Выставочно-музейные помещения. Рекомендуемые состав и площади выставочно-музейных помещений

1. Введение.
2. Типы зданий выставочных павильонов. Пространственная структура
павильонов. Организация участка.

3. Композиционные принципы организации здания:
А) влияние среды на объем;

Б) приемы и средства выявления экспозиционного пространства;
В) художественно образное решение павильонов.
    Функциональное зонирование.
    Объемно-планировочное решение экспозиционных залов. Освещение экспозиционных помещений.
    Принципы организации экспозиции I
    Конструкции, материалы и экономика.

Введение
Выставочные здания и комплексы имеют своей основной целью демонстрацию и пропаганду достижений стран, республик в многообразных областях трудовой деятельности, народного хозяйства, науки, техники, культуры и искусства. Различают универсальные и тематические, промышленные и торговые выставки и ярмарки, строительные и сельскохозяйственные выставки, выставки по отдельным областям культуры: образования, здравоохранения, науки, мебели, дизайну, выставки художественные, цветов и пр. По составу участников различают выставки: международные, всемирные, республиканские, краевые, областные местные - городские выставки как наглядный источник информации.
. К созданию выставочных павильонов большое значение имеет фактор престижа данной страны и идеологическая направленность. К созданию выставочных павильонов привлекают крупнейших архитекторов. Благодаря этому международные выставки становятся экспериментальной проверкой урбанистических решений, современных приемов формообразования в архитектуре, новых конструктивных решений, использования прогрессивных инженерных идей, применения новых материалов. Архитектурную среду всемирных выставок отличает широкое использование динамических средств и возможностей цвета, светотехники, кино, телевидения и пр. Внимание уделяется комфорту передвижения многочисленных посетителей, как при подъездах к выставке, так и по самой территории.
Архитектурно - пространственная среда выставки должна быть своеобразным коммуникативным пространством, местом встреч и общения людей. При этом ставятся три основные задачи; показ достижений, обмен информацией и обмен опытом. При организации выставок основными вопросами являются: градостроительные -формирования выставочного ансамбля; принципы проектирования выставочных зданий и специфика экспозиции.

Типы выставочных зданий.Пространственная структура павильонов. Организация участка. взаимосвязь помещений.
Выставочные подразделяют на централизованные и децентрализованные.
Централизованные композиции отличаются компактностью плана и функционально свободным универсальным пространством, способствующем восприятию посетителями экспозиции в целом. Централизованные павильоны могут быть одноуровневыми, с единым внутренним пространством и недифференцированной безоопорной структурой (павильон США на Всемирной выставке в Брюсселе); с выделением многосветного центрального ядра, окруженного галереями (Дворец выставок в Париже); со свободным расположением экспозиционных уровней. При безопорном построении интерьера достигается максимальная гибкость и открытость пространства, создается зрительная эстафета, облегчающая ориентацию посетителей. В павильоне ФРГ на ЭКСПО-67 под висячим покрытием образована система террас на различных уровнях. Построение интерьера рассчитано на обозрение посетителями всего выставочного пространства и возможность выбора различных путей осмотра.
К децентрализованным композициям относятся блочные приемы выставочного здания. Применение функциональных блоков обусловлено задачей организовать тематически обособленные разделы выставки. В зависимости от меры обособленности различают приемы компактного размещения блоков и свободное.
Компактные блочные композиции из примыкающих друг к другу однотипных или разнотипных блоков одинаковой или разной этажности образуют экспозиционное пространство, дифференцированное по площадям и высотам. В отдельных блоках могут размещаться кинолекционный зал, буфеты и т.п. помещения. Нередко такая структура формируется вокруг ядра. Широко применяются композиции из повторяющихся единообразных объемов или структурных ячеек. Такой прием обеспечивает развитие павильона во времени.
Свободное изолированное или связанное переходами размещение
блоков обеспечивает необходимое разграничение разделов экспозиции и связь с окружением. Открытые пространства и переходы включаются в композицию и в график движения.
Организация участка
При решении пространства выставки применяют иные критерии оценки чем при планировке города. Архитектура выставки представляет собой не случайное собрание форм, мотивов, эффектов, как это кажется на первый взгляд, а систему основанную на специфических правилах, имеющих свою логику. Основной организации территории являются принципы, диктуемые программой выставки.
- При создании новой выставки возникает вопрос о месте ее расположения и размерах территории. Первое требования - соседство большого города, так как выставка тесно связанна с людьми, организациями, административными и культурными предприятиями и транспортными средствами города, и, наконец этот город дает ей имя. Желательно включать в этот выставочный комплекс парковую зону, что улучшает общий пейзаж выставки и предопределяет место зоны отдыха.
-При планировке следует придавать значение компактности, преследует цель, чтобы посетители, несмотря на большую протяжность общей экспозиции, ясно представляли себе назначение отдельностоящих сооружений, легко ориентировались в размещении разделов выставки. Это достигается четкой функциональной организацией территории.
Разрабатывать генеральный план и планировочную структуру комплекса, архитектор, стремясь к композиционному единству среды, должен определить: 1 - главный вход, 2- автостоянка, 3 - открытая площадь, 4-5 - зона павильонов, 6- крытые переходы, 7-дом приемов, 8- зал для конференций 9-помещение дирекции, 10-технические службы и мастерские, 11- кухня и
т. д.
При проектировании выставочного комплекса нужно иметь в виду его
многоцелевые назначения и ориентировочные нормативы.
- Расположение павильонов на территории и стендов внутри павильонов должно предусматривать систему проездов и достаточно широких проходов (не менее 3 м.),
Чтобы обеспечить свободную циркуляцию посетителей, а в случае возникновения аварийной ситуации (пожара) - возможность быстрой эвакуации большого количества людей и свободного доступа тех. средств и спец. персонала для устранения аварии.
- Павильоны целесообразно соединять между крытыми переходами на уровне второго этажа. Эти переходы связывают воедино экспозиции различных элементов комплекса, служат защитой от солнца, дождя, холода и зноя. Несколько расширив переходы, можно разместить в них различные служебные помещения и офисы, справочноинформационные киоски, буфеты, гардеробы, туалеты.
- Открытые площадки примыкают к павильонам и служат дополнением выставочной площди павильонов. Площадь открытых площадок должна быть приблезительно равна закрытой площади.
Большая часть открытой площади отводится под проходы и движение грузов.
- Маршруты перевозки грузов и движения служ. Транспорта должны быть строго изолированы от пешеходных путей. Размеры разгрузочных площадок сзади павильонов должны обеспечить удобную перегрузку подвозимых к павильону товаров и экспонатов.
- Все виды технических коммуникаций должны, включая телефон, прокладываться под землей. Для бесперебойной работы выставки требуются разного рода службы и предприятия, функции которых диктуют необходимость создания для них специальных сооружений.
- Дом приемов располагается рядом с главным входом. На его долю приходится до 15% выставочной площади. В этом здании располагаются кассы для продажи входных билетов, информационный центр, в который интересующиеся могут попадать, минуя выставочную территорию.
- На выставках и выставочных комплексах площадью до 15000 м 2 достаточно иметь один вход, пройдя через который посетители попадают на главную ось территории. Для персонала делается отдельный служебный вход. Дома приемов, конференций и дирекции образуют центр обслуживания. В него может попадать как с территории комплекса, так и снаружи.
-Стоянки для автомобилей должны иметь резерв площади для расширения. Для стоянки одного автомобиля, включая подходы, требуются до 25 м 2 . Общая площадь стоянок в два раза превышает закрытую площадь выставки. Стоянка должна быть расположена по возможности ближе к дому приемов. На ней следует предусмотреть место для автобусов и такси. Подходы от стоянки до территории выставки не должны пересекаться транспортными магистралями. Площадку под стоянку необязательно бетонировать или асфальтировать.
Взаимосвязь помещений
Вестибюльная группа, с которой начинается развитие архитектурного пространства выставки, проектируется в непосредственной связи не только с экспозиционными помещениями, но и с лекционным залом, буфетом и киосками для продажи сувениров, каталогов и т. д. В состав этой группы входят тамбур, вестибюль, гардеробные и туалетные. Гардеробные целесообразно устанавливать на том же этаже, где главный вход в здание. Чтобы не нарушать взаимосвязи вестибюля с залами и лестницами при многоэтажном построении экспозиций, гардеробы следует размещать вблизи входов, но несколько в сторон от основного пути движения.
Лекционный зал используются для докладов, семинаров и конференций тематике выставок и для общегородских нужд.
Буфет в выставочных зданиях представляет элементарный блок питания. Такой буфет оборудуется небольшой раздаточной стойкой, сервировочным столом и мойкой и рассчитан на самообслуживание.
Экскурсбюро В непосредственной близости от вестибюля отдельно проектируется комната дежурных экскурсоводов.
Административные помещения: дирекция, приемная, канцелярия, бухгалтерия, комната экскурсоводов, сектор культурно - массовой работы можно располагать в любой части здания, в том числе в цокольном этаже с естественным освещением.
Высота выставочных залов зависит от экспозиции:_4.5 м-для небольших и легких промышленных экспонатов (с нагрузкой 500 кг/м 2),большинства изделий декоративно - прикладного искусства и графики; бм-для высоких и тяжелых машин и оборудования с нагрузкой 1000 кг/м 2 , произведений живописи и театральных декораций; 9-12 м - для особенно высоких экспонатов.
По объемно - планировочным параметрам все помещения, входящие в состав выставочного здания, делятся на административные и обслуживающие помещения, вписывающиеся в стандартную сетку колонн 6 * 6 м и принятую высоту для общественных зданий 3.3 м; помещения технического оборудования и мастерских с сеткой колонн 6 * 6 м и повышенной высотой этажа; экспозиционные помещения с изменяющейся высотой этажа от 4,2 до 9 м и особыми требованиями к перекрытиям И ограждающим конструкциям.
Обслуживающие помещения к санитарным узлам относятся оборудованные водопроводом и канализацией помещения, которые для удобства пользования и обеспечения санитарно-гигиенических условий обычно располагают рядом с вестибюлями, лестничными клетками, на основных путях движения людей.
В санитарных узлах нужно предусматривать шлюзы - промежуточные помещения, через которые в целях изоляции с ними сообщаются смежные помещения. Размещать санитарные узлы со стороны главных фасадов не рекомендуется. Между входами в санитарные узлы, предназначенные для мужчин и женщин, рекомендуется оставить расстояние не менее 3-4 м.
Комплекс помещений и устройств, расположенных у главного входа в общественное здание массового пользования, предназначенного для пропуска и распределения людских потоков, принято называть входным узлом, состав помещений узла могут входить: тамбуры шлюзы, вестибюли,
гардеробы, а иногда справочные и пропускные бюро, кассы, комнаты администраторов.
Тамбур целесообразно устанавливать в районах с холодным климатом. Ширина тамбуров наружных входов и выходов должна превышать ширину дверных проемов не менее чем на 0,15 м с каждой стороны, а глубина-превышать ширину дверных полотен не менее чем на 0,2 м и быть не менее 1,2 м.
С вестибюля начинается внутренне пространство общественного здания, в нем чаще всего сходятся горизонтальные вертикальные коммуникационные потоки, желательно чтобы вестибюли имели естественное освещение.
Гардеробы можно размещать в вестибюле или в соседнем с ним обособленном помещении рядом с входом, но несколько в стороне от основных путей движения лестниц, залов и др. В зависимости от размещения более распространены следующие типы гардеробов: односторонние, двухсторонние и островные. Площадь гардеробов для верхней одежды следует принимать на одно место 0,08м 2 -при обычных и подвесных вешалках. Глубина гардеробной за барьером должна быть не более 6 м. Площадь за барьером, отводимую для вешалок принимают из расчета 0,07... 0,10 м 2 на одно место, площадь перед барьером не мене 0,05 м 2 . При размещении гардеробных в вестибюле общая их площадь должна составить 0,2... 0,25 м 2 на одного человека.

Варианты планировок тамбуров общественных зданий

а – с прямолинейным направлением движения:
б – в – с движением по ломаной
1…4 приборы центрального отопления
Варианты планировок вестибюлей
а – с аванвестибюлем в - глубинная симметричная
б – фронтальная симметричная г - ассиметричная

1 – вестибюль
2 – аванвестибюль
3 – тамбур
4 - гардероб
Коммуникационные помещения
Коридоры проектируют сквозными (между смежными лестничными клетками) и реже тупиковыми, с расположением основных помещений с одной или другой стороны. Ширина главных коридоров должна быть не менее 1,5 м, а второстепенных- не менее 1,2м. При двухстороннем освещении длина коридоров не должна превышать 48 м, а при большой длине дополнительное освещение осуществляется через уширения - световые разрывы.
Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша, а перед входом в лифты с распашными дверями - равна сумме ширины марша и половине ширины лифта, но не менее 1,6 м.
Предельное расстояния между лестницами для огнестойких зданий должно быть 80 м. Суммарную ширину лестничных маршей определяем из расчета не менее 0,6 м на 100 человек.
Марши основных лестниц, предназначены для эвакуации, должны иметь следующую ширину:
В зданиях школ - до 520 учащихся и в других общественных зданиях - с количеством людей на самом населенном этаже не более 200 обычно не менее 1,15 м.
При числе мест более 520 или количество людей на самом населенном этаже более 200, а также в зданиях кинотеатров и больниц независимо от их вместимости- не менее 1,35м.
Лестницы для обслуживания не более 5 человек должны быть шириной не менее 0,9 м.
Уклон маршей основных лестниц не должен превышать 1:2, уклон маршей лестниц, ведущих в подвальные помещения и на чердаки 1: 1,5. В отдельных случаях лестницы заменяют пандусами, представляющими собой конструкции с наклонными плоскостями без ступней. Пандусы применяются главным образом в общественных зданиях, отличают* обычных лестниц более высокой пропускной способностью. Угол пандус ¦ не должен превышать 1 ;7.
З.При выборе территории выставки большое придается расположению ее в городе, наличию хороших внешних связей с центром города и его районами. Решения транспортных проблем, пропускной способности магистралей, ландшафтными качествами территории. В результате оценки комплекса факторов выбирается местоположения выставк: в городском центре, в прерифферии с учетом развития города или за его пределами как самостаятельный организм. Нередко создание выставочной территории связано с решением общегородских задач по охране окружающей среды, развитию транспортных связей. При организции временных выставок предусматривается активное использование ее территории в последующем: например использование ядра выставки как общественного центра.
Выставочные комплексы, объединенные единым тематическим содержанием, занимают значительные территории и рассчитаны на большое число посетителей. На, Крупные выставочные комплексы обслуживаются линиями метрополитена, автомобильными, водным ивоздушным транспортом. Для сокращения переходных путей посетителей по выставочной территории предусматривается внутренний транспорт виде микропоездов, движущихся тротуаров и т.п. . Для разнообразия панорамы выставки с верхних точек используется монорельсовая дорога.
Выставочные комплексы представляют собой многофункциональное архитектурно-организованные пространства. При проектирование решается проблема создания гибкой мобильной функциональной структуры, что находит свое выражение в генеральном плане. Генплан выставочной территории проектируется на основе тематического содержания выставки с учетом градостроительной ситуации: сложившихся планировочной транспортной и парковой сетей и конкретных условый отведенной территории.
Решение генплана выставки определяется размерами и очертанием территории, границами парковых зон, озеленение и акватории, инфраструктурной сетью ереходных и транспортных коммуникаций и интенсивностью использования земли под застройку. Проектирование включает разработку схему функционального зонирования с выделенной центральной и тематических зон. Так, на ЕКСПО-70 была выделена центральная зона, котрая несла функцию фестивальной зоны и составляла ядро композиции по мимо площади отведенной под застройку павильонов предусматриваются площади для открытой экспозиции определяются пути движения посетителей, разрабатывается система озеленение и освобождения, выделяются резервы площади для дальнейшего развития выставки, паркинги, превосходные площади, рассчитанные на крупные массы посетителей хоз. двор. Для современных комплексов характерны рассредоточенные выходы и индивидуальные маршруты по отдельным разделам.
Пространство выставки решается в трех измерениях, регламентируется высота павильонов, устанавливается силуэтные ориентиры, проверяются возможности создания многоплановых панорам. Для этого выполняется макет выставки.
Архитектурная среда складывается из сочетания смысловых акцентов - центрального сооружения и символа выставки, отдельных павильонов, обладающих индивидуальной характеристикой, объектов обслуживания малых форм озеленения. Одним из условий проектирования является соотношение объемов и свободных пространств и их масштабность. При проектировании выставки следует учитывать условия зрительного восприятия объемов и пространств в движении и во времени.
Композиция генерального плана выставки подчиняется определенным планировочным приемам: регулярному осевому построению, радиально-кольцевому, концентрическому, свободно-живописному или их сочетанию. Крупные выставки представляют собой комплекс многочисленных павильонов, объединенных единым планировочным и пространственным решением в целостный ансамбль. К таким примерам можно отнести Всероссийскую сельскохозяйственную выставку 1923 г. В Москве, располагавшую на месте парка им. Горького. Территория выставки была удобно связана с центром города. Расположение выставки вдоль Москвы-реки определило направленность и динамику планировочной структуры: генплан строился на системе площадей, отрытых к реке.

Участок Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1939 г. В Москве был избран близ Останкинского пруда. В то время эта территория была отдалена от города, однако пейзажные достоинства и учет перспектив развития столицы подтвердили целесообразность освоения этой территории. Планировочная структура выставки соответствовала тематическому плану.

Функциональное зонирование

1 вход
2 тамбур
3 вестибюль
4 выставочный зал
5 хранилище
6 администрация
7 открытое пространство

Средствами показа являются индивидуальные качества материального экспорта или обобщенного абстрактного понятия. Можно подчеркнуть различия или же, наоборот, смягчить контрасты, подчеркнуть родственность предметов, поэтому экспонаты помещаются в специальное окружение, которое создает гармонию или контрасты. На территории одной выставки можно встретиться с большим разнообразием архитектурных форм: обширные залы, замкнутые павильоны, красочные стенды, причудливые стеллажи - все те конструкции, которые необходимы для показа экспонатов. Рядом с ними символические элементы, скульптуры, бассейны, фонтаны. Перед зрителем возникает искусственный пейзаж, темные тоннели, сложные лабиринты, вертикальные и наклонные стены, лестничные клетки... Проблема здесь не только в том, как разместить предмет, осветить его, предохранить от воздействия атмосферы, от повреждения или хищения, но также и в создании соответствующего окружения, фона для экспорта. Задача выставки
состоит в организации образного зрелищного пространства. Чтобы помочь посетителю выбрать систему осмотра, при входе на
выставку он должен иметь возможность познакомиться с ее планом или
схемой. Общий осмотр выставки должен давать возможность ознакомиться

со всеми ее разделами, их основным содержанием, не вникая в излишние детали.
На выставке 80% информации человек получает при помощи зрения. Создание комфортабельных условий осмотра подразумевает прежде всего выбор оптимальных площадей и проходов, что достигается при учете оптических ограничений, свойственных человеческому глазу, и при обеспечении наиболее простого графика движения.
Многочисленными эксперементами установлено, что активная зона восприятия з анимает вертикальную плоскость, не превышающую 2.5 м, экспозиционный пояс , ограничивающий нижний и верхний края развески, назначается на отметке 0.8-0.9 м от уровня пола и занимает высоту 1.6-1.7 м. Размещение в его пределах плоскостные материалы должны иметь такие разрывы, чтобы их суммарная площадь равнялась общей площади свободного экспозиционного поля.
Расстояние между зрителем и предметом равняется приблизительно двум высотам последнего, что соответствует вертикальному углу зрения в 27°. В горизонтальной плоскости нормальный угол зрения составляет 50 -55°.
Зная нормальный угол зрения и высоту экспозиционного пояса, можно вывести зависимость площади от пола от площади экспозиции при одностороннем прямолинейном расположении экспонатов.

Схемы размещения экспонатов
односторонние
двусторонние
трехсторонние

Для нормального восприятия большинства плоскостных предметов зритель отходит от них на расстояние до 3 м. С расчетом приема групповых экскурсий (0.5 м 2 на человека) требуется увеличение ширины проходов до 5 м. При двусторонней развеске она составляет 9 и достигает 24 м, когда объемные экспонаты находятся в центре зала, между двумя экспозиционными рядами
Небольшие промышленные изделия демонстрируются на стендах - секциях высота которых также не должна превышать 25 м. Боковые секции, объедененные в выставочные полосы, имеют ширину 3-5, центральные с двусторонним осмотром 6 -9 и проходы 3 - 6 м.
Зона циркуляции посетителей может быть выявлена устройством площадок, приподнятых по отношению к выставочным секциям. Широкое распространение получил противоположный прием когда сами стенды располагаются на подиумах. Действующие экспонаты ограждаются барьерами, поручнями или шнуром.
Часть выставочной площади необходимо также отводить для отдыха посетителей непосредственно в залах.
бГрафики движения посетителей отражают последовательность просмотра экспонатов в порядке логического построения темы.
Для организации графиков движения по всей территории выставки, внутри здания и отдельного экспозиционного зала существует два основных приема:
1) с помощью архитектурного и художественного акцентирования. Условие его применения-г большое открытое пространство, когда в поле зрения попадает вся выставка;
2) принудительные графика на небольших выставках, расчитанных на одноразовое посещение.
- График движения внутри выставочного павильона во многом определяется взаимосвязью основных помещений. При анфиладном расположении залов единственно возможным оказывается сквозной маршрут движения. Посетитель не может попасть в интересующий его раздел, минуя остальные.
При обьедененном входе и выходе он вынужден дважды проходить через залы.
- Круговой график движения исключает двукратное прохождение одних и тех же помещений сгруппированных таким образом, что первый и последний разделы примыкают к вестибюлю.
- Более удобно для посетителей сочетание маршрута с тупиковым. Для этого непроходные экспозиционные залы примыкают по периметру к галереям. Но тогда нарушается неприрывность осмотра.
- Графики в отдельных залах при построении маршрута обычно предполагается осмотр слева направо, что более удобно для прочтения текстов.
- Исключение пересечений встречных потоков посетителей, так как в противоположном случае затрудняется обозрение самих предметов.
- В анфиладных залах с двусторонним освещением ответственными местами для устройства экспозиций являются пространство возле окон и простенки между ними как наихудшие с точки зрения видимости. Поэтому стенды перпендикулярно к стене.
- При проектировании принудительных графиков движения использование лабиринта значительно увеличивает экспозиционную площадь. Другое его преимущество состоит в том, что его устройство позволяет выделить наиболее интересное в экспозиции. Предметы или разделы могут быть изолированы и расположены в наивыгоднейших условиях: перпендикулярно к пути осмотра.
Для зрительной ориентации посетителей используются различные средства:
- нанесенные на полу цветовые полосы;
- световые указатели (здесь свет используется не только для достижения не только нужной освещенности, но и как указатель пути следования);
- различные графические средства.

Освещение экспозиционных помещений
Современная направленность в проектировании освещения выставок состоит из создания смешанного освещения исходя из характера экспозиции, с целью создания оптимальных условий для восприятия экспонатов.
и т.д.................

  • 5.Проектирование общественных интерьеров в зданиях зального типа. Выставочные залы. Концертные залы. Функциональные требования.
  • 6.Проектирование общественных интерьеров в зданиях ячейкового типа. Административные, учебные, офисные помещения. Функциональные требования. Фирменный стиль.
  • 1. Фирменный стиль должен легко запоминаться
  • 2. Фирменный стиль должен быть легко узнаваемым
  • 3. Элементы фирменного стиля должны быть легко масштабируемыми
  • 7.Художественный образ. Требования к формированию художественного образа пространства интерьера.
  • 8.Требования к формированию физической среды общественных зданий. Климат, видимость, восприятие, свет, цвет. Эргономика, антропометрия.
  • 9.Связь образа интерьера с конструктивной основой здания. Функциональный процесс и образ. Образ и тема в интерьере.
  • 10.Оборудование помещений общественного назначения. Принципы проектирования мебели.
  • 11.Стиль. Художественные принципы проектирования интерьеров оз.
  • 1. Общие характеристики среды жилого назначения.
  • 2. Особенности проектирования среды жилого назначения.
  • 3. Алгоритм архитектурно-дизайнерского проектирования. Принципиальная последова­тельность проектных действий в архитектурно-дизайнерском творчестве.
  • 9. Авторский надзор.
  • 10. Декорирование
  • 4.Предпроектные исследования как инструмент формирования проектного решения в жилой среде.
  • 5.Учет технологии в процессе художественного проектирования жилого интерьера.
  • 6.Технологические ограничения в процессе художественного проектирования жилого интерьера.
  • 7. Понятие эргономики, ее прикладное применение в жилом интерьере.
  • 8.Номенклатура отделочных материалов для жилого интерьера.
  • 9. Общая номенклатура форм оборудования жилой среды.
  • 10. Общая номенклатура форм предметного наполнения жилой среды.
  • 11. Система «заказчик-дизайнер» в практической деятельности дизайнера.
  • 12. Последовательности практической реализации интерьера. Стадии ремонтных работ.
  • 1. Типы открытых городских пространств (огп) в классификациях различных авторов. Основа классификаций.
  • 2. Ориентирующие открытые городские пространства (огп).
  • 3. Поведенческие огп.
  • 4. Промежуточные и предваряющие огп.
  • 5. Конфигурация огп. Локальные образования: двор, улица. Принципы организации.
  • 6. Понятие «пространственная замкнутость». Зоны восприятия фасадов (ограждений) улицы.
  • 7. Локальные образования: площади. Типы площадей по признаку замкнутости пространства.
  • 8. Линейные системы огп. Особенности построения пространств.
  • 9. Общие принципы разработки проектов огп.
  • 10. Этапы формирования огп.
  • 2.Современные системы освещения в интерьере
  • 3.Виды освещения, применяемые для подсветки фасадов зданий
  • 4.Виды жестких уличных покрытий. Их достоинства и недостатки. Применение
  • 5.Виды мягких уличных покрытий. Их достоинства и недостатки. Применение
  • 6.Понятие геопластики. Методы геопластики.
  • 7.На какие группы делятся малые архитектурные формы на городской территории.
  • 8.Виды малых архитектурных форм декоративного назначения.
  • 9.Виды малых архитектурных форм утилитарного назначения массового использования.
  • 10. Виды малых архитектурных игрового и физкультурного назначения, игровые элементы детских площадок.
  • 5.Проектирование общественных интерьеров в зданиях зального типа. Выставочные залы. Концертные залы. Функциональные требования.

    Основой объёмно-планировочного решения общественных зданий и сооружений является функциональное назначение объекта. Совокупность всех элементов, характеризующих функционально-технологические процессы, определяет пространственную организацию, размеры и форму общественных зданий.

    Архитектурная композиция строится, как правило, на основе целесообразного решения функциональных задач, от организации внутреннего пространства к внешней форме здания.

    Известные возможные сочетания пространств внутри здания сводятся к следующим основным схемам: ячейковая, коридорная, анфиладная, зальная, павильонная и смешанная или комбинированная.

    Здания зального типа – одно большое помещение здания, определяющее его функциональное назначение.

    Зальная схема основана на создании единого пространства для функций, требующих больших нерасчлененных площадей, вмещающих массы посетителей. Зальная схема характерна для зрелищных, спортивных зданий, крытых рынков и т.п. Зальная схема обычно дополняется группами второстепенных помещений, имеющих коридорную или анфиладную схемы. В таких случаях создаются комбинированные схемы путем сочетания и совместного использования перечисленных выше схем (бескоридорная, коридорно - кольцевая, анфиладно - кольцевая, ячейково - зальная). Таковы, например, клубы, библиотеки. Дворцы культуры, в которых смешанная схема вызывается сложностью функциональных процессов. В зависимости от функциональных требований залы могут иметь внутренние опоры (магазины, библиотеки) и быть без них (кинотеатры, спортивные комплексы).

    Выставочные залы.

    Выставочный зал - это помещение для демонстрации предметов, которые имеют общественный интерес. Выставочные залы должны отвечать основным требованиям - вместимость, надежная система безопасности и противопожарной защиты, оснащение соответствующим экспозиционным оборудованием, транспортная доступность и др. Первоначально выставочными залами были любые крупные сооружения (дворцы, манежи и др.).

    В состав помещения выставочного здания должны входить: экспозиционные залы; группа помещений обслуживания посетителей; группа производственных помещений - для подготовки экспонатов к экспозиции, фотомастерские, мастерские декоративно-оформительских работ, административные помещения, входная группа помещений. По функциональной схеме предполагается непосредственная связь экспозиционных помещений с входной группой, помещениями для обслуживания посетителей и администрацией. Производственные помещения проектируют с отдельным входом и связывают с экспозиционными. В выставочных помещениях допускается применение естественного, смешанного или искусственного освещения. Естественное освещение проектируют верхним (полным, центральным, периферийным - прямым или направленным) или боковым (односторонним и двухсторонним с высоким или низким расположением остекления). Для искусственного освещения применяют системы общего равномерного рассеянного освещения, периметрального (вдоль экспозиции), софитного, направленного на экспонаты. Дополнительно применяют боковое освещение от светильников, укрепленных на стенах или перегородках, и, наконец, местное для подсветки художественных экспонатов. Источники искусственного освещения проектируют, как правило, скрытыми, размещая их за строительными элементами (карнизами, плафонами), а при невозможности такого размещения снабжают отражателями и рассеивателями.

    График движения посетителей и построение экспозиции при расположении в одном уровне строится слева направо, в нескольких уровнях - сверху вниз и слева направо с исключением встречного движения посетителей. Экспозиция организуется наиболее часто по анфиладному признаку с прямолинейным или кольцевым графиком движения, который направляется выгородками из щитов и экспозиционных стендов.

    Концертный зал делится на демонстрационную площадку и зону зрительских мест.

    Типы концертных залов.

    Узкоспециализированных (филармонических, органных, хоровых и т.п.), предназначенных для программ одного профиля и масштабности (если число таких программ обеспечивает годовой цикл функционирования зала);

    Универсальных концертных, допускающих демонстрацию программ различных видов концертов одной масштабности; · универсальные зрелищные залы (театрально-концертных, киноконцертных, театрально-киноконцертных, спортивно-концертных, цирко-концертных и др.), допускающих демонстрацию различных видов концертных программ и ряда программ других видов зрелищ одной масштабности; · многоцелевые залы (концертно-танцевальных, концертно-танцевально-банкетных, лекционно-концертных и др.), допускающих демонстрацию различных видов концертов и других видов зрелищ, а также досуговых и/или общественных видов деятельности (танцы, банкеты, собрания, елки и т.д.) одной масштабности. Главной особенностью разработки проектов концертных залов является их сложность с точки зрения акустической системы. Здесь необходимо учитывать не только технические характеристики оборудования, но и особенности самого помещения. Так, проектирование концертных залов чаще всего ведется с учетом следующих параметров:

    Оптимальное звучание для симфонического оркестра. Для его обеспечения высота зала должна начинаться от 9 метров. При этом минимальная длина зала равняется 27 м, а ширина – 16 м.

    Интенсивность звука концерта. Если концертный зал предназначен для выступления эстрадных, народных и хореографических исполнителей, то не рекомендуется размещать зрителей по бокам сцены-эстрады и на приподнятых галереях. Такой тип приближения слушателей больше подходит для литературных, камерных и филармонических выступлений. При этом нужно выдерживать расстояние до эстрады – не больше 45 м для филармонии, 30 м – для камерных и 27 м – для литературных исполнителей.

    Автономные «капсулы». Проект любого концертного зала представляет собой автономную акустическую капсулу. Это значит, что концертные залы должны быть удалены от лифтовых шахт, вентиляционных шахт и камер, а также от шумных помещений и транспортных магистралей.

    Устройство специальных мобильных архитектурных элементов для последующей установки звукоотражающих экранов, звукопоглощающих элементов и т.п. Необходимо для того, чтобы менять акустические характеристики концертного зала под определенного исполнителя.

    Устройство акустических раковин – ограждений вокруг эстрадной площадки, которые хорошо отражают звуковые волны.

    функциональных требований к зрелищному пространству

    Функциональные требования – объемно-планировочное и конструктивное решение здания должны наилучшим образом отвечать назначению здания. Условия в здании или помещении характеризуется следующими факторами: пространством (площадь и объём здания), состоянием воздушной среды (микроклимат), звуковым (условия слышимости) и световым режимом, условиями видимости и зрительного восприятия плоских и объёмных предметов. К общественным зданиям предъявляют свои требования в зависимости от их назначения. Так, в зрелищных учреждениях особое внимание уделяется вопросам видимости и акустики. Требования:

    · сценографические;

    · акустические;

    · зрительного восприятия.

    Основным средством создания изобразительной среды в зрелищном учреждении являются мягкие и жесткие декорации, мелкая бутафория, мебель и рельеф пола, а также костюмы и освещение (цветное и белое).

    Архитектурно - художественные требования связаны с выявлением общей выразительности интерьера самого зрительного зала театра за счет поиска интересной пространственной формы, пластической и цветовой обработки ограждающих поверхностей и органической компоновки предметов оборудования и мебели. В качестве художественных средств выразительности должны использоваться масштабность, ритмичность, контрастные и нюансные отношения, цвет и свет.


    Планировочные требования, состав помещений клубов


    Наиболее распространенным типом являются клубы с двумя основными видами деятельности: зрелищной и кружковой (клубной), что определяет состав их помещений.

    Зрелищная часть клубного здания предназначена для массовой работы и отдыха: демонстрации кинофильмов, проведения вечеров, концертов, лекций и т. д., клубная часть-для работы кружков, индивидуальных занятий и отдыха.

    Во всех типах клубов помещения зрелищной и клубной части следует размещать таким образом, чтобы их эксплуатация могла быть раздельной.

    Помещения всех типов клубных зданий по своему функциональному назначению делят на следующие группы и комплексы: помещения зрительского комплекса, помещения демонстрационного комплекса, помещения технологического обеспечения сцены или эстрады и кинопоказа, помещения, обслуживающие сцену или эстраду, административно-хозяйственные помещения, производственные помещения, помещения клубного комплекса.

    Помещения зрительского комплекса предназначены для посетителей зрелищной части клуба. В их состав входят: кассовый вестибюль, вестибюль, гардеробная, фойе с буфетной стойкой и подсобным помещением при стойке, кладовая для мебели, кладовая для спортивного инвентаря и мебели при зале, курительная и санитарные узлы.

    Кассовый вестибюль проектируют в клубах с залами вместимостью более 300 мест. В клубах меньшей вместимости кабина кассира может располагаться в вестибюле. Площадь кассового вестибюля определяется из расчета 0,05 м2 на одно место в зрительном зале. Кассовый вестибюль целесообразно размещать в непосредственной связи с входным вестибюлем.

    Вестибюль для клубов II и III типов проектируют единым для зрелищной и клубной части общей площадью 0,2 м2 на одного посетителя (допускается для клубов IV типа). В клубах V типа следует устраивать раздельные вестибюли для зрительского и клубного комплексов, площадь которых определяется из расчета 0,3 м2 на посетителя зрительского комплекса и 0,15 на посетителя клубного комплекса (допускается для клубов IV типа).

    Гардероб (площадь за барьером) проектируют из расчета 0,1 м2 на одного посетителя зрительского и 0,04 м2 на одного посетителя клубного комплекса.

    При проектировании клубов для строительства в IA, 1Б и 1Г климатических подрайонах допускается увеличивать площадь вестибюля на 20%, а также предусматривать дополнительно при вестибюле комнаты для переодевания, исходя из нормы 0,06 м2 на одного посетителя зрительского комплекса.

    Фойе является помещением, связывающим вестибюль со зрительным залом. В зданиях клубов, особенно небольших, помещения фойе предназначены для универсального использования: отдыха во время антрактов, танцев, организации выставок, вечеров, детских праздников.

    Фойе, используемое как зал массовых мероприятий, следует проектировать в клубах II и III типов (допускается в клубах IV и V типов). При таком фойе следует предусматривать кладовую для мебели. Целесообразно в таких случаях обеспечить возможность одновременного использования фойе и зрительного зала различными посетителями. Для этого необходимо предусмотреть вход в зрительный зал непосредственно из вестибюля. Площадь фойе-зала массовых мероприятий проектируют из расчета 0,63 м2 на одно место й зале.

    В клубах IV и V типов следует проектировать фойе с буфетной стойкой и подсобным помещением при буфете из расчета 0,42 м2 на одно место в зале.

    В клубах I типа фойе объединяют с вестибюлем (допускается в клубах II типа). Площадь фойе-вестибюля составляет 0,45 м2 на одно место в зрительном зале.

    Курительную устраивают в клубах с залами вместимостью более 300 мест. Площадь курительной определяется из расчета 0,06 м2 на одно место в зале.

    Санитарные узлы следует располагать со входом в них непосредственно из вестибюля или поблизости из шлюза или коридора. В зависимости от конкретных планировочных условий, типа и вместимости клуба санитарные узлы могут быть общими для зрелищной и клубной части и раздельными. В крупных клубах с развитым клубным комплексом санитарные узлы следует проектировать раздельными. Площадь санитарных узлов определяется из расчета 0,1 м2 на одно место в зрительном зале и 0,1 м2 на одного посетителя клубного комплекса.

    Количество санитарных приборов предусматривается из расчета в зрительском комплексе-один унитаз, два писсуара, один умывальник на каждые 100 мужчин и четыре унитаза, два умывальника на каждые 100 женщин; в клубном комплексе-один унитаз, один писсуар и один умывальник на каждые 150 мужчин и два унитаза и два умывальника на каждые 150 женщин.

    Помещения демонстрационного комплекса предназначены для проведения мероприятий в зрительном зале и составляют: зрительный зал, сцену или эстраду, помещения технологического обеспечения сцены или эстрады, помещения технологического обеспечения кинопоказа.

    Зрительный зал является ядром демонстрационного комплекса. В клубах использование зала носит универсальный характер. Исходя из этого, клубные залы оборудуют игровой площадкой-эстрадой или сценой, а в крупных клубах и оркестровой ямой. Пространство зала и игровую площадку следует организовать так, чтобы удовлетворить требованиям разнохарактерных видов зрелищ (самодеятельные и профессиональные спектакли, концерты, кинофильмы) и мероприятий (собрания, лекции, диспуты и т. д.).

    В небольших клубах возможно использование зала для спортивных мероприятий или танцев. В таких случаях для обеспечения универсального использования залов их проектируют с плоским полом и устраивают дополнительно кладовую для мебели и спортивного инвентаря (0,05 м2 на одно место в зале).

    Общая площадь зала (не считая игровую площадку или оркестровую яму) определяется по норме 0,65 м2 на одно место. Габариты зала и расположение в нем зрительских мест зависят от условий видимости, акустики и эвакуации зрителей.

    Удовлетворение основного условия-беспрепятственной видимости в клубных залах-осложняется тем, что условия видимости для разных зрелищ различны. Эти условия необходимо привести к общему знаменателю.

    Расчет габаритных размеров зала начинают с определения критических (наиболее удаленных и наиболее близких) границ расположения рядов зрительских мест.

    По действующим нормам предельное расстояние (по оси зала) от передней границы эстрады или авансцены до спинки последнего ряда зрительских мест должно быть при вместимости зала 700 мест и менее- 31 м, а при вместимости зала более 700 мест-43 м.

    Расстояние между передней границей эстрады, авансцены или барьера оркестровой ямы и спинками первого ряда зрительских мест следует принимать не менее 1,5 м, а в зрительных залах вместимостью до 300 мест- не менее 1,2 м.

    Границу размещения зрительских мест по ширине зала (в горизонтальной плоскости) определяют следующим образом. Если зал проектируют с эстрадой без портала, граничную линию расположения мест проводят под углом 60° к оси зала с вершиной на задней стене эстрады. Если зал проектируют с эстрадой с порталом, линию проводят через границы портала под углом, вершина которого лежит по оси зала на расстоянии, равном половине глубины эстрады. Если зал проектируют со сценой, линию, ограничивающую зрительские места, проводят через границы портала под углом с вершиной, лежащей по оси зала на расстоянии 1 м от задней стены сцены.

    Экран располагают, как правило, в глубине сцены или эстрады, что позволяет полнее использовать игровую площадку, не убирая киноэкран, и обеспечивать зрителям благоприятные условия восприятия кинофильмов в пределах необходимой зоны по построению видимости киноэкрана.

    В вертикальной плоскости зрители размещаются в пределах угла 45° для эстрад и 40° для сцен, проведенного к уровню сцены с вершиной на передней границе эстрады или авансцены (рис. 1).

    Профиль пола зрительного зала клуба строят такими же методами, как и профиль пола кинотеатра, но исходные данные здесь несколько отличны. Как и в кинотеатрах, в клубах уровень глаз сидящих зрителей над полом принимают 1,2 м. Превышение луча зрения над уровнем глаз впереди сидящего зрителя также 14 см. Но в клубах расчетную точку наблюдения принимают: на киноэкране-на расстоянии 0,1 высоты экрана от его нижней кромки; на эстраде-на высоте 1,2 м, на сцене-0,8 м на расстоянии 2 м от передней кромки эстрады или сцены.

    Высоту уровня планшета эстрады или сцены над уровнем первого ряда зрительских мест следует принимать не более 1 м, а в зрительных залах вместимостью до 500 мест-не более 0,8 м. В залах с горизонтальным полом высоту эстрады или сцены следует принимать 1,1 м.

    Размещение зрительских мест и проходов в зале определяется по правилам, изложенным в гл. 12 и общим для всех типов залов. В залах небольших клубов (до 300 мест) допускается устанавливать вместо кресел стулья или скамьи со спинками. Ширину стульев или скамей принимают не менее 0,45 м, глубину-соответственно 0,4 и 0,35 м. Ширина кресел, как и в других типах залов, - 0,52 м, глубина-0,45 м.

    Сцена или эстрада в клубе определяется в зависимости от типа клуба и вместимости зала. Нормами предусмотрено шесть типов эстрады и шесть типов сцен, различающихся размерами, составом подсобных номе щений и оборудованием.

    В тех случаях, когда для клуба какого-либо типа допускается применение сцены или эстрады, выбор производят в зависимости от специфики клуба (предполагается ли в нем ставить любительские или профессиональные спектакли). Предпочтение следует отдать эстраде, как более экономичной.

    Сцены отличаются от эстрад высотой и в некоторых случаях соотношением ширины и глубины игровой площадки (рис. 3). Сцены и эстрады (за исключением эстрады Э-1) отделяются от зрительного зала строительным порталом.

    Рис. 1. Зона размещения зрительских мест в клубе: а-перед эстрадой; б-перед сценой

    Рис. 2. Положение расчетной точки наблюдения при построении видимости в клубах:
    F-точка наблюдения; а-без эстрады; б-с эстрадой или сиеной; в-с оркестровой ямой

    Для увеличения постановочных возможностей игровых площадок под планшетом сцен С-4 и С-6 необходимо, а сцен С-1... С-3 и С-5 допустимо устройство трюма с размерами в плане, равными размерам сцен. Высоту трюма до низа выступающих конструкций следует принимать не менее 1,9 м.

    При сценах С-4 и С-6, как правило, устраивают помещение для оркестра- оркестровую яму. Допускается проектировать оркестровую яму и для других сцен и эстрад. При этом следует предусматривать возможность перекрытия проема оркестровой ямы щитом. Высота оркестровой ямы-1,8 м от пола до низа выступающих конструкций; ширина-3 м. Авансцена на 1 м может перекрывать проем ямы.

    Технология обеспечения смены декораций и освещения сцены требует устройства над сценой колосникового настила, а по боковым и задней стене сцены-рабочих галерей. Колосниковый настил представляет собой решетку из деревянных брусков, уложенных перпендикулярно порталу с зазорами 0,05 м. Высоту над колосниковым настилом следует предусматривать для сцен С-1... С-3, С-5 не менее 2 м в свету, для сцен С-4 и С-6- 2,4 м. Ярусы рабочих галерей располагают через 2,5-3 м по высоте сцены, причем нижняя галерея должна находиться на 1 м выше портала. Ширина рабочих галерей на задней стене принимается 0,9 м, ширина боковых галерей-1,5; 1,8 и 2,8 м.

    Рис. 3. Размеры эстрад и сцен клубов:
    а-эстрады; б-сцены; 1 - красная линия; 2-кулисы; 3-колосники; 4-оркестровая яма; 5-трюм

    Для обслуживания рабочих галерей и верхней части сцен С-4 и С-6 должны быть предусмотрены две лестничные колосниковые клетки от уровня пола трюма до уровня колосникового настила (при вместимости зала до 800 мест допускается от уровня пола нижней рабочей галереи). Для сцен С-1... С-3 и С-5 допускается предусматривать открытые внутренние лестницы от уровня пола нижней галереи или планшета сцены.

    Помещения технологического обеспечения сцены или эстрады и технологического обеспечения кино показа предназначены для полноценного функционирования демонстрационного комплекса. В их состав входят: звукоаппаратная, кабина диктора, светопроекционная, кинопроекционная, светоаппаратная, тиристорная, комната отдыха рабочих сцены, уборные с умывальниками, душевые, пожарный пост. Полный состав помещений проектируют в клубах со сценами С-4 и С-6 и большой вместимостью зала. Для других клубов состав и площади помещений определяются в зависимости от типов эстрад и сцен по табл. 13.3.

    Состав, площади и планировку помещений кинопроекционной следует проектировать по правилам, изложенным в гл. 12 (площади кинопроекционной не вошли в суммарную площадь помещений, перечисленных в таблице). По тем же правилам определяют положение киноэкрана, его ширину и высоту.

    Помещения светопроекционной, звукоаппаратной, кабины диктора и кинопроекционной следует размещать за задней стеной зрительного зала. При этом для звукоаппаратной должна быть обеспечена прямая видимость сцены. Требования к размещению светопроекционной сходны с требованиями к положению кинопроекционной. Объединение в одном помещении светопроекционной, светоаппаратной, кинопроекционной и звукоаппаратной, что допускается в небольших клубах, позволяет за счет рациональной планировки оборудования существенно сократить площади помещений.

    Помещения, обслуживающие сцену или эстраду, и производственные помещения-это артистические, костюмерные и гримерно-парикмахерские, склады объемных и станковых декораций, сценической электроаппаратуры, мебели, бутафории и реквизита, комната художника, столярная и механическая мастерские, сейф скатанных декораций.

    Артистические уборные следует предусматривать при вместимости зала 300 мест и более, при меньшей вместимости в качестве артистических могут использоваться комнаты для работы кружков. В таком случае необходимо обеспечить связь этих кружковых со сценой или эстрадой. Площадь артистических определяется из расчета 5 м2 на каждые 100 мест зрительного зала, но не менее двух артистических уборных площадью 15 м2 каждая. Площадь остальных помещений определяется в процентах от площади сцены.

    Костюмерные и гримерно-парикмахерские необходимо располагать недалеко от сцены, желательно на том же уровне. Гримерно-парикмахерские оборудуются умывальниками.

    Склады объемных и станковых декораций и сценической электроаппаратуры должны примыкать к сцене или карманам. Высота складов для сцен С-4 и С-6 должна быть равна высоте карманов, для сцен С-1... С-3 и С-5-высоте строительного портала.

    Сейф скатанных декораций располагается под сценой или арьерсценой. Его высота, как правило, равняется высоте трюма. Ширина сейфа с двумя рядами полок-консолей должна быть не менее 2,7 м, с одним рядом- 1,8 м.

    Столярная и механическая мастерские должны быть расположены недалеко от склада декораций, на первом или в цокольном этаже.

    Административно-хозяйственные помещения включают комнаты административного и обслуживающего персонала, помещения клубного актива, методический кабинет и хозяйственные кладовые. Эти помещения, как правило, размещают на первом этаже в удобной связи с вестибюлем.

    Площадь помещений административного и обслуживающего персонала принимают из расчета 0,03 м2 на одного посетителя клуба, но не менее 10 м2. Помещения клубного актива проектируют в клубах III, IV, V типов из расчета 0,02 м2 на одного посетителя клуба, но не менее 12 м2. Методический кабинет предусматривают в клубах III, IV и V типов. Его площадь 30 м2. Хозяйственные кладовые проектируют из расчета 0,02 м2 на одного посетителя клуба.

    Клубный комплекс помещений предназначен для организации отдыха и общения, культурно-просветительной работы и различных форм самодеятельного творчества. Помещения клубного комплекса делят на три группы: группа помещений для отдыха и развлечений, лекционно-информа-ционная группа, кружково-студийная группа.

    Состав и площади помещений комплекса определяются количеством посетителей, которое зависит от типа клуба. Ориентировочно количество посетителей клубного комплекса в клубах общего профиля принимают по табл. 13.5.

    Каждая группа имеет более или менее развитую структуру с составом помещений, зависящим от количества посетителей.

    В полном составе помещения клубного комплекса проектируют для крупных клубов.

    Помещения для отдыха и развлечений - гостиная, буфет, игровая, танцевальный зал, миллиардная, зал для физкультурно-оздоровительных занятий и зимний сад-размещают невдалеке от зрительского комплекса. В том случае, если входы в зрительный зал предусмотрены из вестибюля и фойе, помещения для отдыха (за исключением зала для физкультурно-оздоровительных занятий) целесообразно разместить рядом с фойе. Эти помещения могут не разделяться между собой и не отделяться от фойе глухими стенами. В небольших клубах они могут быть разделены мебелью, раздвижными перегородками, перепадами уровней. В том случае, если вход в зрительный зал возможен только через фойе, целесообразно соединить эту группу помещений с вестибюлем.

    Площади помещений определяют в зависимости от количества посетителей в каждом помещении и нормативной площади на одного посетителя.

    По нормам площадь помещения на одного посетителя в гостиной составляет 2 м2 (общая площадь гостиной- не менее 30 м2), в игровой, предназначенной для игровых автоматов, - 5 м2 (общая площадь-не менее 30 м2), для настольных игр-2 м2. В танцевальном зале-1,3 м2, при оборудовании дискотеки-1,5 м2. Площадь помещения на одного посетителя в биллиардной и зимнем саду-3 м2 (общая площадь биллиардной и зимнего сада-не менее 30 м2); в баре- 2 м2 на посетителя; в зале для физкультурно-оздоровительных занятий-5 м2 на посетителя (площадь зала для групповых занятий-не менее 80 м2, для индивидуальных-не менее 20 м2). Площадь буфета определяют по нормам ВСН «Предприятия общественного питания». По этим же нормам принимают состав и площади подсобных помещений, оборудование буфета.

    Лекционно-информацион-ная группа помещений-кабинет передового опыта и политпросвещения, аудитория с кулуаром, выставочный зал, зал празднеств и обрядов, клубный читальный зал или библиотека-должна быть достаточно изолирована от других помещений зрительского и клубного комплексов.

    Необходимо обеспечить прямую связь этой группы с вестибюлем. Допускается объединять кулуар аудитории с вестибюлем.

    Площадь помещений этой группы также зависит от количества посетителей. Площадь кабинета передового опыта и политпросвещения составляет 2,2 м2 на посетителя (общая площадь-не менее 24 м2); площадь аудитории-0,8 м2. Аудиторию оборудуют эстрадой и киноэкраном. В аудиториях на 120 посетителей и более следует предусматривать кинопроекционную на один кинопроектор (допускается два кинопроектора), в аудиториях меньшей вместимости-место для установки кинопроектора. Площадь

    Выставочного зала составляет 3,8 м2 на посетителя, зала для празднеств и обрядов-3 м2 (площадь этих помещений-не менее 50 м2). Клубный читальный зал проектируют в том случае, если заданием не предусмотрена библиотека. Его площадь-2,8 м2 на одного посетителя. Библиотеку проектируют по нормам ВСН «Библиотеки и архивы». В состав библиотеки входят: помещение выдачи книг на дом (площадью 0,75 м2 на 1000 томов, но не менее 10 м2), место для кафедры выдачи книг (5,0 м2), книгохранилище с открытым доступом (4,5 м2 на 1000 томов), книгохранилище без доступа читателей (2,5 м2 на 1000 томов), читальный зал (2,0 м2 на одно место в зале), место для обработки литературы (6,0 м2). Допускается размещать читальный зал, помещения для выдачи книг на дом и книгохранилище в одном помещении, разделяя его стеллажами.

    Кружково-студийная группа помещений - это помещения для работы различных кружков. Площадь кружковых определяют из расчета на одного человека в зависимости от рода занятий, но не менее 18 м2 (помещения для индивидуальных занятий-не менее 8 м2). Норма площади на одного человека для занятий в хоровом кружке и по интересам-1,4 м2; в кружках универсального назначения, театральном, изобразительного искусства, кинофото и техническом-2 м2; в оркестровом и в кружке культуры быта-2,5 м2; в танцевальном, цирковом и кружке художественных промыслов-5 м. На площади танцевального и циркового кружков следует предусматривать раздевальные и душевые площадью 0,2 площади кружковых. При кружковых изобразительного искусства, кинофото, оркестрового, художественных промыслов следует устраивать кладовые и встроенные шкафы площадью 0,1 от площади помещений кружковых.

    В крупных клубах при вместимости кружково-студийной группы помещений 100 посетителей и более в ее составе допускается проектировать помещения детского сектора и комнаты для руководителей кружков по 12 м2 каждая.

    Помещения для занятий театрального, хореографического, хорового, оркестрового и циркового кружков целесообразно размещать недалеко от демонстрационного комплекса, чтобы обеспечить возможность их использования как артистических и репетиционных при проведении концертов и спектаклей самодеятельных коллективов.

    Высоту помещений в клубном комплексе следует принимать от пола до низа выступающих конструкций не менее 3 м, в танцевальном зале, аудитории, выставочном зале, зимнем саду, зале для празднеств и обрядов-3,6 м, в помещении танцевального кружка и зале для физкультурно-оздоровительных занятий- 4,2 м, в помещении циркового кружка-6 м.

    4.103. Выставочно-музейные помещения культурно-зрелищных учреждений должны обеспечивать условия для организации постоянной экспозиции, устройства выставок, формирования и хранения коллекций, проведения культурно-просветительской работы

    Выставочно-музейные помещения должны отвечать требованиям СНиП 2.08.02-89* и настоящих норм, а также положениям нормативно-методических документов по проектированию музеев и выставок, действующих на территории Москвы.

    Таблица 25.

    Помещения кружков Примечания
    Хоровой и по интересам 1,8 1,5 1,2
    Универсального назначения 3,0 2,9 1,8
    Театрально-драматический, изобразительного искусства, кино-, фото-, технический (без крупногабаритного оборудования), домоводства, оркестровый 3,0 2,9 1,8
    Танцевальный, цирковой, технический (с крупногабаритным оборудованием), художественных промыслов и ремесел 6,0 5,0 4,0
    Кладовые, встроенные шкафы Дополнительно к площади кружков-изо-, кино-, фото, оркестрового, художественных промыслов и ремесел В остальных случаях - на площади кружков.

    1) Площади кладовыхи встроенных шкафов в кружковых помещениях принимаются из расчета 0,1 - 0,2 от площади соответствующих помещений.

    Таблица 26.

    Помещения Площадь на 1 посетителя, м 2 , при уровне комфорта Примечания
    Аудитория - лекционный зал: Оборудуется киноэкраном и эстрадой
    - при оборудовании стационарными креслами с пюпитрами 1,2 1,1 1,0 При вместимости до 120 мест выделяется место для передвижной кионо- или видеоустановки
    - при оборудовании съемными креслами 1,0 0,9 0,8 При вместимости 120 мест и более предусматривается проекционная
    Кулуары аудитории 0,4 0,3 0,2 Допускается не предусматривать при не посредственной связи аудитории с вестибюлем, гостиной или объединять с этими помещениями.
    Зал празднеств и обрядов (банкетный зал) 3,6 3,0 2,4 50 м 2
    Видеозал 1,5 1,3 1,1 При проектировании видеокабин 1,5-2 м 2
    Видеотека П.4.137.см. табл. 30
    Клубный читальный зал 1) 3,6 3,0 2,4
    Компьютерный зал 2) - - -
    Интернет-кафе 2) - - -

    1) Площади и состав помещений следует принимать по табл. 29 (см п.4.122).



    2) Площадь определяется заданием на проектирование с учетом габаритов оборудования.

    Таблица 27.

    4.104. Расчетными показателями выставочно-музейных помещений являются число посетителей, а также количество и характер экспонатов. Эти показатели устанавливаются заданиемна проектирование в соответствии с назначением, уровнем комфорта культурно-зрелищного учреждения и формами его работы.

    Расчетное число посетителей выставочно-музейных помещений принимается в количестве 10% максимальной единовременной вместимости культурно-зрелищного учреждения.

    4.105. К выставочно-музейным помещениям относятся экспозиционные помещения, аудитории; помещения фондохранилища, лабораторий и мастерских, служебно-хозяйственные помещения. Их состав определяется заданием на проектирование в зависимости от назначения, уровня комфорта культурно-зрелищного учреждения и форм его работы.

    При размещении выставочно-музейных помещений в автономном блоке или отдельно стоящем здании в их составе следует предусматривать вестибюльные помещения.

    4.106. Рекомендуемые состав и площади выставочно-музейных помещений приводятся в табл. 28. Состав выставочно-музейных помещений в культурно-зрелищных учреждениях, различных по уровню комфорта, приводится в Приложении 5.

    Таблица 28

    Наименование помещений Площадь, м 2
    Экспозиционные помещения:
    - для постоянной экспозиции музея 10-15 на 1 посетителя
    - для выставок 5-10 на 1 посетителя
    Подсобные при выставочных помещениях (для хранения экспозиционного оборудования, временного хранения и упаковки экспонатов, проведения подготовительных работ) 30 и более
    Аудитория 0,8 на 1 место, из расчета на 30-36% посетителей, но не менее 20
    Помещения фондохранилища:
    - хранение экспонатов 2 и более на 1 посетителя
    - приема и обработки экспонатов
    - работы сотрудников
    - научного архива
    Помещения лабораторий и мастерских:
    - фотолаборатория
    - реставрационная мастерская
    - художественная мастерская
    - поделочная мастерская
    - макетно-модельная мастерская
    - декоративно-оформительская мастерская
    - столярная мастерская
    - слесарная мастерская
    - электромеханическая мастерская
    Служебно-хозяйственные помещения:
    - кабинет заведующего
    - комната экскурсоводов
    - комната персонала
    - кладовые материалов и оборудования 18-24
    - санитарные узлы
    - помещения хранения и обработки уборочного инвентаря
    Вестибюльные помещения:
    - вестибюль 0,2-0,3 на 1 посетителя
    - гардероб 0,1 на 1 посетителя
    - хранение сумок, портфелей 0,04 на 1 посетителя

    4.107. Число экспонатов постоянной экспозиции следует принимать от характера коллекции и размеров ее предметов; рекомендуемый показатель, который может быть положен в основу уточненных расчетов площади помещений постоянной экспозиции, равняется 1-4 экспоната на 1 м 2 ; общая площадь, занимаемая экспозиционным оборудованием, составляет, как правило, 10-15%, а в случае крупных экспонатов - до 30% площади зала.

    4.108. Помещения для временной экспозиции следует проектировать с учетом возможности установки и частой смены разнообразных сборно-разборных выставочных конструкций; при размещении выставочной экспозиции на площади фойе культурно-зрелищного учреждения последняя увеличивается на 0,15 м 2 на 1 место в зрительном зале.

    @ 4.109. В культурно-зрелищных учреждениях малой вместимости выставочные помещения допускается использовать и как аудиторию - для встреч и обсуждений. Для этого в них следует предусматривать устройства для крепления рядов кресел к полу и помещение их хранения. Допускается устройство выставок на площади фойе или кулуаров культурно-зрелищного учреждения.

    4.110. Выставочно-музейные помещения следует, как правило, проектировать в структуре культурно-зрелищного учреждения обособленными и размещать вблизи вестибюля, обеспечивая к ним непосредственный доступ, минуя другие группы помещений.

    Помещения постоянной экспозиции должны быть максимально приближены к посетителю культурно-зрелищного учреждения и иметь удобную связь с фондохранилищем и мастерскими. Пешеходные и технологические коммуникации к ним должны быть максимально короткими и удобными. Выставочные помещения должны иметь непосредственную связь с вестибюлем. Допускается при соответствующем обосновании устройство для выставочных помещений отдельного входа, а также размещение их в отдельном блоке или здании.

    @ 4.111. Ориентацию световых проемов экспозиционных помещений следует, как правило, принимать на северную сторону горизонта. Проемы, ориентированные на юго-западный сектор горизонта (180°-270°), должны иметь солнцезащитные устройства.

    4.113. Площадь помещений фондохранилища определяется заданием на проектирование в зависимости; от характера и размера хранимых материалов.

    Расположение фондохранилища в структуре культурно-зрелищного учреждения должно обеспечивать возможность его перспективного расширения.

    4.114. В составе помещений фондохранилища предусматриваются вспомогательные помещения: для приема и обработки экспонатов (с изолятором и дезинфекционной камерой), научного архива, работы персонала.

    @ 4.115. Помещения фондохранилища не допускается располагать смежно, над и под помещениями с мокрыми процессами. Они должны иметь удобную функциональную связь с лабораториями и мастерскими и не должны быть проходными.

    4.116. В составе лабораторий и мастерских выставочно-музейных помещений следует предусматривать фотолабораторию, реставрационную и художественную мастерские, а также поделочную мастерскую для выполнения текущих работ по оборудованию экспозиций и фондохранилища: макетно-модельных, декоративно-оформительских, переплетных, столярных, слесарных, электротехнических. В зависимости от величины выставочно-музейных помещений для этих видов работ могут выделяться отдельные помещения.