Интересные вещи баухауз. Будь проще: что такое баухауз и как он повлиял на современность

В 20 — е годы XX столетия был основан Баухауз, ставший впоследствии центром обучения и художественного воспитания европейской молодежи. Для создания Баухауза в 1919 году были объединены две веймарские художественные школы, которые на тот момент находились под руководством Анри ван де Вельде.

Анри ван де Вельде (1863 — 1957 годы жизни) -бельгийский художник и архитектор, один из основателей стиля ар — нуво.

Первым директором Баухауза стал Вальтер Гропиус. Им же были написаны первые учебные программы. В 1923 году В. Гропиус выдвинул идею объединения творческих сил для достижения единства архитектуры.

Вальтер Адольф Георг Гропиус (1883 — 1969 годы жизни) — известный немецкий архитектор

По мнению Гропиуса, Баухауз должен способствовать созданию коллективных произведений, в которых строительное и декоративное искусство соединялись бы в единое целое.

На подобных принципах была построена и структура школы, и вся педагогическая система учебного заведения. Даже подбор педагогических кадров был основан на системе единства изобразительного искусства, прикладного творчества и с ее сложными техническими особенностями.

С 1919 года, буквально сразу же после основания школы, в Баухаузе был собран сильный коллектив талантливых педагогов, в который входили следующие представители искусства того периода. Художники:

  • И. Иттен
  • В. Кандинский
  • П. Клее
  • Л. Моголь — Надь
  • О. Шлеммер

и архитекторы:

  • М. Брейер
  • Ханнес Майер
  • Людвиг Мис ван дер Роэ
  • М. Штам

Однако после шести лет успешной просветительской деятельности власти Веймара изгнали Баухауз из города, и В. Гропиус занялся строительством нового школьного комплекса в Дессау. За год (с 1925 по 1926) были построены школьные корпуса и жилые дома, которые стали ярким образцом европейской функциональной архитектуры.


В 1927 году Гропиус предложил проект сборного жилого дома, рассчитанного на проживание одной семьи. Этот дом быстро монтировался из стандартных объемных металлических блоков, поэтому на строительство уходило минимум времени.

Впоследствии, когда В. Гропиус покинул Баухауз, его место занял Ханнес Майер, руководивший отделением архитектуры с 127 года. В этот период в деятельности школы произошли существенные изменения. Так, Х. Майер сделал основной упор на социальное назначение архитектуры. Он считал, что постройки должны быть максимально практичными и функциональными, и призваны служить нуждам жителей.

Последним директором школы был Людвиг Мис ван дер Роэ. А в 1933 году к власти в Германии пришли нацисты, и школа Баухауз навсегда прекратила свою деятельность.


Людвиг Мис ван дер Роэ (1886 — 1969 годы жизни) — немецкий архитектор — модернист, представитель интернационального стиля

Здания в стиле Bauhaus чаще всего характеризуются геометрической четкостью линий и имеют подчеркнуто кубическую форму.


Музей Баухауз в Тель — Авиве (Израиль)

Однако иногда встречаются постройки с закругленными углами и балконами, которые имеют гладкие фасады и открытую планировку.


Со временем Баухауза удостоилась признания во всем мире и распространилась во многих странах. В 50 — е годы XX столетия швейцарский архитектор М. Билл основал в городе Ульме Высшую школу формообразования. Идейная направленность учебного заведения повторяла идеи школы В. Гропиуса. Кроме этого существовали школы в Галле и Веймаре, которые также продолжали традиции Баухауза.


Особенности стиля Баухауз

Среди самых важных и характерных особенностей стилистики Баухауз можно выделить следующие:

  • Функциональность — все внимание архитекторов было сосредоточено на практическом назначении здания.
  • Минимум декора — построек был практически лишен декоративных элементов и орнаментального оформления.
  • Асимметрия — зачастую использовался прием асимметричного размещения частей здания.
  • Симметрия — повторяющиеся симметричные элементы также являются узнаваемым элементом стиля Баухауз.
  • Заполнение пространства — вся площадь помещений используется по максимуму, поэтому практически нет свободного или пустого пространства.

Баухаус и сегодня является символом смелых и функциональных разработок в искусстве, архитектуре и дизайне. Многое из того, что кажется нам самим собой разумеющимся в нашем окружении, является следствием революционных идей основателей Баухауса. Сейчас уже мало кто знает, что дизайн многих давно знакомых нам предметов мебели – кресел, стульев, встроенных шкафов, столиков из металла и стекла, родом из стиля баухаус (bauhaus, нем. – «строительство домов»). Это дизайнерское направление (и школу Bauhaus), время расцвета которого пришлось на 1919-1928 гг., основал архитектор Вальтер Гропиус из немецкого Веймара. Стиль немецкого авангарда стал одним из наиболее влиятельных течений в современной архитектуре и современном дизайне.

Движение развивалось параллельно с русским конструктивизмом и имело с ним много общего. Среди преподавателей школы были такие известные художники-экспрессионисты, как Василий Кандинский и Пауль Клее. В Баухаузе проповедовали культ геометрических форм и функциональности. В дизайне приветствовалось смешение различных приемов и техник.

Изделия Bauhaus должны были открыть новую эру в оформлении жилища, в которую сам Гропиус внес вклад, построив образцовый дом с плоской крышей. Оснащение дома полами из линолеума, мебельными стенками и мебелью из металлических трубок было шокирующе простым и функциональным. «Развенчание буржуазной роскоши» было программной целью пионеров Баухауса. Из предметов быта путем «устранения всего ненужного» возникали типичные модели интерьера. Так был дан старт промышленному серийному производству.




Работы Bauhaus несли на себе ощутимый отпечаток искусства 20-х годов с характерным для того времени увлечением кубизмом, разложением общей формы предмета на составляющие ее геометрические формы. Образцы, выполненные в стенах школы, отличает энергичный ритм линий и пятен, чистый геометризм предметов из дерева и металла.

Стиль баухаус исходит из идеи о том, что в пространстве все должно быть простым, современным и функциональным. Основную задачу направления его создатели видели в повышении качества промышленных изделий, которые должны обладать привлекательным внешним видом, доступной ценой и быть максимально удобными в использовании. Провозглашенная идея синтеза искусства и техники стала основной концепцией деятельности стиля. При создании предметов в стиле баухаус соблюдаются принципы рационального использования материалов.




В цветовой палитре стиля баухаус преобладают белые, бежевые, серые и чёрные тона. Большую роль имеет цветовая гамма, в которую выкрашены стены: красный – приближает; голубой – отдаляет; в светлой комнате звуки громче, чем в темной. Светлые предметы кажутся легче, чем темные. При этом холодность традиционных материалов – стекла и металла – смягчает теплота дерева, фактура кожи и декоративные органичные элементы.

Основные мотивы:
- геометрические: прямоугольник, квадрат, вытянутый прямоугольник, круг;
- пространственные: асимметричные формы, вытянутые линии, диагонали.

Основные особенности стиля - это обилие света, высокие потолки, дизайн в горизонтальной плоскости. Единственно вертикальный элемент - это узкое окно, освещающие лестничные пролеты.




Украшение интерьеров минимальное, поверхности – гладкие монохромные. Стены и потолок интерьеров в стиле баухаус отделаны штукатуркой, для оформления стен могут использоваться обои. На долю обоев, созданных в мастерской настенной живописи школы, выпал наибольший коммерческий успех. Вместо цветочков были использованы рисунки, напоминающие структуру ткани с геометрическим орнаментом. Преимущество этих обоев заключалось в том, что рисунок был мелкий и нерегулярный, что позволяло легко подгонять полосы при оклейке стен. Маленькие помещения благодаря такому рисунку казались более просторными.

Сегодня обои для стен в стиле Bauhaus – это всегда оригинальный, аккуратно и графически точно построенный образец техники рисунка, выявляющий очаровывающие кинетические эффекты, подчеркивающие утонченность стиля. Аморфные формы на обоях для стен в стиле Bauhaus помогают создать необходимые контрасты, подчеркивают воздействие цветов и привносят несравнимый колорит в дизайн интерьера.




Модные в наши дни разноуровневые потолки также предложил стиль баухаус, несколько опуская их в спальне и приподнимая в гостиной. В качестве материала для пола применяется линолеум.

Напряженные поиски новых конструктивных решений, зачастую неожиданных и смелых, особенно характерны были в мебельном производстве. Сторонники Баухауса старались ввести в обиход недорогую многофункциональную мебель для человека со скромными доходами. Мебель характеризуется лаконичными, четкими геометрическими формами, отсутствием орнаментации, что придает изделиям удобство, простоту и совершенство. В конструкции стульев и кресел используется принцип пересечения плоскостей и, как правило, они не имеют ручек. Баухаус впервые начал применять в дизайне предметов мебели металл. Эргономичные и эстетичные стулья из стальных трубок Марселя Брюера или Людвига Миса ван дер Роэ с изогнутыми рамками в виде буквы Х, полосками из хромированной стали, кожаными подушками и брезентом на сиденье и спинке считаются «классикой модерна». Брюер видел в своей мебели «аппараты сегодняшней жизни», которые должны быть гигиеничными, недорогими и разборными. Сегодня этот абсолютно новый для того времени тип мебели - неотъемлемая часть многих офисных и домашних интерьеров.




Появляется мебель нового типа – трансформируемая, складная - столы, убирающиеся один в другой, сборно-разборные табуретки. Столы Джозефа Альберса, которые помещаются друг в друга, со столешницами из цветного стекла - это и простота, и функциональность, и легко узнаваемые чистые цвета. Эти и другие разработки Баухауса в области мебели взрывали привычные рамки техники и эстетики.

Стиль привнес огромное количество инноваций: от модульной мебели и до абстрактных рисунков ковров. Создатели стиля исповедовали принцип функциональности, стремясь максимально эффективно использовать пространство. Поэтому естественным элементом интерьера стали встроенные шкафы, обладающие большой емкостью и позволяющие делать помещение более просторным. Рабочее место на кухне также оказалось под пристальным вниманием дизайнеров.



Новые модели характеризовались недорогими материалами и современной эстетикой. Для детской комнаты Альма Зидхоф-Бушер разработала столы для пеленания и кроватки, а для жилой комнаты Йозеф Альберс – встроенные шкафы и столы из стекла, впервые соединив стекло и металл.

Баухаус был настоящей фабрикой идей. Марианна Брандт первой сделала решительный шаг в сторону промышленности, разработав свои светильники. Успешной разработкой «массового товара» стали обои, которые имели нейтральный рисунок и могли наклеиваться без особых усилий и подготовки.

Аксессуары в стиле баухаус просты и функциональны: семейная фотография на стене, ваза для цветов, небольшая статуэтка. Лучший аксессуар для подобного помещения - добротная бытовая техника и продуманная система освещения, использование светильников для создания функциональных рабочих зон.




Целостность, практичность и отсутствие вычурности - показатели стиля Bauhaus, делающие его выдающимся. Лозунг Bauhaus – действующий функционализм. Разработки и прототипы Баухауса и сегодня выглядит потрясающе современными, объектами вдохновения современных дизайнеров. Гармония искусства, архитектуры, ремесла и философии в сочетании с рациональностью повседневной жизни остается уникальным явлением. Идея, что функциональность определяет стиль изделия, является фундаментом современного промышленного дизайна. Главный принцип: «Красота не живет без пользы».

Баухаус идеально подходит любителям простоты, удобства и функциональности. При внешней незамысловатости решений стиль позволяет создать комфортный интерьер, где каждому предмету отведены свое место и роль.


«Баухаус» - это многозначное понятие. Так в средневековой Германии назывались цеха архитекторов и строителей, позже этим словом было названо одно из самых известных немецких учебных заведений, которое создало новое направление в искусстве XX века и оказало огромное влияние на современную архитектуру и дизайн. Высшая школа искусств «Баухаус» существовала всего лишь 14 лет: с 1919 по 1933 годы, и тем не менее, она стала одним из самых значительных явлений культурной жизни Германии.

Исследователи отмечают, что модернизм стал для многих художников первой половины XX века не просто новым направлением в искусстве, но и своеобразной религией, с помощью которой они хотели изменить окружающий мир, а также человека, преобразив его жилище и быт. В 1919 году в Ваймаре была основана экспериментальная школа искусств Баухаус. В программе-манифесте учебного заведения в достаточно экзальтированной форме предлагалось объединить усилия художников и ремесленников и построить здание будущего, которое станет, по словам авторов программы, «хрустальным символом новой веры».

Основатель Баухауса, Вальтер Гропиус, наряду с Ле Корбюзе, считается основоположником модернизма в архитектуре. Преподавательский состав в его учебном заведении был крайне талантливый, хотя достаточно эксцентричный. Иоганнес Иттен, создавший теорию цвета, являлся поклонником зороастризма. Каждое занятие этого профессора начиналось с особой медитации, призванной помочь студентам сконцентрироваться и пробудить в них творческие силы. В числе профессоров был также русский художник Василий Кандинский, основоположник живописи абстракционизма. Покинув Россию после революции, он переехал в Германию, где принял немецкое гражданство и в течение нескольких лет преподавал в Баухаусе живопись.

Не только преподаватели, но и учащиеся отличались крайней экстравагантностью. В учебном заведении царила полная свобода, и студентам разрешалось делать все, что угодно. В результате жители Ваймара постоянно жаловались на выходки студентов, которые то раскрашивали по ночам городские статуи, то купались голыми к ужасу благовоспитанных бюргеров, то носили вызывающую одежду. Особенно шокировало большое количество женщин среди учащихся, что в первой половине XX века было еще крайне непривычным.

Преподавание в школе Баухаус

Обучение начиналось с вводного курса, позволяющего познакомиться с теорией цвета, фактурами и материалами. Затем следовала работа в мастерских, в которых студенты учились ткать, работать с металлом, деревом и другими материалами. После этого учащиеся, испробовав себя в разных областях, могли выбрать специализацию. Девизом преподавательского метода в Баухаусе было следующее высказывание: «Искусству научить нельзя, можно научить лишь ремеслу». Производственный процесс являлся крайне важной частью преподавания, так как студентов ориентировали не на создание каких-то единичных произведений искусства, а на массовое производство и на запросы обычных потребителей.

Основным принципом в школе Баухаус было понятие «Gesamtkunstwerk», что можно перевести как «синтез искусств», поскольку предполагалось, что выпускники в своем творчестве будут объединять искусство и ремесло. Вообще, считалось, что красиво только то, что является полезным, удобным и функциональным, и потому дизайн отличался крайней простотой и лаконичностью.

Надо сказать, что художники Баухауса совершили настоящий прорыв не только в архитектуре, полностью порвав с классическими традициями, но также и в дизайне. Металлическая мебель из гнутых трубок стала новым словом в оформлении интерьеров. Когда смотришь на изделия мастеров Баухауса, выполненные в 20-е годы прошлого века, то поражаешься тому, насколько современно они смотрятся и сегодня. Своеобразной визитной карточкой школы стал стул «Василий», названный в честь Василия Кандинского. Впервые в истории была создана мебель из хромированных труб, а источником вдохновения для дизайнера послужила … конструкция велосипеда! В числе изделий художников Баухауса наиболее известен чайный сервиз, полностью состоящий из простейших геометрических фигур, а также стильные настольные лампы. Некоторая мебель и бытовые предметы, созданные художниками Баухауса, до сих пор находятся в производстве.

Кроме занятий архитектурой и дизайном студенты Баухауса большое внимание уделяли искусству фотографии, начав одними из первых использовать технику фотоколлажа. Были попытки проявить себя также в танце. В учебном заведении ставились совершенно шизофренические балеты, декорации и костюмы для которых создавались студентами и преподавателями.

Наиболее известным спектаклем стал «Триадический балет» с участием учащихся, в котором танцоры уподоблялись большим марионеткам:

Баухаус в Дессау

После того, как высшая школа Баухаус была закрыта в Веймаре и переведена в Дессау, стал вопрос о строительстве нового здания, которое смогло бы объединять в себе не только помещения для занятий, но также квартиры для многочисленных студентов. За разработку проекта взялся сам руководитель школы Вальтер Гропиус. Построенный всего за год кампус стал поистине культовым зданием. Сконструированный из бетона, стали и стекла, этот дом воплощал в себе все принципы конструктивизма, благодаря чему был назван современниками «храмом функциональности».

Сооружение является действительно уникальным, поскольку его стены выполнены из стекла, благодаря чему помещение целый день наполняется солнечным светом. Однако это было и большим недостатком: летом здание буквально накалялось, а зимой сильно промерзало. Из-за этого пришлось внести изменения в проект и использовать дополнительные бетонные стены, которые нарушили задуманную прозрачность здания.

Поскольку архитектура кампуса ориентировалась на идеи конструктивизма, то его внутреннее оформление было своеобразным. То, что обычно стараются скрыть, в нем подчеркивалось и служило дизайном. Например, батарея устанавливалась в центре стены, являясь, по мнению создателей, функциональным украшением.

Здание Баухауса имеет одну интересную особенность: из-за прозрачности стен можно видеть практически любую часть помещения и находящихся в нем. Все помещения были связаны между собой, и даже комнаты студентов представляли собой не место уединения, а единую коллективную область. Таким образом, общность ставилась превыше личного пространства, что не могло не оказывать влияния на психическое состояние учащихся.

Пришедшие к власти нацисты поспешили закрыть Баухаус, так как считали его рассадником коммунистических идей. В здании учебного заведения некоторое время располагалось гестапо. Во время войны здание сильно пострадало, однако позже было полностью восстановлено и в настоящее время входит в список ЮНЕСКО. Сегодня нас трудно удивить сооружениями, построенными в стиле конструктивизма, однако когда смотришь на здание Баухауса, то невольно удивляешься дерзости и смелости мысли архитектора, который фактически первым спроектировал такой дом в середине 20-х годов прошлого века.

Баухаус и Россия

На протяжении всего своего существования Баухаус имел тесные связи с Россией. В числе единомышленников школы искусств бы художник из России Эль Лисицкий, на творчество которого во многом ориентировались ранние мастера Баухауса. С 1921 года там преподавал Василий Кандинский, основоположник абстракционизма в России.

После строительства здания в Дессау туда приезжало несколько делегаций из России, в числе которых был сам нарком Луначарский, а спустя год несколько преподавателей и студентов Баухауса побывали в Москве. Новый директор Баухауса, Ханнес Мейер, симпатизировал коммунистам, и после того как был уволен по настоянию мэра Дессау, то поехал в Россию вместе с несколькими студентами, назвав свой коллектив «Рот фронт». В Москве ими была устроена выставка, посвященная творчеству Баухауса, а позже они занимались проектированием города Биробиджан, принимали участие в разработке неосуществленного проекта Дворца Советов и других архитектурных объектов. Однако политическая атмосфера постепенно менялась, и Ханнес Мейер успел уехать из Советского Союза в Мексику, а вот судьба его студентов сложилась не так удачно: многие из них были арестованы и репрессированы.

В период 60-80-х годов в советской архитектуре стало заметно возвращение к идеям Баухауса. Необходимость массовой застройки привела к тому, что во всех городах начали возводиться достаточно дешевые здания из стекла и бетона в стиле конструктивизма, которые стали одним из символов советской эпохи.

«Баухаус: Лицо двадцатого века», документальный фильм, 1994 год:

Введение

«Давайте создадим новую гильдию ремесленников, без классовых различий, которые возводят барьер высокомерия между ремесленником и художником. Давайте вместе придумаем и построим новое здание будущего, в котором архитектура, скульптура и живопись сольются в единое целое, и которое однажды руки миллионов рабочих поднимут к небесам, как хрустальный символ новой веры".
Вальтер Гропиус

Университет Баухауз - детище своего времени, выжившее и, что важно, во многом продолжающее манифест 20х годов ХХ века: открытость и единство искусства и практики.
Основатель Баухауза (Bauhaus: bau - строить, haus - дом, здание - метафора философии Гропиуса), берлинец Вальтер Гропиус, который приехал в Ваймар уже сложившимся архитектором, имел определенный стиль проектирования с акцентом на строгую внешнюю эстетику и функциональность, что стало в будущем определяющим для Баухауза, безусловно трансформировавшись под действием других ярких преподавателей (И. Иттеном, Л. Мохой-Надь, В. Кандинским, П. Клее, Г. Мейером, Л. Мис ван дер Роэ и др.), приглашенными Гропиусом по близости новаторских взглядов. Новаторские взгляды были основаны на технократической утопии века машин.

Баухауз объединил две существующие на тот момент в Ваймаре школы - школу ремесел Анри ван де Вельде и школу изящных искусств Великого Герцога, которые стали материалом для развития. Став университетом (вместо высшей школы) в 1995 году Баухауз укрепил и наполнил новым смыслом фразу Вальтера Гропиуса, ставшую девизом Баухауза, - «Новое единство искусства и технологии», то есть на каждом временном этапе в Баухаузе параллельно исследовались искусство и технология, и их взаимодействие. Проектировщик и строитель, художник и ремесленник: все становятся одним лицом, создающим новую реальность, современную среду обитания.

Это была предметная и пространственная реализация утопии «века машин»: в предметном дизайне, архитектуре, градостроительстве. Машина становится инструментом создания искусства, искусство становится доступным, массовым и рациональным. Город представляет собой результат гениальных идей и последовательной работы машин, выраженных в равномерной гуманной разнообразной застройке, сборных многоэтажных зданиях, регулярной транспортной сети, общественной территории, очищенных от частных вилл прошлого. Было бы так, если бы идеалы Баухауза не были деформированы временем, властью и неустойчивой экономикой.

Среда зарождения явления «Баухауз»

Проектировщиков всегда воодушевляет идея влияния на общество, так как они создают материальную среду обитания. Баухауз был результатом воли и большого энтузиазма, несмотря на непростые экономические, политические и социальные явления.

Культурная среда

В начале ХХ века происходит творческий прорыв - активный рост и развитие новых течений в искусстве. Некоторые из них стали реакцией на послевоенную обстановку хаоса и разрухи (Де Стиль, дадаизм), но Баухауз - явление изначально культурное. Школа была создана как генератор нового - с целью совершить не революцию, а вывести архитектуру и среду в целом на новый эволюционный уровень.

С 1900 по 1930 годы активны и развиваются такие течения, как:

Движение «Искусств и ремесел» (до 1914 - Великобритания), Японизм (до 1941- Франция), Ар нуво (до 1910 - Европа), Модерн (до 1940 - Европа), Боз-арт (до 1920 - Франция), Югендстиль (до 1910 - Герания), Стиль миссии (до 1920 - США), Сецессион (до 1920 - Австрия, Вена), Wiener Werkstaette (1903 до 1932 - Австрия, Вена), Deutsche Werkbund (1907 до 1934 - Германия), Футуризм (1909 до 1944 - Италия), Ар деко (1910 до 1939- Франция, США), Чешский кубизм (1911 до 1915 - Прага), Вортицизм (1912 до 1915 - Великобритания), Дадаизм (1916 до 1923 - Цюрих, Швейцария), Де Стиль (De Stijl) (1917 до 1931 - Нидерланды), Баухауз (1919 до 1933 - Германия), Американский модерн (1920 до 1940 - США), Конструктивизм (1921 до 1932 - Советский Союз), Сюрреализм (1925 до 1930 - Франция-страна происхождения), Рационализм (1926 до 1945 - Италия).

Самыми близкими по духу к движению Баухауз были Wiener Werkstaette, Де Стиль, конструктивизм и рационализм, а также модерн (рационалистическое направление), который по сути являлся источником всех ранее перечисленных. Архитектура модерна отвергала классическую ордерную традицию, акцентировала внимание на пластике фасада: использование железобетона, кованых металлических деталей, переливающихся стекла и майолики. Модерн делился на иррациональный (Антонио Гауди) и более рациональное его проявление (Анри ван де Вельде, П. Беренс - которые были близко знакомы Гропиусу).

После Первой мировой войны требовалось отстраивать города с разумными финансовыми вложениями, но с максимальными эстетическим и гуманистическим параметрами. Эту задачу могли решить только функциональные, рациональные течения, внимательно относившиеся к пространству, конструкции и пластике. Пропагандировалась эстетика функционализма (не сухой формализм), которая переросла в рационализм (Мис ван дер Роэ), возник новый архитектурный язык - ясный, строгий, состоящий из стекла и каркаса, металлических конструкций, плоскостей, четкой геометрии, создающей новый ритм времени.

Время Баухауза - это время повсеместной машинизации, унификации, индустриального бума, время инженерной реконструкции городов: архитектуре и искусству необходимо было не отставать от промышленности, нужно было прочно занять место необходимого элемента в общем механизме жизни. Индустрия должна быть связана воедино с искусством, а искусство должно выполнять организующую роль.

Гропиус писал в статье «Значение индустриальных архитектурных форм для образования стиля»: « …Движение - решающий мотив нашего времени. …Техническая и художественная форма снова срастаются в органическое единство, так новая развитая форма получает свою исходную точку в произведениях индустрии и техники»

Многие гениальные разработки проектировщиков были коммерциализированы, что, естественно, не пошло на пользу образу города.


Политическая среда

В Баухаузе царили социалистические настоения, преподаватели приезжали из разных стран, что создавало мощную интернациональную атмосферу. Это можно было объяснить и общим послевоенным состоянием - Фернан Леже: «… Можете себе представить, что для меня значил мой неожиданный уход на войну. Я был оторван от работы в своей мастерской, от своих абстрактных опытов и оказался между мужчинами, которые ежедневно смотрели в глаза смерти. Я вместе с ними понимал, что для того, чтобы не быть убитым, мне и моим товарищам нужно самим постоянно убивать. Как будто благодаря убийству я смогу уйти от своей смерти! Человек однако не может быть пассивным! Четыре года без красок… 1918 год. Мир. Раздраженный, напряженный, незаинтересованный человек наконец подымает голову. Открывает глаза, направляет взор ввысь, в синеву неба, осматривается. К нему возвращается вкус к жизни: оглушение танца, расходование, бешенство выдоха.»

Ваймарская республика изначально поддержала создание Баухауза, но позже - уже через четыре года, когда усилились националистические настроения - Баухауз вынужден переехать в Дессау, где находились у власти социал-демократы, но, через некоторое время и в Дессау школа закрывается пришедшими к власти национал-социалистами. Баухауз открылся вновь как частная школа в Берлине, но она была опечатана Гестапо. В 1933 году произошел роспуск школы, преподаватели, воодушевленные идеями, разъехались по странам, в основном - в США и Великобританию. Мохой-Надь попытался открыть "Новый Баухауз" в Чикаго в 1937 году, но организация была безуспешна. Гропиус стал профессором архитектуры в Гарвардском университете (1937-1952).

После Второй мировой войны школа вновь открывается, но это уже другое явление, не описываемое как законодатель стиля. Архитектор Герман Хензелманн стремился к развитию Баухауза в духе «антифашизма и демократизации» в период советской оккупации. Баухауз в эпоху ГДР (1949-1990) балансировал между формализмом и прагматизмом. Проектировались и строились районы социального жилья, идеи коммерциализировались.

Социальная среда

В конце ХIX - начале XX веков происходит активный процесс урбанизации, промышленность даёт множество рабочих мест в городах. Появляется новый классовый слой в обществе - пролетарии, нуждающиеся в новом жилье, общественных зданиях, предметах быта. Численность населения растет - растет и дефицит жилья. Земля дорожает в городах, что вынуждает развитие городов по вертикали - постепенно начинают строиться многоэтажки (в то время 4-5 этажей). Но темпы строительства были по-прежнему низкими, индустриализация вызывала переуплотнение застройки, уничтожение зеленых буферов.
Единственное, в чем не было недостачи - это в работе.

Экономическая среда

Из письма Оскара Шлеммера (1922): «Баухауз был основан для возведения собора социализма, и его мастерские как бы копировали ложи строителей соборов . С течением времени идея собора отошла на задний план, а вместе с ней и некоторые художественные идеи. Сегодня мы должны в лучшем случае думать о строительстве жилища, может быть, даже только думать об этом… Перед лицом экономических трудностей наша задача — стать пионерами простоты, то есть найти простую форму удовлетворения всех жизненных нужд, которая в то же время была бы представительной и искусной".

Баухауз открывался как государственная школа (при поддержке Временного республиканского правительства Свободного государства Саксония-Ваймар-Эйзенах), но имел множество противников, так как был интернациональным явлением в сердце Германии (Тюрингия - земля, которую называют «сердцем Германии»).

В 1923 году школа проводит крупную выставку, так как нуждается в продолжении финансирования. В выставке принимали участие не только работы, выполненные Баухаузом, но и работы группы Де Стиль (красно-синий стул Геррита Ритвельда). Имеено эта выставка стала открытием для мира нового стиля, стиля Баухауза, русского конструктивизма и Де стиль.

Не получив полной финансовой поддержки от государства, Баухауз все -таки получает грант из США. Грант являлся частью плана Дауэса и предоставлялся с условием, что половину финансирования Баухауз берет на себя и организует производство и продажу изделий по проектам студентов. А это означает полное единство искусства и техники, теории и практики. В 1925 году была создана компания «Bauhaus GmbH», которая занималась продажей изделий школы. Таким образом, школа Баухауз становится уже коммерческим явлением.

Идеи «Баухауза»

Художественные и архитектурные идеи

Вальтера Гропиуса в начале его карьеры можно считать представителем стиля Модерн, его постройка «Обувная фабрика Фагуса» совместно с его работодателем Адольфом Мейером - становится одним из основных примеров модерна. Главной идеей Баухауза было сочетание искусства и машинного производства, теории и практики, студенты были обязаны в течении последних семестров проходить практику в мастерских и на заводах (см. Приложение, пункт 3).

Концепция Баухауза трансформировалась в каждый временной этап в зависимости от директора и некоторых ярких преподавателей. Общая функциональная концепция (даже обязанность) состояла в проектировании доступных красивых и удобных (функциональных) предметов широким массам. Эстетическая концепция: строгость, простота и удобство.


Основными идеями можно назвать идею сборного здания, введение научного анализа в проектирование, соединение практического опыта и обучения, приобщение студентов к реальной жизненной ситуации - например, плановая продажа изделий студентов, художественный, абстрактный подход к задачам - акцент на конструкции, фактуре, эстетике. Эти идеи являются результатом времени, эпохи и творческого гения представителей Баухауза.

Вальтер Гропиус был вдохновлен идеей модерна - использование машин, минимум декора, функциональность, сокращение разрыва между промышленностью и дизайном, утилитарность - основные идеи Баухауза на начальном этапе развития, воплощенные как в предметном дизайне, так и в градостроительстве. Его стиль нельзя называть функционализмом или рационализмом - это абстрактные явления, к которым архитектор того времени может быть частично отнесен. Гропиус в «Границах архитектуры»: «Идея рационализма, которые многие считают основной характеристикой новой архитектуры, играет всего лишь очистительную роль. Другой аспект - удовлетворение потребностей человеческого духа - столь же важен, как и материальный. Оба они обретают свое место лишь в том союзе, который есть сама жизнь» .

«Поскольку эволюция в архитектуре всегда проходила волнообразно, в реакциях протеста против предыдущих тенденций, то вполне естесственно, что за первыми проявлениями обретенной свободы в формообразовании последовало богатство и разнообразие в замыслах, в деталировке, в соотношениях объемов и в применении новой техники.(…). Ритм каркасов,кривые оболочки, выступы и заглубления отдельных частей здания…».


Идеи этого периода Баухауза состоят именно в конструктивно-функциональном плане, так как необходимо было приобщиться к индустриальному производствум архитектуры: "Важнейшими результатами в области всех этих открытий в области строительства можно считать следующие:
- рост гибкости и подвижности,
- возникновение новых пространственных связей между внутренним и внешним пространством;
- смелость, легкость, малая «привязанность к земле» строительных форм»

Когда Ганс Мейер стал директором, многое изменилось.

Ганс Мейер из статьи «Строить» (опубликована в журнале Bauhaus - 1928, №4 и была его программной декларацией): «Как же создаётся проект планировки города? Или плана жилого дома? Что это - сочинение или функция? Искусство или жизнь??? Зодчество - процесс биологический.(…) На принципах экономичности мы из этих элементов (железобетон, гудрон, дерево-металл…) организуем конструктивное единство.»

В это время в Баухаузе вводятся новые, «неархитектурные» дисциплины, появляется понятие анализа, которое предшествует проекту. При Гансе Мейре применяется явление тотального анализа в архитектуре (при обучении): колористический, визуальный и акустический, геологический, инсоляционный, социальный и т.д.

«Архитектура как «самовыражение художника" не имеет права на существование», «Интернационализм является преимуществом нашей эпохи.(…) Мы исследуем повседневный ход жизни каждого проживающего в доме и составляем функциональные диаграммы для отца, матери, ребенка (…). мы изучаем взаимосвязи дома и его жильцов с внешним миром (…). мы определяем годовые изменения угла падения солнечных лучей в зависимости от широты, на которой расположен земельный участок. (…)» ,

«Новый полносборный жилой дом является продуктом промышленного производства и в связи с этим является произведением коллектива специалистов: экономиста, статистика, гигиениста, климатолога, организатора производства (…) … а где же архитектор?.. был раньше художником и становится теперь специалистом-организатором!»

То есть появилась отчетливая исследовательская, научная направленность Баухауза, призванная предвосхищать практику.

А когда директором стал Мис ван дер Роэ, был обозначен главный аспект - архитектура.

В "Рабочих тезисах» он писал: «… Все эстетические спекуляции, все доктрины, любой формализм - мы отвергаем, архитектура - воля времени, воплощенная в пространство. Живая, развивающаяся, новая». .

То есть метод функционализма как формализм отвергался, Мис ван дер Роэ говорил об универсальности приемов классицизма и считал, что возможно создать такие структуры, куда можно вместить любую функцию. Эстетическая концепция, которой придерживался Мис ван дер Роэ - идеалистическая философия неотомизма - где истоки прекрасного состоят в целостности, внутренней уравновешенности формы, математической чистоте ее пропорций. Здания должны быть светлыми, "лучезарными" - отсюда использование больших поверхностей стекла в ограждающих конструкциях. «Меньше - значит больше» - любимый афоризм Мис ван дер Роэ - детали сведены к минимуму.

«О форме в архитектуре" : «Я не против формы, но против лишь формы как самоцели…»

В Баухаузе появилась новая эстетическая концепция использования больших плоскостей.

Художественные эксперименты дали определенные творческие открытия и изобретения: в фотографии (фотография с различной экспозицией и выдержкой), технике коллажа, полиграфии (шрифтовые конструкции и свободное использование изображений) - применялись различные прессы, печатные машины, химические препараты, инструменты в мастерских для получения интересных эффектов. Каждая тема - например «Контраст тел» - предполагала индивидуальные эксперименты с формами и материалами.

Для архитекторов было важным изучение конструкций, поверхностей, складок - создавались макеты и модели из различных материалов на тему складок, перфораций, каркасов. Излюбленной темой была «минимальное пространство» - что актуально было для обеспечения комфортным жильем большой численности рабочих. Минимальное пространство (рабочее, кухня и т.д.) должны были быть эргономичными, эстетически и композиционно проработанными. Для этого пространство упаковывалось в куб-модуль, с помощью которого можно было определять пропорции и размеры отдельных фрагментов ячейки. (Герберт Байер-изометрия рабочего пространства, 1923).

В рамках Недели Берлина Look At Me рассказывает о главном столпе современного дизайна и архитектуры - берлинской школе Баухаус, воспитавшей несколько поколений смелых авангардистов в прикладном искусстве. Как небольшая частная инициатива определила идеи XX века, по каким принципам идеалисты Баухауса собирались построить новое общество и эстетику и почему их идеи до сих пор являются очень современными - об этом пойдет речь в большом гиде Look At Me.

Период 1920-х годов был для Германии одновременно тяжелым и вдохновляющим временем. Именно в пятнадцать лет между двумя мировыми войнами Берлин стал одной из главных столиц Европы, городом («ревущие двадцатые» - во многом про немецкую столицу), где жаждали инноваций и перемен. После ужасов Первой мировой войны каждый мыслящий человек ощутил необходимость в активной оппозиции по отношению к окружающему миру. В переходный период между 1918 и 1923 годами в Германии были проблемы с инфляцией, что не позволяло широких экспериментов в архитектуре, но местная сцена все равно находилась под большим влиянием голландской группы «Де Штайль» и французского титана авангардной архитектуры Ле Корбюзье.

Слева направо : послевоенный Берлин, «Ревущие двадцатые», Пит Мондриан, церковь в интерпретации французкого архитектора Ле Корбюзье

Открыть междисциплинарную школу, которая будет творческой лабораторией для профессионалов разных направлений, пытались еще в 1907 году. Прообразом Баухауса была мюнхенская школа Веркбунд (Deutsche Werkbund). Существовала и Школа прикладного искусства в Веймаре, чьи сооснователи, дизайнер Анри Ван де Вельде и Герман Метезиус, долгое время не могли договориться между собой. Все закончилось тем, что экспериментальную веймарскую школу возглавил молодой архитектор Вальтер Гропиус, вдохновляясь тем, что в тот момент представлял собой мюнхенский Веркбунд. В 1919 году Гропиус основал Баухаус - из двух соперничающих дизайн-школ в Веймаре. Простое и емкое название Баухаус (bau - «строить», haus - «дом») отражало ясные и одновременно с этим амбициозные цели создателей школы - понять, по каким законам работает архитектура, которая охватывает собой все проявления жизни и диктует логику и эстетику частных и общественных пространств.

Под влиянием Иоханнеса Иттена первые годы Баухауса прошли под влиянием немецкого экпрессионизма: Иттен три года руководил базовым годичным курсом основ дизайна и теории цвета. В тот момент у методов и подходов Баухауса, который являлся государственной школой, было очень много противников среди чиновников и консерваторов. Для того чтобы утвердиться на местной сцене и не лишиться государственных бюджетов, в 1923 году учителя и студенты Баухауса провели первую крупную выставку, которая вошла в историю. Несмотря на явные достижения авангардистов, пришедшие к власти национал-социалисты лоббировали свою эстетику, отражавшую имперские амбиции Германии второй половины 1920-х. И хотя выпускники Баухауса демонстрировали самостоятельность и невероятный успех учебного эксперимента, школе пришлось переехать в Дессау, где у нее оставалась правительственная поддержка. Сразу же, всего за год после переезда, было построено знаменитое здание по проекту Гропиуса, а интерьеры и мебель были выполнены студентами и преподавателями школы. Дизайн этого здания задал новое направление для стиля школы - теперь это был индустриальный функционализм.

Слева направо : плакаты Deutsche Werkbund, основатель Баухауса Вальтер Гропиус, плакат веркбундской школы, Баухаус в Дассау, кофейный столик работы Гропиуса

В 1928 году родоначальник Баухауса Гропиус ушел в отставку, его заменил Ханнес Мейер, сделав школу за небольшой период своего руководства (1928–1930) более коммерчески успешной. Мейер ввел в число обязательных предметов лекции по экономике, психологии и марксизму, который по-настоящему захватил умы интеллектуалов Западной Европы. И хотя очередная реформа школы в 1930 году превратила ее в основном в архитектурное заведение, школа была закрыта через год, когда фашизм начал утверждаться в обществе как доминирующая парадигма. 19 июня 1933 года мастерам школы не осталось ничего, кроме как провести собрание и проголосовать за роспуск Баухауса. Скрываясь от преследования и покушения на свободу, Гропиус, Мендельсон, Мис ван дер Роэ и многие другие эмигрировали через Британию в США.

Слева направо : предметы интерьера, разработанные преподавателями и студентами школы Баухаус, теория цвета Иоханнеса Иттена

Во время Второй мировой войны Баухаус-Дессау был частично разрушен, и только через тридцать пять лет здание было восстановлено как исторический памятник. В 1960 году архив Баухауса начал собирать все работы и документы самой значимой школы XX века через бывших выпускников в Германии, остальной Европе и Америке и членов их семей. Огромный архив в двадцать шесть тысяч работ, включающий эксперименты в живописи, скульптуре, архитектуре, фотографии и дизайне, собирался вместе с письмами, книгами и неформальными фотографиями, которые делали в мастерских того времени. Сейчас в этом здании располагается Фонд Баухаус-Дессау - центр исследований, обучения и экспериментального дизайна. Помимо постоянной экспозиции, каждый год Фонд Баухаус-Дессау организует Международную летнюю школу на новую тему. В 2012 году тема летней школы звучит как Didactic Home, она длится десять дней и состоит из четырех воркшопов. Участие в школе - платное, триста евро.

Здание Баухауса в Дессау
Вальтер Гропиус, 1926 год


Второй по счету дом для студентов и мастеров Баухауса после вынужденного переезда из Веймара. Здание спроектировал директор школы Вальтер Гропиус, а в оформлении интерьеров участвовали многие студенты школы.

Иоханнес Иттен
«Искусство цвета»


Книга, написанная преподавателем форкурса Баухауса Иоханнесом Иттеном, в которой он подробно изложил свою теорию. В отличие от предшественников, он более детально изучил функции дополнительных цветов и цветовых контрастов и модернизировал сам цветовой круг.

Кресло «Барселона»
Людвиг Мис ван дер Роэ, 1929 год


Легендарное кресло, спроектированное Мисом ван дер Роэ специально для павильона Германии в Барселоне. Над этим предметом Мис работал совместно с немецким дизайнером Лили Райх. Кресло оказалось настолько удачным, что его запустили в производство. Кресло «Барселона» и по сей день выпускается многими фабриками.

Кресло «Василий»
Марсель Бройер


Сначала кресло называлось Club Chair B3, но позже было переименовано в «Василий». На создание этого кресла Марселя Бройера вдохновил художник Василий Кандинский. Это кресло являлось частью коллекции, созданной для интерьеров здания Баухауса в Дессау.

Графический дизайн
Герберта Байера


За время работы и учебы в Баухаусе Герберт Байер много работал со шрифтами. Основная его заслуга - это использование шрифтов без заглавных букв. Он утверждал: «Зачем нам писать на двух разных алфавитах, ведь в речи мы же не говорим с заглавной "А" или со строчной "а"».

Чайник
Марианна Брандт


Чайник является частью набора чайной по суды, созданной Марианной Брандт. В этом чайнике четко виден основной формообразующий принцип Баухауза - вся форма состоит из простейших геометрических фигур.

Настольные часы
Марианна Брандт


Форма этих настольных часов стала одной из базовых констант в бытовой культуре XX века. Сейчас эту характерную форму можно встретить практически в каждом магазине. Марианна Брандт создала эти часы в 1930 году, а материалом по служил хромированный металл, с которым Брандт работала особенно часто.

Stacking tables
Джозеф Альберс


Хотя изготовление мебели не являлось главным талантом Джозефа Альберса, в результате эксперимента с незнакомой областью по лучился очень удачный мебельный комплект. Столы, которые помещаются друг в друга, - это и простота, и функциональность, и легко узнаваемые чистые цвета. Столешницы этих столов изготовлены из цветного стекла.

Шрифт Architype Albers
Джозеф Альберс


Этот геометричный шрифт появился в результате многолетних экспериментов Джозефа Альберса. Шрифт построен исходя из пропорций один к трем и состоит из строго определенных геометрических форм.

Шахматы баухаус
Джозеф Хартвиг


Шахматы Джозефа Хартвига полностью иллюстрируют принципы Вальтера Гропиуса о том, что объект должен быть практичным, прочным, недорогим и красивым. Все шахматные фигуры состоят из простых геометрических форм - шара, цилиндра и куба.

Вальтер Гропиус (1883–1969)


Один из главных архитекторов XX века, работал в мастерской Петера Беренса, где познакомился с Людвигом Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье. В 1919 году основал Баухаус и до 1928 года был его первым директором. Именно ему принадлежит идея воспитания новых художников, которые могут придумать и самостоятельно сделать новые произведения на стыке искусства, дизайна и архитектуры.


Иоханнес Иттен (1888–1967)


Швейцарский художник, который получил известность благодаря преподаванию в Баухаусе базового годичного курса по созданной им теории цвета. Несмотря на огромный вклад в систему образования Баухауса, в 1922 году Иттен покинул школу из-за неодобрения Гропиусом некоторых идей Иттена (Иоханнес был участников зороастризма, проповедовал принципы внутренней гармонии, медитацию и вегетарианство).

Ласло Мохой-Надь (1895–1946)


Венгерский художник, сосредоточившийся на коммуникативном дизайне, фотографии и киноэкспериментах. Например, он один из первых открыл фотограмму - получение изображения через облучение фотобумаги. В середине 1920-х годов Мохой-Надь даже познакомился с Маяковским и сделал несколько его фотопортретов.

Пауль Клее (1879–1940)


Один из главных художников европейского авангарда много работал с русским авангардистом Василием Кандинским. В течение десяти лет преподавал в Баухаусе (1921–1931), за это время руководил несколькими мастерскими - по переплету книг, мастерской по металлу, мастерской по витражной живописи.

Ханнес Мейер (1889–1954)


Швейцарский архитектор из движения новой архитектуры 1920-х годов. Марксист по убеждениям, Мейер имел строго функционалистскую точку зрения - позже он дал ей название «Новая теория строительства» (Die neue Baulehre) и считал, что в архитектуре главное - организация, а не эстетика, подчеркивая значимость социального жилья и помощи всем людям независимо от их происхождения.


Людвиг Мис ван дер Роэ (1886–1969)


Третий по счету директор Баухауса. Когда в 1930 году он занял пост директора Баухауса, школа уже находилась в увядающем состоянии. К этому времени Мис уже занимал лидирующую позицию среди немецких архитекторов. И школа, и весь город Дессау надеялись, что Мис ван дер Роэ со своим авторитетом привнесет новую жизнь в Баухаус. Стремясь деполитизировать школу, он потребовал ее немедленного закрытия, которое и состоялось в сентябре 1930 года.

Марсель Бройер (1902–1981)


Венгерский архитектор и дизайнер. Переехал в Веймар, чтобы получить образование в Баухаусе, после чего остался там преподавать. В 1920-х годах занимался преимущественно дизайном мебели, а позже увлекся архитектурой. По его проектам были построены дома в Германии и Швейцарии, но большинство построек находится в США (как и многие другие, он эмигрировал туда).


Василий Кандинский (1866–1944)


Один из главных художников русского авангарда. Начиная карьеру как пейзажист, Кандинский стал рисовать абстракции едва ли не первым среди художников-авангардистов. Будучи частью движения «Синий всадник», в 1922 году Кандинский приезжает в Баухаус, чтобы возглавить мастерскую живописи и фрески. Результаты его работы в школе описал в своей главной книге «Точка и линия на плоскости» 1926 года.

Герберт Байер (1902–1981)


Австрийский графический дизайнер больше всего преуспел в типографике: после окончания своего курса он возвращается в Баухаус в качестве преподавателя по классу графического дизайна и типографики. В это время он начинает разрабатывать шрифты без апперкейса. После ухода из Баухауса в 1928 году Байер становится арт-директором немецкого Vogue. Позже, как и многие другие художники его круга, переехал в Америку, где продолжил заниматься дизайном и фотографией.


Марианна Брандт (1893–1983)


Немецкая художница, скульптор, фотограф и дизайнер. Единственная женщина, которая была допущена в мастерскую по металлу, а позже преподававшая в этой мастерской совместно с Ласло Мохой-Надем. За время своей творческой деятельности Брандт создала множество предметов интерьера, таких как лампы, пепельницы и кухонная посуда.

Одним из главных принципов работы нового художника мастера Баухауса провозглашали сращивание искусства и ремесла, лучшим примером которого стала архитектура. О сообществе художников как лаборатории высокопрофессиональных ремесленников и говорят создатели Баухауса в своем манифесте: в те времена все авангардные школы и течения в искусстве предпочитали собирать тезисы в такой форме.

Легендарная программа обучения Баухауса объединяла ремесло с искусством на самой ранней стадии, выливалась в равноправное сотрудничество учеников в мастерской вместе с преподавателем, а заканчивалось строительным экспериментом на специальной площадке.


Длительностью полгода, в конце курса - перевод в учебные мастерские.Вместо истории искусств и теорий базой в Баухаусе стал курс экспериментальный: в первые полгода работы в школе ученик знакомился с понятиями пропорции, масштаба, ритма и света, тени и цвета. Это позволяло ему попробовать себя во всех областях сразу и пройти все стадии простейших упражнений с различными материалами и инструментами, чтобы каждый мог найти свое персональное призвание. Еще преподаватели Баухауса очень осторожно относились к достижениям техники и считали, что одна из задач преподавателя - уберечь художника от потрясений «механического века».


Длится три года. После работы в учебных мастерских художника принимали в ремесленные гильдии, а потом в команду Баухауса. Именно так и складывалось знаменитое дизайнерское комьюнити Берлина, где не было учеников и учителей, а роли регулярно менялись. Отдельно во время практического курса студентов обучали пропорции, оптическим иллюзиям и цвету.


Третья и самая серьезная фаза Баухауса. Практическое участие в строительстве (на реальной строительной площадке) и свободное творческое участие в строительном процессе (на экспериментальной площадке Баухауса) для тех, кто достиг самых лучших результатов в учебе.

Несмотря на исключительно сложный период, в который Баухаусу и его идеям пришлось выживать, - отсутствие денег, вынужденный переезд и в конце концов закрытие - идеи этой школы, которая просуществовала всего четырнадцать лет, проникли во все сферы. Вместо того, чтобы погибнуть в чуждых условиях, баухаус открывал себя заново в новом контексте. И даже после закрытия школы баухаус в виде течения продолжал развиваться в работе отдельных его участников: Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ стали одними из самых важных и влиятельных архитекторов США того времени, Ласло Мохой-Надь открыл в Чикаго «Новый Баухаус» (сейчас это часть Иллинойского технологического института), Ханнес Мейер поехал в СССР с группой студентов.

В Италии 1940–1950-х годов идеи баухауса нашли свое отражение в архитектуре движения рационализма. В Америке зародился так называемый интернациональный стиль в архитектуре благодаря эмиграции многих преподавателей Баухауса. Швейцарская школа 1950-х годов копировала многие идеи баухауса в отношении типографики и коммуникативного дизайна - это влияние позже перенеслось в Америку. Именно в это время зародился шрифт Helvetica (1957 год, Макс Мидингер). Первые художники-постмодернисты называли советских конструктивистов, европейский авангард и баухаус среди своих самых сильных влияний. В настоящее время работы, сделанные почти век назад в немецкой школе Баухаус, продолжают вдохновлять современных художников.

Bauhaus Dessau by Hort