Остров загадок: Огородная викторина. Викторины для школьников

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: Экологическая игра-викторина «В саду ли, в огороде»

Цель: закреплять знания детей по теме «Что в поле растет»; активировать словарный запас, воспитывать интерес к чтению познавательной литературы. викторина урок мир команда

Ход урока

Вступительная беседа

Удивительно устроен мир. Нет в нем никого и ничего лишнего. Все связано незримыми нитями. Мы должны беречь природу, защищать, любить.

Начинается наше путешествие в природу. Очень хорошо, если у вас возникло желание понаблюдать за природой, возникли вопросы, на которые хотите найти ответ.

Я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука - и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к Красоте можно только сердцем.

(Учащиеся делятся на 2 команды. Каждая выбирает капитана и придумывает название.)

I тур. Вопрос - ответ.

Какие растения называют хлебом мира? (пшеница, рожь, ячмень, рис)

Какое растение называют царицей полей? (кукуруза)

Какое растение называют золотым яблоком? (помидор)

Каких друзей сада и огорода вы знаете? (птицы, жабы, божьи коровки)

Какие сорняки знаете? (пырей, одуванчик, крапива)

II тур. КТО БЫСТРЕЕ? (отгадывание загадок)

Долгоножка хвалится:

"Я ли не красавица?"

А всего-то косточка

Да красненькая кофточку.

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем таких, как я,

Будет целая семья!

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Птицы, дети и медведи.

Я румяную матрешку

От подруг не оторву,

Подожду, пока матрешка;

Упадет сама в траву.

Растет зеленый кустик,

Дотронешься -- укусит.

(Крапива.)

Кругла, да не мяч,

Желта, да не масло,

Сладка, да не сахар,

С хвостиком, да не мышь.

III тур. Конкурсы.

1. Спор двух овощей.

Представители команд доказывают возможность выбранного ими овоща.

2. Доскажи словечко.

Что за скрип, что за хруст,

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я? … (капуста).

Вырастаю всем на диво

Высока, стройна, красива.

Прячу в светлые перчатки

Золотистые початки.

Пусть не слаще я арбуза,

Но сытней, я - … (кукуруза).

Знатоки животных

Команды получает карточки с изображениями животных - друзей сада и огорода, рассказывают о данном животном.

Конкурс букетов

Каждой команде выдается одинаковое количество цветущих растений. Нужно составить букет и дать название.

Конкурс знатоков песен.

Нужно спеть песни, где встречаются растения сада и огорода.

Конкурс «Эстафета букв».

Командам вручается набор букв. Ведущий рассказывает о растениях. Игроки должны узнать его и составить из букв название описанного растения.

Растет на лугах, легко узнать по головкам цветков красноватого цвета. Каждая цветочная головка - это множество небольших цветочков. Над цветками постоянно кружат пчелы. (клевер)

Стебелек растения очень слабенький. Поэтому с помощью усиков растение цепляется за соседнюю травку и так приподнимается над землей. Очень хорошая трава для домашних животных. (мышиный горошек)

В жизни этого растения можно увидеть три периода. Первый - зеленый, когда растение еще не успело зацвести. Второй - самый яркий, желтый. На ночь и в сырую погоду цветки закрываются. Цветки отцветают и начинается третий период - белый. Вместо цветков появляются белые шары. (одуванчик)

Он прекрасно заживляет раны. Мы его топчем, а он не исчезает. Это великий путешественник, даже перебрался через океан, где индейцы дали ему название «след бледнолицых». (подорожник)

Из него можно приготовить салат, щи. Растение заживляет раны, останавливает кровь. Мы его не любим из-за болезненных жгучих уколов. (крапива)

Как назвать одним словом? (сорняки)

IV тур. «Званый обед»

Команды должны назвать блюда, которые можно приготовить из картофеля, капусты.

Из каких злаков получают крупу:

манную? (из пшеницы)

рисовую? (из риса)

перловую? (из ячменя)

Из каких растений получают растительное масло? (из подсолнуха, льна, кукурузы)

V тур. «Подведение итогов»

Много еще предстоит узнать людям, многому научиться у растений и животных. Но откроют они свои тайны лишь тем, кто любит природу, кто терпеливо наблюдает и бережно относится к природе.

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей -

Без миловидных лисьих лиц?

Размещено на Allbest.ru

...

Наталья Дворская
Игра-викторина «Во саду ли в огороде»

Цель : создание условий для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста.

Задачи :

Развивать творческие способности детей, активность, сообразительность, речь;

Способствовать закреплению полученных знаний;

Вызывать положительные эмоции, воспитывать интерес к игровой деятельности.

Оборудование : плакаты – «Сад» , «Огород » , обручи, предметы (фрукты, овощи, эмблемы для игроков, призы, музыкальное сопровождение.

Дети входят в зал. Звучит фонограмма звуков природы.

Воспитатель. Ребята, сегодня в игре-викторине принимают участие две команды- «Фрукты» и «Овощи» . Представляю Вам жюри. Команды отвечают на вопросы по очереди. За каждый правильный ответ жюри начисляет один балл. Команды под музыку строятся в две шеренги напротив друг друга.

Задание 1.

1. Какой овощ любит, есть заяц?

(Капусту, морковь)

2. Что можно приготовить из фруктов?

(Варенье, сок) .

3. Что можно приготовить из овощей?

(Салат, винегрет) .

4. Какой фрукт помогает при простуде?

(Лимон)

5. В названии, каких сказок встречаются овощи?

(Репка, Чипполино….)

6. В названии, каких рассказов встречаются фрукты?

(Рассказы Сутеева «Яблоко» )

Игра-соревнование «Соберём урожай»

Команды в колоннах перед стартовой линией. Рядом с каждой командой-пустой обруч, а в отдалении-с предметами (овощи, фрукты) . Каждый игрок бежит к дальнему обручу и приносит один предмет. Выигрывает команда, которая первой «собрала урожай» .

Задание 2.

Кто больше назовёт овощей : картофель,огурец, помидор, баклажан, капуста….

Кто больше назовёт фруктов : яблоко, груша,апельсин, мандарин, лимон….

весне : грядка, оттепель, ручьи…

Кто больше назовёт слов, которые относятся к осени : листопад, прохлада, урожай…

Задание 3 «Составить рассказ по плану-описанию» .

1. Что это?

2. Вкус, форма, цвет.

3. Где растёт?

4. Что из него готовят?

Задание для команды «Овощи»

(кабачок, картофель, огурец, перец, капуста, морковь, баклажан) .

Задание для команды «Фрукты» .

(персик, яблоко, банан, айва, лимон, груша, апельсин) .

Задание 4. Команды на скорость собирают картинки из частей.

Команда «Овощи» -Капуста.

Команда «Фрукты» -Апельсин

Задание 5.

Команды загадывают друг другу загадки.

Кто меня тронет,

Тот заплачет.

(Лук)

Огурцы они как будто,

Только связками растут,

И на завтрак эти фрукты

Обезьянам подают.

(Бананы)

Как на грядке под листок

Закатился чурбачок -

Зеленец удаленький,

Вкусный овощ маленький.

(Огурец)

С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно. (Апельсин)

Бурая - не мишка,

В норке - но не мышка.

(Картошка) .

Все о ней боксеры знают

С ней удар свой развивают.

Хоть она и неуклюжа,

Но на фрукт похожа.

(Груша) .

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь) .

Приглашай к себе на чай,

Или просто так встречай!

В ярко-жёлтом фраке он.

Кто же это? Фрукт…

(Лимон) .

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный….

(Баклажан) .

Игра на внимание «Овощи и фрукты» .

Две команды стоят в две шеренги лицом друг к другу. Воспитатель называет различные овощи и фрукты. Если слово относится к овощам, то дети должны быстро присесть, а если к фруктам- поднять руки вверх. Те, кто ошибся, делают шаг вперёд. Побеждают игроки, сделавшие меньше ошибок.

Задание 6. Закончи предложение.

Из яблока и сливовый - получится яблочно-сливовый сок.

Из яблока и банана - …

Из яблока и груши - …

Из тыквы и моркови -.

Из яблока и моркови - …

Из яблока и ананаса - …

Игра "Назови три предмета"

Воспитатель говорит одно слово-фрукты, а игрок команды "Фрукты" подбирает к нему три слова (апельсин, лимон, персик) . Выигрывает команда,которая назовёт большее количество предметов.

Игра "Угадай сколько в какой руке".

Воспитатель берёт в руки определённое количество предметов- от 1 до 10 (овощи, фрукты) и объявляет играющим , сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько в какой руке у него предметов. Играющие по очереди отвечают на вопрос. Выигрывает команда, угадавшая большее количество чисел, сумма которых соответствует спрятанному количеству предметов.

Задание Повторить за воспитателем поговорки и пословицы. Выигрывает тот, кто правильно, чётко произносит слова и звуки.

Что летом родится, зимой пригодится.

Игра игрою , а дело делом.

Дорога ложка к обеду.

За всякое дело берись смело.

Воспитатель. Молодцы, ребята, Вы сегодня хорошо справились с заданиями. Пора подвести итоги нашей игры-викторины. Жюри подводит итоги и награждает победителей.

Публикации по теме:

Ежедневное планирование «Во саду ли, в огороде. Овощи» Тема: «Во саду ли, в огороде (овощи)». Цель: учить узнавать и называть овощи, активизировать словарный запас. Задачи: Закрепить знания об.

Фото отчёт мастер-класса с участием родителей в средней группе № 8 «Во саду ли - в огороде вырос урожай» Вот и наступила после жаркого.

Клуб бабушек «Во саду ли во огороде» Клуб бабушек «Во саду ли во огороде» Досуг в подготовительной группе Воспитатель: Мошкова Л. В. Цель: Обогащать знания детей по теме «Фрукты,.

Конспект занятия «Во саду ли в огороде» Конспект занятия «Во саду ли в огороде» Цель: Формирование эмоционального интеллекта. Задачи: 1. Воспитывать умения вчувствоваться в эмоциональное.

Вот и я решила попробовать сделать лепбук из уже готовых фонов и заданий. Недавно открыла для себя готовые лепбуки. Шаблонами первого лепбука.

Во саду ли, в огороде

Сценарий вечера
Встречи садоводов, огородников, дачников

За две недели до встречи появилась красочная афиша с приглашением на вечер, наиболее активные садоводы, цветоводы, огородники получили именные приглашения в виде открыток с рисунком ягод, фруктов, овощей, цветов. Например: «Уважаемая Марина Петровна! Мы приглашаем Вас, непревзойденного огородника, на вечер-встречу коллег «Во саду ли, в огороде». Мы будем рады, если Вы примете наше приглашение! Именно с Вашим уча-стием на нашем вечере будет интересно! С уважением. Оргкомитет»
Оформление аудитории, где будет проходить встреча, должно соответствовать тематике ее. Например, выставки-композиции «Дары сада», «Дары огорода» - возможны остроумные названия этих композиций
Звучит мелодия русской народной песни «Во саду ли, в огороде»
. ВЕДУЩИЙ.
Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в этой уютной, пропахшей запахами садов и огородов комнате. Здесь собрались истинные любители садоводы, огородники, владельцы дачных участков. Все те, кто в свободное от работы время трудится на земле! Сегодня мы поговорим об урожае этого года и вместе с вами проведем всевозможные конкурсы, познакомимся с новыми кулинарными рецептами, помечтаем о будущей вес -не, поделимся опытом. Авторитетное жюри в конце вечера подведет итоги и назовет победителей. Удачи вам!
(Идет музыка, представление жюри).
ВЕДУЩАЯ.
А сейчас - разминка! Все любят загадки, не правда ли? Я буду загадывать вам «тематические» загадки, а ваша задача, естественно, призвав на помощь фантазию и воображение, их отгадать! Итак, загадка первая…
На одном быке семь шкур? (Лук).
Сидит татарка в золотых заплатках? (Лук).
Маленький, горький, луку брат? (Чеснок)
Был порошок, стал городок. Краше Казани, краше Астрахани? (Мак).
Заплата на заплате, а иглы не бывало. (Кочан капусты).
Стоит Матрешка на одной ножке: закутана, запутана. (Капуста).
На жарком солнышке подсох и рвется из стручков. (Горох).
Шар- шарышок в сыру землю ушел, синю шапку нашел. (Горох).
Между грядок лежит гладок. (Огурец).
Мала малышка, зелена вина кубышка: не мед, не вино. (Огурец).
Зеленый теленочек привязан веревочкой. Лежит и толстеет. (Арбуз).
Ножки тоненьки, кишки жиденьки, а кила, что голова. (Тыква).
Желтая курица под плетнем дуется. (Тыква).
Красна, да не девка. Хвостата, да не мышь. (Морковь).
Что красно снаружи, бело внутри, с зеленым хохолком на голове? (Редиска)
Белая в земле, а зеленая снаружи, (Редька).
Сверху зелено, посередь толсто, к концу востро. (Редька).
С корня завивается, с маковки расстилается. (Репа).
Красные сапожки в земле и в лукошке. (Свекла) и т. д.
ВЕДУЩАЯ.
Во второй части разминки - скороговорки! У меня на карточках написано по одной скороговорке. Вы должны «вытянуть» свой билет и через 30 секунд вслух проговорить скороговорку.
1. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была губа, губа - тупа.
2. Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.
3. Купи кипу пик.
4. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
ВЕДУЩИЙ.
Разминка прошла хорошо! Спасибо вам! А теперь я предлагаю вам конкурс…
ВЕДУЩАЯ.
…который называется «Фантазии огородника». Я не Красная шапочка, хоть в руках у меня и корзинка, в которой находятся карточки с изображенными на них растениями, огородными инструментами, некоторой, живностью, которая сегодня начинает «квартироваться» на наших приусадебных участках. Вам предлагается достать карточку и, определив, что на ней изображено, составить остроумный устный рассказ, где бы упоминались все эти предметы. Итак, включаем нашу фантазию, воображение и логическое мышление!
(Конкурс закончился, жюри подво¬дит итоги).
ВЕДУЩИЙ.

ВЕДУЩИЙ.
Спасибо! Это было весело и остроумно. В знак признательности мы дарим вам частушки.
(Исполняются частушки).
Примечание.
В течение этого года мы опубликовали довольно полную подборку частушек на разные темы и из разных мест. Перелистав подшивку; Вы без труда подберете что-то новое, интересное.
ВЕДУЩАЯ
Все мы со школы помним произведение В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»:
В сто сорок солнц закат пылал,
В июль катилось лето,
Была жара
Жара плыла -
На даче было это.
Я предлагаю напрячь память и вспоминать какой-нибудь смешной, курьезный случай, который произошел с вами на даче.
(Конкурс. Итоги жюри).,
ВЕДУЩИЙ.
И последний конкурс, который мы назвали «Песенный аукцион». Давайте вспомним, в каких произведениях упоминаются ягоды, грибы, овощи-фрукты, растения, т. е. песни по тематике нашего вечера. Пожалуйста, вспомните эти песни (а их немало), и пропойте хотя бы фрагмент из них. Договорились? Гармонист, вы готовы помочь нашим гостям? Тогда начинаем!
К примеру:
«Ягода малина нас к себе манила…»
«Виноград расцветает…»
«Там смуглянка, молдаванка соби¬рает виноград…»
«Калинка-малинка моя, в саду ягода малинка моя…»
«Яблони в цвету - какое чудо…»
«Вишня, неспелая вишня, как это вышло, скажи…»
«Расцветали яблони и груши…»
«Во саду ли, в огороде девица гуляла…»
«Эх, сад-виноград, зеленая роща…»
«Сама садик я садила…»
«Один раз в год сады цветут
«Созрели вишни в саду у дяди Вани» и т. д.
ВЕДУЩИЙ,
Перед тем, как жюри подведет окончательные итоги и объявит победителей, я хочу познакомить вас очень интересным собеседником, специалистом по выращиванию садово-огородных культур Она работает на
станции юннатов, у нее большой практический опыт и она любезно согласилась ответить на любые ваши вопросы.
ВЕДУЩАЯ.
Итак, настало время подвести итоги нашей встречи. Слово председателю жюри (Вручаются призы победителям).
Вечер продолжается чаепитием, песнями и т. д.

Интересные и познавательные викторины для младших школьников и школьников среднего школьного возраста. Викторины по теме «Овощи». Все вопросы викторины с ответами. Викторины о том, что растёт на огороде, на грядках, об овощах для детей.

Викторина «На грядке»

■ Он бывает горьким и сладким, а его плоды имеют разную форму и цвет. Славится не только как своеобразная еда, но еще как ароматический и лекарственный продукт. Витамина С в нем в пять раз больше, чем в лимоне. (Перец).

■ Этот овощ «пришел» к нам из Америки двести лет назад и поначалу совершенно не понравился по вкусу. Просто люди не сразу разобрались в том, то надо есть — ели даже цветы и зеленые ягоды. Какое-то время его кусты с необычными для России цветами и плодами служили украшением для дамских шляпок на балах и в театрах. Из него в настоящее время делают много вкусных блюд и соусов. (Помидор или томат).

■ Этот овощ был известен в Индии уже 3 тысячи лет назад и оттуда распространился по всем континентам. С тех пор люди научились делать из него множество салатов и солений. А иногда их выращивают в садах ради красивых желтых цветов и листьев. Известен дикорастущий вид этого растения, плод которого «выстреливает» семенами на несколько метров. (Огурец, «бешеный» огурец).

■ Этот овощ, всегда ценили за сладкую сочность и целебные свойства. Ведь в нем очень много витамина А (бета-каротина), очень важного для здоровья и роста человека. Этот витамин улучшает зрение. Поэтому всем детям (а не только зайцам) нужно его есть как можно чаще. (Морковь).

■ Этот овощ — давний символ здоровья и благополучия. Не случайно во многих домах, овощных магазинах, на рынках и по сей день вывешивают косы и венки, сплетенные из него. Он, и зеленый, и репчатый, — «защитник» от вредных микробов. (Лук).

■ Этот овощ в зеленых стручках — одно из любимейших детских лакомств на дачной грядке. Издавна его выращивали не только для вкусных супов и каш, но и для очень питательной муки, которую смешивали с пшеничной или ржаной мукой и выпекали хлеб, блины, пирожки. (Горох).

■ Этот овощ давно известен на всех континентах. Даже на севере нашей страны и Америки он дает хороший урожай и кормит людей круглый год. Всего известно 35 видов. Едят в свежем виде, делая различные салаты, голубцы, котлеты. А в квашеном виде — кладовая разных витаминов. (Капуста).

■ Один из самых крупных овощей. А люди всегда питают слабость к громадному — оно будит воображение. Поэтому и к этому овощу относятся с особым уважением. По прихоти человека этот овощ достигает невероятных размеров и может весить до 100 кг. Его удобно выращивать: он неприхотлив, растет даже без ухода, а из-за своей величины не пользуется популярностью у воров. (Тыква).

■ Ближайшие родственники самой обыкновенной тыквы. Их жарят или тушат с другими овощами, консервируют как огурцы, а иногда едят сырыми и даже варят варенье. (Кабачки).

■ Эти овощи очень красивы, похожи на звезды или цветы. Ими наряжают новогодние елки, украшают кухни и дачи, делают из них забавные игрушки, декоративные вазы и корзинки. (Патиссоны).

Викторина «Овощная»

■ Какой овощ три раза меняет имя? (Лук-чернушка, лук- севок, лук-репка).

■ Что давали в Древнем Египте после обеда на десерт? (Вареные кочаны капусты).

■ Каким овощем в старину называли лодырей? (Горохом).

■ В каком овоще содержится очень много крахмала? (Картофель).

■ Какой овощ напоминает летающую (космическую) тарелку? (Патиссон).

■ Что без боли и печали вызывает слезы? (Лук).

■ Что редьки не слаще? (Хрен).

■ Название какого овоща произошло от латинского слова «капут»? (Капуста).

■ Что означает слово «бахча»? (Сад).

■ Какой овощ содержит большое количество витаминов роста? (Морковь).

■ Кругла да гладка, откусишь — сладка... Засела крепко на грядке... (Репка).

■ Какой овощ называют вторым хлебом? (Картофель).

■ Во что превратилась карета Золушки? (Тыква).

■ В земле сидит, хвост вверх глядит, сахар из нее можно добыть, вкусный борщ сварить. (Свекла).

■ Что вызвало бессонницу у принцессы? Горошины.

Блиц викторина «Овощи»

■ Место, где растут овощи. (Огород).

■ Бывает и сладким, и горьким. (Перец).

■ Из него делают кетчуп и томатную пасту. (Помидор).

■ Овощ, плоды которого самые большие из всех овощей. (Тыква).

■ Белокочанная, брюссельская, савойская, кольраби, листовая — это... (Капуста).

■ Овощ, в котором содержится много витамина А. (Морковь).

■ Их называют растительным мясом, так как они содержат много белка. (Горох и фасоль, или бобовые.)

■ Из него готовят вкусное пюре. (Картофель).

■ Родственница арбузов и дынь. (Тыква).

■ Стеблевая репа. (Кольраби).

■ Родина помидора. (Америка).

Викторина «ОВОЩИ»

1. Цветами какого растения украшала свою прическу королева Франции? (Карто­феля.)

2. От какого слова происходит название «капуста», что оно означает? (От слова «ка­пут» - голова.)

3. Что носили рыцари на груди как тали­сман? (Луковицу.)

4. В каком овощном растении содержит­ся 90% воды? (В капусте.)

5. Какое растение используют в Индии для ловли обезьян? (Тыкву.)

6. Какое растение в средние века счита­лось лакомством гномов? (Морковь.)

7. Откуда родом картофель? (Из Южной Америки.)

8. В какой стране огурцы растут в лесу, обвивая деревья, как лианы? (В Индии.)

9. Из какого растения в Средней Азии делают посуду? (Из тыквы.)

10. От летучих веществ какого растения гибнут болезнетворные бактерии? (От лу­ка; вещества называются фитонцидами.)

11. Какое вещество особенно ценится в моркови? (Каротин; попадая в организм че­ловека, превращается в витамин А.)

12. Почему в пищу надо употреблять больше овощей? (В них много витаминов, различных солей и других полезных для на­шего здоровья веществ.)

Викторина «МОЙ ОГОРОД»

Какой овощ был любимым у Наполеона? (Фасоль)

Какой овощ в Древней Персии считался символом ссор и сплетен? (Свекла)

Какой овощ на золотом блюдце приносили в жертву богу Аполлону? (Редис)

Какой овощ называется золотым яблоком? (Помидор)

Какой овощ называл Пифагор королем всех пряностей? (Чеснок)

Какую культуру увидели моряки Христофора Колумба, когда ступили на неведомый остров? (Кукуруза)

Какой овощ имеет два названия? (Томат, или Помидор.)

Какая трава считается травой мужества? (Петрушка.)

Голова велика, только шея тонка. (Тыква.)

Я вырос на грядке, характер мой гадкий. Куда не приду, всех до слез доведу. (Лук.)

Среди бахчи зеленые мячи. Налетела де­твора - от мячей одна кора. (Арбуз.)

С виду красная, раскусишь - белая. (Ре­дис.)

Белый, тощий корнеплод под землей рас­тет. И хотя он очень горек, в пищу нам он го­ден. Все - от взрослых до ребят - с холод­цом его едят. (Хрен.)

Раскололся тесный домик на две половин­ки. И посыпались в ладони бусинки-дробин­ки. (Горох.)

Викторина «речные жители»

1. У кого оба глаза на одном боку? (У взрос­лой рыбы камбалы.)

2. У кого рот на брюхе? (У акулы.)

3. Какая лисица хвостом рыбу глушит? (Лисицей называют одну из акул. У нее сла­бые зубы, а хвост очень длинный, почти такой же, как туловище. Ворвавшись в косяк сель­дей, акула-лисица глушит их ударами хвоста.)

4. Какая собака не лает? (В прибрежной части моря водится рыба-собака. Эта собака не лает, но кусается крепко: может откусить палец своими похожими на долото зубами. Икра и печень рыбы-собаки ядовиты.)

5. Какая рыба гнездо вьет? (Из тоненьких веточек подводных растений рыба колюшка устраивает под водой гнездо и заботливо его охраняет.)

6. Кто плывет хвостом вперед? (Вылупив­шиеся в реке из икры мальки горбуши уходят из реки в море хвостом вперед.)

7. Кто летает, а не птица? (Летучая рыба может пролететь более ста метров. В воздухе она не машет плавниками, а летит, как планер.)

8. Какая рыба одомашнена человеком? (Зеркальный карп.)

9. Какая рыба по внешнему виду напоми­нает шахматную фигуру? (Морской конек.)

10. Какие рыбы имеют усики? (Осетровые, усач, карп, сазан, сом.)

11. Какие животные спят с открытыми глаза­ми? (Рыбы - нет век, и змеи - веки срослись.)

12. Какие рыбы носят оружие на носу? (Меч-рыба, пила-рыба.)

13. Какие рыбы носят названия небесных светил? (Луна-рыба, рыба-солнце.)

14. Какие рыбы долго живут? (Белуга до 100 лет, щука больше 100 лет, сом до 60 лет.)

15. Какая рыба плавает быстрее всех дру­гих рыб? (Меч-рыба - 25 м/сек.)