Почему не греет алюминиевый радиатор отопления. Воздушные пробки в отоплении

Многие попадали в ситуацию, когда не греет батарея отопления или прогрев недостаточный. Причин плохого прогревания радиатора немного, но в каждом случае они устраняются по-разному.

Основные сведения об устройстве отопительной системы

Система отопления бывает двух видов: однотрубная, так называемая ленинградка, и двухтрубная. В многоквартирных домах применяется преимущественно однотрубная. В абсолютном большинстве индивидуальных владений и последних новостройках используется двухтрубная система.

В однотрубной системе теплоноситель поступает на единственный стояк, откуда распределяется по радиаторам. Подача осуществляется с первого или последнего этажа, что не имеет принципиального значения. Для равномерной подачи воды по всем батареям применяют байпасы. Благодаря им в радиатор попадает необходимое количество воды, остальная движется к следующим отделам. Недостаток однотрубной системы – лучше прогреваются батареи, которые находятся ближе ко входу или котлу. Самые дальние в системе могут прогреваться недостаточно.

В двухтрубной системе имеется независимое подключение каждого радиатора к двум стоякам. Из одного подается горячая вода, в другой уходит охлажденная. Незнание особенностей отопительных систем разного типа иногда приводит к печальным последствиям, особенно когда за ремонт принимаются малоквалифицированные работники.

Нечасто, но имеют место случаи, когда старые батареи в однотрубной системе заменяют современными алюминиевыми. Ожидаемого эффекта не происходит, потому что алюминиевые приборы рассчитаны на двухтрубную систему, ток теплоносителя ослабевает. Более того, из-за слабой циркуляции воды они засоряются. Выход один – отремонтировать старые батареи или установить новые, подходящие для однотрубной системы.

Основные причины плохого прогрева батарей и способы их устранения

Основных причин, почему не греют батареи, две – воздушная пробка и засорение радиаторов. Воздушная пробка мешает циркуляции теплоносителя, радиатор прогревается плохо или остается холодным. Выход из ситуации простой – удалить воздух.

Современные системы имеют на каждой батарее вверху специальный краник для спуска воздуха. Он проворачивается отверткой или переходником. Если в системе есть воздух, вы услышите шипение. Кран держат некоторое время открытым, пока из него не потечет теплоноситель. Если воздушная пробка очень большая, возможно, за один раз полностью стравить воздух не выйдет. Подождите десяток минут, повторите попытку, пока не почувствуете, что батарея прогревается полностью.

Не выпускайте много теплоносителя, надеясь удалить воздух вместе с ним. Это грозит потерей давления и возможной остановкой котла в частном доме.

На давно установленных чугунных радиаторах кран для спуска воздуха, скорее всего, отсутствует. Несложная работа по стравливанию воздуха превращается в сложную и грязную. Существует два подхода к удалению воздуха из чугунной батареи. Первый – через соединительную муфту на подводе теплоносителя к радиатору, второй – ослаблением заглушки в батарее. В каждом случае не требуется полностью выкручивать муфту или заглушку, их немного проворачивают до появления шипения.

Важно определить, в какую сторону следует отворачивать муфту или заглушку, ведь на радиаторах применяют и правую и левую резьбу. Куда отворачивается муфта, определяют по выступающей части резьбы. На заглушке с левой резьбой выбита буква "Л", отворачивают ее в правую сторону. Важно не переусердствовать, особенно отворачивая муфту, ведь трубы могут быть ржавыми, и от чрезмерного усилия способны разрушиться. На всякий случай перед заворачиванием намотайте на резьбу немного пакли с краской или фумленту, чтобы не просачивалась вода по нарушенному соединению.

Засорение радиаторов – вторая распространенная причина плохого теплоснабжения. Система засоряется по двум причинам: физический износ вследствие долговременной эксплуатации или подача в систему грязной воды без фильтрации. Чаще на внутренних стенках многие годы откладывались соли и система забилась. Иногда отложения настолько мощные, что теплоноситель совершенно не может пробиться сквозь узенькие щели. Выход один – замена радиаторов, иногда также труб.

Не сливайте воду без крайней необходимости. Каждая порция свежей воды добавляет отложений и засоряет систему.

Если засорение незначительное, батареи промывают. Работы лучше проводить при неработающем отоплении. Если приходится прибегнуть к такой операции во время отопительного сезона. Тогда отключите батареи, повернув краны, и снимите. Не все системы имеют краны для отключения радиаторов. Перед очисткой системы в индивидуальных владениях сливают воду, в многоэтажном доме перекрывают подачу. Во время отопительного сезона соблюдайте осторожность – вода очень горячая.

Прочищают батарею под высоким давлением. Для этого батареи выносят на улицу, шлангом герметично соединяют батарею с источником воды и продувают. Промыть водой из крана не выйдет, часть мусора все равно останется в радиаторе. Если обнаружено засорение в одной батарее, промойте и другие, они почти наверняка тоже засорены.

Почему не прогревается батарея в частном доме

В частном секторе помимо вышеперечисленных причин неудовлетворительной работы отопления встречаются и другие. Частные дома имеют автономное отопление практически 100-процентно. Причиной плохого нагрева может быть отопительный котел. Вероятнее всего, мощность котла рассчитана неправильно, ее не хватает, чтобы нагреть теплоноситель до приемлемой температуры. Если котел с автоматикой не отключается – это верный признак недостаточной мощности.

Если котел работает, жидкость все же будет прогреваться. Когда радиаторы совершенно холодные – отопительный агрегат сломался или не включается. Современные котлы включаются при соблюдении минимального уровня давления в системе. Котел не включится, если оно меньше. Также современные котлы оснащены системой безопасности. Например, в газовом котле есть датчик, отвечающий за то, чтобы отработанные газы ушли в дымоход. Если дым почему-то уходит не полностью, сработает автоматика, котел отключится и не включится, пока не будут устранены неполадки.

Какие еще есть причины, почему не греет батарея в доме? Давление в системе может быть слишком низким и, как следствие, циркуляция нарушается. Если батареи старые, такая причина маловероятна, ведь двух атмосфер (обычное давление домашней системы) им вполне хватает. А вот некоторые современные батареи требуют более высокого давления. Перед тем как их устанавливать, стоит посмотреть в паспорт, сможет ли система создать требуемое давление.

Немного повысить давление в системе можно, установив циркуляционный насос соответствующей системе производительности.

Поскольку отопление в частных домах часто делают люди малограмотные в этом отношении, возможны ошибки в монтаже, отчего нагрев будет слабым. Считают, что применение однотрубной системы экономит трубы, но из-за особенностей системы прогрев батарей по мере удаления от котла слабеет или они остаются совсем холодными. К тому же удаленные от котла батареи должны иметь больше секций. Сэкономить не получается.

В частном доме намного эффективнее двухтрубная система, но при ее монтаже возможны ошибки, что повлияет на эффективность отопления. К таким ошибкам относятся:

  • неправильная установка запорной арматуры;
  • неверно подключенные батареи;
  • диаметры труб подбирались случайно.

При таких ошибках не обеспечивается эффективная циркуляция, не прогревается батарея отопления. Выход один – пригласить специалиста и устранить ошибки. А чтобы не платить дважды, изначально доверяйте такую ответственную работу проверенному квалифицированному специалисту.

Многих проблем можно избежать, если предварительно кое-что сделать. Автономное отопление частного дома имеет расширительный бачок для системы. Если к нижней трубе приварить кран и понемногу подавать в него воду, воздушная пробка уйдет через бачок. Через этот же кран заполняют систему водой, тогда пробки не появятся. Единственное, что требуется, это помощник, чтобы следил за уровнем воды в бачке.

Для удаления воздуха из чугунных батарей установите на верхнюю заглушку кран Маевского. Это совсем несложно, нужно лишь летом открутить заглушку, просверлить по центру отверстие нужного диаметра и нарезать резьбу с необходимым шагом. Заглушки сделаны из чугуна, материал легко поддается обработке.

Если батарея без видимых причин плохо отдает тепло, возможно, она касается стены. Чем больше площадь соприкосновения, тем больше тепла уходит бесполезно. Устраните касание, немного отодвинув радиатор. Не закрывайте батареи декоративными решетками, которые уменьшают теплоотдачу. Лучше прикрепите за радиатором отражающий экран из фольгированного материала – теплоотдача повысится.

Система отопления кажется простой только на первый взгляд, на самом деле она имеет свои секреты и хитрости. Все кажется сложным и запутанным для новичка. Но стоит разобраться в вопросе и основные моменты проясняются.

Попутную схему подключения радиаторов (петлю Тихельмана) называют одновременно и «очень стабильной» и «очень нежной», — не терпящей неточностей и отходов от правил при монтаже. Почему даются противоречивые оценки? Не редка ситуация, когда в этой системе не нагреваются (плохо работают) несколько центральных радиаторов. Бывает, что не работает какой-то один радиатор, вне зависимости от нахождения. В чем дело?

Устранить неполадки в попутной схеме очень просто

Если посмотреть на схему попутки (петля Тихельмана), то можно отметить, что все радиаторы подключены между магистралями подачи и обратки параллельно.

При этом таких отопительных приборов обычно больше 10 шт. При меньшем их количестве применяют чаще более дешевую тупиковую схему.

В попутке теплоноситель должен распределиться примерно равномерно между всеми радиаторами.

Но это в идеале, когда гидравлическое сопротивление трубопроводов подаче и обратки – маленькое, «нулевое». А гидравлическое сопротивление радиаторов – значимое, заметное.

Тогда графики давлений в попутной схеме выглядят примерно так как представлено на рисунке. Здесь суть в следующем – наибольшее давление на крайних радиаторах, наименьшее – на центральных, но это совсем не критично, — поток через все приборы достаточно большой, для их стабильной работы и отдачи максимальной мощности.

Поэтому устранение нарушений и неполадок в попутке в первую очередь — грамотный монтаж по инструкции.
Но на практике встречаются самые разнообразные нюансы в монтажах, из-за которых эта схема не работает. Рассмотрим подробнее.

Экономия на деньгах – не для петли Тихельмана

Основное удорожание петли Тихельмана заключается в необходимости прокладывать кольцо трубопроводов большого диаметра. Обычно необходим внутренний диаметр – 25 мм. Фитинги для таких труб – «влетают в копеечку», схема оказывается процентов на 30 дороже чем плечевая.

Если экономить и поставить трубы в середине кольца (скажем от 3 по подаче до 3 по обратке, при 15-ти подключенных приборов) внутренним диаметром 20 мм, то гидравлическое сопротивление трубопроводов (подачи и обратки) по сравнению с радиаторами сразу же возрастет и начнет сказываться.

Весь принцип данной системы отопления окажется не соблюденным, — давление на радиаторах станет слишком разнится, чтобы схема работала стабильно. На крайних оно по прежнему большое, а в центре начнутся неполадки.

Как распределяется давление в неработающей попутной схеме

Вопрос с тонким трубопроводом еще больше усугубится, если применяются радиаторы практически с нулевым собственным сопротивлением, с большим внутренним сечением – алюминиевые или чугунные. А такие используются не редко.

Тогда повышенное сопротивление кольцевых трубопроводов будет заметно влиять на распределение теплоносителя по радиаторам.

Фактически на крайних радиаторах перепад давления будет большим, а на приборах внутри кольца давления просто не будет – весь поток пойдет через крайние в кольце.

Графики давлений по длине трубопровода в такой схеме по подаче и обратке представляют собой параболы, которые почти сходятся в середине, или даже полностью сходятся (перепад давления на центральных радиаторах равен 0), или даже заходят друг за друга.

Бывает и так, что в центре несколько радиаторов не греют, а самый центральный почему-то работает. Потому, что в нем струя теплоносителя вообще опрокидывается, движение жидкости происходит в обратную (графики зашли друг за друга).

Как устранить проблему

Понятно, что проблема с центральными радиаторами в попутке, при тонком кольцевом трубопроводе решается элементарно. Нужно лишь увеличить гидравлическое сопротивление крайних радиаторов, и начнется движение потока по центральным приборам. Т.е. балансировочными кранами на подводах приглушить те, которые работают.

Тогда общее сопротивление радиаторов относительно трубопроводов увеличилось, — вернулись к классической постановке вопроса, — и схема работает.

Но все это — устранение аварийной ситуации, а не полное решение вопроса.

Как должна создаваться петля Тихельмана

Диаметр труб на протяжении всего кольца должен быть оптимальным, — чтобы на концевых участках обеспечивалась небольшая скорость теплоносителя, в пределах норм, до 0,6 м/сек.

Если же пойти по обратному пути – экономить на трубах и заглушать крайние радиаторы, то просто увеличивается общее сопротивление системы. Нагружается циркуляционный насос, и он поглощает больше электроэнергии. Разница на цене за электричество нивелирует экономию на диаметрах труб.

Кроме того, с таким подходом, можно выйти за рабочие характеристики насоса, понадобится более мощный, что является уже просто не выгодным действом….

Попутная схема должна создаваться трубопроводами оптимального диаметра.
На каждом радиаторе должен находится подстроечный кран. Им устраняются возможные проблемы при разности в количестве секций между приборами, разной длине подводов к отопительным приборам, разной высоте их установки…

Полипропилен — вред

Как видно, попутная схема «очень нежная», и плохо реагирует на какие-то не типичные распределения давлений по кольцу. Они могут возникнуть из-за обстоятельств монтажа, — у какого-то радиатора собственное сопротивление может быть большим, он просто другого типа, или же подключен длинными подводами… Выручат балансировочные краны, которыми, можно настроить одинаковый поток везде, чуть приглушая приборы с большим количеством проходящего теплоносителя.

Но есть вариант, когда ни что не поможет. Это применение труб из полипропилена и связанное с этим не контролируемое уменьшение проходного сечения на местах пайки, не контролируемое увеличение гидравлического сопротивления трубопроводов. Которое встречается не редко.

Поэтому, если «попутка не работает, сделали на полипропилене…», — то причина ясна. Или, — «…хороший полипропиленовый трубопровод, сделали петлю Тихельмана, а она…» — просто обман потребителей.

В качестве заключения

Систему «петля Тихельмана» опытные монтажники как использовали, так и используют в качестве оптимальной при больших площадях (с количеством радиаторов от 12 шт).

При этом стараются выполнить следующее.

  • Трубопроводы укладываются под напольным покрытием, чтобы избежать высотных обводов препятствий по кольцу.
  • Применяются гибкие трубопроводы, чаще металлопластик с хорошим кислородным барьером.
  • В кольце по подаче и обратке используется только один максимальный диаметр – внутренний 20 мм или 25 мм.
  • Чаще используются стальные или биметаллические радиаторы с нижним подключением. У них, кстати, и чуть выше гидравлическое сопротивление, что и балансирует систему автоматически.
  • Каждый радиатор снабжается балансировочным краном на обратке, а также часто и термоголовкой на подаче (только с автоматизированным котлом), что нравится пользователям.

При таких обстоятельствах проблем с попуткой не бывает…



На самом деле, причин того, почему не греют радиаторы отопления, может быть несколько, поэтому разбираться в ситуации необходимо в каждом отдельном случае. Чтобы устранить неисправность, может потребоваться квалифицированная помощь. Добиться равномерного нагрева радиаторов можно и самостоятельно.

В чем причины не полного прогрева радиаторов

Существует несколько распространенных причин неравномерного нагрева радиаторов отопления. Чтобы устранить неисправность, необходимо понять, что именно привело к существующим нарушениям.


Батареи греются неравномерно по трем основным причинам: неправильный расчет мощности котла, радиаторов отопления, циркуляционного насоса. Также ошибки, допущенные во время монтажа трубопровода, упущения при пуско-наладке отопления.

Как устранить неравномерную теплоотдачу

Не все проблемы можно решить самостоятельно. Плохая теплоотдача радиатора может быть следствием несоблюдения уклонов, указывать на грубые нарушения монтажа системы отопления. В таком случае придется пригласить специалиста по системам отопления.

Некоторые проблемы с отоплением получится устранить самостоятельно.

  • Воздушные пробки – воздух в системе отопления является неизбежным следствием заполнения труб и радиаторов теплоносителем. Характерным признаком проблемы является то, что радиатор снизу теплый, а вверху холодный.
    Если секция нагревается неравномерно, можно попробовать стравить воздух из системы, воспользовавшись краном Маевского. Некоторые хозяева изначально устанавливают автоматический клапан сброса воздуха.

  • Недостаточная циркуляция теплоносителя. Если дальние батареи в отопление еле теплые, это означает, что нагретый теплоноситель попросту не доходит до последнего прибора отопления. Обычно такая проблема наблюдается в системах с .
    Устранить ситуацию, когда не прогревается последняя батарея в системе отопления, можно с помощью установки циркуляционного насоса. Если нагнетательное оборудование уже стоит, тогда можно добавить скорость циркуляции. Практически каждый насос имеет три рабочих скорости.
  • Засорение батареи. Если несколько секций батареи холодные, то, вероятно, к месту соединения «ребер» поднесло грязь. Либо, при отсутствии регулярной ежегодной промывки радиаторов, сердечник попросту засорился.
    Особенно часто, забивка происходит с приборами отопления, установленными в квартире. Самостоятельно устранить причину, по которой не полностью прогреваются секции, в данном случае не получится, лучше отнести заявление в домоуправление.

  • Неправильная работа системы отопления. Бывает, крайние секции холодные, по причине того, что неправильно отрегулирован байпас. Если не полностью прогреваются секции, необходимо убедиться, что отсекающие краны на байпасе закрыты и перекрывают возможность естественной циркуляции теплоносителя.

В старых системах отопления кран Маевского зачастую не предусматривался. Если чугунные радиаторы остаются холодными внизу после включения центрального обогрева – это свидетельствует о воздушной пробке. Удалить воздух можно, немного отпустив зажимную муфту.

Влияет ли теплоноситель на качество обогрева

Практически все производители приборов отопления в один голос рекомендуют не сливать теплоноситель из системы, разве что, только в крайнем случае. И этому есть объяснение.

Батареи могут быть холодными по причине воздушных пробок. При каждом заполнении системы образовываются пустоты, заполненные воздухом. Постоянная циркуляция теплоносителя постепенно удаляет воздух из системы, выводя его через расширительный бачок или клапаны сброса.

Поэтому для обогрева лучше использовать старый теплоноситель. В результате, даже если сначала в батарее был низ холодный, верх горячий, и секции отличались по температуре нагрева, со временем ситуация может нормализироваться, благодаря постоянной эксплуатации теплоносителя без его замены.

Оптимальное решение, использовать специальный теплоноситель. Он разъедает ржавчину и исключает замусоривание труб и радиаторов, что существенно влияет на теплоотдачу и равномерность прогрева.

Если самостоятельные усилия добиться равномерного прогрева радиатора не дали результата, то затягивать с приглашением квалифицированного сантехника явно не стоит.

Нередко жильцы многоэтажных домов сталкиваются с проблемой, когда перестает греть батарея отопления. Чтобы начать ремонт в первую очередь необходимо обнаружить источник проблемы. Причин может быть несколько, как следствие, и методы ее устранения также могут отличаться.

Воздушная пробка – что делать?

Образование воздушной пробки в батарее это распространенная проблема. Как правило, воздух может скапливаться в верхней части радиатора. Для устранения подобной проблемы в современных отопительных приборах используется специальный кран, который имеет двухмиллиметровое отверстие для спуска воздуха. Его называют «кран Маевского». После поворачивания крана будет слышно небольшое шипение. В момент подачи воды кран необходимо перекрыть.

Обратите внимание! В некоторых случаях кран рекомендуется какое-то время подержать открытым, так как нередко с водой может выходить и воздух.

Однако здесь следует проявлять благоразумие. Если долго спускать воду, то объем теплоносителя может значительно уменьшиться в системе. Поэтому эффективно будет спустить воздух повторно через определенный промежуток времени.

Если в квартире по-прежнему используются чугунные батареи, то в них нет крана Маевского. Что делать в таком случае? Для этого необходимо использовать соединение труб. Процесс работы сложный и неприятный, так как при таком варианте будет разлито большой объем теплоносителя. При выполнении этой задачи необходимо аккуратно обращаться с резьбой. Резьба бывает как правой, так и левой. При откручивании муфты не следует прикладывать много усилий, так как можно сорвать резьбу. Проворачивать резьбовую муфту необходимо аккуратно и плавно. Как только будет слышно шипение воздуха, то откручивать муфта достаточно. Как только потечет вода, муфту необходимо вернуть в обратное положении.

Обратите внимание! При закручивании муфты рекомендуется использовать герметик, например, фум-ленту или паклю. Достаточно будет несколько витков и соединение спустя время не потечет.

А что делать, если тепла нет в последнем радиаторе? Обычно от последней батареи труба идет к расширительному бачку. Тогда, вероятнее всего, в этом участке трубы образовался засор. Исправить положение может трудоемкая и сложная работа по прочистке трубы. Но прежде всего, необходимо убедиться в этом проблема или нет. Поэтому сначала, проверяется проходимость трубы.

Ошибка при подключении

Причина того что радиатор не греет, может заключаться в ошибках при монтаже отопительного оборудования.

  • Неправильно использование байпаса. Байпас представляет собой специальный переходник, который соединяет выход и подачу теплоносителя с трубами батареи. Его монтаж осуществляется непосредственно перед радиатором. Это связано с тем, что при необходимости батарею можно будет легко и быстро демонтировать. Причина того что батарея не греет, может заключаться в том что байпас находится в открытом положении в результате осуществляется неверная циркуляция.
  • Неправильный выбор системы отопления: двух- или однотрубная. Недостаток тепла может заключаться в неправильном расчете количества батарей, диаметра труб и вида системы отопления. В результате энергии теплоносителя будет попросту не хватать.

Безвыходных ситуаций нет, поэтому описанные выше проблемы можно решить с привлечением квалифицированного специалиста.

Не греет после ремонта

Батарея может не греть сразу после ремонта. Как определить в чем проблема? Здесь большую роль будет играть, что именно изменилось в квартире. Например, трубы могут зашиваться гипсокартонном. При монтаже профиля труба может касаться его. Как следствие, этот предмет будет перенимать тепло, которое должно направляться на радиатор. То есть тепло будет распространяться в пространстве между черновой стеной и гипсокартонном. Что делать при таком раскладе? Для этого следует проверить, на каком уровне грела батарея до ремонта. Если после ремонта она греет слабей, то причину следует быстро устранить.

Причина в недостаточном тепле батареи может кроиться в засоре. Засор объясняется тем, что после долгого периода эксплуатации отопления внутренний диаметр труб мог значительно сократиться из-за появления ржавчины. В результате может оказаться, что для циркуляции потока теплоносителя места в трубе нет. В таких случаях потребуется выполнить работы по очистке батареи или по их полной замене. Для прочистки или замены радиатора следует перекрыть подачу теплоносителя на байпасе. При этом вся система будет продолжать работать. Если получится обойтись только прочисткой, то можно воспользоваться нижеизложенным советам:

  1. Важно помнить о безопасности, так как теплоноситель может быть сильно горячим.
  2. Прочистка должна осуществляться только под высоким давлением воды.
  3. Перед обратным монтажом радиатора следует проверить соединения труб, возможно, на стыке также имеется засор, который можно прочистить.
  4. Прочистить радиаторы рекомендуется все сразу.

Возможные другие причины

Каждый отдельный случай, когда отопительное оборудование не греет уникален. Иногда причина может быть очень банальной. Если используется централизованное отопление, то, возможно, временно отключили отопление. В таком случае предпринимать какие-либо действия бесполезно. Нужно просто подождать, когда в котельной устранят проблему.

Если не греет последний радиатор, то к нему, скорее всего, не доходит тепло. Соответственно необходимо пересмотреть эффективность работы и мощности циркуляции теплоносителя в системе отопления. В этом случае необходимо проверить насос, так как он может не справляться с нагрузкой.

Другие проблемы может помочь решить расширительный бачок. Как? Если проблема в завоздушивании, то теплоноситель можно прогнать по всей системе насосом. Для этого при монтаже всего отопления можно сделать специальный вентиль, на который устанавливается кран штуцер. На него одевается шланг, и подается вода. После этого необходимо ждать пока вода не выдавит воздух через расширительный бачок.

Обратите внимание! Такой метод очень рискованный. Вода может заполнить расширительный бачок. Поэтому без напарника здесь никак не обойтись. Один будет запускать воду, а второй проверять уровень воды в бачке.

После проведения всех этих действий система может вновь исправно греть.

Дело мастера боится!

Итак, как видно, отопительная система может таить в себе большое количество хитростей и уловок. Не всегда можно сразу сориентироваться что делать. Если вам никогда не приходилось разбираться в проблеме почему не греет радиатор, то, скорее всего, будет нелишним посмотреть полезное видео, которое расскажет об одном методе по устранению неполадки. В таком случае получиться решить проблему самостоятельно и без привлечения специалистов.

Причиной тому, что не греют батареи в частном доме, может быть ряд факторов. Мы можем рассмотреть вопрос только в общем. Есть разные причины и не всегда они очевидны. Порой такая мелочь, как неисправный краник или засоренный дымоход может стать камнем преткновения. Несмотря на это, безвыходных ситуаций не бывает, главное, определить причину, почему не греет батарея в частном доме, все остальное дело техники.

Недостаточная мощность котла

Если плохо греют батареи в частном доме, то одна из причин может таиться в котле отопления. В своем доме практически со 100% вероятностью можно утверждать, что контур обогрева автономный. Значит, стоит котел.

  • газовый котел ;
  • электрический котел ;
  • твердотопливный котел ;
  • жидкотопливный котел .

Почему плохо греют батареи в частном доме? Причиной может быть неправильно подобранная мощность котла. То есть не хватает ему ресурса, чтобы обогреть необходимое количество жидкости. Первый звоночек к тому, что мощность подобрана неправильно – это постоянная работа отопительного прибора, без отключений.

Хотя в этом случае теплообменники хоть немного, но нагреются. А если вода в них совсем холодная, то значит, котел сломался или не может включиться. У современных агрегатов есть требование к минимальному давлению в системе. Если это требование не выполняется, то он не включится. Помимо этого, есть система автоматики и безопасности.







Возьмём, к примеру, газовый котел. В нем стоит датчик, который контролирует, чтобы все газы уходили в дымоход. Возможен вариант, что дымоход или какой-нибудь патрубок отводящий дым засорился. В любом случае, датчик пошлёт команду на блок управления и тот не даст котлу включиться.

Проблемы с самими батареями

Не греют батареи в частном доме что делать? Если проблем с котлом не обнаружилось и он работает правильно, то причину того, почему батареи холодные нужно искать в самом контуре.

Возможные варианты:

  • завоздушивание;
  • загрязнение;
  • недостаточное давление;
  • неправильная разводка труб;
  • неправильное подключение теплообменников.

Если холодные батареи, значит, нужно проверить все вышеуказанные факторы. Более предметно о том, что делать, если не греют батареи мы уже писали. Специфика частного дома в том, что все характеристики можно контролировать самостоятельно.

Нужно проверить контур на наличие воздушных пробок. Для этого есть специальные краны и воздухоотводчики.

Затем убедитесь, что в трубах и теплообменниках нет грязи. Как это сделать? Придётся спускать воду с холодных батареи в частном доме. Что делать известно, надо открутить один торец (нижний) в батарее и подставить сосуд побольше. Если польется черная вода, то думать нечего – это загрязнение. Нужно промывать контур до чистой воды. Иногда с радиаторов вместе с водой вытекает густая жижа. Это грязь, собравшаяся в обильном количестве.

Какие еще могут быть причины, почему холодные батареи в частном доме? Если проблема не в воздухе и не в загрязнении, значит, нарушена циркуляция. Это может быть из-за низкого давления. Вообще, в автономном контуре давление теплоносителя не превышает двух атмосфер. Если у вас стоят новые батареи, то смотрите в их паспорт. В современных теплообменниках требования к рабочему давлению выше, чем в советских образцах. Обращайте на это внимание.

Нарушение циркуляции теплоносителя

Отдельно рассмотрим нарушение циркуляции теплоносителя из-за неправильной разводки труб и обвязки теплообменников, вследствие чего батареи холодные. В своем доме вы вольны выбирать метод разводки труб.

  • двухтрубная система отопления;
  • однотрубная система отопления.

Так повелось, что раньше многие отдавали предпочтение однотрубной системе отопления, она же «Ленинградка». Считалось, что она проще и дешевле, но на самом деле это не так. К тому же в этой схеме очень сложно регулировать температуру теплообменников по мере их отдаленности от котельной. Чем дальше от котла, тем больше секций должно быть. Поэтому не редкость, что не греет последняя батарея в частном доме. Теплоноситель течет по одной трубе. В такой схеме нет обратки.

Получается, вода попадает в теплообменник, остывает там и опять вовлекается в общий поток. Соответственно, после каждого радиатора общий поток становится холоднее. Перепад увеличивается по мере отдаления от нагревательного элемента. В итоге, к крайнему теплообменнику вода может прийти почти холодной.

В двухтрубной системе могут быть допущены ошибки в обвязке:

  • неправильно установленная запорная арматура;
  • неправильное подключение теплообменника (бывает три вида: сбоку, снизу, диагональное);
  • неправильно подобран диаметр отводов.

По этим причинам нарушается циркуляция и негативный результат налицо, а именно холодная батарея.