Что является основными причинами экологического кризиса. Что хотелось бы видеть в будущем

Можно выделить следующую цепочку причин экологического кризиса:

культура

рост → производство → техника → наука → идеология

народонаселения психология

1. Естественнонаучные корни экологических трудностей. Один из корней экологического кризиса (с точки зрения научного познания взаимоотношений человека и природной среды) - чрезмерный аналитизм научного мышления, который в стремлении все дальше проникнуть в глубь вещей, таит в себе опасность отхода от реальных явлений, от целостного взгляда на природу. Искусственная изоляция какого-либо фрагмента реальности дает возможность его углубленного изучения, однако при этом не учитываются связи данного фрагмента со средой.

Аналитическая направленность науки оценивалась по большей части положительно. С аналитического расчленения Универсума начинается наука; в областях, которые наиболее доступны такому расчленению (как, например, физика), наука достигает наибольшего успеха, и эти области становятся как бы эталонами знания. Аналитический метод, который считали основным в науке такие умы, как Т. Гоббс, есть, по существу, модификация известного лозунга «разделяй и властвуй». Иначе говоря, наука имеет дело с частными фрагментами реальности, с предметами познания, которые вычленяются путем определенной проекции на объект исследования.

Аналитизм, лежащий в самом фундаменте научного подхода к действительности, вполне отвечает стремлению человека практически овладеть предметным миром, поскольку сама преобразовательная деятельность в своей сущности также преимущественно аналитична. «Человек стремится вообще к тому, чтобы познать мир, завладеть им и подчинить его себе, и для этой цели он должен как бы разрушить, т.е. идеализировать, реальность мира» 18 . Наука ранее «разрушала» мир идеально, но ныне она начинает вносить свой вклад в реальное разрушение мира (достаточно вспомнить дискуссии среди генетиков относительно опасности экспериментирования со штаммами бактерий).

Фундаментальной особенностью структуры научной деятельности, вытекающей из ее преимущественно аналитического характера, является разделенность науки на обособленные друг от друга дисциплины. Корни экологических трудностей связаны и с разрывом между науками, неравномерностью их развития, что определяется как внутренней спецификой науки, так и влиянием общественных потребностей. Важно иметь в виду, что «виновато» не конкретное научное достижение, а то, что вслед за ним не происходит соответствующих изменений в других областях знания, не модифицируется научная система в целом. Науке не хватает гибкости, которая свойственна биосфере.

Современный этап взаимоотношений общества и природы соединением науки и техники в единую систему с обратной связью, но эта связь не всегда является отрицательной, часто положительной, усиливающей негативные тенденции,

2. Религиозные причины экологического кризиса. «Экологические отношения человека глубоко обусловлены его верованиями относительно своей природы и судьбы, то есть религией, - пишет Л. Уайт 19 . Л. Уайт утверждает, что наука на Западе развивалась в рамках теологии и ее основная цель была понять божественный разум путем открытия принципов функционирования его творений. Христианский же взгляд на отношение человека к природе исходит из того, что Бог создал человека по своему образу и подобию и в физическом мире нет ничего, что имело бы какую-либо цель, кроме цели обслуживания человека. «И благословил их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполняйте землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими и зверями и птицами, и всеми скотами, и всею землею» (Бытие. I. 28; ср. в Коране: «Поклонитесь вашему Господу... который землю сделал для вас ковром, а небо зданием, и низвел с неба воду и вывел ею плоды пропитания для вас» (2, 19-20)).

Основными чертами отношения человека к природе, которое присуще иудео-христианской традиции, являются, по Л. Уайту, противопоставление духа человека его телу (плоти) и представление о том, что Бог санкционировал господство человека над землею и всеми живыми существами. Л. Уайт видит одно из экологически негативных последствий господства иудео-христианской традиции в том, что она способствовала преодолению прежних языческих представлений и присущего им обожествления природы.

Прежние цивилизации смогли избежать экологической катастрофы, по мнению Л. Уайта и других авторов, по той причине, что в религиях Востока и в античной мифологии было принципиально иное представление о взаимоотношении человека и природы, базирующееся на анимизме и смирении человека перед стихийными силами природы. Такие религии можно назвать экофильными.

Этот принцип сохраняется в восточных религиях. Конфуцианство и синтоизм основаны на гармоничном содружестве человека с природой. «Будь чистым» - это душа исконной японской религии синто. «В сущности, синто - это обожествление природы, рожденное восхищением ею. Японцы поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чувства благодарности природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой. Даосизм проповедует: пусть природа идет своим путем, не нарушаемым дерзким и неуместным человеческим вмешательством. Термин «у вэй» (отсутствие вмешательства) - великий лозунг и неписанное правило даосизма всех столетий

Идея единства, целостности многообразного природного мира, каждого его фрагмента, является фундаментальной для философии древних индийцев. Согласно буддизму, «все в одном, один во всем». Буддизм продолжает линию мифологической всесвязанности и сопричастности. К этой линии, тщательно логически проработанной и вполне осознанной, в буддизме добавляется, причем становясь главенствующей, нравственная составляющая. Она накладывает принципиальные ограничения на природопреобразовательную деятельность человека.

По мнению другого европейского философа А. Мерсье, экофобность западной цивилизации связана с западным понятием прогресса, основанного на идее эксплуатации природы. Он различает греческую традицию, в соответствии с которой главным в интересе к природе было удивление ею и восхищение ее красотою и таинством, и иудейскую традицию, в соответствии с которой природа дана людям в их распоряжение для ее эксплуатации. А. Мерсье считает, что не религия сама по себе виновна в экологическом кризисе, а принцип эксплуатации природы, нашедший свое выражение в Ветхом Завете. В дальнейшем капитализм смог в полной мере воспользоваться этим принципом. Общий вывод А. Мерсье таков: подлинный прогресс заключается не в обладании природой, не в ее эксплуатации, и вообще не в обладании, а в нравственном самовоспитании.

3. Культурные причины экологического кризиса. Западная концепция культуры рассматривает человека как самое выдающееся творение природы, уникальный мозг которого дает ему не только способность, но и право эксплуатировать все другие существа и ресурсы Земли. Противоположная концепция, тесно связанная с дальневосточными цивилизациями, полагает, что человек - один из биологических видов, наравне с другими подчиняющийся законам природы. И хотя человек наиболее конкурентоспособный вид, он, преследуя свои цели, неизбежно разрушает природу, которую очень слабо понимает.

Объяснение феномена стремления к власти над природой, исходя из идеи детерминированного цикличного развития культуры, дал О. Шпенглер. Он рассматривает цивилизацию с ее практическим духом как последнюю фазу развития культуры. Поскольку современный Запад находится на стадии цивилизации, то западный человек стал цивилизованным. «Энергия культурного человека, - пишет Шпенглер, - устремлена вовнутрь, энергия цивилизованного - на внешнее… Тенденция к расширению, это - рок, нечто демоническое и чудовищное, охватывающее позднего человека эпохи мировых городов, заставляющее его служить себе независимо от того, хочет он этого или не хочет, знает он об этом или нет. Жизнь - это осуществление возможностей, а для мозгового человека остается одна только возможность - распространения » 20 .

Итак, одной из культурных причин экологического кризиса может быть переход данной культуры в ее завершающую стадию - цивилизацию. Но Шпенглер указывает в своей работе и другую культурную причину - специфику самой западной культуры, душу которой он называет фаустовской в противоположность аполлоновской душе античной культуры. Фаустовскую культуру он называет «культурой воли». «Чистое пространство фаустовской картины мира есть совершенно особая идея, не только экстенсивность, но также протяженность как действие, как преодоление только чувственного, как напряженность и тенденция, как воля к власти…. Вследствие этого фаустовская культура была в высшей мере завоевательной, она преодолела все географически-материальные границы: в конце концов она превратила всю поверхность земли в одну колониальную область» 21 .

Философия Шпенглера создала идейную основу для тех, кто видит причину экологического кризиса в особенностях западной культуры на определенном этапе ее развития. Однако и культурная причина не является единственной, поскольку экологический кризис пришел и в такие восточные страны, как Япония, где традиционно культивировалось единство человека и природы.

4. Классово-социальные причины экологического кризиса. Некоторые исследователи полагают в связи с этим, что основной причиной разрыва и противопоставления человека и природы служит классовая дифференциация общества. С ее обострением и накоплением социальных противоречий росло отчуждение человека от человека и параллельно ему отчуждение от природы. В итоге, «только при капитализме природа становится всего лишь предметом для человека, всего лишь полезной вещью; ее перестают признавать самодовлеющей силой, а теоретическое познание ее собственных законов выступает лишь как хитрость, имеющая целью подчинить природу человеческим потребностям, будь то в качестве предмета потребления, или в качестве средства производства» 22 .

Капиталист спешит получить прибыль, так как действует принцип «все или ничего», и он преуспевает в этом, воздействуя на производство и психологию масс. Капитализм вовлекает всех в безумную гонку производства и потребления, порождая новый тип общества – общество потребления. Человек в капиталистическом обществе - источник рабочей силы, а природа - источник сырья. «Выжимание пота» и «выжимание ресурсов» идут рука об руку. Господство одних над другими стимулирует стремление к господству над природой всех.

Таким образом, глубинной причиной экологического кризиса, который начался именно в наше время в определенной части планеты, является потребительская ориентация современной западной цивилизации, входящая в противоречие с фундаментальными законами природы. Возникающая проблема заключается в том, что если ставить материальное благополучие превыше всего, то материальные потребности в принципе могут расти беспредельно, в то время как возможности их удовлетворения биосферой в любой данный момент времени ограничены и конечны. Если все же пытаться их удовлетворить, то возникает и укрепляется дух соперничества и насилия и неизбежно начинается эксплуатация одних людей другими и природы - всеми, ведущая к экологическому и прочим кризисам цивилизации.

Потребительская цивилизация есть одновременно цивилизация насилия, даже если в ней преобладает не грубое прямое, а мягкое «цивилизованное» насилие. Последнее в условиях жесткой конкуренции между странами сбивается на создание крайне агрессивных вариантов, в которых насилие начинает затмевать потребительство.

5. Психологические причины экологического кризиса. Сама же потребительская цивилизация не есть результат некоего объективного процесса, протекающего вне и помимо воли людей, а следствие становления агрессивно-потребительской структуры личности. Подобная личность и создает цивилизацию, чреватую всевозможными кризисами. Философ Ф. Ницше выразил ее суть - волю к власти, экономист А. Смит сформулировал ее экономические интересы - производить как можно больше товаров, психолог З. Фрейд определил, что ее желания коренятся в подсознании.

Агрессивность и потребительство обедняют природу и культуру эксплуатируемых народов и ландшафтов, делая тем самым мир менее устойчивым, поскольку устойчивость по законам экологии растет с ростом разнообразия. Человек как личность упрощается и теряет свою целостность и устойчивость, подталкивая мир и приближаясь сам к краху.

Отвечая на вопрос, кто виноват в современном экологическом кризисе, следует назвать: 1) правящий олигархический класс, принимающий решения и эксплуатирующий все другие слои населения посредством денежного насилия и более грубых и прямых его форм; 2) агрессивно-потребительскую идеологию, насаждаемую этим классом и впитываемую остальными слоями общества; 3) низкий духовный и нравственный уровень населения, не позволяющий противостоять господствующей идеологии.

Анализ современной экологической ситуации позволяет сделать три вывода:

1. Чтобы спасти мир, необходимо перейти от агрессивно-потребительской цивилизации к альтернативному типу цивилизации, существенной чертой которого будет раскрытие глубинных потенций бытия человека, а не просто культивирование потребностей.

2. Самоограничение потребностей и насилия, чтобы быть действенным, должно основываться не на принуждении, а на свободном волеизъявлении индивидов.

3. Такое возможно только при становлении любовно-творческой структуры личности и образа жизни.

Экологический кризис — это напряженное состояние взаимоотношений между обществом и природой, характеризующееся несоответствием развития производительных сил и производственных отношений в обществе ресурсно-экологическим возможностям биосферы. В результате биосфера начинает угрожать самой жизни на Земле.

Причины экологического кризиса

Среди причин истощения, загрязнения и разрушения природной среды, исходящих от антропогенной деятельности человека можно выделить объективные и субъективные.

К объективным можно отнести следующие :

1. Предельные способности земной природы к самоочищению и саморегуляции;

2. Физическая ограниченность земельной территории в рамках одной планеты;

3. Безотходность производства в природе и отходность человеческого производства;

4. Неполное познание и использование человеком законов развития природы.

К субъективным причинам экологического кризиса относятся:

1. Недостатки организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды;

2. Дефекты экологического воспитания и образования;

3. Экологическое невежество - нежелание изучать законы взаимосвязи человека и окружающей среды;

4. Экологический нигилизм - нежелание руководствоваться этими законами, пренебрежительное отношение к данным законам.

Деградация окружающей природной среды - это разрушение или существенное нарушение экологических связей в природе, обеспечивающих обмен веществ и энергии внутри природы, между природой и человеком, вызванное деятельностью человека, проводимой без учета законов развития природы.

Критерии экологического кризиса и приближающейся экологической катастрофы :

Биосоциальные критерии:

В результате повышения радиоактивности, химического загрязнения среды увеличивается число патологий внутриутробного развития, злокачественных опухолей, психических нарушений и т.д. Мутагены среды в виде химических соединений, ионизирующих излучений , вирусов проникают в клетки и поражают их генетическую программу — вызывает мутации. Мутации — внезапные, естественные (спонтанные) или вызванные, искусственные (индуцированные) наследуемые изменения генетического материала, приводят к изменению тех или иных признаков организма.

Биосферные критерии:

1. Переход возобновимых ресурсов в невозобновимые:

Состояние почв. Из-за выветривания и антропогенных загрязнений 30-40% чернозема уже погибло.

Водный запас планеты. Человечество ежегодно сбрасывает до 1,5 тысяч кубических километров сточных вод. Для их очистки воды нужно больше, чем в реках всего Земного шара. В результате кислых дождей снижается рН в водоемах, гибнут микроорганизмы, рыба. Резко снижаются запасы пресной воды, пригодной для питья.

Самоподдерживающиеся биоты. Например, лес: в нем все сбалансировано. Исчезновение одного вида влечет за собой гибель других. А так как леса жестоко вырубают, то погибает видовое разнообразие (отсюда Красная книга). В свое время лесами было покрыто 60-75% поверхности Германии, сейчас менее 25%.

Поддержания кислородного режима. В норме кислород атмосферного воздуха восстанавливается (фотосинтез). Однако и его запас на Земле постепенно снижается. Тропические леса - основной поставщик кислорода в атмосферу Земли - вырублены на 50%, леса умеренного пояса - на 40%. От 60 до 80% планктона мирового океана погибло в результате разлива нефтяной пленки. А это «легкие» нашей планеты.

2. Глобальные биосферные экологические проблемы:

« Парниковый эффект ». Накопление углекислого газа в атмосфере - одна из основных причин парникового эффекта, возрастающего от разогревания Земли лучами Солнца. Этот газ не пропускает солнечное тепло обратно в Космос. Последствия для России: перераспределение осадков на территории страны; увеличение числа засух; изменение режима речного стока и режима работы гидроэлектростанций; растает верхний слой вечной мерзлоты (а это 60% территории России), пострадает устойчивость фундаментов инженерных сооружений; повысится уровень Мирового Океана, что приведет к затоплению низколежащих побережий.

« Озоновые дыры » . Озон - трехатомные молекулы кислорода - рассеян над Землей на высоте от 15 до 50 км. Если гипотетически сжать эту оболочку при нормальном атмосферном давлении, получится слой в 2 мм, однако без него жизнь на планете невозможна. Стратосферный озоновый слой защищает людей и живую природу от жестокого ультрафиолетового и мягкого рентгеновского излучения в ультрафиолетовой части солнечного спектра. Каждый потерянный процент озона в масштабах планеты вызывает до 150 тыс. дополнительных случаев слепоты от катаракты, на 2,6% увеличивает число раковых заболеваний кожи. УФО подавляет иммунную систему организма.

Главные факторы, разрушающие озоновый экран Земли:

1) применение фреонов в технике, парфюмерной и химической продукции,

2) запуск мощных ракет,

3) полеты реактивных самолетов в высоких слоях атмосферы,

4) испытания ядерного и термоядерного оружия,

5) уничтожение природного озонатора - лесов.

Экологический кризис характеризуется Реймерсом, (1992) не столько, усилением воздействия человека на природу, сколько резким увеличением влияния измененной людьми природы на общественное развитие (эффект бумеранга).

Экологический бумеранг - выражение для обозначения затруднительной ситуации, вызванной плохим учетом экологических законов, в результате чего проводимые человеком воздействия на природу обращаются против него.

Эффект бумеранга проявляется в двух формах:

1) в форме острого воздействия - усыхание лесов от кислотных дождей, истончения озоносферы от воздействия озоноразрушающих веществ, и т.д.;

2) в форме перманентных, хронических процессов типа постепенного изменения климата (в том числе «парникового эффекта»).

II. Причины глобального экологического кризиса

Можно выделить следующую цепочку причин экологического кризиса:

Культура

Рост → производство → техника → наука → идеология

народонаселения психология

1. Естественнонаучные корни экологических трудностей. Один из корней экологического кризиса (с точки зрения научного познания взаимоотношений человека и природной среды) - чрезмерный аналитизм научного мышления, который в стремлении все дальше проникнуть в глубь вещей, таит в себе опасность отхода от реальных явлений, от целостного взгляда на природу. Искусственная изоляция какого-либо фрагмента реальности дает возможность его углубленного изучения, однако при этом не учитываются связи данного фрагмента со средой.

Аналитическая направленность науки оценивалась по большей части положительно. С аналитического расчленения Универсума начинается наука; в областях, которые наиболее доступны такому расчленению (как, например, физика), наука достигает наибольшего успеха, и эти области становятся как бы эталонами знания. Аналитический метод, который считали основным в науке такие умы, как Т. Гоббс, есть, по существу, модификация известного лозунга «разделяй и властвуй». Иначе говоря, наука имеет дело с частными фрагментами реальности, с предметами познания, которые вычленяются путем определенной проекции на объект исследования.

Аналитизм, лежащий в самом фундаменте научного подхода к действительности, вполне отвечает стремлению человека практически овладеть предметным миром, поскольку сама преобразовательная деятельность в своей сущности также преимущественно аналитична. «Человек стремится вообще к тому, чтобы познать мир, завладеть им и подчинить его себе, и для этой цели он должен как бы разрушить, т.е. идеализировать, реальность мира». Наука ранее «разрушала» мир идеально, но ныне она начинает вносить свой вклад в реальное разрушение мира (достаточно вспомнить дискуссии среди генетиков относительно опасности экспериментирования со штаммами бактерий).

Фундаментальной особенностью структуры научной деятельности, вытекающей из ее преимущественно аналитического характера, является разделенность науки на обособленные друг от друга дисциплины. Корни экологических трудностей связаны и с разрывом между науками, неравномерностью их развития, что определяется как внутренней спецификой науки, так и влиянием общественных потребностей. Важно иметь в виду, что «виновато» не конкретное научное достижение, а то, что вслед за ним не происходит соответствующих изменений в других областях знания, не модифицируется научная система в целом. Науке не хватает гибкости, которая свойственна биосфере.

Современный этап взаимоотношений общества и природы соединением науки и техники в единую систему с обратной связью, но эта связь не всегда является отрицательной, часто положительной, усиливающей негативные тенденции,

2. Религиозные причины экологического кризиса. «Экологические отношения человека глубоко обусловлены его верованиями относительно своей природы и судьбы, то есть религией, - пишет Л. Уайт. Л. Уайт утверждает, что наука на Западе развивалась в рамках теологии и ее основная цель была понять божественный разум путем открытия принципов функционирования его творений. Христианский же взгляд на отношение человека к природе исходит из того, что Бог создал человека по своему образу и подобию и в физическом мире нет ничего, что имело бы какую-либо цель, кроме цели обслуживания человека. «И благословил их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполняйте землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими и зверями и птицами, и всеми скотами, и всею землею» (Бытие. I. 28; ср. в Коране: «Поклонитесь вашему Господу... который землю сделал для вас ковром, а небо зданием, и низвел с неба воду и вывел ею плоды пропитания для вас» (2, 19-20)).

Основными чертами отношения человека к природе, которое присуще иудео-христианской традиции, являются, по Л. Уайту, противопоставление духа человека его телу (плоти) и представление о том, что Бог санкционировал господство человека над землею и всеми живыми существами. Л. Уайт видит одно из экологически негативных последствий господства иудео-христианской традиции в том, что она способствовала преодолению прежних языческих представлений и присущего им обожествления природы.

Прежние цивилизации смогли избежать экологической катастрофы, по мнению Л. Уайта и других авторов, по той причине, что в религиях Востока и в античной мифологии было принципиально иное представление о взаимоотношении человека и природы, базирующееся на анимизме и смирении человека перед стихийными силами природы. Такие религии можно назвать экофильными.

Этот принцип сохраняется в восточных религиях. Конфуцианство и синтоизм основаны на гармоничном содружестве человека с природой. «Будь чистым» - это душа исконной японской религии синто. «В сущности, синто - это обожествление природы, рожденное восхищением ею. Японцы поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чувства благодарности природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой. Даосизм проповедует: пусть природа идет своим путем, не нарушаемым дерзким и неуместным человеческим вмешательством. Термин «у вэй» (отсутствие вмешательства) - великий лозунг и неписанное правило даосизма всех столетий

Идея единства, целостности многообразного природного мира, каждого его фрагмента, является фундаментальной для философии древних индийцев. Согласно буддизму, «все в одном, один во всем». Буддизм продолжает линию мифологической всесвязанности и сопричастности. К этой линии, тщательно логически проработанной и вполне осознанной, в буддизме добавляется, причем становясь главенствующей, нравственная составляющая. Она накладывает принципиальные ограничения на природопреобразовательную деятельность человека.

По мнению другого европейского философа А. Мерсье, экофобность западной цивилизации связана с западным понятием прогресса, основанного на идее эксплуатации природы. Он различает греческую традицию, в соответствии с которой главным в интересе к природе было удивление ею и восхищение ее красотою и таинством, и иудейскую традицию, в соответствии с которой природа дана людям в их распоряжение для ее эксплуатации. А. Мерсье считает, что не религия сама по себе виновна в экологическом кризисе, а принцип эксплуатации природы, нашедший свое выражение в Ветхом Завете. В дальнейшем капитализм смог в полной мере воспользоваться этим принципом. Общий вывод А. Мерсье таков: подлинный прогресс заключается не в обладании природой, не в ее эксплуатации, и вообще не в обладании, а в нравственном самовоспитании.



3. Культурные причины экологического кризиса. Западная концепция культуры рассматривает человека как самое выдающееся творение природы, уникальный мозг которого дает ему не только способность, но и право эксплуатировать все другие существа и ресурсы Земли. Противоположная концепция, тесно связанная с дальневосточными цивилизациями, полагает, что человек - один из биологических видов, наравне с другими подчиняющийся законам природы. И хотя человек наиболее конкурентоспособный вид, он, преследуя свои цели, неизбежно разрушает природу, которую очень слабо понимает.

Объяснение феномена стремления к власти над природой, исходя из идеи детерминированного цикличного развития культуры, дал О. Шпенглер. Он рассматривает цивилизацию с ее практическим духом как последнюю фазу развития культуры. Поскольку современный Запад находится на стадии цивилизации, то западный человек стал цивилизованным. «Энергия культурного человека, - пишет Шпенглер, - устремлена вовнутрь, энергия цивилизованного - на внешнее… Тенденция к расширению, это - рок, нечто демоническое и чудовищное, охватывающее позднего человека эпохи мировых городов, заставляющее его служить себе независимо от того, хочет он этого или не хочет, знает он об этом или нет. Жизнь - это осуществление возможностей, а для мозгового человека остается одна только возможность - распространения ».

Итак, одной из культурных причин экологического кризиса может быть переход данной культуры в ее завершающую стадию - цивилизацию. Но Шпенглер указывает в своей работе и другую культурную причину - специфику самой западной культуры, душу которой он называет фаустовской в противоположность аполлоновской душе античной культуры. Фаустовскую культуру он называет «культурой воли». «Чистое пространство фаустовской картины мира есть совершенно особая идея, не только экстенсивность, но также протяженность как действие, как преодоление только чувственного, как напряженность и тенденция, как воля к власти…. Вследствие этого фаустовская культура была в высшей мере завоевательной, она преодолела все географически-материальные границы: в конце концов она превратила всю поверхность земли в одну колониальную область».

Философия Шпенглера создала идейную основу для тех, кто видит причину экологического кризиса в особенностях западной культуры на определенном этапе ее развития. Однако и культурная причина не является единственной, поскольку экологический кризис пришел и в такие восточные страны, как Япония, где традиционно культивировалось единство человека и природы.

4. Классово-социальные причины экологического кризиса. Некоторые исследователи полагают в связи с этим, что основной причиной разрыва и противопоставления человека и природы служит классовая дифференциация общества. С ее обострением и накоплением социальных противоречий росло отчуждение человека от человека и параллельно ему отчуждение от природы. В итоге, «только при капитализме природа становится всего лишь предметом для человека, всего лишь полезной вещью; ее перестают признавать самодовлеющей силой, а теоретическое познание ее собственных законов выступает лишь как хитрость, имеющая целью подчинить природу человеческим потребностям, будь то в качестве предмета потребления, или в качестве средства производства».

Капиталист спешит получить прибыль, так как действует принцип «все или ничего», и он преуспевает в этом, воздействуя на производство и психологию масс. Капитализм вовлекает всех в безумную гонку производства и потребления, порождая новый тип общества – общество потребления. Человек в капиталистическом обществе - источник рабочей силы, а природа - источник сырья. «Выжимание пота» и «выжимание ресурсов» идут рука об руку. Господство одних над другими стимулирует стремление к господству над природой всех.

Таким образом, глубинной причиной экологического кризиса, который начался именно в наше время в определенной части планеты, является потребительская ориентация современной западной цивилизации, входящая в противоречие с фундаментальными законами природы. Возникающая проблема заключается в том, что если ставить материальное благополучие превыше всего, то материальные потребности в принципе могут расти беспредельно, в то время как возможности их удовлетворения биосферой в любой данный момент времени ограничены и конечны. Если все же пытаться их удовлетворить, то возникает и укрепляется дух соперничества и насилия и неизбежно начинается эксплуатация одних людей другими и природы - всеми, ведущая к экологическому и прочим кризисам цивилизации.

Потребительская цивилизация есть одновременно цивилизация насилия, даже если в ней преобладает не грубое прямое, а мягкое «цивилизованное» насилие. Последнее в условиях жесткой конкуренции между странами сбивается на создание крайне агрессивных вариантов, в которых насилие начинает затмевать потребительство.

5. Психологические причины экологического кризиса. Сама же потребительская цивилизация не есть результат некоего объективного процесса, протекающего вне и помимо воли людей, а следствие становления агрессивно-потребительской структуры личности. Подобная личность и создает цивилизацию, чреватую всевозможными кризисами. Философ Ф. Ницше выразил ее суть - волю к власти, экономист А. Смит сформулировал ее экономические интересы - производить как можно больше товаров, психолог З. Фрейд определил, что ее желания коренятся в подсознании.

Агрессивность и потребительство обедняют природу и культуру эксплуатируемых народов и ландшафтов, делая тем самым мир менее устойчивым, поскольку устойчивость по законам экологии растет с ростом разнообразия. Человек как личность упрощается и теряет свою целостность и устойчивость, подталкивая мир и приближаясь сам к краху.

Отвечая на вопрос, кто виноват в современном экологическом кризисе, следует назвать: 1) правящий олигархический класс, принимающий решения и эксплуатирующий все другие слои населения посредством денежного насилия и более грубых и прямых его форм; 2) агрессивно-потребительскую идеологию, насаждаемую этим классом и впитываемую остальными слоями общества; 3) низкий духовный и нравственный уровень населения, не позволяющий противостоять господствующей идеологии.

Анализ современной экологической ситуации позволяет сделать три вывода:

1. Чтобы спасти мир, необходимо перейти от агрессивно-потребительской цивилизации к альтернативному типу цивилизации, существенной чертой которого будет раскрытие глубинных потенций бытия человека, а не просто культивирование потребностей.

2. Самоограничение потребностей и насилия, чтобы быть действенным, должно основываться не на принуждении, а на свободном волеизъявлении индивидов.

3. Такое возможно только при становлении любовно-творческой структуры личности и образа жизни.

Вопросы и задания

1. В чем суть глобального экологического кризиса?

2. Чем он отличается от исторически более ранних экокризисов?

3. Кто или что виновно в разрастании экологического кризиса?

4. Каковы научно-технические корни глобального экокризиса?

5. Каковы его религиозные корни?

6. Какова культурная причина глобального экокризиса?

7. Каковы его социальные причины?

8. Какова структура современной личности, виновная за экокризис?

9. Что должно, на ваш взгляд, сделать человечество, чтобы выйти из кризиса?

В течение последнего столетия хозяйственная деятельность человечества привела к очень серьезному загрязнению разнообразными отходами производства нашей планеты. Воздух, вода и почва в районах крупных промышленных предприятий содержит часто токсичные вещества, концентрация которых превышает предельно допустимую норму. Так как причины существенного превышения ПДК довольно часто наблюдается рост заболеваний, связанные с загрязнением окружающей среды. За последнее десятилетие средства массовой информации и специалисты, а за ними и население стали применять термин экологический кризис (ЭК). Экологический кризис - необратимое критическое состояние окружающей природы, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и отношений.

На вопрос, насколько опасной является современная экологическая ситуация, даже ученые отвечают по-разному. Их взгляд можно разделить на три принципиально различные позиции:

  • 1. Современная ситуация в мире представлен глобальным экологическим кризисом, который вскоре может привести к катастрофе (Н.Н. Моисеев, В.А. Зубаков, Н.Ф Реймерс, Б. Коммонер, А. Печчеи и прочие). Её сторонники считают, что кризис, в который только мы еще вступаем, есть аналог в далеком прошлом. Большинство считают таковым позднепалеолитический кризис, что разрешает неолитическую революцию получать за некий прототип искомый выход из глобального экологического кризиса.
  • 2. Мир вступил уже в глобальную экологическую катастрофу (основываются на исследованиях В.Г. Горшкова и развивается К.Я. Кондратьевым, К.С. Лосевым, В.П. Казначеевым и др.). По мнению их: «Сейчас все мы живем в период развивающейся глобальной экологической катастрофы, обусловленной хозяйственной деятельностью человечества, которое в считанные десятилетия нарушило баланс, поддерживающийся биосферой млрд. лет…»
  • 3. На данный момент не существует никакого глобального экологического кризиса, есть только лишь локальные причины загрязнения (А.О. Бринкен, С.Б. Лавров, Ю.П. Селиверстов).

Формирование и развитие человеческого общества сопровождались региональными и локальными экологическими кризисами антропогенного генезиса. Можно предположить, что на пути человечества впереди научно-технического прогресса навязчиво, как тень, сопровождаются негативными моментами, резкое усугубление которых приводит к экологическому кризису. Но раньше имели место региональные и локальные кризисы, так как само влияние человека на среду носило преимущественно региональный и локальный характер, и никогда не было столь важным, как в современную эпоху. Нынешняя экологическая ситуация чревата глобальным экологическим коллапсом, так как современный человек рушит механизмы целостного функционирования биосферы в планетарном масштабе. Кризисные точки, как в проблемном, так и в пространственном значении становятся все больше, и они оказываются тесно взаимосвязанными между собой, формируя своего рода сеть, делающуюся все более частой. Именно эта обстановка и разрешает считать о наличии глобального экологического кризиса и угрозой экологической катастрофы.

Прежде всего, следует разделить определения «глобальный экологический кризис» и «локальный экологический кризис». Локальный кризис проявляется в местном подъеме уровня загрязнений - тепловых, шумовых, химических, электромагнитных - за счет одного или нескольких тесно расположенных источников. Обычно, локальный кризис может быть менее или более легко преодолен административными или экономическими границами, например, за счет улучшения технологического процесса на предприятии-загрязнителе или за счет его перепрофилирования или закрытия.

Наиболее серьезную опасность представляет глобальный экологический кризис. Он является результатом всей совокупной хозяйственной деятельности нашей цивилизации и обнаруживается в перемене характеристик природной среды в масштабах планеты и, следовательно, опасен для всего населения Земли. Бороться с глобальным кризисом гораздо сложнее, чем с локальным, и эта задача будет считаться решенной только в том, случае если будет минимизация загрязнения, произведенная человечеством, до предела, с которым природа Земли будет в состоянии справиться самостоятельно.

Профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Г.В. Лисичкин в статье «Экологический кризис и пути его преодоления» говорил, в настоящее время глобальный экологический кризис включает четыре существенных компонента: парниковый эффект, кислотные дожди, загрязнение планеты супер экотоксикантами и озоновыми дырами.

Кислотные дожди - это атмосферные осадки, кислотность которых ниже чем 5,5. Такое закисление осадков происходит в результате попадания в атмосферу оксидов азота и серы. Источники загрязнения в основном соединены с процессами сгорания нефти, каменного угля и природного газа, в своем составе содержащие сераорганические соединения. Окись азота - предшественник азотной кислоты - попадает в атмосферу главным образом в составе дымовых газов тепловых электростанций и выхлопов двигателей внутреннего сгорания. Кислотные осадки губительно воздействуют на биосферу, произведения искусства, технические сооружения. Было установлено, что под влиянием кислотных снегов и дождей (атмосферных осадков) за последние годы очень сильно понизился водородный показатель тысячи озер Европы и Северной Америки, а это, привело к резкому ухудшению их фауны и исчезновению многих видов организмов. Так же кислотные осадки вызывают деградацию лесного массива: в Северной Европе от них пострадало сильно приблизительно 50% деревьев. При снижении кислотности резко обостряет эрозия почвы и усиливается подвижность токсичных металлов.

Парниковый эффект характерен нагревом внутренних слоев атмосферы за счет поглощения "парниковых газов". Такой эффект существенно приводит к изменению климата, которому грозит чреватостью непредсказуемых последствий. Например, к подъему уровня Мирового океана, затопление низменных участков суши из-за таяния антарктических и арктических льдов. Основными источниками "дополнительного" углекислого газа, которые вызывают парниковый эффект, - это автомобильные двигатели, топка тепловых электростанций, лесные пожары, то есть источники, напрямую связанные с технологической деятельностью человека.

Следующий компонент глобального экологического кризиса это загрязнение поверхности Земли супер экотоксикантами, к которым относят полихлорированные бифенилы, хлордиоксины, полициклические ароматические углеводороды, некоторые тяжелые металлы (свинец, ртуть и кадмий) и долгоживущие радионуклиды. Все эти источники загрязнений попадают в окружающую среду в результате аварий на производствах с химическими технологическими процессами, при неполном сгорании топлива в автомобильных двигателях внутреннего сгорания, неэффективная очистка сточных вод, катастрофа в ядерных реакторах и даже утилизация полимерных изделий на садовых участках в кострах. Суперэкотоксиканты влияют на организм человека, приводя к многочисленным хроническим заболеваниям, аллергиям, увеличивая летальные исходы, нарушая генетический аппарат человека и животных.

Как известно, озоновый слой, поглощает опасное для всех живущих существ на земле, биологически активные ультрафиолетовые излучения Солнца. Наблюдая за концентрацией озона в озоновом слое, которые проводились только за последние несколько десятилетий, регистрируется ее существенное локальное снижение (до 50% от начальной). Такие места, получили название "озоновые дыры", в основном обнаруживающиеся над Антарктидой. В настоящее время количественный учет их невозможен, поэтому единого объяснения причин образования и затягивания озоновых дыр не существует. Тем не менее, средства массовой информации и учебно-методическая литература активно распространяют фреоновую теорию разрушения озонового слоя. Суть ее заключается в том, что фреоны (хлорфторуглероды) масштабно применяются в качестве хладагентах, вспенивателе пластмасс, носителей газов в аэрозольных баллончиках, средств пожаротушении. Проведя свою рабочую функцию, большая часть фреонов попадает в верхнюю часть атмосферы, где под воздействием света разрушается с образованием свободных атомов хлора.

Таким способом один атом хлора может разрушить не менее 10 тысяч молекул озона. Следует, отметить, что представления о роли фреонов в разрушении озонового экрана нашей планеты являются только лишь гипотезой. С ее помощью сложно объяснить причины периодического снижения концентрации озона над Антарктикой, тогда как в Европе и США не менее 90% фреонов попадают в атмосферу.

Существует еще одна гипотеза образования озоновых дыр, сформированная на взаимодействии озона с потоками метана и водорода, поступающими в тропосферу через трещины в земной коре, тем более что географические координаты озоновых дыр близки к координатам зон трещин в земной коре. Если это на самом деле так, то варьирование концентрации озона необходимо отнести к природным факторам. Это предположение, не означает вероятности всеобъемлющего и неконтролируемого использования фреонов в технике и быту, так как илюбое искусственно синтезированное вещество, только в больших количествах может нести экологическую угрозу.

Основными десятью параметрами (индексами) глобального экологического кризиса, к которым привёл В.А. Зубаков, являются:

Индексы техногенеза

Биосоциальные индексы

  • 1. Природопокорительская идеология;
  • 2. Естественное вытесняется искусственным и образование отходов;
  • 3. Демографический взрыв - за счет экспоненциального роста народонаселения;
  • 4. Геохимическое загрязнение окружающей природы - почвы, воздуха, воды;
  • 5. Экспоненциальный рост социально-экономической дифференциации;
  • 6. Радиотоксикация;
  • 7. Металлизация;
  • 8. Хемотоксикация;
  • 9. Масштабный рост военных конфликтов;
  • 10. Шумовое загрязнение биосферы.

Профессор Г.В. Лисичкин выделил четыре основных причины загрязнения окружающей среды:

  • 1. Экономические причины. Очень высокая стоимость очистных сооружений и иных средств охраны природы, которая достигает иногда трети капиталовложений, зачастую заставляет, администраторов и хозяйственников экономить на окружающей среде возводя новые производства. Издержки рыночной экономики, связанные с преследованием прибыли, и плановой, отягощенной идеологическими догмами, несомненно, ведут к возникновению экологического кризиса.
  • 2. Научно-технические причины. Важно понимать, что основная часть потока загрязнений, которые поступают в атмосферу, гидросферу и литосферу Земли, определенная не стремлением приобрести максимальную прибыль, а объективно существенными научно-техническими затруднениями. Следует понимать, что только незначительная часть применяемых в промышленности химических процессов протекают с количественным выходом и 100% селективностью. В большинстве случаев наряду с целевым продуктом создается гамма побочных, для полной утилизации, которых нуждается бесконечно огромная сумма капиталовложений. На практике, поэтому устанавливают некоторый допустимый уровень загрязнений, который обеспечивает разумный уровнем затрат.
  • 3. Низкий уровень знаний. На сегодняшний день люди, которые принимают ответственные технические решения и при этом не владеющие основами естественных наук, являются социально опасными для человечества. Многие из уже произошедших и, возможно, будущих катастроф связаны с малограмотностью технических исполнителей и руководителей. Например, катастрофа продуктопровода, которая перекачивает с северных месторождений широкую фракцию легких углеводородов, в случае утечки способную образовывать газовоздушную взрывоопасную смесь. экологический кризис парниковый кислотный
  • 4. Низкий уровень культуры и нравственности. Совершенно, вероятно, что для защиты природы нужно, чтобы каждый человек, касающийся промышленного или сельскохозяйственного производства, с бытовыми химическими веществами, был, не только экологически грамотен, но и осознавал свою ответственность за поступки, которые наносят природе существенный вред. К сожалению, нередко можно наблюдать, как водитель ставит свой автомобиль в реку для мытья, как матрос баржи выливает за борт ведро солярки, как в автохозяйствах рабочие сжигают старые покрышки, как сельские механизаторы равнодушно смотрят на кучу рваных мешков из-под удобрений, валяющихся среди полей.

Поиск причин деградации природной среды и решение экологических проблем, возникших хотя и не в последнее время, начались довольно поздно в истории человеческого общества. Однако, как показывает жизнь, исследование экологического равновесия уменьшает возможности его восстановления и вложение капитала приносит большую прибыль. Они не появлялись как экономические проблемы, пока не угрожали самому способу организации производственного процесса, организации, которая базируется и не может осуществляться без все большей эксплуатации двух источников богатства: земли и трудящегося.

К тому же ответы, которые даются на вопрос, почему возникают экологические нарушения, часто различны и неполны, а некоторые из них носят классовый характер, и их вообще нельзя считать научными. Например, центральная проблема, из-за которой специфические трудности природной среды являются только симптомами состоит в том, что человечество систематически уменьшает возможности природной среды, губит то, чем оно располагает. Однако, такой ответ не полный, т.к. не раскрывает социально-экономических отношений, в которых осуществляется производство, особенности технологий, приводящих к экологическим нарушениям, ибо деградация природной среды возникает не только как последствие «освоения» природы с развитием производительных сил, но и при использовании этих производительных сил на производстве в рамках определенных социально-экологических отношений. Производство, с самого начала руководствуясь только прибылью, показывало свое деструктивное отношение к природной среде.

Сегодня нарушение экологического равновесия выражается во многих формах. Можно сказать, что существует единое мнение о том, что основными формами являются: нерациональная эксплуатация невозобновляемых природных ресурсов (источников сырья и энергии), сопровождаемая опасностью быстро исчерпаться; загрязнение биосферы вредными отходами; большая концентрация хозяйственных объектов и урбанизация, оскудение природных пейзажей и сокращение свободных территорий для отдыха и лечения. Основными причинами этих форм выражения экологического кризиса являются быстрый экономический рост и форсированная индустриализация, приводящая к урбанизации.

Быстрый экономический рост, основанный на развитии производительных сил, обеспечивает и их дальнейшее развитие, улучшение условий труда, уменьшение бедности и увеличение общественного богатства, подъем культурного и материального богатства общества и увеличение средней продолжительности жизни.

Но в то же время следствием ускоренного экономического роста является деградация природы, т.е. нарушением экологического равновесия. С ускорением хозяйственного развития убыстряется экономическое освоение природы, интенсифицируется использование природных материалов и всех ресурсов. С экспоненциальным ростом производства растут и все производственные ресурсы, растет использование капитала, растрата сырья и энергии и твердых веществ и отходов, которые все более интенсивно загрязняют окружающую среду так, что загрязнение природы происходит по экспоненциальной кривой.

Последствия урбанизированного экономического роста для природной среды бывают многоплановые, прежде всего более интенсивное использование природных ресурсов, в первую очередь невосполнимых, ставит нас перед опасностью их полной выработки. В то же время с ростом эксплуатации природных ресурсов увеличивается количество отходов, вносимых в природу. Огромные растраты сырья и энергии, сопровождающие индустриальное развитие, направляют современную технологию н быстрый поиск природных ресурсов. А производство вторичных продуктов увеличивает массу и число новых веществ, которых нет в природе и которые не имеют природных ассимиляторах, таким образом, в экосфере появляется все больше материалов, ей не присущих и которые она не может переработать или употребить в своих жизненных процессах. Можно свободно согласиться с тем, что специфичность современной экологической ситуации вытекает как из увеличивающегося воздействия человека на природу, так и из качественных изменений, вызываемых количественным ростом производительных сил в мире. И первый и второй моменты опираются на современный научно-технический прогресс, господствующую технику производства, которые преимущественно создаются развитыми капиталистическими странами. Развитие техники и технологии прежде всего ориентировано на одностороннюю эксплуатацию природных источников, а не на их обновление и расширенное воспроизводство, это ведет к ускоренной выработке редких невозобновляемых ресурсов. Новая техника вносит в свою очередь такие изменения в природную среду, которые не приспособлены эволюционно к господствующим в ней условиям, идет ли речь о новых процессах и реакциях, или о массовом производстве за короткий срок. Эти относительно стремительные перемены отличаются от ритма природных процессов, где мутации происходят в довольно большие временные промежутки. Это несоответствие между эволюционным ходом природных макропроцессов и изменениями в результате деятельности людей в отдельных компонентах природной системы создает значительные нарушения в природной среде и является одним из факторов настоящего экологического кризиса в мире.

Деградация природной среды и вытекающие из нее экологические нарушения не являются продуктом только технологического развития и выражением временных и случайных нарушений. Напротив, деградация природной среды представляет собой показатель глубочайшей индустриальной цивилизации и сверхинтенсивного способа производства. Поскольку индустриальная система капитализма сильно увеличивает возможности производства и власть над природной, то она содержит и семена систематического распыления человеческих и природных сил. Экономическая экспансия производственного потенциала, где рационально только то, что она приносит прибыль (власть, деньги и возможности), достигается ценой распыления природных источников и амбиента… Производство, основанное на трех китах: прибыль, возможность, престиж, - на искусственном стимулировании потребностей, искусственном изнашивании и ускоренной замене продуктов производства, становится одной из основных причин нарушения природы. Поэтому защита природной среды от деградации, точнее защита природной среды, а улучшение в современном обществе не могут происходить в антигуманных отношениях, основанных на слепой погоне за прибылью.

В экономике, ставящей своей целью максимальное увеличение прибыли, существует комбинация факторов: природных источников (воздух, вода, минералы, которые были до сих пор бесплатными и для которых не существовало замены); средств производства, представляющих недвижимый капитал (которые изнашиваются и которые нужно заменять более мощными и эффективными), и рабочей силы (которая также должна воспроизводиться). Борьба за достижение цели определяющим образом влияет не только на способ, по которому происходит комбинация этих факторов, но и на относительное значение, которое придается каждому из этих факторов. Если в комбинации этих факторов предприятие единственно заинтересовано в производстве максимума товарной стоимости при минимальных затратах, выраженных в деньгах (монетарно), то оно и стремится обеспечить наибольшее функционирование редких и дорогих машин, а что касается физического и психического здоровья рабочих, то их можно часто менять, и это недорого стоит. Также предприятие стремится уменьшить свои расходы и делает это главным образом за счет экологического равновесия, потому что уничтожение экологического равновесия не ложится на них грузом. Логика предприятия - произвести то, что можно дорого продать, даже если ценные (полезные) вещи можно производить при меньших расходах(затратах).