Абажур из стекляруса в стиле тиффани. Светильники Тиффани из кусочков стекла Spectrum Glass своими руками

В одной из наших статей мы уже рассказывали о технике «Тиффани», тогда мы рассматривали возможность изготовления витража (см. статью «Витраж в стиле Тиффани »). В этой же статье мы хотим поведать читателю об аналогичном процессе, но с другим конечным результатом. Так мы расскажем о том, как сделать светильник из цветного стекла в стиле «Тиффани». Сразу надо заметить, что дело это сложное и потребует от вас не только умения, времени и терпения, но и должных материалов и инструментов.
Пусть вам не покажется, что такой светильник будет не дорогим, если собрать его в домашних условиях. На самом деле это еще и не дешевое хобби, но обо всем по порядку.

Материалы и инструменты для изготовления светильника из цветного стекла в стиле «Тиффани»

Из инструментов нам понадобятся: пассатижы, паяльник, ножницы, молоток, шлифовальный станок, стеклорез и наши руки.

… шлифовальный станок ниже …

Из материалов нам необходимо будет иметь: медную ленту с самоклеящейся основой, припой, химикаты для лучшей пайки и предотвращающие окисление после нее. Текстолитовые платины, те что применяются для изготовления монтажных радиотехнических плат. Конечно, нам потребуется стекло.

Стекло для витражей, а в нашем случае для светильника, используется специальное. Такое стекло предназначено именно для производства работ в стиле «Тиффани». Надо заметить, что стекло это в России и странах СНГ не дешевое, хотя в «загнивающих» капиталистических странах ценник на порядок ниже. Так у нас такое стекло площадью 0,6-0,8 кв. м может стоить и по 70 долларов за штуку. Именно поэтому производство таких не всегда рентабельно, если вы будете заниматься этим единожды.
Итак, получив основные рекомендации по инструментам и материалам

Процесс изготовления светильника из цветного стекла в стиле «Тиффани» своими руками

Производство витражей по технике Тиффани заключается не в скреплении стеклянных элементов с помощью стяжки, клея или еще каких либо средств и приспособлений, а их спаивании оловянным припоем. Каждый кусочек стекла обтачивают по размеру, оборачивают в медную ленту, раскладывают в соответствии с рисунком и спаивают между собой. После этого готовый витраж покрывают патиной. Прежде всего определяемся с будущим рисунком и четко расчерчиваем отдельные части, по которым далее будет резаться стекло. Также, чтобы не запутаться, элементы на шаблоне можно пронумеровать.

Начинаем заготовку элементов стекла. Так при резке стекла необходимо иметь определенные навыки, которые тоже не приходят мгновенно. Более подробно о процессе резки стекла можно узнать из статьи «Как резать стекло ». Далее придаем стеклу окончательную правильную форму, используя для этого шлифовальный станок.

Начинаем примерять и подгонять получившиеся элементы цветного стекла. Работа длительная, требующая аккуратности и терпения.

Для базирования витража возможно применение направляющих реек.
После примерки стеклышек начинаем обклеивать каждое из них медной лентой, имеющей с одной стороны самоклеющуюся основу, наподобие монтажного скотча.

Теперь собираем тот же орнамент, но стекло уже обрамлено медной лентой. Фиксируем витраж между рейками, начинаем пайку.

На края, обвернутые медной фольгой, наносим кисточкой паяльную кислоту, расплавляем олово, которое и соединяет элементы между собой.

Знайте, что испарения кислоты и пары при паянии очень вредны для здоровья, именно поэтому необходимо работать прежде всего в респираторе, а также с хорошей вентиляцией.
Переворачиваем витраж и аналогично спаиваем обратную сторону

Так паяем (собираем) все 4 стенки светильника

Соединяем стенки между собой, прежде произведя базирование так, чтобы стенки были перпендикулярны друг другу и основанию, на котором они установлены.

Для скрепления стенок возможно применение медной проволоки, для впайки ее в шов. Таким образом сборка будет более жестокой и крепкой. Крышку делаем по аналогии со стенками. Единственное, чем крышка должна отличаться от стенок, так это тем, что в ней должны быть предусмотрены отверстия (ие), через которые (ое) будет выходить теплый воздух от лампочки.

Припаиваем крышку на светильник.

Для фиксации плафона в деревянной основе светильника, снизу припаиваем подставку из текстолита.

В итоге у нас получается долгожданный светильник, которые вживую выглядит куда лучше, чем может вам передать любое, даже самое лучшее фото.

Завораживающая и магическая атмосфера, постоянно приковывающая к себе взгляд, особенно в вечернее время, вам гарантирована.

Инструменты и материалы для пайки

МЕДНАЯ ЛЕНТА

Используется для обрамления различных сегментов, витража, профилируя край U-образной формы. Бывает разной ширины, с одной самоклеящейся стороной. Медную ленту можно приклеивать как вручную, так и с помощью специального устройства. Электрический шлифовальный круг позволяет лучше обработать стекло и сделать край более гладким.

ПАЯЛЬНИКИ

  • 5 листов цветного стекла для витражей разных оттенков, каждое размером около 25 х 25 см
  • ножницы
  • припой (пруток) с 50%-ным содержанием олова

Таким образом, переходите от одной детали из стекла к другой, вырезая шаб­лоны из картона, а по ним - из стекла, и раскладывая их на бумаге. Из бирюзового стекла вырежьте цен­тральный ромб и маленькие треугольники.

Отламывайте кусочки стекла руками или используйте щипцы. Постоянно держите в чистоте рабочий стол, осколки убирайте щеткой. Витраж начнет играть разными оттенками.

Вырежьте детали из розового и желтого стекла.

Вырежьте дета­ли из зеленого стекла. Чтобы витраж не отли­чался по размерам от первоначально­го проекта, размер каждой детали надо тщательно проверять.

Когда стекла закреплены, можно при­ступать к окончательной пайке. Обработайте паяльной жидкостью медную окантовку, начиная с центрального ромба, отломите от оловянного прутка кусочек длиной 1 см. Подождите, пока олово не начнет плавиться, и растяните его, следуя по линии медной ленты. Отломите еще кусочек олова, нагрейте его и растяните, продолжая покрывать медь. Для того чтобы первая и вторая линии сварки соединились, проведите наконечником по неровностям, нагрейте и подождите, чтобы поверхность олова сама выпрямилась.

Последовательно обработайте центральную часть витража. Соедините все готовые блоки. Перед каждой пайкой не забывайте наносить паяльную жидкость. Спаяв центральную часть, переходите к боковым стеклам. Каждый раз, когда одна линия будет встречаться с другой, приостановитесь, чтобы их объединить.

Шов пайки должен быть немного выпуклым, чтобы из-под него не проглядывала медная лента, а чтобы он не выходил за края витража, оставляйте несколько миллиметров от края.

Протрите витраж тряпочкой, смоченной в мыльной воде.

ОВАЛЬНЫЙ ВИТРАЖ С ИЗОГНУТЫМИ ЛИНИЯМИ

НАРЕЗКА ДЕТАЛЕЙ ИЗ СТЕКЛА

Начните работу со стеклами для фона, вырежьте шаблоны из кар­тона, не забывая убирать двойную линию. Эти стекла нарезаются с гладкой стороны. Сделайте надрезы по стеклу.

В работе с изогнутыми линиями следует использо­вать только щипцы. Не забывайте, что можно приблизиться к желаемой форме детали, только сделав в том же направлении множество надре­зов.

Для листьев и стеблей цветов используйте раз­ные типы зеленых стекол, чтобы получить рисунок светотени. Цветы вырезаны из белого опало­вого стекла, а некоторые дру­гие сегменты - из розового.

Вырежьте шаблон из картона, сде­лайте надрезы по стеклу и проведите царапины, чтобы максимально при­близиться к жела­емой форме.

Пестики выполнены из опалового стекла желтого цвета.

ОКАНТОВКА МЕДНОЙ ЛЕНТОЙ

Перед тем как начать окантовку, прот­рите стекла.Расположите стекло посередине мед­ной ленты, следите чтобы лента плотно прилегала к вогнутой поверхности. Сильно прижмите пальцами.

Подправьте резаком линии пайки там, где получились ступенчатые неровности. Разложите детали согласно рисунку и подготовьтесь к пайке.

ПАЙКА

После того как вы нанесли на медь паяльную жидкость, закрепите разные фрагменты стекла так, чтобы они не могли сдвинуться. Кисточкой нанесите паяльную жид­кость, отломите кусок оловянного прутка длиной 1 см, нагрейте его и растяните по медной ленте. Начните с центра витража.

Чтобы спаять внешний край, возьмите кусочек стекла, положите его на витраж и обведите флома­стером наружный контур. Проведите царапину стекло­резом, следуя рисунку.

Переверните витраж и спаяйте стекла с обратной стороны. Нанесите паяльную жидкость и спаяйте. Закончив пайку на тыльной стороне, переверните витраж.

Проверьте, чтобы пайка была выпол­нена хорошо, исправьте паяльником все неровности и протрите витраж тряпоч­кой, смоченной в мыльной воде. Неровности по краю витража можно подровнять напильником для мягких металлов. Расположите витраж так, чтобы он немного выступал за край стола, и, слегка нажимая, подшлифуйте.

ШКАТУЛКА

1. Увеличьте рисунок на копировальном аппарате и перенесите его в натуральную величину на бумагу и картон.

2. Для стекла других оттенков сделайте подборки цвета на эскизе.

ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ:

  1. зеркало размером 15 х 15 см для дна шкатулки
  2. листы глухого стекла желтого цвета размером 15 х 15 см для боковин
  3. выдувное прозрачное стекло разме­ром 20 х 20 см для крышки и боковин
  4. желтые глухие стекла четырех оттен­ков размером 15 х 15 см для крыльев бабочки
  5. серое стекло для корпуса
  6. стеклорез
  7. щипцы, ножницы
  8. припой с 50%-ным содержанием олова
  9. медная лента
  10. паяльная жидкость
  11. паяльник

Каждый человек мечтает сделать свое жилье красивым, уютным и внести оригинальные дизайнерские решения. Витраж - один из способов сделать дом ярким и запоминающимся.

Раньше его изготовление было дорогим удовольствием и, в основном, ими украшались замки, богатые поместья и храмы. Теперь же современные технологии позволяют создать свой уникальный витраж не заказывая его у мастера и применяя недорогие материалы.

Чтобы создать витраж своими руками, вам не потребуются особенные знания и умения, да и материалы, инструменты и оборудование имеют вполне приемлемые цены. Используя инструмент, который есть почти в каждом доме и небольшой набор расходных материалов, продающихся в строительных магазинах, можно создать неповторимый шедевр.

Наиболее приближенный к классическому стилю и завоевавший большую популярность в современном дизайне является витраж Тиффани.

С чего начать изготовление витража Тиффани?

Создаем эскиз витража. Нам будут нужны два экземпляра на плотной бумаге в натуральную величину(можно воспользоваться копировальной техникой). Пронумеруйте все детали будущего рисунка параллельно на обоих экземплярах.

Ножницами для заготовки шаблонов вырежьте один из эскизов. Такие ножницы имеют три лезвия, среднее из которых удаляет полоску шириной в 1,27мм. Это расстояние рассчитано на толщину медной фольги (фолии).

Полученные картонные заготовки наложите на стекла соответствующих цветов. Обведите тонким маркером заготовки и пронумеруйте.

Алмазным стеклорезом вырежьте все элементы будущего витража Тиффани.

Эскиз

  1. создавая эскиз своего витража, обратите внимание на будущие швы: чем больше в нем будет Т-образных соединений, тем прочнее будет ваш шедевр
  2. учитывайте пропорции. Если элементы витража имеют небольшой размер или ширину, то швы должны быть тонкими, иначе работа будет выглядеть грубо, а фольга перекроет большую часть стекла
  3. если швы задуманы широкие, тогда избегайте узких деталей и острых углов в витраже, иначе при пайке возможен перегрев и повреждение стекла
  4. если витраж имеет вытянутую вверх, узкую форму, тогда советуем в эскизе запланировать несколько вертикальных линий. Этот способ сделает конструкцию витража более прочной
  5. для того, чтобы собирать витраж было удобно, эскиз помещают внутрь рамы, а затем начинают выкладывать подготовленные стекла. Раскладку начинают с угла. Точность раскладки зависит от того, насколько аккуратно вы подгоните раму к эскизу

Совет1 : если при обламывании стекла образовались неровности, то их можно отколоть кусачками, а затем все детали оттачиваются на точильном бруске.

Совет2 : чтобы осколки стекла не разлетались в стороны, эту процедуру лучше делать в емкости с водой, погрузив туда заготовки. Обточка происходит до тех пор, пока каждая деталь не будет совпадать по размеру и форме с эскизом.

Приступаем к обмотке фолией кромки стеклянных заготовок. Специальная медная фольга выглядит, как лента с одной клейкой стороной. Приложите ее по центру к кромке стекла и полностью оберните всю заготовку, загибая на обе стороны
края загиба должны быть одинакового размера с двух сторон для прочности и эстетической красоты шва

1. Загибы фольги пригладьте к стеклу деревянной лопаткой(более твердые материалы царапают и рвут патину).

2. Приклейте эскиз клеем или прозрачным скотчем к ровной поверхности, а по краю рисунка прибейте планки, образовывая рамку для того, чтоб элементы мозаики витража не смещались при сборке и пайке.

3. Складываем все элементы по шаблону в единую композицию. Все части будущего витража должны лежать свободно с небольшим зазором, для того, чтобы при пайке они не лопались от высокой температуры.

4. Подгоняем все детали по размеру в единую композицию.

5. Обработайте все швы флюсом для того, чтобы убрать с поверхности меди все окислы и, чтобы олово ложилось ровным швом. Лучше всего использовать паяльный жир или жидкие флюсы, которые наносятся кисточкой.

6. Элементы витража Тиффани припаиваются по внутренним и наружным кромкам хорошо прогретым, тонким паяльником. При этом у вас должен получиться один непрерывный шов, который полностью покрывает всю видимую часть медной фольги, включая внешние края композиции.

7. Тщательно протрите все швы остатками флюса после спайки, чтобы избежать окисления олова. Используйте для этого любое моющее средство

Нанесение патины на швы является заключительным этапом в изготовлении витража Тиффани. Чаще используется патина черного или медного цвета, которую втирают во все швы ватным тампоном. Излишки, попавшие на стекло, стоит сразу удалить губкой.

Совет 1. Любой витраж имеет свои максимально допустимые ограничения по размерам. Они разные для потолочного, дверного или оконного витражей. Если ваше изделие предполагает более крупные габариты, рисунок витража следует разделить на несколько фрагментов.

Совет 2. Изготовление и сборку элементов неправильных, криволинейных форм делайте с помощью матрицы, на которую нанесите эскиз витража. Выкладывая подготовленные детали на матрицу, следите за тем, чтобы они располагались свободно. Так вы убережете стекло от перегрева и растрескивания во время пайки.

Ширина швов между элементами витража зависит от ваших требований к его прочности и художественного замысла. Часто швы имеют разную толщину, что придает изделию оригинальный вид

Совет 3. Витражи выпуклых или вогнутых форм(плафонов для светильников, люстр) изготавливайте на специальных формах, которые точно повторяют конфигурацию и размеры будущего витража. Такой подход значительно облегчит работу. Форму(болванку) можно отлить из гипса или выполнить из дерева.

Совет 4. Вырезать элементы витража необходимо, не отрывая стеклорез от полотна, от начала и до конца. Заканчивая линию, уменьшайте давление на стеклорез. Это поможет избежать сколов.

Совет 5. Все дефекты и неровности, возникшие во время пайки витража, удаляйте сразу. Это займет немного времени и сил, а изделие будет выглядеть намного аккуратнее.

Совет 6. Если в вашем распоряжении оказалось толстое стекло, то для того, чтобы разрез на нем был аккуратным, необходимо: прорезать стеклорезом контур элемента витража, легко простучать с обратной стороны по линии разреза, отломить стекло по образовавшейся трещине

Работа со стеклом

Внимательно подбирайте стекла для вашего витража. Освещенные солнечным или искусственным светом, цветные стекла будут иметь различные оттенки и тона. Также имеют значение толщина и прозрачность стекла.

Использовать изделия с витражами Тиффани можно не только внутри помещений, но и на улице, для оформления входных групп. Такие витражи не боятся перепадов температуры, а все элементы легко заменяются при возникновении повреждений. Цветное стекло не тускнеет, не выгорает на солнце.

За витражом легко ухаживать: чистить моющими средствами(даже теми, в состав которых входят растворитель и спирт). Это объясняется тем, что краситель находится внутри стекла, а не на поверхности.

Старайтесь избегать острых углов в витражах, глубоких вырезов и узких элементов. Лучшим вариантом будет разделить сложный фрагмент витража, на более простые. Это позволит избежать трещин и повреждений во время работы. Такой подход совершенно не испортит вашу работу, а еще и даст возможность обогатить витраж дополнительными оттенками цвета.

Стеклянный лист имеет "лицевую" и "изнаночную" стороны. Для облегчения труда все манипуляции проводите с гладкой стороной, которая станет "изнанкой"вашего изделия.

Подсказка: часто, крупные мастерские и фирмы распродают брак, бой и остатки стекла после выполнения своих работ. Цена на такое стекло, обычно, значительно снижена. Вы можете сэкономить вполне приличную сумму, получив для своего витража качественное стекло и обогатив палитру оттенков

Опубликовано DecorateMe . Обновлено 19 Фев 2019 .

Появилась идея сделать абажур для старой настольной лампы в модном стиле "Тиффани" из цветного стекла. Для работы понадобятся готовые стеклышки - кабошоны. Диаметр от 10 до 25мм.

Скреплять их будем с помощью пайки оловянно-свинцовым припоем по технологии, впервые предложенной Льюисом Тиффани в 1885 году. Суть техники "Тиффани" заключается в следующем: стеклышки окантовывают медной фольгой, облуживают и спаивают между собой по торцам. Медная фольга - фолия продается в рулончиках по 30 м и бывает разной ширины: от 3 до 15 мм. Нам подойдет фолия 5-6 мм шириной. Внутренняя сторона фолии покрыта слоем клеящего вещества и защищена тонкой бумагой.

Отделив защитную пленку, нужно осторожно обернуть кабошон по торцу клеящей стороной к стеклу, перекрыв концы фольги на 3-5 мм.

Плотно обжать фольгу пальцами и разгладить образовавшиеся складки деревянной палочкой.
Затем фольгу надо облудить, т.е. создать оловянный кантик, прочно удерживающий внутри кабошон. В качестве флюса лучше использовать современные гели для пайки. Они менее токсичны для человека и легко смываются водой. Припой должен быть с большим содержанием олова как более прочный. Дело в том, что в отличие от обычного витража, мы будем спаивать стекла не по всему периметру, а только в отдельных точках соприкосновения деталей, что требует повышенной механической прочности.

Прежде чем спаивать подготовленные кабошоны в изделии, надо представить, что должно получиться в итоге. Для моего светильника я выбрал такую расцветку: gервые два ряда зеленого цвета - символизируют траву, нижний ряд более темный, чтобы потом скрыть штатное крепление плафона. Затем "пятилепестковые соцветия" желтого, красного, кремового, синего цветов на зеленых "цветоносах". Между "цветами" и выше - лазурный цвет - небо или воздух. Обилие светлого фона, может быть и не самого лучшего для выделения "цветов", я использовал еще и в практических целях - для максимальной отдачи света самой лампы. Она будет нести функцию не только настольной лампы, но и как дежурное освещение в долгие зимние вечера.

Для экономии электроэнергии приобрел специальную экономичную лампочку мощностью 18 ватт. Светит она как 75-ваттная лампа с нитью накаливания и почти не греется.

Соединить друг с другом стекла, придав законченному изделию необходимую форму, согласитесь, без какого-то основания-опоры - дело непростое. Старый абажур моей лампы имел округлую форму, на мой взгляд единственно приемлемую для данного дизайна светильника. Примерно такую же форму имеет верхняя часть обычного воздушного шарика. Его я и использовал для приготовления шаблона.

Надув шарик до диаметра, чуть большего нижнего основания крепления абажура, поместил его в пластиковое ведро для фиксации. Способом папье-маше получил прочный картонный слепок. В данном случае я использовал не крошеную бумажную массу, а обклеивал поверхность кусочками старых газет, слой за слоем.

Последний слой сделал из белой бумаги для придания эстетичного вида.
После просушки осталось вытащить все из ведра и спустить шарик.

Далее изготавливаем карнизик, на котором будет первоначально удерживаться наш будущий шедевр.



Форма готова. Можно приступать к пайке. Я не наносил никаких разметок, подбирал кабошоны по ходу дела.


Желательно за один раз выполнить не менее половины работы, а лучше всю.
Тогда у вас будет возможность снять изделие с основания без угрозы разлома и смыть остатки флюса. Флюс, оставленный на припое длительное время, начинает корродировать поверхность.
Еще важно качественно пропаять все стыки и на внутренней поверхности плафона. Без этой операции вы не достигнете необходимой механической прочности изделия.

Также с внутренней стороны припаяйте медную проволоку для придания дополнительной жесткости и крепления к арматуре светильника. Со временем под влиянием окружающей среды блестящее олово потускнеет. Придать первоначальный блеск можно, помыв абажур чистящим средством для металла. Можно и сразу покрыть все пайки раствором для тонирования - патиной. Патина продается в виде готового раствора. Если нет возможности или желания купить патину, то можно натереть все луженые части насыщенным раствором медного купороса, промыть, высушить и отполировать войлоком до медного блеска.
Вот что получилось у меня.

Автор идеи Владимир Краснов, человек творческий и изобретательный, администратор тематического портала www.narvaaed.ee . Вот ещё его работы.

Простое соединение нескольких кабошонов образует форму напоминающую цветок.

На фото показаны светильники с использованием гирлянд. Но есть и несколько другая модель очень уютного и красивого светильника, который легко сделать своими руками.

Для этого вам понадобятся два металлических кольца, одно маленького диаметра, другое - большого. И кусок ткани яркого оттенка. Ткань нашивается одним концом на маленькое кольцо, другим на большое. Маленькое кольцо крепится повыше, например на на крую для люстры или на что-то подобное по высоте. А большой круг остаётся на полу. Внутрь этого конуса ставится обычная лампа. В итоге получается очень красивый, стильный светильник. Таких можно сделать несколько используя ткань разных цветов. Особенно хорошо они будут смотреться во время домашней вечеринки, удивят ваших гостей.

Люстра из пластиковой бутылки и упаковки одноразовых ложек

Автор люстры - yary . Вот такую люстру можно сделать из пластиковой бутылки и упаковки пластиковых ложек. Люстра светит у автора дома, для предотвращения возможности оплавления конструкции автор использовал энергосберегающую лампу.

Для нее понадобится: 1 пластиковая бутылка, упаковка пластиковых ложек, обойный нож, клей, кусачки (для ложек), энергосберегающая лампа.

Люстра из крышек

На первый взгляд даже и не скажешь, что эта люстра сделана из крышек.
Нам потребуется много крышек от бутылок. А так же проволока, для скрепления этих крышек между собой.
Каждую крышку протыкаем с двух сторон шилом или при помощи гвоздя и молотка. Затем скрепляем проволокой в полоски разной длины.

Прикрепляем проволокой эти полосы к основе для люстры, и люстра готова!)

Шар из одноразовых стаканчиков


Технология проста. Выкладываем стаканы в форме кольца, склеивая их между собой универсальным клеем. Прищепки помогут не потерять форму пока сохнет клей.

и так слой за слоем, получаем шар

А если в донышке каждого стакана сделать дырочку, в которую протянуть лампы от гирлянды, то можно получить эксклюзивный светящийся шар, который украсит любой праздник и удивит ваших гостей.

Необычный предмет интерьера или украшение для вечеринки можно сделать из обычных пластиковых стаканов. Они дешевые и доступны абсолютно всем. Стаканы бывают разных размеров и цветов, благодаря этому вы можете сделать свой абсолютно уникальный шар.

Вам понадобится:

Пластиковые стаканы;

Степлер;

4 тонкие палочки;

Подготовленная лампочка с подведенным электричеством.

Приготовьте большое количество стаканов. Мы использовали около 120 штук. Начните прикреплять степлером стаканы друг к другу. Скрепка должна находиться глубоко внутри

Очень важно сразу сформировать форму круга для лампы. Добавляйте стакан за стаканом, прикрепляя их степлером.

Когда будете крепить последующие ряды убедитесь, что их края будут находиться за краями предыдущих рядов. Так лампа начнет принимать куполообразную форму.

С каждым последующим рядом должно расходоваться все меньше и меньше стаканов. Когда будете довольны результатом, прикрепите к верху дюбеля, расположенные крестом, как показано на рисунке. За эти дюбеля лампу можно будет подвесить к потолку.

Подведите лампу к центру купола. Ламп должна быть энергосберегающей, чтобы она не нагревалась и не расплавила стаканы.

Светильники, несть числа их. С одной стороны, сугубо утилитарный предмет, – «электрический свет продолжает наш день» и все в таком роде, с другой – эффектная деталь интерьера, невольно обращающая на себя внимание. Не случайно, любые светильники – достойное приложение сил, с позволения сказать, дизайнеров и благодарная почва для реализации творческих идей. Голая лампочка на проводе, не слишком вдохновляет, разве только сторонников отделки помещений в духе «ублюдоремонт», этакий панк, ну знаете – стены из не штукатуреного кирпича, перегородки из сетки-рабицы. В остальных, более распространенных случаях, лампочки как источник света несколько окультуривают. Принято снабжать их абажурами – некоей конструкцией, нужным образом распределяющей и направляющей свет, например, направляющей на рабочую поверхность, препятствующей попаданию в глаза. Держать около себя такие светильники значительно приятнее – нет ощущения операционной или допросной. Да в больших светильниках «общего освещения», часто используется некий рассеиватель света – как правило, это много стеклянных элементов – индеец из племени «Мумба-Юмба» цепенеет. Вообще говоря, для абажуров в частности и для оформления светильников вообще, какие только материалы не используются, но, пожалуй, именно стекло, просто таки напрашивается, из-за некоторых своих свойств. Прозрачность – в первую очередь. Умело им (ей) пользуясь, можно создавать весьма достойные штуковины.

Коль скоро было помянуто стекло для оформления светильников, нельзя не вспомнить о такой области бытия как витраж. Существует несколько техник изготовления витражей, речь, конечно идет о стеклянных, а не о поделках из цветной липкой пленки, кои, являются просто таки профанацией самой идеи витража. Да, так вот, существует, в том числе и техника изготовления витража, вполне подходящая для относительно небольших изделий с вполне сложными криволинейными краями у сопрягающихся стекол. Работу можно сделать довольно сложной формы. Все это дает возможность делать красивые абажуры – витражи. Сама же техника исполнения называется «Тиффани», по имени придумавшего ее и пользуется ныне изрядной популярностью.

Обобщенно говоря, процесс заключается в создании рисунка витража – «картона». Контуры отдельных элементов переносятся на соответствующих цветов стекла и относительно грубо вырезаются стеклорезом. После, края стекол шлифуются и подгоняются друг к другу на специальной шлифовальной машинке с алмазным инструментом. Затем, края стекол оклеиваются тонкой медной фольгой с липким слоем, стекла складываются в рисунок и спаиваются. В сущности все.

Вообще говоря, любой витраж выгоднее всего выглядит именно в проходящем свете – когда источник света за ним и в этом смысле, применить его (витраж) в качестве абажура, превосходная идея. При задействовании витражной техники Тиффани, форма готового изделия может быть довольно причудливой, получить же полусферу или форму близкую к ней более-менее обычных размеров, и вовсе не составляет особых затруднений. Придется только, заранее озаботится удобной для работы формой. Существует еще несколько распространенных форм абажуров (конструкций светильников) витражного типа, причем несколько упрощенной формы, позволяющие, тем не менее, оценить достоинства идеи. Более того, такие упрощенные светильники могут обладать несомненными достоинствами, например, светильник-картина располагается просто на стене, занимая минимум пространства, он весьма оригинален, наконец.

Не брезгуют такими лампами и маститые мастера, например, на выставке японского мастера Ichiro Tashiro такого рода светильники занимают изрядную часть экспозиции.

Первые опыты в витражном деле, стоит начинать именно с плоской конструкции из-за ее крайней простоты.

Что было использовано в работе.

Инструменты, оборудование.
При изготовлении витража не обойтись без некоторых специальных инструментов – главным и самым дорогостоящим из которых, является с принадлежностями. Также понадобятся специальные инструменты – , . Удобно вырезать элементы витража специальным стеклорезом для криволинейных резов – головка у него значительно более узкая, в работе он удобнее. Сюда же, можно отнести хороший тонкий фломастер, рисующий на стекле с тонким стержнем, важно, чтобы его след не смывался водой (на шлифовальной машинке). Из обычных инструментов, понадобятся ножницы, для сметания стеклянных крошек образующихся при резке и откусывании стекла, пригодилась широкая малярная кисть с жестяной коробкой. Понадобился доступ к компьютеру с цветным принтером. Для фиксирования готовых стеклянных элементов, пригодились мелкие гвоздики или портновские булавки. Витражная техника Тиффани предполагает много пайки – понадобится довольно мощный паяльник 60…100Вт с принадлежностями, желательно оснащенный хотя бы простейшим регулятором температуры из последовательно включенного диммера. Кисточка для нанесения флюса. Следует позаботиться о хорошем освещении рабочего места – пригодятся пара настольных ламп.

Материалы.
Кроме самих цветных стекол, понадобились кусок толстой фанеры или ДСП – размером чуть более габаритов будущего витража, такого же размера куски линолеума – мягкая основа, в которую удобно втыкать булавки. Пригодился тонкий «колбасный» полиэтилен. Скотч, специальная медная фольга с клеящим слоем. Припой, флюс кислотный, химикаты для наведения патины нужного цвета, а также, некоторые специальные для витража. Возможно пригодится растворитель, вроде ацетона или спирта, «стальная вата». Ветошь хлопчатобумажная. Четыре рейки с мелкими гвоздиками, для «границы» будущего витража.

Собственно говоря, все начинается с эскиза рисунка витража и вырисовывается в «картон». Это готовый эскиз, в натуральную величину, с которого рисуют, лепят или вот, вырезают стекла. Для применения в качестве витража, рисунок должен отвечать некоторым специфическим требованиям – части его не должны быть слишком сложными, слишком тонкими. Иначе их будет трудно вырезать и подогнать. Лучше разбивать большие и сложные фрагменты на несколько простых, но без фанатизма. Рисунок витража, трудно сделать с очень мелкими проработанными деталями, здесь нужно либо применять смешанную технику, например комбинировать с росписью по стеклу или «фьюзингом» - сплавлением цветных стекляшек в печке. В общем случае, с довольно грубой стилизацией, приходится смириться. Впрочем, такого рода эскизы, также могут быть вполне выразительны.

Цветное витражное стекло вкупе с некоторыми специфическими витражными материалами (химикаты, медная фольга) заказывал у специальных товарищей торгующих такого рода вещами. Как правило, у них продается бой, обломки витражного стекла, для небольшой работы, удобнее заказывать именно их.

Рисунок сфотографировал для оцифровки. Теперь, при необходимости его можно распечатать в любых количествах и любых разумных размеров – мой принтер печатает формат А4, так что приходилось задействовать режим «плакатной» печати – рисунок разбивается на несколько листов.

Из одного из распечатанных рисунков вырезал шаблончики – контуры будущих элементов. К слову сказать, линии границы между элементами должны быть четкими, но возможно более тонкими, это даст минимальную погрешность при разметке элементов на стекле и при обработке уже стекла, края элементов придется меньше обтачивать.

В качестве ровной основы, использовал кусок фанеры с двумя слоями линолеума поверх нее. При размере витража сколь ни будь более существенном, основу лучше взять поровнее и потверже – ДСП например. Подстилка из линолеума – чудо как хороша для втыкания булавок, держатся они довольно прочно, втыкать достаточно легко. Втыкать их придется много, так что момент важный.

Поверх линолеума, уложил распечатанный рисунок – «картон» и для защиты его от капель воды, замотал «колбасным» полиэтиленом – при подгонке стеклянных элементов их обтачивают на станке с алмазным, омываемым водой инструментом и влажные стекла приходится прикладывать к рисунку – чернила струйного принтера расплываются. К слову, именно поэтому фломастер для рисования на стекле также должен быть водостойкий.

В целом, основной процесс выглядел так - из распечатки «картона» вырезал несколько фрагментов, чтобы не путаться, фрагменты были логически связаны – лепестки, части листика и т.п. Перед вырезанием, каждый фрагмент был пронумерован и номер этот перенесен на общий, целый рисунок. Будущий витраж собирается с изнаночной стороны, то есть на цветной стекляшке расположенной лицом к «оператору» шаблончики переворачиваем обратной стороной. Обрисовываем шаблончик спиртовым несмываемым фломастером, нумеруем, вырезаем. На фото обычный роликовый стеклорез с подачей масла. Из хозяйственного магазина. Вырезать им кривые не слишком удобно, но можно. Потом ко мне добрался специальный стеклорез с узкой головкой и стало повеселее.

Вырезанные стеклышки обтачиваются на шлифовальной машинке и примеряются к рисунку и друг другу, после приданию краешкам стекол ровности и подгонки, элементы укладываются на рисунок и закрепляются булавками.