Проект «Цветы» (средняя группа). Проект про цветы для подготовительной группы детского сада

Наталья Алябьева

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы это не только красота, но и часть живой природы.

Цветы – сама жизнь

Насколько бедны оказались бы мы, не будь на земле цветов. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта есть свое место в природе и свое назначение. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все.

Проекты, на мой взгляд, - одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и, что важно для детского сада, родители включаются в воспитательно – образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники образования собственных детей.

Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан исследовательский, познавательно-творческий проект «Бал цветов».

Участники проекта – дети, педагоги, и родители.

На начало работы по проекту была проведено исследование. Большинство детей допускали ошибки в названиях цветов. Не могли аргументировать свой выбор (садовые цветы и комнатные растения). Затруднялись рассказывать, что необходимо растениям для роста и как правильно ухаживать за растениями.

Актуальность проекта

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления

Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства

Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все.

Цель проекта:

Знакомство детей с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста, и влиянием на эмоциональное состояние человека.

Для реализации цели были выделены следующие задачи:

1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.

2. Упражняться в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые.

3. Закреплять умения отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах.

4. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.

5. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

6. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому

Исходя из намеченных задач предполагаемый результат работы

Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на её нравственно-эстетическом и практическом значении для человека

Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту

Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе)

Для этого разработаны этапы проекта:

Подготовительный

Основной

Заключительный

Перспективный

На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа:

Подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;

Подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;

Адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;

Разработано содержание образовательной деятельности разных видов,

Целевые прогулки по территории детского сада;

Подобраны проблемные задания, занимательные опыты и эксперименты;

Считаю, что правильно организованная предметная экологическая среда несет в себе огромную ценность и определенным образом воздействует на ребенка, оказывает большое значение на воспитание экологической культуры у дошкольников. Обдумывая интерьер группы, я постаралась создать атмосферу тепла, красочности, удобства и уюта, где ребенок чувствует себя хорошо и комфортно. Все пространство группы разделили на небольшие мини-центры:

Уголок природы с наличием разнообразных комнатных растений.

Центр экспериментирования, который способствует развитию познавательной активности, пробуждает фантазию, любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт детей:

Центр творчества, где дети имеют возможность реализовать свои замыслы и желания;

Книжный уголок, который способствует ознакомлению детей с природой через книги, журналы, открытки;

Игровой центр, удовлетворяющий основную потребность ребенка в игре.

На втором (деятельном) этапе родители принимали участие в выставке поделок на тему: «Цветы вокруг нас». Совместная работа пробуждает у родителей интерес к жизни группы и детского сада в целом.

Большую роль в пополнении экологических знаний детей о растениях играют дидактические игры. В утренние и вечерние часы проводили с детьми игры «Собери цветы в вазу», «Найди по описанию», «Четвертый лишний», «Садовник», «Я знаю пять названий цветов», «Разрезные картинки» и другие.

Проведенный цикл наблюдений за цветами на клумбе расширил знания детей о садовых цветах, обогатил их сенсорный опыт. В период цветения растений дети знакомились со строение цветка, условиями необходимыми для их роста, наблюдая, сколько дней необходимо на то, чтобы бутон превратился в цветок, сколько времени проходит от цветения до увядания, принимали активное участие в сборе семян цветов.

В процессе наблюдения знакомили детей с их названиями (герань, фикус, хлорофитум, бегония и пр., строением и другими характерными особенностями.

Дети постоянно имели возможность наблюдать, как мы ухаживаем за цветами. У ребят появлялось желание помогать. Они с удовольствием поливали цветы, протирали пыль с листьев, рыхлили землю. Такая целенаправленная работа, организованная взрослыми, развивает у детей эмоциональный опыт и художественное восприятие красоты растений в различные периоды жизни.

Учитывая то, что, познавая мир, исследуя его, ребенок делает множество открытий, мы старались побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию. Беседы «Красота спасет мир», «Насекомые и цветы», «Берегите природу». Оформлены альбомы «Садовые и полевые цветы», «Луговые цветы», «Комнатные растения».

Таким образом, в заключение проведения опыта или эксперимента, мы стремились к тому, чтобы дети сами делали определенные выводы и подводили итог собственной деятельности.

Чтение художественной литературы.

Потешки «Травка - муравка», «божья коровка», «дождик, дождик пуще…».

Произведения А. Босев «Дождь», Н. Николаенко «Кто рассыпал колокольчики», Е. Серова «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»).

Заучивание стихотворений «Что такое лето?» М. Ивенсен, «Рисуем лето» Е. Соколова, «Лето» В. Шуграева, «Пчелка» Н. Мигунова.

Слушание. «Подснежники» муз. В Калинникова, «Дождик и радуга» муз. С. Прокофьева, «Со вьюном я хожу» рус. нар. песня.

Пение. «Я иду с цветами» муз. Е. Тиличеевой, «Дождик» рус. нар. закличка.

Песенное творчество. «Закличка солнца» И. Лазарева, «Цветики».

Музыкально - ритмические движения. «Упражнения с цветами» муз. А. Жилина.

Хороводы и пляски. Танец с цветами под русскую народную плясовую мелодию; танец кузнечиков «Кузнечики»; хороводная игра «Цветы».

В группе прошла выставка детского творчества «Цветы».

Работа с родителями.

Оформление выставки поделок «Цветы вокруг нас»,

Оформление фото – альбома «Дети и цветы»,

Изготовление атрибутов к проведению игры «Цветы вокруг нас» (шапочки цветов и кузнечиков).

Заключительный этап – защита проекта «Цветы вокруг нас».

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает!

Приложение 1

Дидактические игры для детей

1. Дидактическая игра: «Отгадай!». Воспитатель перечисляет характерные признаки цветов, дети пытаются отгадать название цветов. После названия каждого цветка, воспитатель показывает изображение этого цветка.

2. Дидактическая игра: «Рисуем картину». Дети сначала приклеивали, на обведенные по шаблонам изображения, семена гречихи, риса, подсолнечника, гороха, а затем раскрашивают картину.

3. Дидактическая игра: «Собери цветок». Педагог раздаёт детям карточки с изображением стеблей с листьями. Детям показывает карточку с изображением головок цветков разных растений.

Воспитатель. Листья зелёные оживут и свой цветочек найдут.

Ребёнок, у которого есть изображение листьев и стебля к этому цветку отвечает: «Я узнала тебя, ромашка, ты мой стебелёк». Ребёнок получает карточку и составляет цветок.

4. Дидактическая игра: «Собери букет». Дети рассматривают цветы. Затем воспитатель просит детей составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете.

Например:

У меня в букете 2 астры 1 георгин, 2 розы.

5. Дидактическая игра: «Назови ласково». Педагог, бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково».

Например:

Цветы – цветочки.

Слова: цветок, стебель, стебли, лист, листья, букет, букеты.

Приложение 2

Загадки для детей

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

Ответ: Цветы.

Стоит в саду кудряшка - белая рубашка,

Сердечко золотое. Что это такое?

Ответ: Ромашка.

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

Ответ: Подснежник.

Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

Ответ: Мак.

Вырос он под солнцем жгучим

Толстым, сочным и колючим.

Ответ: Кактус.

Золотое решето,

черных домиков полно.

Сколько черненьких домов,

Столько беленьких жильцов.

Ответ: Подсолнух.

Над лугом парашютики,

Качаются на прутике.

Ответ: Одуванчики.

Приложение 3 (Фото)

Выставка альбомов

Дидактическая игра «Составь цветок»


Дидактическая игра «Собери цветок из геометрических фигур»



Выставка поделок «Цветы вокруг нас»


Выставка детского творчества «Цветы»




Рисование мелками «Цветы»




Наблюдение методом фотографирования



Посадка цветов





Исполнение песни «Цветики»


Чтение стихотворения «Лилия»


Упражнение с цветами


Игра «Кто быстрее соберет цветик –семицветик»



Хороводная игра «Цветы»


Танец «Кузнечики»


Игра «Раз, два, три – цветок свой найди!»



Чтение стихотворения (по методике «расскажи стихи руками») «Заботливое солнышко»





Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Экологический проект

«Цветочная

фантазия»

Составитель: воспитатель

Кузьмина Людмила Петровна

Экологический проект для средней группы детского сада

«Цветочная фантазия».

Пояснительная записка.

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: апрель – май

Участники проекта: дети, педагог, родители.

Предмет изучения и творчества: цветы, посев семян и наблюдение за ростом, их разнообразие.

Цель проекта:

Знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания;

Формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира;

Развитие творческих способностей детей.

  • сбор материалов о цветущих растениях и оформление книг.
  • Цветник на участке детского сада.
  • Мини проекты о цветах.

Задачи:

1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.

2. Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.

3. Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы.

4. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

5. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.

6. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

7. Вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность по подготовке рассады и высадке её на участке детского сада.

Предполагаемый результат:

Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах.

Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями.

Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами).

Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Получить продукт совместной деятельности детей и родителей в цветущей на участке клумбы и собранного в книжки материала.

Продукты проекта:

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный (определение целей и задач проекта, составление плана).

2. Основной (реализация плана проекта).

3. Заключительный (подведение итогов).

Этапы реализации

Мероприятия

Сроки реализации

Подготовительный

Разработка плана реализации проекта.

Составление конспектов

мероприятий.

Проектирование и систематизация

мероприятий по

реализации проекта.

1 неделя апреля

Подбор иллюстративного

материала.

Оснащение предметно-

пространственной среды.

1 неделя апреля

Знакомство родителей с планом проекта.

Вовлечение родителей в проектную деятельность, определение их роли в данном проекте.

2 неделя апреля

Основной

Интегрированное занятие «Путешествие в сказочную страну цветов».

Знакомство детей с многообразием цветочного мира. Упражнять в классификации цветов (комнатные и садовые), уточнить последовательность роста.

Воспитывать бережное отношение к цветам, умение проявлять заботу о растениях на участке.

3 неделя апреля

Высевание семян календулы и бархатцев в приготовленные ящики.

Оформление мини проектов на тему

« Цветы».

Рассмотреть семена, отметить их различия.

Проследить фазы прорастания семян.

Сбор информации со стихами и иллюстрациями о цветах.

3 – 4 неделя апреля и 1 – 2 неделя мая

3 – 4 неделя апреля

Рассматривание иллюстраций.

Художественное творчество.

Рисование цветов.

Расширять представления детей о разнообразии садовых цветов.

2 неделя мая

Дидактические игры.

Закрепление знаний детей о цветах

3 неделя мая

Заключительный

Акция «Цветочная фантазия на участке детского сада».

Воспитывать бережное отношение к цветам, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности.

4 неделя мая

Приложения проекта.

1. Конспект интегрированного занятия « Путешествие в страну цветов».

Творческие работы.

2. Мини проекты на тему «Цветы».

3. Картотека загадок и игр (дидактические, пальчиковые, подвижные).

4.Фоторепортаж с акции «Цветочная фантазия на участке детского сада»

(высадка рассады).

Дидактические игры.

Дидактическая игра «Дорисуй цветок»

Закреплять умение быстро ориентироваться на листе бумаги в клеточку, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок фломастера.

Материал:

Карточки в крупную клетку с изображением нарисованных половинок цветов (ромашка, колокольчик, василек, лютик, Иван-чай и др.)

Правила игры:

Детям предлагается дорисовать по клеткам симметричные половинки предметов, раскрасить и назвать их.

Дидактическая игра «Цветочные полянки»

расширять познания в области количественных представлений; формировать навыки словообразования прилагательных (ромашка - ромашковая поляна и т.д.); закреплять умение согласовывать числительные с существительным во множественном числе.

Материал:

обручи по количеству детей, в каждом из них разложены те или иные луговые растения (в одном - 5 ромашек, во втором - 10 колокольчиков и т.д.)

Правила игры:

Дети под музыку танцуют на общей полянке. С окончанием музыки, дети должны забежать на определенную полянку. Воспитатель спрашивает «На какую полянку ты попал? Что на ней растет и сколько. (Я попал на васильковую полянку, на ней растет 6 васильков и т.д.)

Дидактическая игра «Слепой ботаник»

Учить распознавать растения по запаху.

Материалы:

луговые растения (клевер, валериана, одуванчик, ромашка и др.)

Правила игры:

Детям предлагается понюхать цветы. Затем завязываются глаза, к носу подносятся по очереди растения. Ребенок должен распознать растения по запаху и назвать его.

Ди составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете.

Дидактические игры для детей

1. Дидактическая игра : «Отгадай!». Воспитатель перечисляет характерные признаки цветов, дети пытаются отгадать название цветов. После названия каждого цветка, воспитатель показывает изображение этого цветка.

2. Дидактическая игра : «Рисуем картину». Дети сначала приклеивали, на обведенные по шаблонам изображения, семена гречихи, риса, подсолнечника, гороха, а затем раскрашивают картину.

3. Дидактическая игра : «Собери цветок». Педагог раздаёт детям карточки с изображением стеблей с листьями. Детям показывает карточку с изображением головок цветков разных растений.

Воспитатель. Листья зелёные оживут и свой цветочек найдут.

Ребёнок, у которого есть изображение листьев и стебля к этому цветку отвечает: «Я узнала тебя, ромашка, ты мой стебелёк». Ребёнок получает карточку и составляет цветок.

4. Дидактическая игра: «Собери букет». Дети рассматривают цветы. Затем воспитатель просит детей составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете.

Например:

У меня в букете 2 астры 1 георгин, 2 розы.

5. Дидактическая игра: «Назови ласково». Педагог, бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково».

Например:

Цветы – цветочки.

Слова: цветок, стебель, стебли, лист, листья, букет, букеты.

6.Дидактическая игра «Собери букет»

Расширять и обогащать словарный запас. Упражнять в согласовании числительных с именами существительным.

Загадки для детей

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

Ответ: Цветы.

Стоит в саду кудряшка - белая рубашка,

Сердечко золотое. Что это такое?

Ответ: Ромашка.

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

Ответ: Подснежник.

Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

Ответ: Мак.

Вырос он под солнцем жгучим

Толстым, сочным и колючим.

Ответ: Кактус.

Золотое решето,

черных домиков полно.

Сколько черненьких домов,

Столько беленьких жильцов.

Ответ: Подсолнух.

Над лугом парашютики,

Качаются на прутике.

Ответ: Одуванчик

Подвижные игры .

Мы – цветы (Зарядка)

1.Распрямили стебли, вытянули ветки (руки).

2.Расправили листочки, пошелестели листочками (пальцы).

3.Гимнастика для стебля: наклоны туловища вправо-влево; вперёд-назад.

4.Гимнастика для корней: вытянули правую ногу – повращали ступнёй; вытянули левую ногу – повращали.

5.Моем листья, стебли под дождём: подняли руки вверх, растопырили пальцы, подставили ладошки дождю, кружимся.

Живая клумба

Все играющие разбиваются на три команды:

1.Золотые шары;

2.Ноготки;

3.Бархатцы.

Дети – цветы на клумбе. В центре растут золотые шары – самые высокие. Дети поднимают руки вверх и вращаются вокруг себя. Второй круг – ноготки, они идут хороводом вокруг золотых шаров. Третий круг – дети-бархатцы приседают на корточки, эти цветы самые низкие.

Подул ветер, цветы ожили и зашевелились: золотые шары – кружатся, ноготки идут по кругу в одну сторону, бархатцы – в другую.

Волшебная палочка.

«Волшебной палочкой» дотронуться до цветка (игрушка или иллюстрация), назвать его, описать его (цвет, величина, форма, где растёт, когда цветёт, где применяется).

Любимый цветок

Нарисовать любимый цветок или взять иллюстрацию и потанцевать с ним под музыку «Вальс цветов».

Найди своё место

Два ведущих. Один берёт в руки полевые цветы, другой – садовые. Дети-цветы под музыку танцуют. По окончании музыки дети бегут и образуют круг у своего ведущего.

Игра на внимание

Ведущий показывает открытки с цветами. Если это полевой цветок, дети поднимают одну руку. Если садовый, две руки.

Пальчиковые игры .

Цель и задачи :

Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.

Формировать овладение образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью. Вызывать положительные эмоции.

Наши алые цветки распускают лепестки, (Медленно разгибать пальцы из кулаков)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Покачивать кистями рук вправо-влево)

Наши алые цветки закрывают лепестки, (Медленно сжимать пальцы в кулаки)

Головой качают, тихо засыпают. (Покачивать кулаки вперед – назад)

На пригорке вырос мак (Пальцами левой руки сделать

Он склонил головку так. (Бутон наклонить)

Бабочка над ним порхает, (Кисти рук перекрестить, помахать,

Быстро крыльями мелькает. (как бабочка крылышками)

ХРИЗАНТЕМЫ

Ах! Какие хризантемы! (Пальцами показать, как цветок

распускается).

Мы сорвем их без проблемы. (Обеими руками срываем цветы.)

Ух! Охапку мы набрали! (Обеими руками показать охапку)

Эх! Прихватим и для Вали! (Махнуть рукой и рвать цветы дальше)

Эхе-хе… цветов не стало. (Удивленно пожать плечами.)

Их и раньше было мало… (Развести руки в стороны.)

Ох! Зачем мы их сгубили? (Прижать к щекам обе руки)

Ведь не мы же их растили! (горестно покачать головой)

Вырос красивый цветок на поляне, (Прижать кисти рук, показывая цветок)

Ветер колышет его лепестки. (Покачивать разведенными в стороны

Всем лепесткам красоту и дыханье (Прижать ладони тыльными сторонами)

Дружно дают под землей корешки. (Развести пальцы в стороны и

покачать).

Загадывание загадок по теме «Цветы» (см. фото-- альбом «Маленький мир растений».

Цель. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.

Конспект занятия «Путешествие в страну цветов».

Задачи:
- закрепить знание детей о комнатных растениях;
- познакомить с названиями 2-3 комнатных растений;
- учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках;
- познакомить с условиями роста комнатных растений;
- развивать желания ухаживать за растениями.

Ход занятия:

В гости пришёл доктор Айболит
- Ребята, а вы любите загадки? Я сейчас вам загадаю загадки, но они не простые, они про комнатные растения. Постарайтесь отгадать их.

На моём окошке Хороши веера
Поселился ёжик Из зелёного пера
Всё глядит в окошко, В горшке стоят
А ходить не может, На меня глядят (Пальма)
Где же его лапки?
Где у него рожица?
Может он без шапки
От мороза ёжится? (кактус)

Хрустит за окошком
Морозный денёк,
Стоит на окошке
Цветок – огонёк,
Малиновым цветом
Цветут лепестки
Как будто и в правду
Зажглись огоньки (бальзамин)

Воспитатель: «А у нас в группе очень много разных красивых цветов».
Айболит: «А вы видели такие цветы на улице? Правильно, ребята.
Такие растения живут только в помещениях, в детском саду, или дома. Поэтому их называют комнатные растения. Скажите, а есть ли у вас похожие растения? Как они называются?» (Ответы детей).

Айболит: «Сегодня я познакомлю вас с растениями, которые вы не знаете. Это Бальзамин, Декабрист и Бегония».
Воспитатель: «Ребята, эти растения похожи чем-то друг на друга? (Да, у них есть листья, они зелёные, у них есть корни, они держатся корнями в земле и т.д.)».
Айболит: «А чем же растения отличаются? Как нам запомнить, какое растение как называется и не путать их?»
Дети сравнивают растения и называют отличие (У бальзамина яркий цветок – огонёк, у декабриста на листьях бугорки, у бегонии листья круглые и т.д.).

Айболит: «Выставляет на стол каждое растение и рассказывает, из каких частей оно состоит».
Беседа о строении растении.
- что есть у каждого растения? (стебель, корень, листья, цвет)
- для чего растению нужны стебель, листья?
- для чего растению нужны корни?
- если не поливать землю, что будет?
- что нужно делать, чтобы растения чувствовало себя хорошо и красиво выглядело?

Айболит: «А сейчас давайте поиграем в игру « Найди такое же растение» я буду показывать фотографии отдельных растений, а вы по характерным признакам должны найти такое же и рассказать, как вы догадались».
Воспитатель: «Ребята, а вы хотите узнать, как живётся в нашем растении в группе? Тогда подойдите к любому растению, какое вам нравиться и спросите его об этом шепотом. Что ответило вам ваше растение?» (Ответы детей).

Воспитатели: «Ребята давайте мы доктора Айболита научим играть в пальчиковую игру «Цветок»

Наши красные цветки
Расправляют лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет
Наши красные цветки
Закрывают лепестки
Головой качают
Тихо засыпают.

Сомкнутые и чуть округлые ладони - бутон цветка. Утром, когда восходит солнце, лепестки цветка медленно начинают раскрываться. Пальцы начинают расходиться в стороны. Цветок распустился, смотрит на солнце. Лишь его лепестки слегка трепещут от лёгкого ветерка. Пальцы расходятся полностью, далее не много прогибаются, а чуть шевелятся кончиков пальцев. Вечером, когда на землю опускаться сумерки, цветок медленно закрывает лепестки и засыпает. Пальцы вновь медленно смыкаются.

Айболит: «Молодцы, ребята, это вы так хорошо ухаживаете за растениями: поливаете их рыхлите почту, протираете пыль и поэтому растениям нравится жить в вашей группе».

Айболит выкладывает схему без чего растения не может жить.
Игра «Что растениям необходимо для роста» (Дети выбирают карточки).

Айболит: «Правильно ребята лейкой мы поливаем растения. Без солнечного цвета и тепла растения не растут. Растениям нужен воздух. И обязательно им нужна наша забота, нежность и любовь. Ребята, а вы хотите стать красивыми комнатными растениями».

Психогимнастика. « Я растение». (Дети закрывают глаза).
- Представь что ты маленькое растение. Тебя посадили в теплую, тёмную землю. Ты ещё маленький росток, совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Но вот чьи- то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Твои листики подросли, стебель становиться крепким, ты тянешься к свету. Тебе так хорошо жить на подоконнике рядом с другими красивыми цветами.

Откройте глаза. Вам понравилось быть растениями? А почему? (за ними ухаживали, рыхлили, поливали и т.д.). Тоже самое чувствуют наши растения на подоконнике. Мы каждый день будем ухаживать за цветами, и им будет приятно жить в нашей группе. Мы будем спрашивать: хорошо ли вы себя чувствуете?

Айболит: «А теперь давайте внимательно посмотрим, всё ли на подоконнике в порядке, может какое – то растение надо полить или подрыхлить землю?» (Дети трудятся в уголке природы)

Проект

в старшей группе на тему: «Цветок для мамы».

Разработчик: Прудякова Л. Л.

Вид деятельности: проектная.

Возрастная группа: старшая

Тема проекта: «Цветок для мамы»

-Цель проекта: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в разное время года.

Задачи: 1) Образовательные:

Познакомиться с опытом выращивания цветов в зимних условиях.

Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги и почвы для роста растений.

Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.

Дать понятие – комнатные растения, садовые, луговые.

Формировать навыки исследовательской деятельности.

2) Развивающие:

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

Обогащать словарный запас детей.

Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

3) Воспитательные:

Бережное отношение к природе.

Актуальность проблемы:

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними. Все это положительно влияет на развития мышления, создает основу для материалистического миропонимания.

Систематический труд повышает интерес к растениям, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Труд в природе благотворно влияет на воспитание нравственных чувств и закладывает основы экологического образования.

Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений.

Вид проекта: – познавательно – исследовательский.

Сроки реализации проекта: 6 месяцев.

Участники: дети, родители, воспитатель.

Этапы и содержание проекта

Подготовительный этап (организационный) – подбор почвы, выбор семян растений.

Основной этап (исследовательский) - посадка в комнатных условиях, выращивание рассады, уход за рассадой, пикирование рассады, уход за растением.

Заключительный этап (итоговый) - наблюдение за цветением растений, фото - выставка «Как мы выращивали бархатцы и петунии», выставка рисунков на тему «Цветы», подарок мамам цветущие цветы.

Ожидаемые результаты проектной деятельности: 1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться рассмотреть красоту растительного мира.

2. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.

3. Сформируется бережное отношение к труду людей, желание общаться с природой.

4. В свободном рисовании пытаются изображать объекты природы.

Продукт проекта: выращивание бархатцев и петунии.

Реализация проекта:

1 Этап – подготовительный.

На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа:

Подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;

Подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;

Адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;

Целевые прогулки по территории детского сада;

Наблюдение за цветущими растениями в тёплое время года:

Сбор семян садовых цветов;

Беседа о цветах

Рассматривание фотографий и картинок цветов;

Подготовка контейнеров с землей.

2. Этап – исследовательский . В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Подписали контейнеры с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Рассматривание семян цветов (бархатцы и петуньи). Посадка семян 2 октября, первые всходы 19 октября.

Уход за растениями и полив.

Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о цветах.Наблюдение и уход за растениями.

Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты.

Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.

Беседы:

«Строение цветка»;

«Какие бывают цветы? »;

«Какие цветы полезны для человека».

Игра на внимание (карточки).

Большую роль в пополнении экологических знаний детей о растениях играют дидактические игры:

Цель: уточненить знания о строении цветка, закрепить название садовых растений.

Разучивание с детьми стихи, загадки, поговорки о цветах.

Опытно-экспериментальная деятельность:

Дополнительно были посажены отдельно несколько семян в контейнерах для проведения опытно-экспериментальной работы, чтобы выяснить, что влияет на рост растения.

Первый эксперимент.

В один контейнер посадили хорошие семена, а в другой контейнерпосадили те семена, которые всплыли в воде. Прошло 10 дней: у хороших семян уже 2 листочка, а у плохих семян при одинаковых условиях ухаживания, ростка ещё нет!

ВЫВОД:

Для роста необходимы хорошие семена.

Второй эксперимент.

1 контейнер с семенами – не поливали. 2 контейнер с посаженными семенами поливали. У семян, которые не поливали, через 5 дней после посадки, они ещё не дали ростков.

У семян, которые обильно поливали, первые ростки появились уже через 4 дня.

ВЫВОД:

Для роста необходим полив!

Третий эксперимент.

Один контейнер с проросшим растением поливали, но поставили в тёмное место и растение находилось без света. Растение стало жёлтое и вытянувшиеся.

ВЫВОД:

Для роста необходим свет!

ООД с детьми: «Всё начинается с семечка»

Цель: Уточнить представления детей о том, что растения (бархатцы, петунии) выращивают из семян; учить различать семена бархатцев и петунии по форме и размеру; познакомить со способами посева; вызвать у детей интерес и желание вырастить цветущие растения.

Дидактические игры:

«Магазин цветов»

«Сложи цветок»,

«Собери цветы в вазу»,

«Садовник» и т.д.

3 ЭТАП- заключительный .

  • Фото - выставка «Как мы выращивали бархатцы и петунии»
  • Выставка рисунков «Любимые цветы»
  • Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
  • Рассматривание выросших цветов.
  • Подарок мамам на праздник 8 марта – цветущие цветы выращенные в группе.
  • Вручение выращенных цветов на утреннике мамам.

4. Подведение итогов проекта.

Мы узнали:

Из семени может вырасти цветок;

Бархатцы и петунии размножаются семенами;

Их нельзя есть;

Чтобы вырастить красивый цветок, за ним необходимо ухаживать (поливать, рыхлить землю);

Мамам очень приятно получить в подарок цветок, который мы вырастили сами.

У детей повысился познавательный интерес к экспериментам. Появилось желание вырастить

другие цветы и растения.

Анализ работы по проекту.

Дети постоянно имели возможность наблюдать, как мы ухаживаем за цветами. У ребят появилось желание помогать. Они с удовольствием поливали цветы, не только рассаду, но в уголке природы, протирали пыль с листьев, рыхлили землю. Такая целенаправленная работа, организованная взрослыми, развивает у детей эмоциональный опыт и художественное восприятие красоты растений в различные периоды жизни. Проведенный цикл наблюдений за цветами расширил знания детей о садовых цветах, обогатил их сенсорный опыт. В период цветения растений дети знакомились со строением цветка, условиями необходимыми для их роста, наблюдая, сколько дней необходимо на то, чтобы бутон превратился, в цветок. Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Приложение:

Наблюдение 1:

«Соберем семена садовых цветов». Осмотр цветов, выявление зрелых семян, сбор их в коробочки или пакеты. Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветок один, а семян много.

Наблюдение 2:

« Какие они – цветущие растения?» Осмотр растений с целью определить их строение (найти стебель, листья, цветки, корни). Сравнение разных растений по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, по запаху.

Наблюдение 3:

«Кто помогает цветам расти?» Дети обсуждают, почему цветы выросли. Определяется назначение всех частей растения: корень впитывает из земли влагу, питательные вещества; стебель переносит их к листьям, цветам, семенам; листья поглощают свет; из цветов потом будут семена. Растения выросли потому, что наша группа для них хороший «дом» в холодное время года, в котором есть тепло, свет. Расти цветам « помогают»: солнце, вода, тепло, земля и люди.

Дидактическая игра "Сложи цветок".

Цель: закреплять у детей представления о строении цветка. Развивать память и внимание. Развивать мелкую моторику рук.

Ребенку предлагается составить цветок из его частей, объяснить свой выбор.

Дидактическая игра «Найди растение по описанию»

Цель: уточненить знания о строении цветка, закрепить названиесадовых растений.

Дидактическая игра «Цветочный магазин»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Поговорки о цветах:

  1. 1. Где цветок там и медок.
  2. 2. Весна красна цветами, а осень снопами.
  3. 3. На хороший цветок летит и мотылек.

Загадки.

На стебле зеленом

Рос красный бокал,

Нектаром он бабочек

Всех угощал. (Тюльпан)

Что за чудо на поляне

В дивном белом сарафане

И зелёная рубашка

С жёлтым пятнышком. (Ромашка)

Этот бархатный ковёр

Будет ярок до тех пор,

Пока осень, холода

Не нагрянут к нам сюда.

Ярко-рыжие головки

Лето всё без остановки

Так цветут, что во садах -

Красотища - Просто "ах"). (Бархатцы)

В нашем парке есть газоны,

Расцвели там...патефоны!

Пурпурный, белый, цвета вишни...

Вот только музыки не слышно. (Петуния)

Подвижные игры:

Мы – цветы.

(Зарядка)

1.Распрямили стебли, вытянули ветки (руки).

2.Расправили листочки, пошелестели листочками (пальцы).

3.Гимнастика для стебля: наклоны туловища вправо-влево; вперёд-назад.

4.Гимнастика для корней: вытянули правую ногу – повращали ступнёй; вытянули левую ногу – повращали.

5.Моем листья, стебли под дождём: подняли руки вверх, растопырили пальцы, подставили ладошки дождю, кружимся.

Живая клумба.

Все играющие разбиваются на три команды:

1.Лилии;

2.Ноготки;

3.Бархатцы.

Дети – цветы на клумбе. В центре растут лилии – самые высокие. Дети поднимают руки вверх и вращаются вокруг себя. Второй круг – ноготки, они идут хороводом вокруг роз. Третий круг – дети-бархатцы приседают на корточки, эти цветы самые низкие.

Подул ветер, цветы ожили и зашевелились: лилии – кружатся, ноготки идут по кругу в одну сторону, бархатцы – в другую.

Найди своё место.

Два ведущих. Один берёт в руки полевые цветы, другой – садовые. Дети-цветы (садовые и полевые) под музыку танцуют. По окончании музыки дети бегут и образуют круг у своего ведущего.

Игра на внимание.

Ведущий показывает открытки с цветами. Если это полевой цветок, дети поднимают одну руку. Если садовый – две руки.

Игра «Садовник».

Садовник:

Я садовником родился,

Не на шутку рассердился,

Все цветы мне надоели

Кроме…(называет цветок)

Этот цветок: – Ой!

Садовник: Что с тобой?

Цветок: Влюблён.

Садовник: В кого?

Цветок: В розу.

Роза: Ой! И т.д.

Пальчиковая игра «Посадим цветы».

Мы ямку раскопаем,

Семечко посадим.

Дождичек польёт,

Оно подрастёт.

Сначала стебелёк,

А затем цветок.

Наши красные цветки,

Расправляют лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышит.

Наши красные цветки,

Закрывают лепестки,

Головой качают.

Тихо засыпают.

Все о цветах.

Бархатцы – это наши гости с далекого североамериканского континента. Они теплолюбивы, неприхотливы и быстро растут. Вырастить рассаду бархатцев не составляет особого труда. Они способны перенести пересадку даже в период своего цветения. Их семена можно сеять непосредственно в подготовленную почву. Начиная с июня, и до самых морозов, бархатцы будут радовать хозяев своими красно-коричневыми, желтыми, оранжевыми, полосатыми и махровыми цветками.
Поскольку в соцветиях бархатцев содержится достаточно много эфирного масла и витаминов, их сушеные цветки постоянно применяют как специи при солении и мариновании. А полученной при их переработке желтой краской подвергают окрашиванию сыр и различные кулинарные изделия.
Если бархатцы посадить вблизи роз, земляники, флоксов, или просто в междурядье на овощных грядках, то они отпугнут всех вредителей.

Петуния

Русское название : Петуния

Латинское название : Petunia

Семейство : Пасленовые

Родина : Южная Америка

Петунии – это многолетние травянистые или полукустарниковые растения, используемые в культуре как однолетние.

Название рода происходит от португальского слова petun – табак. Листья петунии и табака похожи. Они цельные, сидячие или на коротких черешках, бывают различной величины и формы. Стебли зелёные, ветвистые, в зависимости от сорта могут быть прямостоячие, стелющиеся или свисающие.

Цветы петунии напоминают воронку. По размеру и форме их делят на мелко- и крупноцветные, махровые и простые. Плод петунии – коробочка, наполненная очень мелкими темно-коричневыми семенами диаметром 0,5-0,6 мм и длиной 0,6-0,7 мм (в одном грамме может быть до 10000 штук).

В одной коробочке может содержаться 100-110 семян. Всхожесть семена петунии сохраняют 2-3 года.

Цветение сортов мелкоцветковой петунии наступает на 70-75 день после посева, крупноцветковые сорта зацветают на 10-15 дней позже. Бутоны петунии развиваются около 7 суток, каждый цветок открыт около 5 суток. Семена созревают примерно через 4 недели после опыления.

После полного созревания семян им требуется 3-4 месяца для дозревания при комнатной температуре. Семена сохраняют всхожесть 3-4 года.

Петуния светолюбива и теплолюбива. Хорошо растет на открытых солнечных местах. В тени при недостатке света побеги сильно вытягиваются, образуется большое количество листьев, а цветение ослаблено.

Презентация:

Проект в старшей группе на тему: «Гости на подоконнике».

Проект для детей младшего дошкольного возраста «Цветочки»

Актуальность реализации проекта:
Мир вокруг нас так многообразен и прекрасен. Мы должны беречь его, чтобы иметь возможность наслаждаться его красотой как можно дольше. Дети, к сожалению, е умеют созерцать… Видя яркие одуванчики, они спешат нарвать целый букет. И так спешит сделать каждый малыш. К сожалению, цветы вянут и ребёнок их выкидывает. С каждым сорванным цветком, окружающая нас природа теряет частичку своей красоты. Задача взрослых - научить детей беречь окружающую природу, беречь каждую травинку и видеть прекрасное даже во внезрачном на первый взгляд цветке.
Цель: расширить представление детей о цветах, растущих в черте города и его окрестностях, создать условия для повышения творческой активности детей.
Задачи:
Воспитательная:
воспитывать у детей любовь к родному краю и бережное отношение к окружающей природе, показать воспитанникам красоту цветов Уральской природы.
Обучающая:
формировать у детей представление о полевых цветах, расширять знания о природе родного края, разнообразии произрастающих цветов, учить видеть прекрасное рядом с собой, проявлять заботу о растения, учить не рвать их охапками; познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования научить новым способам рисования
Развивающая:
развивать творческие способности детей через различные виды творческой деятельности, любознательность, наблюдательность.
Автор проекта: Останина В.А.-воспитатель.
Тип проекта:
информационно-исследовательский, творческий.
Вид проекта: групповой.
Проблема:
Воспитанники во время прогулок часто рвут цветы большими охапками, а потом бросают их за ненадобностью, не задумываясь о том, что они растут для того, чтобы радовать нас своими красками.
Ожидаемые результаты: приобретение детьми новых знаний о цветах, воспитание бережного отношения к окружающей природе, умения видеть прекрасное у себя под ногами, овладение детьми новыми видами творческой деятельности.
Место проведения: МДОУ ДС КВ «Радуга» СП «Серебряное копытце».
Сроки проведения: С 4 июля по 15 июля.
Режим работы: во время и вне занятий.
Количество участников проекта:
Воспитатель: Останина В.А, дети-16 чел.
Возраст детей:
3-4 года.
Форма проведения:
Игровая деятельность, беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихов, обсуждение пословиц, выполнение коллективной работы «Корзина ромашек», творческая деятельность: лепка из пластилина «Цветики-цветочки», «Божья ковки - подружки цветочков», рисование методом тычка «Одуванчик», рисование карандашами «На полянке».
Материал и оборудование: Стихи, пословицы, веночки с цветочками, музыкальная аппаратура, диск с подборками детских песен, ромашка большая, корзинка, мелки цветные, бумага, гуашь, мелки восковые, карандаши, клей - карандаш, набор демонстрационных картинок «Полевые цветы», подборка детских книг о растениях (для выставки в группе), набор фотографий, картинок «Природа родного края»

1 этап. Подготовительный.

* Ознакомление детей и родителей с темой проекта.
* Постановка цели.
* Работа по подбору материалов для успешной реализации проекта.
* Составление плана основного этапа проекта.
* Постановка проблемы:
Утром на прогулке внимательно рассмотреть травы и цветы, растущие около детского сада.
-Назовите, какие цветы вы знаете? – Как вы думаете, их кто-то посадил?
-Какие ещё дико растущие цветы вы знаете? Назовите.
-Где вы видели ещё красивые цветы? - Как нужно относиться к цветам?

2 этап. Основной.

Организация деятельности проекта.
2.1. Игровая деятельность.
*** Игра «Кто дальше?»
Ход игры: дети играют по 2-3 человека. Ребята встают на одной линии и называя цветок, ребёнок делает шаг вперёд. Если игрок не может вспомнить название цветка - он пропускает ход. Побеждает тот, кто окажется впереди всех.
*** Подвижная игра «Бабочки - цветочки».
Материалы: муз центр, веночки с цветочками.
Ход игры: Дети делятся на две команды: бабочки и цветочки. Детям играющим роль цветочков можно одеть веночки с цветочками. Пока играет спокойная музыка, «цветочки» гуляют по лужайке, когда музыка заканчивается, цветочки приседают. Под более динамичную музыку вылетают «бабочки», имитируя руками взмахи крыльев. Когда музыка заканчивается, каждая бабочка должна присесть около цветочка. Игра повторяется несколько раз.
*** Игра «Мяч по кругу»
Материалы: мяч.
Ход игры: Дети встают в круг и перекидывают мяч друг другу, называя цветок, если ребёнок не может вспомнить название цветка, он выбывает из игры.
*** Игра «Составь букет»
Материалы: два мольберта, части цветка в вазе на магнитах (9 частей), 2 подноса.
Ход игры: дети делятся на 2 команды по 9 человек, строятся на одном расстоянии от мольбертов. По команде воспитателя, дети по одному подбегают к мольберту и прикрепляют по одной детали: 1 игрок - вазу, 2 игрок – стебельки, 3 игрок- листочек, 4 игрок- листочек, 5, 6, 7, 8, 9 игрок – по одному цветочку.
*** Дидактические игры: «Части цветка», «Чей лепесток», «Подбери по цвету», «Оформи клумбу», «Собери букет», «На земле, в горах, на воде», «Что прибавилось», «Четвёртый лишний».
*** Словесные игры: «Угадай по цвету», «Игра в слова», «Исправь ошибку», «Подскажи словечко», «Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать».
*** Сюжетно-ролевая игра «Летняя прогулка по лугу»
Цель: закрепить знания детей о цветах, их названии, месте произростания.

2.2. Художественно-речевая деятельность.
*** Чтение и заучивание стихов:
- А.К. Толстой. «Колокольчики».
- А. Плещеев. «Весёлое лето».
- Е. Серова «Колокольчик», «Ландыш», «Незабудки».
- Е. Благинина. «Одуванчик».
- Т. А. Шорыгина. «Украшение земли»
- Т.А. Шорыгина. «Ромашки-близняшки»
- Т. А. Шорыгина. «Пёстрый веер луга»
- Т.А. Шорыгина. «Василёк» и др.

*** Чтение рассказов:
- Н. Павлова. «Жёлтый, белый и лиловый»
- М. Пришвин «Золотой луг»

*** Беседы: «Что я видел на лугу», «Какие цветы нравятся моей маме», «Есть ли польза от цветов», «Каждой букашке полезен цветок».

*** Чтение пословиц и поговорок о цветах, загадки.
См. приложение №3.
*** Пальчиковые игры: «Цветочек», «Солнце», «Травка», «Цветочек», «Лето», «Солнышко и дождик».
Смотри приложение №2.

*** Музыкальная деятельность.
Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.
- Прослушивание и разучивание песен о цветах.

2.3. Художественно-эстетическая деятельность.
Цель: развивать творческие способности детей, познакомить с нетрадиционными способами рисования, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.
- Коллективная работа «Корзина ромашек»,
- Рисование методом «тычка» «Одуванчик»;
- Рисование ладошами «Цветики-цветочки»;
-Рисование мелками «На лугу»;
- Раскрашивание ватными палочками «Бабочка на цветке».

2.4. Выставка книг, фотографий и иллюстраций «Такие разные цветы»
Цель: привлечь внимание к разнообразию цветов, показать их ценность и значимость для жизни человека и других живых существ, вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.

2.5. Акция «Пусть прогулка станет ярче»
(озеленение участка Детского сада).
Цель: привлечь родителей к оказанию помощи в озеленении участка для прогулок детей.

3 этап. Заключительный.

Выставка книг, фотографий и иллюстраций «Такие разные цветы»
Организация в группе выставки детских работ "Цветики-цветочки"

Используемая литература.

Белкина В.Н., Васильева Н. Н., и др. «Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», 2008.
Денисова Г. А. «Удивительный мир растений».- М.: Просвещение, 2012.
Коноваленко В. В. Коноваленко С.В. «Развитие связной речи по теме «Лето». Сценарии игр и развлечений в летний период.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.
Михайлова М. А. «Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы.» - Ярославль: «Академия развития», 2008.
Ульева Е. А. «Пальчиковые игры для детей 3-7 лет». Пособие для педагогов и родителей.- м.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
Шорыгина Т. А. «Травы. Какие они?» Книга для воспитателей.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.
Шорыгина Т. А. «Цветы. Какие они?».- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

Приложение 1. Стихи для чтения и заучивания.

Благинина Е.А.
Носит одуванчик белый сарафанчик.
Подрастёт нарядится в жёлтенькое платьице.

Плещеев А. «Весёлое лето»
Весёлое лето, всем дорого ты.
В лугах ароматных пестреют цветы.
А в рощице пташек звенят голоса;
Их песни хвалою летят к небесам.
Блестящие мошки кружатся толпой-
И солнышко шлёт им свой луч золотой.

Шорыгина Т. А. «Украшение Земли»
Я иду по цветущему лугу, Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго, И мне чудятся их голоса-
Они шепчут: «Не рви нас, не надо,
Наши гибкие стебли не мни.
Мы для глаз и для сердца - отрада,
Украшенье родимой земли!»

Шорыгина Т. А. «Василёк»
Ты скажи, полевой цветок, скажи,
Ты зачем, василёк, расцветаешь во ржи?
Я затем расцветаю во ржи золотой, Чтоб украсить её синевою густой.

Шорыгина Т. А. «Расскажи – ка нам, вьюнок»
Расскажи-ка нам, вьюнок,
Как вскарабкаться ты смог
На высокую ограду
Нашего большого сада?
- Я старался, я трудился,
Вкруг ограды я обвился,
Поднимался я всё выше-
Выше сливы, выше вишен,
Сплош ограду я увил
И цветы свои раскрыл.

Шорыгина Т. А. «Розовые колокольчики»
Есть у меня тропинка заветная,
Вьётся в кустах никому не приметная, стелются травы густые у ног,
Старый забор обвивает вьюнок.
В детстве мы звали вьюнок грамофончиком,
То розоваты его колокольчики,
То лиловатые, как аметист.
Дивный цветок и красив и душист!

Шорыгина Т. А. «Малиновое лето»
Украшают светлую поляну
Пышные высокие султаны
Сочного, малинового цвета-
Иван-чай цветёт в начале лета.
Оттого и называем лето
Ласково малиновым и красным,
Что в лугах горят цветов букеты
Летним днём сияющим и ясным.

Шорыгина Т. А. «Пёстрый веер луга»
Луг раскинул пёстрый веер около реки.
Кисти иван-чая, клевер, будто огоньки.
Шмель из норки вылетает, весело гудит.
Запах клевера вдыхает и к цветам летит.
Нежно травка луговая смотрит на шмеля.
Улыбается живая матушка-земля.

Шорыгина Т. А. «Цветочные часы»
У реки зелёный луг одуванчики вокруг
Росами умылись, дружно приоткрылись.
Как фонарики горят, нам с тобою говорят:
«На часах ровно пять, можете ещё поспать!»

Шорыгина Т. А. «Одуванчик»
Ярко – жёлтый одуванчик!
Ты зачем сменил кафтанчик?
Был красивым, молодым, стал как дедушка, седым!

Шорыгина Т. А. «Ромашка»
Как ромашка ты мила! Твоя кофточка бела,
Воротник золотой, на нас смотришь с добротой!

Шорыгина Т. А. «Ромашки-двойняшки»
Песенка иволги весело льётся.
В каждой росинке солнце смеётся.
А на полянке сёстры ромашки,
Словно двойняшки в белых рубашках.

Приложение 2. Пальчиковая гимнастика.

«Солнышко»

Один весёлый пальчик вышел погулять.
(Показываем один палец)
Солнышко на улице начало сиять.
Два весёлых пальчика вышли погулять.
(Показываем два пальца)
Солнышко на улице начало сиять.
Три весёлых пальчика вышли погулять.
(Показываем три пальца)
Солнышко на улице начало сиять.
Четыре дружных пальчика вышли погулять.
(Показываем четыре пальца)
Солнышко на улице начало сиять.
Пять весёлых пальчиков вышли погулять.
(Показываем пять пальцев)

Четыре дружных пальчика остались там гулять.
(Показываем четыре пальца)
Солнышко на улице спряталось опять.
Три весёлых пальчика остались там гулять.
(Показываем три пальца)
Солнышко на улице спряталось опять.
Два весёлых пальчика остались там гулять.
(Показываем два пальца)
Солнышко на улице спряталось опять.
Один весёлый пальчик остался там гулять.
(Показываем один палец)
Солнышко на улице спряталось опять.
Ноль весёлых пальчиков осталось там гулять.
(Сжимаем в кулачок)
"Травка".
Если дождик поливает,
Наша травка вырастает. (Пальцы на двух руках постепенно разгибаются)
Если ветер завывает, (Дуем на пальцы)
Нашу травку он качает. (Наклоняем руки с растопыренными пальцами)
Гром гремит и всех пугает, (Стучим кулачками друг об друга)
Нашу травку наклоняет. (Постепенно сгибаем пальцы)
А садовник- чик-чик-чик! (Изображаем ножницы)
Нашу травку он подстриг! (Показываем кулачки)
"Солнце".
Солнце поднимается. (Поднимаем правую руку, сложив в кулачок)
Пальцы просыпаются (Постепенно разгибаем пальцы)
Вместе по порядку (Энергично разгибаем и сгибаем пальцы)
Делают зарядку.
Пальцы мы водой польём, (Трясём опущенной левой рукой над
Над растопыренной правой)
А потом её встряхнём. (Встряхиваем обеими кистями)
Поскакали (Пальцы прыгают на коленях)
Поплясали (Фонарики)
И конечно же устали! (Медленно опускаем руки на колени)
Солнышко садится
Спать велит ложится.
Пальцы засыпают, (Медленно сжимаем руки в кулачки)
Глазки закрывают.
"Цветочек" .
Вот цветочек вырастает. (Медленно поднимаем правую руку в кулачке)
Лепесточки раскрывает. (Раскрываем кулачок)
Над цветочком пчела летит (Левую кисть в щепоть и круговыми движениями вокруг цветка)
И тихонечко жужжит,
Собирает сладкий сок - (Пощипываем правую ладонь)
Угощяйся, мой дружок!
Цветочек и пчела.
Сжимаем левый кулак. Правой рукой разжимаем пальцы по одному.
Эй, цветочек, мой цветочек,
Открывай свой лепесточек!
Лепесточек наш открыт.
А внутри пчела сидит. (Складываем правую кисть в щепоть и кружим над цветком)
Ж-ж-ж!
"Дождик".
Кончиками пальцев стучим по ножкам.
Дождик капает из тучки,
Дождик каплет на дорожки.
Подрастайте, наши ручки! (Гладим руки)
Подрастайте, наши ножки! (Гладим ноги)
Первый скоро подрастёт, (Тянем за каждый палец по очереди)
И второй не отстаёт.
Третий подрастает, четвёртый догоняет.
Пятый стал совсем большой,
Подрастает и шестой.
А седьмой, седьмой, седьмой,
Станет больше чем восьмой!
А потом девятый
Станет выше брата.
Дождик всё сильней, сильней! (Трясём кистями рук)
Наши пальцы всё длинней! (Растопыриваем пальцы, поднимаем вверх)
"Лето".
Сгибаем пальцы по одному на каждый счёт.
Вот за что люблю я лето?
Лето солнышком согрето.
Два – в лесу растёт трава.
Три – ромашки, посмотри!
А четыре- это лес,
Полный сказок и чудес.
Пять – купались мы опять.
Шесть – пора грибов поесть.
Семь – малины я поем.
Восемь – сено мы покосим.
Девять – бабушка идёт,
Землянику нам несёт.
Десять – всё в листву одето.
Вот за что люблю я лето!
"Солнышко и дождик".
Прилетела тучка. (Двигаем ладонь, это тучка)
Спрятались ромашки. (Раскрытые ладошки сжимаем и прячем)
Падают дождинки (Кончиками пальцев касаемся лица)
На детские мордашки.
И на лбу и на щеках, на носу и на ушах.
Выглянуло солнышко, (Поднимаем ладонь с растоп. пальцами)
Расцвели ромашки (Поднимаем руки сжатые в кулачок, раскрываем)
Прыгают веснушки (кончиками пальцев касаемся лица)
На детские мордашки:
И на лбу и на щеках,
На носу и на ушах.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы это не только красота, но и часть живой природы.

Цветы – сама жизнь

Насколько бедны оказались бы мы, не будь на земле цветов. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта есть свое место в природе и свое назначение. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все.

Проекты, на мой взгляд, — одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и, что важно для детского сада, родители включаются в воспитательно – образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники образования собственных детей.

Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан исследовательский, познавательно-творческий проект «Бал цветов».

Нашим детям Фея цветов прислала приглашение на бал. На него дети должны прийти в костюмах цветов и представить свой костюм в форме стихотворения, загадки, песни. Выявилась проблема: у детей недостаточно знаний о цветах. Участники проекта – дети, педагоги, и родители.

На начало работы по проекту была проведена диагностика экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста. Проведенное исследование показало, что высокий уровень знаний имеют 15% детей, средний – 45% и низкий – 40%. Большинство детей допускали ошибки в названиях цветов. Не могли аргументировать свой выбор (садовые цветы и комнатные растения). Затруднялись рассказывать, что необходимо растениям для роста и как правильно ухаживать за комнатными растениями.

Актуальность проекта

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления

Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства

Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все.

Цель проекта:

Знакомство детей с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста, и влиянием на эмоциональное состояние человека.

Для реализации цели были выделены следующие задачи:

1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии

2. Упражняться в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы

3. Закреплять умения отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах

4. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами

5. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира

6. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому

Исходя из намеченных задач предполагаемый результат работы

  • Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на её нравственно-эстетическом и практическом значении для человека
  • Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту
  • Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе)

Для этого разработаны этапы проекта:

— подготовительный

— основной

— заключительный

— перспективный

На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа:

— подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;

— подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;

— адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;

— разработано содержание образовательной деятельности разных видов,

— целевые прогулки по территории детского сада, экскурсии в цветочный магазин;

— подобраны проблемные задания, занимательные опыты и эксперименты;

— проведено родительское собрание с целью включения родителей в проектную деятельность;

Считаю, что правильно организованная предметная экологическая среда несет в себе огромную ценность и определенным образом воздействует на ребенка, оказывает большое значение на воспитание экологической культуры у дошкольников. Обдумывая интерьер группы, я постаралась создать атмосферу тепла, красочности, удобства и уюта, где ребенок чувствует себя хорошо и комфортно. Все пространство группы разделили на небольшие мини-центры :

— уголок природы с наличием разнообразных комнатных растений.

— центр экспериментирования, который способствует развитию познавательной активности, пробуждает фантазию, любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт детей:

— центр творчества, где дети имеют возможность реализовать свои замыслы и желания;

книжный уголок, который способствует ознакомлению детей с природой через книги, журналы, открытки;

игровой центр, удовлетворяющий основную потребность ребенка в игре.

На втором (деятельном) этапе родители принимали участие в фотовыставке «Дети цветы жизни». Проявляя выдумку и фантазию, они представили свои работы, которые отличались красочностью и оригинальностью. Представляя своего ребенка в виде цветка, они рассказали о его характере, привычках. Вместе со своими детьми сочинили сказки, стихи, рассказы о цветах. Совместная работа пробуждает у родителей интерес к жизни группы и детского сада в целом.

Образовательную деятельность детей провожу в игровой форме с использованием проблемных ситуаций. Так были проведены педагогические мероприятия «Этот разноцветный мир», «Путешествие к Фее Цветов».

Большую роль в пополнении экологических знаний детей о растениях играют дидактические игры. В утренние и вечерние часы проводили с детьми игры «Собери цветы в вазу», «Найди по описанию», «Четвертый лишний», «Садовник», «Я знаю пять названий цветов», «Разрезные картинки» и другие.

Проведенный цикл наблюдений за цветами на клумбе расширил знания детей о садовых цветах, обогатил их сенсорный опыт. В период цветения растений дети знакомились со строение цветка, условиями необходимыми для их роста, наблюдая, сколько дней необходимо на то, чтобы бутон превратился в цветок, сколько времени проходит от цветения до увядания, принимали активное участие в сборе семян цветов.

Наблюдения дополняли экскурсии в цветочный магазин, просмотром видеофильмов, картин, иллюстраций, прослушиванием музыки, чтением художественной литературы, в результате чего происходила первоначальная оценка детьми деятельности взрослых, общение с представителями растительного мира, эстетическое наслаждение красотой природы.

В осеннее — зимний период дети имели возможность постоянно наблюдать за растениями в уголке природы. На протяжении года в природный уголок вносились привлекательные комнатные растения, которые доступны и просты в уходе. В процессе наблюдения знакомили детей с их названиями (герань, фикус, хлорофитум, бегония и пр.), строением и другими характерными особенностями.

Дети постоянно имели возможность наблюдать, как мы ухаживаем за цветами. У ребят появлялось желание помогать. Они с удовольствием поливали цветы, протирали пыль с листьев, рыхлили землю. Такая целенаправленная работа, организованная взрослыми, развивает у детей эмоциональный опыт и художественное восприятие красоты растений в различные периоды жизни.

Учитывая то, что, познавая мир, исследуя его, ребенок делает множество открытий, мы старались побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию, а также к непосредственной образовательной деятельности «Золотой луг», «В гости к первоцветам», беседы «Красота спасет мир», «Легенды о цветах». Оформлены альбомы «Лекарственные растения», «Первоцветы», «Луговые цветы», «Комнатные растения»

Таким образом, в заключение проведения опыта или эксперимента, мы стремились к тому, чтобы дети сами делали определенные выводы и подводили итог собственной деятельности.

Полученные в процессе экспериментирования наблюдения, впечатления и эмоции дети отражали в продуктивных видах деятельности, изготовление цветов своими руками в совместном сочинительстве «Сказки о цветах», в драматизации, постановка спектакля «Радуга цветов». В группе были проведены конкурс рисунков «Мой любимый цветок», выставка букетов «Вальс цветов», «Бумажная оранжерея».

На заключительном этапе был проведен праздник «Бал цветов», где дети совместно с родителями выбирали и изготавливали костюмы любимого цветка из бросового и подручного материала, потом представляли его на празднике в интересной форме. На протяжении всего бала дети, участвовали в конкурсах, играх, импровизациях, показали хорошие знания о садовых и комнатных растениях, выражали свое отношение к цветам. С родителями организовали конкурс на лучшую клумбу «Я садовником родился». Вместе с детьми создали «Красную книгу цветов России»

Проведенное в конце проекта диагностическое исследование показало положительные результаты. Высокий уровень экологических знаний дошкольников вырос на 45% и составил 60%, средний снизился на 20% и составил 25%, низкий снизился до 15%.

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает!