Проект "лекарственные травы моего края". Проект на тему "лекарственные растения"

Вид проекта: исследовательский.

Характер контактов: деятельность внутри старшей группы, в контакте с родителями и воспитателями.

Форма организации проекта: фронтальная

Количество участников: дети группы (24 человека), воспитатели, родители.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели).

Цель проекта: Знакомство с разнообразием лекарственных растений нам территории ДОУ (подорожник, одуванчик, мать – и мачеха, календула, ромашка)

Предполагаемый продукт: альбом с рисунками детей «Лекарственные растения нашем детском саду», выставка совместных (дети с родителями) работ: «Цветы, которые лечат», высаживание семян календулы на клумбе, уход за ними.

План достижения цели:

Беседа с детьми.

Что мы знаем о лекарственных растениях нашего сада. Какие из них растут у нас? Что мы бы хотели узнать нового? Как нам найти ответы на наши вопросы? Кто нам может помочь? Какое оборудование нам понадобится?

Беседа с родителями

Обсуждение с родителями темы проекта, его цели, предполагаемого результата, сроков выполнения, необходимого оборудования.

Мероприятия

Кто осуществляет

Примечания

Беседа «Растения лечат»

Цели: познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора:

Развивать экологическое мышление в процессе ; прививать к ней интерес детей;

Развивать творческое воображение и обогащать коммуникативные навыки, основываясь на свободном объеме мнениями;

Вызывать положительный экономический настрой.

Рисование «Лекарственные растения нашем детском саду».

Цель. Продолжать побуждать детей передавать в рисовании красоту лекарственных растений доступными средствами выразительности. Поощрять инициативу и самостоятельность детей при выборе изобразительных материалов, комбинировании их между собой для создания выразительного образа.

Аппликация «Одуванчик из ниток». Цель. Познакомить детей с новым видом изображения – с помощью ниток. Формировать уверенность в себе и в своих возможностях при создании .

Трудовая деятельность. Работа на клумбе лекарственных растений. Высадка семян календулы

Цель. Воспитание экологической культуры. Бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней, воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. Расширение кругозора детей, их знаний о и по уходу за ними, обогащение словарного запаса, ознакомление с правилами поливки комнатных растений.

Цель. Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам; развивать речь, внимание.

Стихи о цветах: Шорыгина Т. «Колокольчики и гном», Пришвин М. «Золотой луг», Сказка «Как поссорились растения» из А. Плешкова, Ж. Санд. «О чем рассказали цветы», Дмитриев Ю. «Хоровод лепестков», Онегов А. «Первый цветок»; «На лугу»; «На лесной поляне»; «Тропинка полевая», Смирнов А. «Цветок солнца»; «Кто на яблоньку похож?», Соколов-Микитов И. «Цвета леса»; «Легенды о цветах». Габе Д. «Желтый, белый, лиловый».


Воспитатели

Технологический этап

    Сбор информации, материалов по проекту Проведение НОД, игр, наблюдений и других запланированных мероприятий Внесение корректив в ход проекта Организация и посадка клумбы лекарственных растений

Заключительный этап

Подведение итогов с детьми и родителями

    Что мы узнали (свойства лекарственных растений) Чему научились (отличать лекарственные растения) Что удивило, понравилось, не понравилось (беседа с детьми) Что не удалось (беседа с детьми)

Оформление результатов проектных исследований

    Альбом с рисунками детей «Лекарственные растения нашем детском саду», Выставка совместных (дети с родителями) работ: «Цветы, которые лечат» Фотоотчет проделанной работе

Презентация проекта

Выставка работ детей и родителей в группе.

Литература

Алябьева дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты [Текст] / .: - М.: Сфера, 2005. – 160 с. Бондаренко занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / . – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с. , Обухова занятий по экологическому воспитанию [Текст] / , . - М.: . Вако, 2008. – 240 с. Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. [Текст] / М.: Аргументы и факты, 1996. – 40 с. Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год. Маханева, дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / . - М.: Аркти, 2004. – 320 с. Шорыгина: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / . – М.: ГНОМиД, 2002. – 64 с.

Пояснительная записка: занятие для детей 6-7 лет.

Показатели успешности проведения занятия:

В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия лекарственных растений и их внешний вид, но также их лечебные качества. Путем исследования мы познакомимся со свойствами лекарственных растений, особенностями их жизнедеятельности.

Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства эмпатии.

Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.

Актуальность проекта

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

Цели

  • развитие экологического и эстетического воспитания детей.
  • формирование знаний о растительном мире, о мире лекарственных растений,
  • знакомство с лечебными свойствами растений, умение их различать и называть.
  • формирование у детей целостного взгляда на природу, ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи проекта

Образовательные:

  1. Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
  2. Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
  3. Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.
  4. Вовлекать в природоохранную деятельность.
  5. Формировать навыки исследовательской деятельности.
  6. Развивать умения и навыки работы с природным материалом.

Развивающие:

  1. Развивать умение сравнивать и анализировать.
  2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
  3. Знакомить с лекарственными травами нашего края.
  4. Обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных травах.
  5. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
  2. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Обеспечение проекта:

  1. Научно - методическое (подбор литературы, книги, картины)
  2. Материально - техническое (компьютер, фотоаппарат, стенд,канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, колбы, горшочки, баночки, песочные часы, часы, лупа, пластмассовые ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово – огородный инвентарь, ящики для проращивания семян, спортивный инвентарь)
  3. Экспериментальная площадка (клумба с лекарственными растениями, природный экологический уголок в групповой комнате, природный уголок на территории детского сада, экологическая тропа).

Методы проекта:

  • исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
  • наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
  • словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • технология моделирования;
  • релаксация;
  • ароматерапия;
  • слушание музыки.

Стратегия осуществления проекта:

Данный проект осуществляется на базе МДОУ – “ЦРР Д/С “Дельфин” в подготовительной группе “Веселые ребята” под руководством Кривоножкиной Е.Ю., воспитателя 1 квалификационной категории. Проект реализуется в совместной деятельности детей – педагога - родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.

Формы организации проекта:

  1. Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
  2. Экскурсии;
  3. Экологическая викторина “Знатоки лечебных трав”;
  4. Развлечение “Кафе медуница с чаепитием”;
  5. Спортивно оздоровительный центр.

Этапы осуществления проекта:

1.Организационный (01.04.по 30.05.2008г.)

  • подбор методической и художественной литературы.
  • подбор экспонатов, картин.
  • изготовление пособий, карточек.
  • работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
  • разработка занятий, определение тематики бесед.
  • тематическое планирование.
  • установление контактов.
  • выбор объектов для экскурсии.
  • подбор музыкального репертуара.
  • разработка сценариев, экологических викторин, развлечений.
  • подбор спортивного инвентаря и литературного сопровождения к физминуткам.

2.Реализация проекта (01.06.по 01.10.2008г.)

Рисование:

Цель: развитие графических навыков, образного мышления.

  1. “Наши друзья – лекарственные растения”
  2. Выставка рисунков “Волшебные растения
  3. Декоративное рисование “Цветочная дорожка”
  4. Портрет “ Растение улыбается”

Аппликация:

Цель: развитие мелкой моторики. Закрепление сенсорных эталонов.

  1. Коллективная работа “Полянка одуванчиков”
  2. Коллективная работа “Домики для семян”
  3. “Мой любимый цветок”

Лепка:

Цель: развитие мелкой моторики, воображения.

  1. Лепка барельефа “Цветок-это чудо”
  2. Коллективная работа “Лекарственных трав хоровод”
  3. “Цветочная корзинка”

Ознакомление с художественной литературой:

Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.

  1. Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о лекарственных растениях.
  2. В. Бианки “О травах”
  3. Р.А.Кудашева “Песенка долгой жизни”
  4. Б. Заходер этюд “Дождик и зернышко”

Игры и беседы по экологии:

Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.

  1. Беседа “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, “Что где растет, когда цветет”
  2. Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”, “Мама, папа, я - моя цветочная семья”.

Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

Цель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

  1. “На участке ищем полезные растения”
  2. “Где лучше посадить цветы?”
  3. “Наблюдаем, как растет лук” (Зарисовать)
  4. “Проращиваем семена”

Экологически занятия:

Цель: Воспитание нравственных качеств у ребенка.

  1. “Лекарственное растение рядом”
  2. “Зеленая аптека”
  3. Викторина “Знатоки лечебных трав
  4. “Экологические тропинки”

Слушание музыки:

Цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.

  1. Ю.Антонов “ Не рвите цветы”
  2. В.Моцарт “Цветы”
  3. П.И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”
  4. Ю.Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа”
  5. М. Протасов “Одуванчики”

Речевая деятельность:

Цель: Обогащение словаря, развитие связной речи.

  1. Дидактическая игра “Четвертый лишний”, “Я знаю пять цветов”, “Цветочные названия”, “Путешествие на луг”
  2. Составление рассказов и сказок о лекарственных растениях.
  3. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, пословиц, поговорок, примет.

Релаксация:

Цель: регуляция циклов мышечного напряжения и расслабления.

  1. Упражнение “Я цветок”, “Я бутон”, “Цветы и ветерок”
  2. Этюд “ Дождик и цветок”
  3. Игра – упражнение “Цветок – имя”
  4. Физминутка “Мой цветок”

Спортивно - оздоровительный центр:

Цель: Воспитание потребности вести здоровый образ жизни.

  1. Физминутка “Цветы”
  2. Подвижная игра “Цветы и дождик”
  3. Упражнение на дыхание “Аромат цветов”, “Одуванчик”
  4. Гимнастика “Цветы-Волшебники”

3. Обобщающий (01.10.по 01.11.2008г).

Экологические викторины:

Цель: систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края.

  1. Викторина “Знатоки целебных трав
  2. “Лекарственное растение нашего региона”
  3. “Планета целебных растений
  4. Растения- помощники человека”

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о лекарственных растениях нашего края, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Научно-методическое обеспечение проекта.

  1. А.И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2005 год.
  2. “Мы” - программа экологического воспитания детей 2005 год.
  3. С.Н. Николаева “Юный эколог” 2002 год.
  4. А.В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2005 год.
  5. Е.А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.
  6. Л.А. Владимирская “От осени до осени” 2004 год.

Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

Проблема . Беседа с детьми на тему растений помогла определить проблему, а именно - дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в целебных растениях. Поэтому и был разработан экологический проект «Лекарственные растения»

Сроки проведения: разработка и реализация проекта проходила в летний период 2016 года в течении двух месяцев.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта : сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи:

1. Для воспитанников:

1. Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования.

2. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете.

3. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.

4. Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать.

5. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. 6.Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.

7. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.

2. Для родителей (законных представителей)

1. Привлекать родителей к участию в образовательной деятельности, создании совместного образовательного проекта.

2. Повышать родительскую компетенцию в вопросах экологического воспитания.

3. Для педагога:

1. Разработать систему мероприятий, направленных на развитие экологических знаний старших дошкольников.

2. Создать условия для ознакомления детей с миром целебных растений.

В летний период времени 2016 года на уровне ДОУ я внедряла проектную деятельность познавательного цикла под названием: "Растения, которые нас лечат". На начальном этапе внедрения проекта провела диагностическую беседу с детьми и анкетирование с родителями. План реализации проекта представлен в виде таблицы- матрицы. (план взаимодействия с детьми и родителями, сценарии мероприятий).

Осуществляя прогулку с детьми по экологической тропе, я задала детям вопрос: "Что вы видите под своими ногами, когда идете?" Дети стали называть: траву, камешки, цветы. Катя назвала одуванчики. «Вот – лопух», сказала Аня. «А я вижу подорожник, он лечит», - сказал Саша. А какие еще растения, которые нас лечат, вы знаете? Ответов много не последовало, и эта проблема послужила толчком к созданию проекта.

Ввести детей в проблему проекта помог просмотр мультфильма «Сказки про лекарственные растения». Сюжет мультфильма раскрыл перед детьми разнообразие мира растений, которые лечат людей, животных. После просмотра дети поняли, что в природе нас окружают растения, которые не только радуют своей красотой, но и помогают нам дышать. И также существуют лекарственные растения, которые в опасных для здоровья ситуациях приходят на помощь человеку, животным.

Затем для расширения знаний у детей о лечебных растениях использовала беседы с использованием ИКТ: "Как разнообразен растительный мир", "Почва и ее свойства", "Царство лекарственных растений", "Что лечат лекарственные растения". После этого дети стали искать в ближайшем окружении лекарственные травы. Исследовав территорию детского сада, выявили с детьми наличие хорошо знакомых детям видов лекарственных растений - одуванчик, подорожник, лопух; и незнакомых - тысячелистник, цикорий. На месте их произрастания мы поместили таблички - указатели с картинкой. Позже Галя предложила придумать карту и занести на нее все растения- целители, которые растут на территории детского сада. Итак, дети выявили, что нужно на карту занести следующие растения: цикорий, тысячелистник, ромашку лекарственную, пастушья сумка, одуванчик, лопух, подорожник, крапиву. Совместно с детьми изготовили карту- схему.

В период ознакомления с новым видом лекарственных растений мы читали такие литературные произведения как: рассказ "Огород на опушке" А. Стрижева, А. Онегова "Тропинка полевая", Н. Павловой "Загадки цветов", А. Плешакова "Зеленые страницы", Э. Шима «Сказки, найденные в траве», С. Козлова «Волшебная травка зверобой», К. Паустовский «Заботливый цветок».

Разучивали стихи, отгадывали загадки про лекарственные растения: подорожник, ромашку лекарственную, крапиву, одуванчик.

Чтобы сформировать представления о лекарственных растениях у детей проводила дидактические игры под названием: "Где что растет?", "Угадай, где я была?"(определение места произрастания), "Найди, о чем расскажу", "Что лечит это растение". "Какому растению принадлежит это?". Для создания игры "Угадай по запаху" приняли участие и дети и родители. Каждый ребенок выбрал понравившиеся растение, дома вместе с родителями собрали, высушили и принесли в сухом виде в мешочке из ткани.

Экскурсии по экологической тропе помогли детям в экспериментальной деятельности. Дети узнали строение растений, условия, необходимые для их жизни, размножение, рост, развитие растений. На прогулочном участке создали уголок "Зеленые помощники", где дети самостоятельно рассматривали картинки с лекарственными растениями и иллюстрации из книг.

Узнав о большой пользе всех лекарственных трав, дети предложили придумать плакат «Берегите лекарственные растения- это наши зеленые друзья» и разместили его в уголке на участке. А еще пригласили гостей- друзей из другой группы и рассказали им о пользе лекарственных растений.

Позже ребята спросили: "А где могут расти еще лекарственные растения?" И тогда мы осуществили выход в парковую зону с целью выявления места произрастания лекарственных растений за территорией детского сада. Сделали вывод, что эти растения растут повсюду, всегда рядом с нами. Затем посетили аптеку, где работает бабушка Вероники. Она рассказала детям, что можно травы сушить самостоятельно дома, а можно купить готовую траву в аптеке и лечиться.

С использованием изобразительных средств дети рисовали понравившиеся растения. Детские работы собрали в папку "Целебные травы".

Завершая работу с детьми по проекту, мы собрали гербарий лекарственных растений. В игровой деятельности дети использовали лечение разными отварами, легко узнавали и называли лекарственные растения на территории детского сада, по дороге домой. Пополнилась развивающая среда новыми дидактическими играми, появилась картотека лекарственных растений нашей местности,

В проектной деятельности принимали участие и родители. Совместно с детьми родители в домашних условиях изготовили схемы приготовления отваров, настоек для оздоровления организма и различных заболеваний. Поделились опытом на итоговом мероприятии. Вместе оформили копилку "Бабушкиных рецептов" (обмен рецептов).

Интересными по содержанию получились сочинения сказок родителей и детей про лекарственные растения и их лечебные свойства.

Творчески подошли родители к изготовлению книжек- малышек "Мое любимое лекарственное растение"

Ожидаемые и полученные результаты.

В ходе работы над проектом мы достигли следующих результатов: обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания. Мы собрали бесценный материал о целебных растениях нашей местности, которые растут и на территории детского сада. В период работы над проектом дети пополнили словарный запас. Экспериментальная деятельность, в которой участвовали дети была направлена на развитие воображения, мышления. В ходе всего проекта дети проявляли любознательность, были наблюдательны.

В результате работы по проекту дети узнали больше названий целебных растений, узнали об их значимости для всего живого на планете. Если в начале работы дети знали только 2-3 растения, то к завершению их знания пополнились до 8-10. Легко узнавали их по внешнему виду, и также Путем исследования дети познакомились со свойствами лекарственных растений и их лечебными качествами.

У детей сформировалось бережное отношение к природе.

Ребята хорошо запомнили, что растения, которые нас лечат надо охранять и беречь.

Из наблюдений за играми детей, можно сказать, что у детей появились новые сюжеты игр: "Фитобар", "Зеленая аптека".

Проект

«Лекарственные растения»

Актуальность: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми, мы выявили, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения».

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия лекарственных растений и их внешний вид, но также их лечебные качества. Путем исследования мы познакомимся со свойствами лекарственных растений, особенностями их жизнедеятельности.

Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов,

Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом

Цель проекта:

создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, формирование представлений о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.

Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, бережное отношение к природе.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Тип проекта:

По содержанию: познавательно - игровой;

Сроки выполнения проекта: июнь – август

Методы проекта:

    Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;

    наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность; ароматерапия

    словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции; слушание музыки.

Содержание проекта:

Донести до участников проекта важность данной проблемы.

Подбор методической и художественной литературы.

Создание развивающей среды: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.

Изготовление пособий.

Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

Разработка бесед, викторины.

Составление плана мероприятий.

2.Реализация проекта.

I этап.

1. Беседа « Лекарственные растения ».

выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой. (Презентация «Лекарственные растения»)

2. Игра «Съедобное - несъедобное»

научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению,). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

3. Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха).

упражнять детей в узнавании лекарственного растения по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.

4. Чтение литературных произведений:

    Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.

    Чтение А.Онегова «Тропинка полевая»,

    Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

    Н. Павловой «Загадки цветов»,

    А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.

    Заучивание загадок и стихов о растениях.

5.Опыты и исследовательско - поисковая деятельность:

    «На участке ищем полезные растения»

    «Где лучше посадить растения?»

    «Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)

Цель : развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

II этап

1. Наблюдение «Наш верный друг – чистотел»

познакомить детей с ядовитым лекарственным растением - чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

2.Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я - подорожник…», «Я -ромашка…», «Я-крапива…»

3.Дидактическая игра «Вершки корешки»

познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.

Укроп - листья и молодые стрелки

Одуванчик – листья, корень

Календула – цветы и семена

Ромашка – цветы

Мелисса – листья

Зверобой – цветы,листья

Мать - и - мачеха – листья

Пастушья сумка – цветы

Мята – листья

Щавель – листья, стебель, молодые стрелки

Лопух – листья и корни

4. Экскурсия в сквер.

познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в парке (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

5.Занятия по ИЗО деятельности:

- «На лугу» - рисование.
учить детей передавать в рисунке впечатления от экскурсии в сквер.

- «Одуванчик» - объёмная аппликация.
учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

- «Наш друг – подорожник» - рисование.
учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.

6.Занятие «В гостях у Доктора Айболита»

расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

6. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений, размножение, рост, развитие календулы, лука».

7.Слушание музыки:

Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.

В. Моцарт «Цветы»

П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»

III этап

1.Занятие «Лесная аптека на службе человека»

расширять знания детей о лекарственных растениях, закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

2. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «От какого растения часть».

закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

3.Выпуск плаката «Зеленая аптека» с рекомендациями по применению лекарственных растений (родители вместе с детьми).

3.Обобщающий этап

1. Создание книжки – малышки

составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). Книга иллюстрируется детскими рисунками.

2. Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав»

3. Составление гербария «Лекарственные растения»

4. Беседа «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственных растительных чаёв, полоскание горла отварами трав

5. Подведение итогов реализации проекта. Презентация проекта

Вывод:

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашего поселка. Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям. Книга иллюстрирована детскими рисунками.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают нас и в помещении и на улице. Мы решили продолжить работу с детьми по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений), вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.

Экологический проект: «Лекарственные растения Дона»


Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ « Радуга» станицы Тацинской Ростовской области.

Описание работы: Данный проект, рассчитан на детей 5 – 6 лет, родителей, воспитателей ДОУ, музыкальных руководителей

Продолжительность проекта: 2 недели

Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: Познавательно – поисковый, творческий, детский.

Цель проекта: Ознакомление с лекарственными растениями, растущих в нашей местности, и их использование при лечении различных заболеваний.

Задачи проекта:
- Сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
- Развивать связную речь в процессе наблюдения и обследования лекарственных растений, обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Ознакомить с правилами сбора лекарственных растений и правильным хранением.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, природоохранное поведение и уважение к законам природы; стремление радоваться успехам друг друга.

Актуальность.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растенья-
Те, что для людей полезны,-
И отступят все болезни.
В.Лукша

Перспективными методами профилактики респираторных заболеваний является ароматерапия и фитотерапия. Фитотерапия-это оздоровление лекарственными травами и о лечебных свойствах этих природных целителей, мы решили узнать подробней, а так же о растениях, растущих в нашем крае, ведь и на территории детского сада встречаются наши друзья - лекарственные растения
Дети с малого возраста должны верить в то, что природа – лучший друг и к лекарствам нужно прибегать только в случае крайней необходимости. Здоровый образ жизни - единственно верное решение для любого нормального человека. Но недостаточная осведомлённость детей о свойствах лекарственных растений нашего края, экологическая безграмотность родителей – всё это приводит к тому, что дети часто болеют, не укрепляют свой организм, не применяют природные витамины, содержащиеся в растениях нас окружающих.
О целебной силе лекарственных трав есть смысл рассказывать даже младшим дошколятам. А об использовании полезных растений, овощей и плодов для профилактики болезней и здорового питания - тем более.
Началом моей работы было знакомство с растительным миром нашего края, а именно с лекарственными растениями, которыми так богата наша донская степь, их разнообразием и целебными свойствами
Много трав растёт полезных
На земле родной.
Помогают от болезней
Мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарство.

Мотивационный момент

Если дети, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

- Занятие по экологии «Лекарственные растения Дона»
Цель: Выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой.

- Показ презентаций: «Лекарственные растения», «Как лечили муравьишку»
Цель: Обогащение знаний о лекарственных растениях и способах применения.

- Эстафета: «Кто быстрей соберёт ромашку»
Цель: Развитие двигательных навыков, закрепление знаний о ромашке аптечной

- Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, зверобой, корень валерьяны, душица, одуванчик, черёмуха)
Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.

- Чтение литературных произведений:
А. Н. Плещеев « Золотой луг»
Чтение А.Онегова «Тропинка полевая»
Заучивание загадок и стихов о растениях.

- Опыты и поисково-исследовательская деятельность:
На территории детского сада ищем полезные растения.
Наблюдаем, как растет одуванчик, подорожник.
Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

Консультация для родителей «Народная медицина у нас под ногами»

- Целевая экскурсия по территории детского сада.

Цели: познакомить детей с природным окружением нашего детского сада, рассказать о многообразии трав, произрастающих в нашем краю, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в нашем районе (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

- Занятия по ИЗО деятельности:
- «Одуванчик» - рисование.
Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

- Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «Вершки – корешки», «От какого растения часть».
Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

Сбор лекарственных растений и их засушка для гербария, беседы о пользе применения растений в лечебных целях.

- Создание Красной книги.
Цель: Закрепить знания о растениях, занесённых в Красную книгу.

- Работа с родителями.
Составление совместного гербария «Лекарственных растений» с родителями.

- Посадка семян цветов Календулы на участке детского сада. Привлечение родителей к озеленению.
Цель: Закрепление знаний о посадке растений и уходе за ними.

Вывод.
«На земле нет ничего, что не считалось бы лекарством»,- утверждает одно из положений тибетской медицины. Мы живём в мире лекарств. Растительный мир нашей страны очень богат, и практически все его представители обладают лекарственными свойствами. В ходе нашего проекта у детей проявился интерес к особенностям жизни и развития лекарственных растений. Появилось желание самостоятельно выполнять уход за растениями в группе и на участке.
Расширились навыки поисково - познавательной деятельности. Расширился словарный запас, научились находить и различать лекарственные растения. Родители стали более активно принимать участие в экологических мероприятиях.
Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Прав был средневековый врач Парацельс, который писал: «Весь мир – аптека…»
Действительно, куда бы мы не пошли - в лес, на речку, в поле или вышли на садовый участок, везде можно встретить лекарственные растения и полученные знания от проекта, думаю, пригодятся.
Крепкого вам всем здоровья!