Очистные сооружения для автомоек. Автомойка без подключения к воде и канализации

Аннотация

Разработать проект системы оборотного водоснабжения поста мойки СТО, пропускная способность СТО – 20 ед. в сутки. Остальную нагрузку пост мойки закрывает самостоятельно. Характеристика сточных вод после процесса мойки:

· Концентрация нефтепродуктов – 70 мг/л;

· Концентрация взвешенных веществ -210 мг/л;

· СПАВ – 30 мг/л.

Графическая часть:

1. Технологическая схема очистки стоков.

2. Чертеж саморегулирующегося фильтра.

Краткие сведения о проекте:

В связи с образование стойких эмульсий СМС с дисперсиями стоков после процесса мойки на СТО, для очистки стоков используется метод электрофлотокоагуляции, с предварительной механической очисткой от крупных и грубодисперсных примесей на гидроциклонах. И доочисткой стоков на фильтре с плавающей загрузкой.

Курсовой проект содержит:

- листов 34;

Таблиц 10;

Рисунков и схем 4 шт.

Введение

Сточные воды от мойки автомобилей

Условия сброса производственных сточных вод в городскую канализацию

Требование к проектным решениям систем водопотребления и водоотведения АТП

1. Нормативы водопотребления и водоотведения АТП

2. Классификация и характеристика сточных вод и отходов СТО

3. Выбор технологической схемы очистки воды после процесса мойки автомобилей

4. Технологическая схема очистных сооружений

5. Расчет аппаратов

5.1 Расчет гидроциклона

5.2 Расчет электрофлотокоагулятора

5.2.1 Электрокоагуляторы с алюминиевыми электродами

5.4 Доочистка очищенной воды после электрофлотокоагуляции

5.4.1 Расчет фильтра с плавающей загрузкой

5.4.2 Расчет распределительной системы фильтра:

5.5 Расчет бункера для временного хранения минерального осадка

6. Схема лабораторного контроля очистки сточных вод

7. Обращение с отходами процесса мойки автомобилей

Литература

Сточные воды от мойки автомобилей

Сточные воды от мойки автомобилей составляют 80-85% от объема производственных сточных вод АТП. Основными загрязнениями сточных вод являются взвешенные вещества и нефтепродукты. Концентрация взвешенных веществ зависит от большого числа факторов: типа автомобиля, его размера, характера дорожного покрытия, сезонных условий, состава грунта в районе эксплуатации, периодичности мойки подвижного состава и типа применяемой мойки. Для стока от мойки легковых автомобилей может быть принят следующий гранулометрический состав взвеси: 12% частицы с размером 300-2500 мкм; 75% -размером 300-100 мкм;13% - размером менее 100мкм.

Основной особенностью содержания нефтепродуктов является их слабая эмульгированность и адсорбция на высококонцентрированную взвесь, что существенно осложняет использование осадка из отстойников без его дополнительной обработки и утилизации всплывших нефтепродуктов. Отработанные масла являются основными органическими загрязнителями, задерживаемыми на очистных сооружения АТП, часть их всплывает на поверхность отстойников, часть собирается на минеральных частицах шлама и осаждается на дно отстойников. Применение при туалетной мойки автомобилей СМС ведет к эмульгированию нефтепродуктов и требует иного способа их очистки, т.к. отстой, коагуляция и фильтрация не обеспечивают необходимой эффективности, поэтому для этих целей необходимо использовать электрокоагуляцию и электрофлотокоагуляцию.

В систему канализации запрещается сбрасывать:

· Вещества, способные засорять городскую канализацию (окалину, известь, песок, металлическую стружку и т.п.);

· Вещества, оказывающие разрушающее действие на материалы труб и сооружений канализации;

· Нерастворимые масла, смолы, мазут и т.п.;

· Биологические трудноокисляемые органические вещества;

· ПАВ (биологически жесткие);

· Взвешенные и всплывающие вещества, превышающие 500 мг/л, для которых не установлены ПДК в воде водных объектов;

· Кислоты, горючие примеси, токсичные и растворенные газообразные вещества (растворители, бензин, бензол и др.);

· Сточные воды, имеющие температуру свыше 40ºС, рН ниже 6,5 и выше 9,0, ХПК выше БПК 5 более чем в 2,5 раза или выше БПК полн. Более чем в 1,5 раза;

· Концентрированные маточные раствора;

· Мусор, единовременные сбросы производственных сточных вод.

Достижение ПДК производственных сточных вод путем их разбавления условно чистыми стоками запрещено.

Нефтепродукты относятся к веществам, с большим трудом, поддающимся окислению при биологической очистке ст. вод. При большой концентрации нефтепродукты могут оказать неблагоприятное влияние на качество активного ила и затруднять эксплуатацию городских О.С. В связи с этим возникает проблема локальной очистки нефтесодержащих стоков вперед спуском их в гор. канализацию. Максимальная допустимая концентрация нефтепродуктов в стоках, поступающих на биологическую очистку, не должна превышать 2,5 мг/л. Практически в условиях АТП снизить концентрацию удается по взвешенным веществам до 5-10 мг/л, по нефтепродуктам до 5,0 мг/л. Поэтому наиболее правильным решением является вторичное использование в системах оборотного водоснабжения моечных стоков с ежедневным пополнением в количестве 10% от общего объема, при условии обмыва из водопровода для легковых автомобилей. Оборотная система при этом пополняется водой от рамки домыва автомобилей, частично свежей водой и водой после промывки фильтров.

Основным направлением в проектировании водоснабжения и канализации АТП должно стать снижение потребления питьевой воды из системы водопровода и количества сточных вод, проступающих в систему канализации. Для этого необходимо предусмотреть:

· Внедрение технологических процессов, требующих наименьшего расхода воды, а также систем оборотного водоснабжения;

· Применение оборотных систем растворов для мойки;

· Повторное использование в производстве отработанных растворов после очистки, что уменьшит потребление не только воды, но и материалов для приготовления растворов;

· Отказ от применения биологически жестких ПАВ и других соединений, плохо поддающихся очистке.

При выборе источника водоснабжения следует выбирать вариант, по которому в качестве источника принимается водоем с наименьшим напряжением по водохозяйственному балансу. Принятые проектом объему водопотребления должны быть обоснованы нормативами. Решения по выбору источника и схемы водоснабжения должны быть увязаны с генеральной схемой комплексного использования и охраны водных ресурсов.

Отсутствие каких-либо сбросов в водоем является полной гарантией защиты его от загрязнений. Это одно из требований, предъявляемых к проектам водоснабжения, а именно требование устройства максимального водооборота. При проектировании канализации, в первую очередь, необходимо рассматривать возможность уменьшения количества стоков за счет применения рациональных технологических процессов и оборотного водоснабжения. В случае пользования водными объектами помимо городского водопровода, а также при спуске ливневых вод в водный объект требуется согласовать и получить разрешения в органах надзора.

Каждый проект очистных сооружений должен предусматривать лабораторный контроль за эффективностью очистки.

Спуск сточных вод в водоем должен обеспечивать наиболее эффективное смешение стоков с водой водоема и происходить в местах повышенной турбулентности потока. При спуске стоков в водоем проект должен содержать расчет смешения стоков с водой водоема, в части расчета необходимо определить концентрацию всех вредных веществ в створе после пуска в него стока.

1. Нормативы водопотребления и водоотведения АТП

Таблица 1

Оптимальные нормы среднегодового расхода воды и количества сточных вод АТП на один автомобиль

Для легковых автомобилей расход на мойку равен - 700 л, при использовании в процессе мойки СМС расход равен -177 л.

При использовании оборотных систем водоснабжения концентрация загрязнений в воде, используемой повторно:

· по взвешенным веществам – 40 мг/л

· по нефтепродуктам – 20 мг/л

Источником водоснабжения АПТ, располагаемых в основном в населенных пунктах, является городской водопровод. Пополнение оборотной системы, в соответствии со СНиП 2.04.03-85 принято в количестве 10% от общего расхода воды на мойку.

Для отвода сточных вод на АТП предусматривают несколько систем канализации, которые присоединяются к соответствующим наружным сетям. Перед спуском в наружные сети производственные стоки должны подвергаться очистке на локальных очистных сооружениях до степени, устанавливаемой нормами проектирования наружных сетей канализации.

Сточные воды загрязненные взвесями, нефтепродуктами, ПАВ, должны пройти очистку перед спуском в канализацию (отстой, нейтрализацию, фильтрацию).

Таблица 2

Удельные показатели водопотребления поста мойки.

Производство Вид продукции, единица измерения Тип системы водоснабжения Удельное водопотребление, л/ед. продукции

Использование оборотной воды

в общем объеме водопотребления, %

Коэффициент использования

свежей воды

Свежая вода
всего в т.ч. питьевого качества Оборотная и повторно используемая вода
на производственные нужды на хозяйственные нужды
СТО Мойка автомобиля Оборотная с 10% подпиткой из водопроводной сети 177 17,7 - 159,3 90% 90

Всем известно, что работа автомоечного комплекса в первую очередь связана наличием очистных сооружений, обработкой стоков и водоподготовкой для организации замкнутого цикла.

Все мы слышали о замкнутом цикле или оборотном водоснабжении на автомойках, но далеко не все знают что в действительности представляет собой этот мифический замкнутый цикл и что такое оборотное водоснабжение на самом деле.

Существующий миф:

Замкнутый цикл - это когда у вас есть определенный объем воды и вы этой водой моете все машины. Производите очистку воды очистными сооружениями, время от времени (при необходимости), добавляя в эту очищенную воды - чистую воду, тем самым пополняя её. Т.е. - «гоняем одну и туже воду по кругу» и при необходимости добавляем в нее чистую воду. Что происходить на самом деле: Для организации оборотного водоснабжения замкнутого цикла на автомойке, необходимо иметь: емкость с чистой водой, емкость с очищенной водой, очистные сооружения…ну и желательно автомойку.

Предположим что емкость с чистой водой у вас полна, а емкость с оборотной водой - пустая. Берем чистую воду и моем автомобиль, добавляя в воду моющее средство - шампунь. Моющее средство, как мы знаем это ПАВы - поверхностно активные вещества. Имея в наличии очистные сооружения производим очистку стоков и очищенную воду накапливаем уже в емкость для очищенной воды.

Следует знать о том, что ПАВы из стоков не убираются полностью, таким образом в емкости с очищенной водой вы имеете - мыльную воду. При этом она может быть прозрачной и на вид очень чистой. Однако если вы только очищенной водой (с ПАВами в своем составе) помоете автомобиль, то результат вас скорее всего не порадует. Автомобиль покроется белым налетом.

Ну вот, мы помыли первый автомобиль, очистные сооружения сделали свою работу и у нас появилась очищенная (оборотная) вода. Второй автомобиль мы моем уже очищенной (оборотной) водой, и…после проведения всех необходимых операций для того, чтобы автомобиль не покрылся белым (мыльным) налетом его требуется ополоснуть. Вот для этого и нужна чистая вода. Ополаскивание происходит именно чистой водой и как правило в объеме 10-15% от общего количества воды. Таким образом происходит пополнение уже очищенной воды, содержащей ПАВы. В результате, когда у вас закончится чистая вода, а емкость с очищенной (оборотной) будет полна - следует очищенную воду утилизировать. Заправиться новой порцией чистой воды и ….вперед!!!

Принцип действия системы оборотного водоснабжения изображен на рисунке:

ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ДЛЯ АВТОМОЙКИ И НЕ ТОЛЬКО..:

За годы эксплуатации автомоечных комплексов мы пришли к пониманию о том, какие системы водоочистки правильнее выбрать с точки зрения: цена, качество очистки, расходы на эксплуатацию. Существуют несколько вариантов водоочистки, принципиально отличающихся друг от друга: !! Мы НЕ предлагаем: засыпные фильтрующие установки в качестве единственного очистного сооружения для автомойки - где основным элементом очистки и обработки стоков является засыпной элемент, как правило это кварцевый песок или другие фильтрующие элементы. !!

Наше мнение: Фильтрующие установки водоочистки с засыпным фильтром могут быть использованы в автомойках только в качестве ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ступени водоочистки. Засыпной фильтр хорошо справляется с задачей: убрать мелкодисперсную взвесь в УЖЕ ОЧИЩЕННЫХ стоках на финальной стадии очистки воды - как правило перед утилизацией в канализацию. Отличительные особенности засыпных фильтрующих установок в первую очередь в их дешевизне, в сравнении с другим оборудованием водоочистки. Однако, следует понимать - что стоит за этой дешевизной. Зачастую, такие установки устанавливаются на автомойках как «мебель» - для «бумажки».

Многие владельцы автомоек убедились на собственном опыте: в последнее время проверяющие органы - уже не спрашивают у вас сертификат на систему водоочистки, часто даже не просят вас продемонстрировать - как работают ваши очистные сооружения, а всего лишь берут анализы тех стоков, которые вы оправляете в канализацию, с тем чтобы в дальнейшем выписать вам предписание об устранении недостатков и не малый штраф за работу автомойки без системы водоочистки. !!

Мы ПРЕДЛАГАЕМ:

Очистные сооружения на основе флотационного способа очистки стоков. Это всевозможные установки и комбинированные системы пенно-напорной флотации. От простого - флотаторы, к сложному - комбинированные варианты флотационного оборудования с оборудованием водоподготовки и финальной доочистки уже очищенных стоков.. Флотационные очистные сооружения часто установлены на различных промышленных производствах именно потому что прекрасно справляются с поставленной задачей - очистка стоков. Флотационный способ очистки стоков почти не затратен - стоки очищаются при помощи воздуха с добавлением реагентов: коагулянта и иногда флокулянта. Принцип действия довольно прост. Предварительно подготовленные стоки (после отстаивания и отбора крупного шлама, плавающего мусора и т.п.) насосом подают в специальную камеру установки флотации - сатуратор.

В сатураторе стоки смешивают с коагулянтом при помощи насоса дозатора. В эту же камеру через специальное устройство подают воздух. Все это происходит под давлением. Далее, смесь из стоков, реагента и воздуха попадает в камеру флотации, где происходит высвобождение воздуха в виде маленьких воздушных пузырьков. Пузырьки воздуха, всплывая вверх (как в бокале с шампанским), увлекают с собой всю имеющуюся грязь в очищаемой воде, а чтобы это происходило лучше, и чтобы грязь лучше «прилипала» к пузырькам нужен коагулянт.

В результате, шлам отделяемый от стоков всплывает вместе с пузырьками воздуха на верх емкости флотатора, где при помощи специального скребка отправляется в сборник шлама или на доочистку.

Остались вопросы?

Установки модельного ряда ФФУ

Цена: 333000 руб.

Установки модельного ряда ФФУ применяются для очистки сточных вод после мойки автомобилей, агрегатов, деталей, тары и т.д.; ливневых вод гаражей, автостоянок, промышленных предприятий; масло-жировых производств; и других типов сточных вод от нефтепродуктов, масел, жиров, взвешенных веществ, гидроксидов металлов.


Скачать техническую документацию

Оборудование водоочистки ФДП

Цена: 500 руб.

Флотаторы двухступенчатые проточные - предназначены для очистки сильно-загрязненных промышленных сточных вод предприятий. Особенно хорошо применимы для очистки стоков от грузовых автомоек и автомоек для спецтранспорта. Флотатор обеспечивает локальную очистку сточных вод от основных видов загрязнений: масел, жиров, взвешенных частиц, органических примесей, нефтепродуктов, гидроксидов металлов, ПАВ и других подобных загрязнений.

Для производственных и хозяйственных нужд расходуется огромное количество воды. Ситуацию ухудшает сброс загрязненной жидкости в водоемы. Уделяя внимание охране природы и экономическим аспектам бизнеса, многие предприятия переходят на оборотное водоснабжение. Этот метод предполагает многократное использование водного ресурса. Сокращение потребления свежей воды и сброса стоков приводит к удешевлению водоснабжения.

Как функционирует замкнутая система водоснабжения

Наиболее перспективный вариант сокращения потребления воды – создание замкнутых систем. Сточные воды проходят очистку специальным оборудованием и используются повторно. Составляющие системы оборотного водоснабжения зависят от объема стоков и требований, которые предъявляются к качеству очищенной жидкости. Прогрессивную установку можно встретить в производственных цехах, атомных и тепловых электростанциях, на автомойках, в загородных домах с автономными источниками.

П – производство; ОС – очистка стоков, НС –насосная станция, ОХ-охлаждение

В зависимости от технологических процессов производства вода может загрязняться с первого раза или не требовать очистки долгое время. Замкнутая система необходима в нескольких случаях:

  1. Используемый источник не обладает достаточным количеством воды, чтобы удовлетворить потребности предприятия.
  2. Источник находится на большом удалении от производственных цехов (до 4 км), расположенных на значительной высоте(25 м и выше).

Она незаменима в регионах с высокой стоимостью воды, чрезмерной жесткостью или загрязнением источника, в случае реальной опасности отравления природы стоками. Очистные комплексы в зависимости от назначения включают от одной до шести ступеней. Среди них: предочистка в отстойниках, электрофлотация, фильтрация, адсорбция, обратный осмос.

Электрофлотатор – агрегат, действие которого основано на принципах электролиза. Он обеспечивает удаление из воды химических соединений и взвешенных частиц. Его показатели очистки загрязнения нефтепродуктами составляют – от 75 до 90%, остатками ПВА – от 50 до 70%.

К охладительным сооружениям относятся пруды-отстойники, градирни и брызгальные бассейны. В водонепроницаемых котлованах вода специальными насадками рассекается на брызги и охлаждается потоками воздуха.

Конструктивными частями замкнутой сети являются подающие и обратные трубопроводы, циркуляционные насосы, очистные сооружения и фильтры, охлаждающие установки. Для водоемов, страдающих от сброса плохо очищенных стоков или горячей воды, такая система становится настоящим спасением.

Устройство оборотного водоснабжения на производстве

Информация. Кроме открытых систем охлаждения существуют закрытые конструкции, в которых вода не контактирует с воздухом. Снижение температуры происходит за счет теплообменных аппаратов.

Преимущества повторного использования

Высокие расходы на покупку и монтаж оборудования для оборотного водоснабжения не становятся препятствием для внедрения современной технологии на предприятиях.

  • Потребности в воде снижаются в 10 раз.
  • Существенная экономия финансовых средств.
  • Ответственное отношение к экологии и рациональному использованию ресурсов.
  • Отсутствие штрафов за грязные стоки.

Принцип замкнутой системы

Оборотные комплексы в промышленности

Владельцы предприятий, которые заботятся об экологии и умеют считать прибыль, переходят на прогрессивный метод – оборотное водоснабжение. Сфера его применения достаточно широкая:

Энергетика

Предприятиям энергетической отрасли – тепловым и атомным электростанциям вода необходима для охлаждения турбин или как рабочее тело – пар. Техническое водоснабжение объектов происходит двумя системами:

  • прямоточной;
  • оборотной.

Процесс происходит следующим образом: пар подается в градирни, охлаждается и конденсируется. С помощью насоса вода для охлаждения турбин и вспомогательных механизмов. Их природного источника берется вода для восполнения потерь, неизбежных в технологических процессах.

Схема градирни

Металлургия

Во многих технологических процессах вода используется исключительно для охлаждения. Она не загрязняется, а только нагревается, поэтому после остывания может применяться снова. На металлургических предприятиях схема оборотного водоснабжения сложнее. Жидкость нагревается и загрязняется различными примесями. Для дальнейшего использования в газоочистке потребуются пруды или градирни для охлаждения и механические фильтры очистки.

Нефтепереработка

На современных нефтеперерабатывающих заводах в замкнутом цикле, включающем фильтрацию и локальную очистку, находится 95-98% всей используемой воды. Для химической промышленности ведется разработка замкнутых систем, не требующих осуществления сброса стоков в водоемы.

Пищевая промышленность

Оборотное водоснабжение популярно на предприятиях отрасли. По этому принципу работают системы мойки тары, упаковки и сырья. Он используется в холодильных установках.

Машиностроение

Заводы по выпуску машин применяют воду в процессах гальванизации деталей. Замкнутая система сокращает ее расход на 90%. Использование в схеме замкнутой системы выпарной установки позволяет направлять солевой концентрат на переработку. Очищенная жидкость идет на промывку деталей, а продукция из концентрата – на подготовку электролитических растворов.

Прогрессивный метод внедряют на бумажно-целлюлозном производстве, в горной промышленности, мойке транспортных средств, на прачечных комбинатах.

Невозможно избежать потерь воды в производственных условиях. Частичное уменьшение ее объема происходит вследствие испарения. В оставшейся жидкости повышается уровень минерализации. Это ведет к негативным последствиям: активной коррозии и отложению солей. Добавление свежей воды важно для восстановления количества и состава циркулирующей жидкости.

Схемы систем оборотного водоснабжения

Внимание. Потери жидкости в замкнутой сети составляют 3-5%. Они восполняются свежей водой из источника.

Устройство оборотной системы для автомойки

Технологические процессы, связанные с мытьем автомобилей, сопровождаются потреблением большого объема воды и загрязнением стоков нефтепродуктами и ПВА. Чтобы снизить опасность попадания опасных соединений в природную среду, внедряется система повторного использования стоков. Установка замкнутой системы водоснабжения на мойках позволяет экономить до 90% воды и 50% моющих средств.

Замкнутая система на автомойке

Внимание. Для мойки 10 автомобилей требуется 1 м3 воды, при использовании оборотной системы таким объемом жидкости можно вымыть до 50 машин.

Технические стоки на автомойке проходят несколько этапов очистки:

  1. Стоки попадают в отстойник, накопительную емкость. С помощью механической фильтрации из воды удаляются крупные частицы загрязнения.
  2. Напорным насосом жидкость подается в мембранный флотатор. Здесь происходит пропускание воздуха под давлением через керамические мембраны для насыщения стоков пузырьками. В результате образуется пена, абсорбирующая остатки нефтепродуктов и моющих средств. Напорная флотация удаляет мелкий шлам и взвеси. Эти частицы попадают в накопитель, откуда периодически удаляются для дальнейшей переработки.
  3. После флотатора вода поступает в емкости с фильтрами для извлечения оставшихся частиц. Установка рассчитана на многократное использование, фильтры регулярно промываются обратным током воды, которая попадает в накопительную емкость для стоков.

Схема повторного водоснабжения мойки

Для окончательной обработки жидкости задействуется химическая (добавление реагентов) и биологическая очистка. Полное удаление загрязнений происходит микроорганизмами.

Помещение автомойки оборудуется двумя водными контурами. Они питают мощные аппараты для очистки транспорта. Один контур наполнен свежей водой, а второй – оборотной. Жидкость, используемая после переработки, применяется в первичной мойке. Им пользуются при нанесении моющих средств и предварительном смывании пены. Свежей водой осуществляется окончательное ополаскивание машин.

Внимание. Ополаскивание водой из прямого водопровода позволяет избежать появления белых разводов на поверхности автомобилей.

Оборотное водоснабжение автомоек составляет 90%, а на свежую воду для ополаскивания, приходится 10%. Установки для очистки стоков имеют различную производительность – от 3 до 40 м 3 /час. Системы малой мощности наиболее популярны, Они используются на большинстве автомоек с ручным и автоматическим оборудованием. Высокопроизводительные установки предназначены для крупных моечных комплексов, имеющих системы портального и туннельного типа. Их базовая комплектация:

  • отстойники;
  • фильтры;
  • система флокуляции;
  • датчики и манометры;
  • насосы.

При необходимости комплексы дополняют устройствами умягчения воды, аэраторами, дозаторами реагентов и другими приспособлениями. Количество циклов повторного использования зависит от возможностей оборудования. Оно составляет от 50 до 70 оборотов с очисткой. Цикл завершается сбором и утилизацией жидкости.

Оборотная система для загородного дома

В частных домах, где есть возможность разделить сети канализации и водоснабжения практикуется установка замкнутой системы, уменьшающей в несколько раз объем потребляемой свежей воды. Ее внедрение – действенный способ экономии ресурсов. Система функционирует по принципу обратного осмоса. Одна из ее особенностей это необходимость периодической замены старой воды.

Оборудование для системы оборотного водоснабжения

Внимание. Один из плюсов оборотного водоснабжения загородного коттеджа – увеличение срока эксплуатации автономной скважины.

Обеспечить работу оборотного водоснабжения позволяет монтаж специального оборудования. Оно включает многоступенчатые фильтры, различные реагенты и коагулянты, доводящие химический состав жидкости до санитарных норм. Мощное очистное сооружение совмещает три типа процессов:

  • механический;
  • химический;
  • биологический.

Контроль сети осуществляется автоматикой, показатели проверяются на соответствие заданным параметрам. Для поддержания эффективной работы комплекса требуются определенные климатические условия:

  • монтаж системы вентиляции для циркуляции воздуха;
  • температура не ниже отметки +5 0 .

Замкнутую структуру может иметь отопление и водопровод. В последнем случае происходит развитие биоценозов – совокупности микроорганизмов. Предотвратить составные части от биологического обрастания поможет периодическая промывка емкостей и труб. Специальные вещества полиалкиленгуанидины обеспечивают защиту от нескольких разрушающих факторов: коррозии, солей и биозарастания.

Для монтажа водоснабжения используются металлические трубы. Этот материал отличается прочностью и долговечностью, но под действием изменений в составе воды возникают коррозийные процессы. Применение пластика – оптимальный способ создания эффективной рециркуляции. Полимеры нейтральны к воздействию влаги, химических и биологических веществ, поэтому рекомендуются для создания замкнутых сетей.

Автомойка – прибыльное дело. Однако для его открытия необходимо собрать множество документов в разных инстанциях. Дополнительно требуется разрешение от местного СЭС, которое выдадут только при наличии системы очистки. Может возникнуть вопрос о целесообразности установки специального оборудования. Достаточно просто слить отработанную воду в городскую канализацию. Не стоит забывать, что на автомойках используют специальные моющие средства различного химического состава. В сточные воды автомоек попадают машинное масло и нефтепродукты. СЭС застраховывает от случайных выбросов опасных для экологии веществ при утечке сточных вод.

Для чего нужна очистка воды на автомойке

В Европейских странах владельцем автомоек разрешено сливать использованную воду в местную канализацию. Она вместе со сточными и ливневыми водами подвергается общей фильтрацией.

В РФ нормы другие. Их легко объяснить различиями в методах очистки сточных вод. У нас используется активный ил, который сильно страдает от нефтепродуктов и некоторых химических соединений. Волей не волей, но приходится предусматривать очистку воды на автомойке, что бы избежать больших штрафов проверяющих инспекторов или полного закрытия.

Дорогое оборудование не следует считать бесполезной тратой денег и очередными требованиями СЭС. Возможно извлечь из него значительную выгоду. Если для мытья машины используют аппарат высокого давления, то требуется большой объем воды: на 10 минут обслуживания одной машины около 200 литров воды. Сегодня количество используемой воды фиксируется счетчиками, на которых будут огромные объемы. Выходом станет очистные сооружение с замкнутым круговоротом воды. Это значит, что вода будет использоваться повторно после определенных методов очистки. Потери воды в нем будут только 10%. Соответственно плата будет происходить только за добираемые 10% воды.

Системы круговорота воды на автомойки

Очистка воды на автомойке

Самым простым вариантом станет механическая очистка от инородных тел. Она состоит из ряда песколовок и отстойников. Можно сравнить его с бытовым септиком большого размера.

Вторым вариантом может быть последовательная фильтрация с адсорбцией мелких частиц. Эффективно при небольшой концентрации загрязнений.

Популярной системой очистки воды для автомойки являются реагентная очистка и дальнейшая фильтрация.

Она может использоваться несколько раз, а отходы подвергаются утилизации.

Флотация – отделение инородных примесей от воды по их размеру и природе методом пропускания загрязненной воды через электрогидродинамические системы. Все работает под давлением. Во время флотации образуются газовые пузырьки, которые «притягивают» инородные тела и выносят их на поверхность.

Процесс очистки воды на автомойке

За один рабочий день на автомойках смывают несколько десятков килограмм глины и песка с маслами и нефтепродуктами. Для смывания грязи используют много воды со специальным моющим средством. Удаление инородных частиц было описано выше. Следует детально изучить классическую систему очистки воды на автомойке.

Отстойники являются обязательным атрибутом системы очистки. Она состоит из ряда различных емкостей для сбора и отстаивания воды. Посторонние фракции удаляются, вода улучшает свои органолептические свойства.

Далее воду подвергают тонкой фильтрации. Конечным этапом является абсорбция. После этого воду разрешено сливать в городскую канализацию. Но можно продолжить самостоятельно ее очищать для возможности повторного использования. Жидкость перегоняют через кассеты для оседания мелких частиц. Нефтепродукты удаляются с помощью флотации.

Выбор системы очистки воды для автомоек

Система оборотного водоснабжения «АРОС-4»

Сегодня на рынке присутствует множество фирм, которые быстро продадут и установят на автомойке систему очистки. Так что проблем с поиском оборудования возникнуть не должно. Однако ряд проверок установило, что только каждая 6 автомойка имеет эффективно работающую систему очистки. Как же попасть в эти 15%? Следует учесть несколько рекомендаций.

Как решить проблему очистки?

Большинство владельцев автомоек приходят в фирмы по продажам систем очистки с одной просьбой: быстрее и дешевле. Продавца это устраивает и он быстро производит монтаж экономного варианта очистки. Но через пару недель после установки системы начинаются проблемы.

Владельцам автомоек приходится договариваться с экологами с помощью взяток. Действующие ГОСТ имеют жесткие требования на воду, сбрасываемую в канализацию. Создается мнение, что следовать всем правилам невозможно. Многие просто игнорируют качество очистки воды.

Основные факторы выбора системы очистки воды для автомоек

В первую очередь, подрядчика следует ознакомить с техническими требованиями производителя моечного оборудования. Автоматические системы и аппараты высокого давления могут использовать только воду определенного химического состава. Если запланирована рециркуляция воды, то есть ее многократное использование, то следует обеспечить нужное качество воды. Иногда это просто упускают из виду.

Потом следует разобраться с составом сточных вод. Учитывают используемые моющие средства. Фильтры должны очищать не только от нефтепродуктов, но и от ПАВ.

На набор фильтров будет влиять и расположение автомойки. К примеру, за городом частыми посетителями будут джипы с большим количеством грязи, а вот в городе – легковые машины с противогололедными реагентами. Если подрядчик будет говорить, что это не имеет значение – лучше сменить его на другого. Системы очистки воды в обоих случаях будут совершенно разными. Не существует универсальных фильтров и систем! Первые недели вода будет чистой, но потом несоответствующие загрязнениям фильтры забьются и перестанут работать.

Не следует устанавливать маломощные аппараты – в будущем обойдется дороже. Но и выбирать объемные установки нерационально. Нужно примерно посчитать требуемый объем воды: на легковую требуется около 60 л, а грузовую – 120 л.

Экономить помогут восстанавливающиеся фильтры. На расходные материалы можно потратить большую сумму. Но следует помнить про сроки работы фильтра и вовремя его промывать, что бы он не пришел в негодность.

Осадок нельзя выбрасывать в городские мусоросборники. Заключают договор на вывоз собранного осадка. Для снижения его объема использую обезвоживание.

Часто предпочтение отдают полностью автоматическим системам, что бы не отвлекать персонал от основной работы. Но при повышении влажности электрика начинает давать сбои, а большое количество насосов нуждается в избыточном энергопотреблении.

Особое внимание обращают на антикоррозионное покрытие оборудования. Незащищенные поверхности в условиях высокой влаги выйдут из строя в течение года.

Сегодня модным стало расположение очистных сооружений под землей. Следует поинтересоваться стоимостью обслуживания подобных систем, что бы для замены одного фильтра не вызывать экскаватор.

Стоимость систем очистки для автомоек

Цена систем очистки лежит в диапазоне 4-15 тысяч долларов. Около 20% следует заплатить за ее проект, 20 % за монтаж и 7% за пусконаладку. Идеальным вариантом будет наем независимого эксперта, который будет контролировать все этапы монтажа системы – 10%. Если нет такой возможности, то постарайтесь прописать в договоре повторный анализ воды после двух недель работы. Только при его положительном результате можно подписывать акт приема выполненных работ.

Я несколько раз садился за написание этой статьи. Писал, перечитывал и понимал, что слишком далеко ухожу в дебри, поэтому бросал. С перерывом опять садился, опять перечитывал и бросал.

Причина в том, что если просто написать, что она на мойках самообслуживания нежизнеспособна), то никто не поверит. А если излагать теоретическую доказательную базу, то мы уходим глубоко в недра химии и начинаем писать об ионах и катионах, коагулянтах и реагентах, флотации и гидролизе и пр. Что неинтересно инвесторам, которые пришли прочитать о возможности внушительной экономии на воде.

В этот раз постараюсь написать кратко с минимальной доказательной базой. Итак, начнём.

Вопросы экономии

Стоимость воды каждый год растёт, а количество воды на успешных автомойках потребляется очень много. Даже на таком экономичном оборудовании как Aquarama, где на одну машину тратится менее 60 литров воды, суточное потребление при 100% загрузке мойки может достичь 47 кубометров в сутки (это в теории, на практике добиться 100% загрузки мойки крайне сложно).

Поэтому вопрос экономии на воде всплывает достаточно часто. Чаще всего у владельцев недорогого оборудования. Где изначально стоял вопрос об экономии на оборудовании, а когда начались трудовые будни, оказалось, что бюджетное оборудование оказалось расточительным в эксплуатации и не показывает обещанные продавцом результаты.

Также вопрос оборотного водоснабжения обязательно возникает у потенциальных инвесторов в бизнесе моек самообслуживания. Особенно когда в наличии участок с отсутствующей канализацией, а стоимость подведения крайне высокая либо подведение невозможно вовсе.

Впрочем, инженерные коммуникации вообще дорогой вопрос. Если вести коммуникации нужно несколько километров, то часто это экономически нецелесообразно.

Тогда активно начинает прорабатываться вопрос «оборотки» и перечитываются десятки статей в интернете, которые гласят, что оборотную воду можно и даже нужно использовать на автомойках самообслуживания.

Вернёмся из интернета на грешную землю, к реальным мойкам самообслуживания, и постараемся вникнуть в этот вопрос.

Выбор системы водоснабжения для автомоек самообслуживания

Если не читали нашу статью Особенности национального бизнеса моек самообслуживания , то настоятельно рекомендуем прочитать. А если читали, то напомню, чтобы данный бизнес стал успешен в долгосрочной перспективе, он должен быть конкурентоспособен. Ключевые факторы конкурентоспособности: качество мытья автомобиля и себестоимость этого процесса.

Чтобы добиться качественной помывки автомобиля, помимо автохимии высокого уровня, нужна очень чистая вода. В идеале – дистиллированная либо после системы обратного осмоса. Но достаточно просто умягчённой водопроводной воды высокого качества. Вполне логично, чем грязнее вода, тем хуже будет качество помывки. Вы же не моете автомобиль водой из лужи?

Вроде бы производители систем водоснабжения замкнутого цикла обещают хороший результат. Давайте посмотрим на данные системы внимательно.

Сразу отметим, что системы оборотного водоснабжения не могут стоить дёшево. Нам необходимо оборудование производительностью чуть меньше 2 кубометров в час для Акварамы или почти 3 м3 для бюджетного оборудования. Системы из низкого ценового диапазона, т.е. до полумиллиона рублей, обладают такой степенью очистки, что не во всякой луже найдётся вода такого качества, что выдают эти системы. Их покупают только с одной единственной целью – ради сертификата, без которого Роспотребнадзор не поставит заветный штамп, который разрешает работу автомойке. В реальности после таких систем даже в фекальную канализацию нельзя сбрасывать воду, а только на специальный полигон. Точнее сбрасывать можно, но после первого забора проб водоканалом тут же насчитаю либо штрафы, либо солидные суммы за доочистку до ПДК на весь объем воды.

По факту на таких системах избегают работать даже на автомойках с персоналом и с контактным способом помывки, т.к. разводов на автомобиле избежать невозможно.

Дальше речь будет идти о более дорогих системах, которые в состоянии очищать стоки с автомойки до норм сброса в ливневую канализацию. Их можно использовать для оборотного водоснабжения, т.к. они уже достаточно эффективно очищают воду. При указанной выше производительности, системы российского производства стоят от 1 млн. рублей и дороже, импортные начинаются от 1.5 млн. рублей.

При соблюдении технологии на таких системах замкнутого цикла уже можно работать. Правда, при трёх условиях: использовать специальную биоразлагаемую автохимию, пену или шампунь высоким давлением готовить на чистой воде, конечное ополаскивание делать на деминерализованной воде, которая будет приготавливаться также из чистой воды. Таким образом, в процессе мытья будет использоваться чистая вода только на четверть, остальная вода будет оборотная.

В таких системах используется многоступенчатый способ очистки. Чаще всего ключевой ступенью очистки является, скажем так, «биореактор». То есть разложение загрязнений происходит за счёт большого количества бактерий и микроорганизмов, которые буквально «съедают» грязь.

Вроде бы экономия налицо. Но это только на первый взгляд.

Специальная биоразлагаемая автохимия стоит существенно дороже обычной, а самое печальное, моет она ниже среднего. Кроме того, вода не идеально чистая. А по меркам химиков – грязная до безобразия. Это значит, что на всё оборудование ложится дополнительная нагрузка, и моечное оборудование изнашивается существенно быстрее. Пятилетняя гарантия Акварамы в этом случае на оборудование не распространяется.

Также нужно понимать, что у оборотной воды есть естественная убыль (чуть больше 10%). Плюс её нужно полностью заменять на чистую не реже раза в неделю. Иначе там образуется коктейль такой крепости, что бактерии не смогут с ним справиться.

У таких оборотных систем есть ещё один гигантский минус. Т.к. главным звеном очистки являются бактерии, то достаточно быстро в воде накапливается много «осколков органики», т.е. умерших бактерий и прочей биомассы. Что способствует быстрому зацветанию и гниению воды с ярко выраженным неприятным запахом.

С этим можно бороться, устанавливая обеззараживатель на ультрафиолетовых лампах, который будет убивать всё живое. К сожалению, он не может убить 100% органики в достаточно мутной воде. А за счёт благоприятной для микрофлоры среды вода будет успевать загнивать прямо в магистралях оборудования во время более-менее продолжительных перерывов между машинами. Поэтому в оборотную воду добавляют отдушку (чтобы перебить запах) и дезинфицирующие добавки, которые негативно влияют на качество мытья.

Так вот, если всё посчитать, то в реальности никакой экономии нет, при некритичном, но падении качества мытья. Единственный момент, когда появляется экономия, когда канализации нет вовсе. И за счёт снижения количества «ходок» иловоза мы увидим хоть какую-то выгоду.

Конечно, существуют более серьёзные системы очистки воды, которые преобразовывают отходы с автомойки до уровня питьевой воды. Т.е. после них можно сбрасывать воду в водоём или «на рельеф» (в канаву). Только стоимость таких систем стартует от 4 млн. рублей и требует тщательного профессионального обслуживания и дорогостоящих реагентов. Поэтому обычно их не ставят в силу экономической нецелесообразности.

Подводя итог

В качестве итога повторим сказанную ранее фразу: системы водоснабжения замкнутого цикла на мойках самообслуживания нежизнеспособны.

При отсутствии реальной экономии (зачастую мы видим даже не экономию, а увеличение стоимости владения такой автомойкой), они приводят к ухудшению качества мытья автомобиля. При наличии серьёзной конкуренции это сыграет пагубную роль, вплоть до закрытия бизнеса.


Олег Логачев

ООО "Оборудование моек самообслуживания"


29 Января 2018