Решение задач по молекулярной биологии и генетике. Летальные гены при моногибридном наследовании При скрещивании между собой

Вопрос: 2. При скрещивании между собой черных мышей всегда получается по окраске черное потомство. При скрещивании между собой желтых мышей одна треть потомства оказывается черной, - а две трети желтыми. Как это можно объяснить? 4. У кур оперенные ноги доминируют над гладкими, розовидная форма гребня – над простой. Курицу с голыми ногами и простым гребнем скрестили с петухом, имеющим оперенные ноги и розовидный гребень. Известно, что петух – потомок курицы с голыми ногами и петуха с простым гребнем. а) Сколько типов гамет образуется у курицы? б) Сколько типов гамет образуется у петуха? в) Сколько разных фенотипов получится от этого скрещивания? г) Сколько разных генотипов получится от этого скрещивания? д) Оцените вероятность того, что часть цыплят будет похожа на курицу-мать. е) какова вероятность рождения двух цыплят с голыми ногами и простым гребнем?

2. При скрещивании между собой черных мышей всегда получается по окраске черное потомство. При скрещивании между собой желтых мышей одна треть потомства оказывается черной, - а две трети желтыми. Как это можно объяснить? 4. У кур оперенные ноги доминируют над гладкими, розовидная форма гребня – над простой. Курицу с голыми ногами и простым гребнем скрестили с петухом, имеющим оперенные ноги и розовидный гребень. Известно, что петух – потомок курицы с голыми ногами и петуха с простым гребнем. а) Сколько типов гамет образуется у курицы? б) Сколько типов гамет образуется у петуха? в) Сколько разных фенотипов получится от этого скрещивания? г) Сколько разных генотипов получится от этого скрещивания? д) Оцените вероятность того, что часть цыплят будет похожа на курицу-мать. е) какова вероятность рождения двух цыплят с голыми ногами и простым гребнем?

Ответы:

1)При скрещивании двух чистых линий,по первому закону Менделя,у гибридов 1 поколения проявляется только доминантный признак.Т.е если мыши получаются черными,то значит черный цвет доминирует над желтым.А при скрещивании черных и желтых мышей,по второму закону Менделя,появляется расщепление признака. 2)Родители петуха Р Ав*аВ(Ав-петух,аВ-курица) G Аа,АВ,ав,Вв F1 АВ Петух,который получился у него генотип (АВ)оперенные ноги,розовидный гребень,т.к оба гена доминантные. P ав*АВ G (а)(в),(А)(В) F2 аА,аВ,Ав,Вв. Вроде так.

Похожие вопросы

  • Помогите написать сочинение по высказыванию Лихачёва: Не ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти
  • а) Отрезок длиною 1 м разделили на равные части длиной 1/2 м каждая. Сколько частей получилось? б) За 1/2 часа улитка проедолела 1/2000 км. С какой скоростью двигалась улитка? Сколько метров она проползает за час?
  • РЕШИТЕ ЗАДАЧИ! а) За сутки теплоход проплыл 2/5 всего пути. Какую часть пути он проплыл за треть суток? б) Ленту разрезали на 5 равных частей. Какую часть всей ленты состовляет половина одной из этих частей?
  • Для 9А и 9В (1 вариант берет четные задачи, второй вариант решает не четные) 1. У бегемотов пристрастие к пиву является доминантным признаком, а у генов зеленой и белой окраски наблюдается неполное доминирование: гетерозиготные особи окрашены в салатовый цвет. скрестили дигетерозиготных бегемотов. С какой вероятностью у потомков F1 будут присутствовать следующие признаки: А. Равнодушие к пиву; Б. Салатовая окраска; В.Белая окраска; Г. Белая окраска и любовь к пиву; Д. Равнодушие к пиву и салатовая окраска. 3. В анализирующем скрещивании растение гороха с желтыми семенами скрестили с рецессивной гомозиготой с зелеными семенами. В результате 50 % потомков имели желтые семена, а другие 50 % - зеленые. Какой генотип имело исследуемое растение гороха?
  • Напишите пожалуйста программу на языке Паскаль: Дано число. Если оно кратно 3, то увеличить его на 6, в противном случае обнулить.

Задача 1
Одна из пород кур отличается с укороченными ногами – доминантный признак (такие куры не разрывают огороды). Этот ген влияет также на длину клюва. При этом у гомозиготных по доминанте цыплят клюв так мал, что они не могут вылупиться из яйца и погибают. В инкубаторе хозяйства, разводящего только коротконогих кур (длинноногие куры не допускаются до размножения и отправляются на продажу), получено 3000 цыплят. Сколько среди них было коротконогих?
Решение:
1. Все имеющиеся в инкубаторе куры были гетерозиготны (так как гомозиготные коротконогие куры погибают до рождения).
2. При скрещивании между собой гетерозиготных особей образуется следующее потомство:

25% особей с генотипом АА – погибают до рождения,
50% особей с генотипом Аа – коротконогие,
25% особей с генотипом аа – длинноногие.

То есть коротконогих особей было 2/3 от всего выжившего потомства – примерно 2000 штук.
Ответ:
Коротконогих особей было 2000 штук.

Задача 2
При скрещивании между собой черных мышей всегда получается черное потомство. При скрещивании между собой желтых мышей одна треть оказывается черной, а две трети – желтой. Как можно объяснить эти результаты?
Решение:
1. Черные мыши являются гомозиготными, так как все их потомство единообразно.
2. Желтые мыши являются гетерозиготными, так как в их потомстве наблюдается расщепление. Поскольку гетерозиготные особи несут доминантный признак, то желтая окраска доминирует.
3. Желтые мыши при скрещивании между собой никогда не дают только желтых потомков. Кроме того, расщепление в их потомстве отличается от менделевского. Это позволяет предположить, что особи, гомозиготные по доминанте, не выживают.

Схема скрещивания:

Задача 3
При скрещивании зеркальных карпов между собой уже в первом поколении наблюдалось расщепление: 152 потомка были зеркальными и 78 – с нормальной чешуей. Как объяснить эти результаты? Какое потомство получится от скрещивания зеркального карпа с обыкновенным?
Решение:
1. Зеркальные карпы является гетерозиготнымы, так как в их потомстве наблюдается расщепление. Поскольку гетерозиготные особи несут доминантный признак, то зеркальная чешуя доминирует.
3. Зеркальные карпы при скрещивании между собой никогда не дают только зеркальных потомков. Кроме того, расщепление в их потомстве отличается от менделевского. Это позволяет предположить, что особи, гомозиготные по доминанте, не выживают. Анализ скрещивания подтверждает это предположение.

Схема первого скрещивания:

ак как карпы с зеркальной чешуей являются гетерозиготами, а с нормальной чешуей - гомозиготами по рецессивному признаку, то при скрещивании зеркального карпа с нормальным половина потомства будет иметь зеркальную чешую, а вторая половина - нормальную. Анализ скрещивания подтверждает это предположение.

Схема второго скрещивания:

Ответ:
Доля наследственности в развитии шизофрении равна 0,645; доля среды в развитии этого патологического признака равна 0,355.

Задача 4
У мышей ген короткохвостости в доминантном гомозиготном состоянии является летальным, вызывая гибель зародыша на ранних стадиях развития. У гетерозигот хвосты короче, чем у нормальных особей. Определить фенотипы и генотипы потомства, возникающего от скрещивания длиннохвостых и короткохвостых мышей.
Решение:
Так как короткохвостые мыши гетерозиготы, то длиннохвостые - гомозиготы по рецессивному признаку.Следовательно, пари скрещивании короткохвостых мышей с длиннохвостыми половина потомства будут короткохвостыми, а половина длиннохвостыми, так как гетерозигота даёт два типа гамет, а гомозигота - один. Анализ скрещивания подтверждает это предположение.

Схема скрещивания:

Ответ:
Короткохвостые мыши - Аа, длиннохвостые - аа.

Задача 5
Анализ потомства от скрещивания двух дрозофил с закрученными крыльями и укороченными щетинками показал наличие разных фенотипов в следующем соотношении:

4 – с закручен. крыльями, укороченными щетинками;
2 – с закручен. крыльями, нормальными щетинками;
2 – с норм. крыльями, укороченными щетинками;
1 – с норм. крыльями, нормальными щетинками.

Как объяснить полученные результаты? Каков генотип исходных мух?
Решение:
1. Среди потомков наблюдается расщепление по обоим признакам. Это указывает на то, что скрещиваемые особи были дигетерозиготными.
2. Расщепление по каждой отдельно взятой паре признаков осуществляется в пропорции 2:1. Отклонение от расщепления в пропорции 3:1 свидетельствует о том, что в обоих случаях особи, гомозиготные по доминантному признаку, погибают.
Анализ скрещивания подтверждает это предположение.

Схема скрещивания:

Ответ:
Полученные результаты можно объяснить исходя из предположения, что в данном случае наблюдается независимое наследование двух признаков, кодируемых генами, которые в гомозиготном состоянии любого доминантного гена вызывают гибель организмов.

Задача 6
У мышей ген черной окраски тела (А) доминирует над геном коричневой окраски (а). Эти гены расположены в одной паре аутосом. Длина хвоста определяется генами В и b, расположенными в другой паре хромосом. Особи с нормальной длиной хвоста имеют генотип ВВ, с укороченной – Вb. Мыши, имеющие генотип bb, погибают в эмбриональном состоянии. Какое потомство следует ожидать от скрещивания двух дигетерозиготных по этим признакам животных?
Решение:
при скрещивании дигетерозиготных особей между собой в потомстве будет наблюдаться 16 генотипов:

Схема скрещивания:

Ответ:
В потомстве будут встречаться черные особи с укороченными хвостами (ААВb и АаВb), черные с нормальными хвостами (ААВВ и АаВВ), коричневые с укороченными хвостами (ааВb) и коричневые с нормальными хвостами (ааВВ) в соотношении 6:3:2:1.

Задача 7
У каракулевых овец ген, вызывающий развитие признака ширази - серого цвета шкурки, очень дорогого меха, доминантен по отношению к гену чёрной окраски, летален в гомозиготном доминантном состоянии. В гомозиготном состоянии такие гены вызывали смерть ягнят из-за недоразвития их желудочно-кишечного тракта. Украшая новорожденного ягненка густой, красивой шерстью, ген ширази убивал его.
Укажите генотипы и фенотипы потомства при скрещивании серых овец с чёрными.
Решение:
Дано:
А - ген серой окраски меха каракуля-ширази:
а - ген чёрной окраски меха каракуля.
Серые каракулевые овцы гетерозиготны (Аа), а чёрные - гомозиготны (аа). При скрещивании будут давать жизнеспособное потомство серого и чёрного цвета в соотношении 1:1.
Анализ скрещивания подтверждает это предположение.

Схема скрещивания:

Ответ:
Ген, вызывающий развитие признака ширази, летален в гомозиготном состоянии, поэтому в помёте каждой серой овцы и чёрного барана рождаются 50% ягнят ширази и 50% черных. Все они жизнеспособны.

Задача 8
Серповидноклеточная анемия и талассемия наследуются как два признака с неполным доминированием; гены не сцеплены между собой и находятся в аутосомах. У гетерозигот по серповидноклеточной анемии, так же как и у гетерозигот по талассемии, заболевание не имеет выраженной клинической картины. Но во всех случаях носители гена талассемии или серпо- видноклеточной анемии устойчивы к малярии. У двойных гетерозигот (дигиб- риды по обеим парам анализируемых признаков) развивается микродрепаноцитарная анемия.
Гомозиготы по серповидноклеточной анемии и талассемии в подавляющем большинстве случаев умирают в детстве. Определите вероятность рождения совершенно здоровых детей в семье, где один из родителей гетерозиготен по серповидноклеточной анемии, но нормален по талассемии, а второй - гетерозиготен по талассемии, но нормален в отношении серповидноклеточной анемии.
Решение:
Оформляем условие задачи в виде таблицы:

Определяем генотипы родителей, вступающих в брак: Sstt и ssTt.

Схема скрещивания:

Ответ:
Вероятность рождения совершенно здоровых детей (sstt) в этой семье равна 25%.

Задача 9
Гетерозиготный бык голштинской породы несет рецессивный ген, вызывающий отсутствие шерсти. В гомозиготном состоянии этот ген ведет к гибели теленка.
Определите вероятность рождения нежизнеспособного теленка от скрещивания этого быка с одной из его дочерей от нормальной коровы.
Решение:
A - ген, вызывающий наличие шерстного покрова; а - ген, вызывающий отсутствие шерстного покрова.
При скрещивании гетерозиготного быка (Аа) с гомозиготной по доминантному гену коровой (АА) всё потомство будет нормальное по фенотипу, а по генотипу 1/2 телят будет Аа и 1/2 - AA.
При скрещивании гетерозиготного быка с гомозиготной дочерью всё потомство будет нормальное (1/2 Aa и 1/2 AA. При скрещивании гетерозиготного быка с гетерозиготной дочерью вероятность рождения нежизнеспособного телёнка равна 1/4 (25%).
Анализ скрещивания подтверждает это предположение.

Схема первого скрещивания:

Схема второго скрещивания:

Ответ:
При скрещивании гетерозиготного быка с гетерозиготной тёлкой вероятность рождения нежизнеспособного телёнка равна 25%.

Задача 10
У гомозиготных по хлорофильной мутации растений нарушен синтез молекулы хлорофилла. Такие растения развиваются до тех пор, пока запасы питательных веществ в семени не иссякают, поскольку они не способны к фотосинтезу. Такие растения погибают на ранней стадии развития.
Определите вероятность появления нежизнеспособного потомства при скрещивании гетерозиготных растений по данному признаку.
Решение:
H - ген, нормального синтеза хлорофилла; h - ген, вызывающий нарушение синтеза хлорофилла.
При скрещивании гетерозиготных растений (Hh) друг с другом вероятность появления нежизнеспособного потомства равна 1/4.
Анализ скрещивания подтверждает это предположение.

Схема скрещивания:

Ответ:
При скрещивании гетерозиготных растений (Hh) друг с другом вероятность появления нежизнеспособного потомства равна 1/4 (25%).

№ 4. При скрещивании между собой растения красноплодной земляники всегда дают потомство с красными плодами, а растения белоплодной – с белыми. От скрещивания этих сортов получаются растения, дающие розовые плоды. Какое потомство возникнет при скрещивании между собой растений земляники с розовыми плодами, если предположить моногенный контроль признака окраски плодов? Какое потомство получится в возвратных скрещиваниях розовоплодных растений с исходными родительскими формами?
Решение:

№ 5. При скрещивании растений ржи с фиолетовыми (благодаря присутствию антоциана) и зелеными (отсутствие пигмента) всходами в F2 было получено 4584 растения с фиолетовыми и 1501 – с зелеными всходами. Объясните расщепление. Определите генотипы исходных растений. Какой фенотип имели растения F1?
Решение:

№ 35. От скрещивания серебристо-соболиного самца норки с нормальными темными самками получили в потомстве 345 серебристо-соболиных и 325 темных норок. Величина помета составляла в среднем 5,11 щенка. При скрещивании ……………..
Решение:

№ 38. Одна порода кур отличается укороченными ногами, такие куры не разрывают огородов. Признак этот – доминантный. Контролирующий его ген вызывает одновременно также укорочение клюва. При этом у гомозиготных цыплят клюв так мал, что они не в состоянии …………………..
Решение:

№ 43. При разведении в себе черно-белых кур в потомстве, состоящем из 42 цыплят, было 20 черно-белых, 12 черных и 10 чисто белых. Как это можно объяснить? Как наследуется черно-белая окраска оперенья? Какое скрещивание следует поставить для получения только черно-белых цыплят?
Решение:

№ 62. В родильном доме в одну ночь родилось четыре младенца, имевших группы крови 0, А, В и АВ. Группы крови четырех родительских пар были: I пара – 0 и 0; II пара – АВ и 0; III пара – А и В; IV пара – В и В. Четырех младенцев можно с полной достоверностью распределить по родительским парам. Как это сделать? Каковые генотипы всех родителей и детей?
Решение:

№ 1. При скрещивании двух сортов томатов, один из которых имел желтые, а другой красные плоды, гибриды F1 имели красные плоды, а во втором поколении – 58 красных и желтых плодов. Объясните расщепление. Каковы генотипы …………….
Решение:

№ 304. У мягкой пшеницы окраска зерна определяется взаимодействием нескольких генов по типу некумулятивной полимерии. При этом может быть вовлечено разное число генов. В одном из скрещиваний краснозерной и белозерной линий в F2 наблюдалось расщепление 63/64 красных зерен: 1/64 белых зерен. По скольким генам ………
Решение:

№ 183. У пастушьей сумки форма плода зависит от двух пар полимерных генов. Растение с треугольными плодами скрещено с растением с яйцевидными плодами. В потомстве ¾ растений имели треугольные плоды и ¼ - яйцевидные. Определите генотипы родителей. Что получится от самоопыления родительского растения с треугольными плодами?
Решение:

№ 245. От скрещивания желтых длиннохвостых попугайчиков с голубыми в первом поколении все потомки оказались зелеными, а во втором – 56 зеленых, 18 голубых, 20 желтых и 6 белых. Объясните расщепление, определите генотипы птиц всех окрасок.
Решение:

№ 249 Цветовые вариации в окраске лошадей определяются различными сочетаниями аллелей трех генов: аВЕ – гнедая, АВЕ – саврасая, Аbe – соловая, aBe – бурая, abe – рыжая, AbE – булано-саврасая, …………..
Решение:

№ 267. От скрещивания белых и голубых кроликов получили в F1 28 черных крольчат, а в F2 – 67 черных, 27 голубых и 34 белых. Как наследуется черная, голубая и белая окраски шерсти у кроликов? Объясните расщепление. Определите генотипы родителей и потомков.
Решение:

№ 283. Скрещиваются два сорта льна, один из которых имел розовую окраску цветка и нормальные лепестки, а другой – белую окраску цветка и нормальные лепестки. В F1 окраска цветков розовая, лепестки нормальные. В F2 произошло расщепление: 42 розовых нормальных, ……….
Решение:

Вы можете убедиться в качестве данной работы. Часть контрольной представлена ниже:

Предлагаемый задачник включает задачи по следующим темам: молекулярная генетика (роль нуклеиновых кислот в пластическом обмене), наследование признаков при моногибридном скрещивании (I и II законы Менделя), наследование признаков при дигибридном скрещивании (III закон Менделя), наследование признаков сцепленных с полом. Задачи расположены по сложности, звездочками (*) отмечены задачи повышенной сложности.

Задачник содержит методические рекомендации, цель которых – помочь в самостоятельном освоении способов решения задач. В пособии приводятся примеры типовых задач с подробным объяснением оформления, условных обозначений и решения. Каждый тип задач предваряется кратким теоретическим материалом. Для закрепления полученных знаний предлагаются контрольные задания (Приложение 5), которые можно решать как в классе, так и дома (с последующим зачетом этой контрольной работы).

Пособие может быть использовано как при углубленном изучении биологии в школе, так и при подготовке к поступлению в вузы.

Решение задач по молекулярной генетике

Ген – это участок ДНК, кодирующий определенный белок. Малейшее изменение структуры ДНК ведет к изменениям белка, что в свою очередь изменяет цепь биохимических реакций с его участием, определяющих тот или иной признак или серию признаков.

Первичная структура белка, т.е. последовательность амнокислотных остатков, зашифрована в ДНК в виде последовательности азотистых оснований аденина (А), тимина (Т), гуанина (Г) и цитозина (Ц). Каждая аминокислота кодируется одной или несколькими последовательностями из трех нуклеотидов – триплетами. Синтезу белка предшествует перенос его кода с ДНК на информационную РНК (иРНК) – транскрипция . При транскрипции выполняется принцип дополнения, или комплементарности: А, Т, Г и Ц в ДНК соответствуют У (урацил), А, Ц и Г в иРНК. Непосредственно синтез белка, или трансляция , происходит на рибосоме: аминокислоты, подносимые к рибосоме своими транспортными РНК (тРНК), соединяются в полипептидную цепь белка соответственно триплетам оснований иРНК.

Однозначная связь между последовательностями нуклеотидов в ДНК и аминокислот в полипептидной цепи белка позволяет по одной из них определить другую. Зная изменения в ДНК, можно сказать, как изменится первичная структура белка.

Задача 1 . Фрагмент молекулы ДНК состоит из нуклеотидов, расположенных в следующей последовательности: ТАААТГГЦААЦЦ. Определите состав и последовательность аминокислот в полипептидной цепи, закодированной в этом участке гена.

Решение

Выписываем нуклеотиды ДНК и, разбивая их на триплеты, получаем кодоны цепи молекулы ДНК:
ТАА–АТГ–ГЦА–АЦЦ.
Составляем триплеты иРНК, комплементарные кодонам ДНК, и записываем их строчкой ниже:
ДНК: ТАА–АТГ–ГЦА–АЦЦ
иРНК: АУУ–УАЦ–ЦГУ–УТТ.
По таблице кодонов (Приложение 6) определяем, какая аминокислота закодирована каждым триплетом иРНК:
Иле–Тир–Арг–Трп.

Задача 2 . Фрагмент молекулы содержит аминокислоты: аспарагиновая кислота–аланин–метионин–валин. Определите:

а) какова структура участка молекулы ДНК, кодирующего эту последовательность аминокислот;
б) количество (в %) различных видов нуклеотидов в этом участке гена (в двух цепях);
в) длину этого участка гена.

Решение

а) По таблице кодонов (Приложение 6) находим триплеты иРНК, кодирующие каждую из указанных аминокислот.
Белок: Асп–Ала–Мет–Вал
иРНК: ГАЦ–ГЦА–АУГ–ГУУ
Если аминокислоте соответствуют несколькими кодонов, то можно выбрать любой из них.
Определяем строение той цепочки ДНК, которая кодировала строение иРНК. Для этого под каждым кодоном молекулы иРНК записываем комплементарный ему кодон молекулы ДНК.
1-я цепь ДНК: ЦТГ–ЦГТ–ТАЦ–ЦАА.

б) Чтобы определить количество (%) нуклеотидов в этом гене, необходимо, используя принцип комплементарности (А–Т, Г–Ц), достроить вторую цепь ДНК:
2-я цепь ДНК: ГАЦ–ГЦА–АТГ–ГТТ
Находим количество нуклеотидов (нтд): в двух цепях – 24 нтд, из них А = 6. Составляем пропорцию:
24 нтд – 100%
6 нтд – х%
х = (6x100) : 24 = 25%

По правилу Чаргаффа количество аденина в молекуле ДНК равно количеству тимина, а количество гуанина равно количеству цитозина. Поэтому:

Т = А = 25%
Т + А = 50%, следовательно
Ц + Г = 100% – 50% = 50%.
Ц = Г = 25%.

в) Молекула ДНК всегда двухцепочечная, ее длина равна длине одной цепи. Длина каждого нуклеотида составляет 0,34 нм, следовательно:
12 нтд x 0,34 = 4,08 нм.

Задача 3 . Молекулярная масса белка Х равна 50 тыс. дальтонов (50 кДа). Определите длину соответствующего гена.

Примечание . Среднюю молекулярную массу одной аминокислоты можно принять равной 100 Да, а одного нуклеотида – 345 Да.

Решение

Белок Х состоит из 50 000: 100 = 500 аминокислот.
Одна из цепей гена, кодирующего белок X, должна состоять из 500 триплетов, или 500 x 3 = 1500 нтд.
Длина такой цепи ДНК равна 1500 x 0,34 нм = 510 нм. Такова же длина гена (двухцепочечного участка ДНК).

Решение задач по общей генетике

Основные понятия и символы

    Ген – участок молекулы ДНК в хромосоме, содержащий информацию о первичной структуре одного белка; гены всегда парные.

    Генотип – совокупность всех генов организма.

    Фенотип – совокупность всех внешних признаков организма.

    Гибрид – организм, сформировавшийся в результате скрещивания особей, различающихся по ряду признаков.

    Альтернативные признаки – контрастные признаки (белый – черный, желтый – зеленый).

    Локус – местоположение гена в хромосоме.

    Аллельные гены – два гена, занимающие одинаковые локусы в гомологичных хромосомах и определяющие альтернативные признаки.

    Неаллельные гены – гены, занимающие разные локусы в хромосомах.

    Признаки, наследуемые по Менделю, – наиболее часто встречающиеся в решении задач (Приложение 7).

Аллельные гены могут находиться в двух состояниях: доминантном , обозначаемом прописной буквой латинского алфавита (А , В , С и т.д.), или рецессивном , обозначаемом строчной буквой (а , b , с и т.д.).

Организмы, имеющие одинаковые аллели одного гена, например доминантные (АА ) или рецессивные (аа ), называются гомозиготными . Они дают один сорт гамет (А ) или (а ).

Организмы, имеющие разные аллели одного гена (Аа ), называются гетерозиготными . Они дают два сорта гамет (А и а ).

Символы :

х – скрещивание организмов;
Р – родители;
F – дети; индекс означает номер поколения: F 1 , F 2 , F n и т.д.;
Г – гаметы родителей или половые клетки;
– «щит и копье Марса», мужской пол;
– «зеркало Венеры», женский пол.

Этапы решения задач

1. Запись генотипов и фенотипов родителей.
2. Запись возможных типов гамет у каждого родителя.
3. Запись возможных типов зигот.
4. Подсчет соотношения генотипов и фенотипов потомства.

1. Графический способ:

2. Алгебраический способ:

F 1 (В + b ) (В + b )
F 2 = BB + 2Bb + bb

3. Решетка Пеннета:

Моногибридное скрещивание

Решение задач на моногибридное скрещивание включает анализ наследования признаков, определяемых лишь одной парой аллельных генов. Мендель определил, что при скрещивании гомозиготных особей, отличающихся одной парой признаков, все потомство фенотипически единообразно (I закон Менделя).

При полном доминировании гибриды I поколения обладают признаками только одного из родителей, поскольку в этом случае проявление гена А в аллельной паре не зависит от присутствия другого гена а (аллель а не проявляется, поэтому ее называют рецессивной), и гетерозиготы (Аа ) фенотипически не отличаются от гомозигот (АА ).

При скрещивании моногибридов во втором поколении происходит расщепление признаков на исходные родительские в отношении 3: 1 по фенотипу и 1: 2: 1 по генотипу (II закон Менделя): 3/4 потомков имеют признаки, обусловленные доминантным геном, 1/4 – признак рецессивного гена.

Задача 1. Определите генотипы и фенотипы потомства кареглазых гетерозиготных родителей.

Дано:

А – карие глаза
а голубые глаза
Определить: F 1

Решение

Гетерозиготные кареглазые родители Аа

Происходит расщепление признаков, согласно II закону Менделя:

по фенотипу 3: 1
по генотипу 1: 2: 1

Задача 2. Найти соотношение гладких и морщинистых семян у гороха в первом поколении, полученном при опылении растений с морщинистыми семенами пыльцой гомозиготных растений с гладкими семенами.

Дано:

А – гладкие семена
a – морщинистые семена
Определить: F 1

Решение

Согласно I закону Менделя все семена гладкие.
Возможна и другая запись.

Гомозиготы по данной паре признаков образуют один сорт гамет:

При неполном доминировании функционируют оба гена, поэтому фенотип гибридов отличается от гомозигот по обоим аллелям (АА и аа ) промежуточным проявлением признака, и во втором поколении происходит расщепление на три класса в отношении 1:2:1 как по генотипу, так и по фенотипу.

Задача 3 . Растения красноплодного крыжовника при скрещивании между собой дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодного крыжовника – белыми. В результате скрещивания обоих сортов друг с другом получаются розовые плоды.

1. Какое потомство получится при скрещивании между собой гетерозиготных растений крыжовника с розовыми плодамиx

2. Какое потомство получится, если опылить красноплодный крыжовник пыльцой гибридного крыжовника с розовыми плодамиx

Дано:

А – красная окраска плодов
а – белая окраска плодов
F 1 – x

Решение

Ответ: при скрещивании гибридных растений с розовыми плодами в потомстве происходит расщепление в соотношении по фенотипу и генотипу 1:2:1.

При скрещивании красноплодного крыжовника с розовоплодным в потомстве получится расщепление по фенотипу и генотипу в соотношении 1:1.

В генетике часто используют анализирующее скрещивание . Это скрещивание гибрида, генотип которого неясен, с гомозиготной особью по рецессивным генам аллеля. Расщепление в потомстве по признаку происходит в соотношении 1:1.

Дигибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание – это скрещивание, при котором организмы отличаются двумя парами альтернативных признаков. Гибриды, полученные от такого скрещивания, называются дигетерозиготами. При скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум и более парам признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях. При дигибридном скрещивании двух дигетерозигот (особей F 1) между собой во втором поколении гибридов (F 2) будет наблюдаться расщепление признаков по фенотипу в соотношении 9:3:3:1 (III закон Менделя). Это соотношение фенотипов – результат наложения двух моногибридных расщеплений:
, где «n» – число пар признаков.
Число возможных вариантов гамет равно 2 n , где n – число гетерозиготных пар генов в геноме, а 2 – возможное число гамет у моногибридов.

Примеры

Образование четырех сортов гамет возможно, т.к. в мейозе (профаза I) происходит конъюгация и кроссинговер хромосом.

Задача 4 . Какими признаками будут обладать гибридные абрикосы, полученные в результате опыления дигомозиготных красноплодных растений нормального роста, пыльцой желтоплодных карликовых растенийx Какой результат даст дальнейшее скрещивание таких гибридовx

Дано:

А – красная окраска плодов
а – желтая окраска плодов
В – нормальный рост
b – карликовый рост

Определить: F 1 и F 2

Решение

Ответ: при скрещивании гибридов в F 2 произойдет расщепление в соотношении:

9/16 – красноплодные, нормальный рост;
3/16 – красноплодные, карликовый рост;
3/16 – желтоплодные, нормальный рост;
1/16 – желтоплодные, карликовый рост.

Продолжение следует

Летальные гены в гомозиготном состоянии могут вызывать гибель потомства еще до рождения. При этом другие генотипы выживают. Как и при кодоминировании, в данном случае образуется три фенотипических класса, но один из фенотипов не проявляется, так как особи, несущие летальные гены, погибают. Поэтому расщепление в потомстве отличается от менделевского.

Задача 8-1

Одна из пород кур отличается укороченными ногами – доминантный признак (такие куры не разрывают огороды). Этот ген влияет также на длину клюва. При этом у гомозиготных по доминанте цыплят клюв так мал, что они не могут вылупиться из яйца и погибают. В инкубаторе хозяйства, разводящего только коротконогих кур (длинноногие куры не допускаются до размножения и отправляются на продажу), получено 3000 цыплят. Сколько среди них было коротконогих?

  1. Все имеющиеся в инкубаторе куры были гетерозиготны (так как гомозиготные коротконогие куры погибают до рождения).
  2. При скрещивании между собой гетерозиготных особей образуется следующее потомство:
    25% особей с генотипом АА – погибают до рождения,
    50% особей с генотипом Аа – коротконогие, 25% особей с генотипом аа – длинноногие.

То есть коротконогих особей было 2/3 от всего выжившего потомства – примерно 2000 штук.

Задача 8-2

При скрещивании между собой черных мышей всегда получается черное потомство. При скрещивании между собой желтых мышей одна треть оказывается черной, а две трети – желтой. Как можно объяснить эти результаты?

  1. Черные мыши являются гомозиготными, так как все их потомство единообразно.
  2. Желтые мыши являются гетерозиготными, так как в их потомстве наблюдается расщепление. Поскольку гетерозиготные особи несут доминантный признак, то желтая окраска доминирует.
  3. Желтые мыши при скрещивании между собой никогда не дают только желтых потомков. Кроме того, расщепление в их потомстве отличается от менделевского. Это позволяет предположить, что особи, гомозиготные по доминанте, не выживают. Анализ скрещивания подтверждает это предположение.

Схема скрещивания

Задача 8-3

Что будет, если предположить, что у организма возникнет летальная мутация, при которой будут погибать только гетерозиготные особи, а гомозиготные особи останутся жизнеспособными?

Задача 8-4

У мышей ген короткохвостости в доминантном состоянии является летальным, вызывая гибель зародыша на ранних стадиях развития. У гетерозигот хвосты короче, чем у нормальных особей. Определить фенотипы и генотипы потомства, возникающего от скрещивания длиннохвостых и короткохвостых мышей.

Задача 8-5

При скрещивании зеркальных карпов между собой уже в первом поколении наблюдалось расщепление: 152 потомка были зеркальными и 78 – с нормальной чешуей. Как объяснить эти результаты? Какое потомство получится от скрещивания зеркального карпа с обыкновенным?