Заточка цепи для продольного пиления. Угол заточки цепи бензопилы для продольного пиления Как правильно заточить цепь продольного пиления

В процессе работы с бензопилой у любого, даже самого качественного инструмента, цепь со временем теряет изначальную остроту и нуждается в затачивании. По каким признакам можно понять, что цепь электропила или бензопилы затупилась и пришло время её заточить?

Ниже приведены основные признаки того, что пора выполнить заточку цепи:

  • во время работы пила теряет стабильность, вырывается из рук и сильно вибрирует;
  • бензопила или электропила выдает стружку только мелких размеров, а крупной стружки не производит;
  • пильная часть увязает в материале, пиление невозможно производить качественно и быстро;
  • углубление бензопилы в древесину не происходит само по себе, для того, чтобы выполнить продольный распил, инструмент приходится «утапливать» руками в материал, прикладывая усилия и прижимая полотно;
  • во время распиливания образуется кривой срез;
  • бензопила быстро и сильно нагревается;
  • износ цепи происходит намного быстрее;
  • повышается расход топлива.

Если вы отметили на своем домашнем инструменте несколько описанных признаков, значит, пришло время, чтобы наточить цепь.

Оригинальную цепь бензопилы можно затачивать несколько раз, она будет сохранять все рабочие свойства - остроту реза, качество среза, скорость вращения по шине.

Несколько важных советов, которые помогут дольше не точить цепь на бензопиле:

  • не используйте новую цепь со старой звездочкой и наоборот;
  • если в ходе эксплуатации бензопилы вы уже сточили две цепи, замените звездочку новой;
  • цепь должна пройти обкатку перед полноценной эксплуатацией бензопилы с нормальной нагрузкой (обкатка производится непосредственно перед пилением, 1 минуту на малых оборотах, а затем 1 минуту на средних оборотах);
  • после остывания новой цепи бензопилы следует проверить степень ее натяжения;
  • всегда используйте цепную смазку для бензопилы, качественное масло;
  • сохраняйте нормальное натянутое положение звеньев, ведь во время работы бензопилу часто наклоняют в разные стороны, что увеличивает вероятность соскальзывания цепи с шины;
  • контролируйте положение и направленность ограничителя глубины пропила, после 3-й или 4-й заточки проверяйте параметры ограничителя.

Характеристики зубьев цепи

Зубья цепи имеют несколько важных параметров. К таким параметрам относят:

  • устройство режущего звена (состоит из основания, крепящегося к цепи, лопатки зубца с двумя режущими кромками, ограничителя глубины, который контролирует, насколько глубоко лезвие врезается в дерево, торцевое и верхнее лезвие), режущее действие выполняет не сама цепь, а звенья, то есть, зубцы. Они передвигаются на цепи, как на основании, по дереву, и звено разрезает дерево;
  • угол торцевого лезвия, который позволяет цепи разрезать дерево (именно из-за этого угла при распиле формируется древесная стружка).

Для проведения правильной заточки цепи владельцу нужно знать:

  • тип металла цепи (мягкий, твердый, средний);
  • шаг цепи;
  • расстояние ограничителя глубины.

От этих двух параметров зависит, как правильно поточить цепь. Чем мягче металл цепи на бензопиле, тем аккуратнее нужно обращаться с напильником при ручной заточке. Верхний край напильника в процессе затачивания должен располагаться под углом 90° в вертикальной плоскости и 30° или 10° - в горизонтальной.

Видео про угол заточки цепи бензопилы

В данном видео показано, как правильно заточить цепь бензопилы, указаны основные параметры пильных цепей.

Следующее видео от владельца бензопилы о том, как заточить цепь бензопилы своими руками

Передние углы у разных типов цепей могут иметь величину от 60 до 85°. Чем больше градус заднего угла верхнего лезвия цепи, тем больше оно будет наклонено назад, в среднем величина такого угла составляет от 50° до 60°. Для осуществления процесса распила наиболее важен показатель (градус) заднего угла верхнего лезвия, и само верхнее лезвие очень важно для качественного пиления.

Основное условие при затачивании цепи бензопилы или электропилы: производительность резания прямо пропорциональна углу заточки, то есть, чем он выше, тем лучше бензопила будет разрезать материал. Чем меньше угол заточки, тем более плавным будет ход инструмента, и тем меньше будет вибрация во время работы.

Избегайте угла заточки в диапазоне больше 35° и меньше 25°. В цепях для продольного пиления допускается исключение для угла заточки, в этих цепях угол заточки может составлять 10°.

Наборы необходимых инструментов, шаблоны и приспособления для заточки цепи

Наиболее популярные инструменты для заточки цепи:

  • круглый напильник;
  • плоский напильник;
  • державка;
  • шаблон для ограничителя глубины;
  • крючок для удаления опилок.

Напильники для заточки Станок для заточки цепей бензопил
Шаблон для контроля угла заточки

Размеры напильников для заточки цепей бензопил бывают разными, но в обычной жизни для бытовых нужд и домашнего применения для затачивания цепей с шагом ¼, 0,325″,3/8″ и 0,404″ рекомендованы напильники с диаметрами 4,0; 4,8; 5,2 и 5,5 мм. Для некоторых цепей применяются цилиндрические надфили диаметром 3,2 мм. Для ручной заточки своими руками идеальным вариантом будет напильник длиной 200 мм диаметром до 5 мм.

Некоторые производители реализуют данные инструменты точильными наборами, также можно приобрести их по отдельности. Круглый напильник - один из самых популярных инструментов, с помощью которого многие владельцы затачивают цепь не хуже, чем на станках. Каждый набор рассчитан на определенный шаг цепи и ее размер. Чтобы подобрать набор для заточки цепей, нужно знать два этих параметра.

Державка с напильником Stihl

На державку нанесены разметки - они помогают владельцу бензопилы определить правильное положение угла для заточки цепи. Державку устанавливают одновременно на верхнюю часть ограничителя и зуба, а круглый напильник располагают под ней сразу возле лезвия. Державка удерживает напильник на нужной высоте, по нормам он должен на 1/5 возвышаться над лезвием.

Чтобы наточить цепь бензопилы в домашних условиях, шина закрепляется тисками или струбциной. Важно сохранять неподвижность инструмента во время заточки. Державку ставят на разметку, а затем двигают напильник по цепи от себя 2-3 раза. Каждый зубец обрабатывают одинаково. Время от времени напильник разворачивают другой стороной, чтобы он не стачивался неравномерно.

Для удобства зубцы равномерно затачивают с одной стороны, после чего переворачивают пилу и выравнивают их с другой стороны.

Заточку начинают с самого маленького по размерам зубца, поскольку длина остальных зубцов должна совпадать с ним. Когда лезвия заточены, обрабатывают ограничители. На цепь ставят шаблон из набора так, чтобы ограничитель попадал в отверстие, все выступающие кромки стачивают плоским напильником из точильного набора.

Другие приспособления для заточки цепей, заточные инструменты и приборы:

  • роликовое заточное устройство;
  • напильники различных фирм (круглые, плоские);
  • державки с напильником;
  • ручки и направляющие для напильников;
  • пластиковые футляры, контейнеры для хранения инструментов;
  • надфиль - мелкий напильник, прибор продолговатой формы с алмазной насечкой, чаще всего надфили применяются для напиливания очень мелких деталей, нередко продаются наборами.

Популярные модели недорогих станков для заточки

Популярные производители недорогих станков для заточки цепей: Днипро, Einhell, Sadko, Vitals, Forte, Intertool, Eltos, Zenit, Grand, Stern, Темп.

Среди многообразия моделей каждый владелец бензопилы или электропилы может выбирать подходящий ему инструмент. Ниже представлен рейтинг лучших недорогих станков для заточки цепей бензопил, эти станки получили множество похвальных отзывов от владельцев. Сколько будет стоить данное устройство? Стоимость станков из этой категории — от малой до средней. В данном ценовом диапазоне представлено множество моделей, которые отлично справляются с затачиванием цепей для электрических и бензиновых пил.

Предлагаем вам короткий рейтинг станков для заточки цепей бензопил из категории недорогих:

  1. Профессиональный станок для заточки цепей Scheppach Woodster CS 03, производитель Германия, 220 Вольт, мощность 180 Вт, максимальный диаметр шлифовального круга 100 мм, толщина круга 3,2 мм, посадочный размер диска 10 мм, вес станка 3 кг, гарантия 1 год, цена 1125 грн.
  2. Бытовой станок для заточки цепи Днипро-М НСМ-550 (электроточилка бюджетного типа), производитель Украина, мощность 550 Вт, диаметр шлифкруга 108 мм, толщина круга 3,2 мм, посадочный размер круга 23 мм, вес 2 кг, гарантия 3 года, цена 740 грн.
  3. Профессиональный станок для заточки Vitals Professional ZKA8511s, производитель Латвия, мощность 85 Вт, диаметр шлифкруга 104 мм, толщина круга 3,2 мм, посадочный размер шлифкруга 22,2 мм, вес 2,6 кг, гарантия 1,5 года, цена 1093 грн.
  4. Станок для затачивания цепей бензопил Oregon 106550, мощность аппарата 85 Вт, производитель США, диаметр шлифовального диска 105 мм, посадочный размер диска 22,3 мм, толщина диска 3-4,5 мм, вес 2 кг, цена аппарата 7 100 грн. Наиболее дорогой из указанных аппаратов, получил множество хороших отзывов, популярная в России и Украине модель.

Заточной электроинструмент Scheppach

Все описанные модели подходят для точилки цепей на электропилах и бензопилах. Для размещения станка требуется небольшое рабочее место: устойчивый стол и источник питания для подсоединения устройства к сети.

Станок для заточки цепей бензопил Oregon — видео с обзором работы аппарата. Устройство Орегон подходит для затачивания цепей типа 91VX; 91VPX с шагом.325″ и 3/8″; LPX с шагом.325″ и 3/8″; BPX с шагом 3/8″, LGX.

Видео про станок Днипро-М НСМ-550

Виды заточки цепей бензопил и правильная работа с ними

Ручная заточка напильником в домашних условиях

Ручная заточки считается наиболее экономичной, бюджетной, для этого потребуется лишь напильник, который есть в каждом доме у хозяина, если его нет - стоит он недорого и продается на любом строительном рынке или в магазине строительных товаров и инструмента. Для размера цепи 1,3 мм потребуется напильник диаметром 4 мм, для размера цепи 1,6 мм - нужен напильник диаметром 5,2 мм.

Для ограничителей зубьев можно использовать плоский напильник. Шаблон для заточки крепится на обтачиваемый элемент.

Этапы ручной заточки цепи бензопилы в домашних условиях:

  • закрепите цепь (шину) так, чтобы она была полностью неподвижна;
  • не меняйте угол заточки в течение всего затачивания;
  • выполните 2-3 движения вперед напильником с легким нажатием;
  • поворачивайте напильник разными сторонами;
  • заточку выполняйте по размеру самого малого зубца.

Как заточить цепь бензопилы напильником своими руками - об этом видео ниже:

Профессиональная заточка на станке

Заточка на станке может выполняться ручным станком или профессиональным станком.

Профессиональные станки работают от сети. Принцип заточки практически такой же, как и при ручном затачивании:

  • цепь бензопилы фиксируют в направляющих;
  • далее настраивают ширину канавки и выбирают угол;
  • опускают затачивающий диск;
  • цепь двигают по держателю, зажимают, обрабатывают каждый зубец.

Точильным элементом в профессиональных станках является наждачный камень. Хороший автоматический станок стоит недешево, потому профессиональное оборудование для заточки, в основном, находится в сервисах и мастерских. Покупать такое для домашнего использования не рационально.

Видео о том, как заточить цепь бензопилы на станке

Заточка с помощью шлифовальной машинки или болгарки

Процесс заточки цепи бензопилы шлифовальной машинкой или болгаркой производится с помощью специальной насадки, такого же шлифдиска, который используется как насадка в профессиональных станках. Из всех способов точения, способ с болгаркой самый простой, однако, требующий некоторых навыков.

Для заточки вам потребуется болгарка и диск по металлу толщиной 2,5 мм. Точить цепь нужно на минимальных оборотах, поочередно обрабатывая каждый зубец на цепи. При использовании болгарки надевайте защитную пластиковую маску или очки, а также перчатки.

Видео о том, как заточить цепь бензопилы болгаркой

Заточка как бизнес услуга - что для этого нужно

Для оказания массовых услуг по заточке, то есть, создания бизнеса в данном направлении, требуется масса оборудования и условий. Далее указаны основные материалы, техника и расходники, которые потребуются для создания мини-мастерской:

  • помещение, отапливаемое, с подачей электричества, местом для станка, стула, стеллажей (минимальная площадь 2 кв.метра, напряжение в сети 220 Вольт);
  • станки с шайбами для различных дисков (электроточило);
  • заточные диски, в том числе алмазные;
  • круг шлифовочный;
  • крепления для таких инструментов, как коньки, ножницы, бензопилы;
  • оселок - плашка для ручной заточки;
  • молотки;
  • мелкие инструменты (ножовки, отвертки, ключи и т.д);
  • тиски;
  • масло для веретена;
  • светильники;
  • пробойник;
  • ящики для хранения, корзины, мебель.

Андрей, Мелитополь:

«Заметил, что на коробках из-под цепей указаны разные углы заточки, для разных цепей отличаются. Заводской угол, например, больше 25 градусов, все пишут, что не меньше 35, а для того, чтобы хорошо пилить сосну, я ставлю угол 40 или 45 градусов. Некоторые станки не двигают цепь вперед и назад, так что рядом с заводской заточкой вообще не стоят! Индивидуально подбирается также толщина точильного круга, и постоянно нужно контролировать форму его кромки».

Валентин, Днепр:

«Мнение мое, как мастера, что напильниковая заточка - самая лучшая в мире. Станки это, конечно, хорошо, но всё-таки прислушайтесь к совету эксперта, с цепями работаю уже десять лет, не меньше. Станок вам даст только 30 градусов по горизонтали и 45 градусов по вертикали заточки, а напильник до 10 градусов по горизонтали. Вертикаль у напильника в градусах та же, но форма режущей кромки не меняется, а рабочее лезвие становится шире. Никакая другая насадка такого не даст! Второе: станок всегда дает перегрев, что плохо для стали, а напильник нет. Третье: напильник щадит зубцы, если его использовать, цепь прослужит примерно шесть заточек, на две дольше, чем после станка.

Основной минус работы - чтобы работать надфилем, нужно тренироваться! Практика и только практика».

Видео о заточке цепей для бензопил

Бензопила бюджетного или более высокого класса входит в комплект домашнего инструмента почти каждого частного хозяйства. Универсальные свойства современных моделей определяют их применение в маломасштабном строительстве, заготовке топливной древесины, обслуживании садовых и декоративных деревьев.

Удаленность от сервисных центров вынуждает многих владельцев осваивать навыки обслуживания и ремонта своих бензопил самостоятельно. В перечень работ повышенной сложности входит поддержание в исправном техническом состоянии пильных гарнитур. Для этого понадобится качественная заточка цепи бензопилы. Как это сделать своими руками и другие «фишки» опытных мастеров разберем в этой статье.

Фото: механическая заточка цепи бензопилы

Недорогая бензопильная техника комплектуется относительно недолговечными пильными гарнитурами бюджетного уровня. В перспективе такие шины и цепи заменяются более престижными и долговечными в работе моделями.

Практики предлагают оригинальный способ повышения прочности и износостойкости бюджетных устройств, известный под названием стабилизации внутренней структуры металла.

Для этого новая шина на протяжении полутора-двух недель при температуре 55-65°С прогревается в масляной ванне. Подтверждением эффективности такой технологии служат положительные отзывы владельцев бытовых моделей.

Целесообразность своевременного ремонта пильной цепи


Откладывать ремонт цепи на неопределенное время крайне нежелательно. Пильная цепь с притупленными рабочими кромками режущих звеньев снижает производительность бензопилы практически наполовину, также имеют место перерасход горючего и неоправданные потери рабочего времени.

Проблема решается сдачей в специализированную мастерскую, что неизбежно сопровождается дополнительными расходами. В другом варианте владельцами бензопил практикуется заточка цепи бензопилы своими руками. Какая-либо установленная периодичность обслуживания пильной цепи отсутствует.

Отрицательные последствия работы с неисправной гарнитурой

Необходимость наточить режущие кромки пильной цепи становится явной при наличии основных признаков неэффективной работы инструмента. Это:

  • повышенная вибрация и затрудненный заход гарнитуры в каждый новый пропил;
  • существенное снижение производительности распиловочных работ;
  • запах перегретой древесины;
  • мелкая структура опилок.

Даже при эффективной работе аварийного тормоза и ловителя оборванной цепи, работа пилой с тупой цепью чревата риском получения травмы. Повышенные нагрузки на двигатель и кинематику бензопилы отрицательно сказывается на продолжительности срока службы инструмента в целом.

Преимущества подменных комплектов

Для того чтобы не носить с собой приспособление для заточки цепей бензопил, работающие на удалении от базы пильщики практикуют последовательную эксплуатацию нескольких комплектов. Такая система позволяет минимизировать время вынужденных простоев связанных с заточкой пильных цепей.

Практика показывает, что в условиях домашней мастерской качество и эффективность заточки существенно выше. Также в полевых условиях отпадает необходимость постоянного присутствия комплекта.

Сравнение достоинств механизированной и ручной заточки


Механизированная заточка на специальных станках с электрическим приводом производится без учета индивидуальных особенностей цепи, в частности, степени ее износа. Все режущие звенья затачиваются под стандартный шаблон, что неизбежно сказывается на уменьшении ее рабочего ресурса.

Во втором случае потеря рабочего времени компенсируется продлением срока службы цепи, поскольку каждое ее звено правится индивидуально. Дополнительные преимущества ручной заточки в экономии материальных средств, возможности выполнить работу в полевых условиях.

При соблюдении определенных требований и наличии необходимого оборудования качество ручной заточки цепей не уступает станочному уровню.

Особенности механизированного восстановления пильных цепей

Несмотря на существенные недостатки, станочная заточка практикуется в крупных лесных хозяйствах и промышленных лесозаготовительных предприятиях. В частно-хозяйственном секторе владельцы бензопил предпочитают восстанавливать работоспособность пильного оборудования своими руками.

О том, как точить цепь бензопилы станком можно прочитать в прилагаемой инструкции, но настоящее умение вырабатывается постепенно в процессе работы. Основательные навыки нарабатываются после самостоятельной заточки 10 и более цепей.

Для восстановления рабочих свойств пильных цепей с твердосплавными режущими звеньями стандартные способы и технологии не эффективны. В таких случаях на помощь приходит алмазная насадка для заточки цепей. Повышенная стоимость доводки износостойкой цепи компенсируется ее 4-5 кратным увеличенным межремонтным ресурсом.

Особенности работы на ручном и автоматическом станках

Беспроводные, в частности, роликовые станки для заточки цепей менее производительные, тем не менее, обеспечивают высокое качество заточки и сохранность обрабатываемой детали.

  • Технология предусматривает надежную фиксацию цепи, определение степени и угла заточки по самому изношенному зубу.
  • Автоматическое приспособление позволяет при отличном качестве заточить цепь с существенной экономией времени. Для получения должного результата достаточно заправить цепь в прорезь станка, выставить по таблице нужный угол заточки и включить двигатель.

Массовое применение автоматизированной заточной техники в частных неспециализированных структурах ограничивается ее высокой себестоимостью.

Риски применения нестандартных инструментов

От попыток заточить цепь бензопилы болгаркой неопытным пильщикам лучше отказаться сразу. Для такой работы потребуется редкая в свободной продаже дисковая насадка, отличный глазомер, твердость рук и основательные навыки.

При отсутствии других вариантов, специалисты рекомендуют работать на жестко зафиксированной пиле, с заточкой режущих кромок без демонтажа цепи с шины.

Работа болгаркой характеризуется повышенной травмоопасностью, а также требует повышенной точности. Особенно сложно выдержать одинаковый угол заточки цепи бензопилы для продольного пиления. Одно неточное движение болгарки может обернуться дорогостоящим ремонтом цепи или ухудшением ее рабочих характеристик.

Преимущества и недостатки ручной заточки


Для обслуживания одной или двух бензопил в частном хозяйстве достаточно иметь в наличии недорогое и простое по конструкции устройство для заточки цепи бензопилы в ручном режиме.

Технически грамотно и , сложно. Даже при наличии определенных навыков, велика вероятность брака и преждевременного выхода дорогостоящей детали из строя.

Следствием может быть:

  • нарушение плавности хода цепи и ее форсированный износ;
  • дополнительные нагрузки на двигатель;
  • проблемы с заходом гарнитуры в распил.

Также возможны спонтанные срабатывания механизма аварийной остановки.

Перед началом работы желательно выработать последовательность операций и получить определенные навыки на заточке списанной цепи. Небольшая потеря времени компенсируется меньшим количеством наиболее типичных ошибок.

Конструкция пильной гарнитуры в принципе совершенна, производитель все нюансы уже учел, поэтому попытки что-либо усовершенствовать, скорее всего, закончатся безрезультатно. Перед первой попыткой самостоятельной заточки рекомендуется разобраться в конструкции пильного звена.

Его несложная конфигурация включает в себя две режущих кромки — боковую и скошенную верхнюю. Толщину снимаемой стружки определяет высота ограничителя. Чрезмерно низко срезанные упоры инициируют дополнительные нагрузки на двигатель, не исключается вероятность травмоопасного разрыва цепи.

Последовательность работы и выбор оптимального угла заточки


Фото: шаблон для заточки цепи

В процессе работы сначала правится режущая кромка, затем по шаблону подпиливается зуб ограничителя. Изменение его высоты производится через каждые 5-6 заточек режущих кромок.

  • Индекс шаблона S настраивает гарнитуру на распиловку мягкой древесины. Если планируется работа с твердой или вязкой волоконной структурой — шаблон вставляется на индекс Н.
  • Для производительной работы бензопилы в стандартных условиях рекомендуется угол заточки 30° для твердой и мерзлой древесины, а также для продольной и диагональной распиловки предпочтителен показатель угла 10°.
  • Если работа выполнена без ошибок, гарнитура будет работать плавно, а выбрасываемые опилки будут иметь явно выраженную прямоугольную форму.

Экономия, как правило, должна быть экономной, но расходовать время на заточку растянутой цепи не целесообразно. Рабочие характеристики ее восстановятся частично и на непродолжительное время. Более того, изношенная деталь утрачивает плавность хода, ускоряет износ венца ведущей звездочки и натяжного устройства.

Технология ручной заточки


Выбор диаметра круглого напильника определяется шагом пильной цепи Показателям 1,3 и 1,6 мм соответствуют напильники диаметром 4 и 5,2 мм. Плоский напильник потребуется для уменьшения высоты упоров режущих звеньев.

  • Держателем цепи может служить приспособление любого вида, которое входит в перечень стандартного заточного комплекта. Для стабильности угла заточки необходимо использовать простой шаблон, лекало или специальный калибр.
  • Максимальное превышение напильника над спинкой зуба не более 1/5 своего диаметра.
  • Во избежание одностороннего износа напильник рекомендуется периодически проворачивать на 90 градусов, удерживать по отношению к вертикальной плоскости 90 градусов и 15-30 градусов — в горизонтальной.
  • Для заточки каждого звена желательно использовать одинаковое количество рабочих проходов.

Многие домашние умельцы предпочитают работать, зажав цепь в тиски. Со стороны экспертов возражений нет, при условии, что цепь не будет деформирована.

В заключение

Если технология заточки предписывает заточку снятой цепи, при обратной установке не рекомендуется прилагать к резьбовому крепежу чрезмерных усилий. Для затяжки винтов крепления шины лучше всего использовать откалиброванный по лимбу электрический шуруповерт.

Перед установкой нового комплекта необходимо убедится в состоянии венца привода. Деталь с существенным износом при установке новой шины и цепи подлежит обязательной замене.

Замена стандартной гарнитуры более производительной, оправдано только при значительном запасе мощности и вращательного момента. В противном случае, при эксплуатации двигателя с постоянной перегрузкой, с полной выработкой его ресурса, могут возникнуть проблемы.

Первые бензопилы появились в начале ХХ века.Устанавливаемые на них цепи с зубьями прямыми и плоскими, как у современныхножовок, отличались малой эффективностью, быстро тупились и требовали оченьтрудоемкого обслуживания. Например, при заточке приходилось учитывать, что зубьяделятся на подрезающие, режущие и скалывающие, имеют различные режущие углы иориентацию по отношению к направлению движения (могут быть отклонены влево,вправо или расположены по центру).

Нет сомнений, что попытки модернизации цепей предпринималисьнеоднократно, но лишь одна из них завершилась успехом. Разработанная ДжозефомКоксом и реализованная в металле в 1947 году новая цепь для универсальногопиления с контурным углом резания Г-образной формы благодаря повышеннойпроизводительности и упрощенной заточке очень быстро вытеснила своюпредшественницу с рынка, и теперь практическ все пильные цепи «щеголяют» характерным серпообразным профилем режущих звеньев.

Технические параметры пильных цепей

Подбирая цепь для мотопилы , обращаютвнимание на такие ее характеристики, как назначение, шаг, толщина ведущегозвена, высота профиля и глубина резания.

Известно, что распиловка древесины вдольволокон более трудоемка, нежели поперек, и для достижения наилучшего результатажелательно использовать цепи, соответствующие поставленной задаче.

Основное различие между цепями продольного и поперечноготипа – углы атаки режущих звеньев. Для цепей поперечного пиления они составляют25–35 градусов, у продольных углы более острые – от 5 до 15 градусов.

Использование цепей несообразно их целям грозит либозаниженной производительностью (если поперечную распиловку проводят продольнойцепью), либо повышенной «агрессивностью», сильной вибрацией и дополнительнойнагрузкой на двигатель. Однако многие пользователи предпочитают не тратить времяна замену цепи и продольные резы ведут той же цепью, что и поперечные, особенноесли «качество» получаемого пропила не требует соответствия «высшему» уровню.Поэтому цепи для продольного пиления востребованы в меньшем количестве, да ипроизводятся они в объеме, соразмерном спросу. Неудивительно, что купить такуюцепь гораздо сложнее, чем поперечную. И вопрос их приобретения становитсядействительно актуальным, если предполагается использование особых станков вродемини-пилорам.

Чем больше шаг цепи, тем крупнеесоставляющие ее звенья и тем выше ее производительность.

Шаг цепи – расстояние между тремяпоследовательно расположенными заклепками, деленное на два. Это определяющийпараметр, и в зависимости от его значения все существующие цепи подразделяютсяна пять групп с шагом 1/4″, 0,325″, 3/8″, 0,404″ и 3/4″.

Шаг 1/4″ (6,35 мм) присущ миниатюрнымцепочкам, устанавливаемым на маломощные одноручные пилы. Правда, в России имипрактически не пользуются.

Цепи с шагами 0,325″ (8,25 мм) и 3/8″ (9,3 мм) – наиболее распространенные варианты. Более 80%производимых по всему миру пил комплектуются именно ими.

Шаги 0,404″ (10,26 мм) и 3/4″ (19,05 мм) отличают цепи с более крупными звеньями и повышеннойпроизводительностью. В течение нескольких десятилетий ими комплектовали пилыроссийского производства, но сейчас устанавливают лишь на мощные валочные пилы ихарвестерное оборудование.

Шаг традиционно измеряют в дюймах, а записывают так: трицифры – обычными, а две – десятичными дробями. Это необходимо во избежаниепутаницы. В частности, результат перевода 3/8″ в десятичную дробь составляет0,375″ – разница с предыдущим стандартом (0,325″) всего в одной цифре.

Чем больше шаг цепи, тем крупнее составляющие ее звенья итем выше ее производительность. Но, с другой стороны, тем шире пропил, и дляпреодоления сопротивления резанию требуется более мощная пила. У цепей смаленьким шагом другие преимущества – большее число зубьев на единицу длины,плавное движение в пропиле и, соответственно, сниженная вибрация. Да и рез у нихполучается чище.

Толщина ведущего звена (хвостовика) –второй по значимости параметр. Во время работы цепь скользит в пазу шины, и этоскольжение должно быть плавным, без зацепов и в то же время без лишней«болтанки». Одним словом, толщина хвостовика и толщина паза должны строгосоответствовать друг другу, повышая надежность посадки цепи и исключаявероятность ее «соскока». Международным сообществом производителей предусмотренопять стандартных размеров, измеряемых в дюймах или миллиметрах (кому какудобнее): 1,1 мм (0,043″), 1,3 мм (0,050″), 1,5 мм (0,058″), 1,6 мм (0,063″) и2,0 мм (0,080″).

1,1 мм – столь тонкие ведущие звеньяхарактерны для самых миниатюрных цепей и пил соответствующего размера.

1,3 мм – пожалуй, наиболее востребованныйразмер, свойственный бытовым и полупрофессиональным цепям.

1,5 мм – занимает второе место повостребованности. Ставится на более мощные и производительные пилы.

1,6 мм и 2,0 мм – такиетолстые хвостовики встречаются лишь на цепях для высокопрофессиональных пил.

Высота профиля . Пильные цепи бывают высоко-или низкопрофильными в зависимости от высоты режущей кромки над плоскостьюнаправляющей шины. Первые используют в профессиональных целях для получениямаксимальной производительности. Вторые устанавливают на бензопилы любительскогокласса, так как благодаря увеличенной площади опоры у режущих звеньев исниженной толщине срезаемой стружки они более безопасны.

Глубина резания – величина зазора между верхней гранью зубаи ограничителем пропила, регулирующая толщину стружки. Чаще всего встречаютсяобразцы с зазорами в 0,025″ (0,635 мм) и 0,030″ (0,762 мм), реже – с зазорами до0,070″ (1,778 мм), но они предназначены для агрегатов машинной валки леса.

Глубина резания в значительной степени определяетпроизводительность цепи, скорость ее пиления. Чем больше зазор – тем вышепроизводительность. Но в погоне за эффективностью не стоит забывать о вибрации:цепи с маленькой глубиной резания в пропиле движутся мягче, меньше «дергаются».Поэтому производители, стремясь уравновесить вибрацию и производительность,очень часто на цепи с большим шагом устанавливают резцы с минимальной глубинойрезания, и наоборот.

Объем двигателя . Этот параметрхарактеризует пилу и, казалось бы, к самой цепи никакого отношения не имеет.Однако в каталогах и кратких аннотациях к цепям нередко приводятся объемыдвигателей, на работу с которыми они рассчитаны. И эти рекомендации следуетсоблюдать. Цепь, установленная на чересчур мощный для нее двигатель, будетиспытывать большие нагрузки и выйдет из строя раньше времени, так и не выработавсвой моторесурс. Вариант ми нагрузками на мотор и другие важные узлы самой пилы.

Составные части цепи

Любую пильную цепь составляют звенья трех типов: режущие,ведущие (хвостовики) и соединительные. Прочность соединения обеспечиваютзаклепки.

Режущее звено – пожалуй, наиболее сложнаядеталь пильной цепи, состоящая фактически из двух частей: ограничителя глубиныпропила и режущего элемента с контурным углом резания Г-образной формы.

Верхняя режущая грань звена всегда шире самой цепи и шины,благодаря чему пропил получается достаточно свободным, а сопротивление резаниюминимально. Работает зубец по принципу рубанка: чем дальше выдвинут нож (верхняярежущая кромка) над плоскостью рубанка (ограничитель резания) – тем толщестружка.

Рабочие характеристики режущего звена определяютмногочисленные факторы, а именно: угол заточки верхней грани и ее рабочий,режущий угол, угол боковой грани (угол атаки) и высота ограничителя резания. Призаточке значения всех этих параметров необходимо четко выдерживать, так как даженебольшое изменение может привести к негативным последствиям.

Режущие зубья бывают правосторонними и левосторонними, и нацепи их укрепляют поочередно. Но в целом резцы подразделяют на типы взависимости от их профиля. При внимательном изучении «фигур», образуемыхверхними и боковыми гранями, можно выделить два «граничных» варианта: «семерку»с острым углом между кромками и закругленный «серп». Первый вариант называютчизель (от англ. chisel – резец, долото), второй – чиппер (от англ. to chip –рубить в щепу).

Чизельные зубцы отличаются высокими производительностью искоростью пиления. За счет своей конфигурации они имеют меньшую площадь контактас древесиной при работе, что уменьшает сопротивление резанию. Этопрофессиональный вариант, но он очень чувствителен к абразивной среде, быстротупится при работе с «грязной» древесиной, а при заточке требует четкой выдержкивсех углов и параметров.

Серпообразный профиль – чиппер – менее эффективен, так какплощадь контакта с древесиной у него несколько больше, но и ухаживать за нимнамного легче – скругленный угол не столь болезненно отзывается нанезначительные погрешности при заточке. Подобные звенья хороши при работе сзагрязненной древесиной.

Все остальные варианты профилей – различные модификации двухописанных выше.

Верхнюю и боковую грани режущего элемента обычно покрываюттонкой пленкой какого-либо твердого металла. Чаще всего это хром, но поройприменяют никель-фосфорный сплав. Нанесенное гальваническим методом покрытиезначительно улучшает антифрикционные свойства деталей, повышает износостойкость,твердость и, по сути, выполняет всю основную работу по перерубанию древесныхволокон. Стальная же «сердцевина» служит подложкой или основой под покрытие.

Ведущие звенья (хвостовики) обеспечиваютдвижение цепи, передавая вращение от двигателя через ведущую звездочку, а такжестабильное положение цепи на пильной шине. При этом цепь передвигается поспециальному пазу, предусмотренному в конструкции направляющей шины. «Побочной»обязанностью ведущего звена является распределение смазки от ведущей звездочки(куда ее подает масляный насос) по всей шине и цепи. Следует отметить, чтоколичество хвостовиков играет основную роль в обозначении длины цепи дляопределенной длины пильной шины, что облегчает правильный выбор и соответствиетипоразмеру.

Соединительные звенья , соответствуя своемуназванию, объединяют режущие и ведущие части в единое целое, именуемое пильнойцепью.

Режущее звено

Параметры режущего звена

Глубина резания

Угол заточки верхней грани

Режущий угол

Угол боковой грани

Типы режущих звеньев

Режущее звено чизельного типа

Режущее звено чипперного типа

Порядок следования звеньев

Стандартный

С полупропуском

С пропуском

Технологические усовершенствования

Разработанная Джозефом Коксом концепция режущего звена малоизменилась за прошедшие годы. Конечно же, ее пытались модернизировать, но всепредпринимаемые усовершенствования касались либо системы смазки, либо борьбы свибрацией и обратной отдачей.

Система смазки . Смазка цепи и шины – оченьважный фактор. Конструкция цепных пил включает насос, подающий масло из бака крежущей системе через специальные отверстия. А вот дальше его распределяет самацепь. Хвостовики, проходя звездочку, «захватывают» смазку и «растаскивают» ее повсей шине и цепи. Нижнюю часть им для того и оформляют в виде крючка – чтобы«хватали» побольше, а «теряли» поменьше. Для дополнительного удержания смазки вхвостовиках высверливают специальные отверстия или фрезеруют каналы. В системесмазки нередко задействуют и соединительные звенья – в них делают дополнительныеуглубления для смазки.

Обильная смазка снижает трение и нагрев, тем самым не толькоувеличивая ресурс работы каждого элемента, но и снижая растяжение цепи. Так чтопостоянный контроль над процессом смазки – в интересах каждого пользователя.Осуществляется он достаточно просто: при разгоне цепи микроскопические каплимасла (если оно подается в достатке) образуют масляный след в виде полосы налюбой светлой поверхности (например, на стволе дерева, который собираютсяпилить), если поднести к ней конец шины. Отсутствие следа – тревожный сигнал,указывающий на отсутствие смазки и требующий немедленного решения проблемы(проверки наличия масла, чистки паза шины, регулировки насоса и т.д.). И ещеодин момент: современные бензопилы допускают установку цепей и шин различнойдлины, но прежде чем задействовать новую гарнитуру, необходимо убедиться, чтомасляный насос справится с ее «обработкой».

Для совершенствования процесса смазки многие производители вРоссии предлагают специальные масла. Они изготовлены на растительной основе(например, рапса) с использованием полимерных добавок, самонейтрализующихся втечение двух часов при попадании на растения и почву. Помимо экологическихпреимуществ, смазывающие свойства этих масел на 30% выше, чем у автомобильных.Да и расход у них примерно на 25% меньше.

Борьба с вибрацией и обратным ударом .Вибрация опасна тем, что в результате ее длительного воздействия (как этобывает, например, у профессиональных вальщиков) может развиться так называемыйсимптом Рейно: в результате ухудшения кровоснабжения кончики пальцев теряют своючувствительность, болезненно реагируют на температурные изменения.

Стремление производителей снизить вредное влияниевысокочастотных колебаний сводится в основном к разработке специальныхамортизирующих деталей. Причиной вибрации являются постоянные столкновениярежущих зубьев с древесиной. В момент, когда резец ударяется рабочей кромкой одревесину, он на какую-то долю секунды останавливается, будучи зажат междудеревом и направляющей шиной. При этом часть энергии удара волной передаетсячерез цепь и ведущую звездочку на руки оператора. Еще часть также через цепьсообщается направляющей шине и, опять же, рукам оператора. Если снизить силуудара, то понизится и уровень вибрации.

Снижению тряски способствует скошенный ограничитель пропила– благодаря ему цепь движется мягче, дерево более плавно соскальзывает срежущего зуба. Этой же цели служат и специальные амортизационные выступы наведущих и соединительных звеньях.

Еще один эффективный способ – скошенная или завышенная пяткарежущего звена. Такая конструкция позволяет пильной цепи слегка просесть вмомент удара режущего зуба о древесину, и звено не сразу бьет по шине, да и силаэтого удара заметно снижена. В результате уменьшается не только вибрация, но иизнос шины и цепи.

Эти конструктивные элементы призваны помогать и при обратномударе – ситуации, возникающей, когда пользователь касается какой-либо твердойповерхности носком шины при движущейся цепи (если проводить аналогию с часовымциферблатом – сектором «от 12 до 3 часов»). При этом пила резко отскакивает,создавая травмоопасный момент. Скошенный ограничитель резания и амортизационныевыступы минимизируют этот эффект.

Порядок следования звеньев

Пильные цепи классифицируют, ориентируясь на их габариты,конструктивные особенности и на порядок следования звеньев. Он может бытьстандартным, с полупропуском или пропуском. В первом случае на каждый резецприходится два ведущих звена. Во втором – каждое третье режущее звено замененосоединительным. И, наконец, в третьем случае на месте каждого второго режущегозвена установлено соединительное.

Приобрести готовую цепь с «нестандартным» чередованиемзвеньев практически невозможно – в магазинах они не встречаются. Другое дело,если цепь клепают самостоятельно. Искусственно завышенное расстояние междурезцами уменьшает их количество, а, следовательно, снижает себестоимость. Однакоувеличение этой дистанции усиливает вибрацию, снижает производительность искорость пиления.

Уход и обслуживание пильных цепей

Пильная гарнитура – то есть цепь, шина и ведущая звездочка –это расходный материал, и, естественно, при приобретении пользователя интересуетвопрос: надолго ли этого материала хватит? Но здесь точного ответа несуществует, так как «срок годности» вышеозначенных деталей во многом зависит оттипа работ, которые будут выполнять с их помощью, от степени ухода за ними ит.п. Загрязненный распиловочный материал и неаккуратное обращение значительноснижают срок службы. К примеру, если во время работы коснуться кончиком шиныземли, то заточка быстро «уходит» – песок (т.е. абразив) в сочетании с высокойскоростью движения очень быстро «сносят» ее. Гвоздь в старом бревне,разделываемом на дрова, порой способен погубить даже новую цепь без надежды нареанимацию. И нет нужды напоминать, что подобные моменты опасны не только дляцепи и пилы, но и для самого оператора.

Если же все детали будут вовремя и качественно смазываться,зубцы – получать должную и аккуратную заточку, то одной шины хватит примерно наодну ведущую звездочку и три-четыре цепи. Причем цепи желательно использоватьпоочередно: сегодня – одну, завтра – другую и так по кругу. Тогда шина,звездочка и сами цепи будут изнашиваться равномерно. Если же использовать лишьодну цепь, оставив другие «про запас», то, когда до них дойдет очередь, онибудут работать с «проскальзыванием», испытывая дополнительные динамические ударыпри движении, и выйдут из строя намного быстрее. А все потому, что ведущаязвездочка износится под конфигурацию хвостовиков первой цепи.

Обкатка новой цепи – рекомендованнаяспециалистами последовательность действий, обеспечивающая ей долгую «трудовую»жизнь. Первый шаг – замачивание цепи в масле в течение нескольких часов. Смыслмероприятия очевиден: смазка успевает затечь во все мелкие щели, надежно«пропитать» детали и трущиеся соединения. Второй шаг – установка цепи на шину икратковременная «прогонка» на холостых оборотах. Остановив после этогодвигатель, нужно проверить натяжение цепи и при необходимости подтянуть ее,предварительно остудив. И уже после этого, проведя несколько пропилов сминимальным нажимом на шину и перепроверив натяжку цепи, приступатьнепосредственно к работе.

Натяжка цепи - очень важный момент. Цепь,натянутая недостаточно, будет болтаться и может соскочить с шины или дажелопнуть. Перетяжка также ничего хорошего не сулит – это чрезмерный износ иповышенные нагрузки на двигатель. Кроме того, конструкция практически всех пилтакова, что натяжка цепи укрепляет и шину – в «расслабленном» состоянии шинасвободно ходит влево-вправо. Для проверки достаточно в верхней части шины,примерно в середине или чуть ближе к кончику, взять цепь за зубец и потянутьвверх. При правильном натяжении примерно треть хвостовика остается в пазу шины.Если больше – цепь перетянута, меньше – недотянута. При этом сама цепь должнасвободно перемещаться рукой.

Смазка . О необходимости тщательной смазкицепи мы уже упоминали. Но даже если цепь и пила оборудованы различными системамиулучшения смазки, предварительное замачивание цепи в масле ей не повредит, а,наоборот, снизит вызванный трением износ и обеспечит более протяженный срокслужбы.

Заточка цепи требует соблюдения двухправил. Во-первых, следует контролировать остроту углов режущего звена, высотуограничителя пропила и соответствие этих параметров изначально заданным назаводе. И, во-вторых, четко контролировать идентичность габаритов всех режущихзвеньев одной цепи.

Чем же грозит несоблюдение этих принципов? Так, если на всехрежущих элементах углы будут одинаковые, но неправильные, пользователь рискуетполучить либо заниженную производительность, либо усиленную вибрацию и нагрузкуна двигатель. При различных углах заточки из-за неравномерной нагрузки нарежущие элементы усилится вибрация и возрастет вероятность разрыва цепи. Вовсяком случае, преждевременный выход из строя ей будет обеспечен.

Вот потому-то все зубья цепи должны быть заточены равномернои под одними и теми же изначально заданными углами, которые, кстати сказать,были установлены опытным путем. Тогда цепь прослужит максимально долго иэффективно. Это не слишком сложная задача, специальные приспособления длязаточки цепи позволяют, не задумываясь и не прибегая к точным измерительнымприборам, выдерживать заданные параметры.

Еще один важный момент – отслеживание малейших трещин,потертостей и побитостей, способных привести к разрыву цепи. Если цепь рвется впроцессе работы, она соскальзывает с шины и на большой скорости отлетает вниз,под ноги оператору. Во избежание несчастных случаев на всех пилах устанавливаютцепеуловитель в виде выступа. И все равно лишнее внимание не повредит.

Каждому пользователю будет небезынтересно узнать, что любаяновая запечатанная в пакетик цепь – всего лишь штамповка, и, подточив ее, можноповысить производительность примерно на четверть. Кроме того, у новых цепейвысота ограничителя пропила, а фактически толщина получаемой стружки,автоматически «настроена» на минимальное значение, т.е. для условий работы в«суровых» условиях (зима, мерзлая и твердая древесина и т.д.). И если распиловкапроизводится летом, а ее объект – свежесрубленная сосна, есть резон подправитьограничитель (применив специальный шаблон) для ускорения работы.

Первые ручные бензопилы появились в 1920-х. На них устанавливались цепи с прямыми и плоскими зубьями – такая цепная система не отличалась высокой эффективностью и была весьма трудоемкой в обслуживании. В 1947 году Джозеф Кокс предложил новый тип цепи. Ее форма была Г-образной, за счет чего удалось многократно повысить производительность бензопил, и обеспечивала простоту заточки. В результате цепь Кокса достаточно быстро вытеснила с рынка всех своих конкурентов. В настоящее время большинство бензопил снабжаются именно такими цепными системами - они имеют характерный серпообразный режущий профиль и позволяют эффективно работать с любым типом древесины.

Конструкция пильной цепи

Концепция , предложенная Джозефом Коксом оказалось настолько удачной, что не претерпела практически никаких конструктивных изменений. По большому счету усовершенствования коснулись лишь системы смазки инструмента, а также борьбы с обратной отдачей и вибрациями.

Любая пильная цепь состоит из звеньев трех типов :

  1. Режущие

Это наиболее сложная деталь цепной гарнитуры. Ее конструкция включает ограничитель глубины пропила и режущий элемент с контурным углом резки.

  1. Ведущие

Такие звенья еще называют хвостовиками. Через ведущую звездочку они передают вращение от двигателя пилы на цепь, обеспечивая ее стабильное положение на шине.

  1. Соединительные

Предназначены для соединения режущих и ведущих элементов.

Главными в цепной системе являются . Они бывают лево- и правосторонними, а их режущие грани выступают за плоскость шины, что обеспечивает свободный распил с минимальным сопротивлением резке. Цепные зубья (резцы) работают по принципу рубанка – чем дальше будет выдвинута верхняя режущая кромка, тем крупнее будет распил.

Резцы пильной цепи различаются на два основных типа :

  1. Чизель (англ.chisel – долото, резец)

Обладают высокой производительностью и обеспечивают хорошую скорость пиления. Конфигурация таких резцов обеспечивает меньшую площадь контакта с древесиной при распиле, благодаря чему снижается сопротивление последней. Недостатками цепных зубьев чизельного типа являются высокая чувствительность к абразивной среде, а также сложность и трудоемкость процесса заточки.

  1. Чиппер (англ. сhipper – рубить в щепу)

Серпообразный профиль чипперных резцов менее эффективен из-за увеличенной площади контакта при распиле. С другой стороны чипперы очень удобны в обслуживании, поскольку скругленный угол резца не так болезненно реагирует на погрешности при затачивании.

Цепи с чипперными звеньями предпочтительно использовать при резке загрязненной древесины.

Основные параметры

Пильные цепи принято различать по :

  • направлению распила (продольные и поперечные);
  • габаритам (длине и размеру элементов цепной гарнитуры);
  • конструктивным особенностям;
  • порядку следования режущих звеньев.

Распил древесины вдоль волокон вызывает большее сопротивление, нежели поперек. В виду востребованности обоих видов распиловки производится два вида пильных цепей – продольные и поперечные. Они отличаются углом атаки резцов. В результате при продольном распиле повышается производительность пилы, а при поперечном сглаживается «агрессивность» инструмента. Ну а вместе с последней снижает уровень вибраций и уменьшается нагрузка на двигатель.

При невысоких требованиях к качеству продольный распил можно выполнять мотопилой с поперечной цепью.

Представленных сегодня на рынке, имеют различные габариты. Одним из главных параметров пильной цепи является количество звеньев, т.е. длина цепи. Кроме того, цепные системы имеют определенный шаг. Он измеряется расстоянием между тремя последовательно соединенными звеньями, деленным на два.

Классификация пильных цепей по шагу

В зависимости от значения шага пильные цепи различаются на 5 классов :

  1. 0,25 (1/4)’’

Малый шаг имеют цепи, устанавливаемые на одноручные мотопилы. Такой инструмент не отличается мощностью, однако позволяет выполнять точные работы, т.ч. в труднодоступных местах.

  1. 0,325’’ и 3/8’’

Цепи с такими значениями шага получили наиболее широкое применение. Свыше 80% производимого в мире инструмента снабжаются именно такими цепными гарнитурами.

  1. 0,404’’ и 3/4’’

Крупные цепные гарнитуры устанавливаются на большие пилы с повышенной производительностью – валочные системы, харвестерное оборудование и т.п.

Очевидно, что чем больше размеры звеньев цепи, тем большей производительностью она обладает. При этом следует помнить о том, что и распил будет шире, а значит, для преодоления сопротивления древесины резке понадобится большая пила.

Классификация по толщине хвостовика

Толщина ведущих звеньев является вторым по значимости параметром цепи. Он должен совпадать с размером паза шины, по которому в процессе работы скользит последняя. За счет этого повышается надежность посадки и исключается риск ее соскока в процессе работы. Сам же ход цепи при этом выполняется плавно, без лишних рывков и вибраций.

Мировые производители пильных цепей выпускают гарнитуры 5 основных типоразмеров :

  • 1,1 мм (миниатюрные цепи для мини-пил);
  • 1,3 мм (наиболее востребованы, т.к. устанавливаются на );
  • 1,5 мм (устанавливаются на пилы высокой мощности и производительности);
  • 1,6 и 2 мм (цепи с толстыми хвостовиками устанавливаются на профессиональных и промышленных пилах).

Высота профиля, глубина резки и объем двигателя пилы

В зависимости от высоты режущей кромки, расположенной над плоскостью направляющей шины пильные цепи различаются на высоко- и низкопрофильные. Первые обеспечивают максимальную производительность, тогда как вторые имеют увеличенную площадь опоры режущего звена, вследствие чего дают тонкую стружку и являются более безопасными в работе.

Глубиной резки называют величину зазора между верхней гранью резца и ограничителем пропила, который регулирует толщину стружки. Наиболее востребованы пильные гарнитуры с зазорами 0,025’’ и 0,03’’, тогда как цепи со значением этого параметра до 0,07’’ применяются в составе агрегатов машинной валки леса. Именно глубина резки определяет производительность цепной гарнитуры. Однако, чем большей она будет, тем сильнее пила будет вибрировать при работе. С целью уравновесить показатели производительности и вибраций на цепи с большим шагом производители устанавливают режущие зубья с минимальной глубиной и наоборот .

Объем двигателя пилы имеет самое прямое отношение к . Если последняя будет установлена на слишком мощный инструмент, то будет подвержена повышенным нагрузкам и выйдет из строя гораздо раньше положенного срока. Поэтому при покупке цепной гарнитуры следует внимательно изучить технические характеристики самой пилы.

Порядок следования режущих звеньев

В списке основных параметров пильных цепей также находится порядок следования режущих звеньев. В стандартной конструкции на каждый из резцов приходится по паре хвостовиков. В цепи же с полупропуском каждый третий резец заменен ведущим звеном, а в гарнитурах с полным пропуском – каждый второй. Цепи второго и третьего типа не производятся – они изготавливаются кустарным методом из заводской продукции.

Гарнитуры с пропуском и полупропуском стоят значительно дешевле стандартных, однако уступают им в производительности, надежности и удобстве в работе.

Система смазки пильных цепей

От качества напрямую зависит надежность и эффективность последней. С целью обеспечения нормальной работы инструмента производители снабжают его масляным насосом, который подает масло на режущую систему через специальные отверстия. За равномерное распределение масла отвечает сама цепь – ее хвостовики, проходя через звездочку, захватывают смазку, которая в результате движения гарнитуры растекается по ней и шине пилы. Нередко для повышения эффективности смазывания в ведущих звеньях с помощью фрезы или сверла выполняются специальные каналы, а в соединительных – дополнительные углубления.

Система смазки мотопилы работает на снижение разрушающего эффекта трения и, конечно же, нагрева. Это значительно увеличивает срок службы как цепной гарнитуры, так и инструмента в целом. Поэтому пользователь должен контролировать процесс смазывания. Если при разгоне цепи на линии распила отсутствует масляный след, это означает, что пила перегревается, а сама цепь может достаточно быстро затупиться, а то и вовсе лопнуть .

С целью повышения смазывающего эффекта мировые производители выпускают масла для пил на органической основе. Стоят они несколько дороже, однако обеспечивают в четверть меньший расход, а при выделении в окружающую среду саморазлагаются в течение нескольких часов.

На современные бензопилы можно устанавливать цепи и шины с различными параметрами. Однако перед покупкой новой гарнитуры для конкретной модели, следует удостовериться, что ее система смазки справится со своими функциями при работе.

Вибрация и отдача при распиле

Ни первого, ни второго при работе с бензопилой не избежать, однако можно снизить их интенсивность. возникает вследствие столкновения резцов с древесиной. В момент контакта режущей кромки с деревом она на долю секунды оказывается зажатой между ним и шиной. Часть ударной энергии через гарнитуру, ведущую звездочку и корпус пилы передается на руки пользователя.

Для уменьшения эффекта отдачи вследствие вибраций при распиле древесины используются :

  • скошенный ограничитель пропила (обеспечивает мягкое движение цепи за счет плавного соскальзывания древесины с резца);
  • амортизационные выступы на хвостовиках и соединителях (способствуют погашению вибрации при ее передаче на звездочку);
  • скошенная либо завышенная пятка резца (обеспечивает проседание цепи в момент удара, что способствует не только гашению вибрации, но и снижению износа цепной гарнитуры и пильной шины).

Благодаря применению этих конструктивных элементов в цепи существенно уменьшается риск травматизма при отскакивании пилы вследствие контакта носка шины с твердой поверхностью.

Обслуживание пильных цепей: основные моменты

Пильная гарнитура, шина и ведущая звездочка являются расходными материалами. Поэтому наиболее важные вопросы при покупке инструмента и гарнитуры к нему касаются надежности и долговечности. Во многом они зависят от типа и интенсивности работ, которые будет выполнять пользователь. Не менее важную роль играют:

  • смазка гарнитуры;
  • обкатка и натяжка цепи;
  • заточка резцов;
  • уход за инструментом.

Обкатка цепной гарнитуры выполняется путем ее замачивания на некоторое время в масле с последующим кратковременным прогоном на холостых оборотах и регулировкой натяжения. Если цепь будет натянута недостаточно, она будет постоянно соскакивать, тогда как перетяжка приводит к увеличению нагрузки на цепь и ее преждевременному износу.

Вследствие интенсивной резцы пильной цепи затупляются. Чтобы каждый раз не приходилось покупать новую гарнитуру, пользователь может выполнить заточку режущих элементов самостоятельно. При этом необходимо четко соблюдать соответствие остроты углов резца и высоты ограничителя заводским параметрам. Кроме того, нужно проследить, чтобы все режущие звенья цепи были заточены одинаково. В противном случае снизится производительность инструмента либо усилится вибрация и нагрузка на двигатель пилы.

Еще одним важным моментом при работе с бензопилой является контроль целостности цепи. При возникновении малейших трещин, потертостей или повреждений ее следует заменить. В завершение отметим, что только грамотный подбор, а также своевременный и правильный уход за инструментом и гарнитурой может обеспечить нормальную производительность, долговечность, надежность и, разумеется, безопасность бензопилы.

Сервисное обслуживание бензопилы, видео

Бензопилу можно назвать довольно распространенным инструментом, который применяется для резания дерева. Механическая обработка в рассматриваемом случае осуществляется за счет специальной пильной цепи, фиксация которых проводится на специальной шине. Длительная и неправильная эксплуатация довольно часто становится причиной, по которой приходится проводить демонтаж и заточку. При этом со снятием цепи для продольного пиления и ее надеванием сегодня не возникает проблем, то с непосредственной заточкой все же есть проблемы. Рассмотрим особенности подобной процедуры подробнее.

Современная цепь для продольного пиления представлена достаточно сложной конструкцией, которая изготавливается при применении высококачественной стали, характеризующейся повышенной износоустойчивостью и коррозионной стойкостью. Среди особенностей можно отметить следующее:

  1. Конструкция представлена отдельными звеньями, которые соединены между собой особым способом. За счет этого обеспечивается высокий уровень гибкости, цепь для продольного пиления может повторять сложную форму шины.
  2. Есть несколько различных пластин по предназначению: режущие, направляющие и соединительные. Режущие проводят непосредственное снятие материала.

Естественный процесс эксплуатации становится причиной, по которой происходит износ режущих пластин. Кроме этого, нарушение рекомендаций по эксплуатации также могут привести к подобному результату, к примеру, если в зону резания попал грунт.

Именно поэтому все обладатели подобного инструмента должны уделить внимание тому, каким именно образом проводится заточка.

Заточка цепи для продольного пиления, как правило, проводится исключительно при износе, периодически процедура выполняется крайне редко. Именно поэтому нужно знать то, какие именно признаки указывают о необходимости проведения подобной процедуры. Среди особенностей рассматриваемого вопроса отметим следующее:

  1. Зуб цепи продольного пиления бензопилы характеризуется сложной конфигурацией, поэтому просто при визуальном осмотре определить дефекты не получится.
  2. Для проверки состояния зубьев проводится пробное пиление. Если при выполнении подобной работы возникает вибрация, то это указывает на необходимость заточки.
  3. Определить состояние цепи для продольного пиления можно также при визуальном осмотре стружки. Грубая стружка и вмятины также указывают на необходимость проведения обслуживания.
  4. Сила нажима бензопилы также учитывается при оценке состояния цепи. Вначале при пилении пластины легко входят в материал, но при сильном износе даже в начале приходится прикладывать силу.

При визуальном осмотре также могут быть выявлены закругления и конические участки, которые указывают на износ цепи и другие дефекты. Однако, подобный признак может выявить исключительно специалист с большим опытом.

Углы шлифования и конфигурация зубьев пилы

Как ранее было отмечено, рассматриваемое изделие характеризуется довольно сложной конфигурацией. Среди особенностей современных вариантов исполнения можно отметить следующие моменты:

  1. Выбор цепи для продольного пиления проводится для конкретной модели бензопилы, так как конфигурация во многом зависит от мощности и некоторых других моментов.
  2. Для продольного распиливания шаг расположения режущих пластин составляет 0,325 дюйма. За счет этого обеспечивается высокая стабильность на момент работы.
  3. Режущая кромка может иметь толщину 1,3 мм. В продаже встречаются также варианты исполнения, которые имеют толщину около 1,1 мм, но их сложно заточить в домашних условиях. Кроме этого, небольшая толщина позволяет проводить резание не толстых веток.
  4. Уделяется внимание и высоте профиля, которая варьирует в диапазоне от 0,625 до 0,762 мм. Для бытовых вариантов исполнения подходит вариант исполнения с низким профилем. Этот показатель определяет вероятность появления вибрации на момент пиления.

Угол заточки цепи бензопилы во многом зависит от цели инструмента, так как некоторые подходят для поперечной резки, другие для распиловки. Продольная стойкость древесины к пилению весьма высокая, поэтому края должны быть весьма острыми. Рекомендуемый угол заточки составляет 6-12°. Разница углов распила выбирается в зависимости от поставленной задачи, а также некоторых других моментов.

При выполнении работы не стоит забывать о том, что слишком малый показатель заточки становится причиной быстрого измельчения кромки. Этот момент наиболее важный в случае, когда изделие изготавливается при применении легированных сталей, к примеру, марки 40ХГС.

Шаблон заточки цепной пилы

Для существенного упрощения процедуры рекомендуется приобрести специальный шаблон, за счет которого существенно упрощается процедура установки требуемого угла. Подобный инструмент позволяет проверять показатель задних углов конической и верхней лопатки, а также переднего края режущей кромки.

Специалисты указывают на то, что наиболее важно использовать шаблон для контроля заднего угла. Это связано со сложностью изменения этого показателя, при этом он должен выдерживаться в строгом диапазоне.

Довольно распространенным показателем можно назвать угол измельчения, который также изменяется в зависимости от поставленной задачи.

Слишком высокая твердости материала определяет необходимость уменьшения подобного показателя. Специалисты указывают на то, что оптимальное значение варьирует в пределе от 10 до 12°.

Довольно большое распространение получили специальные инструменты, которые могут применяться для упрощения процедуры. Подобные машины оснащаются специальным электрическим приводом и с повышенной износоустойчивостью.

Для применения в домашних условиях подходит инструмент небольших размеров. Такие устройства могут питаться от сети 220 В, и при этом показатель электропотребления составляет 100 Вт. Установка цепи довольно проста, процедура заточки может проводится даже без наличия специальной подготовки.

При выборе машины уделяется внимание нижеприведенным моментам:

  1. Регулировка угла заточки в определенном требуемом диапазоне.
  2. Возможность обработки цепи с различным шагом и толщиной режущей кромки.
  3. Особенности процедуры смены шлифовальных дисков.
  4. Контроль значения ширины реза.
  5. Мощность установленного электрического двигателя и показатель энергопотребления.

В заключение отметим, что допущенные ошибки на момент заточки могут стать причиной повышенного износа цепи. Именно поэтому при частом использовании инструмента и отсутствии требующей машины для заточки рекомендуется доверить работу профессионалам, которые предоставляют соответствующие услуги.