Высокодекоративная художественная отделка сграффито для интерьера и фасада.

Об искусстве нанесения изображений в технике сграффито известно с древнейших времен. В Древнем Египте технику резьбы по глине использовали для украшения керамических изделий, а позднее сграффито появилось в Италии как прекрасный способ украшения стен. Сейчас это искусство применяют в качестве своеобразной отделки стен разных зданий, как с внутренней, так и с внешней стороны.

Для выполнения сграффито, как правило, используется песчано-известковая штукатурка, обязательно хорошего качества. Также необходимы различные пигменты для ее окрашивания, а для выполнения дополнительных декоративных элементов — акриловые краски.

Двухцветное сграффито является самым простым по технике выполнения. Чтобы сделать его, достаточно нанести слой штукатурки необходимого цвета на уже окрашенную стену и соскребать ее, вырисовывая задуманный рисунок. Само собой, цвет штукатурки и стены, на которую ее наносят, должны отличаться.

Существует два способа выполнить многоцветное сграффито.

Первый – это выборка раствора. Для начала необходимо подготовить трафарет. С помощью швейной иглы на картоне делается ряд отверстий, повторяющих контуры рисунка. Главное, чтобы игла была достаточно толстой. Перенести же рисунок можно марлевым тампоном, внутрь которого необходимо положить мел или пигмент.

Следующий этап – подготовка поверхности. Она выполняется посредством нанесения на стену определенного количества слоев штукатурки. Оптимальным для прочности сграффито считается нанесение пяти разных слоев.

Первый слой, толщиной 7-8 мм, должен быть самым толстым. Толщина остальных слоев при этом колеблется от 2 до 5 мм. После последовательного нанесения на заранее подготовленный отрезок стены (площадью примерно 1 м²) всех слоев штукатурки, надо наложить трафарет и постучать по нему марлевым тампоном так, чтобы захватить весь контур рисунка.

Выполняется сграффито путем вырезания фрагментов рисунка на глубину слоя необходимого цвета, начиная с самого нижнего. За ним идет следующий слой и т.д.

Второй способ выполнения многоцветного сграффито в виде художественной росписи стен в этой технике – набивка рисунка. Орнамент при этом не вырезают, а набивают на стене. Для набивного сграффито также необходимо изготовление трафаретов. Только на этот раз для элементов различных цветов трафареты должны быть разные. То есть для каждого цветового слоя – свой отдельный трафарет. Причем элементы на таких трафаретах вырезаются полностью. При необходимости оставляют несколько перемычек, чтобы отдельные части трафарета держались между собой.

Чтобы приступить к выполнению набивного сграффито, необходимо выровнять и затереть самый верхний слой штукатурки и подождать, когда он начнет схватываться, то есть 20-30 минут.

Техника выполнения набивного сграффито довольно проста: трафарет с определенными элементами прикладывают к поверхности стены и с помощью кисточки, смоченной в растворе нужного цвета, торцующими ударами набивают рисунок. При этом важно строго придерживаться вырезанных элементов и не выходить за пределы трафарета.

После того, как первый слой подсохнет, можно приступать к набивке следующего и т.д. Если штукатурка в некоторых местах начинает расплываться за края рисунка, надо немедленно удалять ее излишки со стены ножом, не дожидаясь, пока она схватится. Бывает, что в ходе работы остаются незакрашенные элементы. Их набивку можно закончить с помощью тонкой кисти.

Сграффито выполняется достаточно быстро. Сложность же этой техники заключается в том, чтобы сделать все очень аккуратно, сразу же исправляя любые погрешности.

Очень нтересное видео о технике сграффито:


(Visited 868 times, 1 visits today)

Как уроки трудового обучения сделать запоминающимися и непохожими друг на друга?
Какие разнообразные технологии использовать учителю, чтобы, работая с пластилином, создавать новые образы? Об этом пойдет разговор в материале Татьяны ПРОСНЯКОВОЙ. В статье использован фрагмент урока учителя Елены МУХИНОЙ, г. Сочи.

4-й класс

Тема. «Сграффито».

Оборудование. Учебник Т. Просняковой «Творческая мастерская» для 4-го класса (Издательство «Учебная литература» Корпорации «Федоров»); пластилин; резак; картон.

Этой теме можно посвятить один-два урока. Первый урок - освоение нового приема, для которого понадобится специальный инструмент - резак. Второй урок - отработка приема, создание художественного образа.

На первом уроке важно обсудить все тонкости этой технологии.

1. Выбор сюжета. На левом рисунке приведена композиция «Весна». Можно поговорить о том, какие приметы весны мы видим в природе, предложить детям на выбор несколько весенних тем: верба, подснежники, мимоза.

2. Подготовка основы. Основой может служить цветной картон или металлизированный картон (внутренняя поверхность пакетов из-под молока или сока).

3. Выбор цвета всех трех слоев работы.

4. Технология намазывания. Детям уже знаком способ намазывания одного слоя. Можно каждый слой разравнивать через бумагу (хотя это не обязательно). Однако верхний слой должен получиться ровным и гладким. По опыту прошлых уроков дети должны знать, через какую бумагу лучше всего раскатывать пластилин, и принести ее. Бумага должна быть гладкой. Кроме того, каждый должен иметь цилиндрический предмет для раскатывания (клеящий карандаш, маленькую скалку и пр.).

5. Технология резьбы по пластилину. Резак лучше приготовить заранее из стаканчика из-под йогурта. Потренироваться выполнять резьбу можно на любом куске пластилина. Важно научиться делать узкие бороздки, для чего двумя пальцами заминаются складка на краю резака и круглые выемки - они выполняются гладкой стороной, без складки. Можно иметь два резака, а можно работать двумя сторонами одного и того же.

6. Нанесение эскиза. На подготовленной основе намечать эскиз можно зубочисткой или тонкой палочкой.

7. Выполнение работы. После некоторой тренировки работа не представляет трудности. В процессе ее выполнения у детей иногда возникает желание изменить эскиз, добавить детали, что совершенно естественно.

8. Варианты работ. Эти несложные очертания учитель может выполнить на доске. Также желательно приготовить рисунки и фотографии этих растений.

А. Верба. Основа - зеленый или коричневый картон. Пластилин: нижний слой - коричневый, средний - желтый или белый, верхний - голубой или розовый

Б. Подснежники. Основа - металлизированный картон. Пластилин: нижний слой зеленый, средний - белый, верхний - голубой

В. Мимоза. Основа - зеленый картон. Пластилин: нижний слой - зеленый, средний - желтый, верхний - белый, голубой, розовый

Фрагмент урока

Учитель. Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом рельефа. Он называется сграффито. Откройте, пожалуйста, учебники на странице 58 и прочитайте об этой технике.

Дети выполняют задание.

Что же такое сграффито?

Максим. Это слово итальянского происхождения. Это такая техника многослойного процарапывания, при которой открывается нижний слой, который другого цвета.

Учитель. Да, это один из способов монументальной живописи и отделки стен. При процарапывании соскабливаются несколько тонких разноцветных слоев штукатурки. Сграффито применяется и в керамике. Там этой техникой называется соскабливание верхнего глиняного слоя.

Артем. Сграффито похоже на контррельеф, потому что изображение получается не выпуклым, а наоборот. А еще это похоже на резьбу по дереву.

Учитель. Спасибо. Обычно для резьбы по дереву используют специальные инструменты. Нам такие сложные инструменты для работы не понадобятся. Мы будем пользоваться резачком, который вам предлагалось сделать из стаканчика из-под йогурта. Я просила вас заранее изготовить резачок дома. Вижу, что все вы справились с этим заданием. Как вы это сделали?

Юля. Мы отрезали от стаканчика верхнюю часть. Получился стаканчик, только чуть-чуть пониже. Этот стаканчик мы разрезали на две равные части. Получился резачок, похожий на совочек для песка, только без ручки.

Учитель. Хорошо, а из какого еще материала можно сделать такой инструмент?

Леша. Его можно сделать, если отрезать нижнюю часть маленькой пластиковой бутылки, а потом разрезать эту часть пополам, как у стаканчика из-под йогурта. Но у этого резачка стенки будут толще, не такие острые. Им будет труднее работать.

Андрей. Можно также разрезать одноразовый пластиковый стаканчик. Так тоже получится хорошо, но такой резачок будет мягче, чем из стаканчика из-под йогурта, он может погнуться, если слои пластилина будут толстыми.

Учитель. Хорошо. Давайте потренируемся работать резачками, делать бороздки и выемки. Что нужно подготовить для тренировочной работы?

Вера. Надо на основу намазать два разноцветных слоя пластилина и прокатать их через бумагу. А потом на этой заготовке учиться процарапывать.

Учитель. Пожалуйста, можно приступать к тренировке.

Дети начинают работать.

Учитель. Скажите, пожалуйста, получатся ли такие бороздки при помощи стека или зубочистки?

Коля. Не получатся.

Учитель. Почему ты так думаешь?

Коля. А я попробовал так сделать. Когда мы резачком работаем, то весь пластилин, который мы вынимаем, оказывается в резачке, поэтому края выемок и бороздок получаются ровными. А зубочистка весь пластилин выносит наверх. По краям бороздок получаются целые горные хребты из пластилина.

Учитель. Спасибо. Давайте посмотрим, как сделан пейзаж, изображенный в учебнике.

Рита. На дно коробочки от конфет намазали сначала коричневый пластилин, потом зеленый, а сверху еще и желтый. Потом, наверное, наметили слегка стекой рисунок, а потом по намеченным линиям вырезали резачком бороздки. Получилось очень красиво и необычно.

Лиза. Ты еще не сказала, что самый верхний слой пластилина прокатали через бумагу, чтобы он гладенький был.

Леша. А зачем надо три слоя пластилина? Можно было бы и двумя обойтись. Так намного быстрее получится.

Женя. Получится быстрее, но хуже. Вот посмотри: ты когда с тремя слоями работаешь, у тебя получается на желтом фоне не просто зеленый рисунок, а на донышке каждой выемки еще и немножко коричневого просвечивает. Как бы на желтом фоне двухцветные пятнышки. Так намного оригинальнее получается.

Учитель. Хорошо, а как вы думаете, почему для этой работы выбран именно желтый фон?

Кристиан. А потому, что настроение создается радостное. Кажется, что вся картинка освещена ярким солнышком.

На втором уроке дети уже используют приобретенные навыки резьбы по пластилину. Акцент должен быть сделан на выразительности работы. Необходимо тщательно продумать форму основы, цветовые сочетания, рамку для картины. Чтобы сделать урок увлекательным, познавательным, поэтичным, чтобы создать атмосферу творчества и вдохновения, учителю предлагается использовать различный дополнительный материал к уроку. Рассказ учителя (и детей) может вестись по ходу выполнения работы.

Дети могут придумать и свои композиции с цветами. Астры или хризантемы можно располагать вертикально, горизонтально, в круге, в овале, в прямоугольнике. Можно составить из них букет или поместить в вазу.

Татьяна ПРОСНЯКОВА,
Елена МУХИНА
г. Сочи

Существует ряд декоративных штукатурок, сутью которых является создание объемных текстур, узоров и даже сложных рисунков на минеральной поверхности. Такие объемные рисунки (в зависимости от глубины и вида рельефа) называются барельефами, горельефами, контррельефами и койланаглифами.

Об этих видах рельефов и способах их выполнения можно прочитать в статье « », а сейчас рассмотрим наиболее древнюю, монументальную технику сграффито – не по праву забытый способ выполнения цветных декоративных штукатурных рисунков.

Наиболее примитивным способом нанесения узоров на минеральный штукатурный слой этой техникой пользовались даже первобытные люди: археологи нашли выцарапанные узоры на пластах глины, нанесенные на стены пещер. Однако, происхождение определения «сграффито», как вида монументальной художественной резьбы по штукатурке, имеет итальянские корни и переводится как «выцарапывание».

Суть техники заключается в нанесении нескольких слоев цветных штукатурных составов, и выполнении по ним (на сырую, пока слоя не схватились) рельефа путем выцарапывания контуров рисунка, на заданную глубину, до необходимого цветного слоя. В результате, получается не только рельефный, но и цветной, с винтажным эффектом, узор.

Сегодня выполненная по всем правилам традиционной техники, штукатурка сграффито практически не встречается, более того, почти все современные мастера профильной специализации – маляра и штукатуры вовсе ничего не знают об этой декоративной отделке.

Материалы для выполнения штукатурки сграффито

Стоит отметить еще одно преимущество, которым обладает цветная штукатурка сграффито: с годами, портясь, она стает более декоративной, ведь создается эффект старинного, античного декора. Именно поэтому не стоит беспокоиться о защите слоем высокопрочного лака, воска, и др.

Но это естественное состаривание минеральной поверхности наиболее уместно в случае, если изображаемый рисунок с цветовой гаммой по древним мотивам (египетские и грецкие узоры и изображения Богов, например).

Материалы для подготовки поверхностей под выполнение в технике сграффито подбираются с вяжущим составом, на котором будут готовиться и следующие, декоративные слои. Речь идет о поверхностей. Для наружной и отделки в помещениях с высокой влажностью используются водостойкие составы, для сухих помещений внутри – неводостойкие.

Однако в любом случае, так как сграффито – очень дорогой вид отделки, подготовка должна выполняться традиционными растворами высокой марки, или современными высокопрочными составами из сухих смесей. На таблице предложены традиционные составы материалов средних и высоких марок.

Известь лучше всего применять гидравлическую по причине того, что она считается наиболее прочной. Существуют еще глиноизвестковые составы, но они имеют низкую марку, и нежелательно их применять для подготовки под декоративные отделки.

Известково-гипсовый традиционный состав применять для сграффито не вариант – то, что быстро схватится подготовительный слой – то нестрашно, а вот цветные слои на таком вяжущем невозможно будет успеть прорезать на мокрую.

Нецелесообразно применять и современные составы на гипсовой основе по причине того, что их переходная фаза «гелеобразная» (между жидким и затвердевшим раствором), во время которой производится резьба сграффито, очень мала по времени.

Материалы для декоративных слоев , именуемых также финишными, представляют собой те же традиционные штукатурные составы, только с тщательно просеянным, промытым, мелкофракционным (мелкозернистым) песчаным наполнителем, желательно – кварцевым песком.

Во время приготовления, такие чистовые составы подкрашивают введением пигментов (красителей), по традиционным технологиям – натурального происхождения. На основе натуральных красителей, цветная декоративная штукатурка сграффито является очень дорогостоящей, поэтому сейчас немного отступают от традиционной технологии и пользуются синтетическими пигментами.

Для таких целей нужно брать естественно, щелочестойкие пигменты, и учитывать, что расход их при нанесении полноценной толщины штукатурного слоя, будет в десятки раз больше, чем при колеровании лакокрасочных составов. На таблице предложены соотношения пигментов к вяжущим и наполнителям для приготовления 10 кг декоративного цветного состава.

Пропорции цементно-известкового декоративного цветного раствора сграффито для фасада
Цвет Вяжущие компоненты Наполнители Пигменты натуральные
Тип портландцемента Тип извести Песчаный, фракции, мм Тонкого помола
Белый обыкновенный портландцемент известь пушонка Песок мраморный 0,25-0,5 мука мраморная
700 г 1 кг 7 кг 1,3 кг
Светло-серый обыкновенный портландцемент известковое тесто песок кварцевый Перекись марганца
500 г 2 кг 7,4 кг 100 г
Желтый насыщенный белый портландцемент известковое тесто Песок люберецкий кварцевый Охра золотистая
600 г 2 кг 6,8 кг 600 г
Золотисто-желтый белый портландцемент известковое тесто Песок люберецкий кварцевый Охра золотистая
600 г 2 кг 7 кг 400 г
Желтый обыкновенный портландцемент известь пушонка Песок мраморный 0,5-2 Мука мраморная
2 кг 1,5 кг 5 кг 1,5 кг
Светло-зеленый (вариант 1) обыкновенный портландцемент известковое тесто песок кварцевый Ультрамарин Окись хрома
400 г 2 кг 7,4 кг 500 г 1,5 кг
Светло-зеленый (вариант 2) белый портландцемент известковое тесто песок кварцевый Окись хрома
200 г 2,2 кг 7,4 кг 200 г
Зеленый обыкновенный портландцемент известь пушонка Крошка зеленого офикальцита фракции 0,2-2 Окись хрома
1,5 кг 1,5 кг 6 кг 1 кг
Синий белый портландцемент Известковое тесто Песок белый речной или кварцевый Ультрамарин
200 г 1,8 кг 6 кг 1 кг
Кремовый обыкновенный портландцемент известь пушонка Песок белого мрамора 0,5-2 Песок белого известняка 0,5-2 Охра золотистая
800 г 1,2 кг 1,8 кг 6 кг 200 г
Розовый обыкновенный портландцемент известковое тесто Песок мраморный 0,25-0,5 Мумия
400 г 2 кг 7,3 кг 300 г
Терракотовый обыкновенный портландцемент известь пушонка молотый кирпич (цемянка) Песок люберецкий кварцевый железный
1 кг 1,5 кг 1,5 кг 5,8 кг 200 г

Что касается цементно-известковой краски, которая может применяться в качестве последнего слоя, то она имеет немного другой состав, чем штукатурка сграффито и представляет собой водный раствор тонкого помола компонентов. Приготовление (в массовой части на 10 кг сухой смеси): портландцемент марки 400 – 2 кг; известь-пушонка – 1,32 кг; пигмент – не более 1,32 кг в сухом виде перемешивают, затем добавляют мелкий кварцевый песок – 2 кг, а затем доломитовую муку – 3,34 кг, и снова перемешивают. Затворяют водой за полчаса до начала окраски.

Люберецкий песок – это состав из двух фракций: 0,5-1 мм – 11,2% и 0,05-0,25 мм – 88,4%. Также его преимущество – минимальное количество нежелательных примесей, которые могут повлиять на цветовые и технические характеристики составов для сграффитовой штукатурки. Название он получил от месторождения, где его добывают. Бывают и другие кварцевые пески с похожим, подходящим процентным содержанием двух фракций. Что касается простого кварцевого песка, то его фракция как и любого другого, для штукатурных работ, равна около 1 мм.

Эта таблица пропорций цементно-известкового раствора сграффито подходит для расчетов фасадной штукатурки, так как имеет необходимую для нее водостойкую цементную составляющую. Для «внутрянки» же, в сухих помещениях подойдет наиболее классический материал – известковая цветная штукатурка (без, или с минимальным количеством второго вяжущего), таблицу пропорций которой можно наблюдать далее.

Пропорции известкового декоративного цветного раствора сграффито для интерьера
Цвет раствора Вяжущее Наполнитель Пигмент
Белый известковое тесто белый песок
1 (2 л, 2,8 кг) 3 (6 л, 8,7 кг)
Желтый известковое тесто белый песок охра
1 (2 л, 2,8 кг) 3,5 (7 л, 10,15 кг) 0,2 (0,4 л, 1,2 кг)
Зеленый (от светлого тона) известковое тесто белый песок окись хрома
1 (2 л, 2,8 кг) 3 (6 л, 8,7 кг) 0,1 (0,2 л, 1 кг)
Красный известковое тесто белый песок мумия
1 (2 л, 2,8 кг) 3(6 л, 8,7 кг) 0,4 (0,8 л, 2 кг)
Синий известковое тесто белый песок ультрамарин
1 (2 л, 2,8 кг) 3(6 л, 8,7 кг) 0,3 (0,6 л, 1,5 кг)
Коричневый известковое тесто портландцемент белый песок охра золотистая умбра
1 (2 л, 2,8 кг) 3 (3 л, 3,6 кг) 3,5 (7 л, 10,15 кг) 0,3 (0,6 л, 1,8 кг) 0,1 (0,2 л, 0,8 кг)
Розовый известковое тесто белый песок Цемянка (кирпич молотый)
1(2 л, 2,8 кг) 2,5 (5 л, 7 кг) 0,3 (0,6 л, 1,26 кг)

Представлены приблизительные расчеты, которые могут неточно совпадать с имеющимися материалами, так как плотность материалов взята средняя по ГОСТ. К примеру, сухой и влажный песок имеет разбежность в 50 г/1 л.

Для покрытия последнего, лицевого слоя, могут использовать очень жидкую, колерованную известь, так называемую «кистевую штукатурку». Самый элементарный ее состав – известковое тесто с введенным пигментом необходимой концентрации для получения той или иной насыщенности оттенка. Состав разводят до жидкости краски, расход которой, как правило, составляет 250-350 г/м2, в некоторых случаях – до 500 г/м2.

Пропорции расхода пигмента на 1 л известкового теста

Цвет известковой краски

Наименование пигмента

Расход пигмента, г

Розовый

марс красный

Оранжевый

крон оранжевый

Апельсиновый

крон желтый

киноварь

ультрамарин

охра золотистая

киноварь

Фисташковый

охра золотистая

В вышеописанной таблице расхода пигмента идет расчет на 1 л известкового теста средней плотности (1,4 кг/л). Это значение может колебаться от 1,3 до 1,5 кг/л. Плотность пигментов также взята по средним значениям.

Стоит также заметить, что окрасочные составы, составы цветной кистевой тонкослойной штукатурки сграффито могут колероваться дорогостоящими минеральными пигментами для монументальной, церковной живописи. Это связано с гораздо меньшим расходом таких составов на единицу площади.

Для повышения прочности, в качестве модифицирующей добавки может применяться поваренная соль – 40 г на 1 л (1,4 кг) известкового теста. В такой же дозировке, заменой может послужить олифа, однако, добавлять ее необходимо в процессе гашения извести.

Инструменты для выполнения штукатурки сграффито

Выполнение данной разновидности отделки требует наличия многих инструментов на разных технологических этапах. Если Вы собираетесь выполнять работу с нуля (с голой кирпичной сены), то потребуются практически все разновидности инструментов: от простого молотка и до художественных инструментов – скульптурных ножей, резцов, стеков.

Даже при наличии черновой отделки, штукатурка сграффито выполняется с наличием инструментов для основных и декоративных работ, а в зависимости от выбранного способа формирования самого рисунка, нужны либо приспособления для резьбы, либо шаблоны и трафареты для оттисков. Способы выполнения описаны в конце, а сейчас пойдет речь об инструментах и их назначении.

Инструменты для нанесения и разравнивания цветных слоев сграффито, в зависимости от их толщины, разделяют на штукатурные и малярные. Например, для слоев более 4 мм, применяют кельмы для набрасывания и штукатурные полутерки для намазывания/разравнивания; 2-4 мм наносят широкими малярными шпателями для выполнения беспесчаной накрывки. Также тонкие слои толщиной 1- 3 мм выполняют широкими кистями.

Подбирают инструмент для заглаживания нанесенного слоя исходя из состава декоративного слоя. Если он изготовлен с песчаным наполнителем (фракция около 1 мм), то берут пвх, полистирольную, полиуретановую или деревянную терку. Самые удобные и эффективные в работе – современные: ПВХ (поливинилхлоридные) и полиуретановые. Если же сосав содержит наполнитель тонкого помола (в виде муки) или состоит из чистого пигментированного вяжущего, то его выглаживают предпочтительно металлическими гладилками или шпателями.

Инструменты для формирования рисунка классического сграффито условно разделяют на те, которыми прорезается слой на определенную глубину и те, которыми он выбирается. Для прорезей берутся ножи или так называемые резцы различного профиля лезвия, а выборки раствора между линиями разреза – стек.

Также может применяться и механизация – специальный станок с гибким валом на подобии бормашины. Резьба производится по средствам вращающегося на высоких скоростях сверла. Сверла также бывают различного профиля, их называют фрезами.

Если выполнять рисунок/узор предполагается не в классической технике сграффито, то вместо скульптурных инструментов готовятся оттиски – шаблоны и трафареты. С помощью вторых выполняют так называемое тонкослойное сграффито. При этом в зависимости от сложности и количества деталей, они бывают однокомпонентными и многокомпонентными. В статье « » есть информация про то, что такое прямые и сложные трафареты.

Шаблоны в данном случае отличаются только тем, что выполнены из досок или фанер определенных толщин, что создает не только контур, но и оббьем рисунка. И вместо «прямые-обратные», как в случае с трафаретами, следует пользоваться терминами форма и лекало. Форма – это контур (фигура, узор), вырезанный в плоскости фанеры или доски, посредствам которого формируется рисунок.

Лекало же – это сама фанера или доска в контуре узора/фигуры, посредствам которой наносимый следующий слой не попадает внутрь границ лекала. То есть, лекало плотно приставляется к цветному слою, вокруг наносится следующий слой – принцип такой же, как и у обратного трафарета.

Классические техники и способы имитации штукатурки сграффито

Вне зависимости от способа выполнения работы, нужно точно рассчитать свои силы, или количество исполнителей в звене (если большие объемы) для обеспечения быстрой обработки декоративных слоев. Это связано с суровыми правилами нанесения и обработки: техника сграффито предполагает выполнение слоя в заданных границах цельно, беспрерывно, и его обработку не позднее 12-и часов после нанесения.

Время зависит от температурно-влажностного режима, вида раствора, его марки, подвижности (густоты) и толщины наносимого слоя, поэтому его определяют экспериментально для каждого нового фронта работ. Что касается видов данной цветной штукатурки, то основных их существует два, которые в свою очередь делятся на:

  • классическая тонкослойная;
  • классическая;
  • имитация классической тонкослойной (трафаретами);
  • имитация классической (шаблонами).

Классическое тонкослойное сграффито выполняется в случае, если слоя всего два. Очень важно учитывать, чтобы верхний (тонкий) слой обладал высокой укрывистостью и нижележащий не просвечивался через него. На это свойство влияет качество и количество пигмента, а также, отчасти, контраст цветов (чем он больше, тем больше вероятность просветов). Если укрывистости достичь не удается, то эта разноцветная штукатурка выполняется полноценным слоем в несколько миллиметров, и классифицируется как оригинальная классическая.

Первый слой наносится на увлажненную выдержанную (схватившуюся) подготовленную, оштукатуренную, затертую и покрытую неглубокими насечками поверхность. Толщина его, по крайней мере, должна составлять от 5 до 10 мм, и выполняется он соответственно из смеси вяжущего с песчаным фракционным заполнителем.

«Нагнать» слой в данном случае необходимо, чтобы пресечь возможность возникновения просветов чернового слоя, солей, а также возможных выделений из него в виде пятен, что бывает при черновой штукатурке с содержанием шлако/портландцементного вяжущего.

Затем (спустя десятки минут, как правило), когда нанесенный слой перестанет быть слишком текучим, производят тщательную затирку: этим добиваются не только выглаживания, но и уплотнения поверхности (удаления раковин).

Второй слой соответственно наносят после приобретения гелеобразной фазы твердения первого, которая может наступить и через 20 минут и через 2 часа. Ее определяют исчезновением блеска поверхности и отсутствия отпечатка после несильного нажатия инструмента или пальца.

В данном случае толщина второго составляет 2 мм и менее, так называемая «кистевая» штукатурка сграффито, которая наносится широкой кистью, а затем выглаживается металлической гладилкой. Материалом может служить разжиженный до консистенции густой краски раствор, но лучшим выбором считается применение соответствующих составу раствора красок (известковых, цементно-известковых).

Перенесение контуров будущего рисунка производят после того, как кистевой покров перестанет быть текучим, то есть, перестанет пачкать. Для этого берут заранее заготовленный трафарет с контурами рисунка, которые проколоты шилом через каждые несколько миллиметров, фиксируют к поверхности и переносят легкими ударами пигментированного тампона по контурам трафарета.

Резьба по сырой тонкослойной декоративной штукатурке не имеет глубокого рельефа, в основном не более 4 мм, но есть, конечно, и исключения. Для тонкорельефной резьбы используют стеки, в глубокорельефной же они используются только для выборки раствора, а резьба осуществляется специальным скульптурным долотом, ножом, резцом. Процесс резьбы невозможно точно описать техническими приемами, так как это больше творческий этап, но по рабочим операциям, можно разделить на: первую – прорезание (выцарапывание) контуров; вторую – выбирание (соскребание) слоя; третью – корректирование (устранение дефектов).

Классическое сграффито выполняют для достижения глубокого рельефа и/или лучшей укрывистости лицевого слоя – при двух слоях; при наличии трех и более цветных слоев в композиции. Еще один случай – когда в первом слое предполагается разделение на участки с разными цветовыми покрытиями. Основной нюанс, который вмещает в себе эта технология сграффито – каждый следующий слой должен быть меньше предыдущего.

Также есть правило, что общая толщина всех декоративных слоев не должна превышать толщину черновой штукатурки, но им часто пренебрегают по разным причинам. Как в тонкослойном, так и в многослойном сграффито, верхнее покрытие может быть нанесено в виде кистевой штукатурки или минеральной окраски.

Первый, цветной слой наносится аналогично описанию выше, однако при выполнении нескольких цветовых участков в нем, предварительно нужно на черновой штукатурке совершить их разметку в соответствии с эскизом, трафаретом. Участки разных цветов наносят с небольшим припуском за контуры, по которым будет выполняться резьба вышенанесенного слоя.

При затирке важно учитывать, чтобы поверхности разных цветов не размазывались и не пачкали друг друга. Для этого можно взять несколько терок для каждого разного по цвету участка, или же просто тщательно промывать инструмент. Аккуратно работать на примыканиях цветных участков, прорабатывая их мелкими движениями терки. Однако по технологии допускается не затирать первый слой в трехслойной и более штукатурке.

Второй и последующие слоя, толщина, рассчитывается по их количеству. Если не планировать определенную глубину рельефа, в трехслойной, второй можно выполнить толщиной 2-4 мм, третий соответственно – нанести кистью в 1 мм. При планировании большего количества, роспись сграффито по толщине может выглядеть примерно так (первый/второй/третий/четвертый слой, мм): 8/5/2/1, вместе выходит 16 мм, что относительно равно возможной (по СНиП) толщине черновой штукатурки.

Резьба по сырой многослойной поверхности требует особого мастерства, а точнее – чувства глубины рельефа. Особенно, если прослоек четыре и они очень тонкие, то во время прорезания контуров, можно не рассчитать глубину. Сложными представляются и места, где резьба должна достичь глубины самого нижнего слоя – на боковых гранях могут быть хорошо видны все дефекты от работы резцов; сложно выбирать такое количество раствора.

Имитация классического тонкослойного сграффито заключается в том, чтобы убрать из технологии кропотливый процесс мелкорельефной резьбы, заменив его основным орудием для формирования узора – трафаретом. В классическом варианте контуры рисунка вырезаются, и выходит объем. Здесь же – создается впечатление объема за счет разницы цветов и различных деталей, имитирующих светотени. По сути, это уже не цветная штукатурка, а малярные работы минеральными известковыми, известково-цементными красками.

Первый слой наносится небольшой толщины (2-4 мм при возможности), на хорошо подготовленную черновую отделку. Из инструментов для намазывания можно использовать малярный шпатель, металлическую гладилку, полутерки. Можно нанести его в два приема широкими кистями-макловицами с последующим заглаживанием гладилкой или шпателем.

Можно также нанести жидкий состав способом оббрыска ковшом, веником, щеткой, с последующим разравниванием и затиркой. Если применяется тонкослойная беспесчаная смесь (до 3 мм толщиной), в которой песчаный наполнитель заменен на тонкого помола (муку), вместо затирки слой заглаживают.

Второй и последующие слои наносят после начального схватывания предыдущего. Выполняют этот процесс так: к поверхности плотно прижимают трафарет рисунка и ручниковой (круглой) кистью, насыщенной жидким раствором или краской, заполняют прорези трафарета.

Заполнение производят не закрашиванием (намазыванием) со стороны в сторону, а торцеванием – ударными движениями кисти, перпендикулярными поверхности. При этом кисть должна быть заранее слегка отжата, чтобы на поверхности не оказалось излишка раствора, который начнет стекать под трафарет, и испортит узор.

Для того чтобы фактура нанесенного узора не была сильно шероховатой, ее можно слегка выгладить чистой влажной флейцевой кистью. Готовый узор может подвергаться дополнительной обработке – подрезке его кромок ножом (это дает лучший эффект резкости). Ножом также устраняют потеки, срезая их с поверхности.

Имитация классического сграффито шаблоном дает возможность получить такой же рельефный узор/орнамент/рисунок, как и оригинальная резная техника сграффито, с таким же количеством слоев. При этом отпадает этап резьбы, и работа становится гораздо легче. Способом формы и лекала могут быть нанесены любой толщины/глубины выпуклые и углубленные детали рисунка.

Основные инструменты, которыми формируется узор – лекала и формы, выполняются из дерева или фанеры и окрашиваются масляным составом для защиты от влаги. Работать с ними настолько просто, что даже один неопытный человек может справиться с задачей (в зависимости от объема работ, конечно).

Первый слой наносят в соответствии со всеми рекомендациями: на толщину, чтобы гарантировать достаточную укрывистость от черновой штукатурки; чем меньше слой, тем лучше; с расчетом, чтобы общая толщина всех прослоек была не больше чем черновой. Его разравнивают и затирают; дожидаются момента начального схватывания до нанесения второго слоя.

Второй и последующие слоя производят, орудуя формами и/или лекалами, для формирования деталей. Если узор заглубленный, то к первому слою вплотную прижимают лекало, вокруг которого наносят фоновый слой, и вынимают только после затирки. Когда нужно создать выпуклый узор, пользуются формой, которую также плотно прижимают к цветному слою, и в нее втирают раствор.

Сложности возникают в основном при извлечении формы/лекала: штукатурка сграффито оторвется от поверхности, если раствор не достаточно загустел. Если фаски (боковые части) шаблона не спилены слегка под углом, или шероховатые, то они будут рвать раствор по контуру.

И еще: при нанесении раствора в данном случае, необходимо сначала тщательно втереть его в контуры шаблона, а затем наносить его в круговом направлении все дальше, размазывая и разравнивая по плоскости предыдущего слоя. Тщательное втирание возле фасок (контуров, торцов) необходимо для того, чтобы предупредить появление раковин, чтобы торцы рельефного узора получились ровными и гладкими.

Многоцветные штукатурки получают последовательным нанесением друг на друга тонких слоев цветных растворов с последующим выцарапыванием, вырезанием на них рисунка. Эту отделку часто называют резьбой по штукатурке потому, что во время работы приходится срезать, выцарапывать один или несколько слоев раствора. В результате можно получить декоративный рисунок, начиная от примитивного орнамента до сложной художественной композиции (рис. 158).


Многоцветная штукатурка «сграффито» проста по выполнению, не требует сложных инструментов.
Растворы для штукатурок «сграффито». Раствор приготовляют в виде жидкого теста. Цвет раствора и его состав может быть различный. Составы растворов для многоцветных штукатурок следующие (в объемных частях):

Растворы для многоцветных штукатурок

Белый


Песок белый.................. 3

Желтый



Охра..................................0,2

Красный

Известковое тесто............... 1
Песок белый................. 3
Мумия......................................0,4

Синий

Известковое тесто............... 1
Песок белый....................................3
Ультрамарин..................................0,3

Коричневый

Известковое тесто............... 1
Портландцемент........... ..... 3
Песок белый....................................3,5
Охра золотистая. . ..........................0,3
Умбра..........................................0,1

Розовый

Известковое тесто................ 1
Песок белый....................................2,5
Кирпич молотый................................0,3

В этих растворах количество пигмента определяется цветом и тоном раствора.
Подготовка поверхностей. Многоцветные штукатурки выполняют в небольших количествах и стоимость их довольно высока. Кроме того, эти штукатурки трудно поддаются ремонту. Чтобы получить долговечные штукатурки, не требующие ремонта, следует не только хорошо приготовить раствор и правильно нанести, но и очень хорошо подготовить поверхность. Подготовка включает тщательную очистку, насечку, выборку швов и промывку поверхностей.
После подготовки производят провешивание, устраивают марки и маяки, наносят обрызг и грунт. Грунт наносят из того же раствора, который приготовляется под декоративную отделку всего фасада. Поверхность грунта нацарапывают бороздками и соответственно выдерживают и просушивают.
Нанесение цветных слоев. Выдержанный грунт до нанесения накрывочных слоев смачивают водой. Как только вода впитается в грунт, приступают к нанесению накрывочных цветных слоев.
Раствор набрасывают или намазывают лопаткой с сокола. Намазывать раствор можно также непосредственно с сокола или полутерком.
Каждый нанесенный слой раствора тщательно разравнивают и одновременно хорошо уплотняют во избежание образования пустот-раковин в толще штукатурки. Этот брак неизбежно приводит к искажению рисунка. Толщина накрывочных слоев должна равняться общей толщине нанесенного накрывочного слоя цветной известково-песчаной, терразитовой или каменной штукатурки. В некоторых случаях, когда на это дается соответствующее указание, толщина слоев многоцветной штукатурки делается меньше. Первый слой многоцветной штукатурки, наносимый на грунт, должен быть не тоньше 5 мм , так как через более тонкий слой может просвечивать грунт. Второй слой может быть от 1 до 2 мм , последующие слои - третий, четвертый и т. д.- могут быть такой же толщины.
Иногда третий и другие слои раствора наносят не лопаткой или полутерком, а с кисти, окрашивая поверхность по сырому слою жидким раствором или известковой краской. Обычная толщина слоя такой окраски от 0,5 до 1 мм . Раствор обычно наносят в три-четыре слоя, а остальные слои подкрашивают известковым колером по сырому слою.
Для примера рассмотрим порядок нанесения многоцветной трехслойной штукатурки. Первый слой, например черный, наносят на грунт и гладко разравнивают полутерком; после схватывания его, через 15-30 мин в зависимости от погоды, наносят второй слой, красный, а когда он подсохнет - третий слой, желтый. Последний слой, нанесенный с лопатки, обязательно хорошо затирают, даже в том случае, если на него будут накладывать еще слои с кисти.
Верхний слой, нанесенный с кисти, лучше всего хорошо загладить лопаткой или кельмой. В большинстве случаев с лопатки наносят не более трех слоев; остальные слои наносят с помощью кисти.
Если по каким-либо причинам нанесенный накрывочный слой пересохнет, его следует хорошо смочить водой и только после впитывания им воды наносить последующие слои.
Инструменты и приспособления. Для нацарапывания штукатурки используют набор резцов различной формы (рис. 159). Одни резцы применяются для подрезания раствора, другие для его выбирания, третьи для зачистки и т. д.

Устройство трафарета и нанесение припороха. Трафарет и тампон для нанесения рисунка припорохом изготовляют следующим образом.
Для изготовления трафаретов применяют картон или плотную бумагу. На картон наносят рисунок, переводя его через копировальную бумагу, обычным рисованием по клеточкам, увеличивая или уменьшая размеры рисунка. Контуры нанесенного рисунка накалывают булавкой или каким-либо другим острым предметом. Расстояние между накалываемыми отверстиями должно быть не более 5 мм , кривые контуры накалывают чаще. Так как трафарет от мокрой штукатурки разрушается, для прочности его пропитывают олифой и хорошо просушивают. После этого кладут его между досками или фанерой и распрямляют.
Для изготовления тампона берут кусок марли и складывают ее в два слоя. Если нет марли, то используют редкую ткань. В марлю или ткань насыпают сухой, просеянный на частом сите мел или пигмент (сухую краску), концы марли или ткани складывают и завязывают, получая таким образом узелок. Если этим узелком наносить удары, то сквозь поры марли или ткани будет проходить мел или краска и оставлять след на поверхности. Цвет пигмента или мела выбирают такой, чтобы он был хорошо заметен на верхнем слое цветной штукатурки.
Изготовленный трафарет укрепляют на поверхности штукатурки, прижимают его руками и наносят тампоном удары по контурам трафарета. От удара тампоном по трафарету пигмент или мел проходит через отверстие трафарета, от чего получается рисунок - припорох в виде точек (рис. 160). Затем трафарет переносят на другое место, где повторяется та же операция.

Выцарапывание. Рисунок выцарапывают по влажной мягкой штукатурке не позднее чем через 5-6 ч после ее нанесения. На пересохшей штукатурке почти невозможно выцарапывание, потому что раствор режется с трудом. Следовательно, накрывочные слои надо наносить на такой площади, которую можно обработать за указанное выше время.
Для этого поверхности разбивают на захватки, учитывая количество имеющихся штукатуров.
К полученным контурам рисунка - припороху приставляют резец и прорезают им узкую борозду. Резец держат в правой руке, так чтобы он был наклонен к поверхности штукатурки под углом 60° (рис. 161).

После обрезки всего раствора по контуру оставшийся между контурами раствор снимают скоблилкой. Глубина среза раствора зависит от того, какой слой раствора имеет нужный для рисунка цвет. Например, вырезается орнамент, состоящий из дубовых листьев с желудями; листья - темно-зеленые, желуди - желтые, а чашечки, в которых находятся жёлуди,- светло-зеленые. Весь орнамент располагается на синем фоне. Таким образом, для выполнения рисунка требуются четыре слоя: нижний, темно-зеленый - для листьев, второй, желтый,- для желудей, третий, светло-зеленый,- для чашечек, четвертый, синий,- поле, на котором расположен орнамент.
При выполнении рисунка чашечки приходится прорезать неглубокую бороздку только на толщину верхнего слоя. Когда выполняется рисунок желудя, глубина бороздки больше. Самая глубокая бороздка будет при выполнении рисунка листьев. Выполнять можно в любой последовательности, т. е. начинать или с листьев, с самого глубокого рисунка, или с чашечек, самого мелкого рисунка.
Срезают и соскабливают раствор осторожно, так чтобы не сделать рваных кромок. Вырезанным рисункам обычно придают песчано-шероховатую фактуру. После выцарапывания всю поверхность обметают мягкой кисточкой.
При мелкорельефной цветной штукатурке «сграффито» на нижний подкладочный слой наносят не толстый, штукатурный слой, а обычную известковую двух-трехкратную покраску по сырой штукатурке. Выцарапанный при этом рисунок имеет тонкий и нежный рельеф.
Работа по выцарапыванию выполняется звеньями из 4-5 человек, в составе двух штукатуров 6-го разряда и двух-трех штукатуров 4-5-го разрядов. Под руководством штукатуров 6-го разряда все звено приготовляет раствор, наносит его и разравнивает. Затем один из штукатуров 6-го разряда занимается со штукатуром 4-го разряда припорашиванием по трафарету, остальные члены звена выцарапывают рисунок.
Выполнение «сграффито» по шаблонам. Этот способ называется имитацией. Выполненные по этому способу рисунки могут быть выпуклыми и углубленными - вдавленными. Для выполнения рисунка такой формы изготовляют шаблоны, которые делятся на формы и лекала. Толщина шаблонов бывает различна, они могут изготовляться из картона, жести, фанеры.
С помощью шаблонов можно получить любой рисунок. Отделка по этому способу производительнее, чем способом выцарапывания, и может быть выполнена менее квалифицированными штукатурами. Так как для выполнения выпуклого, вдавленного, углубленного рисунка нужны шаблоны, отличающиеся от описанных выше, то рассмотрим технику их изготовления на конкретном примере.
Необходимо изготовить шаблоны для выполнения выпуклого и вдавленного рисунка пятиконечной звезды с расположенными в центре серпом и молотом. Для изготовления шаблонов на куске фанеры вычерчиваем звезду в середине с серпом и молотом. Затем пилой-лобзиком выпиливаем звезду и в середине серп и молот.
После выпиливания получается кусок фанеры с вырезанным просветом в виде звезды - форма и лекало в виде звезды. В лекале звезды выпиливаем изображение серпа и молота, просвет от которых будет тоже формой, а оставшаяся фанерная часть - лекалом серпа и молота.
Таким образом получим две формы и два лекала (рис. 162). Форма будет применяться для выполнения выпуклого рисунка, а лекало - углубленного. Так как один шаблон, т. е. лекало или форма, дает только однослойное «сграффито», то для двухслойного надо изготовить второй шаблон, который должен быть больше или меньше первого, а для трехслойного - третий. Форма и лекало имеют вид пятиугольника (рис. 163).



форма, дает только однослойное «сграффито», то для двухслойного надо изготовить второй шаблон, который должен быть больше или меньше первого, а для трехслойного - третий. Форма и лекало имеют вид пятиугольника (рис. 163).
Чтобы во время работы форма и лекало легко вынимались и не делали рваными кромки выполняемого из раствора рисунка, кромки форм и лекал надо срезать на фаску (или на лоск), а шероховатости зачистить. Чтобы удобнее было снимать форму и лекало, к ним рекомендуется прибить ручки.
Изготовив формы и лекало, можно приступить к выполнению рисунка. Для выполнения указанного рисунка нужно приготовить сухие смеси трех цветов: голубого, красного и желтого. Чтобы получить выпуклый рисунок красной звезды с золотым серпом и молотом, поступают следующим образом. Прежде всего берут форму второго шаблона-пятиугольника и устанавливают ее на отделанной штукатурке фаской к поверхности (вниз). Форму можно укрепить гвоздями, придерживать ее руками или приморозить гипсом (рис. 164).
Приготовленный голубой раствор наносят в пространство шаблона, т. е. в форму, разравнивают и затирают. Форма оставляет на поверхности голубой пятиугольник, толщина которого равняется толщине шаблона. На выполненный пятиугольник устанавливают форму звезды так, чтобы звезда находилась в центре пятиугольника. В форму наносят раствор красного цвета, разравнивают и затирают его. После схватывания раствора шаблон снимают, и форма оставляет на поверхности голубого пятиугольника красную пятиконечную звезду (рис. 165).


К звезде прикладывают форму серпа и молота так, чтобы серп н молот находились в центре звезды. В форму наносят раствор желтого цвета, разравнивают и затирают его. После схватывания раствора шаблон формы снимают, и форма оставляет серп и молот (рис. 166).


Чтобы получить углубленный рисунок звезды, также применяют шаблоны, но только в виде лекала. Выполняют рисунок следующим образом. Прежде всего наносят раствор желтого цвета, разравнивают и затирают его. К этому раствору прикладывают лекало серпа и молота и наносят вокруг него раствор красного цвета, разравнивают его на уровне лекала и затирают (рис. 167). После схватывания раствора лекало серпа и молота вынимают и устанавливают лекало звезды так, чтобы ее центр точно находился над серпом и молотом.

Вокруг установленного лекала звезды наносят раствор голубого цвета, разравнивают его и затирают. После схватывания раствора лекало вынимают, и получается красная звезда с золотым серпом и молотом (рис. 168).


На звезду устанавливают лекало пятиугольника так, чтобы звезда была в его центре. Вокруг лекала намазывают, разравнивают и затирают тот раствор, которым оштукатуривают всю поверхность (рис. 169). После схватывания раствора лекало пятиугольника вынимают и получается трехцветный углубленный рисунок (рис. 170).


При намазывании раствора вокруг каждого лекала его следует наносить на площадь несколько большую, чем она занимает. Это необходимо для того, чтобы лекало при установке лежало на цветном растворе для данного рисунка. Чтобы к форме и лекалу не прилипал раствор, их рекомендуется смазывать какой-либо смазкой.
Имитацию такого «сграффито» можно выполнять всеми растворами и придавать рисунку любую фактуру. Во время нанесения раствора совершенно не приходится опасаться попадания раствора на линию рисунка, так как формы и лекала плотно прилегают к поверхности штукатурки.
Имитацию «сграффито» обычно выполняют два человека - штукатуры 6-го и 3-го разрядов. Штукатур 3-го разряда приставляет и поддерживает шаблоны, подносит и перемешивает материал и выполняет ряд других работ.
Выполнение «сграффито» по трафарету. С помощью трафаретов можно получить любые рисунки независимо от количества цветов.
Для изготовления трафаретов берут плотный картон толщиной в 1 мм . На картоне рисуют или переводят на него с помощью копировальной бумаги контуры рисунка. Затем картон кладут на фанеру или строганую доску, берут нож с острым концом и вырезают рисунок. Вырезать следует так, чтобы форма не отделялась от лекала, для чего между ними оставляют мостики, которые соединяют между собой узоры. Для многоцветной штукатурки для каждого цвета изготовляют свой трафарет.
После изготовления трафареты пропитывают олифой и просушивают, затем кладут между двумя листами фанеры или ровными широкими досками и придавливают грузом. Под грузом трафареты выпрямляются. После каждого дня работы или перед обеденным перерывом трафареты следует класть под груз и выпрямлять, а также просушивать.
Кроме трафаретов, для работы необходимы щетинные кисти-ручники разных размеров.
Для набивки рисунка приготовляют раствор из тех же материалов, что и для выполнения «сграффито» путем выцарапывания, но только он должен быть менее густой.
До начала работ подготовленную поверхность смачивают водой и, дав возможность воде впитаться, наносят на нее основной цветной слой раствора полутерками с последующей затиркой или просто кистью за два раза. Затем на только что нанесенный и слегка схватившийся раствор укладывают трафарет, смачивают кисть в растворе и приступают к набивке рисунка. Чтобы трафарет был на одной прямой, по раствору следует пробить намеленным шнуром линии.
Набивать рисунок по трафарету лучше всего вдвоем. Один рабочий держит трафарет, прижимая его к поверхности, а другой набивает рисунок. Раствор перед каждым смачиванием в нем кисти необходимо перемешивать, а смоченную кисть отжимать с таким расчетом, чтобы раствор не затекал под приставленный трафарет. Кистью следует наносить несильные торцующие удары, заполняя тем самым вырезанное пространство рисунка окрашенным раствором. После снятия трафарета на поверхности остается точная копия вырезанного рисунка из цветного раствора.
Во время набивки многоцветного рисунка каждый цвет раствора следует наносить отдельной кистью и только после того, как схватится ранее нанесенный слой раствора. После набивки рисунка под местами мостиков могут остаться не заполненные раствором места, которые исправляют вручную с помощью маленьких кистей.
Если набивается многоцветное «сграффито» с применением нескольких трафаретов, трафареты следует накладывать так, чтобы рисунки совпадали один с другим. При изготовлении трафаретов на их торцовых сторонах делают вырезки, которые являются направляющими при передвижении трафарета во время набивки рисунка. Эти вырезки должны точно совпадать с пробитыми линиями. При набивке рисунка по трафарету следует помнить следующее правило. Нельзя производить набивку рисунка способом закрашивания, что приводит к затеканию раствора под трафарет. Если появляются затеки раствора, их следует счистить отрезовкой или ножом.
После набивки всего рисунка иногда исправляют его кромки, подрезая их ножом, это подчеркивает резкость рисунков.
Набивкой можно получить красивый рисунок, ничем не отличающийся от рисунка, выполненного способом выцарапывания.
Техника безопасности. При подготовке поверхностей, т. е. очистке, насечке, выборке швов, следует работать в защитных очках или респираторах и рукавицах.
Все инструменты должны быть насажены на прочные, гладкие ручки и хорошо заклинены.
Работая с кислотами, необходимо соблюдать следующие правила. Кислоту переносят только вдвоем и хранят в соответствующем месте. Приготовляя раствор, кислоту следует лить в воду малыми порциями и все перемешивать. Работать надо в резиновых перчатках и респираторах.

Мой прогноз:









У нас любой человек может использую наш материал сделать себе красивым дом, дачу, забор и даже бассеин и камин!

Объясните пожалуйста, как камень за 500 рублей на стене стоит 3000 минимум? Даже с привлечением специалистов экстра класса, которые всю жизнь только и устанавливают этот камень и берут 1500 р за метр. Южанам и 300 будет достаточно.

Причем камни повесить может, повторюсь, любой узбек, если объяснить и показать, а рельефную штукатурку я бы ему не доверил.

Мой прогноз:

Ваша технология конечно имеет право на существование, но при такой цене и обязательном требовании хороших спецов клиенты будут штучными. Да и заказы скорее всего будут не крупными, только на небольшие декоративные части для домов бизнес и элит класса, где художники будут творить чудеса.

Кстати, а паропроницаемость у нее какая?

Уточняю) Весь Мир включая Америку, Европу и даже Азию сейчас использует только штампованый бетон и и штукатурку! От искусственного камня все давно отказались. Давно, это уже 10 лет назад! Стоимость материалов на кв. метр при глубине текстуры 1-1,5 см для тех кто у нас покупает материал оптом обходится 300-450 рублей. Поскольку пока действитель мало исполнителей, то и цены на работу высокие!
Кстати, и "южане" полность выполняют отлично объекты из нашего маериала Flex-Beton.
У меня практически все знакомые врачи, инженеры, работники культуры у кого хоть чуть-чуть есть желание, что-то сделать своими руками уже давно сами себе в домах, на дачах делают ландшафтную отделку, кирпич, камни, имитацию дерева.
Вы в Европе давно были? Например, в Италии, Чехии, Болгарии или Франции, там везде отделка фасадов цоколей, заборов, пешеходных дорожек сделаны по нашей технологии. Цены на материалы, разные у разных производителей, а технология одна на весь мир)
Паропроницаемость такая же, как у обычных цементных штукатурок. Кроме, того наш материал имеет плотность 1260 кг/м3, что значительно снижает нагрузки на стены и конструкции.
Теперь отвечу, как при цене камня 500 рублей он превращается в 3000 тыс. руб готовой продукции.
Во-первых, качественный искуственный камень не стоит 500 руб/м2, стоит он от 800 руб., и это самое ужасное исполнение, которое обычно делают в гаражах. Цены Камрока и Еврокама намного дороже. Далее идет время заказа 1-2 месяца, потом доставка к месту работ, потом разгрузка на объекте, потом бой, нестыковки на стене, а уж если не хватило, то сами знаете, что в тон другая партия камней уже не попадет! Смеси для камня стоят не дешево хорошая смесь около 600 руб. Работа по облицовке стоит столько сколько стоит и сам камень. Итого со всеми расходниками и транспортными камень на стене, который в магазине стоил 800 рублей превращается в 2,5-2,8 тыс. руб. /м2 на стене! И это расчет самый скромный расчет! Если взять хорошего качества камень по цене 1250 руб./ м2, то там и на стене он обойдется все 3500 руб, а то и 4000 руб. Вы должны понять, что я полностью знаю все цены, качество камней разных производителей на рынке, потому, что сам этим занимался до Flex-Beton лет 10. Я мог бы очень долго рассказывать о преимуществах той или иной технологии. Минусы и плюсы есть везде и будут всегда. Если вы сможете выпускать тысячи кв. метров искусственого камня в смену разного ассортимента и разной расцветки, то у него есть будущее! Сегодня я его вижу только в гипсе и только в интерьерах!
Натуральный камень, я понял, мы не обсуждаем? Это дорого, тяжело и отваливается из-за высокой плотности при линейных деформациях, как впрочем и искуственный! Нажеюсь, Вы со временем придете к нашей технологии, но может быть уже будет поздно! Сегодня у наших клиентов в регионах не конкурентов! Спешите запрыгнуть в идущий поезд...
У нас любой человек может использую наш материал сделать себе красивым дом, дачу, забор и даже бассеин и камин!