Баухауз направление. Баухауз

В рамках Недели Берлина Look At Me рассказывает о главном столпе современного дизайна и архитектуры - берлинской школе Баухаус, воспитавшей несколько поколений смелых авангардистов в прикладном искусстве. Как небольшая частная инициатива определила идеи XX века, по каким принципам идеалисты Баухауса собирались построить новое общество и эстетику и почему их идеи до сих пор являются очень современными - об этом пойдет речь в большом гиде Look At Me.

Период 1920-х годов был для Германии одновременно тяжелым и вдохновляющим временем. Именно в пятнадцать лет между двумя мировыми войнами Берлин стал одной из главных столиц Европы, городом («ревущие двадцатые» - во многом про немецкую столицу), где жаждали инноваций и перемен. После ужасов Первой мировой войны каждый мыслящий человек ощутил необходимость в активной оппозиции по отношению к окружающему миру. В переходный период между 1918 и 1923 годами в Германии были проблемы с инфляцией, что не позволяло широких экспериментов в архитектуре, но местная сцена все равно находилась под большим влиянием голландской группы «Де Штайль» и французского титана авангардной архитектуры Ле Корбюзье.

Слева направо : послевоенный Берлин, «Ревущие двадцатые», Пит Мондриан, церковь в интерпретации французкого архитектора Ле Корбюзье

Открыть междисциплинарную школу, которая будет творческой лабораторией для профессионалов разных направлений, пытались еще в 1907 году. Прообразом Баухауса была мюнхенская школа Веркбунд (Deutsche Werkbund). Существовала и Школа прикладного искусства в Веймаре, чьи сооснователи, дизайнер Анри Ван де Вельде и Герман Метезиус, долгое время не могли договориться между собой. Все закончилось тем, что экспериментальную веймарскую школу возглавил молодой архитектор Вальтер Гропиус, вдохновляясь тем, что в тот момент представлял собой мюнхенский Веркбунд. В 1919 году Гропиус основал Баухаус - из двух соперничающих дизайн-школ в Веймаре. Простое и емкое название Баухаус (bau - «строить», haus - «дом») отражало ясные и одновременно с этим амбициозные цели создателей школы - понять, по каким законам работает архитектура, которая охватывает собой все проявления жизни и диктует логику и эстетику частных и общественных пространств.

Под влиянием Иоханнеса Иттена первые годы Баухауса прошли под влиянием немецкого экпрессионизма: Иттен три года руководил базовым годичным курсом основ дизайна и теории цвета. В тот момент у методов и подходов Баухауса, который являлся государственной школой, было очень много противников среди чиновников и консерваторов. Для того чтобы утвердиться на местной сцене и не лишиться государственных бюджетов, в 1923 году учителя и студенты Баухауса провели первую крупную выставку, которая вошла в историю. Несмотря на явные достижения авангардистов, пришедшие к власти национал-социалисты лоббировали свою эстетику, отражавшую имперские амбиции Германии второй половины 1920-х. И хотя выпускники Баухауса демонстрировали самостоятельность и невероятный успех учебного эксперимента, школе пришлось переехать в Дессау, где у нее оставалась правительственная поддержка. Сразу же, всего за год после переезда, было построено знаменитое здание по проекту Гропиуса, а интерьеры и мебель были выполнены студентами и преподавателями школы. Дизайн этого здания задал новое направление для стиля школы - теперь это был индустриальный функционализм.

Слева направо : плакаты Deutsche Werkbund, основатель Баухауса Вальтер Гропиус, плакат веркбундской школы, Баухаус в Дассау, кофейный столик работы Гропиуса

В 1928 году родоначальник Баухауса Гропиус ушел в отставку, его заменил Ханнес Мейер, сделав школу за небольшой период своего руководства (1928–1930) более коммерчески успешной. Мейер ввел в число обязательных предметов лекции по экономике, психологии и марксизму, который по-настоящему захватил умы интеллектуалов Западной Европы. И хотя очередная реформа школы в 1930 году превратила ее в основном в архитектурное заведение, школа была закрыта через год, когда фашизм начал утверждаться в обществе как доминирующая парадигма. 19 июня 1933 года мастерам школы не осталось ничего, кроме как провести собрание и проголосовать за роспуск Баухауса. Скрываясь от преследования и покушения на свободу, Гропиус, Мендельсон, Мис ван дер Роэ и многие другие эмигрировали через Британию в США.

Слева направо : предметы интерьера, разработанные преподавателями и студентами школы Баухаус, теория цвета Иоханнеса Иттена

Во время Второй мировой войны Баухаус-Дессау был частично разрушен, и только через тридцать пять лет здание было восстановлено как исторический памятник. В 1960 году архив Баухауса начал собирать все работы и документы самой значимой школы XX века через бывших выпускников в Германии, остальной Европе и Америке и членов их семей. Огромный архив в двадцать шесть тысяч работ, включающий эксперименты в живописи, скульптуре, архитектуре, фотографии и дизайне, собирался вместе с письмами, книгами и неформальными фотографиями, которые делали в мастерских того времени. Сейчас в этом здании располагается Фонд Баухаус-Дессау - центр исследований, обучения и экспериментального дизайна. Помимо постоянной экспозиции, каждый год Фонд Баухаус-Дессау организует Международную летнюю школу на новую тему. В 2012 году тема летней школы звучит как Didactic Home, она длится десять дней и состоит из четырех воркшопов. Участие в школе - платное, триста евро.

Здание Баухауса в Дессау
Вальтер Гропиус, 1926 год


Второй по счету дом для студентов и мастеров Баухауса после вынужденного переезда из Веймара. Здание спроектировал директор школы Вальтер Гропиус, а в оформлении интерьеров участвовали многие студенты школы.

Иоханнес Иттен
«Искусство цвета»


Книга, написанная преподавателем форкурса Баухауса Иоханнесом Иттеном, в которой он подробно изложил свою теорию. В отличие от предшественников, он более детально изучил функции дополнительных цветов и цветовых контрастов и модернизировал сам цветовой круг.

Кресло «Барселона»
Людвиг Мис ван дер Роэ, 1929 год


Легендарное кресло, спроектированное Мисом ван дер Роэ специально для павильона Германии в Барселоне. Над этим предметом Мис работал совместно с немецким дизайнером Лили Райх. Кресло оказалось настолько удачным, что его запустили в производство. Кресло «Барселона» и по сей день выпускается многими фабриками.

Кресло «Василий»
Марсель Бройер


Сначала кресло называлось Club Chair B3, но позже было переименовано в «Василий». На создание этого кресла Марселя Бройера вдохновил художник Василий Кандинский. Это кресло являлось частью коллекции, созданной для интерьеров здания Баухауса в Дессау.

Графический дизайн
Герберта Байера


За время работы и учебы в Баухаусе Герберт Байер много работал со шрифтами. Основная его заслуга - это использование шрифтов без заглавных букв. Он утверждал: «Зачем нам писать на двух разных алфавитах, ведь в речи мы же не говорим с заглавной "А" или со строчной "а"».

Чайник
Марианна Брандт


Чайник является частью набора чайной по суды, созданной Марианной Брандт. В этом чайнике четко виден основной формообразующий принцип Баухауза - вся форма состоит из простейших геометрических фигур.

Настольные часы
Марианна Брандт


Форма этих настольных часов стала одной из базовых констант в бытовой культуре XX века. Сейчас эту характерную форму можно встретить практически в каждом магазине. Марианна Брандт создала эти часы в 1930 году, а материалом по служил хромированный металл, с которым Брандт работала особенно часто.

Stacking tables
Джозеф Альберс


Хотя изготовление мебели не являлось главным талантом Джозефа Альберса, в результате эксперимента с незнакомой областью по лучился очень удачный мебельный комплект. Столы, которые помещаются друг в друга, - это и простота, и функциональность, и легко узнаваемые чистые цвета. Столешницы этих столов изготовлены из цветного стекла.

Шрифт Architype Albers
Джозеф Альберс


Этот геометричный шрифт появился в результате многолетних экспериментов Джозефа Альберса. Шрифт построен исходя из пропорций один к трем и состоит из строго определенных геометрических форм.

Шахматы баухаус
Джозеф Хартвиг


Шахматы Джозефа Хартвига полностью иллюстрируют принципы Вальтера Гропиуса о том, что объект должен быть практичным, прочным, недорогим и красивым. Все шахматные фигуры состоят из простых геометрических форм - шара, цилиндра и куба.

Вальтер Гропиус (1883–1969)


Один из главных архитекторов XX века, работал в мастерской Петера Беренса, где познакомился с Людвигом Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье. В 1919 году основал Баухаус и до 1928 года был его первым директором. Именно ему принадлежит идея воспитания новых художников, которые могут придумать и самостоятельно сделать новые произведения на стыке искусства, дизайна и архитектуры.


Иоханнес Иттен (1888–1967)


Швейцарский художник, который получил известность благодаря преподаванию в Баухаусе базового годичного курса по созданной им теории цвета. Несмотря на огромный вклад в систему образования Баухауса, в 1922 году Иттен покинул школу из-за неодобрения Гропиусом некоторых идей Иттена (Иоханнес был участников зороастризма, проповедовал принципы внутренней гармонии, медитацию и вегетарианство).

Ласло Мохой-Надь (1895–1946)


Венгерский художник, сосредоточившийся на коммуникативном дизайне, фотографии и киноэкспериментах. Например, он один из первых открыл фотограмму - получение изображения через облучение фотобумаги. В середине 1920-х годов Мохой-Надь даже познакомился с Маяковским и сделал несколько его фотопортретов.

Пауль Клее (1879–1940)


Один из главных художников европейского авангарда много работал с русским авангардистом Василием Кандинским. В течение десяти лет преподавал в Баухаусе (1921–1931), за это время руководил несколькими мастерскими - по переплету книг, мастерской по металлу, мастерской по витражной живописи.

Ханнес Мейер (1889–1954)


Швейцарский архитектор из движения новой архитектуры 1920-х годов. Марксист по убеждениям, Мейер имел строго функционалистскую точку зрения - позже он дал ей название «Новая теория строительства» (Die neue Baulehre) и считал, что в архитектуре главное - организация, а не эстетика, подчеркивая значимость социального жилья и помощи всем людям независимо от их происхождения.


Людвиг Мис ван дер Роэ (1886–1969)


Третий по счету директор Баухауса. Когда в 1930 году он занял пост директора Баухауса, школа уже находилась в увядающем состоянии. К этому времени Мис уже занимал лидирующую позицию среди немецких архитекторов. И школа, и весь город Дессау надеялись, что Мис ван дер Роэ со своим авторитетом привнесет новую жизнь в Баухаус. Стремясь деполитизировать школу, он потребовал ее немедленного закрытия, которое и состоялось в сентябре 1930 года.

Марсель Бройер (1902–1981)


Венгерский архитектор и дизайнер. Переехал в Веймар, чтобы получить образование в Баухаусе, после чего остался там преподавать. В 1920-х годах занимался преимущественно дизайном мебели, а позже увлекся архитектурой. По его проектам были построены дома в Германии и Швейцарии, но большинство построек находится в США (как и многие другие, он эмигрировал туда).


Василий Кандинский (1866–1944)


Один из главных художников русского авангарда. Начиная карьеру как пейзажист, Кандинский стал рисовать абстракции едва ли не первым среди художников-авангардистов. Будучи частью движения «Синий всадник», в 1922 году Кандинский приезжает в Баухаус, чтобы возглавить мастерскую живописи и фрески. Результаты его работы в школе описал в своей главной книге «Точка и линия на плоскости» 1926 года.

Герберт Байер (1902–1981)


Австрийский графический дизайнер больше всего преуспел в типографике: после окончания своего курса он возвращается в Баухаус в качестве преподавателя по классу графического дизайна и типографики. В это время он начинает разрабатывать шрифты без апперкейса. После ухода из Баухауса в 1928 году Байер становится арт-директором немецкого Vogue. Позже, как и многие другие художники его круга, переехал в Америку, где продолжил заниматься дизайном и фотографией.


Марианна Брандт (1893–1983)


Немецкая художница, скульптор, фотограф и дизайнер. Единственная женщина, которая была допущена в мастерскую по металлу, а позже преподававшая в этой мастерской совместно с Ласло Мохой-Надем. За время своей творческой деятельности Брандт создала множество предметов интерьера, таких как лампы, пепельницы и кухонная посуда.

Одним из главных принципов работы нового художника мастера Баухауса провозглашали сращивание искусства и ремесла, лучшим примером которого стала архитектура. О сообществе художников как лаборатории высокопрофессиональных ремесленников и говорят создатели Баухауса в своем манифесте: в те времена все авангардные школы и течения в искусстве предпочитали собирать тезисы в такой форме.

Легендарная программа обучения Баухауса объединяла ремесло с искусством на самой ранней стадии, выливалась в равноправное сотрудничество учеников в мастерской вместе с преподавателем, а заканчивалось строительным экспериментом на специальной площадке.


Длительностью полгода, в конце курса - перевод в учебные мастерские.Вместо истории искусств и теорий базой в Баухаусе стал курс экспериментальный: в первые полгода работы в школе ученик знакомился с понятиями пропорции, масштаба, ритма и света, тени и цвета. Это позволяло ему попробовать себя во всех областях сразу и пройти все стадии простейших упражнений с различными материалами и инструментами, чтобы каждый мог найти свое персональное призвание. Еще преподаватели Баухауса очень осторожно относились к достижениям техники и считали, что одна из задач преподавателя - уберечь художника от потрясений «механического века».


Длится три года. После работы в учебных мастерских художника принимали в ремесленные гильдии, а потом в команду Баухауса. Именно так и складывалось знаменитое дизайнерское комьюнити Берлина, где не было учеников и учителей, а роли регулярно менялись. Отдельно во время практического курса студентов обучали пропорции, оптическим иллюзиям и цвету.


Третья и самая серьезная фаза Баухауса. Практическое участие в строительстве (на реальной строительной площадке) и свободное творческое участие в строительном процессе (на экспериментальной площадке Баухауса) для тех, кто достиг самых лучших результатов в учебе.

Несмотря на исключительно сложный период, в который Баухаусу и его идеям пришлось выживать, - отсутствие денег, вынужденный переезд и в конце концов закрытие - идеи этой школы, которая просуществовала всего четырнадцать лет, проникли во все сферы. Вместо того, чтобы погибнуть в чуждых условиях, баухаус открывал себя заново в новом контексте. И даже после закрытия школы баухаус в виде течения продолжал развиваться в работе отдельных его участников: Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ стали одними из самых важных и влиятельных архитекторов США того времени, Ласло Мохой-Надь открыл в Чикаго «Новый Баухаус» (сейчас это часть Иллинойского технологического института), Ханнес Мейер поехал в СССР с группой студентов.

В Италии 1940–1950-х годов идеи баухауса нашли свое отражение в архитектуре движения рационализма. В Америке зародился так называемый интернациональный стиль в архитектуре благодаря эмиграции многих преподавателей Баухауса. Швейцарская школа 1950-х годов копировала многие идеи баухауса в отношении типографики и коммуникативного дизайна - это влияние позже перенеслось в Америку. Именно в это время зародился шрифт Helvetica (1957 год, Макс Мидингер). Первые художники-постмодернисты называли советских конструктивистов, европейский авангард и баухаус среди своих самых сильных влияний. В настоящее время работы, сделанные почти век назад в немецкой школе Баухаус, продолжают вдохновлять современных художников.

Bauhaus Dessau by Hort


Сегодня мы расскажем, что собой представляет стиль Баухауз в интерьере. И начнем, пожалуй, с того, что возник он в Германии, в начале XIX века в 1919 году. Ну а основателем этого нетривиального направления является архитектор Вальтер Гропиус. Он ловко объединил простоту линий и доступные индустриальные ресурсы в единое целое. Иначе выражаясь, он создал функциональный и минималистичный интерьер, применяя новые средства создания пространства (подробности далее в обзоре).

Баухаус (также Баухауз, а по нем. «Bauhaus») — это школа художественного конструирования и строительства. Известно, что данное учебное заведение существовало в Германии с 1919 года по 1933 год. В рамках этой школы и возникло одноименное художественное направление, которое снискало славу также в дизайне и архитектуре.

Характерные черты стиля

Особенностями стиля являются:

  1. Применение геометрических форм и асимметрия.
  2. Использование всей площади помещения в полной мере.
  3. Предметами декора являются не привычные статуэтки, картины, и разные мелочи, а качественная бытовая техника и разнообразные светильники.
  4. Правильно спроектированное освещение, за счет точечных подсветок и больших окон.
  5. Применение техники ловкого зонирования.
  6. В интерьере применяют кованые элементы и изделия из стекла.



История стиля

Основателем стиля является Вальтер Адольф Георг Гропиус, который был немецким архитектором, а также сооснователем и директором школы Баухаус, о которой мы упоминали ранее. После Первой мировой войны мистер Гропиус стал основателем данной школы, которая была образована в Веймаре в 1919 году, здесь преподавались принципы архитектуры и прикладного изобразительного искусства. Ну а отрыл эту школу Хенри ван де Велде, который выдвинул на роль руковдителя ни кого иного, как молодого архитектора из Берлина – Вальтера Гропиуса. Именно он со своей легкой руки принял решение создать новую эпоху архитектуры, и объединил в дизайне помещений функциональность, современность, технологичность и экономичность. Так и зародилось рассматриваемое в данном обзоре стилевое направление.




  1. В 1931 году бывший директор училища Баухаус — Ханнес Мейер со своими учениками посетил Москву. Они внесли серьезный вклад в строительство зданий в разных городах России, в Магнитогорске, Орске, Перми и т.д.
  2. В 1930 годах данный стиль очень активно начал развиваться в Палестине, а все благодаря эмигрировавшим туда архитекторам-евреям.
  3. В Тель-Авиве находится наибольшее количество зданий, построенных в таком стиле.
  4. В 2003 году ЮНЕСКО объявило «Белый Город», расположенный в Тель-Авиве всемирным наследием культуры за пример новейшего градостроительства и яркой архитектуры начала XX века.



Подходящая цветовая гамма

В оформлении помещений применяют нейтральные и светлые оттенки: бежевые, белые, серые и черные. Эти цвета визуально увеличивают пространство, что очень хорошо сказывается на площади небольших комнат. Ну а чтобы сделать какой-то явный акцент, используют яркие блики красного, синего, желтого и зеленого цвета.




Выбор отделочных материалов

На самом деле для отделки помещений применяются самые разнообразные материалы: различной ценовой категории, фактуры и цвета. В связи с чем используется:

  • пластик и краноспан;
  • металл;
  • стекло;
  • дерево;
  • кожа.




Все работы по отделке комнат характеризуются простотой.

Отделка помещений в стиле Баухауз

Пол

Напольным покрытием может быть ламинат и линолеум, ловко имитирующий дерево и металл. Ну а вообще, здесь нет каких-то четких ограничений, вполне можно постелить и плитку, причем не только в ванной комнате, но также на кухне, гостиной, коридоре и прочих проходимых помещениях. Оттенок напольного покрытия должен перекликаться с тоном стен, допустим светло-серым, бежевым или белым.



Потолок

Для начала стоит сказать, что приветствуются высокие потолки. Их оштукатуривают и окрашивают в светлые тона. Не многие знают, но именно в этом стиле впервые сделали многоуровневые потолки, которые очень популярны и сейчас. В наше современное время актуальны натяжные потолки, можно выбрать матовое покрытие или присмотреться к глянцу.


Стены

Для оформления стен используют обои, окрашивание или интерьерную декоративную штукатурку. Очень популярны обои с фигурами или мелкими рисунками, которые хаотично разбросаны по всему полотну. За счет мелких узоров, создается впечатление более широкой комнаты. Оттенок обоев подбирается в нейтральном исполнении, допустим, отлично смотрится белая гамма, серая, бежевая, какие-то пастельные тона (нежно-розовые, светло-зеленые или бледно-голубые).



Освещение

Свет играет очень большую и безусловно важную роль. Его должно быть не просто много, а очень много: большие окна, через которые попадает много света и множественные светильники.

Раздельное освещение – изюминка этого стиля. Каждая из зон в помещении имеет индивидуальное освещение, которое можно использовать отдельно, то есть у каждой зоны свой выключатель. В центре должна быть подвесная люстра, которая считается основной изюминкой помещения, традиционно она выполнена в виде шара. Остальное освещение принято делать встроенным – точечные светильники или споты в нужных местах. Нельзя забывать про освещение углов, ведь чаще всего именно они кажутся темными и неприветливыми, их помогут высветить светильники на потолке или настенные бра.



Декоративная часть

На окна вешают полупрозрачные шторы и невесомые гардины. Также подойдут римские шторы и жалюзи. В принципе шторы могут выступить акцентной деталью, поэтому их цвет может быть сочным и ярким, но так чтобы в итоге они смотрелись гармонично на фоне стен, пола и мебели. Целостную композицию помогут воссоздать статуэтки и декоративные подушки, выполненные в единой цветовой гамме. Из прочих милых вещиц стоит выделить функциональные газетчицы, шкатулки для мелочей, цветочные вазы. По сути, каждый предмет в этом помещении должен быть полезным, а не просто симпатичной безделушкой для поддержания уюта.



Выбор мебели

Интерьер баухауз не сможет существовать без подходящей мебели. Качественная и доступная по цене мебель является важным показателем данного стиля. Ее выбирают по простоте в использовании и функциональности.

Этот стиль открыл миру мебель с применением металла. Так возникли столы с металлическими ножками и стулья со спинками из гнутой металлической трубы. Модульная и трансформируемая мебель, также появилась в это время.

В отделке мебели не было декоративных элементов. Поэтому и в наши дни все должно быть просто и главное — комфортно. Важную роль играет лаконичность и четкость геометрических форм. Допустим, может использоваться диван строгой формы с ровными деревянными подлокотниками, которые не позволят мебели портиться от постоянного соприкосновения человеческих рук. К тому же на деревянные подлокотники можно положить пульт от телевизора или поставить стакан с водой.



Дополнительная подборка фото

Интересный документальны фильм о стиле Баухауз (видео)

Главная идея этого стиля — «красиво то, что просто». Именно это делает Баухауз актуальным и в наше время. Здесь нет эксклюзива, используются общедоступные материалы и мебель широкого производства. Но при всем этом, если все правильно и умело сочетать, то получиться индивидуальный и уникальный дизайн интерьера Баухауз, который вызовет восторг не только у вас, но и у ваших гостей. Этот стиль словно специально создан для практичных людей, у которых все должно быть просторно и свободно.

Стиль баухауз появился в Германии. Преимуществом данного дизайна считаютсянебольшие траты на мебель и отделочные материалы. При этом и без лишних изысков.

Данное направление появилось в начале прошлого столетия и повлияло на массовое производство серийных предметов мебели .

История стиля

Удивительна история стиля баухауз. Он появился в Германии в 1919 году, но в нем присутствуют черты русского конструктивизма, геометризма и кубизма.

В переводе с немецкого слово баухауз означает – строительство дома. Изначально этим словом называлась Высшая школа строительства и конструирования, на базе которой возникло целое направление.

Архитектор Вальтер Гропиус, став руководителем, школы строительства, предложил использовать комбинации индустриальных производственных возможностей и простых и эстетичных форм.

Центральной идеей этого направления было создание интерьера, в котором отсутствуют декоративные детали, не имеющие функционального значения.

Элементы в помещении имеют правильные и прямоугольные формы. Главной целью стиля было создание практичного и функционального жилища и отказ от вычурных и роскошных элементов.

В самом начале развития этого направления воплощались в жизнь следующие идеи:

  1. Минимальное количество декоративных элементов.
  2. Использование машинных технологий.
  3. Сочетание решений дизайна и промышленности.
  4. Практичность и универсальность.

Многие черты позаимствовались в стиле модерн. Данное направление нашло применение в частном дизайне и в крупных архитектурных проектах.

В сфере строительства внедрялись некоторые инновации: легкость и лаконичность строительных форм и гибкость архитектурных конструкций.

Создатели направления стремились к массовому производству удобных и красивых предметов мебели. При этом в изделиях применялись современные материалы и разработки.

Баухауз архитектурный стиль характеризовался использованием принципа стандартизации жилых построек. Архитекторы школы занимались разработкой проектов индустриальных поселков.

Возводились многоквартирные дома в 3-4 этажа для служащих и рабочих с низким уровнем доходов. При этом квартиры были двух или трехкомнатные с кухней и ванной. Они рассчитывались на семью из 5-6 человек.

Особенности стиля

Баухауз дожил до настоящего времени. Центральная идея стиля – это простота и функциональность. При этом мебель и детали декора должны не только обладать привлекательным внешним видом, но и комфортом при эксплуатации и доступной стоимостью.

В производстве предметов интерьера приветствуется принцип рационального расхода материала.

Существуют следующие особенности архитектурного стиля баухауз:

  1. Применение повторяющихся симметричных элементов и ассиметричных форм.
  2. Использование функциональных деталей при минимальном количестве орнамента.
  3. Полноценное использование площадей помещения.

Украшением комнаты считается не декор и аксессуары, а высококачественная бытовая техника и грамотно спланированное освещение.

Интерьер в этом стиле предполагает . Именно в данном направлении первоначально стало применяться разное освещение для отдельных зон.

Отдельные черты можно увидеть в стиле хай-тек, минимализм или модерн.

Интерьер предполагает использование кованных и металлических элементов и предметов из стекла.

Мебель, материалы и цвет в интерьере

С момента создания и до настоящего времени баухауз постоянно развивался и совершенствовался. Главная задача стиля – это создание простого дизайна, соответствующего духу времени.

Отличительные особенности мебели

Мебель в этом стиле должна быть качественной, но доступной по стоимости. При этом ценится не цвет обивки, а простота применения.

Впервые в стиле баухауз мебель стала производиться из металла. В этой школе возникла идея применять для каркаса мебели гнутую трубку из металла. Появились первые предметы модульной и трансформируемой мебели.

Мебель этого стиля имеет следующие особенности:

  1. Отсутствие декоративных элементов.
  2. Четкие и лаконичные геометрические формы.
  3. Простота и комфорт применения.
  4. Кресла выполняются без ручек.
  5. Использование встроенных и вместительных шкафов.
  6. Стулья состоят из гнутых стальных трубок и сидений из брезентовых или кожаных подушек.

Пользуются популярностью трансформируемые виды мебели – столы и стулья, которые убираются друг в друга, разборные тумбы и табуретки.

Особое внимание уделяется совершенствованию рабочей зоны на кухне.

Цветовая палитра

Цветовая гамма данного этого стиля составляет нейтральные оттенки: серый, бежевый, белый и черный. Для создания акцентов используются яркие пятна синего, зеленого, красного или желтого цвета. Применение светлых оттенков позволяет . Из орнаментов используются геометрические принты и живопись в стиле абстракционизма.

Цветовая палитра в баухаузе - это сочетание теплых и холодных оттенков. Светлая штукатурка и камень разбавляются теплотой древесины, а холодность стела и металла – изделиями из текстиля и кожи.

Материалы и отделочные работы

Из материалов в интерьере применяется металл, пластик, стекло, кожа и древесина. Отделочные работы характеризуются простотой. Стены оформляются штукатуркой или обоями с геометрическими конфигурациями. Пользуются популярностью мелкие и разбросанные по полотну рисунки. Такие обои легко клеить, так как не требуется подгонять полосы. Мелкий рисунок зрительно создает более просторное помещение.

Интерьер помещения узнается по следующим признакам:

  1. Наличие геометрических форм: квадратов, прямоугольников и окружностей.
  2. Пространство подчеркивают диагональные линии и асимметричные формы.
  3. В качестве напольного покрытия применяется линолеум с нейтральными орнаментами. Подойдет материал с имитацией под дерево или металл.
  4. Преобладают гладкие и монохромные поверхности.
  5. В качестве декора применяется стильная бытовая техника и яркие источники света, которые выделяют отдельные зоны помещения.

К особенностям интерьера относятся высокие потолки, дизайн в одной плоскости горизонтального направления и обилие света. Из вертикальных элементов используются вытянутые и узкие оконные проемы.

Стиль Баухауз соединил сферу искусства и технологий. Идеи баухауза оказали влияние на дизайн и архитектуру современных домов и отдельных помещений. Важной чертой стиля является функциональность. Создание интерьера в стиле баухауз предполагает работу технологов, ремесленников и художников для одного результата.

Современная дизайнерская мода в интерьере и архитектуре находится на этапе пересмотра классических, формировавшихся веками стилей. Пересматривается взгляд на функциональность жилья, его эргономичность и эстетическое выражение. При этом существует довольно узкий пласт направлений, появившихся сравнительно недавно. К таким относится стиль баухауз, который зародился в начале прошлого столетия и по-прежнему сохраняет базовые принципы организации жилого пространства в условиях индустриальной эпохи.

Общие сведения о стиле

Формирование истоков стиля происходило в Германии в 20-х годах. Идеологом направления считается Вальтер Гропиус, который в 1919 году занимал кресло руководителя школы конструирования и строительства. На ее базе и был организован круг дизайнеров и архитекторов, которые выработали концепцию стиля.

Надо отметить, что оттенок индустриализма - не единственное, что к тому моменту было отражено в новой концепции. Основоположники направления стремились воплотить в нем потребности нового человека того времени. Как ни странно, многое из заложенного в первоначальных принципах актуально и на сегодняшний день. В то же время баухауз - архитектурный стиль, который выходит далеко за рамки интерьерного дизайна. И это касается не только стилистических черт, но и конструкционного исполнения, форм и материалов.

Принципы стиля

В основе стиля лежит принцип сращивания ремесла и прикладного искусства. Это значит, что художник становится творцом и мастером на одном уровне с ремесленниками, предлагая свои произведения для рядовых потребителей. Иными словами, стиль предлагает создание не сугубо практичных форм и предметов, а подлинных произведений искусства, которые занимают место в архитектурном ансамбле или же интерьере частного дома.

Для объединения искусства и ремесленничества был сформулирован принцип координации усилий специалистов разного профиля, которые бы могли вместе решать художественные, технические и экономические задачи, неизбежно возникающие на разных этапах строительства. На текущий момент баухауз - стиль в дизайне, который можно характеризовать как функциональный, простой и в то же время современный. Концепция направления в отличие от многих стилей не отбрасывает идеи обустройства жилья с привнесением технологичности. И если для направления хай-тек подобные решения во многом выглядят как элементы эстетического выражения, то баухауз использует их в практических целях.

Материалы для отражения стиля

Ограничений по выбору материальной базы стиль накладывает немного, но есть явный уклон в сторону тяжелых, долговечных и надежных конструкций. В частности, главным материалом можно назвать металл. Сегодня он практически не используется в интерьерах, но внешняя отделка вполне может быть выполнена с применением металлического сайдинга, профильных конструкций и балок.

В помещениях доминируют пластиковые и стеклянные поверхности. Но и в этом случае надо отметить, что оба материала должны пройти специальную обработку - пропитку или закалку для придания прочности и надежности. Есть место и для кожаных изделий, которые украшают собой дома в стиле баухауз, привнося также оттенки естественности. Что касается непосредственной отделки поверхностей, то штукатурка является главным средством оформления стен для этого стиля. По крайней мере, она выступает основой, на которой может быть применена и покраска, и оклейка обоями.

Цветовые решения

Пожалуй, это один из самых демократичных стилей в плане выбора цветов. Через оттенки поверхностей и декоративных элементов баухауз практически не выражается. В таких домах можно встретить и холодные, и теплые цвета. С другой стороны, можно выбрать тактику следования духу индустриального стиля. И тогда вновь на первый план выйдет тяжелая или как минимум нейтральная фактура, подчеркиваемая бежевыми, серыми и даже черными цветами.

Но при этом нельзя сказать, что консерватизм и аскетизм - главное, что должен отражать стиль в интерьере баухауз. Фото, представленное ниже, свидетельствует о том, что этому направлению также могут быть свойственны оттенки игры и контраста. Добавление синего, желтого и зеленого оттенков разбавят скучную палитру и едва ли сделают интерьер менее привлекательным и эстетически выразительным.

Требования к освещению

Если в выборе цветового оформления предоставляется определенная свобода, то для освещения существуют вполне конкретные правила. Прежде всего, организация размещения приборов должна быть разделенной. Для каждой функциональной зоны в помещении предусматривается своя группа источников. Причем упор делается на встроенные светильники, крупные люстры, торшеры и плафоны. И в этом контексте можно подчеркнуть сходство современной моды на светодиодное точечное освещение и стиля баухауз, который также тяготеет к функциональности и технологичности. Выбирать модели светильников следует по критериям мощности, массивности и яркости. Света должно быть много, но при этом надо помнить о комфортности для глаз. К примеру, LED-источники желательно использовать только в оснащении потолка. А для классических конструкций в тех же торшерах и люстрах применять обычные лампы накаливания.

Подходящие предметы мебели

В подходе к организации мебельной обстановки доминирует практичность. Иногда даже в ущерб эргономике. Так, дизайнеры рекомендуют отказываться от кресел с подлокотниками и дополнительными приспособлениями, повышающими комфорт. Оптимальным выбором будут компактные, трансформируемые предметы, которые не будут занимать много места и позволят рационально использовать свои функции. В плане материалов можно вспомнить, что баухауз - стиль в интерьере, который ориентируется на металл, пластик и стекло. Действительно, мода на экостили в данном оформлении не прослеживается, в чем, впрочем, есть свои положительные моменты. Корпуса из пластика и металла отличаются долговечностью и функциональностью, хотя и не всегда смотрятся эстетично, как мебель из натуральных материалов.

Элементы декора

К декоративным материалам и особенно украшениям как таковым стиль равнодушен. Полностью отказываться от подобного оформления не стоит, но желательно, чтобы оно носило определенную смысловую нагрузку. Это могут памятные картины, фотографии, фамильные подсвечники и т. д. В то же время стиль баухауз не накладывает ограничения на совмещение эстетической привлекательности и функциональности компонентов интерьера. Это значит, что вносить желаемые оттенки декора можно через текстиль, ковровые покрытия, ту же отделку стен и приборы освещения. Каждый элемент стоит выбирать исходя из общей стилистики помещения, на которую делается упор в рамках направления баухауз.

Отражение стиля в архитектуре

Данное направление в архитектуре изначально ориентировалось на строительство многоквартирных домов. Это были трех-четырехэтажные дома, формировавшие целые поселки для рабочих. Соответственно, речь могла идти только о квартирах малой площади, из чего и происходит определенное стремление к минимализму. Например, стиль баухауз в архитектуре предполагает устройство монохромных гладких поверхностей. Если же переносить этот жанр на современную почву строительства частных домов и коттеджей, то он может органично уложиться в концепцию оптимизации пространства. Это будет дом, в сооружении которого рационально использовались недорогие стройматериалы. Близка этому направлению также идея каркасного строительства на базе домкомплектов. В данном случае и сам процесс возведения здания будет оптимизирован.

Заключение

С точки зрения современного жителя мегаполиса, данный стиль предлагает немало интересных и оригинальных решений. За счет минимальных ресурсов он позволяет организовать самобытный неповторимый интерьер. Но также следует учитывать ограничения, которыми отличаются дома в стиле баухауз - как во внешнем оформлении, так и во внутреннем устройстве. В частности, придется отказаться от повышенной комфортабельности и декоративности. Эти качества обеспечиваются уже по остаточному принципу, а первое место отводится функциональности и простоте. При этом нет ограничений в части использования современных коммуникаций, технологичного оборудования и аппаратуры. Как и в период своего зарождения, так и в наши дни этот стиль идет навстречу техническому прогрессу и приветствует новые средства, расширяющие возможности эксплуатации жилого пространства.

Bauhaus , как направление архитектуры, с отличительными особенностями форм и функций сформирован в Германии в начале прошлого века — в 1920-х годах, а затем продолжил своё развитие в США, после 1930-го года.

Особенности архитектуры Bauhaus.




Есть ряд характеристик Bauhaus / международного стиля архитектуры:
1) Минимум орнамента, максимум функциональности;
2) Использование асимметрии и повторяющейся симметрии;
3) Максимальное использование пространства помещений;

Bauhaus здания, как правило, кубической формы с прямыми углами (хотя некоторые встречаются с закругленными углами и балконами); имеют гладкие фасады и открытую планировку.


Со временем архитектурный стиль Bauhaus получал признание архитекторов и инженеров и распространился по всему миру. Американская форма архитектурного стиля Bauhaus трансформировала имя стиля в международный.

Международный стиль


Некоторые критики утверждают, что к архитектуре Bauhaus могут относиться здания построенные только в Германии, а все остальное следует относить к международному стилю — в то время как другие используют оба термина как синонимы одного явления. Редакция журнала поддерживает идею взаимозаменяемых понятий.

Термин международный стиль был принят после публикации книги историка Генри-Рассел Хичкока и архитектора Филиппа Джонсона, которая совпала с выставкой 1932г в Музее современного искусства в Нью-Йорке (MoMA). Книга называется «Международный стиль».


Bauhaus архитектура посвящена социальному аспекту дизайна с созданием новых форм доступного для людей жилья.

Формирование и развитие стиля Bauhaus архитектуры произошло еще и благодаря прогрессу в строительных материалах и инженерии. Развитие строительных технологий, использование железобетона позволило придавать бетонным стенам любую форму.школе дизайна Баухаус , которая функционировала с 1919 по 1933 (первая в Веймаре, затем в Дессау), на прямую зависел от развития технологии в целом. Целью школы стало соединение всех искусства в рамках концепции дизайна. Чтобы создать эти новые связи и использовать технологии, недоступные ранее, совмещая их с новыми формами и образами, от каждого из своих 700 студентов школа требовала забыть все, что они знали на сегодняшний день.

Лучшие представители искусств того времени были приглашены Гропиусом для преподавания в школе —
художники : Пауль Клее, Василий Кандинский, Лионель Фейнин, Оскар Шлемер;
влиятельные архитекторы : Мис ван дер Роэ, Ханнес Майер, и сам — все внесли вклад в становление и формирование образа Bauhaus / международного стиля в архитектуре, промышленном дизайне и графическом дизайне.