Соединение части вида и части разреза. Соединение на чертеже вида и разреза Соединение вида и разреза рисунок 195 решение

Разрезом называется изображение предмета, мысленно рассеченного одной или несколькими плоскостями. При этом мысленное рассечение предмета относится только к данному разрезу и не влечет за собой изменения других изображений того же предмета.

На разрезе изображают то, что попало в секущую плоскость и то, что находится за ней. В зависимости от числа секущих плоскостей разрезы разделяют на:

–простые – одна секущая плоскость;

–сложные– несколько секущих плоскостей.

Простые разрезы

В зависимости от положения секущей плоскости относительно горизонтальной плоскости проекций разрезы делят на:

Горизонтальные – секущая плоскость параллельна горизонтальной плоскости проекций (рис. 22).

Рис. 22. Горизонтальный разрез

Вертикальные – секущая плоскость перпендикулярна горизонтальной плоскости проекций: фронтальный и профильный разрезы.

Фронтальный разрез выполняют фронтальной плоскостью параллельной фронтальной плоскости проекций (рис. 23).

Рис. 23. Вертикальный разрез (фронтальный)

Профильный разрез выполняют профильной плоскостью, параллельной профильной плоскости проекций (рис. 24).


Рис. 24. Вертикальный разрез (профильный)

Горизонтальные, фронтальные и профильные разрезы могут быть расположены на месте соответствующих основных видов (сверху, спереди, слева).

Когда секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии предмета в целом, а соответствующие изображения расположены на одном и том же листе в непосредственной проекционной связи и не разделены какими-либо другими изображениями, положение секущей плоскости не отмечают и разрез надписьюне сопровождают (рис.23, рис.24).В остальных случаях разрезы обозначаются (рис.22).

Положение секущей плоскости указывают на чертеже линией сечения. Для линии сечения применяется разомкнутая линия по ГОСТ 2.303-68 (рис.26а ).

Направление взгляда показывается стрелками. Размеры стрелок и их положение на чертеже показаны на рис.26б .

Рис. 26. Параметры изображения секущей плоскости

Буквенное обозначение разреза включает прописные буквы русского алфавита по порядку, высотой 7…10 мм. Буквы располагаются рядом со стрелками (с противоположной стороны от контура изображения). Над изображением разреза должна быть помещена надпись по типу «А-А» (рис. 26 в ).

Фигуру сечения выделяют штриховкой. Общее графическое обозначение материалов в сечениях независимо от вида материалов выполняется сплошными тонкими параллельными прямыми линиями, проводимыми под углом 45 ° к линии контура изображения или к его оси, или к линиям рамки чертежа. Линии штриховки должны наноситься с наклоном влево или вправо, но в одну и ту же сторону на всех сечениях, относящихся к одной и той же детали. Расстояние между линиями выбирается в зависимости от площади штриховки и необходимости разнообразить штриховку смежных сечений для различных деталей (на чертежах сборочных единиц). Для учебных чертежей рекомендуется –2…4 мм.

Если линии штриховки, проведенные к линиям рамки чертежа под углом 45 °, совпадают по направлению с линиями контура или осевыми линиями, то вместо угла45 ° следует брать угол30 ° или60. ° .

Вид штриховки зависит от графического обозначения материала детали и должен соответствовать ГОСТ 2.306–68.

Наклонный разрез – секущая плоскость наклонена к горизонтальной плоскости проекций под некоторым углом (рис. 27).

Рис.27 Наклонный разрез

Наклонные разрезы обозначаются всегда (рис.27) в соответствии с общими правилами обозначения простых разрезов. При обозначении наклонных разрезов буквы всегда параллельны основной надписи. Допускается располагать наклонный разрез в любом месте поля чертежа, а также поворачивать изображение для удобства построения. В этом случае к обозначению разреза по типу «А-А» должен быть добавлен знак ””(рис.28).

Рис.28 . Повёрнутый наклонный разрез.

Местным называют разрез, служащий для выяснения устройства детали в отдельном ограниченном месте.

Местный разрез ограничивают на виде волнистой линией. Эти линии не должны совпадать с какими-либо другими линиями изображения. При выполнении местных разрезов их не обозначают (рис. 29).

Рис. 29. Изображение местных разрезов

Соединение части вида с частью разреза

Допускается соединять часть вида с частью соответствующего разреза, разделяя их сплошной волнистой линией или сплошной тонкой с изломами (рис. 30).

Рис. 30. Соединение части вида и части разреза

Если при этом соединяются половина вида и половина разреза, каждый из которых является симметричной фигурой, то разделяющей линией служит ось симметрии (рис. 31). При соединении половины вида с половиной разреза разрез помещают справа от оси симметрии, ось вертикальная, и снизу от оси симметрии, если ось горизонтальная.

Рис. 31. Соединение половины вида и половины разреза

Допускается также разделение разреза и вида штрихпунктирной тонкой линией (рис.32), совпадающей со следом плоскости симметрии не всего предмета, а лишь его части, если она представляет собой тело вращения.

Рис. 32. Соединение вида и разреза

При несимметричных фигурах вида и разреза их разделяют сплошной тонкой волнистой линией (рис. 32).

Разделение волнистой линией применяется также при наложении штрихпунктирной линии на линию контура (рис. 33).



Рис. 33. Соединение вида и разреза у гранных поверхностей

9 класс «Соединение половины вида и половины разреза»

Тема: Соединение вида и разреза.

Цель урока :
Обучающая - знакомство учащихся с правилами соединения половины вида с половиной разреза, особенностями обозначения разрезов и условностями, принятыми в таких случаях.

Воспитательная – воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания.
Развивающая – развитие логического мышления учащихся.

Задачи:
Содействовать в формировании у учащихся интереса к изучаемой теме.

Сформировать чёткое представление о необходимости и целесообразности соединения вида и разреза.

Содействовать в развитии у школьников пространственного представления и пространственного мышления.

Усвоение навыков коллективной работы при фронтальной работе в классе.

Воспитание аккуратности в работе.

Тип урока - комбинированный

Организация работы на уроке фронтальная и индивидуальная .

Методы : Беседа, объяснение, демонстрация, самостоятельная работа.

Оборудование : Учебник, плакаты «Разрезы», чертежные инструменты, компьютер для показа презентации..

Структура урока


    Орг. момент – 1 - 2 мин.


    Повторение – 5 мин


    Новый материал - 15 - мин.


    Закрепление - 20 мин.


    Заключительная часть – 2 мин.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания. ^

Здравствуйте, садитесь.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для вас видом графических построений, которые соединяют в себе привычные нам виды и разрез.

Знакомство с задачей урока.

Запись темы в рабочую тетрадь.

Пока вы записываете тему урока, мне хотелось – бы увидеть вашу домашнюю работу. Все – ли её сделали? Какие проблемы возникли?

3. Фронтальный графический опрос

1) Повторение теоретического материала прошлого урока по теме «Сечения, разрезы» актуализация полученных знаний.

^ Как называется изображение фигуры, получающееся при мысленном рассечении предмета секущей плоскостью?

Что называется разрезом?

^ Чем разрез отличается от сечения?

Почему разрезы используют конструкторы, художники-дизайнеры, археологи, врачи, биологи и другие специалисты?

2) Вставить пропущенные слова.

3) Выполнение заданий на соответствие главного вида и разреза детали (устное).

Каков алгоритм построения разреза?

В зависимости от конструкции (от устройства детали, ее формы) выбирают тот или иной разрез, при этом разрез должен быть целесообразен, т.е. не должен повторять основной контур детали, не выявляя ее внутреннего устройства.

Какой разрез целесообразно выполнить, если деталь имеет 1 плоскость симметрии?

4 . Сообщение нового материала.

Тема нашего урока : Соединение вида с разрезом: соединение половины вида и половины разреза

^ Соединение части вида и части разреза. Форма многих деталей не может быть выявлена только разрезом или видом.

Выполнять же два изображения - вид и разрез - нерационально. Поэтому допускается соединять на одном изображении часть вида и часть соответствующего разреза (рис. 191). Разделяют их сплошной волнистой линией, которую проводят от руки.

Если на рисунке 191 выполнить полный фронтальный разрез, то по одному виду сверху нельзя будет судить о форме и высоте верхнего ушка. На фронтальном разрезе оно не будет показано. В данном случае целесообразно соединить часть вида и часть разреза. Это пример рационального выбора изображений на чертеже. (показ презентации)

^ Соединение половины вида и половины разреза.

Соединение половины вида и половины разреза (рис. 192), каждый из которых - симметричная фигура, является частным случаем

предыдущего.

На рисунке 192, а даны главный вид и вид сверху. По этим изображениям "можно, судить в основном о внешней форме детали. Рисунок 192, б содержит разрез и вид сверху. По этим изображениям легче судить о внутреннем устройстве детали.

На рисунке 192, в дана только. половина главного вида, а на рисунке 192, г - только половина разреза той же детали. Понятна ли форма отсутствующих половин вида и разреза, на месте которых стоят вопросительные знаки? Так как вид и разрез в данном случае - симметричные фигуры, можно представить вторую половину изображения.

В таких случаях на чертеже рекомендуется соединять половину вида и половину соответствующего разреза. По нему можно судить как о внешней, так и о внутренней форме детали (рис. 192, д).

При выполнении изображений, содержащих соединение половины вида и половины соответствующего разреза, необходимо соблюдать следующие правила:

    границей между видом и разрезом должна служить ось симметрии, тонкая штрихпунктирная линия;

    разрез на чертеже располагают справа от оси симметрии или под ней;

    на половине вида штриховые линии, изображающие контур внутренних очертаний, не проводят;

    размерные линии, относящиеся к элементу детали, вычерченному только до оси симметрии (например, отверстия), проводят несколько дальше оси и ограничивают стрелкой с одной стороны. Размер указывают полный.

Если с осью симметрии совпадает линия контура, то соединяют часть вида и часть разреза, разделяя их сплошной тонкой волнистой линией так, чтобы контурная линия, о которой идет речь, не исчезла с чертежа.

Закрепление

Для закрепления и контроля полученных знаний предлагается выполнить тест – выбрать правильный ответ из предложенных (прил.1)

^ 5. Графическая работа

Фронтальная практическая работа : выполнение чертежей с разрезами - «Выполнение целесообразного разреза детали» стр 149 упр.56 рис 194

Выполните задание на рисунке 194 - соединение половины вида и половины разреза, увеличив изображение в два раза. Вид слева не вычерчивать. Показать при помощи условных знаков, нанесенных на размерных линиях, что все наружные формы деталей цилиндрические, внутренние - в примерах а и в - тоже цилиндрические, но в примере б правое и левое отверстия квадратные.

^ 6. Обобщение по занятию:

- Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

- Трудная – ли была работа на сегодняшнем уроке, все ли справились?

- Что вы хотели – бы изменить на уроке, если – бы его можно было провести вновь?

Хочу отметить активную работу на уроке:

_____________________________________________

_____________________________________________

^ 7. Домашнее задание:

Учебник: параграф 25; стр. 147-151

Зад. 57, стр. 151, (рис.195 а)

Приложение 1

Выбрать правильный ответ из предложенных.

1. Ясли секущая плоскость совпадает с осью симметрии , она

а) не обозначается б) обозначается.

2. Если деталь симметрична, целесообразен

а) простой полный разрез

б) соединение половины вида и половины разреза

в) соединение части вида и части разреза

3. Если ось симметрии вертикальна, то половину разреза располагают:

а) слева б) справа

4. Границей между половиной вида и половиной разреза служит линия:

а) оплошная тонкая б) штриховая в) штрихпунктирная

5. Если элемент (например: отверстие) вычерчен только до оси симметрии
(как в случае соединения половины вида и половины разреза), то размерные линии вычерчивают:

а) одной стрелкой с указанием полного размера

б) одной стрелкой с указанием половины размера

в) двумя стрелками с указанием размера

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СОЕДИНЕНИЕ ЧАСТИ ВИДА И ЧАСТИ РАЗРЕЗА СОЕДИНЕНИЕ ПОЛОВИНЫ ВИДА И ПОЛОВИНЫ РАЗРЕЗА Зайцева Л.Е. Урок Черчения 9 класс

Соединение части вида и части разреза Соединение половины вида и половины разреза Форма многих деталей не может быть выявлена только разрезом или видом. Выполнять же два изображения - вид и разрез – нерационально. Поэтому допускается соединять на одном изображении часть вида и часть соответствуещего разреза

Ч тобы показать внешнюю и внутреннюю форму детали на одном изображении, соединяют часть вида с частью соответствующего разреза. Если изображение не имеет оси симметрии, то разделом между видом и разрезом служит сплошная тонкая волниста я линия.(рис.5)

Если вид и разрез – фигуры симметричные, то соединяют половину вида и половину соответствующего разреза. Границей между видом и разрезом является ось симметрии (рис. 6)

Разрезы располагают: при вертикальной оси симметрии – справа от оси (рис 6,а),

при горизонтальной – снизу от оси (рис.б).

На виде линии невидимого контура не показывают, так как внутренне е устройство детали выявлено разрезом.

Исключение составляют детали, имеющие ось симметрии, совпадающую с ребром внешнего или внутреннего контура. В этом случае целесообразно соединять часть вида и часть разреза.

При этом если ребро на внешней поверхности, то соединяют большую часть вида и меньшую часть разреза (рис.7).

Ес ли же с осью симметрии совпадает ребро внутренней поверхности, то соединяют меньшую часть вида с большей частью разреза (рис 8).

При соединении половины разреза и половины вида размеры наносят следующим образом: - размер элемента, вычерченного только до оси симметрии, ограничивают стрелкой с одной стороны, обрывая размерную линию за осью симметрии на расстоянии 2-5 мм (рис. 9)

Размеры внутренних элементов детали предпочтительно наносить со стороны разреза; внешних – со стороны вида (рис.10)

Вставьте пропущенные слова: 1. Если вид и разрез детали – симметричные фигуры, то на чертеже применяют соединение ___________ вида и _________ разреза. 2. Если вид и разрез не симметричны, используют соединение ________ вида и ___________ соответствующего разреза.

3. Границей соединений половины вида и половины разреза служит _______________________________ _____ 4. Часть вида и часть разреза разделяет ______________________________ ______ Вставьте пропущенные слова:

5. При соединении половины вида и половины разреза на виде не наносят _____________________________ ______ 6. Если деталь имеет вертикальную ось симметрии, то при соединении половины вида и половины разреза разрез изображается _________ _______________ ______________ Вставьте пропущенные слова:

7. Половину вида изображают _____________ от горизонтальной оси симметрии, а половину разреза - ______________ от оси. 8. Если симметричная деталь имеет ребро на внешней поверхности, совпадающее с осью симметрии, соединяют большую часть___________________________. Вставьте пропущенные слова

9. Если внутри деталь имеет ребро, совпадающее с осью симметрии, соединяют __________ часть вида и _____________ 10. При соединению половины вида и половины разреза размеры внешних элементов детали предпочтительно наносить со стороны _____, а размеры внутренних – со стороны ________. Вставьте пропущенные слова

Указать номер правильно выполненного разреза деталей А и Б А

Правильный ответ. Согласны? 4

Указать номер правильно выполненного разреза деталей А и Б Б

Правильный ответ. Согласны? 2

Форма многих предметов такова, что при их изображении недостаточно дать только разрез, так как по разрезу иногда нельзя представить внешнюю форму предмета. При изображении подобных предметов необходимо дать как разрез, т. е. выполнить два разных изображения, на что уходит много времени и места. Поэтому допускается соединять на одном изображении часть вида и часть соответствующего разреза.

При этом вид и разрез разделяют сплошной волнистой линией.

Например, на рис. 3.12 изображены два вида предмета, форма которого не будет ясна, если показать его только в разрезе. В этом случае легко будет судить о внутреннем устройстве предмета, но наружный вид станет не ясен, так как не будет оснований для определения высоты прилива на наружной ее поверхности. Поэтому выполняют местный вид с изображением цилиндрического прилива.

Данный пример демонстрирует рациональный способ построения чертежа.

ГОСТ 2.305-68 рекомендует по возможности соединять половину вида и половину разреза, когда вид и разрез представляют собой симметричные фигуры. Тогда получится изображение, по которому можно судить как о наружной форме, так и о внутреннем устройстве предмета (рис.3.13).

При выполнении изображений, содержащих соединение половины вида и половины соответствующего разреза, необходимо соблюдать следующие правила:

Линией, разделяющей половину вида и половину разреза, должна служить осевая, т.е. штрихпунктирная линия.

Допускается также разделять разрез и вид штрихпунктирной линией, совпадающей со следом плоскости симметрии не всего предмета, а лишь его части, если эта часть представляет собой тело вращения. Пример такого случая представлен на рис.3.14, где изображена часть шатуна. Он имеет цилиндрический элемент (тело вращения), разрез на котором выполнен лишь до оси симметрии.

При совмещении половины вида и половины разреза в некоторых случаях с осевой совпадает линия контура (ребра многогранников). В таких случаях нужно выполнять часть вида и часть разреза, разделяя их сплошной волнистой линией. Эта линия должна быть расположена так, чтобы ребро было показано на изображении. Если оно расположено на внутренней поверхности, то дают больше половины разреза (рис. 3.15), а если на наружной, то больше половины вида (рис.3.16).

При совмещении половины вида и половины разреза вид всегда располагается слева, а разрез - справа, если ось симметрии вертикальная. При совмещении по горизонтальной оси симметрии - вид располагается сверху, а разрез снизу (рис.3.17).

Внимание! Тест № 1.

В каком случае изображение разреза выполнено верно?

Ответ находится на странице 23.

Форма многих деталей такова, что при их изображении недостаточно дать только вид или только разрез, так как по разрезу иногда нельзя представить внешнюю форму детали. При изображении подобных деталей необходимо дать как вид, так и разрез, т.е. выполнить два разных изображения, на что уходит много времени и места. Поэтому допускается соединять на одном изображении часть вида и часть соответствующего разреза. При этом вид и разрез разделяют сплошной волнистой линией той же толщины и начертания, что применяют для выделения местного разреза.

Например, если на рис. 5.23 дать полный фронтальный разрез детали, то не будет данных для определения высоты и формы прилива на наружной ее поверхности. Поэтому левая часть детали изображена без разреза – дан ее вид, по которому можно судить о наружной форме всей детали, а правая часть детали изображена в разрезе. Разрез показывает внутреннее устройство всей детали, так как на виде сверху можно определить толщину стенок верхней полой части детали и наличие второго цилиндрического отверстия, не выявленного разрезом. Данный пример демонстрирует рациональный способ построения чертежа.

Рис. 5.23.

Соединение половины вида и половины разреза

Соединение половины вида и половины разреза, каждый из которых – симметричная фигура, является частным случаем предыдущего правила.

На рис. 5.24, а даны чертежи детали без разреза и рядом с разрезом. На выполнение этих изображений требуется значительное время.

На рис. 5.24, б чертеж содержит половину главного вида и рядом половину разреза той же детали. Понятна ли форма отсутствующих половины вида или половины разреза, на месте которых стоят вопросительные знаки? Так как вид и разрез – симметричные фигуры, то по половине вида можно представить себе вторую его половину. То же можно сказать и при рассмотрении половины разреза. Поэтому ГОСТ 2.305–2008 рекомендует в целях сокращения размера чертежа и времени на его выполнение соединять половину вида и половину соответствующего разреза, когда вид и разрез представляют собой симметричные фигуры. Тогда получится изображение, по которому можно судить как о внешней форме, так и о внутреннем устройстве детали (рис. 5.24, в).

Рис. 5.24.

При выполнении изображений, содержащих соединение половины вида и половины соответствующего разреза, необходимо соблюдать следующие правила (рис. 5.24, в):

  • линией, разделяющей половину вида и половину разреза, должна служить ось симметрии, т.е. штрихпунктирная тонкая линия, а не сплошная волнистая, как было при разделении несимметричных фигур вида и разреза; проводить на месте раздела линию контура также не нужно, так как изображение это условное и на детали в месте воображаемого раздела никакой линии нет;
  • размерные линии, относящиеся к элементу детали, вычерченному только до оси симметрии, проводят не полностью, несколько дальше оси, стрелку вычерчивают только с одной стороны, но размер следует наносить полный.

Допускается также разделять разрез и вид штрихпунктирной линией, совпадающей со следом плоскости симметрии не всего предмета, а лишь его части, если эта часть представляет собой тело вращения. Пример такого случая представлен на рис. 5.25, где изображена часть шатуна. Он имеет цилиндрический элемент (тело вращения), разрез на котором выполнен лишь до оси симметрии.

Рис. 5.25.

Некоторые детали проецируются в форме симметричной фигуры, однако при их изображении нельзя применять соединение половины вида и половины разреза. Примеры таких деталей показаны на рис. 5.26, а, б.

Рис. 5.26.

Вычерченная на рис. 5.26, а цилиндрическая деталь имеет помимо других элементов квадратное отверстие. Ребро этого отверстия совпадает с осью симметрии.

Если выполнить соединение половины главного вида и половины фронтального разреза, то ввиду того, что разделяющей линией между ними установлена осевая, отпадает линия, изображающая ребро, и чертеж станет неясным. В подобных случаях нужно выполнять часть вида (а не половину) и часть разреза, разделяя их сплошной волнистой линией (см. рис. 5.23).

Эта линия должна быть расположена так, чтобы ребро, о котором идет речь, было показано на изображении. Если оно расположено на внутренней поверхности, то дают больше половины разреза (см. рис. 5.26, а ), а если на наружной – больше половины вида (см. рис. 5.26, б ).