Использование в интерьере стиля баухауз. Баухауз - утопия, которая состоялась Мебель, материалы и цвет в интерьере

Весь дизайн, когда либо созданный человечеством, не возникает из ничего и не исчезает бесследно. Внешний вид предметов, которые сегодня окружают и менеджеров среднего звена, и богемных художников - не ислючение. В новой серии материалов Platfor.ma будет разбираться в том, откуда растут корни у современного дизайна. Начнем с одного из главных направлений - школы простоты и функциональности — баухауз, которая определила дизайн Apple и Ikea.

Здание школы Баухауз-Дессау

Баухауз, как высшую школу строительства и художественного конструирования, в 1919 году создал и возглавил Вальтер Гропиус, художник и ремесленник в одном лице. Главной концепцией школы было соединение искусства со строительной техникой, а идеология заключалась в ответственности дизайнера перед человеком, обществом и развитием культуры в целом.

С 1919 по 1925 годы школа существовала в Веймаре (Германия), затем в 1926 году переместилась в Дессау. Именно там Гропиус спроектировал здание школы, которое до сих пор считается шедевром архитектуры функционализма. Интерьер и внутреннее оборудование были созданы самими учениками и преподавателями школы.

Вальтер Гропиус — немецкий архитектор, учредитель Баухауса.

Преподаватели были творчески смелыми, активными, одержимыми поиском новых идей. Они разделяли взгляды Гропиуса на единство искусства и ремесла. «Художник — лишь высшая степень ремесленника», — говорил он. В Баухаузе преподавали лучшие представители искусства ХХ столетия: Иоханнес Иттен, Василий Кандинский, Пит Мондриан, Людвиг Мис ван дер Роэ.

Стержнем обучения была идея ремесленных средневековых цехов, которые работали по принципу «мастер — подмастерье — ученик». В начале студенты изучали основы ремесел и свойства материалов, а главной задачей было отойти от классического восприятия искусства как отдельных форм, свести воедино все его виды, от живописи до архитектуры. Прикладная часть включала в себя эксперименты с формой сырого материала, его свойствами и работу с механизмами. Параллельно постоянно изучалась и углублялась теория цвета, рисунка, формы.

В 1928, после Гропиуса школу возглавил Ханнес Майер. Он привнес в учебный процесс две новые дисциплины: экономику и психологию. В мастерских же школы Майер наладил массовое производство мебели и деталей интерьера, главными принципами которых были дешевизна и минимальное количество деталей. За счет недорогого производства максимально функциональных вещей их могли позволить себе все слои населения. В целом же в стенах школы создавалось невероятное количество предметов интерьера, посуды, мебели, плакатов, которые в итоге и начали представлять баухауз как стиль.

Bauhaus by Magdalena Droste

«Большинство артефактов дизайна на протяжении почти всего периода жизни человечества обладали одной общей чертой: они делались для богатых и могущественных.

После Первой Мировой войны, русской революции и парочки финансовых кризисов внезапно появилось огромное поле дизайнерской деятельности - создание продуктов, которые гораздо лучше, чем без дизайна, но не дороже в производстве.

Продуктов, привлекательность которых создаётся не за счёт дополнительной работы (например, внешней орнаментировки, которая требует времени на нанесение), а за счёт неотъемлемых свойств объекта. Всё - чтобы создавать предметы, которые смогут себе позволить даже люди необеспеченные. Характерным примером этой лавины является Баухаус».

Но несмотря на это, в Дессау к школе относились враждебно, что привело к практически полному сокращению дотаций. В 1932 году новый директор школы Людвиг Мис ван дер Роэ «перевез» Баухауз и открыл его как частное предприятие в Берлине. Но уже на следующий год, с ростом влияния нацистов, школу пришлось закрыть, как «рассадник коммунизма». Многие преподаватели вынуждены были скрываться от преследований и эмигрировали в США.

Зародившись в Германии, баухауз как стиль имел огромное влияние не только в Европе. В Америке его идеи успешно развивали архитекторы и дизайнеры Чарльз и Рэй Имз. В 1929 году, проведя медовый месяц в Европе, Чарльз Имз впервые и познакомился с работами школы. Вернувшись домой, он основал в Сент-Луисе архитектурное бюро, где идеи баухауза пропагандировали уже на территории США. Впрочем, работы Имз заслуживают отдельной статьи.

Eames Aluminum Group Executive Chair Eames Molded Plywood Dining Chair Eames Wire Chairs

Школа просуществовала всего 14 лет, но стиль и идеи людей, которые свято верили в простоту формы и функционализма, сделали огромный вклад в культуру не только того времени, но и в дизайн и архитектуру современности.

LE1 loudspeaker, 1960. Design: Dieter Rams. Manufacturer: Braun

Сейчас эта идеология функциональности и простоты формы наиболее ярко выражена в скандинавском графическом дизайне и архитектуре . В одежде идеи баухауза можно обнаружить в стиле нормкор , а в промышленном дизайне - у Apple и Ikea.

К примеру, первый каталог Apple открывали слова «Простота - предел совершенства». А сам Стив Джобс говорил, что идеальный продукт - это базовая сущность и простота без излишеств.

Основные принципы баухауза можно выразить так:

Художник должен быть ремесленником, без отрыва от ручного труда и технологии;

Нужно обучаться смежным профессиям, не зацикливаться на изучении узкой специализации;

Простота формы и функциональность — основа хорошего дизайна;

Следует учиться у мастеров, которые владеют прикладными знаниями дисциплины;

Проектировать промышленные строения и системы с высокой ответственностью перед социумом и культурой

Все просто и гениально. Как и сам баухауз

Преподаватели Баухауса на крыше школы в Веймаре. 1920 год Слева направо: Джозеф Альберс, Хиннерк Шепер, Георг Мухе, Ласло Мохой-Надь, Герберт Байер, Юст Шмидт, Вальтер Гропиус, Марсель Брёйер, Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Файнингер, Гунта Штёльцль, Оскар Шлеммер. Getty Images

25 апреля 1919 года в немецком городе Веймар была образована Высшая школа строительства и конструирования — Баухаус. Буквально это слово переводится с немецкого как «дом строительства». Первым директором и вдохновителем школы стал немецкий архитектор Вальтер Гропиус, который сформулировал ее главный принцип так: «Мы хотим вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: архитектура, скульптура, живопись, — здание, которое, подобно храмам, возносившимся в небо руками ремесленников, станет кристальным символом новой, грядущей веры» В. Гропиус. Границы архитектуры. М., 1971. . Гро-пиус был убежден: именно новое конструктивное мышление, объединив зод-чество, живо-пись, градостроительство, социальные дисциплины, даст возмож-ность создать Gesamtkunstwerk — «великое универсальное произведение искус-ства» Термин Gesamtkunstwerk («гезамткунстверк») появился благодаря немецкому композитору и теоретику искусства Рихарду Вагнеру (Richard Wagner. «Das Kunstwerk der Zukunft», 1871). . Этот и другие принципы, сформулированные в Баухаусе, определили развитие архитектуры в XX веке. Преподаватели и студенты нашли ответ на во-прос, волновавший архитекторов с конца XIX века, — каким должен стать язык новой архитектуры в эпоху пара и электричества, стремительной индустриали-зации, многообещающего технологического прогресса. В Баухаусе считали, что форма здания будет выразительнее, честнее, убедительнее, соответствуя кон-струкции и технологии изготовления. Декоративные элементы — фриз, капи-тель, наличник — скрывают инженерные решения. Архитекторы Баухауса, наоборот, хотели выставить напоказ современные конструктивные приемы. Эта новая архитектура отказалась от декоративных элементов классической ордерной системы Ордер (от латинского «ordo» — «строй, порядок») — разновидность архитектурной композиции, возникшая в Древней Греции и повлиявшая на историю всей европейской и мировой архитектуры. Ордерная система предусматривает строгие правила, которые определяют форму и расположение всех элементов здания, а также их пропорцио-нальное соотношение. , но активно изучала потенциал психофизического воз-действия различных форм, материалов и колористических решений на чело-века. Художники и архитекторы Баухауса надеялись на грандиозную соци-альную реформу и верили, что новое искусство поможет воспитать новую личность и построить счастливое будущее для всего человечества. Отсюда интерес к строительству массового, типового жилья, в котором высокие стандарты жизни будут доступны всем слоям населения.

Учебная программа состояла из трех курсов и представляла собой нечто совершенно новое. На подготовительном, или курсе основ, студентам давали базовые знания о цветах, формах, фактуре материалов, пропорциональных законах (ученики изучали функции дополнительных цветов, психофизическое воздействие различных форм и колористических решений). Затем шел прак-ти-ческий курс — работа в мастерских, где ученики сами делали вещи. На треть-ем, строительном курсе работали на строительной площадке. А вот историю искусства намеренно преподавали как можно позже — чтобы пред-от-вратить копирование и стилистические заимствования.

Пауль Клее в своей студии в школе Баухаус. Веймар, 1924 год Getty Images

Актеры «Триадического балета» Оскара Шлеммера в Метрополь-театрe. Берлин, 1926 год Getty Images

Сцена из спектакля «Дон Жуан и Фауст» Кристиана Дитриха Граббе в Немецком национальном театре. Художник Оскар Шлеммер. Веймар, 1925 год Bridgeman Images / Fotodom

Василий Кандинский. Descent. 1925 год Bridgeman Images / Fotodom

Кабинет Вальтера Гропиуса. Дессау, 1925–1926 годы Getty Images

Марианна Брандт. Чайник из латуни, покрытой серебром, с ручкой из черного дерева и крестообразным основанием. 1934 год Bridgeman Images / Fotodom

Марсель Брёйер. Кресло из березовой фанеры с бархатной обивкой. 1936 год Bridgeman Images / Fotodom

Мастерскую живописи и фрески возглавил Василий Кандинский, витражной живописи — Пауль Клее, обработки металла — венгерский художник и теоре-тик искусства Ласло Мохой-Надь. Благодаря Эль Лисицкому Эль Лисицкий — художник, зодчий, один из лидеров советского авангарда и ключевая фигура в истории советско-европейских культурных связей 1920-х годов. в Баухаусе узнали о супре-матических композициях Казимира Малевича. Идеолог ни-дер-ландского авангарда Тео ван Дусбург читал лекции, в которых были изложены идеи группы «Де стиль» «Де стиль» — художественное объединение, созданное в 1917 году в Лейдене при участии нидерландских авангардистов — художников и архитекторов Пита Мондриана, Тео ван Дусбурга, Якобса Ауда, Роберта ван’т Хоффа и др. .

Школа просуществовала до 1933 года: с приходом к власти национал-социа-листов она была закрыта, но бывшие преподаватели и их многочисленные последователи еще долго использовали разработанные в Баухаусе методы. Баухаус оказал огромное влияние на развитие типографики, дизайна мебели, текстиля, одежды, и все же дисциплиной, объединявшей все направления эксперимента, оставалась именно архитектура. На примере пяти проектов мы объясним, как главные открытия Баухауса изменили представления о современной городской среде, архитектуре, дизайне и творчестве в целом.

1. Здание Баухауса в Дессау, Германия (1925)

Здание Баухауса в Дессау. 1928 год Getty Images

Студенты школы Баухаус. 1928 год Bridgeman Images / Fotodom

Иоганнес Иттен. Начало 1920-х годов Wikimedia Commons

В 1925 году школе пришлось переехать из Веймара в Дессау. Новое здание, свое-го рода манифест раннего Баухауса, спроектировал сам Вальтер Гропиус. Каждая функциональная зона имела свое объемно-пространственное решение и без труда определялась по внешнему виду. Функций в едином комплексе было много, ведь в Баухаусе студенты жили и работали вместе. Школа-фабрика объединила учебные классы, ремесленные мастерские, столовые, кабинеты. Общежитие располагалось в многоэтажном корпусе-башне, для преподавателей были построены отдельные дома. Интерьеры и мебель, утварь, рисунки тканей делали сами студенты и преподаватели. Во всем подчеркива-лись чистые геометризированные формы; стены, мебель, бытовые предметы были основных цветов спектра — красного, синего и желтого.

Некоторые помещения легко трансформировались: перегородка убиралась, и столовая превращалась в танцплощадку. Там же происходили театрали-зованные представления: каждую неделю студенты вместе с пре-подавателями устраивали вечеринки, фотографировались в странных масках, придуманных художником Оскаром Шлеммером, маршировали с красными флагами, публично раскрашивали статуи Гете и Шиллера. Девушки коротко стриглись, юноши, наоборот, отращивали волосы. Очевидцы вспоминают, что жители Дессау жаловались на вызывающую одежду, ночные купания и шумные празднества, а матери предупреждали своих дочерей, когда мимо проходили студенты: «Не смотри, они из Баухау-са!».

Гропиус создал уникальную творческую атмосферу, которую раньше невоз-можно было представить в учебном заведении. В Баухаусе был изобретен новый тип студента-художника — свободолюбивого, пренебрегающего традиционными условностями. Чем-то движение напоминало монашеский орден (швейцарский художник Иоганнес Иттен, один из основателей и препо-да-вателей школы, носил почти монашеское одеяние и начинал лекции с дыха-тельных упражнений и медитаций); чем-то — артистическое пространство 1960-х: бунтарское, бросающее вызов общественному устоявшемуся порядку.

2. Дом Cонневелда в Роттердаме, Нидерланды (1932-1933)


Дом Cонневелда. 1930-е годы The New Institute Collection, BIHS

Отдельные предметы домашнего обихода — мебель, посуда, ткани, обои, — при-думанные студентами и преподавателями Баухауса, стали коммерчески успешными: производство было поставлено на поток, в специальных каталогах публиковалась реклама. Однако последовательно воплотить новые методы в архитектурном проекте оказалось гораздо сложнее: нужно было найти не только обеспеченного, но и прогрессивного заказчика. Даже из того, что все-таки было построено, до нас дошло совсем немного жилых зданий, хорошо сохранившихся и с подлинной обстановкой. Дом Сонневелда в Роттердаме — редкое исключение. Он построен по проекту нидерландского архитектора Лендерта ван дер Влюгта, который не преподавал в школе, но разделял взгляды Гропиуса и его соратников. Некоторые предметы мебели для дома были разработаны преподавателем Баухауса Эрихом Дикманом.

Роскошный для своего времени особняк директора табачной фабрики «Ван Нелле» Альбертуса Сонневелда сегодня кажется скромным и п о-монашески аскетичным. Маленькие комнаты, узкие коридоры, гладкие окрашенные стены, покрытия из линолеума. Это характерная особенность Баухауса — практически во всех ранних проектах функционалистов Функционализм — направление, получившее распространение в европейской архитектуре в 1920-30-е годы. В основе творческого метода функционалистов — принцип соответствия формы и содержания, когда функция помещения определяет, каким будет его внешнее архитектурное оформление. Функционалисты делали ставку на новые возможности строительства с использо-ванием железобетонных конструкций, сознательно подчеркивая современность выбранных материалов. Любое декоративное «украшательство» (традиционная лепнина, карнизы, пилястры и т. д.) казалось им неприемлемым. Функциональный метод использовали и в Баухаусе. квадратные метры на человека рассчитываются крайне скупо, словно ориентиром для них являлись каюты трансатлантических лайнеров или купе в поезде, — такой прием использовал также Ле Корбюзье.

Вопреки революционным социальным установкам Баухауса, дом Сонневелда —совершенно буржуазный продукт. У жены Сонневелда, Гезине Сонневелд-Бос, был прекрасный вкус, она любила роскошь и радикально новые, граничащие с эпатажем вещи. Каждая деталь дома, от мебели и встроенной техники до прикроватного светильника и мыльниц, была изготов-лена по индивидуаль-ному проекту. Линолеум, алюминий, каучук были новыми, а потому дорогими материалами. Дом был наполнен всевозможными техническими новинками: синхронизированные часы, телефонные аппараты и радиоточки во всех ком-натах, терморегуляторы, подъемник для продуктов.

Многое в проекте дома было вдохновлено путешествиями на лайнерах Holland America Line (вроде ) — от сантехники American Standard и пульмановских кресел В 1867 году американский изобретатель Джордж Пульман основал компанию про производству пассажирских вагонов повышенной комфортности — с роскошными креслами, а также спальными купе, обстав-ленными не хуже номеров в дорогих отелях. до музыкальных проигрывателей. Планировка здания отталкивается от будничной жизни респектабельной семьи: в доме предусмо-трены зона для прислуги, приемная и гараж. Хозяйские ванная и гардеробная по площади значительно превосходят остальные комнаты. В Баухаусе наде-ялись, что благоустроенная современная кухня облегчит труд женщины, но в случае с домом Сонневелда хозяйка не нуждалась в освобо-ждении от работы: ее выполняла кухарка.

3. Генеральный план Биробиджана (1933)

Эскизный проект планировки Биробиджана. Автор Ханнес Мейер. 1932 год thecharnelhouse.org

Биробиджан. 1933 год thecharnelhouse.org

В СССР знали об экспериментах Баухауса благодаря Первой выставке совре-менной архитектуры, которая прошла в Москве в 1927 году. В начале 1930-х десятки иностранных архитекторов поверили в возможность грандиозных перемен, обещанных молодым советским правительством, и начали работать над типовыми рабочими поселками на Урале и в Сибири. В условиях стреми-тельной индустриализации строительство должно было быть быстрым и эко-номным. Приглашая иностранных специалистов, советские чиновники рас-считывали на помощь в разработке новых в социальном от-но-шении типов жилья (общежития, дома культуры, многоквартирные дома с общественными хозяйственными и досуговыми зонами), на опыт стандар-тизированной за-строй-ки и создания ин-фра-структуры для поточно-конвейерного производства.

Социальный аспект архитектуры был очень важен работавшим в Баухаусе архитекторам: многие из них разделяли крайне левые политические взгляды. Поэтому рево-лю-ци-онные изменения, случившиеся в художественной и обще-ственной жизни СССР в 1920-е и начале 1930-х годов, они приняли с большим воодушевлением. Срочное возведение целых поселков и городов было возмож-но только с помо-щью типового серийного производства, а любое массовое строительство тре-бовало утвержденных норм и стандартов. Ярким примером служит генплан Биробиджана, над которым работал второй директор Баухауса Ханнес Мейер, возглавивший проектно-планировочное бюро № 7 института «Гипрогор», со-зданного специально для разработки генеральных планов застройки и развития новых городов и поселков. В концепции, сформулиро-ванной Мейером, которую он позже назвал «Новой теорией строительства», главная роль отводилась вопросам функции и организации городского пространства. В типовых микро-районах заранее было четко продумано, где жить, где учиться, где беседовать с друзьями, где заниматься спортом. Архитектор видел себя в роли строителя счаст-ливого будущего, объеди-няющего людей, пытался раз-ра-бо-тать универ-сальные, единст-венно верные правила но-вой жизни. Словно бесконечные шеренги на военном параде, выстраивались строчка за строчкой жилые кубики домов. Эти ранние модернистские попытки построить функциональный го-род с его предельно лаконичными формулами и бескомпромиссными соци-аль-ны-ми предпи-саниями были реализованы лишь частично, но предвосхитили концепцию советского индустриального города — соцгорода.

Ханнеса Мейера и его коллег ждало разочарование: низкий уровень квали-фикации местных рабочих, отсутствие строительных материалов, нехватка элементарных канцелярских принадлежностей, сводящая с ума бюрокра-ти-ческая антиутопия — вплоть до прописанного в контракте автомобиля, который «почему-то всегда занят», как писал в одной из объяснительных записок немецкий архитектор Эрнст Май. Многие архитекторы были вынуж-дены покинуть страну из-за жесткой реакции по отно-шению ко всем экспери-мен-тальным направлениям первого после-рево-лю-цион-ного десятилетия. Однако предложенные ими решения еще долго воспринимались как перспек-тивный путь развития современного градостроительства. Эти идеи также повлияли на застройку европейских городов после Второй мировой войны, в 1940-50-е годы.

4. «Белый город» в Тель-Авиве (1931-1937)

Тель-Авив. 1930-е–1940-е годы Taken either by the American Colony Photo Department or its successor, the Matson Photo Service / Library of Congress

Тель-Авив. 1930-е–1940-е годы Taken either by the American Colony Photo Department or its successor, the Matson Photo Service / Library of Congress

Тель-Авив 1930-х годов оказался идеальным местом для архитектуры «с чи-стого листа». В 1909 году будущий город был всего лишь небольшой садовой окраиной Яффы. Застройка шла хаотично, архитектурный облик складывался под влиянием отчасти европейской эклектики Эклектика — направление в архитектуре XIX века. Эклектический метод предлагает смешение разных исторических стилей. , отчасти местных традиций. Все изменилось в годы Пятой алии Алия (c изр. «подъем», «восхождение») — процесс репатриации в Палестину, с 1948 года — в Израиль. Пятая алия — период 1929-1939 годов. , когда после прихода к власти нацистов в Германии в Палестину переехали около 250 тысяч евреев. Среди них было много архитекторов, учившихся в Баухаусе: Шломо Беренштейн, Арье Шарон, Шмуэль Мистечкин. К началу 1930-х годов в Тель-Авиве сложилась уникальная градостроительная ситуация: всеобщее воодушевление и национальный подъ-ем, стремительный рост населения и острая потребность в новых жилых квар-талах. В то же время здесь отсутствовал исторический городской контекст, а следовательно, была полная свобода для творческого эксперимента. В период между 1931 и 1937 годом в Тель-Авиве было возведено более 3000 зданий, в которых последовательно воплощалась доктрина Баухауса.

Строившие «Белый город» (свое название район впоследствии получил за свет-лый тон большинства фасадов) архитекторы приспосабливались к местным климатическим условиям. Из-за постоянного солнечного света, изнуряющей жары и высокой влажности от больших остекленных поверхностей и широких полос ленточных окон пришлось отказаться и использовать приемы, тради-ционные для строительной практики Ближнего Востока. Так в проектах появи-лись внутренние дворы-колодцы, патио, аркады, вентиляционные люки, машрабии Машрабия — выступающее из стены и прикрытое деревянной или каменной резной решеткой-«вуалью» вентиляционное окно; распространенный элемент в традиционных каменных постройках на Ближнем Востоке. — словом, все, что облегчает доступ свежего воздуха и создает дополнительную тень.

Функциональное планирование означало проектирование «изнутри наружу»: в первую очередь архитектор должен был продумать внутреннее пространство, удобное размещение жилых, общественных и хозяйственных зон. Отсюда — сложные композиции разноэтажных объемов, разнообразные формы оконных проемов (квадратные, ленточные, Г-образные). Облик здания продиктован особенностями внутренней планировки и назначением помещений. Эффектное сочетание разновеликих объемов, ослепительно белая штукатурка, игра кон-трастных теней — в масштабе нескольких кварталов новая архитектура произ-во-дила сильное впечатление. Некоторые дома представляли собой вытянутые корпуса, другие, наоборот, были решены более компактно. Выразительным пластическим акцентом были закругленные балконы, оформлявшие углы зданий. Многие дома были оборудованы специальными пологами, балко-нами, вентиляционными щелями (окна-термометры), дополнительными козырька-ми. Выступы и ниши, улавливая морской бриз, усиливали сквозняк, что также помогало понизить температуру в квартирах. На плоских крышах были устро-ены сады, перголы Ордерная архитектура классический метод архитектурного проектирования, основанный на античной системе ордеров. или самый простой декор, воспринимались архитекторами-модернистами Модернизм — направление в архитектуре, получившее развитие с начала XX века. Модернизм объединяет множество школ и течений. Главная особенность модернистского подхода — ориентация на новое и технологически прогрессивное. Модернизму свойственен революционный пафос преобразования мира, очищения его от социальных и художественных пережитков. как недопустимый, даже безнравственный прием. Модернизм шел по пути очищения, тотального упрощения ди-зай-на. Так рождался интернациональный стиль в своей класси-чес-кой, американизированной версии — благодаря эми-грировавшим в США Вальтеру Гропиусу (преподавал в Гарварде), Марселю Брёйеру (открыл собственное бюро в Нью-Йорке), Ласло Мохой-Надю (основал «Новый Баухаус» в Чикаго). «Старейшиной» интернационального стиля стал третий директор школы — Людвиг Мис ван дер Роэ, самые знаменитые работы которого — павильон Германии в Барселоне (1929), дом Эдит Фарнсуорт («Стеклянный дом», 1951), небоскреб Сигрем-билдинг в Нью-Йорке (1958). По сути, в каждом стеклянном параллелепипеде любого офисного здания по всему миру узнается его наследие. Ван дер Роэ буквально создает простран-ства тишины, воплощая свой главный принцип, ставший архитектурным кредо для тысяч архитекторов и дизайнеров XX века: «Меньше значит больше». Наверное, самым оправданным воплощением этой формулы, стал «Стеклян-ный дом», построенный для доктора Эдит Фарнсуорт. Несмотря на ссору с заказчиком, вызванную увеличением сметы и недоплаченным гонораром, архитектор создал одно из самых ясных и лаконичных архитектурных произве-дений столетия. Здание практически сведено к остову, собранному из тонких опор и плит перекрытий. Фасады превращены в окна, через которые равно-мерно про-ни-кает дневной свет. Сложно придумать что-то более анта-го-ни-стич-ное архитектуре прошлого, чем полное преодоление границ здания и унич-тоже-ние его массы.

Источники

  • Гропиус В. Границы архитектуры.
  • Иконников А. В. Архитектура XX века: Утопии и реальность: в 2 т.
  • Banham R. Theory and Design in the First Machine Age.

    Cambridge, 1980.

  • Bullock N. Living with History: 1914–1964: Rebuilding Europe after the First and Second World Wars and the Role of Preservation.
  • Droste M. Bauhaus, 1919–1933.
  • Giedion S. Space, Time and Architecture: The Growth of a New Tradition.

    Harvard University Press, 1967.

  • Pearlman J. E. Inventing American Modernism: Joseph Hudnut, Walter Gropius, and the Bauhaus Legacy at Harvard.

    University of Virginia Press, 2007.

  • Rainer K. W., Grawe G. D. Teaching at the Bauhaus.
  • Siebenbrodt M., Reissinger E. Bauhaus Weimar: Designs for the Future.

    Баухауз – возник в начале XX века в Германии. Его основоположником стал юный талантливый архитектор, Вальтер Гропиус.

    Баухауз произвёл настоящую революцию: благодаря этому направлению дизайн перестал быть элитарным понятием, и стал работать на потребности общества.

    Главные принципы:

    • Урбанистичность. Баухауз - стиль, рассчитанный на темпы городской жизни.
    • Технологичность - все предметы интерьера в стиле баухауз просты в производстве и ремонте.
    • Эргономичность. Удобство в использовании - пожалуй, главный принцип при выборе мебели в баухауз.
    • Доступность. Этот стиль себе может позволить каждый.
    • В 1933 году Гитлер запретил продвижение концепции Баухауза в Германии, но к тому времени, стиль уже набирал популярность в мире. Современные офисы – яркое тому доказательство.

    Каноны стиля

    В интерьере баухауз стремится к практичности, современности и функциональности. Минимальное количество вещей, встроенная мебель, которая освободит пространство, простые формы – отличительные черты стиля. Идея баухауза в конвейерном производстве мебели, красота которой заключается в лаконичности и удобстве.

    Материалы

    Дома в стиле баухауз легко узнать: стеклянные поверхности, пластик и металлические хромированные элементы. И это сочетается с натуральным деревом, кожей и плотными натуральными тканями.

    Цветовые решения

    Баухауз – это светлые нейтральные оттенки: белый и серый, которые разбавляются элементами теплых цветов или черными деталями интерьера. В небольших количествах допускаются яркие цветовые акценты: красный, синий, желтый, зеленый.

    Требования к освещению

    Даже малометражная квартира, оформленная в стиле баухауз, выглядит просторной благодаря обильному освещению. Холодный яркий свет, светлые стены и стеклянные двери призваны визуально расширить пространство.

    Подходящие предметы мебели

    Мебель в интерьере проста и функциональна. Стиль баухауз побудил к созданию модульной мебели: стулья, которые легко складываются и занимают мало места, складные столы, меняющие форму, модульные диваны, положение и форма которых изменяется в зависимости от потребностей, шкафы-купе.

    Дизайн отличается простыми геометрическими формами, хромированными металлическими ножками, горизонтальными плоскостями. У стульев и кресел в стиле баухауз отсутствуют подлокотников и другие элементы, визуально утяжеляющие мебель.

    Элементы декора

    Красота в простоте: баухауз кардинально изменил подход к декорированию помещений. Стиль призывает находить красоту в простых формах, геометрических линиях, металлических рамах. Круг, квадрат и прямоугольник – лучшие помощники в декоре.

    Дизайнерские решения в стиле баухауз подойдут любителям элегантной простоты. Если вы мечтаете об удобной, стильной и свободной от лишних вещей квартире – это то, что вам нужно. Баухауз учит экономить на ненужных вещах, отдавая предпочтение комфорту.

    Концепция школы «Баухаус»

    БАУХАУС (нем. Bauhaus - «дом строительства»), Высшая школа строительства и художественного конструирования - художественное учебное заведение и художественное объединение в Германии (1919-1933), давшее искусству 20 в. много замечательных идей и ряд выдающихся деятелей.

    Девиз Баухауса: «Новое единство искусства и технологии». Влияние идей Баухауса наиболее заметно в функциональной архитектуре современных офисов, фабрик и т.п. Кредо Баухауса - художник, ремесленник и технолог в одном лице - оказало глубокое воздействие на прикладное и изобразительное искусство, от книжного иллюстрирования и рекламы до мебели и кухонной утвари.

    Бамухаус (нем. Bauhaus, Hochschule fьr Bau und Gestaltung -- Высшая школа строительства и художественного конструирования, или Staatliches Bauhaus) -- учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре.

    В XX веке многие принципы, определяющие внешний облик архитектуры, повсеместное употребление классических ордеров, продолжавшееся с XV по XIX века, были поставлены под сомнение: избыточность украшений не соответствовала техническим реалиям, и, отринув орнаментику, архитекторы переломили многовековую традицию. Вначале новые здания казались невыносимыми в своей наготе, но со временем общество научилось ценить ясные очертания и компактные формы нового стиля. У его истоков стоит Баухаус, теоретические посылки которого часто сводятся к лозунгу «функционализм», то есть что утилитарно, удобно, то и красиво. Однако это не совсем верно: лучшие создания функционализма красивы потому, что дизайнеры обладают вкусом и художественным чутьем

    В выпущенном школой «Манифесте» 1919 года архитектура была названа ведущим направлением в дизайне, провозглашались принципы равенства между прикладными и изящными искусствами, декларировались идеи повышения качества промышленной продукции. Основатели движения видели целью удовлетворение массовых потребностей населения и стремились сделать промышленные товары красивыми, доступными по цене и максимально удобными.

    Школа Баухаус (Государственный Баухаус) была образована в Веймаре 25 апреля 1919 в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства. Будучи инициатором создания нового заведения, на должность руководителя А. Ван де Вельде предложил кандидатуру молодого берлинского архитектора Вальтера Гропиуса.

    Преподавателей и учащихся в эпоху Веймарской республики объединяли левые взгляды и новаторские подходы к искусству. Гропиус считал, что в новую эпоху архитектура должна быть строго функциональной, экономичной и ориентированной на технологии массового производства. Школа выпускала одноименный журнал («Bauhaus») и серию Баухаус-книг (Bauhausbьcher).

    В 1925, когда Веймарские власти перестали субсидировать школу, заведение прекратило существование в Веймаре и было переведено в Дессау.

    Директором школы с 1919 по 1928 был Гропиус, затем его сменил Ханнес Мейер, а в 1930 руководящую должность занял Людвиг Мис ван дер Роэ. Помимо них преподаванием занимались многие ведущие архитекторы и художники-авангардисты, в частности И. Иттен, Л. Мохой-Надь, П. Клее, В. Кандинский, Л. Фейнингер, О. Шлеммер, Г. Маркс, Ю. Шмидт, Г. Штёльцль.

    В 1933 году, после прихода национал-социалистов к власти, школа была упразднена нацистским правительством (нацисты и в 1920-х выступали против Баухауса, считая школу рассадником коммунизма).

    В середине 1930-х годов, Баухаус активно развивался в Палестине и Биробиджане, куда эмигрировали из Германии архитекторы-евреи. В Тель-Авиве и Биробиджане наиболее целостно сохранились кварталы построенные в стиле Баухаус. В 1933 году Ханнес Майер представил генеральный план развития Биробиджана выполненный в стиле Баухаус, который был воплощен лишь частично.

    Начало деятельности «Баухауза» проходило под влиянием утопических идей о возможности переустройства общества путём создания гармонической предметной среды. Архитектура рассматривалась как «прообраз социальной согласованности», признавалась началом, объединяющим искусство, ремесло и технику.

    Студенты с первого курса занимались по определенной специализации (керамика, мебель, текстиль и т. п.). Обучение разделялось на техническую подготовку (Werkleehre) и художественную подготовку (Kunstleehre). Занятия ремеслом в мастерской института считалось необходимым для будущего дизайнера, потому что, только изготовляя образец (или эталон), студент мог ощутить предмет как некоторую целостность и, выполняя эту работу, контролировать себя. Минуя непосредственное общение с предметом, будущий художник-конструктор мог стать жертвой одностороннего ограниченного «машинизма», поскольку современное производство делит процесс создания вещи на разобщенные операции. Но, в отличие от традиционного ремесленного училища, студент «Баухауза» работал не над единичным предметом, а над эталоном для промышленного производства.

    Не приходится говорить о том, что изделия «Баухауза» несли на себе ощутимый отпечаток живописи, графики и скульптуры 20-х годов с характерным для того времени увлечением кубизмом, разложением общей формы предмета на составляющие её геометрические формы. Образцы, выполненные в стенах школы, отличает энергичный ритм линий и пятен, чистый геометризм предметов из дерева и металла. Чайники, например, могли быть скомпонованы из шара, усеченного конуса, полукружия, а в другом варианте -- из полукружия, полусферы и цилиндров. Все переходы от одной формы к другой предельно обнажены, нигде нельзя найти желания их смягчить, всё это подчеркнуто контрастно и заострено. Текучесть силуэта можно проследить в изделиях из керамики, но это выражение свойств материала -- обожженной глины. Какими аморфными показались бы по сравнению с ними предметы времен модерна! Но основная разница между ними даже не в сопоставлении энергии баухаузовских вещей с нарочитой вялостью модерна. «Баухауз» искал конструктивность вещи, подчеркивал её, выявлял, а иногда и утрировал там, где, казалось бы, её нелегко было найти (в посуде, например). Напряженные поиски новых конструктивных решений подчас неожиданных и смелых, особенно характерны были в мебельном производстве: в «Баухаузе» родились многие схемы, сделавшие подлинную революцию (деревянные кресла Ритфельда, сиденья на металлической основе Марселя Брейера и мн. др.).

    Техническая подготовка студентов подкреплялась изучением станков, технологии обработки металла и других материалов. Вообще изучению материалов придавалось исключительно большое значение, т. к. правдивость использования того или другого материала была одной из основ эстетической программы «Баухауза».

    Новаторским был и сам принцип художественной подготовки. В прежних школах обучение живописи, рисунку, скульптуре по давней традиции носило пассивный характер и освоение мастерства происходило в процессе, почти исключавшем анализ натуры.

    «Баухауз» считал, что одного только усвоения мастерства недостаточно для того, чтобы привлечь пластические искусства на службу промышленности. Поэтому, кроме обычных натурных зарисовок, технического рисования, на всех курсах шло беспрерывное экспериментирование, в процессе которого студенты изучали закономерности ритма, гармонии, пропорции (как в музыке изучается контрапункт, гармония, инструментовка). Студенты овладевали всеми тонкостями восприятия, формообразования и цветосочетания. «Баухауз» стал подлинной лабораторией архитектуры и проектирования промышленных изделий.

    Очень интересна эволюция «Баухауза». Основанный путём объединения Веймарской академии художеств и школы Ван де Вельде, он первое время продолжал некоторые их традиции. Со временем влияние предшественников было утрачено. Важным в этом плане было постепенное упразднение таких «рукотворных», ремесленных специальностей, как скульптура, керамика, живопись на стекле, и большее приближение к требованиям промышленности, жизни. Вместо резной мебели из стен «Баухауза» стали выходить модели для массового изготовления, в частности образцы сидений М. Брейера.

    Важной вехой в истории «Баухауза» был переезд училища из тихого патриархального Веймара в промышленный город Дессау. Здесь по проекту самого Гропиуса было построено замечательное, вошедшее в золотой фонд мировой архитектуры специальное учебное здание, объединяющее учебные аудитории, мастерские, общежитие студентов, квартиры профессоров. Это здание было во всех отношениях манифестом новой архитектуры -- разумной и функциональной.

    Внутреннее оборудование квартиры самого Гропиуса, спроектированного им самим совместно с Брейером, по своей демократической основе было моделью прогрессивного жилища будущего. Оно отличалось удивительной скромностью, удобствами и во многом предвосхитило основные тенденции построения бытового пространства с его простором, обилием воздуха, отсутствием корпусной мебели. Примечательно не только общее решение, но и отдельные детали интерьера -- светильники, блоки кухонной мебели и мн. др.

    На факультете металла проектировались образцы для местной фабрики; созданные в институте образцы обоев и обивочных тканей служили основой для фабричного производства массовой продукции.

    В последние годы существования «Баухауза», когда во главе его стал коммунист Ганнес Мейер, особенно повысилась теоретическая подготовка студентов. Для изучения запросов массового потребителя, для того чтобы знать его нужды, постичь его вкусы, изучалась социология и экономика. Чтобы понять процесс производства, студенты должны были пройти непосредственно все его этапы. Такой метод обучения позволял им всесторонне освоить воздействие внешней формы предмета, особенности восприятия формы, фактуры, цвета, познакомится с оптикой, цветоведением, физиологией. Время, когда художник мог рассчитывать только на интуицию и личный опыт, как считали руководителя «Баухауза», ушло безвозвратно; студент формировался как всесторонне развитая творческая личность.

    Прогрессивность «Баухауза», передовые взгляды его профессуры, открытая солидарность с Советским Союзом вызывали недовольство местных властей. В 1930 году Мейер отстраняется от руководства институтом и уезжает в Советскую Россию вместе с группой архитекторов. Во главе «Баухауза» становится замечательный архитектор Мис ван дер Роэ, но существовать «Баухаузу» остается недолго. Сразу после приходя нацистов к власти в 1933 году он ликвидируется. Большинство руководителей «Баухауза», в том числе Гропиус, Мис ван дер Роэ, Моголи-Надь, навсегда уезжают из страны. баухаус новаторский преподаватель


    Баухауз (Дом строительства) — Высшая школа строительства и конструирования, которая работала в Германии с 1919 по 1933 г.г. На базе школы возникло творческое объединение и впоследствии архитектурный стиль.

    В двадцатом веке произошли коренные изменения во внешнем облике архитектурных сооружений. Реалии диктовали свой стиль, ставивший под сомнение употребление классических ордеров, лишние декорации. Произошел перелом традиций, складывавшихся веками. Первоначально новый архитектурный стиль казался чересчур примитивным. Однако вскоре общество привыкло и смогло принять наготу, компактность и ясные очертания зданий, ставшие основными признаками и формами.

    Одним из первых таких зданий является Баухауз . Здание, выстроенное в стиле «функционализм». Применим к проекту Баухауза стиль определения как «утилитарный», «комфортный», значит «красивый». Однако на самом деле красота здания в функциональном стиле обусловлена наличием безупречного вкуса и чувства прекрасного у его создателя. Благодаря своей уникальности на тот момент здание является одной из символических построек ушедшего столетия. Баухауз включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Комплекс Баухауза, общежитие справа.

    В период между двумя войнами в немецкой архитектуре выделилось большое количество направлений искусства. Тогда еще довольно молодой немецкий провел реорганизацию мастерских, которые затем получили название Баухауз . Первоначально в качестве преподавателей были приглашены молодые авангардисты. Курсы были посвящены дизайну и искусству. Основной задачей школы было проведение параллели между промышленным дизайном, искусством и функциональностью. Дессау отлично подходил для строительства Баухауза . Этот небольшой городок был застроен в традиционной манере и в начале века был значимым центром промышленности. было выбрано органичное сочетание эстетики, функциональности и производительности. В школе планировалось изучение всех процессов от проекта до постройки. Поэтому в Баухаузе было предусмотрено наличие самых разных помещений от мастерских до собственного театра. Все составные части связывались по вертикали на четырех уровнях. Все помещения должны были быть связаны в одну ассиметричную динамичную композицию, равновесие которой обеспечивали горизонтальный и вертикальный элементы. Первым являлся протяженный переход-мост.

    Вторым – башня общежития для студентов. Не смотря на то, что один блок помещений функционально отличался от другого, Баухауз являет собой баланс форм и пропорций. Еще одним важным правилом являлось то, что в Баухаузе можно было бы удобно сориентироваться обычному посетителю. Кроме всего прочего интересен баланс закрытых приватных зон и прозрачных конструкций общественных помещений и мастерских. Новшеством стала и плоская кровля, которую применяли в качестве террасы и как место для коммуникаций. Таким образом, Баухауз выглядел ультрасовременно, отличался большими по площади застекленными поверхностями, четкими линиями, отсутствием декора на стенах.

    Фасад общежития

    Отдельно спроектировал дома для преподавателей.

      Похожие записи

    Обсуждение: 5 комментариев

    1. Валерия, у вас очень интересный и уникальный проект! Спасибо за него.

      Ответить