Типичные неисправности кондиционеров: причины и устранение. Проблемы, возникающие при эксплуатации центральных систем кондиционирования и кондиционеров

Диетологи предупреждают: в нашем климате, в трескучие морозы, ни в коем случае нельзя пренебрегать густым и горячим супом. Он не только хорошо согревает и насыщает, но и восстанавливает водный баланс, что очень важно в холода. Суп предотвратит множество заболеваний: гастрит, колит, холецистит, все те заболевания, которые могут возникнуть из-за быстрой еды всухомятку.

Зимой супы мы варим особенные – жирные, на мясном, курином или рыбном бульоне. Такой суп – очень калорийный, что как раз и требуется зимой, когда на обогрев организма и поддержание трудоспособности тратится очень большое количество энергии. Кроме того, в нем много белка, а часто еще в супы кладут сыр, молоко или сливки, именно для того, чтобы повысить белковую ценность супа. Без белка зимой никак нельзя обойтись, он отвечает за теплообмен, работоспособность и хорошее настроение.

Но если есть суп в середине дня, а не на ночь, то можно не бояться растолстеть, так как в супах очень большое количество сезонных овощей: капусты, свеклы, моркови, сельдерея, лука-порея, которые долго перевариваются, и зачастую на их переваривание тратятся все лишние калории. Содержащаяся в супах жидкость помогает наладить обмен веществ, и даже регулировать артериальное давление.

Супы и усваиваются гораздо легче и лучше, чем булочки. Диетологи рекомендуют даже желающим похудеть каждый день съедать по тарелке супа, не только на овощном, но и на мясном, и на рыбном бульоне. Такой суп придаст много сил, согреет, и чувство сытости сохранится до вечера. Есть даже специальная суповая диета, в ходе которой худеющий не мерзнет и не чувствует слабости и головокружений, всех тех «прелестей», которые поджидают сидящих на других «сухих» диетах.

Так как суп нужно есть каждый день, то мы подобрали для вас несколько рецептов для каждого дня недели. Все они разные, но очень вкусные, питательные и полезные.

Понедельник

Хлебный суп

Хлебный суп. Из книги Ники Белоцерковской «Гастрономические рецептыши» Фото: иллюстрация из книги

Из книги Ники Белоцерковской «Гастрономические рецептыши»

Порций: 10

  • 500 г копченой грудинки
  • 2 багета
  • 2 л бульона
  • 500 мл молока
  • 100 г сливочного масла
  • 2 ст. л. горчицы
  • 2 ст. л. бальзамического уксуса
  • Морская соль
  • Молотый черный перец

Рецепт Шаг 1. Грудинку куском хорошо карамелизовать (обжарить до румяной корочки) в кастрюле со всех сторон, слить лишний жир, залить горячим бульоном или водой. Варить сначала на сильном огне 10 минут, потом накрыть крышкой, убавить огонь и варить еще как минимум 30 минут.

Шаг 2. Нарезать багет и подрумянить ломтики в духовке.

Шаг 3. Снять кастрюлю с огня, корейку вынуть из бульона, положить туда сухарики.

Шаг 4. Влить кипящее молоко, накрыть крышкой, дать сухарикам набухнуть в течение 10 минут. Если хотите, чтобы суп был совсем кремообразный, слейте часть жидкости.

Шаг 5 . Положить в суп горчицу, масло, бальзамический уксус (или вместо него немного лимонного сока). Взбить блендером. Посолить и поперчить.

Шаг 6. Подавать с гренками, а мясо подать отдельно, с горчицей.

Вторник

Зимний суп с овощами и беконом

Зимний суп с овощами и беконом. Фото: www.globallookpress.com

  • 200 г бекона
  • 500 г мороженной брюссельской капусты
  • 100 г корня сельдерея
  • 2 корня пастернака
  • 3 луковицы
  • 1 морковь
  • 2 зубчика чеснока
  • 2 веточки тимьяна
  • 1 сушеный перчик чили
  • 2 ст.л. оливкового масла
  • Соль и черный перец по вкусу

Рецепт

Шаг 1. Морковь и корень сельдерея очистить и нарезать крупными кусками. 1 луковицу, не очищая, разрезать на 4 части. Все это немного попечь на сухой сковороде (10 минут).

Шаг 2. Вскипятить в кастрюле 3 литка воды, положить овощи¸ варить около 30 минут.

Шаг 3. Корень пастернака нарезать брусочками, 2 луковицы очистить и нарезать кубиками, бекон - прямоугольными ломтиками, чеснок мелко нарубить.

Шаг 4. В сковороде разогреть оливковое масло и обжарить в нем лук, чеснок, пастернак и бекон. Затем добавить тимьян и чили (изъять через 5 минут).

Шаг 5 . В процеженный овощной бульон переложить обжаренные овощи с беконом, довести до кипения и варить 15 мин.

Шаг 6 . Брюссельскую капусту, не размораживая, бросить в суп и варить до готовности. За 5 минут до окончания варки посолить и поперчить.

Среда (разгрузочный день)

Зимний суп для сыроедов

Зимний суп для сыроедов. Фото: www.globallookpress.com

  • 6 стеблей сельдерея
  • 2 моркови
  • 1 болгарский перец
  • 2 зубчика чеснока
  • 4 ст.л. очищенных семечек
  • Сок половины лимона
  • 3 ст.л. сыродавленного масла
  • 1 пучок зелени

Шаг 1. Стебли сельдерея и перец обдать кипятком, морковь почистить.

Шаг 2 . Все крупно порезать и положить в блендер, налить воду, чтобы закрывала овощи. Пробить.

Шаг 3 . Семечки обдать кипятком, положить их в блендер, выдавить туда же лимонный сок, выдавить чеснок, посолить. Пробить все до однородной массы.

Шаг 4. Подавать с зеленью.

Четверг

Сырный суп

Сырный суп. Фото: www.globallookpress.com

Рецепт

Шаг 1. Отварить курицу. Бросить в бульон 1 луковицу, 1 очищенную морковь. Варить около 1 часа. Потом бульон процедить, лук выкинуть, морковь нарезать кружочками, мясо снять с костей и нарезать небольшими кусочками.

Шаг 2. Лук почистить, порезать кольцами и поставить обжариваться. Порезать к луку шампиньоны, сельдерей, потом лук-порей. Тушить овощи около15 минут.

Шаг 3. Залить овощи горячим бульоном, на крупной терке потереть сыр (если это возможно) или просто положит его в кастрюлю, помешивая, чтобы растворился.

Шаг 4 . Посолить, поперчить, подержат на маленьком огне еще 10 минут. Выключить, подавать с зеленью.

Пятница

Кукурузный суп

Кукурузный суп. Фото: www.globallookpress.com

  • 400 г мороженой кукурузы
  • 2 ст.л. сливочного масла
  • 4 куриных крылышка
  • 2 яйца
  • 100 г сыра
  • Соль и перец по вкусу

Шаг 1. Кукурузу разморозить, поджарить в сливочном масле.

Шаг 2. Залить водой, положить в кастрюлю куриные крылышки, варить до готовности около 20 минут.

Шаг 3. Вынуть крылышки и взбить суп в блендере.

Шаг 4. Довести до кипения, вылить в суп взбитые яйца, положить тертый сыр, посолить и поперчить.

Суббота

Рыбная солянка

Рыбная солянка. Фото: www.globallookpress.com

  • 500 г филе свежей рыбы (можно взять любую речную и морскую рыбу)
  • 250 г филе копченой и соленой рыбы (кроме сельди)
  • 2 луковицы
  • 3 ст. л. томатной пасты
  • 150 г соленых огурцов
  • 50 г растительного масла
  • 10 горошин перца
  • 2-3 лавровых листка
  • 6-12 маслин
  • 6 ломтиков лимона
  • Зелень
Шаг 1. Порезать кусочками свежую и соленую рыбу. Это надо делать отдельно.

Шаг 2. Лук очистить и мелко порезать. Обжарить на растительном масле. Когда лук приобретет золотистый цвет добавить к нему томатную пасту, прогреть еще 2 минуты.

Шаг 3. Огурцы нарезать мелкими кубиками. Дайте стечь рассолу. Добавьте к луку и пасте и быстро обжарьте.

Шаг 4. Свежую рыбу залить 2 л воды или рыбного бульона, добавить лавровый лист и перец, довести до кипения, снять пену, подождать пять минут и добавить копченую рыбу. Довести до кипения, снять пену, поварить 2 минуты.

Шаг 5. Добавить в суп лук, томат и огурцы. Варить 5-7 минут. После этого при необходимости досолить. Еще раз довести до кипения. Снять с огня. Посыпать зеленью. Накрыть крышкой и оставить на 15 минут.

Шаг 6. В каждую тарелку бросить ломтик лимона и 1-2 маслины. Разлить солянку, подавать на стол.

Воскресение

Гороховый суп

Гороховый суп. Фото: www.globallookpress.com

  • 1 стакан гороха
  • 1 кг говядины
  • 300 г свиных ребрышек горячего копчения
  • 4 литра холодной воды
  • Черный перец горошком
  • 3 картофелины
  • 2 ст.л. сливочного масла
  • 2 луковицы
  • 2 ст.л. томатной пасты или 2 помидора
  • 2 моркови

Шаг 1. Горох замочить на ночь.

Шаг 2. Мясо промыть, нарезать крупными кусками, залить холодной водой и поставить на сильный огонь. Бросить несколько горошин перца. Довести до кипения, снять пену, варить на слабом огне не меньше часа.

Шаг 3 . Добавить ребрышки. И следом за ними нарезанный кубиками картофель. Как только суп закипит, положить горох.

Шаг 4 . На сливочном масле пассировать лук. Потом добавить томатную пасту или натереть помидоры. Обжаривать 5 минут.

Шаг 5. Добавить к овощам тертую на крупной терке морковь. Обжаривать еще 10 минут на среднем огне.

Шаг 6 . Добавить обжарку в суп, если горох и картофель готовы. Довести до кипения, выключить огонь, досолить и доперчить, если надо. Дать настояться 15 минут.

Одной из нужных на сегодняшнюю пору автомобильных опций является автомобильный кондиционер. Многие автомобилисты предпочитают поддерживать его в хорошем рабочем состоянии, хотя работоспособность его никак не влияет на нормальную работу автомобиля. Как правильно поступить, чтобы вам не пришлось столкнуться с проблемой дорогостоящего ремонта всей системы? Эта публикация расскажет про основные проблемы автомобильного кондиционера.

Конденсор - это самая уязвимая деталь в автомобильном кондиционере. Его еще называют радиатором кондиционера. Он расположен впереди основного радиатора двигателя, и все удары нелегкой автомобильной судьбы принимает на себя.

  • Он повреждается при малейшем, серьезном столкновении, зачастую попадают в него случайные камни.
  • Ни в коем случае со счетов нельзя списать и коррозию. Даже то, что у конденсора трубки произведены из цветных металлов, поздно или рано под воздействием окружающей агрессивной среды они тоже истончаются, появляются микроскопические трещинки, и хладагент через них начинает просачиваться.
  • А если вдруг внезапно в системе «подскочит» давление, например, потому что грязь и тополиный пух забили конденсор, то может фреонопровод запросто лопнуть.
  • В результате коррозии, со временем охлаждающие пластинки на конденсоре отгнивают. И в этом случае тоже кондиционер не будет работать правильно, так как при работе фреон не будет нормально охлаждаться.
  • Как вы уже поняли, конденсор требует очень пристального внимания, и особенно в тех случаях, когда вы после ДТП отправляете авто в мастерскую.

Все нюансы кузовного ремонта .

Если произошло сильное повреждение передней части кузова, то неизбежно «костоправам» приходится разгерметизировать кондиционер, демонтировав конденсор. В процессе покраски автомобиля и правки кузова, так и остается эта система открытой. Попадают в нее абразив, пыль, сравнительно крупные частички грязи. Система после завершения ремонта попросту собирается, и отдают вам вроде бы готовый автомобиль к эксплуатации.

Конечно же, в жаркое время года вы сразу же включаете кондиционер. А он не работает!! Вы возвращаетесь на СТО, и теперь просите, чтобы заправили кондиционер. Вам эту услугу предоставляют с огромным удовольствием, но проходит несколько недель и компрессор заклинивает. Причина этого - сильное засорение компрессора грязью и абразивом, которые остались после ремонта кузова.

Предъявлять претензии и возмущаться - просто бесполезный труд. Каждая ремонтная организация выполнила четко ту часть работ, за которую она отвечала. Кузовная станция провела восстановление кузова. Автосервис по вашему требованию заменил хладагент. Вывод: оплата замены компрессора будет из вашего кармана. А компрессор дорогостоящий, потому что он один из самых главных узлов в системе кондиционирования. Выход один - покупка нового. Узел сам по себе очень надежен, имеет большой ресурс. Его «клинит» в тех случаях, если в него попадает грязь по какой-то причине.

Электроника.

В системах кондиционирования в последнее время появились электронные, новые датчики давления. Использовать их начали с той целью, чтобы повысились возможности бортовой само-диагностики. Параметры давления точно фиксируются новыми датчиками, и эти данные подаются на блок управления авто. Если показатели давления начнут отклоняться от нормы, блок управления отправит соответственный сигнал на панель приборов, для того, чтобы авто-владелец своевременно заехал на СТО для проверки состояния кондиционера.

Задумка хороша, так как позволяет своевременное выявление неисправностей, дабы избежать основных проблем автомобильного кондиционера. Сами датчики, однако, оказались ненадежными. Датчик оказался в размере намного больше и его иногда попросту сбивают струей под высоким давлением при мойке двигателя. К тому же, он нередко выходит из строя по непонятным причинам. Ремонту он совершенно не подлежит.

Антибактериальная обработка.

Одним из частых обращений на станцию по ремонту автомобильных кондиционеров являются проблемы с забитыми испарителями и фильтрами-осушителями. Эти несложные неисправности легко устраняются. Испаритель сначала разбирается, подвергаясь очистке и обработке антибактериальными специальными составами. При замене фильтро-элемента также необходима антибактериальная обработка. По рекомендациям специалистов, антибактериальную обработку выполнять необходимо не реже 1 раза в год, во избежание проблем со здоровьем.

Устранение утечки .

Замена или ремонт фреонопроводов в последнее время в специализированных сервис-центрах - отлично освоенное направление. В случае если подгнил провод, вам вместо него могут предложить изготовление нового фреонопровода, или смогут установить гибкий шланг на этом месте. По словам экспертов, последний вариант предпочтителен, так как шланг коррозии не подвержен, и не сможет его повредить отлетевший случайно камень. Этот вариант лучше всего подходит внедорожникам. У них фреонопровода чаще всего страдают из-за специфики эксплуатации этих автомобилей. Если повреждение незначительное, то его надо отремонтировать. Для этого случая предназначены современные технологии по напылению металла. Получается такое ремонтное покрытие надежным, и рабочее давление выдерживает в системе с легкостью.

Когда барахлит привод .

Отремонтировать компрессор, как говорилось ранее, если повреждена поршневая система - не представляется возможным. Ни один производитель не готов предложить на сегодняшний день ремонтных размеров этой поршневой группы. Узел привода, помимо самого компрессора, отвечает за его работоспособность, и компрессор заставляет работать при нажатии на кнопку А/С на приборной панели. Все части привода: муфта, шкив приводного ремня, электромагнит, находятся непосредственно на валу компрессора. Со временем выйти из строя может каждая деталь.

Чаще всего из строя выходит опорный ролик или подшипник, по банальной причине - выработка. Он начинает гудеть и, при желании, вы можете этот гул услышать. Главное вовремя обратить на это внимание. Меняется подшипник легко, только не затягивайте с ремонтом. Если вы и дальше будете ездить с таким изношенным подшипником, в один прекрасный день он на своем посадочном месте попросту повернется и образует задиры на нем. Замена подшипника после этого просто невозможна. А новая деталь на посадочное место не сядет. И тогда менять компрессор придется целиком.

Само-диагностика.

Какие признаки говорят об основных проблемах автомобильных кондиционеров? Мы уже описали один из признаков выше - гул подшипника . Но, ни с чем вы не перепутаете и состояние испарителя кондиционера, который забился . В салон моментально начинает поступать неприятный затхлый воздух. О падении давления или о нехватке в системе хладагента говорит недостаточно холодный воздух при выходе из дефлектора. Хорошо знакома такая ситуация многим автолюбителям.

Есть и менее известные всем признаки основных проблем автомобильного кондиционера. К примеру, кондиционер ваш работает исправно при движении автомобиля. Но как только он останавливается на светофоре, начинает из дефлекторов поступать теплый влажный воздух. Такое поведение, между прочим, говорит, что конденсор охлаждается недостаточно. Вероятная причина - сильная загрязненность конденсора или неверная работа электро-вентиляторов . Эту проблему нужно устранять в срочном порядке, иначе могут лопнуть фреонопровода из-за избыточного давления. На современных автомобилях, к счастью, уже стоит система само-диагностики кондиционеров, она сигнализирует морганием клавиши о наличии неисправности. Обычно сигнал информирует об обрыве ремня привода, либо о неисправности в электрической части системы кондиционера.

Позвольте в завершение дать еще один совет. Как только у вас обнаружились проблемы с автомобильным кондиционером, правильнее сразу обратиться в автосервис, специализирующийся на обслуживании и ремонте таких систем. Часто в большинстве автосервисов нет квалифицированных специалистов, которые знают устройство кондиционера и нюансы его работы. Единственное, чем помогут вам на станции, это заменят хладагент и не обратят внимания на первые признаки основных проблем в автомобильном кондиционере. Вы получите лишь временное улучшение в работе системы, а источник проблемы останется не устраненным. В результате, вы снова в скором времени обратитесь на СТО, и не факт, что за это время стоимость ремонта порядочно не вырастет.

Обнаружение и устранение неисправностей кондиционера
Если кондиционер работает ненормально, посмотрите следующую таблицу из инструкции по эксплуатации кондиционера. Это может сэкономить вам время и избежать ненужных расходов.

Проблема Решение

Кондиционер не работает

Проверьте состояние питания, а затем снова включите кондиционер.
Вставьте вилку или включите автоматический выключатель, а затем снова включите кондиционер.
Проверьте установку времени на Таймере отключения. Снова включите кондиционер, нажав кнопку Power (Питание).

Регулировка температуры не работает

Проверьте, возможно, вы выбрали режим Fan (Вентилятор) / Turbo (Турбо). В этих режимах желаемая температура устанавливается автоматически, и вы не можете регулировать температуру.

Из кондиционера не поступает Холодный / Теплый воздух

Проверьте, возможно, заданная температура выше (в режиме Охлаждение)/ниже (в режиме Обогрев), чем существующая температура. Нажмите кнопку Temp (Температура) + или на пульте дистанционного управления, чтобы изменить заданную температуру.
Убедитесь, что воздушный фильтр защищен от грязи. Если на воздушном фильтре находится много пыли, эффективность охлаждения (обогрева) может снизиться. Очищайте его чаще.
Проверьте, не накрыт ли чем-либо наружный блок или не установлен ли он вблизи препятствия. Снимите крышку и удалите препятствие.
Если вы хотите, чтобы кондиционер функционировал на солнце, защитите наружный блок шторкой или чем-то другим.
Проверьте, работает ли кондиционер в режиме Удаление льда (De-ice). Если лед образуется в зимний период или при слишком низкой температуре наружного воздухе, то кондиционер включит режим Удаление льда (De-ice) автоматически. В режиме Удаление льда(De-ice) вентилятор внутреннего блока останавливается, и холодный воздух не поступает.
Если открыты двери или окна, это может привести к недостаточному охлаждению (обогреву). Закрывайте окна и двери.
Проверьте, включился ли кондиционер сразу после прекращения операции охлаждения (обогрева). В этом случае должен работать только вентилятор для защиты компрессора наружного блока.
Проверьте, не слишком ли велика длина трубки. Когда длина трубки превышает ее максимально допустимую длину, то эффективность охлаждения (обогрева) может снизиться.

Не работает регулировка воздушного потока

Убедитесь, что вы выбрали режим Auto(Авто) / Dry(Сушка) / . В этих режимах желаемая температура установливается автоматически, и вы не можете регулировать температуру.

Не работает регулировка скорости вращения вентилятора.

Убедитесь, что вы выбрали режим Auto(Авто) / Dry(Сушка)/Turbo(Турбо) / . В этих режимах скорость вентилятора устанавливается автоматически, и вы не можете регулировать скорость вентилятора.

Пульт дистанционного управления не работает.

Проверьте, не разрядились ли батарейки.
Убедитесь, что сенсор пульта дистанционного управления ничем не блокируется.
Проверьте, нет ли сильного осветительного прибора вблизи кондиционера. Сильный свет, который исходит от флуоресцентных ламп или неоновой рекламы, может прерывать электромагнитные волны.

Функция таймера не устанавливается

Проверьте, нажали ли вы кнопку Set (Установить) на пульте дистанционного управления после того, как установили время.

Индикатор мигает непрерывно.

Нажмите кнопку Power (Питание) или выньте вилку / выключите дополнительный выключатель питания. Если индикатор продолжает мигать, обратитесь в сервисный центр

Запахи проникают в комнату во время работы.

Проверьте, не работает ли прибор в задымленном месте. Проветрите комнату или включите кондиционер в режим Fan (Вентилятор) на 1 ~ 2 часа. (Мы не применяем в кондиционере компонентов, выделяющих неприятный запах.)

Появилась надпись Ошибка.

Если мигает индикатор внутреннего блока, обратитесь в ближайший сервисный центр

Появился шум.

В зависимости от режима, в котором используется кондиционер воздуха, шум можно услышать, если изменяется движение потока хладагента. Это нормально.

Из наружного блока идет дым.

Поскольку это не может быть возгорание, то это может быть пар, образующийся при размораживании теплообменника наружного блока в режиме Heat (Обогрев) в зимний период.

С соединительных трубок наружного блока капает вода.

Вода может образоваться из-за разницы температур. Это нормально.

Загрязнение фильтров внутреннего блока
Загрязнение фильтров ухудшает обдув тепло-обменника, что приводит к снижению производи-тельности кондиционера по холоду или теплу. Кроме того, нарушение режима работы системы может привести к обмерзанию медных трубопро-водов. При выключении кондиционера лед нач-нет таять, и из внутреннего блока будет капать вода.
Сильное загрязнение фильтров может приве-сти к засорению дренажной системы комками пыли и нарушению нормального отвода конден-сата.
Очистка фильтров должна производиться один раз в две - три недели, а при высокой за-пыленности воздуха в помещении - чаще. Для очистки фильтров их промывают в теплой воде и просушивают, либо чистят с помощью пыле-соса. Срок службы фильтров тонкой очистки воздуха, применяемых в некоторых моделях кондиционеров либо в качестве опции, либо в стандартной комплектации (эти фильтры не подлежат восстановлению), зависит от загряз-ненности воздуха, но в условиях города редко превышает 3...4 месяца. Чистка и смена филь-тров не входит в стандартное гарантийное об-служивание и, подобно чистке или смене меш-ков в пылесосе, должна выполняться пользова-телем.

Загрязнение теплообменника наружного блока
Одним из наиболее характерных типов за-грязнения теплообменника является засорение его тополиным пухом, что приводит к нарушению режима теплосъема, перегреву компрессора и выходу его из строя. По оценкам специалистов по этой причине происходит около трети отказов климатических систем.
Очистку теплообменника производят перед началом эксплуатации кондиционера после зим-него сезона, а в период эксплуатации - перио-дически, по мере загрязнения. Кроме тополиного пуха теплообменник могут засорять опавшие ли-стья, уличный мусор и т. п. При очистке теплооб-менника следует соблюдать осторожность, что-бы не повредить тонкие пластинки оребрения. Для очистки и правки ребер в случае их повреж-дения можно использовать специальный инстру-мент, представляющий собой набор из нескольких «расчесок» для ребер с различным шагом между пластинками. Тополиный пух, пыль и другие загрязнения выдувают струей сжатого воздуха.

Нормируемая утечка хладагента
Второй по распространенности причиной вы-хода кондиционера из строя является нормируе-мая утечка хладагента. Величина нормируемой утечки составляет 6...8% в год от массы заправ-ленного в контур хладагента. Эта утечка проис-ходит всегда, даже при самом качественном монтаже системы, и является неизбежным след-ствием наличия стыков соединительных трубок. Для компенсации нормируемой утечки необходи-мо каждые 1,5...2 года производить дозаправку кондиционера хладагентом. В противном случае количество хладагента в контуре может упасть ниже минимально допустимого уровня, что при-ведет к перегреву компрессора и его заклинива-нию.
Для минимизации утечки хладагента не сле-дует прилагать избыточных усилий при затяжке гаек стыковых соединений, так как перетяжка мо-жет привести к повреждению стыка. В таблице приведены рекомендуемые значе-ния крутящего момента при затяжке гаек на труб-ках различного диаметра.

Диаметр трубки, дюймы Крутящий момент, кг см
1/4 160 - 200
3/8 350 - 450
5/8 450 - 550
3/4 550 - 650

Первым признаком уменьшения количества хладагента в контуре является образование инея или льда на штуцерных соединениях на-ружного блока, а также недостаточное охлажде-ние или обгорев воздуха в помещении. В норме разность температур воздуха на входе и вы-ходе внутреннего блока после примерно 15 мин работы кондиционера должна составлять не менее 8...10 °С в режиме охлаждения и не менее 12...14 °С в режиме обогрева.
В кондиционерах обычно преду-смотрен как вывод сообщения об уменьшении количества хладагента в ряду прочих кодов неисправностей, так и срабатывание защитных ис-полнительных устройств. В кондиционерах, вы-пущенных в 1980-1990-х гг., для отключения изделия при недостатке хладагента использова-лось реле низкого давления, которое срабаты-вало при нештатном падении давления в конту-ре и отключало систему. Сейчас большинство производителей переходит на электронные сис-темы контроля, которые измеряют температуру в ключевых контрольных точках системы и/или рабочий ток компрессора. На основании этих данных вычисляются все рабочие параметры климатической системы, в том числе и давление хладагента.

Утечка хладагента опасна по следующим при-чинам:

  • компрессор наружного блока охлаждается потоком хладагента, поэтому из-за уменьшения плотности хладагента компрессор перегревается;
  • температура нагнетаемого газа повышает-ся, что может привести к повреждению горячим газом 4-ходового клапана;
  • нарушается система смазки компрессора, происходит унос масла в теплообменник.
  • Признаками утечки хладагента являются:
  • потемнение теплоизоляции компрессора;
  • периодическое срабатывание теплозащит-ного реле компрессора;
  • обгорание изоляции на нагнетательной трубке компрессора;
  • потемнение масла, появление запаха гари;
  • положительный результат при проверке масла на кислотность.

Неправильная заправка контура хладагентом
Одной из основных причин аномальной рабо-ты кондиционеров и выхода из строя компрессо-ров является неправильная заправка контура хладагентом. При этом если нехватка хладаген-та в контуре может объясняться различного рода утечками, то избыточная заправка, как правило, является следствием ошибочных действий сер-висного персонала.
Для систем, в которых в качестве дросселиру-ющего устройства используется терморегулирующий вентиль (ТРВ), лучшим индикатором, ука-зывающим на нормальную величину заправки хладагентом, является значение температуры переохлаждения.
Температура переохлаждения Т1 (или просто переохлаждение) определяется как разность Т1 = Тв – Тх1, где
Тв - температура конденсации, считывае-мая с манометра со стороны высокого давления (напомним, что манометры, установленные на манометрическом коллекторе, обычно имеют шкалу температур),
Tx1 - температура хладаген-та (жидкостной трубки) на выходе из конденса-тора.
Слабое переохлаждение говорит о том, что заправка недостаточна, сильное указывает на избыток хладагента. Заправка может считаться нормальной, когда температура переохлаждения жидкости на выходе из конденсатора поддержи-вается в пределах 4...7 °С, при температуре воз духа на входе в испаритель, близкой к номиналь-ным условиям эксплуатации.

а) Симптомы нехватки хладагента
Недостаток хладагента проявляет себя в каж-дом элементе контура, но особенно этот недо-статок чувствуется в испарителе, конденсаторе и жидкостной линии контура. В результате недо-статочного количества жидкости испаритель сла-бо заполнен хладагентом, что приводит к сниже-нию холодопроизводительности системы. Поско-льку жидкости в испарителе недостаточно, коли-чество производимого там пара сильно падает. Так как объемная производительность компрес-сора превышает количество пара, поступающего из испарителя, давление в нем аномально пада-ет. Падение давления испарения приводит к сни-жению температуры испарения. Температура ис-парения может опуститься до минусовой отмет-ки, в результате чего произойдет обмерзание входной трубки и испарителя, при этом перегрев пара будет очень значительным. Температура перегрева пара Т2 (или просто перегрев пара) определяется как разность Т2=Тх2-Тн, где
Тх2 - температура хладагента (газовой труб-ки) на выходе из испарителя,
Тн - температура пара в испарителе, считываемая с манометра со стороны низкого давления.
Перегрев должен находится в пределах 5...8 °С. При значительном недостатке хладаген-та перегрев может достигать 12...14 °С и, соот-ветственно, температура на входе в компрессор также возрастет. А поскольку охлаждение элект-рических двигателей герметичных и полугерме-тичных компрессоров осуществляется при помо-щи всасываемых паров, то в этом случае комп-рессор будет аномально перегреваться и может выйти из строя. Вследствие повышения температуры паров на линии всасывания температура пара в маги-страли нагнетания также будет повышенной. По-скольку в контуре будет ощущаться нехватка хладагента, точно также его будет недостаточно и в зоне переохлаждения.

Таким образом, основными признаками не-хватки хладагента являются:

  • низкая холодопроизводительность;
  • низкое давление испарения;
  • высокий перегрев;
  • недостаточное переохлаждение (менее 4 °С).

Необходимо отметить, что в установках с ка-пиллярными трубками в качестве дросселирую-щего устройства, переохлаждение не может рас сматриваться как определяющий показатель для оценки правильности величины заправки хлада-гентом.

б) Симптомы чрезмерной заправки хлада-гентом
В системах с ТРВ в качестве дросселирующе-го устройства жидкость не может попасть в испа-ритель, поэтому излишки хладагента находятся в конденсаторе. Аномально высокий уровень жидкости в конденсаторе снижает поверхность теплообмена, охлаждение газа поступающего в конденсатор, ухудшается, что приводит к повы-шению температуры насыщенных паров и росту давления конденсации. С другой стороны, жид-кость внизу конденсатора остается в контакте с наружным воздухом гораздо дольше, и это при-водит к увеличению зоны переохлаждения. По-скольку давление конденсации увеличено, а по-кидающая конденсатор жидкость отлично охлаж-дается, переохлаждение, замеренное на выходе из конденсатора, будет высоким.
Из-за повышенного давления конденсации происходит снижение массового расхода через компрессор и падение холодопроизводительности. В результате давление испарения также бу-дет расти. Ввиду того, что чрезмерная заправка приводит к снижению массового расхода паров, охлаждение электрического двигателя компрес-сора будет ухудшаться. Более того, из-за повы-шенного давления конденсации растет ток элект-рического двигателя компрессора.
Ухудшение охлаждения и увеличение потреб-ляемого тока ведет к перегреву электрического двигателя и в конечном итоге - выходу из строя компрессора.

Таким образом, основными признаками пере-заправки хладагентом являются:

  • падение холодопроизводительности;
  • рост давления испарения;
  • рост давления конденсации;
  • повышенное переохлаждение (более 7 °С).

В системах с капиллярными трубками в каче-стве дросселирующего устройства излишек хла-дагента может попасть в компрессор, что приве-дет к гидравлическим ударам и в конечном итоге к выходу компрессора из строя.

Небольшие (в пределах 10%) отклонения за-правки системы хладагентом от номинала не приводят к существенному изменению парамет-ров системы. Это подтверждается замерами тем-пературы воздуха, выходящего из внутреннего блока сплит-системы (работа в режиме охлажде-ния), рабочего тока компрессора и низкого давле-ния в контуре хладагента при неиз-менных параметрах среды (температурах наруж-ного воздуха и воздуха в помещении) и различ-ных заправках контура. При малых отклонени-ях заправки контура от номинала изменения ра-бочих параметров сплит-системы в обоих режи-мах невелики.

б) Избыточная длина соединительных тру-бок
Размещение блоков сплит-системы с разни-цей высот, превышающих установленное про-изводителем значение, также приводит к сни-жению производительности кондиционера.

Повышенный шум при работе кондиционера
Источником повышенного шума могут быть плохо закрепленные части и блоки кондиционе-ра. Для устранения шума необходимо плотно затянуть все крепления и соединения трубок и конструктивных элементов системы. Наружный блок должен быть выровнен по горизонтали. Незакрепленные петли соединительных тру-бок также могут служить источником шума. Такие петли не должны оставаться после монтажа кли-матической системы, но если по каким-либо при-чинам они оставлены, следует скрепить между собой витки трубок.

Местное сопротивление в системе
Возникновение местного сопротивления в схеме циркуляции хладагента снижает его подачу в испаритель, и давление всасывания становится ниже нормы.

Сопротивление может быть обусловлено:
деформацией трубопровода;
засорением фильтра;
закупоркой осушителя;
загрязнением капиллярной трубки;
ледяной пробкой в клапане ТРВ.

Для обеспечения устойчивой работы системы необходимо устранить неисправность.

Деформация трубопровода происходит в том случае, когда его сильно изгибают, в результате чего образуется сплющенный участок. Эту неисправность определяют визуально. Однако если сопротивление имеет место в жидкостном трубопроводе, то в месте смятия создается разность температур в результате дросселирования хладагента. Если трубопровод деформирован в значительной степени, то на участке после места смятия образуется конденсат или слой инея (рис. 59). При незначительной деформации трубопровода сплющенный участок можно выправить посредством труборасширителя. Если этого недостаточно, то этот участок трубопровода вырезают и меняют на новый.
До начала ремонта из трубопровода выпускают хладагент, чтобы избежать возможных травм обслуживающего персонала.

Фильтр предназначен для улавливания посторонних частиц, попадающих в холодильную систему и способных вызвать повреждение оборудования. Все ТРВ оснащены фильтрами, а всасывающие трубопроводы - фильтрами-осушителями. Засоренный фильтр уменьшает подачу хладагента, и его циркуляция в системе может полностью прекратиться. Засоренный фильтр является также причиной снижения давления (соответственно и температуры) на участке трубопровода, расположенном после него. Если фильтр засорен, то лучше его заменить. При отсутствии запасного тщательно очищают загрязненный фильтр. Не следует часто снимать фильтр, иначе посторонние частицы и неконденсирующиеся газы могут попасть в систему и быть причиной различных повреждений.

При монтаже все агрегаты оснащают осушителями для исключения возможности попадания влаги и посторонних частиц во внутренние полости агрегата. При закупорке осушителя уменьшается или полностью прекращается циркуляция хладагента в системе.
В этом случае в линии до осушителя и после него создается разность температур (рис. 60). Закупоренный осушитель заменяют. Перед осуществлением демонтажа осушителя выпускают хладагент из соответствующего трубопровода, чтобы избежать травмирования обслуживающего персонала. Осушитель нельзя удалять из системы на длительный срок.

В результате попадания в капиллярную трубку посторонних частиц происходит ее закупоривание, что может привести к уменьшению или полному прекращению подачи хладагента в испаритель.
Закупоривание капиллярной трубки проявляется в более продолжительном уравнивании давлений и сопровождается потерей холода.
Рекомендуется заменять, а не очищать капиллярную трубку.
При этом следует выбрать новую капиллярную трубку с теми же длиной и диаметром. Монтаж капиллярной трубки с другими параметрами приведет к несбалансированной работе холодильной машины и неудовлетворительному охлаждению. Одновременно с капиллярной трубкой заменяют фильтр. Предварительно из линии всасывания системы необходимо выпустить хладагент.

В отверстии регулятора питания испарителя хладагентом образуется ледяная пробка, если в системе имеется свободная влага. Это происходит в том случае, когда осушитель поглотил максимально возможное для него количество влаги, а оставшаяся ее часть замерзла в клапане ТРВ. Замерзание ТРВ приводит к изменению параметров работы машины, низким давлениям всасывания и нагнетания.
Чтобы убедиться в том, что причиной неисправности является влага, останавливают агрегат и прикладывают смоченную в горячей воде тряпку к корпусу ТРВ. Через несколько минут должен произойти шипящий звук и повыситься давление на стороне всасывания. Для устранения неисправности производят замену осушителя. Если это не помогает, то может возникнуть необходимость в полном выпуске хладагента из системы, трехкратном вакуумировании системы, монтаже осушителя большей емкости и зарядки в систему сухого хладагента.

Агрегат работает с повышенной нагрузкой в том случае, когда его производительность недостаточна или увеличился расход холода. Единственным решением этой проблемы является замена агрегата на другой более производительный. Значительная тепловая нагрузка на испаритель возникает при высокой частоте вращения вентилятора, в результате чего повышается давление всасывания. Можно уменьшить частоту вращения вентилятора, и одновременно изменить разность между температурой потока воздуха, проходящего через испаритель, и температурой кипения хладагента. Рекомендуемая разность температур обычно составляет 11°С при кондиционировании воздуха и 6 - 9°С при охлаждении.

Как проверить компрессор кондиционера и продлить срок службы?
Зачастую сервисная служба при обнаружении потемнений теплоизоляции, масла кондиционера, или утечку хладагента устанавливает фильтр на жидкостную магистраль или устраняет течь и дозаправляет кондиционер, а в реальности необходимы радикальные меры по спасению компрессора, которые невозможно провести на месте установки кондиционера. Результат такого отношения будет один - отказ компрессора. Рассмотрим возможности ремонта кондиционера в тех случаях, когда компрессор кондиционера еще можно спасти.

Необходимость проведения ремонта компрессорно-конденсаторного блока кондиционера в сервисном центре может возникнуть не только в аварийной ситуации, например при отказе компрессора, но и по результатам диагностики кондиционера.

Случаи возникновения подобных ситуаций:
- результат экспресс анализа масла компрессора;
- потеря герметичности фреонового контура кондиционера;
- попадание влаги в фреоновый контур кондиционера.
В этих случаях, даже если компрессор кондиционера еще работает, дни его сочтены. Срочная «реанимация» может помочь продлить жизнь кондиционера.

Экспресс анализ масла
Необходимо взять пробу масла из фреонового контура.
Сравнить его цвет и запах с образцом хорошего масла.
При помощи кислотного теста провести анализ масла на наличие в нем кислоты.

I этап
Пробу масла на анализ можно взять через сервисный порт кондиционера со стенок трубопровода в момент остановки кондиционера.

Для этого понадобится:
- короткий шланг со штуцером и краном;
- емкость для сбора масла;
- чистая лабораторная пробирка.

Порядок действий:
- остановить кондиционер;
- 10-15 минут дать маслу стечь по стенкам трубопровода;
- подключить к сервисному порту шланг с краном;
- свободный конец шлага поместить в емкость для сбора масла;
- открыть кран; выходящий из шланга газ, вынесет масло;
- собрать масло в емкость;
- дать маслу отстояться (масло содержит в себе растворенный хладагент - оно пенится);
- слейте пробу в пробирку.

II этап
Сравнение пробы масла из фреонового контура кондиционера с образцом хорошего масла по цвету и запаху. Одинаковое количество масла из пробы и образцового масла помещают в две одинаковые пробирки и сравнивают их между собой.

Темный цвет масла и запах гари - компрессор кондиционера перегревался.
Причиной перегрева могла быть утечка хладагента из фреонового контура кондиционера и эксплуатация без дозаправки.
Повышение давления в системе из-за загрязнения радиатора внешнего блока или ухудшения обдува вентилятором (неправильна работа платы управлением вентилятора; поломка самого вентилятора; не отрегулирован зимний комплект-адаптация кондиционера для работы до -25 гр.).
Эксплуатация кондиционера в режиме «тепло» при низких отрицательных температурах, без комплекта адаптации.
В результате масло теряет свои смазочные свойства, разлагается на различные смолистые вещества и заклинивает компрессор кондиционера.

Зеленоватый оттенок масла - наличие в масле солей меди. Причиной является влага во фреоновом контуре кондиционера. Тест на кислотность такого масла будет положительный.
Вода во внутренней системе кондиционера со временем скапливается у каппилярки во внешнем блоке, замерзает и закупоривает её. В результате компрессор не может прокачать систему, перегревается и сгорает рабочая или пусковая обмотка.

Прозрачное масло с легким запахом - реанимация кондиционеру не требуется.

III этап
Кислотный тест должен либо подтвердить опасения и тогда кондиционеру необходимо срочное сервисное вмешательство либо опровергнуть, и эксплуатировать кондиционер в штатном режиме. Взятое масло необходимо в том же количестве вернуть в систему

Порядок действий для возврата масла:
- взять подходящую посуду, например прозрачный высокий стакан диаметром 3-4 см;
- к сервисному порту подключить вентиль со шлангом, так же как при взятии пробы масла;
- опустить свободный конец шланга в стакан;
- налить в стакан масло так, чтобы оно покрыло штуцер шланга;
- отметить на стакане уровень масла;
- приоткрыть вентиль, чтобы фреон вытеснил воздух из шланга;
- долить в стакан то же количество масла, какое было взято на пробу;
- включить кондиционер в режим «холод»;
- закрыть жидкостный порт кондиционера (большая труба);
- как только давление во всасывающей магистрали станет ниже атмосферного открыть вентиль, масло попадет через сервисный порт в кондиционер;
- закройте кран, когда уровень масла достигнет метки, тут же выключите кондиционер;
- откройте жидкостный порт кондиционера.

Потеря герметичности фреонового контура кондиционера - может быть вызвана различными причинами, но это не обязательно приводит к плачевным результатам.
Факторы, имеющие значение:
- место возникновения утечки;
- количество потерянного хладагента;
- промежуток времени между возникновением и обнаружением утечки;
- режим и длительность работы кондиционера.

Опасность утечки хладагента заключается в том, что компрессор кондиционера, охлаждаемый хладагентом, в результате уменьшения плотности последнего перегревается. Температура компрессора повышается. Нарушается система смазки, увеличивается трение внутренних деталей компрессора, возрастает сила тока на обмотках. Вследствие чего, компрессор нагревается все сильнее и сильнее и заклинивает.

Признаки при утечке фреона:
- иней на кранах внешнего блока;
- потемнение теплоизоляции компрессора;
- жирные масленые пятна;
- срабатывание термозащиты компрессора;
- масло темного цвета с запахом гари;
- положительный тест масла на кислотность.

В случае, если утечка фреона обнаружена своевременно, хладагент ушел не полностью, кондиционер работал без хладагента короткий промежуток времени, сопутствующие признаки отсутствуют - ремонт кондиционера в стенах сервисного центра не обязателен.

Доля внезапных утечек, вызванных разрушением трубопроводов очень невелика. Утечки фреона чаще происходят через вальцовочные соединения и если тщательно осматривать и следить за работой кондиционера, утечки могут быть своевременно обнаружены.

Следует обращать внимание:
Не более 10-ти минут после включения нужно кондиционеру, чтобы начать давать холодный или теплый воздух, в зависимости от выбранного режима. Если этого не происходит нужно немедленно выключить кондиционер и вызвать сотрудника сервисной службы. Если при работе кондиционера трубки на внешнем блоке покрыты инеем - происходит утечка, нужен сотрудник сервисной службы. Выполнение этих простых правил позволит избежать больших затрат на ремонт кондиционера.

Попадание влаги во фреоновый контур - зачастую происходит при нарушении правил монтажа кондиционера. Один из этапов монтажа - вакуумирование френовой магистрали. Это процесс удаления из смонтированной магистрали воздуха и водяных паров. Продувка смонтированной магистрали хладагентом не может удалить влагу, а лишь превращает ее в лед на стенках медных трубок, который затем тает, превращается в воду и делает свое черное дело.
Опасность попадания влаги внутрь кондиционера заключается в том, что она часто никак не проявляет себя вплоть до отказа компрессора кондиционера. Все процессы в кондиционере, работающем в режиме холод, происходят при плюсовых температурах, а вода проявляет себя лишь, когда замерзает, вызывая нарушение работы капиллярной трубки или терморегулирующего вентиля. Со временем давление всасывания кондиционера падает, растет температура компрессора, срабатывает термозащита (таблетка). Этот цикл повторяется до тех пор, пока не сгорит компрессор. Удаление влаги из фреонового контура также может быть выполнено только в сервисном центре.

Проведение ремонта компрессорно-конденсаторного блока кондиционера в сервисном центре:
- эвакуация хладагента;
- демонтаж компрессора;
- освобождение компрессора от масла;
- промывка компрессора;
- вакуумирование компрессора;
- заправка компрессора маслом;
- испытание компрессора;
- промывка входного контура компрессорно-конденсаторного блока;
- демонтаж фильтра осушителя;
- монтаж технологического фильтра;
- монтаж компрессора в компрессорно-конденсаторный блок;
- установка компрессорно-конденсаторного блока на стенд;
- заправка хладагентом;
- промывка компресорно-конденсаторного блока на стенде;
- эвакуация фреона;
- замена технологического фильтра осушителя на рабочий фильтр;
- вакуумирование компрессорно-конденсаторного блока;
- заправка хладагентом;
- тестовый прогон отремонтированного блока.
В связи с тем, что загрязненное масло циркулирует по всей внутренней системе кондиционера, часть работ по очистке фреонового контура необходимо проводить на месте установки кондиционера. Цель этих мероприятий - не допустить попадания грязного масла в отремонтированный блок.

Работы по очистке включают в себя:
- продувка фреоновых магистралей и испарителя осушенным азотом;
- установка технологического фильтра в фреоновую магистраль;
- вакуумирование фреоновой магистрали и испарителя;
- запуск кондиционера в работу для сбора грязи на фильтр;
- конденсация хладагента в компрессорно-конденсаторный блок;
- удаление технологического фильтра;
- вакуумирование фреоновой магистрали;
- запуск кондиционера и отслеживание характеристик давления, силы тока компрессора.

Несмотря на совершенство современных технологий и продуманность конструкции климатической техники, ее функционирование нередко сопряжено с рядом проблем. Рассмотрим типичные проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются в процессе эксплуатации систем кондиционирования.

Повышенный уровень шума и вибрации

Работа кондиционера обычно сопровождается незначительным шумом, но на его фоне могут возникать более громкие и раздражающие звуки.

Какого вида шумы свидетельствуют о нештатной ситуации:
  • Треск. Выход из строя вентилятора, компрессора, дренажной помпы (в случае сухого хода).
  • Стук. В результате вибрации оборудования ослабли крепежные узлы.
  • Гул. Загрязнились лопасти вентилятора наружного блока, неисправен двигатель вентилятора или компрессор.
  • Шипение. Признак утечки хладагента (фреона).
Помимо посторонних шумов, работа кондиционера может сопровождаться повышенной вибрацией, причиной которой чаще всего выступает неправильная установка наружного блока или скопившиеся загрязнения на крыльчатке вентилятора.

Неприятный запах

Появление посторонних запахов при работе кондиционера, как правило, говорит о том, что требуется чистка внутреннего блока, промывка фильтров, дезинфекция дренажного канала. Характерный жженый запах часто сопровождает работу неисправных электрических узлов техники, если нарушены контактные соединения и изоляция кабелей, перегрелись обмотки двигателя.

Течь из внутреннего блока

Вода, капающая из внутреннего блока кондиционера, – последствие засоренного или обледеневшего дренажного трубопровода, выведенного не в канализацию, а на улицу. Такая проблема обычно возникает в холодный период года, когда система кондиционирования включается на обогрев. Стекающий конденсат понемногу замерзает на выходе из трубы, создавая, со временем, ледяную пробку. Во избежание подобного рода неприятностей, трубу для отвода конденсата следует комплектовать подогревающим кабелем.

Одна из распространенных проблем эксплуатации кондиционера в жаркие дни – недостаточное количество прохладного воздуха. То есть, тепло поступает в помещение более интенсивно, чем кондиционер охлаждает воздушные массы. Самая вероятная причина возникновения подобного неудобства – загрязненный фильтр кондиционера. К такому последствию также приводят приоткрытые окна и двери или активно используемая бытовая техника: электрочайник, плита, духовка.

Чтобы оптимизировать функционирование климатической установки, необходимо минимизировать объем теплого воздуха, поступающего в помещение. Для этого оконные проемы завешивают плотными жалюзи светлого тона, эффективно отражающими световые и тепловые потоки, плотно закрывают двери, рационально используют бытовые приборы. Устранить проблему поможет очистка фильтрующего элемента – вы можете это сделать и сами, но лучше обратиться к специалистам. Если же ни одна из принятых мер не привела к нужному результату, значит, мощности кондиционера не достаточно для обслуживания выделенного пространства, и стоит задуматься о покупке более эффективного оборудования.

Компания «Московский Инжиниринговый Центр» предлагает бытовые и полупромышленные сплит и мультисплит -кондиционеры, а также мобильные, настенные, напольные, напольно-потолочные, канальные и кассетные системы кондиционирования. У нас вы можете купить промышленные климатические установки: фанкойлы, чиллеры, крышные и мультизональные кондиционеры. Осуществляем продажу и сервисное обслуживание климатической техники – если вы столкнулись с какими-либо проблемами при эксплуатации кондиционера – обращайтесь в «Московский Инжиниринговый Центр» (Москва).