Малышев предлагает всему составу своей армии скрыться. Его хотят арестовать, но он говорит о пре­дательстве гетмана. Юнкера и офицеры расходятся.

Полковник петлюровской армии Козырь-Ляшко повел войско на город, с другой стороны туда же продвигается полковник Торопец. Юнкера выступают против полковни­ка Болоботуна. Шполянский отрицает и Петлюру, и гетма­на. Он проводит ночь с Юлией, а через 2 дня вместе с меха­ником и Щуром способствует поломке машин. После этого они исчезают из поля зрения гетманских капитанов.

Полковник Най-Турс давит на генерала и получает одежду на свое подразделение. Най-Турс ведет юнкеров в бой, и Николка Турбин с командой идет к нему на по­мощь.

Алексей Турбин попадает в городскую неразбериху, встречается с Малышевым. После того как они узнают о за­хвате города Петлюрой, срывают с себя погоны, жгут их вместе с документами. Оба пытаются бежать.

Най-Турс также предлагает единственный путь к спа­сению молодых юнкеров — побег. Его ранят, он умирает на руках у Николки. Николка забирает кольт Най-Турса и бежит домой. Все ворота заперты, Николка добирается до дома окольными путями.

В доме Турбиных все переживают за Алексея. Он не вернулся, и домашние предполагают самое страшное — смерть. Приходит Лариосик, вместе с ним — раненый Алек­сей. Елена вызывает доктора.

Лариосик дает Елене деньги. Ему чрезвычайно нра­вятся Турбины, и чтобы показать это в действии, он помо­гает им обустраивать жилище. У Турбина-старшего тем­пература, и он, будучи доктором, сам ставит себе диагноз. Турбин забывается в бреду, Елена очень беспокоится за брата.

Лариосик и Николка решили спрятать коробку с нага­ном Най-Турса и погонами Николки и Алексея за окном, на шпагате.

Ванда, жена Лисовича, забегала к Турбиным, ей сказа­ли, что у Алексея тиф. Турбин лежит в бреду. Он был ранен петлюровцами. Его спасла женщина, которая оказывает ему помощь в обработке ран. Они знакомятся, он узнает, что ее зовут Юлия Александровна Рейс. Она замужем, но одинока. Утром она отвозит его домой.

В дом Турбиных возвращается Мышлаевский. Он, Шер­винский, Карась, Лариосик играют в карты. Но к ним в ком­нату врывается Лисович — с безумными глазами, ужасный.

Василиса рассказывает свою историю. Был обычный ве­чер, он с женой прятал деньги и ценные бумаги под стол.

Неожиданно к ним пришли трое с обыском, они искали тай­ники, и в доме воцарился хаос. Отнимают все — ботинки, ценные бумаги, затем требуют расписку, что все это он от­дал сам. После такого мародерства Василиса долго не может прийти в себя и бросается к офицерам за поддержкой.

После рассказа Василисы Николка обнаруживает про­пажу револьвера. Мышлаевский, Николка, Лариосик зако­лачивают чердак, Василиса обнаруживает живейший инте­рес к происходящему. Все вместе садятся ужинать, Ванда накрывает шикарный стол.

В соборе Софии собирается крестный ход на Москву. На площади перед собором происходит парад Петлюры. Никто из присутствующих на площади точно не знает, где Петлю­ра, что он делает, в России ли он.

Николка ищет дом Най-Турса, сообщает неприятное из­вестие матери полковника. Ирина, сестра Най-Турса, едет с ним на поиски трупа. Поиски венчаются успехом, Най- Турса с венцом на голове хоронят в часовне, по обычаю.

Турбин медленно умирает. Елена обращается с мо­литвой к Богу, к Богоматери-заступнице. Алексей вы­жил, возобновил врачебную практику на дому. К нему приходит человек, который болеет венерическим заболе­ванием, и повторяет те же слова из Священного Писания, которые когда-то говорил Алексею отец Александр: «Тре­тий ангел вылил чашу крови в источники вод, и сдела­лась кровь».

История создания романа Булгакова «Белая гвардия»

Роман “Белая гвардия” впервые опубликован (не полностью) в России, в 1924 году. Полностью — в Париже: том первый — 1927 год, том второй — 1929 год. “Белая гвардия” — во многом автобиографический роман, основанный на личных впечатлениях писателя о Киеве конца 1918 — начала 1919 года.



Семья Турбиных — это в значительной степени семья Булгаковых. Турбины — девичья фамилия бабушки Булгакова со стороны матери. “Белая гвардия” была начата в 1922 г., после смерти матери писателя. Рукописи романа не сохранились. По свидетельству перепечатывавшей роман машинистки Раабен, первоначально “Белая гвардия” мыслилась как трилогия. В качестве возможных названий романов предполагавшейся трилогии фигурировали “Полночный крест” и “Белый крест”. Прототипами героев романа стали киевские друзья и знакомые Булгакова.


Так, поручик Виктор Викторович Мышлаевскии списан с друга детства Николая Николаевича Сигаевского. Прототипом поручика Шервинского послужил еще один друг юности Булгакова — Юрий Леонидович Гладыревский, певец-любитель. В “Белой гвардии” Булгаков стремится показать народ и интеллигенцию в пламени гражданской войны на Украине. Главный герой, Алексей Турбин, хоть и явно автобиографичен, но, в отличие от писателя, не земский врач, только формально числившийся на военной службе, а настоящий военный медик, много повидавший и переживший за годы мировой войны. В романе противопоставлены две группы офицеров — те, кто “ненавидит большевиков ненавистью горячей и прямой, той, которая может двинуть в драку” и “вернувшимся с воины в насиженные с той мыслью, как и Алексей Турбин, — отдыхать и устраивать заново не военную, а обыкновенную человеческую жизнь”.


Булгаков социологически точно показывает массовые движения эпохи. Он демонстрирует вековую ненависть крестьян к помещикам и офицерам, и только что возникшую, но не менее глубокую ненависть к "оккупантам. Все это и питало восстание, поднятое против становления гетмана Скоропадского, лидера украинского национального движения Петлюры. Булгаков называл одной из главных черт своего творчества в “Белой гвардии” упорное изображение русской интеллигенции, как лучшего слоя в наглей стране.


В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею исторической судьбы брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях “Войны и мира”. “Белая гвардия” — марксистская критика 20-х годов: “Да, талант Булгакова был именно не столь глубок, сколь блестящ, и талант был большой... И все же произведения Булгакова ненародны. В них нет ничего, что затрагивало народ в целом. Есть толпа загадочная и жестокая”. Талант Булгакова не был проникнут интересом к народу, к его жизни, его радости и горести по Булгакову узнать нельзя.

М.А. Булгаков дважды, в двух разных своих произведениях, вспоминает, как начиналась его работа над романом "Белая гвардия" (1925). Герой «Театрального романа» Максудов рассказывает: «Он зародился ночью, когда я проснулся после грустного сна. Мне снился родной город, снег, зима, Гражданская война... Во сне прошла передо мной беззвучная вьюга, а затем появился старенький рояль и возле него люди, которых уже нет на свете». В повести «Тайному другу» содержатся иные подробности: «Я притянул насколько возможно мою казарменную лампу к столу и поверх ее зеленого колпака надел колпак из розовой бумаги, отчего бумага ожила. На ней я выписал слова: “И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими”. Затем стал писать, не зная еще хорошо, что из этого выйдет. Помнится, мне очень хотелось передать, как хорошо, когда дома тепло, часы, бьющие башенным боем в столовой, сонную дрему в постели, книги и мороз...» С таким настроением Булгаков приступил к созданию нового романа.


Роман "Белая гвардия", важнейшую для русской литературы книгу, Михаил Афанасьевич Булгаков начал писать в 1822 году.

В 1922-1924 годах Булгаков писал статьи для газеты «Накануне», постоянно публиковался в газете железнодорожников «Гудок», где познакомился с И. Бабелем, И. Ильфом, Е. Петровым, В. Катаевым, Ю. Олешей. По свидетельству самого Булгакова, замысел романа "Белая гвардия" окончательно оформился в 1922 году. В это время произошло несколько важных событий его личной жизни: в течение первых трех месяцев этого года он получил известие о судьбе братьев, которых никогда больше не видел, и телеграмму о скоропостижной смерти матери от сыпного тифа. В этот период страшные впечатления киевских лет получили дополнительный импульс для воплощения в творчестве.


Согласно воспоминаниям современников, Булгаков планировал создать целую трилогию, и говорил о любимой книге так: «Свой роман считаю неудавшимся, хотя выделяю из своих других вещей, т.к. к замыслу относился очень серьезно». И то, что мы сейчас именуем «Белой гвардией», задумывалось как первая часть трилогии и первоначально носило названия «Желтый прапор», «Полночный крест» и «Белый крест»: «Действие второй части должно происходить на Дону, а в третьей части Мышлаевский окажется в рядах Красной Армии». Приметы этого замысла можно найти в тексте "Белой гвардии". Но Булгаков не стал писать трилогию, предоставив это графу А.Н. Толстому («Хождение по мукам»). И тема «бега», эмиграции, в "Белой гвардии" лишь намечена в истории отъезда Тальберга и в эпизоде чтения бунинского «Господина из Сан-Франциско».


Роман создавался в эпоху наибольшей материальной нужды. Писатель работал ночами в нетопленой комнате, работал порывисто и увлеченно, страшно уставал: «Третья жизнь. И третья жизнь моя цвела у письменного стола. Груда листов все пухла. Писал я и карандашом, и чернилами». Впоследствии автор не раз возвращался к любимому роману, заново переживая прошлое. В одной из записей, относящихся к 1923 году, Булгаков отметил: «А роман я допишу, и, смею уверить, это будет такой роман, от которого небу станет жарко...» А в 1925 году он писал: «Ужасно будет жаль, если я заблуждаюсь и “Белая гвардия” не сильная вещь». 31 августа 1923 года Булгаков сообщал Ю. Слезкину: «Роман я кончил, но он еще не переписан, лежит грудой, над которой я много думаю. Кой-что поправляю». Это был черновой вариант текста, о котором говорится в «Театральном романе»: «Роман надо долго править. Нужно перечеркивать многие места, заменять сотни слов другими. Большая, но необходимая работа!» Булгаков не был доволен своей работой, перечеркивал десятки страниц, создавал новые редакции и варианты. Но в начале 1924 года уже читал отрывки "Белой гвардии" у писателя С. Заяицкого и у своих новых друзей Ляминых, считая книгу законченной.

Первое известное упоминание о завершении работы над романом относится к марту 1924 года. Роман печатался в 4-й и 5-й книжках журнала «Россия» за 1925 год. А 6-й номер с заключительной частью романа не вышел. По предположению исследователей, роман "Белая гвардия" дописывался уже после премьеры «Дней Турбиных» (1926) и создания «Бега» (1928). Текст последней трети романа, выправленный автором, вышел в 1929 году в парижском издательстве «Concorde». Полный текст романа был опубликован в Париже: том первый (1927), том второй (1929).

Из-за того, что в СССР "Белая гвардия" не была закончена публикацией, а зарубежные издания конца 20-х годов были малодоступны на родине писателя, первый булгаковский роман не удостоился особого внимания прессы. Известный критик А. Воронский (1884-1937) в конце 1925 года "Белую гвардию" вместе с «Роковыми яйцами» назвал произведениями «выдающегося литературного качества». Ответом на это высказывание явился резкий выпад главы Российской Ассоциации Пролетарских Писателей (РАПП) Л. Авербаха (1903-1939) в рапповском органе - журнале «На литературном посту». Позднее постановка по мотивам романа "Белая гвардия" пьесы «Дни Турбиных» во МХАТе осенью 1926 года переключила внимание критики на это произведение, и о са- мом романе забыли.


К. Станиславский, беспокоясь о прохождении через цензуру «Дней Турбиных», первоначально названных, как и роман, "Белая гвардия", настоятельно советовал Булгакову отказаться от эпитета «белая», который многим казался откровенно враждебным. Но писатель дорожил именно этим словом. Он согласен был и на «крест», и на «декабрь», и на «буран» вместо «гвардия», но определением «белая» поступаться не хотел, видя в нем знак особой нравственной чистоты любимых героев, их принадлежности к русской интеллигенции как части лучшего слоя в стране.

"Белая гвардия" - во многом автобиографический роман, основанный на личных впечатлениях писателя о Киеве конца 1918 - начала 1919 года. В членах семьи Турбиных отразились характерные черты родственников Булгакова. Турбины - девичья фамилия бабушки Булгакова со стороны матери. Рукописи романа не сохранились. Прототипами героев романа стали киевские друзья и знакомые Булгакова. Поручик Виктор Викторович Мышлаевский списан с друга детства Николая Николаевича Сынгаевского.

Прототипом поручика Шервинского послужил еще один друг юности Булгакова - Юрий Леонидович Гладыревский, певец-любитель (это качество перешло и персонажу), служивший в войсках гетмана Павла Петровича Скоропадского (1873-1945), но не адъютантом. Потом он эмигрировал. Прототипом Елены Тальберг (Турбиной) послужила сестра Булгакова - Варвара Афанасьевна. Капитан Тальберг, ее муж, имеет много общих черт с мужем Варвары Афанасьевны Булгаковой, Леонидом Сергеевичем Карума (1888-1968), немцем по происхождению, кадровым офицером, служившим вначале Скоропадскому, а потом большевикам.

Прототипом Николки Турбина стал один из братьев М.А. Булгакова. Вторая жена писателя Любовь Евгеньевна Белозерская-Булгакова в книге «Воспоминания» писала: «Один из братьев Михаил Афанасьевича (Николай) был тоже врачом. Вот на личности младшего брата, Николая, мне и хочется остановиться. Сердцу моему всегда был мил благородный и уютный человечек Николка Турбин (особенно по роману “Белая гвардия”. В пьесе “Дни Турбиных” он гораздо более схематичен.). В жизни мне Николая Афанасьевича Булгакова увидеть так и не удалось. Это младший представитель облюбованной в булгаковской семье профессии - доктор медицины, бактериолог, ученый и исследователь, умерший в Париже в 1966 году. Он учился в Загребском университете и там же был оставлен при кафедре бактериологии».

Роман создавался в сложное для страны время. Молодая Советская Россия, не имевшая регулярной армии, оказалась втянутой в Гражданскую войну. Сбылись мечты гетмана-изменника Мазепы, чье имя не случайно упомянуто в романе Булгакова. В основе "Белой гвардии" лежат события, связанные с последствиями Брестского договора, в соответствии с которым Украину признали независимым государством, была создана «Украинская держава» во главе с гетманом Скоропадским, и «за границу» бросились беженцы со всей России. Булгаков в романе ясно описал их социальный статус.

Философ Сергей Булгаков, двоюродный дядя писателя, в книге «На пиру богов» описал гибель родины следующим образом: «Была могучая держава, нужная друзьям, страшная недругам, а теперь - это гниющая падаль, от которой отваливается кусок за куском на радость слетевшемуся воронью. На месте шестой части света оказалась зловонная, зияющая дыра...» Михаил Афанасьевич был во многом согласен с дядей. И не случайно, эта страшная картина отражена в статье М.А. Булгакова «Горячие перспективы» (1919). Об этом же говорит Студзинский в пьесе «Дни Турбиных»: «Была у нас Россия - великая держава...» Так для Булгакова, оптимиста и талантливого сатирика, отчаяние и скорбь стали отправными точками в создании книги надежды. Именно такое определение как нельзя более точно отражает содержание романа "Белая гвардия". В книге «На пиру богов» писателю более близкой и интересной показалась другая мысль: «От того, как самоопределится интеллигенция, зависит во многом, чем станет Россия». Ответ на этот вопрос мучительно ищут герои Булгакова.

В "Белой гвардии" Булгаков стремился показать народ и интеллигенцию в пламени Гражданской войны на Украине. Главный герой, Алексей Турбин, хоть и явно автобиографичен, но, в отличие от писателя, не земский врач, только формально числившийся на военной службе, а настоящий военный медик, много повидавший и переживший за годы Мировой войны. Многое сближает автора с его героем, и спокойное мужество, и вера в старую Россию, а главное - мечта о мирной жизни.

«Героев своих надо любить; если этого не будет, не советую никому браться за перо - вы получите крупнейшие неприятности, так и знайте», - сказано в «Театральном романе», и это главный закон творчества Булгакова. В романе "Белая гвардия" он говорит о белых офицерах и интеллигенции как об обыкновенных людях, раскрывает их молодой мир души, обаяние, ум и силу, показывает врагов живыми людьми.

Литературная общественность отказывалась признать достоинство романа. Из почти трехсот отзывов Булгаков насчитал только три положительных, а остальные отнес к разряду «враждебно-ругательных». В адрес писателя звучали грубые отзывы. В одной из статей Булгакова называли «новобуржуазным отродием, брызжущим отравленной, но бессильной слюной на рабочий класс, на его коммунистические идеалы».

«Классовая неправда», «циничная попытка идеализировать белогвардейщину», «попытка примирить читателя с монархическим, черносотенным офицерством», «скрытая контрреволюционность» - вот далеко не полный перечень характеристик, какими наделяли "Белую гвардию" те, кто считал, что главным в литературе является политическая позиция писателя, его отношение к «белым» и «красным».

Один из главных мотивов "Белой гвардии" - это вера в жизнь, ее победительную силу. Потому эта книга, несколько десятилетий считавшаяся запрещенной, обрела своего читателя, обрела вторую жизнь во всем богатстве и блеске булгаковского живого слова. Совершенно справедливо заметил писатель-киевлянин Виктор Некрасов, прочитавший в 60-е годы "Белую гвардию": «Ничто, оказывается, не померкло, ничто не устарело. Как будто и не было этих сорока лет... на наших глазах произошло явное чудо, в литературе случающееся очень редко и далеко не со всеми, — произошло второе рождение». Жизнь героев романа продолжается и сегодня, но уже в ином русле.

http://www.litra.ru/composition/get/coid/00023601184864125638/wo

http://www.licey.net/lit/guard/history

Иллюстрации:

Полный вариант 10-15 часов (≈190 страниц А4), краткое содержание 10-15 минут.

Главные герои

Алексей Васильевич Турбин, Елена Турбина-Тальберг, Николка

Второстепенные персонажи

Виктор Викторович Мышлаевский, Леонид Юрьевич Шервинский, Федор Николаевич Степанов (Карась), Сергей Иванович Тальберг, отец Александр, Василий Иванович Лисович (Василиса), Ларион Ларионович Суржанский (Лариосик), Полковник Феликс Най-Турс

Часть 1

Главы 1-3

Действие романа начинается в декабре тысяча девятьсот восемнадцатого года. Умерла мать троих Турбиных – Алексея, Елены и Николки. Алексею двадцать восемь лет, и он врач; Елене двадцать четыре года, она – жена капитана Сергея Ивановича Тальберга, а Николка еще довольно юн: ему семнадцать с половиной лет. Мать умерла в ту самую неделю, когда Алексей вернулся в родной город на Украине после долгих и трудных походов. Два брата и сестра были будто бы оглушены кончиной родного человека. Они похоронили мать на кладбище рядом с давно умершим отцом-профессором.

Турбины живут в доме под номером 13 по Алексеевскому спуску; все вещи в нем знакомы им с самого детства. Вот печка, на которой – множество рисунков, сделанных Турбиными и их друзьями; вот лампа из бронзы, а вот – шторы кремового цвета. В шкафу стоят книги: «Капитанская дочка», «Война и мир»… Это все осталось им от матери; ослабевшая и задыхавшаяся, она сказала детям: «Дружно…живите». Но их жизнь оказалась сломленной в самом ее расцвете.

Турбины сидят в столовой; там довольно уютно и жарко. Однако в Городе неспокойно; издалека доносятся звуки выстрелов. Елена переживает о своем муже, который еще не пришел домой. Николка недоумевает: почему стреляют так близко? Елена боится, что их бросили на произвол судьбы. Два брата и сестра думают, сможет ли Петлюра войти в город, и почему до сих пор не пришли союзники.

Через некоторое время в дверь постучали. Пришел поручик Виктор Викторович Мышлаевский; он, сильно замерзший, попросил остаться на ночлег. Он рассказал, что целые сутки провел на морозе без валенок и в легкой одежде, защищая Город. Смена – двести юнкеров, которыми командовал полковник Най-Турс – подоспела только в два часа дня. Два человека замерзли до смерти; двоим нужно ампутировать ноги. Елена, представляя, что ее мужа убили, плачет.

Тут возвращается Тальберг, служащий в гетмановском военном министерстве. Алексей и Николай не любят его, потому что ощущают в его поведении некоторую неискренность, фальшь. Тальберг сообщает, что на конвоируемый им поезд с деньгами напал «неизвестно кто». Когда они с Еленой удаляются на свою половину, Тальберг говорит, что ему необходимо срочно бежать из Города, так как скоро туда может прийти Петлюра. Жена собирает для него чемодан; Тальберг не берет ее с собой «на скитания и неизвестность». Елена спрашивает мужа, почему он не рассказал ее братьям о предательстве немцев, и он пообещал сделать это перед отъездом. Во время прощания с мужем Елена заплакала, но, будучи сильной женщиной, быстро успокоилась. Тальберг выполнил данное ей обещание, поговорив с ее братьями, после чего убежал из Города с немцами.

Ночью в квартире, расположенной этажом ниже, Василий Иванович Лисович, которого все называют Василисой (так как с начала 1918 года он на всех документах подписывается как «Вас. Лис.») прятал пачку денег в тайник под обоями. У него было три тайника. За действиями Василисы с дерева смотрела оборванная волчья фигура. Когда Василиса лег спать, ему приснилось, что воры обнаружили его тайник, а валет червей в упор выстрелил в него. Он с криком проснулся, но в доме было тихо: лишь из квартиры Турбиных доносились звуки гитары.

К Турбиным в гости пришли друзья: Леонид Иванович Шервинский – адъютант в штабе князя Белорукова, принесший розы Елене; подпоручик Степанов по прозвищу «карась». Также в квартире находится Мышлаевский. Карась говорит, что всем необходимо идти драться. Шервинский был влюблен в Елену и поэтому обрадовался исчезновению Тальберга. Он обладает восхитительным голосом и мечтает после войны петь в Большом театре в Москве или в la Scala.

Друзья говорят о положении в Городе. Алексей возмущается и говорит, что гетмана, запретившего сформировать русскую армию, нужно повесить. Он хочет записаться в дивизион Малышева врачом, а если не выйдет – то и простым рядовым. По мнению Алексея, в городе можно было бы набрать в армию пятьдесят тысяч человек, и тогда в Малороссии не было бы никакого Петлюры.

Вскоре все отправились спать. Елена долго не могла заснуть, думает над поступком Тальберга; она пытается оправдать его, но понимает, что в ее душе нет уважения к этому человеку. Алексей тоже размышляет над этим, считая Тальберга мерзавцем, у которого отсутствует понятие чести. Когда он заснул, ему приснился невысокий кошмар в клетчатых брюках, сказавший: «Святая Русь — страна деревянная, нищая и… опасная, а русскому человеку честь — только лишнее бремя». Алексей решил застрелить его, но тот исчез. Потом Турбин увидел во сне Город.

Главы 4-5

Зимой 1918 года жизнь в Городе изменилась: в него ежедневно прибывали все новые и новые люди – журналисты, актрисы, банкиры, поэты… Все они бежали в Город из Петербурга и Москвы. Ночью на окраинах города были слышны выстрелы.

Все люди, живущие в Городе, ненавидели большевиков. Появление гетмана держалось на немцах. Но жители Города не знали о расправах, учиняемых немцами над крестьянами, а когда узнали, такие, как Василиса, сказали: «Вот будут они помнить революцию! Выучат их немцы».

В сентябре гетмановское правительство выпустило из тюрьмы Семена Васильевича Петлюру, прошлое которого было сокрыто мраком. Это был миф, созданный на Украине в 1918 году. Также была ненависть. В Городе было четыреста тысяч немцев и во много раз больше мужиков, сердца которых были наполнены злостью, порождаемой отобранным хлебом и реквизированными лошадьми. Причиной был не Петлюра: если бы не было его, был бы кто-то иной. Немцы оставляют Украину; это означало, что кто-то поплатится жизнью, и вряд ли это будут те, кто убежал из Города.

Алексею Турбину приснился рай, в котором он увидел полковника Най-Турса в виде рыцаря и вахмистра Жилина, которого убили два года назад. Жилин сказал, что всем большевикам, которых убьют в двадцатом году под Перекопом, хватит места в раю. Турбин попросился врачом в его бригаду; вахмистр согласился, и Алексей проснулся.

В ноябре отовсюду было слышно слово «Петлюра», произносимое немцами как «Пэттура». Он наступал на Город.

Главы 6-7

На окне здания, которое раньше было магазином «Парижский шик», висел плакат с призывом записываться добровольцами в мортирный дивизион. В полдень Турбин пришел сюда вместе с Мышлаевским; Алексея зачислили в дивизион полковника Малышева лекарем, а Виктора – командиром четвертого взвода. Дивизион должен был защищать Город и гетмана от Петлюры. Турбину сказали явиться на плац Александровской гимназии по прошествии часа. По дороге туда он купил газету «Вести», где было написано, что войска Петлюры скоро потерпят поражение из-за царящего в них развала. На Владимирской улице Алексею повстречалась похоронная процессия: хоронили офицеров, тела которых были изуродованы мужиками и петлюровцами. В толпе кто-то сказал: «Так им и треба». В порыве злости Турбин схватил говорящего за рукав с намерением застрелить, но понял, что это был не тот человек. Алексей сунул скомканные «Вести» под нос мальчишке-газетчику: «Вот тебе вести. Вот тебе. Сволочь!». После этого ему стало стыдно, и он побежал на плац гимназии.

В этой гимназии Алексей проучился восемь лет, и столько же времени он не видел этого здания. Мужчина ощутил непонятный страх. Во время обучения в жизни происходило много грустного и веселого, отчаянного и нелепого… Где же это все теперь?

Началось поспешное учение. Турбин стал давать инструкции фельдшерам-студентам, а Мышлаевский учил юнкеров правильно пользоваться винтовкой. Полковник приказал всем на ночь разойтись по домам. Малышев поприветствовал дивизион; Алексей вновь вспомнил о годах учебы в гимназии. Он заметил Максима – старого сторожа гимназии. Турбин хотел его догнать, но сдержался.

Ночью из дворца в немецкий госпиталь под именем майора фон Шратто повезли человека, с головы до ног обмотанного бинтами: говорилось, что он нечаянно нанес себе ранение в шею. В пятом часу утра в штаб полковника Малышева пришло сообщение из дворца, а в семь полковник объявил дивизиону, что ночью государственное положение Украины кардинально изменилось, в связи с чем дивизион будет распущен. Часть офицеров решила, что Малышев – изменник, и тогда ему пришлось сказать: гетман бежал из Города вместе с генералом Белоруковым, командующим армией. Мышлаевский хотел сжечь гимназию, но Малышев сказал, что это бессмысленно – вскоре Петлюра получит нечто более ценное: множество жизней, которые не удастся спасти.

Часть 2

Главы 8-9

Войска Петлюры окружили Город в середине декабря тысяча девятьсот восемнадцатого года. Однако в Городе этого еще не знали. Полковник Щеткин отсутствовал в штабе: штаба не было, равно как и адъютантов. Вокруг Города все было окутано шумом выстрелов, но люди внутри него продолжали жить, как раньше. Вскоре появился никому не известный полковник Болботун; его полк вошел в Город без всяких трудностей. Он натолкнулся на сопротивление только у Николаевского конного училища; там был пулемет, четыре офицера и тридцать юнкеров. Из-за измены в броневом дивизионе помощь оказал лишь один броневик; если бы пришли все четыре, Болботуна можно было бы одолеть. Михаил Семенович Шполянский, оказавшийся изменником, решил, что нет смысла защищать гетмана.

Главы 10-11

Юнкеры под командованием полковника Най-Турса охраняли Политехническое шоссе. Увидев противника, они начали сражение с ним; полковник послал трех юнкеров на разведку, и те доложили, что гетманских частей нигде нет. Най-Турс понял, что их оставили на верную смерть; он отдал юнкерам никогда не слыханную ими команду – срывать с себя погоны и бежать. Тем временем Николай Турбин, командующий первой пехотной дружиной в составе двадцати восьми человек, получил приказ вывести дружину на улицу, в подкрепление к третьему отряду.

Алексей пришел к своему дивизиону, еще не зная, что тот распущен. Он нашел полковника Малышева, когда тот сжигал документы в печи. Услышав звук пулеметной стрельбы, Малышев посоветовал Турбину снимать погоны и убегать, после чего скрылся. Алексей кинул свои погоны в огонь и выбежал во двор.

Николай Турбин с дружиной ждали третий отряд; через некоторое время тот появился – юнкеры убегали, разрывая свои документы и погоны. Полковник Най-Турс сорвал погоны с Николки и приказал его дружине спасаться бегством, но гордость не позволяла бежать младшему Турбину. Полковник остался прикрывать отход юнкеров; его убили на глазах у Николки. Оставшись один, юноша побежал по пути, указанному ему Най-Турсом. Он вернулся домой уже затемно. Елена сказала ему, что Алексей не пришел; женщине кажется, что брата убили. Николка собрался дожидаться Алексея, но заснул. Он увидел кошмар: сначала его звала Елена, потом появилась клетка с канарейкой, назвавшейся родственником из Житомира. Когда юноша проснулся, он увидел раненого брата, находящегося без сознания. Через несколько минут он уже бежал за врачом.

Часть 3

Главы 12-16

Когда Алексей приходит в себя, Елена сообщает ему о том, что происходило в доме в последнее время. Незадолго до того, как какая-то женщина привезла раненого Алексея, к ней пришел племянник Тальберга, Лариосик. Ему изменила жена, он одиннадцать дней добирался до них из Житомира, а на его поезд напали бандиты. Лариосик попросился пожить у Турбиных. Елена говорит, что никогда не видела таких балбесов: он разбил их синий сервиз.

Алексей вскоре начинает бредить; у него поднимается температура. Николка находит его оружие, которое теперь нужно спрятать. Он подвесил коробку с браунингом и погонами брата и кольтом Най-Турса в щель между двумя сходящимися домами. Соседям решили говорить, что у Алексея тиф.

В бреду Алексей заново переживает произошедшие события. Он пришел на плац, потом пошел к магазину мадам Анжу, где увидел полковника Малышева. После этого он вышел на Владимирскую улицу; с Крещатика в его сторону шли петлюровцы. Они погнались за Алексеем, увидев его. Он был ранен и почти пойман, когда из калитки к нему подошла женщина, согласившаяся спрятать его у себя. Женщину звали Юлия Александровна Рейсс.

Около девяти утра извозчик привез к дому номер тринадцать по Алексеевскому спуску двух пассажиров: бледного мужчину в черной одежде и женщину.

На следующий день, вечером, к Турбиным пришли Мышлаевский, Карась и Шервинский. Они установили, что у Алексея и правда сыпной тиф.

Офицеры рассуждали о предательстве, о петлюровцах, о полковнике Най-Турсе. Тут они услышали доносящийся снизу шум: смех Василисы, голос его супруги Ванды. Вскоре раздался звонок: с некоторым опозданием пришла телеграмма от матери Лариосика. Затем пришел испуганный Василиса. Его ограбили, забрав все из тайников. По рассказу Василисы, один пистолет был черный, а второй – маленький и с цепочкой. Услышав это, Николка побежал к окну в своей комнате: коробки с оружием в тайнике не было.

Войска Петлюры казались бесконечными; кони были сытыми и крупными, а всадники – храбрыми. Петлюровцы собирались на парад, на площадь старой Софии. Николка Турбин тоже пришел на площадь. Внезапно в Рыльском переулке раздался взрыв. Началась паника; люди наперебой побежали с площади.

Главы 17-18

Николай Турбин три дня думал об одном деле. Узнав адрес Най-Турса, он пришел туда и встретился с женой и сестрой полковника. По поведению юноши женщины поняли, что Най-Турс погиб. Николка рассказал им, что полковник выгнал юнкеров и прикрывал их отход из пулемета; выстрелы петлюровцев попали ему в голову и грудь. Говоря это, молодой человек плакал. Вместе с сестрой Най-Турса он отправился искать тело командира; они нашли его среди множества трупов в кладовой казармы. Ночью, в часовне, все было сделано так, как и хотел юноша. Мать Най-Турса сказала ему: «Сын мой. Ну, спасибо тебе». От этих слов на его глаза опять навернулись слезы.

Днем двадцать второго декабря начал умирать Алексей. Врач сказал, что надежды на спасение уже нет. Елена молилась в своей комнате, говоря матери-Богородице, что та отняла у нее в один год и мать, и мужа, и брата. Женщина просила послать ей чудо; в какой-то момент ей показалось, что лик на иконе ожил. Она потеряла сознание; в это самое мгновение случился кризис болезни Алексея. Он выжил.

Главы 19-20

Шел тысяча девятьсот девятнадцатый год. Петлюра находился в Городе уже сорок семь дней. Алексей Турбин сильно изменился: глаза, наверное, на всю оставшуюся жизнь стали мрачными, а около рта появились две складки. Он встретился с Рейсс и подарил ей браслет покойной матери в знак благодарности за свое спасение. Он сказал женщине, что она мила ему, и попросил разрешения прийти к ней еще раз. Она сказала: «Придите…».

Елене пришло письмо от знакомой из Варшавы. Она пишет, что Тальберг женится на Лидочке Герц, и они собираются уехать в Париж. Елена дала брату прочесть письмо. «С каким бы удовольствием… я б ему по морде съездил…» — сказал Алексей, после чего изорвал фотографию Тальберга в мелкие клочья. Елена уткнулась в грудь брату, разразившись рыданиями.

В 1919 петлюровцы покидали Город. Вместо них приходили большевики.

В доме номер 13 по Алексеевскому спуску все спали: Турбин, Мышлаевский, Карась, Лариосик, Елена и Николка.

Над Днепром в черную высоту поднимался крест Владимира. Издалека казалось, что поперечная перекладина исчезла, и крест превратился в меч. Все пройдет: все муки и страдания, мор и голод. Когда и этот меч, и тени наши исчезнут с земли, звезды все равно останутся. Все люди знают об этом, но почему-то никто не хочет обратить на них свой взор. Почему?

"Белая гвардия" - самый первый роман Булгакова!

Действия произведения разворачиваются в 1918-1919 годах в неизвестном Городе N, который напоминает Киев. Он занят немецкими оккупантами, власть сосредоточена в руках гетмана. Все ждут, когда в Город войдут бойцы Петлюры. Жизнь в населенном пункте протекает странно и неестественно.

В доме Турбиных хозяева и гости семьи ведут беседу о судьбе любимого Города. Алексей Турбин уверен в том, что вина лежит на гетмане, который вовремя не сформировал русскую армию. Тогда бы удалось отстоять Город, спасти Россию и петлюровских войск бы не было.

Супруг Елены Сергей Тальберг говорит ей, что вместе с немцами уезжает на поезде. Он надеется, что через пару месяцев прибудет с деникинской армией. Жену капитан с собой не берет.

Чтобы защититься от петлюровской армии формируют русские дивизии. Карась, Мышлаевский и старший Турбин идут служить к Малышеву. Но следующей ночью гетман вместе с генералом Белоруковым уезжают на немецком поезде. Полковник распускает свою армию, так как городской власти уже нет.

Полковник Най-Турс к декабрю формирует второй отдел первой дружины. Под угрозой кольта он заставляет начальника снабжения выдать для своих бойцов зимнюю одежду. Следующим утром петлюровская армия наступает на Город, солдаты полковника отчаянно идут в бой. Най-Турс посылает разведчиков узнать, где гетманские части. Оказывается, что их нигде нет. Полковнику становится очевидным, что они попали в западню.

Николай Турбин по приказу командующего приезжает в указанное место. Там перед ним предстает страшная картина: Най-Турс кричит всем бойцам рвать все документы, отдирать погоны и кокарды, кидать оружие и прятаться в укрытиях. На глазах Турбина полковник погибает от огнестрельного ранения. Коля пытается пробраться к дому.

Старший Турбин, не знавший о роспуске армии, является в штаб. Там он видит брошенное оружие и Малышева, который объясняет, что Город захватила петлюровская армия. Алексей срывает с себя погоны и уходит домой, но по пути солдаты Петлюры стреляют в него. Раненного Турбина укрывает незнакомая дама Юлия Рейсс, а следующим днем помогает ему добраться домой. К Турбиным прибывает Ларион, брат Сергея и остается у них погостить.

Лисович Василий Иванович, владелец дома, в котором живут Турбины, поселяется на первом этаже. Семейство Турбиных же - на втором. До вхождения петлюровцев в Город, Василий прячет в тайник украшения и деньги. За ним кто-то пристально следит и на следующий день являются вооруженные парни с обыском. Содержимое тайника, одежду и часы хозяина забирают. Супруги Лисович подозревают, что это были преступники и просят помощи у Турбиных. На помощь к ним направляют Карася.

Николай сообщает родне Най-Турса о его смерти. С сестрой полковника Ирой он находит тело покойного. Ночью его отпевают.

Спустя пару дней от полученного ранения Алексей серьезно заболевает, врачи говорят о скорой смерти. Его сестра закрывается в своей комнате и молится Богородице, чтобы Леша выжил. При этом она молвит, что пусть лучше не вернется муж, а брат останется жив. Вдруг Турбин приходит в себя на глазах у пораженного доктора.

Через месяц с небольшим окончательно выздоровевший Алеша приходит к Юлии Рейсс и вручает ей браслет своей покойной мамы в знак благодарности за спасение. Турбин спрашивает, можно ли ему приходить в гости. По дороге он встречает брата, идущего от сестры Най-Турса.

Елене приходит письмо от близкой приятельницы, где сообщается, что ее супруг женится на совершенно другой даме. Женщина, плача, вспоминает о той ночной молитве..

В феврале петлюровцы уходят. К Городу спешно приближаются большевики.

Краткий пересказ "Белая гвардия" в сокращении подготовил Олег Ников для читательского дневника.