Дизайн в стиле рококо. Английская мебель рококо

Стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII в.(по разным источникам – до конца века, приблезительно около столетия и тд., точной даты окончания нет) как развитие стиля барокко. Иногда стиль Рококо определяют как последнюю, кризисную фазу развития Барокко. И Рококо, и Барокко насыщены и декоративны, но если барочная пышность напряжена, динамична, то рокайльная – нежная и расслаблена. В целом французское Рококо более связано с формами стиля Регенства начала XVIII столетия.

Рококо сразу возник как камерный стиль аристократических гостиных и будуаров, оформления интерьера, декоративного и прикладного искусства и практически не нашел отражения в архитектурном экстерьере. Рококо – оригинальное явление, не имеющие прототипов в истории искусства. В этот период продолжается усиливаться восточное, и, прежде всего китайское влияние – т.н. стиль шинуазри . Изящные по формам, украшенные тонким, изысканным декором художественные изделия китайских мастеров отлично гармонировали со стилем, процветавшим при европейских дворах.

Орнамент – главный выразитель данной эпохи, имел 2 формы развития:1)тенденция к натурализации (декор в виде мелких цветных гирлянд с купидонами, ленточками), 2) основное – абстрагирование, асимметричность как элементов декора, так и самой композиции. Всё сводится к рокайлю, он заменил мотив волюты (барокко). Отразил внутреннюю опустошенность духовного мира европейского дворянского общества.

Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

Фарфор как материал с его белоснежной поверхностью и тонкой, миниатюрной росписью был одним из главных художественных открытий эпохи Рококо.

Стиль рококо впервые воздвиг комфорт и удобство интерьера в ранг искусства. Распространяясь по Европе, стиль рококо обрел местные характерные черты в каждой из стран. Во Франции, при всей пышности убранства, стиль рококо сохранил черты тонкого благородства. В интерьерах Германии большее распространение получила лакированная красочная мебель, рассчитанная на менее изощренный вкус. В Австрии стиль рококо выразил себя в спокойных, по-домашнему уютных формах. Голландскую мебель рококо отличает простота и лаконичность линий. Своеобразие английскому рококо придают примеси из готических и китайских элементов.

Архитектура

В целом : Стиль не нашёл яркого выражения в арх, а более проник в интерьер. Архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п.

Конкретно :В особняках и отелях крупнейших французских зодчих рококо: Робера Декотта, Габриэля, Боффрана, Оппенора, Дельмера, Мейссонье, они часто отступали от логической ясности и рационального подчинения частей целому. Скульптурная деталь, применяемая для украшения фасада, делается более выпуклой, приобретает самодовлеющее значение, не подчиняясь больше основным архитектурным линиям. Плоские пилястры большого ордера заменяются выпуклыми полуколоннами, придающими стене более живописный вид.

Ярким образцом рококо принято считать отель Субиз в Париже по проекту Пьера Алексиса Дельмера (1675-1745). По своему экстерьеру отель строг, классицистичен, лишь некоторые конструктивные элементы: выпуклые скульптурные детали и полуколонны, украшающие фасад здания. Но следует отметить, что для архитектуры рококо во Франции характерно то, что главное внимание зодчего сосредоточивалось не на экстерьере, а на интерьере, поэтому основные изменения коснулись, прежде всего, внутренней планировки зданий.

Гораздо более яркий, полномасштабный пример расцвета рокайльного искусства в архитектуре даёт нам Германия (крупнейшими представителями рококо здесь являются архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф), причем, прежде всего в сферах, не востребованных французской традицией. Именно в Германии сформировались такие уникальные явления, как летняя увеселительная резиденция и церковная архитектура рококо - области, не получившие никакого распространения во Франции, хотя именно в них все формальные характеристики и эстетические возможности стиля проявили себя особенно убедительно и исчерпывающе. Наконец, германский регион на сегодняшний день сохраняет наибольшее количество памятников рококо, дающих наиболее последовательное и полное представление об этом искусстве.

Наиболее удачный пример немецкого рококо - королевская резиденция Сан-Суси, построенная архитектором Венцелаусом Кнобельсдорфом (1699-1753) в пригороде Берлина Потсдаме для короля Пруссии Фридриха II.

Другой значительный памятник эпохи - дворец Амалиенбург близ Мюнхена (Бавария), выстроенный приехавшим из Франции архитектором Франсуа Кювилье (1695-1768), - еще более скромен по своим размерам, чем резиденция прусского короля. Это маленькое строение представляет собой образец строгого и сдержанного французского вкуса.

Строительная деятельность в прочих странах значительно отстает от Франции и Германии.

Скульптура

Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан, Пегаль, Пажу, Фальконе, Клодион. В скульптуре рококо преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия И.И. Кендлера). Прихотливое изящество отделки, частое заимствование экзотических декоративных мотивов китайского искусства, виртуозное выявление выразительных возможностей материала присущи рокайльному декоративно-прикладному искусству.

Крупнейшие скульпторы эпохи рококо: Ж.Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион, Гудон.

Скульптура рококо - это пластика малых форм, камерная по содержанию, в которой привлекают интимная прелесть образов и изящество их решения. Эти черты отличают и лукаво-шаловливого “Амура” Этьен-Мориса Фальконе (1716-1791)и группу “Амуры, борющиеся за сердце”, исполненную Жан-Батистом Пигалем (1714-1785): Очарование последней - в забавном сюжете, в прихотливой игре линий, в мастерстве воспроизведения пухлых детских тел, быстрых, легких в движении и в то же время по-детски немного неуклюжих, неловких.

“Речная нимфа" Клода Мишеля, прозванного Клодионом (1738-1814). близка рокайльной скульптуре. Пленителен девически-нежный облик, непринужденная грация позы. Статуэтка выполнена из терракоты, подчеркивающей своей фактурой и тоном тепло жизни, которое ощущается в мягкой пластике тела. Дробные складки ткани оттеняют плавность линий фигуры нимфы.

Прекрасным образцом скульптуры стиля рококо является и статуя музы - Талии, исполненная братьями Гропелли. Мраморное изображение музы имеет мягкую, гладкую моделировку тела и несколько удлиненные пропорции.

Шедевр Гудона - мраморная статуя восьмидесятичетырехлетнего Вольтера.

Живопись

Любимыми темами художников Рококо стали не сила, страсть и героика, а нежность и игра. Есть только настоящее, без прошлого и будущего. Эстетизируется само мгновение, а не жизнь. Идейной и эмоциональной основой стиля французского Рококо стал гедонизм и индивидуализм, сформировавшийся еще в период Регентства, а формой – интимная грация, дух мелочей.

Живопись имела преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту. Живопись рококо, тесно связанная с интерьером, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. Главные виды изобразительного искусства: настенные панно (самая распространенный вид, были большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы; в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность), плафоны и декоративные композиции, расположенные над дверными или оконными проемами – десюдепорты (франц. dessus-de-porte – над дверью). Изменился заказчик картин-помимо церкви и королевского двора, появляется «третье сословие» и новая аристократия.

Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления; достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж. Также в то время характерной чертой была эротика – изображения обнаженной натуры Венеры,нимф.

Со временем появляется и новый жанр камерно-декоративной живописи – пастораль (франц. pastorale от лат. pastoralis – пастушеский). Но в эпоху Рококо это не просто деревенский, сельский мотив, а идиллические картины «пастушеской» жизни с эротическим подтекстом

Одним из основоположников стиля «рококо» был А.Ватто («Паломничество на остров Киферу», «Вывеска Жерсена», Ф. Буше («Венера, утешающая амура»), О. Фрагонар («Уроки музыки», «Пастораль»). Их картины большей частью декоративны и предназначены для жилого интерьера. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись. Это портретная живопись РОкотова: Коронационный портрет Екатерины II, Портрет Г.Г.Орлова в латах

Интерьер

В оформлении интерьеров стиль рококо проявился наиболее ярко. стиль рококо - это стиль будуаров и маленьких гостиных для узкого круга близких друзей.Характерные черты рококо – изнеженность и доведенная до предела утонченность. Вместе с тем интерьеры рококо перегружены декоративными деталями и мебелью, которая приобрела гибкие, мягкие, уютные формы. Зеркала, позолота, богатые лепные узоры по потолкам и стенам ломают пространственную структуру интерьера, углы комнат закругляются. Динамичные и ассиметричные формы задают основной тон.

Во времена рококо архитекторы впервые стали целенаправленно стремиться к стилевому единству интерьера. Декор стен и потолков, формы мебели, расцветки драпировочных и обивочных тканей, декоративные предметы, двери и аксессуары – все выстраивалось в целостный ансамбль. Новые формы светской жизни диктовали новую расстановку мебели, которая собиралась небольшими группами в разных местах помещения. В группу обязательно входили стол, диван, несколько кресел и стульев. Такие «центры тяготения» для гостей задумывались как целостные композиции, которые обязательно поддерживали единый стиль всего помещения.

Главной доминантой интерьера рококо служил невысокий камин, покрытый мраморной плитой и изящно отделанный стукко (искусственный мрамор, высший сорт штукатурки). На камин ставили часы и декоративные предметы, над камином вешалось зеркало в роскошной раме. В интерьере рококо использовались самые дорогие материалы: мрамор, экзотические породы дерева, бронза, золото, шелк, гобелен. Цвета стиля рококо нежные, пастельные;основные цветовые сочетания – белое с голубым, зеленым или розовым, и обязательное присутствие золота.

Во времена рококо расцвела и достигла своего апогея мода на «китайщину» или шинуазри (chinoiserie). Изящные, украшенные тонким декором художественные изделия китайских мастеров отлично гармонировали со стилем рококо. Владельцы дворцов и роскошных особняков в обязательном порядке заводили «китайский зал», обставленной лаковой китайской мебелью, или на худой конец, просто устраивали галерею китайского фарфора в одной из комнат.

Как результат увлечения «китайщиной» в Европу были завезены бумажные обои для оклейки стен жилых помещений. В интерьерах рококо появились передвижные и раздвижные ширмы, расписанные в китайском стиле; аквариумные рыбки; изысканные орхидеи и тонкоствольные деревья. Получили распространение декоративные подушки из шелковой материи с крупными цветами.

Мебель

Утонченность стиля рококо отразилась не только на характере мебели, но и на появление новых видов мебели, предназначенных в основном для аристократичных женщин. Секретер на высоких ножках с наклонной откидной доской и множеством потайных отделений, картоньерка (шкафчик для бумаг), туалет с откидным зеркалом, разнообразные тумбочки и столики призваны были создавать особые удобства для своих хозяек.

Формы мебели для сидения изменились в сторону большего удобства и элегантности. Появились канапе (диван в форме соединенных двух-трех кресел), шезлонг, бержер (глубокое кресло). Контуры мебели становятся все более мягкими и волнистыми, изгиб ножки усиливается. Среди корпусной мебели главную роль играют комоды и секретеры. Детали мебели растворяются в общем объеме и кажутся отлитыми из пластичной массы. Декоративно мебель украшается прихотливыми орнаментами в виде вьющейся лозы, цветочных гирлянд, ромбовидной сетки и золоченой бронзой. Большое количество разных видов столов, созданных в зависимости от их назначения.

Говоря о мебели рококо, нельзя не упомянуть выдающегося английского мебельного мастера Томаса Чиппендейла (1718-1719 гг.). Стиль мебели Чиппендейла представлял собой своеобразное сочетание французского рококо с готическими и восточноазиатскими мотивами. Чиппендейл ввел в моду большие напольные часы. В своей мебели он часто использовал мотив птичьей когтистой лапы, которая держит шар. Он довел до совершенства формы многих изделий мебели, начиная от стульев и письменных столов и заканчивая книжными шкафами. Многие типы разработанной им мебели дошли до наших дней без существенных изменений.

Екатерининское рококо: Китайский дворец в Ораниенба́уме, Золотой кабинет; Баварское рококо: базилика Фирценхайлиген;

Получает свое развитие фабикация фарфора, появляется бисквит. Особенно популярны были в Европе фарфоровые статуэтки Мейсенской мануфактуры (Германия).а также Севр.Хрупкие, раскрашенные нежными красками фигурки были сродни персонажам современных им картин. Из фарфора также изготавливали вазочки-ароматницы и другие предметы, сплошь покрытые мелкими фарфоровыми цветками.

Кроме фарфора - в моде серебро. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое.Серебро также используется для предметов освещения, сервизов и в отдельных случаях - для мебели. Мягкий и податливый материал с легкостью принимал пластичные, причудливые формы стилей регентства и рококо. В этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе - искусство сервировки стола.

Продолжали использоваться фаянс.

Мода на китайские ширмы, фарфор и лаковую живопись отразилась в гобеленах с изображениями цветов, птиц, пагод, мужчин и женщин в китайских одеждах. Они органично дополняли экзотическую картину, создаваемую в интерьерах рококо подлинными китайскими изделиями.

Также, именно в ту эпоху получило распространение искусство красивой сервировки стола и приготовления пищи

Мужской и жнский костюм эпохи рококо.

Мужчины носят жюстокор. В эпоху рококо полы жюстокора становятся шире, теперь они как бы торчат в разные стороны.

В эпоху рококо под жюстокор мужчины одевали камзол. Камзол – это вид мужской одежды, сшитой в талию и длиной до колена, иногда шился и без рукавов, его часто, особенно зимой, носили под кафтан. К XIX веку камзол превратится в жилет. В эпоху же рококо в мужском костюме из фалд камзола формируется «юбка на обручах», ведь мужская мода во всём стремится подражать женской.Мужчины также носили белоснежные рубашки с кружевными жабо и шейными платками.Ткани, как в женском, так и в мужском костюме были нежных, пастельных тонов. Мужской костюм, как и женский, обильно украшался воланами, пуговицами, лентами, кружевами.Мужчины также носили штаны длиной до колена, которые дополняли белые чулки. Впрочем, причёски в отличие от барокко становятся более простыми и плоскими. Волосы завиваются в локоны, обрамляющие лицо, позже – собираются в косы. Головной убор – треуголка. Идеальный мужчина – придворный франт.

Женщины по-прежнему носят пышные юбки – панье, которые держаться на каркасе, а также корсеты. В начале эпохи рококо юбка немного уменьшается, однако затем вновь расширится до максимально возможного предела. Причёски также изначально становятся менее пышными – в моде гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов.

Огромные юбки принимают уже даже не круглую, а овальную форму. Лиф же платья вытягивается вниз, ниже талии, в виде треугольника, он также имеет достаточно глубокий вырез. В платье становится особенно заметен этот контраст – крупной пышной юбки и маленького, совершенно не объёмного, по сравнению с ней лифа. Рукава платья сужаются к локтю, их обильно украшают лентами, каскадами кружев.

Ленты становятся любимым украшением эпохи рококо . Кроме лент активно использовались и цветы, причём как натуральные, так и искусственные. Именно в эпоху рококо искусственные цветы впервые начинают использоваться для украшения наряда, до этого они служили лишь для украшения храмов и изготовлялись в монастырях.

А среди тканей наибольшей популярностью пользуются сатин и атлас. Эти ткани, мягкие на ощупь, позволяют создать множество складок, которые были так необходимы в эпоху рококо, плюс блестящий атлас идеально гармонировал с матовым кружевом.

Верхней одеждой в эпоху рококо служило манто – свободный плащ, ниспадающий с плеч. Большое значение придаётся и дополнительным элементам таким, как муфта, перчатки, веер, которым дамы подавали особые знаки своим кавалерам. Тайному языку влюблённых служили и мушки – шёлковые чёрные пластыри разнообразной формы. Большое внимание стиль рококо уделяет нижнему белью, ведь в платьях, которые во многом оголяют тело, что было свойственно платьям эпохи рококо, нижнее бельё выступает на всеобщее обозрение. Женщины, как и мужчины, начинают носить чулки, как и мужчины – белые, но иногда и пёстрые . Нижнее бельё шьют из шёлка, его обильно украшают вышивкой, кружевной отделкой, золотом и серебром. Ведь декольте теперь позволяет видеть нижнюю рубашку, а нижняя юбка становится видна при ходьбе. Теперь нижнюю юбку украшают, как и верхнюю, – кружевами, воланами, лентами.

Туфли носят мягкие и низкие, Они изготовлялись из достаточно простого материала, но часто были богато украшены – ленты, вышивка, пряжки, драгоценные камни.

Идеалом женской красоты считались обладательницы осиной талии, узких бёдер, хрупких плеч и круглого лица. Идеальная женщина – хрупкая и стройная жеманница .

Ювелирные украшения

Усыпанные бриллиантами броши были необычайно модны в ХVIII веке. Формы брошей рококо различны - ленты, букеты цветов или искусно переплетенных ветвей, щедро обогащенные эффектами асимметрии.

Брошам, украшавшим декольте, соответствовали эгреты (султаны), происходящие от заколок для волос. Они сверкали бриллиантами, другими драгоценными камнями и жемчугом. В декоре преобладали натурные мотивы, вдохновлявшие ювелиров рококо - яркие бабочки и изящные перья.

Как популярное украшение костюма кавалера в тридцатых годах получают распространение пряжки для штанов. Наряду с драгоценными экземплярами использовались и имитации бриллиантов - стразы. У представителей третьего сословия бытовали стальные пряжки, привозимые из Англии.

В эпоху рококо модными становятся колье с бриллиантовыми каплевидными или звездообразными подвесками.

Любимы модницами рококо были и медальоны с миниатюрами, которые носили на цветной или черной ленте, плотно охватывающей стройную шею.

В своем увлечении игрой рококо проявило интерес к типу серег "бриоле" - подвески, находящиеся в постоянном движении. Такие серьги часто вообще лишены оправы, за исключением креплений.

В кольцах рококо также доминирует камень - бриллиант цветные камни, обычно прямоугольные или овальные в обрамлении мелких бриллиантов, в скромной, почти невидимой оправе. Однако в это время встречаются и другие формы колец - банты или цветущие ветви.

Из других украшений, в большей степени имевшим утилитарное назначение ХVIII век отдавал предпочтение флаконам для духов (так называемые шатлены), состоящие из двух блях, соединенных между собой цепочкой и несколькими цепочками на второй бляхе, к которым крепились часы, ключики от них, печатки и другие "милые" вещицы.

Хорошо известны работы французских серебряников эпохи рококо. Родоначальником в производстве серебряных изделий в новом стиле стал Ж. Месонье.

Один из шедевров французских серебряников находится в России. Это выполненный Жаком Ретье в 1770 году по заказу Екатерины II "Орловский сервиз".

Очень велико в эти годы влияние на европейское искусство французской ювелирной пластики в серебре. Помимо этого материала в декоративной пластике используется также инкрустация слоновой костью, эмали, твердый камень, жемчуг.

Книги

Если переводить с французского название стиля рококо в интерьере, то дословно оно означает «россыпь камушков и ракушек» – воображение так и рисует миниатюрные завитушки, в обилии укрывшие предметы интерьера.

Асимметрия и одновременно динамика – в пастельной палитре с преобладанием розового, желтого, голубого и зеленого с обязательными вставками белого и золотого. На незапланированную яркость имеют право только флористические орнаменты, предпочтительно китайские.

Грация и изыск требуются во всем, вещь просто не имеет права быть недостаточно ажурной. Обитателям апартаментов в стиле рококо близко ощущение вечного карнавала, будуарной игривости с эротическим подтекстом.

Стиль рококо в интерьере – чуждость серьезности

Мелкие завитушки, рассыпанные по всему помещению, и золотые волны лепнины призваны настраивать на праздничный лад. Чем сложнее и затейливее формы, чем больше пухлых амуров и игривых сувениров – тем глубже соответствие стилю.

  1. Стиль рококо в интерьере предпочитает тканевые обои, даже окрашенную стену имеет смысл украсить драпировкой из ткани с мягким глянцевым блеском.
  2. Текстиль должен быть представлен в большом количестве – с золотым и кремовым оттенком, продолжающий лепные элементы. Возможна сюжетная роспись.
  3. Потолок пастельный, однотонный, возможно – в продолжение стен – узорчатый.
  4. Между стеной и потолком устроим падугу – округлый переход, декорированный орнаментом.
  5. Пол – деревянный (паркет) либо из керамической плитки, имитирующей мрамор. Эффект белизны и золота усилит доведение напольного покрытия до глянцевого блеска.

Мебель и аксессуары стиля рококо

Рококо свойственны небольшие габариты. Утонченно оформленная мебель располагает к неге – шезлонги, бержеры (двойные диваны), кресла, диванчики и канапе, кушетки и скамейки собранны группками, что подчеркивает их хрупкость.

  1. Ножки столов и стульев – изогнутые, обивка мягкой мебели – на флористическую тематику, в виде гирлянд, цветочных сетей, с обязательными бронзовыми нитями.
  2. Секретеры – небольшие, обязательны картоньерки – небольшие шкафчики для бумаг на ножках, геридоны – миниатюрные столики для одной статуэтки либо пепельницы.
  3. В спальне особое внимание уделяется ажурному оформлению кровати. Фасад комода, размещенного в спальне, также отличается филигранным оформлением.

Стиль рококо в интерьере – находка для людей, обожающих мелочи. Вазочки и шкатулки, фарфоровые статуэтки и шелковые подушечки, подсвечники и декоративные светильники не окажутся слишком многочисленными – при условии их соответствия выбранной эпохе.

Супницы, шоколадницы и столешницы часто изготавливают из серебра.

Еще одна важная деталь - настенная роспись или живопись.

Окна уместно украсить ламбрекенами, а кровать – королевскими балдахинами.

Сложность ажурных форм в сочетании со светлыми красками обеспечивают праздничное настроение.

Освещение

Комнаты украшают роскошными люстрами и бра. Чтобы передать всю куртуазность стиля для освещения выбирают свечи в канделябрах. Конечно, в настоящее время их разумнее заменить стилизованными светильниками.

Канделябры ставят на столики или вешают между зеркалами.

Цвета

Стилю рококо характерны нежные и мягкие оттенки: светло-голубой, белый, бледно-розовый, бежевый, фисташковый, светло-зеленый и, конечно, золотой.

Рококо – это утонченный, но при этом королевский стиль, насквозь пропитанный чувственностью и романтизмом. В идейной основе стиля лежат женственность, молодость, иллюзорный мир и бегство от реальности.

Рококо в интерьере - фото

Приемник чопорно-парадного барокко, стиль рококо за несколько десятков лет покорил Европу фейерверком театральной чувственности и дворцовой роскоши. Причудливый декор интерьеров и пышность убранства парадоксальным образом соседствовали с рациональной философской мыслью века просвещения и свободомыслия. Умами современников владели не только Дидро и Вольтер, но и законодательница мод маркиза де Помпадур. Но, несмотря на свою прихотливую вычурность, стиль рококо оставил глубокий след в истории и уже три столетия вдохновляет интерьерных мастеров на создание своих шедевров.

Характерные черты рококо

Нежные пастельные тона: розовый, зеленый, белый и голубой, обилие позолоты, перегруженность интерьера декоративными элементами, множество изящной лакированной мебели, богатая лепнина на потолках и стенах, зеркала и гобелены , — все эти компоненты потребуются, чтобы создать настоящий стиль рококо в интерьере.

Эпоху отличала легкость нравов, подчеркнутый эротизм, что сказывалось на внутреннем убранстве помещений. «Рокайль», жемчужная раковина — идеологический прототип всего стиля, который угадывается почти в каждой интерьерной детали, начиная от орнаментики и заканчивая меблировкой.

Читайте у нас материал о том, как может быть изготовлена

Дизайн-проект современного помещения в стиле рококо требует безукоризненного вкуса и чувства меры. Придать интерьеру легкомысленную роскошь, не превратив его в музейный экспонат, поможет опыт интерьерных стилистов.

Как оформить стены в стиле рококо

Отделка стен приемлет и штукатурку, и обои. Однако материалы должны быть высокого качества, соответствующие роскошному стилю. Идеальное помещение — овальное. Но если такая конфигурация не определена проектом дома, не стоит жертвовать квадратными метрами, округляя периметр.

Нужную атмосферу поможет создать правильный декор. Нанесите колер пастельного цвета и украсьте стену рельефным орнаментом . Ассиметричный картуш, причудливые раковины, виньетки и завитки, — эти узоры — настоящие фавориты стиля рококо.

На финише стены декорируют фресками, картинами или гобеленами на пасторальные или мифологические темы.

Как декорировать потолок

Дворцовый стиль привнес в потолочную архитектонику новый элемент — падугу. Эта своеобразная замена карниза позволяла мягко скруглять переход от стены к потолку.

Чтобы стилизовать современное помещение в духе рококо, округлостей добиваются при помощи гипсокартоновых конструкций.

Видов обоев для спальни великом множество. Какие именно обои выбрать и как — читайте

Может быть самым разным. В нашей галерее вы увидите различные виды оформления кирпичной стены в интерьере.

На финише потолок украшают лепниной, узор которой плавно переходит со стен на потолочную плоскость. Для декора можно использовать ручную роспись античной или жанровой тематики.

Центр потолка украсьте изящной люстрой, в рожках которой установлены стилизованные лампы-свечи.

Как создать пол

Напольное покрытие для этого стиля должны отличать изящество и роскошь. В идеале это — художественный паркет из отборных штучных планок благородных пород дерева. На такую работу способны только высококлассные мастера-паркетчики, ювелирно инкрустирующие пол замысловатыми узорами.

Более экономичный вариант – простой паркет светлых золотистых оттенков. Иногда рекомендуют глянцевые мраморные полы. Но прохладные цвета стен в сочетании с холодом камня, могут создать некомфортную среду обитания. Поэтому паркет — самый предпочтительный вариант.

А вот ковры следует использовать умеренно, ведь основной акцент делается именно на блестящий орнаментированный пол.

Как выбрать мебель рококо

Это – один из самых важных этапов в создании интерьера. Светлое беленое дерево, богато украшенное резьбой, тонкие гнутые ножки стульев и столиков, узорная атласная обивка, обилие позолоты и виньеток, — именно эти излишества создают атмосферу роскоши дворцового будуара, то, чем и характеризуется мебель рококо.

Обязательными атрибутами меблировки должны стать миниатюрные диванчики, канапе и кушетки. Камин – центр интерьерной композиции. В рококо он невысокий, покрыт светлым мрамором и украшен рельефным орнаментом. Над камином — изящное зеркало в золоченой раме, а на каменной столешнице – замысловатые часы и канделябры.

Элементы декора

Рококо – стиль с женским началом, и в интерьере господствуют всевозможные «дамские штучки»: фарфоровые и бронзовые статуэтки, вазы с крупными цветами, шкатулки, лампы и светильники, стилизованные под свечи. На окнах уместны шторы с ламбрекенами и кистями, а над кроватями — навесы и королевские балдахины.

Особенный шарм интерьеру придаст столовая посуда. Изысканный фарфор с тонкими витиеватыми ручками и рельефным орнаментом, декорированный пасторальными сценками, создаст в помещении настоящий дворцовый антураж.

Рококо — вычурный стиль. При создании современного интерьера не стоит воспроизводить его буквально. Стилизованные вариации с использованием типичных элементов и атрибутики создадут нужную атмосферу, но не позволят превратить ваш дом в музей изящных искусств, в котором невозможно жить.


Рококо подойдет для помещений любого размера. Недаром он слывет интимным будуарным стилем. Главное — определить функционал комнаты. Не всегда комфортно обитать в атмосфере легкомысленной роскоши.


Оконные и дверные проемы для рококо заказывайте только арочного типа. Иные конфигурации создадут стилевой диссонанс. Как ни странно, но профиль ПВХ не испортит интерьер, ведь его цвет соответствует стилю, а арочные конструкции получаются весьма легкими. Отдайте предпочтение высококачественным белоснежным маркам, именитые производители которых гарантируют незыблемость оттенка на долгие годы.

Чтобы добиться дворцовой респектабельности паркет следует покрывать несколькими слоями добротного лака. Это позволит добиться идеального глянца, характерного для гламурного стиля.

Для оформления стен и потолков не обойтись без лепнины. Если использовать гипсовый вариант не позволяют средства или конструктивные особенности помещения, великолепной заменой станет полиуретановая имитация. Легко закрепите такую лепнину на стенах или потолках, покрыв белым или золотым колером. Только не перестарайтесь: излишняя вычурность, приемлемая для XVIII века, будет смотреться гротескно в наши дни. Вкус и умеренность — главное оружие хорошего дизайнера.


Для декорирования используйте зеркала и картины в золоченых рамах, располагая их ассиметрично по периметру помещения. Секрет в том, что лучше всего передают стиль рококо овальные конфигурации багета.


Истинную будуарную атмосферу создадут причудливые ширмы. Этот давно забытый элемент меблировки в эпоху рококо был широко распространен. Идеальный вариант — антикварная ширма. Но можно заказать современную модель в столярной или мебельной мастерской по индивидуальному проекту.

Идеи для стиля

Элегантность и роскошь одновременно - вот за что стиль рококо получил должную популярность в интерьере. Так как добиться, действительно соответствующего стилю эпохи Возрождения, результата?

  • Выбирать мебель, напомнившую Средневековье: античные мотивы, римская позолота, львиные лапы в качестве ножек. Важны простота конструкции, гнутые элементы и барочная резня.
  • За освещение будет отвечать множество настенных светильников, бра и канделябров. Оформляется в затейливую композицию. Располагаются перед зеркалами, чтобы усилить эффект освещения. К слову, зеркала тоже являются неотъемлемой частью интерьера.
  • Декорировать карнизы, уголки. Развесить по стенам шерстяные или шелковые ковры без ворса, именуемые шпалерами. Они обычно украшены завораживающим орнаментом.
  • Нельзя забывать про пастельную цветовую гамму. Иногда добавляют черный и белый цвета, как в комбинации так и без нее. Делают это, чтобы осовременить атмосферу средних веков. Игру цвета можно подчеркивать при помощи золотого и серебряного.
  • Использовать не крупные орнаменты, тканевые обои, изогнутые линии при оформлении стен.
  • Обозначить камин как главный элемент мебели. На него ставят всевозможные предметы с намеком на роскошь: позолоченные, крупные, причудливые вещицы.
  • Добавить легкие природные элементы: растения и цветочные гирлянды. Все то, что придаст элемент женственности, обязательно присущий стилю рококо.

История стиля рококо

Рококо иначе именуют «стилем Людовика XV». Хотя его рождение датируется более ранним периодом, именно при дворе этого монарха стилистика обрела свои классические черты. Этот стиль не оставил значимого следа в архитектуре. Однако для развития живописи, прикладного и мебельного искусства рококо стал благодатной почвой.


XVIII век ознаменован изобретением фарфора. Первая фабрика в Саксонии положила начало триумфальному успеху фарфоровой посуды в интерьерах рококо. Даже знаменитый скульптор Фальконе – автор «Медного всадника» в Питере, долгое время имел честь быть директором фарфоровой мануфактуры, которой покровительствовала сама маркиза Помпадур.

«Рококо» - это название стало сочетанием слов «барокко» и «рокайль» как сочетание жемчужной нити и завитка раковины. Стиль взял свое начало из барокко, первого звена в искусстве эпохи Возрождения. Но перенял у него не многие характерные черты. В отличии от предыдущего стиля, рококо более комфортный, ведь представляет собою нежность, легкость, утонченность. В нем ценится в не последнюю очередь уютное пространство, лишенное излишней помпезности. Если в барокко мы видели бесконечное стремление к величественности и монументальность, то последующему за ним стилю присущи хрупкость и воздушность.

Да, рококо зародился из барокко, но также стал его противопоставлением. Интересным стало совмещение двух этих стилей в архитектуре и интерьере одного здания. Начало этому пошло из Германии и Австрии, где строили по всем канонам барокко, но внутреннее обустройство определенно являлось стилем рококо.

Значительное влияние стиль оказал на творчество художников Англии и отразился в их изысканных картинах. В Италии и Испании рококо завоевал огромную популярность в плане архитектуры. Западная Европа запомнилась в эпоху данного стиля тем, что стремилась к изяществу рококо даже в поведении. В это время оформились и закрепились правила сервировки стола. Именно в эпоху рококо впервые вошли в моду пастельные оттенки: нежный розовый, светлый желтый, бирюзовый, оливковый.


Излюбленным украшением аристократических домов были гобелены. К концу XVIII века лучшие мануфактуры Европы усовершенствовали технику их изготовления до такой степени, что изображения были сопоставимы с живописными полотнами.


Конец эпохи рококо был трагичен и завершился Великой Французской революцией. Падение Бастилии и казнь последних Бурбонов вернули Европу из заоблачных пасторальных миров на грешную землю. Прекрасная сказка рококо ушла в прошлое, уступив место классицизму.

Рококо. Фаворит в интерьере царственных особ, причудливое направление придворного искусства, изысканный тандем уюта и излишества, рококо возник в эпоху французского короля Людовика XV и благополучно дожил до наших дней. Территория его доминирования - загородные дома, так как заковать грандиозность рококо в ограниченные квартирные рамки практически невозможно.

Вызывающая роскошь

Рококо получил название от французского слова rocaile - ракушка. Его идея - сочетание старинной мебели с декоративными аксессуарами: кораллами, ракушками, мини-деревьями, вьющимися цветами. Стиль рококо в интерьере приветствует любой творческий изыск, любой каприз воображения, в его концепции нет даже намека на симметричность и рациональность. Это дизайн праздника, легкого интима, вызывающей роскоши и комфорта. Его основные элементы - передвижные ширмы, красочные гобелены, китайский фарфор, аквариумы, многослойная лакированная мебель. Предпочтение отдается также причудливым орнаментам и камину в гостиной.

Барокко и рококо: в чем различие?

Стиль рококо в архитектуре и преимущественно в дизайне интерьеров возник в 18-м веке, в качестве дочернего течения барокко (Италия, 17-й век). Стиль барокко существует и сегодня, его основные черты - нелепость, вычурность, тяготение к излишествам. Рококо же унаследовал меньшую помпезность, но сохранил поклонение роскоши и обыкновение ее демонстрировать. Величие и кричащее богатство барокко было смягчено нежной пастельностью тонов, а экспрессивность заменена легкой изысканностью. Вопреки распространенному мнению, барокко и рококо не одно и то же, это, скорее, родственные течения, где второй отошел от стандартов массивности и размаха, отдав предпочтение игривости и изяществу.

Стиль рококо в интерьере: совмещаем несовместимое

Идея рококо в интерьере - это уют и роскошь в одном флаконе. Сделать это не так уж и просто, поэтому прежде чем отдать свои комнаты во власть этого стиля, посоветуйтесь с дизайнерами, дабы не переборщить с вычурными элементами и не превратить свой дом в музей. В формировании стиля участвуют такие материалы, как дерево, хрусталь, текстиль, бронза, позолота. Разнообразна и его цветовая палитра: жемчужные тона, пастельные оттенки, дуэт розового и изумрудного, мраморная, лиловая гамма. Забудьте об острых углах и симметричных линиях! Резные панели, витиеватые рамы, лепнина, всевозможная асимметрия, раковины и позолоченные орнаменты - вот истинная атмосфера стиля.

Мебель в стиле рококо - многослойная, легкая и изящная, с изогнутыми ножками, отполированной поверхностью, украшенная искусной резьбой и позолотой. Особое предпочтение отдается китайской лакированной мебели. Дверные проемы, окна, зеркала обычно овальные или круглые и украшены декоративными карнизами. На стенах размещаются орнаменты из листьев или плодов и красочные панно.

Оформление стен

В дизайне стен применяется художественный орнамент, витиеватые формы, рельефные и резные линии, завитки, цветочные композиции, разорванные узоры, гротески и ракушки. Можно оформить комнаты тканевыми обоями и объемными драпировками. Если же стены выкрашены в однотонный цвет, украсьте их позолоченной лепниной, шелковыми тканями, живописной росписью. На окна повесьте шторы в пол, на двери - плотные, тяжелые портьеры.

Дизайн потолка

Течение рококо предполагает оформление потолка в однотонном цвете, украшение его элементами белой или позолоченной лепнины. Допускается также красочная фреска или роспись. Дизайнеры рекомендуют делать плавные переходы настенных узоров в потолочное оформление, создавая красивое визуальное «перетекание». Завершить изысканный дизайн потолка поможет массивная бронзовая люстра со сверкающими хрустальными подвесками.

Рококо: пол

Пол в концепции рококо может быть выполнен из дерева, керамической плитки, создающей иллюзию мрамора или узорчатого паркета. Особенно эффектно будет выглядеть глянцевая поверхность, оттененная золотым блеском мебели. Вместо тривиальных паласов стиль рококо настаивает на пышных расписных коврах небольшого размера.

Нестандартная мебель

Мебель интерьера рококо, как правило, невелика в размерах, легка, изящна и удобна. Комнаты обставляются креслами, диванами, шезлонгами, пуфиками, кроватями с балдахином. Излюбленные элементы интерьера - пристенный стол-консоль и туалетный столик. На первый устанавливаются вазы, статуэтки, шкатулки, светильники. Он может использоваться и как подставка для компьютера. Широко применяются и трендовые на сегодня шкафчик-картоньерка для бумаг, секретер на высоких ножках, трюмо с откидными зеркалами и множеством выдвижных ящичков. Вся мебель имеет волнистые очертания, изогнутые ножки, причудливые орнаменты с царственным отпечатком доминирующей бронзы.

Камин

Камин - базовый элемент, с которого начинается ремонт в стиле рококо. Именно он воссоединяет в себе одновременно уют и изысканность, дух старины и демонстрацию роскоши. Камин выкладывают обычно в центре гостиной и при оформлении комнаты отталкиваются от его дизайна.

На камин можно положить мраморную плиту и выстроить на ней позолоченные часы, канделябры, изысканные китайские вазы. Стены камина украшают богатыми декоративными узорами, позолотой, лепниной. На стенах над камином развешивают большие круглые зеркала (1-2) в массивных рамах. Рядом ставят миниатюрный журнальный столик, кресла или пуфики. При этом вся обстановка должна дышать легкостью, свободой и уютом старины.

Аксессуары

Стиль рококо требует обязательного наличия в обстановке ретро-элементов декора, антикварных предметов и деталей, стилизованных под старину. Это:

  • фарфоровые статуэтки;
  • бронзовые часы;
  • массивные канделябры;
  • художественные панно;
  • раздвижные расписные ширмы;
  • аквариумы;
  • винтажные шкатулки;
  • шелковые подушки;
  • китайские сервизы из тончайшего фарфора;
  • посуда из стекла или фарфора, украшенная золотыми, серебряными узорами или росписью.

Аксессуары разрешается ставить повсюду: на столиках, камине, секретере, комодах, шкафах. Все эти милые безделушки поспособствуют оживлению интерьера, формированию атмосферы уюта и аристократичной старины.

Освещение

Свет в интерьере рококо имеет чуть ли не первостепенное значение. Он создает тот таинственный полумрак, характерный для интимной и чувственной обстановки, ту игру света и теней, отражающую суть данного стиля. Кроме люстры, установите на стенах бра, торшеры, подсветки по всему периметру. Роскошного эффекта помогут добиться старинные канделябры в виде цельных композиций, свечи возле зеркал, лампы. В спальне можно установить маленькую лампу с кружевным абажуром. Вкупе с хрустальной люстрой в других помещениях обязательно зажгите свечу на позолоченном подсвечнике у зеркала - комната вмиг унесет вас в эпоху позапрошлого столетия.


Роскошное убранство, чувственность и утонченный дух старины, грациозность деталей, асимметричность линий, необычность обстановки - кто из нас не грезит о доме-мечте? Рококо призван рождать иллюзии, демонстрировать роскошь, поражать воображение. Широко применяется стиль рококо в одежде, архитектуре и искусстве, где ему отводится не менее чувственная и женственная роль.