Основные правила ландшафтного дизайна.

Следуя модным тенденциям, в наше время все больше людей стремятся оформить свой участок в соответствии с требованиями ландшафтного дизайна. Чтобы воплотить свои идеи и мечты в саду или на дачном участке, кто-то изучает горы книг, посвященных ландшафтному проектированию, кто-то записывается на курсы дизайна, другие же, опуская руки, приглашают профессиональных ландшафтных дизайнеров. Безусловно, чтобы овладеть могут потребоваться года, однако, чтобы обустроить красивый, органичный и уютный участок под окнами собственного дома, достаточно освоить азы ландшафтного дизайна.

У азов ландшафтного дизайна

Несмотря на то, что понятие «ландшафтный дизайн» появилось в обиходе современных садоводов сравнительно недавно, истоки этой науки уходят в глубину веков. История ландшафтного дизайна ведет свое начало от древних садов, которые впервые появились в Древнем Египте, Персии, Вавилоне. Это были так называемые «сады удовольствия», в которых выращивали различные виды цветов, а поверхность водоемов покрывали лотосами и нимфеями. Вершиной древнего ландшафтного искусства стали висячие сады Семирамиды, которые ныне считаются одним из Семи чудес света.

В глубокой древности зародилось пейзажное искусство и на территории Японии и Китая. В этих странах оно формировалось под влиянием восточной религии и философии, которые одухотворяли природное начало. Так появился восточный стиль ландшафтного дизайна, в котором каждый природный компонент, будь-то камень или водоем, имеет символическое значение.

В течение столетий формировалась концепция и основные законы ландшафтного искусства. Каждая эпоха внесла свои коррективы в эту сложную и неиссякаемую науку. Так, эпоха Средневековья подарила ландшафтному дизайну скульптурные аллеи и искусственные водоемы, в эпоху Ренессанса возник регулярный стиль садово-паркового искусства, который стал воплощением королевской роскоши и богатства. А вот в Новейшее время сформировались теоретические основы ландшафтного дизайна, его главные принципы, правила и законы.

  • С чего начать благоустройство участка

В наши дни уже никто не сомневается, что ландшафтный дизайн – это настоящее искусство, создание которого подчиняется определенным правилам, законам и принципам. Однако его основой являются три главных этапа – планирование и проектирование, подбор растений и создание ландшафтных конструкций.

  • Планирование и проектирование

Даже самый неопытный садовод должен понимать, что самым первым этапом создания ландшафтного дизайна в любом стиле является проектирование и планирование участка. Очень важно перед реализацией любой идеи составить на бумаге план размещения всех объектов, ведь только в этом случае удастся получить продуманный и стилистически завершенный ландшафтный дизайн. Кроме того, предварительное планирование позволяет определить порядок проведения инженерно-технических работ (системы полива, освещения), а также грамотно разграничить пространство, выделив зону для отдыха, фермерскую зону, игровую зону и сад.

К выбору растений для оформления приусадебного участка необходимо подойти со знанием дела, ведь именно они являются самым важным элементом ландшафтного дизайна. Выбирая растения, необходимо обращать внимание не только на их форму и цветовую гамму, но и учитывать такие факторы, как стиль ландшафтного дизайна, климатические условия, особенности ухода. Только в таком случае растения станут органической частью ландшафтного дизайна и будут радовать своим буйным цветением не один сезон.

Создание ландшафтных конструкций

Ключевую роль в дизайне любого сада или парка играют не только растения, но и ландшафтные конструкции (малые архитектурные формы), ведь они не только способны стать ярким украшением садового участка, но и наполнить его уютом, гармонией и комфортом. Подбирать малые архитектурные формы следует в соответствии с общим стилем ландшафтного дизайна. Так, неотъемлемыми компонентами восточного стиля в ландшафтном дизайне станут бамбуковые мостики и пагоды, а вот французский сад невозможно представить без изящных арок, скамеек и беседок, украшенных художественной ковкой или резьбой по дереву.

Основные правила дизайна участка

Многие люди убеждены, что искусство создания парков и садов подвластно только специалистам. На самом деле, создать привлекательный дизайн сада и приусадебного участка сможет каждый, даже самый неопытный садовод, конечно, при условии соблюдения основных правил ландшафтного дизайна для начинающих.

Стиль ландшафтного дизайна

Без сомнения, чтобы украсить садовый или дачный участок, можно засадить его своими любимыми растениями, разбить на нем прекрасный пруд или расставить изящные скульптурные композиции. Однако такой сад будет выглядеть хаотично. Чтобы общий вид участка выглядел гармоничным и завершенным, все компоненты ландшафтного дизайна должны быть выполнены в едином стиле. Это может быть изящный и утонченный регулярный стиль, сдержанный английский стиль, ультрасовременный хай-тек или, например, уютный восточный стиль. Сегодня известно немало стилей ландшафтного дизайна, каждый из которых по-своему прекрасен и интересен.

Единство созданной композиции

Чтобы ландшафтный дизайн выглядел привлекательно, нужно добиться единства созданной композиции, иначе говоря, такого соотношения растений и сооружений в саду, которое радовало бы глаз и вызывало ощущение гармонии. Вряд ли сад украсят разноцветные тюльпаны и ирисы, соседствующие с хвойными деревьями, нелепо будет смотреться огромный фонтан на крохотном газоне или большая скамья посреди маленького сада. Невозможно создать единую композицию и посредством использования разнофактурных материалов. Одним словом, гармония в ландшафтном дизайне должна проявляться во всем – в цвете, фактуре материала, цветочных схемах и пропорциях.

Простота и баланс компонентов

Несмотря на обилие интересных идей, которые можно найти на страницах журналов и в интернете, не стоит загромождать пространство приусадебного участка малыми архитектурными формами и вычурными цветами, ведь это может испортить общую композицию. Опытные дизайнеры утверждают, что оптимальным решением будет использование не более четырех основных цветов, которые должны повторяться во всех дизайнерских элементах.

Основные принципы ландшафтного дизайна:
планирование; подбор растений, кустарников;
посадка; уход; и т.д.



Для того чтобы удачно воплотить свои или позаимствованные проекты озеленения, желательно иметь представления о базовых принципах
ландшафтного дизайна. Тогда полученный результат будет долгое время радовать ваш взгляд и не вызовет никаких сожалений.

Итак, вот основные положения, которые помогут создать интересное оформление придомовой территории.


В первую очередь нужно позаботиться о единстве пространства. Ландшафт в целом должен оставлять впечатление целостности и единства. Такого эффекта можно добиться, если в разных частях сада размещать похожие элементы (растения или украшения), соблюдать общую цветовую гамму и отдавать предпочтение лишь некоторым формам. Хорошей идеей станет оформление пейзажа в согласии с какой-то определенной темой или стилем.

Следующий принцип - простота. Старайтесь всегда находить более простое решение и не усложнять дизайн без особой надобности. Используйте не больше двух или трех цветов, постарайтесь не слишком увлекаться фигурками или валунами. Внести необходимые акценты вы сможете уже после того, как проект будет осуществлен и появится возможность оценить дизайн целиком.

Следующим шагом должно стать решение, какой баланс вы выберете для своего ландшафта. Он может быть симметричным и асимметричным. Симметричный баланс подразумевает повторение одних и тех же элементов, только в зеркальном отражении, относительно какой-нибудь воображаемой оси. Такой осью может стать, например, садовая дорожка или линия дома. Повторять можно группу растений, их высоту и цвет, форму клумб.
Применение асимметричного баланса уже требует определенных навыков составления композиций. Этот тип баланса означает единство всех основных характеристик (структура, форма и тип растений, цвет) на фоне одного хаотически меняющегося фактора, например, валуны могут быть разбросаны по территории в случайном порядке и при этом иметь различные формы и размеры.

Следующий принцип посвящен значимости работы со светом. Тут нужно знать несколько правил. Теплые цвета кажутся более близко расположенными по отношению к наблюдателю, чем холодные, которые наоборот, как бы отодвигают объект подальше. Серый, черный и белый считаются нейтральными цветами и идеально подходят для создания фона.

При составлении дизайна очень важно соблюдать плавность переходов между отдельными элементами. Высота растений, их цвет, форма, размер листвы должны изменяться постепенно от одной группы к другой. Плавный переход от более высоких растений к более низким создаст эффект глубины пространства и сад будет казаться более просторным, чем он есть на самом деле.

Пропорция - последний, но не менее важный из базовых принципов ландшафтного дизайна. Следите за соответствием размеров соседних элементов и площадки в целом, иначе громадная скульптура посреди маленького сада будет смотреться нелепо, а небольшой фонтанчик просто затеряется на огромном открытом пространстве.

Проектируем участок. Советы специалистов.:

Важно:

Земля должна быть всегда плодородной (самовосстанавливаться). Нужна подкормка, «отдых» и иные работы. Земля всегда требует ухода.
Разнообразие культур на участке должно удовлетворять потребностям семьи: эстетика цветов, еда на грядках и т.д.
Дизайн всего участка должен быть красивым, удобным и функциональным.
Дом должен быть энергосберегающим, экологически чистым, автономным от общего электроснабжения, водопровода, канализации.
Планировка дома должна соответствовать профессиональным и творческим наклонностям семьи.

Полезные «мелочи»

1. Живая изгородь. Это своеобразная защита и украшение участка. Сколько рядов кустарников и деревьев будет и какие именно виды? Все зависит от вашей климатический зоны. В средней полосе России рекомендуется использовать: сирень, шиповник и т.п.
Можно посадить растения медоносы (запах...!), красивоцветущие (весной, летом и осенью), вечнозелёные (даже зимой красиво).

2. Лес на участке. Какие деревья сажать? Будут ли они расти по всему периметру равномерно или будут рощи (кедровая, дубовая, берёзовая или смешанная из разных пород)? Есть ли в плане аллеи? А экзотические растения, для вашей местности, (например тис или « золотой дождь »)? Под лесные деревья отводят обычно от 20 соток земли и более.


3. Водоём. Будет ли пруд или озеро? Это не только украшение участка. Водоём избавит от хлопот по поливу участка и увеличит влажность воздуха, а это - очень нужно многим растениям. Площадь водоёма советуем выбрать от 1 до 3 соток. Чем больше водоём, тем больше хлопот по созданию, зато, меньше по поддержанию - возрастает стабильность водной экосистемы. В самом глубоком месте глубина должна быть 1,5...2,5 м. Это нужно, чтобы зимой вода не промерзала и для некоторых видов рыб и растений. Для водоёма следует выбрать самый влажный участок земли, где весенняя влага высыхает в последнюю очередь, там грунтовые воды ближе всего.


4. Сад. Какие плодовые деревья и кустарники вы планируете посадить?
Большинство деревьев лучше плодоносят при перекрёстном опылении, а некоторые растения - двудомные (мужские и женские). Следовательно, должно быть, хотя бы, по два экземпляра выбранных растений. Есть разные виды и сорта: одни - ранние, другие - средние и поздние. Какие выберите Вы? После составления списка плодовых растений, можно определить площадь сада.


5. Огород. В одном месте или несколько участков? Сколько культур предполагается?
Учитывайте, что у вас на полянках будут расти лечебные травы, о которых сегодня многие забыли.


6. Дом. Продумывайте проект дома уже сейчас. Он должен вписаться в окружающую архитектуру участка.

ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН: ЕГО ОСНОВЫ И ЗАКОНЫ.

Ландшафтный дизайн, как и все другое, имеет свои основы, правила и каноны.

Прежде, чем приступать к пояснениям того, на чем построены основы ландшафтного дизайна, стоит определиться с самим понятием. Итак, ландшафтный дизайн ― это ландшафтная архитектура, вернее ее область, которая в отличие от проектирования ориентирована на небольшие участки земли, а, следовательно, требует меньше времени для реализации.

В ландшафтном дизайне могут сочетаться элементы науки и искусства, в результате чего удается повлиять на функциональность и эстетическую его составляющую.

Одна из основных функций ландшафтного дизайна ― приведение к естественной гармонии окружающей природы и современных строений. Чтобы добиться такого эффекта дизайнер досконально должен понимать, в чем заключаются основы ландшафтного дизайна, на чем построены принципы современного искусства в этой сфере.

Главные элементы искусства в сфере ландшафтного дизайна

В состав основных широко применяемых в ландшафтном дизайне элементов искусства входят:

§ масштаб;

§ цвет;

§ текстуру;

§ форму.

Эти основные понятия нужно рассматривать не только в совокупности, но и по отдельности, для определения природы каждого.
Каждый человек предъявляет свои требования к стилю, каждый делает все возможное, чтобы максимально приблизиться к мысленно созданному идеалу, реализовать который получится в рамках имеющихся финансовых возможностей.

Владельцам земельных участков, дач, садов очень хочется облагородить территорию так, чтобы земля оказалась не только полезной, но и красивой.

И если с понятиями дизайна интерьера многие уже досконально знакомы, то основы ландшафтного дизайна для большинства пока остаются загадкой. Более того, далеко не каждый может даже мысленно представить себе то, каким должен стать земельный участок, имея дефицит знаний в области ландшафтной архитектуры.

Что может быть лучше, чем выйти теплым вечером на крыльцо дома, полюбоваться закатом из собственной беседки, послушать пение птиц на красиво оформленной поляне, благоухающей цветами и травами? Оформляя участок возле дома главное, ― позаботиться о том, чтобы каждый его элемент вызывал чувство тихой радости и безмятежности.

Густой зелены газон, нежный шелест листвы деревьев, журчание собственноручно созданного ручья, плеск рыбок, ароматы, исходящие от живой изгороди, обязательно поднимут настроение даже в непогожий день, а значит, именно таким должен стать ландшафтный дизайн на участке, ― успокаивающим и расслабляющим.

Стили в ландшафтном дизайне

В ландшафтном дизайне существует несколько стилей, каждый из которых интересен.

На сегодняшнем этапе можно выделить несколько основных стилей ландшафтного дизайна, среди которых:

§ английский;

§ кантри;

§ японский;

§ природный;

§ смешанный;

§ китайский.

Аксессуары регулярного сада

  • античная скульптура, каменные шары
  • арки, классические колонны, вазоны
  • кованые перголы и скамьи
  • бордюры в классическом стиле

Аксессуары английского сада

  • скамьи из натуральных материалов, расположенные под деревьями или на подпорных стенках
  • старинные предметы, изделия ручной работы
  • керамическая плитка, вкрапленная в дорожку
  • контейнеры или вазоны для цветов

Аксессуары стиля кантри

Стиль эко-сад

В настоящее время эко-стиль в саду пользуется огромной популярностью. Он воссоздает на участке уголок дикой природы. Такой сад совершенно нетребователен к уходу.

Цветовая палитра эко-сада

Цвета эко-стиля: природные цвета.

Аксессуары эко-стиля

  • грубоватая садовая мебель
  • кострище
  • шалаш или простой навес
  • пни, спилы деревьев, коряги, скамьи из бревен
  • поделки из лозы и веток
  • дощатые или бревенчатые мостики
  • светильники в кронах деревьев

Японский и восточный стили

Японский сад

Традиционные японские сады предназначены для тихого миросозерцания, обеспечивая духовное убежище для его обитателей. Основное внимание при создании восточного сада уделяется природе. Элементы японского сада символизируют природные элементы. Геометрические фигуры и искусственные материалы не используются в восточном ландшафтном дизайне. Сад должен иметь естественный и гармоничный вид, который располагает к созерцанию.

В России японский стиль сада не используется в чистом виде, здесь применяются мотивы, приемы и символика этого сада. Не стоит делать весь участок в японском стиле, лучше, если «японским» будет только какой-то уголок сада.

Сад в стиле хай-тек

Ландшафтный стиль хай-тек

Стиль хай-тек – это стиль сада для занятых людей. Для создания элементов хай-тек сада используются современные материалы, а именно: поликарбонат, композитные материалы, стекло, металл, пластик и т.д. Уникальность сада достигается путем создания интересных конструкций, оригинальных форм растений и способа расстановки элементов декора.

Стиль модерн (арт-нуво)

Сад в стиле модерн

Стиль модерн известен своими обтекаемыми формами. Это эстетический и изысканный стиль. Как правило, в саду в стиле модерн большее внимание уделяется малым архитектурным формам и структуре, а не растениям. Стиль модерн, иначе - арт-нуво, создает впечатление элегантности и дороговизны. Особенностью этого стиля являются извилистые, плавные, дугообразные линии.

Садовый минимализм

Сад в стиле минимализм

Садовый минимализм пришел к нам из интерьера. Он подразумевает под собой простоту и лаконичность дизайна. Но реализовать этот ландшафтный стиль в саду не так уж и просто. Ведь нужно очень постараться, чтобы, имея в распоряжении минимум составляющих, максимально выразить идею.

Закон доминанты

Главное здесь ― подчинение. В рамках закона обыгрывается тема господина и слуг. На участке это будут главные и второстепенные элементы, окруженные определенными декорациями.

Участок в этом случае планируется с обозначением доминантных мест.

Главное, оформление в этом стиле не должно быть монотонным и банальным. Чаще всего используется прием разделения сада по вертикали деревьями с яркими цветочными клумбами. Здесь важно не переборщить с акцентами, которые могут вызывать утомление. Планируя доминанту, нужно понимать, что чем ярче она будет, тем больше нужно будет обустроить нейтральной территории.

В роли доминанты может выступать все, что угодно, в том числе и самое дорогое, что есть на участке. Например, оригинально доминируют подсолнухи, на фоне которых получаются просто замечательные фото.

На роль фона чаще всего выдвигается газон. Но, при желании можно именно газон сделать доминантой, если окружить его кустарниками и цветами. На музыкальном языке такой прием называют тихой кульминацией.

Закон простоты

В случае выполнения дизайна по закону простоты главное ― достичь выразительности, используя минимум средств. При этом речь совсем не о минимализме, а о том, чтобы избежать перегруза ― главного врага художника. Суть оформления в данном случае заключается в исключении всех лишних деталей, в том числе и растений. На небольших участках лучше избегать смешения стилей, так как дело это совершенно бесполезное и неблагодарное. Стиль, как правило, задается имеющимся объектом на участке, например, колодцем, баней или самим домом. Не нужно пытаться объять то, что объять невозможно.

Закон треугольника

Те, кто досконально изучают основы ландшафтного дизайна, наверняка уже слышали о том, что такое пропорции золотого сечения. Для того чтобы приблизительно рассчитать их, потребуется взять равносторонний треугольник, после чего провести высоту, разделить ее пополам и провести параллельную основанию линию. В итоге получится трапеция, глядя на которую можно будет определить количество необходимого материала.

В рамках этого закона важно соблюдать некоторые основные правила, например, не использовать компоненты в равных частях. Так, например, запланированная в трех цветах клумба не может быть разделена на равные части. Один из цветов должен преобладать над другим, тогда как третьего нужно будет добавить совсем немного. Правило трех действует здесь повсеместно:

§ три формы;

§ три размера;

§ три цвета.

Эти сочетания обыгрываются разными способами при обустройстве дорожки, клумб, дополнительных элементов.
Три, кстати, очень интересное число, так как вызывает на подсознательном уровне ощущение безопасности. Создать уникальные художественные композиции из двух предметов вряд ли получится, а вот из трех ― вполне. И не важно, что это будет, два куста и дерево, 2 клумбы и газон и так далее.

Закон круга

Закон круга существует не только в ландшафтном дизайне, это один из основных законов.

Изучая основы ландшафтного дизайна, обязательно нужно знать и закон круга. Принцип создания дизайна в рамках соблюдения закона прост: на координатную сетку наносятся цвета: в верхней части желтый, в нижней синий, справа ― красный, а слева ― зеленый. Смешивая цвета, можно получать разные их оттенки.

Цвета из одного полукруга являются не только родственными, но и контрастными, тогда, как цвета из противоположных частей круга считаются только контрастными. Каждый цвет имеет свою степень насыщенности и светлоты. Самые насыщенные цвета используются для создания доминантных композиций. Для смягчения тонов применяются листья серебристого или сизого цвета.

Закон квадрата

Это еще один закон, входящий в основы ландшафтного дизайна. Закон построен на четырех сторонах света: севере, западе, юге и востоке. Важно помнить о том, что каждое растение может расти в определенных условиях освещенности. С этими требованиями нужно мириться тем, кто заинтересован в оформлении сада согласно плану ландшафтного дизайнера.

Кроме того, в разных условиях освещенности один и тот же цвет имеет разный вид. Например, чарующего мерцания белого можно добиться в тени, а свечения его же ― в условиях тумана. При ярком освещении белые растения теряют загадочность.

Планируя клумбу, нужно помнить о том, что некоторые цвета способны визуально расширить пространство, тогда, как другие, наоборот, сузить.

Самое главное ― правильно разделить пространство, при этом, сделать это нужно так, чтобы участок оставался гармоничным и целостным. Добиться такого эффекта просто, если в разных уголках сада разместить похожие элементы, или соблюдать единую цветовую гамму.

Приемы ландшафтного дизайна

Какие правила надо соблюдать, чтобы ваш участок не превратился в хаотичный набор не связанных или неудачно связанных между собою частей-элементов? Каковы законы, приемы и, если хотите, тайны мастерства, которыми пользуется ландшафтный дизайнер, оперируя природными материалами?

На протяжении многих веков мастера, создававшие сады и парки, придерживались законов и правил, подсказанных им природой и общих для других видов искусств. В садах сконцентрировались, слились воедино архитектура и живопись, поэзия и музыка, но законы ландшафтного построения оказались ближе всего к законам построения пространства, т.е. к законам архитектуры. Поэтому мы говорим об искусстве организации окружающего пространства средствами природного ландшафта как о ландшафтной архитектуре сада.

Естественный ландшафт формирует пять основных компонентов , тесно взаимосвязанных друг с другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир. Мы знаем, что на земле осталось очень мало уголков, где ландшафт сохранился в своем первозданном виде, - большинство ландшафтов искусственно созданы человеком. Современные загородные усадьбы - это также ландшафт, созданный руками человека. Поэтому дачникам и садоводам, по существу, создающим новый облик пригородов, важно использовать приемы и законы ландшафтной архитектуры - ведь это законы гармонии и красоты, законы самой природы.

Изображение природы на холсте картины или на плоскости стены в интерьере - это иллюзия реального пространства. До нас дошло много картин, изображающих отдельные пейзажи или когда-то существовавшие сады и парки. Из истории известно, что были и картины-обманки, которые применялись в древних садах с целью зрительно расширить пространство сада. Декораторы расписывали стены и ограды. Таковы росписи стен "Верхового сада" в Кремле, роспись галереи Гонзаго в Павловском парке. И наоборот, на основе пейзажей, придуманных живописцами, даже фантастических, садовники создавали реальные пейзажи в парках и садах. Этим не ограничивалось взаимодействие садово-паркового искусства с живописью: в обоих искусствах действуют законы перспективы и колористики, законы композиции пространства - иллюзорного и реального.

КОМПОЗИЦИЯ

Под композицией (от лат. compositio - связь, соединение) понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Иначе говоря, размещая растения и сооружения в саду, мы должны добиться такого их соотношения, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение гармонии. Взаимосвязь пространства, плоскости и объемов выражается объемно-пространственной композицией и основана на общих закономерностях построения ландшафта малого сада.

При решении композиционных задач необходимо учитывать целый ряд свойств , которыми обладают пространственные формы. Они аналогичны свойствам, выделенным в архитектуре, также оперирующей пространственными формами. Сюда входят: геометрический вид формы, ее величина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность (светотень).

Соотношения форм по их свойствам представляют собой средства композиции . Важнейшими из них являются: единство и соподчиненность, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы. Они определяют соотношения пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету, освещенности и т. д. Сюда же входят такие приемы, как симметрия, асимметрия, равновесие, ритм, контраст, нюанс, масштабность и т. д.

Все эти свойства и их соотношения тесно связаны между собой, и выделить среди них главные и второстепенные, а тем более разделить их практически невозможно. Они неразрывно связаны. Значение этих свойств и их соотношений в композиции определяется в каждом конкретном случае. Однако в целях изучения лучше рассмотреть их отдельно.

Соотношения форм по цвету.

Цвет является одним из важных средств художественной выразительности композиции. Следует учитывать сезонные и возрастные изменения цвета растений, общую цветовую гамму пейзажей, колорит цветников.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, стволов, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и ранневесеннее время цветовой тон определяется окраской ветвей и стволов. В течение круглого года значительное место в колорите пейзажа занимают вечнозеленые растения: пихта, ель, сосна, можжевельник. В южных широтах используется широкий ассортимент вечнозеленых лиственных и хвойных.

Основным фоном для древесных и цветочных растений служат газоны, которые с апреля по сентябрь варьируют по оттенкам зеленого цвета: от теплых до холодных тонов.

ПЕРСПЕКТИВА

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Законы перспективы были открыты мастерами Возрождения, разработавшими математически точную систему построения пространства. Леонардо да Винчи писал, что теория линейной перспективы разъясняет явления видимых форм, величины и цвета в зависимости от их положения в пространстве.

Различают перспективу линейную и воздушную .

И в природе, и на картине вы замечаете, как сходятся на горизонте уходящие от вас параллельные линии. При этом все вертикальные линии остаются вертикальными, уменьшаясь по величине, - чем дальше они от наблюдателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на переднем плане могут казаться выше более высоких, расположенных вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы.

Воздушная перспектива - это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения.

Пространственные изменения цвета называют также цветовой (колоритной) перспективой.

В отличие от живописи с ее условным изображением природы в ландшафтном искусстве глубина пространства - это реальность, и использование законов перспективы (уменьшение величины предметов с их отдалением, смягчение контраста света и тени, изменение насыщенности цвета и появление голубой дымки, окутывающей задний план пейзажа) помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства.

Перспектива включает в себя точку обзора, тот объект или объекты, которые подлежат обозрению, и промежуточное поле. Все эти три компонента должны создавать единство и обычно задумываются как одно целое. Если некоторые компоненты уже существуют и их предполагается сохранить, то другие должны быть решены в соответствии с ними. Перспектива и связанные с ней функциональные зоны сада должны быть сходны. Если перспектива проектируется как продолжение пространства или функциональной зоны, следует позаботиться о взаимосвязи их характера и масштаба. Например, перспектива, открывающаяся с террасы сельского дома, вряд ли может иметь достойное завершение в виде элемента индустриального пейзажа. Для перспективы основным принципом является то, что ее завершение оправдывает ее начало, а начало оправдывает конец.

По существу, весь мир пронизан и переплетен красивыми перспективами, перспективами внутри самих перспектив - большими и малыми. Некоторые из них имеют глубину не более вытянутой руки. Прекрасные перспективы не обязательно должны быть искусственно задуманы - их просто необходимо найти и сделать видимыми с нужного места. Очень важно соответственно оформить каждый такой вид.

Перспектива - это настойчивый направляющий магнит для глаза. Перспектива может вызывать ощущение движения или покоя. Некоторые перспективы заведомо статичны. Они предназначены для обозрения с одной определенной позиции и видны во всей своей полноте только с этой точки. Другие раскрываются с нескольких точек при движении по саду.

Перспектива обрамляется тремя плоскостями - верхней, горизонтальной и вертикальной. Вертикальные плоскости - "стены" сада - могут создаваться подстриженной листвой кустарника, рядами деревьев, или забором. Плоскость или плоскости основания - "пол сада" - могут иметь наклон, могут быть ровными или устроенными в виде террас с травяной, водной, мощеной или другой поверхностью. Верхней плоскостью - "потолком" - служит в саду небо или полог листвы раскидистых деревьев.

Чтобы зрительно увеличить глубину пространства, когда размеры сада ограничены, можно сознательно создать систему промежуточных планов из растений (их называют кулисами), которые направляют взгляд к горизонту. Для увеличения глубины пейзажа размещают группы деревьев и кустарников так, чтобы по мере удаления от зрителя их размеры сокращались.

Обратная задача - оптическое сокращение пространства - обычно возникает на крупных по площади участках и в случаях, когда садовод хочет зрительно включить окружающий ландшафт в пространство своего участка. Для этого увеличивают количество кулис и последовательно расширяют обзор, раздвигая их в стороны.

Забор, особенно высокий и глухой, от которого на какое-то время вряд ли можно будет отказаться - серьезное препятствие к установлению прямого контакта между вашим садом и окружающей природой. Его можно замаскировать растениями.

Убрав или просто скрыв заметную ограду, мы добавим мы очарования саду. Эффекты воздушной перспективы строятся на законах восприятия цвета и эмоционального воздействия его па человека.

ЦВЕТ

В природе бесконечно и постоянно сменяется окраска растений, в общем колорите сада участвует и цвет поверхности земли: черный пар или газон, мощение дорожек и площадок, цвет неба. в том числе и отраженного в воде. И, конечно, цвет дома, сарая, садовой мебели.

Очень важно, чтобы в саду не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса красок.

Эмоционально цветовые сочетания воспринимаются в различных соотношениях. И строятся они по правилам цветовой гармонии - либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета.

Цвет воспринимается человеком разносторонне - не одним зрением, а с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние и даже вкус. По степени возбуждения и характеру эмоционального воздействия цвета расположены в том же порядке, в каком они следуют в цветовом спектре. Соответственно они разделяются на теплые, или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют возбуждающе, и холодные (синий, голубой, фиолетовый), которые действуют успокаивающе. Зеленый находится в середине спектра - это "цвет физического равновесия". Эмоциональная реакция на цвет обусловила появление определенных ассоциаций, а вместе с ними - символики цвета.

Р. Хен в книге "Азбука цветов" приводит следующие данные реакции человека на цвета и их символику, установленную на основании обобщения ряда научных наблюдений:

  • желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости: зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядовитое, сернистое, жесткое (символика: жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости; ярко-желтый - зависть, своеволие, ненависть. лживость);
  • оранжевый - теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильно действующий (символика: тепло, радость, солнце, власть, тщеславие);
  • красный - наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими; светлые оттенки красного действуют возбуждающе, наступательно, темные - серьезно, солидно (символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, революция, огонь, праздничность);
  • фиолетовый - светлый, но также и мрачный, торжественно-роскошный, служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное действие (символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба);
  • синий - тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный, но полный энергии; голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные (символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие);
  • зеленый - связующий, успокаивающий, мирный, пассивный; светло-зеленый - оживленный, веселый; темно-зеленый - холодный, сдержанный, отступает на второй план рядом с желтым, оранжевым и красным, но оттеняет синий (символика: надежда, покой, мир, плодородие);
  • белый - нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными окрасками, в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность (символика: невинность, целомудрие, чистота);
  • черный - нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов (символика: траур, скорбь, серьезная торжественность).

Физиологическое, или терапевтическое, воздействие цветов (цветотерапия) привлекало и привлекает внимание ученых. В санаториях отдельные участки сада оформляют в серебристо-синих тонах, организуют так называемые "голубые сады", действующие успокаивающе на нервную систему человека. К примеру, с этой целью могут быть использованы такие растения, как ель колючая (форма голубая), ива белая, лох узколистный и серебристый, сцилла, мускари, незабудка, лобелия, василек, нигелла и многие другие растения.

Средневековые врачи, веря в магическую силу некоторых цветов, пытались лечить цветотерапией многие болезни. Такие методы частично сохранились и в наши дни. Французские психиатры лечат больных шизофренией, помещая их в комнаты со стенами, окрашенными в специально подобранные тона.

Более эффективной в наши дни признана пейзажетерапия - лечение серьезных нервных и психических заболеваний на природе с использованием специально созданных ландшафтными архитекторами и дизайнерами пейзажей - спокойных, грустных, веселых, создающих ощущение защищенности или, напротив, свободы, простора. При движении по такому саду происходит не только смена настроения и эмоций, медицинские датчики фиксируют положительные физиологические реакции организма: снижение кровяного давления, улучшение состава крови и др.

Все эти факты говорят о том, что разные цвета по-разному влияют на организм человека, и показывают, насколько велики возможности ландшафтного дизайна.

Все цвета разделяются на хроматические и ахроматические .

Хроматические цвета - это цвет спектра: красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый (резких цветовых градаций в спектре нет, и указанные цвета выделены условно).

Ахроматические - белый, черный и все оттенки серого. Они характеризуются лишь светлотой или ощущением яркости, которая определяется в процентах от яркости белого цвета.

Белый цвет, как контраст со всеми темными оттенками, вносит свет и оживление, создает эффект объемности в растительных композициях. Черный цвет, напротив, уменьшает объемность и усиливав действие теплых тонов - желтого и красного.

Цвет характеризуют три компонента: цветовой тон , насыщенность (чистота) цвета, светлота (яркость).

Насыщенность (чистота) зависит от степени "разбавления" спектрального цвета белым. Светлота (яркость) - это степень отличия этого цвета от ахроматического (белого), равного ему по светлоте.

В природе мы никогда не увидим чистых, насыщенных тонов. Есть, конечно, виды растений с насыщенным цветом, но чаще - с вялым, размытым.

Усилить ощущение насыщенности бледно-красного цвета растения можно, например, разместив его рядом с зеленым; желтого - включив в композицию фиолетовый. Методом подбора цветовых компонентов можно снизить насыщенность какого-либо цвета, разместив, например, рядом с ярко-синим растением красное. При сочетании нескольких цветов ощущение насыщенности каждого из них тоже уменьшается, тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге. Любопытно, что все светлые тона кажутся легкими, все темные - тяжелыми. Насыщенный желтый цвет как бы приподнимает, он стремится вверх; особенно ощутимо это на темном фоне. Голубой цвет воспринимается тоже как легкий, парящий.

В специальных учебниках по цветоведению есть таблицы восприятия цветного рисунка на фоне, окрашенном в другой цвет. Это пример одновременного цветового контраста, который также учитывается в ландшафтном проектировании, особенно при составлении цветников.

Все теплые тона при дневном освещении производят впечатление близких. Это цвета переднего плана, зрительно приближающиеся к нам. Холодные цвета, напротив, отдаляются, их используют для передачи глубины пространства. Чистые и сочные тона в отдалении стушевываются в голубой дымке. Синие и голубые тона при этом не изменяют своего цвета, они даже несколько сгущаются при удалении.

На этом и основан прием размещения на дальнем плане холодных, сине-голубых оттенков. Такой же эффект удаления создаст размещение на заднем плане темнолиственных пород, синих и голубых пятен цветников.

Вообще цветовая палитра сада насчитывает около 130 оттенков. Общий же колорит пейзажей меняется не три раза в году, как считают многие, а не менее девяти раз:

  • 1-я фаза-ранняя весна (мартначало апреля), общий колорит парка серовато-черный;
  • 2-я фаза - весна (апрельначало мая), преобладают пурпурные, желто-зеленые тона слабой насыщенности и светлоты;
  • 3-я фаза - конец весны (май - начало июня), растения окрашиваются в нежные (средней светлоты) зеленые тона;
  • 4-я фаза - начало лета (июнь - июль), преобладают насыщенные зеленые тона;
  • 5-я фаза - конец и вторая половина лета (июль - август), характеризуется темно-зеленым колоритом;
  • 6-я фаза - осень (сентябрь - октябрь), преобладают желтые, красные тона разной насыщенности;
  • 7-я фаза - поздняя осень (ноябрь - декабрь), в это время насаждения имеют серовато-бурый (слабонасыщенный желтый колорит);
  • 8-я фаза - начало зимы (декабрь - январь) - слабонасыщенные, сине-фиолетовые, серые тона;
  • 9-я фаза - вторая половина зимы (февраль - март) с темно-серым колоритом.

С ранней весны до поздней осени вы можете наблюдать нюансную, па первый взгляд малозаметную среду общего колорита сада.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, ствола, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и раннеосеннее время цветовой гон определяется окраской ветвей и стволов.

В создании колористики малого сада одинаково важны и общий подход к цвету, и продуманность, отточенность в деталях. Что имеется в виду? Важно помнить, что в общий колорит сада входит и окраска стен дома, ограждения сада, цвет мощения дорожек и площадок, садовой мебели. Красный кирпич, теплые тона деревянных конструкций, серые оттенки бетона - все эти цвета занимают в саду должное место.

Мы уже говорили о динамике в окраске растений. Не так просто учесть этот фактор относительно статичной окраски сооружений и мощения, но, выбирая цвет здания (или учитывая существующий), старайтесь "включиться" в цветовую гамму сада. Выбирайте цвета и оттенки, любимые вами, ласкающие ваш взгляд, и помните, что любой новый цвет, внесенный в колорит сада, изменяется в зависимости от окраски фона.

Важно научиться оценивать цвет предмета по отношению к цвету окружения и к общему фону. Это даст возможность построить композицию так, чтобы фон не оказывал отрицательного, раздражающего воздействия.

Нужно также учитывать, что в сумерках соотношения цветов меняются. Синий и зеленый цвета производят впечатление светлых, находящихся на переднем плане; красный и желтый - более отдаленных и глубоких. Заметим, что во многом эти эффекты зависят еще от загрязнения воздуха и насыщенности его водяными парами.

Сильнее всего "работают" цветовые контрасты. Например, при общем темном колорите здания растения подбирайте светлые, с желто-зелеными или серебристо-серыми оттенками листвы. Хорошим контрастом в данном случае будет и серый цвет мощения из бетона.

На фоне белого здания (штукатурка, неокрашенное дерево) эффектно смотрятся растения, имеющие темную листву, поглощающую часть отраженного света. Рядом с таким домом можно посадить барбарис, разбить цветник из красных цветов розы флорибунда, "выстелить ковер" из темно-зеленой стелющейся листвы барвинка. Около светлого здания должно быть темное, насыщенное по цвету мощение.

Если ваш дом построен из кирпича (теплые оттенки - красный, терракотовый), используйте холодные и нейтральные тона растений: сине-зеленый можжевельник, магонию с ее серо-зеленой листвой, сизо-серебристый лох.

Важна и окраска стен комнат домика, особенно откуда вы будете наблюдать свой сад. Садовый дизайн должен гармонировать с дизайном интерьера. Цветовой фон может дать и повторение общего тона зеленой окраски стен комнаты, и введение ярких контрастов.

Например, цвет обивки мебели может повторить гамму цветущих в саду растений. Так, серовато-зеленые оттенки листвы лоха или дерна пестролистного могут повториться в интерьере, в общем тоне обоев, но при этом нужно будет ввести цветовые акценты - яркие подушки на диване, занавески. Фиолетовой гамме обивки мебели в комнате будут вторить переливы цветущих флоксов; желтизне занавесок - отвечать золотистый всплеск цветков форзиции за окном.

Цвета ограды сада, покрытия дорожек и площадок должны включаться в общую цветовую гамму сада, а не разбивать ее, как это часто случается.

Представим себе, например, каким может быть цветовое соотношение дома и растений в случае, когда садовый домик, занимающий относительно большой объем и площадь сада, построен из дерева и окрашен в темные тона (коричневого цвета с белыми деталями - окна, двери, карниз) и имеет темно-коричневую крышу. На фоне стены эффектно будут выделяться светлая кора и зеленая листва небольшой группы берез. Дорожку к дому можно выложить из кирпича - ее подчеркнет рабатка из ромашек. Оформление дома завершит группа из нескольких кустов чубушника золотистолистного с его пахучими белыми цветами и постоянной нежно-желтой окраской листвы.

Совсем другим будет решение для садового домика, выполненного из силикатного кирпича или имеющего оштукатуренные белые стены. У входа можно посадить дерево с темной листвой - это может быть вишня или яблоня (в том числе красиво цветущая розовыми махровыми цветками яблоня Недзвецкого). Мощение из светлых бетонных плит станет фоном для низкой живой изгороди из стриженого кизильника блестящего с его темной листвой, которой вы подчеркнете цоколь здания. В тени кизильник примет на себя отраженный свет от стен. Кусочек газона перед домом может быть заменен прекрасным почвопокровным растением - барвинком. Его темная вечнозеленая листва ранней весной бывает украшена многочисленными розовыми или голубыми цветками. Можно посадить здесь можжевельник с темной хвоей либо куст парковых роз с нежно-карминной окраской цветков.

Китайская теория объемного цветового решения несколько отличается от привычной нам европейской. Согласно этой теории, человек так привык к цветовому решению природы, что питает отвращение к любому нарушению установленного порядка. Из этого следует, что при выборе цвета для любого архитектурного сооружения плоскость основания должна быть выдержана в тонах земли - в оттенках глины, камней, гравия, песка, лесного гумуса и мха. Синие и сине-зеленые тона воды, напоминающие ее изменчивую поверхность, применяются на плоскости основания или дорожек редко и только в тех местах, где проход нежелателен. Конструктивным элементам стен и крыши сообщаются цвета ствола и ветвей дерева - черный, коричневый, темно-серый, красный и охристый. Поверхности стен в глубине заимствуют свои оттенок от чащи бамбука, свисающих плетей глициний, струящегося солнечного света, сосновых сучьев и сплетающихся ветвей клена. Цвета потолка должны напоминать воздушность неба и меняться от глубокой лазурной синевы или водянисто-зеленого цвета до туманных облачно-белесых или мягких серых тонов.

Если вы хотите, чтобы ваш дом окружала не просто красивая природа, а совершенный пейзаж, или парк, то вам стоит обратиться к такой динамичной науке, как . Это искусство создания парков и садов, которое долгое время не теряет своей популярности, напротив, она неизменно растет.

На сегодняшний день к этому обращаются не только владельцы загородных домов и городских коттеджей, но и владельцы офисов, если у них имеется рядом расположенный участок. Это становится признаком, по которому определяют состоятельность фирмы. Наука ландшафтного дизайна поможет создать свой волшебный сад, который будет радовать вас в любое время года, если вы будет во время процесса создания руководствоваться правилами и элементами этой науки. Основные принципы ландшафтного дизайна начинаются с самого простого правила, нужно обязательно взять за начало идею целостности пространства.

Основные правила обустройства

  1. Целостность пространства. Этого можно достигнуть очень простым способом, например, расположить одинаковые декоративные или натуральные элементы в разных частях участка. Или достигнуть того же эффекта, используя цветовые решения, то есть применять одни и те же цвета. Лучше всего, если изначально вы будете опираться на какую-то определенную идею или тематику.
  2. Проще говоря, вы должны стремиться к гармонии занимаясь проектированием своего участка и создать свой неповторимый стиль. Для этого можно поискать фотографии в интернете и, опираясь на увиденное, придумать свою оригинальную идею или обратиться к профессиональному дизайнеру.
  3. Простота — это тоже один из самых главных принципов ландшафтного дизайна. Обилие и нагромождение форм и цветов может не только не украсить, но даже совсем испортить внешний вид участка. Оптимальным решением будет использование не больше 4-х цветов, они должны повторяться в основных дизайнерских элементах.
  4. Посаженные растения должны сочетаться между собой, пусть их будет немного.
  5. Есть так же правило, казалось бы, простое, но его не всегда соблюдают. Высокие деревья должны быть на самом заднем фоне, затем идут средние и на переднем плане — самые маленькие. Таким образом создается глубина сада. Те же правила стоит соблюдать и при создании цветика. Какой смысл высаживать даже очень красивый маленький цветок на заднем плане, если его все равно закроют собой более высокие растения.
  6. Принцип баланса. Соблюдать его нужно обязательно, иначе вы рискуете нарушить даже ту гармонию, которая уже имелась на участке. Баланс может быть асимметричным или симметричным.

Симметричный подразумевает обычное повторение одних и тех же элементов в зеркальном отражении относительно какого-то предела.

Таким пределом может стать садовая дорожка, черта лома или веранда — все зависит от конкретного участка.

Асимметричный подразумевает абсолютное разнообразие форм и размеров, но при этом все должно гармонировать, ни один цвет не должен преобладать над другим. Одна форма не должна затмевать другую.

Вернуться к оглавлению

Еще некоторые особенности

  1. Грамотное модулирование пространства при помощи управления цветом. Например, нужно знать в первую очередь, что цвета делятся на холодные и теплые. Теплые цвета растения приближают его к нам визуально, а холодные отдаляют пространство. Используя эти простые знания, можно весьма существенно изменить внешний вид вашего сада.
  2. Кроме того, отличным фоном для любых растений являются черный, серый и белый цвет.
  3. Использование цвета можно применить, если у вас тенистый участок. Высветить вам его помогут белые растения, точнее создание белого цветника, который будет смотреться еще лучше, если в нем будет посажено какое-нибудь красное растение. Делается это для контраста, чтобы подчеркнуть белизну клумбы.
  4. Пропорции. Соблюдение этого правила также немаловажно, в этом случае все элементы дизайна будут смотреться выгодно. Нельзя, чтобы находящиеся рядом объекты были кардинально разными по размерам, иначе меньший объект просто затеряется на фоне большого. Чтобы не испортить ландшафт, соблюдайте пропорции.
  5. Вертикальное и горизонтальное озеленение должно сочетаться между собой. Учитывать при этом нужно абсолютно все, что можно узнать о выбранных видах растения: какими они будут в зрелом возрасте, когда приходит пора цветения, чем нужно их поливать и какая почва больше всего им подходит. Исходя из этих знаний и нужно высаживать растения, кустарники и деревья.
  6. Ландшафтное наполнение, то есть все мелкие постройки, такие как теплицы, веранды, гаражи, заборы и все тому подобное. Все эти постройки должны гармонировать с окружающим ландшафтом и между собой. Добиться этого можно, используя для их возведения один и тот же материал. Если это невозможно, то ищите гармонию с использованием цветовых решений.
  7. Все для покоя и радости, что бы вы ни планировали, каждый ваш шаг должен совершенствовать природу, подчеркивая ее красоту и изящество, а не нарушать ее, заполняя все строгими формами и искусственными растениями. Все созданное должно вызывать желание как можно больше времени проводить в саду, гуляя по дорожкам, отдыхая в беседке или сидя у родника.

Если вы планируете в своем саду самостоятельно, то начать стоит с похода в магазин, где следует приобрести все, что может вам понадобиться в процессе работ. Без этих простых и доступных инструментов у вас не получится ничего, даже при условии, что идея по изменению ландшафтного дизайна вашего участка просто великолепна.

Дизайн ландшафта, что это - мода, искусство или наука? Почему люди, у которых есть свой уголок, занимаются ландшафтным дизайном? Зачем фирмы нанимают дизайнеров для обустройства своих территорий перед офисами? Как правильно создавать ландшафтный дизайн на своей территории? Какие принципы ландшафтного дизайна использовать в тех или иных ситуациях? И еще очень много вопросов возникает, если коснуться этой темы, а тем более углубиться в нее.


Ландшафтный дизайн – это создание гармонии и удобства с помощью зеленых насаждений и малых архитектурных форм. Ландшафтное направление дизайна содержит в себе очень много элементов и строится на определенных принципах.

Давайте попробуем осветить некоторые вопросы, относительно ландшафтного дизайна.

Основными составляющими ландшафтного дизайна являются такие элементы:

  1. Здания - центральный элемент ландшафтной композиции, идея которой, оформить пространство вокруг центрального элемента так, чтобы это было красиво, уютно и гармонично, и по возможности скрыть недостатки строений.
  2. Газоны, состоящие из разнообразных трав, и дорожки к ним.
  3. Зеленые насаждения - клумбы с цветами, деревья, кустарники.
  4. Крупные декоративные элементы или малые архитектурные формы, такие как бассейн, озеро, ручей, фонтан, скульптура, беседка и пр.
  5. Мелкие декоративные детали – светильники, свечи, клумбы, вазоны и т. д.


Если говорить о принципах ландшафтного дизайна для приусадебного участка, то следует выделить ряд основных:

  • Целостность. Это расположение одинаковых элементов в разных частях участка. Элементы берутся как декоративные, так и натуральные. Для достижения целостности ландшафта необходимо изначально составить план и определиться с тематикой вашей композиции. Основная идея, которую несет этот принцип - единство и гармония всех элементов ландшафта.
  • Простота – еще один принцип ландшафтного дизайна. В природе все просто, красиво и естественно, что и привлекает человека, поэтому в ландшафтном дизайне не должно быть нагромождения сложных элементов, форм и многообразия цветов и оттенков – достаточно двух-трех и повторить их в основных элементах.
  • Принцип баланса. Не соблюдая этот принцип, вы подвергаете риску даже ту гармонию, которая уже была на вашей территории. Баланс может быть асимметричным или симметричным.

Симметричный баланс – это повторение одинаковых элементов в зеркальном отражении относительно одной зафиксированной, визуально определенной точки. Такой точкой могут быть разные элементы ландшафта, например, дом, веранда или садовая дорожка – все зависит от конкретного проекта. Для повторений можно использовать группы растений или форму клумб.

Асимметричный баланс – многообразие форм и размеров, но при этом гармония не должна нарушаться в цветовом аспекте, и формы не должны преобладать одна над другой. Основная идея данного баланса – единство структуры, формы, типа растений на фоне одного несистемного и меняющегося фактора, допустим, валуны будут абсолютно разные по форме и размерам.


  • Сочетание растений. Растения, независимо от того, много их или мало, должны между собой идеально гармонировать. Узнайте все, что можно, о выбранных вами растениях: размер в зрелом возрасте, как будут выглядеть в момент цветения, особенности полива, почвенные предпочтения и прочее. Исходя из этих сведений и нужно сажать растения, кусты и деревья. И еще один неоспоримо важный момент: сочетание вертикального и горизонтального озеленения.
  • Плавность переходов - очень важный принцип, особенно для высадки растений. Высота растений и размер листьев должны изменяться плавно и по принципу: высокие деревья сажают на заднем фоне, затем высаживают средние и впереди – маленькие. Благодаря этому достигается глубина ландшафта. Эти же приемы ландшафтного дизайна рекомендуется применять и при высаживании цветов, иначе крупные цветы закроют собой маленькие и красоту малюток никто не заметит.
  • При составлении дизайнерского проекта, крайне важно соблюдать постепенность переходов от одного элемента к другому. Соответствие размеров соседствующих элементов и плавный их переход - это очень важно. Огромная скульптура, которую поставили в маленький сад, будет выглядеть странно и нелепо, а фонтанчик маленького размера никто не заметит на обширном открытом пространстве.
  • Принцип работы с цветом. Холодные цвета создают иллюзию далекого объекта, а теплые наоборот – кажутся близко расположенными. Серый, черный и белый - нейтральные цвета, очень подходят для фоновых композиций. Применить цветовое решение можно и в том случае, если у вас тенистый участок. В этом случае помогут светлые растения или цветник белого цвета - для контраста в него можно посадить очень яркий цветок, например, красный.
  • Принцип ландшафтного наполнения. Мелкие архитектурные постройки и элементы – теплицы, веранды, заборы и др. – должны сочетаться друг с другом и прочими составляющими ландшафтного дизайна. Для этого строить их нужно из одного материала, если такой возможности нет, то поможет цветовое решение.
  • Принцип «Не только в ширину, но и вверх» – новый принцип ландшафтного дизайна. Его суть в создании небольших искусственных возвышенностей. Холмы и насыпи увеличивают площадь вашего ландшафта и создают дополнительные возможности.
  • Принцип естественности. Все в вашем дизайне должно дарить радость от общения с природой, подчеркивать ее уникальность, красоту и изящество. Поэтому не рекомендуется применение в ландшафтном дизайне многочисленных элементов со строгими формами и искусственных растений.

Соблюдая основные принципы ландшафтного дизайна, вы без труда сможете составить проект своего преображенного участка. Однако одной теорией явно не обойтись. Воплощение вышеизложенных принципов – задача не менее, а подчас и более сложная. Чтобы облегчить вашу задачу, в разделе ниже мы привели еще несколько советов от специалистов - для начинающих.


Ландшафтный дизайн - обширная и интересная тема. Рассказать все и сразу довольно трудно да и ненужно. Хотелось бы отметить ряд наиболее важных советов и раскрыть некоторые приемы ландшафтного дизайна:

  1. Следует запастись необходимым инструментом, без этого у вас ничего не выйдет: перчатки, рулетка, секатор, ножницы садовые, ножовка для отпиливания веток, которые не под силу секатору, газонокосилка, грабли, лопата, ведра, лейки, тяпка, шланги - вот далеко не полный список.
  2. Необходимо запастись терпением. Дизайн ландшафтов - долгая, кропотливая, но приятная работа, которую не сделаешь за один день. Не все зависит от вас - у природы свои законы.
  3. Необходимо заботиться о земле. Земля должна «отдыхать», чтобы быть плодородной. Здесь вам помогут удобрения и прочее.
  4. При планировании элементов ландшафта на участке, берите во внимание потребности всей семьи - огород, качели или футбольное поле – и вносите соответствующие изменения. Дизайн должен быть красивым, функциональным и удобным для всех членов семьи.
  5. Полезный и красивый элемент ландшафтного дизайна – живая изгородь. Это уникальная естественная защита участка от ветра и солнца.
  6. При планировании в дизайне леса или рощи, берите во внимание размеры вашего участка - под лесные насаждения необходимо не менее 20 соток земли.
  7. Отличным украшением вашего ландшафта будет водоём. Этот элемент дизайна еще и очень функционален - помогает увеличить влажность воздуха, что позитивно повлияет на растения. Рекомендуемая площадь для водоема – от одной до трех соток, а глубина, желательно, не менее полутора метров. Важно правильно выбрать место. Там, где влага весной высыхает позже всего, грунтовые воды залегают ближе к поверхности – там и следует расположить пруд или озеро.
  8. Сад. Немаловажный момент для данной составляющей нашего дизайна - опыление. Плодовые деревья лучше сажать по два экземпляра минимум.
  9. Домашние животные. Если у вас есть живность или вы планируете ее завести, то соответствующие архитектурные элементы для жизни животных необходимо продумать сразу в соответствии с общей концепцией.