Что лучше доливать в аккумулятор. Блог › Двенадцать вариантов уничтожения нового АКБ и выкинуть на свалку.

Очень часто мне задают вопрос об аккумуляторе автомобиля, а именно зачем в нем нужна дистиллированная вода? Для чего ее вообще заливают, какая от нее польза или вред? Почему скажем не залить обычную из под крана, что произойдет? ДА и вообще сколько ее нужно лить. Как видите, не смотря на простату конструкции вопросов просто уйма, и все они связаны с этой жидкостью. Если честно то люди, которые немного разбираются в составе электрохимической жидкости АКБ, таких вопросов не зададут, а вот новичкам такая информация будет очень полезной, так что читайте дальше …


Для начала небольшое определение.

– это обязательная часть электрохимической жидкости, попросту электролита, которая выполняет очень важную роль, а именно создает состав нужной плотности и свойств. Если не было бы воды в составе, то аккумулятор не работал, так как нужно.


Что это значит? ДА все просто — электролит состоит из 35% и 65% дистиллированной воды. Если залить просто серную кислоту, то ее «бешеная» концентрация просто расплавила бы все (пусть не сразу, но она бы сделала это точно). Вода понижает концентрацию до нужного предела, тогда кислота начинает работать в созидание, а не разрушение. Также при таком соотношении, начинают происходить процессы накопления электричества в электролите, при заряде. Что потом позволяет этот заряд тратить.

Что такое дистиллированная вода?

А действительно, что это такое? Если честно, то это вопрос 6 — 7 класса общеобразовательной школы, где начинают глубоко копаться в физике и химии.

Это не что иное, как просто «H2O» – то есть чистый состав воды, всего два атома водорода и один кислорода. Нет никаких примесей и солей – абсолютная чистота.


Если ответить на вопрос – почему нельзя в аккумулятор заливать обычную воду из «под крана», то ответ очень простой:

Состав, который течет у нас с вами из под крана, сложно назвать «дистиллятором» ведь в составе не только пресловутый H2O, но еще и куча всяких примесей, а особенно солей, извести (в малых концентрациях), хлора и т.д.

Если ее залить в АКБ, то неизбежно оседание этих примесей на свинцовых пластинах аккумулятора, что приведет к уменьшению емкость батареи. Таким образом, обычная вода просто погубит ваш аккумулятор, поэтому лить ее нельзя.

Почему именно такое соотношение?

Сейчас многие могут задать вопрос — почему именно такое соотношение кислоты и дистиллированной воды? ТО есть одна массовая доля кислоты и две массовые доли воды.


Делается это нескольким причинам:

  • Кислоты должно быть достаточно, ведь при разряде батареи она расходуется, плотность электролита падает – выделяются соли на пластины. А при заряде наоборот расходуется вода, плотность кислоты растет. Если кислоты будет не достаточно, то процесс заряда – разряда будет не такой эффективный. Поэтому сейчас плотность многих АКБ равна примерно 1,27 г/см3.
  • Если кислоты будет не достаточно, то электролит просто замерзнет при минусовых температурах. Разряженный АКБ может превратиться в ледышку уже при – 3, — 5 градусах.
  • Если залить много кислоты, гораздо больше (например, 2 массовые доли, а воду одну массовую долю), то она может негативно влиять на пластины. Будет оседать больше солей, а также такая концентрация будет быстрее разрушать пластины.

Это сочетание выведено опытным путем, через достаточно большое количество тестов.

Почему заливают воду в аккумулятор, а не электролит?

Также все просто – при работе, батарея разогревается (также нагрев происходит летом, в жару), при зарядах банки могут кипеть. В этих моментах из аккумулятора улетучивается дистиллированная вода – ведь это ее нормальное состояние (испарение при нагревании, просто превращается в пар). А вот кислота остается, она не «летучая» — соответственно концентрация кислоты растет, а концентрация воды падает. Плотность может вырасти и до 1,4 г/см3. Для того чтобы привести электролит внутри АКБ в нормальное состояние нужно восполнить эту испарившуюся воду, поэтому мы ее и добавляем, кислота то в нужной пропорции.


Если добавить электролита, то вы просто смешаете, скажем — 1,4 и 1,27 (который вы приобрели) и у вас получится примерно 1,33 г/см3 – чего уже много! Помним об осадке солей и разрушении пластин.

Так что добавлять нужно именно дистиллированную воду, для нужной плотности, а никак не электролит! При смешении она образует нужную для работы плотность.

Запомните это правило! Справедливости ради – воду добавляли только в обслуживаемые АКБ, потому как испарение там просто огромное. А вот необслуживаемые батареи, не требуют за собой такого тщательного внимания, ведь там она находится в закрытом герметичном корпусе – жидкость испаряется, поднимается и затем опять выпадает в осадок – цикл замкнулся.

Сколько воды добавлять в аккумулятор?

Как мы уже с вами разобрались, если необслуживаемая батарея – то практически не сколько, вы можете прокататься хоть пять лет и ни разу не заглянуть в него — это нормально! Но вот если ваш АКБ обслуживаемый, то есть откручиваются пробки сверху вам нужно постоянно наблюдать за уровнем.


Сколько дистиллированной воды добавлять вопрос сложный – ведь в каждом отдельном случае, это будет своя величина. Она может колебаться от , ведь чем АКБ больше, тем больше в нем электролита, а значит воды, добавлять нужно больше.

Я вам советую всегда в машине иметь литровую бутылку (на моих старых машинах она у меня уходила за 1,5 – 2 месяца — летом, зимой за 3 – 4 месяца) – запомните если уровень электролита упал и ваши банки оголились, это критичное состояние, нужно срочно понять уровень для того чтобы закрыть платины. Иначе они могут нагреться и осыпаться.

Короткое видео какой должен быть уровень.

Если вы не знаете, какой объем электролита у вашего аккумулятора, , там все по полкам.

В заключении хочется сказать – запомните дистиллированная вода это своего рода залог долгой работы вашей батареи, без нее не возможна работа! Это нужно понимать, при испарении из банок обязательно добавляем, и не обычную воду из под крана, а именно «дистиллят» — тогда ваш АКБ прослужит долго, весь заявленный производителем срок.

НА этом все, читайте наш АВТОБЛОГ.

Электролит в аккумуляторе является средой, в которой происходят химические реакции, позволяющие накапливать электрическую энергию и отдавать ее.

Естественно, что от качества электролита зависит бесперебойная эксплуатация аккумуляторной батареи (АКБ) и срок ее службы. Что нужно знать об электролите?

Вконтакте

Итак, по каким показателям оценивать электролит и как решать проблемы связанные с ним? Рассмотрим по порядку.

Характеристики электролита для автомобильных АКБ

Электролит в автомобильных АКБ представляет собой не что иное, как раствор концентрированной серной кислоты H2SO4 в дистиллированной воде H2O.

Кислота максимальной концентрации обладает плотностью 1,84 г/см³, но для приготовления электролита чаще всего используется водный раствор 1,40 г/см³. Разбавление H2SO4 водой приводит к чрезвычайно большому выделению тепла. Для приготовления электролитов должна использоваться только специальная серная кислота для АКБ, имеющая высокую степень очистки. Требования к ней регламентируются ГОСТ 667-73. Любые примеси, даже в малых количествах, уменьшают срок службы.

Самый важный показатель – это плотность электролита в аккумуляторе. Она должна быть в диапазоне от 1,07 до 1,30 г/см³, что соответствует массовой доли серной кислоты в воде от 28 до 40%. Показатели плотности электролита во всех справочных пособиях и инструкциях всегда даются приведенными к температуре 15°С. Если температура отличается, то вносится поправка, согласно приведенной таблице.

Таблица 1. Поправки плотности в зависимости от температуры

— Качество, отточенное до совершенства! Узнайте больше.

У вас инжектор и вы хотите съэкономить на топливе? Тогда вам сюда:

Как выбрать правильный видеорегистратор? Разбираем подробно на что нужно обращать внимание.

Проверка электролита в АКБ

Такую операцию необходимо проводить два раза в год – перед летним и зимним сезоном.

Для проверки понадобятся:

  • Прибор для определения плотности электролита – ареометр (денсиметр). Его можно купить очень недорого в любом автомагазине, а прослужит он долгие годы.
  • Стеклянная трубочка диаметром 5 мм, при ее отсутствии – лист чистой бумаги.

Чтобы узнать, как проверить электролит в аккумуляторе, необходимо определиться по каким показателям он проверяется. Главными из них является плотность и уровень. Как их проверить?

  • Для проверки плотности электролита, следует аккуратно выкрутить пробки аккумулятора (если он обслуживаемый), опустить носик ареометра в электролит и при помощи груши набрать в колбу такой объем электролита, чтобы поплавок ареометра свободно плавал в нем, не касаясь стенок колбы.
  • Измерения производятся при температуре наружного воздуха около 20°С. Линия соприкосновения электролита со стержнем, имеющим измерительную шкалу, покажет плотность электролита, которую лучше всего записать.
  • Измерения следует сделать во всех банках. Плотность в них не должна отличаться друг от друга более чем на +- 0,02-0,03 г/см³. измеренная плотность красноречиво свидетельствует об уровне заряда АКБ, что видно из таблицы.

Таблица 2. Определение степени заряженности АКБ


В таблице приведены значения при температуре окружающего воздуха 20-25°С. При недостаточной плотности необходимо производить зарядку АКБ, при которой плотность должна повышаться.

Следующий важный показатель, который требует контроля – это уровень электролита в аккумуляторе. Он должен быть на 10-15 мм выше пластин.

Для его измерения необходимо опустить стеклянную трубочку перпендикулярно в банку АКБ до тех пор, пока нижний торец трубки не упрется в пластину. Затем заткнуть верхний торец пальцем и вытащить. Количество воды в трубочке покажет уровень. Если он недостаточный, то в банку добавляется дистиллированная вода. Именно она выкипает при кипении электролита.

Добавлять электролит не надо ни в коем случае! Таким некорректным действием можно загубить АКБ. Если трубочка отсутствует, то можно опустить в банку свернутый кусочек чистой бумаги. По уровню ее намокания можно судить об уровне электролита.

Требования к плотности электролита в различных климатических зонах

Известно, что плотность электролита в аккумуляторе зимой лучше иметь выше, так как более плотный электролит замерзает при более низкой температуре. Летом показатели плотности лучше иметь ниже, так как более низкая плотность способствует долгой жизни АКБ.

Опытные аккумуляторщики умеют поднять плотность электролита аккумулятора путем добавления корректирующего раствора 1,4 г/см³ или понизить добавлением дистиллированной воды.

Однако автолюбителям не рекомендуется это делать, так как неправильное действие быстро выведет из строя дорогостоящую АКБ. Поэтому для разных климатических зон приняты усредненные показатели плотности, с которыми можно эксплуатировать АКБ круглый год. Эти показатели сведены в таблицу.

Таблица 3. Нормы плотности электролита АКБ


При наступлении аномальных морозов в центральном и южном климатическом районе лучше снимать АКБ и заносить в теплое помещение, где проверить заряд и при необходимости подзарядить. Полностью разряженная АКБ с плотностью электролита 1,10 г/см³ может замерзнуть уже при -5°С. Об этом нужно знать и своевременно принимать меры.

Приготовление электролита

В большинстве случаев АКБ продаются уже залитые электролитом и полностью готовые к эксплуатации. Но иногда продаются так называемые сухозаряженные батареи, которые требуют заливки электролита. Лучше всего автолюбителям покупать готовый электролит требуемой плотности для их климатического района, но бывает, что электролит приходится готовить самому.

Что для этого потребуется?

  • Серная кислота плотностью 1,84 г/см³ или 1,40 г/см³ (что предпочтительней) в необходимом количестве.
  • Дистиллированная вода.
  • Мерная химическая посуда, в которой можно точно отмерять объем жидкости.
  • Чистая стеклянная, эбонитовая или полиэтиленовая посуда, где будет готовиться электролит.
  • Стеклянная или эбонитовая палочка для размешивания.
  • Средства защиты: очки, перчатки.

Во время приготовления электролита соблюдают следующие правила.

  • Вливать воду в серную кислоту запрещено! Это может привести к закипанию, возникновении брызг воды и кислоты и как следствие, сильным химическим ожогам. Можно вливать только серную кислоту в воду очень тонкой струйкой.
  • Вливать кислоту следует небольшими порциями, а затем помешивать раствор палочкой.

По окончании обязательно контролировать плотность ареометром.
При приготовлении электролита следует знать сколько электролита в аккумуляторе.

У разных аккумуляторов самой распространенной емкости у легковых автомобилей 55-60 А*ч она может варьироваться от 2.6 до 3,7 литра. Поэтому для заливки одной АКБ лучше приготовить 4 литра электролита.

Количество воды и кислоты для приготовления нужного электролита сведены в следующую таблицу.

Таблица 4. Количество дистиллированной воды, серной кислоты или ее раствора 1,40 г/см³, необходимое для приготовления 1 л электролита нужной плотности


Заливка электролита в АКБ. Подготовка к эксплуатации

Заливку электролита производят при помощи стеклянной или полиэтиленовой воронки и стеклянной кружки до уровня 10-15 мм над пластинами. После этого АКБ оставляют пропитываться на 2 часа. Плотность при этом может упасть.

Решение возможных проблем

В процессе эксплуатации аккумулятора могут возникнуть проблемы, требующие оперативного решения. Наиболее типичными являются:

  • В зимние морозы в аккумуляторе замерз электролит. В этом случае необходимо снять АКБ с автомобиля, занести в теплое помещение и оставить оттаивать естественным образом в течение суток.

    Если корпус АКБ вздулся и лопнул, то можно смело сдавать аккумулятор в пункты приема металлов. К дальнейшей эксплуатации он негоден. Если корпус целый и электролит на месте, то следует поставить его заряжаться малым током 1 А на срок 2 суток, периодически контролируя плотность. Если плотность повышается, то аккумулятор «берет» заряд и есть надежда, что он прослужит еще какое-то время.

  • Бывает, что при полном разряде аккумулятор отказывается «брать» заряд. Это выражается в длительном отсутствии изменения плотности. Последней надеждой реанимировать такую батарею является замена электролита в аккумуляторе.

    Для этого организуется слив старого электролита, АКБ промывается дистиллированной водой и после полного слива воды заливается новый электролит. По истечении 2 часов, отпущенных на пропитку пластин, можно попробовать зарядить аккумулятор небольшим током 0,5-1 А в течение длительного времени – до двух суток. Если плотность электролита растет, то есть надежда, что он прослужит какое-то время. Заряжать его следует до тех пор, пока плотность и напряжение заряда не останутся постоянными на протяжении 2 часов.

достаточна проста. Что нужно знать читайте в данной статье.

Чтобы получить стабильный температурный режим работы двигателя, необходимо четко понимать .

Маркировка шин и дисков способствует правильному выбору в зависимости от марки автомобиля. Узнайте больше.

Выводы

  • От качества электролита во многом зависит надежная и долгая работа аккумулятора.
  • Плотность и уровень электролита необходимо контролировать минимум два раза в год, перед сменой сезонов.
  • При падении уровня электролита в банках АКБ следует доливать только дистиллированную воду.
  • Для заливки сухозаряженных АКБ лучше применять готовый электролит требуемой плотности от известных производителей.
  • Самостоятельное приготовление электролита следует делать только в крайних случаях, соблюдая все правила техники безопасности, и пользуясь защитными средствами.

На видео подробно рассказано как проверить плотность электролита в аккумуляторе

Многие автолюбители сталкивались со следующей проблемой: аккумулятор начинает быстро разряжаться даже в том случае, если на него не производится высокая нагрузка, к примеру, включение кондиционера в пробке или громкой музыки при заглушенном моторе.

Доходит даже до более серьезных ситуаций - наполовину заряженный аккумулятор на следующий же день при попытке завести автомобиль оказывается полностью разряженным. Автолюбитель относит аккумулятор на зарядку, его полностью заряжают, однако на следующий же день АКБ оказывается наполовину севшим. Что делать в такой ситуации? Новая аккумуляторная батарея стоит довольно дорого, однако ее замена нужна отнюдь не всегда, порой достаточно проверить плотность аккумулятора и долить электролит, приведя тем самым аккумулятор к нормальному рабочему состоянию.

Однако у многих автолюбителей возникает вопрос: можно ли доливать электролит в аккумулятор при низкой плотности или же рекомендуется полностью заменить аккумулятор? В этой статье мы разберем несколько ситуаций, в каком случае это лучше всего делать, а также дадим ответы на другие вопросы.

В каком случае электролит стоит доливать в аккумулятор?

Общеизвестно, что электролит в автомобильном аккумуляторе состоит из кислоты и дистиллированной воды. Эти жидкости смешиваются в разной пропорции и кислот там все же значительно меньше. Как пример, вам необходимо получить электролит плотностью 1,28 г/см³, то для этого к 1 литру дистиллированной воды вам нужно будет добавить 0,36 литра аккумуляторной кислоты. То есть соотношение должно равняется где-то 1 к 3.


В целях техники безопасности стоит добавить, что заливать нужно именно кислоту в воду и никак наоборот. Так как существует большая вероятность появления химического "ответа" данной смеси с выделением тепла, брызг. О последствиях попадания серной кислоты на кожу или глаза говорить не стоит. А все дело в том, что вода по своей структуре легче кислоты, а значит, перемешивание жидкостей будет происходить очень медленно.

Именно соотношение кислоты и воды, и показывает ареометр - прибор, предназначенный для определения плотности электролита в аккумуляторе. Когда плотность электролита становится чрезмерно низкой, он начинает плохо держать заряд. В случае если при проверке плотности ее значения оказываются чуть меньше, чем необходимые 1,25-1,30 г/см³, то рекомендуется все же долить электролит, а не воду.

Стоит отметить, что плотность электролита меняется в зависимости от степени заряженности АКБ. Именно поэтому точные показатели плотности аккумуляторной жидкости можно получить лишь на полностью заряженной батарее. К тому же заряжать АКБ лучше всего слабым током на протяжении нескольких дней!


class="eliadunit">

Что делать при более низкой плотности электролита?

Итак, проблема такова: аккумулятор перестал держать заряд. Стоит ли его менять? Можно ли доливать электролит в аккумулятор при низкой плотности, или же работоспособность АКБ уже не восстановить? Ответ на этот вопрос зависит от возраста аккумулятора и показателей ареометра при проверке.

Если аккумулятор достаточно старый (к примеру, ему около 4-5 лет), то его неспособность держать заряд в первую очередь связана даже не с плотностью электролита, а с нарушением целостности пластин в аккумуляторных банках. В таком случае даже восстановление прежних показателей плотности не решит проблему. Однако если аккумулятор относительно свежий, решить проблему можно доливкой электролита. Вопрос лишь в том, нужно ли заливать именно электролит?

Средние показатели плотности электролита в "рабочем" АКБ составляют примерно 1,25-1,30 г/см³. Причем данная величина должна быть примерно одинаковой у каждой аккумуляторной банки с отклонением не более 0,01-0,03. Если плотность электролита меньше 1,25, но больше чем 1,20 - вероятнее всего доливка электролита поможет решить проблему.

Также смотрим видео, как правильно повысить плотность электролита в аккумуляторе:

Также советуем почитать статью, как продлить жизнь аккумуляторной батарее автомобиля . В данной статье описаны основные причины короткой жизни аккумулятора, как ее продлить, и признаки того, что он скоро перестанет работать.

Можно ли доливать электролит в аккумулятор при плотности ниже, чем 1,20 г/см³?

Да, но это навряд ли поможет восстановить работоспособность АКБ, так как доливка электролита не позволит достичь требуемых 1,25 г/см³. Если показатели находятся в пределах 1,00-1,20, то необходима доливка аккумуляторной кислоты, так как она имеет гораздо более высокую плотность, нежели обычный электролит.


В случае если показатели ареометра ниже 1 г/см³, даже доливка аккумуляторной кислоты уже не поможет. Лучше всего купить новый аккумулятор. Однако если возможность смены АКБ отсутствует, может помочь полная смена электролита. Для того чтобы ее произвести, необходимо откачать из каждой аккумуляторной банки при помощи груши столько электролита, сколько возможно и положить его набок. Затем нужно просверлить в дне каждой аккумуляторной банки небольшие отверстия, диаметром примерно в 3-5 миллиметров, и тщательно промыть аккумуляторные банки дистиллированной водой. Далее необходимо запаять отверстия (подойдет любая кислотостойкая пластмасса, но на всякий случай лучше проверить ее реакцию на электролит) и залить в каждую банку свежий электролит.

Стоит отметить, что даже после такой процедуры аккумулятор навряд ли прослужит вам долго, так как срок его дальнейшей эксплуатации зависит от многих факторов. Однако при бережном уходе его срок службы может быть продлен до нескольких лет. Дело в том, что после полного слива электролита стенки аккумуляторных банок некоторое время контактируют с кислородом, что запускает ускоренный процесс образования коррозии. Поэтому долго ездить на аккумуляторе, пережившем полную замену электролита - не рекомендуется, желательно поменять его на новый как можно скорее.

Теперь вы знаете, можно ли доливать электролит в аккумулятор при низкой плотности, и в каких случаях это лучше всего делать. Мы надеемся, что данный материал оказался для вас полезным. Желаем удачи!

В процессе эксплуатации аккумуляторы могут терять некоторую часть электролита, а именно воду, входящую в его состав. В результате этого уменьшается уровень жидкости над поверхностью пластин внутри батареи, и значительно увеличивается объем кислотных паров. Что доливать в аккумулятор воду или электролит? На этот вопрос ответом будет – только воду !

На долговечность работоспособности акб влияет поддержание требуемого уровня электролита. При понижении этого показателя ресурс источника питания уменьшается.

Испарение водной составляющей раствора напрямую зависит от того, из каких материалов изготовлен аккумулятор и от общего состояния электрической цепи.

Для того, чтобы восстановить нужный уровень электролита, внутрь акб доливают очищенную (дистиллированную) или деионизированную воду. Проводя эту процедуру своевременно, автолюбитель значительно увеличивает срок службы источника питания.

Как заряжать необслуживаемый аккумулятор автомобиля? Для этого понадобится обычная игла и медицинский шприц.

Показатели нормального уровня электролита и способы его повышения или понижения

Нормальным уровнем электролитной жидкости внутри акб считается уровень, находящийся выше верхней кромки сепараторов на 9 – 15 мм , но не поднимающийся выше области заливной горловины.

При точно установленной причине недостатка жидкости, а именно выплескивании, следует долить электролит аналогичной плотности, что и внутри источника питания. Стоит отметить, что температура также должна быть идентичной.

Бывают случаи, когда уровень жидкости наоборот выше. В подобной ситуации электролит можно аккуратно откачать с помощью резиновой груши, которая имеет эбонитовый наконечник.

Замеры плотности электролита следует проводить только при следующих условиях:

  • Уровень внутри батареи должен соответствовать норме.
  • Электролит должен иметь средние температурные показатели, находящиеся в пределах от +15 до +27 градусов .
  • По окончании процедуры доливки воды необходимо дать раствору тщательно перемешаться (могут потребоваться сутки).

Если для доливки применяется серная кислота или обычная, не дистиллированная вода, то значительно сокращаются сроки эксплуатации источника питания. В итоге процессов сульфации возникает окисление пластин и уменьшается емкость самого аккумулятора.

Процесс перемешивания жидкости внутри акб после доливки воды можно ускорить, поставив батарею заряжаться на небольшой промежуток времени.

В холодное время года доливать воду следует исключительно перед началом поездки, чтобы исключить промерзания верхней части электролита.

Почему заливают воду в аккумулятор, а не электролит?


На вопрос: что заливать в аккумулятор автомобиля электролит или воду? следует дать один единственный правильный ответ – только дистиллированную воду.

Источник питания автомобиля постоянно подвержен перегреву в режиме своей эксплуатации. Также на него воздействует плюсовая температура в летний период.

В результате этих воздействий обычная вода просто выкипает и испаряется, а кислота остается внутри и её концентрация сильно возрастает. Долив воды способствует восстановлению нужной плотности и увеличивает кпд работы аккумуляторной батареи.

Отдельное внимание стоит уделить необслуживаемым акб. Такие батареи имеют герметичный корпус, поэтому воде просто некуда испаряться. Она просто оседает на внутренней стороне верхней крышки в виде пара и далее опять преобразуется в воду, стекая обратно. В итоге необслуживаемые акб менее подвержены закипанию электролита, чем обслуживаемые.

Стоит упомянуть о том, что добавлять в батарею вместе с дистиллированной водой допускается специальные присадки, которые способны максимально эффективно растворить отложения на пластинах (сульфацию) и полностью самостоятельно раствориться в течение суток. Каким током заряжать аккумулятор? Для зарядки акб используют постоянный ток , особенно полезно подзаряжать батарею после долива воды для того, чтобы максимально увеличить перемешивание нового раствора. Своевременная доливка и контроль уровня электролита позволят значительно продлить срок эксплуатации любой батареи.

Приведем наиболее часто встречающиеся нарушения правил эксплуатации:

  1. Заряд током чрезмерно большой силы, превышающим нормальный в несколько раз. Перегрев электролита, коробление электродов, реже - разрушение сепараторов, осыпание активной массы и т.п. Это обычно происходит при форсированных режимах заряда с использованием мощных зарядных устройств, особенно в условиях неконтролируемого заряда.
  2. Повышенное напряжение в бортовой сети автомобиля приводит к систематическому перезаряду. Снижается уровень электролита, повышается его плотность. Если долить до нормального уровня электролит, а не дистиллированную воду, аккумулятор очень быстро приходит в негодность. Если ничего не доливать, то сульфатация электродов обеспечена, обнаженные элементы электродов быстро корродируют, активная масса,особенно положительных пластин, набухает, выкрашивается, теряет механическую прочность, оплывает.Аккумулятор быстро снижает емкость, электролит становится мутным. В таких ситуациях аккумулятор может стать совершенно непригодным к эксплуатации.
  3. Перегрев аккумулятора. Известно, что при повышении температуры электролита выше +35 градусов активизируются процессы износа электродов, а если температура повышается еще выше, то ресурс аккумулятора сокращается катастрофически быстро. Эта ситуация нередка, например когда оставили автомобиль на солнце под тентом темного цвета.
  4. Загрязнение электролита. Аккумулятор необходимо протирать чистой мягкой тряпкой, смоченной в нашатырном спирте или растворе кальцинированной соды. Если хотя бы очень небольшая часть загрязняющих веществ попадает в электролит - аккумулятор обречен.
  5. Добавление в электролит недистиллированной воды. Это довольно частая ситуация когда нет под рукой качественной дистиллированной воды, и доливают в электролит просто чистую воду. Электроды выходят из строя, а аккумулятор идет на склад вторсырья.
  6. Еще быстрее выходит из строя новая батарея, если для нее приготовить электролит на основе технической серной кислоты.
  7. Короткое замыкание может вывести АКБ моментально. Чаще всего это происходит при неосторожном обращении с инструментом вблизи батареи, или в результате повреждения изоляции силового кабеля.
  8. Пониженное напряжение бортовой сети - весьма распространенная ситуация.Аккумуляторная батарея хронически разряжена, понижена плотность электролита. Нередки случаи запредельных разрядов, например, после пуска двигателя стартером. Снижаются основные энергетические характеристики батареи, особенно в зимний период. Систематический недозаряд может привести к переполюсовке аккумулятора при эксплуатации.
  9. Размораживание аккумуляторной батареи. Моноблок лопается, электролит вытекает после оттаивания. Это происходит в сильные морозы при снижении плотности электролита ниже допустимых значений.Обычно такое происходит, если долить дистиллированную воду в электролит и не принять ни каких мер для того, чтобы она перемешалась с электролитом, или после нескольких безуспешных попыток пуска стартером холодного двигателя, оставив на морозе глубоко разряженный АКБ.
  10. Применение мощного пускового устройства. Если применять мощный неспециализированный источник тока для пуска холодного двигателя, то можно моментально "взорвать" аккумуляторную батарею. При подключении этого устройства к батарее сила тока заряда может быть настолько большой, что электролит бурно вскипает, и вентиляционные отверстия не в состоянии сбросить выделяющиеся газы.
  11. Запредельный разряд стартерными токами. Часто при затруднённом пуске двигателя аккумулятор разряжают до такой степени, что якорь стартера перестает проворачиваться. Такие глубокие разряды приводят к тому, что пластины очень быстро коробятся, осыпаются, и батарея выходит из строя.
  12. Повышенная плотность электролита. По разным причинам в аккумуляторе расходуется вода, понижается уровень и повышается плотность электролита, и если не доливать дистиллированную воду аккумулятор разрушится.

Самый простой путь вывести из строя аккумулятор - долить в него обычную воду, содержащую соли металлов и прочие примеси. Применение такой воды нарушает, во-первых, плотность, во-вторых, химический состав электролита.

Удивительно, но чаще всего, когда в аккумуляторе закипает жидкость или батарея и вовсе выходит из строя, меньше всего автовладельцы склонны винить электролит или якобы дистиллированную воду, которую недавно доливали. А ведь в большинстве случаев это - главная и единственная причина.

Как известно, дистиллят - это вода, не имеющая никаких примесей - «аш два о» и ничего больше. Дистиллированная вода - это диэлектрик. Проверить это просто: взять тестер и «прозвонить» воду на «обрыв».

Чистая вода покажет бесконечное сопротивление. Попробуйте таким способом проверить пару-тройку повсеместно продающихся бутылок с якобы дистиллированной водой. Вы будет неприятно удивлены - в бутылках окажется все, что угодно, но только не дистиллированная вода. Доливать такую воду в аккумулятор - самый верный способ угробить его.

Не каждый, впрочем, может вооружиться тестером и проводить подобные контрольные замеры. Что ж, есть и более простой способ. Достаточно обратить внимание на тару и этикетку. Если перед вами неоригинальная бутылка (например, из-под «Колы» или минеральной воды) с этикеткой, на которой отсутствуют данные о производителе, вероятно, стоит насторожиться. Ведь предъявить претензии в случае покупки некачественного продукта будет некому.

Печально, но подобная ситуация на рынке и с электролитом. В большинстве случаев автовладельцу предлагаются все те же сомнительные бутылки с «анонимными» этикетками. Плотность, правда, указана. Но соответствует ли действительности эта информация? Знают ли производители таких жидкостей о существовании ГОСТ 667-83А, в котором указаны все необходимые требования к электролиту? А если и знают, соблюдают ли их? Опять же, если на этикетке отсутствуют данные о производителе, кому предъявлять претензии в случае чего?