Тупиковая схема мазутного хозяйства используется при. Наладка мазутного хозяйства котельной

Мазутное хозяйство

3. Основное назначение мазутного хозяйства

Основное назначение мазутного хозяйства ТЭЦ или котельной - обеспечение бесперебойной подачи к котлам подогретого и отфильтрованного мазута в необходимом количестве и с соответствующим давлением и вязкостью. Необходимое количество мазута определяется нагрузкой котлов. Давление в линиях подачи мазута и его вязкость определяются режимами форсунок.

Работа котельных на мазуте осуществляется очень редко (в периоды ограничения потребления газового топлива), поэтому его обновление растягивается на длительное время. При длительном хранении мазут постепенно ухудшает свои качества и создает дополнительные технические сложности эксплуатационному персоналу.

Так как мазут топливо достаточно дорогостоящее, крупные электростанции работает на газе, а жидкое топливо - мазут используется как резервное. Режим работы мазутного хозяйства предусмотрен как аварийно-растопочный, при ограничении подачи газа, во время аварийной ситуации на газовом оборудовании растопка котлов производится топочным мазутом.

Мазутное хозяйство предназначается для следующих работ:

приём железнодорожных цистерн с мазутом;

разогрев вагонов-цистерн;

слив мазута из цистерн;

хранение мазута в резервуарах;

подготовка и обработка мазута перед подачей его к насосам и форсункам;

учёт потребляемого мазута;

Мазутное хозяйство может работать в двух режимах - в холодном или горячем резерве.

Холодный резерв - это, когда оборудование мазутонасосной остановлено и лишь, в зависимости от продолжительности простоя, периодически включается схема внутренней циркуляции для поддержания температуры в резервуарах мазута в пределах от 300 С до 800 С.

Горячий резерв - мазутопроводы заполнены мазутом и осуществляется постоянный проток мазута подогретого до Т = 750 до 800 С по главному напорному мазутопроводу, мазутному кольцу котельного отделения, трубопроводу рециркуляции (возврата) в зависимости от выбранной схемы.

Выбор схемы мазутоснабжения котельной находится в зависимости от ряда местных условий: рельефа территории, ёмкости резервуаров, способа подачи мазута из топливохранилища к форсункам котельной и других.

При разогреве мазута в открытом расходном баке во избежание вспенивания его температура не должна превышать 90С. Подогрев мазута, подаваемого в форсунки, производится в отдельно стоящих подогревателях. Подачу топлива из складских резервуаров к форсункам, как правило, рекомендуется осуществлять с непрерывной циркуляцией мазута. При этом часть мазута, не менее 50% от расхода на все рабочие котлы, возвращается в резервуары и служит для разогрева мазута в них.

Мазутные хозяйства различают по способу доставки топлива.

Классификация мазутных хозяйств по назначению.

Основное мазутное хозяйство сооружается на тепловых станциях, для которых мазут является основным видом сжигаемого топлива, а газ сжигается как буферное топливо в период сезонных его избытков.

Резервное создаётся на тепловых станциях, где основным топливом является газ, а мазут сжигается в период его отсутствия (как правило, в зимнее время).

Аварийное мазутное хозяйство предусматривается на станциях, для которых основной и единственный вид топлива - газ, а мазут используется только при аварийном прекращении его подачи.

Растопочное мазутное хозяйство имеется на всех электростанциях, использующих твёрдое топливо при камерном способе сжигания. Мазут служит для растопки и подсвечивания факела в топках котлов. В случае установки на таких электростанциях газомазутных пиковых водогрейных котлов их мазутное хозяйство объединяется с растопочным. На тепловых электростанциях используется три схемы подвода жидкого топлива к форсункам:

Тупиковая, циркуляционная и комбинированная.

Схема мазутного хозяйства с наземным мазутохранилищем:

1-железнодорожная цистерна; 2-эстакада; 3-переносный сливной лоток; 4-сливной желоб; 5-отводящая труба; 6-приемная емкость; 7-мазутохранилище; 8, 11-фильтры тонкой очистки; 9, 12-насосы; 10-фильтр грубой очистки; 13-подогреватель; 14-горелки котлов; 15-линия рециркуляции.

Из железнодорожных цистерн 1, располагающихся при сливе на эстакаде 2, мазут по переносному сливному лотку 3 поступает в сливной желоб 4 и затем по отводящей трубе 5 - в приемную емкость 6. Из нее мазут по мазутопроводам подается в фильтр 10 грубой очистки и насосами 9 через фильтры 8 гонкой очистки закачивается в емкость мазутохранилища 7. Из емкости мазутохранилища через фильтры 11 тонкой очистки и подогреватели 13 насосами 12 мазут подается в горелки 14 котельных агрегатов. Часть разогретого мазута направляется по линии /5 рециркуляции в мазутохранилище для разогрева находящегося там мазута. Рециркуляция мазута предназначена для предупреждения застывания мазута в трубопроводах при уменьшении или прекращении его потребления. При сливе из железнодорожной цистерны мазут самотеком движется по открытым лоткам (желобам) в приемные баки. По дну лотков проложены паропроводы. Слив мазута из цистерн происходит через нижний сливной прибор в межрельсовые желоба. Мазут из приемных резервуаров перекачивается погружными нефтяными насосами в основные резервуары для хранения. Подогрев мазута в приемных и основных резервуарах до 70°С проводится обычно трубчатыми подогревателями поверхностного типа, обогреваемыми паром. В водогрейных котельных пар отсутствует, по-1 этому подогрев мазута осуществляется горячей водой с температурой до 150°С. Для уменьшения опасности донных отложений и загрязнения поверхностей нагрева при длительном хранении к мазуту добавляют жидкие присадки типа ВНИИНП-102 и ВНИИНП-103.

Анализ производственной деятельности ОАО "Гомельский мясокомбинат"

Деятельность ООО "Чагодощенский стеклозавод"

Грейферный кран: Предназначен для разгрузки сырьевых материалов. Грузоподъёмность - 5 т. Ёмкость грейфера - 1,5 м3. Конвейер ленточный: Марки: КЛС-650 №8, КЛС-650 №18, КЛС-800 №21, КЛС-650 №29, КЛС-800 №702, КЛС-800 №703, КЛС-800 №716, КЛС-500 №710, КЛС-500 №711, КЛС-500 №714...

Мазутное хозяйство

Оборудование для приёма мазута состоит из двух путевой эстакады, сливных лотков и канала, помещения, где установлены перекачивающие нефтяные насосы, системы трубопроводов с запорной арматурой...

Мазутное хозяйство

Одним из важнейших элементов трубопровода является арматура, с помощью которой осуществляется управление потоками. От её работы зависит надёжность всей системы. Арматура для мазутопроводов по назначению классифицируют на: Запорную (задвижки...

Мазутное хозяйство БТЭЦ-2

На отопительных газифицированных котельных с установленной мощностью свыше 20 МВт в качестве резервного топлива используется мазут...

Мазутное хозяйство БТЭЦ-2

Метод экструзии как основной метод для получения пленок из полиамидов

При производстве пленок применяются экструзионные установки с длинными шнеками для устранения пульсации расплава; экструдеры -- с L/D = 20ч-25 и с D от 20 до 90 мм (иногда до 120 мм)...

Производство аммиачной селитры

...

Технология переработки нефти

При термическом и каталитическом крекинге происходит перераспределение водорода, содержавшегося в сырье, между продуктами крекинга. Чем тяжелее фракционный состав сырья и чем больше в нем содержится асфальто-смолистых веществ...

Технология производства мясных консервов

Для производства паштетов используют следующее мясное сырьё: жилованные говядину, свинину (в том числе стерилизованную), телятину, обваленное куриное и гусиное мясо, кроликов, нутрий, мясо механической обвалки; жир свиной топлёный и костный...

Технология производства этилового спирта

Меласса является основным видом сахаросодержащего сырья, используемого для производства спирта. Главной ее составной частью, пригодной для сбраживания на спирт, является сахар...

Установка осушки газа

Основное оборудование системы регенерации гликоля перечислено ниже: А-1 Абсорбер; AT Теплообменник "газ-гликоль" БГО Блок газоотделителя; БНГ Блок насосов гликоля; БС Блок сепарации; ОР Огневой регенератор;...

Схема мазутного хозяйства. Мазут может быть основным топливом, резервным (например, в зимнее время), аварийным, растопочным, когда основным является сжигаемое в пылевидном состоянии твердое топливо.

Мазут к потребителю доставляется железнодорожным транспортом, нефтеналивными судами, по трубопроводам (если нефтеперерабатывающие заводы находятся на небольших расстояниях). Мазутное хозяйство при доставке мазута железнодорожным транспортом состоит из следующих сооружений и устройств: слив-пой эстакады с промежуточной емкостью; мазутохранилища; мазутонасосной станции; системы мазутопроводов между емкостями мазута, мазутонасосной и котельными установками, устройствами для подогрева мазута; установок для приема, хранения и ввода в мазут жидких присадок.

Схема мазутного хозяйства с наземным мазутохранилищем приведена на рис. 1.4. Из железнодорожных цистерн 1, располагающихся при сливе на эстакаде 2, мазут по переносному слив-пому лотку 3 поступает в сливной желоб 4 и затем по отводящей трубе 5 - в приемную емкость 6. Из нее мазут по мазутопроводам подается в фильтр 10 грубой очистки и насосами 9 через фильтры 8 гонкой очистки закачивается в емкость мазутохранилища 7. Из емкости мазутохранилища через фильтры 11 тонкой очистки и подогреватели 13 насосами 12 мазут подается в горелки 14 котельных агрегатов. Часть разогретого мазута направляется по линии /5 рециркуляции в мазутохранилище для разогрева находящегося там мазута. Рециркуляция мазута предназначена для предупреждения застывания мазута в трубопроводах при уменьшении или прекращении его потребления.

Рис. 1.4. Схема мазутного хозяйства с наземным мазутохранилищем:

1-железнодорожная цистерна; 2-эстакада; 3-переносный сливной лоток; 4-сливной желоб; 5-отводящая труба; 6-приемная емкость; 7-мазутохранилище; 8, 11-фильтры тонкой очистки; 9, 12-насосы; 10-фильтр грубой очистки; 13-подогреватель; 14-горелки котлов; 15-линия рециркуляции.

При сливе из железнодорожной цистерны мазут самотеком движется по открытым лоткам (желобам) в приемные баки. По дну лотков проложены паропроводы. Слив мазута из цистерн происходит через нижний сливной прибор в межрельсовые желоба. Мазут из приемных резервуаров перекачивается погружными нефтяными насосами в основные резервуары для хранения. Подогрев л мазута в приемных и основных резервуарах до 70 °С проводится обычно трубчатыми подогревателями поверхностного типа, обогреваемыми паром. В водогрейных котельных пар отсутствует, поэтому подогрев мазута осуществляется горячей водой с температурой до 150 °С.

Для уменьшения опасности донных отложений и загрязнения поверхностей нагрева при длительном хранении к мазуту добавляют жидкие присадки типа ВНИИНП-102 и ВНИИНП-103.

Мазут для отопительного котла может быть основным топливом, резервным (например, в зимние месяцы), аварийным, позволяющим в случае необходимости быстро перевести котельную с одного вида топлива на другой. Котельная представляет промышленное здание, в котором имеются: устройства для хранения некоторого запаса топлива, механизмы для его подготовки к сжиганию и подачи в топку; оборудование для хранения, водоочистки, подогрева и перекачки воды для питания котельного агрегата, теплообменников, деаэраторов, баков, питательных, сетевых и других насосов; различные вспомогательные устройства и машины, предназначенные для обеспечения длительной и надежной работы котельных агрегатов, в том числе и приборов, позволяющих контролировать ход процессов в котельном агрегате. Около здания котельной обычно располагаются: устройства для приемки, разгрузки и подачи жидкого топлива по емкостям, аппаратам для подогрева, фильтрации и транспорта в котельную; трубопроводы, подводящие газ к котельной, и газорегуляторные пункты (ГРП) для приема, очистки и снижения давления газа перед котлами; склады для хранения материалов и запасных частей, необходимых при эксплуатации и ремонтах оборудования котельной; устройства для приемки и преобразования электрической энергии, потребляемой котельной установкой.

На территории котельной регламентировано устройство проездов и площадок разного назначения, зеленой зоны для защиты окружающего пространства. Снабжение котельной топливом может осуществляться различными путями: по железной дороге, автотранспортом и по трубопроводам.

2.3.1. Мазутное хозяйство включает в себя следующие объекты:

Сливная эстакада мазута со сливными лотками на 16 ж.д. цистерн;

Мазутохранилище состоящее из двух резервуаров по 3000 тонн;

Промежуточную (нулевую) емкость на 400тонн;

Мазутоловушку V=200м³;

Мазутонасосную;

Мазутопроводы, паропроводы, система канализации, водопроводы хозпитьевой и тех-нической воды, пожарные трубопроводы.

2.3.2. Мазутонасосная оборудована:

Двумя насосами внутренней рециркуляции мазута 6НК 9*1,

Н=50м.,G=90м³/час), поз.7,20;

Двумя насосами высокого давления 4Н 5*4, Н=170м., G=63м³/час, поз.9.26;

Двумя винтовыми насосами 3НВ 25/40, Н=250м, G=40м³/час, поз.8,21;

Двумя фильтрами грубой очистки внутренней рециркуляции ФМ 10-120-5;

Двумя фильтрами грубой очистки внешней циркуляции ФМ 10-60-5;

Четырьмя фильтрами тонкой очистки ФМ 25-30-40;

Двумя мазутными подогревателями низкого давления ПМ 120-10;

Четырьмя подогревателями высокого давления ПМ 60-40;

Двумя дренажными насосами Ш40-6-18/4-2;

Приточной и вытяжной вентиляции;

ЩСУ управления насосами;

Двумя конденсатными баками;

Паровой системой пожаротушения;

Пожарным щитом;

Водяной системой отопления.

2.3.3. Мазутохранилище оборудовано;

Двумя резервуарами по емкостью по 3000м³ каждый;

Дистанционными определителем уровня мазута;

Трубопроводами внешней и внутренней рециркуляции мазута;

Трубопроводами зачистки мокрого остатка мазута (конденсата),

Системой пожаротушения с помощью подключения пеногенераторов пожарной службы;

Всасывающим трубопроводом Ду-300;

Напорным трубопроводом Ду-200.

2.3.4. Нулевая емкость оборудована:

Паровой системой разогрева мазута;

Двумя погружными перекачивающими насосами 12НА 22*6;

Трубопроводом продувки мазута паром.

2.3.5. Мазутоловушка оборудована:

Паровой системой разогрева;

Насосом перекачки мазутной пленки;

Трубопроводом перекачки мазутной пленки с пароспутником.

ПРИЕМ МАЗУТА ИЗ Ж.Д. ЦИСТЕРН.

2.3.6. При подаче цистерн с мазутом под сливную эстакаду, доложите начальнику смены и в его присутствии проверьте крепление цистерн башмаками, установленными маневровой бригадой.

2.3.7. Откройте пар на прогрев сливных лотков и нулевой емкости для чего:

Откройте задвижки ВК26, ВК27, ВК46, ВК30, ВК31, ВК39;

Произведите дренирование парового конденсата через дренажи;

Подайте пар на сливную эстакаду открыв задвижки ПН25, ПН26, ПН27, ПН28, МН29 и плавно приоткрывайте задвижку ПН2, предварительно закрыв дренажи на паропроводе;



Откройте крышки лотков мазутослива, при необходимости подведите паровые гусаки и произведите разогрев мазута.

2.3.8. Возьмите пробу мазута.

2.3.9. В присутствии представителя МПС произведите замер количества мазута и произведите запись в оперативном журнале.

2.3.10. Поворотом штурвала на верху цистерны произведите слив мазута.

2.3.11. Соберите схему для перекачки мазута из нулевой емкости в мазутную емкость N1(N2) для чего:

Откройте задвижки М4(М13);

Закройте задвижку М3.

2.3.12. Включите погружной насос N1(N2), при этом следите за показанием манометра. Давление, создаваемое насосом, должно быть не менее 0,2 МПа (2 кгс/см²).

2.3.13. При достижении давления 0,6-0,7Мпа(6-7кг/см.кв.) плавно приоткрывайте задвижку М1(М2) и при давлении 0,3-0,35Мпа(3-3,5кг/см.кв.) произведите полную перекачку мазута.

2.3.14.. При обслуживании приемных емкостей следите за:

Уровнем мазута в нулевой емкости визуально и по указанию уровнемера;

Температурой перекачиваемого мазута в емкости и на стороне нагнетания насоса (тем-

пература должна быть выше 40ºС);

Равномерным повышением уровня мазута в заполняемом резервуаре;

Уровнем мазута в емкостях №1 и №2;

При заполении последнего метра резервуара (по высоте) измерениеуровня мазута произво-дите через промежутки времени, исключающие переполнение резервуара;

Состоянием КИП.

2.3.15. При работе погружных насосов следите за:



Нагрузкой эл. двигателя насоса, величина тока не должна превышать 57А;

Состоянием подшипников насоса и электродвигателя (наличием смазки и температурой нагрева, которая не должна превышать 75-80ºС);

Состоянием насоса (при появлении постороннего стука, шума или вибрации насос должен немедленно остановлен).

2.3.16. При сливе мазута и пропаривании цистерн проверяйте:

Состояние сочленений поворотных стояков со штангой, уплотнений фланцевых соедине-ний, арматуры на поворотных стояках (не допускайте парений в этих местах);

Состояние поверхности котла цистерн (не допускайте разлива мазута на поверхности);

Урговень мазута в приемных емкостях и сливных лотках (не допускайте их переполне-

Режим истечения мазута из сливного клапана цистерны (не допускайте разбрызгивания мазута мимо сливных лотков).

2.3.17. После полной перекачки мазута остановите погружной насос и разберите схему в об-ратной последовательности.

2.3.18. Закройте запорные устройства на цистернах и крышки лотков.

2.3.19. Доложите начальнику смены и сделайте запись в оперативном журнале.

ПОДГОТОВКА К ВКЛЮЧЕНИЮ МАЗУТОНАСОСНОЙ.

2.3.20. Пуск мазутонасосной производите по распоряжению начальника смены.

2.3.21. Внешним осмотром убедитесь в исправном состоянии оборудования, арматуры, трубопроводов, отсутствия заглушек на фланцевых соединениях, наличие и исправность противопожарного инвентаря; КИПиА.О всех неисправностях доложить начальнику смены, с записью в журнале дефектов.

2.3.22. Подайте пар на разогрев мазута для чего:

Откройте задвижки ВК16, ВК20, ВК21 для разогрева емкости N1 (ВК18, ВК23, ВК24, для разогрева емкости N2). ВК46,ВК45, ВК27, ВК30, ВК31, ВК39.

Откройте задвижки ПН23,ПН24 или ПН21,ПН25 (в зависимости какая из емкос-

тей в работе) и произвести разогрев мазута до температуры 40-45 С.Во избежание гидро-ударов паровые задвижки открывать медленно.

23.23. После достижения температуры мазута в основных емкостях 40-45 С соберите схему разогрева мазута через подогреватели внутренней рециркуляции для чего:

Откройте задвижки М7,или М16 в зависимости какая из емкостей разогрета;

Откройте задвижки М20 или М21,М24 или М28 и подайте мазут на фильтры ФМ 10-120-5 N1 или N2, откройте на фильтрах воздушники и закройте дренажи. После появления из воздушников мазута закройте воздушники и откройте задвижки М32 или М34 после филь-тров N1 или N2;

Откройте задвижки М37 или М36 в зависимости какой насос подготавливается

к работе,откройте задвижки М41,М43 или М40,М42 в зависимости какой подогреватель включаем в работу;

Включите насос N1 или N2 и при достижении давления в напорном патрубке насоса 5 кгс/см медленным открытием задвижек соответственно М39 или М38 снижайте давление на мано-метре насоса N1 или N2 до 1.5-2 кгс/см и оставьте схему в работе.

Откройте задвижки на выходе конденсата из подогревателей N1 - ВК6, N2 - ВК5, ВК13, ВК14;

Откройте паровую задвижку ПН6 и медленным приоткрыванием задвижек ПН19 или ПН18 подайте пар на подогреватели внутренней рециркуляции N1 и N2. Изменением подачи пара задвижками ПН19,ПН18 поддерживайте температуру в мазутных резервуарах 60-65 С.

2.3.24.По мере заполнения отстойника мазута соберите схему на откачку конденсата в нулевую емкость для чего:

Откройте задвижки ВК40 или ВК41,ВК44;

Включите в работу шестеренчатый насос N1 или N2 и приоткрывая задвижку ВК42 или ВК43 установите давление на насосе 2 кгс/см и оставьте в работе схему до полной откачки замазученной воды в нулевую емкость.

СБОРКА СХЕМЫ ПОДАЧИ МАЗУТА К КОТЛАМ КВГМ-100

2.3.25. При достижении мазута (температуры) в емкостях 60-65 С по распоряжению начальника смены соберите схему подачи мазута на котлы КВГМ-100;

2.3.26.Откройте задвижки М22,М25 или М23,М229 в зависимости какой из фильтров МФ-10-60-5 включаем в работу. Закройте дренажи на фильтра и откройте воздушники. После появ-ления из воздушников мазута закройте воздушники. Откройте задвижки М33 или М35 на выходе фильтров соответственно N1 или N2. Допускается подача мазута на насосы 4НК5/1 помимо фильтров. В этом случае откройте задвижки М27,М31, задвижки М25,М29 должны быть закрыты.

2.3.27 Откройте задвижки М48 или М49,в зависимости какой из насосов подготавливается к работе.

2.3.28. Откройте задвижки М56,М57,М64,М65 (при включении в работу подогревателя N1 и фильтра N1) и задвижки М58,М59,М69,М70 (при включении в работу подогревателя N2 и фильтра N2).

2.3.29. Откройте задвижку М73 на мазутопроводе к водогрейным котлам (при необходимости открыть задвижку М74,М83 на линии подачи мазута к паровым котлам).

Откройте задвижку М15 на емкости N1 иМ8 на емкости N2 в зависимости какая из емкостей в работе.

2.3.30. Включите мазутный насос низкого давления N1 или N2.При достижения давления на напорном патрубке 12 кгс/см откройте задвижку М52 (насос N1) или М53 (насос N2) на выходе конденсата.

2.3.31. Откройте задвижки ВК4 (подогреватель N1) или ВК3 (подогреватель N2) на выходе конденсата.

2.3.32. Откройте задвижку ПН5 и медленно приоткрывая задвижки ПН7 или ПН16 подайте пар на подогреватели низкого давления N1 или N2 соответственно (операции по подготовке к работе фильтров ФМ-25-30-40 аналогичны операции при подготовке к работе фильтров ФМ 1-120-5 или ФМ 10-60-5).

2.3.33. Изменением подачи пара на подогреватели через задвижки ПН17,ПН18 поддерживайте температуру мазута па выходе из подогревателей равной 95-110 С.

СБОРКА СХЕМЫ К КОТЛАМ ГМ-50

2.3.34. Откройте задвижки М50 или М51 на всасе насосов высокого давления N1 или N2.

2.3.35. Откройте задвижки М60,М61 на подогревателе высокого давления N1 М75, М76

на фильтре тонкой очистки N1,подготовьте фильтр к работе. При включении в работу по-догревателя высокого давления N2 откройте задвижки М63,М62 и М80, М81 на фильтре тонкой очистки, подготовьте фильтр к работе.

2.36. Откройте задвижку М83 на линии подачи мазута к паровым котлам и задвижки М16 в емкость N1 и М6 в емкость N2 в зависимости какая из емкостей в работе.

2.3.37. Откройте задвижки ВК2 или ВК1 на выходе конденсата из подогревателей высокого давления N1 и N2.

2.3.38. Включите насос высокого давления N1 или N2.При достижении давления на напоре насоса 12 кгс/см, приоткройте задвижку М54 на насосе N1 или М55 на насосе N2, снизьте давление до 10 кгс/см и оставьте насос в работе.

2.3.39. Откройте задвижку ПН4 и медленно приоткрывая задвижку ПН15 или ПН14 подайте пар на подогреватели N1 или N2 поддерживайте температуру на выходе из подогревателей 95-110 С.

2.3.40. Во время смены производите откатку подтоварной воды (зачистку) емкости N1, откры вая задвижку М5, и емкости N2, открывая задвижку М14.

2.3.41. Произведите откатку воды с нулевой емкости, для чего:

Закройте сливной вентиль на всасе вновь смонтированного насоса и залейте насос через воронку водой;

Включите перекачивающий насос замазученных вод и, медленно приоткрывая напорную задвижку, установите давление до 1.5-2 кгс/см и оставьте насос в работе до полной откачки воды из нулевой емкости в мазутоловушку.

2.3.42. Произведите откачку мазута из первого отсека мазутоловушки, периодически

включая в работу шестеренчатый насос.

2.3.43. Производите откатку мазута из мазутного колодца мазутоловушки, периодически включая погружной насос N3.

2.3.44. В зимнее время следите за прогревом мазутопроводов подогревом мазута и не допус-кайте размораживания трубопроводов.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ АВАРИЙ И НЕПОЛАДОК

2.3.45. При работе мазутного хозяйства возможны следующие основные неполадки и аварии:

Останов насоса в следствие неполадок в схеме собственных нужд;

Прекращение подачи мазута при работе насоса;

Разрыв паропровода или сильный пропуск пара по фланцам;

Разрыв мазутопровода;

Сильный шум или стук подшипников;

Нагрев подшипников выше допустимого;

Снижение температуры в магистральных мазутопроводах;

Превышение температуры в магистральных мазутопроводах;

Пульсация давления в мазутопроводах.

2.3.46. При останове насоса немедленно включите резервный, если резервный не включается, немедленно сообщите начальнику смены.

2.3.47. Прекращение подачи мазута может произойти по причине:

Понижения уровня мазута;

Засорения тонких фильтров на нагнетании.

2.3.48. При появлении шума в подшипниках немедленно включите резервный насос.

2.3.49. При повышении температуры подшипников проверьте наличие смазки и систему охлаждения.

2.3.50. При появлении искр - немедленно остановите насос.

2.3.51. При сливе мазута из цистерн может быть пролит мазут. В этих случаях используйте ящики с песком. Загрязненную территорию обмойте паром и засыпьте песком от краев к центру и не в коем случае не заливайте водой, так как мазут всплывет на поверхность и, распространяясь в стороны, только увеличит площадь, охваченную огнем.

2.3.52. Следите за исправным состоянием средств, предназначенных для тушения пожара, а при пожаре принимайте меры для ликвидации загорания, предварительно сообщив по телефону начальнику смены.

2.3.53. Слив мазута производите бригадой в составе не менее 2-х человек. Дежурный слесарь на смене является старшим.

2.3.54. Перед сливом мазута лаборант делает анализ мазута из каждой цистерны, отбор проб производит один из сливающих мазут.

2.3.55. Слив мазута производите по разрешению начальника смены после того, как будет произведен анализ. Запрещается слив мазута при температуре ниже 45 С.

2.3.56. При неисправностях лестниц, соединений, площадок на поступивших цистернах мазута - доложите начальнику смены и ждите его указаний.

2.3.57. При пропарке цистерны или разогреве в них мазута шланги должны плотно сидеть на штуцерах вентилей и закреплены хомутиками.

2.3.58. Пар открывайте на пропарку только после того, как шланг будет опущен в цистерну и там закреплен.

2.3.59. Проверяйте стоки в колодце за мазутоловушкой на содержание мазута.

2.3.60. При обнаружении содержания мазута в стоках немедленно сообщите начальнику смены и принимайте меры по устранению утечки мазута.

2.3.61. Огневые работы на территории склада мазута, в помещении мазутонасосной, на мазу-тосливе производите только при наличии наряд-допуска.

21 22 ..

НАЛАДКА МАЗУТНОГО ХОЗЯЙСТВА КОТЕЛЬНОЙ

Наладку мазутного хозяйства котельных ведет бригада из двух-трех человек при помощи штатных контрольно-измерительных приборов. Кроме того, в распоряжении бригады должны быть аккумуляторный фонарь, механическая рулетка, складной механический метр и плакаты «Не включать - работают люди». Работы проводят в четыре этапа: проверка законченного монтажа оборудования; пусковые работы; наладка при пробной эксплуатации; режимная наладка.

ПРОВЕРКА СМОНТИРОВАННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

По прибытии на объект руководитель бригады получает разрешение от заказчика на проведение пусконаладочных работ и проверяет выполнение общих требований техники безопасности, проводит общий инструктаж наладчиков с оформлением в Журнале проведения инструктажа на объекте производства работ и инструктаж на рабочем месте с оформлением в Журнале инструктажа на рабочем месте. В дальнейшем эти мероприятия проводит перед каждым этапом работ*

Вначале проверяют исправность переносных лестниц, подготавливают проектно-техническую документацию, паспорта и инструкции на оборудование. Обследуют и осматривают оборудование мазутного хозяйства. Проверяют резервуары хранения топлива, убеждаются в том, что они оборудованы люками, вентиляционными патрубками, устройствами для измерения уровня топлива в соответствии с проектом. Контролируют правильность монтажа встроенных подогревателей и устройств для циркуляционного разогрева топлива, правильность выбора места ввода трубопроводов в резервуары, дренажей, отстоя.

Проверяют соответствие проектным данным фактических размеров и высотных отметок фундаментов, рам, анкерных болтов мазутонасосной, правильность установки оборудования и его обвязки трубопроводами. Контролируют качество выполненных работ по каналам мазуто-насосной, приямку отстоя. Проверяют наличие штуцеров (ершей) для прогрева и продувки мазутопроводов, определяют правильность установки контрольно-измерительных приборов. Убеждаются, что мазутонасосная оборудована системами освещения, отопления, вентиляции и средствами пожаротушения в соответствии с существующими нормами и проектом.

В сливных и приемных устройствах проверяют соответствие проектным данным габаритных размеров и высотных отметок эстакады и наличие смонтированных устройств для разогрева мазута в железнодорожных цистернах. Путем измерений определяют правильность расположения приемных люков нулевого резервуара (при наземном расположении резервуаров хранения топлива) или сливных лотков (при подземном расположении резервуаров хранения топлива).

Проверяя наружные и внутренние трубопроводы, убеждаются, что диаметры фактически проложенных трубопроводов соответствуют проектным, а опоры трубопроводов выполнены в соответствии с техническими условиями. Определяют правильность установки запорной и регулирующей арматуры, давление и условный проход, которые должны соответствовать давлению и диаметру трубопроводов, а места ее установки должны быть доступны для обслуживания. Проверяют наличие необходимых контрольно-измерительных приборов на мазуто-проводах в котельной.

Контролируют качество теплоизоляции оборудования н трубопроводов; наружные мазутопроводы вместе с попутными паропроводами должны быть покрыты теплоизоляцией, а все внутренние мазутопроводы, включая и проложенные в каналах, не должны иметь оголенных участков. Проверяют обваловку наземных резервуаров топлива.

Осматривая зачистной резервуар, резервуар присадок и нефтеловушку, убеждаются, что резервуары установлены и оборудованы в соответствии с проектом. При проверке нефтеловушки тщательно измеряют ее элементы в соответствии с рабочими чертежами.

До начала теплоизоляционных работ испытывают прочность и плотность трубопроводов, подогревателей топлива, резервуаров и обкатывают насос. По результатам испытаний оформляют соответствующие акты. В случае выявления недостающего оборудования, неоконченных или неправильно выполненных строительно-монтажных работ составляют ведомость дефектов, в которой определяют сроки их устранения.

После окончания теплоизоляционных работ и окраски оборудования и трубопроводов проверяют правильность нанесения на них обозначений с указанием назначения трубопроводов и направления движения среды. Представители наладочной организации принимают участие в составлении инструкции по эксплуатации мазутного хозяйства, знакомят эксплуатационный персонал со схемой хозяйства и проводят с ним инструктаж по безопасным методам пуска и эксплуатации оборудования.

Тепловая схема котельной со стальными водогрейными котлами

Тепловая схема котельной со стальными паровыми котлами

Тепловые схемы котельных установок

На рис. 53 дана принципиальная тепловая схема отопительно-производственной котельной с водотрубными котлами, работающей на закрытую систему теплоснабжения. Тепловая схема типична для котельных с котлами ДКВР, КЕ, ДЕ и другими котлами среднего давления, имеющими докотловую обработку воды.

Рис. 53. Тепловая схема котельной со стальными паровыми котлами:

1 – котел; 2 – главный паропровод; 3 – редукционная установка; 4 – пароводяной подогреватель; 5 – охладитель конденсата; 6 – перемычка; 7 – сетевой насос; 8 - конденсатный бак; 9 – конденсатный насос; 10 – подпиточный насос; 11 – деаэратор; 12 – паровой питательный насос; 13 – питательный насос с электроприводом; 14 – охладитель выпара; 15 – охладитель продувочной воды; 16 – ХВО; 17 – подогреватель сырой воды; 18 – продувочный колодец; 19 – насос сырой воды; 20 – сепаратор непрерывной продувки; 21 – экономайзер; 22, 23, 24 - редукционный клапан; 25 – паропровод собственнных нужд.

Пар с котлов 1 поступает в главный паропровод 2, откуда он направляется на производство, для нагревания воды в сетевой установке (СУ).

СУ состоит из пароводяного подогревателя, охладителя конденсата 5 и сетевого насоса 7 и редукционной установки 3. Вода из тепловой сети с расчетной температурой 70 0 С вначале подогревается конденсатом в охладителœе конденсата͵ а затем, окончательно, паром в пароводяном подогревателœеи и с расчетной температурой 130-150 0 С поступает в тепловую сеть. Движение воды в тепловой сети и через теплообменники СУ производит сетевой насос 7.

СУ получает пар от редукционной установки, которая снижает давление пара до 0,6-0,7 МПа и поддерживает его постоянным при изменении расхода пара. Во избежание поступления пара в тепловую сеть при разгерметизации трубок подогревателœей давление пара должно быть ниже давления сетевой воды на 0,1-0,2 МПа.

Отдав свою теплоту сетевой воде, пар в установке превращается в конденсат, который имеет давление 0,6-0,7 МПа и температуру 160-165 0 С. Для предотвращения вскипания конденсата в деаэраторе 11 конденсат охлаждается в 5 до температуры 80-90 0 С. Для обеспечения надежной работы СУ количество пароводяных подогревателœей, охладителœей конденсата и сетевых насосов принимается не менее двух по каждому виду оборудования.

Конденсат с производства возвращается в конденсатный бак 8, откуда конденсатным насосом 9 подается в деаэратор.

Потери воды в котельной и тепловой сети восполняются исходной водой с помощью насоса19.

До поступления в котлы сырая вода умягчается в фильтрах химводоочистки 16 (ХВО) и освобождается от коррозионно-агрессивных газов в питательном деаэраторе 11.

Для предотвращения запотевания трубопроводов и оборудования исходная вода перед ХВО подогревается паром до 15-20 0 С в теплообменнике 17.

В деаэраторе 11 газы выделяются из кипящей воды при температуре 102-104 0 С и давлении 0,12 МПа. Стоит сказать, что для нагревания воды используется пар из вспомогательного паропровода 25 с давлением не более 0,2 МПа.

Питание паровых котлов водой производится от групповой питательной установки, включающей центробежные насосы 13 с электроприводом и паровые поршневые насосы 12. Насосы забирают воду из деаэратора и через индивидуальные питательные водяные экономайзеры 21 подают ее в котлы.

При прекращении электроснабжения котельной вода в котлы подается паровым насосом, что крайне важно для предотвращения выхода котлов из строя из-за перегрева их поверхностей нагрева (для охлаждения котлов).

Работа паровых котлов сопровождается непрерывной продувкой их верхних барабанов. Для уменьшения потерь теплоты с продувочной водой используются сепаратор продувки 20 и охладитель продувочной воды 15. Давление в сепараторе поддерживается на уровне 0,17-0,2 МПа, что значительно ниже давления в котле. По этой причине котловая вода вскипает в сепараторе и образуется пар давлением 0,17-0,2 МПа и с температурой 115-120 0 С. Пар отводится в деаэратор, а вода охлаждается до 60-40 0 С в теплообменнике 7 и сбрасывается в продувочный колодец 18. Сюда же поступает и вода периодической продувки. Из продувочного колодца вода сливается в систему канализации объекта. Температура сливаемой воды ограничивается местными условиями и, как правило, не должна превышать 60 0 С.

Стальные водогрейные котлы работают на воде, прошедшей ХВО и деаэрацию. Из-за отсутствия в котельной пара применяется вакуумная деаэрация.

Для защиты котлов от низкотемпературной газовой коррозии применяется система рециркуляции сетевой воды вокруг котлов, обеспечивающая подогревание воды до 70 – 100 0 С на входе в котлы путем подмешивания в обратную сетевую воду горячей воды с котлов.

Рис. 54. Тепловая схема котельной со стальными водогрейными котлами:

1 –котел; 2 – рециркуляционный насос;3 – перемычка; 4 – подающий трубопровод; 5 – обратный трубопровод; 7 – насос сырой воды; 8 – подогреватель; 9 – ХВО; 10 – подогреватель; 11 – деаэратор; 12 – перекачивающий насос; 13 – бак-аккумулятор; 14 – подпиточный насос.

Котлы параллельно подключаются к подающей 4 и обратной 5 магистралям тепловой сети (рис. 54). Охлажденная вода с температурой 70 0 С из обратной магистрали забирается сетевыми насосами 6 и прокачивается через котлы. Нагретая в котлах вода с температурой 150 0 С по подающему трубопроводу поступает к потребителям. При понижении температуры обратной сетевой воды до значений, при которых возникает низкотемпературная газовая коррозия в хвостовых поверхностях нагрева котлов, часть горячей воды с помощью рециркуляционного насоса 9 подается на вход в котлы.

Для регулирования температуры прямой сетевой воды используется перепускная линия 3, по которой охлажденная обратная сетевая вода подмешивается в горячую воду.

В крупных котлах, к примеру, типа ПТВМ каждый котел получает воду от своего сетевого насоса и имеет индивидуальные системы рециркуляции и подмешивания. В таких случаях дополнительно устанавливается один общий для всœех котлов резервный сетевой насос.

Потери и утечки воды из тепловой сети компенсируются умягченной и деаэрированной водой, которая подается подпиточным насосом 14 во всасывающий коллектор сетевых насосов.

Для приготовления подпиточной воды используется сырая вода, которая подается в котельную насосом 7. Перед водоумягчительными фильтрами 9 и перед деаэратором 11 вода первоначально подогревается горячей водой с котлов в теплообменниках 8 и 10. Химочищенная вода вводится в деаэратор перегретой по отношению к температуре насыщения в деаэраторе на 6 – 9 0 С, что крайне важно для интенсивного кипения ее при температуре 70 0 С при давлении 0,03МПа. Разрежение в деаэраторе создают водоструйные эжекторы.

При работе котельной на открытую систему теплоснабжения в тепловую схему включаются баки – аккумуляторы горячей воды и насосы, перекачивающие деаэрированную воду в эти баки..

Очень часто в котельных сжигающих мазут для разогрева мазута и деаэрации воды используется пар, вырабатываемый в паровых котлах, устанавливаемых в котельных. Использование пара позволяет повысить надежность работы деаэраторов и увеличить интенсивность подогрева мазута по сравнению с используемой для этих целœей горячей водой

17. Топливное хозяйство котельных

17.1. Топливное хозяйство котельных, работающих на твердом топливе

Хранение и подача угля в котельную. Уголь доставляется на расходный склад желœезнодорожным или автомобильным транспортом. На складе уголь хранится в штабелях, высота которых зависит от марки угля. Для каменных углей высота штабелœей ограничивается 6 –7 метрами. Угли, склонные к самовозгоранию, хранятся в штабелях высотой не более 4 м. Между штабелями оставляются проезды для транспорта. Для борьбы с пожарами склады оборудуются средствами пожаротушения.

Подача угля в котельную и к котлам зависит от способа сжигания угля и производится вручную (телœежки, тачки, вагонетки) или с помощью различных механизмов (автопогрузчики, бульдозеры, ленточные транспортеры, подъемники и др.).

Котлы, имеющие полумеханические и механические топки, оборудуются индивидуальными бункерами, из которых уголь подается к забрасывателям угля в топку. Доставка угля в бункеры производится в большинстве случаев ковшовым подъемником (рис.55).

Рис. 55. Схема топливоподачи с ковшовым подъемником:

1 – дробилка; 2 – ковш; 3 – вертикальные направляющие; 4 – горизонтальные направляющие; 5 – опрокидыватели ковша; 10 – лебедка.

Ковш 2 установлен на вагонетке, которая перемещается по рельсам с помощью тягового каната и электролебедки 10. Ковш загружается дробленым углем, поступающим с дробилки 1, поднимается на уровень бункеров котлов и по горизонтальным направляющим 4 перемещается до соответствующего бункера котла. Разгрузка ковша в бункер производится посредством его опрокидывания. Емкость ковша составляет 0,5 – 1,5 м 3 , а емкость бункера котла рассчитана на запас угля на 10 – 18 ч работы.

Находят применение также и системы топливоподачи с ленточными транспортерами.

Мазутное хозяйство состоит из склада и системы подачи мазута к форсункам. Мазут поступает на склад в автомобильных или желœезнодорожных цистернах и сливается в приемную емкость 3 (рис.57). Для разогрева мазута в желœезнодорожных цистернах используется пар, непосредственно вводимый в объём мазута через разогревающее устройство. Температура подогрева мазута зависит от его марки и составляет 30- 40 0 С. Из приемной емкости мазут перекачивается в резервуары 5 топливохранилища, оборудованные паровым подогревом.


Рис.57. Принципиальная циркуляционная схема мазутного хозяйства:

1 – желœезнодорожная цистерна; 2 – сливной лоток; 3 – приемная емкость; 4 – перекачивающие насосы; 5 – резервуары топливохранилища; 6 – вентиляционные трубы резервуаров; 7 – фильтр грубой очистки; 10 – топливные насосы; 11- перепускная линия; 12- подогреватель; 13 – фильтр тонкой очистки; 14 – напорная магистраль; 15 – обратная магистраль; 16 – перепускные клапаны; 17 – форсунки котлов; 18 - котлы

К форсункам 17 мазут подается по циркуляционной схеме, когда к котлам мазута подается больше, чем сжигается, и излишки мазута обратно возвращаются в резервуары. Постоянное движение мазута по всœем мазутопроводам исключает застывание мазута во временно неработающих участках мазутопроводов и обеспечивает быстрое включение в работу резервных котлов. Вместе с тем, струя горячего мазута͵ возвращающегося в резервуар, интенсивно разогревает мазут и размывает донные отложения в резервуаре.

На пути к форсункам мазут подогревается в подогревателœе 12 до температуры, крайне важно й для качественного распыливания. Учитывая зависимость отмарки мазута эта температура достигает 80 – 120 0 С. Чтобы избежать засорения форсунок, мазут очищается от механических примесей в фильтрах грубой 7 и тонкой 13 очистки. Фильтры имеют одинаковую конструкцию и отличаются друг от друга размером ячейки фильтрующей сетки.

Для перекачки мазута и его подачи к форсункам используются шестеренчатые, ротационно-зубчатые и скальчатые насосы. Насосы совместно с подогревателями мазута и фильтрами устанавливаются в отдельном здании, называемом мазутонасосной.