Что должно быть в уголке природы по группам. Экологическое воспитание

Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Оформление детского сада – это современный дизайн групповых и раздевальных комнат, эстетично оформленные стенды, тематические уголки, прогулочные участки, спортивные и музыкальные залы. Для того, чтобы обучение было результативным, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Одно из условий, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы.

Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.

Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за животными и растениями.

У каждой группы детского сада есть свой уголок природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.

Все обитатели уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.

Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения:

  • В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами. Например, фикус, примула, бальзамин, колеус, герань.
  • В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Например, аспарагус, агава, хлорофитум.
  • В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы. Например, традесканции, плющ, амариллис и другие.
  • В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.

Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:

  • Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала.
  • Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.
  • Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

Для кратковременного наблюдения можно принести в группу рыбку в банке, хомячка, птичку в клетке. Конечно, если позволяют площади детского сада, то можно организовать экологическую комнату . В ней разместятся растения и животные, птицы и пресмыкающиеся, наблюдения за которыми предполагает Программа воспитания.

Можно сделать «сухой» аквариум .

Для этого нужно наполнить аквариум цветными камешками, на заднюю стенку приклеить обои с изображением подводного мира, на дно поместить игрушечных обитателей моря (черепаху, рака, краба и других), на заднюю стенку изнутри аквариума приклеить объёмные наклейки-рыбы, на камешки – наклейки-улитки, морские звёздочки. Дополнить морской пейзаж искусственными водорослями. Аквариум готов.

  • В младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.
  • В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.
  • В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с условными знаками для обозначения погоды. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде.

Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:

  • Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.
  • Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.
  • Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.
  • Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.
  • Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе.
  • Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки). Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.
  • Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» и другие.

Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания.

Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.

НА ЗАМЕТКУ. Методическая литература по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru .

При подборе обитателей уголка природы в младших группах учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2--3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).

Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Наблюдая за животными, малыши учатся узнавать их по внешним ярким признакам: частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т. д.

Воспитатель учит детей наблюдать: принять вопрос-задачу, сосредоточить внимание на наблюдаемом предмете, использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.

В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек»), азалия, китайский розан и др.

Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья, -- аукуба («золотое» или «колбасное» дерево), колеусы. Аукуба и китайский розан (небольших размеров), кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучать детей в процессе ухода за молодыми аралиями, фикусами.

Из названных видов для наблюдения в течение года вносят 3--4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, с тем чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения.

Во второй группе младшего возраста в уголке природы помещают аквариум с рыбкой. Для малышей, исходя из особенностей их восприятия, надо подобрать рыбку ярко окрашенную, ведущую в течение большей части года активный образ жизни, охотно поедающую корм. Это обыкновенная золотая рыбка, золотистый и серебристый караси. Они имеют типичную форму пресноводных рыб, привлекательны по окраске, достаточно подвижны.

В младших группах детского сада можно содержать птиц. Желательно, чтобы птица имела яркое оперение, веселый нрав, была неприхотлива к пище, пела в неволе. Для этого более всего подойдет канарейка.

Содержать млекопитающих постоянно в уголках природы младших групп вряд ли целесообразно. Млекопитающие, даже мелкие, требуют значительно большего внимания, чем другие животные (обильное и частое кормление, ежедневная уборка клеток и т. п.). На участке можно содержать кролика. Клетку с кроликом, белкой или морской свинкой, хомячком изредка приносят в группу малышей для эпизодического, кратковременного наблюдения.

Игра «Разноцветные замочки»

Развитие мелкой моторики рук с помощью молний для одежды, а также цветового восприятия, т.к. все молнии разноцветные.

Программное содержание. Развитие цветового восприятия и мелкой моторики рук.
Возраст детей. 2-4 года.
Оборудование. Доска с разноцветными замочками.
Ход игры.
Воспитатель: Посмотри какая у нас яркая досочка.
— А каким она цветом?
Ребенок: Красная.
-А что у нас есть на досочке?(Ответы детей)
-Какого цвета вот этот замочик? (Ответы детей)
-Покажи замочик жёлтого цвета.
-А какого цвета этот?(Ответы детей)
Воспитатель: Попробуй расстегнуть замочик.
— А теперь застегнуть.
-Получилось?(Ответы детей)
Самостоятельная игровая деятельность.

Театрализованная игра по русской народной сказке «Репка».

Программное содержание. Познакомить с новой сказкой, предложить следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации, учить называть персонажей и их действия, эмоционально воспринимать действия героев. Предложить детям обыграть сказку на фланелеграфе.
Возраст детей. 2-4 года.
Оборудование. Фланелеграф, картинки героев сказки, книжка с иллюстрациями, маленькая игрушка- мышь.
Ход игры. Дети посмотрите какая крошечная гостья сегодня к нам пришла
(показываю мышку).
-Какая мышка? (Ответы детей)
-Как её можно ещё назвать? (Ответы детей)
-Эта мышка хвастает, что она сумела вытащить самую большую репку. Даже принесла нам такую «сказку». Давайте послушаем сказку.
По ходу рассказывания показываю иллюстрации. Беседа после рассказывания сказки:
-Дети, мышка сама вытащила репку? (Ответы детей)
-Назовите тех, кто ей помогал.(Ответы детей)
-Почему ей помогали? (Ответы детей)
А кто хочет поиграть в эту сказку? (Раздать картинки из театра-фланелеграфа)
Давайте повторим сказку вместе. (Обратить внимание на последовательность действий персонажей и интонацию, с которой они говорят). Дети последовательно выставляют свои картинки.
-Не хвастай, мышка, ведь мы трудились все вместе, дружно!

Игра « Осенние листочки».

Программное содержание. Учим находить и правильно называть цвет, согласовывать существительное с прилагательным.Развиваем координацию движений рук. Формируем пространственные представления и воспитываем правильно физиологическое дыхание, длительный ротовой выдох.
Оборудование. Набор осенних листьев. (красные, жёлтые, зелёные, ораньжевые).
Игра на развитие речевого дыхания.
Воспитатель. У меня есть осенние листочки, какого они цвета?(ответы детей)
Давайте подуем на листики так, чтобы они разлетелись. (дети дуют)

Мы — осенние листочки,
Разлетелись из кружочка.
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок,
Мы присели все в кружок.

Дидактическая игра «Найди пару»

Предложить детям взять по одному листочку со стола.
-Найдите пару своему листочку. По цвету.

-Найдите пару листочку. По форме.

Дидактическая игра «Собирай урожай»

Программное содержание. Обогащаем представление детей об овощах. Знакомим с обобщающим понятием овощи. Развиваем зрительную память, зрительное внимание.
Оборудование. «Грядка»(коробка с кармашками), картинки овощей.
Ход.
Воспитатель показывает «грядку» с овощами.
-Как вы думаете, что это? (Ответы детей)
Мы пришли на огород.
Что же там у нас растёт?
Есть морковка, кабачок,
Репка есть и чесночок.
Мы корзиночки возьмём,
Урожай наш соберём!
-Что на нашей грядке растёт?(Ответы детей)
-Какого цвете репка?(Ответы детей)
-Какого цвета морковка?(Ответы детей)
-А какой она формы?(Ответы детей)


Игра «Собери целое».

Программное содержание. Учим собирать целый предмет из отдельных частей;
развиваем мышление, внимание; учим восприятию целостного изображения предмета.
Оборудование. Картинка с изображением предмета, набор деталей разрезанной на части картинки(4 части).
Ход. Разложить на столе детали картинки. Предложить детям рассмотреть целостное изображение картинки.Попросить малышей найти эти детали на столе и собрать картинку.

Игровые уголки группы

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР».

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ.
НАБЛЮДЕНИЯ: ПОЛИВ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ, «УМЫВАНИЕ РАСТЕНИЙ», «КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ» (ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ).
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ», «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ», «ЖИВОТНЫЕ ЗООПАРКА», «ОВОЩИ», « ФРУКТЫ».

ЦЕНТР «МАЛЕНЬКИЙ ПЕШЕХОД».

ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ОСНОВАМИ БЕЗОПАСНОСТИ.
Дидактическая игра: «Светофор» , «тротуар для пешехода, а дорога для машин», «Грузовые машины».

ЦЕНТР «ХОЗЯЮШКА».

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ К СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ. УЧИТЬ БРАТЬ НА СЕБЯ РОЛЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ СО СВЕРСТНИКАМИ.
Сюжетно-ролевая игра: «Дом», «Дочки-матери», «Напоим кукол чаем», «Встречаем гостей».
Дидактическая игра: «Посуда» (Чайная, столовая); «Мебель», « Чего не стало?»; «Назови предмет».
Игровая ситуация: «Приготовим обед для кукол», «Мама кормит малыша»

ЦЕНТР «ЗДОРОВИЧОК».

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ В ПОТРЕБНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.
Подвижная игра: «Достань игрушку», «Через ручеёк», «Весёлый мяч», «Воробышки и автомобиль».
Ходьба по дорожкам для профилактики плоскостопия.

ЦЕНТР «ГРИБОК-ТЕРЕМОК».

ФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ УМЕНИЕ ВЫПОЛНЯТЬ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ РОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ПЕРЕДАВАТЬ ХАРАКТЕР ПЕРСОНАЖЕЙ, ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ, ПЕРЕДВИЖЕНИЯ. РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К ТЕАТРАЛЬНОЙ ИГРЕ.
Настольный театр, кукольный театр, варежковый театр, игры-драматизации.

Проект по экологическому воспитанию детей второго года жизни (на примере уголка природы)

1. Значение и особенности организации природных зон в помещениях ДОУ

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно соприкасаются с природой. Разнообразие животного мира пробуждает любознательность, побуждает детей к деятельности. Встречи с природой помогают им формировать реалистические знания об окружающем мире, воспитывать гуманное отношение к живым существам.

«Важнейшая задача детского сада – ввести ребенка в мир природы, научить понимать его, воспитывать бережное отношение к ней» (Как знакомить дошкольников, 1978). Эта задача решаема тогда, когда дети обладают элементарными знаниями о природе и владеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными. Т. е. залог этого не только теоретическое осмысление, но и практические знания и навыки: например, недостаточно детям знать, какие растения есть в лесу, в полях, на лугу, необходимо различать их по характерным признакам.

В процессе ознакомления детей с природой используют разные методы (Мы: Программа экологического образования детей, 2001):

1) наглядные (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация диафильмов и фильмов,

2) практические (игровой метод, труд, элементарный опыт,

3) словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседа) .

Биоцентрический подход к методике экологического воспитания ребенка выдвигает необходимость привнесения объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности. Этому способствует создание живого уголка на территории ДОУ. Таким образом создаются условия для непрерывной, длительной и систематической работы по ознакомлению детей с природой.

Разнообразие растений и животных, которые встречают дети непосредственно в природе затрудняет выделение общего, закономерного, что также создает трудности в восприятии особенностей жизни животных и растений. Уголок природы позволяет детям сосредоточить внимание на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания ребят о природе. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка. Дети получают возможность хорошо рассмотреть, например, рыбок в аквариуме, понаблюдать за ними длительное время.

2. Требования к подбору и размещению обитателей живого уголка

При отборе растений и животных для уголка необходимо учитывать ряд требований. Это поможет избежать случайных обитателей, обеспечит воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений (Добро пожаловать в экологию, 2003) .

1) Растение или животное должно быть типичным для выбранной систематической или экологической группы. Это дает возможность ознакомить детей с общими характерными признаками, группы, образом жизни.

2) Уход за обитателями группы по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам должен быть доступен детям дошкольного возраста. Поэтому выбирают в первую очередь неприхотливые в уходе растения и животные.

3) Растения и животные в живом уголке должны быть яркими, привлекательными, способными удержать еще неустойчивое внимание дошкольника.

4) Необходимо иметь несколько экземпляров одного и того же вида, чтобы дети смогли увидеть не только общие, но и индивидуальные отличия и признаки, что, в свою очередь, приведет к пониманию разнообразия природного мира.

5) Растения и животные должны быть абсолютно безопасны.

6) Необходимо соблюдать условия нормальной жизнедеятельности объектов живого уголка: температура воздуха, влажность, уровень шума и т. д. Растения необходимо размещать так, чтобы у них был постоянный доступ к солнечному свету.

7) Уголок природы необходимо сделать ярким, удобным, уютным для детей, объекты следует разместить так, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.

Обитатели живого уголка подразделяются на постоянные и временные. Постоянные обитатели живут в уголке круглый год. Они включают в себя комнатные растения, рыб, кролики и т. п. Временные обитатели характеризуются сезонностью жизнедеятельности, сюда входят первоцветы, яркие декоративные растения, насекомые и т. п.

Комнатные растения – обязательные объекты живого уголка , т. к. они являются ценным дидактическим материалом. Каждое растение имеет свои сроки цветения и вегетации, требуют разного ухода: разной степени поливки, разной почвы и т. п. Именно поэтому они позволяют ребенку понять многообразие растительной жизни. Аквариум в живом уголке также формирует у ребят навыки наблюдения и ухаживания в силу относительной простоты содержания. Такой труд посилен любой группе дошкольников.

Желательным также является содержание в уголке птиц, животных, чаще всего являющимися представителями всеядной и зимующей местной фауны (канарейки, кролики, хомяки) или же неприхотливыми представителями тропической природной зоны, для которых есть возможность создать приемлемые условия жизни и содержание которых также посильно для дошкольников (волнистые попугайчики, черепашки) .

3. Конспекты занятий по ознакомлению с обитателями уголка природы
Ниже представлен ряд конспектов на основе разработок программы «Детство».

3.1 Наблюдение за кошкой с детьми младшего возраста. (Мы: Программа экологического, 2001, стр. 81)

Цель занятия: способствовать появлению у детей симпатии к кошке, правильно с ней общаться. Развивать умение наблюдать, принимать цель наблюдения, внимательно рассматривать, говорить об увиденном. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о кошке: признаках внешнего вида, особенностей поведения.

До занятия воспитатель приносит кошку утром, впускает в группу, сопровождаю свои действия рассказом: «Кошка привыкла жить дома у хозяина. Сейчас ей страшно. Нашей группы она не знает. Посмотрите, как кошка узнает наш дом. Что она делает? (Ходит осторожно, нюхает вздрагивает). Не мешайте ей знакомиться с нашим домом. Не пугайте ее. » Воспитатель занимается своими делами, дети самостоятельно наблюдают за кошкой, делятся впечатлениями.

Переход к занятию должен быть непринужденный. Дети садятся вокруг воспитателя, а кошка находится у него на руках. Воспитатель поглаживает кошку, ласково с ней разговаривает. В ходе занятия он организует проявление кошкой различных способностей и задает детям вопросы

Ход занятия.
Часть 1.
Воспитатель. К нам пришла кошка. Ее зовут Муся (приговаривает: «Муся, Мусенька»). Нравиться ей у меня? Как узнали? (Не убегает, сидит, не царапается) .
Часть 2.
Воспитатель. Пущу ее на пол. Посмотрим, что будет делать. (Идет, пошла). Какие у нее ноги? Сколько их у Мусеньки? Посчитаем: две и две. Впереди и сзади!
Воспитатель. Зачем ноги Мусеньке? Закройте глаза и послушайте, как ходит Муся. (Тихо, неслышно) .

Воспитатель. Почему кошка ходит тихо? (Показывает лапки с подушечками.) Позови, Миша кошку. Слышали, как тихо пошла? На лапках – мягкие подушечки, поэтому ходит тихо.

3.2 Младшая группа «Домик для маленькой рыбки».

Цель: Продолжать учить детей выделять общие признаки рыб (форма туловища, плавники, хвост, покрытое чешуёй тело). Улучшать представление о строении рыбы на примере живой и игрушечной рыбы. Воспитывать у детей желание ухаживать за рыбками и аквариумом.

Материал: Аквариум с рыбкой, игрушечная рыбка, корм для рыбок, игрушка зайчик.

Ход занятия

1. Вступительная часть.
Дети сидят на стульчиках, перед ними стоит аквариум накрытый тканью.
Воспитатель: Ребята сядьте прямо, будьте внимательны.
2. Основная часть.
Воспитатель: Дети, вы хотите узнать что спрятано у нас под тканью? (Ответы детей). Тогда вы должны отгадать загадку: «Дом стоит до краев водой налит, без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный. В этом домике жильцы, все умелые пловцы. ». Ребята кто же это? (Рыбки). Правильно ребята, вы угадали- это рыбки. (Воспитатель снимает с аквариума ткань) .

Игра: «Быть рыбкой хорошо? »

Воспитатель: Дети, а как вы думаете быть рыбкой хорошо, или плохо? (Ответ детей) .

Воспитатель: Ребята к нам в гости пришёл зайка. (Входит зайчик с игрушечной рыбкой) .

Зайка: Дети я пришёл к вам в гости и принёс мышку.

Воспитатель: Зайка, ты ошибаешься- это не мышка! Дети скажите зайке кого он принёс? (Рыбку). Дети, скажите мне что есть у рыбки? (Туловище, хвост, плавники, жабры). Ребята, а зачем рыбке хвост, как вы думаете? (Помогает плавать и менять направление) .

Имитация «Как плавает рыбка».

(Дети руками имитируют движения рыб)

Воспитатель: Ребята скажите мне чем игрушечная рыбка отличается от нашей живой в аквариуме? (Ответ детей) .

3. Заключительная часть

Беседа «Как ухаживать за рыбкой в аквариуме»

Воспитатель: Дети посмотрите какая вода у нас в аквариуме? (Прозрачная, чистая). Как вы думаете рыбки любят такую воду? Почему? (Ответ детей). А что у нас ещё кроме воды есть в аквариуме? (Растения). Для чего они нужны рыбкам? (Ответы детей). Дети, рыбок которые живут в аквариуме нужно кормить, что едят рыбки? (Ответ детей) .

Воспитатель: Ребята у меня есть корм, давайте покормим им нашу рыбку. (Воспитатель демонстрирует процесс кормления рыбки, предлагает 2-3 детям взять немного корма и насыпать в аквариум

Примеры оборудования живого уголка в детском саду
В уголок младшей группы лучше поместить многолетние растения так как навыки ухаживания за ними у детей еще не сформировались. Часто в живой уголок кладут игрушки и книги о животных.

НАШ УГОЛОК ПРИРОДЫ:



Заключение
Правильно организованный уголок в детском саду доставит детям массу приятных впечатлений. Дети учатся лучше понимать окружающий мир во всем его многообразии. Внимание детей в этом раннем возрасте еще очень неустойчиво, а яркие животные с интересным поведением, бесспорно, привлекут внимание и позволят направить его в русло созидательной работы.

Но не следует забывать, что организация живого уголка - ответственное дело. Люди, которые берут это дело в свои руки, должны отнестись к нему со всей ответственностью.

Список использованной литературы
1. Как знакомить дошкольников с природой/ Под ред. П. Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 1978 – 223 с.

2. Мы: Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – 2-е изд. испр. и доп. – С. -Пб. Детство-Пресс, 2001 г. – 240 с.

3. Добро пожаловать в экологию. Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Сост. О. А. Воронкевич. – Спб. : «Детство-Пресс», 2003. – 336 с.

Первая младшая группа.

В первой мл. гр., дети, в помещении и на участке наблюдают, как взрослый ухаживает за растениями и животными. Задача воспитателей привлекать детей к совместным действиям по уходу за объектами природы. Развивать познавательный интерес к природным объектам, формировать положительное отношение и навыки бережного обращения, умение замечать красоту и индивидуальность каждого жизненного существа. Поскольку внимание ребёнка в этот возрастной период не устойчив, желательно привлекать малышей к выполнению разовых элементарных поручений: (вежливо и ласково попросить принести совок, помочь донести поддон для формочек) . Поручение должно быть реально важным, т.к. дети в этом возрасте уже чувствуют, когда их деятельность никому не нужна.

Вторая младшая группа.

Во второй мл. гр. хозяйственно бытовой труд, так же, как и в первой мл. гр., сводится в основном к выполнению простейших индивидуальных поручений. Таким образом, воспитываем желание принимать участие в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке. Учим замечать изменения произошедшие со знакомыми им растениями (зацвела сирень, появились плоды на яблоне и т.д.) Приучаем с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения и т.д., а так же формируем навыки умения обращаться с инвентарём. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является не однократное повторение, сенсорное обследование и практическое действие. Внимание детей всё ещё не устойчиво, поэтому деятельность не должна быть слишком долгой и однообразной. Взрослый знакомит малышей с комнатными растениями, у которых хорошо различимы ствол, листья и их названия. Это бегония, различные виды фикусов, бальзамин, колеус.

Педагог привлекает детей к уходу за растениями, показывает, как очистить от пыли листья фикуса, хлорофитума, спатифиллума, объясняет, что растения нас слышат и чувствуют наше отношение к ним, поэтому при уходе, с ними нужно доброжелательно разговаривать. Дети этого возраста с помощью взрослого, способны выращивать зелёный лук из луковиц. Для этой возрастной группы в уголке природы содержатся черепахи, канарейки, рыбки.

Наблюдая вместе с малышами за обитателями аквариума, педагог объясняет, какой корм они любят, сколько раз в день их нужно кормить.

В следующий раз обязательно даёт возможность, двум - трём детям самим покормить рыбок. Малыши наблюдают за действием педагога, который сажает водные растения, размещает камешки, которые поддерживают растения, частично меняет воду, чистит фильтр и т.д.

При знакомстве с обитателями живого уголка, взрослый может рассказать детям отрывки из сказок, зачитать произведения детских писателей.

Средняя группа.

В ср. гр. хозяйственно-бытовой труд начинает занимать значительное место в жизни детей. Основной формой его организации являются поручения, которые дают возможность систематически привлекать всех воспитанников к разнообразной трудовой деятельности. Формируем начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца) , стремление сделать хорошо.

Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым. Углубляем знания о потребностях живых существ. Приучаем детей систематически ухаживать за обитателями уголка природы. В уголке природы к известным детям растениям добавляются герань зональная, хлорофитум, аспарагус. Педагог объясняет, что у разных растений не одинаковая потребность в воде. Учит по цвету земли и на ощупь распознавать влажная или сухая земля. Показывает, как следует поливать, то или иное растение. Можно доверять детям самостоятельный полив, не гласно контролируя выполнение задания.

С поздней осени и до конца марта выращивают лук и зелень для птиц

(если таковые имеются) . С февраля дети могут наблюдать за работой педагога по выращиванию рассады перца, томатов, проращиванию семян, посадке, пикированию. Ближе к концу зимы можно поставить в воду несколько веточек дерева или кустарника и обратить внимание дошкольников на то, как они реагируют на тепло и воду. Весной педагог знакомит детей со способами размножения растений (на примере хлорофитума) . Во второй половине года педагог даёт детям не только индивидуальные поручения, но и коллективные. Давая поручения надо учитывать особенности детей: тем, у кого внимание не устойчивое, дать не сложные задания (покормить рыбок) . Умеющим доводить начатое до конца, дают более сложные поручения (полить растения, протереть листья, рыхление почвы) . Трудовые усилия обязательно оцениваются воспитателем.

Старшая группа.

Детей старшей группы, педагог учит выполнять различные поручения связанные с уходом за животными и растениями уголка природы. Приучает выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать растения, рыхлить почву и т.д. Обращает внимание детей на то, что ухоженные растения выглядят красиво и радуют глаз. Важно приучать ребёнка выслушивать задание, продумывать план работы, не мешать другим трудиться, помогать товарищам, не бросать начатое дело, не стесняться просить о помощи. В уголке природы появляются новые растения (традесканция, комнатный виноград, сансевьера, кринум, узалебарская фиалка, роциус) . Педагог рассказывает детям об условиях жизни растений в природе и уход за ними. Например: в зимний период их рост заметно замедляется, полив проводится реже, растения осматриваются чаще, чтобы вовремя заметить вредителей. Привлекает дошкольников к обработке стволов и листьев мыльным раствором. С конца января начала февраля, детей привлекают к выращиванию из семян, рассады овощей, а с конца марта цветочных культур. Весной педагог знакомит детей ещё с одним способом размножения растений: листовыми пластинками (у фиалок) . Рассказывает, как узнать, не требуется ли комнатным растениям пересадка. С начала октября педагог вводит дежурство в уголке природы (по 2-3 человека) . На графике, который находится на видном месте в уголке природы, педагог напротив имён ставит оценки за дежурство в виде рисунков. Особо важно отметить, что плохих оценок не бывает, только «хорошо» и «отлично» .

Подготовительная группа.

Труд детей этого возраста носит более самостоятельный характер. В совместном труде могут принимать участие все дети. Дети могут выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растительным уголком природы (поливать растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм для рыб и птиц, и т.д.) . Осенью педагог привлекает детей к пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы. В уголке природы дети теперь дежурят по 2-3 дня, поэтому относятся к работе более ответственно: то, что не доделали вчера, придется закончить завтра. Педагог учит их распределять между собой обязанности. Работу по выращиванию зелёного лука выполняют теперь дежурные. Уголок природы у детей этого возраста теперь не вызывает трудностей. В подготовительной группе в уголке природы появляются новые растения: (циперус, камнеломка, кактусы) . В феврале проводится знакомство с луковичными растениями. Продолжается работа по ознакомлению дошкольников с различными способами размножения растений (усами, листовыми пластинками, черенками, корневищем и т.д.) Закрепляются знания детей о разнообразии мира растений.

Воспитатель: Корчевная Ю.В. МБДОУ № 57 «Страна детства» М.О. г. Химки 2015г

Конспект занятия в 1 младшей группе. Трудовая деятельность в уголке природы «У меня есть огород - витамины круглый год»

Цель:

  • Уточнить и закрепить знания детей об овощах, о способах их выращивания, рассказать о необходимости света, влаги и тепла для роста растений.
  • Учить узнавать овощи по описанию.
  • Рассказать о пользе лука для здоровья.
  • Воспитывать желание сажать и ухаживать за растениями.

Предварительная работа:

  • Рассматривание семян (петрушки, укропа, лука севок) .
  • Посадка семян, наблюдение и уход за всходами.
  • Полив и рыхление почвы.
  • Чтение пословиц, поговорок и загадок о луке и других овощах.

Материал:

  • Стаканчики с рыхлой землёй, луковицы на каждого ребёнка, лейка с водой.
  • Кукла Чипполино, иллюстрации овощей, семена укропа, петрушки.

Ход занятия: Дети сидят полукругом.

Дети, сегодня к нам пришли гости, посмотреть, как вы умеете трудиться в нашем природном уголке(давайте поздороваемся)

Ребятки, но это ещё не все гости, вчера по дороге домой, я встретила лукового мальчика, его зовут Чипполино, мы с ним разговаривали о растениях, о природе, о животных. Я рассказала ему, что у нас в группе есть уголок природы и позвала Чипполино к нам в гости.

Стук в дверь. Появляется Чипполино, здоровается. Дальше ведётся диалог Чипполино с детьми.

Чипполино:

Я слышал, что у вас в детском саду есть живой уголок и

хочу узнать, кто же в нём живет. Расскажите, пожалуйста!

Воспитатель направляет ответы детей на вопросы.

Кто у нас живёт в живом уголке? (крольчиха Бася, волнистые попугаи, попугаи неразлучники, рыбки, маленькие птички Амадины, песчанки) .

А недавно появился еще один кролик, его зовут? (Вася)

Как мы ухаживаем за нашими животными? (кормим, наблюдаем, как взрослые чистят клетки и т.д.)

А что ещё есть в нашем живом уголке? (растения) .

Какие растения? (Фикус, Бегония, Бальзамин, Камнеломка)

Как мы ухаживаем за нашими растениями?

(протираем листья, поливаем)

Чипполино хвалит детей и предлагает сделать уголок природы в группе.

Чипполино: Ребятки, а что стоит в вашем уголке природы?

Дети отвечают вместе с воспитателем

Чипполино: дети, какие овощи вы знаете?

Дети: (с помощью иллюстраций называют: огурец, перец, помидор, баклажан, капуста, морковь) .

Скажите, вы загадки отгадывать умеете? (да) .

В землю спряталась Девица.
Из земли торчит косица.
Выдерну я ловко
Красную (Морковку.)

Это вовсе не игрушка
Ароматная … (Петрушка)

Ни окошек, ни дверей
Полна горница людей? (Огурец)

Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)

Чипполино: хвалит ребят.

Чипполино рассказывает о пользе лука, о его целебных качествах.

Не зря в народе говорят
Лук здоровью друг.
Лук да баня всё правят.
Лук лечит семь недуг.

Ребята, раз лук такой полезный, давайте его посадим в землю и будем выращивать.

Воспитатель сажает Чипполино на стульчик, подходит к столу, где приготовлены (ящик для земли, земля, семена, лейка) . Насыпает в стаканчики землю и вместе с детьми сажает лук, укроп и петрушку. После посадки Чипполино прощается с детьми и обещает придти в гости, когда вырастит урожай.