Рассказ очень вредная крапива читать. План конспект очен вредная крапива

Садовник дядя Гриша даже сделал ловушку из фонаря. Есть такие ночные бабочки, которые портят смородину. И дядя Гриша их ловит, зажигая в саду фонарь.

Под фонарём поставлено корытце с водой. Бабочки стукаются о стекло и падают в воду.

А сегодня вышел я на улицу и увидел, какая на небе громадная, белая, снежная луна. Прямо-таки лунища!

Кажется, все ночные бабочки должны полететь на её свет. Не зажжёшь фонаря сильней!

Но луна почему-то не притягивает бабочек.

Может, слишком холодный от неё свет? Мёртвый?

Сияет луна над деревней, огромная-преогромная.

А в саду едва теплится фонарик. И бабочки летят только к нему.

Стукаются о стекло.

Падают в воду.

ЖАРКО В ВОДЕ

Солнце прогрело воду в речной заводи.

Насквозь просвечена тёплая вода. Играют в ней солнечные зайчики. Сверкают на дне осколки раковин.

Лежат на воде листья кувшинок.

Не шелохнутся.

Смотри-ка, смотри! Под этими листьями неподвижно стоят рыбёшки - плотвички и верхоплавки.

Спрятались от солнца так же, как мы прячемся в тень под деревьями.

Эй, неужели и вам жарко?

И нам жарко!

ОЧЕНЬ ВРЕДНАЯ КРАПИВА

Полез я малину собирать в кустах, а там крапива. Все руки, обожгла, все ноги обстрекала.

Ух я разозлился!

Взял палку и давай крапиве макушки сшибать:

Вот тебе!.. Вот тебе!..

За что? - спрашивает бабушка.

А за то, что вредная!

Смеётся бабушка.

Да разве, - говорит, - она вредная? Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать.

И крапиве?

И крапиве.

Я не буду кланяться да спасибо говорить!

И зря... Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать - не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю - тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята... Да и ты, вояка, тоже!

Почему я обрадуюсь?

Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь, каких?

А каких?

Пальчики оближешь!

РЕБЯТА И ЖЕРЕБЯТА

В наш сельский магазин чаше всего ребятишки бегают. Потому что матерям и отцам некогда - они на работе.

В магазине очередь из мальчишек и девчонок.

И перед магазином, у крыльца, тоже место не пустует. Детские коляски стоят.

Собаки сидят, большие и малые, ждут своих хозяев.

А бывает, увидишь перед магазинным крыльцом телёнка. Или жеребёнка с курчавым хвостом.

Тоже хозяев дожидаетесь?

Выйдет хозяин потрусят за ним следом, как привязанные...

Наши ребята помогают ухаживать на ферме за телятами, за жеребятами. Иногда такая дружба завяжется между воспитателем и воспитанником - водой не разольёшь!

Даже в магазин вместе ходят.

Жеребёнок, что же ты будешь делать, когда твой хозяин в школу поступит?

Ого-го! Я ведь уже вырасту! Тоже на работу поступлю!

КАК МОРКОВКУ ПОЛОТЬ

Уморились мы с бабушкой: пропалывали грядку морковки.

Зелёные пёрышки у морковки слабенькие, хрупкие. Запутались в сорняках. И надо тихонечко выдёргивать эти сорняки, чтоб морковку не задеть.

Ох, работа!.. Замучишься.

А теперь представьте-ка не грядку с морковкой, а целое поле. Такое, как в нашем колхозе!

Рук не хватит его прополоть. Терпенья не хватит.

Но его всё-таки пропололи. Один человек справился. За один день.

Приехал дядя Вася на своём тракторе. И обрызгал морковку дождиком из железной трубы.

Да не простым дождиком, а керосиновым.

Ай, погибнет морковка!

Нет, не погибнет. Это сорняки от керосина чахнут. А морковка жива-здорова.

Вправду: привяли сорняки, скукожились. Только морковкины зелёные перья торчат над полем. Веселёхоньки!

Может, керосиновый запах у морковки останется?

Нет. И запах выветрится.

Вот секрет так секрет!

Побегу скорей, бабушке расскажу.

Не было дождей, не было, и вдруг ливень накатил. Да ещё какой!

Сплошной стеною вода. Соседних домов не видать.

И шум, как будто тысячи людей в ладоши хлопают!

Бьют струи по дороге, месят землю, стреляют грязными брызгами. Несутся ручьи коричневые...

Размыло дорогу: где канаву прогрызло, где яму провертело, где песку нанесло...

Но под деревьями ливень слабей. Его удары принимают на себя листья и ветки.

Но в траве не стреляют грязные брызги.

Трава держит корешками землю, не даёт её размывать и уносить.

Пронёсся ливень.

Дорога изрыта. На неё смотреть страшно - грязь по колено.

А под деревьями уже нет воды, и трава приподнимается, отряхивается.

Только зеленей и чище сделалась.

Победили грозный ливень маленькие листочки, тоненькие травинки.

СКОЛЬКО ЖИВЕТ ПЧЕЛА

Лежу в траве. Прямо передо мной - лохматые шапочки одуванчиков.

А на них садятся пчёлы.

Прилетает пчела быстро, вёртко. Шлёпнется на цветок и давай по нему кружить, лепестки пересчитывать.

Пчела, откуда у тебя штанишки жёлтые?

Это не штанишки. Это корзиночки. Я туда корм складываю - цветочную пыльцу.

Улетает пчела с одуванчиков тяжело, неповоротливо. Трудно ей. Но всё-таки тащит полные свои корзиночки, старается...

Я пчёл всегда боялся. Вдруг ужалит?

А теперь не боюсь.

Если пчелу не трогать, и она тебя не тронет.

Правда ведь, пчела?

Не трону... Неохота мне нападать. Если ужалю, сама умру. Такая наша судьба пчелиная...

Нет, ты живи! Долго живи!

Не дано мне долгой-то жизни... Вот сёстры мои, которые осенью родятся, до будущей весны доживут.

А я летом родилась. Работаю много. Видишь - крылышки обтрепались, шёрстка повытерлась.

И сколько же тебе жизни отпущено?

Чуть побольше месяца. Всего-навсего!

БРАТ И МЛАДШАЯ СЕСТРА

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и посмеивается:

Что ж ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!

Ещё бы! - отвечает Санька. - Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

Что ж ты, Саня... - говорит бабушка. - Маленькая-то больше набрала!

Ещё бы! - отвечает Санька. - Она к земле ближе, вот и набрала.

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошёл вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет...

Идём обратно. У Вари ягод больше, у Саньки - меньше.

Встречается бабушка.

Что ж ты, - говорит, - Саня? Малина-то высоко растёт!

Высоко, - соглашается Санька.

Дак тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!

Ещё бы! - отвечает Санька. - Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься!

КТО САЖАЕТ ПОДСОЛНУХИ

Прямо под окнами нашего дома подсолнухи цветут. Высокие-высокие! И головы у них будто в новеньких соломенных шляпах.

Это крапива.

Герой рассказа Эдуарда Шима полез малину собирать в кустах, а там оказалась крапива, которая все руки обожгла и все ноги обстрекала . Прочитайте рассказ и узнайте, что произошло дальше.

Очень вредная крапива

Взял палку и давай крапиве макушки сшибать.

- Вот тебе!.. Вот тебе!..

- За что? - спрашивает бабушка.

- А за то, что вредная!

Смеётся бабушка.

- Да разве, говорит, - она вредная? Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать.

- И крапиве?

- И крапиве.

- Я не буду кланяться да спасибо говорить!

- И зря… Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать - не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю - тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята… Да и ты, вояка, тоже!

- Почему я обрадуюсь?

- Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь, каких?

- А каких?

- Пальчики оближешь!

По общему смыслу рассказа можно догадаться, что слово обстрекала означает обожгла.

Главный смысл этого рассказа заключается в том, что каждая травинка приносит пользу, каждой травинке можно поклониться, если знать эту пользу.

Рассмотрите картинку, на которой изображён жук (рис. 2).

Прочитайте ещё один рассказ Эдуарда Шима.

Жук на ниточке

Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личинки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у деревьев корни.

В общем, вредят как могут.

Мы этих майских жуков ловим хитрым способом.

Рано утречком, пока ещё прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких берёзках, оцепенели.

Тряхнёшь деревцо - и жуки вниз посыплются, только собирай.

Вот мы их собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел.

Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь, а ниточка не пускает.

Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело.

Вдруг дедушка как крикнет:

- Сейчас же бросьте! Нашли забаву!

Мальчишка, который жука привязал, даже обиделся.

- Знаю, что вредитель!

- Чего же вам жалко?

- Меня?!

- Тебя. Хоть ты не жук, а человек.

Вспомните, как дедушка сказал: «А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы? Даже таких вот жуков. Даже вредителей!». Главная мысль этого рассказа заключается в том, что в природе нет ничего лишнего, поэтому к природе нужно относиться очень бережно и внимательно.

Прочитайте диалог дедушки и мальчика по ролям:

- Это же вредитель, - говорит.

- Знаю, что вредитель!

- Чего же вам жалко?

- Мне, - отвечает дедушка, - тебя жалко!

- Меня?! - Тебя. Хоть ты не жук, а человек.

- Чего же меня жалеть, если я человек?

- А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы? Даже таких вот жуков. Даже вредителей!

В рассказах «Очень вредная крапива» и «Жук на ниточке» много общего, например то, что они учат быть бережными и внимательно относиться к природе. Ещё они учат тому, что нужно слушать взрослых и читать, для того чтобы много знать.

Рассмотрите картинку (рис. 4):

Рис. 4. Обложка книги Э. Шима «Рассказы и сказки о природе» ()

Глядя на название скажите, могут ли быть в этой книжке прочитанные выше рассказы? Конечно, могут, потому что это книжка автора Эдуарда Шима. Возьмите такую книжку в библиотеке и прочитайте другие рассказы этого автора.

Во время войны он был эвакуирован и вырос в детском доме. С 16 лет Шим работал, сменив множество занятий: мастер на все руки, столяр и садовод, токарь и шофёр.

По возвращении в Ленинград он учился в художественно-архитектурном училище. С 1950 года работал в конструкторском бюро. Потом переселился в Москву.

С 1962 по 1972 год был членом редколлегии журнала «Знамя». Начал печататься с 1949 года.

Эдуард Шим (рис. 6) писал преимущественно для детей и о природе.

Рис. 6. Эдуард Шим ()

Умер Эдуард Шим в 2006 году.

Список литературы

1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

Домашнее задание

1. Рассказать, как у Виктора Драгунского появилась идея создать цикл «Денискины рассказы».

3. Взять книжку с рассказами Драгунского в библиотеке и прочитать несколько из них.

Юля Афанасьева
Образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»

Цель. Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты , правильно строить предложения

Задачи :

1) Формировать у детей пересказывать текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей . Побуждать объяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными, в подборе синонимов и антонимов. Учить замечать смысловые несоответствия. Понимать эмоционально-образное содержание произведения.

2) Воспитывать познавательный интерес

3) Совершенствовать двигательную активность

4) Формировать умение выслушивать ответы детей, дополнять их

Методы и приемы :- практические : игровая ситуация, физ. минутка

наглядные : демонстрационный материал

- словесные : беседа, вопросы, объяснения

1. Организационный момент.

Ребята отгадайте загадку и вы узнаете про что сегодня мы будем говорить

Растёт под забором.

До чего же злючий норов,

А пожаловала в щи -

До чего же хороши!

(Крапива .)

Правильно это крапива (показ иллюстрации книги «Очень вредная крапива » )

Поиграем в игру «Кто больше назовет» слов к слову крапива – какая ? (зеленая, жгучая, лекарственная, полезная, колкая и т. д.) Молодцы

2. Сообщение темы. Мы сегодня познакомимся с новым прозведением.

Послушайте рассказ «Очень вредная крапива » Э. Ю. Шима - показ портрета писателя.

Писатель Шим - хороший рассказчик , у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов .

3. Основная часть. Чтение рассказа Э . Шима . «Очень вредная крапива »

Чтение рассказа :

Очень вредная крапива

Полез я малину собирать в кустах, а там крапива . Все руки, обожгла, все ноги обстрекала.

Ух я разозлился! Взял палку и давай крапиве макушки сшибать .

Вот тебе. Вот тебе.

За что? – спрашивает бабушка.

А за то, что вредная !

Смеётся бабушка.

Да разве , говорит, - она вредная ? Всякому листочку, всякой травинке поклонить­ся можно и спасибо сказать.

И крапиве ?

И крапиве .

Я не буду кланяться да спасибо говорить!

И зря… Я вот крапиву накошу для коровы , будет корова жевать – не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю – тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются , и утки, и цыплята… Да и ты, вояка, тоже!

Почему я обрадуюсь ?

Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю . Знаешь, каких?

А каких?

Пальчики оближешь!

По общему смыслу рассказа можно догадаться , что слово «обстрекала» означает обожгла.

Главный смысл этого рассказа заключается в том , что каждая травинка приносит пользу, каждой травинке можно поклониться, если знать эту пользу.

Чтение рассказа с установкой на запоминание : «Послушайте внимательно, будем пересказывать рассказ

3. Беседа по содержанию рассказа .

Как называется рассказ ?

Что собирать полез мальчик?

Что ему обтрескало руки?

Что стал делать мальчик с крапивой ?

Кто пришел к мальчику?

Что бабушка сказала?

Для кого нужна крапива ?

Почему и мальчик обрадуется ранней весной крапиве ?

Физкультминутка «Во дворе растёт подсолнух»

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

Сегодня мы будем учится пересказывать этот рассказ , а чтобы вам было легче, составим мнемотаблицу.

4. Составление мнемотаблицы

Зеленая крапива

Мальчик рвет малину

Он обжег руки и ноги

Сшибает верхушки крапивы

Разговор с бабушкой

Чем полезна крапива

5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ .

6. Пересказ рассказа детьми .

Пересказ рассказа детьми по цепочке , затем повторный пересказ детьми (вначале пересказывает более сильный ребенок, а потом остальные)

7. Работа над пословицей :

Скажите, а как вы понимаете эту пословицу «Жгуча крапива родится , да во щах уварится» .

8. Итог занятия.

Что вы делали на занятии?

А кто написал этот рассказ ?

Чей пересказ вам понравился больше всего?

(Поблагодарить детей за занятие. Отметить лучших рассказчиков ).

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»» Любовь Тулупова Тема:" Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»". Задачи: Образовательные задачи: Познакомить детей с писателем М.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить» Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить» Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого.

Конспект НОД № 2017г.
в подготовительной к школе группе
Тема: Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Социально -коммуникативное развитие»
Задачи:
1) Формировать у детей пересказывать текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей. Учить объяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), в подборе синонимов и антонимов. Учить замечать смысловые несоответствия. Понимать эмоционально-образное содержание произведения.
2) Воспитывать познавательный интерес
3) Совершенствовать двигательную активность
4) Формировать умение выслушивать ответы детей, дополнять их
Методы и приемы:- практические: игровая ситуация, физ. минутка
- наглядные: демонстрационный материал
- словесные: беседа, вопросы, объяснения
Материалы и оборудование: книга рассказов Шима
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная
Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физ.минутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе.

Игровая
Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры

Познавательно-исследовательская
Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты,

Коммуникативная
Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы

Музыкальная
Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале

Изобразительная
Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества

Восприятие (художественной литературы и фольклора)
Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.)

Конструирование
Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование

Элементарный бытовой труд
(в помещении и на улице)
- Самообслуживание
Поручения (индивидуальные и под групповые), дежурства, практик-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия,дежурство, задания, реализация проекта

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Ожидаемый результат

Давайте, ребята встанем в круг. Посмотрите, что это?
- Да ребята, это волшебный книга, сила которого увеличивается от добрых и ласковых слов.
Дети слушают
книга

Сформирован интерес

Э. Ю. Шим родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Ш хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов; он психологически точно изображает отношение детей к миру взрослых. Наблюдая будничную жизнь с её заботами и тяготами, Шим отбирает события, которые чем-либо выделяются в этой жизни или же особо выделены им самим. Он любит изображать людей, которых что-то захватывает, удивляет и восхищает, которые испытывают душевный подъём и верят в добро.
Чтение рассказа:
Очень вред­ная кра­пи­ва
Полез я малину собирать в кустах, а там крапива. Все руки, обожгла, все ноги обстрекала.
Ух я разозлился! Взял палку и давай кра­пи­ве ма­куш­ки сши­бать.
- Вот тебе!.. Вот тебе!..
- За что? – спра­ши­ва­ет ба­буш­ка.
- А за то, что вред­ная!
Сме­ёт­ся ба­буш­ка.
- Да разве, го­во­рит, - она вред­ная? Вся­ко­му ли­сточ­ку, вся­кой тра­вин­ке по­кло­нить­ся можно и спа­си­бо ска­зать.
- И кра­пи­ве?
- И кра­пи­ве.
- Я не буду кла­нять­ся да спа­си­бо го­во­рить!
- И зря Я вот кра­пи­ву на­ко­шу для ко­ро­вы, будет ко­ро­ва же­вать – не ото­рвёт­ся. Кро­ли­кам кра­пи­вы на­дёр­гаю – тоже будут ра­дё­хонь­ки. И гуси кра­пи­ве об­ра­ду­ют­ся, и утки, и цып­ля­та Да и ты, вояка, тоже!
- По­че­му я об­ра­ду­юсь?
- При­дёт ран­няя весна, я тебе из кра­пи­вы зе­лё­ных щей на­ва­рю. Зна­ешь, каких?
- А каких?
- Паль­чи­ки об­ли­жешь!
По общему смыслу рассказа можно догадаться, что слово обстрекала означает обожгла.
Глав­ный смысл этого рассказа заключается в том, что каждая травинка приносит пользу, каждой травинке можно поклониться, если знать эту пользу.
слушают

отвечают на вопросы
пересказывают

дети слушают

сформировано у детей пересказывать текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.

Развито значение слов; упражнялись в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), в подборе синонимов и антонимов.
Развито внимание

Физминутка.
Эй, ребята, не ленитесь
На разминку становитесь
Походим мягко как лисята
И как мишка-косолапый
И как заинька-трусишка
И как серый волк-волчишко
Вот свернулся еж в клубочек
Потому что он продрог
Лучик ежика коснулся
Ежик сладко потянулся.
Выполняют
движения
Обеспечена потребность в движении

Заслушивает ответы детей и, не обобщая их, читает рассказ Э. Шима.
«Что теперь вы скажете о крапиве? – интересуется воспитатель. – Стоит ей поклониться?»
Педагог зачитывает соответствующий отрывок из текста, а затем читает весь рассказ.
Воспитатель предлагает ребенку пересказать рассказ. Дошкольник может рассказывать один или с товарищем. Далее текст пересказывают другие дети.
«В природе нет ничего лишнего, – говорит педагог. – И вредные осы, и прожорливые мыши – все они для чего-то нужны. И если исчезает какой-либо вид животных, например волки, в природе нарушается равновесие».

Дети отвечают на вопросы

Ведут беседу.
сформировано умение выслушивать ответы детей, дополнять их

Воспитали познавательный интерес

1

В статье рассматривается один из способов достижения младшими школьниками личностных результатов обучения. Рассматриваются возможности учебного предмета – литературное чтение – для формирования личностных результатов в зависимости от его содержания и способов организации деятельности обучающихся. Отмечаются отличительные черты уроков литературного чтения, которые определяют возможности для применения таких образовательных технологий, как проблемный диалог, проектная деятельность, продуктивное чтение и т.д. В статье представлена технология продуктивного чтения и ее значение для формирования читательской компетентности младшего школьника. Охарактеризована поэтапная организация продуктивного чтения на уроке, состоящая из трех частей: работа до чтения, диалог с автором во время прочтения произведения, работа с тестом после прочтения произведения. Продемонстрированы примеры организации читательского диалога с автором при изучении конкретных художественных произведений.

личностные результаты обучения

урок литературного чтения

художественное произведение

продуктивное чтение

младший школьник

1. Исаева О.В. Работа с тестом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника / О.В. Исаева // Современные научные исследования. Выпуск 2 / под ред. П.М. Горева и В.В. Утемова. – Концепт. – 2014. – Приложение № 20.

2. Кубасова О.В «Литературное чтение» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений / О. В. Кубасова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

3. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.: Баласс, 2008. С. 272–286.

4. Мусс Г.Н. Культура межличностных отношений как показатель личностных достижений младшего школьника / Г.Н. Мусс // Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сб. мат-лов IV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Махачкала, 23 мая, 2014 г.) – Махачкала: ООО «Апробация», 2014. – С. 32–34.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М. : Просвещение, 2010. – 191 с.

6. Слонь О.В. Метод проектов и его реализация на уроках литературного чтения в начальной школе/ О.В. Слонь // «Вестник ОГПУ. Электронный научный журнал», Оренбург, 2013, №4 (8), С. 193–198.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М.: Просвещение, 2010. – 31 с.

В Федеральном государственном образовательном стандарте находят отражение настоящие и перспективные потребности личности, общества и государства в целом в сфере образования. В нем определены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения детьми основной образовательной программы, причем личностному развитию придается приоритетное значение . Одна из актуальных задач, которую стремится решать современная система образования, - формирование у младших школьников таких личностных качеств, которые помогли бы в дальнейшем достичь успеха в жизни и реализовать имеющийся личностный потенциал . Каждый ребенок индивидуален, и поэтому у каждого есть свой собственный успех и свои собственные достижения. Кроме того, ребенок должен стремиться к достижениям коллективного успеха, быть нацеленным на сотрудничество. Это развитая в гуманистическом плане личность, обладающая знаниями о человеке и относящаяся к человеку как к наивысшей ценности. Проблема создания социально-психологических условий развития мотивации достижения младших школьников остаётся недостаточно разработанной на данном этапе. Младший школьный возраст играет особую роль в личностном становлении. Начало систематического обучения обусловливает серию изменений в развитии индивида. Эти изменения во многом связаны с тем, что ведущей деятельностью для детей становится учебная.

Личностные планируемые результаты обучения - это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, которая отражает их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

Личностные результаты достигаются через освоение всех предметов, и успешность в этом случае зависит от обогащения содержания предметных областей, от использования современных педагогических технологий на уроке. В каждом учебном предмете имеются свои возможности для формирования личностных результатов в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности учащихся. Так, в результате изучения курса литературного чтения у ученика должны быть сформированы «ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение…, развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им…» . Уроки литературного чтения предоставляют широкие возможности для применения различных образовательных технологий. Представим некоторые из них: проблемный диалог, повышающий познавательную мотивацию детей, формирующий самостоятельность суждений и оценок ; проектная деятельность, позволяющая самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивающая критическое мышление ; продуктивное чтение, развивающее оценочные суждения, формирующее читательскую компетенцию школьника.

В данной статье более подробно остановимся на технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения, так как в начальной школе следует формировать грамотного читателя, любящего книги, умеющего самостоятельно их выбирать и работать с ними. Достижение этой цели начинается с формирования навыка чтения и развития потребности читать. В современных концепциях начального литературного образования подчеркивается, что истинное постижение литературы учеником невозможно без развития глубокой личностной заинтересованности и самостоятельного, творческого прочтения художественного произведения. Чтение произведения - основной метод не только урока литературы, но получение новой информации, знаний. Уроки литературного чтения, строящиеся на прочтении и анализе художественных текстов, вводят детей в сложный мир человеческих отношений, отношений человека и природы и осмысление этих отношений формируют нравственные ценности, эстетический вкус . Конечно же, овладение устной и письменной речью, коммуникативной культурой на этих уроках способствуют и развитию творческих способностей учащихся.

Технология продуктивного чтения включает до чтения предвосхищение содержания текста, прогнозирование осуществляется по названию текста, иллюстрации, автору произведения. Ставится задача провести диалог с автором и соотнести свое видение с авторским изложением. Во время чтения произведения ведется диалог с автором, сопоставляются предполагаемые ответы с авторским текстом. Чтобы диалог с автором был содержательным и полноценным, необходимо по ходу чтения находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

В ходе анализа текста обобщаются существенные черты действующих лиц, выясняются мотивы их поступков, уточняется отношение автора к событиям, образам, главным героям, происходит понимание собственного отношения к прочитанному произведению. Возможно повторное обращение к заглавию произведения и к иллюстрации. Обсуждается смысл заглавия, рассматривается отражение в заглавии темы или основной мысли текста. При обращении к иллюстрации уточняется, к какому фрагменту текста она написана, или ее можно отнести ко всему произведению; насколько соответствует иллюстрация содержанию текста, что и почему изображает художник на переднем плане картины, какие интересные детали присутствуют в иллюстрации, каков колорит картины, совпадает ли видение художника и учащихся. Если это оправдано, на данном этапе можно дать дополнительные сведения об авторе. Это будет способствовать углублению содержания прочитанного. Кроме того, при хорошей подготовительной работе эту информацию ребенок может сопоставить с тем представлением о личности автора, которое возникло у него в ходе работы над текстом. Полезно выполнение творческих заданий, опирающихся на эмоции, чувства, воображение учащихся, на осмысление содержания и формы художественного произведения.

«Майские жуки обгрызают листочки на деревьях… В общем, вредят как могут. Мы этих майских жуков ловим хитрым способом» . (Как вы думаете, каким способом можно поймать майских жуков? Обратите внимание, что автор употребляет слово «жуков», а не «жука», тем самым имея в виду, что шла ловля большого количества майских жуков).

«Рано утром, пока ещё прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких березках, оцепенели. Тряхнешь деревцо - и жуки вниз посыплются, только собирай….» (Проверьте свои предположения. Вот, оказывается, каким способом можно наловить такое количество жуков, о котором пишет автор!)

«Вот мы их собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку» . (Как вы думаете, зачем мальчик это сделал? Что вы можете предположить о последствиях этого поступка?)

«Поиграть захотел….Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело.

Вдруг дедушка как крикнет: Сейчас же бросьте! Нашли забаву!» (Вспомните свои ответы. Мальчик привязал жука ради забавы. И его товарищи тоже воспринимали данный поступок как забавный, веселый. Но дедушка, человек старшего поколения, мудрый, относится к такой «забаве» отрицательно).

«Мальчишка, который жука привязал, даже обиделся. (Почему мальчик обижается? Почему не видит в своих действиях ничего плохого?)

Это же вредитель, - говорит.

Знаю, что вредитель!

Чего же вам жалко? (Что ответит дедушка? Кого ему жалко?)

Мне, - отвечает дедушка, - тебя жалко!» (Сопоставьте свои ответы со словами дедушки. Мудрому человеку жаль мальчика, который привязал жука).

Обобщающая беседа.

Чем хороший человек отличается от плохого? А по мнению автора рассказа?

Какие ещё открытия вы сделали? (В природе нет ничего лишнего, даже у вредителей есть своя особая роль, и поэтому ко всему нужно относиться очень бережно и внимательно. Человек, по словам Э. Шима, должен быть «добрым великаном»).

Изучение рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива» можно начать с обсуждения заглавия: Почему автор так назвал рассказ? В чем, по вашему мнению, может быть «вредность» крапивы? Запомните свои ответы. Мы вернемся к ним после чтения произведения.

«Полез я малину собирать в кустах, а там крапива…. Взял палку и давай крапиве макушки сшибать…

За что? - спрашивает бабушка.

А за то, что вредная! (Почему мальчик называет крапиву вредной? Вспомните свои ответы. Совпадают ли ваши предположения о «вредности» крапивы с позицией героя?)

Смеется бабушка.

Да разве, - говорит, - она вредная? Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать. (Как вы думаете, можно ли за что-то сказать «спасибо» крапиве? Казалось бы, герою от нее одни неприятности: руки и ноги ему крапива обожгла, а получить ожог от крапивы - не очень приятное ощущение. А бабушка вовсе не считает крапиву вредной. Почему?)

Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать - не оторвется. Кроликам крапивы надергаю - тоже будут радехоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята… Да и ты, вояка, тоже!» (Проверьте свои предположения. Какая же польза от крапивы?)

Обобщающая беседа.

В каких словах заключена главная мысль рассказа? (Действительно, мы уже говорили о том, что в природе нет ничего лишнего, и каждая травинка при носит пользу)

Вернемся к заглавию произведения. Теперь, после прочтения можете ли вы сказать, почему автор так называет свое произведение? Какой оттенок имеет такое название рассказа?

Выясняющими причинно-следственные и другие связи;

Направленными на обоснование, аргументацию, доказательство;

Оценочными;

Акцентирующими внимание детей на языковых особенностях текста и др.

Как видно из приведённых примеров, в процессе продуктивного чтения у учащихся формируется умение осмыслить содержание образа персонажа (через речь, поступки) в произведении; выявлять роль образа в постижении авторской позиции, идеи произведения и сформировать своё собственное к нему отношение.

Личностные достижения у обучающихся формируются на уроках литературного чтения через прослеживание судьбы героя, на основе сравнения своих реальных и возможных поступков с поведением героев художественных произведений, через ознакомление с историей своей страны, с подвигами и достижениями ее граждан.Требования к результатам изучения этого предмета позволяют формировать личностные универсальные действия с приоритетным развитием ценностно-смысловой сферы и повышением уровня коммуникативной культуры младших школьников.

Рецензенты:

Русакова Т.Г., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой художественно-эстетического воспитания, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Литвиненко Н.В.., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.

Работа поступила в редакцию 02.09.2014.

Библиографическая ссылка

Исаева О.В., Слонь О.В. ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-10. – С. 2308-2311;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35317 (дата обращения: 09.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»