Сущность процесса коучинга. · групповой коучинг, направленный на группу лиц без строгих функциональных взаимосвязей

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет экономики и управления

Кафедра экономики и управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

на тему: КОУЧИНГ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД

К ОБУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ПЕРСОНАЛА

Работу выполнила:

студентка 3-го курса

заочной формы обучения

специальности экономика и управления

группы УП-3

Попова И. Е.

Работу проверила:

доцент

Головчанская Е. Э.

Наш мир быстро меняется. Появляются новые технологии, новые продукты и изделия. Рынок находится в непрерывном движении. Объем информации растет с каждым днем. И в этих нелегких условиях российским предпринимателям приходится вести свой бизнес.

Если обратиться к определению «предпринимательская деятельность», то это «деятельность, ведущаяся на свой страх и риск с целью извлечения прибыли». Именно «свой страх и риск» побуждают руководителей искать эффективные решения, осваивать иные технологии, методы и подходы, вносить изменения в структуру и деятельности.

Необходимость учета человеческого фактора в работе, возникла, в связи с усложнением производства, с одной стороны, когда стоимость человеческой ошибки существенно увеличилась, а также в связи с усилением конкурентной борьбы.

Именно поэтому в области управления персоналом появилось много различных технологий, позволяющих более успешно руководить людьми. Всевозможные аттестации, управление по целям, мероприятия, направленные на развитие корпоративной культуры и поддержание корпоративного духа, тренинги, коучинг, действия, призванные ускорить адаптацию вновь поступающих сотрудников, работа с резервом - это далеко не полный перечень того, что осуществляется в современной организации.

Одним из основных инструментов «выживания» организации является инвестирование в людей, т.е. привлечение специалистов со стороны либо обучение и ротация собственного персонала. В связи с большой неопределенностью человеческого фактора риск таких вложений весьма велик (пройдут обучение и уйдут). Однако привлекательность такого подхода очень высока: без затрат на переоборудование, приобретения технических средств, расширения офисных, производственных или торговых площадей можно значительно поднять производительность предприятия. При анализе инвестиций выявлено, что вложения в обучение и развитие персонала позволяют получать прибыль в 2 - 3 раза больше, чем те же вложения в технику и технологию.

Все мероприятия, проводимые с людьми, условно можно разделить на две категории: направленные в основном на стимулирование собственной активности сотрудника и пассивное овладение сотрудником навыками, необходимыми для успешной работы в организации. Второй путь более легок, поскольку предполагает работу «по образцу», при этом за скобками остаются индивидуальные особенности обучаемого, его мотивация. Работа с собственной активностью обучаемого, формированием условий, побуждающих его к осознанному успешному выполнению намеченных планов, более сложна, но интересна.

В настоящее время в сфере управления используются различные способы и подходы. И одним из самых новых, объединяющих в себе различные методики и техники, дающим новые возможности, признан коучинг как важный инструмент влияния на результаты деятельности отдельных людей и организации в целом. Современное управление в стиле коучинга - это взгляд на сотрудников как на огромный дополнительный ресурс предприятия. Где каждый сотрудник является уникальной творческой личностью, способной самостоятельно решать многие задачи, проявлять инициативу, делать выбор, брать на себя ответственность и принимать решения

В связи с этим было бы не только интересно, но и актуально рассмотреть данный способ обучения персонала.

Целью исследования является систематизация теоретических знаний о коучинге как о современном подходе к обучению и развитию персонала,

1. Проанализировать имеющие в литературе данные и представления о возникновение коучинга как подхода к обучению и развитию персонала.

2. Систематизировать известные данные о процессе коучинга и выявить его уникальность.

3. Описать историю создания и изучить специализацию ЗАОр "НП Конфил".

4. Проанализировать существующие методы обучения персонала на ЗАОр "НП Конфил".

5. Предложить алгоритм действий по совершенствованию процесса развития и обучения персонала на ЗАОр "НП Конфил".

В современной литературе в недостаточной мере рассматривается тема коучинга. Одной из известнейших книг по коучингу является работа Дж. Уитмор «Коучинг высокой эффективности». Так же популярны книги Дж. К. Смарта «Коучинг», С. Тропа и Дж. Клиффорда, "Коучинг в обучении. Руководство для тренера и менеджера". Отечественный материал представлен следующими авторами: Т. С. Бибарцева, В. Е. Максимов, А. В. Огнев, С. В. Петрушин, В. А. Спивак. Однако у них возникает много противоречивых моментов между собой. Этим и обуславливается новизна моих исследований.

Работа состоит из введения, трех (теоретической, аналитической и проектной) глав, заключения, списка литературы и приложений.

Вопреки сложившемуся мифу, слово «коуч» - далеко не новое. Оно имеет венгерское происхождение, и закрепилось в Англии в XVI веке. Означало оно тогда ни что иное, как карету, повозку. Здесь просматривается одна из глубинных аналогий термина - «то, что быстро доставляет к цели и помогает двигаться в пути».

Позднее, во второй половине XIX века английские студенты называли этим термином частных репетиторов. В начале девяностых годов XIX века это слово прочно вошло в спортивный лексикон, как название спортивного тренера, а потом перешло на обозначение любой деятельности, связанной с наставничеством, инструктированием и консультированием.

С 80-х годов XX века коучинг официально признан в бизнесе. В настоящее время существует порядка 50 школ и около 500 видов коучинга, начиная от VIP-коучинга и заканчивая социальной работой. Считается, что как отдельная профессия коучинг окончательно сформировался в начале 90-х годов XX века. В Америке профессия коуча официально признана в 2001 году, благодаря стараниям Международной Федерации коучей.

В настоящее время коучинг продолжает развиваться и совершенствоваться, занимая всё новее и новые области применения.

Многие теоретики и практики психологии с начала столетия влияли на развитие и эволюцию области коучинга. Коучинг построен на открытиях, почти все из которых были сначала сделаны в других областях. Его упрощенно можно считать сводным сборником эффективных принципов, техник и подходов.

Предшественниками и истоками коучинга считаются:

· Гуманистический подход в психотерапии.

· Работы Дэниела Гоулмена в сфере эмоционального интеллекта.

· Сократовские методы диалога.

· Методики наиболее продвинутых спортивных тренеров.

Считается, что именно Гэллвей определил сущность коучинга. Коучинг - это раскры­тие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности.

Итак, определения коучинга:

Коучинг - это сфокусированный на решении, ориен­тированный на результат и систематический процесс со­трудничества, в ходе которого коуч содействует улучше­нию выполнения деятельности, увеличению жизненного опыта и личностному рос­ту людей из нормальных (т.е. не клинических) популя­ций.

Более современным является определение:

Коучинг - это специальная деятельность, имеющая своей целью развить потенциал человека или группы, и использующая для этого специальные методы.

Сейчас термин «коучинг» широко распространен во всех эконо­мически развитых странах. Особенно широко он используется в сфере управления человеческими ресурсами (HR-менеджмента). Сингапур и Гонконг переживают бум личных тренировок. Практически на каждом предприятии, руководители которых заботятся о стабильном и развивающемся бизнесе, имеется официальная должность тренера-коуча.. Его технология помогает людям вырасти над собой, освоить новые навыки и достичь больших успехов. Личные и корпоративные цели становились более осознанными и согласованными. Коучинг называют профессией XXI века.

По материалам моих лекций

В технологии коучинга приняты некоторые специфические термины.

Коуч (англ. coach - тренер) - тренер, проводящий занятие, специалист по коучингу.

Клиент , он же игрок , чемпион или коучи (в разных школах коучинга используются различные названия одного и того же понятия) - участник или группа участников коучинга.

Коуч-сессия (сессия коучинга ) - основная форма взаимодействия коуча с клиентом: беседа, особым образом структурированная с помощью вопросов, ведущих клиента-игрока к осознанию цели, возможности и способа её достижения и далее к принятию ответственности за её достижения.

Формат коучинга (формат участия в коуч-сессии) - это способ взаимодействия в ходе коуч-сессии, зависящий от используемых средств. Основные форматы, используемые в коучинге: очный (непосредственное общение) и заочный (опосредованное, дистанционное общение - по телефону или через интернет).

В общем виде работа по технологии коучинга может быть представлена последовательностью четырёх основных этапов :

1) постановка цели;

2) выявление реального состояния;

3) выработка пути к цели;

4) достижение цели (так называемый «этап воли», в котором реализуется выработанный способ, путь к цели).


Основным методом в проведении коуч-сессии выступают вопросы, стимулирующие активность клиента на всех этапах реализации технологии коучинга. Примеры таких вопросов: Чего вы в действительности хотите? Почему это важно для вас? Как вы можете этого достичь? Как вы узнаете, что достигли этого?

Один из характерных приёмов ведения беседы в коучинге - приём повторяющегося вопроса. Например, выслушав, что, по мнению клиента, даст ему достижение цели, коуч спрашивает: «А ещё что?» - и после следующего высказывания клиента повторяет свой вопрос. В результате клиент осознаёт свою истинную мотивацию и максимально чётко формулирует цель.

Ещё один эффективный приём - визуализация мысли. Для этого используются схематичные изображения (см. пример на картинке), помогающие клиенту лучше сформулировать мысль, последовательно её развивать, концентрируясь на предмете своей цели.

В заключение следует отметить ряд достоинств и недостатков коучинга.

К числу несомненных достоинств данной технологии относится активная позиция клиента-игрока, позволяющая ему обрести уверенность в том, что важная цель будет достигнута. Ещё одно достоинство коучинга обусловлено особой позицией коуча-тренера, помогающего клиенту, но ничего не решающего за него. Это особенно важно, когда клиент - уже состоявшийся профессионал, которому гораздо комфортней самому найти решение, чем у кого-то учиться «простым вещам».

К недостаткам технологии коучинга относятся существенные ограничения по её использованию в педагогическом процессе. Эти ограничения являются следствием того, что коучинг ориентирован на раскрытие потенциала уже сформированной личности, на повышение эффективности людей, уже имеющих определённый жизненный и трудовой опыт. Поэтому сфера его применения не распространяется на формирование личности в процессе общего и профессионального образования.

Отчет В 1.3
Рефлективный отчет учителя - коучинга по обучению в рамках реализуемой практики коуча.
Понятие «коучинг» я впервые услышала на курсах повышения квалификации педагогических работников РК. Понимание процесса коучинга расширилось благодаря помощи нашего тренера. Коучинг представляет процесс взаимодействия коллег, в ходе которого на основе совместного обдумывания существующих практик преподавания, обмена идеями, побуждения со стороны коуча к рефлексивному диалогу, подопечный совершенствует профессиональные знания, имеющиеся навыки и опыт в целях повышения своей компетентности в отдельных аспектах практики, перехода на качественно иной, более глубокий уровень их понимания, и принятия решений о практической их реализации (Руководство для учителя\методы и подходы в работе учителя, с.232).
Достоинства метода:
Коучинг способствует четкой постановке целей и их успешной реализации.
Коучинг применяется как на индивидуальном, так и групповом уровне.
Недостатки метода:
Психологическое сопротивление личности, так как реализация идей коучинга предполагает разрушение многих стереотипов в сознании и формирование новых привычек.
Ожидаемым результатом коучинга является существенное повышение эффективности деятельности личности.
(А.М. Кузьмин.Настольная книга учителя-коуча\ компетенции коуча и основные принципы коучинга, с. 23)
В школе я провела два коучинга «Развитие критического мышления через анализ и синтез» и «Оценивание в учебном процессе». Я определила для себя, что коучинг это организованный процесс, где самое главное, на мой взгляд, это психологический настрой коуча и слушателей.
Темы занятий были определены мной исходя из потребностей учителей, выявленных через анкетирование. Коучинг направлен на решение конкретных вопросов, на решение проблем у учителей. Поэтому я понимаю, что одно занятие не эффективно. Необходимо провести серию занятий. Для этого необходимо заинтересовать моих коллег и предложить для обсуждения методы решения проблем. Моих коллег заинтересовали новые подходы в обучении для улучшения учебного процесса.
Время меняется стремительно, появляются новые требования к уровню компетентности преподавателей, прошло время, когда требования к учебному процессу диктовались сверху, структура рынка и технологий сегодня меняются значительно чаще, чем в прошлом. Время диктует необходимость постоянного обучения сразу на рабочем месте посредством коучинга (www:aogen.ru).
На своих занятиях я помогала коллегам раскрыть свои возможности (составлять вопросы по таксономии Блума, выполнять сложные задания на анализ, умение отстаивать свою точку зрения, оценивать) через творческие задания. Всегда была с ними на равных, что позволило мне выработать такие стратегии, которые вывели учителей на самостоятельные пути решения.
В ходе проведения коучингов я определила для себя, что самое главное это правильно задавать вопросы, не давать готовых ответов и не критиковать.
Нужно уметь обобщать сказанное коллегами, чтобы учителя убедились, что их поняли. В процессе проведения двух коучингов я считаю, что цели и задачи достигнуты (через применение групповой работы, стратегии критического мышления, формы оценивания). Только во взаимодействии и сотрудничестве можно принять правильное решение. Обучение в сотрудничестве представляет собой группу людей, работающих вместе для решения проблемы, выполнения задания или создания какого-либо продукта (Руководство для учителя\методы и подходы в работе учителя, с.230).
Для того чтобы коучинг был продуктивным я применяла различные методы и приёмы: « Ромашка Блума», «Мозговой штурм», «групповую работу», «Корзина идей» Эффективностью коучинга было то, что учителя ознакомились с Программой курсов и познакомились с модулями данной программы и попытаются применять эти знания на практике. Также я считаю, что коучинг будет эффективным, если он будет развивать учителей, добиваться от них результатов. При планировании проведения коучингов мной учитывались предметные направленности учителей. Для себя я отметила, что при обучении учителей и учащихся существуют различия:
1) обучение учителей основано на обмене опытом и наличие обратной связи, так как учителя могут оценивать информацию.
2)учителя могут разделять ответственность за процесс обучения, так как они знают собственные потребности.
3)учителя сосредоточены на том, как решить проблему.
Трудность возникла при вовлечении в работу всех учителей. Учащиеся более активно включаются в процесс обучения, чем учителя. Я думаю, что это связано с тем, что у учащихся есть своеобразный стимул – оценка за урок и некая вольность при нестандартном подходе в обучении (передвижение по классу, обсуждение во время урока, творческая деятельность и т.д.).
При планировании и проведении коучинг занятий в школе я столкнулась с трудностями:
Выбор времени проведения занятий
Изменение стереотипов учителей
Нехватка времени на выполнение задания
Недостаточно времени проследить за деятельностью учителей.
В дальнейшей своей работе как коуча я постараюсь учесть трудности, с которыми я столкнулась, и при дальней планировании привлечь учителей (сторонников традиционной модели образования) к совместной работе. Задания подбирать, так чтобы рационально использовать время урока и выйти на конечный результат.
Коучинги должны проводиться систематически, пусть даже с небольшой группой учителей, но которые в этом заинтересованы. Чтобы занятия были более интересными и разнообразными, в дальнейшем мне необходимо будет изучить и проанализировать дополнительную литературу по новым подходам в обучении.
Так же, как мне кажется, коучинги можно проводить и с учащимися старших классов, в целях подготовки к ЕНТ, научным проектам и конференциям, конкурсам и предметным олимпиадам.
После проведения коучинга несколько учителей, имеющие небольшой педагогический стаж, заинтересовались программой курсов и решили пройти данные курсы с целью своего самообразования и саморазвития. Я считаю, что в сотрудничестве с коллегами они преодолели трудности (общение, определение цели и задач) и увидели свои творческие и индивидуальные способности. Исходя из выше сказанного, я определила для себя следующие задачи, по которым планирую работать в ближайшее время:
Продолжать практиковаться как коучРазрабатывать коучинг занятия с учетом профессиональных потребностей учителей
Привлечь педагогов, которые ещё не до конца могут определиться с проблемой в своей педагогической деятельности к участию в коучингахСоздать сообщество учителей которые хотят быть творческими учителями.
Продолжить серию коучингов по теме «оценивание», так как эта тема актуальна для современного образования, для повышения уровня компетентности преподавателя.
Используемая литература:
Руководство для учителя\методы и подходы в работе учителя, с.232
Настольная книга учителя-коуча\ компетенции коуча и основные принципы коучинга, с. 23
www:aogen.ruРуководство для учителя\методы и подходы в работе учителя, с.230

Утегенова Б.М. , Остапенко Л.Г.

Костанайский государственный педагогический институт,

Школа-лицей №2 г. Костаная

Республика Казахстан

Аннотация

В данной статье дается определение коучинга в образовательном процессе и характеристика коучинга как эффективной формы поддержки профессионального развития учителей. Рассмотрение коучинга с позиций методического сопровождения инновационной деятельности и стратегии содействия в индивидуально-личностном сопров ождении педагогов и обучающихся является в статье ключевой темой и фокусом научного взгляда авторов статьи на сущность феномена коучинга.

Түйін

Бұл мақалада коучинг жасаудың негізгі сипаттамалары жасалған. Авторлар мұғалімдердің кәсіби-педагогикалық жағынан қолдаудағы тиімді форма ретінде пайдалануының жетістіктері сипатталған. Тәлімгерліктен коучингтың айырмашылығы айқындалған.

П рофессиональная поддержка рассматривается в педагогической теории и практике как система мер, содействующей профессионально-личностному росту, который является сложным педагогическим явлением, направленным на самоопределение, саморазвитие, самореализацию и самосовершенствование. В основе поддержки профессионального развития педагогов лежит содействие, поле которого составляют такие уровни, как когнитивный – повышение самооценки, расширение представлений учителя о себе, инициирование рефлексивной деятельности, направленность на профессиональный самоанализ и обновление индивидуальной профессиональной концепции, способность к целеполаганию, преодолению затруднений и поиску новых путей самосовершенствования; ценностно-смысловой – стимулирование осознания учителем ценностей профессии, преодоление негативных эмоциональных состояний и формирование умений саморегуляции; поведенческий , как формирование эффективных умений и навыков общения . Актуальность повышения педагогического мастерства в условиях личностно-ориентированного образования требует овладение педагогами инновационными технологиями педагогической поддержки и сопровождения обучающихся.

В последние годы в направлении педагогической поддержки развития профессионализма и мастерства педагогов особое место занимает технология коучинга. Это инновационная технология актуализации внутренних ресурсов самого педагога и обучающегося в достижении планируемого результата.

Коучинг в образовательной среде является принципиально новым направлением в педагогической науке и практике, в основе которого лежит постановка и максимально быстрое достижение целей путем мобилизации внутреннего потенциала, освоения передовых стратегий получения результата. Коучинг выступает в роли мощного средства, способствующего как личностному так и коммуникативному развитию педагогов.

Коучинг - процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов.

Коучинг - методика, созданная на стыке психологии, менеджмента, философии, аналитики и логики, используемая для повышения эффективности раскрытия потенциала человека для решения его личных и профессиональных задач.

Коучинг – это современная и очень социализированная практика для развития осознанности и восприятия, для раскрытия всех возможностей человека.

Смысл коучинга: движение к цели, полное раскрытие потенциала человека и команды. При профессиональной поддержке коуча подопечный самостоятельно формулирует цели, нарабатывает стратегии и осуществляет наиболее удачную из них. Используя коучинг, педагоги достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, формируют ясность в выборе своего развития. Коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного обучения, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя. Коучинг позволяет педагогу, не забираясь в личностные проблемы, понять, что он может сделать для разрешения своих проблем. У коучинга мягкая, не назидательная форма, которая активизирует ресурсы и собственные устремления подопечных.

Структура коучинг - деятельности включает личный опыт подопечного, его потребности в развитии, содействие со стороны коуча в раскрытии собственных возможностей подопечного, системная работа в педагогической поддержке. Стержневыми в коучинге являются вопросы «Как Вы узнаете, что достигли результата?», «Что Вы хотели бы изменить?», «Почему это так важно для Вас?».

Коучинг дает подопечному педагогу возможность посмотреть на ситуацию по-другому, оценить свои силы, свой потенциал, изменить стратегию. В школах существует система наставничества («школа молодого учителя»). Но практика школы свидетельствует, что такая традиционная система поддержки молодых учителей в профессиональном развитии не срабатывает. Начинающим учителям сложно скопировать чужой опыт, даже если он и передовой, потому что доминантой является принцип «делай как я».

Коучинг в построении методического сопровождения инновационной деятельности и коучинг в индивидуально-личностном сопровождении педагогов и обучающихся помогает взглянуть на наставничество по-новому.

Коучинг не учит, а помогает учиться – это его принципиальная сущность (Тимоти Голви) . Коучинг дает возможность для творчества, развития профессионального мастерства, устойчивого развития.

Экскурс в происхождение термина «коучинг» - из венгерского языка означает «то, что быстро доставляет к цели и помогает двигаться в пути» позволяет определить концептуальную составляющую коучинга:

Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те,

что они проявляют в своей повседневной жизни;

В каждом человеке заложен потенциал к саморазвитию;

В каждом человеке есть все необходимые ресурсы для достижения цели и результатов;

Фокус на сильные стороны, обучение на успехе, ориентир не на проблему, а на решение;

Принятие, открытость, доверие как ключ к взаимодействию коуча и подопечного;

Человек себя оценивает сам;

Построение «подмостков» для подопечного. [ 3 . c . 18 ].

Важное качество коуча - умение задавать вопросы. Коучинг -это больше вопросы, чем назидательный рассказ. Вопросы коуча задаются не для того, чтобы собрать информацию для подопечного о нем самом, а больше для того, чтобы пригласить подопечного послушать самого себя, помочь ему создать собственные идеи и контекст решения задач профессионального роста. Коуч приглашает к диалогу, к самоанализу, к поиску дополнительных способов решения и все это в комплексе ведет к творчеству и инсайту.

Методика коучинга позволяет не только научиться самопрезентации, но и способствует созданию собственной педагогической методики.

Среди важных качеств коуча назовем умение установления контакта, активного слушания, развитую эмпатию.

Коучинг в рамках образовательного процесса представляет следующие общие направления:

Процесс партнерского взаимодействия (психолого-педагогическое сопровождение подопечных), направленный на достижение качественного результата, целевых установок;

Проектирование технологий социального взаимодействия, интерактивных форм поддержки активности педагогов;

Системный процесс по педагогической поддержке и содействия росту и профессиональному развитию подопечных учителей.

Несомненными результатами коучинга являются улучшение продуктивности деятельности каждого человека и группы в целом, улучшение взаимоотношений в группе, способность быстро и эффективно реагировать в критических ситуациях, гибкость и адаптивность к изменениям.

Сутью коучинга является раскрытие потенциала личности подопечного для максимизации собственной результативности и эффективности. Он больше помогает личности обучаться, нежели учит. Коуч выступает в роли фасилитатора, то есть высвобождает подопечных на то, чтобы они принимали более эффективные и значимые решения. Для того, чтобы процесс коучинга был действенным для обеих сторон, со стороны коуча необходимы также определенный уровень сознания, овладение специальными методиками, тренингами-практиками, позволяющие найти индивидуальный ключ к успешному содействию профессионального развития педагогов.

Основная обязанность коуча, на наш взгляд, состоит в том, чтобы обнаружить лучшее в личности своих подопечных при выстраивании подмостков для их развития. В свою очередь, основная цель подопечного педагога заключается в том, чтобы взять на себя ответственность за решение поставленной задачи и выполнять все, о чем он договаривается с коучем. Именно сам подопечный несет ответственность за свои результаты. Побудительный импульс, заставляющий субъектов работать в системе «коучинг», – это потребность в изменениях, причем с обеих сторон.

Логическая цепочка коучинга выстраивается по линии «партнерство – раскрытие потенциала - результат».

Коуч должен создать наиболее благоприятные условия доверия и комфорта между собой и подопечными, для того чтобы они смогли наиболее полно осознать свои мотивы и цели.

Модель коучинга можно представить на основе модели интерактивных форм поддержки профессионально-педагогических инициатив подопечных учителей и непосредственно коуча. В свою очередь, подопечные получают наглядный пример коллаборативной среды, когда сам процесс достижения цели выступает в качестве мотивации, когда подопечные по собственной инициативе вовлечены в творческий процесс.

Приведем пример из одного коучинга-сессии для учителей - рассмотреть процесс критериального оценивания как главный метод, помогающий учащимся в обучении. В первой части процесса коучинга - демонстрация фрагмента урока с применением стратегий критериального оценивания с последующим суммативным оцениванием. Во второй части - работа в группах. В ходе кумулятивной беседы учителя сформулированы ключевые характеристики оценивания для обучения, сделан анализ эффективности стратегий, примененных учителем на демонстрационном уроке. На третьем этапе - практическое применение полученных знаний, результатов наблюдений и последующего обсуждения второго этапа занятия. Учителями разрабатывались критерии оценивания с обсуждением в группах сменного состава. Учителям были даны рекомендации по моделированию ситуаций критериального оценивания, особенностей их применения на уроках. Коучинг проводится в соответствии с требованиями Программы курсов повышения квалификации педагогических работников РК совместно с учителями первого и второго уровней на базе школы-лицея, в которой более 10 сертифицированных учителей. Образовательный эффект критериального оценивания заключается в том, что учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта для обучающихся; позволяет оценить педагогическую эффективность применяемой технологии обучения; инструмент мотивации учащихся на достижение успеха; вносит ясность для педагогов относительно стратегических целей и тактических задач обучения; снижает уровень школьной тревожности учеников; ученик получает представление о целях и предполагаемых результатах своей учебной деятельности по данному предмету; заранее может оценить свои сильные и слабые стороны, разумнее распределить собственные ресурсы; высказывает свою точку зрения. Таким образом, участники коучинга пополнили методическую копилку готовыми разработанными уроками, содержащими идеи семи модулей программы в целом, и критериального оценивания в частности. В завершении коучинга учителя задавали вопросы, делились впечатлениями, обменивались мнениями.

Таким образом, коучинг является одним из ресурсных аспектов педагогической деятельности и предполагает выведение взаимоотношений между коучем и коллегами-подопечными на новый уровень межличностного взаимодействия на основе заинтересованности, сотрудничества и гибкости, разделенной ответственности за результаты профессионального и индивидуального развития педагогов. Для современного педагога на сегодняшний день ставится достаточно сложная задача мотивировать на результативность каких-либо процессов, проявить живой интерес к субъекту с целью открыть в нем достаточно большой спектр его возможностей, обнаруженных с помощью коучинговых взаимоотношений. Залогом успешного роста педагога будет систематическая самостоятельная, заинтересованная деятельность в содействии росту и развитию учителей.

Список литературы:

    Чошанов М. Процесс непрерывного конструирования и реорганизации. // «Директор школы», № 4, 2000.- 24-28 с.

    Голви У.Т. Максимальная самореализация. Работа как внутренняя игра. – М., 2013. – 65 с.

    Мэрилин Аткинсон Жизнь в потоке: Коучинг. – М., 2005.- 60 с.

    Руководство для учителя, 2 уровень. - Астана, 2013.

Приложение 1

    Международная конференция

    23-24 октября 2014 г., г. Астана

                  1. Заявка участника

ФИО:

Утегенова Бибикуль Мазановна

Тема доклада:

Коучинг как форма профессионального развития и поддержки педагогов

Наименование секции:

6.

Ученая степень, звание:

Кандидат педагогических наук, доцент,

Основное место работы:

Костанайский государственный педагогический институт

Должность:

Заведующая кафедрой педагогики

Телефон:

87142567584

Факс:

E - mail :

[email protected]

Дата подачи заявки:

    1. Число

    1. 23

    1. Месяц

    1. 09

    1. Год

    1. 2014

Приложение 1

    Международная конференция

    «Образовательная политика, практика и исследования»

    23-24 октября 2014 г., г. Астана

                  1. Заявка участника

ФИО:

Остапенко Людмила Ге о ргиевна

Тема доклада:

Коучинг как форма профессионального развития и поддержки педагогов

Наименование секции:

6. Педагогическое сообщество и лидерство в профессиональном развитии учителя.

Ученая степень, звание:

Основное место работы:

Школа-лицей №1 г. Костаная

Должность:

Учитель высшей категории, сертифицированный педагог

1 уровня

Телефон:

87053272445

Факс:

E - mail :

Дата подачи заявки:

    1. Число




4 Что такое коучинг? Коучинг: возможности для образования «Коучинг» -это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться (Тимоти Голви). «Коучинг» возрастающий процесс, в ходе которого человек узнает о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал. «Коучинг»- процесс, помогающий человеку взглянуть на развитие его личности, на конкретный этап ее развития, то есть открыть человеку глаза на многие полезные ему вещи. «Коучинг» процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов. «Коучинг» - процесс, в котором человек, в него вовлеченный получает большую радость от своих успехов и достижений.


Движение к цели полное раскрытие потенциала человека и команды. Используя коучинг, люди достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, формируют ясность в выборе своего развития. При профессиональной поддержке коуча человек самостоятельно формулирует цели, нарабатывает стратегии и осуществляет наиболее удачную из них. 5 Что такое коучинг? Коучинг: возможности для образования Смысл коучинга:




Метафора «Звезда» 7 Пять основных принципов Милтона Эриксона Пять принципов вместе как Звезда Каждый принцип – это Луч Каждый человек заслуживает то, чтобы на него смотрели и воспринимали в Лучах сияющей Звезды! Это как? Коучинг: возможности для образования


Пять основных принципов Милтона Эриксона Все люди Хороши такими, какие они есть Уже обладают всеми ресурсами для успеха Всегда делают наилучший для себя выбор на данный момент Имеют позитивные намерения за каждым поступком С каждым выбором растут или умирают. Изменения неизбежны 8 Коучинг: возможности для образования


Пять основных принципов Милтона Эриксона ДОМ: Люди хороши такими, какие они есть ФУНДАМЕНТ: Люди уже обладают всеми ресурсами для успеха САД: Изменения неизбежны ОКНА: Люди действуют с позитивными намерениями ДВЕРЬ: Люди делают наилучший выбор из возможных Метафора «ДОМ» 9 Коучинг: возможности для образования




11 Психотерапевт выяснит у клиента, что он чувствовал, когда в детстве падал с лыж в снег Коучинг: возможности для образования Консультант расскажет об истории лыжного вида спорта и видах лыж. Тренер покажет и научит, как правильно двигаться на лыжах и дышать


12 Коуч встанет на лыжи рядом с вами и просто спросит о том, куда Вы хотите доехать и каким образом. А в процессе вашего движения в пункт назначения будет вас поддерживать. Коучинг: возможности для образования Клиент коуча всегда может быть уверен в достижении своей цели. Он точно знает, что получит именно то, что ему нужно!












18 В школьном образовании все более отчетливо видна потребность в новых формах развития и обучения детей, соответствующих потребностям времени и его задачам Коучинг: возможности для образования Разработка практических технологий реализации личностно- ориентированного образования в учебно-воспитательной работе, как и системы подготовки учителей к новому подходу, пока находится на стадии зарождения. Задача личностно-ориентированного обучения официально заявлена в стандартах образования второго поколения Коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного обучения, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.




20 ПРИНЦИП ПАРЕТО (принцип наименьшего усилия) итальянский экономист Вильфредо Парето обнаружил в 1887 г. Коучинг: возможности для образования 80% к 20% на получение 80% результата человек затрачивает 20% времени 80% изменений происходящих в мышлении 20% изменений на практике


21 ПУТЬ К МАСТЕРСТВУ Коучинг: возможности для образования Путешествие начинается с того момента, где мы находимся сейчас ИГРА МАСТЕРА (игра на внутреннем поле) «Ищите игру, в которую стоит играть. А когда найдете, играйте в нее изо всех - так, как будто сама ваша жизнь и душевное равновесие зависят от нее» (Роберт де Ропп, биолог, философ)


22 ПУТЬ К МАСТЕРСТВУ Коучинг: возможности для образования Мастерство – это состояние естественного, элегантного и удовлетворяющего решения задач на уровне «бессознательной компетентности» Люди развивают мастерство, когда они представляют его как неотъемлемую составляющую процесса и результата достижения своих целей.




24 БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (я не знаю, что я знаю) Коучинг: возможности для образования ОСОЗНАННАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ (я знаю, чего я не знаю) СОЗНАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (я знаю, что я знаю) БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ (я не знаю, чего я не знаю)



27 ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Коучинг: возможности для образования 1.Обучение коучинговым методам педагогов, родителей, менеджеров ОУ по специальным адаптированным программам 2. Сопровождение по внедрению полученных знаний в практику обучения и воспитания 3. Индивидуальный коучинг 4. Командный коучинг


28 С кем проводится командный коучинг? Коучинг: возможности для образования 1 С командой директоров ОУ района 2 С командой завучей начальной школы ОУ района 3 С командой заместителей директора каждого ОУ района 4 С командой педагогов начальной школы каждого ОУ района 5 С родителями 1-х классов начальной школы каждого ОУ района 30 С кем проводится индивидуальный коучинг? Коучинг: возможности для образования 1 С директорами ОУ 2 С завучами начальной школы каждого ОУ 3 С заместителями директора каждого ОУ 4 С педагогами начальной школы каждого ОУ 5 С родителями 1-х классов начальной школы каждого ОУ




33 Коучинг: возможности для образования