Как приклеить на стены деревянную мозаику: выбор клея, руководство монтажа своими руками и советы по работе. Деревянная мозаика в интерьере фото Мозаика деревянная в интерьере

:

Добро пожаловать на наш новый сайт. Заранее приносим свои извинения за довольно легкий стиль и всевозможные ошибки. Мы не претендуем на истину в последней инстанции. Просто хотим дать вам советы по выбору массивной доски и не "грузить" вас информацией по типу "Приглашаем к сотрудничеству...", "У нас самый широкий выбор...", "У нас самые низкие цены...", "Наш дуб самый дубовый из всех дубовых, дубовей не бывает..." Напишем просто о ДЕРЕВЕ, его величестве ДЕРЕВЕ. Когда?, Как? выбирать, Как? ухаживать. Выбор массивной доски не очень сложен, но имеет тонкости. Почитайте и не повторяйте чужих ошибок.

Когда? лучше обращаться, чтобы приобрести массивную доску? Уже появились грамотные люди, которые обращаются за полгода до того, как она потребуется для укладки. И они правы! Совет здесь один: минимум - это месяц, лучше 2-3, а в идеале 3-6 месяцев. Почему так долго? Просто в этом случае вы сможете получить то, что вам понравится, а не то, что есть в наличии или ожидается в ближайшее время. Можете конечно подумать: "Ну ребята, вы загнули. Вон сколько продавцов. Если у вас нет конкретного производителя нужной породы дерева, куплю у других." В большинстве случаев вы ошибаетесь. Это продавцов много, а реальных складов представительств того или иного производителя не так уж и много, и если товар есть в представительстве или ожидается в ближайшее время - он есть в Москве у всех или ожидается, а если нет - искать его будет бесполезно. Дополнительной проблемой является то, что сырье для изготовления паркета ОГРАНИЧЕНО. Есть породы дерева, которые более или менее регулярно поступают в Россию и их можно быстро найти не у одного, так у другого производителя, а есть породы, которые поступают раз в полгода или вообще завозились один раз, и когда будет следующая поставка, абсолютно неизвестно.

Как? выбирать массивную доску? Наиболее сложный вопрос, так как на вкус и цвет, а так же "толщину" кошелька товарищей (господ) нет. Но какие-то рекомендации дать сможем. ГЛАВНОЕ! Если вы хотите однородное по цвету напольное покрытие, то натуральное дерево - это НЕ ВАШ ВЫБОР. Помните, что есть более однородные по цвету породы дерева, а есть и совсем "пестрые", но в любом случае пол у вас будет "живой" и требовать от дерева однородности по цвету невозможно. Тем более, что цветовая неоднородность дерева в массивной доске еще заметнее, чем в штучном паркете, так как типоразмер ее больше и две доски из одной упаковки могут различаться кардинально. Вы можете спросить: " А как же у других?". А у других все то же самое. Если не верите, то съездите в Эрмитаж, посмотрите деревяные полы или посмотрите на полы в Московском Кремле (куда-то вас не пустят, но можно увидеть в официальных репортажах). Однородности там нет и в помине. А уж туда-то поставлялось лучшее из лучшего.
Как? с этим "бороться"? Делать сортировку по цвету на месте. Здесь несколько вариантов. Первый (наиболее "затратный"): купить массивную доску с дополнительным запасом, а те доски, которые вам совсем не подходят по цвету, просто выбросить. Второй: подобрать более или менее подобные по цвету доски и положить их в разных комнатах. Третий: доски, которые вам совсем не подошли по цвету, положить туда, где их никто не увидит. Полы - последняя работа при ремонте, люди, как правило, уже "представляют" расстановку мебели. Какая разница какой цвет пола будет под шкафом или под кроватью? Даже тонированная массивная доска не обладает однородностью цвета. Здесь еще следует помнить, что большинство экзотических пород деревьев со временем темнеет и первичная "пестрота" пола после укладки со временем пропадет. Хотели бы только заметить, что все вышенаписанное об однородности цвета дерева относится НЕ ко всем породам дерева, но к большинству.
При выборе массивной доски многие обращают внимание на "твердость" дерева (по Бринелю, Джанка и т.д.), но, по нашему мнению, для вас, как потребителя, это не играет важной роли. Объяснение одно: если под одинаковой точечной нагрузкой допустим дуб продавится на 2мм, а мербау грубо на 1мм, то вам от этого не холодно и не горячо, так как и то и другое заметно. Поэтому лучше этих точечных нагрузок просто избегать. Каким бы "твердым" дерево не было, лак вы поцарапаете в любом случае. Рекомендации по эксплуатации деревяного пола читайте ниже.
Общей тенденцией, по крайней мере у нас, является покупка массивной доски уже с покрытием маслом или лаком в заводских условиях. Вещь вполне объяснимая. На заводе лак наносится с обязательным УФ-отверждением, в домашних условиях это повторить невозможно, к тому же исключаются "грязные" работы, запах, а сроки укладки значительно сокращаются. Это же относится и к покрытию маслом. Но здесь необходимо помнить, что лакированная или под маслом массивная доска в большинстве своем идет с фаской и если вам не нравятся эти "кирпичики", то лучше приобретайте массивную доску без покрытия, шлифуйте, "снимайте" фаску и наносите лак или масло в домашних условиях. Следует помнить, что есть редкие породы деревьев, которые всегда поставляются без покрытия. И что же теперь от них отказываться, если они вам нравятся? Конечно нет! Сейчас очень много качественных масел и лаков, и нанесение их в домашних условиях не является большой проблемой.
Лакированную массивную доску можно разделить на тонированную и без тонировки. Что лучше? Решайте сами: "плюс" тонированной массивной доски в большей однородности по цвету, что как раз и достигается тонировкой, но помните, что если вы выбрали тонированную массивную доску, то должны осознавать - это покрытие на 10-15 лет. Почему? По истечении 10-20 лет лак сотрется, а это значит, что будет необходима перешлифовка массивной доски и новое нанесение лака. Так вот, если вы отшлифуете тонированную массивную доску, то того цвета, который у вас был, уже не будет, так как она тонированна не на всю глубину дерева.
Массивная доска без тонировки, с периодической перешлифовкой и нанесением лака или масла, прослужит вам и 50 лет, а может и все 100 в той же цветовой гамме. Здесь правда необходимо помнить, что многие породы дерева со временем темнеют и после перешлифовки пол будет более светлым, но потом постепенно "наберет" привычный для вас цвет.
Что еще добавить? Абсолютно откажитесь от массивной доски из бука, очень осторожно относитесь к кемпасу. Не вешайте на продавцов вопросы типа " хочу массивную доску чуть темнее (краснее, бордовее и так далее), чем вы мне предложили". Они вам не помогут. Все люди разные, слава богу, и у каждого свое цветопредставление (цветовидение или цветовосприятие - думаем, вы поняли). Уж поверьте нашему опыту - это действительно так.

Да, не забывайте, что при укладке массивной доски используется двухкомпонентный клей, а он достаточно дорогой и это для себя необходимо заранее осознать. О технологии укладки мы говорить не будем. К выбору и эксплуатации это не относится. Хороший "паркетчик" это и так знает. Но выбирать надо именно хорошего "паркетчика", имеющего опыт и ни в коем случае не экономить на стоимости укладки. Будете смеяться, но не редки случаи, когда укладчики "забывают" добавить в двухкомпонетный лак или клей второй компонент, покрывают все одним компонентом, а второй видимо считают бонусным "пробничком", как в духах. А кто будет платить за испорченный пол?

Что радует? Наконец-то "перевелись" "люди с монетками". Продавцы, начинавшие еще в 90-е их хорошо помнят. Это когорта людей, которые ходили по торговым точкам и царапали лакированный паркет, паркетную доску и даже ламинат! металлической монеткой. Честное слово, для нас это до сих пор загадка, а что в итоге они для себя хотели выяснить? Есть глубокое подозрение, что это была какая-то секта, которая либо самораспустилась, либо ушла в глубокое подполье. Если они еще встречаются кому-то - напишите, мы их обязательно занесем в "Красную Книгу".

Что НЕ радует? Есть еще ГОРЕ-дизайнеры и ГОРЕ-архитекторы. Это не относится к большинству людей этих прекрасных профессий, но встречаются такие... Пробежит такой дизайнер-архитектор по торговым точкам, посмотрит образцы и скажет своим заказчикам, что допустим мербау под лаком, берите только такой-то фирмы производителя, потому что только у это производителя такой цвет мербау, который он уже "нарисовал" у себя в голове и он вам больше всего подходит. А то что на другой торговой точке и в коробке будет другой цвет - он "не подумал".

Кого стоит опасаться? Продавцов, которые НЕ говорят вам о цветовой неоднородности дерева. Они либо этого не знают (бывает, может только начали работать), либо не говорят сознательно, что значительно хуже. Вы должны быть заранее предупреждены о возможной цветовой "разбежке" конкретной породы дерева и быть к этому готовы. А не ахать и охать, когда пол вам уже постелили, а он, мягко выражаясь, совсем не тот. Также следует опасаться продавцов, которые НЕ предупреждают вас, что выбранная вами массивная доска - тонированная. Бывали случаи, когда полу были нанесены серъезные повреждения (неаккуратный занос мебели и еще тысяча и одна причина). Люди принимают решение перешлифовать пол, заново нанести лак, перешлифовывают... А пол оказывается совсем другого цвета. Можно думать, что ругаться и судиться с продавцом или просто "наехать" - это выход из сложившейся ситуации, но это не так. Вы потратите время, а главное, нервы. И нужна вам эта головная боль?

Хотите? чтобы массивная доска полежала подольше и у вас не было головной боли с ней в течение ближайших 20 лет? Это как раз очень просто. Избегайте абразива (песка и т.д., он и гранит в метро стирает), ходите по паркету в домашней обуви или босиком (от натурального дерева идет изумительная энергетика, оно ведь не мертвое, оно живое). Избегайте тяжелых точечных нагрузок: о женских шпильках рекомендуется "забыть", на мебель, стулья и т.д. сделайте набойки (резиновые, войлочные, не важно). Помните, что натуральное дерево боится избытка влаги, нельзя его заливать водой, по большинству пород, но самое главное, натуральное дерево боится недостатка влаги, поэтому на зимний период обязательно рекомендуем приобрести пароувлажнитель. Рекомендованная влажность воздуха для дерева и идеальная для человека - 40%-60%. Зимой такой влажности в помещении как правило не бывает: окна закрыты, батареи работают - воздух сухой. При соблюдении всех этих нехитрых правил в течение ближайших 10-20 лет с вашей массивной доской ничего делать не придется. Террасную доску, если она идет без покрытия, обязательно покройте защитным маслом. Прогнить, она не прогниет (изготавливается из стойких к природной среде пород древисины), а вот "товарный вид" потерять может.

На основные вопросы мы вроде бы ответили, но всего сразу не охватишь, так что пишите, звоните - мы попытаемся вам помочь. Порадуйте себя красивым деревяным полом уже сегодня, не откладывайте "на потом".

И по традиции: УСПЕХОВ ВАМ В ВЫБОРЕ НАПОЛЬНОГО ПОКРЫТИЯ!

Но помните, что выбор напольного покрытия это не главное в жизни, а главное - это простое человеческое счастье, которое включает в себя много чего позитивного и интересного и хорошо, что все это зачастую не зависит от количества денег...

Деревянная мозаика - уникальное украшение интерьера, которое используется уже очень давно. В прошлых столетиях дворцы королевских семей и богатой знати украшались ею. Это выглядело респектабельно и придавало особый статус хозяину жилья. И сегодня мозаика способна украсить любой интерьер, главное - подойти к этому с умом.

Что такое мозаика и где ее используют?

Деревянная мозаика - это роскошное украшение для стен или пола. Она представляет собой пластины любого размера, вырезанные из качественного дерева (чаще всего используются ценные сорта).

Пластины прикрепляются к прочной сетке-основе, которая изготавливается из пластмассы. Чаще всего элементы мозаики имеют квадратную форму, но встречаются и прямоугольные, изогнутые детали. Такой материал используется для отделки жилых помещений, а также в офисах, ресторанах, саунах и других общественных местах. Оформление комнаты мозаикой придаст ей визуальную теплоту, изысканный внешний вид. С ее помощью можно выделить какой-либо предмет в интерьере или отдельную зону.

Преимущества изысканной отделки

Деревянный материал для отделки помещений имеет ряд неоспоримых преимуществ. Каких же?

  1. Дерево - это экологически чистый и безвредный материал.
  2. Удобство использования в помещениях с неровными стенами.
  3. Срок службы при правильном использовании материала очень велик. Он хорошо противостоит перепадам влажности и механическим воздействиям.
  4. Многофункциональность материала - он может сочетаться со многими интерьерными стилями и современными материалами. Отлично смотрится мозаика со стеклом, керамикой, металлом.
  5. Уникальность - так как качественная мозаика изготавливается вручную, ее рисунок будет неповторимым.
  6. Отличные звуко- и теплоизоляционные качества.
  7. Возможность ремонта - если в процессе эксплуатации на полу или стенах все-таки появились трещины, царапины, то их легко можно спрятать.

Виды деревянной мозаики

Выделяют два основных стиля мозаики из дерева: маркетри и интарсия. Их различие кроется в технологии производства.

Интарсия - это наиболее трудоемкий и сложный в изготовлении отделочный материал. Пластинки из дерева разных оттенков врезаются в деревянную поверхность. Так получается уникальное фигурное изображение. Исследователи считают, что интарсию начали применять еще в Древнем Египте, однако расцвета своего применения она достигла в Италии. Эпоха Возрождения славна своей утварью и церковными принадлежностями, украшенными в технике интарсия.

Маркетри считается упрощенным вариантом интарсии. Мозаичная композиция в этом случае изготавливается из кусочков шпона. Кусочки собираются по кромкам подобно пазлу и наклеиваются на основу.

Из каких пород дерева чаще всего изготавливается деревянная мозаика? Любимые многими людьми сосна и липа не применимы к технике изготовления данного материала. Здесь требуются более твердые сорта дерева, а именно дуб, ясень, кедр. Иногда используется и ольха, но гораздо реже.

Есть и более доступный по цене вариант - отделочный материал, изготовленный из стружки. Она перемешивается с цементом, затем массе придают нужную толщину и плотность.

Технология производства уникального материала

Изделия в сложной технике интарсии создаются с большими затратами труда и времени, чем маркетри. Для начала выбирается желаемый рисунок и создается эскиз. Эскиз разбивают на отдельные частички. После эти элементы вырезаются из различных пород дерева, отличающихся по фактуре и оттенку. Основа - массив дерева, в котором вырезают углубления для деталей рисунка. Обратную сторону этих деталей оставляют шероховатой для лучшего сцепления с основой, а вот лицевую долго и тщательно полируют, придавая аристократический блеск. Если кусочки рисунка будут выступать над основой, то перед вами рельефная интарсия. При совпадении краев рисунка и основы речь идет о живописной интарсии.

Технология изготовления маркетри куда проще.

На плотной бумаге рисуется желаемый узор, затем из шпона вырезаются детали и обрабатываются специальным раствором. После на бумагу наклеивается рисунок из шпона, переворачивается и наклеивается уже на украшаемое изделие (или на сетку-основу).

Укладка деревянной мозаики

Чаще всего материал в магазине можно встретить в виде секций 30 х 30 см. Такой вид мозаики очень упрощает ее укладку.

Очень важны при монтаже материала используемые средства. Не используйте обыкновенный клей! Необходимы монтажные и отделочные составы. Перед началом работы почистите и обезжирьте рабочую поверхность.

Если вы наклеиваете материал на фанеру, проследите за тем, чтоб стыковка швов шла по диагонали. В этом случае даже при тепловой деформации не возникнет расхождения швов.

Деревянная мозаика для стен требует и особой затирки. Не используйте обычные затирки, так как они содержат воду и имеют низкую эластичность. Со временем такой материал начнет трещать. Приобретайте специальную эпоксидную затирку.

Деревянная мозаика для пола чаще всего изготовлена из тика и помещена на пробковую основу. Швы в таком полу следует заполнить силиконовым клеем и многократно шлифовать.

Мозаика из дерева в технологии 3D

Современная квартира часто представляет собой интересные дизайн-проекты. Как создать акцент на отдельных зонах комнаты? Помочь может выразительный материал - деревянная мозаика для стен в технологии 3D. Объемная поверхность может быть создана благодаря разным приемам: обработке деталей разными окрашивающими составами, обжигу отдельных деталей или окраске их глухими красками. Помогут и вставки из других материалов.

В настоящее время набирает популярность искусственно состаренная объемная мозаика. На ней могут быть следы древоточцев, гвоздей, царапины, следы старой краски и так далее. Такую плитку активно используют для создания атмосферных интерьеров с имитацией старых деревянных стен.

Деревянная мозаика в интерьере - это гармоничное сочетание стиля и вкуса, истории и современности. Дерево - один из самых востребованных материалов в отделке домов и квартир и по сей день. Единственным недостатком его является высокая цена, но и она окупается долгим сроком службы мозаики.

Мозаика используется в оформлении помещений с давних пор, ее можно применять практически на любых поверхностях и предметах. Деревянная мозаика для стен, пола или мебели способна украсить любой интерьер, став прекрасным дополнением − как в классическом, так и авангардном стиле.

Деревянная мозаика — это неповторимый и оригинальный материал для отделки стен или пола. Ее применяют при оформлении не только жилых комнат и кухонь, но и в ванных, в банях и саунах и даже в общественных помещениях, таких как рестораны, кафе и офисы. С ее помощью можно скрыть неровности поверхности, разделить помещение на функциональные зоны либо создать акцент на каком-то определенном предмете интерьера. Штучные детали деревянной мозаики помимо классической квадратной формы могут иметь изогнутую, прямоугольную форму и т. д.

Деревянная мозаика имеет следующий набор преимуществ:

  1. Является отличным материалом для оформления стен с неровностями и сложно выравниваемыми поверхностями;
  2. Это весьма теплый и экологически безопасный материал, с большим периодом эксплуатации;
  3. Многофункциональна при сочетании с различными изысканными и неповторимыми орнаментами.

Стили деревянной мозаики

Различают два стиля деревянной мозаики, отличаются они между собой технологиями изготовления:

  1. Маркетри. Техника уникального сложного мозаичного оформления или композиции создается при помощи кусочков шпона. При создании будущей композиции учитывается направление волокон, цветовые оттенки и фрактальные свойства дерева.
  2. Интарсия. Подобная техника оформления деревянной мозаики наиболее трудоемкая и сложная по сравнению со стилем маркетри. Все отдельные фрагменты или набор из кусочков дерева врезают в деревянную основу либо поверхность. При этом применяется все разнообразие цветов и текстуры используемых пород дерева.

Декорирование стен и полов деревянной мозаикой становится все более популярным в последнее время, ведь возможности древесины неиссякаемы. Грамотная и профессиональная подборка древесины придаст облицовке из мозаики долговечность и прочность при использовании.

Однако такие излюбленные породы деревьев как липа и сосна, к сожалению, не применяются при мозаичной композиции. При создании деревянной мозаики для стен или пола применяются более твердые породы деревьев, такие как ясень, кедр, дуб или клен.

Зачастую изготовителями применяется ольха, но не в большом количестве. Эта порода дерева впитывает в себя негативные энергии, тем самым являясь своего рода чистильщиком в природе.

Материалом для мозаики также могут послужить и отходы производства — стружка, которую перемешивают с раствором из цемента и воды, а затем придают этой массе желаемую форму, толщину и плотность. По цвету она бывает серо-желто-оранжевая, смотрится оригинально, крепится к поверхности с помощью клея и при этом отлично складывается в узор. Помимо низкой цены она обладает такими качествами как прочность, огне- и влагоустойчивость, звуконепроницаемость и весьма неприхотлива в уходе.

Готовая продукция из деревянной мозаики защищена особыми пропитками, в состав которых входят смеси из воска и масел, что позволяет укладывать ее как на кухне, так и ванной комнате. Однако не стоит покрывать ею те участки стен и пола в помещении, которые подвержены постоянному контакту с водой.

Технология укладывания деревянной мозаики

Деревянная мозаика, как правило, продается в виде секций, которые по размеру чаще всего составляют 30х30 см. Такой секционный вид мозаики существенно упрощает ее монтаж.

Монтажная и отделочная смеси очень важны при работе с деревянной мозаикой, так как обыкновенный клей для деревянных изделий в этом случае применять нельзя. При наклеивании мозаики на фанеру стыковку листов производят по диагонали, чтобы не было заметно видимого расхождения облицовки по линиям швов при тепловой деформации.

Не рекомендуется при отделке швов применять обыкновенную затирку, которая применяется при обработке швов для плиток из керамики. Для этого существует специальная двухкомпонентная эпоксидная затирка, которая предназначена для затирки твердых пород дерева. У затирки для плиток из керамики нет требуемой гибкости, применив ее при дальнейшей эксплуатации при малейших колебаниях древесины, то есть при изменениях температуры и влажности, когда дерево «дышит», минеральная затирка может начать растрескиваться и осыпаться. К тому же смывать ее необходимо большим количеством воды, а это может повредить материалу деревянной мозаики.

Для пола применяется тиковая мозаика на пробковой подложке. Дощечки для пола по толщине составляют 0,7 см, а настенные — не более 0,3 мм. Это означает, что такой пол подлежит многократной шлифовке. Все швы в полу заполняются силиконовым клеем. Такое покрытие исчисляется сроком эксплуатации пола − десятилетиями. Уход за деревянной мозаикой не доставит особых хлопот: ее можно протирать влажной, а затем сухой салфеткой — раз в неделю.

Заключение и выводы

Все экологически чистое и необыкновенно изысканное было создано задолго до современных технологий и достижений. Взять, например, тот же самый паркет во дворцах, который сохранил свою красоту оформления и практически не подвергся реставрации. Гармоничное сочетание цветов и геометрия узора — все это до сих пор доступно и не потеряло своей уникальности и по нынешнее время.

Техника формирования цельного эскиза из небольших деревянных деталей, которая называется маркетри, зародилась еще в древнем Египте, а в Европе ее раньше применяли только для декора мебели и музыкальных инструментов. Поэтому позволить себе украсить деревянной мозаикой свой дом раньше могли только очень богатые люди. А посему, чтобы обучиться этому искусству и отдекорировать стены своего дома сэкономив бюджет, необходимо будет научиться вырезать идеально ровные геометрические формы из шпона.

Еще статьи по этой теме:

Все фото из статьи

Примечательно, что деревянная мозаика для стен для некоторых людей является чем-то неправдоподобным, ведь древесина боится влаги и обладает достаточно нестабильной структурой, а мозаику мы зачастую видим в помещениях с повышенной влажностью.

Тем не менее, такой тип отделочных работ процветает и имеет большие перспективы, так как с каждым годом с таким методом облицовки знакомятся всё больше и больше людей, что напрямую сказывается на росте популярности.

Мы сейчас в меру наших возможностей постараемся познакомить вас с таким художественным оформлением, а кроме того, приглашаем вас для просмотра видео в этой статье.

Особенности деревянной мозаики

Общее обозрение

Примечание. Всем известно, что древесина имеет разную цветовую гамму и исключительно индивидуальное расположение волокон, что создаёт неповторимую текстуру для таких элементов.
Но кроме этого, как утверждают мастера, мозаика из разных пород древесины может оказаться впереди многих других материалов по прочности и величине эксплуатационного ресурса.

  • Качества древесины, которыми так восхищаются специалисты, присущи далеко не всем видам , поэтому, для элементов мозаики особенно важен грамотный подбор сырья и его последующая обработка. Например, сосна, это очень ценный материал, который, наверное, больше всего используется для строительства и монтажа разных конструкций.
    Но в качестве мозаичной плитки её пригодность сводится практически к нулю. Такие элементы обретут свою ценность, если они сделаны из твёрдых пород, как то венге, дуба, клёна, ясеня, мербау, кедра, ольхи или ореха.
  • Тем не менее, несмотря на плотность, древесина в любом случае остаётся пористым материалом , и её цена для отделки приобретает истинное значение только после обработки масляно-восковыми пропитками. Такая мера позволяет производить укладку плитки в зонах с повышенной влажностью, как то кухни, ванные комнаты и даже сауны. Единственным противопоказанием в таких случаях является прямое попадание воды в постоянном или периодическом режиме.

  • Помимо твёрдой стволовой древесины для художественной отделки стен может также применяться скорлупа кокосового ореха, которая, как всем известно, отличается невероятной прочностью – кто пробовал расколоть такой орех, знают, что, не имея опыта, с этим делом попросту не справиться. Главным преимуществом этой скорлупы является не только её твёрдость, но и её замысловатая рельефная фактура – из-за выпуклости форм здесь не получится придать её форму обычной плитки или тессеры, но к этому никто и не стремится.
  • В таких случаях дизайнеры просто используют форму скорлупы, подчёркивая выразительность поверхности красками и различными тонирующими составами, а разнообразная схема укладки типа «паркет», «ёлочка» или «кирпичная кладка» позволяют довести работу до уровня художественного шедевра.
    Кто-то может возразить, мол, такой материал хорошо впитывает влагу, следовательно, инструкция не дозволяет использовать его в помещениях с повышенной влажностью. Но это не соответствует действительности, то есть, влагу скорлупа, конечно, впитывает, но она очень быстро отдаёт её назад, поэтому, такую мозаику можно встретить, как на кухне, так и в ванной комнате.

Заключение

Для помещений с повышенной влажностью, например, ванны, душевой, или даже бассейна, используется деревянная плитка-мозаика из тика, которая производится не на обычной сетке, а на пробковой подложке. На ней уже готово заполнение швов, которое осуществляется силиконовым герметиком, который также идёт в комплекте дополнительно и используется для заделки мелких нестыковок.

Дерево в интерьере – вне времени. Что бы ни диктовала мода, какие бы новинки не выдумывали дизайнеры, строгая красота декоративных деревянных элементов всегда актуальна. Это самый востребованный материал в отделке потолка, стен, полов, мебели и предметов декора. Небывалую популярность сегодня приобрела техника маркетри. Что это такое, расскажет статья.

В переводе с французского «marqueterie» означает «мозаика». Сущность техники состоит в сборе тонких пластинок из элитных пород дерева и приклеивании их на простую деревянную основу (береза, дуб) в виде орнамента или фигурной композиции. Толщина пластинок колеблется от 1 до 3 мм, они привлекают внимание разнообразными цветами и текстурой. Каждая композиция, выполненная в этой оригинальной технике, примечательна своей многоликостью: если посмотреть на изображение под разными углами, оно, словно голография, каждый раз раскрывает перед зрителем новую «картинку».

Мозаика из дерева: вчера и сегодня

Первый виток небывалой популярности маркетри пришелся на эпоху Ренессанса: именно тогда был собран станок для создания пиленого шпона – тонких планок из ценных пород древесины. Фигурная и орнаментальная мозаика витиеватыми узорами «расползалась» по столешницам, дверцам тумбочек и шкафов, изголовьям кроватей и полотнам настенных витражей. Более того, в стиле маркетри с фантастической передачей объема, света и тени умелые мастера выполняли перспективные виды городских улиц и площадей. В распоряжении краснодеревщиков того времени было около сотни видов черного, красного, розового, фиалкового и лимонного дерева.

От современного рабочего процесса созидание мозаики в прошлом отличалось немногим: фигурные кусочки дерева обжигали, затем придавали им оттенок, протравливали кислотой, чтобы расширить цветовую палитру, наносили гравировку, чтобы сделать акцент на какие-либо детали.

Сегодня деревянная мозаика снова в фаворе. Современные ценители уюта и роскоши не смогли устоять перед живой глубиной и естественностью благородных витражей из дерева. В оформлении интерьера маркетри можно увидеть на потолке, в углублениях всевозможных ниш, на дверных полотнах и комнатных перегородках. Иконы, шкатулки, часы и прочие элементы декора также становятся удобным рабочим полем для создания удивительных композиций из деревянного шпона.

Маркетри иногда ошибочно путают с инкрустацией и интарсией, которые на самом деле являются самостоятельными видами искусства. Если говорить о степени сложности, техничное исполнение маркетри легче, чем специфика работы в вышеупомянутых техниках.

Инкрустация – это украшение изделия композицией из ценных материалов (перламутра, полудрагоценных и драгоценных камней, металла и дерева) путем их врезания в толщу поверхности изделия.

Интарсия – это врезание деревянных элементов в деревянную поверхность для создания фигуративного изображения или орнамента.

Искусство маркетри, фото которого представлены ниже, отличается от других видов работы с деревом изяществом и утонченностью.

Как создают маркетри

Эскиз рисунка, который специалист решил воплотить в мозаике, переносится на миллиметровую бумагу. Затем мастер определяется с цветовой гаммой и раскрашивает изображение акварельными красками в соответствии с задумкой.

Плотный картон служит материалом для шаблонов, которые вырезают и, приложив к шпону, обводят по контуру карандашом. Деревянные фрагменты вырезают специальным остро заточенным ножом, резаком или лобзиком.

Все элементы одного рисунка приклеивают к шаблону столярным клеем, стараясь подогнать их максимально плотно друг к другу. Даже очень маленькие промежутки между фигурными кусочками шпона недопустимы! Также кусочки древесины могут не приклеивать на бумажную основу, а объединить их скотчем. Таким приемом пользуются мастера со стажем.

Готовый набор из кусочков дерева переворачивают бумагой или скотчем вверх и, применяя специальную дисперсию, приклеивают его к основе, которой служит фанера или оргалит. После того, как излишки клея смыты, работу помещают под пресс не менее чем на 4 часа. За это время изделие окончательно высыхает.

Следующий этап – работа с лицевой частью маркетри. Бумагу осторожно убирают крупной наждачной бумагой, а скотч просто отклеивают. Готовое изображение шлифуют и покрывают лаком не менее трех раз. Затем деревянную мозаику полируют.

Чтобы изображение, выполненное в технике маркетри, выглядело наиболее эффектно, профессионал использует большое количество разнообразной древесины. Очень часто используют сочетание карельской березы, груши, красного дерева и нескольких видов ореха. С особой внимательностью относятся к фигурным элементам из дерева с разными дефектами и необычной текстурой – готовой композиции они дарят особый шарм и неповторимость.

Не всегда создателя маркетри устраивают цвета и оттенки кусочков шпона, которые у него есть. Тогда профессионалы выходят из затруднительного положения следующим образом: протравливают деревянные пластинки различными кислотами. Так, раствор хлористого железа окрашивает древесину в светло-голубой или светло-зеленый цвет, а те кусочки, которые вымачивались в медном купоросе или железистом калии, приобретают красный цвет.

Варианты набора деревянной мозаики

За долгий век существования маркетри мастерами-краснодеревщиками было придумано множество способов создания мозаики этого вида. Перечислим некоторые из них.

Обратный набор на бумагу

Лист бумаги, на который нанесен эскиз будущего изображения, крепят к доске. Из древесины вырезают необходимые фигурные элементы и приступают к работе. Отправной точкой набора становится левый верхний угол композиции. На лицевую сторону каждой детали с помощью небольшой мягкой кисточки наносят глютиновый клей и приклеивают кусочки шпона на бумагу в соответствии с эскизом. В процессе работы мастер старается как можно плотнее подогнать элементы мозаики друг к другу, проверяя качество работы на свет. Это самый простой способ набора, однако между стыками деталей нередко встречаются просветы, которых в идеале быть не должно.

Набор по принципу мозаики

Готовый макет разрезают на детали и переносят их на тонкие деревянные листы (шпон). Сначала набирают основные элементы, которые служат в основном фоном, затем врезают более мелкие детали. Когда все элементы выпилены, их прикладывают к бумажному макету в виде мозаики, скрепляя с помощью скотча с лицевой стороны. В ходе работы всеми силами стараются избегать зазоров, просветов и трещин на древесине, а скотч приклеивают крайне осторожно – сдвиги и морщины на его поверхности не допускаются.

Набор в бумагу

Сначала на плотном ватмане четко прорисовывают тонкие контуры элементов, а затем, поставив нож в вертикальное положение, вырезают одну деталь, чтобы прикрепить ее на шпон. Выпавший бумажный элемент на деревянном листе тщательно обводят ножом по контуру: так получают деталь, которая как нельзя точнее впишется в паз. Ее приклеивают бумажным скотчем с обратной стороны к соседним, смежным с нею, элементам. Таким же образом вырезаются все элементы, по их контуру – деревянные детали, которые затем наклеиваются на ватман. Так макет из бумаги постепенно сменяет шпоновый набор без промежутков и нахлестов.

Набор в шпон

На деревянную основу через копировочную бумагу переносят рисунок и вырезают в шпоне детали по контуру. Потом из деревянного сырья другого вида изготавливают необходимые вставки для заполнения ниш на фоновой доске. Между собой элементы соединяют бумажным скотчем.

Техника Буля

Способ получил название в честь французского мебельщика Андре Шарля Буля, который во времена становления маркетри как самостоятельного искусства внес немалую лепту в его развитие. При необходимости получить два одинаковых орнаментальных набора с фоном и изображением работают одновременно. Два деревянных полотна (одно фоновое, другое для изготовления фрагментов композиции) приклеивают к плотной бумаге и складывают вместе, скрепляя их в нескольких местах специальной клеящей дисперсии. На верхний деревянный лист переносят задуманное изображение и по контуру режущим инструментом выпиливают все его элементы. Когда деревянные листы отсоединят друг от друга, выходит сразу по две ниши и по две вставки для двух противоположных по цветовому решению наборов.

Особенности восстановления маркетри

Мозаичный набор нуждается в восстановлении, когда:

  • его конструкция с течением времени ослабилась;
  • он сильно загрязнен;
  • испорчено его отделочное покрытие;
  • некоторые его элементы растрескались или покоробились;
  • отдельные элементы отклеились;
  • царапины, заколы или вмятины портят общий вид изображения.

Реставрация деревянной мозаики осуществляется по принципам восстановления фанерованной мебели, потому что характер их дефектов одинаков. Так, если роскошный вид маркетри портят неглубокие царапины, отслоения или вмятины, но целостность изделия не вызывает сомнений, то работают по технологии реставрации обычной фанерованной поверхности.

Вначале укрепляют фрагменты, которые могут вскоре отклеиться: снимают их с основы, очищают деревянный элемент и его нишу, а затем вставляют обратно, закрепляя его гуммированной лентой или прижимным приспособлением. Следующий этап – удаление поверхностных загрязнений, следов от клеящей дисперсии. Небольшие трещины и поверхностные дефекты шпона маскируют с помощью мастики. Последний штрих – освежение старого слоя лака: его тонируют и придают глянцевый блеск с помощью шеллачной политуры.

Более кропотливой работой занимается мастер, если отдельные элементы мозаики потеряны, испорчены и, что хуже всего, некачественно отреставрированы ранее. Тогда основную работу предваряет составление проекта реставрации, который необходимо утвердить в Реставрационном совете.

Утерянные врезанные элементы восстанавливают по очертаниям пустых ниш. Также отсутствие фрагментов восполняют, копируя аналогичные элементы на уцелевшем участке той же композиции. Из плотной бумаги вырезают шаблон, на основе которого изготавливают вставку из дерева. Шпон для создания недостающих фрагментов подбирают с особой тщательностью – по породе, естественному оттенку и направлению волокон. Свежеизготовленные вставки приклеивают методом прессовки струбцинами.

Пожалуй, единственный недостаток маркетри – дороговизна. Какой бы модной ни была деревянная мозаика, купить ее может далеко не каждый. Объясняется это тем, что такая работа с деревом носит поистине ювелирный характер, а значит, оценивается очень дорого.

Маркетри: мастер-класс. Видео