Фигуры высшего пилотажа — как, когда и зачем. Новости события обзоры в мире техники Blog TechnoPlus

Мы в шоке. Летает само и не падает.

Окей, ладно, на самом деле всё в порядке. Просто в офис приехал LePlant : , которое ты выращиваешь сам.

Между прочим, секунда гордости: сделано в России.??

Мне кажется, плошка LePlant должна быть в каждом офисе нового кампуса Apple. Как раз в тему: летающая тарелка, летающие растения. Получается смесь футуристичного с природой, о которой лет 10 назад никто бы не додумался.

И вообще. Представьте себе, если сегодня могут левитировать растения – что будет завтра? ?

Как летает LePlant и почему не падает

LePlant работает на всем понятных и логичных принципах магнитной левитации . В конструкции ровно 0% магии и 100% знания банальной физики.

В платформе микросхема с порядка 100 компонентами, включая датчики, которые фиксируют пластины и магниты (нескольких магнитов!) в горшочке в определенном положении, т.е. удерживают горшочек в воздухе. Они бесконечно отдаляются друг от друга и никогда не соединятся, ибо ФИЗИКА .

Магнитное давление используется для компенсации ускорения свободного падения, а размеры магнитов подобраны так, чтобы плошка внезапно не слетала в сторону. Короче, тут полный дзен между магнитами, они стабильны, и поэтому плошка просто парит в воздухе.

Не веришь? Смотри вживую на этом видео:

В комплект LePlant входят два магнитных элемента – декоративная платформа и специальный , заделанный под дерево. Ну и адаптер питания, который подаёт переменный ток в конструкцию.

И всё, ничего лишнего.

Горшочек 12-гранной формы имеет диаметр 90 мм. Помещается в ладонь. Выглядит просто и со вкусом.

А подставка горшка сделана из массива дуба, небольшая – 15 на 15 см. Это достаточно увесистое устройство, но в компактном корпусе. Его можно расположить на любом подоконнике или даже балконе.

LePlant отлично себя чувствует на любой поверхности и не царапает стекло. Поэтому такую платформу можно установить даже на стеклянный стол , но мне больше нравится на подоконнике.

А такое выглядит действительно эффектно. Футуристичное устройство из, казалось бы, далекого будущего оказалось на моем подоконнике. Никакой магии, чистая физика, и лично меня это завораживает.

Поставил и забыл, растению всегда комфортно

Проблема любого растения заключается в неполной подпитке ультрафиолетовыми лучами. Всегда нужно передвигать его вслед за солнцем, это реально бесит.

Бонсай от LePlant:

  • всегда вращается, получая при этом необходимое освещение
  • сам меняет скорость вращения, не нервируя владельца
  • удобно располагается на любой поверхности
  • компактный, что придаёт ему стиля

Всё упирается только в размещении розетки, поэтому к этому моменту стоит отнестись немного ответственнее.

Длина провода от зарядки – 170 см, её может хватить не каждому, если вы собрались поставить свое растение на балконе. В такой ситуации выручит любой недорогой удлинитель .

Легко устанавливается, кривые руки – не проблема

Тут тоже нет ничего сложного. Подключаете подставку к зарядному устройству и ставите.

Магнит реально мощный , поэтому горшочек придется взять двумя руками, одной не справитесь. Дальше вам потребуется поднести его к центру коробочки и придерживать параллельно основе на высоте 1-2 см. Когда вы почувствуете гравитацию, отпустите горшочек.

Предупреждаю сразу - с первого раза поставить дерево не получится . Магнит попросту пересилит вас и притянет к себе горшочек.

Важно : каждая попытка запустить LePlant должна длиться не дольше 5 секунд, затем нужно поднять его и повторить попытку.

Нужно разместить около окна, поскольку ему требуется солнечный свет. К слову, скорость роста – примерно 1,5 см в год, так что не ждите БОНСАИЩЕ в ближайшее время.

Поливать дерево достаточно пару раз в день: в жаркое время года и один раз в холодное. Отмечу, что делать это нужно не над подставкой , иначе рискуете его «убить».

Эта штука нужна каждому

Кому может подойти такая необычная штука:

  • офисным работникам, чтобы снять напряжение и отвлечься
  • садоводам, чтобы разнообразить свой сад
  • гикам и программистам для успокоения нервов

Эту идею нельзя назвать инновационной, принцип магнитной левитации используется уже давно в самых разных областях. Но сама идея совместить их с органическим объектом на уровне дизайнерской композиции воспринимается свежо, хотя цены тоже не каждого обрадуют. Но я вас заверю, они стоят своих денег.

Скидка 15% по промокоду MADPLANT.

Помимо растения Бонсай продаются:

Линейка LePlant станет отличным подарком для любителей домашних растений, а также классным элементом декора.

Поставьте оценку.

О том, что такое 3D-пилотаж, мы узнали, побывав на Propeller 3D Show- большом авиамодельном празднике, организованном хобби-клубом «Пропеллер» на территории подмосковного отеля Foresta Tropicana Hotel. Свое мастерство в необычном виде спорта демонстрировали лучшие российские пилоты и именитые гости из Прибалтики. К примеру, перечисление всех спортивных достижений Донатаса Паузуолиса, чемпиона мира по артистической аэробатике и многократного чемпиона европейских соревнований, заняло бы минимум страницу текста.

Самое простое и емкое определение 3D-пилотажа звучит так: это фигуры, которые физически не способен выполнить настоящий самолет. Примером таких трюков могут служить полеты на минимальной скорости и зависания (когда самолет фактически начинает работать как вертолет), плоский штопор, который для большинства больших самолетов смертельно опасен.

В самом названии 3D-пилотажа скрывается причина его невероятной сложности. Большинство базовых элементов классического пилотажа предполагает управление в одной плоскости: «мертвая петля» — управление по тангажу, «бочка» — по крену. В 3D-пилотаже практически каждый элемент требует непрерывной независимой работы всех управляющих плоскостей. Некоторые секреты 3D-искусства для нас раскрыли пилоты хобби-клуба «Пропеллер» Евгений Прокофьев и Виталий Шпаков.

Висение (hover)

Цель: cамолет висит вертикально, зависая над землей, подобно вертолету. Самолет должен находиться как можно ближе к земле и быть по возможности неподвижным. Как выполнять: Это только кажется, что раз самолет висит неподвижно, пилот может расслабиться и отпустить ручки. На самом деле висение предполагает постоянную самостоятельную работу всеми органами управления. Во‑первых, пилот должен противостоять реактивному моменту пропеллера с помощью элеронов, иначе самолет мгновенно раскрутится в противоположную сторону. Элероны работают за счет обдува винтом и отклоняются практически полностью, реактивный момент очень велик. Во‑вторых, пилот должен постоянно поддерживать высоту, чтобы не уронить самолет и не дать ему улететь вверх. Наконец, пилот должен постоянно корректировать малейшие колебания воздуха, даже самый легкий ветерок. «Фигуру нельзя выполнить в неком статичном положении ручек, — говорит Евгений Прокофьев, — я постоянно работаю всеми ручками, балансируя вокруг недостижимой идеальной точки равновесия. Это все равно, что удерживать трость на кончике пальца».
Как научиться: в компьютерном симуляторе есть специальный тренажер для отработки висения. Он позволяет поручить управление некоторыми осями автомату, сконцентрировавшись отдельно на тяге, на элеронах или на рулях направления и высоты. Пилот постепенно осваивает управление отдельными плоскостями, а затем соединяет все воедино.
В поле фигуру пробуют выполнять на большой высоте, чтобы в случае неудачи поймать самолет и увести его от земли. С опытом пилот спускается все ниже и ниже, постепенно лишая себя права на ошибку. Интересно, что выполнить фигуру на низкой высоте проще: когда самолет находится рядом с пилотом, ему легче визуально отслеживать колебания. Чем больше и тяжелее модель, тем стабильнее она парит в воздухе.

Четверной тулуп

В авиамодельном мире существует негласное противостояние приверженцев классического и 3D-пилотажа. Все элементы классического пилотажа модели унаследовали от своих больших прототипов. Вместе с ними из большой авиации в моделизм перешло особое отношение к делу, в основе которого лежит строгая дисциплина. Соревнования в классическом пилотаже строго формализованы. Перед выступлением пилот получает лист-задание. В нем перечислены элементы, которые ему предстоит выполнить. Судьи оценивают выступление по выработанным годами критериям, главный из которых — точность выполнения фигур.


Как выполнять: разумеется, сделать «Харриер» и добавить к нему элероны было бы слишком просто. При попытке выполнить трюк таким образом самолет непременно упадет. Когда пилот выполняет «Харриер», он постоянно опускает хвост самолета, управляя рулем высоты. Представьте себе, что самолет повернулся на 90 градусов, консолью к земле. Во‑первых, рули высоты и направления тут же меняются местами. Руль высоты необходимо выпрямить, иначе самолет уйдет в сторону. Руль направления, напротив, будет определять положение хвоста по вертикали. Мало того, как только самолет повернет консоль к земле, подъемная сила резко упадет, и ему понадобится мощная компенсация. При этом руль направления имеет меньшую площадь, чем руль высоты, а значит, работать им нужно интенсивнее. Выполняя Rolling Harrier, пилот должен ритмично переключаться с руля высоты на руль направления и обратно, поворачивая их на строго определенные углы. С каждым 90-градусным поворотом ориентация органов управления будет меняться. Разумеется, неожиданные порывы ветра при этом никуда не денутся, и их также нужно будет оперативно компенсировать. Как научиться: чтобы освоить Rolling Harrier, Евгений Прокофьев рекомендует в отдельности освоить «Харриер», «перевернутый Харриер» и «полет на ноже». Нож — это фигура из классического пилотажа, которую выполняют и модели, и настоящие самолеты. Она заключается в полете с креном 90 градусов, когда самолет удерживается в воздухе за счет подъемной силы фюзеляжа. Она намного меньше, чем подъемная сила крыльев, поэтому в этом режиме требуется значительное отклонение руля направления для поддержания необходимого угла атаки. Научившись делать «Харриер» и «Нож», можно пробовать делать их по очереди, постепенно двигаясь к плавному переходу одной фигуры в другую.

«Разница между классическим пилотажем и 3D — как между конькобежным спортом и фигурным катанием, — говорит Евгений Прокофьев.- В 3D большое значение имеют артистизм пилота и зрелищность программы. Разумеется, необходимым требованием по‑прежнему остается точность выполнения элементов».

Выступления 3D-пилотов проходят под музыку и длятся две или четыре минуты. Спортсмен демонстрирует настоящий танец в воздухе, зачастую со сложным музыкальным сюжетом. Бригада из четырех судей оценивает шоу по нескольким критериям: это использование зоны (пилот должен полностью использовать всю зону полетов, но не выйти за ее пределы), гармония с музыкой (3D-спортсмену жизненно необходимо чувство ритма), точность выполнения фигур, из которых состоит танец, и общее впечатление, артистизм. Оценки судей во многом субъективны, а во главу угла ставится шоу, способность удивить зрителей. Недаром в качестве вспомогательных выразительных средств спортсмены нередко устанавливают на свою технику дымовые шашки и фейерверки.


Пилоты из классического пилотажа почему-то редко интересуются 3D. Возможно, они считают его несерьезным позерством. Может быть, дело в том, что в 3D-пилотаже зачастую не с кем и негде соревноваться. К примеру, в России в год проходит пять-шесть соревнований по классическому пилотажу и ни одного по 3D. Однако есть и еще один нюанс. «Научиться делать ‘мертвую петлю‘ или ‘бочку‘ вы можете за пару вечеров. Учиться делать эти элементы чисто можно несколько лет, — объясняет Евгений. — В 3D-пилотаже элементы намного сложнее. Вы не сможете научиться делать ‘висение‘ плохо, а затем оттачивать свое мастерство. Пройдут годы, прежде чем вы впервые сможете «повиснуть».

Самолет и вертолет

3D-пилотаж — это весьма специфический вид полетов, и он требует специальной техники. Отличительная особенность самолета для 3D- большая площадь управляющих поверхностей. Элероны, рули высоты и направления могут занимать до 50% поверхности крыла, стабилизатора и киля. Прежде всего это позволяет выполнять резкие маневры на скорости. От пилота требуется особая точность и плавность управления, чтобы совладать с таким аппаратом.


Цель: на большой высоте самолет переходит в пикирование, выполняет бочку, после чего переходит в плоский штопор: падает и вращается, как кленовое семечко. Затем пилот выводит самолет из опасного режима и продолжает полет. Как выполнять: Эта фигура проще других элементов 3D-пилотажа, потому что она не требует постоянной работы органами управления. Пилот должен лишь своевременно ввести самолет в режим, а затем вывести из него. В отличие от других фигур, для «блендера» можно написать точный алгоритм. Забравшись на высоту 200 м, пилот переводит самолет в пикирование на малом газу. Повернув элероны на полный ход, он выполняет бочку. Затем руль высоты резко переводится вниз, а руль направления — полностью в сторону. Самолет тут же переходит в плоский штопор. Пилот дает полный газ, и за счет обдува крыльев скорость падения падает, а темп вращения нарастает. Чтобы вывести самолет из режима, пилот отпускает ручки, лишь придерживая руль высоты чуть вниз. Самолет переходит в прямолинейное пикирование, из которого легко перейти в нормальный полет. Как научиться: Фигура не связана с балансированием у земли и выполняется на большой высоте с минимальным риском разбить самолет. Поэтому она не столь сложна в освоении, как остальные фигуры. По технике выполнения она близка к классическому пилотажу с той лишь разницей, что для настоящего самолета такой маневр очень опасен.

Однако основное назначение больших рулей — вовсе не резкие маневры. Значительная часть 3D-фигур выполняется на малой скорости, когда крыло не обдувается набегающим потоком воздуха. В этих режимах и подъемная сила, и управление осуществляется благодаря обдуву винтом. Воздушный поток от винта намного слабее традиционного «ветра в лицо» на скорости, поэтому для управления в таких условиях требуются большие рулевые поверхности.

Раз самолету приходится превращаться в вертолет, к нему предъявляются повышенные требования с точки зрения энерговооруженности. Входным билетом считается соотношение 2:1, то есть тяга двигателя должна вдвое превышать вес аппарата. Рекомендуется использовать пропеллер большего диаметра с меньшим шагом — так крылья и рули будут обдуваться на большей площади.


Цель: самолет зависает вертикально над землей и плавно вращается вокруг продольной оси. Как выполнять: заставить самолет вращаться в сторону, противоположную вращению пропеллера, сравнительно просто — нужно чуть меньше компенсировать реактивный момент элеронами, чем в силовой бочке. Вращаться в сторону вращения пропеллера может далеко не каждый самолет и не каждый пилот. В этом случае тяги винта должно хватать не только для того, чтобы компенсировать реактивный момент (а даже для этого элероны поворачиваются практически полностью), но и чтобы пересилить его. Для пилота ситуация сложна тем, что данный режим является предельным с точки зрения технических возможностей самолета, а значит — нестабильным. Кроме того, при повороте самолета вокруг своей оси точка зрения, а значит и ориентация органов управления, постоянно меняется. Ручки действуют то в прямом направлении, то в зеркальном отображении. И при любом положении самолета пилот должен безошибочно компенсировать непредсказуемые колебания воздуха. Как научиться: чтобы научиться правильно управлять самолетом в любом положении, нужно разделить сложную задачу на несколько простых. Пилот учится выполнять висение, когда самолет развернут к нему фонарем, шасси, правой или левой консолью. Освоив висение в разных положениях по отдельности, можно попробовать проявить свои навыки в единой фигуре — силовой бочке.

Как стать трехмерным

Современные авиамоделисты совершают свой первый шаг в небо в виртуальном пространстве. Компьютерный симулятор, управляемый пультом от настоящей модели, позволяет привыкнуть к органам управления без опасения разбить дорогостоящий самолет. Главная задача пилота на этом этапе — научиться управлять самолетом, глядя на него с любой стороны.

Освоиться с управлением в виртуальном мире можно всего за пару недель. Если вы делаете десять посадок из десяти — можете выходить на поле с пенопластовой моделью. Такие самолеты имеют размах крыла до одного метра. Их главное преимущество — ремонтопригодность. Сломавшуюся консоль из пенопласта можно подклеить прямо на поле.


Цель: самолет летит настолько медленно, насколько возможно, слегка опустив хвост. Как выполнять: Для каждого самолета существует некая минимальная скорость, на которой он может лететь. Если скорость упадет ниже этого порога, воздух перестанет обтекать крыло, и подъемная сила исчезает. В такой ситуации говорят о срыве потока. Фигура «Харриер» выполняется далеко за пределами срыва. И все же подъемную силу создает именно крыло, которое обтекает воздушный поток от винта. Самолет, летящий со слегка опущенным хвостом, напоминает знаменитый Harrier, переходящий к горизонтальному полету после вертикального взлета. Задача пилота — поддерживать правильный баланс тяги и тангажа. Если переборщить с тягой, самолет выйдет из режима и разгонится. Если тяги будет слишком мало — на крыле не сформируется достаточная подъемная сила. Чтобы «притормаживать» самолет, нужно поддерживать оптимальный угол атаки: так часть подъемной силы будет противостоять тяге винта, увлекающей самолет вперед. Как и в фигуре «Висение», пилот должен постоянно компенсировать ветер, работая всеми рулями одновременно. Как научиться: «Харриер» отчасти похож на висение с той лишь разницей, что высота и скорость здесь зависят не только от тяги, но и от тангажа. Для «Харриера» нет специальных тренажеров в симуляторе. Так что освоение этого элемента следует начинать с обучения висению.

На пенопласте пилоты летают от месяца до полугода. На этом этапе они вырабатывают не столько мастерство управления, сколько уверенность в себе. Следующим приобретением становится красивый самолет из бальсы с размахом крыла 1,2−1,5 м.

При кажущейся малозначительности этих цифр каждые лишние 10 см значительно влияют на вес и поведение модели. Со временем пилот обнаруживает, что управлять большими и тяжелыми моделями проще, чем маленькими тренировочными. Такая машина ведет себя стабильнее, менее остро реагирует на ветер, летает медленнее и дает больше времени для точного управления. Весь процесс обучения пилота направлен на борьбу со страхом. Проходит пара лет, прежде чем он решится поднять ввоздух большую и дорогую модель.


«Бывают редкие случаи, когда пилот сразу покупает большую дорогую модель и тренируется с тренером на сдвоенном управлении, — рассказывает Виталий Шпаков. — Два пульта соединяются, и тренер может в любой момент взять управление на себя. Преодолев страх, человек буквально за полгода становится уверенным пилотом, способным самостоятельно управлять большим самолетом».

Спорт — совсем другая история. Чтобы называться спортсменом, побеждать, летать в 3d, пилот должен регулярно тренироваться. Профессионалы летают ежедневно по два раза — скажем, по часу до работы и после. Это настоящие фанаты авиамодельного спорта, и ежедневные занятия им только в удовольствие.

Невероятные факты

Многие помнят это неповторимое чувство из детства, когда мы наблюдали за фокусами и верили в чудеса. Мы не переставали восхищаться тем, как фокусники это делают.

Если вы не хотите оставаться в неведении и стремитесь узнать, как устроены эти известные трюки, эта статья для вас.

Возможно, вас удивитесь, насколько просто выполняются эти иллюзии.

Фокусы с людьми

1. Левитация


Женщина лежит на доске, которая поддерживается металлическим стержнем. Фокусник стоит так чтобы прикрывать стержень и таким образом там где он стоит определяет насколько хорошо исполняется этот трюк.

2. Девушка зигзаг

Это довольно простой фокус. Когда ассистентка заходит в шкаф, она разворачивает свое тело, так что когда входят ножи, они не задевают ее. Когда выдвигается средняя часть шкафа, только ее рука сдвигается, но черная подкладка шкафа создает иллюзию того что средняя часть тела полностью отрывается.


1. Элементы конструкции шкафа, которые добавляют место для изгибов для человека внутри. Они, как правило, покрашены в черный цвет, чтобы сливаться со шкафом.

2. Ножи заходят только на часть вертикального пространства, оставляя место для ассистентки.

3. Черные полосы - используемое пространство. Они плохо видны если смотреть на них сбоку или по телевизору, из-за чего ящик кажется меньше.

4. Внутреннее пространство больше, чем кажется.


3. В воздухе


Этот фокус похож на фокус левитации, но фокусник при этом не стоит перед поддерживающим стержнем. Затем он пропускает обруч над ассистенткой, но только до тех пор, пока позволяет опора, создавая иллюзию, будто тело парит в воздухе.

Фокусы с распиливанием человека

4. Распиливание женщины. Вариант 1


Человек в коробке должен подогнуть ноги чтобы создать иллюзию, будто его тело разрезается наполовину. Бутафорские ноги прикрепляют к другому концу ящика.

5. Распиливание женщины. Вариант 2


Еще один вариант классического фокуса заключается в том, что одна ассистентка уже находится в ящике до того как начинается фокус. Когда другая ассистентка заходит в ящик, та, что находится в ящике, высовывает ноги, а другая их прячет, демонстрируя только верхнюю часть тела. Когда ящик распиливают, мы видим по одной половинке двух людей.

Фокусы и их секреты (видео)

6. Парящий человек


Такой трюк часто можно увидеть у уличных артистов. Фокусник на самом деле сидит на металлическом сидении, прикрепленной к стержню, который соединен с платформой, спрятанной ковром.


7. Танец Майкла Джексона


Это танцевальное движение когда Майкл Джексон и танцоры наклонялись на 45 градусов, которое можно было увидеть при исполнении песни "Smooth Criminal" выполняется легче, чем вы думали. Выемка в ботинках цепляется за подъем, так что когда вы склоняетесь ниже центра гравитации, вы можете вернуться в исходное прямое положение, не упав.

Камрадам Здравствовать! Лётчики могут со мной не согласится, мол бочка не такая простая вещь, не буду спорить им виднее
Многие сталкивались с проблемой хранения топлива, основная масса людей хранит его в канистрах, те же кто хранит в бочках сталкиваются с многочисленными трудностями. В первую очередь пожаробезопасность, действительно хранить бензин в бочке в гараже не то что боязно, просто лишает приятных дискуссий с друзьями и соседями по гаражу. Далее по списку идёт неудобство заправки из неё, ну и прочее.
В пошаговой инструкции, поделюсь опытом, который я приобрёл в 90е, когда очередь на заправках была многочасовой, а отпуск бензина по 20 литров, и когда каждый стремился сделать запас. Немного покумекав, вышел из положения опустив бочку в смотровую яму, но можно просто её закопать по периметру гаража, этим решаем сразу две задачи, первая - пожаробезопасность, вторая высвобождение пространства.
Теперь как поднять топливо из закопанной бочки.

У бочки есть два замечательных отверстия


большое, в пробке которого делаем отверсте по диаметру нипеля от велосипеда или мотоцикла, так как он имеет наружнею резьбу по всей длинне и его удобно крепить.




далее берём трубу диаметром 1/2 с таким расчётом чтоб она не доставала до дна приблизительно 1 см, нарезаем на одном конце резьбу 6 см, накручиваем на неё переходник с наужной резьбой 3/4 и внутренней 1/2, до конца. остаётся небольшой кусочек резьбы на которвый накручиваем кран 1/2. А в него переходник под шланг, шланг лучше не резиновый, так как его разъедает.




ну а далее берём насос и качаем.


40 литровый бак в машине заполняется минуты 2-3, поэтому на конце шланга желательно поставить ещё один кран, чтоб не нестись как угорелый до бочки чтоб закрыть его там. процесс нагнетания топлива в бак быстрый и неконтролируемый, будет качать до тех пор пока есть давление в бочке.
Но так как человек существо ленивое (по крайней мере я), то этот процесс я автоматизировал, приспособив компрессор от холодильника. Открою страшную тайну, 90% компрессоров на выброшенных холодильниках - рабочие, а вот реле как правило сгоревшие. У этого компрессора один недостаток не любит отрицательных температур, масло в нём замерзает. Но я грел его примусом, после чего он замечательно работал.


Надеюсь мой опыт кому то пригодится.

Колокол Квочура

Как
Самолет поднимает нос вверх на нулевой скорости, после чего опрокидывает его вниз, имитируя движение языка колокола. Отсюда и название фигуры.

Когда
Впервые фигура была представлена в 1988 году на авиасалоне в английском Фарнборо. За штурвалом истребителя четвертого поколения МиГ-29 сидел летчик-испытатель Анатолий Квочур.

Зачем
Изначально колокол расценивался как маневр, при котором истребитель становится невидимым для ракет с радиолокационным наведением на цель. В наши дни эту фигуру можно видеть не в боях, а во время выступлений пилотажных групп «Стрижи», «Русские витязи», «Русь».

Бочка

Как
Самолет поворачивается вокруг своей горизонтальной оси на 360 градусов. В зависимости от количества оборотов бочка бывает одинарная, полуторная и многократная.

Когда
Впервые выполнил маневр американец Дэниел Мэлони в 1905 году. Во время Второй мировой эта фигура спасла не одну жизнь.

Зачем
Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин однажды наблюдал за полетом неопытных летчиков. Один из них решил сделать бочку, но при этом значительно потерял скорость и нырнул вниз. В этот момент летящий за ним пилот проскочил вперед и акробат оказался у него на хвосте. Покрышкин и его сослуживцы окрестили фигуру «кадушкой» и не раз применяли прием в борьбе против авиации фашистов. Сейчас бочка входит в комплекс фигур, выполняемый на состязаниях по самолетному спорту.

Иммельман

Как
Самолет делает боевой разворот — полубочку в верхней части полупетли.

Когда
Впервые фигура выполнена на моноплане Фоккер Е.III 25-летним немцем Максом Иммельманом в 1915 году во время Первой мировой войны. Этот маневр позволил Иммельману оказаться выше и позади вражеского самолета, хотя они до этого были на встречных курсах. За год полетов Иммельман сбил 15 вражеских самолетов, а английские летчики лишь завидев, что немец поднялся в воздух, шли на посадку.

Зачем
Фигуру Иммельмана начали преподавать в летных школах. И сегодня она входит в базовые фигуры, которые должны уметь делать все военные летчики.

Плоский штопор

Как
Самолет снижается по крутой нисходящей спирали небольшого радиуса.

Когда
В начале XX века штопор был главной причиной гибели летчиков. Считалось, что выйти из штопора нельзя. Но 24 сентября 1916 года летчик Константин Арцеулов на самолете Ньюпор-XXI на высоте 2000 метров намеренно ввел самолет в штопор и вышел из него. На следующий день Арцеулов подал начальству Севастопольской авиашколы рапорт, в котором предлагал ввести штопор в программу обучения.

Зачем
В наши дни эту некогда смертельную фигуру отрабатывают во всех авиационных учебных заведениях на винтовых машинах, она входит в регламент соревнований по самолетному спорту. Однако в России исполнение штопора на реактивных истребителях запрещено из соображений безопасности, они выполняют только плоский штопор. Несмотря на то что со штопором научились бороться, он и по сей день уносит жизни.

Чакра Фролова

Как
Фигура, при которой самолет на малой скорости разворачивается вокруг своего хвоста, образуя мертвую петлю с очень малым радиусом разворота.

Когда
Впервые показана публике на истребителе Су-37 Евгением Фроловым в 1995 году на авиасалоне в Ле Бурже.

Зачем
Фигура названа в честь древнего индийского оружия, которое представляет собой кольцо с режущей внутренней кромкой. Чакра Фролова может выполняться только на самолетах с изменяемым вектором тяги. Фигура не применялась во время воздушного боя. Ее демонстрируют во время показательных выступлений на выставкax и авиационных пpaздникax, доказывая аэродинамическое совершенство рoccийскиx истребителей поколения 4+.

Хаммерхед

Как
Самолет свечой уходит вверх, зависает в воздухе и, развернув нос к земле, направляется вниз.

Когда

Есть мнение, что фигуру впервые выполнил немецкий пилот, чемпион мира по аэробатике и авиаконструктор Герхард Физелер в конце 1920-х.

Зачем
Применение этой фигуры во время воздушного боя равносильно подписанию самому себе смертного приговора. Самолет, зависающий в воздухе, становится идеальной мишенью для противника. Зато во время демонстрационных полетов поворот на вертикали вызывает ажиотаж у зрителей, поскольку смотрится очень эффектно. Эта фигура входит в комплекс упражнений в самолетном спорте, но реактивные истребители ее не исполняют.

Фигура Пугачева

Как
Фигура, при которой нос самолета поднимается вверх на 110 градусов (на Су-27, на Су-37 — до 180 градусов) по отношению к направлению движения, а затем опускается обратно.

Когда
Впервые была выполнена в испытательном полете заслуженным летчиком СССР Игорем Волком. Широкой публике кобру продемонстрировал Виктор Пугачев на международном салоне во французском Ле Бурже в 1989 году. Когда истребитель Су-27 русского летчика резко задрал нос, организаторы авиашоу решили, что произошел сбой в системе и воздушное судно сейчас упадет. Но самолет не сорвался в штопор, а полетел в прежнем направлении. Пугачев за освоение новой техники получил звание Героя Советского Союза, а фигура, несмотря на то что была придумана другим летчиком, получила имя первого демонстратора.

Зачем
Маневр подходит для ухода не только от истребителя противника, но и от ракет с инфракрасными головками самонаведения. Тем не менее кобра еще не использовалась в бою.

Ранверсман

Как
Фигура делается примерно так же, как и хаммерхед, но не с зависанием, а с поворотом на горке (фигура пилотажа, когда самолет набирает высоту с постоянным углом наклона).

Когда
Предположительно опрокидывание (так переводится название фигуры с французского), или же поворот на горке (под этим названием фигура известна в России), появилось в 1930-х. Разница между маневрами ранверсман и хаммерхед состоит в том, что самолет уходит от противника, идущего встречным курсом, не строго вертикально, а под углом 50-60°, на горку.

Зачем
Те пилоты, которые могли справиться с этой сложной фигурой, получали преимущество в бою. Ведь применить ее можно при атакующих и контратакующих действиях, она позволяет быстро изменить направление полета без потери высоты.